Смысл романа «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский)

Смысл названия романа «Преступление и наказание» заключается в выражении авторской мысли о преступнике, который требует нравственного наказания за совершенный грех. В заголовок автор вывел ключевые понятия.

На них основана вся суть произведения. Достоевский старался показать, что нравственный выбор сказывается на дальнейшей жизни человека. В романе он поднимает тему зла, добра, моральных ценностей, размышлений о жизни.

 

С самого начала пьесы автор наполняет атмосферу жизни главного героя безысходностью, нищетой. Раскольников живет один, в тесной комнатушке, в бедности. Его преследует чувство одиночества, обреченности. Персонаж ненавидит старуху, замышляет преступление. Смысл заглавия романа «Преступление и наказание» в благих намерениях человека, утратившего духовные качества.

Главный герой уверен – он поможет людям, убив процентщицу. В его мировоззрении пропадает человечность, у героя развивается комплекс величия. Он сравнивает себя с Наполеоном, проникается идеей убийства.

Родион не может остановиться в своих фантазиях, для него не имеют значения Бог, жизнь человека. После совершения преступления идеал, созданный в иллюзорном мире, разрушается.

Герой осознает, что убил невинную женщину. 

Смысл романа «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский) Смысл романа «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский)

Смысл названия произведения «Преступление и наказание»

Под преступлением автор подразумевает не юридическое злодеяние. Он говорит о способности человека перешагнуть через определенную грань. Персонаж романа стремился доказать себе, что сможет преодолеть пределы нравственности. 

Писатель – истинно верующий человек. Он осуждает Родиона не только за нарушение закона юридически, но и в религиозном аспекте. Человек самостоятельно уничтожает в себе духовность, лишая другого жизни. После этого Раскольников – грешник.

Наказание – второе широкое понятие произведения. Речь идет не только о юридической каре. Смысл заглавия «Преступление и наказание» заключается в жизненном уроке, который получает персонаж. Он должен столкнуться с тяжелейшими душевными страданиями, одиночеством, отчуждением:

  • Герой борется с кошмарами;
  • Он впадает в полубезумные состояния;
  • Душу Родиона терзают муки, вызывающие фактически физическую боль;
  • Персонаж изолируется от людей, пребывает в уединении;
  • Его преследует мрачное, тяжелое ощущение.

Писатель специально использовал соединяющий союз в заглавии – «Преступление и наказание», смысл названия заключается в зависимости между двумя понятиями.

Автор размышляет, что в момент, когда совершается преступное действо, наступает расплата. После убийства персонаж мучается чувством отвращения, не столкнувшись с уголовной карой.

Он не испытывает ожидаемой радости, удовольствия, не чувствует себя великим героем.

Почему роман называется «Преступление и наказание»

Социальный результат в действии Родиона отсутствует. Он не сделал добра людям, убив процентщицу, не реализовал свои мечты. Награбленное имущество он не забрал с собой, оставив под камнем. Единственный итог – полная социальная изоляция, чувство безнадежности, вины. Суть заглавия можно выделить следующую:

  • Уголовное наказание, нравственные мучения. Для преступника менее страшна юридическая ответственность, чем терзания души;
  • Неизбежность кары. Убийца всегда будет наказан. На примере Раскольникова Достоевский показывает, что моральное угнетение наступает значительно раньше законной кары. Герой испортил жизнь себе, обрек свою семью на позор, страдания.

Смысл названия романа «Преступление и наказание» кратко – это нигилистическая идея Родиона, основанная на безнравственности; душевное, уголовное наказание за воплощение этой идеи. Автор полностью описывает процесс разрушения персонажа как личности, деформацию его мировоззрения, ценностей. 

Смотри также: Символика чисел в романе «Преступление и наказание» и ее истоки

Почему роман Ф.М. Достоевского "Преступление и Наказание" называют романом-прозрением?

Решение писать роман, затрагивающий столь серьёзную тему, возникло не на пустом месте. Почвой для идеи стал личный опыт Достоевского, отбывающего наказание на каторге. Откровение о решении писать эту исповедь имеет письменное подтверждение. Как известно, Фёдор Михайлович известил об этом своего брата письмом:

На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения…

Данное письмо датируется 9 октября 1859 года.

Как известно, история написания книги была изменена нуждой, в которой постоянно пребывал писатель. Изначально его замысел был глобальным: написать огромный роман – своеобразный ответ «Войне и миру» Л. Н.

Толстого. Но Достоевскому срочно нужны были деньги, а Катков (его издатель) платил за завершенные произведения.

Тогда писатель разбил свою идею на пять частей, и одной из них стал роман «Преступление и наказание».

Отправной точкой создания книги стала газетная вырезка с заметкой о некоем преступлении в трущобах столицы. Федор Михайлович вдохновился реальным инцидентом, но все детали происшествия были вымышлены.

  «Правда о войне в романе Л.Н.Толстого “Война и мир”»

Тематика произведения

Главные темы «Преступления и наказания» — темы бедности и угнетенности большей части общества, на которою всем наплевать, а также темы бунта и заблуждений личности под гнетом социальной неустроенности и удушающей нищеты.

Писатель хотел донести до читателей свои христианские представления о жизни: для гармонии в душе нужно жить нравственно, по заповедям, то есть не уступать гордыне, эгоизму и похоти, а делать добро людям, любить их, жертвуя даже своими интересами во благо общества. Именно поэтому в конце эпилога Раскольников кается и приходит к вере.

Проблема ложных убеждений, поднятая в романе, актуальна и поныне. Теория главного героя о вседозволенности и преступлении нравственности ради благих целей ведет к террору и произволу. И если Раскольников преодолел раскол в душе, покаялся и пришел к гармонии, преодолев проблему, то в более масштабных случаях это не так.

Войны начинались из-за того, что одни правители решили, что жизнями тысячей людей ради их целей можно с легкостью пожертвовать. Вот почему роман, написанный в XIX веке, не теряет остроты смысла и поныне.

«Преступление и наказание» — одно из величайших произведений мировой литературы, проникнутое гуманизмом и верой в человека. Несмотря на кажущуюся депрессивность повествования, в нем есть надежда на лучшее, на то, что всегда можно спастись и спасти.

Мария Блинова Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Жанр и направление

Как уже о написано в жанре романа, точнее романа-исповеди. В качестве направления Достоевский выбрал реализм. События, описанные в этом произведении, западают в души и сознание читателей, потому что пугают долей «настоящего» в них.

Федор Михайлович хотел создать роман-эпопею, но по финансовым обстоятельствам (он нуждался в деньгах) вынужден был умерить писательские амбиции. В итоге он разделил свой замысел на 5 самостоятельных романов: «Бесы», «Преступление и наказание», «Подросток», «Идиот» и «Братья Карамазовы».

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Преступление и наказание.Год написания – 1866 г.

История создания – Замысел «Преступления и наказания» Достоевский вынашивал во время своего пребывания на каторге, во период сильнейших душевных переживаний.

Тема – Отображение нечеловеческих условий жизни беднейших слоев населения, безнадежности их существования и озлобленности на весь мир.

Композиция – Роман состоит из шести частей и эпилога. Каждая часть разбита на 6-7 глав. В первой части описывается образ жизни главного героя и совершенное им преступление, в последующих частях – последовавшее за ним наказание, в эпилоге – раскаяние главного героя.

Жанр – Роман.

Направление – Реализм.

Смысл названия

Название как нельзя лучше подходит к содержанию романа, отражает основные события, вокруг которых разворачивается сюжет – преступление Родиона и наказание за него.

Читайте также:  Кратчайшее содержание «Капитанской дочки» для читательского дневника (А. С. Пушкин)

Противоправное деяние уже в заголовке противопоставляется каре, описание которой занимает львиную долю объема. Логическое ударение читатель делает на втором слове, которое как бы перечеркивает первое и предрекает расплату за грех.

Автор сознательно разрушает интригу, признаваясь уже вначале, что его герой – убийца, что его удел – разоблачение.

Но суть романа – не детективная линия, а философская «начинка»: что бы ни сделал человек, как бы он ни прятал свои преступления, кара все равно настигнет его, ведь она исходит не от земных судей, а от того светлого или доброго, что в заложено в каждом из нас неведомой созидательной силой, сотворившей всех людей.

Кроме того, оно отражает не только главное, криминальное преступление – убийство старушек, но и другие людские пороки, которые с моральной точки зрения можно считать преступлениями. Например, пьянство Мармеладова, работа Сони, «тёмные делишки» Свидригайлова и многое другое. Каждый герой получает свою кару, ведь от судьбы не уйти.

Суть

О чем повествует автор? Об этом Многомудрый Литрекон расскажет в двух словах. Роман начинается с размышлений главного героя – Родиона Раскольникова о том, хватит ли у него духа совершить преступление.

В его голове возникла теория для определения сильных и слабых людей, тварей дрожащих и право имеющих, как он сам их называет.

Одной из возможных жертв он выбирает старуху-процентщицу, взимающую слишком высокие проценты с нуждающихся клиентов.

Судьба знакомит Раскольникова с семейством Мармеладовых, скатившихся в пропасть нищеты, где отец — пьяница, а дочь по имени Соня вынуждена заниматься непристойной работой, чтобы помочь семье. Именно Соня и становится в финале лучом света для потерявшегося Родиона.

На волне своих размышлений Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы топором, но до этого он создал для себя судьбоносную оплошность – забыл закрыть дверь, в которую вошла сестра убитой. Такая случайность заставила героя убить и вторую жертву.

После этого моральное состояние Раскольникова редко приходило в норму. С ним то и дело пытались поговорить и родственники, и друзья, однако толкового разговора добилась только Соня, которой и признался герой в содеянном.

Невыносимые муки и терзания Родиона заставляют его сознаться в убийстве всенародно. Спустя несколько месяцев после его признания состоялся суд – он был приговорен к ссылке в Сибирь. Соня уезжает с ним.

В эпилоге он переживает внутреннюю борьбу и духовно перерождается, взяв в руки Библию.

В чем суть теории раскольникова?

Раскольников самолюбив, чувствителен и умен, атмосфера нищеты и несправедливости давит на него, вот почему в его голове рождается страшная и разрушительная теория. Она заключается в том, что люди делятся на низших («обыкновенных») и высших («собственно людей»).

Первые нужны лишь для поддержания популяции людей, они бесполезны. Зато вторые двигают цивилизацию вперед, выдвигают совершенно новые идеи и цели, которых можно добиваться любыми средствами.

К примеру, герой сравнивает себя с Наполеоном и приходит к выводу, что тоже способен менять мир и выставлять изменениям свою цену. В этом смысле он ничем не отличается от старухи-процентщицы, которая оценивала принесенные ей вещи.

Как бы там ни было, эту теорию Родион решил проверить на себе («Тварь я дрожащая или права имею?»), убив старуху-процентщицу и не только, избавив тысячи людей от ее произвола, и поправив собственное материальное положение.

Композиция

Для простоты усвоения всех сюжетных линий Достоевский разделил свой роман на части, их в итоге получилось 6 (7 — эпилог). В свою очередь, каждая из частей делится на главы, их порядка 6 в каждой части.

Символично, что по смысловой нагрузке роман можно поделить лишь на 3 части – собственно преступление, наказание и эпилог.

  1. В первую часть входят все размышления Раскольникова, поиски себя и, в конце концов, совершенное убийство, точнее два.
  2. Вторая часть пропитана самоистязанием героя, его моральным наказанием как со своей стороны, так и со стороны общества.
  3. Заключительная часть романа дарит герои веру в искупление героя, путём его раскаяния перед Богом. Раскольникову пришлось полностью пересмотреть свои взгляды на жизнь, поменять приоритеты и обрести новые ценности.

Время и пространство

Рефреном в романе прослеживается обозначение безысходности – «некуда идти». Акцент на этом сделан с целью показать внутреннее состояние Раскольникова – несобранный, растерянный, нестабильный характер, который мечется и не знает, куда деваться.

То же явление прослеживается в критический момент жизни других героев. Тот же Мармеладов замечает, что всякому человеку нужна возможность куда-нибудь пойти. А ему некуда, и это обстоятельство решает его судьбу.

Бесприютность доводит и Свидригайлова: лишившись всех надежд и чаяний, он сводит счеты с жизнью. Все жертвы злого рока на страницах романа, так или иначе, идут в никуда и чувствуют безвыходность своего положения.

Значит, пространство, где то и дело оказываются персонажи, можно назвать «не то», раз действующие лица идут и приходят в «никуда». Отсюда и мотив всеобщего разочарования в жизни.

Как же выглядит это «не то»? Отражением Раскольникова Достоевский изобразил Петербург. Окрасив его в серые, болезненно желтые, блёклые и тёмные тона, автор наглядно показал цвет души главного героя и других горожан.

Другие места в романе столь же печальны: коморку Родиона автор сравнивает с гробом, угол, где ютятся Мармеладовы, нельзя даже назвать комнатой, жилище Сони Достоевский называет «сараем», а трактир дышит пьяным смрадом.

Горожане задыхаются, а приезжая мать Раскольникова даже не видит разницы между духотой комнат и пыльной вонью улиц.

Главные герои и их характеристика

Достоевский вложил в каждого героя настоящую жизнь со страхами, переживаниями, проблемами и горестями.

  1. Родион Романович Раскольников – основной персонаж романа. На протяжении всего произведения поддаётся мукам размышлений, постоянно находится в поиске себя. Такой потерявшийся, запутанный, несостоявшийся индивид, одаренный незаурядным умом. Родион — далеко не глупый молодой человек, он студент юридического факультета, однако из-за отсутствия средств вынужден бросить учёбу. В его голове зреет теория об обыкновенных и великих людях, он неоднократно задаётся вопросом «Кто я? Тварь дрожащая или правоимеющий?». Чтобы разобраться в этом, решается на убийство старухи-процентщицы и её сестры. Однако убийца не может заглушить голос совести и едва не сходит с ума, ведь, несмотря на совершенное преступление, он все еще остается добрым и хорошим человеком с обостренным чувством справедливости.
  2. Алена Ивановна (Старуха-процентщица) – жертва теории Раскольникова. По описанию Достоевского она не отличалась добротой и нежностью, напротив, была жестокой и бессердечной. В свои почтенные года создала у себя дома ломбард, куда людей приводила тяжёлая жизненная ситуация. Пользуясь их положением, она наживалась – за вещи платила мало, а проценты брала высокие. При этом она еще и тиранила свою сестру Лизавету. Одним из её клиентов оказался Родион Раскольников.
  3. Семен Захарович Мармеладов – глава семейства Мармеладовых. Добрый, но слабовольный человек, который женился на многодетной вдове из жалости, но не смог вынести груз ответственности. На его примере можно описать то, как жизнь уходит из-под ног. Пару лет назад он жил спокойной жизнью, кормил семью, имел стабильную работу. Идиллия омрачилась увольнением, что повлекло за собой беспробудное пьянство. Такой образ жизни в короткие сроки вогнал семейство Мармеладовых в нищету.
  4. Соня Мармеладова – дочь бывшего чиновника Мармеладова. Путь этой героини вызывает жалость и сочувствие. Скромная, робкая девушка вынуждена в свои 18 лет работать по жёлтому билету, чтобы хоть как-то помочь своей семье выжить. Символично, что она продала свою невинность за 30 рублей – предала сама себя, как Иуда продал Христа за 30 сребреников. Софья верит в Бога и находит в себе силы сохранять чистоту души, несмотря на род занятий. Судьба сводит её с Родионом Раскольниковым, которому она западает в душу. Девушка помогает ему осознать необходимость раскаяния и нравственного возрождения.
  5. Катерина Ивановна – жена Мармеладова. Женщина из другого слоя общества, нежели сам Мармеладов. У неё есть светские манеры, образование и нравственные ценности. Катерина – мать троих детей и, по совместительству, мачеха Сони. Нахождение в этой семье приносит ей боль и страдания, она не может смотреть на пьяного мужа и нуждающуюся семью, будучи не в силах помочь. Нервные расстройства вызывают у неё чахотку. Ее истерики, вызванные малодушием и слабостью, превращают и без того нелегкую жизнь семьи в ад.
  6. Дуня Раскольникова – названная Авдотьей, старшая сестра Родиона Раскольникова и его полная противоположность. В отличие от него, она девушка с твёрдыми убеждениями, со сформировавшимся взглядом на мир и стойким нравом. Её отношения с братом отличаются теплотой и душевностью, она всегда стремится помочь ему разобраться в его бедах и поддержать в трудных ситуациях. Ради блага своей семьи собирается выйти замуж по расчету за господина Лужина, однако этому браку не было суждено свершиться. Является двойником Сони: она тоже готова принести себя в жертву семье, став женой нелюбимого человека.
  7. Дмитрий Прокофьевич Рузумихин – друг Родиона и (в финале) муж Дуни Раскольниковой. По описанию Достоевского является достаточно благородным человеком, открытым, готовым прийти на помощь в любой момент. Имеет позитивный и твердый характер, стремится к честному труду и размеренному образу жизни. Надежный и стойкий товарищ.
  8. Аркадий Иванович Свидригайлов – потерявшийся персонаж произведения. Помещик, развращённый необузданными страстями. Автор называет ему самодуром и сомневается в чистоте его намерений. В конце концов, Свидригайлов совершает самоубийство.
Читайте также:  Цитаты и афоризмы по направлению «Разговор с собой»

«Преступление и наказание»: краткое содержание

Для тех, у кого нет времени читать роман великого писателя в полном объеме, мы подготовили сжатую версию. Она позволит окунуться в историю, происходящую в XIX веке, узнать характеры героев и окончание произведения.

Смысл романа Преступление и наказание – Фёдор Достоевский | Какой Смысл

Важный в истории русской и зарубежный литературы русский писатель, философ и публицист Ф.М.Достоевский совершил своеобразный переворот благодаря своей полной противоречий и загадок книгой «Преступление и наказание».

Очень трудно (скорее даже, невозможно) пересказать сюжет романа, ведь он завязан на описании чувств и переживаний главного героя, а такое весьма непросто рассказать. Передать задумку и смысл еще труднее. Но мы попытаемся.

Давайте же разберемся в одном из самых скандальных, загадочных и философски наполненном произведении той эпохи!

Смысл названия Преступление и наказание

Названием книги, автор хотел подчеркнуть, что если было совершенно преступление — будет выполнено и наказание. По другому невозможно.

Если попытаться пересказать сюжет и ход событий в двух словах, то получается действительно очень кратко: главный герой (Родион Раскольников) совершает убийство и на протяжении всей книги пытается справиться с давящими мыслями по этому поводу и не потерять близких ему людей.

Говоря более конкретно, первые пару глав книги — преступление Раскольникова, а все остальные главы (95% книги) — его собственное наказание.

Как знают те, кто уже читал это произведение хотя бы в кратком содержании, Раскольников все-таки понесет реальное наказание законом в самом конце произведения, ибо сам же пойдет на явку с повинной, не справившись с гнетом собственной совести.

Смысл произведения Преступление и наказание

Ф.М.Достоевский поступил очень умным образом: он наполнил своего героя противоречиями, приблизив его этим к обыкновенному человеку. Писатель заставил Раскольникова претерпеть сомнения по поводу собственной теории из-за противоречивости ее сути и окружающего мира.

Именно построив ведущие чувства и сомнения героя на неправильности его теории, Ф.М.Достоевский представил Родиона так, что читатели полностью понимают его и даже сочувствуют, буквально забывая о его поступке.

Родион Раскольников, поверив в свою теорию, отрекся от всего привычного, «человеческого», созданного природой и богом.

Но в конце книги он, не без помощи со стороны своего окружения (никто не собирается уменьшать весомый вклад Сони Мармеладовой в эту историю), вновь возвращается к истокам и принимает все то, от чего ранее отказался.

Достоевский стремился показать важность человеческих ценностей, суть добра и добрых поступков; он хотел объяснить, насколько нелепы преступления наподобие того, что совершил Раскольников.

Он, так сказать, хотел «напугать» читателей столь подробным описанием мук совести, что пережил Родион Раскольников, его чувств, переживаний и того гнета, что он чувствовал от своей семьи и друзей.

Также, в то время были популярны различные теории, по большей части вызванные Великой французской революцией, из-за которых происходили разнообразные общественные беспорядки, бунты и перевороты.

На примере собственного произведения Достоевский показал глупость и ошибочность всех подобных теорий.Писатель продемонстрировал во всей красе одну из собственных мыслей: принятый правительством закон и наказание не пугают преступников, не являются весомой угрозой для них.

Достаточно легко избежать правосудия, поэтому в системе наказания государством столь много недостатков и помех.

Как говорил сам Ф.М.Достоевский: «Самые тяжелое наказание для человека — душевные муки».

Смысл финала романа «Преступление и наказание»

В одной из записных книжек к роману под заголовком «Идея романа» было указано «Православное воззрение. В чем православие. Нет счастья в комфорте. Счастье покупается страданием. Человек заслуживает свое счастье и всегда страданием».

В конце своего романа Достоевский оставляется Раскольникова на пороге духовного перелома. Медленного, но верного перерождения.

Во время суда и в первые дни на каторге Раскольников не ощущает раскаяния и свое преступление он видел только в том, что не выдержал этой ноши и во всем признался.

После этого герой «заболевает» и ему посылается третий сон, в котором он понимает причину своего падения. В этом он видит страшную эпидемию, грозящую человечеству и избавиться от этого можно только путем принудительного самоочищения.

Таким образом, смысл финала в том, что гордыня, которую осознал Раскольников, становится той благодатной почвой, из которой вырастает главное преступление героя — преступление против собственной человечности. Внутри него происходит столкновение рационального с чувственным, человечным. И этот разум заглушил его совесть и привел Раскольникова к трагедии.

Главная цель Достоевского (изобразить трагедию сознания) была достигнута. Разум, наряду с тем, что был раскрепощающей силой, стал порабощающей, исказившей все правильные человеческие чувства, задуманные Богом.

Жизнь Сони в финале

Соня стала жить иначе. И это её путь становления. Её любовь к миру, чистота — помогли не опуститься, не сломаться, не погрязнуть в грехах. Её вера и идеи оказались не просто правдой, а истиной, которая была сильнее теории Раскольникова.

Читайте также:  Сочинение 15.3 «Что такое жизненные ценности» по тексту Шахназарова

Вместо заключения

Роман имеет композиционную незавершенность. Открыть финала помогает понять, что жизнь героев может сложиться как угодно.

Но надежда есть на то, что дальнейшая жизнь каждого из героев будет счастливой, поскольку каждый из них прошел путь очищения через страдание.

Идейный смысл романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Идейный смысл романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

  Скачать сочинение

    Не убий!     Заповедь Христа
    Среди множества произведений Достоевского (“Бесы”, “Братья Карамазовы”, “Бедные люди”, “Подросток”, “Идиот” и другие) одним из первых является “Преступление и наказание”.

В этом произведении раскрывается творческий мир автора как особая реальность, как живой духовный организм, где имеет значение буквально все, то есть любая мелочь, незначительные подробности. Истоки романа уходят в прошлое Достоевского, когда он был на каторге.

9 октября 1859 года Достоевский пишет своему брату, что он решает писать книгу, что в эту книгу он вкладывает все “сердце с кровью” и что эта книга — его исповедание. Он знал, что “Преступление и наказание” окончательно утвердит его имя. С необыкновенной силой удалось Достоевскому обнаружить в романе опасность для человека, который стремится быть особенным.

Огромная трагическая мощь романа, всестороннее разоблачение буржуазной идеи “сверхчеловека”, глубокое воспроизведение социальных условий жизни столичной бедноты, подлинный демократизм и гуманизм писателя, его сочувствие униженным и оскорбленным сделали “Преступление и наказание” одной из вершин реалистических романов XIX века.

Но вопросы, которые волновали и мучили Родиона Раскольникова, — это одновременно и вечные, и старые, как мир, и новые, как завтрашний день, вопросы человека о мире, о счастье и смысле жизни. Роман “Преступление и наказание” был задуман вначале в форме исповеди Раскольникова, но на каторге Достоевский сталкивается с сильными личностями, которые повлияли на его дальнейшие рассуждения.

    В 1859 году роман не был начат, вынашивание замысла продолжалось еще шесть лет. За это время Достоевский написал “Униженные и оскорбленные”, “Записки из мертвого дома”, “Записки из подполья”. Основные темы этих произведений — тема бедных людей, тема бунта и героя-индивидуалиста, которые синтезировались затем в романе “Преступление и наказание”.

    Темой романа стало изображение нищеты униженных и оскорбленных людей, всего бесчеловечного. Проблемы, которые Достоевский показал в своем произведении, очень многочисленны.

Это и социальные условия, и жизненные противоречия, ведущие к гибели человека, и взаимосвязь личности и общества, и нравственная ответственность за преступления, и проблема наполеонизма, и индивидуализм, и гуманизм, и закон и человек, и бунт и смирение, и бедность и нищета, и пьянство и проституция, и многое другое.

В романе заложена идея столкновения двух идеологий, двух нравственных законов (ложного и истинного) и вытекающие отсюда нормы поведения.
    Действие романа происходит жарким летом 1865 года. Петербург Достоевского — мрачный, сырой город, но все-таки прекрасный, который писатель любил своей мучительной любовью.

Контрасты столицы показали до Достоевского Пушкин, Гоголь, Некрасов, но у Достоевского эти контрасты особенно обнажены, что объясняется особенностью Петербурга в 60— 70-е годы, когда город в результате быстрого развития капитала расстраивался, разрастался за счет игорных .домов, банкирских контор, заводов…

Но у Достоевского нет представителей высшего общества, так же как и нет людей рабочего класса, в то время как тысячи мужиков шли в Питер. Такая выборочность у Достоевского не случайна и объясняется нравственными проблемами романа. Именно в “средних” слоях населения особенно чувствовалась безысходность положения. Именно здесь проходит та грань, за которой можно было стать палачом или жертвой.

Именно здесь царили голод и нищета. В рассказе Мармеладова в трактире показана разница между бедным и нищим. В бедности человек сохраняет благородство чувств, то есть сохраняет собственное достоинство, а в нищете он перестает уважать в себе человека, доходит до крайней степени морального падения.

На примере семьи Мармеладовых Достоевский с клинической точностью психиатра раскрывает психологическую нищету. Нищета порождает преступления, беспробудное пьянство, которое обесчеловечивает мужчину, и проституцию, которая обесчеловечивает женщину.
    Все герои ищут выхода из железных тупиков. Ищет его и Раскольников. Ему двадцать три года. Острый, глубокий ум философского склада.

Он один из многих, кто без зова приходит на помощь. Он спас из пламени детей, отдает скудные гроши отцу умершего товарища, отдает последние деньги семье Мармеладовых.

Мать и сестра души не чают в своем Роде, признают его превосходство, значит, Раскольников — не какой-то заурядный, тривиальный убийца, безотчетно совершающий убийства, а способный анализировать свои мысли, чувства, поступки, но одна ложная идея овладела и его сознанием.
    Нашла выход и старуха-процентщица. Титулярная советница, дающая деньги под залог, живет на “жидовские” проценты.

Она глуха, глупа, больна, жадна, держит в работницах свою сестру и никуда не годна. Для чего она живет? Полезна ли она хоть кому-нибудь?. Именно эти вопросы сбивают молодого человека, он решает убить ее, обобрать, с тем чтобы сделать счастливее свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы поместья.

Он хочет получить власть, чтобы полностью посвятить себя служению людям.

Только Достоевский глубже проникает в душу преступника и за идеей заблуждений доброго сердца — “убийства ради любви к людям”, “власти ради добрых дел” — открывает самую страшную и чудовищную идею — “идею Наполеона”, идею власти ради власти, разделяющей человечество на две неравные части: большинство — “тварь дрожащая” и меньшинство — “властелины”, призванные от рождения управлять большинством, стоящие вне закона и имеющие право, как Наполеон, во имя нужных ему целей переступить через закон и нарушить божественный мир и порядок.
    Достоевский много думает над “Преступлением и наказанием”, и наконец в окончательной редакции идея Наполеона полностью созревает. Итак, в творческом процессе, в вынашивании замысла “Преступления и наказания”; в образе Раскольникова столкнулись две противоположные идеи: идея любви к людям и идея презрения к ним. Достоевский решает сохранить обе идеи, показать человека, в котором, как говорит Разумихин о Раскольникове, два противоположных характера поочередно сменяются. Так же мучительно искал Достоевский и финал романа. В одной из черновых записей значится: “финал романа. Раскольников застрелиться идет”, но это был финал только для “идеи Наполеона”. Писатель намечает финал и для любви. Когда сам Христос спасает раскаявшегося грешника: “Ведение Христа. Прощение просит у народа”. Но каков конец человека, соединившего в себе оба противоположных начала? Достоевский прекрасно понимает, что Раскольников не примет ни авторского суда, ни юридического, ни суда собственной совести. Лишь один суд примет Раскольников — “высший суд”, суд Сонечки Мармеладовой.

    Таким образом, идейный смысл романа подчинен главной и единственной задаче — воскрешению Раскольникова, избавлению сверхчеловека от преступной теории, приобщению его к миру остальных людей.

76256 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Идейный смысл романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Ссылка на основную публикацию