Против каких пороков направлена комедия «Недоросль»?

Один из главных действующих персонажей — госпожа Простакова. Грубая и спесивая женщина, мать Митрофана. Трагизм образа Простаковой заключается в том, что, несмотря на невежество и корыстолюбие, ей искренне небезразлична судьба Митрофана, жестоко отвергшего мать в конце пьесы.

Митрофан — невежественный бездельник, непрестанно опекаемый своей родительницей, что послужило основной причиной почему острие сатиры Фонвизина направлено против недоросля.

Как и Простакова, имеет весьма спесивый характер. Немаловажный момент, который с иронией высмеивается в тексте, это то, что воспитан и обучен Митрофан согласно обыкновениям своего времени.

В конце произведения можно сделать вывод, какой из Митрофанушки вырос безграмотный деспот.

«Сатирическая направленность комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»»

Сатирическая направленность комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» 1. Комедия Фонвизина как экскурс в прошлое. 2. Образы главных героев. 3. Торжество справедливости. Комедия Д. И.

Фонвизина «Недоросль» очень интересна современному читателю прежде всего потому, что она является своего рода экскурсом в далекое прошлое. Мы узнаем о социально-политической обстановке российского государства несколько веков назад.

Писатель умело раскрывает противоречия общественной жизни через сатиру.

Главный герой комедии Фонвизина «Недоросль» давно уже стал символом невежества, глупости, убогости. С легкой руки писателя имя Митрофанушка стало олицетворением недалекого, глупого человека. Впрочем, главным недостатком Митрофанушки является не только и не столько его собственная глупость. Ведь никому не запрещено быть глупым или, наоборот, умным.

Главная опасность Митрофана в том, что он — яркий и типичный представитель своего времени и своего социального слоя. Такие, как он, тормозят движение прогресса. Писатель создает очень яркий образ молодого дворянина, который, к сожалению, стоит на очень низкой ступени развития. Все другие герои рядом с Митрофаном выгодно от него отличаются.

Не считая, конечно, его собственных родителей.

Что же хотел показать автор актуального во все времена произведения? Для чего образ недоросля был раскрыт столь детально и с применением такого категорического литературного инструмента, как сатира?

Фонвизин в своем произведении показывает, что современное ему общество очень далеко от идеального. Если молодые дворяне получают такое воспитание, о каком прогрессе, о каком Просвещении можно говорить? Пороки времени налицо. И читатель понимает это при одном лишь взгляде на семью Митрофана.

Митрофанушка не появился сам по себе. Он является закономерным продуктом воспитания, которое им было получено. Фонвизин говорит о среде, в которой произошло становление этого героя.

И картина получается прямо-таки удручающей. Вина среды налицо. И вина родителей Митрофана очень велика.

Властная и недалекая мать, слабый и безвольный отец — все это стало причиной формирования такого характера, как у Митрофана.

Он так же безволен и безынициативен. У него нет каких — то интересов, кроме самых примитивных. Он груб и невежественен, он маменькин сынок, но в то же время он не уважает своих родителей.

Митрофан желает «не учиться, а жениться», он спесив, груб, невоспитан. Он с презрением относится ко всем окружающим. Например, свою воспитательницу Еремеевну зовет «старой хрычовкой».

Его собственная жизнь устраивает Митрофана как нельзя лучше. Ведь ему не приходится ни о чем заботиться.

Образование, которое он получает, в духе того времени. Большинство дворянских детей учится по такой же схеме. Митрофан, разумеется, из-за своей тупости и убогости не может отличить истинное от мнимого, поэтому то, чему его учат, его вполне устраивает.

Отдельного описания заслуживают педагоги, которые занимаются обучением недоросля. Они, безусловно, являются ярким примером никчемности и собственной необразованности. «Французом» является немец Вральман.

«Математиком» — отставной сержант Цыфиркин. А «грамматик» — это семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения». Чему могут научить эти люди? Разумеется, ничему.

Ведь они и сами ровным счетом ничего не знают, кроме Цыфиркина, который честно пытается научить чему-нибудь Митрофана.

Госпожа Простакова заявляет об удивительной образованности Митрофана. На самом деле глупее ее сына трудно найти кого-нибудь. Фонвизин подчеркивает, насколько опасна такая ситуация. Ведь если в стране молодые дворяне будут такими глупцами, какое будущее может быть у государства? Ведь молодые дворяне — это цвет нации, и они, по крайней мере, должны быть умными и образованными.

Очень интересны приемы, благодаря которым автор раскрывает характер Простаковой. Вот мы видим особенности ее речи. Простакова не жалеет сил, льстиво угождая тем, от кого зависит ее судьба или судьба ее сына. И, напротив, как она груба и жестока по отношению к тем, кто стоит ниже ее на социальной лестнице, например, к слугам.

Такие слова, как воры, собачьи дети, бестии, слугам приходится слышать очень часто. Единственный человек на свете, кого любит Простакова, это ее сын, Митрофанушка. Для него Простакова не жалеет ласковых слов. Он и «друг сердешный», и «душенька».

Мужа своего Простакова не любит и не уважает, это ясно видно из того, как она с ним обращается.

Госпожа Простакова — это один из главных героев произведения. Без нее вряд ли автору удалось бы так блестяще показать противоречия и недостатки ситуации в стране.

Казалось бы, какая связь между семьей Простаковых и политической ситуацией в государстве. Но на самом деле связь самая прямая.

Ведь если в государстве основное число молодых дворян будут походить на Митрофана Простакова, ситуация будет прямо-таки удручающей.

Писатель достоверно объясняет нам, откуда берутся такие, как Митрофан. Основная «заслуга» в их воспитании —

Это влияние матери. А мать Мнтрофана — особа властная, недалекая, жестокая и корыстолюбивая. Все эти качества есть и у сына. Митрофан никого не любит и не уважает, в том числе, и свою мать. Но и Простакова, и Митрофан согласны пресмыкаться перед тем, кто сильнее их.

Простакова очень хитра. Однако одной лишь хитрости отнюдь недостаточно для того, чтобы добиться желаемого. До поры до времени ей удается получать то, что она хочет. Однако со стороны лучше видны все беды и противоречия в отдельно взятом семействе. Например, Стародум говорит: «Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится».

Получается, что со стороны все понимают, насколько трагична ситуация. И сатира является лишь вспомогательным средством писателя.

Благодаря сатирическим приемам Фонвизин показывает, что Простаковым рано или поздно приходится пожинать плоды своих действий. Было бы неправильным считать их безобидными глупцами, погрязшими в глупости и свинстве. Нет, не столь безобидны Простаковы.

Достаточно вспомнить, на что они были готовы — хотели насильно выдать Софью замуж за Мнтрофана. Хорошо, что им это не удалось.

Если говорить о Простаковой, то ей приходиться получить наказание за свои грехи от собственного сына. Любимый Митрофан, ради которого Простакова была готова переступить через всех окружающих, говорит матери: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…». Разумеется, жалости к Простаковой ни у кого не возникает. Но все-таки…

Сама Простакова, по-видимому, еще не до конца осознала всю глубину трагедии. Да, ей пришлось перенести унижение от собственного сына. Но последствия пока не дали себя знать. Однако в рамках социально-политических противоречий подобный конфликт между «отцами и детьми» может плохо кончиться как для первых, так и для вторых.

Если говорить о Митрофане, то сначала он кажется глупцом, не заслуживающим внимания. Но если внимательнее приглядеться, то такой человек не может не казаться опасным. Ведь он не знает доброты, и даже к близким людям он безжалостен. Он так же не ведает таких качеств, как честность, верность, преданность. Страшно, если в государстве будет много таких Митрофанушек.

Однако в комедии есть и положительные герои. И на фоне их отрицательные кажутся слабыми и бессильными. Мы видим Стародума, Правдина, Софью, Милона. И понимаем, что будущее за ними. Как бы ни силились Простаковы, им не справиться с положительными героями.

Произведение Фонвизина будет привлекать внимание читателя во все времена, ведь проблемы, касающиеся воспитания, будут всегда актуальны.

Философская направленность произведения

Основным приёмом создания сатиры в комедии Фонвизина «Недоросль» и главных действующих лиц пьесы послужил прием «зоологизации». В пьесе ярко выражена мысль о «животной» низменности социума, где Митрофанушка, как главный объект сатиры Фонвизина и яркий пример бездушного эгоиста, выступает в роли центрального персонажа.

Глубокий смысл комедийного произведения заключается в сатирическом высмеивании грубости, желающей выглядеть любезностью, и жадности, прикрывающейся великодушием.

В своей пьесе драматург пытается донести до зрителя, что не только для крестьян крепостное право является губительным, но и для помещиков, которые становятся тиранами и самодурами.

Применение насилия становится обыденным методом обращения со слугами.

Изображая дворянское злонравие, сатирик обращает внимание зрителя на его причины. Главным объяснением людских пороков становится дремучее невежество, представленное в пьесе различными проявлениями. Денис Иванович Фонвизин нередко отсылается к актуальной на тот момент теме конфликта между патриархальным и просветительским взглядами на образование.

Простакова и Скотинин придерживаются консервативной позиции. Тем не менее, они начинают понимать, что без обучения грамоте попасть в высшее общество не представляется возможным. Однако, в результате того, что Простакова старательно ограждала сына от учёбы, из него вырос невежда, не желающий ничему учиться.

Среди прочих действующих лиц следует выделить молодого офицера Милона, отличающегося честностью и благородством — полного антипода Митрофана. Стародум выступает в роли мудрого наставника. Нельзя не упомянуть учителей — Кутейкина, даже не закончившего семинарию, Вральмана, бывшего кучера, и Цыфиркина, весьма честного, добросовестного персонажа.

Проблемы, которые поднимает автор

Анализируя становится ясно, что в каждой из вышеописанных пар персонажей отражается отдельная проблема, которая раскрывается в произведении.

Это проблема образования (которая дополняется примером учителей-недоучек типа Кутейкина, а также самозванцев, таких как Вральман), воспитания, отцов и детей, семейной жизни, взаимоотношений между супругами, отношения дворян к слугам. Через призму просветительских идей рассматривается каждая из этих проблем.

Фонвизин, свое внимание обостряя на недостатках эпохи путем использования комических приемов, ударение делает на необходимости изменить устаревшие, традиционные, ставшие неактуальными устои. Они затягивают в болото глупости, злонравия, уподобляют людей животным.

Как показал проведенный нами анализ пьесы Фонвизина «Недоросль», главная идея и тема произведения — необходимость воспитания дворянства в соответствии с просветительскими идеалами, основы которых и сегодня актуальны.

Своеобразие комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Фонвизин казнил в своих комедиях дикое невежество старого поколения и грубый лоск поверхностного и внешнего европейского полуобразования новых поколений. Комедия «Недоросль» была написана Д. И.

Фонвизиным в 1782 году и до сих пор не сходит со сцены. Она является одной из лучших комедий автора. М.

Горький писал: «В “Недоросле” впервые выведено на свет и на сцену растлевающее значение крепостного права и его влияние на дворянство, духовно погубленное, выродившееся и развращенное именно рабством крестьянства».

Все герои комедии Фонвизина «Недоросль» условно делятся на положительных и отрицательных. К отрицательным относится семейство Простаковых. Людей нравственных, положительных представляют Правдин, Стародум, Софья и Милон.

Некоторые литературные критики считали, что положительные герои «Недоросля» слишком идеальны, что на самом деле таких людей не было и они просто выдуманы автором. Однако документы и письма XVIII века подтверждают существование реальных прототипов героев фонвизинской комедии.

А об отрицательных персонажах, таких как Простаковы и Скотинины, можно с уверенностью сказать, что, несмотря на безусловное обобщение, они часто встречались среди русского провинциального дворянства того времени. В произведении — два конфликта. Основной из них — любовный, так как именно он развивает действие комедии.

В нем участвуют Софья, Митрофанушка, Милон и Скотинин. По-разному относятся герои к вопросам любви, семьи, брака. Стародум хочет видеть Софью замужем за человеком достойным, желает ей взаимной любви. Простакова хочет женить Митрофана выгодно, загрести Софьины деньги. Девиз Митрофана: «Не хочу учиться, хочу жениться».

Эта фраза из комедии «Недоросль» стала крылатой. Переростков, которые ничего не хотят делать, не хотят учиться и мечтают лишь об удовольствиях, называют Митрофа-1 нушками.

Читайте также:  Подборка: короткие и легкие стихи Цветаевой

Другой конфликт комедии — социально-политический. Он затрагивает очень важные вопросы воспитания и образования, нравственности.

Если Стародум считает, что воспитание идет от семьи и главное в человеке честность и благонравие, то Простакова убеждена в том, что важнее, чтобы дитя было сыто, одето и жило в свое удовольствие. Комедия «Недоросль» написана в традициях русского классицизма.

В ней соблюдены практически все основные черты классицизма как литературного направления. Здесь присутствует и строгое деление героев на положительных и отрицательных, использование говорящих фамилий и применение правила трех единств (единство места, времени и действия).

Единство места соблюдается, так как все действие комедии происходит в деревне Простаковых. Поскольку оно длится в течение 24 часов, то соблюдается единство времени. Однако наличие двух конфликтов в комедии нарушает единство действия.

В отличие от западноевропейского в русском классицизме наблюдается связь с русским фольклором, гражданским патриотизмом и сатирической направленностью. Все это имеет место в «Недоросле». Сатирический уклон комедии не вызывает ни у кого сомнения.

Пословицы и поговорки, встречающиеся часто в тексте комедии, делают ее истинно народной комедией («Золотой кафтан, да голова свинцовая», «Храбрость сердца доказывается в час сражения», «Глупому сыну не в помощь богатство», «Почтения достоин тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам»), Пушкин называл «Недоросля» «единственным памятником народной сатиры». Она проникнута духом гражданского патриотизма, так как ее цель — воспитать гражданина своего отечества. Одним из главных достоинств комедии является ее язык. Для создания характеров своих героев Фонвизин использует речевые характеристики. Словарный запас Скотинина и Митрофана значительно ограничен. Софья, Правдин и Стародум говорят правильно и очень убедительно. Их речь несколько схематична и как будто заключена в строгие рамки.

Отрицательные персонажи, на мой взгляд, получились у Фонвизина более живыми. Они говорят простым разговорным языком, в котором присутствует иногда даже бранная лексика. Язык Простаковой не отличается от языка крепостных, в ее речи много грубых слов и простонародных выражений.

Цыфиркин в своей речи использует выражения, которые употреблялись в военном быту, а Вральман говорит ломаным русским языком. В современном Фонвизину обществе царило преклонение перед за границей и презрение ко своему русскому. Воспитание дворян желало гораздо лучшего.

Часто молодое поколение оказывалось в руках невежественных иностранцев, которые, кроме отсталых взглядов на науку и дурных качеств, ничего не могли привить своим подопечным.

Ну чему мог научить кучер-немец Вральман Митрофанушку? Какие знания могло получить великовозрастное дитя, чтобы стать офицером или чиновником? В «Недоросле» Фонвизин выразил свой протест против Скотининых и Простаковых и показал, как нельзя воспитывать молодежь, какой испорченной она может вырасти в среде, развращенной помещичьей властью, подобострастно преклоняющейся перед иностранной культуррй. Комедия носит поучительный характер, имеет большое воспитательное значение. Оно заставляет задуматься о нравственных идеалах, об отношении к семье, любви к своему отечеству, поднимает вопросы образования, помещичьего произвола.

Бессмертная комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» была и остается одним из актуальнейших произведений русских классиков.

Широта взглядов писателя, его глубокие убеждения о пользе образования и просвещения, нашли отражение в создании этого гениального произведения. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом произведения по плану.

Данный материал может быть использован для работы на уроке литературы в 8 классе, для подготовки к ЕГЭ.

Краткий анализ

  • Год написания
  • – 1782 г.
  • История создания
  • – Замысел комедии возник у писателя после возвращения из – за границы, под влиянием просветительских взглядов зарубежной страны.
  • Тема
  • – Основной темой «Недоросля» является просвещение и образование, воспитание нового поколения в духе новых веяний времени и политических преобразований.
  • Композиция

– комедия выстроена по всем правилам жанра, в ней соблюдены три составляющих – единство действия, места и времени. Состоит из пяти действий.

Жанр

– Пьеса – комедия, яркое и живое повествование, не содержащее трагических эпизодов.

Проблематика произведения "Недоросль" Д.И. Фонвизина | Какой Смысл

Работа над «Недорослем» была закончена в 1782 году. В комедии Д.Фонвизин открыто высмеивает воспитание и моральные устои дворян.

Митрофанушка — сын семьи Простаковых, на примере которого показано как в человека с детства закладываются неправильные жизненные ориентиры, которые в последующем отравляют ему жизнь.

Мать Митрофана из зажиточной семьи и вроде бы пытается дать сыну все самое лучшее, но будучи сама глубоко безнравственна и поверхностна, делает ровно наоборот.

Даже выбирая учителей для своего недоросля она руководствуется не педагогическими качествами учителя, а его статусом. Она препятствует, чтобы сына чему-то заставляли, хотя порой это необходимо в образовательном процессе.

Кособокое учение, глупость и безграмотность выставляет всю семью Простаковых на посмешище. При этом поколение деградирует, вырастая на дворянских предрассудках, жестокости и безрассудстве. В лице семьи Простаковых Д.

Фонвизин показал все пороки воспитания и отношения между сословиями того времени.

Проблематика нравственного упадка особо ощущается в этом произведении. Дворяне, которые упивались властью и своим всесилием, совершенно позабыли о человечности. Дворяне растили и воспитывали детей себе подобными, потому что иначе они не умели.

В итоге их потомство перенимало деспотичность характера, самоуправство, привычку издеваться и глумиться над людьми без чинов и званий. Их действия были подкреплены не какими-то вескими на то основаниями, а просто величина их состояния и семейное положение позволяло им так поступать и чуть ли не обязывало.

Вот и Митрофанушка имеет возможность вырасти либо злонравным, как мать, либо бесхарактерным, как отец.

Проблематика семейных ценностей так и сквозит в произведении «Недоросль». Ведь семья во многом оказывает влияние на формирование личности. Пока ребенок кристально чист и похож на пустой сосуд, который наполняется примерами и ресурсами семьи, происходит его становление как личности. И во взрослой жизни крайне трудно изменить то, что впитал с молоком матери.

Семье Простаковых противопоставлены Милон, Софья, Стародум, которые стремятся к знаниям, справедливости, они словно звезды, на темном небосводе, не дающие путникам в темную ночь сбиться с пути.

Этими персонажами Фонвизин олицетворяет надежду, что всегда будут те, кто не даст России потонуть в безбрежном океане подлости, глупости и жестокости.

Если Стародум прививает Софье благородство, честность и добродетель, то мать Митрофанушки видит конечную цель в образовании своего сына исключительно в умении нажить и сохранить богатство.

В итоге Софья и подобные ей, вырастают более подготовленными к жизни, а подобные Митрофанушке останутся злобными, необразованными и капризными детьми, не способными просить о помощи из-за высокого самомнения и неспособными измениться в силу закостенелых амбиций и воспитания.

Автор безусловно переживал за будущее страны, его категорически не устраивало текущее положение дел.

В образе Скотининых, Простаковых он показал за счет чего идет разложение моральных устоев общества и по его мнению только просвещение и образование могло спасти всю нацию дворянства от духовной деградации.

Крепостничество также растлевало дворян, которые привыкли считать людей за свои ожившие игрушки. Они злоупотребляют своим положением, устраивают произвол и угрызения совести их никак не мучают.

Вопросы, поднятые в «Недоросли» остаются злободневными и в наши дни, автор затронул общечеловеческие ценности хорошего воспитания и развития толерантной, гуманной и благородной личности.

Сатира в “Недоросли” Фонвизина – сочинение на тему

В некоторых других героях также заложено много сатирического. Чего стоят только учителя Митрофанушки – пытаясь учить его, сами они не представляют из себя ровным счетом ничего, особенно любимчик Простаковой Вральман. Скотинин, имея говорящую фамилию, сравнивает своих будущих детей с поросятами.

Смешно выглядит и общение положительных героев с отрицательными. Слушая умные речи, невежественная Простакова, заискивая перед Стародумом, выставляет себя в некрасивом свете, показывает себя смешной, пытаясь спорить с ним и доказать свою идеологию.

Вся комедия Фонвизина пропитана сатирой и отсрым юмором, который выражается в деталях и даже самом сюжете.

Против каких пороков направлена комедия «Недоросль»? (по пьесе Д. И. Фонвизина)

В сочинении по литературе на тему: «Против каких пороков направлена комедия Д. И. «Недоросль»?» — раскрывается идейное содержание произведения, направленное против общественных пороков.

Комедию «Недоросль» Д. И. Фонвизин начал писать, вернувшись из Франции. Она по праву считается вершиной его творчества. Если говорить о русской литературе в целом, то это была первая социально-политическая комедия. На эту работу у драматурга ушло около трех лет. Своим произведением он, по мнению Н. В. Гоголя, вскрыл «раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребления внутренние».

В центре изображения в комедии «Недоросль» находится жизнь поместных дворян. На примере семей Простаковых и Скотининых автор рассматривает общественные пороки. Основную проблему Фонвизин видит в крепостном праве. С первых реплик читатель может почувствовать атмосферу помещичьего произвола.

Крепостной портной Тришка сшил кафтан для барского дитяти. Свою благодарность г-жа Простакова выразила словами «мошенник», «вор», «скот», «воровская харя», обращенными к Тришке. Из ее разговора с мужем становится понятно, что плохо или хорошо сшит кафтан, не так важно.

Повод для наказания крепостных всегда можно найти, чтобы они знали свое место. Одним из пороков поместного дворянства является вседозволенность, порожденная крепостным правом. Грубое обращение является не самым страшным в этой ситуации.

Исторические документы тех времен показывают, что крестьяне подвергались телесным наказаниям, которые иногда заканчивались их смертью. Против крепостничества и порождаемых им пороков выступает в своей пьесе Фонвизин.

Произведения классицизма не могли обойти стороной невежество и невоспитанность. Семья Простаковых-Скотининых является олицетворением невежества. Речь помещицы показывает ее не только ее грубость, но и необразованность.

Помещица считает, что науки вовсе не нужны. Она называет математику «дурацкой наукой» и советует сыну не учить ее. По ее мнению, достаточно научиться считать деньги, а для этого учителя не нужны.

Подобное образование получает большинство дворянских детей того времени.

  В чем заключается ценностная характеристика совести

Митрофанушка и сам не охотник учиться. Его фраза «Не хочу учиться, хочу жениться» стала афоризмом. Она показывает, суть характера помещичьего сына. Нужно отметить, что Митрофан не сам по себе стал таким. Это результат воспитания, которое ему дали родители.

Заслуживают внимания и окружение героя, среда, в которой происходит формирование его характера. Его родители, родственники создали благодатную среду для появления ни на что не способной личности. Властная, необразованная мать, безвольный отец не могут воспитать личность, способную к развитию.

Дядя Митрофана, Тарас Скотинин, так же не блещет умом, все его разговоры сводятся к свиньям, это его главный жизненный интерес.

Так создается характер, обладающий такими чертами, как безволие, невежество, алчность, неуважение к родителям. В конце пьесы сын отворачивается от несчастной г-жи Простаковой. Стародум подводит итог словами: «Вот злонравия достойные плоды!»

Такой образ жизни предполагает развитие таких пороков, как тунеядство и алчность. Ни Митрофан, ни его родители, ни дядя не занимаются полезными делами, не обслуживают себя, за них все делают крепостные. Если появляется случай получить наживу, то они не упустят такого случая.

Из-за наследства Софьи разыгрывается целая драма. Тут уж не до родственных связей. Г-жа Простакова сватала Софью-бесприданницу своему брату, а когда узнала о ее наследстве, решила женить на ней сына. Даже известие о том, что у Софьи уже есть жених, не останавливает корыстных помещиков.

Все они пресмыкаются перед Стародумом, который заботится о Софье.

Пороки действующих лиц комедии сами по себе не представляют большой опасности. Страшно то, что эти черты являются типичными для целого социального класса. Современное драматургу общество отличается нравственным нездоровьем.

Фонвизин пытается не только указать на симптомы, но и обозначить способы борьбы с недугом. Имение Простаковых уходит под опеку государства из-за «бесчеловечия жены» и «крайнего слабомыслия» мужа. Митрофан отправляется на службу.

Читайте также:  Кратчайшее содержание «Мертвых душ» (том 2) для читательского дневника

Несмотря на безрадостную картину, созданную в комедии, Фонвизин дает надежду на создание «благоучрежденного государства», в котором эти пороки перестанут существовать.

Сатира в сюжете

Следя за сюжетными перипетиями, читатель видит юмор в том, как за девушку сражаются несколько невежественных поклонников, в том как отрицательные герои заискивают друг перед другом и перед значимыми положительными героями. В самом сюжете заложена сатира, ведь это явление тоже высмеивается автором.

Суть сатиры в том, чтобы высмеять явления, которые на самом деле являются страшными. Умный человек, читая произведение, смеется по-горькому, ведь нельзя по-настоящему смеяться над такими явлениями.

Фонвизин показывает ситуации нелепыми настолько, что вызывают смех.

Но мы должны понимать, что сатира – это юмор, построенный на страшных явлениях человеческой жизни, юмор, благодаря которому мы можем увидеть пороки в себе, а не бездумно насмехаться над героями.

Данная статья поможет написать сочинение «Сатира в комедии «Недоросль».

Сочинение 9 класс. Сатирическое изображение помещиков в «Недоросле»

«Недоросль» — самая известная комедия XVIII в., сделавшая своего автора, Д. И. Фонвизина, бессмертным. Во-первых, эта пьеса качественно отличалась от тогдашнего репертуара театров; во-вторых, она стала практически революционной как для самого Фонвизина, так и для всей драматургии его времени.

В «Недоросле» затрагиваются три ключевых момента — это тема воспитания (что явствует уже из названия), государственной системы и крепостничества. Все три темы, так или иначе, связаны с героями-помещиками и раскрываются именно через поведение этих героев. Из всех помещиков выделяется, в первую очередь, Простакова.

Согласно канонам классической пьесы она стоит в списке действующих лиц после своего мужа, но по значимости должна бы быть первой. Также интересны образы Простакова и Скотинина, несколько затененные госпожой Простаковой, но тоже колоритные. Простакова — персонаж, потрясающий своей многогранностью, а если быть еще точнее, то многообразием переплетенных в ней пороков.

Это и глупость, и лицемерие, и деспотизм, и неприятие иных точек зрения, кроме собственной, и так далее до бесконечности. Литературные критики, анализируя «Недоросля», подмечали ту особенность, что положительные герои пьесы очень уж идеальны и все как будто на одно лицо.

Зато какая палитра отрицательных персонажей, какими яркими красками они набросаны, какие живые образы! Итак, что же такое Простакова? Уже первый ее разговор с портным Тришкой помогает читателю расставить героев по местам и понять, кто есть кто. С первых слов мы видим властную помещицу. Ей не важна причина, по которой она будет обвинять слугу, ей важно проявить свою власть.

Простаков, появляясь на сцене, сразу занимает подобающее ему место — в тени жены. По его репликам мы понимаем, что у него нет своего мнения, и он полностью подчинен супруге. В этой же сцене мы видим и обращение Простаковой с Митрофаном.

Это характеризует ее отнюдь не с положительной стороны, поскольку прекрасное материнское чувство принимает у нее гипертрофированную, уродливую форму Митрофан же пользуется слабостью матери и извлекает как можно больше выгод из своего положения. На протяжении всей комедии характер Простаковой раскрывается все с новых неприятных сторон.

Согласно жанру комедии, тем более комедии классической (хоть и с элементами новаторства), в Простаковой, как в отрицательном персонаже собраны многочисленные пороки, не разбавленные ни единым достоинством. Она беспощадна и жестока со слугами, и в то же время лебезит перед Стародумом, пытаясь показать и себя, и своего сына с выгодной стороны.

Даже манера ее речи меняется в зависимости от того, с кем она разговаривает. Эту особенность русского человека подмечал еще Гоголь в «Мертвых душах». Чиновник средней руки будет подобен маленькому тирану среди своих подчиненных и поведет себя подобострастно и льстиво перед вышестоящими.

Так и Простакова, говоря со слугами, всячески унижает и поносит их (и «собачья дочь», и «бестия», и «скверная харя»), с сыном она ласкова до приторности, он для нее не иначе, как «душенька» или «друг сердечный», а когда она пытается расположить к себе Стародума и заискивает перед ним, в ее голосе появляются даже светские нотки.

Но все это — тщетные попытки подладиться под ситуацию, и выглядят они достаточно смешно и нелепо. Слуги, может быть, и боятся Простаковой, но родной сын не испытывает к ней ни уважения, ни любви, ни вообще какого-либо чувства, напоминающего сыновнюю привязанность. А Стародум, как человек образованный и мудрый, легко разгадывает ее попытки втереться к нему в доверие.

Необразованность Простаковой не позволяет ей действовать умнее, она все делает бездумно, поэтому и не может никого обмануть своими лживыми уверениями. Лишь в конце образ Простаковой неожиданно приобретает трагические черты. Ее становится почему-то очень жаль, когда она в конце пьесы совершенно искренне (куда делось ее лицемерие?) восклицает, что потеряла и власть, и сына.

Может, у нее и есть шанс вернуть себе прежнее положение в доме, но сына — никогда. Самое ужасное для нее — это сознание, что она сама спровоцировала этот исход. Однако зло в комедии обычно бывает наказано, поэтому и эпилог «Недоросля» закономерен: Простакова получает по заслугам.

Другой комический персонаж «Недоросля» — господин Простаков, муж-подкаблучник, выполняющий беспрекословно любую волю жены, любое ее безумное желание. Причем он не просто подчиняется ей, более того — он видит жизнь ее глазами, как в случае с кафтаном. Когда он увидел, что жене каф-тан кажется узок, он мгновенно увидел то же самое. В сущности, это персонаж не особенно выдающийся.

У него мало реплик, и все они сводятся к перепеванию слов жены. Гораздо интереснее Скотинин. Фамилия — главная характеристика этого героя. Уже читая список действующих лиц, можно легко представить себе, что же за герой скрывается под столь красноречивым обозначением. У Скотинина действительно скотская сущность, как и у его сестры, которая в девичестве носила ту же фамилию.

Его главная и единственная страсть — свиньи. Не то что любовь, даже деньги ему не нужны как таковые, а только как способ приобрести побольше свиней. Для того он и задумал жениться на Софье. Это лицемер, недалекий человек, поведением крайне напоминающий своих любимцев. Правда у Скотинина есть небольшой плюс — это его незлобивость, спокойствие.

Но может ли это перевесить все его отрицательные качества? Конечно, нет! Есть в комедии интересная сцена, в которой участвуют Простакова, ее муж и брат. Скотинин с восторгом рассказывает про свиней (ни о чем другом он рассуждать не способен), на что недалекий Простаков отвечает: Странное дело… как родня на родню поводить может».

Они сам не сознает, что, имея в виду совсем другое, сказал истину и про Скотинина, и про свою жену, и про себя самого, и про сына. Так что слова эти воспринимаются как самая точная в пьесе характеристика не одного только Скотинина; но и всей его родни. Таково это семейство: глупые, необразованные люди, без моральных принципов, без чести и совести, своим поведением больше напоминающие животных. Таким образом, Митрофан — вполне достойный потомок семейства, плод их воспитания. Своей комедией Фонвизин разоблачал не конкретных людей и даже не отдельные пороки. Он изобличил все дворянское сословие, показал их низкие стороны и сделал это с таким искусством, что до сих пор его произведение «Недоросль» читается с огромным интересом. Ведь люди с тех времен не изменились. Все так же существуют на свете жадность, тупость, бесчестность. Поэтому комедия Недоросль по праву называется бессмертной. Только язык ее устарел, но идея — современна.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Недоросль»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Недоросль»
  • для самых компанейских — Главные герои «Недоросль»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Недоросль»
  • для самых любопытных — Анализ «Недоросль» Фонвизин
  • для самых крутых — Читать «Недоросль» полностью

Тест по произведению

Как Д.И. Фонвизин описывает просвещенных и невежественных дворян в пьесе «Недоросль»?

Громкая слава пришла к Фонвизину после создания комедии «Недоросль». С первых моментов своей сценической жизни комедия привлекла внимание современников общественной значимостью поднятой в пьесе темы. Фонвизин рассказал о том, что больше всего волновало просвещенных людей того времени.

Тревожные воспоминания о недавних событиях крестьянской войны 1773-1775 годов заставляли лучших людей дворянской интеллигенции искать выход из положения, создавшегося в стране.

К таким людям принадлежал и Фонвизин, считавший, что «государство требует немедленного врачевания». В безграничной власти помещиков над крепостными крестьянами писатель видел большое социальное зло.

Поэтому главная тема созданной им комедии – помещичий произвол и его губительные последствия.

Фонвизин задался целью показать крепостничество таким, какое оно есть на самом деле. В центре внимания драматурга – быт захолустной усадьбы помещиков, злые нравы ее обитателей.

«Пламя сатиры» автор направил против «злонравных» крепостников-помещиков. В ярких комедийных сценах писатель показал ограниченность и корыстолюбие господ Скотининых-Простаковых, низменность их интересов и побуждений.

В помещичьей среде изувечены и изуродованы лучшие человеческие чувства.

Сатира в “Недоросли” Фонвизина – сочинение на тему

В некоторых других героях также заложено много сатирического. Чего стоят только учителя Митрофанушки – пытаясь учить его, сами они не представляют из себя ровным счетом ничего, особенно любимчик Простаковой Вральман. Скотинин, имея говорящую фамилию, сравнивает своих будущих детей с поросятами.

Смешно выглядит и общение положительных героев с отрицательными. Слушая умные речи, невежественная Простакова, заискивая перед Стародумом, выставляет себя в некрасивом свете, показывает себя смешной, пытаясь спорить с ним и доказать свою идеологию.

Вся комедия Фонвизина пропитана сатирой и отсрым юмором, который выражается в деталях и даже самом сюжете.

Против каких пороков направлена комедия «Недоросль»? (по пьесе Д. И. Фонвизина)

В сочинении по литературе на тему: «Против каких пороков направлена комедия Д. И. «Недоросль»?» — раскрывается идейное содержание произведения, направленное против общественных пороков.

Комедию «Недоросль» Д. И. Фонвизин начал писать, вернувшись из Франции. Она по праву считается вершиной его творчества. Если говорить о русской литературе в целом, то это была первая социально-политическая комедия. На эту работу у драматурга ушло около трех лет. Своим произведением он, по мнению Н. В. Гоголя, вскрыл «раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребления внутренние».

В центре изображения в комедии «Недоросль» находится жизнь поместных дворян. На примере семей Простаковых и Скотининых автор рассматривает общественные пороки. Основную проблему Фонвизин видит в крепостном праве. С первых реплик читатель может почувствовать атмосферу помещичьего произвола.

Крепостной портной Тришка сшил кафтан для барского дитяти. Свою благодарность г-жа Простакова выразила словами «мошенник», «вор», «скот», «воровская харя», обращенными к Тришке. Из ее разговора с мужем становится понятно, что плохо или хорошо сшит кафтан, не так важно.

Повод для наказания крепостных всегда можно найти, чтобы они знали свое место. Одним из пороков поместного дворянства является вседозволенность, порожденная крепостным правом. Грубое обращение является не самым страшным в этой ситуации.

Исторические документы тех времен показывают, что крестьяне подвергались телесным наказаниям, которые иногда заканчивались их смертью. Против крепостничества и порождаемых им пороков выступает в своей пьесе Фонвизин.

Читайте также:  Сочинение: Особенности композиции романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени»

Произведения классицизма не могли обойти стороной невежество и невоспитанность. Семья Простаковых-Скотининых является олицетворением невежества. Речь помещицы показывает ее не только ее грубость, но и необразованность.

Помещица считает, что науки вовсе не нужны. Она называет математику «дурацкой наукой» и советует сыну не учить ее. По ее мнению, достаточно научиться считать деньги, а для этого учителя не нужны.

Подобное образование получает большинство дворянских детей того времени.

  Сочинение по картине Яблонской Утро 6 класс

Митрофанушка и сам не охотник учиться. Его фраза «Не хочу учиться, хочу жениться» стала афоризмом. Она показывает, суть характера помещичьего сына. Нужно отметить, что Митрофан не сам по себе стал таким. Это результат воспитания, которое ему дали родители.

Заслуживают внимания и окружение героя, среда, в которой происходит формирование его характера. Его родители, родственники создали благодатную среду для появления ни на что не способной личности. Властная, необразованная мать, безвольный отец не могут воспитать личность, способную к развитию.

Дядя Митрофана, Тарас Скотинин, так же не блещет умом, все его разговоры сводятся к свиньям, это его главный жизненный интерес.

Так создается характер, обладающий такими чертами, как безволие, невежество, алчность, неуважение к родителям. В конце пьесы сын отворачивается от несчастной г-жи Простаковой. Стародум подводит итог словами: «Вот злонравия достойные плоды!»

Такой образ жизни предполагает развитие таких пороков, как тунеядство и алчность. Ни Митрофан, ни его родители, ни дядя не занимаются полезными делами, не обслуживают себя, за них все делают крепостные. Если появляется случай получить наживу, то они не упустят такого случая.

Из-за наследства Софьи разыгрывается целая драма. Тут уж не до родственных связей. Г-жа Простакова сватала Софью-бесприданницу своему брату, а когда узнала о ее наследстве, решила женить на ней сына. Даже известие о том, что у Софьи уже есть жених, не останавливает корыстных помещиков.

Все они пресмыкаются перед Стародумом, который заботится о Софье.

Пороки действующих лиц комедии сами по себе не представляют большой опасности. Страшно то, что эти черты являются типичными для целого социального класса. Современное драматургу общество отличается нравственным нездоровьем.

Фонвизин пытается не только указать на симптомы, но и обозначить способы борьбы с недугом. Имение Простаковых уходит под опеку государства из-за «бесчеловечия жены» и «крайнего слабомыслия» мужа. Митрофан отправляется на службу.

Несмотря на безрадостную картину, созданную в комедии, Фонвизин дает надежду на создание «благоучрежденного государства», в котором эти пороки перестанут существовать.

Сатира в сюжете

Следя за сюжетными перипетиями, читатель видит юмор в том, как за девушку сражаются несколько невежественных поклонников, в том как отрицательные герои заискивают друг перед другом и перед значимыми положительными героями. В самом сюжете заложена сатира, ведь это явление тоже высмеивается автором.

Суть сатиры в том, чтобы высмеять явления, которые на самом деле являются страшными. Умный человек, читая произведение, смеется по-горькому, ведь нельзя по-настоящему смеяться над такими явлениями.

Фонвизин показывает ситуации нелепыми настолько, что вызывают смех.

Но мы должны понимать, что сатира – это юмор, построенный на страшных явлениях человеческой жизни, юмор, благодаря которому мы можем увидеть пороки в себе, а не бездумно насмехаться над героями.

Данная статья поможет написать сочинение «Сатира в комедии «Недоросль».

Денис Иванович Фонвизин. Сатирическая направленность комедии «Недоросль»

Денис Иванович Фонвизин. Сатирическая направленность комедии «Недоросль»

Комедия Фонвизина «Недоросль» — первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия. Автор изобличает в ней пороки современного ему общества. Героями комедии являются представители разных социальных слоев: государственные мужи, дворяне, слуги, самозваные учителя.

Центральный персонаж пьесы — госпожа Простакова. Она управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана. «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится». Никто не смеет противиться ее власти: «Разве я не властна в своих людях?».

Речевая характеристика является основным способом создания характера Простаковой. Язык героини меняется в зависимости от того, к кому она обращается. Слуг госпожа Простакова называет «воры», «канальи», «бестия», «собачья дочь». К Митрофану обращается: «друг мой сердешный», «душенька». Гостей встречает уважительно: «рекомендую вам дорогого гостя», «милости просим».

Есть в образе Простаковой и трагические элементы. Эта невежественная и корыстолюбивая «презрелая фурия» очень любит и искренне заботится о своем сыне. В конце пьесы, отвергнутая Митрофаном, она становится униженной и жалкой:

  • — Один ты остался у меня.
  • — Да отвяжись…
  • — Нет у меня сына…

С образом Митрофана в пьесе связана очень важная для просветительской литературы идея воспитания. Митрофан — невежа, бездельник, любимец матери. От родительницы он унаследовал спесивость и грубость. К свято преданной ему Еремеевне он обращается: «старая хрычовка».

Воспитание и обучение Митрофана соответствует «моде» того времени и пониманию родителей.

Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам — отставной сержант Цыфиркин, который «малую толику арихметике маракует», грамматике — семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения».

«Познания» Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться — смешны. Но его отношение к Еремеевие, готовность «за людей приниматься», предательство матери вызывает уже иные чувства. Митрофанушка становится невежественным и жестоким деспотом.

Замечательны фамилии действующих лиц. «Говорящие» фамилии сразу закладывают отношение читателя и зрителя к их обладателям. Психологически он уже становится участником действия.

У него отобрали возможность самому оценить героев и их действия. С самого начала, с фамилий действующих лиц, читателю было указано, где отрицательные персонажи и где положительные.

И роль читателя сводится к тому, чтобы увидеть и запомнить тот идеал, к которому надо стремиться.

Интересен язык комедии. Отрицательным персонажам и их слугам присущ простонародный разговорный язык. Лексика Скотининых состоит в основном из слов, используемых на скотном дворе. Это хорошо показывает речь Скотинина — дядюшки Митрофана. Она вся переполнена словами: свинья, поросята, хлевок.

Представление о жизни начинается и кончается также скотным двором. Свою жизнь он сравнивает с жизнедеятельностью своих свинок. Например: «Я и своих поросят завести хочу», «коли у меня… для каждой свинки хлевок особливый, то жене найду светелку».

И гордится этим: «Ну, будь я свиной сын, если…»

Словарный запас его сестры госпожи Простаковой немного более разнообразен в силу того, что муж ее «дурак бессчетный» и ей приходится всем заниматься самой. Но корни скотининские проявляются и в ее речи. Любимое ругательство — «скот».

Чтобы показать, что Простакова недалеко ушла по развитию от своего брата, Фонвизин иногда отказывает ей в элементарной логике.

Например, такие фразы: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем», «Так разве необходимо подобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько?» И, делая выводы из сказанного, Простакова заканчивает фразу: «Экое скотское рассуждение».

Относительно ее мужа можно сказать только то, что он немногословен и не открывает рта без указаний на то своей жены.

Но это и характеризует его как «дурака бессчетного», безвольного мужа, попавшего под каблук своей жены. Митрофанушка тоже немногословен, правда, в отличие от отца, он имеет свободу слова.

Скотининские корни проявляются у него в изобретательности ругательств: «старая хрычовка», «гарнизонная крыса».

Слуги и учителя имеют в своей речи характерные признаки сословий и частей общества, к которым они принадлежат. Речь Еремеевны — это постоянные оправдания и желания угодить. Учителя: Цыфиркин — отставной сержант, Кутейкин — дьячок от Покрова. И своей речью они показывают принадлежность: один — к военным, другой — к церковным служителям.

Автор вводит в действие целый ряд положительных персонажей — Стародум, Правдин, Софья, Милон.

Эти герои открыто выражают взгляды «честного» человека на дворянскую мораль, семейные отношения и даже гражданское устройство.

Этот драматургический прием поистине вызвал переворот в русской просветительской литературе: от критики отрицательных сторон действительности к поискам путей изменения существующего строя.

Речь положительных героев яркостью не отличается. Это речь книжная, речь образованных людей того времени, которая практически не выражает эмоций. Смысл сказанного понимаешь из непосредственного значения слов. У остальных же героев смысл можно уловить в самой динамике речи.

Речь Милона отличить от речи Правдина практически невозможно. О Софье тоже очень трудно что-либо сказать по ее речи. Образованная, благонравная барышня, как бы ее назвал Стародум, чутко воспринимающая советы и наставления любимого дяди.

Речь Стародума полностью определяется тем, что в уста этого героя автор вложил свою нравственную программу: правила, принципы, нравственные законы, по которым «любочестивый человек» должен жить. Монологи Стародума построены таким образом: Стародум сначала рассказывает историю из своей жизни, а потом выводит мораль.

Таков, например, разговор Стародума с Правдиным. А разговор Стародума с Софьей — это свод правил, и «…всякое слово врезано будет в сердце».

Напрашивается вывод, что речь отрицательного героя яркая и индивидуальная, характеризует его самого, а речь положительного героя используется автором для выражения своих мыслей.

Фонвизин — талантливый психолог, мыслитель, художник. Он отразил в своей пьесе актуальные проблемы своего времени. Его комедия имеет общечеловеческое значение, она живет в веках, не сходит со сцен современных театров.

  1. Список литературы
  2. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://kostyor.ru/student/
  3. Информация о работе «Денис Иванович Фонвизин. Сатирическая направленность комедии «Недоросль»»

  Героизм простого солдата в романе Толстого «Война и мир»

Раздел: Литература и русский язык Количество знаков с пробелами: 6407 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Похожие работы

Сатирическое изображение нравов поместного дворянства в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

  • 35329

… средней руки, неграмотная дворянская провинция составляли силу правительства. Борьба за влияние на нее была борьбой за власть.

В его изображении мы можем увидеть, насколько тупы, жестоки были тогдашние хозяева жизни, отличающиеся недалеким умом, бесчестием и подлостью.

Комедия Фонвизина направлена против «тех нравных невежд, которые, имея над людьми свою полную власть, употребляют ее во зло …

  1. Творчество Фонвизина. Образ Эраста в повести Карамзина «Бедная Лиза»
  2. 16808

… и весело, и ядовито. Его “Послание к Шумилову” переживет все толстые поэмы того времени». 2.

Образ Эраста в Повести Карамзина «Бедная Лиза» Николай Михайлович Карамзин — крупнейший представитель русского сентиментализма.

В его творчестве наиболее полно и ярко раскрылись художественные возможности этого литературного направления. Лучшей повестью Карамзина справедливо признана «Бедная Лиза …

Литература ХVIII века: М.В. Ломоносов, Д.И. Фонвизин, А.Н. Радищев

  • 21275

… . Раскрывая мир чувств, литература сентиментализма воспитывала в человеке достоинство и уважение к своим силам, способностям, переживаниям независимо от положения в обществе. М. В. ЛОМОНОСОВ (1711 — 1765) «С Ломоносова начинается наша литература… он был ее отцом, ее Петром Великим». Так определил место и значение творчества Михаила Васильевича Ломоносова для русской литературы В. Г. …

Анализ комедии «Бригадир» Д.И. Фонвизина

  1. 36668

… , которую Фонвизин сочинил после принятого им решения перейти к социально важным темам. Комедия заняла полемическую позицию по отношению к чувствительным комедиям.

Вместе с тем «Бригадир» идёт мимо генеральной тематической линии драматического творчества Фонвизина.

Пьеса направлена против взяточничества судей, против злоупотреблений в судопроизводстве, против галломании. Фонвизин в своей пьесе …

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Недоросль»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Недоросль»
  • для самых компанейских — Главные герои «Недоросль»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Недоросль»
  • для самых любопытных — Анализ «Недоросль» Фонвизин
  • для самых крутых — Читать «Недоросль» полностью

Тест по произведению

Ссылка на основную публикацию