Творчество Бертольда Брехта

Бертольд Брехт – одна из самых известных и неординарных фигур в мировой литературе. Этот талантливый яркий поэт, писатель-философ, самобытный драматург, театральный деятель, теоретик искусства, основатель так называемого эпического театра известен практически каждому образованному человеку. Его многочисленные произведения не теряют актуальности и по сей день.

Биографические сведения

Из биографии Бертольда Брехта доподлинно известно, что родом он из баварского города Аугсбурга, из достаточно богатой семьи, в которой он был первым ребенком. Появился на свет О́йген Бе́ртхольд Фри́дрих Брехт (таково его полное имя) 10 февраля 1898 года.

С шестилетнего возраста в течение четырех лет (1904-1908) мальчик учился в народной школе францисканского монашеского ордена. Затем поступил в Баварскую королевскую реальную гимназию, где наиболее глубоко изучались гуманитарные предметы.

Здесь будущий поэт и драматург учился в течение девяти лет, и на протяжении всего периода обучения его отношения с преподавателями складывались напряженно из-за очень свободолюбивого характера юного поэта.

В собственной семье Бертольд также не находил понимания, отношения с родителями становились все более отчужденными: Бертольд все больше проникался проблемами бедных слоев населения, и стремление родителей к накоплению материальных благ претило ему.

Первой женой поэта стала актриса и певица Марианна Цофф, которая была старше его на пять лет. В молодой семье родилась дочь, которая стала впоследствии известной актрисой.

Второй женой Брехта стала Елена Вайгель, также актриса, у них родились сын и дочь.

Помимо всего прочего, Бертольд Брехт славился также любвеобильностью и пользовался успехом у женщин. У него были и внебрачные дети.

Творчество Бертольда Брехта

Начало литературной деятельности

Обладая обостренным чувством справедливости и несомненным литературным даром, Брехт не мог оставаться в стороне от происходящих в его родной стране и мире политических событий. Практически на каждое сколько-нибудь важное происшествие поэт откликался злободневным произведением, хлестким стихом.

Литературный дар Бертольда Брехта начал проявляться еще в юности, в шестнадцатилетнем возрасте он уже регулярно печатался в местной периодике. Это были стихи, небольшие рассказы, всевозможные эссе, даже театральные рецензии.

Бертольд активно изучал народное устное и театральное творчество, знакомился с поэзией немецких поэтов и писателей, в частности, с драматургией Франка Ведекинда.

После окончания в 1917 году гимназии Брехт поступает на медицинский факультет в Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана. Учась в этом вузе, Брехт параллельно осваивал игру на гитаре, проявлял задатки актерского и режиссерского мастерства.

Учебу в медицинском институте пришлось прервать, так как юноше подошло время служить в армии, но так как время было военное, родители будущего поэта добивались отсрочки, и Бертольду пришлось пойти работать санитаром в военный госпиталь.

К этому периоду относится написание стихотворения «Легенда о мертвом солдате». Это произведение стало широко известно, в том числе и благодаря самому автору, который исполнял его перед публикой под гитару (к слову, музыку к своим текстам он писал сам). Впоследствии именно это стихотворение послужило одной из основных причин лишения автора гражданства родной страны.

Вообще, путь в литературу для него был достаточно тернист, его преследовали неудачи, но упорство и настойчивость, уверенность в своем таланте принесли, в конце концов, ему мировую известность и славу.

Творчество Бертольда Брехта

Революционер и антифашист

В начале 20-х годов XX века в пивных барах г. Мюнхена Бертольд Брехт стал свидетелем первых шагов Адольфа Гитлера на политическом поприще, но тогда он не увидел в этом политическом деятеле угрозы, зато потом стал убежденным антифашистом.

Каждое событие или явление в стране находило активный литературный отклик в творчестве писателя. Его произведения были злободневны, ярко и наглядно обнажали проблемы тогдашней Германии.

Писатель все больше проникался революционными идеями, что не могло нравиться буржуазной публике, и премьеры его пьес стали сопровождаться скандалами.

Убежденный коммунист, Брехт становится объектом травли и гонений. За ним устанавливается слежка, его произведения подвергаются беспощадной цензуре.

  • Брехт написал много антифашистских произведений, в частности, «Песню о штурмовике», «Когда фашизм набирал силу» и другие.
  • Пришедшие к власти фашисты занесли его имя в черный список лиц, которых необходимо уничтожить.
  • Поэт понимал, что в таких условиях он обречен, поэтому срочно принял решение об эмиграции.

Творчество Бертольда Брехта

Вынужденная эмиграция

28 февраля 1933 писатель покинул Германию.

В течение ближайших полутора десятка лет, а точнее, с 1933 по 1948 год, поэту с семьей пришлось постоянно переезжать. Вот список только некоторых стран, в которых он жил: Австрия, Швейцария, Швеция, Дания, Финляндия, США.

Брехт был активным антифашистом, и это не способствовало спокойной и размеренной жизни его семьи в других странах. Характер борца с несправедливостью делал трудным и опасным его проживание в положении политического изгнанника в каждом из этих государств.

Угроза выдачи гитлеровским властям постоянно нависала над ним, поэтому семье приходилось часто переезжать, порой меняя место жительство несколько раз за один год.

В эмиграции Брехтом были написаны многие прославившие его произведения: «Трехгрошовый роман», «Страх и отчаяние в Третьей империи», «Винтовки Тересы Каррар», «Жизнь Галилея», «Мамаша Кураж и ее дети».

Брехт серьезно занимается разработкой теории «эпического театра». Этот театр не дает ему покоя еще со второй половины 20-х годов двадцатого века. Приобретая черты политического театра, он становился все более актуальным.

В Европу семья поэта вернулась в 1947 году, а в Германию еще позже – в 1948-м.

Лучшие произведения

Творчество Бертольда Брехта начиналось с традиционного написания стихов, песен, баллад. Стихи у него писались, сразу ложась на музыку, свои баллады он сам исполнял под гитару.

Он до конца жизни оставался прежде всего поэтом, свои пьесы он писал также в стихах. Но стихи Бертольда Брехта имели своеобразную форму, были написаны «рваным ритмом». Ранние и более зрелые стихотворные произведения сильно различаются по манере письма, объектам описания, рифма тоже заметно отличается.

За свою не слишком длинную жизнь Брехт написал достаточно много книг, оказавшись довольно плодовитым автором. Среди множества его произведений критики выделяют лучшие. Ниже перечислены книги Бертольда Брехта, которые вошли в золотой фонд мировой литературы.

Творчество Бертольда Брехта

«Жизнь Галилея» – одно из самых значительных драматических произведений Брехта. В этой драме рассказывается о жизни великого ученого XVII века Галилео Галилея, о проблеме свободы научного творчества, а также об ответственности ученого перед обществом.

Одна из самых известных пьес – «Мамаша Кураж и ее дети». Своей героине мамаше Кураж Бертольд Брехт недаром присвоил такое говорящее прозвище. В этой пьесе повествуется о торговке съестными припасами, маркитантке, которая путешествует, перевозя свой торговый фургон по Европе во времена Тридцатилетней войны.

Для нее происходящая вокруг общечеловеческая трагедия – лишь повод получить доход. Увлеченная своими меркантильными интересами, она не сразу замечает, как война в качестве платы за предоставленную возможность наживаться на страданиях людей отнимает у нее детей.

Пьеса Бертольда Брехта «Добрый человек из Сычуани» написана в форме драматической легенды.

Творчество Бертольда Брехта

Пьеса «Трехгрошовая опера» с триумфом шла на мировых сценах, считается одной из самых громких театральных премьер столетия.

«Трехгрошовый роман» (1934) – единственное крупное прозаическое произведение знаменитого писателя.

«Книга перемен» – философский сборник притч, афоризмов в 5 томах. Посвящен проблемам нравственности, критике общественного строя в Германии и Советском Союзе. Главным героям своей книги – Ленину, Марксу, Сталину, Гитлеру – автор присвоил китайские имена.

Конечно же, это далеко не полный список лучших книг Бертольда Брехта. Но они самые известные.

Поэзия как основа драматургии

С чего начинает свой путь любой поэт или писатель? Конечно, с написания первых стихов или рассказов. Стихи Бертольда Брехта начали появляться в печати еще в 1913-1914 годах. В 1927 году вышел сборник его стихотворений «Домашние проповеди».

  1. Творения молодого Брехта были пронизаны отвращением к лицемерию буржуазии, ее официальной морали, которая прикрывала подлинную жизнь буржуа с ее неприглядными проявлениями.
  2. Своей поэзией Брехт пытался научить своего читателя по-настоящему понимать те вещи, которые только на первый взгляд кажутся очевидными и понятными.
  3. В то время, когда мир переживал экономический кризис, нашествие фашизма и погружался в кипящий котел Второй мировой войны, поэзия Бертольда Брехта очень чутко реагировала на все происходящее вокруг и отражала все животрепещущие проблемы и вопросы своего времени.
  4. Но и сейчас, несмотря на то что времена изменились, его поэзия звучит современно, свежо и актуально, потому что она настоящая, создана на все времена.

Эпический театр

Бертольд Брехт — величайший теоретик и режиссер. Он является основателем нового театра с введением в спектакль дополнительных действующих лиц — автора (рассказчика), хора — и применением всевозможных других средств, чтобы зритель мог смотреть на происходящее с разных сторон, уловить отношение автора к своему персонажу.

К середине 20-х годов ХХ века была сформулирована теория театра Бертольда Брехта. А в конце 20-х драматург становится все более известным и узнаваемым, его литературная слава растет с космической скоростью.

Успех постановки «Трехгрошовой оперы» в 1928 году, с великолепной музыкой известного композитора Курта Вайля, был потрясающим. Пьеса произвела фурор среди искушенной и избалованной берлинской театральной публики.

Произведения Бертольда Брехта приобретают все более широкий международный резонанс.

Творчество Бертольда Брехта

«Натурализм, — писал Брехт, — дал театру возможность создавать исключительно тонкие портреты, скрупулезно, во всех деталях изображать социальные «уголки» и отдельные малые события.

Когда стало ясно, что натуралисты переоценивали влияние непосредственной, материальной среды на общественное поведение человека… — тогда пропал интерес к «интерьеру».

Приобрел значение более широкий фон, и нужно было уметь показать его изменчивость и противоречивое воздействие его радиации».

Первой эпической драмой можно считать «Ваала», но принципы «эпического театра» вырабатывались постепенно, менялся характер пьес, проявлялось и уточнялось предназначение именно такого театра.

После возвращения в Германию Брехт начинает постановку своей пьесы «Мамаша Кураж и ее дети». 11 января 1949 года состоялась премьера спектакля, который имел оглушительный успех. Для драматурга и режиссера это был подлинный триумф.

Бертольд Брехт занимается организацией театра «Берлинский ансамбль». Здесь он разворачивается в полную силу, осуществляя давно вынашиваемые творческие замыслы.

Он приобретает влияние в художественной, культурной, общественной жизни Германии, и это влияние постепенно распространялось на всю мировую культурную жизнь.

Цитаты Бертольда Брехта

Высказывания талантливого автора собраны в отдельные сборники афоризмов и цитат. Вот только несколько из них:

  • И в скверное время есть хорошие люди.
  • Объяснения — это чаще всего оправдания.
  • У человека должно быть хотя бы на два гроша надежды, иначе жить невозможно.
  • Слова имеют свою собственную душу.
  • Перевороты совершаются в тупиках.

Как можно видеть, Бертольд Брехт славился краткими, но острыми, меткими и точными высказываниями.

Сталинская премия

Когда Вторая мировая война закончилась, над миром повисла новая угроза – угроза ядерной войны. В 1946 году началось противостояние двух ядерных сверхдержав мира: СССР и США.

Читайте также:  Краткое содержание сказки Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» с отзывом для читательского дневника

Эту войну называют «холодной», но она реально угрожала всей планете. Бертольд Брехт не мог оставаться в стороне, он, как никто, понимал, насколько хрупок мир и что надо приложить максимум усилий для его сохранения, ведь судьба планеты висела буквально на волоске.

В собственной борьбе за мир Брехт сделал упор на активизацию своей общественной и творческой деятельности, посвященной укреплению международных отношений. Символом его театра стал голубь мира, который украшал занавес кулис «Берлинского ансамбля».

Его усилия не пропали даром: в декабре 1954 года Брехт был удостоен Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами». Чтобы получить эту премию, Бертольд Брехт в мае 1955 года прибыл в Москву.

Писателю устроили экскурсию в советские театры, но спектакли разочаровали его: в те дни советский театр переживал не лучшие времена.

В 1930-х Брехт бывал в Москве, тогда этот город за границей был известен как «театральная Мекка», но в 1950-х от его былой театральной славы не осталось ничего. Возрождение театра произошло гораздо позже.

Творчество Бертольда Брехта

Последние годы

В середине 1950-х Брехт очень много работал, впрочем, как всегда. К сожалению, состояние его здоровья начало ухудшаться, оказалось, что у него больное сердце, а писатель и драматург не привык себя беречь.

Общий упадок сил был явно выражен уже с весны 1955 года: Брехт сильно сдал, в возрасте 57 лет он ходил с палочкой и выглядел как глубокий старик.

В мае 1955 года, перед отправкой в Москву, он составляет завещание, в котором просит, чтобы гроб с его телом не выставлялся на обозрение публики.

Следующей весной он работал над постановкой пьесы «Жизнь Галилея» в своем театре.

У него случился инфаркт, но поскольку он был бессимптомным, Брехт не обратил на него никакого внимания и продолжил работу.

Усиливавшуюся слабость он принял за переутомление и в середине весны предпринял попытку отказаться от перегрузок и просто уехать отдохнуть. Но это уже не помогло, самочувствие не улучшалось.

10 августа 1956 год Брехту нужно было приехать в Берлин на репетиции спектакля «Кавказский меловой круг», чтобы проконтролировать процесс подготовки театра к предстоящим гастролям в Великобритании.

Но увы, с вечера 13 августа его состояние стало резко ухудшаться. На следующий день, 14 августа 1956 года, у писателя остановилось сердце. Бертольт Брехт не дожил до своего шестидесятилетнего юбилея два года.

Похороны прошли через три дня, на небольшом Доротеенштадтском кладбище, которое находилось недалеко от его дома. На похоронах присутствовали только самые близкие друзья, члены семьи и коллектив театра «Берлинский ансамбль». Следуя завещанию, над могилой Брехта речи произносить не стали.

Только через несколько часов состоялась официальная церемония возложения венков. Таким образом была исполнена его последняя воля.

Творческое наследие Бертольда Брехта вызывает такой же интерес, как и при жизни автора, а спектакли по его произведениям продолжают ставить во всем мире.

Бертольт Брехт: Революционер театрального искусства

Каждому человеку, хоть немного интересующемуся театром, пусть даже это и совсем еще не искушенный театрал, знакомо имя Бертольда Брехта.

Он занимает почетное место в ряду выдающихся театральных деятелей, и его влияние на европейский театр можно сравнить с влиянием К. Станиславского и В. Немировича-Данченко на русский.

  Пьесы Бертольта Брехта ставятся повсеместно, и Россия не является исключением.

Творчество Бертольда Брехта

Бертольд Брехт. Источник: http://www.lifo.gr/team/selides/55321

Что такое «эпический театр»?

Бертольт Брехт – не просто драматург, писатель, поэт, но и основатель театральной теории – «эпического театра». Сам Брехт противопоставлял ее системе «психологического» театра, основоположником которой является К.Станиславский.

  Основным принципом «эпического театра» являлось соединение драмы и эпоса, что противоречило общепринятому пониманию театрального действия, основанного, по мнению самого Брехта, только на идеях Аристотеля.

Для Аристотеля эти два понятия были несовместимы на одной сцене; драма должна была полностью погружать зрителя в реальность спектакля, вызывать сильные эмоции и заставлять остро переживать события вместе с актерами, которым предполагалось вживаться в роль и, для достижения психологической достоверности, изолировать себя на сцене от зрителей (в чем, по Станиславскому, им помогала условная «четвертая стена», отделявшая актеров от зрительного зала). Наконец, для психологического театра необходимо было полное, детальное восстановление антуража.

Брехт же, наоборот, считал, что подобный подход переключает внимание в большей степени только на действие, отвлекая от сути. Цель «эпического театра» – заставить зрителя абстрагироваться и начать критически оценивать и анализировать происходящее на сцене. Лион Фейхтвангер писал:

«По Брехту, вся суть заключается в том, чтобы зритель больше не обращал внимания на «что», а только на «как» … Согласно Брехту, всё дело в той, чтобы человек в зрительном зале лишь созерцал события на сцене, стремясь как можно больше узнать и услышать.

Зритель должен наблюдать за течением жизни, извлечь из наблюдения соответствующие выводы, отклонить их или согласиться, — он должен заинтересоваться, но, боже упаси, только не расчувствоваться.

Он должен рассматривать механизм событий точно так же, как механизм автомашины»

Эффект отчуждения

Для «эпического театра» важен был «эффект отчуждения». Сам Бертольд Брехт говорил, что необходимо «просто лишить событие или характер всего, что само собой разумеется, знакомо, очевидно, и вызвать по поводу этого события удивление и любопытство», что должно сформировать у зрителя способность критически воспринимать действие.

  • Актеры
  • Брехт отказался от принципа, что актер должен максимально вживаться в роль, более того, от актера требовалось выражение его собственной позиции по отношению к своему персонажу. В своем докладе (1939 год) Брехт аргументировал эту позицию следующим образом:
  • «Если между сценой и публикой устанавливался контакт на основе вживания,  зритель был способен увидеть ровно столько, сколько видел герой, в которого он вжился. И по отношению к определённым ситуациям на сцене он мог испытывать такие чувства, которые разрешало „настроение“ на сцене»
  • Сцена

Соответственно, и оформление сцены должно было работать на идею; Брехт отказался от достоверного воссоздания антуража, воспринимая сцену как инструмент.

От художника теперь требовался минималистический рационализм, декорации должны были быть условными и представлять зрителю изображаемую реальность лишь в общих чертах.

Использовались экраны, по которым шли титры, кинохроника, что также препятствовало «погружению» в спектакль; иногда же декорации меняли прямо на глазах у зала, не опуская занавес, намеренно разрушая сценическую иллюзию.

Музыка

Для реализации «эффекта отчуждения» Брехт использовал в  своих спектаклях также и музыкальные номера – в «эпическом театре» музыка дополняла актерскую игру и выполняла ту же функцию – выражение критического отношения к происходящему на сцене. В первую очередь, в этих целях использовались зонги[1]. Эти музыкальные вставки специально как бы выпадали из действия, использовались не к месту, но этот прием подчеркивал несоответствие только форме, а не содержанию.

Влияние на русский театр сегодня

Как уже было отмечено, пьесы Бертольта Брехта по-прежнему пользуются популярностью у режиссеров всех мастей, и московские театры сегодня предоставляют большой выбор и позволяют наблюдать весь спектр таланта драматурга.

Так, в мае 2016 года состоялась премьера спектакля “Мамаша Кураж” в театре Мастерская Петра Фоменко.

В основе спектакля лежит пьеса “Мамаша Кураж и ее дети”, которую Брехт начал писать в канун Второй мировой войны, задумав сделать таким образом предупреждение.

Однако, драматург закончил работу осенью 1939 года, когда война уже началась. Позже Брехт напишет:

«Писатели не могут писать с такой быстротой, с какой правительства развязывают войны: ведь чтобы сочинять, надо думать… „Мамаша Кураж и её дети“ — опоздала»

При написании пьесы источниками вдохновения Брехту служили два произведения – повесть «Подробное и удивительное жизнеописание отъявленной обманщицы и бродяги Кураж», написанная в 1670 году Г.

фон Гриммельсгаузеном, участником Тридцатилетней войны, и «Сказания прапорщика Столя» Й. Л. Рунеберга. Героиня пьесы, маркитантка, использует войну как способ обогатиться и не испытывает никаких чувств по отношению к этому событию.

Кураж заботится о своих детях, которые, наоборот, представляют лучшие человеческие качества, которые видоизменяются в условиях войны и обрекают всех троих на погибель.

 «Мамаша Кураж» не только воплотила в себе идеи «эпического театра», но и стала первой постановкой театра «Берлинер ансамбль» (1949), созданного Брехтом.

Творчество Бертольда Брехта

Постановка пьесы «Мамаша Кураж» в театре Фоменко. Источник фото: http://fomenko.theatre.ru/performance/courage/

В театре им. Маяковского в апреле 2016 года состоялась премьера спектакля «Кавказский меловой круг» по одноименной пьесе Брехта. Пьеса была написана в Америке в 1945 году.

Эрнст Шумахер, биограф Бертольта Брехта, высказывал предположение, что, избрав местом действия Грузию, драматург как бы отдал дань уважения роли Советского Союза во Второй Мировой Войне.

В эпиграф спектакля вынесена цитата:

«Дурные времена делают человечность опасной для человека»

В основе пьесы лежит библейская притча о царе Соломоне и двух матерях, спорящих, чей ребенок (также, по мнению биографов, на Брехта оказала влияние пьеса «Меловой круг» Клабунда, в основе которой, в свою очередь, лежала китайская легенда). Действие разворачивается на фоне Второй Мировой Войны. В этом произведении Брехт ставит вопрос, чего стоит добрый поступок?

Как отмечают исследователи, эта пьеса – пример «правильного»  для «эпического театра» сочетания эпоса и драмы.

Творчество Бертольда Брехта

Постановка пьесы «Кавказский меловой круг» в театре Маяковского. Источник фото: http://www.wingwave.ru/theatre/theaterphoto.html

Пожалуй, самая известная в России постановка «Доброго человека из Сезуана» Добрый человек из Сычуани»)  – постановка Юрия Любимова в 1964 году в Театре на Таганке, с которой для театра началась эпоха расцвета.

Сегодня интерес режиссеров и зрителей к пьесе не пропал, спектакль Любимова по-прежнему на сцене, в Театре имени Пушкина можно посмотреть версию Юрия Бутусова. Эту пьесу считают одним из самых ярких образцов «эпического театра».

Как и Грузия в «Кавказском меловом круге», Китай здесь – своеобразная, очень далекая условная сказочная страна. И вот в этом условном мире разворачивается действие – боги спускаются с небес в поисках доброго человека. Это спектакль о доброте.

Брехт считал, что это врожденное качество и что оно относится к специфическому набору качеств, которые могут быть выражены только символически.

Эта пьеса – притча, и автор ставит здесь перед зрителем вопросы, что есть доброта в жизни, как она воплощается и может ли быть абсолютной, или же присутствует двойственность человеческой натуры?[2]

Творчество Бертольда Брехта

Постановка пьесы «Добрый человек из Сычуани» Брехта 1964 года в театре на Таганке. Источник фото: http://tagankateatr.ru/repertuar/sezuan64

Одну из самых известных пьес Брехта, «Трехгрошовую оперу», поставил в 2009 году Кирилл Серебренников в МХТ имени Чехова. Режиссер подчеркивал, что ставит зонг – оперу и готовил спектакль два года.

Это история о бандите по прозвищу Мэкки – нож, действие происходит в викторианской Англии. В действии принимают участие и нищие, и полицейские, и бандиты, и проститутки.

Читайте также:  Полная биография М.М. Пришвина

По словам самого Брехта, в пьесе он изобразил буржуазное общество. В основе лежит балладная опера «Опера нищих» Джона Гея.

Брехт же говорил, что в написании его пьесы участвовал композитор Курт Вайль. Исследователь В. Гехт, сравнивая два этих произведения, писал:

«Гей наводил замаскированную критику на явные безобразия, Брехт подвергал явной критике замаскированные безобразия. Гей объяснял безобразия человеческими пороками, Брехт, напротив, пороки — общественными условиями»

Особенность «Трехгрошовой оперы» в ее музыкальности. Зонги из спектакля стали невероятно популярны, и в 1929 году в Берлине даже вышел сборник, а позже исполнялись многими мировыми звездами музыкальной индустрии.

Творчество Бертольда Брехта

Постановка пьесы «Тёхгрошова опера» в МХТ имени А.П. Чехова. Источник фото: https://m.lenta.ru/photo/2009/06/12/opera

Бертольд Брехт стоял у истоков совершенно нового театра, где главная цель автора и актёров — воздействовать не на эмоции зрителя, а на его разум: заставить зрителя быть не участником, сопереживающим происходящему, искренне верящему в реальность сценического действа, а спокойным созерцателем, который чётко понимает разницу между реальностью и иллюзией реальности. Зритель драматического театра плачет вместе с плачущим и смеётся вместе со смеющимся, в то время как зритель эпического театра Брехта смеётся над плачущим и плачет над смеющимся. ведь главная задача, которую ставит Брехт перед своей аудиторией — не верить, а думать.

Нина Михайлова

[1] Зонг (от нем. der Song — эстрадная песня) — вид баллады, иногда близкой к джазовому ритму, часто пародийного, гротескного характера, содержащей едкую сатиру и критику общества.

Изначально — обозначение музыкальных номеров в «эпическом театре» Б.

Брехта (со времени первой постановки его «Трёхгрошовой оперы» в 1928 году), где они исполняются обычно в виде интермедии или авторского

[2]  «Добрый человек из Сезуана» //  tagankateatr.ru/repertuar/dobriy-chelovek

Бертольд Брехт

XX век с его войнами и революциями, экономическими потрясениями и научными открытиями стал эпохой гениальных умов, создавших своим творчеством и талантом особый культурный пласт, бесценное наследие.

Одним из таких творцов был немецкий поэт, писатель и драматург Бертольд Брехт, чьи пьесы стали классикой мирового театрального репертуара.

«Шекспир XX века» – так назвали Брехта современники, давая высокую оценку его теории «эпического театра».

Детство и юность

Ойген Бертхольд (Бертольд) Брехт родился 10 февраля 1898 года в Аугсбурге, Германия. Отец Бертхольд Фридрих Брехт прошел карьерный путь от торгового агента до директора бумажной фабрики. Мать София Брецинг – дочь начальника железнодорожной фабрики. Ойген стал первенцем семейной пары.

Бертольд Брехт

Чета Брехт была одной из состоятельных в этом маленьком баварском городке. И мальчик рос в традиционной для тех лет буржуазной атмосфере: у родителей была прислуга, у детей – няни, дорогие подарки на Рождество и хорошие домашние учителя. Чуть позже Ойген пошел в народную школу францисканского монашеского ордена, затем поступил в Баварскую королевскую реальную гимназию.

Однако чем взрослее становился Ойген, тем большей неприязнью проникался к этому мещанскому укладу. Конфликты с родителями вскоре переросли в настоящий бунт, позже юноша вообще отдалился от семьи и стал изгоем.

Вся эта буря чувств находила выход в поэтическом творчестве.

Первые стихи, эссе и рассказы под впечатлением от творчества кумира Франка Ведекинда парень стал писать и печатать в местных журналах еще в гимназии в 1913-1914 годах.

Бертольд Брехт в молодости

В 1917-м Ойген окончил гимназию и поступил на медицинский факультет Мюнхенского университета, но уже через год был призван в армию. Дабы не пускать сына на фронт по причине слабого здоровья, отец Брехта выхлопотал для него место санитара в военном госпитале.

Увидев и услышав (в рассказах раненых) изнанку войны, поэт пишет свое первое резонансное произведение «Легенда о мертвом солдате», в котором в сатирической манере повествует о приключениях солдата, извлеченного из могилы, признанного медкомиссией годным к службе и возвращенного обратно на войну. В считанные дни стихотворение становится популярным и расходится на цитаты.

Творчество

Вскоре Брехт возвращается в университет, но переводится на факультет философии, где проучился только 2 года и был исключен из-за неявок. Причиной такого поведения стало его новое увлечение – театр. Теперь он завсегдатай литературно-артистических кафе и сам играет на подмостках театра «Вильде Бюне».

Драматург Бертольд Брехт

В эти годы рождаются первые пьесы Бертольда Брехта (автор творит уже под этим именем) «Мещанская свадьба», «Ваал», «Барабаны в ночи», но ни один театр не берет их к постановке. Тогда драматург едет пытать счастья в Берлин, но и в столице его встречают прохладно и неприветливо.

Ситуацию изменило вмешательство известного берлинского критика Герберта Иеринга. Благодаря его положительным отзывам о драматургии Брехта его пьесы стали ставить на сценах Мюнхена, Берлина и других городов, вызывая при этом шквал критики и недовольства со стороны властей.

Бертольд Брехт и Герберт Иеринг

В это время Брехт возобновляет изучение философии в Берлинском университете, а также подрабатывает на издательском поприще, выпускает сборник стихов «Домашние проповеди» (1927), трудится в театре Пискатора, где адаптирует сценарии.

В 1928 году новый директор театра на Шиффбауэрдамм Йозеф Ауфрихт заказал Брехту переработку знаменитой английской «Оперы нищих» Джона Гэя, написанной в XVIII веке. Бертольд с жаром берется за работу, в которой старается не изменять сюжет, а лишь играет трактовкой образов и вводит новых персонажей.

Перевод либретто на немецкий язык осуществила Элизабет Гауптман. Пьесу, получившую название «Трехгрошовая опера», поставил близкий друг Брехта – режиссер Эрик Энгель на музыку Курта Вайля. Это был первый настоящий триумф автора.

Бертольд Брехт и Курт Вайль

До начала 30-х годов Брехт и Энгель работают в тандеме, пытаясь в полной мере развить так называемую теорию «эпического театра», разработанную драматургом.

Она предполагает слияние действа с эпическим повествованием от лица автора или другого нейтрального персонажа.

Также подход практикует уход от чопорности и стерильности классического театра и включение в ход спектакля общения со зрителем.

Все эти нововведения поначалу не приживались на сценах немецких театров. И только в конце 40-х годов с созданием собственного театра Брехт смог, наконец, в полной мере воплотить на практике задуманные реформы, а затем их подхватит и все мировое театральное сообщество.

Изгнание

В 1935 году пришедшие к власти в Германии национал-социалисты во главе с Адольфом Гитлером лишили Брехта немецкого гражданства, припомнив ему публикацию антирежимных произведений.

Однако еще 2 годами раньше драматург покинул страну, перебравшись с женой и детьми в Вену, а затем в Цюрих.

В Швейцарии Брехт не прижился и вновь стал искать убежища там, где мог бы свободно существовать и работать.

В 1933 году, в то время как в Германии фашисты сжигали его книги вместе с произведениями Эриха Марии Ремарка, Генриха Манна и Карла Маркса, он переехал в Данию, поселившись в уединенной рыбацкой деревушке.

Бертольд Брехт

Здесь в условиях суровой, но прекрасной скандинавской природы автор написал такие выдающиеся произведения, как «Страх и отчаяние в Третьей империи», «Мамаша Кураж и ее дети», а также закончил первоначальный вариант «Жизни Галилея». Из Дании Брехт уезжает в 1939 году из-за гонений на творчество: против его антивоенных пьес выступил сам король Кристиан X.

Временно обосновавшись в Швейцарии, писатель ждет американскую визу, но, получив отказ, выезжает в Финляндию, когда же и эта страна примкнула к гитлеровской коалиции в 1941 году, Брехт вновь бежит от войны и ее губительного разрушения. На этот раз Соединенные Штаты выдали ему визу, и он покидает Европу на целых 6 лет. За это время автор пишет пьесы «Добрый человек из Сезуана», «Сны Симоны Машар», «Швейк во Второй Мировой войне», «Кавказский меловой круг».

Возвращение домой

Вернувшись в послевоенную Германию в 1947 году, драматург выбрал местом проживания социалистическую ГДР. Он получил возможность работать без оглядки, запретов и гонений. Первое, что он делает – создает свой театр «Берлинер ансамбль». Первый же спектакль «Мамаша Кураж и ее дети» отмечен Национальной премией ГДР.

Театр Бертольда Брехта в Берлине

Дальнейшее развитие репертуара проходило не без трудностей, Брехта обвиняли то в «формализме», то в «космополитизме» и «пацифизме».

Тем не менее, в 1950 году Брехт стал действительным членом Академии искусств ГДР, а в 1954-м – ее вице-президентом.

В этом же году он удостоен Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами». Тогда же пишет свое последнее произведение – пьесу «Турандот».

Личная жизнь

Личная жизнь знаменитого драматурга – предмет отдельного исследования многих биографов.

Этой работе посвящали свои труды англичанин Джон Фуэджи и россиянин Юрий Оклянский (книга «Гарем Бертольда Брехта»).

К примеру, первый автор приводит интересные факты из биографии драматурга, заявляя, что многочисленные любовницы Брехта являются соавторами его произведений, кто-то в большей, а кто-то в меньшей степени.

Бертольд Брехт и Рут Берлау

По его утверждению, «Трехгрошовая опера» на 85% написана переводчицей Элизабет Гауптман, стенографистка Маргарет Штеффин принимала участие в создании «Доброго человека из Сезуана», актриса Рут Берлау помогала со «Снами Симоны Машар».

Так или иначе, документальные доказательства этой теории не существуют, а вот то, что писатель действительно был любвеобильным и близок со многими женщинами – верно. При этом он всю жизнь прожил в законном браке.

Творчество Бертольда БрехтаБертольд Брехт и его первая жена Марианна Цофф

Его первой супругой в 1922 году стала актриса и певица Марианна Цофф. Будучи на 5 лет старше, женщина окружила мужа теплом и заботой. В 1923-м у них родилась дочь Ханна, тоже ставшая впоследствии актрисой.

Творчество Бертольда БрехтаБертольд Брехт и его вторая жена Елена Вайгель

Поводом для развода с Марианной стала новая страсть драматурга – молодая актриса Елена Вайгель. Она родила Брехту сына Штефана в 1924 году, а официально поженились супруги в 1929-м. В следующем году родилась их дочь Барбара, она тоже пошла по творческим стопам матери.

Бертольд Брехт и Паула Банхольцер

Еще один ребенок Бертольда Брехта, сын Франк – внебрачный. Он родился в 1919 году от Паулы Банхольцер, девушки, в которую Брехт был страстно влюблен.

Смерть

По злой иронии судьбы, получив долгожданное признание, выдающийся писатель и драматург вдруг стремительно стал терять здоровье, и без того подорванное в годы эмиграции. Весной 1956 года, работая над постановкой «Жизни Галилея» в своем театре, он перенес инфаркт. Приняв его за обычное недомогание, не стал обращаться к врачу.

Памятник Бертольду Брехту

Мужчина съездил в небольшой отпуск и вновь принялся за работу, но в августе его самочувствие резко ухудшилось. Врачи диагностировали обширный инфаркт, который и стал причиной его смерти 14 августа 1956 года.

Читайте также:  Хорош ли жизненный принцип – действовать методом проб и ошибок?

Театрального деятеля похоронили на Доротеенштадском кладбище. Брехт завещал не произносить над его могилой прощальных речей и слов.

На памятнике литератора нет фотографии, дат и регалий, это простой серый могильный камень, на котором высечено лишь его имя.

Точно такой же стоит рядом – это могила его преданной музы Елены Вайгель, которая даже после смерти не захотела расставаться со своим гением.

Произведения

  • 1928 – «Трехгрошовая опера»
  • 1938 – «Мамаша Кураж и ее дети»
  • 1939 – «Страх и отчаянье в Третьей империи»
  • 1939 – «Жизнь Галилея»
  • 1943 – «Добрый человек из Сезуана»
  • 1944 – «Кавказский меловой круг»
  • 1954 – «Турандот»

Бертольд Брехт – Мировая художественая культура

Берто́льт Брехт (нем. Bertolt Brecht), в оригинале ударение иное — Бе́ртольт; полное имя О́йген Бе́ртхольд Фри́дрих Брехт, Eugen Berthold Friedrich Brecht ; 10 февраля 1898, Аугсбург, — 14 августа 1956, Берлин) — немецкий поэт, прозаик, драматург, реформатор театра, теоретик искусства, основатель театра «Берлинский ансамбль».

Бертольт Брехт родился в баварском городе Аугсбурге в семье директора бумажной фабрики. После обучения в государственной школе учился с 1908 по 1917 годы в аугсбургской реальной гимназии им. Пейтингера. Уже в школьные годы в сочинениях критически высказывался о войне. В этот же период появляются первые литературные пробы Брехта: стихи, эссе, рассказы, театральные рецензии. С 1917 по 1918 годы изучал естествознание, медицину и литературу в Мюнхенском университете имени Людвига Максимилиана. Учёба продолжалась недолго, так как Брехт был призван в армию. У Брехта были больные почки, поэтому его отправили не на фронт, а в госпиталь в Аугсбурге, где он проходил службу в качестве санитара. Здесь он столкнулся с реальной жизнью, ужасами боли и смерти, все это было так далеко от слов о «величии Германии». В его творчестве всё больше проявлялись ненависть и отвращение не только к военщине, но и ко всему социальному строю, основанному на неравенстве и эксплуатации человека человеком. Возможно, его убеждения способствовали тому, что в ноябре 1918 года Брехт был избран членом солдатского совета в Аугсбурге.

Появляются первые стихотворения Брехта, знаменательное «Легенда о мёртвом солдате»(1918), с фразами:

  • Любое сословие своё творит
    Музыканты трезвон и вой
    Священники — постный и набожный вид
  • А медики — годных в строй

По свидетельству одного из друзей юности Брехта — Мюнтстерара, это стихотворение и было пропето Брехтом под гитару самим в госпитале под «ура», приведённые строчки Брехт из стихотворения позднее убрал, но это не помешало именно за это стихотворение нацистским властям внести Брехта в расстрельные списки. Первые пьесы Брехта — «Ваал» (1918), «Барабанный бой в ночи» (1919), «В чаще городов» (1921) — вызвали бурную реакцию публики, порой спектакли сопровождались метанием тухлых яиц — не все принимали социалистические идеи автора. Тем не менее, в 1922 году Брехт был удостоен премии Генриха Клейста.
В 1920 году умерла мать Брехта. С этого времени он часто ездил в Берлин, где знакомился с миром театра. Бертольт Брехт умер 14 августа 1956 года в Берлине от сердечного приступа, на очередной репетиции пьесы «Жизнь Галилея».

Творчество

Взгляды Бретха сложились в полемике с классическими театральными устоями, идущими от Аристотеля и античной трагедии.

Его драмы, вопреки аристотелевкой теарии катариса, не учат примирению со злом как  с фатальной неизбежностью  и не взывают к “очищению трагедией”.

Предназначение своего нового “эпического театра” драматург видел в действенном диалоге со зрителем, в совместном размышлении о том, как можно предотвратить человеческие мучения, унижение и нищету, как бороться с социальной несправедливостью.

По-иному, нежели в традиционной драме, трактовал Бретх и профессию артиста. Владение искусством перевоплощения он считал хотя и обязательным, но явно недостаточным для эпического театра”.

Сначала актер перевоплощается в персонаж, а затем всем своим видом и поведением старается внушить зрителю, что он и есть настоящий король Лир, и все с ним происходящее происходит на самом деле.

Это абсурдно, говорит Брехт, потому что все равно актер остается актером, зритель – зрителем, а происходящее на сцене действие закончится через полтора – два часа; и актер, и зритель понимают это, но первый все-таки остается одержимым (ролью), а второй – загипнотизированным (внушением актера).

Но в таком состоянии ни тот, ни другой не могут отчетливо мыслить, а значит, критически относиться к персонажам и событиям, с ними происходящим; следовательно, это неправильный прием и от него следует отказаться. «Контакт между актером и зрителем должен был возникнуть на иной основе, чем внушение.

Зрителя следовало освободить от гипноза, а с актера снять бремя полного перевоплощения в изображаемый им персонаж. В игру актера нужно было как-то ввести некоторую отдаленность от изображаемого им персонажа. Актер должен был получить возможность критиковать его».

Будучи сам рационалистом, Брехт и от актеров своего театра требует критического отношения к персонажам в процессе создания образа. Из необходимости такого критического отношения рождается принцип «остранения» и «эффект очуждения». У зрителя также должно сформироваться критическое отношение к происходящему на сцене.

«Цель техники «эффекта очуждения» — внушить зрителю аналитическое, критическое отношение к изображаемым событиям. Средства — художественные. Предпосылкой применения «эффекта очуждения» для названной цели является освобождение сцены и зрительного зала от всего «магического», уничтожение всяких «гипнотических полей».

Впрочем, это вовсе не значит, что Брехт совершенно отрицает эмоциональные составляющие театрального образа, представляемого актером и воспринимаемого зрителем.

«Вживание», «вчувствование» Брехт признает, но только как необходимый и вовсе не достаточный этап в создании актером достоверного образа. Подобное «вживание» не должно привести к полному отречению от собственного образа в пользу образа персонажа. Это не полное вживание, которое после оказывает суггестивное воздействие на зрителя.

«Зрителей «зачаровывали». Брехт не против «вживания», но к нему нужно добавить «отношение к образу, в который вы вживаетесь, его общественную оценку». Ни на одно мгновенье нельзя допускать полного превращения актера в изображаемый персонаж.

Актер выходит на сцену сразу в двух ролях – персонажа и себя, изображающего персонажа, повествующего о нем, и именно потому такой метод исполнения назван «эпическим».

Актер неким образом относится к своему персонажу и не только не скрывает своего отношения, но и демонстрирует свою оценку; актер знает, что произойдет с персонажем на протяжении действия, как-то относится к происходящему и, исходя из этого, играет так чтобы намеренно показать зрителю – персонаж поступает так, а не эдак.

Актер «обязательно должен рассмотреть само содержание текста как нечто не совсем естественное, должен подвергнуть его сомнению и сопоставить все это со своими взглядами по общим вопросам, а также предположить, какие возможны иные высказывания на ту же тему; словом, он должен действовать, как человек, которому все это в диковинку».

В работе актера над ролью Брехт выделяет три этапа. На первом актер знакомится с персонажем и, еще не понимая его, старается разглядеть в нем будущий образ – отыскивает типическое и отклонения от него, противоречия в характере и поступках, безобразное в прекрасном и прекрасное в безобразном. Второй этап – вживание.

Это поиск правды образа в субъективном смысле. Актер позволяет персонажу делать то, что он захочет, как он захочет. Заставляет его реагировать на другие персонажи, на окружающую среду, на фабулу простейшим, то есть самым естественным образом. Эта внутренняя жизнь, накопление происходит медленно и в какой-то момент происходит скачок.

Тогда актер приходит к окончательному варианту образа, с которым и соединяется. Третий этап – вновь отстранение с удивлением и недоверием первого, но уже социально нагруженное. Актер смотрит извне, с позиций общества на образ, которым является, и представляет образ своего персонажа на суд общества.

И тут, на сцене, отношение к образу с позиции извне, с позиции критического «остранения» для актера обязательно. «

Актер не допускает на сцене полного перевоплощения в изображаемый им персонаж. Он не Лир, не Гарпагон, не Швейк, он этих людей показывает. Он передает их высказывания со всей возможной естественностью, он изображает их манеру поведения, насколько это ему позволяет его знание людей, но он отнюдь не пытается внушить себе (а тем самым и другим), что он целиком перевоплотился».

Образ, создаваемый актером и все построение спектакля должны постоянно подавать зрителю намеки на неосуществившиеся варианты развития событий, описываемых в пьесе.

«Наряду с данным поведением действующего лица нужно было показать и возможность другого поведения, делая, таким образом, возможными выбор и, следовательно, критику». Всякий раз делая что-то, актер должен давать понять, почувствовать зрителю то, чего он не делает.

«В том, что он делает, должно содержаться и отменяться то, чего он не делает. Таким образом, всякая фраза, всякий жест означают решение; персонаж остается под контролем зрителя, подвергается испытанию».

В конечном же итоге усилиями создателей спектакля и его зрителей с помощью разума как главной руководящей силы, мир – его социальное устройство, нравственность – будет изучен и изменен.

«Цель наших исследований заключалась в том, чтобы найти средства устранения трудно переносимых социальных обстоятельств. Мы вели речь не во имя нравственности, но во имя страдающих».

«Театр стал полем деятельности философов — таких философов, которые стремились не только объяснить мир, но и изменить его. На сцене появилась философия; таким образом, на сцене появилось поучение»[84].

Конечной же целью искусства в общем и театра в данном случае является выполнение общественной функции – изменение мира (в лучшую сторону). Здесь нам видится созвучие с системой Станиславского в той ее части, где он говорит о «сверх-сверхзадаче».

«Созерцая переживания героя, зритель драматического театра говорит: «Да, это я тоже уже переживал. И я таков. Это естественно. Так будет всегда. Горе этого человека потрясает меня, потому что у него нет выхода. Это великое искусство: здесь все само собой разумеется. Я плачу вместе с теми, кто плачет, я смеюсь вместе с теми, кто смеется.

Зритель эпического театра говорит: «Этого я бы не подумал. Так делать нельзя. Это в высшей степени удивительно, почти неправдоподобно. Этому надо положить конец. Горе этого человека потрясает меня, потому что у него все-таки есть выход. Это великое искусство: здесь нет ничего само собой разумеющегося. Я смеюсь над теми, кто плачет, я плачу над теми, кто смеется».

Таким образом, реакция зрителя на спектакль эпического театра – парадоксальна. Парадокс – категория оценивающего, познающего и критически настроенного разума, а не непосредственного чувства, но это не ослабляет воздействия спектакля. Более того – оно тем сильнее, чем ярче выражен этот парадокс.

 Постановки

  • Трехгрошовая Опера
  • Матушка Кураж и её дети
  • Жизнь Галилея
Ссылка на основную публикацию