Образ Прекрасной Дамы в лирике А. Блока

Инфоурок › Литература ›Презентации›Урок “Эволюция образа Прекрасной Дамы в стихотворениях А,Блока”

Образ Прекрасной Дамы в лирике А. Блока

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Образ Прекрасной Дамы в лирике А. Блока Описание слайда:

Жизнь и творчество Александра Александровича Блока © Камаева Л.А., преподаватель русского языка и литературы, 2016

2 слайд Образ Прекрасной Дамы в лирике А. Блока Описание слайда:

Александр Блок (16 (28) ноября 1880, Санкт-Петербург, Российская империя — 7 августа 1921, Петроград, РСФСР) — русский поэт, классик русской литературы XX столетия, один из величайших поэтов России.

3 слайд Образ Прекрасной Дамы в лирике А. Блока Описание слайда:

Дед и бабушка А. Блока Елизавета Григорьевна Бекетова, переводчица, бабушка поэта. Фотография 1880-е годы Андрей Николаевич Бекетов, ученый-ботаник, профессор Петербугского университета, дед поэта Фотография 1880-е годы

4 слайд Образ Прекрасной Дамы в лирике А. Блока Описание слайда:

Родители А. Блока Отец А. Блока — Александр Львович Блок (1852—1909), юрист, профессор Варшавского университета. Мать — Александра Андреевна, урождённая Бекетова, (1860—1923) — дочь ректора Санкт-Петербургского университета

5 слайд Образ Прекрасной Дамы в лирике А. Блока Описание слайда:

Отчим А. Блока Замужество, начавшееся, когда Александре было восемнадцать лет, оказалось недолгим: после рождения сына она разорвала отношения с мужем и впоследствии их более не возобновляла. В 1889 году она добилась указа Синода о расторжении брака с первым супругом и вышла замуж за гвардейского офицера Ф. Ф. Кублицкого-Пиоттух, оставив при этом сыну фамилию первого мужа.

6 слайд Образ Прекрасной Дамы в лирике А. Блока Описание слайда:

Детство Девятилетний Александр поселился с матерью и отчимом на квартире в казармах лейб-гренадерского полка, расположенных на окраине Петербурга, на берегу Большой Невки. В 1889 году он был отдан во Введенскую гимназию.

7 слайд Образ Прекрасной Дамы в лирике А. Блока Описание слайда:

Детство Первые стихи Блок написал в пять лет. В 10 лет Александр Блок написал два номера журнала «Корабль». С 1894 по 1897 год он вместе с братьями писал рукописный журнал «Вестник».

С детства Александр Блок каждое лето проводил в подмосковном имении деда Шахматово. В 8 км находилось имение друга Бекетова, великого русского химика Дмитрия Менделеева Боблово. В 16 лет Блок увлёкся театром.

В Петербурге Александр Блок записался в театральный кружок. Однако после первого успеха ролей в театре ему больше не давали.

8 слайд Образ Прекрасной Дамы в лирике А. Блока Описание слайда:

Юность В 1898 году окончил гимназию, поступил на юридический факультет Петербургского университета. Через три года перевёлся на славяно-русское отделение историко-филологического факультета, которое окончил в 1906 году. В университете Блок знакомится с Сергеем Городецким и с Алексеем Ремизовым

9 слайд Образ Прекрасной Дамы в лирике А. Блока Описание слайда:

Первая любовь Блока 1897 год. Поездка с матерью и тетушкой, Марией Андреевной Бекетовой (1826 – 1938), в Германию, на курорт Бад-Наугейм. Знакомство с Ксенией Михайловной садовской (1862 – 1925), «высокой, статной, темноволосой дамой с тонким профилем и великолепными синими глазами.

…Ее красота, щегольские туалеты и смелое, завлекательное кокетство сильно действовали на юношеское воображение». Встречи А. А. Блока с К. М. Садовской продолжались в Петербурге в 1897 – 1900 годах.

Ей посвящен ряд стихотворений цикла «Ante Lucem» (1898 – 1900), а также цикл стихотворений «Через двенадцать лет» (1909 – 1910).

10 слайд Описание слайда:

Любовь, семья В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери Д. И. Менделеева, героине его первой книги стихов «Стихи о Прекрасной Даме».

Известно, что Александр Блок испытывал к жене сильные чувства, но периодически поддерживал связи с различными женщинами: одно время это была актриса Наталья Николаевна Волохова, потом — оперная певица Любовь Александровна Андреева-Дельмас.

Впрочем, после Первой Мировой войны отношения в семье Блоков наладились, и последние годы поэт был верным мужем Любови Дмитриевны.

11 слайд Описание слайда:

Увлечение театром А. А. Блок в роли Гамлета Л. Д. Менделеева в роли Офелии

12 слайд Описание слайда:

Увлечение в театре Наталия Николаевна Волохова Любовь Александровна Дельмас (урожденная Тишинская)

13 слайд Описание слайда:

На военной службе 7 июля Призван в действующую армию, зачислен Табельщиком в 13-ю инженерно – строительную дружину Всероссийского союза земств и городов. 26 июля Выезжает в расположение дружины (в районе г. Пинска).

14 слайд Описание слайда:

Блок и революция Революция 1917 года стала началом нового, противоречивого и, в то же время, поразительно яркого этапа в жизни и творчестве поэта.

Блок с интересом включился в практическую деятельность по культурному строительству: сотрудничал в горьковском издательстве “Всемирная литература”, был председателем управления Большого драматического театра, являлся членом коллегии Литературного отдела Наркомпроса, возглавлял Петроградское отделение Всероссийского союза поэтов.

Однако со временем поэт неожиданно убеждается : «Жизнь изменилась (она изменилась, но не новая, не nuova), – вошь победила весь свет, это уже свершившееся дело, и все теперь будет меняться только в другую сторону, а не в ту, которой жили мы, которую любили мы».

15 слайд Описание слайда:

Смерть поэта Май – июнь 1921 г., постепенное обострение предсмертной болезни. Уничтожение части архива. Хлопоты (в т. ч. – А.М. Горького) о разрешении Блоку выехать для лечения за границу. 7 августа, 10 часов 3о минут утра Александр Блок умер.

16 слайд Описание слайда:

Истоки творчества поэта Соловьев В.С., Жуковский В.А, Брюсов В.Я.

17 слайд Описание слайда:

Творчество Книга первая (1898-1904) Ante lucem (1898-1900) Стихи о Прекрасной Даме (1901-1902) Распутья (1902-1904) Книга вторая (1904-1908) Пузыри земли (1904-1905) Разные стихотворения (1904-1908) Город (1904-1908) Снежная маска (1907) Фаина (1906-1908) Вольные мысли (1907) Книга третья (1907-1916) Страшный мир (1909-1916) Возмездие (1908-1913) Ямбы (1907-1914) и др. В 1910-1911 годах Блок плодотворно работает над изданием своего первого «Собрания стихотворений» В своей поэтической биографии он выделил три этапа, каждому из которых отвел одну книгу своей трилогии.

18 слайд Описание слайда:

Трилогия вочеловечения О, я хочу безумно жить: Всё сущее – увековечить, Безличное – вочеловечить, Несбывшееся – воплотить. Всю свою лирику Блок разделил на три книги. Он писал об этом: «Каждая книга есть часть трилогии; всю трилогию я могу назвать «романом в стихах». Ещё он называл её «трилогией вочеловечения» («от яркого света к отчаянию, «возмездию», к рождению человека общественного»).

19 слайд

Образ прекрасной дамы в творчестве Блока сочинение

Александр Блок один из самых талантливых поэтов в русской классической поэзии. Его творчество необычайно изящно и таинственно. Особенно яркими являются «Стихи о Прекрасной Даме», в которых воплощаются поиски проявления «Женской Души». Возможно, его увлечение философскими учениями Владимира Соловьева обнажилось в стихах, в которых все пропитано символизмом.

В этом сборнике он обращался к женщине, в которую был страстно влюблен, а, впоследствии, стал ее мужем. Женщина, в стихах поэта, предстает существом возвышенным и недостижимым. Поэт представлял ее «Царевной» и «Звездой». «Закатная, Таинственная Дева» – пишет поэт. Образ Прекрасной Дамы в стихах Блока существует в ореоле таинственности и непостижимости.

Она как туман и неуловимая дымка пронизывает все и вся.

Рассматривая тему «Прекрасной Дамы» в творчестве Блока, можно заметить некоторую трансформацию его видений. Вполне возможно, эти изменения связаны с драматическими событиями в личной жизни Блока.

Но, тем не менее, женщина остается для него чем-то божественным и эфемерным.

В стихотворении «Незнакомка» тема безысходности и отчаяния: «…И правит окриками пьяными весенний и тлетворный дух», сплелась с темой размышлений о прекрасной Незнакомке:

…И вижу берег очарованныйИ очарованную даль.

В этом стихотворении поэт в достаточно концентрированном виде описывает всю ничтожность и пошлость больших городов, с каждой строчкой усиливая идею обреченности окружающего мира. И вдруг, «дыша духами и туманами», появляется Незнакомка.

Вот тут и можно увидеть весь контраст и диссонанс окружающей атмосферы. Прекрасная Незнакомка является символом красоты и чистоты, она несет с собой гармонию.

Интересно, что светлый образ возникает лишь на мгновение, затем оно исчезает как туман.

Вообще, в своей лирике поэт противопоставляет возвышенный лик «Прекрасной Дамы» с материальными, лишенными гармонии, вещами. Но ведь и мир менялся, а вместе с ним и образ женщины. Годы революций и смены власти в России наложили характерный отпечаток на само творчество Блока. В поэме «Двенадцать», при кажущейся простоте частушечного стиха «Дамы» предстают в совершенно другом образе:

Ах ты, Катя, моя Катя,Толстоморденькая…

Образ женщины выражен таким непристойным образом в надежде на перерождение и переход из хаоса и тьмы в «светлое» будущее

Время меняется, и образы предстают в ином виде. Но «Прекрасная Дама» Блока –   это один из самых необычайных образов в русской классической любовной поэзии. Погружение в тайны природы женственности всегда будут привлекать к творчеству выдающегося поэта Александра Блока.

Вариант 2

Александр Блок представляется нам как романтический поэт серебряного века, представитель символизма, воспевающий образ идеальной женщины. На его творчество оказала влияние философия В.Соловьева о Софии, Вечной Женственности.

Лирика Блока пропитана образом ожидаемой, вечной, невозможной и осуществимой встречи. Она удивляет красотой слога, богатством метафор, глубоким содержанием.

Отличительная особенность – сочетание мистического и бытового, отрешенного и повседневного, все противоречит всему.

Сюжет блоковской лирики вращается вокруг образа Прекрасной Дамы, встреча с которой и желанна и невозможна.

«Стихи о Прекрасной Даме», цикл, написанный в период с 1897 по 1904 год, можно рассматривать как биографию поэта, так как в то время он остро переживает бурный и напряженный роман с Любовью Дмитриевной Менделеевой. Свои чувства и душевное волнение он обращает в стихотворную форму и передает читателю.

Произведения этого цикла пропитаны платонической любовью, благородного преклонения перед идеалом. Героиня – божество. Блок, устами своего героя, называет ее Прекрасной Дамой, Вечно Юной, Царицей.

Но богиня недоступна, а герой всего лишь человек. Он видит себя живущим «в пыли, в уничижении» безвестным рабом.

И с появлением героини мир вокруг героя, кажется, начинает преображаться, вспыхивать и окрашиваться разными красками – золотом, лазурью, синевой, ослепительной белизной.

Однако в отдельных стихах образ Дамы более конкретен, она обретает земной облик, без элементов сверхъестественного. Герой называет ее подругой желанной. Образ возлюбленной – это и символ некоей Души мира, той самой Вечной Женственности, и образ реальной девушки.

Герой с тревогой осознает, что не достигнет Девы – она так и осталась фантомом. В последующих стихах появляется новая героиня. Она тоже идеал, но другой, сравнимый со звездой, падающей с небес на грешную землю. Прекрасная Дама – символ с бесконечным количеством значений, замещается влирическоммире Блокафигурой Незнакомки.

Романтический образ возлюбленнойпредстает трагическим в поэзии Блока. Идеал недоступен – это символ.  Поэт ищет свою Даму в реальном мире. Однако, ни восторга, ни покоя, достижение цели не приносит, ибо обретение идеала невозможно. В произведениях прослеживается развитие образа Прекрасной Дамы – от желанной, невозможной, недостижимой богини до реальной женщины.

Читайте также:  Смысл рассказа Шолохова «Судьба человека»

Для реферата, сообщения, доклада.

Несколько интересных сочинений

Образ прекрасной дамы в творчестве Блока сочинение, текст для реферата

Название будущему циклу Александра Блока «Стихи о Прекрасной Даме» дал В. Брюсов в 1903 году, когда в альманахе «Северные цвета» были напечатаны первые 10 стихотворений поэта.

Осенью 1904 был опубликован отдельный сборник ранних стихов с этим же названием. Второе издание сам Блок назвал трилогией.

Первый том, вышедший весной 1911 года, содержал 300 «Стихов о Прекрасной Даме», которые были расположены в хронологическом порядке по году написания.

В 1916 году в издательстве «Мусагет» вышло собрание сочинений в четырех томах. Блок заново пересмотрел цикл, убрал отдельные стихотворения и внес другие, не вошедшие в ранние издания. В первый том вошли 3 рубрики:

  1. «Ante Lucem», написанный;
  2. «Стихи о Прекрасной Даме»;
  3. «Распутья».

В последнем прижизненном издании поэта в 1922 году в цикле было 164 стихотворения, разделенных на 6 частей по месту и времени написания. Прекрасная Дама в лирике Блока — это образ самой умной и прекрасной для него женщины — Любови Менделеевой, дочери известного ученого.

Их взаимоотношения были непонятны окружающим. Его любимая женщина хотела реальной, земной любви и мечтала о настоящих поцелуях. Поэт же считал плотские утехи пороком. По его мнению, они мешают слиянию родственных душ, и физическая близость может быть только с женщиной легкого поведения.

Молодые люди были знакомы с юности, симпатизировали друг другу, потом их пути на какое-то время разошлись. Когда судьба их снова свела, решили, что это им послано свыше, поженились, но семейная жизнь не дала им настоящего счастья. Он настолько ее внешний облик и характер идеализировал в стихах, что не видел рядом с собой настоящую интересную личность.

Брак Блока и Менделеевой Соловьев назвал священной мистерией, которая могла бы подарить миру очищение. Но Любовь не верила в эту заоблачную женственность и одухотворенность, она хотела земного женского счастья.

Большой Бейсуг

Одинокий, к тебе прихожу, Околдован огнями любви… А. Блок

Ранний А. Блок предстает перед нами как тонко чувствующий лирик, которому присущи и романтические порывы, и томление, и восторг, и предчувствия. Горький писал о нем, что «это настоящий, волею божьей поэт и человек бесстрашной искренности».

На формирование А. Блока как поэта оказало большое влияние учение Вл. Соловьева, поэта, религиозного мыслителя и философа конца ХIХ в. Блок на время становится мистиком, видя в событиях окружающего мира предвестников конца света.

Спасение от наступающего хаоса поэт видит в начале «Вечной женственности», символе Красоты и добра, которые и получили свое развернутое воплощение в первом поэтическом сборнике А. Блока «Стихи о Прекрасной даме». Эта книга не только отразила юношескую влюбленность поэта в Л. Д. Менделееву, которая стала впоследствии его женой, всегда была его мукой и радостью.

Но Прекрасная дама в интерпретации поэта принимает внеземные, сверхчувственные формы, становится символом высшего воплощения совершенства, гармонии, красоты, женственности.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо. Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне и ясен нестерпимо, И молча жду — тоскуя и любя.

«Стихи о Прекрасной даме» почти полностью отрешены от быта, от реальной жизни, поэтому у главного образа, к которому обращены все мечты и надежды поэта, нет имени — и множество имен: дочь света, Таинственная дева, Вечная Любовь, Владычица Вселенной, Святая, Светлая, Ясная, Тихая, Певчая… Лирический герой искренне верит и ждет встречи с ней, надеясь, что это поможет преобразить мир:

О, взойди же предо мною Не водном воображеньи!

Однако, в то же время поэт предчувствует и бесконечно боится того, что может произойти обман, подмена: «Но страшно мне — изменишь облик Ты…» Это тревожит лирического героя, не дает ему покоя, но в конце концов так и случается:

Ты обманут неизвестным: За священные мечты, Невозможно бестелесным Открывать свои черты.

Со временем окружающий мир с его трагедиями и конфликтами, человеческими страданиями, хаосом, революционными событиями вторгается в изолированный мир мечтаний и идеалов А. Блока, нарушает таки не найденную гармонию. И поэт начинает понимать, насколько недостижим в реальности его идеал:

Мне страшно с Тобой встречаться, Страшнее Тебя не встречать… А хмурое небо низко — Покрыло и самый Храм. Я знаю: Ты здесь. Ты близко. Тебя здесь нет. Ты — там.

Поэт чувствует надвигающиеся большие перемены как в собственной судьбе, так и в судьбе своей страны, ощущает, что близится решающее, необычное время, обращающее все прошлые надежды в призраки:

Убегаю в прошедшие миги, Закрываю от страха глаза На листах холодеющей книги — Золотая девичья коса. Надо мной небосвод уже низок, Черный сон тяготеет в груди. Мой конец предначертанный близок, И война, и пожар — впереди.

Именно в это время А. Блок утрачивает веру в свое «виденье, непостижимое уму»: «Ты в поля отошла без возврата». Но перед поэтом открылся реальный мир — многообразный, противоречивый, человечески-земной, новый.

Отворяются двери — там мерцанья, И за ярким окошком — виденья. Не знаю — и не скрою незнанья, Но усну — и потекут сновиденья.

Интерпретация женского образа

Появление в ранних стихах Александра Блока лейтмотива совершенной женской красоты критики и исследователи творчества поэта связывают с символизмом и учением Владимира Соловьева о Вечной Женственности.

Именно она, согласно концепции, должна обновить и возродить мир. Любимая в его стихах Святая, Пречистая Дева, символ целомудрия и рыцарского преклонения.

Она для него — Божество, для которого недоступны земные страдания, а он, лирический герой и двойник поэта — вечный раб, служащий своей царице: «безвестный раб, исполнен вдохновенья, Тебе поет».

Все таинства, совершающиеся в природе, — только для Нее, и днем, и ночью любимого преследует Ее «белая тень». Предмет поклонения поэта бесплотен, образ женщины не предполагает ничего земного. Он называет ее лучезарной, несказанной, озаренной.

Однако в некоторых поэтических сочинениях образ Прекрасной Дамы прорисован более осязаемо и конкретно, без всякого намека на мистические сравнения: «Ты ли, подруга желанная, всходишь ко мне на крыльцо?».

Здесь видится уже вполне земная женщина, и автор даже не употребляет в отношении ее заглавные буквы, как раньше.

  Анализ стихотворения Тютчев Весенние воды 5 класс по плану

После цикла ранних стихов образ женщины в поэзии Блока претерпевает изменение. Прежняя героиня цикла все так же недосягаема для земной любви.

Более зрелые стихотворения поэта рисуют уже новый образ. Он по-прежнему идеален и воплощает свет и небесную красоту. Но вдруг этот ангел падает на землю, истекая кровавой звездой.

Героя это явление огорчает, но когда он подходит к своей возлюбленной, видит, что она все так же очаровательна и мила.

Так возникает на страницах блоковских стихов образ другой героини — Незнакомки, которая, как ангел, сошла на землю.

В одном из произведений девушка, как космическое тело, падая с небес, соединяет небо и землю: «Шлейф, забрызганный звездами, Синий, синий, синий взор. Меж землей и небесами вихрем поднятый костер».

Мистический ареал Вечной Жены перерастает в облик романтической Незнакомки, вынужденной прозябать в грязной и пошлой земной обстановке.

Противопоставление мрачной обыденности пригрезившемуся во сне или спьяну образу воздушной красавицы позволяет читателю увидеть стихотворение «Незнакомка». Ответ самого поэта звучит трагически: «Ты право, пьяное чудовище!».

Он осознает, что идеальной любимой быть не может, идеал недоступен для земного жителя, и он вынужден смириться с этим. Так происходит эволюция женских образов в произведениях Блока: Дамы Сердца — Вечной Жены — падшего ангела — Незнакомки.

Женские образы в лирике А.А. Блока

Творчество Блока пришлось на начало двадцатого века — время больших перемен и многих трагических событий в жизни страны. Но, возможно, только такая эпоха могла взрастить такого великого поэта, как А.А. Блок. В своем творчестве Блок обращался к различным темам, однако любовная лирика поэта является чуть ли не самой яркой.

Важно отметить, что у Блока свое, иное, восприятие любви, ибо он всегда стремится к идеалу. Особо ярко это проявилось в цикле «Стихи о Прекрасной Даме», который был написан в ранний период творчества поэта. Данные произведения были созданы после встречи Блока с Л.Д. Менделеевой. Здесь автор создаёт образ идеальной, недосягаемой женщины.

В цикле можно выделить две основные темы: ожидание Прекрасной Дамы, которая должна вот – вот появиться: Вхожу я в тёмные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцанье красных лампад. Вторая тема, которая раскрывается в этом цикле — боязнь встречи с героиней: Предчувствую тебя. Года проходят мимо – Всё в облике одном предчувствую тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо, И молча жду, — тоскуя и любя. Весь горизонт в огне и близко появленье, Но страшно мне: изменишь облик ты, И дерзкое возбудишь подозренье, Сменив в конце привычные черты. Идеал вечной женственности не просто является объектом почитания лирического героя.

Прекрасная Дама покорила его своей необыкновенной красотой, неземной прелестью настолько, что персонаж становится рабом собственных чувств: Твоих страстей повержен силой, Под игом слаб. Порой — слуга; порою – милый; И вечно – раб.

Достичь идеала, по мысли Блока, всё же невозможно в реальной жизни, поэтому лирический герой может быть с Прекрасной Дамой лишь во сне: Этот голос – он твой, и его непонятному звуку Жизнь и горе отдам, Хоть во сне твою прежнюю милую руку Прижимаю к губам… Уже в более поздний период жизни поэт всё также обращался к любовной лирике. Интересно его стихотворение «Незнакомка».

Здесь Блок по-новому изображает образ женщины. Лирическое произведение построено на противопоставлении двух миров. Начинается стихотворение с описания жизни, обыденной и пошлой, которую ведут обыватели: По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух, И правит окриками пьяными Весенний и тлетворный дух.

Именно этой грубой, пошлой и безнравственной среде противопоставляется таинственная незнакомка: И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна, Дыша духами и туманами, Она садится у окна. Однако теперь появление идеала просто невозможно. Автор говорит «нет» возвышенному, непостижимому и загадочному: Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине.

Стихотворение Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» рассказывает о трагической любви. Лирический герой не может забыть возлюбленную, которая ушла от него: Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слёзы лил, но ты не снизошла. Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла. Любовь для Блока — удивительное, прекрасное чувство, полное страданий, душевной боли и счастья одновременно.

Читайте также:  Анализ рассказа чехова «каштанка»

Разборы на уроке

В системе уроков литературы в 11 классе самый первый посвящен краткому обзору ранней лирики Блока и характеристике образа Прекрасной Дамы, который позволяет рассматривать связь поэта с символизмом на первом этапе творчества.

Учитель, используя выполненную кем-то из учащихся презентацию, напоминает о жизненных перипетиях Блока.

Видя в предстоящей революции темноту и хаос, Блок увлекается философией Соловьева, и спасение родины видит в Чистой Душе и Вечной Женственности.

Слушается в записи стихотворение «Бегут неверные дневные тени», которое входит в знаменитый цикл. Школьники отвечают на вопросы:

  1. Какие представления у вас возникают при слушании?
  2. Какое направление в литературе называется символизмом?
  3. Изложите суть концепции Соловьева (сообщение учащихся).

Можно создать игровой сюжет «Поэт и Прекрасная Дама», где используются письма поэта к Любови Менделеевой, в которых не только признания в любви, но и откровения по поводу средств изображения его Возлюбленной.

Учитель рассказывает о цикле, предложив детям заполнить таблицу об эволюции женского образа.

Образ Прекрасной Дамы в творчестве А.А. Блока. Сочинение по литературе

Образ Прекрасной Дамы проходит через всё творчество великого поэта. Возникла идея Прекрасной Дамы ещё в юношеские годы. Сначала под влиянием поэзии Жуковского и Фета, а впоследствии, после знакомства с идеями Вл.

Соловьёва, провозгласившего первенство Мировой Души, воплощенного в образе Вечной Женственности, окончательно укоренилась в творчестве поэта. Это образ – вера в светлое начало, которое хранит женская сущность. Любая женщина, попавшая в поле зрения поэта, – не что иное, как носительница добра и красоты.

А через любовь к ней человек может приблизиться к Мировой Душе. Для А.А.Блока этот образ слился воедино с реальной женщиной – Л.Д.Менделеевой – ставшей невестой, а потом и женой поэта.

Ты – моё Солнце, моё Небо, моё Блаженство… Ты – Звенящая, Великая, Полная Осанна моего сердца бедного, жалкого, ничтожного

– так писал в письме возлюбленной в 1902 году молодой поэт.

Образ Прекрасной Дамы бесплотен. Она – это звуки, краски, предчувствие. В каждом стихотворении цикла мы наблюдаем это ожидание:

Жду прекрасного ангела…Вышли ангела, Боже, с нежно-белым крылом!Но риза девственная зрима…Ждать иль нет внезапной встречи в этой звучной тишине…Я упоён великой тайной…В сердце надежды нездешние…

Жду я холодного дня…

Постепенно ожидание сменяется зримыми красками. Цвета, сопровождающие образ, то огненно-красные, то лазурные, то она – «сумрак алый», то «голубыми путями за тобою клубится туман», в итоге всё смешивается в

Зарево белое, жёлтое, красное…

Но чаще её образ сумеречен, туманен, во мгле, отдалён и неясен. Лирический герой стремится к Ней, но Она ускользает.

Звуки, предупреждающие появление Прекрасной Дамы, – это отдалённые «клики на том берегу», это чьи-то песни вдалеке или «песни такие весёлые…» Может это молитва? Может это заклинание? Может заговор?

Самое интересное воплощение Прекрасной Дамы – это обращение к Ней: Она и «Закатная Таинственная Дева», и «Владычица Вселенной», и «Царевна-Невеста», и «Величавая Вечная Жена». Для поэта Она и Лучезарная, и Ясная, и Златокудрая, Непостижимая и Святая. И всегда с большой буквы.

Лирический герой, напротив, смирен, тих, безропотен, он весь в таинственном ожидании божественной любви.

Прекрасная Дама ушла вместе с браком. Как-то сошла на нет. Но это не значит, что она исчезла совсем. Лирический герой Блока говорит:

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.Но страшно мне: изменишь облик Ты!

Облик изменился. Она вернулась в стихах о Незнакомке, о той порочной страстной женщине «В ресторане». Позже она вернётся в образе «Катьки толстоморденькой» из поэмы «Двенадцать». Но это уже другой образ, который гораздо ближе к теме Родины, России-жены, возлюбленной конкретной, реальной, навсегда дорогой и близкой сердцу поэта.

Образ Прекрасной Дамы в лирике А. Блока

(369 слов) Прекрасная дама играет важную роль в лирике Александра Блока. Это сквозной образ, проходящий через десятки стихотворений и являющийся смысловой доминантой в творчестве поэта. Его понимание обеспечит читателю наиболее полное представление о лирике автора.

Главная черта прекрасной дамы — это таинственность. Женщина лишена подробного и точного портрета, она всегда недосягаема и овеяна дымкой неразгаданности. Она проходит мимо, но никогда не оборачивается, что делает женщину по-настоящему желанной.

Ее образ лишен конкретики: то она сидит в ресторане и едва заметно наполняет комнату своим очарованием, то проходит на улице и поет в церковном хоре. Она всегда девушка или женщина, и другого имени у нее нет — подчеркивается только ее принадлежность к слабому полу.

Героиня неспроста имеет лишь смазанный портрет, высказанный намеками, ведь ее задача — отражение женственности, всеобщего женского начала, которое само по себе притягивает мужчин.

Его сердце не принадлежит одной музе, а всему женскому полу в целом, и у каждого читателя возникает индивидуальный образ прекрасной дамы — его собственный идеал. В этом скрыта вся притягательность любовной лирики Блока — она не о его женщине, а той, что волнует именно Ваше воображение.

Образ дамы противопоставлен суете и пошлости окружающего мира, которую тонко подмечал автор. Например, в стихотворении «Незнакомка» героиня приходит в набитый до отказа ресторан. Там люди пьяны и противны, там сереет рутина и чернеет тоска, но вот между столиками проходит ОНА. Ее упругие шелка «веют древними поверьями», ее синие очи цветут, сама же она дышит не только духами, но и туманами.

Ее грациозный образ контрастирует с тем обывательским и уродливым миром, где пребывает лирический герой. Она, таинственная и далекая, всегда «на дальнем берегу», всегда одинока. Он не может дотянуться до нее, схватить узкое запястье в кольцах браслетов. Она далека и иллюзорна, как идеал, по которому можно только томиться. Это роднит символиста Блока с его предшественниками — поэтами-романтиками.

Наконец, прекрасная дама — это всегда незнакомка. Герой впервые видит ее и не знает даже ее имени. Именно такое видение легче всего любить безумно и слепо, ведь оно так прекрасно издали, так таинственно на расстоянии. В ее образе можно представить все, что угодно.

Именно это отличает поэзию Блока: он любит то, чего меньше всего знает. Его идеал ненастоящий, ведь рассыпается после знакомства. Таким образом, данный образ характеризует все символистское течение, которое было далеко от реальности, которое воспевало сферу подсознательного и воображаемого мира.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Образ Прекрасной Дамы проходит через всё творчество великого поэта. Возникла идея Прекрасной Дамы ещё в юношеские годы. Сначала под влиянием поэзии Жуковского и Фета, а впоследствии, после знакомства с идеями Вл.

Соловьёва, провозгласившего первенство Мировой Души, воплощенного в образе Вечной Женственности, окончательно укоренилась в творчестве поэта. Это образ — вера в светлое начало, которое хранит женская сущность. Любая женщина, попавшая в поле зрения поэта, – не что иное, как носительница добра и красоты.

А через любовь к ней человек может приблизиться к Мировой Душе. Для А.А.Блока этот образ слился воедино с реальной женщиной — Л.Д.Менделеевой – ставшей невестой, а потом и женой поэта.

Ты – моё Солнце, моё Небо, моё Блаженство… Ты – Звенящая, Великая, Полная Осанна моего сердца бедного, жалкого, ничтожного

– так писал в письме возлюбленной в 1902 году молодой поэт.

Образ Прекрасной Дамы бесплотен. Она – это звуки, краски, предчувствие. В каждом стихотворении цикла мы наблюдаем это ожидание:

Жду прекрасного ангела…Вышли ангела, Боже, с нежно-белым крылом! Но риза девственная зрима… Ждать иль нет внезапной встречи в этой звучной тишине… Я упоён великой тайной… В сердце надежды нездешние… Жду я холодного дня…

Постепенно ожидание сменяется зримыми красками. Цвета, сопровождающие образ, то огненно-красные, то лазурные, то она — «сумрак алый», то «голубыми путями за тобою клубится туман», в итоге всё смешивается в

Зарево белое, жёлтое, красное…

Но чаще её образ сумеречен, туманен, во мгле, отдалён и неясен. Лирический герой стремится к Ней, но Она ускользает.

Звуки, предупреждающие появление Прекрасной Дамы, — это отдалённые «клики на том берегу», это чьи-то песни вдалеке или «песни такие весёлые…» Может это молитва? Может это заклинание? Может заговор?

Самое интересное воплощение Прекрасной Дамы – это обращение к Ней: Она и «Закатная Таинственная Дева», и «Владычица Вселенной», и «Царевна-Невеста», и «Величавая Вечная Жена». Для поэта Она и Лучезарная, и Ясная, и Златокудрая, Непостижимая и Святая. И всегда с большой буквы.

Лирический герой, напротив, смирен, тих, безропотен, он весь в таинственном ожидании божественной любви.

Прекрасная Дама ушла вместе с браком. Как-то сошла на нет. Но это не значит, что она исчезла совсем. Лирический герой Блока говорит:

Как ясен горизонт! И лучезарность близко. Но страшно мне: изменишь облик Ты!

Облик изменился. Она вернулась в стихах о Незнакомке, о той порочной страстной женщине «В ресторане». Позже она вернётся в образе «Катьки толстоморденькой» из поэмы «Двенадцать». Но это уже другой образ, который гораздо ближе к теме Родины, России-жены, возлюбленной конкретной, реальной, навсегда дорогой и близкой сердцу поэта.

Читаемое в разделе:

  • Борьба миров в поэме Блока «Двенадцать»
  • Эволюция образа Прекрасной Дамы в лирике Блока
  • Звук и цвет в поэзии Блока
  • Анализ стихотворения А. Блока «Русь»
  • Анализ поэмы Блока «Двенадцать»

Ранее опубликованные в разделе:

  • Звук и цвет в поэзии Блока

Новые материалы раздела:

  • Анализ поэмы Блока «Двенадцать»
  • Анализ стихотворения А. Блока «Русь»
  • Эволюция образа Прекрасной Дамы в лирике Блока
  • Борьба миров в поэме Блока «Двенадцать»

Сочинение Образ прекрасной дамы в творчестве Блока

У многих деятелей русской литературы женщина предстаёт как явление прекрасное, наполненное загадочной привлекательностью и безмерной любовью. Такой же женщину представлял Блок.

Читайте также:  Спор о человеке в пьесе «На дне»

Для писателя-поэта Блока женщина была чем-то вдохновляющим. Для него не было ничего прекраснее женщины, он считал женщину как величайшее творение бога, как когда либо им созданное.

Но образ женщины не всегда был таким, каким он представлен в последних его произведениях.

В его жизни произошло множество трагичных событий, вследствие которых он поменял свои взгляды на многие вещи, в том числе на женщину как на явление, но она так же осталась для него темой небесной и прекрасной.

В своих произведениях Блок превозносил её как существо прекрасно, которое требует ухода и любви. Через свои стихи он буквально обожествлял тот священный образ, которому был верен, из-за чего многие его читатели того времени также были верны этому образу, провозглашая его идеалом женственности и целомудрия, вследствие чего многие девушки старались придерживаться его.

Так были и люди, которые были не согласные с его мнением и всячески старались его опровергнуть, за якобы утопичные образы.

Он как мог, отговаривался от критиков, говоря, что это всего лишь образ, которого, по его мнению, должны, придерживаться. Но, несмотря на это его, продолжали критиковать за его творчество и утопичные образы.

Но вдохновлённый этим самым образом он продолжал своё творчество, несмотря на упрёки окружающих. За это он обрёл уважение среди многих его современников.

Пытаясь провозгласить свой созданный образ как нечто высокое, он, старался донести до читателей мысль уважать женщин, практически боготворить их за то, какие они есть, ведь, по его мнению, женщины прекрасны.

До многих людей данная мысль дошла прекрасно, до многих не дошла, а многие вообще старались изо всех сил опровергнуть данную идею, но так или иначе Блок создал потрясающий образ, который напрямую передаёт всю красоту женского пола и старается создать у читателей некоторый единый образ, которого они будут придерживаться. Это моё мнение и оно не претендует на исключительность или уникальность, из-за чего может быть опровергнуто.

Анализ цикла «Стихи о Прекрасной Даме» Блока, образ Прекрасной Дамы

Каждому человеку в той или иной степени свойственно чувство прекрасного, стремление к красоте. Во все времена олицетворением этого была женщина, о чём мы можем судить по древним мифам и легендам.

Особый культ женщины, дамы сложился в Средние века, в эпоху рыцарства. Вспомним Дон Кихота, который во имя своей Дульсинеи совершал самые разные, порой фантастические и нелепые поступки.

Великие Данте и Петрарка в возвышенных, восторженных стихах увековечили образы своих возлюбленных Беатриче и Лауры.

В русской поэзии серебряного века культ женщины воплотился прежде всего в поэзии и философии Владимира Соловьёва.

В его представлении женщина олицетворяла образ Мировой Души, Вечной жены, Софии Премудрой, была символом гармонии, разума, любви и красоты.

Культ Вечной Женственности получил дальнейшее развитие в творчестве Александра Блока, для которого Владимир Соловьёв стал духовным учителем. Именно Блоку принадлежат необыкновенно лирические и нежные стихи о Прекрасной Даме.

Александр Блок дебютировал в поэзии как традиционный романтик, и в его ранних стихах звучали соответствующие мотивы: отчуждение от толпы, разочарование в жизни, неверие в счастье.

И вдруг во мраке безверия, слепоты возникает Она — «ясная», «лучезарная», «озарённая», «золотая». Блок описывает её подобно тому, как иконописцы обычно изображают окружённую сиянием Богоматерь.

В то же время прототипом Прекрасной Дамы стала реальная, вполне земная женщина — Любовь Дмитриевна Менделеева.

На первый взгляд, между «небесной» Богоматерью и «земной» возлюбленной поэта нет ничего общего. Но в его представлении связь между ними существует, и эта связь — мистическая.

Так же, как и поэты-романтики, Блок пересоздаёт образ реальной женщины в соответствии со своим идеалом, превращая её в Прекрасную Даму, в Мадонну. Сам же поэт (лирический герой) предстаёт перед нами, по определению Ю.

Айхенвальда, «рыцарем и богомольцем».

Он предчувствует Богоматерь, идёт «по следам её голубых путей», порывая связи с реальностью и переносясь в совершенно иной мир — мир «снов и туманов», мир мечты.

Блок называл цикл стихов о Прекрасной Даме «закрытой книгой бытия», в которой нашло отражение путешествие по «странам души» на «ранней утренней заре».

«Стихи о Прекрасной Даме» передают особое — молитвенное — состояние души героя (автора), состояние внутреннего созерцания. Лирический герой Блока заключает в себе целую Вселенную, его душа равновелика мирозданию:

  • Мне всё равно — Вселенная во мне…
  • Этот идеальный мир Блок противопоставляет реальному. Именно в царстве идеального он ищет спасения от пошлости и грубости земного существования:
  • Ищу спасенья.
  • Мои огни горят на высях гор —
  • Всю область ночи озарили.
  • Но ярче всех — во мне духовный взор

  “Листопад” – анализ стихотворения Ивана Алексеевича Бунина

  1. И Ты вдали.
  2. Прекрасная Дама является безраздельной владычицей души поэта, с ней связан мотив прозрения («Я здесь в конце, исполненный прозренья»); она открывает ему путь к постижению Вечности, являясь её посланницей:
  3. Я только жду условного виденья,
  4. Чтоб отлететь в иную пустоту…
  5. Во многих стихах цикла образ Прекрасной Дамы бестелесен, зыбок, едва уловим, воспринимается не столько зрением (внутренним), сколько слухом (также внутренним):
  6. Ветер принёс издалёка
  7. Звучные песни твои…

Таким образом, Прекрасная Дама становится связующим звеном между земным (чуждым) и небесным (родным) мирами. Мы видим, что лирический герой мало дорожит земными атрибутами — всем своим существом он стремится ввысь. Обратимся к стихотворению «Вхожу я в тёмные храмы».

Всё стихотворение проникнуто торжественным настроением, герой ждёт встречи с ней «в мерцании красных лампад». Как известно, красный цвет — цвет огня, страсти. Этой страстью преисполнена душа ожидающего появления Прекрасной Дамы: «Дрожу от скрипа дверей».

Ему нестерпимо хочется увидеть Её, но он знает, что это невозможно:

  • А в лицо мне глядит озарённый
  • Только образ, лишь сон о Ней.
  • Это незримое присутствие герою дороже реального. Более того, он боится действительной встречи, о чём позволяет говорить, например, строка из стихотворения «Предчувствую Тебя»:
  • Но страшно мне: изменишь облик Ты.
  • Поэт понимает, что земное воплощение мечты невозможно без разрушения идеала.

Как видим, в образе Прекрасной Дамы больше небесных, чем земных, черт: он представляется возвышенным, абсолютно недоступным и непостижимым. И всё же земное в нём присутствует.

На это указывают обращение к Ней на «ты», земные эпитеты («милая»), некоторые черты, делающие её облик зримым: «девственная риза», «белое платье», «бледная краса».

В некоторых стихотворениях образ героини вписывается поэтом в реальный земной пейзаж:

Мы встретились с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив.

При всей устремлённости ввысь, лирический герой Блока не может полностью порвать с землёй. Более того, он начинает тяготиться этим разрывом, стремится к «преодолению снов и туманов» во имя обретения реальности. Именно поэтому Блок назвал «Стихи о Прекрасной Даме» началом «трилогии вочеловечивания».

Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004

Вариант 2

Александр Блок представляется нам как романтический поэт серебряного века, представитель символизма, воспевающий образ идеальной женщины. На его творчество оказала влияние философия В.Соловьева о Софии, Вечной Женственности.

Лирика Блока пропитана образом ожидаемой, вечной, невозможной и осуществимой встречи. Она удивляет красотой слога, богатством метафор, глубоким содержанием.

Отличительная особенность – сочетание мистического и бытового, отрешенного и повседневного, все противоречит всему.

Сюжет блоковской лирики вращается вокруг образа Прекрасной Дамы, встреча с которой и желанна и невозможна.

«Стихи о Прекрасной Даме», цикл, написанный в период с 1897 по 1904 год, можно рассматривать как биографию поэта, так как в то время он остро переживает бурный и напряженный роман с Любовью Дмитриевной Менделеевой. Свои чувства и душевное волнение он обращает в стихотворную форму и передает читателю.

Произведения этого цикла пропитаны платонической любовью, благородного преклонения перед идеалом. Героиня – божество. Блок, устами своего героя, называет ее Прекрасной Дамой, Вечно Юной, Царицей.

Но богиня недоступна, а герой всего лишь человек. Он видит себя живущим «в пыли, в уничижении» безвестным рабом.

И с появлением героини мир вокруг героя, кажется, начинает преображаться, вспыхивать и окрашиваться разными красками – золотом, лазурью, синевой, ослепительной белизной.

Однако в отдельных стихах образ Дамы более конкретен, она обретает земной облик, без элементов сверхъестественного. Герой называет ее подругой желанной. Образ возлюбленной – это и символ некоей Души мира, той самой Вечной Женственности, и образ реальной девушки.

Герой с тревогой осознает, что не достигнет Девы – она так и осталась фантомом. В последующих стихах появляется новая героиня. Она тоже идеал, но другой, сравнимый со звездой, падающей с небес на грешную землю. Прекрасная Дама – символ с бесконечным количеством значений, замещается влирическоммире Блокафигурой Незнакомки.

Романтический образ возлюбленнойпредстает трагическим в поэзии Блока. Идеал недоступен — это символ. Поэт ищет свою Даму в реальном мире. Однако, ни восторга, ни покоя, достижение цели не приносит, ибо обретение идеала невозможно. В произведениях прослеживается развитие образа Прекрасной Дамы – от желанной, невозможной, недостижимой богини до реальной женщины.

Для реферата, сообщения, доклада.

  Рассказ про дуб для детей, 2-3 класс. Окружающий мир

Другие сочинения: ← Тема Родины в творчестве Блока↑ БлокТема страшного мира в лирике Блока →

Образ прекрасной дамы в творчестве Блока сочинение, текст для реферата

Образ Прекрасной Дамы очень важен для Александра Блока, он даже так назвал один из самых своих известных циклов. Этот образ постоянно встречается в его стихах. Она всегда, логично, прекрасная – в удивительном платье, стройная, изящная, загадочная… Как будто она, действительно, образ, идеал.

Герой думает о ней, она его вдохновляет, но не всегда он решается с ней заговорить. Героиня противопоставлена остальному миру. Вокруг неё может быть грязь, зло, суета, но её ничто не может загрязнить. Наоборот, это она делает мир лучше своим присутствием, дарует свет всем.

Никакая «земная» низкая мысль не касается Дамы, не очерняет её.

Известны его стихи про Даму в ресторане «по вечерам», где она против оставляется обычным гулякам. Героиня сохраняет достоинство и степенность в любой ситуации… Мне кажется, что только её свет спасает поэта, надежда на хотя бы мимолетное счастье… Иначе он не смог бы жить в таком страшном мире, каким он ему и виделся.

Ссылка на основную публикацию