Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Зимняя ночь»

Интересные особенности произведений открывает их анализ. Стихотворение Пастернака “Зимняя ночь” отличается большой глубиной смысла. В этом вы убедитесь, прочитав данную статью. Фото автора представлено ниже.

Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Зимняя ночь»

Зимняя ночь… Что предстало перед вашим мысленным взором, когда вы произнесли эти слова? Возможно, спокойствие и тишина, полная луна, уютный, легкий снег и россыпь звезд по черному небу? А возможно, вам представилась метель за окном, пляска духов природы, вихрь снежных хлопьев и единственная тихая пристань в этом месте – дом с горящей на столе свечой?..

Время создания произведения

Стихотворение Пастернака “Зимняя ночь” было написано в 1946 году. Война закончилась совсем недавно. Казалось бы, наступившему спокойствию ничего не угрожает. Однако не утихли еще бури мировых потрясений и, возможно, не утихнут никогда.

Где же искать спасения? Что может помочь человеку не затеряться в водовороте страстей, сохранить хрупкий внутренний мир? Борис Пастернак дает ответ в этом произведении: домашний очаг – обитель спокойствия и надежды. Однако ответ этот неоднозначен, как показывает проведенный нами анализ.

Стихотворение Пастернака “Зимняя ночь” намного сложнее. Чтобы это доказать, рассмотрим его подробнее.

Прием антитезы

Вернемся к интересующему нас стихотворению и попробуем понять, что хотел сказать читателю автор, какие мысли выразил Пастернак в стройной череде рифмующихся строк. Произведение это – стихотворение-сомнение, бегство, уход. Не случайно оно построено целиком на приеме антитезы (противопоставления).

Из строфы в строфу рефреном следуют повторяющиеся слова “свеча горела…”. Как известно, свеча – это символ надежды, чистоты, уединения, тихого счастья. Этот огонек, который является центром Вселенной для лирического героя, легко потушить. Одного легкого дуновения достаточно для этого.

И вот уже “крестообразно” вздымает “два крыла”, как ангел, “жар соблазна”.

Огонь, жар – символ страстей, эмоций. Однако это “жар соблазна”. А вот огонь свечи –это светоч уединенной, тихой жизни. Автор изобразил в произведении одну стихию в двух ипостасях, диаметрально противоположных. Однако основой произведения является все-таки антитеза льда и огня. Это подтверждает дальнейший его анализ.

Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Зимняя ночь»

Стихотворение Пастернака “Зимняя ночь” в первой строфе имеет следующее противопоставление: “мело по всей земле” и “свеча горела”.

В зиму, метель, рой снежных хлопьев погружают нас первые две строки стихотворения. Холодная стихия при этом является царицей “всей земли”, всего мира, которой все подчинено.

И только одинокая свеча противостоит храбро этой снежной королеве, которая разъярена, возмущена этим.

Кто же победил?

Произведение напоминает “Бесов” Пушкина противостоянием борьбы духов бытия и природы, непрекращающейся дикой пляски и свечи, символизирующей одинокую человеческую душу. Однако здесь совсем иной итог.

Если демоны у Пушкина, изображенные в образе стихии, ломают сопротивление затерявшегося путника, перевернув его возок, то здесь светоч надежды, маленький огонек не могут победить окончательно внешние силы.

Последняя строфа является повторением первой: “мело весь месяц” и “свеча горела”.

Главная идея произведения

Продолжим наш анализ. Стихотворение Пастернака “Зимняя ночь” характеризуется тем, что совпадают последние две строки этих строф, но не первые. Заметим, что в первой строфе ощущения времени нет – с бесконечностью сливается действие. Это подчеркивается повтором слова “мело”.

Следующей строкой начинается стихотворение “Зимняя ночь”: “Мело, мело по всей земле…”. Анализируя его, отметим, что в последней строфе, в отличие от первой, поставлены четкие временные границы (“в феврале”). Кроме того, уже не повторяется слово “мело”.

Значит, не бесконечна зимняя буря, она имеет завершение.

Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Зимняя ночь»

“Свеча горела” в качестве заключительной строки утверждает победу надежды и жизни. Эта борьба, порой неоправданная, житейская, завершается победой чистого источника света, который храбро отстоял право на жизнь.

Главной идеей произведения является именно противостояние различным жизненным бурям как внутреннего, так и внешнего мира. Кольцевая композиция, а также эмоциональная окраска стихотворения служат ее раскрытию.

Если внимательно приглядеться к произведению, прислушаться к звучанию слов, можно понять, что оно очень красочное и яркое.

Стихотворный размер “Зимней ночи”, его особенности

Написано стихотворение Пастернака “Зимняя ночь” “старинным, допотопным” (слова Ходасевича) ямбом, отражающим более всего сильную эмоциональную окраску.

Что в этом такого, казалось бы? Ямб четырехстопный, традиционный… Но обратите внимание на 2-ю и 4-ю строки каждой строфы. Можно заметить, что они укорочены – всего 2 стопы.

В 1-й и 3-ей строках, к тому же, используется мужская рифма, а во 2-й и 4-й –женская.

Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Зимняя ночь»

Конечно, это не случайно. Красками в палитре поэта, придающими яркость эмоциональному настрою произведения, являются используемые приемы. Укорочены строки, выделена антитеза льда и огня. Она становится заметной, обращает на себя внимание.

Прием аллитерации

Однако здесь нет грубости и жестокости. Способствует этому прием аллитерации (повтор “е”, “л”). Этот прием придает легкость, звонкость метели. Мы слышим хрустальный звон льдинок, однако при этом чувствуем безжизненность. Это также играет на антитезу – прием, который делает столь выразительным стихотворение Пастернака “Зимняя ночь”.

Анализ описания внешнего мира

Применяется антитеза также в описании внешнего мира, который бесцветен, жесток, суетлив. В снежной мгле “все терялось”. В этом мире легко исчезнуть, пропасть. Он поглотит с легкостью все несвойственное, чуждое ему.

А при описании мира, в котором царит свеча, автор использует слова, обозначающие домашние, простые вещи, – это “два башмачка”, “потолок”, “слезы”, “воск”, “платье”, “ночник” и др.

Здесь уютно и мило, но и сюда отзвуки другого мира все же доносятся, есть место сомнениям и борьбе.

Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Зимняя ночь»

Внутренний мир лирического героя

Внешний мир этого стихотворения, таким образом, достаточно четко обрисован. Если проанализировать существительные, используемые в произведении, то они почти все относятся к его описанию. Напротив, довольно сложно представить внутренний мир лирического героя этого произведения. Практически ничего о нем не сказано, он дан лишь отдельными штрихами.

Читатель может только догадываться о владеющих лирическим героем чувствах. Представленный в этой статье анализ стихотворения Б. Л. Пастернака “Зимняя ночь” поможет вам в этом. Проникновение в духовный мир лирического героя нас заставляет размышлять и думать.

Как и любое другое лирическое произведение Бориса Пастернака, “Зимняя ночь” характеризуется мощным философским потенциалом.

“Жар соблазна”

“Жар соблазна”, сомнения завладели душой лирического героя. Коварен этот жар, который почему-то сравнивается с ангелом. Соблазн, как известно, является прерогативой сатаны, а ангел – символ непорочности и чистоты. Опять же пороку приписывается символ чистоты – слово “крестообразно”.

Это является показателем смятения души лирического героя, который не может понять, где добро, а где зло. Единственным ориентиром, единственной соломинкой является для него символическая “свеча”, служащая оплотом надежды и веры. От самого героя зависит, погаснет ли она или будет светить.

Именно на эту мысль наводит в конечном итоге стихотворение Пастернака “Зимняя ночь”.

Анализ его на этом закончим, поскольку основные особенности произведения мы описали. Надеемся, эта информация была вам полезна. Очень долго и подробно можно описывать стихотворение “Зимняя ночь” Пастернака. Полный анализ его открывает и некоторые другие особенности. Однако самое основное мы отметили и предлагаем читателю самостоятельно поразмышлять над произведением.

Борис пастернак зимняя ночь анализ. Художественно-выразительные средства языка (на примерах из творчества Б

Стихотворение было написано в 1946 году. Война закончилась совсем недавно. Казалось бы, наступившему спокойствию ничего не угрожает. Однако не утихли еще бури мировых потрясений и, возможно, не утихнут никогда.

Где же искать спасения? Что может помочь человеку не затеряться в водовороте страстей, сохранить хрупкий Борис Пастернак дает ответ в этом произведении: домашний очаг — обитель спокойствия и надежды. Однако ответ этот неоднозначен, как показывает проведенный нами анализ.

Стихотворение Пастернака «Зимняя ночь» намного сложнее. Чтобы это доказать, рассмотрим его подробнее.

Жанр

Стих можно отнести к разряду философской лирики, потому что Пастернак пишет о любви и жизненных ценностях, при этом он свои раздумья перемежает с природными образами. Природа в его творчестве так же важна, поскольку именно из нее он черпал вдохновение.

Существует мнение, что стих «Зимняя ночь» написан в стиле импрессионизма. Сам по себе импрессионизм – это как смутная и расплывчатая картина, которая отражает впечатление от чего-нибудь.

Отличительной чертой импрессионизма является его своеобразное и долгое как бы послевкусие, словно думы автора, которые он не описал в стихе, но о которых размышляет читатель, и в этом случае картина становится еще более неясной.

Размер стихотворения состоит из двух чередующихся ямбов – двух- и четырехстопного. Такое чередование придает стиху музыкальность. Рифмовка – перекрестная, в строках – чередующиеся мужская и женская рифмы,

Прием антитезы

Вернемся к интересующему нас стихотворению и попробуем понять, что хотел сказать читателю автор, какие мысли выразил Пастернак в стройной череде рифмующихся строк. Произведение это — стихотворение-сомнение, бегство, уход. Не случайно оно построено целиком на приеме антитезы (противопоставления).

Из строфы в строфу рефреном следуют повторяющиеся слова «свеча горела…». Как известно, свеча — это символ надежды, чистоты, уединения, тихого счастья. Этот огонек, который является центром Вселенной для лирического героя, легко потушить. Одного легкого дуновения достаточно для этого.

И вот уже «крестообразно» вздымает «два крыла», как ангел, «жар соблазна».

Огонь, жар — символ страстей, эмоций. Однако это «жар соблазна». А вот огонь свечи -это светоч уединенной, тихой жизни. Автор изобразил в произведении одну стихию в двух ипостасях, диаметрально противоположных. Однако основой произведения является все-таки антитеза льда и огня. Это подтверждает дальнейший его анализ.

Стихотворение Пастернака «Зимняя ночь» в первой строфе имеет следующее противопоставление: «мело по всей земле» и «свеча горела».

В зиму, метель, рой снежных хлопьев погружают нас первые две строки стихотворения. Холодная стихия при этом является царицей «всей земли», всего мира, которой все подчинено.

И только одинокая свеча противостоит храбро этой снежной королеве, которая разъярена, возмущена этим.

Борьба жизни и смерти

Жизнь и смерть разделены стенами и оконным стеклом, откуда ночь глядит на свечу и видит жизнь. Слёзы в виде воска, капающие с ночника, символизируют печаль автора по уходящей жизни.

Читайте также:  Новый роман во французской литературе

Возможно, в момент написания стихов, Пастернак видит себя в этом доме со свечой – он рассматривает ночные рисунки на оконном стекле и вспоминает жар соблазна, который крестообразно вздымает крылья, уподобляясь ангелу.

На свечку дуло из угла, И жар соблазна Вздымал, как ангел, два крыла Крестообразно.

Возвращаясь к роману, мы вспомним, как Юрий Живаго остался один в Варыкино, где в одиночестве проводит зимние ночи и дни. Время для творчества есть, весь мир скрыт за пеленой снега, и только свеча помогает не сойти с ума от тоски по Ларе. Возможно, и в жизни автора романа был такой момент, возможно, именно тогда написаны строки.

Свеча временами горела весь февраль – это мы видим в последнем четверостишье. Временами горит свеча, временами пишутся стихи, временами автор возвращается к жизни и находит приют в воспоминаниях и работе.

У стихотворения сложная судьба. Впервые оно увидело свет в России в 1988 году, когда был опубликован роман. До этого прочитать строки можно было только в самиздате. Роман в целом и стихи в частности были признаны властью образцом упадничества, самого Пастернака запрещали к публикации и исключали из Союза писателей. Советской власти Нобелевская премия не была указкой.

На сегодня «Зимняя ночь» — это образец русской лирики, занявший почётное место на пьедестале поэзии. Строки проникнуты глубиной, легко читаются и быстро запоминаются, став одним из любимых в народе стихотворений Пастернака.

К сожалению, точное время написания неизвестно, так как отдельным сборником поэзия Юрия Живаго вышла после публикации романа, а сам «Доктор Живаго» писался более 10 лет. Внизу указана дата 1948 год, но это лишь одна из версий.

Кто же победил?

Произведение напоминает «Бесов» Пушкина противостоянием борьбы духов бытия и природы, непрекращающейся дикой пляски и свечи, символизирующей одинокую человеческую душу. Однако здесь совсем иной итог.

Если демоны у Пушкина, изображенные в образе стихии, ломают сопротивление затерявшегося путника, перевернув его возок, то здесь светоч надежды, маленький огонек не могут победить окончательно внешние силы.

Последняя строфа является повторением первой: «мело весь месяц» и «свеча горела».

Темы, проблемы и настроение стиха

В произведении сплетены три извечные и насущные темы – любовь, творчество и природа. И в данном стихотворении переплетение обращено к читателям любовной темой.

Темы стихотворения отражают события, которые происходят в жизни – противостояние добра и зла, равновесие сил, любовь, которая побеждает все, возможность человека противостоять любым тяготам. Проблематика в произведении – проблемы власти, которая оказалась нескромной, хаос, чрезмерное внимание нового строя и тотальный контроль над людьми, угнетения и гонения тех, кто неугоден той власти.

Во всем творчестве поэта прослеживается единое правило, не требующее никаких доказательств – любовь является самым чистым из всего, что есть в мире.

Настроение произведения уютное и любовное, полное надежды.

Главная идея произведения

Продолжим наш анализ. Стихотворение Пастернака «Зимняя ночь» характеризуется тем, что совпадают последние две строки этих строф, но не первые. Заметим, что в первой строфе ощущения времени нет — с бесконечностью сливается действие. Это подчеркивается повтором слова «мело».

Следующей строкой начинается стихотворение «Зимняя ночь»: «Мело, мело по всей земле…». Анализируя его, отметим, что в последней строфе, в отличие от первой, поставлены четкие временные границы («в феврале»). Кроме того, уже не повторяется слово «мело».

Значит, не бесконечна зимняя буря, она имеет завершение.

  Анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье» Пушкина

«Свеча горела» в качестве заключительной строки утверждает победу надежды и жизни. Эта борьба, порой неоправданная, житейская, завершается победой чистого источника света, который храбро отстоял право на жизнь.

Главной идеей произведения является именно противостояние различным жизненным бурям как внутреннего, так и внешнего мира. Кольцевая композиция, а также эмоциональная окраска стихотворения служат ее раскрытию.

Если внимательно приглядеться к произведению, прислушаться к звучанию слов, можно понять, что оно очень красочное и яркое.

Композиция

Данное творение разбито на восемь строф, связанных кольцевой композицией. Дублируются начальная и заключительная катрены. Антитеза – главная особенность построения этого произведения. Противопоставляется изображение ночной ледяной вьюги и зажжённой свечки, выражающей пламенную любовь. Стихотворение условно делится на четыре части.

Первую составляют 3 начальных катрена. В этих строках приветствуется о бушующей, заметающей всё и везде морозной вьюге, рисующей на оконном стекле: метель «лепила на стекле кружки и стрелы».

Поэт видит в кружащихся снежинках «рой мошкары», стремящейся к огню, тем самым сравнивает тепло и стужу. В следующей части автор рассказывает о влюбленной паре, поэтому её можно назвать «горячей».

Говорится о них вскользь и будто сквозь завесу, вырисовываются только их эфемерные образы да тени на потолке, на которые и делается упор.

Третья часть обобщает всё то, о чём шла речь в двух предыдущих. Она состоит из двух строф, в которых собранные образы сливаются в один, но по-прежнему расплывчатый.

И финальная строфа, являющаяся четвёртой смысловой частью, словно кольцом возвращает нас к началу стихотворения, делая замкнутый круг.

Стихотворный размер «Зимней ночи», его особенности

Написано стихотворение Пастернака «Зимняя ночь» «старинным, допотопным» (слова Ходасевича) ямбом, отражающим более всего сильную эмоциональную окраску.

Что в этом такого, казалось бы? традиционный… Но обратите внимание на 2-ю и 4-ю строки каждой строфы. Можно заметить, что они укорочены — всего 2 стопы.

В 1-й и 3-ей строках, к тому же, используется мужская рифма, а во 2-й и 4-й -женская.

Конечно, это не случайно. Красками в палитре поэта, придающими яркость эмоциональному настрою произведения, являются используемые приемы. Укорочены строки, выделена антитеза льда и огня. Она становится заметной, обращает на себя внимание.

Анализ описания внешнего мира

Применяется антитеза также в описании внешнего мира, который бесцветен, жесток, суетлив. В снежной мгле «все терялось». В этом мире легко исчезнуть, пропасть. Он поглотит с легкостью все несвойственное, чуждое ему.

А при описании мира, в котором царит свеча, автор использует слова, обозначающие домашние, простые вещи, — это «два башмачка», «потолок», «слезы», «воск», «платье», «ночник» и др.

Здесь уютно и мило, но и сюда отзвуки другого мира все же доносятся, есть место сомнениям и борьбе.

Идея

Идея стихотворения «Зимние ночи» (Пастернак) созвучна с темой. Она воплощается в борьбе человека не только со смертью, но и с житейскими невзгодами, человеческими соблазнами.

Так, лирический герой противостоит как метели, бушующей за окном, так и соблазну, сжигающему его душу. В душе персонажа царит смятение, он не может понять, где добро, а где зло.

Выразить это в стихотворении помогает следующий смысловой ряд: ангел, соблазн, «крестообразно».

Однако противостоять внешним угрозам (метели) может лишь душевная сила (которую символизирует свеча) и любовь. Перед возвышенным чувством отступает мрак, дом становится уютным, согревающим.

Примечателен символ свечи. Она, как отмечалось выше, созвучна с самим героем. Она продолжает гореть (жить), несмотря на давление внешнего мира. Образ хрупкой, но продолжающей согревать свечи проходит через все стихотворение.

Внутренний мир лирического героя

Внешний мир этого стихотворения, таким образом, достаточно четко обрисован. Если проанализировать существительные, используемые в произведении, то они почти все относятся к его описанию. Напротив, довольно сложно представить внутренний мир лирического героя этого произведения. Практически ничего о нем не сказано, он дан лишь отдельными штрихами.

Читатель может только догадываться о владеющих лирическим героем чувствах. Представленный в этой статье Б. Л. Пастернака «Зимняя ночь» поможет вам в этом. Проникновение в духовный мир лирического героя нас заставляет размышлять и думать.

Как и любое другое лирическое произведение Бориса Пастернака, «Зимняя ночь» характеризуется мощным философским потенциалом.

Тема

Как уже было отмечено выше, главной темой стихотворения «Зимние ночи» (Пастернак) стала тема борьбы жизни и смерти. Само произведение очень метафорично, в каждой его строке и образе скрыт особый смысл.

Так, рассматривая весь текст в контексте борьбы, можно заключить, что ветер, метель и стужа — символы смерти, а едва теплящееся пламя свечи — жизни. И этот хрупкий свет покидает больного Юрия Живаго так же, как покинет он и самого Пастернака.

Однако вместе с мрачной темой жизни и смерти присутствует тема любви, связанная с словно продолжаются в природе. Так, человеческую страсть сопровождает метель, плетущая на окнах «кружки и стрелы». Однако влияет ли природа и «жар соблазна» благотворно на главного героя?

Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Зимняя ночь»

Борис Пастернак считается ярким представителем творческой элиты времен Серебряного века.

Тяга и любовь к родине у Пастернака безграничны, и это нашло свое четкое отражение в его творчестве. А то, что он отказался от Нобелевской премии, лишь доказывает, что он любил чисто и светло. Но тогдашнее правительство не тронули чувства поэта, и оно не оценило его поступок.

Разберем по плану его произведение «Зимняя ночь».

История создания стихотворения

Этот стих появляется впервые в книге Б. Пастернака «Доктор Живаго». И в романе он стоит вначале сборника стихотворений Юрия, основного героя.

Достоверно невозможно указать точное время возникновения данного произведения, а сам роман писался в течение десяти лет.

Критики разделились на два лагеря – первые считают, что рассматриваемый нами стих был написан к концу всего романа, а другие – что он был сочинен в начале, а в качестве довода указывают на последнюю любовь Пастернака – Ольгу Ивинскую.

Роман на просторах Родины изначально принимался в прессе в штыки, поскольку цензура считала текст антисоветским. Однако в западных странах он снискал популярность, и поэта даже удостоили Нобелевской премии, от которой он отказался, но это, однако, его не избавило от притеснения и преследования правительством СССР. И поэтому роман увидел свет в нашей стране только в конце 80-х годов 20 века.

Читайте также:  Краткая биография И.С. Тургенева: самое главное о писателе

Жанр

Стих можно отнести к разряду философской лирики, потому что Пастернак пишет о любви и жизненных ценностях, при этом он свои раздумья перемежает с природными образами. Природа в его творчестве так же важна, поскольку именно из нее он черпал вдохновение.

Существует мнение, что стих «Зимняя ночь» написан в стиле импрессионизма. Сам по себе импрессионизм – это как смутная и расплывчатая картина, которая отражает впечатление от чего-нибудь.

Отличительной чертой импрессионизма является его своеобразное и долгое как бы послевкусие, словно думы автора, которые он не описал в стихе, но о которых размышляет читатель, и в этом случае картина становится еще более неясной.

Размер стихотворения состоит из двух чередующихся ямбов – двух- и четырехстопного. Такое чередование придает стиху музыкальность. Рифмовка – перекрестная, в строках – чередующиеся мужская и женская рифмы,

Композиция

Состоит произведение из 8 строф, композиция – кольцевая, с повторением начальных и финальных строк, катрен. Построено стихотворение на антитезе, автор рисует ночную зимнюю картину, в которой холод зимней ночи переплетается с горячей страстью, олицетворяемой зажженной свечой.

Текст разделен на смысловые части, всего их 4.В первую часть входят первые 3 катрена, в которых автор говорит о метущей по всем пределам земли метели. Эта метель еще наносила на стекла кружки и стрелы. С самого начала поэт противопоставляет холоду тепло, он сопоставляет снежинки и летнюю мошку, летящую на огонь.

Вторая часть уже горячая, в ней поэт приводит описание влюбленной пары. Описанию уделено два четверостишия, однако, оно расплывчато и неясно. Больше внимания уделено теням влюбленных.

В третьей части – соединение, в двух строфах автор объединил написанное, благодаря чему добился нечеткого и неясного образа ситуации.

Четвертая часть повторяет первое четверостишие, она заканчивает произведение, замыкая его композицию.

Образы и символы

В произведении «Доктор Живаго» главным героем выступает Юрий Живаго, и он же – лирический герой в стихах. Он заинтересован внутренним миром человека и чувствует жизнь, не особо интересуясь историческими событиями. Считается, что основой образа героя романа стал сам поэт.

Место центрального образа в произведении занимает свеча, которая символизирует собой не что иное, как защиту и жизнь, тепло и свет.

И в стихотворении имеется рефрен о свече, который повторяется четырежды – с этого символа начинается произведение, им же оканчивается, на нем же писатель заостряет внимание читателя – он заменяет ее образ то образами холода и метелицы, то образом страсти, которая показана тенями от рук и ног, падающей обувью и капающим свечным воском.

Образ зимы в произведении – это образ враждебной вражеской силы. Может быть, Пастернак определил образ метели как образ правительства СССР, которое, по его мнению, сметало все к одному – «к оконной раме», «лепило кружки и стрелы». Может быть, оконная рама – тоже отдельный образ, символизирующий царивший в то время «железный занавес», который не позволял простым людям выезжать за границу.

Кроме того, явно неспроста есть в стихотворении строка о том, что в феврале мело весь месяц – вероятно, поэт имел в виду тот февраль, во время которого произошло свержение царской власти и водворение новой, советской, которая как бы нарушила мирную жизнь. Февраль является самым холодным месяцем зимы, и эта трактовка тоже имеет место быть, поскольку она не лишена обоснованности, и не противоречива по отношению к образу в стихотворении.

Антонимом образа зимы является образ страсти, выраженный любовной сценой, которую герой романа узрел сквозь окно – тени, отбрасываемые на потолок благодаря зажженному ночнику, он видит руки и ноги пары любовников.

Поэт показывает, что процесс естественен и возвышен, применяя слово, производное от слова «крест» — скрещение.

А предпоследняя строфа это только подтверждает, ведь в ней говорится, что жар соблазна был как ангел, и вздымал крестообразно два крыла.

Дополним образ свечи тем, что она символизирует собой и любовь. Ведь это чувство согревает и освещает своим пусть и тихим, но теплым огнем.

Темы, проблемы и настроение стиха

В произведении сплетены три извечные и насущные темы – любовь, творчество и природа. И в данном стихотворении переплетение обращено к читателям любовной темой.

Темы стихотворения отражают события, которые происходят в жизни – противостояние добра и зла, равновесие сил, любовь, которая побеждает все, возможность человека противостоять любым тяготам.Проблематика в произведении – проблемы власти, которая оказалась нескромной, хаос, чрезмерное внимание нового строя и тотальный контроль над людьми, угнетения и гонения тех, кто неугоден той власти.

Во всем творчестве поэта прослеживается единое правило, не требующее никаких доказательств – любовь является самым чистым из всего, что есть в мире.

Настроение произведения уютное и любовное, полное надежды.

Основная тема

Смысл произведения отражает константа о свече, она символизирует поддержку человека.Огонек, который, как бы смотрит в бурю и метель, будучи маленьким и смелым является примером отваги и стойкости. Он же символизирует и любовь, согревающую нас изнутри, и оказывающую нам поддержку. Таков смысл произведения.

Средства выразительности

При создании этого стихотворения автор использовал широкий набор выразительных средств. Отметим последовательно тропы, употребленные в тексте.

  • Произведение строится на антитезе, в которой противопоставлены два образа – образы тепла и холода.
  • Это рефрен «Свеча, горела на столе, Свеча горела».
  • При анализе текста мы находим инверсии – «падали два башмачка», «ложились тени», «слетались хлопья».
  • Аллитерации в 1-ых строфах – много звука «Л», который как бы делает происходящее более плавным и словно погружает в полет.
  • Эпитеты – «снежная мгла… белая», «озаренный потолок».
  • Сравнения – снежинки с мошкарой, жар и ангел:

Как летом роем мошкараЛетит на пламя,Слетались хлопья со двора

К оконной раме».

Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Зимняя ночь. Анализ «Зимняя ночь» Пастернак

Произведение Бориса Пастернака восхищает тем, как автор умело передал в своём стихотворении те чувства, которые были у него в душе и сердце.

Если читать текст как просто стих, понять ничего нельзя абсолютно. Но если коснуться каждой строчки, каждого четверостишия, можно понять, что автор провел тонкую грань между смертью и жизнью.

Как физической, так и между жизнью и смертью его творческой карьеры.

Не сложно догадаться, что холод, метель, снег и темноту автор ассоциирует со смертью. А огонёк от свечки, воск, капающий слезами на платье – состояние, которое борется со смертью и старается не исчезнуть. То есть, жизнь.

Если коснуться биографии Пастернака, можно заметить, что в год, когда он пишет это произведение, он переживает как творческий кризис, так и проблемы со здоровьем.

Поэтому, стихотворение Зимняя ночь имеет такой яркий контраст, заставляя читателя сначала почувствовать тот холод происходящего, ту темноту – состояние, которое переживает поэт. В то же время, оно мгновенно переключает наше внимание на то, что не всё потеряно. Автор не теряет надежду, этот маленький теплый свет от свечи, не теряет веру в лучшее.

Стихотворение грустное, но в то же время изящное. Заставляет задуматься о смысле жизни. Оно хочет до нас донести смысл о том, как бы трудно не было, не нужно сдаваться, нужно верить и гореть как эта маленькая свеча. Гореть из всех сил. До последнего. Чтобы в жизни не происходило, какая бы метель за окном не была.

Анализ стихотворения Зимняя ночь по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Цветы Есенина
    Свое произведение Цветы, которое относится к жанру поэмы, Есенин в письмах современникам называл если не лучшим, то одним из лучших. Он считал его творением философским, таким для чтения которого требуется определенное отношение
  • Анализ стихотворения Светил нам день, будя огонь в крови Фета
    Стихотворение Светил нам день, будя огонь в крови.. относится к позднему периоду творчества Фета, исследователи считают его частью Лазичевского цикла
  • Анализ стихотворения На холмах Грузии Пушкина 9 класс сочинение
    1829 год, Александр Сергеевич Пушкин отправляется во второй раз на Кавказ, где пишет это замечательное стихотворение. Специалисты до наших дней ведут дискуссии:
  • Анализ стихотворения Жуковского Невыразимое 9 класс сочинение
    Данная элегия является одной из самых известных работ поэта. В данном произведении поэт освещает проблему, которая постигает многих писателей. Иногда поэт сталкивается с тем, что не может правильно выразить свои мысли

Борис Пастернак по праву считается одним из ярчайших российских поэтов и литераторов 20 века. Именно ему принадлежит идея соединить в одном произведении прозу и стихи, что вызвало шквал критики со стороны современников, но было по достоинству оценено потомками.

Речь, в частности, идет о знаменитом романе «Доктор Живаго», последняя часть которого посвящена стихам главного героя. То, что Юрий Живало – тонкий лирик и любитель рифмованных фраз, читатель узнает еще в первых главах романа. Однако Борис Пастернак старается не отвлекать читателей лирическими отступлениями, поэтому принимает решение объединить все стихи Юрия Живаго в отдельный сборник.

Ирина Сказина – Мело, мело по всей земле

Над романом «Доктор Живаго» Борис Пастернак работал 10 лет, с 1945 по 1955 год. Поэтому точно установить, когда именно было написано стихотворение «Зимняя ночь», сегодня уже невозможно.

Хотя некоторые исследователи творчества Пастернака утверждают, что бессмертные строчки родились в период войны, который их автор провел в эвакуации, прожив больше года в городе Чистополь.

Однако, учитывая манеру письма и зрелость мыслей, критики склоняются к тому, что стихотворение все же было создано незадолго до окончания работы над романом, когда Борис Пастернак, подобно главному герою, уже предчувствовал свою смерть.

Именно тема смерти и жизни является ключевым моментом стихотворения «Зимняя ночь», Его не стоит понимать буквально, а следует читать между строк, так как каждое четверостишье – это яркая метафора, настолько контрастная и запоминающаяся, что придает стихотворению удивительное изящество.

Читайте также:  Короткие стихи про папу: красивые детские маленькие стихотворения для детей про отца

Рассматривая «Зимнюю ночь» в контексте борьбы за выживание, можно без труда догадаться, что метель, февральская стужа и ветер символизируют смерть.

А пламя свечи, неровное и едва теплящееся, является синонимом жизни, которая покидает не только смертельно больного доктора Живаго, но и самого Бориса Пастернака.

В пользу версии о том, что стихотворение было написано в 1954-55 года, свидетельствует и тот факт, что в 1952 году Борис Пастернак пережил свой первый инфаркт, на собственном опыте прочувствовав, что значит находиться между жизнью и смертью.

Однако не исключено, что, обладая даром предвидения, Пастернак в «Зимней ночи» предрекал самому себе не только физическую, но и творческую гибель.

И оказался прав, так как после публикации романа «Доктора Живаго» за рубежом и присуждении произведению «Нобелевской премии» известный литератор подвергся гонениям. Его перестали публиковать и исключили из Союза писателей СССР.

Поэтому единственным источником средству к существованию для пастернака в этот период являлись литературные переводы, которые по-прежнему оставались востребованными и достаточно высокооплачиваемыми.

Сам автор несколько раз писал письма на имя Генсека КПСС Никиты Хрущева, пытаясь убедить главу государства в своей политической благонадежности, но это не помогло. Причем, противники Пастернака апеллировали не к самому роману в целом, а к его поэтической части, и, в частности, к «Зимней ночи», называя стихотворение образцом упадничества, декаданса и пошлости.

Только спустя несколько десятилетий, когда в 1988 году роман «Доктор Живаго» был впервые опубликован в СССР, стихотворение «Зимняя ночь» было признано одними из самых удачных и проникновенных произведений любовной лирики, принадлежащих перу Бориса Пастернака.

Стихотворная работа Бориса Пастернака «Ночь» была создана в 1957 году. В ее тексте читатель сталкивается с образами людей разных профессий.

Данную работу можно назвать особенной, ведь действия в рифмованных строках разворачиваются не где-то в Москве или любых других городах России, а в небе, на высоте птичьего полета. Герой витает в облаках, он летчик, он наблюдает за течением жизни с необычайной высоты.

Литературные критики предполагают, что на такую воздушную идею Бориса Пастернака натолкнули творческие работы Антуана де Сент-Экзюпери. К тому же, над домом, где жил поэт очень часто пролетали самолеты.

В своей литературной работе Пастернак описывает образы совершенно разных людей. Однако есть у них одна общая особенность – они активничают в ночное время суток. Кто-то делает это по своей воле, а кто-то вынужденно.

Интересным считается образ мирового пространства, который лишен всякого сна. Тут читатель знакомится с понятием ночного дозора, который призван наблюдать за землей и охранять ее покой.

Последние строки стихотворения высказывают важную позицию автора. Художник, творческий человек, всегда должен быть наготове. В его руках важная функция свидетельствования. Чтобы создать шедевр, необходимо всегда быть начеку.

Борис Леонидович любил свою «Ночь». Он неоднократно прочитывал ее строки вслух, записывал аудиозапись прочтения, которая сохранилась и до сих пор.

Елена
БАХТИНА,
11-й класс, Кировский экономико-правовой лицей

(Учитель русского языка и литературы –
В.А. Комягина)


Зимняя ночь…Вы
произнесли эти слова, и что предстало перед
мысленным взором? Может быть, тишина и
спокойствие, лёгкий, уютный снег, полная луна и
россыпь звёзд по иссиня-чёрному небу? А может
быть, метель за окном, вихрь снежных хлопьев,
сумасшедшая пляска духов природы и единственная
тихая пристань – дом, свеча на столе?..

В 1946 году Борис Пастернак
пишет стихотворение «Зимняя ночь». Совсем
недавно закончилась война.

Казалось бы, вот оно,
наступившее спокойствие! Но бури мировых
потрясений не утихли и, наверное, не утихнут
никогда.

Где же спасение? Что поможет человеку в
водовороте страстей не затеряться, сохранить
свой хрупкий внутренний мир? И поэт даёт ответ:
дом, очаг – обитель надежды и спокойствия. Но
этот ответ не однозначен.

Давайте вернёмся к
стихотворению и посмотрим, что хотел сказать
автор читателю, какие мысли он выразил в стройной
череде строк.

Это произведение –
стихотворение-сомнение, уход, бегство. Не
случайно оно полностью построено на приёме
антитезы, то есть на противопоставлении.
Рефреном из строфы в строфу следует двустишие:

Свеча горела на столе, Свеча горела.

Свеча – символ надежды,
тихого счастья, уединения и чистоты. Этот огонёк,
являющийся для лирического героя центром
Вселенной, центром его мира, легко потушить.
Достаточно лёгкого дуновения – и вот уже

  • Жар соблазна
  • Крестообразно.

Жар, огонь – символ эмоций,
страстей. Но это “жар соблазна”. Огонь свечи –
светоч жизни тихой, уединённой. Автор изобразил
одну стихию в двух диаметрально противоположных
ипостасях. Но основой произведения всё-таки
является антитеза огня и льда.

Обратим внимание на первую
строфу:

  1. Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе,
  2. Свеча горела.

Первые две строки погружают в
зиму, рой снежных хлопьев, метель. Причём
холодная стихия – царица всего мира, “всей
земли”, всё ей подчинено. И лишь одинокая свеча
храбро противостоит этой снежной королеве. Та
возмущена, разъярена, и вот:

  • Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме. Метель лепила на стекле
  • Кружки и стрелы.

Противостоянием дикой пляски,
борьбы духов природы и бытия и одинокой
человеческой души – свечи – «Зимняя ночь»
напоминает пушкинских «Бесов». Но итог здесь
совсем иной.

Если у Пушкина демоны в образе
стихии переворачивают возок затерявшегося
путника, ломают его сопротивление, то здесь
внешние силы не могут окончательно победить
маленький огонёк, этот светоч надежды.

Последняя
строфа повторяет первую:

  1. Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе,
  2. Свеча горела.

Последние две строки
совпадают, но не первые. Обратим на них внимание.
В первой строфе нет ощущения времени, действие
сливается с бесконечностью. Это подчёркивается
повтором: “мело, мело…” В последней строфе уже
поставлены чёткие временныRе рамки: “в феврале”,
к тому же слово “мело” не повторяется.

Значит,
зимняя буря не бесконечна, она имеет своё
завершение. Заключительная строка – “свеча
горела” – утверждает победу жизни и надежды. Эта
борьба, порой житейская, порой неоправданная,
заканчивается в пользу чистого источника света,
храбро отстоявшего своё право на жизнь.

Именно
противостояние жизненным бурям как внешнего
мира, так и внутреннего является главной идеей
произведения. Её раскрытию служит и кольцевая
композиция «Зимней ночи», и эмоциональная
окраска произведения. Если мы внимательно
приглядимся к нему, прислушаемся к звучанию слов,
то поймём, что она очень ярка и красочна.

Стихотворение написано ямбом “старинным,
допотопным”, по словам В.Ходасевича, более всего
отражающим сильную эмоциональную окраску стиха.
Казалось бы, что в этом такого? Ямб традиционный,
четырёхстопный… Но посмотрим на вторую и
четвёртую строки каждой строфы. Они укорочены.
Здесь всего две стопы.

К тому же в первой и
третьей строках применяется мужская рифма, а во
второй и четвёртой – женская. Разумеется, это не
случайно. Используемые приёмы являются красками
в палитре поэта для придания яркости
эмоциональному настрою стихотворения.

Строки
укорочены – и вот антитеза огня и льда выделена,
обращает на себя внимание. Но жестокости и
грубости здесь нет. Этому способствует приём
аллитерации:

Ме
ло, ме
ло по все
й зе
мле
Во все
пре
де
лы…

Или в другой строфе:

Ме
те
ль ле
пила на сте
кле
Кружки и стре
лы.

Или согласные звуки:

Метел
ь л
епил
а на стекл
е Кружки и стрел
ы.

В данном случае указанный
приём придаёт метели звонкость, лёгкость, мы
слышим своеобразный хрустальный звон льдинок, но
чувствуем безжизненность. И это снова играет на
антитезу.

Она применяется и в описании
внешнего поэтического мира. Он суетлив, жесток,
бесцветен:

И всё терялось в снежной мгле, Седой и белой.

В нём легко пропасть,
исчезнуть. Он с лёгкостью поглотит всё чуждое,
несвойственное. А вот та часть мира, где царит
свеча; для её описания автор употребляет слова,
обозначающие простые, домашние вещи, – это
“потолок”, “два башмачка”, “воск”, “слёзы”,
“ночник”, “платье” и так далее. Здесь мило и
уютно, но и сюда доносятся отзвуки другого мира, и
здесь есть место борьбе и сомнениям:

  • На озарённый потолок Ложились тени, Скрещенья рук, скрещенья ног,
  • Судьбы скрещенья.
  1. И падали два башмачка Со стуком на пол. И воск слезами с ночника
  2. На платье капал.

Таким образом, внешний мир
стихотворения обрисован достаточно чётко. Если
проанализировать используемые в произведении
существительные, то практически все они
относятся именно к его описанию. Внутренний же
мир лирического героя стихотворения представить
довольно трудно.

О нём почти ничего не сказано, он
дан отдельными штрихами. Мы можем лишь
догадываться о чувствах, владеющих душой
лирического героя. Проникновение в его
внутренний, духовный мир заставляет нас думать,
размышлять, потому что, как и всякое лирическое
произведение Б.

Пастернака, «Зимняя ночь» несёт
мощный философский потенциал.

Душой лирического героя
завладели сомнения, “жар соблазна”. Этот жар
коварен, здесь употребляется любопытное
сравнение:

  • И жар соблазна Вздымал, как ангел, два крыла
  • Крестообразно.

Мы видим явное
несоответствие: соблазн, являющийся
исключительной прерогативой сатаны,
сравнивается с ангелом, символом чистоты и
непорочности. Выделенное слово “крестообразно”
– символ христианства – опять, словно в
насмешку, приписывается пороку.

И это является
ярким показателем мятущейся души лирического
героя: где зло? где добро? что лучше, а что хуже?
Как найти ответы на эти вопросы? Как не
растеряться? Единственной соломинкой,
единственным ориентиром в пространстве является
символическая “свеча” – оплот веры и надежды.

Будет она светить или погаснет под натиском
жизненных неурядиц – зависит от самого героя.

Ссылка на основную публикацию