Анализ рассказа чехова «каштанка»

Анализ произведения «Каштанка» А. П. Чехова.

   Составила студентка 3 курса

   Группы НО-11, Хоноехва Айыына

   Преподаватель – 
Шадрина С. Н.

  1. История создания произведения.

Антон Павлович Чехов (1860 – 1904) специально для детей рассказы не сочинял. В своем письме к издателю Г. И. Россолимо он как-то признался, что вообще не любит детскую литературу. Тем не менее, его «Детвора», «Беглец», «Гриша», «Ванька», «Каштанка» вошли в сокровищницу рассказов для детей. Их с удовольствием читает и делает для себя выводы не одно подрастающее поколение.

Есть версия, что рассказ «Каштанка» (1887) создан на основе реальной истории, которая произошла с дрессировщиком Владимиром Дуровым. Чуть-чуть творческой фантазии, и перед нами беззащитное животное, рыженькая собачка, «помесь таксы с дворняжкой» по кличке Каштанка. Она делит людей на хозяев и заказчиков: первым позволено бить ее, зато вторых она сама может кусать за икры.

Автор рассказывает нам о собаке по имени Каштанка, потерявшейся, а затем найденной «незнакомцем», который приютил ее у себя дома, а после обучил различным трюкам. На первом своем цирковом выступлении Каштанка была узнана бывшими хозяевами. Собака возвращается к прежней жизни. Таким образом, тема произведения (т.е. о чем оно) – история потерявшейся собаки.

  1. Жанр произведения. Признаки жанров (жанров).

Итак, «Каштанка». Заглавие – первый композиционный элемент, с которым мы сталкиваемся при анализе любого произведения. Мы пока не знаем, что это – кличка «молодой рыжей собаки», для нас это пока – абстрактное имя, может быть, прозвище.

«Именные» названия, как правило, отражают намерение писателя представить тот или иной тип в своем произведении (вспомним хотя бы «Евгения Онегина» Пушкина), а значит, мы можем предполагать, что нам расскажут типичную историю, произошедшую в типичных условиях с типичными героями. По мере прочтения предположение перерастет в уверенность, поэтому, забегая немножко вперед, скажем: «Каштанка» – эпическое произведение (представлена объективная картина мира) нравственно-бытового жанра, воплощенного в виде рассказа, написанного художественным методом критический реализм.

Жанр произведения – повесть. (Повесть — прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом или новеллой, с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни).

  1. Название произведения и его смысл.

Первой ассоциацией на это имя служат кадры из одноименного советского мультфильма. Что-то детское. Теплые тона. И добрая улыбка: «мультик» из детства – он всегда добрый. Однако давайте обратимся к первоисточнику, послужившему основой для создания мультфильма, а именно – к тексту.

«Каштанка». Антон Павлович Чехов. Рассказ, небольшое произведение, всего несколько страниц. Но – удивительно! – насколько емкие, насколько сложные смыслы вкладывает писатель в такие простые, казалось бы, строки – в обычную историю потерявшейся собаки.

  1. Тематика и идея произведения.

Собака разговаривает и думает, как человек, выбирает свою дальнейшую судьбу – у столяра или у циркача, весёлая и сытая жизнь не для неё, так как в цирке ей нет свободы, её заставляют делать то, что она не хочет, но она делает это, так как потом за выполненное задание её накормят. Думаю, проблема выбора между свободой и своеобразным, но рабством.

Идея рассказа – торжество привязанности, любви и верности, которые оказываются выше сытости, удобств, блеска славы.

Вопрос, который возникает сам собой, – почему Каштанка с такой радостью возвращается к Луке Александрычу? Чехов однозначно дает понять, что эти люди обращались с собакой жестоко, взять хотя бы «игры» Федюшки, от которых у Каштанки «зеленело в глазах и болело во всех суставах», или обращения к ней столяра – «холера», «насекомое существо», «треклятая». Все это вряд ли говорит о большой любви хозяев к своему домашнему животному. Но, тем не менее, Каштанка в финале произведения делает выбор, и этот выбор – логически – не обоснован. Таким образом, проблема рассказа (т.е. вопрос, который ставит Чехов) – какую роль в жизни играет привязанность и «привычное» и как они влияют на судьбу человека. Тут вы вправе остановить меня, воскликнув: «Уважаемая! О судьбе какого такого человека идет речь, если главный герой – собака?». Формально – да, безусловно.

В коротком рассказе происходит достаточно много событий. Когда Каштанка потерялась, ее привычный мир рухнул, поскольку жизнь у нового хозяина сильно отличалась от прежней. Даже имя у собаки теперь было другое – Тетка. А еще у героини раскрылся артистический талант, и ее стали готовить к выступлению на манеже. Тетку не били, хорошо кормили, однако она все равно тосковала о прежней жизни.

День премьеры в цирке является кульминацией рассказа. Совершенно случайно на представлении оказались бывшие хозяева собаки. Услышав из толпы такой родной и знакомый голос, Каштанка мчится в прошлую жизнь.

Финал рассказа оставляет много места для споров и фантазий. Действительно, почему Каштанка с такой радостью вернулась к прежним хозяевам? Ведь сытая жизнь у циркового артиста куда интереснее.

Скорее всего, сработал собачий инстинкт преданности. Но, может быть, в поведении животного Чехов узрел моменты, характерные для людей, которые рабски готовы сносить унижения и оскорбления.

Про таких еще писал Некрасов: «чем тяжелей наказания, тем им милей господа».

  1. Система образов произведения.

Главные персонажи:

  • Каштанка — дворняжка
  • Лука Александрыч — столяр, прежний хозяин Каштанки
  • M-r Жорж — клоун, новый хозяин Каштанки

Второстепенные персонажи:

  • Федюшка — сын Луки Александрыча
  • Фёдор Тимофеич — дрессированный кот
  • Иван Иваныч — дрессированный гусь
  • Хавронья Ивановна — дрессированная свинья

Каштанка – центральный персонаж рассказа А.П.Чехова «Каштанка» (1887), «молодая рыжая собака, помесь таксы с дворняжкой». Историю К. надо оценивать с точки зрения жизненных интересов ее самой, потому что иначе исход событий может быть трактован прямо противоположным образом. К.

жила у столяра Луки Александровича и его сына Федюшки, и эта жизнь ее устраивала — даже садистские игры Федюшки не отменяли преданности К.

Она была собакой интеллигентной, с устоявшимися представлениями о мире людей, поделенных ею на «две очень неравные части: на хозяев и на заказчиков, между теми и другими была существенная разница: первые имели право бить ее, а вторых она сама имела право хватать за икры».

Лука Александрыч – жестокий, неответственный. Типичный представитель разорившегося дворянина, перебравшегося в город. Пьянство, грубость и желание самоутвердиться посредством унижения тех, кто на социальной лестнице стоит все-таки ниже, – вот этих каштанок.

M-r Жорж – клоун, подобравший Каштанку. Обладает добрым и мягким характером. Этот персонаж наделен главными достоинствами: добротой, мудростью и умением прощать.

В коротком рассказе происходит достаточно много событий. Когда Каштанка потерялась, ее привычный мир рухнул, поскольку жизнь у нового хозяина сильно отличалась от прежней. Даже имя у собаки теперь было другое – Тетка. А еще у героини раскрылся артистический талант, и ее стали готовить к выступлению на манеже. Тетку не били, хорошо кормили, однако она все равно тосковала о прежней жизни.

День премьеры в цирке является кульминацией рассказа. Совершенно случайно на представлении оказались бывшие хозяева собаки. Услышав из толпы такой родной и знакомый голос, Каштанка мчится в прошлую жизнь.

Финал рассказа оставляет много места для споров и фантазий. Действительно, почему Каштанка с такой радостью вернулась к прежним хозяевам? Ведь сытая жизнь у циркового артиста куда интереснее.

Скорее всего, сработал собачий инстинкт преданности. Но, может быть, в поведении животного Чехов узрел моменты, характерные для людей, которые рабски готовы сносить унижения и оскорбления.

Про таких еще писал Некрасов: «чем тяжелей наказания, тем им милей господа».

Впрочем, если все-таки признать «Каштанку» произведением для детей, то развязка счастливая. Героиня обрела свою прежнюю жизнь и завиляла от счастья хвостом.

Завязкой является эпизод, когда собака, окончательно поняв, что потерялась, «прижалась к какому-то подъезду и стала горько плакать», «ни о чем не думала и только плакала». Завязка провоцируется случайным стечением обстоятельств, вот и здесь – «вдруг подъездная дверь щелкнула» и «вышел какой-то человек». Каштанка и незнакомец идут к нему домой.

Далее действие развивается по нарастающей: собака начинает жить в новой квартире, получает кличку Тетка, знакомится с другими обитателями – котом Федором Тимофеичем, гусем Иван Ивановичем, свиньей Хавроньей Ивановной… Проходит месяц. Незнакомец начинает обучать Тетку цирковым трюкам. Потом – страшное описание смерти Ивана Ивановича.

Выступление в цирке, а точнее – узнавание собаки бывшими хозяевами, является кульминацией. Это пик напряжения, которое разряжается, когда «наверху среди публики кто-то громко ахнул.

– Тятька! – крикнул детский 
голос. – А ведь это Каштанка!

– Каштанка и есть!».

 мы ждем, как же поведет себя Тетка-Каштанка. «Она … вскочила и с радостным визгом бросилась к этим лицам».

Кульминация – это наивысшая точка напряжения конфликтующих сторон. Но… А был ли конфликт? По сути, повествование вполне статично, и мы будто погружаемся в него, тонем в нем, замираем в длительном ожидании – «А чем все закончится?».

А заканчивается все очень быстро, буквально в нескольких абзацах, которые, кстати, по контрасту к общему характеру действия наполнены динамикой (это выражается хотя бы в количестве использованных глаголов: ахнул, свистнул, крикнул, позвали, вздрогнула, посмотрела, вспомнила, упала, вскочила, бросилась, раздался, прыгнула, очутилась, поползла, переходила…). Значит, что-то изменилось. Что? Если мы не видим внешнего противостояния, то стоит говорить о внутреннем конфликте, который, скорее всего, является психологическим или нравственным. Очевидно, суть конфликта как-то связана с тем вопросом, над которым мы задумались после первого прочтения – почему же Каштанка уходит к прежним хозяевам? Оставим его пока без ответа.

Развязка – вот она: Каштанка идет домой вслед за пьяным Лукой Александрычем и Федюшкой. Ничего не напоминает? Несколько страниц назад потерявшаяся собака так же шла домой – за незнакомцем. Сравним эпизоды завязки и развязки.

Завязка.

«… Каштанка … заскулила еще жалостнее.

Читайте также:  Своеобразие романа г. маркеса «сто лет одиночества»

– А ты хорошая, смешная! – сказал незнакомец. – Совсем лисица! …

Он чмокнул губами и сделал Каштанке знак рукой, который мог означать только одно: «Пойдем!». Каштанка пошла.»

Развзяка.

«…- А ты, Каштанка, – недоумение. Супротив человека ты все равно, что плотник супротив столяра.

… Каштанка глядела им обоим в спины, и ей казалось, что она давно уже идет за ними и радуется…»

И в первом, и во втором случаях Каштанка – найдена после потери. Мы видим разные отношения к ней нашедших ее людей. В завязке незнакомец ласков, нежен. А развязке Лука Александрыч – груб и не проявляет любви к собаке. Однако разнится и эмоциональное состояние Каштанки.

В завязке она «плачет», скулит, в развязке же радуется. Т.е. ее настроение прямо противоположно тому, как относятся к ней люди. Развязка как бы зеркально отражает завязку.

Иными словами, можно говорить о том, что Чехов использует прием кольцевой композиции (возможно, он не особенно явен), при котором в первом и последнем эпизоде повторяются внешние обстоятельства.

Отметим также, что композиция построена по принципу контраста (длительное описание жизни Тетки и динамичное обращение ее снова в Каштанку) и дополнения (эпизоды дополняют друг друга, расширяя наше представление об изображаемом).

Итак, внешние обстоятельства повторяются. А что же происходит внутренне? А ничего. Мы можем с уверенностью сказать, что во внутреннем мире Каштанки абсолютно ничего не изменилось.

Она променяла свободную жизнь, в которой она была самоценна, в которой ее уважали, но в которой, правда, приходилось трудиться, на жизнь подневольной твари. Зато на жизнь легкую, привычную. Променяла, не задумываясь, при первой возможности.

Это и есть основной конфликт произведения – внутренний, нравственный конфликт выбора жизненных путей: свободного, но тернистого, или подневольного, но очень «удобного».

Таким образом, мы подошли к составлению сюжетообразующей схемы.

Пролог и эпилог как элементы сюжета отсутствуют.

Из элементов композиции присутствуют заглавие, портреты (очень лаконичные), интерьер (даны в сопоставлении интерьеры комнаты столяра и незнакомца), монологи (которые подразумеваются как диалоги, т.к.

представлены разговоры человека с животным, которое ответить не может, а вместо этого выполняет какое-либо действие или отзывается определенным эмоциональным состоянием).

Анализ рассказа Чехова Каштанка

Каштанка – главная героиня произведения. Собака – помесь таксы и дворняжки с мордочкой, похожей на лисью.

Интересная судьба у этой, казалось бы, неприметной собачонки. Живя в доме столяра, она и представить не могла, что существует другая жизнь. Она делила всех людей на хозяев и заказчиков.

Хозяева – добрые люди, которые ее кормят, играют с нею, порою бьют и кричат, но им это позволительно. Заказчики – чужаки, которых можно кусать за ноги.

Однажды, хозяин взял ее с собой к заказчику. Случилось так, что Каштанка потерялась. Бедное

животное!

Замерзшая и голодная она бегала по улицам, в поисках своего хозяина, и не находила его. Выбившись из сил, собака оказалась около чужого подъезда, где ее встретил незнакомец и взял жить к себе.

Каштанка попадает в другой мир. Здесь не бьют животных, не кричат на них, кормят вдоволь. Она получает новую кличку – Тетка. В новом доме она знакомиться с другими животными и у нее появляются друзья.

Но, не смотря на все эти блага, собака скучает по своему хозяину, по его сыну Федюшке.

Вскоре новый хозяин учит ее цирковому делу и выводит с выступлением на арену. К невероятному счастью Каштанки на ее первое выступление приходит столяр с сыном, и узнают ее. Она бросает все и бежит к своим старым любимым хозяевам.

Произведение наполнено печалью и радостью. Смешные сцены уступают место грустным. Читая сцены игр Федюшки с Каштанкой, злишься на этого мальчугана за то, что он издевается над бедным животным.

Невольно улыбаешься, когда делая пирамиду, животные падают, и грустишь в момент смерти гуся Ивана Иваныча.

Чему же учит нас это произведение? В чем мораль истории простой собачки?

Своим произведением А. П. Чехов показывает, какие преданные и верные животные. Не каждому человеку свойственно это качество. Даже в лучших условиях, она не забывает о своих старых хозяевах и при первой возможности возвращается к ним.

Благодаря данному произведению мы учимся относиться с большим вниманием и заботой к братьям нашим меньшим. Следует понимать, что животные беззащитные существа, нужно ухаживать за ними и оберегать от невзгод. Чтобы случилось с Каштанкой, не встреть она незнакомца?

Она могла замерзнуть или умереть от голода.

Не просто так автор описал смерть гуся Иван Иваныча. Эта сцена говорит о том, что в любой момент может случиться так, что не станет дорогого и близкого человека. Нужно ценить каждый миг, прожитый вместе, наслаждаться каждым мгновеньем.

История Каштанки не оставит равнодушным ни одного читателя. Прочитав данное произведение, люди станут чуточку добрее.

Анализ произведения Каштанка 2

Рассказ “Каштанка” Антон Павлович Чехов написал в 1887 году. Опубликовали его в газете “Новое время”. Главная героиня произведения – собачонка Каштанка. Милое существо – помесь таксы и дворняжки, с лисьей мордочкой.

Это не просто рассказ о жизни собаки. Это описание отношений между животным и человеком, дружбы четвероногих. Рассказ о преданность собаки.

Жила Каштанка в доме мастера – столяра Луки Александровича и сына его Федора. И хотя питание было скудное, иногда приходилось довольствоваться остатками столярного клея, а игры Федюшки жестоки – Каштанка была очень предана своим хозяевам, не понимая слов, умела по выражению лица и по интонации понять их желания. Она имела свои представления о людях. Делила их на заказчиков и хозяев.

Заказчиков она спокойно хватала за ноги, а вот от хозяев терпеливо переносила даже побои. Нередко по ночам она видела сны, не всегда добрые. Каштанка была довольна жизнью, любила хозяев.

Но однажды все это рухнуло, следуя за выпившим столяром, Каштанка заблудилась. Она пыталась найти Луку Александровича, но все попытки были тщетны. Собачонка сильно устала, замерзла и хотела есть. В таком состоянии ее подобрал прохожий и привел домой.

Так она попала в дом циркового клоуна, где ей дали другое имя – Тетка. Каштанка обрела новую семью. Кроме нее в доме жили кот Иван Иваныч, гусь Федор Тимофеевич, а на подворье жила свинья Хавронья.

Все они были артистами цирка. Каштанка каждый день наблюдала как клоун и животные репетировали. К собачонке в доме относились хорошо, гусь разрешал, есть из своей миски.

Но она сильно тосковала по старой жизни.

В доме нового хозяина Тетка познала не только радость, но и горечь утраты. Умер Федор Тимофеевич, в цирке на него наступила лошадь. Мистер Жорж начал учить собачонку трюкам, готовить ее к выступлению на манеже.

Она была талантливой ученицей, все команды выполняла с удовольствием. Наступил день премьеры, хозяин взял ее в цирк, где было много странных, незнакомых животных. Попав на манеж, Тетка сначала растерялась, ей открылся новый необычный мир, где было много света и чужих лиц. Услышав спокойный голос хозяина, она успокоилась и начала исполнять трюки.

Зрители рукоплескали. И вдруг среди оваций и смеха раздался голос, который нельзя было спутать ни с каким другим. Это был Федюшка, который пришел на представление с Лукой Александровичем. Не помня себя от радости, Тетка устремилась к таким родным и близким.

Собачонка вновь обрела свое имя, и старых друзей. Домой они возвращались вместе, Каштанка бежала у ног хозяина. Жизнь в доме клоуна оставила в ее душе приятные воспоминания, но она была предана Федору и Луке Александровичу.

4 класс

Чему на самом деле учит рассказ А.П.Чехова «Каштанка»

Чему на самом деле учит рассказ А.П.Чехова «Каштанка»

Здравствуйте, дорогие взрослые любители детских книг!

Уверен, что чеховскую «Каштанку» вы помните с детских лет. И, скорее всего, этот рассказ остался для вас трогательной историей о рыжей собачке, которая проявила верность. А я вам предлагаю взглянуть на судьбу Каштанки и на ее характер под немного другим углом зрения.

Сначала краткое содержание буквально в одном абзаце.

Собачка потеряла хозяев, которые обращались с ней плохо: били, ругали, зверски издевались, плохо кормили. Кто не согласен, читайте рассказ внимательно. Она прибивается к новому хозяину, который о ней заботится, ласков с ней, хорошо кормит. Каштанка живет у второго хозяина месяц, но все равно скучает по прежним извергам и, как только представился случай, возвращается к ним.

Если кому-то такие слова кажутся категоричными, то уверяю вас, я ничего не придумал. Смотрим в текст рассказа и видим, как жестоко первые хозяева — столяр Лука Александрович и его сын Федя — обращаются с собакой.

Лука ругает ее, больно треплет за ухо и желает смерти. Напившись, он потерял ее среди города и не ищет.

Федя дергает Каштанку за хвост так, что она визжит. У него это называется «изображать колокол». Мальчик берет собаку за задние лапы и заставляет ходить на передних. От этого у Каштанки помутнения в глазах и головокружение.

Но самый мучительный фокус Феди — дать Каштанке проглотить привязанный к нитке кусочек мяса и потом вытащить мясо из ее желудка. За последнее я бы просто взял и накормил мальчика собачьей шерстью. Но Лука Александрович за Каштанку не заступается. Он не держит ее за члена семьи. Для них собака — не личность.

Цирковой клоун-дрессировщик — второй хозяин Каштанки — напротив, очень любит животных. Он гусю, коту и свинье, которых дрессирует, дает имена и отчества. Циркач их вкусно кормит. Он не повышает на них голос и не бьет.

Когда умирает гусь Иван Иваныч, циркач искренне плачет. Он относится к питомцам с уважением и любовью. Они для него —личности.

С Каштанкой он ласков с самого начала и до последнего дня.

Читайте также:  Краткое содержание повести «Приключения капитана Врунгеля» для читательского дневника (А. С. Некрасов)

Но вот что интересно: собака, лежа у заботливого клоуна на удобном матрасе, в сытости и тепле, начинает тосковать по жизни в доме Луки Александровича, где над ней издевались. Она видит Луку и Федю во сне, скучает по ним.

Когда прежние хозяева, сидя в зрительном зале, во время циркового номера позвали ее, Каштанка не задумываясь побежала к ним. Она в тот же час ушла с ними в прежнюю жизнь и очень скоро вспоминала месяц жизни у циркача как какой-то смутный сон.

А теперь выводы.

Чехов мастерски умеет показать рабскую психику. В других рассказах он это тоже делает, но в «Каштанке» психологический механизм раб-хозяин классик представил через собачку.

Каштанка ведь не безобидное существо. Сказано прямо, что люди для нее разделились на «хозяев» и «заказчиков». Первые ее ругают и бьют, а вторых она может облаивать и кусать за ноги. Это рабство в чистом виде: преклоняться перед жестокими и огрызаться на тех, кто не причиняет тебе вреда.

https://www.youtube.com/watch?v=Sy961IjaRUs

Дорогие друзья, свободная личность не нуждается ни в рабах, ни в хозяевах. Кто внутренне свободен, гармоничен и лишен тревожности, тот не будет лизать руки одним и отыгрываться на других. А я напомню, что в добром и милом циркаче Каштанка увидела именно «заказчика», поэтому позволила себе зарычать.

  • Теперь понимаете, что рассказ не просто о верной собачке, которая потерялась и нашлась?
  • Выдавливайте из себя Каштанку.
  • ______________________________________

Дорогие читатели, приглашаю вас на еще один мой дзен.канал “Стихоюмор”. Заходите поулыбаться.

— Расширенная версия стихотворения “Мимо тёщиного дома…”

— Расширенная версия стихотворения “Девки в озере купались…”

— Расширенная версия стихотворения “Хорошо в деревне летом…”

  1. — Расширенная версия стихотворения “Сидит Гитлер на берёзе”
  2. — Расширенная версия стихотворения “Обезьяна Чи-чи-чи”
  3. — Расширенная версия стихотворения “Топор из села Кукуево”
  4. — Расширенная версия анекдота “Колобок повесился”
  5. — Поэма “Смотришь в книгу, видишь фигу”
  6. — Поэма “Для чего козе баян?”

Всего более 70 публикаций “Стихоюмора”. Жду всех!

Чехов Антон рассказ «Каштанка»

  • Чехов Антон Павлович
  • Название произведения: «Каштанка»
  • Число страниц: 26
  • Жанр: рассказ
  • Главные герои: Каштанка, Мсьё Жорж, Иван Иванович, Фёдор Тимофеевич, Хавронья Ивановна.
  • Второстепенные герои: Лука Александрыч, Федюшка.

Характеристика главных героев:

  1. Каштанка — Небольшая, умная и весёлая собака.
  2. Задиристая, наблюдательная, самоуверенная.
  3. Талантливый артист цирка.

Мсьё Жорж — Клоун и дрессировщик. Называл Каштанку Тёткой.

Добрый и внимательный к животным.

Иван Иванович — Важный, самоуверенный гусь.

Фёдор Тимофеевич — Кот. Скучный и всем недовольный.

Хавронья Ивановна — Добродушная и весёлая свинья.

Характеристика второстепенных героев:

Лука Александрыч — Хозяин Каштанки. Столяр, пьяница.

Федюшка — сын столяра. Добрый мальчик, любит животных.

Краткое содержание рассказа «Каштанка»

  • Каштанка потерялась и долго пыталась найти хозяина.
  • Её подобрал цирковой клоун мсьё Жорж, который стал готовить Каштанку к выступлению на арене.
  • Каштанка сдружилась с другими животными клоуна, но вскоре от несчастного случая в цирке погибает гусь Иван Иванович.
  • Каштанка выходит на арену и её узнаёт сын старого хозяина.
  • Мальчик и Лука Андреевич зовут Каштанку, и она бежит к ним.

План рассказа:

  1. Одна в городе.
  2. Незнакомец и ужин.
  3. Новые друзья.
  4. Цирковые трюки.
  5. Трагическая смерть.
  6. Первое выступление.
  7. Старый друг.

Основная мысль рассказа «Каштанка»

Главная мысль рассказа в том, что собака всегда остаётся верной одному хозяину.

Основная идея рассказа заключается в том, что собаки лучшие друзья человека и относится к ним нужно с любовью.

Чему учит рассказ

Рассказ учит любить животных, заботиться о своих домашних питомцах, никогда не отпускать их гулять одних, а в случае потери, искать всеми средствами и способами.

Учит верности, дружбе, преданности.

Краткий отзыв по произведению «Каштанка» для читательского дневника

  1. Прочитав этот рассказ, я почувствовала гордость за собаку, которая любила своего хозяина несмотря ни на что.
  2. Столяр был пьяницей, ругался, плохо кормил, но был хозяином и собака была ему предана.
  3. Она почти не раздумывала, когда в цирке вновь встретила Луку.

  4. Она бросилась к нему и мальчику, оставив растерянного Жоржа на арене.
  5. Собака не могла поступить иначе.
  6. Она хранила верность тому, кто её вырастил.
  7. Это очень интересная история про преданность и верность.
  8. Автору удалось показать, какие замечательные существа собаки.

  9. Как они любят своих владельцев.
  10. И как владельцы должны относиться к своим питомцам.
  11. Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать, достаточно ли сильно мы любим тех, кто живёт вместе с нами.
  12. Наших собак, кошек, птичек, рыбок и других питомцев.

  13. Они заслуживают нашей любви.

Пословицы к произведению:

  • Старый друг лучше новых двух.
  • На чужбине и собака тоскует.
  • Хорошая собака без хозяина не останется.
  • Друзья познаются в беде.

Словарь неизвестных слов:

  • Геенна огненная — ад.
  • Лохань — тазик, кадка.
  • Каналья — нехороший человек.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Гусь не шевельнулся. Хозяин сел перед ним на полу, минуту глядел на него молча и сказал:

— Иван Иваныч! Что же это такое? Умираешь ты, что ли? Ах, я теперь вспомнил, вспомнил! — вскрикнул он и схватил себя за голову.

— Я знаю, отчего это! Это оттого, что сегодня на тебя наступила лошадь! Боже мой, боже мой!

Ещё читательские дневники по произведениям Антона Чехова:

  • Рассказ «Мальчики»
  • Краткая биография Антона Чехова и презентация

Библиотека произведений автора пополняется.

Анализ рассказа Чехова Каштанка сочинение

Главные герои

  • Каштанка (Тетка) – красивая рыжая собака, очень умная, дружелюбная, преданная.
  • Лука Александрыч – старый столяр, пьяница, первый хозяин Каштанки.
  • Федюшка – сын столяра, проказливый, но добрый мальчик.
  • Мьсе Жорж – артист, цирковой клоун, дрессировщик, добрый, печальный, задумчивый мужчина.
  • Обратите внимание, ещё у нас есть:
  • для самых рациональных — Краткое содержание «Каштанка»

Темы и проблемы

Основная тема произведения — взаимоотношения человека и животных. В рамках этой темы рассматриваются серьёзные проблемы и тематические ответвления.

  1. Проблема ответственности человека за тех, кто предан нам всей душой. Увы, столяр и его сын не могут оценить преданности и любви животного, поэтому не следят за ним должным образом.
  2. Проблема доброты, душевной чуткости людей, которые способны в любую минуту протянуть руку помощи. Именно с таким человеком читатель встречается в рассказе. Он действительно достоин преданности Каштанки, но ее сердце принадлежало грубому хозяину. Однако истинно добрый человек не ждет благодарности за то, что получается у него само собой.
  3. Тема сочувствия. Чувство сострадания не позволяет ожесточиться, потерять способность сопереживать другому существу, разделять его беду. Сочувствие, жалость к чужому несчастью испытывают и животные. Когда ночью Тётка услышала странный крик Ивана Иваныча, она поняла, что происходит что-то неестественное. Ей стало страшно. Кто-то чужой и невидимый поселился в темноте. Когда же она увидела две зелёные искорки подошедшего так близко гуся, она всем своим существом поняла, что свершается что-то непоправимое. И только когда блестящие капельки поползли по щекам хозяина, стало понятно, что гусь умер. Тётке захотелось плакать.
  4. Проблема восприятия Каштанкой окружающего мира. Сравнивая обстановку квартиры у незнакомца и столяра, она никому из хозяев не отдаёт предпочтения, находя у одного и другого положительные стороны: у незнакомца обстановка бедная, а у старого хозяина набита вещами; зато незнакомец даёт много есть.

Сюжет

Каштанка была молодой рыжей собакой, помесью таксы и дворняжки. Так случилось, что она потеряла своего хозяина, старого столяра, и теперь блуждала по улицам в попытке отыскать его след.

Наступила ночь, и несчастная Каштанка заснула от усталости возле подъезда. Неожиданно какой-то человек открыл дверь и позвал собаку к себе в дом, где накормил ее и дал мягкую подстилку. Так у Каштанки появился новый хозяин и новое прозвище – Тетка.

На следующее утро Каштанка принялась обследовать жилище, и обнаружила других жильцов – большого гуся и кота. Между животными началась потасовка, которая быстро улеглась с появлением хозяина.

Немного погодя мужчина принес странный предмет в виде буквы «П», на перекладине которой висел колокол и был привязан пистолет. По команде хозяина гусь Иван Иваныч принялся исполнять разные трюки.

После появилась черная свинья Хавронья Ивановна, и вместе с гусем и котом исполнила трюк под названием «египетская пирамида».

Каштанка была под большим впечатлением от увиденного.

Спустя месяц хозяин сказал, что настало время и Каштанке учиться трюкам. Будучи очень умной, сообразительной собакой, она с легкостью выполняла все, что от нее требовалось, и мужчина был очень доволен своей подопечной.

Однажды ночью раздался крик Ивана Иванович – днем на него наступила лошадь, и раненый гусь умер. Его смерть очень расстроила мужчину. К этому времени Каштанка уже знала, что его хозяину зовут Мсье Жорж, и он работает в цирке клоуном.

Потеряв своего опытного артиста, Мсье Жорж был вынужден в срочном порядке заменить его собакой. Он понимал, что номер не отрепетирован и заранее был готов к провалу. Надев клоунский костюм, он вышел на арену цирка со своими животными.

Представление шло, как по нотам, пока неожиданно кто-то из зрителей принялся громко звать Каштанку – это был Федюшка, сын Луки Александровича. Собака радостно бросилась к своим первым хозяевам. Спустя полчаса они вместе шли по улице, и Каштанка не верила своему счастью.

Жизнь в доме Мсье Жоржа теперь казалась ей длинным сном.

Анализ произведения Каштанка 2

Рассказ «Каштанка» Антон Павлович Чехов написал в 1887 году. Опубликовали его в газете «Новое время». Главная героиня произведения – собачонка Каштанка. Милое существо – помесь таксы и дворняжки, с лисьей мордочкой. Это не просто рассказ о жизни собаки. Это описание отношений между животным и человеком, дружбы четвероногих. Рассказ о преданность собаки.

Читайте также:  Собственные страдания и трудности делают человека более отзывчивым

Жила Каштанка в доме мастера – столяра Луки Александровича и сына его Федора. И хотя питание было скудное, иногда приходилось довольствоваться остатками столярного клея, а игры Федюшки жестоки – Каштанка была очень предана своим хозяевам, не понимая слов, умела по выражению лица и по интонации понять их желания. Она имела свои представления о людях.

Делила их на заказчиков и хозяев. Заказчиков она спокойно хватала за ноги, а вот от хозяев терпеливо переносила даже побои. Нередко по ночам она видела сны, не всегда добрые. Каштанка была довольна жизнью, любила хозяев. Но однажды все это рухнуло, следуя за выпившим столяром, Каштанка заблудилась. Она пыталась найти Луку Александровича, но все попытки были тщетны.

Собачонка сильно устала, замерзла и хотела есть. В таком состоянии ее подобрал прохожий и привел домой. Так она попала в дом циркового клоуна, где ей дали другое имя – Тетка. Каштанка обрела новую семью. Кроме нее в доме жили кот Иван Иваныч, гусь Федор Тимофеевич, а на подворье жила свинья Хавронья. Все они были артистами цирка.

Каштанка каждый день наблюдала как клоун и животные репетировали. К собачонке в доме относились хорошо, гусь разрешал, есть из своей миски. Но она сильно тосковала по старой жизни. В доме нового хозяина Тетка познала не только радость, но и горечь утраты. Умер Федор Тимофеевич, в цирке на него наступила лошадь.

Мистер Жорж начал учить собачонку трюкам, готовить ее к выступлению на манеже. Она была талантливой ученицей, все команды выполняла с удовольствием. Наступил день премьеры, хозяин взял ее в цирк, где было много странных, незнакомых животных. Попав на манеж, Тетка сначала растерялась, ей открылся новый необычный мир, где было много света и чужих лиц.

Услышав спокойный голос хозяина, она успокоилась и начала исполнять трюки. Зрители рукоплескали. И вдруг среди оваций и смеха раздался голос, который нельзя было спутать ни с каким другим. Это был Федюшка, который пришел на представление с Лукой Александровичем. Не помня себя от радости, Тетка устремилась к таким родным и близким.

Собачонка вновь обрела свое имя, и старых друзей. Домой они возвращались вместе, Каштанка бежала у ног хозяина. Жизнь в доме клоуна оставила в ее душе приятные воспоминания, но она была предана Федору и Луке Александровичу.

4 класс

Другие сочинения: ← Вишневый сад по пьесе Чехова↑ Чехов А.П.Анализ рассказа Чехова Дом с мезонином →

История создания произведения

Рассказ впервые был опубликован в газете «Новое время» в канун Рождества в 1887 году. При жизни автора он был переведен на чешский, немецкий и венгерский языки. Выдвигается несколько версий истории «Каштанки»:

  • после выхода произведения критик В. В. Билибин говорил автору о том, что Лейкин утверждал, будто бы идея произведения принадлежала ему;
  • артист цирка В. Л. Дуров полагал, что прототипом рассказа стала история, произошедшая с его собакой;
  • писатель и актер В. А. Гиляровский отмечал, что Чехова вдохновило сообщение артиста Васи Григорьева, в котором шла речь о собаке, попавшей в тамбовский цирк;
  • по воспоминаниям друга писателя Е. Т. Ефимьева, прототипом послужила его собака, которая часто сопровождала приятелей во время прогулок на берегу моря.

Если придерживаться версии, высказанной Дуровым, концовка произведения другая, чем в жизни. Дуров, в отличие от мистера Жоржа в рассказе, не желал возвращать собаку владельцам, поскольку считал, что вложил немалые средства в ее обучение. Разрешением спора между прежними и новыми хозяевами занимался суд, который оставил животное новому владельцу.

На жанр и направление произведения значительное влияние оказала любовь Чехова к детям.

Автор трепетно относился к младшему поколению и считал, что вести разговоры с ребятами нужно, как со взрослыми, но доступным языком с использованием литературных форм.

Наиболее подходящим жанром, впитавшим элементы романтики и фантастики, является сказка. Свое произведение Чехов характеризует как «сказка из собачьей жизни». Оно выполнено в реализме — традиционном для автора направлении.

Краткое содержание рассказа «Каштанка» и отзыв для читательского дневника (А.П. Чехов)

Краткий пересказ рассказа «Каштанка» — это основа читательского дневника. Кроме нее, Многомудрый Литрекон предлагает Вам отзыв, где обозначены главная мысль и мораль произведения. Сюжет «Каштанки» передан им в сокращении, но он подробно освещает все основные события из книги. Кстати, не забудьте про анализ книги. Приятного просвещения!

Кратчайшее содержание (318 слов). Главная героиня рассказа – «молодая рыжая собака — помесь такса с дворняжкой, — очень похожая мордой на лисицу», живет со своим хозяином, столяром Лукой Александрычем. Рассказ начинается с того, что они вдвоем идут разносить заказы клиентам. Ходили они долго: столяр был мастак выпить, так что к концу прогулки пьян был, как сапожник.

По дороге Каштанка потерялась: им встретился полк солдат. Она бегала, искала хозяина, но его и след простыл. Была зима, собака замерзла и проголодалась.

Когда Каштанка уже находилась на грани отчаяния, ее вдруг приметил незнакомец: из «заказчиков» (собачонка делали всех людей на два сорта: хозяева и заказчики. Хозяева могли ее бить, а заказчиков она сама могла кусать за икры).

Новый хозяин был добр: он накормил собаку, познакомил с другими обитателями дома и дал отдохнуть.

Так она поселилась у нового хозяина.

Она не могла понять, где ей нравилось больше: у столяра квартира всегда была обильна разными запахами и обставлена мебелью, у «заказчика» же не пахло ничем, мебели было мало, зато кормили отлично и никто не бил. Не было сынка столяра Федюшки, который измывался над нею весьма жестоко: привязывал на ниточку кусочек мяса, давал ей проглотить, а потом вытаскивал, дергая за нить.

Чуть позже Каштанка знакомится с остальными обитателями квартиры: белым котом Федором Тимофеичем, гусем Иваном Иванычем и свиньей Хавроньей Ивановной. Саму Каштанку заказчик нарекает Теткой.

Выясняется, что заказчик занимается обучением животных для цирковых представлений. Начинает обучать и Каштанку. Животные привыкают друг к другу и становятся достаточно дружны.

Вскоре по непонятной причине ночью умирает Иван Иваныч. Весь дом тоскует. Из-за этого события приходится раньше времени вывести Каштанку на представление.

Одним из фирменных номеров незнакомца является пирамида: раньше снизу вверх животные становились в таком порядке: свинья-гусь-кот. Теперь же место Иван Иваныча должна была занять Каштанка.

Однако во время представления Каштанка слышит знакомый голос и без раздумий бросается на звук своего имени. Это ее любимый хозяин Лука Александрыч и его сын Федюшка. Жизнь с незнакомцем же она забывает, как страшный сон.

Отзыв (428 слов). Мне очень понравилось произведение Антона Павловича Чехова «Каштанка», потому что оно заставляет задуматься не только об отношениях человека и питомца, но и о более глобальных вопросах. В частности, о том, что движет Каштанкой: верность или привычка? И что движет людьми, многие из которых поступают так же?

Мое впечатление от прочтения «Каштанки» очень светлое и позитивное, потому что писатель с юмором и свойственным ему знанием человеческой натуры погружает нас в маленькую жизнь, по-человечьи рассказанную от лица рыжей собачки. Каштанка шкодлива, она очень любит и одновременно побаивается своего хозяина.

Попадая домой к клоуну, она сравнивает две квартиры и двух людей. Чехов показывает нам мир так, как видела бы его собака: благодаря хорошему нюху все запахи для нее намного ярче, чем для человека. Перед сном она боится, что хозяин найдет куриную косточку, которую она спрятала за шкафом, и съест.

Она анализирует других животных: гусь Иван Иваныч — «нестерпимый болтун», которого она поначалу сочла очень умным, раз он столько говорит, добродушная свинья Хавронья Ивановна, которой «очень приятно видеть своего хозяина», белый кот Федор Тимофеич, который «недолюбливал жизнь».

Мое мнение о Каштанке определяет отношение к рассказу: главная героиня вызывает не только положительные эмоции, но и желание посочувствовать ее беде, ведь в доме у столяра она терпела многие лишения и муки.

Все животные, одаренные более чем человеческими переживаниями, удивительным образом ожили в рассказе Чехова. По отзывам современников, Антон Павлович очень любил животных, в особенности собак, и в течение жизни стремился познать устройство их натуры. И в этом смысле он явно преуспел, невозможно не поразиться живости описанных персонажей.

Однако, произведение можно рассмотреть и с другой стороны: как аллюзию на образ «маленького человека», где люди, отказываясь от более богатой, сытой жизни, но в которой нужно проявлять себя и стараться, выбирают жизнь голодную, полную издевательств и лишений, но простую и привычную.

Думаю, это и есть главная мысль рассказа. Каштанка – талантливая собачка, которую могла ждать яркая карьера, не раздумывая, бросается на шею к старым хозяевам, которые ни во что ее не ставят. И забывает, как сон, свою недолгую жизнь у клоуна, который подобрал ее на улице и, возможно, спас от голодной смерти.

Поэтому на вопрос, чему учит рассказ «Каштанка», сложно ответить однозначно. С одной стороны, мы видим любовь и преданность, но с другой — то, что эти свойства собачьего сердца никто не оценит.

Вероятно, мораль рассказа заключается в том, что мы должны ценить верность, привязанность и доброту близких, и неважно, кто они — животные или люди.

Конечно, собаке не могут быть присущи человеческие рассуждения, и речь все же идет о слепой собачьей верности, любви и привязанности. Собачка возвращается в свой привычный мир, и все становится для нее на свои места.

Арсения Смирнова

Ссылка на основную публикацию