Сочинение: Можно ли Чацкого назвать романтическим героем?

“Горе от ума” А. С. Грибоедова стало для его современников одним из загадочных произведений русской литературы. Поставленная в 1825 году пьеса собрала массу отзывов. А. С. Пушкин назвал произведение “разительной картиной нравов”.

Время написание комедии пришлось на период перехода от классицизма к романтизму. Ключевого героя Грибоедова нельзя однозначно причислять к романтикам. Хотя в образе Чацкого имеется немало деталей, которые присущи именно романтическим натурам.

Общая проблема пьесы заключена в социальном конфликте:

“век нынешний” противостоит “веку минувшему”.

При этом главный герой – единственный прогрессивный человек, олицетворяющий новые веяния. Против него ополчилось целое фамусовское общество, придерживающееся закостенелых нравов, не желающее отпускать отжившие традиции.

Но противопоставление героя-одиночки всему окружению – как раз и отличает романтиков.

Каждый столичный аристократ пытается осудить нравы Чацкого. Фамусов ставит в упрек гостю его странствия вместо того, чтобы заботиться о карьерном росте. Но молодой человек парирует нападки: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Дочь Фамусова Софья за три года разлуки успела охладеть к бывшему возлюбленному и теперь считает, что “он на всех желчь излить готов”.

Чацкий, видя в секретаре Молчалине конкурента в делах любовных, критикует последнего за бесхребетность.

Но от романтического героя в традиционном понятии Чацкого отличает то, что проблему представляет не он, а само общество. Образ передового человека Грибоедов показывает через красноречие Александра, хотя он не отличается чем-то выдающимся. Просто вернувшись из странствий, набравшийся ума герой заметил, что в Москве “дома новы, но предрассудки стары”.

И все-таки потихоньку общество начинает меняться, на что указывает и сцена в доме Фамусова, когда полковник Скалозуб говорит о бросившем службу кузене, который “в деревне книги стал читать”.

На мой взгляд, Чацкий все же не романтик. Его душа лишена противоречий, он логичен, предсказуем и последователен. В то же время произведение Грибоедова несомненно стало кирпичиком в фундаменте, на котором вырос русский романтизм.

(1 votes, average: 5.00

Можно ли Чацкого назвать романтическим героем

Можно ли Чацкого назвать романтическим героем? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Обратите внимание на то, что это тот тип сочинения, создавая которое нужно идти не вслед за автором и развитием сюжета, а пошагово показывать черты романтизма в герое А. С. Грибоедова. Ключевое понятие в формулировке вопроса — «романтический герой».

Своё рассуждение можно начать с того, что комедия А. С. Грибоедова — это произведение, в котором сочетаются черты реализма и романтизма. И романтические тенденции прежде всего связаны с образом главного героя.

Чацкого можно назвать романтическим героем, которому свойственны яркость, исключительность. Это личность, которая остро переживает несовершенство мира, вступает с ним в конфликт, находится в поиске идеального мира. Отсюда мотивы одиночества и странствий.

Как романтический герой, Чацкий не приемлет косную среду, которая ему знакома с детства. Покажите на примерах, как герой Грибоедова противостоит фамусовскому обществу, чем герой резко отличается от представителей московского барства.

Прокомментируйте один или несколько монологов героя (например, «А судьи кто?»), в которых раскрывается сила характера Чацкого, категоричность суждений, исключительность его внутренней жизни, которой свойственна несхожесть с общепринятой нормой.

Романтичность героя усиливается глубоким переживанием драматичных обстоятельств, связанных с любовью к Софье. Чацкий чувствует холодность девушки, но не может понять причин этого. Герой Грибоедова проходит мучительный путь от неведения к трагическому узнаванию истины.

Непонятость окружающими, безответная любовь обусловливают одиночество главного героя комедии А. С. Грибоедова, что характерно для романтического героя.

В финальном монологе Чацкий подводит горькие итоги своего пребывания в Москве. Он расстаётся с миром, в котором почувствовал себя изгнанником и человеком, которого предали:

С кем был! Куда меня закинула судьба! Все гонят! все клянут! Мучителей толпа, В любви предателей, в вражде неутомимых, Рассказчиков неукротимых, Нескладных умников, лукавых простаков, Старух зловещих, стариков,

  • Дряхлеющих над выдумками, вздором…
  • И, наконец, само развитие сюжета показывает, что Чацкий — романтический герой: мотив странствий открывает его появление в доме Фамусова, где ждёт его загадка любви Софьи, которую он разгадает только в финале комедии, когда случайные обстоятельства помогут ему понять происходящее. Более того, мотивом странствий завершается в сюжете пребывание героя в Москве:

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорблённому есть чувству уголок!..

Карету мне, карету!

В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё сказанное. Помните: вывод обязательно должен быть связан с центральным вопросом-темой.

Роль антитезы в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». (С опорой на анализ эпизодов)

Начните своё сочинение с того, что антитеза является основным композиционным приёмом, использованным М. Е. Салтыковым-Щедриным в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Антитеза прослеживается уже в заглавии произведения: число «один» противопоставлено числу «два», то есть автор противопоставляет мужика генералам.

Далее раскройте свой тезис, покажите, в чём смысл этого противопоставления и как оно реализуется в тексте.

Генералы чудесным образом оказались на острове, где всего много. Но автор показывает их абсолютную беспомощность. Они блуждают среди обилия плодов, дичи и рыбы и чуть не погибают на острове от голода.

Покажите это на примерах из текста, сопровождая их ми. Обратите внимание на то, что в сказке утрируется, даже несколько гиперболизируется невозможность генералов выжить в этом почти райском месте.

Как результат неприспособленности к жизни Салтыков‑Щедрин изображает процесс быстрого одичания героев.

Нежизнеспособности, беспомощности генералов в сказке противопоставлены ловкость и находчивость простого мужика. Крестьянин — мастер на все руки. Он умеет готовить пищу, ловить рыбу, строить корабли и т. п. Этот мини-тезис также обязательно подтвердите одним или несколькими примерами из текста, сопровождая их аналитическими ми.

Размышляя о роли антитезы в сказке, покажите, что контраст является важным композиционным принципом в структуре образа мужика. С одной стороны, это громадный «мужичина» (не случайно писатель использует именно такую форму слова «мужик»). Он многое может.

Но с другой стороны, крестьянин — забитый, робкий человек. Несмотря на свою физическую силу, он не может дать отпор двум генералам.

Противоречие между физической мощью и уровнем сознания обнаруживается в фразе мужика: «А я, коли видели: висит человек снаружи дома, в ящике на верёвке, и стену краской мажет, или по крыше словно муха ходит — это он самый я и есть!».

Прокомментируйте приём сравнения, который автор использует в этом отрывке: то, что герой соотносит себя с мухой, мелким неприятным насекомым, подчёркивает, каким ничтожным существом он себя считает.

В заключении вам необходимо подвести итоги, которые содержательно должны быть связаны с темой сочинения.

Итак, антитеза в сказке позволяет автору раскрыть важную мысль о проблемах современного ему русского общества: простой мужик, народ является залогом жизни правящих классов.

В образе мужика сатирик изображает силу и слабость русского крестьянства в эпоху самодержавия, указывает на огромный потенциал, скрытый в народных массах, и на крестьянскую пассивность, покорность, долготерпение.

Почему лирический герой В. В. Маяковского одинок?

Можно начать сочинение с небольшого рассуждения о том, что тема одиночества в русской лирике занимает существенное место. Её поэтически осмысляли А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет. Эту же тему развивает в своей лирике В. В. Маяковский.

Обратите внимание на то, что ключевым понятием в формулировке вопроса являются причины одиночества. Следовательно, вы должны не просто вести речь об одиночестве, а определить, что именно порождает такое сложное и драматичное ощущение себя в мире.

Выявляя причины одиночества лирического героя В. В. Маяковского, проанализируйте не менее трёх его стихотворений.

По-особому одиночество раскрывается в стихотворении «Нате!», где описан сложный конфликт поэта и толпы. Причины такого состояния заключаются в том, что герой не принимает существующий миропорядок. Публика видит в поэте раба, готового выполнить любое её желание. Но он восстаёт против этого, потому что для него главная цель — служение искусству.

Покажите, как с помощью приёма противопоставления автор подчёркивает различия между толпой и лирическим героем. С одной стороны, Маяковский акцентирует внимание на людском самодовольстве, сытости, погружённости в быт; с другой — на душевной щедрости и искренности поэта.

Герой сознаёт, что его сердце хрупкое, трепетное, как бабочка. Этим он отличается от толпы, которая становится ещё одной причиной одиночества.

Одиночество порождается безразличием друг к другу и разобщённостью людей. Именно эта мысль становится важной в стихотворении «Скрипка и немножко нервно». Скрипка надрывно плачет, но её никто не хочет услышать и понять, она только раздражает оркестр: «Дура, плакса, вытри!» — кричит ей «меднорожий, потный» геликон. Только лирический герой не остаётся бесчувственным, безразличным, безотзывным:

я встал, шатаясь, полез через ноты, сгибающиеся под ужасом пюпитры, зачем-то крикнул: «Боже!», Бросился на деревянную шею: «Знаете что, скрипка? Мы ужасно похожи: я вот тоже ору —

  1. а доказать ничего не умею!»
  2. Отметьте, что короткие, дроблёные фразы, обилие восклицаний, экспрессивной лексики («ору», «наплевать», «влип») выражают в этом стихотворении протест против бессердечия общества.

Равнодушие как причина одиночества показано в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям». Сцена с упавшей лошадью помогает понять драму одинокого человека в мире. Вместо сочувствия беспомощному существу лирический герой слышит смех толпы. Только он видит слёзы и ощущает «звериную тоску» упавшей лошади:

  • Смеялся Кузнецкий. Лишь один я
  • голос свой не вмешивал в вой ему.
  • Слово «один» помогает автору противопоставить героя толпе и подчеркнуть его одиночество.

В этом стихотворении одиночество и его причины преодолеваются. Лирический герой поддерживает сочувственным словом несчастную лошадь. Он даёт ей понять, что она не одинока в этом мире:

Лошадь, не надо. Лошадь, слушайте – чего вы думаете, что вы их плоше? Деточка, все мы немножко лошади,

Читайте также:  Анализ стихотворения Е. Баратынского «Муза»

каждый из нас по-своему лошадь.

Прокомментируйте финал произведения. Подчеркните важную для В. В. Маяковского мысль о том, что слова поддержки дают силы преодолеть одиночество:

Рыжий ребёнок. Пришла весёлая, стала в стойло. И всё ей казалось — она жеребёнок, и стоило жить,

и работать стоило.

В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё сказанное. Помните: вывод обязательно должен быть связан с центральным вопросом-темой.

Тема репрессий в отечественной литературе ХХ века. (На примере одного-двух произведений)

Тема репрессий занимает особое место в русской литературе. Эта трагическая страница советской истории легла в основу многих произведений. «Страшные годы ежовщины» — так А. А. Ахматова называет эпоху репрессий в своей поэме «Реквием».

Начните своё рассуждение с утверждения, что мотив «окаменения» помогает автору усилить тему страдания, плача матери по сыну и тему памяти, этот мотив объединяет их.

С одной стороны, в поэме можно увидеть личную трагедию, которую пережила автор, с другой — в истории героев поэмы отразилась страшная судьба целого народа.

В предисловии А. Ахматова рассказывает о причинах создания поэмы. Однажды в тюремной очереди незнакомая женщина спросила, может ли она описать это. И Ахматова ответила: «Могу».

Обобщённая картина страны, охваченной репрессиями, появляется во «Вступлении», где автор рисует яркий образ Ленинграда, который сравнивается с «ненужным привеском», болтающимся возле тюрем.

Приём сравнения помогает Ахматовой выразить мысль о том, что жизнь города и вместе с ним всей страны сосредоточилась в тюрьмах.

Обобщение развивается, когда с помощью метонимии и ярких эпитетов автор вводит узнаваемые приметы жизни периода репрессий и создаёт образ Руси, корчащейся «под кровавыми сапогами и под шинами чёрных марусь».

  1. Тему репрессий поэт помещает в евангельский контекст, таким образом показывая ситуацию репрессий как общечеловеческую трагедию, и связывает с мотивом «окаменения».
  2. Впервые мотив «окаменения» появляется в части под названием «Приговор»:
  3. И упало каменное слово На мою ещё живую грудь. Ничего, ведь я была готова,
  4. Справлюсь с этим как-нибудь.

Автор ведёт речь о страдании, лишающем жизни, повергающем в состояние бесчувствия. Неслучайно слову «каменный» в этом контексте противопоставляется слово «живой».

Мотив «окаменения» связан также с идеей памяти. Понимая, насколько мучительным может быть груз памяти, героиня призывает на помощь забвение: «Надо, чтоб душа окаменела».

Героиня, как и её сын, является воплощением «окаменелого страданья».

Мотив «окаменения» завершает развитие в эпилоге поэмы, в котором вновь появляется образ тюремной очереди и вместе с ней образ памятника. В этой части буквально материализуется метафора «окаменелое страданье». Это памятник страданию героини, страданию её современниц, а также памятник поэту, который эти страдания увековечил.

В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё сказанное. Помните: вывод обязательно должен быть связан с центральным вопросом-темой.

Образ и характеристика Чацкого в комедии Горе от ума 9 класс с цитатами

Александр Иванович Чацкий – один из центральных героев произведения “Горе от ума” А.С. Грибоедова.

  Через образ Чацкого автор предстал как новатор, который пытался повлиять на окружающих и изменить их мировоззрение, через него он передает свой главный посыл. В своем произведении А.С.

Грибоедов описывает в литературе новый социально-психологический тип “лишнего человека” – того, кого никто не слышит, кто находится один на один со своими невысказанными мыслями, убеждениями.

Чацкий имел живой ум, и все произведение автора построено на противостоянии главного героя и высшего света, его представителями были Молчалин, Скалозуба и Фамусов. Александр постоянно находится в споре с этими героями, откуда и появляются его всем известные монологи, в которых он выдвигает свои идеи, свою точку зрения, не заботясь даже о том, был ли он услышан.

В самом первым монологе “И точно начал свет глупеть” Александр Чацкий сравнивает прошлое и настоящее. Он отказывается прислужничать кому либо, выступает против появившейся бюрократии, в следствие чего отказывается от государственной службы.

В диалоге же под названием “А судьи кто” главный герой негодует от того , что люди слишком увлечены военным делом, ведь это не дает развития творчеству, убивает всякое желание развиваться духовно.

Герой говорит о том, что военное дело не дает личности расти, в последствие же люди лишены способности принимать какие-либо решения.

Однако мало-помалу Чацкий понимает , что его взгляды не принимают и философия других героев разительно отличается от его собственной. Он понимает, что уже не будет услышан, от чего затихает, но только снаружи, внутри же Александр сохраняет весь свой запал и надежду на светлое будущее.

В конце комедии Чацкий предстаёт перед нами в образе человека, который разочаровался во всем. Однако Александр не отказался от своих убеждений. Он всё также уважал право выбора любого человека , ценил свободу.

В итоге можно сказать, что Чацкий сильный и непоколебимый человек, который способен держаться за свои устои. И он верил , что всё-таки когда-нибудь мир станет лучше того , в котором он жил.

Вариант 2

1822 год. В России время крепостного права. Население разделено по разным сторонам: с одной “небожители” – аристократы, владеющие богатствами и людьми, а с другой закрепощённый народ, страдающий от отсутствия свободы, до обретения которой ещё очень далеко.

В тот год талантливый дипломат и публицист Александр Сергеевич Грибоедов пишет самое известное своё произведение, комедию “Горе от ума”, которая всколыхнула современное ему общество и заставила думающих людей по-новому взглянуть на устройство жизни в России.

Немало способствовал тому главный герой пьесы Александр Андреич Чацкий. Он появляется не с первых строк. Читатель узнаёт о нём от остроумной девушки-служанки Лизы, горничной дочери Фамусова Софьи. “Кто так чувствителен, и весел, и остёр, как Александр Андреич Чацкий!”, -говорит она своей хозяйке.

Чацкий, рано потерявший родителей, воспитывался в доме Фамусова вместе с его дочерью и с детства её любил. Он ещё молодой человек, но жизнь воспринимает уже серьёзно и в определённый момент, чувствуя, что ему не хватает домашнего образования, отправляется путешествовать за границу.

Он тянется к наукам, хочет лучше узнать мир. В путешествиях он проводит три года, но “дым отечества” зовёт его домой, где, как он надеется, ждёт его любимая девушка. Он сам верен своей любви и романтически полон благих намерений. Возвращается он внезапно.

” Три года не писал двух слов! И грянул вдруг как с облаков”,- говорит ему Фамусов при встрече. И что же суждено ему найти в своём Отечестве? Он чувствует перемену в Софье, но ещё не может понять в чём дело, а пока вспоминает общих знакомых и, как он считает, безобидно подшучивает над ними.

Он просто насмешлив и умён, он видит людей, какими они есть на самом деле, но девушке это не нравится. “Не человек, змея!”,- говорит она о нём.

В отличие от многих молодых людей своего времени, Чацкий независимый самостоятельный человек, он считает, что каждый волен выбирать себе дело, не оглядываясь ни на чьё мнение.

Оставив военную карьеру, хотя для каждого дворянина военная служба была почётна в то время, не захотел он стать и чиновником, ибо видел, что для успешной карьеры на этом поприще нужно было унижаться перед начальством. “Служить бы рад, прислуживаться тошно”,-отвечает он Фамусову на его поучения.

Ему досадно, что ничего не изменилось за то время, пока он отсутствовал. ” Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары”,-замечает он в разговоре с Фамусовым и Скалозубом.

Наблюдательный и язвительный человек, он даёт очень меткие характеристики московским аристократам. Весьма ограниченный солдафон Скалозуб-“cозвездие манёвров и мазурки”, “Нестор негодяев знатных”,-помещик, продавший за долги детей своих крепостных.

Он высмеивает систему образования дворян, которую отдали на откуп заезжим иностранцам , а те ничему путному научить не могут. И, конечно же, общество, в котором людей судят не по заслугам, а за умение низко кланяться и угождать, принимает враждебно этого непонятного для них человека.

В ход идёт старый проверенный способ борьбы с такими людьми: Чацкого объявляют сумасшедшим. Он не может в одиночку биться с этим сословным монолитом. Он вынужден бежать из Москвы.

Его время ещё не наступило, а один в поле не воин. Но всегда бывает первый, который подаст пример любви к свободе и справедливости другим. Таким первым и был Чацкий, герой, которого создал умнейший русский дипломат и писатель Александр Сергеевич Грибоедов.

Сочинение Образ и характеристика Чацкого

Для меня Чацкий весьма взбалмошный тип, в чём-то мечтатель… Конечно, он сам страдает из-за своей откровенности. Он может сказать «правду-матку», но из-за этого все от него отворачиваются.

Он много путешествовал. Думаю, что он видел разные страны, общался с разными людьми. Теперь он уже по-новому смотрит на всё. А люди, которых он оставил дома, не особенно изменились. Может быть, наоборот, ухудшились.

Вот Софья связалась с этим Молчалиным, который всем льстит, всех обманывает. Она не исключение. И Чацкий просто не понимает, как она могла увлечься таким пустым и опасным человеком… Но он ничего не может сделать. Все его попытки наладить контакт с Софьей делают только хуже. Он её начинает раздражать своим поведением.

Чацкий всё видит: все пороки этого общества бросаются в глаза Чацкому. При этом он не замечает собственной горячности, не учитывает, что нехорошо так обижать людей.

Думаю, что правильно, если на Чацкого накинулись все в финале, чтобы он сбежал. Ему это общество, такое отвратительное для него, так и сказало – уходи. Он бы всё равно не смог переделать всех этих людей, страдать при виде их было б для него тяжело. Вот почему это настоящий подарок, что на него все ополчились.

Читайте также:  Образ Прекрасной Дамы в лирике А. Блока

Конечно, Чацкий и романтик. Он что-то себе придумал… Какими должны быть люди.

Понятно, что этот самый Александр Андреевич весьма умен (много знает), но он не мудр. Чацкий создал рецепт, как сделать, чтобы общество быстрей на тебя ополчилось. Нужно всех обвинять, надо всеми смеяться, указывать на недостатки. При этом быть едким и чужим для всех. Он мне напоминает Дон Кихота немного. Тоже пытается бороться…

Надеюсь, что в той самой глуши он придёт в себя немного. Не станет ненавидеть и свою тётку за ограниченность или за чтение «не тех» книг. Всегда можно найти, за что ненавидеть. Наверняка, в них было что-то и хорошее. Такие традиции глупые и противные сложились, но не может быть, чтобы люди совсем были отвратительными.

Я не говорю, что Чацкий должен был всех с их грехами полюбить. Лучше ему было сразу уехать. Или остаться, приняв людей такими вот. Ещё он своим примером правильной жизни мог бы им помочь…

Если б такой человек пришел в наш класс, то я бы постарался указать ему на хорошие черты одноклассников. А если б он продолжал «кривиться», то мы б его побили.

Чацкий и его история

В комедии Грибоедова отражено столкновение двух мировоззрений, а именно представителей новых людей, отраженных в образе Чацкого и консервативных представителей, представленных Фамусовым и его друзей.

  Одним из личностей,  показывающих  новые веяния,   является  Чацкий. Мы видим, что персонаж   после долгих странствий по миру, вернулся в родные места.

Он одержим мыслями о свободе личности, равенстве и братстве.

Однако, прибыв в Москву, видит, что все осталось на прежнем уровне. И его появление никак не обрадовало ни Фамусова,  ни его дочь. В основном, представители этого общества всегда только и делают, что развлекаются. Чацкий даже отказался служить, потому что и в армии все друг другу льстят  и прислуживаются. И в дом Фамусова то он вернулся из-за любви к Софье.

Сразу же с дороги он прибывает  в ее дом и признается ей в своих чувствах, что характеризует его как горячего молодого человека. Ни разлука, ни путешествия не остудили  его пыл к девушке. Он свято чтит эти отношения. Узнав, что Софья выбрала Молчалина, ему становится горько и обидно. А ведь Чацкий умен, но никто не замечает этого.

Только Лиза, работающая в этом доме прислугой, говорит о том, что он просвещен, находчив и честен.

Главный герой выступает против крепостного права, так как считает его источником зла и бед. Он также осуждает московских состоятельных господ, которые ценят лишь роскошь  и высокие посты, боятся просвещения и правды. В споре с Фамусовым он говорит о том, что старшее поколение не умеет высказывать свое мнение, осуждая их всех, и говоря, что ему противно среди таких людей находиться.

Когда он приходит на бал, то между ним и представителями светского общества происходит конфликт. Все собравшиеся выступили против Чацкого, высмеяв его и оскорбив, Чацкий со своими веяниями  оказывается  одинок. Ведь среди них  не было никого, кто бы придерживался такого же мнения.

И поэтому он уезжает, прекращая всякую борьбу. Однако он все-таки превосходит Молчалина и ему подобных представителей. Чацкий в комедии представляет молодое мыслящее поколение русского дворянства, самую его лучшую часть.

И если он находится среди высшего света в полном одиночестве, то среди молодых людей его возраста есть единомышленники.

Вариант 5

Александр Андреевич Чацкий – это главное действующее лицо пьесы Грибоедова «Горе от ума». Автор не пытался наделить его только положительными или отрицательными чертами. Он приблизил его к реализму, и вложил всего понемногу.

Чацкий в произведении выступает как молодой человек, но не юнец. Родители скончались, и воспитанием занимался близкий друг семьи – Фамусов. Александр Чацкий был не из бедных. Он был наследником дворянства. Чацкий рос рядом с дочерью Фамусова – Софьей, которую в последующем полюбил.

Достигнув определенного возраста, Александр принял решение проживать отдельно. Герой покинул службу, потому как не любил прислуживать. Потом он поехал на несколько лет за границу, получать дополнительное образование. Чацкий говорил, что пришло новое время, где не место старым порядкам.

Александр выступает в роли умного и способного человека. Окружающие признают, что он достиг бы высот, если бы продолжал служить. Ему присуща была такая черта, как остроумие, переходящее в язвительность. После того, как он вернулся из заграницы, ему чужды стали взгляды жителей России.

Его не устраивало, что люди прислуживают друг другу, выставляют себя на посмешище, дабы угождать вышестоящим начальникам. Он хотел пользоваться своими знаниями и умениями в работе. Чацкий мог открыто насмехаться над глупостью Фамусова и его окружения, ясно представляя, как обижает их этим.

По приезду домой он нанес визит Софье, рассказав ей о своих чувствах. Это говорит о нем, как о человеке пылком, страстном и романтичном. Тогда он узнал, что девушка полюбила другого, а их отношения считает ничем иным, как детскими шалостями. Это причинило Чацкому невыносимую боль.

Новый  фаворит Софьи относился к людям хитрым, расчетливым карьеристам, которые пойдут по головам, чтобы добиться успеха. Поэтому выбор Софьи пал именно на него. Ее не устраивал насмешливый тон Чацкого, и она пустила молву о его сумасшествии, которая быстро разнеслась по округе.

Из-за этого герой вынужден был покинуть то место, где был так не любим всеми.

Чацкий воплощает желания и сущность самого автора. Этот персонаж пропитан свободой личности, равноправием и честолюбием. Он разочаровался, вернувшись домой, что все осталось неизменным. Люди лишь лицемерили и обманывали, бесконечно устраивая праздники, плясы и банкеты. За это Чацкий чувствовал к ним только презрение.

Для 9 класса

В великом творении отмечена тема: проблемы воспитания. Главный герой – замечательный человек, который имеет прекрасное образование. Как ему жить с навыками? Как ведёт себя Чадский с людьми? Почему он не может построить с ними взаимоотношения? Что желает делать Александр? Как относится Александр Чадский к любовному поражению? Как автор отразил картину произведения?

Чадский способен влюбиться в дочь владельца дома, но не может найти силы, чтобы разговаривать с её отцом. Его понимание мира, взгляды на жизнь не совпадают с идеями дома господина Фамусова.

Он сильно любит дочь хозяина дома, но крайне ненавидит её отца, не может терпеть беспорядок, который творится в обществе. Такое понимание жизни не соответствует его идеалам: он предпочитает постоянно говорить правду, не скрывая своих эмоций.

Он желает честно служить отечеству, но никто не понимает его усилий. В результате герой страдает.

У героя есть свои негативные черты. У него противоречивый и плохой характер. Он вспыльчивый человек, конфликтен в общении, высокомерен, а порой даже и вести себя грубо. Источником его недовольства является общество, в котором он живёт.

Ему трудно сдерживать эмоции, он не скрывает возможности указывать людям на их недостатки. Ему трудно контролировать поступки. Он считается долгом сопротивляться плохому влиянию, которое постоянно наблюдает. Чацкий умён. Герою плохо в обществе, ему сложно постоянно находится с людьми.

Автор точно подметил название произведение «Горе от ума».

Александр желает быть полезным Отечеству, но прислуживать другим людям он не желает. У него не возникает желания выполнять просьбы разных людей.

Если он умный, воспитанный и порядочный человек, живущий по соображениям совести, оказывается недостаточным. Ему трудно отметить, что судьба не жалеет честных людей.

Даже его возлюбленная предпочитает другого человека в отличие от образованного главного героя. В результате возникает настоящая трагедия.

Образ Александра представляет печальный вид. Его представления о жизни никто не поддерживает. Он оказался в меньшинстве. Ему приходится уехать из конкретного места. Он изменил представления о жизни? Нет. Он просто оставил неприятных людей.

Искренне рекомендую использовать эти данные для полного раскрытия образа Чадского в произведении: «Горе от ума», чтобы понять и отметить всю многогранность личности Чадского.

← Почему Чацкий обречен на одиночество
← Век нынешний и век минувший в комедии Горе от ума↑ ГрибоедовФамусов и его окружение →
Софья начертана неясно →

  • Остроухов
    Творческая деятельность Ильи Семёновича началась в ранней молодости. С самого детства он и не думал, что станет известным живописцем. Остроухов увлекался коллекционированием природных богатств
  • Анализ произведения В людях Горького
    Повесть «В людях» Максима Горького является одной из частей известной автобиографической трилогии писателя. Повесть была опубликована в 1916 году. Произведение повествует читателю о нелёгком отрочестве тве будущего великого писателя.
  • Доброта в рассказе Чудесный доктор Куприна
    В данном великолепном произведении рассказывается о замечательном человеке, который благодаря тому, что проявил доброту и профессионализм в своем деле, сумел спасти членов семьи от болезней и невзгод.
  • Сочинение Почему Толстой назвал Лескова писателем будущего?
    На то, чтобы одарить «коллегу» таким прозвищем, у Толстого нашлись веские причины. И это совсем не обидное «наименование». Даже наоборот…
  • Главные герои рассказа Кусака Андреева
    Произведение представляет собой повесть, написанную в стиле прозы, раскрывающую проблему милосердия и сострадания.

274. Образ и характеристика Чацкого в комедии Грибоедова Горе от ума сочинение Русский язык

Александр Андреевич Чацкий — главный персонаж в пьесе «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова. Чацкий один из самых знаменитых персонажей в российских пьесах. Грибоедов не старался сделать этого героя, как и всех остальных в этом произведении, полностью положительного или отрицательного. Он вложил в него как хорошие качества, так и плохие, приближаясь к реализму.

Чацкий в пьесе молод, но уже не является мальчиком. Родители у него умерли рано, и он воспитывался у друга своего отца — Фамусова. Молодой человек относится к роду потомственных дворян. На данный момент у Чацкого имеется триста-четыреста душ. Воспитывался он вместе с дочкой Фамусова — Софьей.

Читайте также:  Уроки Мармеладова в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Она была его лучшим другом, которого Александр полюбил. Когда Чацкий вырос, то решил жить отдельно, объясняя это тем, что в доме друга отца ему стало скучно. Позже он уехал в путешествие на три года, чтобы получить дополнительные знания. До этого был на службе, но ушел из-за того, что ему не нравилось прислуживать лицам.

Он считал, что наступило другое время и нужно рушить старые устои.

Александр Андреевич умный и способный человек. Все считают, что он добился бы многого, оставшись на службе. Также Чацкий остроумный человек, но иногда бывает и язвительным.

После поездки за границу он перестал понимать устои России (прислуживать людям, делать из себя посмешище, чтобы угодить вышестоящим лицам). Службу молодой человек признавал только в проявлении себя именно в работе, используя свои способности и знания.

Он открыто смеялся над Фамусовым и людьми, которые его окружают, понимая, что это их обижает. Чацкий порицал глупость этого народа.

Сразу после приезда, не заезжая домой, Александр поехал к Софье. При встрече он выяснил, что она давно влюблена в другого — Алексея Степановича Молчалина — и называла бывшие отношения с Александром «детскими шалостями». Степан был не похож на Чацкого. Он был не глуп, умен по-своему.

Молчалин относился к тому типу людей, которые прислуживают и добиваются успеха в карьере за счет своей хитрости. Поэтому он и «Молчалин». Из-за этого Софья его и выбрала (она никогда не стала бы быть с Чацким).

Софье не нравилось насмешливое обращение к ней Александра и пустила слух, что Чацкий сумасшедший, что быстро распространилось в обществе.

Узнав об этом, молодой человек бежал из того места. Куда? Об этом можно только догадываться. Может, он сбежал к таким же людям, как он, желая революции. Ведь Грибоедов выражал свои мысли через Чацкого, а у писателя были друзья-декабристы. И сам он был подозреваемым в участии планов декабристов.

Сочинение про Чацкого

Произведение Грибоедова «Горе от ума» отражает конфликт политических взглядов консервативно настроенного общества с людьми нового поколения и новыми веяниями. Комедия отразила эту проблему ярко, хлестко с присущей этому жанру сатирической силой и остроумием.

Чацкий – единственный человек нового поколения, который противостоит консервативному большинству. Очевидно, что пьеса «от и до» посвящена идеям декабризма. Здесь и патриотический настрой Чацкого, и громкие высказывания в защиту науки и просвещения, и критические замечания относительно крепостного права, а также идея самобытности русских людей, особенности русской национальной культуры.

Интересно, что главный герой произведения является, по своей сути, воплощением автора, его идей и страстей. Чацкий долгое время путешествовал по миру, в результате чего вдохновился идеями равенства, братства и свободы личности.

Но возвратившись на родину, герой видит, что ничего вокруг не изменилось, люди остались прежними. В доме Фамусова не рады приезду Чацкого, и главный герой это сразу замечает.

Он видит, что общество в стране построено на лицемерии и обмане, а главными занятиями московского дворянства являются бесконечные празднества, танцы и застолья.

Чацкий принадлежит к дворянам, небогат, в свое время отказался от военной службы. Свой поступок он объяснил тем, что не видит в этом деле никакой пользы и что рад был бы служить, а не прислуживаться.

Чацкий противостоит жителям фамусовского дома: Скалозубу, Молчалину, Репетилову и самому Фамусову. В комедии автор высмеивает и осуждает этих людей как представителей светского общества того времени.

Причиной возвращения главного героя на родину стала его безграничная любовь к Софье. Оказавшись в Москве, он сразу же направляется в дом Фамусова и признается девушке в своих чувствах.

По этому поступку можно охарактеризовать Чацкого как человека пылкого, страстного и романтичного. Любовь для него – высшее чувство, святыня.

Какую же боль ему приходится испытать, когда он узнает, что Софья любит Молчалина.

Чацкий образован, обладает тонким, острым умом и находчивостью. Но все эти качества окружающие будто не замечали, и только служанка Лиза смогла их отметить в разговоре с Софьей. Но та на слова девушки не обратила никакого внимания.

Главный герой резко осуждает крепостное право, называвшая их источником несчастья. Он презирает московских «тузов», для которых жизненным идеалом является богатство и карьерный рост. Чацкий отмечает неспособность старшего поколения отстаивать свою позицию и высказывать мнение.

В противостоянии с фамусовским обществом герой терпит ужасное поражение: Софья предпочитает его Молчалину, общество его не принимает и высмеивает. Потрясенный этими обстоятельствами Чацкий уезжает из города. По словам И.А. Гончарова, Чацкий оказался сломлен количественным превосходством «старой силы», но сам же нанес ей сокрушительный удар качеством силы нового поколения.

Вариант 3

Комедия Грибоедова «Горе от ума» усеяна различными отрицательными героями. Героями, которые вызывают неуважение, презрение и даже злость за их поступки, слова и мысли. Антагонистом же всех плохих героев является Александр Андреевич Чацкий.

В наше время очень популярны американские фильмы, снятые по комиксам и разного рода боевики, где один герой борется с десятком противников. Чацкий — это прототип такого героя в русской литературе, только борется он не физически, а духовно.

Александр Андреевич обладает самыми лучшими качествами человека: честностью, достоинством, честью, отвагой, сообразительностью, остроумием.

Когда он возвращается в Москву, чтобы встретиться с любовью всей своей жизни, Софьей, он приходит в большой шок, потому что любимая девушка теперь с ним холодна, а общество, которое образовалось вокруг её отца, поражает Чацкого своей глупостью, наивностью, преклонностью перед всем иностранным, лицемерием и абсурдностью своих размышлений. Чего только стоит один Скалозуб, который утверждает, что книги плохо сказываются на людях.

Увидав весь этот цирк в лице общества Фамусова, наш герой решает с ним бороться, доказать Софье, что их любовь ещё жива. Он путешествовал три года, но его любовь не прошла. Он прожил всё своё детство и юношество в доме Фамусовых, и он прекрасно помнит, как весело ему было тогда. Сейчас же перед ним восстал голем абсурда, являющий общество дома Фамусовых.

На балу он ни разу не стесняется говорить всем присутствующим в глаза, какие они невежды, как мелочна их жизнь, как жалко их преклонение перед иностранным, как недостойно они себя ведут. Люди же, будучи огромной массой, и из-за этого имеющие большую силу общественного мнения сходятся на том, что Чацкий сошёл с ума, и это идея как пуля пролетает по всему обществу.

Чацкий — это инородное тело в желудке, который пропитан лицемерием и испорченностью.

Отравленный и пьяный модой общества орган пытается извергнуть инородное тело из себя, общество Фамусова во главе с хозяином дома пытаются сделать из Чацкого ненормального человека, потому что всё, что противоречит их законам — ненормально, но они не допускают, что это не Чацкий лишний в этом органе, это сам желудок стоило бы вырезать, как загноившуюся рану, потому что он не несет никакой пользы, а даже скорее воздействует пагубно на весь организм, зовущийся Россией.

Образец 4

Произведение «Горе от ума» показывает нам борьбу старого и нового, широко развернувшейся в России в это время между людьми с взглядами декабристов и господами. Богатому обществу, где господствует Фамусов и другие его единомышленники противопоставлен в комедии Чацкий.

Мы видим, что мировоззрение Чацкого произошло в период подъема. Он рос в доме Фамусова любознательным, общительным и ранимым мальчуганом. Монотонность устоявшегося быта, духовная бедность московской аристократии вызывали у него тоску и полное отвращение.

Он был весь погружен в вольнолюбивые мысли о том, как бы переустроить старое общество, и поэтому совсем не посещал дом, где рос. Даже Софья это подметила.

Ведь Чацкий в юношестве уезжает, бросая девушку, для того, чтобы попутешествовать и одновременно обогатить свой ум.

Софья была конечно же испытывала к нему пылкие чувства, но не могла понять, как молодой человек рисковал личным счастьем ради всеобщего блага. Ограниченность в мировоззрениях не позволяет ей оценить образ Чацкого по достоинству. Но, молодой человек ничуть не отклонял чувства Софьи. Он духовные требования ставил шире личных.

Возвращаясь в Москву, пламя его любви полно надежд на взаимность. Однако, со временем девушка изменилась. Рассудительная, серьезная девушка, начитавшись романтических произведений, ищет такой же искренней любви, как и Чацкий. Она трезво дает оценку пустым фразам и ограниченному кругозору Скалозуба. Молчалин же кажется лишь только милым и впечатлительным юношей.

И если Софья полюбит его, значит, она автоматически примкнет к обществу фамусовых.

Чацкий же прямо дает оценку характеру Молчалина, что обижает девушку. Но точные высказывания в адрес героев пьесы и острый ум кажутся Софье пренебрежением молодого человека к людям. И когда девушка оценивает Молчалина вначале, это дает какую-то надежду Чацкому.

Но потом, узнав о том, что Софья все-таки предпочла соперника в супруги его сильно оскорбляет. Наш герой страдает от того, что его унизили, поставив его рядом с Молчалиным. Мы видим, как Чацкий беспощадно срывает маски двуличия и подлости с представителей светского общества, которое погрязло в интригах и развлечениях, разврате и коррупции.

Наш герой представлен гуманистом. Он верит, что люди должны стремиться к лучшему. И такие герои, как он, есть. Чацкий говорил о той передовой молодежи, которая пусть и в небольшом количестве, начинала выдвигать передовые идеи.

И, несмотря на то, что персонаж терпит поражение от Фамусова и его сторонников, его образ воспринимается с положительной точки зрения. Ведь такие люди существуют всегда, где ведется борьба старого поколения с новым.

Все сочинения

Ссылка на основную публикацию