Истинное и ложное в романе «Война и мир»

Истинное и ложное в романе «Война и мир»Обычно начиная изучение романа, учителя спрашивают о названии романа «Война и мир», а ученики старательно отвечают, что это антитеза (хотя название можно рассматривать в нескольких аспектах – говорю для объективности), но не понимают, при чем здесь сам роман.

А дело в следующем.

Очень многое в романе стягивается к этим противоположным полюсам: Кутузов и Наполеон, война и мир (мирные сцены), истинное и ложное.

Более того, создавая картину жизни общества начала XIX века, Толстой с помощью понятий истинного и ложного рассуждает о некоторых важных вещах, например, целях, красоте, героизме, патриотизме, а путь духовных исканий человека – это путь осознания ложного и истинного в жизни.

Истинный и ложный патриотизм

Патриотизм – это чувство особенное. Спросите меня, люблю ли я родину, я прежде задумаюсь, но отвечу «да» хотя бы потому, что мне неприятно, когда России вредят или делают больно, когда о ней плохо говорит иностранец (это моя привилегия, ведь я живу здесь и знаю мою страну). Очень легко скатиться к квасному патриотизму, а там и до национализма и шовинизма недалеко.

В романе герои тоже делятся на ложных, квасных патриотов, и настоящих.

К первым относятся представители дворянства и высшего света, которые в патриотическом порыве перестали есть французский бульон, говорить по-французски и обрядились в сарафаны и кафтаны.

Куда еще патриотичнее! Князь Ростопчин, генерал-губернатор Москвы в самый ответственный момент выпускал смешные, написанные выспренним языком, никому не нужные афишки-воззвания, и это было, с его точки зрения, патриотично.

Истинный патриотизм проявился в сжигании своего добра перед приходом французов крестьянами и купцами Смоленска, широким партизанским движением, возникшим стихийно, резко и массово, в «скрытой теплоте патриотизма», которую чувствуют все любимые герои Толстого.

Толстой пишет в сценах оставления Москвы, что во всей Европе местная знать никуда не уезжала, когда в их страну входила французская армия, более того, приспосабливались и позже находили французов вполне приятными людьми.

Но с гордостью Толстой пишет о том, что русские уезжали, потому что под французом нельзя было быть, и все. Автор подчеркивает императивность, категоричность «И все». Нет никакой логики. Просто нельзя быть под французом.

И в этом безусловном чувстве – высшее проявление патриотизма, почти бессознательное.

Истинный и ложный героизм

Истинное и ложное в романе «Война и мир»

Об этом понятии задумывается князь Андрей, который хочет совершить подвиг и заслужить этим славу.

При Шенграбене он наблюдает сражение, где видит боевую работу, иначе не скажешь, батареи капитана Тушина, скромного и незаметного в другой жизни человека, героические действия отряда капитана Тимохина, умело обратившего в бегство отряды французов, Долохова, разжалованного в солдаты и взявшего в плен французского офицера. Тушин даже не замечает, когда ему отдают приказ отступать: он все делает и делает свою работу.

Потом Тушина почти накажут за потерю орудий, и никто не заметит скромного человека, совершившего подвиг, если бы князь Андрей не вступился за капитана.

Напротив, Долохов на построении после сражения обращает внимание начальства на то, что он взял француза в плен, и что его зовут Долохов, и что он разжалован из офицеров. Подразумевается: «Обратите внимание, я герой! Мне надо награду». На этих примерах князь Андрей впервые задумался об истинности своей цели.

Кто из них герой? Долохов, движимый корыстными целями, или Тушин? Но ведь поступок был героическим и у того, и у другого? Князь Андрей хоть и задумался, но выводов все же не сделал. При Аустерлице он поднимает со знаменем в руках в атаку солдат, которые обречены на гибель, в то время как Кутузову нужно сохранить жизни в этой «битве трех императоров».

Как итог, ложная цель, ложный героизм приводят Андрея к глубокому душевному кризису.

Истинная и ложная красота

Истинное и ложное в романе «Война и мир»Лев Николаевич Толстой – реалист, эпический писатель, а главное требование эпической литературы – писать как в жизни. Вот он и пишет про Наташу Ростову: «Некрасивая, худая…», упоминает про некрасиво растянувшийся рот, когда она плачет, про угловатость, красные пятна на лице… Про княжну Марью всегда пишет прямо: «Некрасивая княжна Марья…».

Про Элен: ослепительная красавица, прекрасно сложенная, полные белые плечи, мраморная белизна кожи… И так далее.

Но! Наташа прекрасна, когда поет, сочувствует, в порыве отдает подводы раненым, потому что она естественна, в отличие от насквозь фальшивой и порочной Элен. «Некрасивая княжна Марья всегда хорошела, когда плакала, а плакала она всегда не от обиды, а от грусти или жалости».

Истинная красота в естественности, милосердии, искусстве, но никак не в скульптурных, но лишенных всякого содержания формах. И горе тому, кто не понимает, какова истинная красота.

Основная мысль Толстого даже не в показе этих примеров, а в движении к истине. Счастье обретает тот, кто может это движение совершить.

анализ романа «Война и мир» Л.Н.Толстого

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ

Роман «Война и мир». Истинный и ложный патриотизм в изображении Л. Н. Толстого

  • Сегодня на уроке мы:
  • –         
    Поговорим о сути патриотизма.
  • –         
    Узнаем, что такое истинный и
    ложный патриотизм с точки зрения Льва Николаевича Толстого.
  • –         
    Увидим, кого из героев романа
    можно назвать истинным патриотом, а кого патриотом ложным.
  • Одной из главных тем
    романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир» является патриотизм.

Истинное и ложное в романе «Война и мир»

И это вполне понятно.
Невозможно написать роман об одной из величайших войн в русской истории, не
затронув этой темы.

Патриотизм – это любовь к
своему отечеству, преданность своему народу, готовность к любым жертвам и
подвигам во имя интересов своей родины. Понятие простое и понятное нам с
детства. Но почему Лев Николаевич Толстой разделяет его на истинный и ложный?
Разве может быть любовь к отечеству и готовность к подвигам и жертвам ложной?
Лев Николаевич Толстой утверждает, что может.

Начнём с простого. Кто
такие истинные патриоты?

Согласно пониманию Льва
Толстого, это люди, которые ощущают духовное единение с народом и видят
войну величайшим бедствием в мире. Они готовы пожертвовать своим имуществом и
жизнью ради общей победы.

Истинных патриотов в эпопее
«Война и мир» много.

Прежде всего это семья
Ростовых
. В то время, когда дворяне спешно покидают Москву, стараясь спасти
своё имущество, Ростовы отдают подводы, чтобы вывезти из города раненых солдат.
Они готовы жертвовать не только имуществом, но и жизнью. Юный Петя Ростов
рвётся на войну. И родители вынуждены отступить перед его упорством. И Петя
погибает в этой войне.

Истинный патриотизм проявляют
и Болконские. Княжна Марья не желает оставаться под властью французов.
Старый князь, посвятивший всю жизнь служению Отечеству, и перед смертью говорит
о Родине.

Андрей Болконский на войне
познаёт истинную суть патриотизма. То самое «тёплое чувство», которое объединяет
всех солдат на поле боя и даёт силы победить. Болконский рассказывает Пьеру
Безухову, что победа зависит не от количества солдат и их расположения на поле
боя, а от того, с каким настроением они идут в бой.

Истинный патриотизм Пьера
Безухова
проявляется в стремлении любой ценой помочь родине. Как
гражданское лицо, он не может воевать подобно своему другу Андрею Болконскому.
Но Пьер на свои деньги снаряжает тысячу человек в ополчение.

Надо заметить, что у Льва
Толстого истинный патриотизм – чувство стихийное, неподвластное разуму. Оно
управляет «движением человеческого роя» и способно объединять людей.

Стихийное чувство патриотизма
способно захватить самое чёрствое сердце. Это мы видим на примере купца
Ферапонтова. Одержимый жаждой наживы скупой Ферапонтов не хотел покидать
Смоленск и оставлять нажитое добро.

Он даже побил свою жену, которая умоляла
его уехать. Ферапонтов готов спорить из-за каждой копейки. «Мужики по три
рубля с подводы просят ‒ креста на них нет!», ‒
возмущается
купец.

Он завидует своему конкуренту Селиванову, сумевшему выгодно продать муку
для армии.

Но начинается бомбардировка
Смоленска и звучат слова о сдаче города.  Ферапонтов видит в своей лавке
солдат, он сам вытаскивает товары на улицу, чтобы отдать им.

Купец, который
трясся над каждым рублём, отдал все свои товары солдатам и поджёг своё
имущество, чтобы оно не досталось французам.

Мысли об имуществе исчезают, купца
захватывает ненависть к врагу и жажда борьбы. Личное отступает перед общим.

«Должны совпасть интересы
отдельно взятых людей, составляющих народную массу, как совпадает движение роя
пчёл, когда из движения отдельных величин рождается общее движение», ‒
пишет Толстой о природе патриотизма.

А кто же такие ложные
патриоты
?

Это люди, которые не желают
ни войны, ни мира. Для них важны только собственные удовольствия, возможность
удовлетворить свои амбиции и повысить свой статус.
На войну они смотрят как на средство достижения
личных выгод и способны извлечь пользу для себя как из военных побед, так и из
поражений.

Воплощение ложного патриотизма
мы видим в высшем свете. С началом войны светская жизнь не меняется, всё те же
балы, рауты и сплетни.

В кружке Анны Шерер «выражалась патриотическая
мысль о том, что не надо ездить во французский театр».

В то время, когда
войска Наполеона уже захватили Смоленск и шли на Москву «все дело войны
представлялось в салоне Элен пустыми демонстрациями, которые весьма скоро
кончатся миром».

Читайте также:  Анализ стихотворения Афанасия Фета «Задрожали листы, облетая…»

Московский генерал-губернатор граф
Растопчин
озабочен тем, как бы ему удержать свою власть. Он призывал
жителей Москвы не уезжать из города, а его приказы были абсурдными и зачастую
взаимоисключающими.

Опасаясь народных волнений,
Растопчин, который знал о том, что Москва будет сдана, не сделал главного. Он
не вывез из города московские святыни, оружие, патроны, порох и запасы хлеба.
Тысячи жителей были им обмануты. Толстой обвиняет генерал-губернатора в том,
что «не имел ни малейшего понятия о том народе, которым он думал управлять».

Чтобы отвести от себя народный
гнев, Растопчин сознательно отправил на смерть невиновного человека, сына купца
Верещагина. И пользуясь моментом, сбежал из разорённого города.

Ложным патриотизмом заражён не
только высший свет. Ему подвержены и русские офицеры. Ещё во время европейской
кампании Андрей Болконский замечает, что многие офицеры стараются
выслуживаться, а не служить. Их цель не победа над врагом, а очередной орден
или звание.

Например, Долохов совершает
героический подвиг. Он берёт в плен офицера и останавливает роту. В этом бою Долохов
получает ранение. Но что им движет? Разжалованный Долохов хочет вернуть
офицерский чин и получить награду. Он несколько раз просит командира запомнить
это. Подвиг он совершает не ради общего дела, не ради победы русского оружия, а
ради своей выгоды.

Ещё более показательным
является пример Берга. Получив ранение, Берг назойливо демонстрировал
всем раненую руку до тех пор, пока его не представили к награде.

А после Берг
постоянно рассказывал о полученных под Аустерлицем наградах, чтобы вызвать
восхищение окружающих. Но, пожалуй, отвратительнее всего было его поведение во
время бегства из Москвы.

Пользуясь ситуацией, Берг скупал мебель за бесценок.

Ложный патриотизм Берга во
всей красе проявляется в сцене разговора с Ростовыми. Берг приезжает к Ростовым
в то время, когда все жители спешно покидают Москву. В городе беспорядки, люди
в панике и растерянности.

И тут такая деталь: чистенький холёный Берг приезжает
в Москву «в своих аккуратных дрожечках на паре сытых саврасеньких».

Приезжает он без цели только потому, что все остальные в армии отпрашивались
туда по семейным делам.

Рассказывая о настроениях в
русской армии, Берг говорит громко и пафосно. Его фразы искусственны и
фальшивы. Например, он говорит о солдатах: «мы насилу могли удерживать эти,
эти…

да, мужественные и древние подвиги». Толстой акцентирует внимание
читателей и на том, что даже жесты Берга были им подсмотрены у кого-то из
генералов.

Но жесты его неискренни, а поэтому неуместны, неловки и выдают его
фальшь.

Гораздо естественнее звучат
его восторги «шифоньерочкой с аглицким секретом», которую он договорился
купить в одном из разорённых домов.

Берг пытается произвести
впечатление на Ростовых, но попытки его тщетны. Старый князь не выдерживает и
прогоняет его.

Лев Николаевич Толстой
подчёркивает, что офицерский состав русской армии, особенно штаб, заражён
ложным патриотизмом. Тогда как истинными патриотами становятся простые солдаты,
партизаны и ополченцы. И те офицеры, которые идут вместе с солдатами под пули,
а не сидят на тёплых и безопасных должностях в штабе, перебирая бумаги.

А как вы думаете, в период
заграничных походов князь Андрей Болконский был ложным патриотом или истинным?
Ведь на войну он шёл, чтобы удовлетворить своё честолюбие. Найти свой Тулон.
Напомним, что блестящая операция по взятию Тулона принесла молодому и никому
неизвестному Бонапарту славу.

Истинное и ложное в романе «Война и мир»

Победа в Тулоне стала началом
его блестящей карьеры и началом пути к императорскому трону. А само слово Тулон
стало метафорическим. Болконский поехал на войну искать свой Тулон.

Так можно ли назвать его
ложным патриотом в этот период? Нет. Андрей Болконский не гоняется за наградами
и чинами, а служит общему делу с полной самоотдачей. В отличие от Берга,
который даже в Отечественную войну стремился усидеть на безопасной должности в
штабе, Болконский и в заграничную кампанию рвётся на передовую в корпус князя
Багратиона.

Неуместная шутка Жеркова
приводит Болконского в ярость. Как можно шутить, когда 40 тысяч человек
погибло, а союзная армия разгромлена? «Мы – или офицеры, которые служим
своему царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся об общей неудаче,
или мы лакеи, которым дела нет до господского дела»
, ‒ говорит князь
Андрей.

Но истинную суть стихийного
народного патриотизма Болконский постигает только в Отечественную войну 1812
года. Тогда сближается с простыми солдатами, которые зовут его «нашим князем».
И именно он выражает точку зрения Льва Николаевича Толстого на сущность
патриотизма и секрет победы.

В романе «Война и мир»
противопоставляются две войны. Это заграничные походы 1805 – 1807 годов,
центральным эпизодом которых является разгром русских войск под Аустерлицем. И
Отечественная война 1812 года, в которой сокрушительное поражение потерпел
Наполеон.

Заграничную кампанию русской
армии писатель называл «эпохой наших неудач и срама». Почему же Толстой
включает её в роман? Дело в том, что писателя интересовала не механика войны, а
её суть. Почему русская армия потерпела поражение в Европе и победила в России?
С каким настроением солдаты сражались на чужой земле и на своей? Что такое
истинный патриотизм?

Похожее понимание истинного
патриотизма можно встретить у Алексея Николаевича Толстого.

«Патриотизм – это не значит
только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше… Это – сознание своей
неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых
и её несчастных дней».

Истинное и ложное в романе «Война и мир»

Истинное и ложное в романе Война и мир – доклад сообщение

1 Роман «Война и мир»: тема поиска истины.

Лев Николаевич многое повидал за годы своей жизни. Автор не понаслышке знает, что такое высшие круги общества. С аристократами очень приятно общаться. Это любезные, доброжелательные и приятные люди. Они душевно встречают гостей на балах и праздниках. Однако, чем больше человек общается в этих кругах, тем больше он видит фальшь и ложь.

Осознание истинного положения аристократов приходит к главному герою Андрею. Болконский сразу понимает, что ему не место в этом обществе. Герою тошно смотреть на поведение интеллигенции. Они красиво говорят, а за спиной поступают подло. Андрей понимает, что не может притворяться.

В этом отношении автор отражает свои воззрения и мысли. Ведь он тоже однажды разочаровался в высшем свете и начал искать истину у простых людей, таких как ремесленники и крестьяне. Подобное поведение отмечается у Пьера Безухова.

Он многое пережил. Безухов общался с плохой компанией, пьянствовал, позже вступил в ряды масонов. К сожалению, нигде не мог найти успокоение, но всегда хотел сделать мир лучше.

Пошел на войну, позже попал в плен, где находился в окружении простых людей.

Андрей всю жизнь искал правду. Он всего хотел добиться сам. В семье счастья не имел, отправился на войну, где получил ранение. Ранее кумиром Болконского был Бонапарт. После выстрела герой понял, что смысл жизни не в завоевании мира. Андрей даже не заметил хвалебных речей в свой адрес. Ему было все равно. Герой увидел истинную красоту неба.

Вся жизнь героя наполнена поисками истины. Обрести же её герой смог только после получения смертельного ранения. Тогда Болконский познал истинную любовь.

2 Истинный и ложный патриотизм в романе «Война и мир».

Каждый боец идет на войну со своими целями и желаниями. Одни воины мечтают защитить своих матерей и детей, а другие прославиться. Истинный патриотизм присущ Кутузову. Настоящий полководец, который заботился о солдатах, как о собственных детях. Кутузов делал всё, чтобы сохранить как можно больше жизней в бою.

Примером противоположного поведения является Александр Первый. Правитель с большими амбиции. Он не думал о военнослужащих, мечтал о славе. Кутузов выжидал подходящего момента, а царь заставил войско выдвинутся в бой раньше времени. По этой причине множество солдат погибло.

Истинные патриоты думают о том, как быстрее прогнать француза со своей земли, чтобы те не добрались до наших домов. Патриоты озабочены положением своего народа, их состоянием и переживаниями.

3 Истинный и ложный героизм в романе «Война и мир».

Героизм продиктован разными мотивами. Одни жертвуют собой и подвергаются опасности, потому что нет другого выхода. Другие же хотят прославиться и возвеличиться как великие воины и мастера своего дела. Истинный герой не будет хвалиться своим подвигом, его цель достижение положительного результата.

Свое первое ранение Болконский получил, когда пошел в опасное сражение. Он так мечтал о минуте славы, что забыл о своей семье, жене и будущем ребенке. Андрей рисковал неоправданно, только для того, чтобы показать себя. Болконский подверг свою семью серьезным волнениям и переживаниям. Его ранение стало переломным моментом.

4 Истинная и ложная красота в романе «Война и мир».

Истинная красота заключается в чистоте души. В высших кругах было очень много красивых и миловидных девушек, но чистых душой было немного. Примером истинной красоты является милая девушка по имени Наташа Ростова. Именно её душу полюбили Андрей и Пьер.

Примером ложной красоты является девушка по имени Элен Курагина. Она пленила богатого графа Безухова своей красотой. После вступления в брак издевалась над ним, не позволяя приближаться к себе. Элен спокойно и без угрызений совести играла чувствами других, за что впоследствии жестоко поплатилась.

Истинное и ложное в романе «Война и мир»

  • Жуковский жизнь и творчество
    Жизнь и творчество великого литературного деятеля, писателя, переводчика В. А. Жуковского представляют огромный интерес, так как результаты его деятельности – это своеобразный переворот в рус
  • Фет Афанасий
    Поэзия Афанасия Фета была как бы ограждена от многих проблем социального и политического характера. Сам поэт был уверен, что всякое искусство должно служить исключительно красоте.
  • Профессия военный
    Есть такая работа – Родину защищать и такая работа требуется к освоению каждым мужчиной. Хотя, пожалуй, не следует относиться к этому столь категорично и однозначно.
  • Ландыш майский
    Ландыш – многолетнее растение до 30 сантиметров в высоту, с белыми душистыми цветками, похожими на крошечные кувшинчики. Цветки ландыша, пока они не раскрылись, обращены кверху.
  • Оперативная память
    За всё время развития компьютерной техники и информатики, человек смог придумать огромнейшее количество различных вещей, которые сделали компьютеры такими, какими мы их знаем сегодня
  • Творчество художника Рериха
    В семье петербургского юриста Рериха, 27 сентября 1874 года родился сын Николай. Ещё в юные годы он проявил себя, как неординарная личность. Он любил читать книги по истории, географии, писал

Истинное и ложное в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Война и мир Толстого, не побоюсь этого слова, настоящий шедевр мировой литературы. Его читали и читают с удовольствием, с таким же удовольствием прочитала его и я. Теперь смогу поработать над сочинением по теме Истинное и ложное в романе Война и мир.

Кстати, уже по названию мы можем видеть контраст, где к противоположным полюсам стягивается многое в романе. Здесь мы видим такие контрасты, как Кутузов и Наполеон, война и описание мирных сцен. Автор, рассуждая в произведении о таких вещах как красота, цель, любовь, патриотизм, героизм, прибегает к понятиям истинного и ложного.

При этом все это хорошо просматривается, изучая роман и его героев. Вот как раз об я и напишу сочинение с примерами.

Ложный патриотизм

Так как в произведении Толстой затрагивает тему войны и описывает Отечественную войну 1812 года, то будет справедливо начать свое сочинение с рассуждения по поводу настоящего и лжепатриотизма, ведь именно любовь к Родине, отечеству и народу играет большую роль в войне с противником.

Итак, изучив роман, мы смогли увидеть как истинных, так и ложных патриотов. Ко вторым автор относит людей высшего общества, тех кто часто любил собираться в салонах Шерер, Безуховой, Курагиной. Все в чем и смогли они проявить свой патриотизм, так это лишь отказались от разговоров по-французски.

Хотя на их столах продолжали стоять французские блюда, а в разговорах они восхваляли Наполеона. Мало кто из их общества стал на защиту Родины. Но есть в романе и те, кто проявил настоящий патриотизм. Это и Кутузов, и Тушин, и солдаты, что воевали с французами.

Это и простой народ, который отдавал последнее, помогая нашей армии, сжигал нажитое имущество, чтобы ничего не досталось врагу. Это и партизаны, кто не жалея своей жизни, ради блага и свободы страны, шли воевать с неприятелем.

Ложная и истинная красота

Поднимая тему контрастов, автор затрагивает и тему красоты. При этом у Толстого много некрасивых внешне женщин. Среди них мы видим некрасивую и худую Наташу Ростову, некрасивую княжну Марью, в то время как любительница балов Элен ослепительно прекрасна.

Вот только здесь и проявляется ложная красота, где главное не внешность. Внешность, как раз обманчива. Истинная красота в поступках, в душевных качествах. Мы видим, что Наташа прекрасна в своем простосердечии и милосердии.

Марья была прекрасна душой, которая казалось светилась изнутри.

Рассуждая о любви, мы видим, что для автора истинная любовь — это прежде всего чувство душевной близости, когда человек заботится не о себе, а о любимом человеке.

Приводя пример искренних чувств, хочется назвать чету Николай Ростов и Марья, также Пьер и Наташа. Но имеется и лжелюбовь, которая проявилась в любви Пьера к Элен, имевшее только влечение.

Таким примером могут служить и чувства страсти между Анатолем и Наташей.

Истинный и ложный героизм

Хочется сказать и об истинном героизме, который проявляется в героических поступках простых людей, в героизме солдат. Истинный героизм проявил Тушин и Тимохин, позже при Бородинской битве героический поступок мы увидим и от Андрея Болконского.

Хотя во время битвы при Аустерлице Андрея волновала лишь слава и это сложно назвать истинным героизмом. Ложный героизм проявляет и Долохов, который при каждом своем действии не забывает напомнить начальству о том, что за это ему положена медаль.

Вот так на контрасте, автор показывает нам истинное и ложное в своем романе.

Истинный и ложный героизм в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Сочинение по литературе

Лев Николаевич Толстой затронул одну из важных нравственных проблем в романе-эпопее «Война и мир», – понятие об истинном и ложном героизме. На войне с Наполеоном было совершено немало отважных поступков.

По мнению Толстого, героизм может считаться настоящим только в том случае, если человек готов совершить подвиг бескорыстно, не ради наград и славы.

Основной движущей силой героя должно при этом являться чувство долга перед Отечеством, народом и товарищами по оружию.

Роман-эпопея Л. Н. Толстого посвящен двум войнам: 1805-1807 годов и 1812 года. В каждой из этих войн писатель воссоздал эпизоды, которые разительно отличаются друг от друга.

Таким подходом автор подчеркнул значения каждого из этих конфликтов как для истории России, так и для судеб персонажей, которые были в этих эпизодах изображены. Война 1805-1807 годов проходила вне территории России: страна участвовала в ней в качестве союзника.

Говоря об этом историческом периоде, Толстой описывает сражения, где изображает настоящих героев.

Самым ярким эпизодом в Австрии становится Шенграбенское сражение. Писатель выражает свое восхищение командиром Тимохиным и его поведением во время смотра войск и на поле боя. Он совершил атаку и отбросил войска французов, тем самым дав возможность остальным батальонам навести порядок в подразделениях.

Капитан Тушин – это еще один персонаж, которого Л. Н. Толстой считает героем. Этот человек обстреливал французов из четырех пушек, не имевших защиты. Этот малозаметный, скромный человек смог повлиять на исход битвы. На примере капитана автор показывает отличие истинного героизма от ложного.

Когда Багратион отчитывает Тушина за брошенные на поле боя орудия, капитан теряется и не находит, что сказать. Князь Болконский видит замешательство смельчака и заступается за него. В этот момент ему становится несколько обидно за поведение капитана, столь отважного на поле боя и такого беспомощного перед начальством.

Да, смелость и отвага нелегко даются простым солдатам.

Описывая битву под Аустерлицем, Толстой делает акценты не сколько на атаках, сколько на эпизодах, где возникла неразбериха в действиях частей. Болконский участвовал в обеих войнах: в 1805-1807 годах и 1812 году.

Князь Андрей размышлял, по какой же причине битва под Аустерлицем была проиграна? И накануне сражения князь пришел к выводу, что главное значение имеет настроение народа, его дух, чувства людей и сила их патриотизма.

В битве под Аустерлицем солдатам был непонятен смысл боевых действий, защита чужой земли казалась бессмысленным действием. Однако в войне 1812 года все сложилось иначе: перед Наполеоном предстала сплоченная армия, а вместе с ней народ, который был готов самоотверженно сражаться за страну и независимость.

И простые люди, и солдаты знали, за что они борются, тогда как в войне 1805-1807 годов Россия была лишь союзником: люди были вынуждены по приказу отстаивать чужие интересы, а не честь своей Родины и свою свободу. Особенно полнотой это настроение отображено в Бородинской битве.

В день, когда состоялось это сражение, в салоне Шерер собрались гости, чтобы прочитать с патетикой письмо императору. На этом патриотизм высшего света закончился. Автор показал, насколько велика пропасть между простыми людьми и аристократами.

В этот трудный момент люди создавали партизанские отряды, тем самым создавали заслон врагу. «Дубина народной войны поднялась со всею грозною величественной силой». Толстой изображает отряды Долохова и Денисова, повествует о дьячке, который возглавил отряд, о старостихе Василисе, которая смогла побить сотни французов.

Толстой уделил внимание детальным описаниям народных героев, среди которых – Тихон Щербатый, крестьянин из отряда Денисова. Этот человек наделен изворотливостью и огромной жизненной силой: он не щадит врагов, которые ходят по его родной земле.

Щербатый выслеживает французов днем и ночью, и после каждой своей вылазки он возвращался с трофеем: платьем или оружием французов.

Платон Каратаев – персонаж, по замыслу Толстого, противопоставленный Щербатому. Этот человек проповедует покорность и кротость. Платон готов смириться с происходящим и принять жизнь такой, какая она есть. По мнению Каратаева, все – и добро, и зло, идет от Бога, и людям остается только покориться его воле.

Каратаев сохранил «мирные» крестьянские привычки даже в военном быту: старик все время занят каким-то делом и всегда готов оказать помощь другим. Для Платона все люди равны, врагов для него не существует. Образ Каратаева является собирательным и исторически реальным.

Те черты, которыми наделил его автор, присущи немалой части русского крестьянства. Под покорностью божьей воли Платона и его отказу признавать существование опасности и зла скрыты его бессилие и пассивность. Такие качества не помогут в трудное время, когда по родной земле ходит враг.

Лучшими чертами русского человека Толстой наделяет персонажей, активно противостоящих французам.

Кутузов – это еще один важный народный герой. Его образ особенно дорог автору, Толстой изобразил полководца с искренним восхищением и любовью. Писатель демонстрирует читателю две стороны этого персонажа: Кутузов – это хороший и простой человек, который при этом являлся талантливым полководцем.

По мнению Толстого, ключевое достоинство данного персонажа заключается в том, что он связан с народом. Характер великого полководца изображен на совете в Филях: там Кутузов принял решение, которое было единственным верным – отступить. Такая команда напрямую повлияла на исход Тарутинской битвы.

Кутузов мастерски руководит войсками в битве на Бородинском поле. В этом момент можно проследить, что Толстой противоречит сам себе. В романе он высказывал мысль, что только народ способен оказывать влияние на историю, а отдельные личности роли не играют. Кутузов как раз демонстрирует значение отдельного человека в истории.

Гениальная личность – это такое явление в жизни, которое способно круто изменить ее.

Взаимосвязь между передовыми людьми России и народом в ходе войны 1812 года послужила источником движения декабристов. Такие мысли автора прослеживаются через слова юного Николеньки Болконского, сына князя Андрея, когда тот интересовался у Безухова, был бы согласен отец, если остался бы жив, с мыслями дяди Пьера о ситуации в России. Безухов ответил на это: «Я думаю, что да».

Одна из главных проблем, освященных в романе-эпопее Толстого – проблема патриотизма и единства с народом, проблема источника силы духа русских людей – делает этот непростой и местами противоречивый роман понятным каждому. Ведь такая проблема, как патриотизм, не может не волновать читателя.

Ложный и истинный патриотизм в романе Война и Мир

Тема патриотизма глубоко волновала Толстого. В своем произведении он постарался раскрыть данную тему по максимуму. Ложный и истинный патриотизм в романе «Война и мир» противопоставлены друг другу.

Лжепатриоты, преследующие корыстные цели, действующие в угоду собственных интересов и настоящие защитники Отечества, для которых долг, честь и совесть превыше всего.

Война сорвала с лиц людей маски, обнажив их сущность и вывернув наизнанку душу каждого.

Истинный патриотизм

Истинный патриотизм – это настоящие поступки, когда, прежде всего, думаешь о народе, его судьбе. Когда, не задумываясь жизнь отдашь ради Родины. Толстой был убежден, что русский народ глубоко патриотичен.

Он способен непобедимой стеной встать, защищая своих. Война коснулась каждого, кто оказался в то время и в том месте. Она не выбирала, кто перед ней богатый или бедный. Разные слои населения попали под ее жернова.

Каждый как мог в силу своих возможностей пытался внести свою лепту в общую победу над врагом.

Когда французы заняли Смоленск, крестьяне сжигали сено, лишь бы оно не досталось врагам. Купец Ферапонтов решил по-своему проявить патриотичность. Он собственноручно спалил свою торговую лавку, чтобы она не попала в руки французов. Жители Москвы тоже не остались в стороне. Народ не желал оставаться под гнетом самозванцев. Они покидали свои дома, уходя из родного города.

С любовью и гордостью Толстой описывает русских солдат. Бои под Смоленском, Шенграбеном, Аустерлицем, Бородинское сражение пример достойный уважения. Именно в бою проявились их лучшие качества: сила духа, железный характер, готовность самопожертвования, мужество.

Каждый осознавал, что очередной бой может унести жизнь любого из них, но никто не собирался отступать или сдаваться. Они не стремились выглядеть героями, не бравировали своими победами. Они действовали искренне. В каждом шаге чувствовалась любовь к Родине и Отечеству.

Примером настоящего патриотизма стал полководец Кутузов. Против его назначения командующим был сам царь, но Кутузову удалось оправдать возложенное на него доверие. Кутузов чувствовал и понимал солдат. Жил их интересами, заботился о каждом, как о собственном сыне. Для него все были родными и любимыми.

Самым сложным решением в жизни Кутузова во время войны был приказ отступить. Далеко не каждый рискнул бы взять на себя такую ответственность. Трудный был выбор. С одной стороны Москва, с другой вся Россия.

Отступая из Москвы, он сумел сохранить армию, количество солдат которой значительно уступало наполеоновской. Другое проявление патриотизма Кутузова в его отказе воевать за пределами России.

Он был убежден, что народ выполнил гражданский долг перед Родиной и рисковать жизнью лишний раз нет необходимости.

Толстой не обошел вниманием партизан, сравнивая партизанские отряды с крепкой дубиной «поднявшейся со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил…гвоздившей французов…пока не погибло все нашествие».

Ложный патриотизм

Ложный патриотизм весь пропитан фальшью. Поступки этих людей показные, патриотические слова, слетающие с уст пусты. Все, что они делают, только себе во благо, в угоду собственных интересов. В то время, когда настоящие патриоты сражались за Родину, лжепатриоты посещали светские мероприятия, ходили в салоны, разговаривали на вражеском языке.

Не только светское общество вызывает гнев Толстого. Он критикует офицерский состав, предпочитающий просиживать пятую точку в штабах, увиливая от боевых сражений, где льется кровь и гибнут люди. Карьеристы, желающие за чужой счет подняться вверх и получить очередной орден нахаляву.

Автор стремился подчеркнуть, что настоящий патриотизм, искренние чувства к Родине способен лучше всего проявить простой народ. В минуты общего горя люди сближаются.

В них просыпается неведомая сила, способная стереть в пух и прах любого врага.

Донести свою теорию до народа, Толстой попытался через Пьера Безухова, осознавшего, что настоящее счастье состоит в единстве со своим народом. Только когда мы едины, мы непобедимы.

Ложный и истинный патриотизм в романе Война и Мир сочинение

В романе-эпопее «Война и мир» Л.Н.Толстой изобразил долгие и сложные события начала 19 века, поэтому произведение стало одним из важнейших в русской литературе.

Большую часть в романе занимает описание военных действий, что соответствует названию. Тема истинного и ложного патриотизма раскрывается с каждым эпизодом войны глубже и многограннее. На примере разных героев Л.Н.

Толстой показывает истинный и ложный патриотизм, как даже одна личность может пройти путь от одного к другому.

Истинный патриотизм

Война в то время коснулась всех: и солдат, и простых людей, поэтому победа была возможно только общими усилиями. На примере всей «народной массы» читатель может видеть истинный патриотизм. Крестьяне и помещики сжигали собственное имущество, чтобы оно не досталось врагу. Жители Москвы и Смоленска уезжают из городов, чтобы не подчиняться французам.

На примере подготовки перед битвой под Бородино автор показывает патриотизм, переполняющий русских солдат. Перед сражением они всю ночь чистили ружья, отказывались от водки, готовясь к сражению.

Что касается личностей, то истинный патриотизм показан в образах Кутузова, Тушина, Пьера Безухова, Дениса Давыдова, Тихона Щербатого.

Кутузов делал всё, чтобы воодушевить солдат, он заботится о них, живёт их чувствами и мыслями, верит в победу. Батарея Тушина осталась сражаться даже после того, как остальное войско отступило.

Они смогли отразить нападение благодаря смелости и отваге, которая была не ради народного признания, а ради победы над врагом.

Партизанское движение также выражает русскую любовь к родине. Партизаны отдельными группировками стихийно нападали на французское войско. Партизанская война сравнивается с дубиной – такая же неожиданная, но действенная.

Ложный патриотизм

Как бы страна ни стремилась к победе, находились люди, для которых победа была желанной, но не главной. На примере некоторых героев Л.Н. Толстой показывает, что война может быть средством получения славы.

Например, в начале романа таким предстаёт Андрей Болконский. Он мечтает о подвиге, тулоне, как все его будут восхвалять. За признание он был готов даже мать отдать.

Всё изменилось в его сознании после Аустерлица, где он увидел прекрасное небо над головой.

Борис Друбецкой является ярким примером лжепатриота. Он стремится устроиться поудобнее, думает только о продвижении по карьерной лестнице и наградах. Ему казалось заманчивыми именно положение адъютанта при генерале или другом важном лице.

Также автор выражает ложный патриотизм на примере светского общества Петербурга. Несмотря на военные действия, они продолжали ходить на балы, говорить на французском. Ни ничем не помогали стране в достижении победы.

Таким образом, тема истинного и ложного патриотизма в романе раскрывается на контрастах. Истинный патриотизм есть непоколебимая сила в борьбе с врагами, духовная стойкость. Именно любовь к родине привела народ к победе над французами.

`

Ложный и истинный патриотизм в романе Война и Мир

Популярные сочинения

  • Сочинение Образ Татьяны Лариной в романе Евгений Онегин 9 класс
    Татьяна Ларина в великолепном произведении всех эпох «Евгений Онегин» – это один из самых ярких образов женщины, описанной в русской литературе. Для А.С. Пушкина Татьяна – это истинное воплощение красоты, женственности и ума.
  • Сочинение на тему Свобода
    Свобода – достаточно широкое понятие, которое нужно рассматривать с разных сторон. Она бывает разная, и люди по-разному трактуют и понимают смысл свободы. Однако многие согласятся с тем, что человек считается свободным тогда
  • Сочинение-описание картины Март Левитана (4, 5, 6 класс)
    Исаак Левитан известный русский пейзажист, им написана не одна замечательная картина с пейзажном стиле, одна из таких картин сейчас передо мною. Картина
Ссылка на основную публикацию