Сочинение на тему: Цели и средства в романе «Преступление и наказание»

Сочинение на тему: Цели и средства в романе «Преступление и наказание»

Ольга Лапенкова

Где грань между злым умыслом и преступлением — и в какой момент человек, задумавший недоброе, проходит точку невозврата? Все мы не без греха: иногда мы осуждаем людей, совершивших глупые ошибки, и думаем, что нас-то точно не провести, — а спустя некоторое время оказываемся в положении намного худшем, чем те, над кем мы недавно смеялись. Или наоборот.

Мы завидуем людям, у которых, кажется, всё идеально: прекрасные отношения с родителями, много друзей, отличные оценки в школе и крепкое здоровье… Как правило, потом мы выясняем, что у наших «кумиров» не всё так уж безоблачно — а порой именно нам приходится их утешать и успокаивать. Но чувствовать или думать что-то «неудобное», плохое — ещё не преступление…

Или нет?

Согласно православному учению, у человека есть «помыслы» — искушения, или, простыми словами, дурные намерения. Помыслы могут появиться у кого угодно — даже у святого, и если человеку в голову пришла недобрая мысль, это ещё не делает его грешником. Всё дело в том, что решит подвергшийся искушению, что он выберет: добро или зло.

Да-да, всё как в «Звёздных войнах»: есть светлая сторона Силы, есть тёмная, а третьего не дано.

Пусть так, спросит читатель, но как понять, какое решение — правильное? Если перед нами стоит простой и понятный выбор — потратить, например, полчаса свободного времени, чтобы помочь в учёбе отстающему однокласснику, или пройти мимо, — всё вроде бы понятно.

С другой стороны, откуда мы знаем, в какой момент наша помощь начинает идти во вред? Условный троечник попросит позаниматься с ним раз, два, три… а потом привыкнет, что вы делаете домашнее задание вместе, — и, оставшись с учебником и тетрадкой наедине, не ударит пальцем о палец.

А затем, когда он получит «два» за контрольную, виноватым окажетесь вы…

Здесь читатель наверняка запротестует и скажет: при чём же тут преступление? Плохая оценка — совсем не то же самое, что кража, или порча чужого имущества, или нанесение побоев. А если есть сомнения, что считается преступлением, а что нет, — нужно всего-навсего прочитать Уголовный кодекс.

Так-то оно так, но далеко не за все злодеяния сажают в тюрьму. Существуют и преступления против общественной морали — например, предательство.

Представьте, что человек, которому вы с раннего детства доверяли сокровенные переживания, в один «прекрасный» день нашёл нового друга — и тут же перестал с вами разговаривать.

Стали бы вы подавать в суд на неверного товарища? Разумеется, нет. Но смогли бы вы, как говорится, простить и отпустить?

Более того — если человек совершил некрасивый поступок раз, два, три, — не является ли это тревожным звоночком? Конечно, далеко не каждый человек, обидевший родственника или друга, станет «настоящим» преступником. Но вряд ли можно найти преступника, который безупречно вёл себя с окружающими, — если, конечно, речь не идёт о людях с психиатрическими диагнозами.

Кстати, вот ещё любопытный вопросец: как отличить человека, который пошёл на преступление осознанно, от «клинического» психопата? Даже профессионалы порой расходятся во мнениях, считать того или иного пациента невменяемым. Тогда как обезопасить себя и своих близких: не сидеть же сутками напролёт дома?

Однозначных ответов на все эти вопросы нет и быть не может — к такому выводу, нужно думать, вы и придёте в сочинении, если выберете направление «Преступление и наказание».

  • А вот и возможные темы:
  • • Где пролегает грань между моралью и законом?
  • • Что может помешать человеку совершить страшную ошибку?
  • • Кто виноват в том, что человек стал преступником: он сам или окружающее его общество?
  • • Может ли человек совершить преступление против своей воли?
  • • Существуют ли «благородные разбойники» не в легендах, а в реальной жизни?
  • • Можно ли совершить дурной поступок из хороших побуждений?
  • • Правда ли, что муки совести страшнее любого наказания?
  • • Существуют ли преступники, которых не мучает совесть?

ЦИТАТЫ

Предлагаем несколько вариантов фраз-эпиграфов (но в основной части приводить эти цитаты, разумеется, тоже можно):

  • • Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным.
  • (Евангелие от Марка)
  • • Гораздо легче погасить в себе свет, чем рассеять тьму вокруг.
  • (С. В. Лукьяненко)
  • • Как в буйной слепоте страстей
  • Мы то всего вернее губим,
  • Что сердцу нашему милей!
  • (Ф. И. Тютчев)
  • • Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени?
  • (М. А. Булгаков)
  • • На свете можно ли безгрешного найти?
  • (Омар Хайям)
  • • Мы живем, умереть не готовясь,
  • забываем поэтому стыд,
  • но мадонной невидимой совесть
  • на любых перекрестках стоит.
  • (Е. А. Евтушенко)
  • • Какие б ни грозили горести
  • И где бы ни ждала беда,
  • Не поступайся только совестью
  • Ни днем, ни ночью, никогда!
  • (Э. А. Асадов)
  • • Я всё простил, что испытал когда-то,
  • И ты прости, — взаимная расплата!
  • (У. Шекспир)

Напоминаем, что в основной части работы нужны аргументы, то есть примеры-иллюстрации к своим рассуждениям. Предлагаем две книги и один фильм: они наверняка подойдут вам, какая бы тема ни попалась.

КНИГИ

Сочинение на тему: Цели и средства в романе «Преступление и наказание»

Ф. М. Достоевский. «Кроткая» (1876)

Само название направления — «Преступление и наказание» — неприкрыто отсылает к знаменитому роману Фёдора Михайловича, так что в декабре школьники всей страны завалят экспертов почти одинаковыми (а то и вовсе списанными из интернета) работами о теории Раскольникова и его «двойниках» — Лужине и Свидригайлове. Ничего плохого в таком аргументе, разумеется, нет — но мы предлагаем вам пойти более оригинальным путём и обратиться к небольшому произведению Достоевского, которого нет в школьной программе, а именно к повести «Кроткая». Если в «Преступлении и наказании» Родион Раскольников убивает старуху-процентщицу, которая, мол, никому в жизни не принесла никакой пользы, а вот вреда от неё было немало, — то в «Кроткой» главным героем выступает сам ростовщик, требующий с тех, кто закладывает у него вещи, огромные проценты.

Молодой человек, некогда служивший в «блестящем» полку, самовольно отправился в отставку; ушёл, как говорится, в никуда, но ему повезло — далёкая родственница упомянула его в завещании и оставила 3 000 рублей (по тем временам — солидный капитал). На эти-то деньги герой и открыл нечто вроде ломбарда, где и познакомился с будущей супругой:

«Меня прежде всего поразили её вещи: серебряные позолоченные серёжечки, дрянненький медальончик — вещи в двугривенный. Она и сама знала, что цена им гривенник, но я по лицу видел, что они для неё драгоценность, — и действительно, это всё, что оставалось у ней от папаши и мамаши, после узнал. Раз только я позволил себе усмехнуться на её вещи.

Читайте также:  Анализ творчества пьера де ронсара

То есть, видите ли, я этого себе никогда не позволяю, у меня с публикой тон джентльменский: мало слов, вежливо и строго. Но она вдруг позволила себе принести остатки (то есть буквально) старой заячьей куцавейки, — и я не удержался и вдруг сказал ей что-то вроде как бы остроты.

Батюшки, как вспыхнула! Глаза у ней голубые, большие, задумчивые, но — как загорелись! Но ни слова не выронила, взяла свои «остатки» и — вышла. Тут-то я и заметил её в первый раз особенно и подумал что-то о ней в этом роде, то есть именно что-то в особенном роде.

Да; помню и ещё впечатление, то есть, если хотите, самое главное впечатление, синтез всего: именно что ужасно молода, так молода, что точно четырнадцать лет. А меж тем ей тогда уж было без трёх месяцев шестнадцать».

Итак, насмерть запуганная девушка, недавно похоронившая отца и мать, остаётся одна в бездушном городе.

Где раздобыть денег на жильё и пропитание? Героиня не хочет идти по той же дорожке, что Соня Мармеладова из «Преступления и наказания», — и решает выйти замуж за надменного ростовщика.

Человек этот на первый взгляд не такой уж плохой, но именно его ужасное обращение в конце концов становится причиной гибели несчастной. (И нет, это не спойлер: читатель видит девушку в гробу уже на второй странице.)

«Подслушивая» размышления и воспоминания главного героя, автор задаётся вопросом: можно ли назвать убийцей человека, который изводил другого не физически, а психологически? А если он делал это не вполне осознанно, но вследствие душевных травм, которые, судя по всему, «идут» из самого детства? Умеющий, когда нужно, быть жёстким и даже жестоким со своими героями, в этой повести Фёдор Михайлович по-своему жалеет и жертву, и палача — но жертву, конечно, больше.

Сочинение на тему: Цели и средства в романе «Преступление и наказание»

О. Уайльд. «Портрет Дориана Грея» (1890)

Переместимся из Российской Империи в викторианскую Англию: здесь проживает молодой аристократ удивительной красоты — Дориан Грей. Его семейство, некогда наделённое огромной властью и неизмеримыми богатствами, нынче вырождается: наш главный герой — последний потомок клана Девере.

Его мама, неотразимая Маргарет, отклоняла одно предложение руки и сердца за другим, пока не сбежала с каким-то «ничтожеством». Разгневанный, отец Маргарет нанял человека, который под надуманным предлогом вызвал неугодного зятя на дуэль и убил.

Изнемогая от горя и ненависти, девушка вернулась-таки под отчий кров — и спустя полгода умерла во время родов.

Но не слишком долгой оказалась и жизнь дедушки Дориана, так что в свои двадцать этот молодой человек, которого никто толком не воспитывал, только и делает, что расхаживает по приёмам — и общается с такими же аристократами, как он сам.

Один из друзей мистера Грея — художник Бэзил Холлуорд: этот человек восхищён красотой юноши и готов потакать всем его капризам, лишь бы Дориан позировал ему в мастерской. Бэзил, в свою очередь, близок с опаснейшим человеком по имени Генри Уоттон.

Генри, в общем-то, не злодей, — но его циничные шутки и «отеческие» наставления приводят к тому, что Дориан отвергает общественную мораль и решает «изучить жизнь», проще говоря — пуститься во все тяжкие.

В судьбу юноши вмешиваются и сверхъестественные силы: один из портретов, написанных Бэзилом Холлуордом, стареет вместо своего натурщика, а Дориан может творить что угодно — и не терять своей изумительной красоты…

Дориан Грей, в начале романа невинный, разве что немного избалованный, ближе к развязке предстаёт воплощением всех смертных грехов. Сможет ли он вернуться на путь истинный? Раскается ли Генри Уоттон в том, что «отравил» душу Дориана, — и сумеет ли верный Бэзил помочь давнему другу?

Виртуозный стилист, Оскар Уайльд прописывает диалоги высокообразованных, но пустоватых аристократов так умело, что читатель, вслед за главным героем, охотно подпадает под обаяние острослова Уоттона. И только на последних страницах понимает: слова — оружие не менее опасное, чем нож или пистолет.

ФИЛЬМ

Сочинение на тему: Цели и средства в романе «Преступление и наказание»

«Матч-пойнт» (2005), реж. Вуди Аллен

Ирландский теннисист Крис Уилтон, понимая, что добиться высот в профессиональном спорте ему не под силу, устраивается тренером в частный клуб. Там он знакомится с молодым аристократом Томом Хьюитом, который, в свою очередь, сводит его со своей сестрой Хлоей.

Хлоя твёрдо намерена выйти замуж за Криса, а ещё, используя возможности отца, «вылепить» из молодого человека преуспевающего дельца. Уилтон понимает, что такая возможность выпадает раз в жизни, но не может забыть о другой девушке — знающей себе цену актрисе-красавице Ноле Райс.

Вот только Нола встречается с Томом…

Начинаясь как любовная драма, ко второму часу фильм классика американского кинематографа Вуди Аллена превращается в настоящий триллер. Уже женатый, Крис Уилтон не может избавиться от тяги к Ноле, и та начинает его шантажировать.

Чем дальше заходит обманутая любовница, тем на более решительные меры готов пойти главный герой…

Тут-то автор и спрашивает у зрителя: что такое преступление — и в какой момент Крис переходит черту, которая навсегда «отрезает» его ото всех людей мира?

Финал поражает зрителя, привыкшего, что в большинстве кинокартин с подобным набором персонажей — сомневающийся глава семейства, властная супруга, вольная как ветер любовница — всё заканчивается разоблачением незадачливого муженька и одним на троих «разбитым корытом».

Вуди Аллен наглядно показывает: есть кое-что намного хуже, чем срыв покровов и неизбежно следующий за ним семейный скандал. Но не будем спойлерить — это было бы кощунственно: фильмы, оказывающие на зрителя настолько же сокрушающее воздействие, надо ещё поискать.

Не случайно произведение Вуди Аллена номинировали на самую престижную кинопремию — «Оскар».

Чему учит «Преступление и наказание»: нравственные уроки Раскольникова

Чему учит «Преступление и наказание»: нравственные уроки Раскольникова добавить в закладки

Федор Михайлович Достоевский издал знаменитое произведение «Преступление и наказание» в 1866 году. Великий русский писатель воссоздал образ городской, бедной жизни Петербурга в период напряженной обстановки в России. Роман повествует о мире нищих, обездоленных граждан, о социальном неравенстве, росте преступности в городе. Писатель характеризует власть, простых людей, рассматривает гражданский долг, упадок нравственных принципов. 

Читайте также:  Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Зимняя ночь»

Герои романа – представители низших социальных слоев. Сложные жизненные условия вынудили их опуститься на дно. Персонажи продолжают искать истину, бороться за свое благополучие, чтобы выжить. 

Автор учит, несмотря на окружающие проблемы, сохранять светлые чувства в душе, относиться с добром, состраданием к другим людям. В эпизодах показано, что победа зла над добром приведет к смерти человечества. Такие писатели, как Замятин, Булгаков, также подчеркивали важность ценностей, беспощадность действительности.

Сочинение на тему: Цели и средства в романе «Преступление и наказание» Сочинение на тему: Цели и средства в романе «Преступление и наказание»

Чему учит произведение «Преступление и наказание»

Рассмотрим основные моменты – чему учит роман «Преступление и наказание»:

  • Добро исключает насилие, смерть, убийство. Благое дело не может стоить жизни человека. Отказавшись от борьбы с безнравственностью, Раскольников поступает жестоко, антигуманно. Его действия не приносят блага для окружающих, теория оказывается самообманом;
  • Невозможно построить счастье путем лишения жизни другого человека. Родион чувствует, что, совершив грех, он потерял свою душу. С этой мыслью ему придется провести остаток жизни;
  • Каждый поступок в жизни имеет значение, приводит к последствиям. Зло возвращается грешнику сполна.

Главное действующее лицо – бескорыстный, честный студент. Он видит белый, чистый мир, стремится к совершенству. Молодой человек отличается умом, задумывается над сложными вопросами бытия. Гордому парню приходится влачить жалкое существование в мизерной комнатке, голодать, отказывать себе во всем. 

В его сознании разразилась настоящая война между нравственностью и обидой на несправедливость мира. Общество в России в девятнадцатом веке разделилось на два класса – обеспеченные, зажиточные люди и нищий, голодающий народ. Персонаж ищет причину данного разделения, выстраивает собственную теорию. 

Чему учит «Преступление и наказание» – нравственные уроки Раскольникова

Теория Раскольникова делит население на две группы. Первая категория – гвардия умных, жестоких личностей, которым дозволено все, вплоть до лишения жизни другого человека. Остальные жители – ведомые, обязанные подчиняться сильным. Уроки произведения:

  • Нельзя сделать большинство людей счастливыми, уничтожая меньшинства;
  • Один грех повлечет за собой дальнейшие безнравственные поступки;
  • Опираясь исключительно на меркантильные интересы, невозможно добиться успеха;
  • Независимо от сложности сложившейся ситуации нельзя терять веру в самого себя;
  • Все люди по-своему одиноки, нужно сострадать, поддерживать окружающих, делать добро;
  • Человек способен озлобиться под влиянием несправедливости, угнетения. Нельзя терять веру в лучшее, следует руководствоваться моральными принципами.

Смотри также: Смысл названия романа «Преступление и наказание»: объяснение названия

Сочинение на тему: Всегда ли цель оправдывает средства в романе Преступление и наказание, Достоевский

­Главная>Сочинения по произведению Преступление и наказание

Всегда ли цель оправдывает средства

25 предложений/ 313 слов

Фёдор Достоевский известен в русской литературе как титан социально-философских и психологических работ.

Наиболее известное произведение писателя, известное далеко за пределами его родной страны, это «Преступление и наказание». Достоевский работал над ним в 1860-х гг. Дата первой публикации – 1866-й год.

По сюжету в душе главного героя Раскольникова Родиона Романовича происходит душевный перелом, возможно, связанный с внешними обстоятельствами.

Он бросил учебу из-за отсутствия денет, ютится в жалкой каморке и кое-как оплачивает свое проживание противной старушке-процентщице. Сам по себе Родион Романович – человек немалых способностей и талантов.

Об этом говорит его статья в газете «О преступлении», в которой он выдвигает теорию о двух разрядах людей – низшем и высшем. По его теории первые – это обыкновенные люди, нуждающиеся в моральной строгости, а вторые – это новая каста людей, способных разрушать стереотипы и развивать общество.

Они способны на преступление, но в то же время являются «новыми законодателями».

Возможно, именно эта идея подтолкнула юношу на реальное преступление. Раскольников убил топором старушку-процентщицу и ее сестру, которая неожиданно нагрянула с визитом.

Есть ли ему оправдание? И оправдывала ли его цель средства? По этому поводу у критиков всегда мнения расходились. С одной стороны, он раскаивающийся в себе убийца, который жалеет всех, с кем несправедливо обошлась судьба. С другой стороны, он совершил тяжелый грех.

Убийство – это, в первую очередь, преступление против человеческой жизни, а это тяжкое преступление.

Если вчитаться в роман Достоевского, то можно заметить, что сам писатель оправдывает своего героя, утверждая, что «цель оправдывает средства». Но так ли это на самом деле? Он уверен, что человек «необыкновенный», то есть из той самой «высшей» касты имеет право на убийство.

С развитием сюжета, все же автор приводит своего героя к ошибочности его теории. Он следует той же логике, которая привела Раскольникова к убийству. В конце произведения мы видим, что справедливость восторжествовала и герой отправлен в каторжный острог.

Как бы то ни было, писатель показывает неизбежность страдания на пути постижения смысла жизни.

  • см. также:Другие сочинения по произведению Преступление и наказание, Достоевский
  • Характеристики главных героев произведения Преступление и наказание, Достоевский
  • Краткое содержание Преступление и наказание, Достоевский
  • Краткая биография Федора Достоевского

387. Сочинение Смысл, суть и идея романа Преступление и наказание Достоевского Русский язык

Роман «Преступление и наказание» считается одним из наиболее важных произведений не только российской классики, но и общемировой культуры, которое вызывало бурную полемику, как современников Достоевского, так и вызывает полемику у критиков, литературоведов и философов современности. На данный момент существует множество совершенно разных и необычных трактовок «Преступления и наказания». Поэтому, для того, чтобы определиться со смыслом, сутью и идеей такого сложного и многогранного произведения, стоит определится с понятиями.

Согласно философской энциклопедии, смысл – внутреннее содержание, значение чего-либо (в нашем случае значение литературного произведения), которое может быть понято (поскольку отсутствие понимания говорит о том, что что-либо не имеет смысла). Сутью обычно называют самое главное и существенное в чем-либо. Идея же – это созданная цель и проекция её реализации, которую через сюжет, диалоги персонажей и различные художественные средства хочет донести до нас автор.

На самом деле в романе можно выделить сразу несколько смыслов, сутей и идей. Однако, на мой взгляд, смыслом произведения является раскрытие внутреннего мира бунтующего человека.

На первый взгляд, Раскольников бунтует против своей бедности и несправедливости,  но, при более глубоком анализе «Преступления и наказания» мы понимает, что самое главное, что он  бунтует против веры в бога (а Федор Михайлович Достоевский был одним из «популяризаторов» православной философии), а так же против  установленных обществом порядков и законов, выводя свою теорию о «тварях дрожащих и право имеющих».

Родион выводит эту теорию в качестве оправдания того, что он может пойти против божьих и человеческих законов, однако сюжет сконструирован автором так, чтобы раскрыть несостоятельность такой философской системы, где маленький процент «право имеющих» могут делать всё, что угодно, нарушая все возможные правила, запреты и ущемляя права «тварей дрожащих». Именно в пояснении на примере Родиона Раскольникова несостоятельности таких эгоистических взглядов и сокрыта суть произведения – человек, нарушающий законы Бога и общества, совершающий «преступление», непременно получит «наказание» будь оно хоть юридической ответственностью, хоть муками совести, которые испытывает Родион.

Читайте также:  Анализ трагедии Расина «Андромаха»

Взамен идеи «тварей дрожащих и право имеющих» Достоевский доносит до нас вою собственную идею о чётком и искреннем соблюдении законов и правил, о духовной чистоте и искреннем раскаянии, к которому может и должен прийти каждый преступник и человек, отбросивший вечные  и наиболее важные идеалы, нормы, правила и установки общественной и религиозной морали. Законы же и юридическая ответственность, несмотря на признаваемую Достоевским важность и значимость, не могут никогда заметить религию и мораль, о чем автор чуть ли не прямо выказывается через своих героев, показывая, что юридической ответственности недостаточно, нужно раскаяние перед людьми и Богом.

Вариант 2

«Преступление и наказание»-знаменитый социально-психологический роман Федора Достоевского, вошедший в золотой фонд мировой литературы.

Из писем самого автора известно, что идея романа формировалась у него много лет, и в 1865 году, находясь в затруднительных материальных условиях, он приступил к написанию книги. В тот период ему не хватало денег даже на самое скромное существование, и одной из причин тому было его пристрастие к азартным играм.

Главный герой романа — Родион Раскольников, отчисленный студент, живущий в крохотной каморке в условиях крайней бедности. На почве страшного отчаяния он задумывает страшное преступление-убийство старухи-процентщицы.

За несколько месяцев до отчисления он написал статью, в которой описывает свой принцип разделения людей на две категории — «тварей дрожащих» и «право имеющих». Согласно теории, первые должны подчиняться вторым и терпеть их произвол.

Испытывая презрение к старухе, Раскольников собирается убить и обобрать ее, в надежде решить свои материальные проблемы, помочь сестре и матери, а заодно проверить свою социальную теорию.

Но он ошибается, потому что ни одно «доброе дело», которое он сделал после убийства, не принесло ему ожидаемого удовлетворения. Он понимает, что был не прав в своих убеждениях, и в его душе разворачивается внутренняя борьба с самим собой.

В этот переломный момент Раскольников встречает Соню Мармеладову, которая тоже находится в тупике, и не может найти из него выхода.

Робкая и добрая, совсем молодая девушка, дочь спившегося чиновника, она была вынуждена пожертвовать собой и заняться непристойной работой, чтобы спасти семью от голода.

Раскольников ощущает в ней родственную душу и проникается особым доверием и рассказывает ей о совершенном преступлении. Этим он надеялся облегчить свой грех хотя бы перед ней, но Соня твердо настаивала на том, чтобы он признался.

Осознав крах своей теории, и придя к выводу, что он все-таки обычный «маленький» человек, Раскольников понимает, что все это было глупо и напрасно.

Однако раскаяния за убийство старухи и ее сестры и страха перед юридическим наказанием он не испытывает. Страшнее для него была та каторга, которая началась сразу после преступления и чуть не свела его с ума.

Те душевные муки, которые забрали у него все силы и истязавшие его даже во сне.

Какую бы благородную цель не преследовал Раскольников, он был не вправе отнимать жизни других людей. Тем более, что и себя он лишил нормальной жизни, принес много горя близким людям и навсегда от них отгородился.

На примере Раскольникова Достоевский показал, как могут быть губительны такие социальные теории для сознания даже самого благородного и умеющего мыслить человека.

Как могут они привести к ложным решениям совершить преступление, а затем понести жестокое наказание.

Сочинение Смысл произведения Преступление и наказание 10 класс

Я думаю, что это сложный вопрос… Смысл «Преступления и наказания»? Смысл большого серьезного произведения в одном сочинении выразить?! Там столько персонажей, ситуаций, идей! Ведь иногда сам автор вкладывает одну мысль, а в процессе получается по-другому. А сколько люди находят смыслов в одном рассказе! И простые читатели, и литературоведы… Тут можно долго спорить, каждый найдёт своё доказательство.

Но тут уж мои мысли. Я считаю, что основной смысл романа в опасности таких теорий, как придумал Раскольников. (О том, что существуют настоящие люди и остальные, одним всё позволено, а другие живут просто для массы.

) В этом ведь Достоевский предугадал идеи фашизма! Конечно, его герой говорил об особенных талантливых людях разных национальностей, а там речь именно о расе, но есть сходство. Что есть одна группа, которая лучше всех остальных. Но это ещё полбеды. Если б к этой группе требования выше, ответственности у неё большее. Она для всех других создаёт что-то очень хорошее!..

А тут нет, просто группка эта может распоряжаться жизнями остальных, даже просто на смерть их посылать ради своих «идей великих». Или так – от скуки.

Но, конечно, не сама теория захватила мозг Родиона, не она им руководила, понятно. Вот следователь, прочитав её в газете, не восхитился, не принял её. (Мы знаем, что он её точно читал, а имела ли она успех у других читателей – вопрос.

Но явно не такой большой успех, если уж Родиону не предложили написать ещё.) Следователь насторожился, понял, что такие идеи до добра не доведут. К сожалению, Раскольников не забыл свою идею, а решил через несколько лет испытать её на практике в отношении себя.

И несчастных женщин!

Как было написано «неокрепший ум»! Нет веры, как у Сони, нет хорошего советчика. Сам себе придумал, сам запутался. Наделал дел. Жизнь погубил свою… А мог бы стать хорошим специалистом, мужем и отцом. В общем, плохое влияние плохих мыслей! И мечта о том, что ты – самый лучший. Это как такой соблазн получился и вызов.

Надо осторожней с такими теориями. Только не их самих бояться, конечно, а самих себя. И людей, которым всякие такие теории дают свободу. Проблема ведь не в запрещенной литературе, не в книге диктатора, а в том, кто её читает. И не готов ужаснуться или посмеяться, а готов верить просто так. Вот опасность.

Но это я так понимаю роман и его смысл. Может быть ещё миллион мнений! А моё ценней (для меня, конечно).

10 класс

Все сочинения

Ссылка на основную публикацию