Анализ стихотворения «прозаседавшиеся» (в. маяковский)

Главная страница » Советские писатели » Владимир Маяковский

Меню статьи:

Владимира Маяковского, пожалуй, можно справедливо назвать поэтом-революционером, бунтарем, мастером саркастического слова. В этой статье нас интересует произведение – возможно, не такое знаменитое, как «Лиличка!», но все же важное для творчества русского писателя. Называется оно «Прозаседавшиеся».

Свой текст Маяковский пишет в 1922 году, а, как мы знаем, 1920-е годы – один из самых активных периодов деятельности поэта. В это время для сторонников бунтарских выступлений становится очевидной победа Октябрьской революции. Маяковский тоже выступает приверженцем победившей стороны, считая, что революция – это некий спасательный круг, который уберег народ и страну от гибели.

Анализируемый текст – это фельетон, немного юмористический и немного горький.

Владимир Маяковский написал ставшее легендарным стихотворение «Лиличка” в пылу страсти и больших переживаний. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием. 

Писатель рассказывает о простых людях, о народе – с одной стороны, и о чиновниках – с другой. Последний, как понятно уже из названия, Маяковский недолюбливает, осуждает и даже презирает. Чиновники целыми днями занимаются протиранием штанов – расходятся утром по кабинетам и выходят лишь вечером, проведя день за бездельем.

Или же за мнимой деятельностью. По сути, произведение русского поэта – авторский монолог, рассказывающий о попытках обычного человека добиться от чиновника выполнения своей работы, своего долга и своих обязанностей. Однако эти попытки превращаются на деле в бестолковое и обидное «хождение по кабинетам».

Не зря это выражение напоминает название книги «Хождение по мукам», да и, как видно по нынешним реалиям, к сожалению, нам все еще приходится иметь дело с «прозаседавшимися». Повествование делится на два раздела – по смыслу. В первой части писатель говорит о бесконечных лестницах, коридорах, очередях и безнадежном ожидании.

А во второй части описывается само заседание чиновников, куда внезапно врывается наш герой.

Выдержка из истории написания текста

Почему возникла идея такого произведения? Очевидно, что поэт вдохновлялся (в хорошем и плохом смысле) той реальностью, которая предстала перед глазами людей после революции. Маяковского на шахматной доске, где играют «белые» и «красные», мы однозначно ставим не на сторону «белых».

Хорошо известный факт: писатель выступал противником царизма. При императорском режиме наблюдалось множество несправедливостей к простому народу – к тем, кому не повезло родиться в семьях аристократов. Поэтому интеллектуальная элита искренне сострадала этим людям, народу.

Сострадал и Маяковский.

Поэт верил, что бунт, революционные действия способны изменить жизнь людей – в лучшую сторону. Однако не секрет, что идеи в теории часто хорошо, а на практике – это катастрофа, потому что все идеальные идеи реализуются далеко не идеальным человеком.

И осознание этой истины скоро пришло и к нашему поэту. Революция не оправдала возложенных на нее надежд. Новый порядок, который поспешили создать на руинах старого строя, вызывал возмущение и ироничные насмешки. Маяковский понимал, что общество никогда не будет равным, всегда будет «верхушка» и «низы».

«Верхушка» в такой иерархии всегда – неминуемо – захватывает себе привилегии и блага, оставляя к «низам» отношение своих предшественников. Вот так, наблюдая «новый старый» порядок, Маяковский – разочаровываясь и отчаиваясь – написал этот стих.

Произведение было создано в период творчества автора, который называется «послеоктябрьским», послереволюционным.

Анализ тематики стиха

Чиновничьи будни

О теме мы уже вкратце сказали выше – это будни чиновников в своих изолированных от народа кабинетах. Перо Маяковского невозможно представить без сарказма и иронии, поэтому это произведение автор тоже снабдил своей традиционной остринкой.

В этом тексте писатель демонстрирует разницу в восприятии: соответственно, читатель видит, как ситуация воспринимается чиновником – с одной стороны, и народом – с другом.

История рассказывается от первого лица – от имени человека, которому самому пришлось пережить мучительную «пробежку» по кабинетам.

Анализ стихотворения «Прозаседавшиеся» (В. Маяковский)

Поначалу писатель представляет читателю представителей властных структур.

Маяковский описывает ежедневную спешку на рабочее место, на бесполезное и бессмысленное перекладывание сотен листков бумаги – с места на место, а также на бесконечные и такие же бессмысленные заседания.

Поход обычного человека в кабинет чиновника автор называет «скитанием», которое, как правило, не дает результатов. Какой бы вопрос этот несчастный человек не задал, ответ всегда один: чиновник на заседании.

Далее повторяется стандартный (хорошо знакомый нам сценарий): очереди, ожидание, пустота на месте, где должен сидеть секретарь, и такая же пустота в кабинете. Единственный зал, наполненный чиновниками, – это комната для заседаний. Что же делают, чем же занимаются все эти «товарищи» за закрытыми дверьми этой комнаты?

Через час: ни секретаря, ни секретарши нет – голо! Все до 22-х лет

на заседании комсомола…

По ту сторону двери

Поэт отнюдь не наивен: Маяковский не строит иллюзий о том, что заседания приносят реальную пользу. Нет. Писатель осознает, что это только повод, пустая трата времени, видимость деятельности, которой на самом деле нет. Маяковский – это не талант, а гений, а потому поэт умело показывает бессмысленность и абсурдность заседаний.

Так, чиновники собираются порой только затем, чтобы обсудить покупку баночки чернил. Человек, который пришел сюда в надежде решить реальную проблему, только устанет за день, бегая по ступенькам и ожидая у моря погоды. Так что немудрено – терпение нашего героя лопнуло.

С трудом сдерживая себя, чтобы не выругаться, бедняга просто прорывает дверную преграду, врываясь в зал заседаний. Однако – о, какое удивление! – зал далеко не полон, половины чиновников и вовсе нет на своих местах. Герой так расстроен и ошарашен, что уверен – это дьявол, наверное, шалит, ведь иначе такое безобразие объяснить крайне трудно.

Тогда объяснить ситуацию ворвавшемуся бунтарю берется секретарь. Оказывается, чиновники всегда заседают «наполовину», чтобы успеть посетить и другие собрания.

Наконец, в последней части произведения читатель узнает, что бедняга прождал чиновника весь день. Все это время, осознавая тщетность своих попыток, герой мечтал лишь об одном: чтобы все собрания и вовсе прекратили, искоренили навсегда:

С волнением не уснешь. Утро раннее. Мечтой встречаю рассвет ранний: «О, хотя бы еще одно заседание

относительно искоренения всех заседаний!»…

Именно в этих строках отражена идея нашего стиха, ведь Маяковский умело демонстрирует нам, что симуляция деятельности еще не означает пользы от этой суеты, а проведение заседаний не тождественно реальному решению проблем. Единственное, что обычный посетитель найдет в этих коридорах и кабинетах – это потеря времени – почти по Прусту!

О композиционных особенностях произведения

Маяковский, вероятно, как и его коллега – Марсель Пруст, тоже решил устроить свои «поиски утраченного времени». Поэтому не случайно, что композиционная основа нашего текста – это время. То, что описывает поэт, кажется, занимает целую вечность, а на деле же – это всего лишь один день.

Выше мы уже упомянули, что писатель выстраивает повествование как монолог. От первого лица читателю излагаются «приключения» бедняги-героя, изливается души и тяготы жизни «маленького человека», не «верхушки».

Если с точки зрения смысла писатель делит текст на два фрагмента, то формальная структура произведения отображается в строфах. В каждой строфе насчитывается разное количество строк. Маяковский – большой оригинал, а потому писатель часто ломает привычную форму.

Поэтому некоторые строки – это всего одно или два слова, а другие – это целое предложение. Своеобразный порядок, рожденный из хаоса, впрочем, довольно характерен для литературы футуризма.

Жанровая и стилистическая выразительность стиха

По жанру перед нами, безусловно, острый фельетон, хорошо приправленный словесным перцем. Общество, современное Маяковскому, претит поэту.

Писатель замечает все существенные недочеты государственного строя, а потому яро критикует бюрократизированное и формализованное общество. Маяковский – мастер акцента и интонации, любитель ритма, который в произведениях поэта явно более важен, чем рифма.

Поэтому писатель использует разностопный ямб, экспериментирует с рифмовкой, а иногда и вовсе отказывается от нее.

При этом текст не слишком богат на художественные средства, потому что этого требует содержание и система образов, которую выстраивает поэт. Тропы используются автором, чтобы передать ироническое или саркастическое восприятие реальности. Маяковский любит применять гиперболу («дождь из бумажек», «сотни лестниц» и т. д.), которая, безусловно, выступает верной подругой сарказма:

Обдают дождем дела бумажные, чуть войдешь в здание: отобрав с полсотни – самые важные! – служащие расходятся на заседания…

Или:

Исколесишь сто лестниц. Свет не мил. Опять: «Через час велели прийти вам. Заседают: покупка склянки чернил

Губкооперативом»…

Анализ стихотворения «Прозаседавшиеся» (В. Маяковский)

Иногда встречаются и метафоры («исколесишь сто лестниц», «сидят людей половины» и другие). К слову, метафоры, использующиеся для описания человеческой раздвоенности, амбивалентности, в этом тексте играют заметно важную роль. Конечно, традиционно читатель увидит здесь также эпитеты («верхний этаж», «утро раннее» и т. д.).

Культурное значение стиха

Критика – дело в культуре популярное и необходимое. А современная литература (или возьмем лучше шире – литература ХХ века тоже) так и вовсе требует наличия сатириков.

Конечно, мастеров сатиры и острого пера можно пересчитать по пальцам (Салтыков-Щедрин, а также, кпримеру, Гоголь или Зощенко). И Маяковский, безусловно, относится к плеяде выдающихся гениев тонкого высмеивания болезненных реалий и общества.

Читайте также:  Неизвестный прозаик виктор цой: подробный анализ рассказа «романс»

В принципе, ирония, сарказм и сатира – инструменты, которые актуализируются, когда общество болеет, когда проявление нездоровья уже невозможно скрыть. Первыми же на такие болезни реагируют «лейкоциты» – интеллектуалы.

Мы не говорим здесь о той низкой обличительной критике, которая имеет место во все времена. Что становится предметом сатиры? Это само общество, а также представители общества и власти.

То, что Маяковский поклонник сатиры, нам кажется, даже не нужно доказывать. Сам писатель даже отмечал, что это его излюбленный «вид оружия». Маяковский – «горлан», «агитатор», «бунтарь», а потому такое оружие поэту особенно подходило, а кроме того – было по зубам.

Между тем, Маяковский не всегда критиковал. Писатель остался верен идеям революции (пусть и видел несовершенное воплощение этих идей – но ведь в этом виновато общество, а не теории).

Автор твердо верил в светлое коммунистическое будущее, в победу революции, в то, что империализм и царизм навсегда ушли в прошлое, в забвение.

Когда разразилась Гражданская война, Маяковский с невероятной силой и рвением взялся за свое смертоносное перо. Действительно, «Порокам – словесная смерть!» – таким бы мог быть девиз писателя. Как пример – «Окна РОСТа», где яростно обличалась буржуазная жизнь, раскрывались пороки белогвардейских офицеров, а также низость мещан.

Но в постреволюционную бытность появилась новая проблема: аристократы, люди с образованием выехали ил погибли, интеллигенции осталось в границах России очень мало. Этой кучки образованных и здравомыслящих людей просто не хватало, чтобы перекрыть и победить «мурло мещанина». Наш писатель никогда не отличался мягкостью, и обличая темных, неотесанных обывателей, Маяковский как никогда суров.

Иногда с уст поэта проскальзывает даже гневная и бесцеремонная брань.

Как бороться с бюрократизмом?

О, это вопрос, на который мы до сих пор, похоже, ищем ответ. Маяковский – и совершенно справедливо! – уверен: слово – это тоже средство для войны. Так были созданы наши «Прозаседавшиеся», а заодно с ними – и целый цикл других стихов.

Для футуризма в целом характерно изобретение неологизмов, а Маяковский уж в этом деле преуспел особенно. Так, поэт приводит на свет слово «прозаседавшиеся». Конечно, это слово совсем новое, однако на ум приходят похожие словечки – «проигравшиеся», «промотавшиеся» и т. д.

То есть люди, потратившие время и ресурсы впустую, ленивые, беспечные, глупые, неразумные… Это действия, которые априори не приводят к положительным последствиям. Уже из названия читатель понимает, о чем будет стих.

Но еще из названия видно, как сам автор относится к явлению, которое только что назвал.

Творчество Маяковского и сюжет произведения

Маяковский приводит вполне конкретный сюжет. Ни свет ни заря «обивать пороги» готовится новый несчастный человек. Однако «Иван Иваныча» нет на месте.

«Иван Иванычем» писатель называет нашего абстрактного чиновника, ведь все эти кабинетные жители так похожи один на другого, что незачем величать их отдельными именами. Чиновники вечно заняты заседаниями.

Чтобы описать несуразность этих собраний, Маяковский использует метафоры, гротеск и абсурд: так как заседания всегда проводятся по каждому пустяку, то количество их выросло до непомерных масштабов.

Анализ стихотворения «Прозаседавшиеся» (В. Маяковский)

Чиновники, конечно, не успевать на все эти сотни собраний, а потому вынуждены «раздваиваться»: нижняя половина чиновника сидит на одном заседании, а вторая часть тела – на другом.

Маяковский – как человек творческий – по-особенному буквально трактует наше бытовое выражение «разорваться надвое».

И в этом тоже кроется инструмент сатиры: на самом деле, Маяковский часто обращается к пословицам и поговоркам, вкусно переосмысляя эти высказывания и всем знакомые фразы:

«Оне на двух заседаниях сразу. В день заседаний на двадцать надо поспеть нам. Поневоле приходится раздвояться! До пояса здесь, а остальное

там»…

Писатель использует как реальные названия институций, так и придумывает новые – используя, в частности, такую модную в советской культуре аббревиацию.

  • Кто в глав, кто в ком, кто в полит,
  • кто в просвет, расходится народ в учрежденья…
  • Или вот такой пример:

Снова взбираюсь, глядя на ночь, на верхний этаж семиэтажного дома. «Пришел товарищ Иван Ваныч?» – «На заседании

А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома»…

Аббревиатуры тоже не сумели скрыться от издевок Маяковского: поэт мастерски вскрывает абсурдность этих наименований, которые из-за количества букв и принципиальной антимелодичности трудно и выговорить. Бессмыслица аббревиатур, каламбуры и другие виды игры слов – все это читатель найдет в этом стихе.

Кроме этого, писатель акцентирует внимание на переменах в настроении персонажа.

Поначалу герой сдержан, терпелив, ироничен (ибо неглуп), то по мере развития повествования терпение человека лопается, нервы до предела накаляются, и вот перед читателем уже не спокойный бедняга, но «взъяренный» дикарь:

Заявишься: «Не могут ли аудиенцию дать? Хожу со времени она». – «Товарищ Иван Ваныч ушли заседать –

объединение Тео и Гукона»…

Довели, допекли, как говорится: Взъяренный, на заседание врываюсь лавиной, дикие проклятья дорогой изрыгая. И вижу: сидят людей половины. О дьявольщина! Где же половина другая? «Зарезали! Убили!». Мечусь, оря.

От страшной картины свихнулся разум…

В конце, где наш герой мечтает о том, что никогда не сбудется, – об «искоренении заседаний», поэт применяет пародию как средство выразительности. Маяковский высмеивает известные канцеляризмы, которые тоже – часть советской культуры и любой бюрократии. Ну а читатель потихоньку узнает знакомые себе вещи…

Анализ стихотворения Маяковского «Прозаседавшиеся»

В.В. Маяковский был прекрасным поэтом-сатириком. К числу его сатирических произведений относится стихотворение «Прозаседавшиеся» (1922), обличающее бюрократизм. Уже в самом названии стихотворения заложен его глубокий смысл.

Стихотворение начинается с картины того, как «чуть ночь превратится в рассвет» «расходится народ в учрежденья». Сатирическая тематика этого произведения заявляется уже в первой строфе: «кто в глав, кто в ком, кто в полит, кто в просвет….» Так, прямо скажем, без тени уважения называет Маяковский первую часть длинных

Далее идет рассказ о том, как он ходит «со времени она» и пытается попасть на аудиенцию, но попытки его тщетны. Герою отвечали, что «Товарищ Иван Ваныч ушли заседать», или, что «все до 22-х лет на заседании комсомола», или сообщают, что товарищ Иван Ваныч на «заседании А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома».

  • Далее повествование приближается к кульминационной части:
  • Дикие проклятья дорогой изрыгая
  • Сидят людей половины…
  • Здесь Маяковский прибегает к гротеску, показывая, что «сидят людей половины». Бюрократизм достиг

Из стихотворения видно, что людей перестала интересовать суть заседания; главное, человеческое, поглотила бюрократия. Используемый поэтом гротеск — разделение человека на две части, говорит о раздвоении личности, утрате духовных начал.

Гротеск «Прозаседавшихся» убийственный, обнажающий абсурдность поведения людей, тратящих все время и энергию на бесконечные пустые заседания, например на заседание по поводу «покупки склянки чернил Губкооперативом.

Заканчиваются «Прозаседавшиеся» мечтой поэта:

Прозаседавшиеся (Маяковский)

← Приказ № 2 армии искусств Прозаседавшиеся автор Владимир Владимирович Маяковский Спросили раз меня: «вы любите ли НЭП?»… →
См. Стихотворения 1922 . Источник: Маяковский В. В. Полное собрание сочинений: В 13 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Худож. лит., 1955—1961. Т.4. в ФЭБ

Прозаседавшиеся

Чуть ночь превратится в рассвет, вижу каждый день я: кто в глав, кто в ком, кто в полит, кто в просвет, расходится народ в учрежденья. Обдают дождем дела бумажные, чуть войдешь в здание: 10 отобрав с полсотни — самые важные! —

служащие расходятся на заседания.

Заявишься: «Не могут ли аудиенцию дать? Хожу со времени о́на». — «Товарищ Иван Ваныч ушли заседать —

объединение Тео [1] и Гукона [2] ».

Исколесишь сто лестниц. Свет не мил. 20 Опять: «Через час велели придти вам. Заседают: покупка склянки чернил

  1. Губкооперативом».
  2. Через час: ни секретаря, ни секретарши нет — го́ло! Все до 22-х лет
  3. 30 на заседании комсомола.

Снова взбираюсь, глядя на́ ночь, на верхний этаж семиэтажного дома. «Пришел товарищ Иван Ваныч?» — «На заседании

  • А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома».
  • Взъяренный, на заседание врываюсь лавиной,
  • дикие проклятья доро́гой изрыгая.
  • 40 И вижу: сидят людей половины. О дьявольщина! Где же половина другая? «Зарезали! Убили!» Мечусь, оря́. От страшной картины свихнулся разум. И слышу

    спокойнейший голосок секретаря:

  • 50 «Они на двух заседаниях сразу. В день заседаний на двадцать надо поспеть нам. Поневоле приходится раздвояться. До пояса здесь, а остальное

    там».

  • С волнения не уснешь. Утро раннее. 60 Мечтой встречаю рассвет ранний: «О, хотя бы еще одно заседание

    относительно искоренения всех заседаний!»

    Примечания

    Газ. «Известия ВЦИК», М. 1922, № 52, 4 марта; «Маяковский издевается», 1-е и 2-е изд.; «13 лет работы», т. 1; «Избранный Маяковский»; «Маяковский улыбается, Маяковский смеется, Маяковский издевается»; «Стихи о революции», 1-е и 2-е изд.; «Избранное из избранного»; Сочинения, т. 2; «Школьный Маяковский».

    Перепечатано в газ. «Дальневосточный телеграф», Чита, 1922, 25 сентября.

    В настоящем издании в текст 2-го тома Сочинений внесено исправление, сделанное автором в сборнике «Школьный Маяковский» (1929) в строке 54: вместо «Поневоле приходится разорваться!» — «Поневоле приходится раздвояться».

    Читайте также:  Народный герой в произведении «Тарас Бульба» (Н. В. Гоголь)

    «Стихотворение «Прозаседавшиеся» высоко оценил Владимир Ильич Ленин. В речи «О международном и внутреннем положении Советской республики» на заседании коммунистической фракции Всероссийского съезда металлистов 6 марта 1922 года В. И. Ленин сказал:

    «Вчера я случайно прочитал в „Известиях“ стихотворение Маяковского на политическую тему. Я не принадлежу к поклонникам его поэтического таланта, хотя вполне признаю свою некомпетентность в этой области. Но давно я не испытывал такого удовольствия, с точки зрения политической и административной.

    В своем стихотворении он вдрызг высмеивает заседания и издевается над коммунистами, что они все заседают и перезаседают. Не знаю, как насчет поэзии, а насчет политики ручаюсь, что это совершенно правильно.

    Мы, действительно, находимся в положении людей (и надо сказать, что положение это очень глупое), которые все заседают, составляют комиссии, составляют планы — до бесконечности… Практическое исполнение декретов, которых у нас больше чем достаточно и которые мы печем с той торопливостью, которую изобразил Маяковский, не находит себе проверки» (В. И. Ленин, Сочинения, т. 33, стр. 197—198).

    «Прозаседавшиеся» В. Маяковский

    «Прозаседавшиеся» Владимир Маяковский

    Чуть ночь превратится в рассвет, вижу каждый день я: кто в глав, кто в ком, кто в полит, кто в просвет, расходится народ в учрежденья. Обдают дождем дела бумажные, чуть войдешь в здание: отобрав с полсотни — самые важные! —

    служащие расходятся на заседания.

    Заявишься: «Не могут ли аудиенцию дать? Хожу со времени она».- «Товарищ Иван Ваныч ушли заседать —

    объединение Тео и Гукона».

    Исколесишь сто лестниц. Свет не мил. Опять: «Через час велели прийти вам. Заседают: покупка склянки чернил

    1. Губкооперативом».
    2. Через час: ни секретаря, ни секретарши нет — голо! Все до 22-х лет
    3. на заседании комсомола.

    Снова взбираюсь, глядя на ночь, на верхний этаж семиэтажного дома. «Пришел товарищ Иван Ваныч?» — «На заседании

    А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома».

    Взъяренный, на заседание врываюсь лавиной, дикие проклятья дорогой изрыгая. И вижу: сидят людей половины. О дьявольщина! Где же половина другая? «Зарезали! Убили!» Мечусь, оря. От страшной картины свихнулся разум. И слышу спокойнейший голосок секретаря:

    «Оне на двух заседаниях сразу.

    В день заседаний на двадцать надо поспеть нам. Поневоле приходится раздвояться. До пояса здесь, а остальное

    там».

    С волнением не уснешь. Утро раннее. Мечтой встречаю рассвет ранний: «О, хотя бы еще одно заседание

    относительно искоренения всех заседаний!»

    Владимир Маяковский большинству читателей известен, в первую очередь, как автор гражданской лирики. Тем не менее, в его творчестве достаточно сатирических произведений, которые жестко и метко высмеивают общественные устои.

    До революции Маяковский постоянно критиковал самодержавие, однако после смены общественно-политического строя у него появилось гораздо боль поводов для неприкрытой иронии. Одним из них стал бюрократизм, который при советской власти был возведен в абсолют.

    Именно этому нелицеприятному явлению поэт в 1922 году посвятил свое знаменитое стихотворение «Прозаседавшиеся».

    Начинается это произведение вполне буднично и обычно, показывая деловую активность различных слоев населения, представители которых спешат по своим делам.

    Их ждет масса работы, однако вскоре выясняется, что вся она связана с никому не нужной бумажной волокитой.

    Однако настоящим бичом общества являются всевозможные заседания, которые отнимают массу времени не только у их участников, но и рядовых граждан, вынужденных обратиться в то или иное учреждение для решения действительно важных вопросов.

    «Исколесишь сто лестниц. Свет не мил», — именно такие ощущения вызывает у Маяковского необходимость искать очередного чиновника, который оказывается настолько неуловимым, что застать на месте в рабочее время его попросту не представляется возможным.

    Выслушивая очередные отговорки секретаря и ссылки на то, что требуемая персона ушла на очередное заседание, поэт, а в месте с ним тысячи советских граждан вынуждены вновь бегать по коридорам учреждения в надежде все же разыскать пропажу.

    И когда рабочий день уже близится к завершению, оказывается, что поинтересоваться дислокацией до сих пор не вернувшегося чиновника уже просто не у кого.

    «Через час: ни секретаря, ни секретарши нет — голо!», — с сарказмом отмечает поэт, сообщая читателю, что даже люди, призванные отвечать на вопросы многочисленных посетителей, вынуждены уйти на заседание.

    Очередная попытка встретиться с чиновником вновь заканчивается неудачей, после чего Маяковский решает разыскать его во что бы то ни стало и врывается в зал, где проходит еще одно заседание, «дикие проклятья на ходу изрыгая».

    Картина, которая предстает перед поэтом, описана автором с особым сарказмом, приправленными мистическим ужасом, так как в помещении он видит только половинки людей, точнее, их верхние части до пояса.

    Умышленный гиперболический прием, использованный автором, признан подчеркнуть, что даже рабочего дня чиновникам не хватает на то, чтобы поспеть на все запланированные заседания, которых в день проводится не менее двадцати.

    Некоторые мероприятия и вовсе совпадают по времени, поэтому их участники вынуждены в буквальном смысле слова раздваиваться, что вызывает у поэта уже не сарказм, а горькую усмешку. Понимая всю беспочвенность и ненужность культивируемых общественных дебатов, автор, между тем, отдает себе отчет, что эта относительно новая система будет искореняться десятилетиями. В результате же страдают самые обычные люди, которые вынуждены тратить на решение банальных вопросов колоссальное количество времени.

    В последние строчки этого стихотворения Маяковский вложил всю свою иронию. Кошмарное видения с раздвоением чиновников мучило его всю ночь, и в итоге рассвет поэт встретил с единственной мечтой – «о, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний!».

    Следует отметить, что элементы преувеличения, использованные Маяковским при написании стихотворения «Прозаседавшиеся», незначительны.

    Поэту действительно приходилось неделями бегать по различным главкам, чтобы решить простейшие бытовые и творческие вопросы.

    И именно подобные «походы», часто заканчивавшиеся фиаско, послужили поводом для того, чтобы накопившееся раздражение выплеснулось в сатирическое произведение, ставшее литературным памятником советской эпохи.

    Анализ стихотворения В. В. Маяковского «Прозаседавшиеся»

    Анализ стихотворения «Прозаседавшиеся» является важным при рассмотрении творчества Маяковского, так как это его первое стихотворение о бюрократизме. Стихотворением «Прозаседавшиеся» Владимир Владимирович обличает пороки власти, бюрократизм. Тема эта, к сожалению, актуальна и на сегодняшний день.

    Стихотворение наполнено сатирой. Лирический герой — обычный человек, пришедший к некоему Ивану Ивановичу для получения «аудиенции». Герой сталкивается с беспорядком учреждения, где заседания не прекращаются весь день.

    Произведение написано в период последнего творческого этапа Маяковского, когда сарказм его произведений достиг высокого профессионального уровня.

    Можно заметить, что здесь Маяковский виртуально управляется с сатирой, ее острие направлено четко, при этом автор вместе с осмеянием бюрократизма формирует в головах читателей картину «здорового» общества.

    Стихотворение построено на гиперболе, которая помогает подчеркнуть и осмеять представленные в стихотворении пороки. Сатирическая агрессия этого произведения возрастает постепенно. В каждой следующей строфе встречаются все более агрессивные насмешки над заседаниями.

    Маяковский и в своей собственной жизни сталкивался с бюрократизмом, пытаясь опубликовать одну из своих статей в журнале. Вероятно, именно это и послужило стимулом к написанию данного стихотворения. Маяковский видел бюрократизм, как кучу ненужных бумаг, огромную власть бесполезных инструкций, взамен живых реальных действий.

    Автор также насмехается над названиями возникших после революции учреждений.

    Нарастая постепенно, гипербола переходит в гротеск, когда, попав на одно из заседаний, человек увидел «людей половины» — заседаний так много, что им приходится разрываться.

    «О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний!» — этим заканчивается произведение. Этой фразой автор подводит опять же в сатирической форме итог всему стихотворению.

    Ленин после прочтения «Прозаседавшихся» говорил: «. . . он вдрызг высмеивает заседания и издевается над коммунистами, что они все заседают и перезаседают. . . «.

    Он признавался, что не силен в поэзии, но с политической точки зрения высоко оценил это стихотворение.

    В дополнение к вышеприведенному анализу стихотворения «Прозаседавшиеся» следует отметить: понятие «прозаседавшиеся» вошло в русский язык в качестве неологизма, описывающего бесполезные собрания, в первую очередь, правительства. Оно применяется и сейчас.

    «Прозаседавшиеся»

    Главным оружием В. Маяковского против несправедливости в обществе было резкое саркастичное слово. Образцом этого пласта творчества является стихотворение «Прозаседавшиеся», где автор обличает устройство института коммунистической власти. Краткий анализ «Прозаседавшиеся» по плану облегчит подготовку к уроку литературы в 8 классе.

    История создания

    В. Маяковский активно выступал простив царской власти, приветствовал Революцию и возлагал на ее результаты большие надежды. К сожалению, оптимистичная вера поэта в светлое будущее быстро сменилась настороженным изучением новой действительности и разочарованием.

    Целый ряд стихотворений поэт посвятил замеченным им проблемам строящегося общества. Одним из главных грехов советской республики был бюрократизм: новые чиновники лишь говорили и провозглашали, но ничего не делали.

    Их упоение властью не имело практических плодов и превратилось в демагогию.

    Кому посвящено стихотворение «Прозаседавшиеся»? Оно было написано в 1922 году и стало одним из ярчайших текстов поэта, обличающих и высмеивающих недостатки бюрократической машины государства. В нем Маяковский в свойственной ему оригинальной манере изображает один день из жизни государственного учреждения глазами простого, желающего добиться помощи гражданина.

    Читайте также:  Сочинение на тему: Проблемы, поднимаемые Александром Солженицыным в рассказе «Матренин двор»

    Средства художественной выразительности

    Первое, что бросается в глаза при прочтении – обильное использование канцеляризмов и неологизмов, своим стилем напоминающих канцеляризмы. Они придают стихотворению сатирическое настроение, отражают идею автора.

    Даже само название стихотворения – «Прозаседавшиеся» — авторский неологизм, представляющий собой нечто среднее между сломом «заседание» и приставки про-, которая выражает негативную оценку действия («промотавшийся», «проигравший»).

    Нельзя не отметить и намеренную гиперболизацию происходящего. Гипербола всегда была и будет одним из главных орудий сатиры. Причины заседаний нарочито нелепы, а то и абсурдны.

    Маяковский издевается даже над названиями организаций, гиперболизирует нелепость сокращений («А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-ком»).

    Ну и, конечно, своего пика гипербола достигает в кульминации, когда оказывается, что заседавшим пришлось разделиться на части, чтобы быть на двух заседаниях сразу.

      Мое любимое стихотворение Пушкина Зимнее утро сочинение

    Также поэт использует экспрессивные и яркие эпитеты и метафоры. Так, эпитеты «взъяренный», «дикие (проклятья)» показывают, что терпение героя исчерпано. Метафоры «врываюсь лавиной», «свихнулся разум», «обдают дождем дела бумажные» тоже передают нужные эмоции.

    Анастасия Лозенко Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    Жанр, направление, размер

    Стихотворение «Прозаседавшиеся» создано В. Маяковским в жанре фельетона – короткой сатирической заметки на злободневную тему. Именно эта форма позволила поэту точно и остро отразить волновавшие его проблемы: возведенный в абсолют бюрократизм, непродуманную работу чиновников, невозможность простого человека достучаться до власти.

    «Прозаседавшиеся» — яркий образец гражданской лирики В. Маяковского, в которой он смело высказывается по поводу настоящего и будущего страны.

    Текст написан разностопным ямбом, виды рифмовки строк чередуются, а в отдельных строках рифма отсутствует.

    Метафора в произведении

    В анализе стиха «Прозаседавшиеся» Маяковского следует рассказать и о применении метафоры. Поэт использует этот прием в выражении «дела бумажные», чтобы усилить впечатление.

    Ведь так сразу же представляется ворох различных документов, многочисленных вопросов, которые несчастные бюрократы должны решить в течение рабочего дня.

    Поэт мастерски формирует образ государственной машины, которая создает совершенно ненужные и непонятные простому смертному законы. А он между тем является тем «винтиком», до которого никому нет никакого дела.

    Композиция

    Композиционно текст стихотворения «Прозаседавшиеся» строится как описание суток из жизни простого гражданина, желающего попасть на прием к чиновнику.

    1. В первой части задача оказывается не такой простой, потому что начальники и даже секретари отсутствуют на своих рабочих местах, так как вынуждены постоянно находиться на заседаниях. Лирический герой слышит бесконечные отговорки о занятости этих людей и теряет терпение.
    2. Вторая часть стихотворения развивает действие, герой врывается на заседание и видит: «сидят людей половины. О дьявольщина! Где же половина другая?». Секретарь спокойно объясняет, что ввиду большого количества собраний «поневоле приходится раздвояться».
    3. В беготне от кабинета к кабинету и безрезультатных попытках достучаться до чиновников проходит целый день героя. Закономерно, что единственной его мечтой под утро становится «заседание об искоренении всех заседаний».

    Гротеск

    Подготавливая анализ «Прозаседавшихся» Маяковского, нужно упомянуть и о таком приеме в произведении, как гротеск. Кульминация произведения приходится на тот момент, когда его главный герой, наконец, в ярости врывается в зал заседания.

    Здесь уже Маяковскому недостаточно гиперболы, чтобы описать происходящее, и он использует прием гротеска. Читатель видит ужасающую картину: «…сидят людей половины». Герой стихотворения шокирован, ведь воображение нормального человека не способно вместить описываемую картину.

    Простой человек не может вообразить себе, что, для того чтобы успевать одновременно на два бюрократических заседания, он должен раздвоиться.

    Проще всего сделать анализ стихотворения «Прозаседавшиеся» Маяковского по плану. Многоплановость произведения в том, что оно является и сатирическим, и содержит в себе фантастический гротеск, и описывает актуальные проблемы общества.

    Также стоит отметить тот факт, что для присутствия на заседании не обязательна верхняя часть туловища, где находится голова. Нижняя половина спокойно присутствует на этом собрании.

    Поэт этим хочет подчеркнуть, что для советских бюрократов вовсе не важен сам процесс заседания, главное – на нем присутствовать. Значение имеет только форма, а не содержание.

    Образы и символы

    Острым и сатиричным текст Маяковского делают яркие образы чиновников.

    Прежде всего, это «товарищ Иван Ваныч» — обобщенный образ высокого начальника, который всегда слишком занят, чтобы принимать посетителей. Герой может сколько угодно просить у него «аудиенции» — ответ будет всегда один: «ушли заседать».

    Интересной находкой поэта стал образ «ополовиненных людей», которых рассказчик встречает на заседании. Этот образ можно трактовать двояко.

    Логично предположить, что чиновники просто не успевают посетить все назначенные собрания, из-за чего половина из них всегда отсутствует.

    Если же представителям бюрократической машины и удается присутствовать на всех заседаниях, то присутствие это становится формальностью и в каждом обсуждаемом вопросе они участвуют в лучшем случае «наполовину».

    Сам лирический герой стихотворения «Прозаседавшиеся» представляет собой обыкновенного гражданина. Важный вопрос заставляет его искать помощи в государственном учреждении, но из-за занятости чиновников и неорганизованности их работы рассказчик вынужден целый день бегать по лестницам и кабинетам и уйти, так и не добившись желаемого.

    Название

    Подготовить анализ «Прозаседавшихся» Маяковского школьнику не составит труда, ведь стихотворение читается легко. При знакомстве с произведением читателю сразу же бросается в глаза его название. Ведь, как и в любом другом художественном творении, название наделено большой смысловой нагрузкой. Однако в этом произведении оно задает весь эмоциональный тон.

    У читателя сразу же возникает образ утомленных людей, которые мучимы усталостью от долгого заседания, так как они потратили очень много времени, но ничего не смогли достичь. Слова, которым поэт озаглавил свое стихотворение, в действительности в русском языке не существует.

    Это неологизм, специально выдуманный Маяковским по той модели, которая уже существует в русском языке (точно так же построены и слова «прослушавший», «просмотревший»).

    Иными словами, данное понятие обозначает, что некто производил определенные действия, однако не добился нужного результата.

    Темы

    Тематика «Прозаседавшихся», как и ряда других гражданских стихотворений Маяковского, обусловлена живым интересом поэта к новой власти и ее особенностям.

    1. Тема новой власти . Организация новых законодательных и исполнительных структур потребовала от государства решения большого количества вопросов. Процесс решения этих вопросов быстро превратился в формальное, закрепленное протоколами, но часто бессмысленное по своей сути действие.
    2. Чиновничество . Именно это изображает Маяковский, резко высмеивая постоянно занятых заседаниями чиновников, которым нет дела до настоящих нужд народа.

    Лик бюрократии

    Слово «бюрократия» произошло от слияния двух существительных — французского «канцелярия» и греческого «власть». Это явление существует везде, где есть государственное управление. Бюрократизмом (или канцелярщиной) называют безмерно усложненное движение бумаг по инстанциям и письменным столам чиновников.

    Маяковского «Прозаседавшиеся» помогает увидеть личину «бумажной власти» через призму лирического восприятия, которое делает картину чрезвычайно выразительной.

    В какой-то степени неприязнь поэта к канцелярской атрибутике может быть объяснена личной драмой: его отец умер от заражения крови, которое последовало за тем, как он уколол иглой палец, сшивая бумаги.

    И конечно, поэта самого коснулась циркулярная волокита, когда он хлопотал о публикации своей пьесы «Мистерия-буфф». Остались записки, в которых Маяковский рассказал, как столкнулся с «бюрократизмом, смешанным с издевательством».

    Проблемы

    Бюрократия стала основной проблемой, на которую обращает внимание поэт в своем тексте стихотворения «Прозаседавшиеся». Первым и самым важным делом каждого чиновника становятся «дела бумажные», огромное их количество не оставляет времени и сил на решение реальных проблем государства.

    Маяковский жестко высмеивает формализм, возведенный в абсолют в созданных новой властью учреждениях. Бесконечные заседания по важным и абсолютно незначительным вопросам вроде «покупки склянки чернил» вызывают справедливый гнев рассказчика и других граждан, так же безрезультатно пытающихся достучаться до высоких и вечно занятых начальников.

    Основная идея

    Главная мысль стихотворения «Прозаседавшиеся» заключается в заострении внимания на отдельных недостатках нового строя, в данном случае – на формализме и бюрократизме государственного аппарата. Он призывает отказаться от ненужной демагогии на собраниях, чтобы чиновники могли исполнять свои основные обязанности — помогать народу и упорядочивать жизнь в стране.

    Настроение лирического героя вполне соответствует настроению всего текста: от простого наблюдения рассказчик переходит к негодованию и даже гневу, когда сталкивается с невозможностью получить реальную помощь, вместо чего вынужден бесконечно и безрезультатно обивать пороги кабинетов. Смысл стихотворения «Прозаседавшиеся» заключается в протесте вечного революционера против стагнации нового общества.

    Сатира

    Основным художественным приемом текстов Маяковского, посвященных проблемам новой власти, становится сатира. Что высмеивает Маяковский? Так, поставленный поэтом в заглавие неологизм «прозаседавшиеся» сатирически обличает описываемый в стихотворении тип чиновников-бюрократов. В.

    Маяковский известен как автор большого количества поэтических неологизмов, он нередко обращался к созданию новых слов, чтобы максимально точно и емко выразить свою мысль.

    Созданная поэтом характеристика «прозаседавшиеся» невольно отсылает читателя к созданным по данной модели словам «промотавшиеся», «проигравшиеся» и подобным, то есть закладывает негативную коннотацию действия, доведшего до каких-то печальных последствий. Такова сатирическая заостренность неологизма.

    Тест по стихотворению

    • Начать тест(новая вкладка)
    • Доска почёта
    • Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
    Ссылка на основную публикацию