Сочинение: Образ Беликова в рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре»

Главная страницаРассказ “Человек в футляре”

Сочинение: Образ Беликова в рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре»
Беликов и Варенька.
Художник Д. Дубинский

Господин Беликов является главным героем рассказа “Человек в футляре” Чехова. В этой статье представлен образ и характеристика Беликова в рассказе “Человек в футляре”, описание внешности и характера героя, его портрет в цитатах.
Все материалы по рассказу “Человек в футляре”>>

Беликов – учитель греческого языка:
“…некий Беликов, учитель греческого языка, мой товарищ…”

Внешность Беликова:

“…своими темными очками на бледном, маленьком лице, – знаете, маленьком лице, как у хорька…” “…и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой…”
“…рядом с ней Беликов, маленький, скрюченный, точно его из дому клещами вытащили…”
“…говорил он мне со слабой кривой улыбочкой…”

Даже в хорошую погоду Беликов ходит в калошах, с зонтом и в теплом пальто:

“…Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате…”
“…однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком…”
“…человек, который во всякую погоду ходит в калошах…”
“…А под вечер оделся потеплее, хотя на дворе стояла совсем летняя погода…”

  • Возраст Беликова – за 40 лет:
  • Беликова называют “человеком в футляре”, потому что он любит одиночество и прячется от окружающего мира:
  • Беликов держит свои мысли в футляре. У него “футлярные”, узкие соображения:

“…Ему давно уже за сорок…”

“…еще глубже ушел в свой футляр…”
“…у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний…”
“…И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр…”
“…он просто угнетал нас своими чисто футлярными соображениями…”

Беликов хранит свои вещи в футлярах и чехлах – зонт, часы, нож и т.д.:

“…И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике…”

Беликов – тревожный, робкий человек:

“…Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было;

Беликов любит древние языки, потому что они отвлекают его от действительности: “…древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни…”

“…О, как звучен, как прекрасен греческий язык! – говорил он со сладким выражением…”

  1. Беликов все время боится, “как бы чего не вышло”:
  2. Беликов не любит, когда кто-то нарушает правила:
  3. Беликов – чрезмерно осторожный и мнительный человек. Этим он угнетает окружающих:
  4. Беликов – солидный, уважаемый человек:
  5. Беликов работает в гимназии 15 лет:
  6. Беликов ходит в гости для приличия, а не ради удовольствия:
  7. Учителя и даже директор боятся Беликова:
  8. Весь город боится Беликова:
  9. Беликов создает вокруг себя удушающую атмосферу, как в полицейской будке:
  10. Обстановка в квартире у Беликова похожа на футляр:
  11. Спальня Беликова тоже похожа на футляр или ящик:
  12. Беликов боится общественного мнения. Он не хочет, чтобы о нем думали плохо:

“…Когда в городе разрешали драматический кружок, или читальню, или чайную, то он покачивал головой и говорил тихо:
– Оно, конечно, так‑то так, все это прекрасно, да как бы чего не вышло…”

“…Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние, хотя, казалось бы, какое ему дело? Если кто из товарищей опаздывал на молебен, или доходили слухи о какой‑нибудь проказе гимназистов, или видели классную даму поздно вечером с офицером, то он очень волновался и все говорил, как бы чего не вышло…”
“…А на педагогических советах он просто угнетал нас своею осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными соображениями насчет того, что вот‑де в мужской и женской гимназиях молодежь ведет себя дурно, очень шумит в классах, – ах, как бы не дошло до начальства, ах, как бы чего не вышло…”

“…за такого солидного, всеми уважаемого человека, как Беликов…”

“…держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет!..”

“…ходить к нам и сидеть было для него тяжело, и ходил он к нам только потому, что считал это своею товарищескою обязанностью…”
“…Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся…”
“…вот подчинились же, терпели… То‑то вот оно и есть…”

“…однако же этот человечек держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город! Наши дамы по субботам домашних спектаклей не устраивали, боялись, как бы он не узнал; и духовенство стеснялось при нем кушать скоромное и играть в карты…”

“…Эх, господа, как вы можете тут жить! Атмосфера у вас удушающая, поганая. Разве вы педагоги, учителя? Вы чинодралы, у вас не храм науки, а управа благочиния, и кислятиной воняет, как в полицейской будке…”

“…И дома та же история: халат, колпак, ставни, задвижки, целый ряд всяких запрещений, ограничений, и – ах, как бы чего не вышло.
“…Спальня у Беликова была маленькая, точно ящик, кровать была с пологом…”

“…Женской прислуги он не держал из страха, чтобы о нем не думали дурно…”
“…Постное есть вредно, а скоромное нельзя, так как, пожалуй, скажут, что Беликов не исполняет постов, и он ел судака на коровьем масле, – пища не постная, но и нельзя сказать чтобы скоромная…

Беликов боится, что его слуга его убьет, что его обворуют и т.д.:

“…И ему было страшно под одеялом. Он боялся, как бы чего не вышло, как бы его не зарезал Афанасий, как бы не забрались воры, и потом всю ночь видел тревожные сны…”

  • Беликов по натуре одинокий человек. Он не любит быть среди людей:
  • Беликов не любит шум:
  • Беликов очень почтительно относится к властям:

“…а утром, когда мы вместе шли в гимназию, был скучен, бледен, и было видно, что многолюдная гимназия, в которую он шел, была страшна, противна всему существу его и что идти рядом со мной ему, человеку по натуре одинокому, было тяжко…”

“…Очень уж шумят у нас в классах, – говорил он, как бы стараясь отыскать объяснение своему тяжелому чувству…”

“…И прошу вас никогда так не выражаться в моем присутствии о начальниках. Вы должны с уважением относиться к властям…”Учитель Коваленко считает Беликова “фискалом”, “мерзкой рожей” и “Иудой”:
“…не понимаю, как вы перевариваете этого фискала*, эту мерзкую рожу…”
(*фискал – то есть ябедник, доносчик)
“…Я не люблю фискалов…”
“…Уеду, а вы оставайтесь тут со своим Иудой…” Однажды Беликов знакомится с девушкой Варей. Он почти женится на ней, но их отношения ни к чему не приводят:“…этот человек в футляре, можете себе представить, едва не женился…” “…Да, едва не женился, как это ни странно…”Однажды брат Вареньки выгоняет Беликова из квартиры и толкает с лестницы. Варя видит позор Беликова. Он не переносит этого и заболевает:
“…Вернувшись к себе домой, он прежде всего убрал со стола портрет, а потом лег и уже больше не вставал…”Через месяц Беликов умирает:
“…Через месяц Беликов умер. Хоронили мы его все, то есть обе гимназии и семинария…”Это был цитатный образ и характеристика Беликова в рассказе “Человек в футляре” Чехова, описание внешности и характера, портрет в цитатах.

Смотрите: Все материалы по рассказу “Человек в футляре”

Беликов (Человек в футляре) – характеристика главного героя рассказа Бунина

Даже внешний вид Беликова дает понять, что он хочет спрятаться как можно дальше от всего, что происходит в мире. Он постоянно кутается в фуфайку, как в чехол. Весь скрюченный, маленький, он просто не дает миру проникнуть в его душу, не раскрывает свою жизнь никому и ничему.

Свое маленькой, бледное лицо, как у хорька, он прятал за стеклами темных очков и в поднятом воротнике. Даже уши он закладывал ватой, чтобы внешний мир никак не мог проникнуть в его футляр. Даже в хорошую погоду на улицу он выходит укутанный – в теплом пальто, в калошах. С собой у него всегда зонт, который, кстати, он тоже носит в отдельном футляре.

В отдельных чехлах Беляков носит все: часы и даже нож для того, чтобы подточить карандаш.

Сочинение: Образ Беликова в рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре»

Рассмотрим образ главного героя рассказа Антона Чехова «Человек в футляре – Беликова. В его образе показана основная проблема произведения.

Итак, он работает учителем древнегреческого языка, и любым доступным ему способом он пытается абстрагироваться от мира, в котором живет. Он живет в мире рамок, за которые нельзя выходить, и запретов.

Он старается подходить с чрезмерной осторожностью практически ко всему, с чем ему приходится иметь дело. Беликов был известен на весь город из-за своей осторожности.

Кроме того, учитель имел несколько необычных привычек, которые негативно сказывались на людях, был с нестандартным характером и странным поведением.

Учителем он работает на протяжении 15 лет, преподавая в гимназии древнегреческий язык. Отношения Беликова с педколлективом образовательного заведения далеко не доброжелательны, опять же из-за маниакальной осторожности учителя, которая нервирует остальных преподавателей.

Кроме того, Беликова сильно недолюбливают за мнительность, с которой он подходит к решению любого вопроса на педсовете.

Беликову стараются не перечить, поскольку он потом будет долго действовать на нервы своими жалобами и прениями.

Его власть распространяется и на учеников – он одарен даром убеждения, и может запросто выгнать любого гимназиста, который ему не понравится, с урока или занизить оценку – и никто с ним не будет и пытаться спорить.

  Главные герои романа Айвенго Скотта (характеристика)

У Беликова имелось излюбленное выражение – «как бы чего не вышло» — он всегда боялся, что любое событие пойдет не так, и по этой причине всегда одобрял запреты и ничего более.

Еще одной особенной чертой у Беликова была тяга к абстрагированию от окружающего мира. Он всегда ходил в очках, у него практически все вещи находились в чехлах. Даже в уши Беликов вставлял вату. Он в сухую и солнечную погоду носил галоши и пальто с зонтом, ходил, подняв ворот пальто. Мужчина будто и лицо прятал от людей.

Он был словно в футляре, чехле, который отгораживал его от мира. Все, что выпадало из монотонной рутинной жизни учителя, приводило его в ужас. Он любил говорить о том, что неизменно и уже прошло, о том, что было проверено и выверено.

Беликов даже свои размышления, словно в футляр закрыл – он не любил свободомыслия и инициативности и всячески пресекал оные проявления.

Обстановка в доме преподавателя соответствующая – его комната словно ящик. Он спал, накрываясь одеялом с головой, потому что боялся посторонних звуков. По ночам ему зачастую снились кошмары. Поддерживал отношения с товарищами он тоже своеобразно – придя в гости, он садился и молчал. Но однажды, неожиданно для всех, учитель влюбился в новую коллегу – учительницу Варвару.

Преподаватели сразу решили их поженить. Однако тому не суждено было сбыться – из-за злосчастного футляра, в который сам же Беликов себя и поместил. Он как-то увидел, что девушка катается на велосипеде, и посчитал это неприличным, после чего мгновенно раздумал брать ее в жены. Беликов тяжело переживал случившее событие, но так и не пережил – скончался.

Таким образом, писатель показал нам человека, который живет в своем вымышленном мирке, и он не приспособлен к реальной жизни и тем условиям, которые она диктует. Беликов пугается изменений в своей жизни и испытывает страдания – ведь он мог поступить лучшим образом для себя, но не может, поскольку привык к своему футляру.

Писатель, через своего героя Беликова показал, что такие люди, которые ведут настолько замкнутый образ жизни и не могут избавиться от своих комплексов, обречены на мучительное существование, деградацию и смерть в одиночестве – потому что их поведение и убеждения не позволяет им завести ни друзей, ни семьи. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:  Эссе: Смысл названия рассказа В.М. Шукшина «Срезал»

Характер Белякова

Характеристика Белякова «человек в футляре», в этой фразе вся суть характера персонажа. Вся его жизнь закована в футляр. Он закрыт и одинок, необщителен и подозрителен.

У него наблюдается постоянное стремление спрятаться от мира, окружить себя защитной оболочкой. Даже свои мысли он старается держать в этом футляре.

Но даже если он ими с кем-то делится, оказывается, что они запылились, устарели.

Беликов – человек пугливый, робкий. На самом деле он очень боится действительности. От нее он прячется во всевозможные футляры. Даже его профессия – преподаватель греческого языка, своеобразный футляр. В старинные языки он прячется т действительности.

Он почитает прошлое, боясь не только будущего, но и настоящего. Его основной принцип жизни – «Как бы чего не вышло», который тоже сам по себе является футляром.

Своего главного героя автор наделяет максимальной старомодностью, боязнью жизни, и это проявляется во всем: во внешности, характере, профессии, образе жизни.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Чехова Каштанка сочинение Рассказ «Каштанка» Антон Павлович Чехов написал в 1887 году. Опубликовали его в газете «Новое время». Главная героиня произведения – собачонка Каштанка. Милое существо – помесь таксы и дворняжки, с лисьей мордочкой
  • Сочинение Тарас Бульба — главный герой повести (7 класс) В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», вошедшей в сборник «Миргород», рассказывается о том периоде, когда гетман Потоцкий подавил казацкое восстание. Центральным персонажем выступает казак Тарас Бульба
  • Своеобразие произведения Тихий Дон Шолохова Роман Михаила Шолохова «Тихий Дон» является одним из самых интересных и впечатляющих произведений русской литературы. Автору удалось создать необычный роман, не прибегая к новым формам
  • Пластов А.А. Родом из крестьянской семьи Ульяновской области. В 1912 году приезжает в Москву. Обучается сначала в мастерской Строгановского училища, затем поступает в Московскую академию живописи.
  • Фонвизин

Влияние на окружающих

Беляков не только сам боится жизни, но и отравляет ее всем окружающим. За те 15 лет, что он проработал в гимназии, она превратилась в такой же футляр, в котором жил герой.

Его страх, как плесень, распространяется в тех местах, где он находится. Вокруг себя он создает атмосферу, наполненную удушием, боязнью, кислотой.

Именно такой предстает гимназия в глазах читателя, где все учителя подверглись влиянию Беликова, а перспективных учеников выгоняют за любе проявление современности.

Чехов рисует своего персонажа отвратительным. Он не только портит жизнь самому себе, но и отравляет ее всем окружающим. Даже чуть было не женившись, Беляков закрывается в своем футляре после неудачи. В нем же он и умирает. Чего же так боялся Беляков, если самое страшное в жизни – прожить ее в таком футляре, и умереть в нем же, не узнав радости и свободы этой жизни.

Данная статья поможет написать сочинение на тему «Беликов («Человек в футляре»), описать жизнь персонажа, дать ему подробную характеристику.

Жизненные принципы

Главный персонаж не только сам панически боится жизни, но и портит ее окружающим людям. За все время, которое он преподавал в учебном учреждении, оно превратилось в некий футляр, комфортный для пребывания Беликова. Его страхи, как инфекция, каким-то образом распространялись повсюду, куда бы он ни приходил.

Вокруг себя он создавал неприятную атмосферу, которая была наполнена боязнью и удушьем. Вот такой читателю представляется гимназия, в которой все преподаватели подверглись влиянию мужчины. Перспективных учеников исключали из учебного заведения за любое проявление собственных взглядов.

Беликов почему-то панически боялся следующих вещей:

  • общественного мнения;
  • ограбления;
  • убийства собственным слугой.

Автор рисует своего главного героя максимально отвратительным. Он не только постоянно портит собственную жизнь, но и отравляет ее окружающим людям. После неудачной попытки жениться мужчина полностью закрывается в защитном футляре, в котором и погибает.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Человек в футляре»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Человек в футляре»
  • для самых компанейских — Главные герои «Человек в футляре»
  • для самых любопытных — Анализ «Человек в футляре» Чехов
  • для самых крутых — Читать «Человек в футляре» полностью

Тест по произведению

Жанр, конфликт и композиция

  • Читателю достаточно легко знакомиться с произведением, ведь оно написано простым языком, который, тем не менее, способен вызывать огромное количество впечатлений. Стиль выражается и в композиции
  • : текст разбит на небольшие смысловые фрагменты, акцентирующие внимание на самом главном.
  • В рассказе мы наблюдаем конфликт

между двумя героями. Автор противопоставляет Коваленко (жизнеутверждающую, активную позицию, позитивное мышление) и Беликова (пассивное и безжизненное прозябание, внутреннее рабство), что помогает ему еще лучше раскрывать поставленную проблему.

Футляр становится художественной деталью, которая описывает всю суть и смысл произведения, показывает внутренний мир героя.

Литературный жанр

– рассказ, который входит в состав «маленькой трилогии» из трех отдельных, но совмещенных одной идеей рассказов. «Человек в футляре» написан с явной сатирической окраской, таким приемом писатель высмеивает саму сущность «маленького человека», который просто-напросто боится жить.

Мечта и реальность

Каждому человеку необходимо мечтать. Но при этом следует не отрываться от реальности. Главный герой рассказа учитель греческого языка Беликов жил по определенным правилам и никогда от них не отклонялся. Даже в теплую погоду он выходил на улицу в ватной куртке, галошах и обязательно с зонтом. Все его инструменты, будь-то нож или очки, всегда находились в чехлах.

Да и сам он жил словно в футляре, так как загнал себя в постоянные ограничения. Своим поведением он раздражал окружающих. Беликов постоянно боялся чего-то необычного и переживал, если случалось что-то необычное. В его реальности все было систематизировано и упорядочено. Он оградился от всего мира, от людей, от всей жизни.

Лишь однажды он позволил себе помечтать, когда на горизонте появилась девушка.

Варенька была сестрой нового учителя истории и географии. 30-летняя хохотушка была совсем не похожа на замкнутого героя. Девушка симпатизировала Беликову, и они начали общаться. Для Беликова женитьба была бы огромным шагом, ведь тогда ему пришлось бы выбраться из своего кокона и столкнуться с реальной жизнью. Самые обычные вещи казались этому человеку чем-то странным.

Например, однажды он увидел Варю с братом, катающимися на велосипедах, и возмутился столь обыденным явлением. Он считал, что учителю и, тем более, женщине не пристало так развлекаться. Когда же он отправился к учителю поговорить на эту тему, тот спустил его с лестницы на глазах сестры.

Беликову настолько стало стыдно и неудобно, что он прекратил с девушкой всякое общение, а через месяц умер.

И только, находясь в гробу, он обрел умиротворенный и спокойный вид. Наконец-то он нашел футляр, который его полностью устраивает.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение «Мечта и реальность человека в футляре». Здесь автор тонко высмеивает страх человека оказаться в неудобной ситуации, выйти из своей скорлупы и окунуться в настоящую жизнь.

Ведь только тот, кто ничего не делает и не выходит из зоны комфорта, никогда ничего и не добивается. Писатель считает, что несмотря на все трудности, которые готовит нам жизнь, нужно идти по жизни с гордо поднятой головой.

Беликов в рассказе Человек в футляре характеристика, образ

  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Беликов в рассказе Человек в футляре

Персонажу отведена главная роль в произведении. Беликов преподаёт греческий язык. “Человек в футляре” – эти слова раскрывают образ героя.

Внешний вид подчёркивает характер персонажа. Лицо бледное, маленькое, спрятанное за поднятый воротник. Беликов, отделяясь от окружающего мира, закладывает в уши вату. Это маленький по росту человек, которому больше сорока лет. Забавно, что персонаж одевается в пальто всегда, даже в тёплую погоду, и берёт с собой зонтик.

Мыслям Беликов не позволяет выйти наружу. Свои вещи хранит в футляре. Последнее объяснялось бы чрезмерной аккуратностью, но трезво взглянуть на положение дел читателю помогает поведение героя, выворачивающее его внутренний мир наизнанку.

Это тревожный, пытающийся скрыться от действительности человек. Возможно, спасение от настоящего он находит в изучении прошлого. Поэтому испытывает особенное чувство к древним языкам.

С головой уходит в занятия, которые создают защитную плёнку от всего остального.

Страх крепко сидит внутри. Так, перед каждой ситуацией мысленно рассуждает: “как бы чего не вышло…”. Сомнения просматриваются на примере открытия чайной или библиотеки.

Правила для него святые. Любое отклонение от них наводит на героя уныние. Непонятно, почему. Сердце бьётся от известия про классную даму, познакомившуюся с офицером. Дыхание перехватывает от гимназистов, пренебрёгших дисциплиной. Опаздывающие товарищи на важное событие вызывают не меньшие волнения. В голове персонажа крутится торжественное “как бы чего не вышло”.

Слишком мнительный и осторожный. Зацикливаясь на мелочах, он не видит радостей жизни, сам себя загоняя в пропасть.

Сквозь мучения Беликов ходит для приличия в гости, но просто сидит и молчит. Город, начальство и коллеги боятся слишком правильного Беликова. Атмосферу в гимназии создал как в полицейской будки.

Общественное мнение его пугает. Герой отказывается от прислуг. Вдруг они подумают что-нибудь дурное, захотят обворовать или попытаются убить. Единственный помощник – старик Афанасий. Беликов укрывается одеялом, но страх не ослабевает. Персонажа терзают ночные кошмары. Пугает даже шум. Жалко эту одиночку.

Но ещё печальнее смотреть на конец его пути. Механизм отсчёта к завершению его жизни ускоряется с момента встречи с Варенькой. Очаровательным пением она привлекает Беликова.

Педагогический состав хочет связать узлами брака эту парочку. Рассуждения героя о женитьбе напускают страх, заставляют ещё больше замкнуться в себе. Портит хорошие впечатления о женщине обычный велосипед.

Беликов застаёт её за этим занятием и возмущается.

Во время его разговора с братом Вареньки происходит ссора. Беликов слетает с лестницы. Жизнь наносит сокрушительный удар, когда Варенька усмехается от увиденного. Душа человека с треском ломается.

Беликов возвращается домой, убирает со стола портрет женщины, ложится в постель и больше не встаёт. Спустя месяц он умирает.

Сочинение Образ Учителя Беликова

Как известно, Чехов очень часто создаёт героев, которых довольно сложно представить. Примером подобной личности можно назвать героя рассказа «Человек в футляре», Беликова.

За 15 лет работы в гимназии учителем греческого языка, Беликов приобрёл большой авторитет. Это можно понять из того, что большую часть рассказа ему никто не перечит и подчиняются учителю беспрекословно. Репутация Беликова была настолько велика, что он мог выгнать ученика из гимназии, совершенно не боясь, что ему кто-то скажет слово против.

Беликов, как и понятно из названия рассказа, является «человеком в футляре». Автор представляет футлярность своего героя практически во всех аспектах. Мысли в футляре, каждый предмет в футляре и сам герой фактически находится в футляре. Ведь Беликов – закрытый от мира и закостенелый консерватор, из-за невежества своего не желающий впустить в свою жизнь что-нибудь новое.

В рассказе жуткая боязнь перемен продемонстрирована в различных повседневных мелочах, например, постоянное требование извозчику поднять верх экипажа или факт того, что герой носит плотное пальто даже в очень тёплую погоду.

В итоге, из-за своего хронического консерватизма, Беликов становится абсолютным противником человечности, новшеств, прогресса и, как следствие, всего мира. Для него изменение привычкам становится страшнее смерти.

Быть может именно поэтому, когда карикатура на Беликова и Вареньку, молодую девушку на которой он собирался жениться, произвела на обитателей гимназии огромное впечатление, он был возмущён.

Когда Беликов увидел Вареньку, катающуюся на велосипеде, он впадает в ступор. Когда он, с целью объяснить, что кататься на велосипеде – неприлично, приходит к брату Вареньки, и последний спускает Беликова с лестницы прямо под ноги Вареньки.

Девушка, считая, что Беликов упал сам, начинает смеяться. После этого Беликов возвращается домой и навсегда ложится в кровать, через месяц он умирает.

Всё, что увидел учитель греческого языка было за гранью его «футляра», он не мог впустить всё это в свою жизнь, но и избавиться от этого он не мог.

Читайте также:  Анализ стихотворения «Не думай о секундах свысока…» Роберта Рождественского

Образ Беликова вызывает ассоциацию с консерватизмом, останавливающим движение жизни вперёд, и закрытостью от мира. Избавиться от всего этого можно от души посмеявшись над этим и впустив в свою жизнь новые и не испробованные раньше вещи.

Психологический портрет мужчины

В названии произведения заключается вся суть нрава героя, потому что его личная жизнь закована в кокон. Это закрытый, одинокий, необщительный и подозрительный человек.

Он постоянно пытается спрятаться от окружающего мира и надевает на себя некий защитный панцирь. Даже собственные мысли Беликов старается держать подальше от людей.

Однако когда он с кем-то намеревается ими поделиться, то это значит, что они сильно устарели.

Учителя боялись Беликова по нескольким причинам:

  • внешний вид;
  • характер;
  • профессиональная деятельность;
  • образ жизни.

Персонаж был робким и довольно пугливым человеком. Но на самом деле он панически боялся реальности. Он нее он и пытался спрятаться в различные футляры.

Даже единственная профессия — учитель греческого языка — считается своеобразным коконом.

В профессиональной деятельности герой прячется от действительности. Он любит прошлое и побаивается не только будущего, но и даже настоящего. Чехов наделяет Беликова максимальной старомодностью и сильной боязнью жизни.

История создания

Антон Павлович Чехов

Антон Чехов написал рассказ «Человек в футляре» в 1898 году, и в том же году текст опубликовали в литературно-политическом журнале «Русская мысль». Рассказ стал первой частью серии «Маленькая трилогия», куда вошли еще тексты Чехова «Крыжовник» и «О любви».

Автор задумал серию весной-летом 1898 года, когда жил в селе Мелихово Московской области. Первый рассказ Чехов написал за месяц, и в начале июня тот уже готовился к печати. Чехов не собирался закрывать серию рассказом «О любви», однако заболел туберкулезом, творческая активность писателя упала, и серия так и не была продолжена.

Иллюстрация к рассказу «Человек в футляре»

Неизвестно, был ли у Беликова прототип, но некоторые современники Чехова считали, что прообразом героя стал некий Александр Дьяконов, инспектор одной таганрогской гимназии.

По другой версии, в образе Беликова Чехов описал знаменитого в то время консервативного публициста Михаила Меньшикова.

Однако исследователи отмечают, что сходство между Беликовым и Меньшиковым обнаруживается исключительно внешнее. Скорее всего, Беликов — собирательный образ.

В 1939 году на студии «Беларусьфильм» вышел фильм «Человек в футляре» режиссера Исидора Анненского. Роль Беликова там исполнил актер Николай Хмелев.

Визуальный образ

Тот, кто знаком с творчеством Чехова, знает, как богат мир его произведений на человеческие типы. Кто только не встречается в его рассказах! И совестливые личности, не удовлетворённые общественными законами и собой, и недалёкие обыватели, и благородные мечтатели, и чиновники-приспособленцы. И образы «футлярных» людей тоже встречаются. В частности – в упомянутом выше рассказе.

https://www.youtube.com/watch?v=FQtKA1MjBrk\u0026t=896s

В — учитель гимназии по фамилии Беликов. Преподающий греческий язык – уже давно переставший быть кому-либо нужным. Он очень странный.

Даже если на улице солнце – он одевает галоши, тёплое ватное пальто с высоким воротником и берёт зонтик. Обязательный «аксессуар» — тёмные очки. Уши он всегда закладывает ватой.

Ездит на извозчике, с всегда поднятым верхом. А ещё у Беликова всё хранится в чехлах – зонтик, часы, и даже ножик перочинный.

Но это только образ. Казалось бы, описание говорит лишь о том, что человек аккуратный и предусмотрительный, может, ещё немного педантичный. Но недаром говорят, что во внешнем проявлении отражается внутреннее состояние человека. И это действительно так.

Сочинение Беликов (Человек в футляре)

Больше десятка лет разделяет рассказ А.П.Чехова,“Человек в футляре” от начальной юмористики, но одним из наиболее знаменитых творений автора это прозаика, она имеет множество соприкосновений с творчеством его писательской молодости.

Во-первых, это комбинация одной конкретной общественной сатиры, той конкретной исторической эпохи с философским мотивом, с постоянно всем известными задачами и решениями.

А название повествования, и псевдоним его главного героя разом воспринялись как обширная абстракция.

Беликов, как передал нам модный по тем временам критик, один из большинства людей, что, как и Обломов или Чичиков, выражали всей своей сущностью огромную социальную среду, или направление того времени.

“Футлярные люди”, “Беликовы” — эти социальные указатели, которые мелькали в заглавие, на страницах скандальных статей, прошли в уклад жизни, становились всем понятными формулами. На шесть лет раньше, Лесков говорил что, проанализировав иное произведение Чехова: “Всюду — палата № 6.

Это Россия…” Ощущения оставленные в душе, между этими рассказами были схожи во многом: “Вся Россия показалась мне в футляре”, — однажды писала Чехову одна чтица, следившая за его творчеством.

Образ Беликова идет от биологического, характерно-психологического, к общественному слою, к демонстрации естественного начала людей в социуме. Да и это совсем не удивляет: Чехов — по профессии своей он медик, который владеет естественным научным взглядом на все происходящее, убежденный в том что, четкое понимание медицины и поэзии ни разу не конфликтовали друг против, друга.

Сочинение на тему «Тема пошлости и неизменности жизни в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре»

Рассказ Чехова «Человек в футляре» в 90-е годы стал вершиной сатиры писателя. В стране, где господствовали полиция, доносы, судебные расправы, преследуются живая мысль, добрые поступки, одного только вида Беликова было достаточно, чтобы люди ощущали угрозу и страх.

В образе Беликова Чехов воплотил характерные черты эпохи. Прототипом образа Беликова стал инспектор Московского университета А. А. Брызгалов. Такие, как Беликов, поощряли шпионаж и доносительство во всех сферах жизни.

Они сочинили и утвердили циркуляр министерства народного просвещения от 26 июля 1884 года, по которому классных наставников обязывали «посещать возможно чаще учеников, живущих у родственников», чтобы «удостовериться, какие лица бывают на квартире ученика, с кем он входит в сношения и какие книги составляют предмет его чтения в свободное от занятий время». Учителя должны были подсматривать, подслушивать и доносить начальству.

Образ учителя греческого языка Беликова дан писателем в гротескной, утрированной манере. Беликов, пишет Чехов, «замечателен был тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате.

И зонтик у него бы в чехле, и часы в чехле из серой замши…». Когда Беликов выходил из дома, он закладывал уши ватой, носил темные очки, фуфайку, закрывался несколькими слоями одежды от внешнего мира, которого опасался больше всего.

Была бы его воля, он бы все живое заключил в футляр.

Обратим внимание на то, что в гимназии Беликов преподает мертвый язык, в котором изменения или нововведения невозможны. Герой патологически подозрителен, впрочем, как все недалекие люди. Он получает нескрываемое удовольствие от запугивания коллег, учеников и их родителей. Рассказчик Буркин говорит о нем: «Мы, учителя, боялись его.

И даже директор боялся… Под влиянием таких людей, как Беликов, за последние десять – пятнадцать лет в нашем городе стали бояться всего. Бояться громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, бояться помогать бедным, учить грамоте».

В образе Беликова писатель дал символический тип чиновника, который всего боится и всех держит в страхе.

Беликову враждебно все новое.

Он всегда с похвалой говорил о прошлом, новое же его пугало: «Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое… Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь».

Чехов утверждает, что отсутствие духовного развития, идеалов влечет за собой умирание личности. Беликов давно духовный мертвец, он стремится только к мертвой форме, его раздражают и злят живые проявления человеческого разума и чувств. Этот человек не развивается. Любимое выражение героя «Как бы чего не вышло» ярко характеризует его.

По словам Буркина, домашняя жизнь Беликова ничем не отличалась от общественной: «халат, колпак, ставни, задвижки, целый ряд всяких запрещений, ограничений. Женской прислуги он не держал из страха, чтобы о нем не думали дурно… Спальня у Беликова была маленькая, точно ящик, кровать была с пологом.

Ложась спать, он укрывался с головой;  было жарко, душно, в закрытые двери стучался ветер, в печке гудело; слышались вздохи из кухни, вздохи зловещие…». Беликов плохо спал.

Он боялся, как бы его не зарезал слуга, не забрались воры, видел тревожные сны, а утром шел в гимназию бледный, скучный «и было видно, что многолюдная гимназия, в которую он шел, была страшна, противна всему существу его…».

Беликов – это не тот тип пассивного существа, который сидит дома, отгородившись от мира, и боится высунуть голову, как премудрый пискарь у Салтыкова-Щедрина или герой рассказа Л. Андреева «У окна». Футлярность Беликова активна.

Он стремится заразить своими опасениями всех. Он ходит в гости к коллегам, вмешивается в их жизнь. «Было у него странное обыкновение ходить по нашим квартирам.

Придет к учителю, сядет и молчит и как будто что-то высматривает…»

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

И при таком характере случилось так, что Беликов чуть не женился. В гимназию приехал с Украины новый учитель Михаил Коваленко с сестрой Варенькой. Оба они веселые, активные, красивые люди.

То, что они от души смеются, бодры, решительны, никого не боятся, ездят вдвоем на велосипедах, шокирует Беликова. Но красавица Варенька вызывает у него интерес.

Учителя в один голос предлагают ему жениться, тем более что девушка не только не гонит Беликова, но даже поет ему романсы и ходит с ним гулять. Городские шутники тут же нарисовали карикатуру на ненавистного учителя с подписью:

«Влюбленный антропос». Беликов был просто сражен рисунком.

Вечером, придя к Коваленко, он выражает ему свое возмущение поведением его и Вареньки, ведь девушке ездить на велосипеде – верх неприличия! После обещания Беликова доложить содержание разговора начальству взбешенный Коваленко спускает гостя с лестницы. Эту картину с хохотом наблюдает Варенька. Беликов пришел домой, лег и через месяц умер.

Смерть Беликова становится достойным финалом «футлярного существования». Гроб – тот футляр, в котором он лежал, «с кротким, приятным, почти веселым выражением лица».

Он достиг своего идеала! Даже природа соответствует обстановке похорон: шел дождь, и все были с зонтами и в калошах. Буркин говорит: «Признаюсь, хоронить таких людей, как Беликов, это большое удовольствие».

С кладбища все шли с чувством огромного облегчения, как будто освободились из тюрьмы. Но, пишет Чехов, ничего в жизни городка не изменилось: страх проник глубоко в каждого.

Выслушав историю Беликова, Иван Иванович подводит итог: «Видеть и слышать, как лгут и тебя же называют дураком за то, что ты терпишь эту ложь; сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому лгать, улыбаться, и все это из-за куска хлеба, из-за теплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош цена, – нет, больше жить так невозможно!»

Имя Беликова стало нарицательным, оно обозначает стремление человека спрятаться от жизни. Этот образ стал знамением времени. Так Чехов высмеивал поведение робкой интеллигенции 90-х годов.

Анализ рассказа Чехова Человек в футляре сочинение

Опубликованный в 1898 г. в июньском номере «Русской мысли» рассказ «Человек в футляре» не остался незамеченным в среде критиков и обыкновенных читателей.

Сочинение открывает «Маленькую трилогию», включающую «Крыжовник» и «О любви». Эту серию Антон Павлович написал летом 1898 г. в Мелихове.

Далее у Чехова наступил творческий спад. Затем ухудшение состояния здоровья, вызванное туберкулезом.

Темы

  1. Основная тема рассказа Чехова — это замкнутая и обособленная жизнь человека, который дичится окружающего мира и чуждается любого проявления чувства. Он прячет глаза от окружающих людей, постоянно носит все свои вещи в чехле, будь это маленький нож, предназначенный для заточки карандаша, или обычный зонтик, которым так удобно скрывать лицо.

    Многие духовные ценности были дики главному герою, а эмоции — непонятны. В этом выражается его ограниченность, отравляющая существование.

  2. Тема любви в рассказе раскрывается в отношении Вареньки к Беликову. Девушка пытается заинтересовать героя и возвратить его к полноценной жизни. Она до последнего верит, что он еще может измениться к лучшему.

    Но он закрывается и от неё, ведь его начинают пугать перспектива брака и навязчивые разговоры коллег об их женитьбе.

  3. Чехов объясняет читателю, что самое страшное, что может случиться с человеком — это равнодушие к жизни. Беликов настолько замкнулся в себе, что перестал различать краски мира, получать удовольствие от общения, стремиться к чему-то.

    Ему уже все равно, что происходит за пределами его футляра, лишь бы были соблюдены многочисленные приличия.

  4. Человек в футляре — собирательный образ робких людей, которые боятся своих же чувств и эмоций. Они абстрагируются от окружающего мира и замыкаются в себе. Поэтому тема одиночества тоже является важной в рассказе Антона Павловича Чехова.

Главные герои и их характеристика

  • В произведении нет героев в полном смысле этого слова, людей, выражающих авторские взгляды, раскрывающих авторский смысл.
  • Главный герой – преподаватель греческого Беликов, прозванный учениками Антропосом.
  • Другие действующие лица:
  • Чимша-Гималайский – врач ветеринар, принадлежащий к дворянству,
  • Буркин – рассказчик, преподаватель, сослуживец Беликова,
  • Михаил Саввич Коваленко – персонаж повести Буркина, молодой преподаватель,
  • Варенька – незамужняя сестра Михаила Саввича около тридцати лет,
  • Повар Афанасий – шестидесятилетний старик, состоящий в прислугах у Беликова,
  • Мавра – супруга старосты, ни разу в жизни не выезжавшая из села. А в последние десять лет она покидает свой дом лишь по ночам. Воспоминание о Мавре наводит Ивана Иваныча и Буркина на разговор о футлярности.

Автор дает персонажам краткие, но точные характеристики, рисующие перед читателем яркий реальный образ.

Беликов – это человек, заключенный в несколько футляров. Это чехол, выражающийся не только наружно, состоящий из характерных атрибутов одежды, но и внутренний футляр. Жизнь Антропоса наполнена самоограничениями и ограничениями для других.

Часто повторяемая им фраза «как бы чего не вышло» служит откликом на любое несоответствие установившимся стереотипам. Жизненные принципы этого человека сводятся к защите от окружающей жизни, к постоянной осторожности, предчувствию опасности и навязывании своих ограничений окружающим.

Чимша-Гималайский – сухощавый рослый старик с длинными усами. По мнению окружающих ему абсолютно не подходит странная фамилия Чимша-Гималайский. Поэтому все величают его просто Иван Иваныч. Судьба Беликова наталкивает Ивана Иваныча на размышления о социальном зле, несправедливости и невозможности открыто высказывать свою позицию.

В противоположность врачу Чимше-Гималайскому Чеховым изображается наружность учителя Буркина. Это лысый толстяк небольшого роста с черной длинной бородой. Он смотрит с иронией на историю Беликова, являясь в то же время типичным представителем мещанского провинциального общества.

И лишь один Коваленко, человек энергичный, открытый, откровенно презирает Антропоса, в лицо обвиняя его в фискальстве. Он не понимает, как могут окружающие педагоги существовать в таких условиях, в а.

Сестра Михаила Саввича Варвара обладает чертами яркими, выразительными. Автор рисует ее шумной хохотушкой, которая не прочь выйти замуж за Беликова.

Афанасий предстает постоянно нетрезвым, полоумным стариком, который по обыкновению стоит у двери со скрещенными руками и невнятно бурчит одну и ту же непонятную фразу.

Основные проблемы

  1. Консервативность. Автор с ужасом и жалостью осознаёт, что некоторые его современники создают себе оболочку, в которой погибают морально и духовно. Они существуют в мире, но не живут. Люди плывут по течению, более того, они даже не могут позволить судьбе вмешаться и поменять что-то в лучшую сторону.

    Эта боязнь новых событий и перемен делает людей пассивными, неприметными и несчастными. Из-за обилия таких консерваторов в общество и образуется застой, через который сложно пробиться молодым побегам, способным развиваться и развить страну.

  2. Проблема бессмысленности жизни .

    Для чего жил Беликов на земле? Он так и не сделал никого счастливым, даже самого себя. Герой трясётся над каждым своим поступком и постоянно вторит: «Как бы чего не вышло».

    Минуя вымышленные горести и страдания, он упускает само счастье, таким образом, его цена психологического комфорта чересчур велика, раз уничтожает саму сущность бытия людей.

  3. Перед читателем вырисовывается проблема счастья , точнее, проблема его достижения, сути и цены.

    Герой заменяет его на покой, но, с другой стороны, он сам вправе определять, что для него наивысшая ценность.

  4. Проблема страха перед любовью. Люди, которые окружают его, так же несчастны, они оказываются по ту строну вымышленного футляра, Беликов просто не может открыться и подпустить кого-то ближе.

    Герой так и не смог развить свои чувства к понравившейся девушке, он просто испугался их и остался ни с чем.

  5. Проблема социапатии . Учитель боится общества, презирает его, отгораживается, не позволяя никому из окружающих людей себе помочь. Они бы и рады, но он сам не позволяет это сделать.

Очень краткий пересказ

«Человек в футляре» – это короткое литературное произведение. В нем чуть более 10 страниц печатного текста. Рассказ не разделяется по главам, являя собой цельное повествование.

Это своеобразный рассказ в рассказе, случай из жизни, поведанный между делом на охоте. Сокращенно сюжет «Человека в футляре» умещается в несколько строк.

В первом абзаце идет описание места для ночевки двух запоздавших охотников: Ивана Ивановича и Буркина. Им не спалось. Вспоминались различные истории. Разговор заходит о людях, прячущихся в защитную оболочку, выбирающихся одиночество.

Преподаватель вспомнил о почившем около двух месяцев назад Беликове. Он был примечателен тем, что на протяжении жизни старался «окружить себя оболочкой».

  Обломов – Гончаров Иван Александрович – Страница 1

Настоящее Беликову было отвратительно, он не выносил отступлений от правил и весь город терроризировал. Преподаватель греческого опасался всего и во всем осторожничал. Питался судаком на коровьем масле, в страхе быть обвиненным в несоблюдении постов.

Размеренное течение жизни города нарушает приезд преподавателя географии и истории Коваленко с сестрой. Это новые люди «из хохлов». Обывателей от скуки захватывает идея поженить Варвару Коваленко и Беликова. Внушение делает свое дело, и Антропос склоняется к мысли, что «жениться надо». Но вся эта ситуация действует на учителя греческого угнетающе, он осторожничает.

Тут следуют два решающих случая. В гимназии появляется карикатура «влюбленный антропос», изображающая Беликова с зонтом в калошах и подсученных брюках под руку с Варенькой. Однажды незадачливый влюбленный видит Варвару Саввишну и ее брата на велосипедах.

Зрелище это до глубины души поражает его и приводит в негодование. Он решает объясниться с Коваленко. Беседа перерастает в ссору, и Михаил Саввич спускает Беликова с лестницы прямо под ноги Варваре. Девушка, видя смущенного и помятого учителя, полагая, что он упал нечаянно, заливается громким смехом. Этим завершается для Беликова все земное существование.

Он слег в постель и уже больше не встал. Умер Антропос через месяц. После похорон все жители испытывают чувство большого удовольствия. Но через некоторое время жизнь возвращается в прежнее русло.

В заключении следует рассуждение охотников на тему футлярности. Но история наводит их на разные мысли и выводы. Каждый, думая о своем, ложится спать.

Смысл названия

В своём рассказе Чехов предупреждает нас, что совершенно любой человек, сам того не желая, может заточить себя в «футляр», именно отсюда и появилось такое название. Под футляром понимается зацикленность на неписанном своде правил и ограничений, которыми люди сковывают себя. Зависимость от условностей превращается для них в болезнь и препятствует их сближению с обществом.

Укромный мирок запретов и барьеров кажется обитателям футляров намного лучше, они окружают себя некой оболочкой, чтобы влияние внешнего мира никак не коснулось их.

Однако жить взаперти с собственными порядками и установками тесно, другой человек туда не вместится.

Получается, житель душного, закупоренного уголка обречен на одиночество, поэтому название рассказа принципиально подается в единственном числе.

Анализ произведения

Анализ сочинения Чехова поможет выявить особенности произведения, исследовать способы выражения замысла автора.

Главная идея что значит «человек в футляре»

Основная мысль рассказа – это протест против футлярности и призыв к простой открытой жизни.

Чехов расширяет значение понятия «футляр». Защитный чехол можно разделить на несколько слоев. Главный персонаж укрывается не только во внешнем футляре: в любую погоду он одет в теплое пальто на вате с поднятым воротником и калоши, носит зонт в чехле, темные очки. Он оберегает свое пространство, закрывается на все задвижки, затворяет ставни.

Беликов защищается от внешних влияний, испытывает страх ко всему новому, неоднозначному. Он понимает лишь циркуляры и газетные статьи, содержащие запреты. Внутренний слой призван спрятать Беликова от раздражающей действительности.

Почему Беликова боялся весь город? Обратимся к цитате, в которой Буркин описывает Антропоса:

Беликов угнетает всех своей осторожностью, давит на людей, заставляет их бояться всего и вся. Таким образом, имя Беликова становится нарицательным, характеризующим явление человеческой футлярности. В этом заключается смысл названия рассказа.

Композиция

Произведение отличает необычный композиционный прием. Повествование представляет собой один рассказ, вмещающийся в другой. Причем основная часть «Человека в футляре» принадлежит Буркину. Его стиль не чеховский, он публицистичен и отличается патетикой.

Жанр

Произведение «Человек в футляре» относится к жанру рассказа.

Ему присущи характерные черты этого жанра:

  • малый объем около 13 страниц,
  • немногочисленные действующие лица,
  • описывается один значительный эпизод из жизни,
  • большая роль отводится деталям,
  • повествование ведется от лица рассказчика,
  • в названии заложен ключевой смысл.

Главные герои

  1. Главным героем рассказа является Беликов — учитель греческого языка в гимназии. Он устанавливает определенные правила в своей жизни, и больше всего боится, что что-то пойдёт не так, как было задумано.

    Беликов даже в самую ясную и тёплую погоду одет в калоши и тёплое пальто с поднятым воротником, он прячет своё лицо за темными очками и шляпой, чтобы как можно лучше оградить себя от влияния окружающей среды: не только природной, но и социальной.

    Его пугает современная реальность и раздражает все, что происходит вокруг, именно поэтому учитель облачается в некий футляр и внешне, и внутренне.

  2. Михаил Коваленко — новый учитель истории и географии, который приезжает работать в гимназию вместе со своей сестрой.

    Михаил — молодой, общительный и жизнерадостный мужчина высокого роста, большой любитель посмеяться и даже похохотать от души.

  3. Его сестра Варенька — женщина 30 лет, очень жизнерадостная и счастливая, обожает веселиться, петь и плясать.

    Героиня проявляет интерес к Беликову, который, в свою очередь, уделяет ей время и соглашается на прогулки, чтобы порассуждать о том, что брак — это слишком серьезная вещь. Женщина все же не теряет надежды расшевелить кавалера, что выдает в ней такие качества, как настойчивость и целеустремленность.

Прототип

Точный прототип Беликова неизвестен. Некоторые современники (в том числе В. Г. Богораз и М. П. Чехов) считали, что прототипом «человека в футляре» стал инспектор таганрогской гимназии А. Ф.

Дьяконов, другие же описывали черты характера Дьяконова, опровергающие мнение первых. Так, П. П. Филевский отмечал щедрость Дьяконова и писал: «Я же положительно утверждаю, что между „Человеком в футляре“ и А. Ф.

Дьяконовым ничего общего нет и в этом произведении А. П. Чехова никакого местного колорита найти нельзя».

Ю.Соболев полагал, что вероятным прототипом чеховского героя мог стать известный публицист Меньшиков М. О., Чехов в одном из своих дневников писал о нём: начало цитаты«М.

в сухую погоду ходит в калошах, носит зонтик, чтобы не погибнуть от солнечного удара, боится умываться холодной водой, жалуется на замирание сердца»Впрочем, сходство между Меньшиковым и Беликовым можно отметить только внешнее.

Сам же Чехов писал и о своём брате И. П. Чехове:

Из всех этих фактов, можно сделать вывод, что образ учителя греческого языка Беликова является собирательным.

Теперь выражение «Человек в футляре» стало нарицательным в русском языке, означающее одинокого человека, который закрывается от всего мира, создавая вокруг себя оболочку, «футляр».

Ссылка на основную публикацию