Многообразие выбора ограничивает свободу в деятельности человека

  • Обществознание 10 класс (профиль)
  • Тема: Свобода и необходимость в человеческой деятельности.
  • Часть 1.

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Свобода

  1. экономическая
  2. *************
  3. духовная
  4. это свобода от эксплуатации, свобода принятия экономических решений, свобода экономических действий
  5. это набор гражданских прав, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность индивида.
  6. это свобода выбора мировоззрения, свобода исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «свобода».

1) выбор; 2) произвол; 3) ответственность; 4)познание; 5) собственное решение; 6) неравенство.

3. Выберите верные суждения о свободе и ответственности личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • 1) По мере развития человеческой свободы направленность ответственности смещается с человека на коллектив.
  • 2) Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером того общества, в котором он живет.
  • 3) Свобода личности проявляется в осознанном следовании установленным нормам.
  • 4) Свобода человека предполагает неотъемлемую связь с ответственностью за принимаемые решения.
  • 5) Свобода человека невозможна в условиях общественных связей и взаимодействий.

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Идея *** (А) в европейской культуре относится к числу *** (Б) человеческого бытия. Человек – единственное существо на планете Земля, способное быть свободным. И человек – единственное существо, созидающее *** (В). Человеческое бытие – бытие в культуре.

Именно культура формирует человеческие качества, возвышает человека над *** (Г). Философию называют самосознанием культуры. Но к осознанию существа и *** (Д) культуры, её роли и места в жизни человека и общества философия подошла, в общем, совсем недавно.

Культура в самом исходном своём определении – это всё, что существует в силу и в результате человеческой свободы, является её предметным *** (Е)».

Список терминов:

1) свобода

  1. 2) природа
  2. 3) культура
  3. 4) смысл
  4. 5) опыт
  5. 6) фундаментальные проблемы
  6. 7) личность
  7. 8) воплощение
  8. 9) гражданские права

5. Выберите верные суждения о свободе и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • 1) Свобода человека проявляется в отсутствии ответственности за совершенные поступки.
  • 2) Свобода человека лежит в основе поведения, направленного исключительно на получение удовольствия.
  • 3) Свобода человека включает в себя свободу передвижения и проживания, свободу мысли и совести, свободу слова и выражения, свободу на уединенность, на частную жизнь.
  • 4) Свобода – это право самого себя ограничивать из-за уважения и любви к другим.
  • 5) Свобода – это возможность по своей воле принимать любые решения и нести полную ответственность за последствия принятых решений.

6. Олег исключает всякую возможность выбора. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что Олег является фаталистом?

  1. 1) решение принимается человеком, исходя из его субъективных желаний
  2. 2) всякое действие человека предопределено заранее
  3. 3) воля человека – первооснова всего сущего
  4. 4) случайность играет в жизни человека определяющую роль
  5. 5) все процессы в мире подчинены господству необходимости
  6. 6) каждое действие человека есть неосознаваемое им звено в цепи причинно-следственной связи

7. Выберите верные суждения о свободе и ответственности личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • 1) Наличие моральных норм делает свободу человека невозможной.
  • 2) Свобода человека предполагает возможность реализации им своих интересов и потребностей.
  • 3) Ответственность связана только с внешними формами воздействия на человека.
  • 4 Ответственность – это объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью и обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
  • 5) Свобода человека в обществе ограничена интересами других людей, общества в целом.

8. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Особенности характера, специальные способности и уровень общей одаренности влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности *** (А) и на его жизнеспособность, работоспособность, трудоспособность.

На темпы роста и созревания оказывают влияние образ жизни, способы *** (Б) (игровой, спортивной, учебной), трудовое и общественное поведение, наличие или отсутствие стрессоров, главнейшими из которых являются *** (В) и т.д. Все эти факторы имеют значение как моменты становления *** (Г) субъекта. Понятие «ответственность» выступает важнейшим внутренним *** (Д) его деятельности.

Чувство ответственности, долга проявляется в сознательной готовности человека следовать установленным *** (Е), оценивать свои поступки с точки зрения их последствий для окружающих».

Список терминов:

1) общество

  1. 2) человек
  2. 3) конфликтные ситуации
  3. 4) межличностные отношения
  4. 5) деятельность
  5. 6) личность
  6. 7) регулятор
  7. 8) нормы
  8. 9) санкции

9. Выберите верные суждения о свободе и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • 1) Свобода человека – это в самом общем смысле, наличие возможности выбора, вариантов исхода события.
  • 2) Свобода человека возможна только в результате преодоления правил, навязанных обществом.
  • 3) Свобода ограничена межличностными, социальными, индивидуальными, а также природными факторами.
  • 4) Поскольку человек живет в обществе, то абсолютная свобода невозможна.
  • 5) Свобода – это возможность действовать в направлении цели, поставленной коллективом или обществом.

10. Установите соответствие между понятиями и терминами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОНЯТИЯ

  1. А) Специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решения и совершать поступки в соответствии со своими идеалами, интересами и целями.
  2. Б) Понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
  3. В) Умение познавать объективную необходимость и, опираясь на это познание, вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность.
  4. Г) То, что обязательно должно произойти в данных условиях, однако в такой форме, которая зависит не только от сущности происходящего, но и от сложившихся условий её проявления.
  5. Д) Система мотивов, образующая психологическую основу предпочтительности связанная с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением.
  6. ТЕРМИНЫ
  7. 1) Ответственность
  8. 2) Свобода
  9. 3) Необходимость
  10. 4) Выбор

11. Выберите верные суждения о соотношении свободы, необходимости и ответственности в деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • 1) Многообразие выбора ограничивает свободу в деятельности человека.
  • 2) Одним из проявлений необходимости в деятельности человека выступают объективные законы развития природы.
  • 3) Ответственность человека повышается в условиях ограниченного выбора стратегий поведения в определенных ситуациях.
  • 4) Неограниченная свобода является безусловным благом для человека и общества.
  • 5) Готовность человека оценивать свои действия с точки зрения их последствий для окружающих служит одним из проявлений чувства ответственности.

12. Немецкий философ Ф. Ницше утверждал, что первичной движущей силой выступает свободная индивидуальная воля – «я». Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что Ф. Ницше является представителем волюнтаризма в философии?

  1. 1) игнорирование объективных законов бытия
  2. 2) представление о мире как механизме, работа которого подчиняется законам, независимым от человека
  3. 3) человек сам творец своей жизни
  4. 4) исключение свободы выбора человека
  5. 5) предсказуемость основных этапов жизни человека и общества
  6. 6) человек волен поступать так, как ему заблагорассудится

13. Выберите верные суждения о свободе и необходимости.

  • 1) По мере развития человеческой свободы ответственность исчезает.
  • 2) Свобода – это способность прервать необходимость, цепь причинно-следственных связей.
  • 3) Необходимость становится точкой отсчёта для всех представителей волюнтаризма.
  • 4) Свободы представляет собой специфически человеческое качество, лежащее в основе формирования его индивидуальности.
  • 5) Под необходимостью часто понимается предопределённость, Божий промысел, судьба, рок.

14. Выберите верные суждения о свободе и ответственности.

  1. 1) Ответственность предполагает предвидение последствий собственных поступков.
  2. 2) Свобода личности проявляется в выборе человеком своего жизненного пути.
  3. 3) Свобода человека в обществе – это возможность поступать в соответствии только со своими желаниями и стремлениями.
  4. 4) По мере развития человеческой свободы направленность ответственности смещается с коллектива на самого человека.
  5. 5) Ответственность выступает важнейшим внутренним регулятором деятельности человека.

15. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Свобода человека всегда предполагает его ***(А) перед обществом за свой ***(Б). Свобода есть возможность осуществления целеполагающей ***(В), способность действовать со ***(Г) дела ради избранной***(Д). Свобода – это сложнейший и глубоко противоречивый феномен жизни человека и общества, характеризующийся одновременно и как величайший дар и ***(Е).

Читайте также:  Александр иванов - нам бы ямбы: читать стих, текст стихотворения поэта классика

Список терминов:

1) необходимость

  • 2) тяжкое бремя
  • 3) цель
  • 4) объективное условие
  • 5) ответственность
  • 6) знание
  • 7) поступок
  • 8) фатализм
  • 9) деятельность

16. Выберите верные суждения о свободе личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. 1) Свобода личности проявляется в выборе человеком своего жизненного пути.
  2. 2) Свобода личности проявляется в осознанном следовании социальным нормам.
  3. 3) Свобода человека проявляется в отсутствии ответственности за совершенные поступки.
  4. 4) Свобода человека лежит в основе поведения, направленного исключительно на получение удовольствия.
  5. 5) Свобода человека возможна только в результате преодоления правил, навязанных обществом.
  6. 6) Свобода налагает на человека дополнительные обязательства и ответственность за осуществленный выбор.

17. Выберите верные суждения о свободе и ответственности личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • 1) Свобода человека предполагает возможность для него осуществить самостоятельный выбор в условиях альтернативы и принять на себя ответственность за него.
  • 2) Нравственная ответственность современного человека распространяется на все проявления несправедливости и зла в мире, значительно превышая поле его
  • свободного выбора.
  • 3) Свобода – возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества.
  • 4) Проявлением свободной воли человека может служить выбор между путем добра и путем зла.
  • 5) Подлинной свободой можно считать согласование поступков человека только с его собственными взглядами и убеждениями без учета взглядов и интересов других людей.
  • Часть 2.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «свобода человека»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о «золотом правиле нравственности», и одно предложение, раскрывающее взаимосвязь свободы и ответственности.

26. Приведите два аргумента и два примера, которые бы подтверждали вывод о невозможности абсолютной, ничем не ограниченной свободы человека в обществе.

27. Отто фон Бисмарк писал: «Свобода – это роскошь, которую не каждый может себе позволить». Согласны ли вы с автором? Ответ аргументируйте.

28. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Свобода и ответственность».

29. Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний. Сформулируйте корректно одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

  1. Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).
  2. Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников:
  3. – из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернет – ресурсов социологических служб;
  4. – из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/знакомых, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы / театральные постановки и др.;
  5. – из истории, включая историю науки и техники, литературы и искусства.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод / быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

«Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого». (М. Бакунин)

«Всеобщий закон – это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого» (В. Гюго).

«Функция выбора – основа личности» (Б.Ф. Поршнев).

«Свобода сопряжена с ответственностью. Поэтому-то многие и боятся её» (Б. Шоу).

«Полная свобода возможна только как полное одиночество» (Т. Котарбиньский).

«Свобода не легка, как думают её враги, клевещущие на неё, свобода трудна, она есть тяжёлое бремя. И люди легко отказываются от свободы, чтобы облегчить себя…» (Н. Бердяев).

Буриданов осел или или как свобода выбора ограничивает свободу в деятельности человека

Буриданов осел или как многообразие выбора ограничивает свободу в деятельности человека

Что лучше – свобода выбора или детерминация?

Суть проблемы в том, что способности человека, в оперировании единицами информации ограничены. При большом количестве вариабельности, более 7-10 единиц выборки, без тщательного анализа уже сложно сделать правильный выбор.

Оперативно, в уме просчитать такое практически невозможно. Когда выборка начинает переваливать за пару десяток единиц, то уже потребуется компьютерный анализ. Все это создает чувство неудолетворенности. Возникает эффект “упущенных возможностей”, идет торможения принятие решений.

Становится психологически сложно принят решения.

Еще больше усложняется вопрос, когда мы имеем дело со сложными товарами, услугами. Простой потребитель, мягко говоря, не разбирается в сложных технологиях/услугах, но пользоваться хочет. При большой выборке сложных товаров/услуг, потребитель теряется, не совсем правильно делает выбор.

Когда обращается за советом к продавцу,  не совсем верить ответам продавца, так как продавец заинтересованное лицо. Даже если продавец отвечает честно, все равно выбор остается за покупателем, а покупатель не специалист и “тормозит с приятием решений”.

Специалисты часто перекладывают принятие решений на покупателя, предполагая, что  покупатель должен самостоятельно принять решение иначе это будет выглядеть как давление на покупателя.

Большой выбор однотипных товар является маркетинговой ошибкой, т.е. более чем 3 вида товара резко усложняет Покупателю выбор. Иногда это делается специально, чтобы вызвать на помощь эксперта(продавца), но чаще по незнанию.

Данная проблема, фактически, стара как этот мир. Эта проблема известна под названием “проблема буридановго осла” – философский парадокс, был известен ещё из трудов Аристотеля, где был поставлен вопрос: как осёл, которому предоставлены два одинаково соблазнительных угощения, умер от голода…

***

Американские нейрофизиологи и психологи доказали, что человек в принципе не может объективно воспринимать окружающую его реальность.  Исследование опубликовал научный журнал Proceedings of the National Academy of Sciences.

Собрав несколько сотен добровольцев в интернете, ученые предложили им определить, на каком видео монета – овальная, дав им на поиск ответа мало времени. В некоторых случаях различия были очевидны, если круглая монета иногда поворачивалась к наблюдателю под удачным углом, а в других случаях сделать это было достаточно сложно.

Сначала ученые думали, что их подопечные будут очень хорошо справляться с этой задачей, опираясь на общепринятые представления о том, что человек руководствуется идеализированными представлениями об облике предметов, а не опирается на воспринимаемую картинку. В реальности это оказалось не так – практически все добровольцы с большим трудом определяли форму овальной монеты, если рядом с ней вращалась круглая.

“Результаты этих экспериментов сильно удивили нас. Мы ожидали, что “объективные” идеализированные образы полностью подавят характерные особенности субъективного восприятия. Подобные опыты – хороший пример того, как идеи из философии могут влиять на развитие психологии и нейрофизиологии”, – подытожил Файрстоун.

***

Ординалистская (порядковая) теория полезности основывается на том, что предпочтения индивидуума относительно предлагаемых к выбору альтернатив не могут измеряться количественно, а только сравниваться, то есть одна альтернатива хуже или лучше другой. Альтернативой данной теории является кардиналистская (количественная) теория полезности.

Егэ обществознание 1.7. свобода и необходимость в человеческой деятельности. свобода и ответственность

Меня зовут Виктор. Мне 17 лет. Я готовлюсь к ЕГЭ по обществознанию 2022 года. Делюсь тут информацией, которую считаю полезной. Буду рад активности на канале!

1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность.

По кодификатору нам нужно знать:

+

Там стоит плюс. Будем пытаться разобрать тему, исходя из её названия.

Обозначим главные пункты:

1. Определение понятия “Свобода”:

Свобода – умение познавать объективную необходимость и, опираясь на это познание, вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность. (по Баранову) Лично мне данное определение не нравится, но оно хорошо связывает понятие “свобода” с понятием “необходимость”.

Свобода – возможность выбора видов деятельности, в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, формируемыми в рамках общечеловеческих ценностей гражданского общества (Боголюбов 10 класс) Определение хорошее, но слишком большое. Наглядно видно, что именно подразумевается под понятием “свобода”.

Это именно возможность выбора. То есть в задании 18, если вас попросят дать определение этому понятию, то целесообразно будет начать определение со словосочетания “возможность выбора”. В данном определении, как мне кажется, лишним является уточнение источника формирования желаний, интересов и ценностей человека.

Свобода – отсутствие принуждения, возможность поступать по своему усмотрению, в соответствии со своими интересами и целями. (по Брандту) Суть та же, что и в определении Боголюбова, но сильно укорочена, а также не имеет в себе такого понятия как “деятельность”, на основе которого и строиться вообще вся тема 1.7. (см. название темы)

  • 2. Мировоззренческие концепции о свободе:
  • В справочнике Баранова представлены только две концепции, как обычно, являющиеся двумя крайними точками.
  • Фатализм – мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены господству необходимости.
  • Волюнтаризм – мировоззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего существующего.
Читайте также:  Сочинение: Культурные достижения Серебряного века

Очень странно, что в справочнике не говориться о такой концепции как Провиденционализм, являющейся как бы серединой между двумя концепциями, упоминаемыми выше, о котором наряду с фатализмом и волюнтаризмом говорит Д.А. Гусев (видео прикреплю в конце статьи).

3. Виды свобод:

Экономическая; Политическая; Духовная.

То есть здесь мы видим перечисление сфер общественной жизни, которые будут обсуждаться в рамках темы 1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы, но без Социальной сферы. Это объясняется, как я понимаю, социальной ответственностью и такой замечательной фразой – “Свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого”.

Эта тема, как вы уже заметили, носит чисто философский характер, потому что-либо утверждать об этом невозможно.

Перед тем как Баранов даёт определение понятию “свобода”, он полторы страницы говорит о том, что свобода это как бы философия и как бы каждый понимает это по-своему.

В том же учебнике Боголюбова по обществознанию за 10 класс определение понятию “свобода” даётся в конце параграфа в отделе “Словарь”.

Но нет, эту тему всё равно решили засунуть в кодификатор.

4. Определение понятия “Необходимость”

Необходимость – устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития. (по Баранову) Мне это определение не нравится так же, как и определение свободы.

  1. Необходимость – то, что обязательность должно произойти в данных условиях. (Боголюбов 10 класс)
  2. Необходимость – то, что неизбежно должно наступить при определённых условиях. (по Брандту)
  3. 5. Определение понятия “Ответственность”
  4. Ответственность – социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективном, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. (по Баранову)

Я не уверен, что определение данного понятия вообще могут спросить на ЕГЭ, так как его нет в учебнике Боголюбова, а так же из-за того, что обычно понятие “ответственность” связано с правовой сферой и проходится в теме 5.3. Понятие и виды юридической ответственности.

6. Классификации ответственности:

Историческая; Политическая; Нравственная; Юридическая и т.д.

  • Внутренняя; Внешняя
  • Индивидуальная; Групповая; Коллективная (по Баранову)
  • Возможно, пригодится для плана.

В сборнике тренировочных вариантов Котовой и Лисковой не нашел ни одного задания на эту тему. Ни из первой, ни из второй части.

Даже на сайте “Решу ЕГЭ”, хоть он и не самый хороший, но есть всего 4 задания, два из которых только косвенно затрагивают данную тему.

На что нам опираться – не понятно. Что нам знать – не понятно. А мы всё равно сделаем эту тему. Чтобы вы понимали всю трагичность ситуации, я скажу, что на ютубе не нашёл ни одной полноценной вузовской лекции по философии, на которой разбирается тема свободы и ответственности.

Прикрепляю вам план из справочника Баранова:

1. Понятие свободы2. Социальные условия реализации свободы личностью3. Виды свободы: 3.1. экономическая 3.2. политическая 3.3. духовная4. Понятие ответственности5. Виды ответственности: 5.1. социальная, историческая, политическая, нравственная и т.д. 5.2. индивидуальная, групповая, коллективная6. Взаимосвязь свободы и ответственности

Чтобы вы знали, в справочнике отдельным предложением написано, что “план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах“. Но не сказано, что в трёх подпунктах, если, с точки зрения обществоведческой науки, не может быть более двух подпунктов.

  1. У меня эта тема вызывает только отрицательные эмоции.
  2. Делитесь полезными материалами в х!
  3. .
  4. .
  5. .
  6. Используемые источники:
  • Справочник Баранова по обществознанию 2020 года выпуска
  • Сборник типовых экзаменационных вариантов Котовой и Лисковой 2020 года выпуска
  • КОДИФ и ДЕМО 2022 по обществознанию
  • Справочник Брандта по обществознанию 2020 года выпуска
  • Учебник по обществознанию Боголюбова 10 класс
  • Видео на ютубе:

#егэ #егэ 2022 #егэ обществознание #егэ по обществознанию #обществознание #свобода #свобода и ответственность #необходимость

Урок 10. свобода и ответственность – Обществознание – 10 класс – Российская электронная школа

  • Обществознание, 10 класс
  • Урок 10. Свобода и ответственность
  • Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
  1. Свобода и ответственность в деятельности человека
  2. Свобода и необходимость в человеческой деятельности.
  3. Свобода как осознанная необходимость.

  1. Глоссарий по теме
  2. Свобода — это возможность выбора видов деятельности в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, формируемыми в рамках существующих общечеловеческих ценностей гражданского общества.
  3. Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои действия и поступки.

  4. Необходимость – то, что обязательно должно произойти в данных условиях; внутренние устойчивые связи предметов и явлений, определяющие их закономерное изменение и развитие.
  5. Ключевые слова
  6. Свобода, ответственность, абсолютная свобода.

  7. Основная и дополнительная литература по теме урока:

Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.

О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. С. 5- 35.

П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. С. 63 – 70.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Можно ли быть свободным от общества, живя в нём?

Одна из самых важных ценностей современного мира – свобода личности. Понятие свободы в современном понимании появилось в эпоху Ренессанса. Тогда человека провозгласили мерой всех вещей, а свободу личности неотъемлемым правом.

Эпоха Реформации сузила понятие свободы до права выбора дороги к Богу.

В XIX веке материалистическое понимание мира привело к восприятию свободы как права на свободную экономическую деятельность, передвижения и выбора образа жизни.

Век Прогресса привел к сомнению в необходимости в духовной свободе. Английского философ Гоббс говорил, что люди ищут обеспеченности, а не свободы.

Его слова стали основой программы наступающей материалистической цивилизации. Так что же такое свобода и есть ли в ней необходимость?

Осмысливая свободу, философы отводят ей центральное место в своих исканиях, но подходят к этой категории по-разному.

Люди, стремясь к свободе, понимают, что абсолютной свободы не может быть. Например, желание человека включить громкую музыку ночью нарушает право и свободу других людей получить полноценный сон и отдых. Или курящий рядом человек лишает другого возможности дышать свежим воздухом.

Французский философ Жан Буридан рассказал об осле, которого поставили между двумя равноудаленными друг от друга стогами сена. Обладая абсолютной свободой, не решив какую съесть, осел умер от голода.

Это говорит о том, что абсолютно свободным человек быть не может. Главный ограничитель свободы – свобода других людей.

Немецкий философ Г. Гегель сказал, что свобода есть осознанная необходимость . Этими словами философ хотел сказать, что все в мире подчинено необходимости. Если человек осознает ее, то он становится свободным в принятии решения. В этом выражается свобода воли личности.

Какова же природа необходимости?

Часть философов говорят о Божьем промысле.

Так религиозный реформатор Мартин Лютер говорил об абсолютном предопределении, что люди ничего не совершают по своей воле. А только по предопределению божьему. В данном понимании свобода полностью отсутствует. Существует другой, отличный от этого, религиозный взгляд на предопределение, что Вселенная задумана богом так, что самое ценное в ней – это свобода выбора между злом и добром.

Ряд философов считают, что необходимость – это объективные законы природы и общества, независящие от сознания человека.

Например, в сейсмоопасных зонах люди подвергаются опасности, чтобы уменьшить риск они должны строить сейсмоустойчивые здания. Об этом писал Ф. Энгельс, немецкий философ, что свобода не в независимости от законов природы, а в том, как их заставить работать в целях человека.

Сегодня человек находится в постоянном стрессе. Существуют разные средства, с помощью которых человек может расслабиться, в том числе алкоголь и наркотики.

Человек делает выбор, зная об опасности расплаты самым дорогим – собственным здоровьем.

Подлинно свободный человек не станет рабом сиюминутных настроений и изберёт здоровый образ жизни. Отклонение поведения человека от принятых социальных норм вызывает реакцию общества. А негативное отклонение влечёт за собой санкции, т.е. наказание. Такое наказание называют ответственностью человека за свои поступки и их последствия. Это вид внешнего воздействия на человека.

Но есть вид ответственности – внутренний регулятор наших действий – т.е. чувство ответственности и долга. Тогда человек поступает сознательно в соответствии с установленными нормами.

Читайте также:  Джованни боккаччо - ее ланиты: читать стих, текст стихотворения поэта классика

Бывает так, что чувство ответственности притупляется. Человек в толпе может повести себя совсем иначе. Это связано с влиянием массовости, чувства безнаказанности и потерей индивидуальности. Формируя свое чувство ответственности, мы защищаем себя от превращения в существо без самосознания.

Итак, рассмотрим внутренние ограничители свободы, которые человек устанавливает сам.

Христианский богослов Климент Александрийский (Тит Флавий), живший во II—III вв. правильно заметил, что ничто, ни похвала, ни порицание, ни просьбы не заставит человека сопротивляться, если его душа сама к этому не стремится и не сопротивляется.

Подлинная свобода в выборе поступка, принципов, действий, которые превращаются в убеждения. Такой человек даже при экстремальных общественных условиях, тоталитарном режиме не изменит своим принципам, веря в их торжество. Свобода означает состояние человека способного действовать на основе выбора.

Какое же общество может обеспечить такой выбор?

Свободное общество. Можно ли считать свободным общество, в котором государство не вмешивается в частную жизнь? В этом ли подлинная свобода? Не только. Дополнением к сказанному является ответственность, справедливость, т. е. ценности, которые должно обеспечить общество. Государство в таком обществе должно выполнять регулирующую роль, обеспечивая благосостояние и свободное развитие граждан.

Разбор типового тренировочного задания

  1. Выберите верные суждения о свободе личности:

1). Одним из проявлений свободы личности является осознанный выбор в соответствии с принятыми нормами.

2) Политика государства не влияет на свободу выбора человека в обществе.

3). Свобода личности – неотъемлемое право на проявление его внутренней духовной жизни.

4) Понятие «свобода» не является философской категорией.

Правильный вариант/варианты: 1,3.

  1. Восстановите смысловое значение предложения.
  • При осуществлении своих прав и ______ (А) каждый человек должен подвергаться только таким ____________ (Б), которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение ____ (В) других.
  • Варианты ответов: взглядов, действий, свобод;
  • Испытаниям, ограничениям, возможностям;
  • Прав, труда, взгляда.
  • Правильный вариант:
  • Свобод; ограничениям; прав.

Что такое необходимость, свобода в человеческой деятельности?

Свобода является многозначным понятием с такими крайностями:

  • Если свобода выступает в качестве познанной необходимости, то человек в таком случае является роботом, который действует по определенной программе? Под фатализмом понимается, что каждый процесс, происходящий в мире, подчиняется господству необходимости.
  • Воля поступать так, как человек считает нужным – свобода действий. Проявляется ли полный произвол в отношении других людей? Волюнтаризм является определением воли в качестве первостепенной основы всего насущного.

Под термином «сущность свободы» понимается выбор, который имеет отношение к напряжению (бремени выбора) волевого, эмоционального, интеллектуального характера.

Философское определение воли

Ряд философов считают базисом существования, постоянного развития людей именно их волю — осознанное желание что-то реализовать. Если индивид действует исключительно исходя из личных интересов, жизненных потребностей, в такой ситуации воля становится мерой свободы, и этот поведенческий стиль именуется волюнтаризмом.

При таком рассмотрении свободы считается положительным, что каждый индивид может выполнять действия, которые ему нравятся, ставить свою волю выше интересов других. При этом негативная сторона – произвол, игнорирование свобод окружающих.

Необходимость: особенности понятия

Необходимость — неизбежное обязательство совершать определенные действия. Так как все члены социума сталкиваются с обязанностью вести деятельность в соответствии с общепринятыми социальными нормами поведения и законами, свобода каждого человека ограничена необходимостью их соблюдения. В этом случае отмечается некоторая предопределенность существования человечества.

Социальные условия, которые дают возможность реализовать свободу выбора личности, являющейся свободной:

  • социализация;
  • место лица в социуме – уровень развития общества;
  • общественные формы деятельности – социальные нормы.

Свобода и ответственность – неразделимые термины

Под ответственностью понимается исторически конкретный, объективный тип взаимоотношений непосредственно между обществом, конкретным коллективом, лицом с точки зрения исключительно сознательного осуществления взаимных требований, которые к ним предъявляются.

Если бы действия каждого человека совершались только на основании его свобод, мир погрузился бы в хаос. Разнообразие людей подразумевает широкий спектр интересов, желаний, ценностных идеалов. Поэтому свобода неотделима от ответственности, что позволяет регулировать отношения между людьми.

Свобода – особенная возможность бытия человека, имеющая отношение к его способности выбирать конкретные решения, поступать определенным образом в полном соответствии с собственными оценками, идеалами, интересами, целями, которые основываются на осознанности объективных вещей/свойств, закономерностей реального мира.

Соотношение между свободой, личной ответственностью индивида прямо пропорционально: чем больший уровень свободы дает представителю социума общество, тем сильнее возрастает его ответственность за применение данной свободы.

Ответственность — саморегулятор деятельности человека, показатель его социальной и моральной зрелости, который может проявляться в различных характеристиках поведения и действий: дисциплине и самодисциплине, организации, способности предвидеть последствия личных действий, а также в собственной деятельности, умении прогнозировать, самоконтроле, самооценке, критическом отношении к себе.

Типы ответственности

В современной науке ответственность подразделяется на следующие виды:

  • Личная, коллективная, групповая.
  • Нравственная, политическая, историческая.
  • Юридическая – ответственность исключительно перед законом, которая может быть самой разной (материальной, уголовной, административной, дисциплинарной).
  • Социальная – индивид склонен вести себя в полном соответствии с интересами, которые имеются у других людей.

Ответственность представляет собой понятие социологического, философско-социального направления, характеризуемого исторически конкретным, объективным типом взаимных отношений непосредственно между социумом, коллективом, человеком со стороны сознательного выполнения взаимных требований, предъявляемых к нему.

Ответственность должна приниматься представителем социума в качестве базиса личной позиции в нравственном отношении. Также она служит, по сути, основой внутренней мотивационной направленности поступков, личного поведения индивида. Поведение регулируется совестью.

При развитии человеческих свобод продолжает усиливаться ответственность. Тем не менее, ее направленность необратимо смещается с конкретных коллективов (речь идет в этом случае о коллективной ответственности) непосредственно на человека (персональная, индивидуальная ответственность).

Под социальной понимается ответственность, которая выражена в склонности индивида вести себя в полном соответствии с теми интересами, которые имеются у других людей. Только лишь ответственные лица, которые являются в полной мере свободными, имеют возможность полноценно реализовываться в социальном поведении, раскрывая собственные возможности в огромной степени.

Особенности интересов, нужд

Чтобы развиваться, каждый человек обязан удовлетворять широкий набор собственных потребностей. Люди имеют потребности в том, что составляет важные условия их жизни. В мотивах (от латинского слово «movere» — «толкать, приводить в движение») деятельности определяются потребности индивидов.

Типы потребностей людей в социуме бывают разными:

  • Социальными — общение с другими индивидами, общественная деятельность, признание социумом и проч.
  • Биологическими (материальными, органическими) – необходимость получать еду, носить одежду, иметь крышу над головой и т. д.
  • Духовными (идеальными, познавательными) — потребность получать знания и совершенствоваться, заниматься творческой деятельностью, создавать для себя и окружающих прекрасное.

Три вида потребностей, указанных выше взаимосвязаны. По сути, биологические потребности представителей социума (в отличие от тех, которые имеют животные) получают статус социальных. Для многих людей разнообразные социальные потребности преобладают над идеальными: необходимость в знаниях часто ведет людей к получению профессии, что позволяет занять определенное положение в социуме.

Существует разумное ограничение потребностей, поскольку не каждая из них может быть полностью удовлетворена. Также замечательно, когда они не противоречат моральным нормам социума.

Разумные потребности способствуют развитию в индивидах исконно человеческих качеств: стремиться к истине, красоте, познанию, жажде приносить добро окружающим и т. д. Потребности находятся в основе появления склонностей, интересов.

Необходимость человека в свободе

Понятие «свобода» в качестве «известной необходимости» интерпретируется Спинозой, Гегелем, Энгельсом. Интерпретация свободы как признанной необходимости имеет большое практическое значение, поскольку включает в себя понимание, учет и оценку человеком объективных границ его деятельности. Ответственность имеет две стороны:

  • внешнюю — способность применять определенные социальные наказания к человеку (ответственность перед социумом, государством, окружающими людьми в соответствии с обязанностями, возложенными на граждан законодательно; индивид имеет моральную ответственность, в некоторых случаях юридическую);
  • внутреннюю — в данном случае подразумевается ответственность индивида перед собой (развивается чувство долга, совести, чести, способность качественно осуществлять личный контроль, самоуправление).

Свободу нельзя отделять от ответственности, обязательств людей перед собой, социумом, окружающими. Ответственность – одновременно концепция социологии, философии, которая раскрывает объективный, специфический тип отношений между индивидом, коллективом, социумом в отношении осознанного выполнения предъявляемых людям взаимных требований.

Ссылка на основную публикацию