Анализ стихотворения Афанасия Фета «Задрожали листы, облетая…»

Стихотворение Афанасий Фет написал в июле 1887 года. Можно смело сказать, что поэт писал о времени года – «золотой» поре, осени; и это истинно так, вот только это всего лишь одна её сторона.

Осень и буря в глазах автора является только метафорой.

Описывая силу природы, буйство стихии, Фет хочет показать: не имеет значения, что происходит с человеком на жизненном пути, истинный смысл существует именно в том, где его ждут, кто в него верит.

  • Буря, которую описывает нам Фет, является читателю не столько в образе стихии, сколько в образе событий и испытаний, через которые проходит человек на различных этапах своей жизни.
  • В своём творении поэт также использует образ, воссоздаваемый человеком в уме всякий раз, как случаются неприятности, образ родного дома, близких ему людей, тепло домашнего очага и уют, внутренний покой, который можно приобрести, лишь находясь вблизи самого важного и дорогого людям.
  • Семья, жена, женщина, создающая гармонию и покой, дарующая любовь и веру – это и есть та «милая птичка» из его строк, мысли к которой вновь и вновь возвращаются к поэту при жизненных невзгодах.

Акцент в стихотворении и большая его часть устремлена на ту «звезду», что озаряет путь любого человека. Очень ярко представлена здесь картина, по которой видно, что вера любимой женщины многое может привнести в мир мужчины.

Осень часто ассоциируется в воображении человека с периодом засыпания природы, её увядания и смерти. Это пора, которую пережидают, во время которой подготавливают себя для новой жизни и новых свершений.

Но даже в трудные времена есть то, что освещает путь, то, что «вдыхает» в человека жизнь.

И в стихотворении Фета явственно ощущается: есть в нём тепло, что он хранит для своей маленькой «птички-невелички». Только в ней одной он находит смелость идти вперёд по жизни.

5 класс по плану, основные образы

Анализ стихотворения Афанасия Фета «Задрожали листы, облетая…»

  • Анализ стихотворения Фета У камина
    Афанасий Фет создавал свои шедевры в период смены Золотого Века Серебряным. Стихотворения Афанасия Афанасьевича всегда выделялись высоким уровнем культуры, мастерством и литературными изумительными изображениями.
  • Анализ стихотворения Есенина Зима
    Точно неизвестно, когда Есенин написал стихотворение «Зима». Предположительно оно было создано ещё тогда, когда будущий великий поэт посещал школу. Увы, там не нашлось ни одного преподавателя, который разглядел бы в мальчишке
  • Анализ стихотворения Есенина Листья падают листья падают
    Стихотворение «Листья падают, листья падают» было создано Есениным в 1925 году. В этот период в произведениях поэта царят депрессивные настроения. Он запутался в том, как относиться к себе, к миру и людям. Кроме того,
  • Анализ стихотворения Некрасова Мы с тобой бестолковые люди
    В 1851году Некрасов написал стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди», посвященное его возлюбленной – А. Панаевой. Удивительная история, которая снискала не одобрение, а осуждение со стороны общественности, когда Некрасов влюбился в замужнюю женщину,
  • Анализ стихотворения Фета Добро и зло
    Стихотворение настраивает на философский лад. В мире господствуют материальное и духовное. Добро и зло равноправно и безгранично. Зло объемлит человека, добро – «душа и мысль моя». Во втором четверостишии Фэт даёт объяснение, как устроено мироздание.

Задрожали листы, облетая · Фет · анализ стихотворения

Анализ стихотворения Афанасия Фета «Задрожали листы, облетая…»

  • Задрожали листы, облетая,Тучи неба закрыли красу,С поля буря, ворвавшися, злая
  • №4 Рвет и мечет и воет в лесу.
  • Только ты, моя милая птичка,В теплом гнездышке еле видна.Светлогруда, легка, невеличка,
  • №8 Не запугана бурей одна.

И грохочет громов перекличка,И шумящая мгла так черна…Только ты, моя милая птичка,

№12 В теплом гнездышке еле видна.

  1. Zadrozhali listy, obletaya,Tuchi neba zakryli krasu,S polya burya, vorvavshisya, zlaya
  2. Rvet i mechet i voyet v lesu.
  3. Tolko ty, moya milaya ptichka,V teplom gnezdyshke yele vidna.Svetlogruda, legka, nevelichka,
  4. Ne zapugana burey odna.

I grokhochet gromov pereklichka,I shumyashchaya mgla tak cherna…Tolko ty, moya milaya ptichka,

V teplom gnezdyshke yele vidna.

  • Pflhj;fkb kbcns, j,ktnfz,Nexb yt,f pfrhskb rhfce,C gjkz ,ehz, djhdfdibcz, pkfz
  • Hdtn b vtxtn b djtn d ktce/
  • Njkmrj ns, vjz vbkfz gnbxrf,D ntgkjv uytplsirt tkt dblyf/Cdtnkjuhelf, kturf, ytdtkbxrf,
  • Yt pfgeufyf ,ehtq jlyf/
  • B uhj[jxtn uhjvjd gthtrkbxrf,B ievzofz vukf nfr xthyf///Njkmrj ns, vjz vbkfz gnbxrf,
  • D ntgkjv uytplsirt tkt dblyf/

Тег audio не поддерживается вашим браузером.

342
285
55
41
23
18
12
3
58,2 %
1,41
12,1 %

Размер: трёхстопный анапест

Стопа: трёхсложная с ударением на 3-м слоге

4 строки, четверостишие облетая-красу-злая-лесу ABAB (перекрёстная)
4 строки, четверостишие птичка-видна-невеличка-одна ABAB (перекрёстная)
4 строки, четверостишие перекличка-черна-птичка-видна ABAB (перекрёстная)

Семантическое ядро

гнездышко 2 3,64 %
еле 2 3,64 %
милая 2 3,64 %
птичка 2 3,64 %
теплый 2 3,64 %

«Задрожали листы, облетая…» А. Фет

* * *

  • Задрожали листы, облетая,
    Тучи неба закрыли красу,
    С поля буря ворвавшися злая
  • Рвет и мечет и воет в лесу.
  • Только ты, моя милая птичка,
    В теплом гнездышке еле видна,
    Светлогруда, легка, невеличка,
  • Не запугана бурей одна.
  • И грохочет громов перекличка,
    И шумящая мгла так черна…
    Только ты, моя милая птичка,
  • В теплом гнездышке еле видна.

Дата создания: 13 июля 1887 г.

Анализ стихотворения Фета «Задрожали листы, облетая…»

Стихотворение «Задрожали листы, облетая…» содержится в сборнике «Вечерние огни», который считается венцом лирики Афанасия Афанасьевича Фета.

Оно было написано 13 июля 1887 года, а впервые опубликовано в книге «Лирические стихотворения А. Фета» в 1894 году.

Известно, что это произведение поэт послал графине Софье Андреевне Толстой (в письме от 21 июля 1887 года), из чего исследователи наследия поэта делают вывод, что стихи обращены к ней.

Софья Андреевна была замужем за графом Алексеем Константиновичем Толстым, русским писателем и драматургом, автором таких известных произведений, как «Князь серебряный», «Семья вурдалака» и других.

Афанасий Афанасьевич познакомился с этой очень умной и начитанной, по сообщениям современников, женщиной ещё в середине 60-х годов XIX века. С тех пор между поэтом и графиней завязалась нежная дружба. Фет часто посещал литературные вечера, организованные Толстой, советовался с ней по поводу некоторых своих произведений.

Эти отношения, судя по дошедшим до нас письмам и пригласительным запискам, были проникнуты сердечным теплом, искренним участием и заботой друг о друге.

Видимо, поэтому это произведение дышит нежностью. Оно состоит из трёх четверостиший, объединённых общим размером (трёхстопный анапест) и рифмой (перекрёстная вида abab).

Можно сказать, что стихотворение построено на антитезе. Сначала мы видим и даже слышим благодаря аллитерациям, как безумствует буря в лесу.

Повторяющиеся громкие согласные звуки «гр», «др», «кр» в словах «задрожали», «закрыли», «красу», «грохочет», «громов», создают полное впечатление присутствия читателя в сердце урагана.

Поэт усиливает это ощущение с помощью градации «рвёт и мечет, и воет».

Но вот во второй строфе мы видим очаг спокойствия: маленькое птичье гнездо. В нём сидит нахохлившись крохотное создание, которое ничуть не напугано бушующей снаружи стихией.

Следует обратить внимание, как точно поэт подбирает эпитеты, чтобы передать хрупкость и уязвимость смелой пташки. Он ласково называет её «невеличка». Ласкательные суффиксы содержатся в других характеризующих маленькую героиню словах – «птичка», «гнёздышко».

Для усиления этого эффекта также применяются аллитерации, но уже с мягкими согласными: «милая», «еле», «легка».

В третьей строфе мы снова слышим раскаты бури, но её голос больше не так силён. Автор словно сомневается в мощи этого явления, оставляя многоточие в конце строки.

Для того чтобы подчеркнуть, что капризы природы не властны над птичкой, поэт использует рефрен, повторяя начальные строки второй строфы.

Представляется, что под бурей Афанасий Афанасьевич понимал различные беды, превратности судьбы, которые часто выпадают на долю существ с виду слабых и хрупких. Такие люди могут служить нам прекрасным примером мужества и стойкости.

Анализ поэтического текста А.А.Фета "Задрожали листы, облетая…"

Анализ поэтического текста А.А.Фета «Задрожали листы, облетая…»

Читайте также:  Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Взросление (таблица)

учителя русского языка и литературы Сагиевой Е.А.

Стихотворение состоит из трех строф. Рифма перекрестная. Во всем стихотворении противопоставленными друг другу являются образы «воздушные»: тучи, буря и птичка.

Образы туч и бури – силы «тёмные», это стихия, хаос, несущий разрушение, а далее и смерть. Тема смерти звучит между строк: образ облетающих листьев связан с осенью-порой увядания, смерти в природе.

Так птичка, напротив, – воплощение жизни, сила, борющаяся со смертью, провозглашающая жизнь через свою смелость.

В первой строфе автор рисует образ бури, используя прием олицетворения: «…буря злая / Рвет и мечет и воет…».

Глаголы передают стремительность движения, порывистость, даже внезапность, тем самым создавая образ бури-хищника. На создание этого образа работает и эпитет «злая».

Буря обладает не только хищническими повадками, но и хищническим нутром, ведь эпитет несет в себе негативную характеристику образа бури.

В первой строфе мы видим, что противоположным образу бури является образ листов и неба, выступающих в роли жертвы: листы облетают (символ смерти), а тучи небо закрывают. Глагол «задрожали» передает нам чувства, состояние, и именно отсюда возникает мотив страха. Так буря и тучи – союзники, вершащие общее дело.

Во второй строфе пространство от небесного, всеобъемлющего сужается до мира маленького гнезда: появляется героический образ птички, воплощающий собой жизнь. С этим образом не связан мотив страха, и именно поэтому не грозит птичке смерть («не запугана бурей одна»).

Таким образом, страх приравнивается к смерти, а жизнь напрямую связана с мужеством. Если говорить о пространствах, то они так же антитезны друг другу: в первой строфе пространство враждебное, несущее смерть, во второй строфе – в мире гнезда – теплится жизнь, здесь царит тепло.

Таким образом, гнездышко становится символом-символом защиты и спасения от невзгод. Если расширить этот образ и довести его до больших масштабов, то во второй строфе начинает звучать тема дома, как крепости.

В описании бури автор прибегает к глаголам (стремительность, несущее хищническое разрушительное начало), в описании птички же – краткие прилагательные («светлогруда, легка, невеличка»), что способствует созданию светлого образа, образа легкого, маленького по сравнению с бурей.

Значимость образа птички автор передает через конструкцию «только ты одна». И вот здесь на краешке строфы звучать начинает мотив одиночества, связанный с образом птички. Буря едина в своем стремлении с тучами, а птичка им противостоит одна…

В третьей строфе пространство вновь расширяется, а после резко сужается. Рефреном последних двух строк передается мотив одиночества, усилившийся во стократ. Пространство вокруг зловеще, таит в себе опасность. Это ощущение передает глагол «грохочет» вместе с раскатистым повторяющимся звуком [р], создающим звуковую картину. В гнезде, напротив, царит тишина.

Обратим внимание на преобладание цветовой гаммы. Образ бури брызжет темными оттенками, близкими к черному: «мгла черна». Образ птички же светел: «светлогруда».

Автор сочувствует птичке, это видно из обращения «моя милая», желая помочь, утешить.

В описании образа птички используется лексика с уменьшительно-ласкательными суффиксами, что помогает четко определить авторскую позицию (птичка, гнездышке, невеличка).

Таким образом, птичка становится символом стойкости, смелости, мужества перед лицом опасности. И в то же время благодаря своей смелости – символом жизни.

Анализ стихотворения Афанасия Фета «Задрожали листы, облетая…»

Афанасий Афанасиевич Фет – русский литератор второй половины 19 века. Славу обрел благодаря своим переводам, но больше всего отдавался лирике. Писал стихи, поэмы, повести, путеводные заметки и литературную критику. С 1854 года публиковался в литературном журнале «Современник».

Содержание:

История создания

Произведение «Задрожали листы, облетая…» относится к позднему творчеству поэта. Стихотворение было написано летом в 1887 году, когда поэт страдал от старческих недугов, одиночества и депрессии. Живя в усадьбе, Афанасий Афанасьевич приводил в порядок свои рукописи и предавался воспоминаниям о былой молодости.

Спустя три года после написания стихотворения душевное состояние Фета ухудшилось, из-за чего автор попытался свести счеты с жизнью. Попытка не увенчалась успехом.

Жанр

«Задрожали листы, облетая» — написаны перекрестной рифмой с трехстопным анапестом. Стихотворение является отличным примером пейзажной лирики автора, в которой не затрагиваются политические темы, и воспевается гармония души и природы.

  • Композиция
  • Стихотворение условно можно поделить на три части.
  • В первой части автор нагнетает атмосферу, показывая приход разрушительной осени в природную гармонию:
  • «С поля буря ворвавшися злая
  • Рвет и мечет и воет в лесу»
  • Вторая часть рассказывает нам про маленькую птичку, как силу духа, способную противостоять ворвавшимся изменениям:
  • «Не запугана бурей одна»

В третьей части Афанасий Фет сталкивает природный катаклизм с обиталищем «птички», не делая никаких выводов и оставляя стихотворение без концовки. Завершение противостояния бури и птички автор оставляет читателю.

Символика произведения

Все произведения Афанасия Афанасиевича пронизано тоской. Буря, нападающая на лес и срывающая с него листья – это осень, которая приходит как старость. Для поэта этот стих был олицетворением его переживаний старости и тяжелого периода в жизни.

Когда автор начинает говорить о маленькой птичке и ее гнездышке, он словно пытается убедить сам себя в том, что надежда на счастливую жизнь еще есть. Для него гнездышко – его семья, благодаря которой он надеется пережить тяготы преклонного возраста.

  1. Оставляя стихотворение без логического завершения, автор тем самым подчеркивает, что он не уверен на удачное завершение своих проблем, и что рано или поздно буря-старость сможет забрать у него и последнюю надежду.
  2. Художественные приемы
  3. В лирическом стихотворении «Задрожали листы, облетая…» используются:
  • метафоры: «тучи закрыли», «задрожали листы», «громов перекличка»;
  • эпитеты: «шумящая мгла», «теплое гнездышко»;
  • повторяющийся звук «р» в двух последних строках, для усиления ощущения опасности.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведений
Анализ стихотворения Афанасия Фета «Задрожали листы, облетая…»

Поделиться

Анализ стихотворения афанасия фета "смерти"

Лирику А.А. Фета традиционно считают философской, и на то есть множество оснований. В своих стихотворениях поэт обращается ко многим «вечным темам», рассматривая «классические» философские категории: бытие, разум, человеческую душу, смысл жизни, человека и его взаимоотношения с Богом…

Если обратиться к биографии поэта, то можно заметить, что стихотворение было написано в последние годы его жизни. Можно заметить, как сильно поменялось настроение его произведений с традиционно мажорного, как в классическом «Я пришёл к тебе с приветом…», на минорный, «тютчевский».

Это очень нехарактерно для А. Фета, что позволяет думать о том, что «Смерть» стала поэтическим подведением итогов долгой и насыщенной жизни поэта. В это самое время он обращается к христианству, к Богу, и мысль о бессмертии человеческой души красной нитью проходит в стихотворении.

Темой стихотворения «Смерть» будет как раз философская мысль о жизни и смерти — это подсказывает и название, и содержание.

Стихотворение бессюжетно, оно представляет собой некий поток мыслей лирического героя, которого, конечно, можно отождествлять с автором. В этом произведении отразились чувства и размышления героя на тему смерти и жизни после неё.

Что есть жизнь? Разве она ценна? Жизнь — обман, — категорично заявляет герой. За ней ждёт целый океан событий, чувств и… чего-то неизведанного.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Заказать уникальную работу за 250 руб.

«Смерть» написана пятистопным ямбом с заменой некоторых стоп ямба пиррихием (первый стих последнего катрена), что было характерно для лирики 19-20 веков. Рифма в стихотворении перекрёстная, с чередованием женской и мужской рифмы. Произведение не богато средствами художественной выразительности.

Тропов совсем немного: эпитеты (бездонный океан, лёд мгновенный), гипербола (мгновенность жизни: улыбка и жизненный расцвет, над которыми уже торжествует смерть), аллегоричное сравнение (обман, под которым понимается мимолётная человеческая жизнь, сравнивается с тонким льдом) – вот, кажется, и всё.

Читайте также:  Осип мандельштам - стихи о сталине: читать стихотворения мандельштама про иосифа сталина

Стилистических фигур больше: это и риторические вопросы («Бежать? Куда?»), и инверсия, и оксюморон (смерть — бессмертный храм; слепые поводыри). Но важнейшую роль играет антитеза, на которой, кажется, построено всё стихотворение: жизнь здесь противопоставляется смерти, правда — ошибке.

Лирический герой размышляет о жизни и смерти и приходит к выводу, что человеческое существование кратко, хрупко и… не важно. Он представляет жизнь как крикливый базар, как тень истины, как тонкий лёд, под который легко можно провалиться. Жизнь в его глазах как будто теряет свою ценность.

Впрочем, это будет неверно: она не нужна сама по себе. Жизнь отдаляет человека от Бога, она обманна. Но она важна потому, что ведёт к смерти — а за смертью и есть Бог, спокойствие и истина.

Это стихотворение едва ли можно назвать импрессионистичным, что обычно свойственно лирике Фета. Это сложный, продуманный и многогранный философский труд о смысле жизни, о самой жизни и о смерти, об истинных и ложных ценностях.

Анализ стихотворения афанасия фета "смерти"

Исследователи творчества Фета нередко называют его лирику жизнеутверждающей. В том или ином виде мысль эта встречается в высказываниях Бальмонта, Благого, Брюсова. Близкий друг поэта Страхов считал, что чтение его стихотворений «укрепляет и освежает душу».

При этом многие литературоведы подчеркивают противоречивость натуры Афанасия Афанасиевича. По их мнению, посредством поэзии ему удавалось преодолевать трагизм жизни. Мир физический он считал бессмысленным, скучным и низменным. Свое пребывание в нем характеризовал как тоскливое.

В лирике Фета тема жизни и смерти рассматривается через призму идей христианских, платоновских, шопенгауэровских. Стоит отметить, что философия пессимизма великого немецкого мыслителя оказала сильнейшее влияние на Афанасия Афанасиевича.

В одно время он даже занимался переводами трудов Шопенгауэра на русский язык.

Стихотворение «Смерти» создано в 1884 году. Оно включено во второй выпуск сборника «Вечерние огни» (1885). По названию видно, что Фет напрямую обращается к старухе с косой, пишет ей посвящение. Лирический герой встречает неминуемый конец бесстрашно.

Ощущение приближающейся смерти ему знакомо не понаслышке. Ее он считает окончанием всех жизненных мук. В первой строфе уход в иной мир сравнивается с «вечной постелью» и «ночью безрассветной». Далее перед читателями предстает своеобразный поединок.

Кажется, смерть готова коснуться головы лирического героя, навсегда стерев его из списка бытия. Вот только он не собирается так просто сдаваться на милость безжалостной победительницы. Более того – бой завершается торжеством человека.

В третьей строфе герой называет смерть безличным призраком, тенью у своих ног, «игрушкой шаткой тоскующей мечты».

Во втором выпуске книги «Вечерние огни» под двадцатым номером расположилось стихотворение «Солнце садится, и ветер утихнул летучий…» (1883). К рассматриваемому нами тексту оно имеет непосредственное отношение.

Смерть в нем принимается как нечто неизбежное, непобедимое: …О, если б небо судило без тяжких томлений Так же и мне, оглянувшись на жизнь, умереть! Лирический герой мечтает о спокойной кончине, которую соотносит с закатом: Только закат будет долго чуть зримо гореть; О, если б небо сулило без тяжких томлений Так же и мне, оглянувшись на жизнь, умереть!

В «Смерти» читателям предлагается совершенно другая картина. Лирический герой отвергает смерть, считая ее ничтожным явлением по сравнению с мыслящим «я» человека. Столь явное несовпадение носит неслучайный характер.

В «Вечерних огнях» Фет группирует стихотворения так, чтобы показать читателями одни и те же вещи с разных сторон, продемонстрировать порой кардинально противоположные точки зрения. По мнению поэта, многогранность бытия можно было передать исключительно при помощи противоречий.

Также нужно обратить внимание на стихотворение «Смерть» (1878), включенное в раздел «Элегии и думы» первого выпуска «Вечерних огней». Отношение к старухе с косой вновь меняется.

Неизбежный конец земного человеческого пути Афанасий Афанасиевич преподносит как ценность: …Но если жизнь — базар крикливый бога, То только смерть — его бессмертный храм.

Смею предположить, восприятие Фетом смерти тесно связано с главной трагедией его жизни – гибелью Марии Лазич, единственной возлюбленной. Девушка скончалась в 1850 году от сильнейших ожогов, полученных при пожаре.

При этом историю отношений поэта с Лазич нельзя назвать счастливой. Они не могли пожениться из-за тогдашней бедности Афанасия Афанасиевича, но и расстаться навсегда сил у них не находилось.

Смерть Марии Козьминичны оказалась одновременно огромным несчастьем и разрешением труднейшей ситуации.

Стихотворение Фета А.А. «Смерти»

  • Я в жизни обмирал и чувство это знаю, Где мукам всем конец и сладок томный хмель; Вот почему я вас без страха ожидаю, Ночь безрассветная и вечная постель!
  • Пусть головы моей рука твоя коснется И ты сотрешь меня со списка бытия, Но пред моим судом, покуда сердце бьется, Мы силы равные, и торжествую я.
  • Еще ты каждый миг моей покорна воле, Ты тень у ног моих, безличный призрак ты; Покуда я дышу — ты мысль моя, не боле, Игрушка шаткая тоскующей мечты.

Стихотворение Фета А.А. — Смерти

См. также Афанасий Фет — стихи (Фет А. А.) :

Смерть

Я жить хочу!- кричит он, дерзновенный. Пускай обман! О, дайте мне обм.

СНЕГА

  Образ Шарикова в повести “Собачье сердце” М. Булгакова

На пажитях немых люблю в мороз трескучий При свете солнечном я снега.

Анализ стихотворения Фета «Смерти»

Исследователи творчества Фета нередко называют его лирику жизнеутверждающей. В том или ином виде мысль эта встречается в высказываниях Бальмонта, Благого, Брюсова. Близкий друг поэта Страхов считал, что чтение его стихотворений «укрепляет и освежает душу».

При этом многие литературоведы подчеркивают противоречивость натуры Афанасия Афанасиевича. По их мнению, посредством поэзии ему удавалось преодолевать трагизм жизни. Мир физический он считал бессмысленным, скучным и низменным. Свое пребывание в нем характеризовал как тоскливое.

В лирике Фета тема жизни и смерти рассматривается через призму идей христианских, платоновских, шопенгауэровских. Стоит отметить, что философия пессимизма великого немецкого мыслителя оказала сильнейшее влияние на Афанасия Афанасиевича.

В одно время он даже занимался переводами трудов Шопенгауэра на русский язык.

Стихотворение «Смерти» создано в 1884 году. Оно включено во второй выпуск сборника «Вечерние огни» (1885). По названию видно, что Фет напрямую обращается к старухе с косой, пишет ей посвящение. Лирический герой встречает неминуемый конец бесстрашно.

Ощущение приближающейся смерти ему знакомо не понаслышке. Ее он считает окончанием всех жизненных мук. В первой строфе уход в иной мир сравнивается с «вечной постелью» и «ночью безрассветной». Далее перед читателями предстает своеобразный поединок.

Кажется, смерть готова коснуться головы лирического героя, навсегда стерев его из списка бытия. Вот только он не собирается так просто сдаваться на милость безжалостной победительницы. Более того — бой завершается торжеством человека.

В третьей строфе герой называет смерть безличным призраком, тенью у своих ног, «игрушкой шаткой тоскующей мечты».

Во втором выпуске книги «Вечерние огни» под двадцатым номером расположилось стихотворение «Солнце садится, и ветер утихнул летучий…» (1883). К рассматриваемому нами тексту оно имеет непосредственное отношение.

Смерть в нем принимается как нечто неизбежное, непобедимое: …О, если б небо судило без тяжких томлений Так же и мне, оглянувшись на жизнь, умереть! Лирический герой мечтает о спокойной кончине, которую соотносит с закатом: Только закат будет долго чуть зримо гореть; О, если б небо сулило без тяжких томлений Так же и мне, оглянувшись на жизнь, умереть!

Читайте также:  Сочинение-сравнение творчества Ахматовой и Цветаевой

В «Смерти» читателям предлагается совершенно другая картина. Лирический герой отвергает смерть, считая ее ничтожным явлением по сравнению с мыслящим «я» человека. Столь явное несовпадение носит неслучайный характер.

В «Вечерних огнях» Фет группирует стихотворения так, чтобы показать читателями одни и те же вещи с разных сторон, продемонстрировать порой кардинально противоположные точки зрения. По мнению поэта, многогранность бытия можно было передать исключительно при помощи противоречий.

Также нужно обратить внимание на стихотворение «Смерть» (1878), включенное в раздел «Элегии и думы» первого выпуска «Вечерних огней». Отношение к старухе с косой вновь меняется.

Неизбежный конец земного человеческого пути Афанасий Афанасиевич преподносит как ценность: …Но если жизнь — базар крикливый бога, То только смерть — его бессмертный храм.

Смею предположить, восприятие Фетом смерти тесно связано с главной трагедией его жизни — гибелью Марии Лазич, единственной возлюбленной. Девушка скончалась в 1850 году от сильнейших ожогов, полученных при пожаре.

При этом историю отношений поэта с Лазич нельзя назвать счастливой. Они не могли пожениться из-за тогдашней бедности Афанасия Афанасиевича, но и расстаться навсегда сил у них не находилось.

Смерть Марии Козьминичны оказалась одновременно огромным несчастьем и разрешением труднейшей ситуации.

История создания

Стихотворение «Задрожали листы, облетая» занимает особое место в творчестве А. А. Фета. Оно было написано в июле 1887 года, что может сперва показаться странным, ведь произведение посвящено осени – «золотой» поре. Однако образ осени метафоричен, он отражает состояние души поэта и тяжесть испытаний, которые приходится преодолевать на жизненном пути.

В это время Афанасий Афанасьевич был в преклонном возрасте и проживал в уединении у себя в усадьбе. Он страдал от болезней и старости, вспоминал молодость и былую силу. Одиночество тоже наложило свой отпечаток на сознание автора: ему трудно было найти единомышленников в глуши.

Он активно занимался хозяйством, но хлопоты помещика не занимали его полностью. Поэтому Фет приводил в порядок свои рукописи и занимался издательством сборников. Тем не менее, спустя три года после написания этого стихотворения Афанасий Афанасьевич предпринял попытку суицида. Она не удалась.

Но вскоре поэт умер от сердечного приступа в 1892 году.

Основная идея

Сперва читатель увидит в стихотворении лишь осенний пейзаж: безжалостный ветер и тёмные тучи. Однако, как было отмечено раннее, осень – это метафора, раскрывающая состояние души поэта.

Его жизнь полна проблем, которые ворвались подобно буре.

Смысл стихотворения «Задрожали листы, облетая» состоит в том, что все эти ненастья вполне можно пережить, если в доме, «уютном гнёздышке», тебя ждёт тепло и умиротворение.

Сталкивая бурю и тишину, холод и тепло, юркую птицу и неодушевленный мир осени, жизнь и смерть, поэт заставляет нас задуматься о надежде: даже в осени жизни есть милые душе краски, чувства и мысли. Во мраке есть искорка света, в отчаянии есть место надежде. Такова главная мысль стихотворения «Задрожали листы, облетая».

Композиция

Стихотворение «Задрожали листы, облетая» состоит из трёх строф.

  1. В первой строфе автор описывает бушующую природу, появляется мотив страха.
  2. Во второй строфе пространство сужается до маленького гнезда, птички, которой не страшна буря. И если в первой строфе пространство враждебное, то во второй мы видим, что там, в гнезде, теплится жизнь.
  3. В третьей строфе пространство вновь расширяется и в последних двух строчках снова сужается. Тишина в гнезде противопоставляется раскатам грома.

Темы, проблемы и настроение

В стихотворении «Задрожали листы, облетая» между строк звучит тема смерти: осень – это пора увядания, то есть с приближением зимы природа как бы умирает. В то же время тепло и гармония гнезда говорят о надежде, которая теплится даже в самой холодной душе, даже в холоде смерти.

В произведении читатель также увидит мотив одиночества. Он связан с образом птички: она одна противостоит буре. Этот мотив усиливают две последние строки, в которых читается опасность, что передаётся глаголом «грохочет» и повторяющимся звуком [р]. В гнезде же, напротив, царит тишина.

Для создания настроения поэт использует «краски». Строки окутаны тоской и мраком, чему противостоит «светлогрудая» птичка. Так Фет хочет передать чувство надежды, убеждая читателя в том, что с приходом проблем жизнь начинает бурлить с новой силой, а вовсе не заканчивается.

Образы и символы

Друг другу противопоставляются «воздушные» образы: птичка, тучи и бури. Два последних образа – это тёмные силы, приносящие в жизнь хаос. Птичка, напротив, воплощает смелость, борьбу за жизнь.

  Астафьев краткое содержание сон о белых горах краткое

Образ бури в стихотворении символизирует те события и испытания, через которые поэт проходит на своём жизненном пути.

Ещё один образ – это «милая птичка», символизирующая жену, семью. Она дарит поэту покой и гармонию, помогает ему преодолеть любые препятствия. Она также становится символом стойкости и смелости.

Поиогите написать анализ стиха задрожали листы облетая

5-9 класс

«Задрожали листы, облетая…»: стихотворение-метафора — Облетающие листья, тучи, буря — это понятные всем приметы поздней осени. Поэт использует описание осени для создания метафоры.

Осенняя буря у Фета — это не только проявление стихии, но и символ сложностей человеческого мира, бурь, которые происходят в общественной жизни. “Тёплое гнёздышко” и “милая птичка” — это дом человека, семья, где хозяйка-женщина сохраняет любовь, ласку и добро.

Фет пишет о том, как важно хранить тепло домашнего очага, как важно, чтобы человек всегда смог найти себе отдохновение в “тёплом гнёздышке”. В этом смысл фетовского противопоставления. 

Ответить

Kruchinina1998k / 02 мая 2016 г., 15:59:42

Синоним и антоним к слову: Покой

Cfknfyf / 27 апр. 2016 г., 0:46:27

заранее спасибо виписать метафоры и олицытворение если есть и эпитеты Густой зеленый ельник у дороги,

Глубокие пушистые снега.В них шел олень, могучий, тонконогий,К спине откинув тяжкие рога.Вот след его.

Здесь натоптал тропинок,Здесь елку гнул и белым зубом скреб -И много хвойных крестиков, остинокОсыпалось с макушки на сугроб.

Вот снова след размеренный и редкий,И вдруг — прыжок! И далеко в лугуТеряется собачий гон — и ветки,Обитые рогами на бегу…О, как легко он уходил долиной!Как бешено, в избытке свежих сил,В стремительности радостно-звериной,

Он красоту от смерти уносил!

Kobras / 25 февр. 2014 г., 14:26:39

как можно назвать по-другому стих “задрожали лмсты,облетая…” “Задрожали листы, облетая, Тучи неба закрыли красу, С поля буря

  • ворвашися злая
  • Рвет и мечет и воет в лесу.
  • Только ты, моя милая птичка,
  • В теплом гнездышке еле видна.
  • Светлогруда, легка, невеличка,
  • Не запугана бурей одна.
  • Игрохочет громов перекличка,

И шумящая мгла так черна…

  1. Только ты, моя милая птичка,
  2. Втеплом гнездышке еле видна.”
  3. пожалуйста,помогите

Igoro / 30 авг. 2013 г., 9:15:47

Ребят срочно!!!

эпитет и метафора в стихотворении задрожали листы облетая А.А Фет Задрожали листы, облетая, Тучи неба закрыли красу, С поля буря ворвавшися злая Рвет и мечет и воет в лесу. Только ты, моя милая птичка, В теплом гнездышке еле видна, Светлогруда, легка, невеличка, Не запугана бурей одна. И грохочет громов перекличка, И шумящая мгла так черна… Только ты, моя милая птичка,

В теплом гнездышке еле видна.

Вы находитесь на странице вопроса “Поиогите написать анализ стиха задрожали листы облетая“, категории “литература“. Данный вопрос относится к разделу “5-9” классов.

Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории “литература“.

Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Ссылка на основную публикацию