Сочинение: Характеристика имения Манилова в поэме Николая Гоголя «Мертвые души»

Сочинение: Характеристика имения Манилова в поэме Николая Гоголя «Мертвые души»

Краткая характеристика Манилова из поэмы «Мертвые души» сводится к тому, что этот человек является представителем помещичьего дворянства, который отличается мечтательным, но бездеятельным нравом.

Примечательно, что автор наградил персонажа говорящей фамилией. Со временем имя героя стало нарицательным для ленивого прожектёра, а само такое отношение к жизни получило название «маниловщина».

Образ Манилова в поэме «Мертвые души»

Сочинение: Характеристика имения Манилова в поэме Николая Гоголя «Мертвые души»

За всей этой сахарной наружностью скрывается бездушие, черствость, ничтожность.

Мысли героя хаотичны и беспорядочны. Коснувшись одной темы, они тут же могут улетучиться в неизвестном направлении, уйти далеко от реальности.

Он не умеет думать о сегодняшнем дне и решать бытовые вопросы. Всю свою жизнь старается облечь в изысканные речевые формулировки.

Характеристика и описание портрета героя Манилова

Портрет данного персонажа, как и любого другого, складывается из нескольких параметров.

К ним относятся:

  • жизненные установки героя,
  • увлечения,
  • описание домашнего убранства и рабочего места (если таковое имеется),
  • первое впечатление о персонаже,
  • речь и манера поведения.

Жизненные цели помещика

Сочинение: Характеристика имения Манилова в поэме Николая Гоголя «Мертвые души»

Одним из прожектов была задумка построить подземный тоннель и мост через пруд. В итоге не было сделано и капли из того, что нафантазировал помещик.

Герой не способен планировать собственную жизнь и принимать настоящие решения. Вместо реальных дел Манилов занимается словоблудием.

Однако есть в нем и хорошие черты – помещика можно охарактеризовать как хорошего семьянина, который искренне любит свою жену и своих детей, заботится об их настоящем и будущем.

Любимые занятия

Досуг Манилова ничем не заполнен. Большую часть времени он проводит в беседке с надписью «Храм уединенного размышления». Именно здесь герой предается своим фантазиям, мечтает, придумывает неосуществимые прожекты.

Также герой любит сидеть у себя в кабинете, размышлять и от безделья выстраивать «красивыми рядками» горки золы. Постоянно пребывая в своих мечтаниях, помещик никогда не выезжает на поля.

Описание кабинета Манилова

Кабинет помещика, как и вся его усадьба, очень точно характеризует личность героя. Внутреннее убранство подчеркивает особенности характера и привычки персонажа. Окна кабинета выходят на сторону леса. Неподалеку лежит книжка, заложенная закладкой на одной и той же странице, уже целых два года.

В целом, помещение выглядит приятно. Из мебели в ней: стол с книгой, четыре стула, кресло. Больше всего в кабинете было табаку кругом рассыпан пепел из табачной трубки.

Первое впечатление о герое

На первый взгляд, персонаж представляется обаятельным человеком. Благодаря своему безмерному добродушию герой видит во всех самое лучшее, а недостатки вовсе не обнаруживает или закрывает на них глаза.

Первое впечатление длится недолго. Вскоре общество Манилова становится для собеседника ужасно скучным. Дело в том, что герой не имеет собственной точки зрения, а только лишь произносит «медовые» фразы и мило улыбается.

В нем нет жизненной энергии, настоящих желаний, которые движут личностью, заставляют действовать. Таким образом, Манилов – это мертвая душа, серый, бесхарактерный человек, без определенных интересов.

Манера поведения и речь помещика

Сочинение: Характеристика имения Манилова в поэме Николая Гоголя «Мертвые души»

Манилов очень скучный собеседник, от него никогда невозможно услышать критики, возмущения, «заносчивого слова». В разговоре проявляются живые манеры героя, быстрая речь Манилова похожа на птичье щебетание, насыщенное любезностями.

Помещик отличается деликатностью и сердечностью в общении. Эти качества проявляются в ярких и напыщенных формах нескончаемого восторга («щи, но от чистого сердца»).

Среди любимых выражений героя присутствуют такие слова, как «позвольте», «любезная», «приятнейший», «препотченнейший», «милый». Кроме того, разговор Манилова насыщен местоимениями, междометиями и наречиями неопределенной формы: этакое, этак, какой-нибудь. Эти слова подчеркивают неопределенное отношение Манилова ко всему окружающему.

Речь героя не имеет смысла, она пуста и бесплодна. И все-таки господин Манилов – человек неразговорчивый, и свободное время предпочитает уделять размышлениям, нежели беседе.

Дети Манилова

У помещика есть двое детей – сыновья. Желая хоть как-то выделиться из серой массы, отец дал мальчикам необычные имена – старшего он назвал Фемистоклосом, младшему дал имя Алкид. Дети были еще маленькие – 7 и 6 лет соответственно. Образованием сыновей занимается учитель.

Старшему сыну Манилов прочит большое будущее – в силу невероятного остроумия мальчика ждет карьера дипломата. Говоря о способностях младшего сына, помещик ограничивается краткой характеристикой: «…Вот меньшой, Алкид, тот не так быстр…».

Взаимоотношения Манилова и Чичикова

Сочинение: Характеристика имения Манилова в поэме Николая Гоголя «Мертвые души»

В сделке с главным героем Манилов не ищет выгоды, всячески отказываясь принимать плату за мертвые души. Он отдает их даром, по дружбе.

  • Поначалу помещик недоумевает по поводу необычного предложения Чичикова, да так, что у него выпадает трубка изо рта и пропадает дар речи.
  • Свое отношение к сделке Манилов переменил после того, как Чичиков ловко оформил свою просьбу в красивые слова – помещик тот час же успокоился и согласился.
  • Главный герой, в свою очередь, не может поверить в то, что Манилов и приказчик не в состоянии дать ответ, сколько у них крестьян умерло с прошлой переписи.

Отношение к хозяйству Манилова

Сочинение: Характеристика имения Манилова в поэме Николая Гоголя «Мертвые души»

Дом героя стоит на открытом пространстве, доступном всем ветрам, пруд зарос зеленью, деревня обеднела. Перед Чичиковым открываются жалкие, безжизненные виды. Повсюду царит ветхость и запустение.

Хозяйство Манилов не занимался, на поля он никогда не выезжал, не знал о количестве крепостных и скольких из них уже нет в живых. Ведение дел помещик поручил приказчику, а сам полностью устранился от решения насущных проблем.

Он никак не может взять в толк, зачем Чичикову могли понадобиться мертвые души, но в то же время он счастлив предаваться фантазии, как было бы здорово пожить рядом с ним на берегу реки. Приказчик, ведущий хозяйство Манилова, безнадежный пьяница, а слуги только и тем и занимаются, что спят и бездельничают.

Манилов – единственный, кто не стал продавать мертвые души, а решил отдать их даром. Кроме того, помещик берет на себя все расходы по оформлению купчей. Данный поступок наглядно демонстрирует непрактичность героя. Единственное, чем руководствуется Манилов – бессмысленное подхалимство перед Чичиковым, как и перед любым другим человеком.

Отношение к окружающим

Ко всем людям Манилов относится в равной степени доброжелательно и, как уже отмечалось ранее, в каждом человеке видит только положительные качества. По словам героя, все чиновники – замечательные люди во всех отношениях.

Помещик хорошо обращается с крестьянами, причем как со своими, так и с чужими. Манилов очень вежлив по отношению к учителю своих детей и даже к кучеру он обратился один раз на «вы». Манилов настолько доверчив и наивен, что не замечает лжи и обмана.

Со своими гостями помещик ведет себя очень гостеприимно и доброжелательно. Кроме того, за ним наблюдается заискивающее поведение в отношении тех людей, которые представляют для него определенный интерес (как, например, Чичиков).

Доброта, доверчивость, мягкость у Манилова сильно преувеличены и не сбалансированы критическим взглядом на жизнь.

Описание поместья Манилова

Это большая усадьба, принадлежащая помещику. К ней приписано более 200 крестьянских домов. Здесь имеются поля, лес, пруд, городской дом, беседка и клумбы. Хозяйство Манилова предоставлено само себе, а его крестьяне ведут праздный образ жизни. В усадьбе есть беседка для размышлений, где помещик время от времени предается мечтам и фантазиям.

Почему Манилов «мертвая душа»

Образ помещика является олицетворением человека, потерявшего собственную личность, не имеющего индивидуальности.

Манилов не имеет цели в жизни, это «мертвая душа», которая ничего не стоит даже в сравнении с таким подлецом, как Чичиков.

Заключение

В произведении красной линией подчеркивается духовная пустота и ничтожность Манилова, скрывающиеся за сахарной оболочкой героя и его усадьбой. Этого персонажа нельзя назвать отрицательным, но к числу положительных его также нельзя отнести. Он человек без имени отчества, который не имеет никакого значения для окружающего мира.

Героя можно охарактеризовать емкой цитатой из «Мертвых душ» «черт знает что такое». Манилов не может рассчитывать на возрождение, потому что внутри него пустота, которая не может возродиться или преобразиться. Мир этого героя состоит из ложных фантазий и является, по сути, бесплодной идиллией, ведущей в никуда.

Характеристика Манилова в поэме "Мертвые души" Гоголя, образ героя

Меню статьи:

Образ помещика Манилова, по сравнению с большинством описанных Гоголем помещиков, создает наиболее выгодное и положительное впечатление, хотя найти негативные черты его не так уж и сложно, однако, по сравнению с отрицательными сторонами других помещиков, это выглядит наименьшим из зол.

Внешность и возраст Манилова

Точный возраст Манилова не указан в повести, однако известно, что он не был старым человеком. Знакомство читателя с Маниловым, вполне вероятно, припадает на период расцвета его сил. Волосы были его светлые, а глаза голубые. Манилов часто улыбался, порой в такой мере, что глаза его прятались и не были видны совсем. Еще он имел привычку щуриться.

Сочинение: Характеристика имения Манилова в поэме Николая Гоголя «Мертвые души»

Одежда его была традиционной и ничем не выделялась, как, собственно, и сам Манилов в контексте общества.

Характеристика личности

Манилов – приятный человек. Он не обладает таким вспыльчивым и неуравновешенным характером, как большинство помещиков, описанных Гоголем.

Его доброжелательность и добродушие располагают к себе и создают доверительные отношения. На первый взгляд, такое положение вещей кажется очень выгодным, но по сути, оно же играет с Маниловым злую шутку, превращая его в скучного человека.

Отсутствие задора и четкой позиции по тому или иному вопросу делает невозможным долгое общение с ним. Манилов был учтив и любезен. Обыкновенно, он курил трубку, отдавая дань своей привычке еще армейских годов.

Ведением хозяйства он совсем не занимался – ему было лень это делать.

Манилов часто в своих мечтах строил планы по восстановлению и развитию своего хозяйства и благоустройству дома, но эти планы всегда так и оставались грезами и никогда не выходили на плоскость реальной жизни. Виной тому была все та же лень помещика.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с характеристикой Ноздрева в поэме Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”

Манилова очень огорчает тот факт, что он не получил должного образования. Он не умеет складно говорить, но зато очень грамотно и аккуратно пишет – Чичиков удивился, увидев его записи – их не нужно было переписывать, так как было написано все четко, каллиграфично и без ошибок.

Семья Манилова

Если в других отношениях Манилов может давать маху, то в отношении семьи и его взаимоотношений с семьей он пример для подражания. Семья его состоит из жены и двух сыновей, в некой мере к этим людям можно присоединить и воспитателя. В повести Гоголь уделяет ему значительную роль, но, судя по всему, он у Манилова воспринимался как член семьи.

Сочинение: Характеристика имения Манилова в поэме Николая Гоголя «Мертвые души»

Жену Манилова звали Лиза, она была уже восемь лет замужней женщиной. Муж был очень добр к ней. В их отношениях преобладали нежность и любовь. Это не была игра на публику – они действительно испытывали нежные чувства друг к другу.

Лиза была красивой и хорошо воспитанной женщиной, но она абсолютно не занималась делами дома. На это не было объективной причины, кроме лени и ее личного нежелания вникать в суть дел. Домочадцы же, в частности муж, не считали это чем-то ужасным и спокойно относились к такому положению дел.

Читайте также:  Что помогает человеку стать смелым?

Старшего сына Манилова звали Фемистоклюс. Он был хорошим мальчиком 8-ми лет. По словам самого Манилова, мальчик отличался небывалой для его возраста смекалкой и умом. Имя младшего сына было не менее необычным – Алкид. Младшему сыну было шесть. Что касается младшего сына, то, глава семейства считает, что он уступает в развитии своему брату, но, в целом, отзыв о нем был также одобрительный.

Усадьба и деревня Манилова

У Манилова есть огромный потенциал, чтобы стать богатым и успешным. В его распоряжении пруд, лес, селение в 200 домов, однако лень помещика мешает ему полноценно развить свое хозяйство.

Правильнее сказать, что Манилов совсем не занимается ведением хозяйства. Основными делами руководит управляющий, Манилов же весьма удачно ретировался и живет размеренной жизнью.

Даже эпизодические вмешательства в ход процесса не вызывают у него интереса.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с характеристикой Чичикова в поэме Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”

Он, бесспорно, соглашается со своим управляющим насчет необходимости тех или иных работ или действий, но делает это настолько лениво и неопределенно, что порой сложно определить его истинное отношение к предмету обсуждения.

На территории усадьбы заметно выделяются несколько клумб расположенных на английский манер и беседка. Клумбы, как практически и все в имении Манилова находится в запустении – ни хозяин, ни хозяйка не уделяют им должного внимания.

Сочинение: Характеристика имения Манилова в поэме Николая Гоголя «Мертвые души»

Так как Манилов любит предаваться мечтам и размышлениям, то беседка становится важным элементом в его жизни. Он там может часто и долго находиться, предаваясь фантазиям и строя мысленные планы.

Отношение к крестьянам

Крестьяне Манилова никогда не страдают от нападок своего помещика, дело здесь состоит не только в спокойном нраве Манилова, но и в его лени. Он никогда не вникает в дела своих крестьян, потому как не испытывает интереса в этом вопросе.

На первый взгляд, такое отношение должно благоприятно влиять на отношения в проекции помещик–крепостные, но у этой медали есть и своя неприглядная сторона. Равнодушие Манилова проявляется в полном безразличии к жизни крепостных.

Он никоим образом не пытается улучшить их условия труда или жизни.

К слову, он даже не знает количество своих крепостных, так как не ведет им счет. Некоторые попытки вести учет были предприняты Маниловым – он считал крестьян мужского пола, но вскоре с этим произошла неразбериха и в итоге все было заброшено. Также Манилов не ведет счет своим «мертвым душам». Манилов дарит Чичикову свои мертвые души и даже берет на себя расходы по их оформлению.

Дом и кабинет Манилова

Все в поместье Манилова имеет двоякую позицию. Дом и, в частности, кабинет не стали исключением из правил. Здесь как нигде лучше прослеживается непостоянство помещика и членов его семьи.

В первую очередь это связанно с сопоставлением несопоставляемого. В доме Манилова можно увидеть неплохие вещи, так, например, диван у помещика был обтянут хорошей тканью, но, остальная мебель была в запустении и была оббита дешевой и уже порядком поношенной тканью.

В некоторых комнатах мебели и вовсе недоставало и они стояли пустые. Чичикова неприятно удивило, когда во время ужина на столе рядом стояли очень приличный светильник и совсем неприглядный на вид, похожий на инвалида его коллега.

Однако этот факт заметил только гость – остальные принимали это как должное.

Кабинет Манилова мало чем отличается от всего остального. На первый взгляд это была вполне милая комнатка, стены которой окрашены в серо-голубые тона, но, когда Чичиков стал внимательно рассматривать обстановку кабинета, то мог заметить, что все больше всего в кабинете Манилова было табаку.

Табак определенно был везде – кучкой на столе, он же щедро пересыпал все документы, которые были в кабинете. Также в кабинете Манилова лежала книга – закладка в ней находилась на самом начале – странице на четырнадцатой, но это вовсе не значило, что Манилов недавно взялся за ее чтение.

Эта книга в таком положении спокойно лежала уже второй год.

Таким образом, Гоголь в повести «Мертвые души» изобразил вполне приятного человека, помещика Манилова, который при всех его недостатках, заметно положительно выделяется на фоне всего общества. У него есть весь потенциал стать образцовым человеком во всех отношениях, но лень, которую помещик не в силах перебороть, становится этому серьезным препятствием.

Манилов как тип «живого мертвеца»

Общее мнение литературных критиков о «Мертвых душах» (причем, как критиков современных, так и тем, кто жил во времена Гоголя): существует огромная проблема понимания этого произведения.

С одной стороны, этот текст, безусловно, можно читать буквально: как такую себе детективную историю о России.

Но с другой стороны – это повествование-перевертыш, и, вчитавшись в текст внимательнее, читатель закономерно задает вопроса – а чьи души-то здесь мертвее – трупов или живых?

Белинский в свое время замечал: «Мертвые души» полюбятся не каждому читателю, и еще меньше людей поймет истинный смысл этого произведения: Поэмою Гоголя могут вполне насладиться только те, кому доступна мысль и художественное выполнение создания, кому важно содержание, а не сюжет. «Мертвые души» не раскрываются вполне с первого чтения даже для людей мыслящих…

И критик был абсолютно прав. Мы придерживаемся мнения, что «мертвыми душами» в этом сочинении писатель назвал именно живых людей, которым, тем не менее, удалось помертветь еще при жизни. Сомнительное достижение, однако!

Поэтому, если этот роман-поэму все же нельзя воспринимать классической сказкой, где герои живут, любят, женятся, умирают, возникает вопрос: а что же спрятал Гоголь под символическими типами выписанных персонажей? Вот еще один реальный факт: писатель собственноручно проиллюстрировал рукопись «Мертвых душ». И в этих рисунках большое внимание уделялось внешности героев.

Это свидетельствует о том, что Гоголь намеревался представить цельный образ общества Российской империи, уложив весь этот немыслимый масштаб в размеры романной «коробочки». Кстати, о Коробочке. И помещица, и интересующий нас Манилов – все эти такие типажи, которые мы, возможно, до сих встречаем на улице.

Давайте посмотрим на Манилова под микроскопом исследователя-литературоведа.

И какой же он этот Манилов… на самом деле?

Когда роман-поэма только-только вышел из печати, то попал в поле зрения не только отдельных читателей, но и критиков. Так, С. Шевыреву произведение очень понравилось, поэтому критик дал положительную оценку гоголевскому творению.

Этому же критику принадлежит и ремарка о Манилове: Мы догадываемся, что, кроме свойств, в них теперь видимых, должны быть еще другие, добрые черты так, например, Манилов, при всей своей пустой мечтательности, должен быть весьма добрым человеком, милостивым и добрым господином с своими людьми и честным в житейском отношении…

А вот Е. Смирнова показывает и вовсе любопытный взгляд на этот роман. По мнению критика, здесь спрятан мотив свойственного русской культуре богатырства. Однако и богатырство это тоже мертво. Почему? Давайте разберемся. Начиная с первых строк, этот мотив дает о себе знать.

Автор пишет о настоящем времени так, будто это период, «когда на Руси начинают уже выводиться богатыри». А в последней главе тоже есть тот же мотив (или даже лейтмотив?): «Здесь ли не быть богатырю…».

Эту тему считают положительным полюсом романа, которая, в каком-то смысле, уравновешивает отрицательный полюс произведения. Богатыри – это то живое начало, которое является теплым, созидательным, настоящим.

И этому началу противостоят «мертвые души»: Чичиковы, Маниловы, Собакевичи, Коробочки, Плюшкины… Каждый персонаж – это пример определенной омертвелости.

Например, наш Манилов – вроде бы и гостеприимный, и, возможно, менее неприятный, нежели другие герои, однако это мечтатель, оторванный от жизни, лишенный деятельности, созидательности. Манилов – это пустота. Гоголь намекает на то, что в Российской империи мир как бы распался на две части: мир истинный, живой, деятельный, и мир прозябания, мертвый, холодный, пустой мир. И, к сожалению, второй мир заслоняет и выживает первый.

Образ Манилова в критике

Но вернемся еще на несколько минут к Белинскому. Критику принадлежит глубокий анализ гоголевского романа-поэмы – «Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя “Мертвые души”». Приведем также цитаты, которые четко дают понять, почему Манилов – не просто очередной персонаж из литературы, а тип, имеющий всемирно-историческое значение:

Положим, что Байрон в сравнении с Гоголем – ничто, а Чичиков, Маниловы и Селифаны имеют более всемирно-историческое значение, чем титанические, колоссальные личности британского поэта…

…эпос Вальтера Скотта именно заключает в себе «содержание общей жизни», тогда как у Гоголя эта «общая жизнь» является только как намек, как задняя мысль, вызываемая совершенным отсутствием общечеловеческого в изображаемой им жизни какая общая жизнь в Чичиковых, Селифанах, Маниловых, Плюшкиных, Собакевичах и во всем честном компанcтве занимающем своею пошлостию внимание читателя в «Мертвых душах»?

Г.

Константин Аксаков опять доказывает, что в Манилове есть своя сторона жизни: да кто ж в этом сомневался, равно как и в том, что и в свинье, которая, роясь в навозе на дворе Коробочки, съела мимоходом цыпленка (стр.

88), есть своя сторона жизни? Она ест и пьет – стало быть, живет: так можно ли думать, что не живет Манилов, который не только ест и пьет, но еще и курит табак, и не только курит табак, но еще и фантазирует…

Все эти Маниловы и подобные им забавны только в книге; в действительности же избави боже с ними встречаться, – а не встречаться с ними нельзя, потому что их-таки довольно в действительности, следовательно, они представители некоторой ее части…

Таким образом, Манилов предстает как своеобразный человек пустоты в литературы, отображающий людей пустоты в жизни. У героя ведь нет ничего: отсутствуют мысли, чувства, в конце концов, отсутствует сама жизнь.

Жизнь – это баланс созерцательности и действия, но у Манилова перевес происходит лишь в одну сторону – в сторону пустой созерцательности: это книги, которые никогда не напишутся и никогда не прочитаются, планы, которые никогда не осуществятся. Манилов – любитель помечтать. С одной стороны, это не грех, однако и мечты у героя полны глупости.

Можно сказать, что этот персонаж лишен формы: аморфный, невнятный, неопределенный. А главное: в Манилове не видать жизненной силы, той самой, которая придает любому существованию смысл.

Кстати, Манилова характеризует и сам автор.

Вот, что говорит Гоголь:

Конечно, можно заметить, что в доме есть много других занятий, кроме продолжительных поцелуев. Зачем, например, глупо и без толку готовиться на кухне? Зачем довольно пусто в кладовой? зачем воровка ключница? зачем нечистоплотны и пьяницы слуги? зачем вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время?..

Манилов и его семья – это крупная сатира на принятые тогда нормы воспитания, которые делали из человека пустую подушку – но красивую, элегантную, украшающую диван усадьбы. Мы имеем в виду, что такие люди мало чем отличаются от мебели. Маниловы приятны и прекраснодушны, однако эти черты не оставляют следов.

Читайте также:  Литературные конкурсы 2017 года

Внешне Манилов богат, но духовно – убог, так как у героя нет устремлений, планов, нет прогресса в саморазвитии и самосовершенствовании.

Яркость декора и обстановки дома Манилова лишь еще больше подчеркивает безликую и серую натуру хозяина.

Мечты Манилова полностью оторвали героя от жизни, поэтому ныне «Маниловым» можно назвать человека – болтуна, мечтателя, скудоумного сладкого оратора, уходящего от ответственности и трудностей жизни в более удобную реальность.

Характеристика Манилова в произведении Гоголя «Мертвые души», жизненные цели и мечты помещика

Манилов — это помещик из известной поэмы Гоголя «Мертвые души», один из главных персонажей.

Через мечты Манилова автор рассказывал, какую опасность несут в себе фантазии, особенно когда для их осуществления нет возможности. Помещик не живет реальной жизнью, витает в облаках.

Его все устраивает, однако решение простых бытовых вопросов вызывает непреодолимые препятствия. Манилов не думает о завтрашнем дне и находится в своих мечтах.

Характеристика персонажа

Чичиков ехал до деревни Маниловки очень долго, и дорога заняла у него не 15 заявленных, а целых 30 верст. Павел Иванович не был в восторге от того, что он лицезрел в поместье:

  • неухоженная и заброшенная местность;
  • одинокий дом господ, который стоит на возвышении.

Недалеко от поместья находилась беседка, имеющая название «храм единения». Около нее располагался пруд, полностью заросший зеленью и тиной.

Маленькие избы серого оттенка поражали Чичикова своим расположением: между ними не росли деревья. И в целом вся деревня передавала ощущение пустоты. Павел объясняет это рвением Манилова идти за английской модой.

Помещик имеет приятные черты лица и обаяние, он легко отдается воле чувств. Но за маской скрыто истинное лицо, которое является черствым, бездушным и ничтожным. Он радостно встречает Чичикова и провожает его в дом.

  Онлайн чтение книги Слон А. И. Куприн. Слон

Герой был:

  • белокурым;
  • светловолосым;
  • симпатичным.

Манилов довольно добродушен. Первое впечатление о помещике было приятным, однако со временем оно изменялось. Мужчина был отвратительным собеседником, потому что он никогда не высказывал личную точку зрения, а отмахивался общими фразами.

Имение помещика

Маниловская усадьба раскрывает образ своего хозяина. Господский дом стоит на возвышении, как бы отображая совершенные устремления помещика. Он окружен «аглицким» (английским) садом с неизменным для него прудом, который покрыт ряской, следовательно, за ним не ухаживают, а у берез «жиденькие вершины». Видимо, деревья плохо себя чувствуют в данном месте.

Самая примечательная деталь пейзажа — беседка, имеющая плоский купол зеленого цвета и деревянные колонны, выкрашенные голубым, на них виднелась надпись: «Храм уединенного размышления». Оглядывая свое имение, Манилов мечтает о том, чтобы «чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары».

При этом он совершенно не задумывается, какая польза его крепостным от такого сооружения, есть ли у них деньги для трат, чем именно должны торговать воображаемые купцы, наконец, в какую сумму обойдется подобное строительство. Столь приземленные вопросы неподъемны для возвышенной души помещика.

Общий вид имения показывает, что прекраснодушный мечтатель Манилов — никудышный хозяин. В правильности этого вывода читатель убеждается, увидев интерьер маниловского дома.

В гостиной — мебель, обитая дорогой тканью, и два кресла, на которые ее не хватило, их пришлось обтянуть простой рогожей.

В таком виде они стоят несколько лет, и хозяин все это время объясняет гостям, что кресла еще не готовы.

Еще больше раскрывает личность хозяина его кабинет, особенно стол. Стоит увидеть, что на нем находится:

  • Книга с закладкой на четырнадцатой странице, читаемая хозяином на протяжении двух лет. Он даже название ее забыл!
  • Исписанные бумаги. Не наброски ли грандиозных маниловских проектов уже упомянутого моста через пруд? Или других великих замыслов вроде дома с высоким бельведером, откуда можно будет видеть Москву?
  • Много табака. Курение — вот главное занятие, которому помещик-мечтатель предавался в своем кабинете. Пепел из трубки он вытряхивал на подоконники «очень красивыми рядками».

Описание усадьбы еще раз показывает, какой перед читателем встает персонаж: пустой, так себе, скучный. Время как будто не влияет на героя: он человек, не имеющий возраста, каждый день для него не отличается от другого, бесполезный индивид, не способный что-либо изменить.

Образ жизни

Герой поэмы являлся зажиточным помещиком, в деревне ему принадлежали 200 домов. Он не занимался своими владениями, они развиваются без участия хозяина. Это и является следствием эффекта пустоты в деревне.

Если сравнить Манилова с Собакевичем, то можно отметить, что он не строг с крестьянами: не наказывает и не морит их голодом. Но в то же время он и не стремится к улучшению их жизни. Мужчина совершенно равнодушен к своим владениям и не занимается ими. Он не проверяет пашни, поручив эту процедуру своему помощнику.

Помещик не может назвать количество живых и умерших крепостных. Он откровенно не понимает, зачем Чичикову столько мертвых душ. Одновременно с этим Манилов мечтает жить с Павлом Ивановичем на берегу моря.

Истинный владелец всего хозяйства — это приказчик, который злоупотребляет алкоголем. Он должным образом не следит за слугами, которые спят и ничего не делают. Манилов предпочитает вести разгульный образ жизни. Его любимое занятие — курить трубку и постоянно витать в облаках, представляя себе различные картины. Помещик истинный мечтатель, однако его мечты несбыточны.

Мечтательность привела к тому, что избы в хозяйстве серые и вот-вот развалятся, но Манилов не думает об этом. Он дарит Чичикову мертвые души бесплатно в отличие от других помещиков. Это характеризует его как нерасчетливого человека, который хочет выслужиться перед Чичиковым.

Героя невозможно назвать бессердечным. Он со всеми ведет себя вежливо и тактично.

Усадьба Манилова

Большое поместье Манилова могло бы быть очень доходным, если бы хозяин занимался им.

Деревня, в которой 200 домов, есть пруд и лес. И всё это не ухожено из-за лени помещика управлять делами.

  Маленькие люди в “Преступлении и наказании” Достоевского

Помещик отличался ленью, поэтому хозяйство было в запустении. В мечтах он хотел бы иметь красивый и ухоженный дом, но ему лень было даже давать правильные распоряжения своего управляющему по хозяйству. Он соглашался со всем, что ему говорил служащий, не ставя никаких планов по улучшению обстановки и хозяйства.

В усадьбе есть беседка для размышлений помещика в одиночестве и клумбы, которые тоже очень запущены.

Беседка — место, где рождаются идеи Манилова, но тут же они и остаются в планах и мечтах.

Вещи в доме у Манилова совершенно разные. Есть хорошие, много старых и не годных к употреблению.

В доме старые и хорошие вещи располагаются рядом. Кабинет можно назвать приличным, но повсюду рассыпан табак, даже на бумагах помещика.

На столе Манилова давно начатая книга, но дочитать ему хватило сил лишь до 14-й страницы, где и была сделана закладка.

Мечты героя

В жизни Манилова отсутствует конкретная цель, вся его деятельность сводится к фантазиям. Он пускает на самотек тот факт, что крестьяне, отпрашиваясь с работы, идут отдыхать и пьянствовать.

Манилов наблюдал за движением воды в пруду и не считал его заросшим. В такие моменты герой фантазировал, как над водоемом возвышается каменный мост или под ним выстроен подземный ход.

Около пруда в его мыслях должны находиться купцы, поставляющие товары.

Помещик ничего не доводит до завершения. На его письменном столе лежала книжка, которую он закончил читать на 14 странице два года назад. Он фантазирует, как поставит новую шелковую мебель в гостиную. Однако ткани хватило только на пару кресел, а остальные украсили рогожей.

В нескольких комнатах совершенно не было мебели, и помещик мечтал, как обставит и их. Но ничего для этого Манилов не предпринимал. Он очарован Чичиковым и фантазирует их совместную жизнь в большом доме.

Помещик — мечтатель

О первом жителе пригорода, которого посетил Павел Иванович Чичиков, читатель узнает достаточно много. Он отставной офицер, привыкший курить трубку еще с армейской службы. Восемь лет женат на Лизоньке, с которой имеет двух сыновей. Любовь между супругами напоминает истинное счастье. Они носят друг другу конфеты, яблоки, орешки, проявляя этим заботу.

Говорят нежными голосами. Любовь своей излишней сентиментальностью напоминает пародию. Сыновья имеют такие имена, что на них нельзя не остановиться: Алкид и Фемистоклюс. Родители хотели выделить своих детей из толпы хотя бы именами.

Манилов представляет себя западником, человеком, который строит свою жизнь на европейский манер, но из этого получается абсурд и несуразица.

Доверчивость хозяина барского дома приводит к обману. Крестьяне просят отпустить их на заработки, а сами идут гулять и пьянствовать. Наивность господина приводит к разрухе. Вся усадьба безжизненная и жалкая.

Не вызывает удивления у читателя приказчик в поместье — пьяница и лентяй. Жизнь в усадьбе и вокруг течет по каким-то своим неведомым законам. Помещик стал ассоциацией целого образа жизни – «маниловщины».

Это праздное, мечтательное отношение к жизни без дела и действий.

Жизненные цели Манилова и его роль в поэме

У героя нет конкретных планов, все его фантазии расплывчаты и далеки от реальной жизни. Манилов ведет уединенный в своих мечтах образ жизни.

Автор поэмы выделяет описанию этого персонажа особую роль. Он красочно описывает мечты помещика, особенно о каменном мосте и подземном ходе, которым никогда не суждено сбываться, так как труд чужд для героя.

По мнению Гоголя, людей, похожих на Манилова, великое множество. Образом помещика он показывает губительность праздного существования. И если человек все время будет фантазировать, но при этом ничего не предпринимать для воплощения мечты в реальность, то в его жизни будет полная разруха. Поэтому очень важно решать текущие проблемы и не пускать все на самотек.

Поэма включена в школьную программу 10 класса. Перед написанием сочинения на любые темы школьникам рекомендуется сделать цитатные характеристики образов, то есть выписать из произведения цитаты, описывающие их в полной мере.

Вывод

Образ Манилова не лишён привлекательности. Это доброжелательный, мягкий, уступчивый, обожающий разговоры «о высоком» человек. В нём нет хищнической хватки Собакевича, наглого разгула Ноздрёва. Тем более далёк этот голубоглазый идеалист от утратившего человеческий облик Плюшкина.

Его существование протекает в размышлениях и мечтах. В сущности, Манилов грезит о замечательных вещах: о мире, в котором нет вражды, лжи, насилия, злобы, а есть любовь, дружба, уважение, добро.

В умении мыслить об отвлечённых предметах нет ничего плохого, если при этом человек понимает смысл практической жизни, если мечты связаны с реальностью.

Но полная отгороженность от настоящей жизни превращает героя в странное, фантастической существо, далёкое от действительности, не понимающее ни законов, ни логики человеческого сообщества. Поэтому образ Манилова — символ абсолютно бесполезного и пустого существования, воплощение «мёртвой» души.

Характеристика образа Манилова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Читайте также:  Люди войны и люди мира (по роману Толстого «Война и мир»)

Образование и воспитание героя

Этот сентиментальный помещик, в приятность которого «чересчур было передано сахару», считает себя человеком образованным, благородным и воспитанным. Это не мешает ему, однако, два года подряд держать закладку в книге на 14-й странице.

Речь Манилова наполнена любезными словами и, скорее, напоминает щебетание. Его манеры, можно было бы назвать хорошими, если бы не чрезмерная утонченность и деликатность, доведенные до абсурда. Манилов злоупотребляет такими словами, как «позвольте», «любезная», «препочтеннейший», излишне положительно говорит о чиновниках.

Также нельзя не заметить в его речи обилия неопределенных наречий и местоимений: этакое, какой-нибудь, этак, какое-то.

Когда он говорит о чем-то, становится понятно, что его планам не суждено сбыться. Характер рассуждений Манилова дает понять, что его фантазии не имеют никакого отношения к реальности.

Так, он мечтает о соседе, который мог бы беседовать с ним «о любезности, о хорошем обращении».

Думать о реальной жизни, а тем более, действовать, он не способен. Вычурные имена детей Манилова, Фемистоклюса и Алкида, также лишний раз подчеркивают желание казаться изысканным и утонченным.

Таков помещик Манилов. «Мертвые души» − характеристика русского общества 19-го века. Сравнение автором этого героя со «слишком умным министром» указывает на лицемерие представителей высшей государственной власти.

Манилов — образ и характеристика героя поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Манилов, пожалуй, самый обаятельный из помещиков, изображённых Гоголем. Белокурый мужчина с голубыми глазами производит в первые минуты знакомства самое лучшее впечатление. Но это ощущение быстро развеивается.

Доброжелательность, доходящая до слащавости, витиеватая, наполненная изысканными оборотами речь производят впечатление скорее отталкивающее.

При внимательном рассмотрении характеристики образа Манилова становится понятно, что герой соткан из противоречий, которые самым странным образом неразрывно слиты в его натуре.

  • Грёзы и реальность
  • Дом и быт
  • Поместье
  • Договор с Чичиковым
  • Вывод

Грёзы и реальность

Манилова можно назвать идеалистом. Явь и мечта не конфликтуют в его сознании. Он живёт в совершенном мире, не видит реальности, не замечает того, что вокруг.

В его идеальной вселенной люди прекрасны и добры («препочтеннейший и прелюбезнейший человек», «очень приятный», «достойный человек», «прелюбезная женщина», — так характеризует Манилов своих знакомых).

При первой же встрече Чичиков мгновенно становится верным другом, и в фантазиях героя их дружбой когда-нибудь восхитится весь свет.

Ласковый обходительный приём, который ждал Павла Ивановича у Маниловых, может показаться лицемерным, но скоро становится ясно, что гостеприимный хозяин не притворяется. От Чичикова ему ничего не надо. Ни к чему обманывать гостя, льстить ему.

Персонаж искренне верит в сильнейшую симпатию, которая между ними возникла, верит в реальность своих иллюзий и по-настоящему живёт лишь в своих фантазиях. Там за дружбу ставят памятники, а царь награждает орденами. Там с башни над усадьбой можно видеть Москву, а над живописным прудом воздвигнут мост, на котором стоят торговые лавки.

Там всё прекрасно: и супруга, в которую он влюблён, как перед свадьбой, и дети, подающие большие надежды, и его усадьба, хозяйство, быт.

Дом и быт

В этом идеальном мире герой видится себе интеллигентным, любящим читать и размышлять человеком. В реальности книга в его кабинете много лет открыта на одной странице, а глубокие раздумья сводятся к аккуратно расположенным кучкам табачного пепла.

Его дом открыт всем ветрам и крайне неуютен, но хозяину усадьбы, неряшливо распланированного и неухоженного сада всё представляется  живописным и романтичным. Он порой вспоминает о комнате, в которой до сих пор нет мебели, о креслах, на которые не хватило обивочной ткани, но лишь на то мгновение, когда их заметил. Явь быстро снова сменяется в его сознании воображаемой идиллией.

В доме Маниловых долгожданного гостя потчуют только щами, но «от чистого сердца», что, по мнению хозяина, увеличивает ценность угощения, превращает его в настоящее пиршество.

Поместье

Маниловку найти оказалось не так просто. Вопреки названию, которому Чичиков поначалу придал форму «Заманиловка», вопреки манящему обаянию владельца, деревня располагалась дальше, и дорога к ней была запутаннее, чем полагал герой.

Снова противоречие между ожидаемым и настоящим. Маниловка, по выражению Гоголя, «немногих могла заманить». Между серенькими (значит не новыми) избами не растёт ни одно деревце. Жизнь в деревне словно замерла.

Чичиков, проезжая через неё, встречает лишь двух баб, тянущих драный бредень через пруд.

Помещик из Манилова никудышный. Вопрос о количестве умерших душ ставит его в тупик. Он зовёт приказчика, который тоже не сразу смог помочь. Люди, которые обеспечивают жизнь дворянской семьи и сами являются своеобразным капиталом, мечтателя-идеалиста не заботят.

Договор с Чичиковым

Перед Павлом Ивановичем нелёгкая задача — внедрить в иллюзорный, сотканный из воздушных мечтаний мир Манилова мысль о коммерческой сделке. Подать мошенничество таким образом, чтобы не исказить идеальной картины в голове собеседника. Опытный манипулятор справляется блестяще.

Он понимает, что для живущего среди образов и красивых слов Манилова важны фразы, в которых грубая реальность приобретёт красивую форму. Именно такое высказывание, имеющее весьма далёкое отношение к делу, он и использует.

Заворожённый звучанием громких, хоть и пустых, слов, мечтатель вмиг забывает о шокирующей сути сделки.

Вывод

Образ Манилова не лишён привлекательности. Это доброжелательный, мягкий, уступчивый, обожающий разговоры «о высоком» человек. В нём нет хищнической хватки Собакевича, наглого разгула Ноздрёва. Тем более далёк этот голубоглазый идеалист от утратившего человеческий облик Плюшкина.

Его существование протекает в размышлениях и мечтах. В сущности, Манилов грезит о замечательных вещах: о мире, в котором нет вражды, лжи, насилия, злобы, а есть любовь, дружба, уважение, добро.

В умении мыслить об отвлечённых предметах нет ничего плохого, если при этом человек понимает смысл практической жизни, если мечты связаны с реальностью.

Но полная отгороженность от настоящей жизни превращает героя в странное, фантастической существо, далёкое от действительности, не понимающее ни законов, ни логики человеческого сообщества. Поэтому образ Манилова — символ абсолютно бесполезного и пустого существования, воплощение «мёртвой» души.

Характеристика образа Манилова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Характеристика Манилова из поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя

Характеристика Манилова, представленная здесь полностью раскрывает образ персонажа.

Гоголь Н.В. написал замечательную поэму о помещиках под названием «Мертвые души». Вернее, это история о том, как один предприимчивый человек Чичиков пытался обзавестись большим количеством крепостных крестьян, чтобы иметь более высокий статус в обществе.

И неважно, что эти крепостные уже давно покинули этот свет.

Один из помещиков, к которому наведался Чичиков со странным предложением купить хоть сколько-нибудь «мертвых душ» крестьян, был Манилов. О нем и поговорим сегодня.

Характеристика Манилова: внешний вид

Точный возраст помещика Манилова нам не известен, но это был мужчина в полном расцвете сил.

Манилов так часто улыбался, что его голубых глаз почти не было видно. Они постоянно прятались в добродушных щелках над щеками.

Светловолосый и приятный на вид, Манилов был учтивым человеком, всегда готовым к беседе и любезностям в общении.

Одежда Манилова не была какой-то особенной, поэтому он не особо выделялся среди людей своего круга.

Характеристика Манилова как личности

С первого взгляда Манилов сразу располагает к себе собеседника. Он доброжелателен и гостеприимен, всегда рад завести разговор. Но очень стесняется своей не образованности, поэтому специально для собственного развития посещает заведения, где может поговорить с кем-нибудь на серьезные темы. Но это у него плохо получается.

  • В людях видит только положительные черты, за что выражает им свое почтение, на недостатки в других просто закрывает глаза.
  • Вежливость и доброжелательность в общении производит на любого приятное впечатление.
  • Но так как у Манилова никаких четких взглядов, никакой собственной позиции нет, то общение с ним быстро становилось в тягость собеседнику.
  • Гоголь даже предложил некую схему общения с Маниловым.
  1. Ровно минуту с ним можно было нормально поговорить.
  2. Через две минуты собеседнику начинало уже наскучивать общение с помещиком.
  3. А через три минуты человек уже не знал, куда деваться от такого общения.

Из-за недостатка образования Манилов не может долго поддерживать беседу, но зато очень красиво (просто каллиграфически) и грамотно пишет, чем изрядно удивил Чичикова.

С армейских времен Манилов имеет пристрастие к курительной трубке. Никаких других увлечений помещик не имеет.

Семья Манилова

Помещик имеет семью. У него и жена Лиза, и дети. Он примерный семьянин, любящий муж.

Красивая и образованная супруга, однако, так же как и муж, была ленивой и не удосуживалась заниматься делами по дому.

Их брак продолжается уже 8 лет, но теплота взаимных чувств осталась. И это не показные отношения между супругами. Они на самом деле очень трепетно относятся друг к другу.

В их любящей семье растут два сына: восьми и шести лет. Фемистоклюс и Алкид. Мальки добрые и послушные, ответственно относятся к обучению, проявляют смекалку и ум.

Усадьба Манилова

Большое поместье Манилова могло бы быть очень доходным, если бы хозяин занимался им.

Деревня, в которой 200 домов, есть пруд и лес. И всё это не ухожено из-за лени помещика управлять делами.

Помещик отличался ленью, поэтому хозяйство было в запустении. В мечтах он хотел бы иметь красивый и ухоженный дом, но ему лень было даже давать правильные распоряжения своего управляющему по хозяйству. Он соглашался со всем, что ему говорил служащий, не ставя никаких планов по улучшению обстановки и хозяйства.

В усадьбе есть беседка для размышлений помещика в одиночестве и клумбы, которые тоже очень запущены.

Беседка — место, где рождаются идеи Манилова, но тут же они и остаются в планах и мечтах.

Вещи в доме у Манилова совершенно разные. Есть хорошие, много старых и не годных к употреблению.

В доме старые и хорошие вещи располагаются рядом. Кабинет можно назвать приличным, но повсюду рассыпан табак, даже на бумагах помещика.

На столе Манилова давно начатая книга, но дочитать ему хватило сил лишь до 14-й страницы, где и была сделана закладка.

Характеристика Манилова: отношение к крестьянам

Манилов настолько запустил хозяйственные дела, что даже не знал, сколько крепостных имеет.

Он не узнавал, нуждаются ли его крестьяне в чем-то, не проверял их дома чисто из лени.

Ни плохого, ни хорошего от него крепостные не видели. Одно сплошное равнодушие к судьбам своих людей.

Манилову было всё равно, умирают ли его крестьяне, и в каком количестве.

На предложение Чичикова купить умерших крепостных Манилов просто отдает их, а расходы на оформление документов берет на себя.

Подводя итог, можно сказать, что Манилов — человек приятной внешности и производящий хорошее впечатление с первого взгляда, но уж очень ленивый и поэтому скучный и неинтересный. Бескорыстность и чрезмерная мечтательность делают Манилова похожим на человека пустого и посредственного.

ТЕСТ по 2 главе «Мертвые души»: характеристика Манилова

Ссылка на основную публикацию