Характеристика Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»

Характеристика Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»Одним из самых ярких образов, созданных Тургеневым в романе «Отцы и дети» является образ Базарова. Один из главных героев произведения, он появляется в романе на первых страницах, вместе с Аркадием Кирсановым приехав в имение прогостить.

Внешность

В романе Евгений Васильевич Базаров предстает в длинном балахоне с кистями. Отцу Аркадия представился ленивым голосом, в котором не было ни тени почтения к возрасту Кирсанова-старшего. Тургенев так рисует портрет Базарова:

Характеристика Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»

Тонкие губы, длинные и густые волосы, выпуклый просторный череп завершают облик Базарова. Он небрежен во всем: в манере говорить, одеваться, в общении. Говорит отрывисто, и словно, нехотя.

Евгению около 30 лет. Аркадий младше его, и старается во всем подражать Базарову, преклоняется перед ним.

Занятия и мировоззрения Базарова

Главный предмет его изучений – естественные науки. Он и здесь, в имении Кирсановых продолжает ставить опыты. Он стремится стать хорошим доктором, а потому изучает анатомию не только на теории, но и на практике. Он препарирует лягушек, и по их строению делает выводы о функционировании органов человека.

Делая характеристику Базарова, следует отметить, что Евгений принадлежит к дворянскому сословию. Его отец – военный врач и сын дьячка. Мать – потомственная дворянка, владела небольшим имением и 15 душами крестьян. Но он не считает себя дворянином и открещивается от дворянского сословия, считает дворянство бесполезным. Аркадию он говорит:

Характеристика Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»

В это время Аркадий рассказывает отцу и дяде о нигилистических воззрениях Базарова.

Характеристика Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»

Сам Евгений Васильевич о своих мировоззрениях говорит так:

Характеристика Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»

Базаров не одобряет того, что Павел Петрович следит за собой так, словно он собирается предстать в свете, хотя они живут в деревне. Павел Петрович в свою очередь отнесся к Базарову с едва скрываемым раздражением. За обедом между ними не раз вспыхивали ссоры, и даже дело дошло однажды до дуэли.

Базаров весьма внимательный. За короткое время он изучил состояние имения Кирсановых, приметил, что их мужики хитры и ленивы, а скот и лошади в плачевном состоянии. Своими наблюдениями он поделился с Аркадием.

Взаимоотношения с людьми

Базаров имел обыкновение рано вставать и гулять по окрестностям. В первое же утро он подружился с крестьянскими ребятишками. Он обладал способностью притягивать, располагать к себе людей, особенно низшего сословия, хоть и держался с ними небрежно. Тут же он поручил своим юным приятелям поймать лягушек.

У Базарова сложились теплые отношения с Фенечкой. Маленький Митя, сын Фенечки, тоже с доверием отнесся к Евгению Васильевичу, не стал противиться, когда тот взял его на руки. Дворовые Кирсановых видели в Базарове своего, не барина. Только Прокофьич не любил Базарова, а Павел Петрович и вовсе его возненавидел.

Базаров прекрасно знает, что его ждут дома старушка мать и отец, однако, разъезжая по гостям, он не торопится домой, порадовать своих близких. А когда все-таки приехал, то ненадолго.

Бедный отец был вынужден сдерживать чувства, подстраиваясь под Евгения, страдать в глубине души, когда он вместе с Аркадием уехал на следующий день.

Евгений влюбляется в Одинцову, но запрещает себе любить, закрывается от чувства, и тем самым причиняет страдания Анне Сергеевне и страдает сам.

Когда обращаешь внимание на то, как он общается с людьми, и относится к ним, складывается мнение, что он попросту использует их.

Он отрицает искусства, поднимает на смех отца Аркадия, Николая Петровича, За то, что тот играет на виолончели. Он заставляет страдать своих родителей, боясь лишний раз сказать, что любит их, выразить радость встречи.

Наконец, он мог не сидеть в имении Кирсановых, а поехать домой, где его любят и где его ждали.

Базаров – это еще один тип лишних людей, человек без будущего. Очевидно, поэтому Тургенев заканчивает роман его смертью. И в самом деле, с уходом Базарова в мир иной, когда прекращается его влияние на Аркадия, у того начинает складываться жизнь. Он женится на сестре Анны Сергеевны, Кате.

Характеристика Евгения Базарова в романе "Отцы и дети"

Меню статьи:

Образ Евгения Базарова уникален тем, что он сочетает в себе черты безграничного ума и безрассудства. Базаров – глашатай новых порядков и новой философии.

Биография и семья Евгения Базарова

Социальное положение Базарова очень затруднительное. Связано оно не с родом деятельности молодого человека, а с его происхождением. Евгений Базаров родился в семье отставного «штабс- лекаря» и дворянки. Этот факт оказывается губительным для молодого человека – он находится на границе между миром простых мужиков и аристократии.

Высшее общество не воспринимает его из-за незнатного происхождения отца, а простые люди считают его на ступень выше себя.

И хотя мужики благосклонно относятся к нему, его появление проносит в их жизнь меньше смущения, чем аристократа, они не ощущают привычной скованности и смущения, при этом абсолютно своим Базарова мужики не считают в «их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового».

Характеристика Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»
Отец рано заметил пристрастие сына к естественным наукам и способствовал развитию его знаний в этой области. Позже, Евгений, продолжает дело отца и поступает на лекаря. «Я, будущий лекарь» – говорит Базаров.

Он не испытывает особой любви к медицине, но возможность заниматься исследованиями спасают ситуацию. Благодаря своим опытам и бесконечными часами за микроскопом, Базаров достигает внушительных результатов и становится подающим большие надежды в развитии медицины и естественных наук молодым человеком.

Родители души не чают в Евгении – он единственный ребенок в семье, к тому же очень талантливый и умный – повод для гордости.

Мать очень скучает по сыну, но Базаров не спешит ответить взаимностью – он любит своих родителей, но его любовь не похожа на общепринятую, она лишена нежности и ласки, больше похожа на уважение.

Родителей печалит такое отношение по отношению к себе, но изменить его они не в состоянии.

Отец считает, что это необходимая мера в жизни Евгения – он должен быть в обществе, и только тогда сможет достичь чего-то в жизни.

Внешность Евгения Базарова

Евгений Базаров – очень обаятельный человек. Он молод и красив. Высокого роста и стройной комплекции.

Лицо его было «Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Тонкие губы, темные брови и серые глаза – его лицо привлекательное. Волосы его были «темно-белокурые», густые и длинные.

Руки его были похожи на руки музыкантов – утонченные, с длинными пальцами.

Базаров не следил за модой. Его одежда не отличается новизной. Она уже порядком поношена и далеко не в идеальном состоянии. Этот факт не смущает Евгения. Он не высказывает неудовольствия своим костюмом.

Отношение к другим людям

Базаров не отличается дружелюбием, но при этом и не настроен изначально враждебно по отношению к другим. Ему не свойственно привязываться к другим людям, он легко расстается с ними.

Сложные отношения у него складываются с Павлом Петровичем Кирсановым – дядей друга. Павел Петрович – классический представитель высшего общества.

Он аристократ от корней волос до пят – его манера держаться в обществе, одеваться, следить за своей внешности – все соответствует идеалу.

Евгений Базаров считает аристократическое существование в классическом его проявлении пустым и бесполезным, поэтому конфликт этих героев был предсказуем.

Базаров уверен в своей правоте и держится довольно сдержанно и надменно. Павел Петрович возмущен поведением молодого человека и время от времени срывается. Апогеем их конфликта становиться дуэль. Исходя из официальной версии, причиной стали идеологические разногласия.

На самом же деле, это всего лишь отговорка – Кирсанов стал свидетелем поцелуя Фени (возлюбленной и матери сына Николая Петровича – своего брата) и Евгения Базарова. Евгений не чувствует угрызений совести за свой поступок. Для него это ничего не значащее действие. Для Павла Петровича – это оскорбление.

Его брат принял этого человека у себя в доме, а тот отплатил ему неблагодарностью.

Характеристика Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»
На дуэли Базаров ведет себя спокойно, он много шутит, и стреляет в соперника, не целясь в него. После дуэли Евгений понимает, что больше не должен находиться в поместье Кирсановых и уезжает.

Сложные отношения у него и с Аркадием Кирсановым – своим другом. В начале романа Аркадий в восхищении от своего знакомого, он его негласный учитель. Жизнь в родительском поместье открыла глаза на многие отрицательные стороны друга.

Евгений готов резко критиковать всех без разницы, когда дело касалось знакомых – это не задевало Аркадия, но когда объектами критики стали его родные – отец и дядя, отношение в Базарову начинает постепенно меняется в худшую сторону.

Со стороны Базарова подобное поведение было проявлением крайне невоспитанным и не толерантным.

Для Аркадия семья всегда была чем-то священным, Базаров же взялся за запретное. Кирсанов мягко защищает своих родных, пытается убедить, что и отец, и дядя хорошие люди, они очень изменились под влиянием определенных жизненных трагедий.

«От всего готов отказаться человек, со всяким предрассудком расстанется; но сознаться, что, например, брат, который чужие платки крадет, вор, – это свыше его сил» – делает вывод Базаров. Такое положение вещей шокирует Аркадия. Авторитет Евгения тает, как снег на солнце.

Базаров – грубый и жестокий человек, он готов переступить через всех, даже через тех, кого еще вчера он называл своими друзьями.

К женщинам Евгений относится пренебрежительно и даже не пытается этого скрыть. «Ведь вы нас всех презираете» – говорит ему Одинцова и это сущая правда.

Характеристика Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»
Независимо от социального статуса и положения в обществе Базаров именует всех женщин грубым словом «баба».

Молодой человек считает, что женщины нужны только с физиологической точки зрения – больше ни на что они не годны: «Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца». Мужчины же, которые славят женщин и позволяют им повелевать собой не стоят и выеденного яйца.

Читайте также:  Отец Вареньки в рассказе «После бала» (Л.Н. Толстой)

Философия Евгения Базарова

Евгений Базаров – представитель уникального философского течения – нигилизма. Он, как и все нигилисты, яро противостоит всему, что связано с аристократией и высшим обществом.

«Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным» – говорит Базаров, имея в виду развенчание общепринятых принципов и постулатов. «Отрицание» становится ключевым понятием его мировоззрения.

«В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем…».

Базаров отрицает любые принципы: «Принципов вообще нет… а есть ощущения. Все от них зависит».

Мерилом добропорядочности он считает полезность обществу – чем больше пользы приносит человек окружающим, тем лучше.

Исходя из такой позиции, Базаров отвергает необходимость любого вида искусства: «Рафаэль гроша медного не стоит, а русские художники и того меньше». Он считает деятелей науки намного важнее, чем литераторов, художников и скульпторов: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

Необычный у него взгляд на проблемы нравственности и воспитания человека. Негативные качества он сравнивает с болезнями. «Нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет»- говорит он.

Характеристика личности

В романе время от времени персонажи называют Базарова «простым человеком». Такая коннотация выглядит очень странной в виду того, что Евгений обладает сложным характером. На самом деле, эпитет, который стал для Евгения постоянным, касается бытовой части жизни.

Когда окружающий говорят о Базарове, что он человек простой, то имеют в виду, что Базаров не любит церемоний, он не привык к роскоши, и спокойно воспринимает отсутствие комфортных условий.

Объяснение этому очень простое – Евгений всегда жил бедно, он равнодушен к роскоши и не стремится начинать привыкать к излишнему комфорту.

Базаров не любит нежностей в нем «всякого рода «объяснения» и «изъявления» постоянно возбуждали нетерпеливое чувство».

В затруднительных ситуациях Базаров умеет быстро привести мысли в порядок и не упасть лицом в грязь: «не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно».

Евгений отрицает риторику, для него умение красиво говорить становится негативной характеристикой человека. «Я нахожу, что говорить красиво – неприлично» – говорит он.

Наряду с отрицанием искусства Базаров отвергает и романтику отношений. Он утверждает, что нет никаких влюбленных взглядов – это все чушь и ерунда. «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения».

Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Одинцовой

Легко было отрицать любую привязанность и влюбленность, когда сам не испытал подобного чувства. Встреча Базарова с Одинцовой была подобна грому среди ясного неба. Евгений впервые ощутил влияние любви. Анна Сергеевна полностью пленила мысли молодого врача.

Как ни старался Евгений не думать о ней, у него ничего не получалось. Базаров видит, что его чувства взаимны и, в конце концов, решается на признание: « Базаров стоял к ней спиною. – Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно. Вот чего вы добились».

Анна Сергеевна не решается ответить взаимностью – она влюблена, но не готова привнести изменения в свою жизнь.

Смерть Базарова

К концу романа Евгений Базаров оказывается в крайне затруднительном положении – он окончательно рассорился с Аркадием Кирсановым, его отвергла Одинцова.

У него не осталось друзей, к которым бы он мог поехать, поэтому Евгений возвращается к родителям в свое имение.

Там он порядком скучает, а затем принимается помогать отцу и вскоре преуспевает как врач.Случайность определила его будущее – он инфицируется от больного тифом.

Базаров осознает, что его смерть не за горами. «Через несколько дней ты меня хоронить будешь» – говорит он отцу. « К вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер».

Таким образом, личность Евгения Базарова глубоко симпатична как автору романа, так и читателям. Тургенев изображает перед нами обычного человека, который сделал себя сам. И это воодушевляет. Мы принимаем во внимание, что ни один человек не идеален – у каждого есть своя светлая и темная сторона. Базаров осознает свои недостатки, и именно потому его образ притягательный и милый.

Базаров и родители

Базаров любит своих родителей, но он не воспринимает их тоскливый образ жизни. У Евгения отношения с родители прохладные. Он никогда не было желания дольше задержаться дома, всегда стремился куда нибудь уехать. Мать для Базарова была всего лишь домохозяйка. Он иронично относится к ее наивной простоте, набожности.

Она не может быть достойным собеседником для него.  Отец его очень любит и гордиться своим сыном: “А я, Аркадий Николаич, не только боготворю его, я горжусь им ”. У Базарова не было хороших преданных друзей, но были временные посетители в его жизни.

  После смерти Базарова родители скорбно доживают свой век, навещая могилу сына.

Образ жизни и привычки

Базаров ведет активный образ жизни. Он любит проводить опыты над лягушками, он в этом развивается так учиться на доктора. “Базаров привез с собой микроскоп и по целым часам с ним возился”.

Обществе аристократов ведет себя сдержанно и старается не вмешиваться в их беседы. Базаров любит хорошо поесть и выпить в больших количествах. 

Характеристика Базарова в цитатах

Возраст Базарова , около 30 лет. Он старше Аркадия, и примерно одного возраста с Одинцовой, которой 28 лет.

 “…мы оба уже не первой молодости, особенно я…” 

“…на что мне моя молодость? Живу я один, бобылем…”

Описание внешности Базарова.

 “…человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями…”

“Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам…” 

“Не правда ли, какое у него славное лицо?..”

“Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум…” 

“…в энергической по-прежнему, но осунувшейся фигуре…”

Евгений Базаров, не относит себя к числу дворян, хоть он и есть дворянин по маминой линии.

“Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки.”

Евгений бедный,  гордый человек.

 “Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал…”

Базаров занимается естественными науками.

 “Главный предмет его – естественные науки. Да он все знает…” 

 “…он принялся за своих лягушек, за инфузории, за химические составы и все возился с ними…”

Евгений учится на доктора.

 “Он в будущем году хочет держать на доктора…” 

“А! он по медицинскому факультету…” 

У Базаров небрежные манеры.

 “ Все в доме привыкли к нему, к его небрежным манерам, к его немного сложным и отрывочным речам. “

Он самоуверенный человек.

“…показал Николаю Петровичу все свое лицо. …оно… выражало самоуверенность и ум…”

 “И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант!”

Базаровым легок в общении  с окружающими людьми, не любит “церемоний”

  •  “Он чудесный малый, такой простой – ты увидишь…”
  • “…чувствовала в Базарове отсутствие всего дворянского, всего того высшего, что и привлекает и пугает…” 
  • “Главное, не надо обращать на него внимания: он церемоний не любит…”
  • “Разве вы не знаете сами, что изящная сторона жизни мне недоступна…” 

Он является насмешливым, ироничным человеком, любит шутить.

  1.  “…Базаров, который лишь изредка вставлял в разговор насмешливое слово…” 
  2. “…он тотчас же встряхнул головой, иронически поздравил себя «с формальным поступлением в селадоны”.
  3. “…он пришел и, по обыкновению полушутя, полузевая, просидел у ней…” “Вам все желательно шутить, – ответил Павел Петрович…” 
  4. “Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал…” 

Интересные факты

  • В сценарий ввели сцену, в которой Анна дарит Базарову кольцо. В тексте этот момент отсутствует, но он был введен, чтобы подчеркнуть внутреннее сходство Базарова с Павлом Петровичем.
  • Режиссер Авдотья Смирнова изначально собиралась отдать роль Павла Кирсанова собственному отцу, актеру и режиссеру Андрею Смирнову.
  • Посуду и обои, которые зритель видит в кадре, создавали специально для съемок, чтобы те соответствовали духу времени.
  • Одной из сотрудниц музея в имении Тургенева , сыграло роль сына Фенечки десяти месячное дитя.

Евгений Базаров («Отцы и дети»)

Евгений Базаров, главный герой романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» — представитель молодого поколения середины девятнадцатого века. Характеристика образа Базарова неоднозначна, поэтому у читателей могут быть об этом герое совершенно противоположные мнения.

Евгений учится на доктора, ценит только полезные дела, презирает чувствительность, красноречие, поэзию, искусство. Для него не существует красоты, главным в жизни он считает пользу и разумность. Он не признаёт авторитетов, резок в своих суждениях и считает себя всегда правым.

Портрет: описание внешности, характеристика речи

Евгений Базаров — высокий молодой человек с умным, самоуверенным выражением худого, длинного лица. Глаза у него большие, зеленоватые, лоб широкий, губы тонкие. Длинные, густые тёмно-белокурые волосы не скрывают крупных выпуклостей черепа. На щеках Евгений отрастил бакенбарды песочного цвета.

Голос у него мужественный, когда этот герой говорил, «в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое». Речи Евгения ленивы, немногосложны, он не любит рассуждать на отвлечённые темы, говорит только по делу и терпеть не может красивых фраз.

Происхождение, образование

Отец Базарова — отставной армейский хирург, а мать — небогатая дворянка. Они были религиозны, а их сын, к их огорчению, отрёкся от веры.

Родители очень любили Евгения и постарались дать ему хорошее образование. В университете он изучал естественные науки и собирался держать экзамен на доктора.

Нигилистические взгляды героя

Евгений Базаров предстаёт перед читателями очень гордым и крайне самоуверенным человеком. Для него нет авторитетов, он полностью уверен в своём превосходстве над другими персонажами романа и, в первую очередь, над Павлом Петровичем Кирсановым.

Читайте также:  Иван хемницер - милостивой государыне марье алексеевне дьяковой: читать стих, текст стихотворения поэта классика

Главный герой романа отрицает все общепринятые нормы и ценности: он не признаёт искусство, равнодушен к любви, к красоте природы. По его мнению, окружающий мир является лишь средством для достижения человеком определённых целей, особой мастерской для учёных. Сам он постоянно проводит различные опыты и испытания.

Любые проявления чувств Базаровым также осуждаются: дружба для него не более чем приятельство, а любовь не более чем физиологическое влечение. Герой уверен, что время романтизма канула в Лету и наступило время дельных людей.

Он считает, что человек должен делать полезные дела, а не витать в облаках. Приоритетом для него была не красота, а польза. Евгений желает быть полезным обществу: поэтому он связывает свою жизнь с наукой, а именно — медициной.

Взаимоотношения Базарова с другими персонажами

Самонадеянность Базарова отражается на его поведении и манере общения с людьми: он запросто может начать диалог, но, кажется, не особо заинтересован в его развитии, по сути, этого человека вообще сложно увлечь чем-то по-настоящему.

Кроме того, герой ведёт себя весьма развязно, возможно, из-за своего происхождения: он занимает промежуточное место между дворянами и простыми людьми, а потому, не всегда комфортно чувствует себя с теми, кто превосходит его в социальном статусе.

Силясь скрыть это, Базаров прикрывается маской безразличия и небрежности.

Главным антагонистом главного героя среди персонажей является Павел Петрович Кирсанов, представитель старого русского дворянства, которое, по мнению Базарова, давно изжило себя.

Павел Петрович презирает молодого нигилиста, считает его самовлюблённым, дерзким гордецом и нахалом. Евгений, в свою очередь, тоже презирает Павла Петровича, ведущего праздный образ жизни.

Когда тот рассуждал о важности чувства собственного достоинства аристократов, Базаров сказал ему, что от того, что вы уважаете себя, для общественного блага нет никакой пользы.

Николай Петрович Кирсанов, в своём немолодом возрасте оставшийся чувствительным человеком, любящим поэзию и музыку, вызывает у Базарова сожаление.

Он считает, что то, что Николай Петрович читает стихи Пушкина и играет на виолончели — «это никуда не годится». Евгений посоветовал Аркадию дать его отцу почитать какую-нибудь дельную книгу, например, «Материю и силу» Бюхнера.

Николай Петрович уважает Евгения, считает его очень умным, знающим человеком.

Аркадий тоже уважает своего старшего друга, разделяет его убеждения, гордится дружбой с ним. А Базаров считает Аркадия человеком робким, с нежной душой. Для Евгения его друг — «либеральный барич», способный только говорить красиво.

С пренебрежением относится Базаров и к Ситникову и Куклину, понимая, что их увлечение нигилизмом поверхностно, что для них это своеобразная дань моде.

Отца и мать Евгений любит, но скучает в их обществе, так как они ему неинтересны. Родители обожают своего единственного сына, отец гордится его умом, а мать даже немного побаивается сына.

Фенечка, слуги Кирсановых, дворовые мальчишки относятся к Базарову с симпатией и доверием. Но в глазах мужиков он был вроде шута горохового, хотя полагал, что понимает их и знает, как с ними общаться. Мужики слушали и говорили с ним снисходительно. Они были уверены, что он ничего не смыслит в их жизни.

Взаимоотношения Базарова и Одинцовой заслуживают более подробного рассмотрения.

Базаров и Одинцова

История любви Базарова к молодой помещице Анне Сергеевне Одинцовой составляет центр романа. Встреча Евгения с этой героиней как бы делит роман на две части. В первой части перед нами Базаров предстаёт самоуверенным, сильным духом человеком, а во второй части ему пришлось бороться со своим чувством любви к Анне Сергеевне.

Базаров был уверен, что любовь — чепуха, романтизм, художество, но жизнь оказалась сильнее этих теоретических взглядов. Отрицая существование настоящей любви, Евгений вдруг сам влюбляется и с ужасом осознает, что он довольно романтичный человек.

Его железная воля и могучий разум оказались побеждены любовью, которую он отрицал. Трагедия Базарова не только в том, что его любовь осталась безответной, но и в том, что она была сильнейшим ударом по нигилистическим воззрениям героя.

В разговорах с Одинцовой он с презрением отзывался о романтиках, но понимал, что сам он стал относиться к ней как романтик, от этого его охватывало негодование, и он старался победить любовь усилием воли.

Базаров начинает понимать, что все его рассуждения не стали чем-то большим, чем просто слова, они попросту не выдержали испытания реальной жизнью.

Он находит в себе силы, признать, что нигилизм оказался ложной теорией.

Это особенно видно в последнем эпизоде романа: теперь уже Базаров не представляется гениальным человеком, гигантом философской мысли.

Он сам вдруг понимает, как далёк от тщательно создаваемого им образа. Перед смертью Базаров окончательно понял, что стихия жизни сильнее всяких теорий и признался Анне Сергеевне, что любил её.

Характер Базарова

К положительным чертам характера Базарова относится трудолюбие, интерес к науке (эти качества он перенял от отца). Он презирает паразитический образ жизни, фразёрство, уважает крестьян. Этот герой привык трудиться и зарабатывать на жизнь честным трудом: он резко порицает праздное времяпровождение, не любит балы и светские вечера, никогда не танцует.

К отрицательным чертам характера героя можно отнести его излишнюю бескомпромиссность, циничность, пренебрежение к любви, поэзии, искусству и философии.

Противоречивость характера Базарова состоит в том, что этот герой и созидатель (он деятелен, трудолюбив, занимается наукой), и разрушитель (отрицает авторитеты и всё прекрасное, что есть в жизни).

Заключение

Образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» — это образ бунтаря, появившийся на сломе эпох, когда одна общественная сила (демократы) сменяет другую (аристократов).

Автор показал, что крайние взгляды героя на жизнь, нигилистические убеждения вступили в борьбу с его человеческой природой.

И победа в этой борьбе осталась за натурой Базарова, а не за его сознательными убеждениями.

Характеристика Евгения Базарова в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Мать Базарова, Арина Власьевна, — женщина очень чувствительная и набожная, истово верящая в приметы; ей бы «следовало жить лет за двести в старо-московские времена».

Она «очень добра и, по-своему, вовсе не глупа», но все ее образование исчерпывалось одним, в молодости прочитанным сентиментальным романом, клавикордами и поверхностно усвоенным французским языком, которые со временем сменились усердными хлопотами по хозяйству. «Сына своего она любила и боялась несказанно…

» 

Отец Базарова некогда служил в бригаде генерала Кирсанова, дяди Аркадия, знавал и полководца Витгенштейна, и поэта Жуковского, и многих декабристов, хотя меж ними, разумеется, пролегала заметная социальная дистанция.

Как «с надменною гордостию» подчеркивает Базаров, его дед со стороны матери был дьячком и «землю пахал», но другой его дед был секунд-майором, служившим при Суворове. По роду службы отца семья часто переезжала, пока не осела в маленькой родовой деревушке. Родители Базарова живут в небольшом домике, но не нуждаются.

Василий Иванович, удалившись от дел, бесплатно лечит окрестных мужиков и по возможности следит за новостями в медицине. Сына своего он «боготворит». Все честолюбие старика, по его признанию, заключается в том, чтобы со временем в биографии сына (Василий Иванович твердо уверен, что рано или поздно его Евгений прославится) было написано: «Сын простого штаб-лекаря, который, однако, рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания…» 

Отношение самого Базарова к родителям неоднозначно: он, несомненно, любит их, хотя и скрывает это чувство за грубоватой иронией. В известной степени он даже завидует родителям. «…Они… заняты и не беспокоятся о собственном ничтожестве, оно им не смердит… а я… чувствую только скуку и злость». «Воспоминания детства, – отмечает Тургенев, – не имели власти над ним». 

Возможно, что именно пример родителей послужил для Базарова стимулом ухода в другую жизнь. «Как посмотришь этак сбоку да издали на глухую жизнь, какую ведут здесь “отцы”, кажется: чего лучше? Ешь, пей и знай, что поступаешь самым правильным, самым разумным манером. Ан нет; тоска одолеет. Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними». 

Базарова трудно назвать красивым. Лицо его «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Руки у него большие, красные и шершавые. 

В любой обстановке Базаров держится спокойно и уверенно. Так, при первой встрече с отцом Аркадия он говорит «ленивым, но мужественным голосом», а со слугами и вовсе не церемонится («…Поворачивайся, толстобородый!» – обратился Базаров к ямщику).

И дворовых это вовсе не обижает. Слуги и мальчишки в доме Кирсановых очень скоро привязались к Базарову, поскольку он «владел особенным умением возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя никогда не потакал им и обходился с ними небрежно».

Даже сын Фенечки охотно идет к Базарову на руки. 

Иначе складываются отношения Базарова с мужиками. «…

Презрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров (как хвалился он в споре с Павлом Петровичем), этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового». Примечательно, что Тургенев дважды изображает игру в карты, причем оба раза Базаров проигрывает, то есть проявляет себя неважным психологом. 

Характер героя постигается через его поступки.

Пространных речей Базаров не любит, хотя его высказывания преимущественно безапелляционны и тяготеют к афористичности («Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Сперва надо азбуке выучиться и потом уже взяться за книги», «Рафаэль гроша медного не стоит», «Свободно мыслят между женщинами только уроды» и т. п.). Однако, подчеркивает Тургенев, «в пошлости никто не упрекнул бы Базарова». 

Читайте также:  Как вы понимаете фразу: «мечтой тоже надо управлять, а то ее, как корабль без руля, занесет бог весть куда»?

Базаров не испытывает ни тени сомнения в своем праве судить о достоинствах и недостатках любого. «Всякий человек сам себя воспитать должен, — ну хоть как я, например…

Нет, брат, все это распущенность, пустота!» Трезво и индифферентно оценивая умение Николая Петровича вести хозяйство, Базаров не может удержаться от иронии по поводу музыкальных пристрастий Кирсанова-старшего («…

в сорок четыре года человек, pater familias… играет на виолончели!»). 

Одновременно с этим, считая себя абсолютно трезво мыслящим, Базаров порой способен на не меньший, чем у «стариков», «романтизм» (совет дать Николаю Петровичу «Stoff und Kraft» вместо Пушкина). 

Основная направленность образа Базарова — идеологическая. Он выступает как ниспровергатель всех устаревших, с его точки зрения, авторитетов и социальных норм.

При этом Базаров исходит из представляющегося ему универсальным принципа «полезности» («Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным… В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем»), видя задачу нового поколения в «расчистке места».

По определению Аркадия, находящегося под сильнейшим влиянием Базарова, его друг «не склоняется ни перед какими авторитетами… не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип».

И сам Базаров заявляет, что не знает ни одного «постановления в современном нашем быту, в семейном или общественном, которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицания». 

И это не просто фраза. Идя на поводу своих «ощущений», которые, по утверждению Базарова, определяют сущность человеческих действий, он без малейших колебаний нарушает элементарную мораль (целует Фенечку).

Правда, вспомнив «другую недавнюю сцену» (с Одинцовой), Базарову стало «совестно… и презрительно досадно». Однако причина этой досады не столько в недовольстве собой, сколько в том, что свидетелем его поступка стал Павел Петрович. О самолюбии других Базаров и не помышляет.

«Ситниковы нам необходимы, – говорит он Аркадию. – Мне, пойми ты это, — мне нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!..» «Нам других ломать надо!» Ни тени сомнения не возникает у Базарова в том, что другие не ровня ему.

«Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе». 

И все же иногда и у Базарова бывают сомнения в собственной значимости. «Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотное в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где до меня дела нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет…» 

Пробным камнем социальной ориентации в середине XIX века было отношение к народу, во имя которого и предпринимались все попытки изменить общественное устройство. Но Базаров и от этого народа не в восторге: «Русский человек только тем и хорош, что он о себе прескверного мнения».

В споре с Павлом Петровичем Базаров заявляет, что русский народ вообще «заслуживает презрения» и что свобода ему едва ли пойдет впрок, поскольку «мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке».

Он признается Аркадию, что «возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет… да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну а дальше?» Вообще, как заявляет сам Базаров, «изучать отдельные личности не стоит труда.

Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой… небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой». 

К женщинам Базаров относится потребительски. Он «был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью…

» «Нравится тебе женщина, – говаривал он, – старайся добиться толку; а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля не клином сошлась». Недаром же он говорит перед поездкой к Одинцовой: «Пожива есть…

» И при объяснении с Одинцовой «не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая — страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей», и лицо его сделалось «почти зверским». 

Однако не все его декларации соответствуют делу. При первой встрече с Одинцовой Базаров, к удивлению Аркадия, краснеет.

Через некоторое время «кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость. …Он с негодованием сознавал романтика в самом себе».

А ведь несколько дней назад Базаров утверждал: «Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, такой человек — не мужчина, не самец». 

Базаров очень не хочется в глазах Одинцовой выглядеть слабовольным мальчиком, который не в состоянии владеть собой.

«Любовь, – говорит он ей, – ведь это чувство напускное», подчеркивая, что он сам «давно опомнился и надеется, что и другие забыли его глупости». Характерно, что именно в этом эпизоде Тургенев стремится акцентировать свою авторскую объективность.

По его словам, «оба думали, что говорили правду. Была ли правда, полная правда в его словах? Они сами этого не знали, а автор и подавно». 

Несмотря на все отвращение Базарова к «романтизму» и к тем, кто способен «рассыропиться» от любви, он крайне тяжело переживает свой неудачный роман. В родительском доме «лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством». Перед другими Базаров старается не обнаруживать глубины своих переживаний.

Не без иронии к самому себе он говорит Аркадию: «…Человеку иногда полезно взять себя за хохол да выдернуть себя вон, как редьку из гряды; это я совершил на днях…» И при ссоре с Павлом Петровичем Базаров проявляет непоследовательность.

«С теоретической точки зрения, – говорит он, – дуэль — нелепость; а с практической точки зрения — это дело другое». 

Базаров прав, конечно, считая, что вся история с дуэлью «немножко на французский роман смахивает», но можно ли считать его соображение (Павел Петрович вызывает Базарова на поединок только потому, что сам влюблен в Фенечку — «это ясно как день») единственно верным? 

Поединок на короткое время создает между антагонистами взаимопонимание, которое, однако же, вовсе не приводит их к примирению, а только еще более углубляет пропасть между Базаровым и Павлом Петровичем.

«Молчание длилось, тяжелое и неловкое. Обоим было нехорошо. Каждый из них сознавал, что другой его понимает. Друзьям это сознание приятно, и весьма неприятно недругам, особенно когда нельзя ни объясниться, ни разойтись».

В передаче же Базарова все вновь изображается в ироническом тоне. 

«…Вот что значит с феодалами пожить. Сам в феодалы попадешь и в рыцарских турнирах участвовать будешь». 

С самого начала романа Базаров сознает, что является чужеродным телом в атмосфере дворянской усадьбы, и тем не менее он не спешит расстаться с ней. В родительском доме он не сумел выдержать более трех суток.

Одинцова также чувствует, что Базаров не вписывается в привычное ей окружение, несмотря на его превосходство над окружающими. Ей «жалко… стало его, и с участием протянула она ему руку. Но и он ее понял. «Нет! – сказал он и отступил на шаг назад. – Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал».

 Пожалуй, единственный раз на всем протяжении действия Базаров говорит без иронии и аффектации о себе и окружающих его, обращаясь к Аркадию: «…Для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится.

Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь — и уж воображаете себя молодцами, — а мы драться хотим.

Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает, да ты и не дорос до нас, ты невольно любуешься собою, тебе приятно самого себя бранить; а нам это скучно — нам других подавай! нам других ломать надо!» Однако во имя чего намеревается Базаров «других ломать», он не уточняет. 

Перед уходом в небытие Базаров становится проще и мягче. Он не спорит с отцом, желающим, чтобы сын исповедался перед кончиной, просит Одинцову «приласкать» его родителей. У него хватает самообладания, чтобы подвести горький итог прожитого.

«И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет… Все равно: вилять хвостом не стану».

Незадолго до смерти он и вовсе производит переоценку своих нравственных ценностей. «Отец вам будет говорить, что вот, мол, какого человека Россия теряет… Это чепуха; но не разуверяйте старика. И мать приласкайте.

Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать… Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник…» 

Ссылка на основную публикацию