Краткое содержание рассказа Антона Чехова «Черный монах» по главам

Краткое содержание «Черный монаха» А. Чехова пригодится для читательского дневника и подготовке к уроку литературы. Произведение рассказывает о жизни и сумасшествии одного гения, который страдал раздвоением личности. Философско-мистическая повесть была опубликована автором в 1894 г. на страницах издательства «Артист».

Краткое содержание рассказа Антона Чехова «Черный монах» по главам

История написания

Российского писателя знают во всем мире как автора коротких аллегорических сочинений и человека, который исследует многообразие человеческой сущности.

В последних рассказах отчетливо просматривается его интерес к онтологической тематике (онтология — учение в философии о закономерностях, структурной составляющей и взглядах на жизнь).

Она очень ярко показана не только в сюжете «Черного монаха», но и в произведениях:

Краткое содержание рассказа Антона Чехова «Черный монах» по главам

  1. «Вишневый сад».
  2. «Беззащитное существо».
  3. «Три сестры».
  4. «Ведьма».
  5. «Дядя Ваня».
  6. «Палата № 6».

Основная идея

Автор отмечал, что его повествование посвящается мании величия. Главный персонаж — работящий и образованный, он с удовольствием делает свою работу.

Андрей Васильевич выделяется среди остальных, его считают гением, но не могут по-настоящему оценить и признать его талант. В этом непризнании и состоит трагедия Коврина.

В обществе, где нет здоровой конкуренции, стимула к совершенствованию, развивается ковринский синдром.

Краткое содержание рассказа Антона Чехова «Черный монах» по главам

Монах выступает в роли доппельгангера, он символизирует раздвоение личности. В этом случае можно также вспомнить Достоевского с его произведением «Двойник», в котором неудачливый советник Голядкин встречает собственную воображаемую копию. Она имеет такие качества характера, которые робкий Голядкин не может выпустить из своей души.

Монах в произведении озвучивает то, о чем все время думает Коврин, но не может этого сказать. Таинственный человек убеждает главного героя, что он избранник божий и лучше других людей. Также он заставляет Коврина поверить, что люди с нормальным сознанием — это стадо. У гениев собственный взгляд и миропонимание, которое стадо называет «сумасшествием».

Рассказ о Коврине сильно схож с христианской притчей о Св. Антонии, которого постоянно хотел искусить Сатана. Но Антоний противостоял этому. Персонаж Чехова умер гордо, он убежден, что избран Богом.

Анализ произведения

В процессе анализа отдельное внимание нужно уделить композиции повести, которая выглядит следующим образом:

Краткое содержание рассказа Антона Чехова «Черный монах» по главам

  1. Начало описано в мажорном стиле. Герой отправляется в деревню к Песоцким, этот человек наполнен надеждами, его встречает красивая Татьяна, ее отец и огромный сад.
  2. Главная часть пронизана духом тревоги. Реальность начинает бороться с ирреальностью. Появляется образ черного монаха.
  3. Кульминация — сумасшествие Коврина уже очевидно, монах исчезает, происходит затишье, но это ненадолго.
  4. Окончание — грустное описание, жизни героев сломлены: Егор Семеныч умирает, Татьяна осталась сама, она несчастна, Коврин опять болеет.

Чехов мог бы оставить свое произведение незаконченным, дав надежду, что у всех героев получится реабилитироваться после разрушительной катастрофы. Но перед окончанием рассказа возникает монах и увлекает Коврина в адскую пропасть.

Это произведение призывает читателей трепетно и с большим вниманием отнестись к своему психическому здоровью. Поскольку черный монах только воображение, это плод нездоровой фантазии. Ошибка Коврина в том, что этот персонаж культивировал в себе уже это сумасшествие, но ему просто лишь требовалась незамедлительная помощь врачей.

"Черный монах" краткое содержание: пересказ рассказа А.П. Чехова

«Черный монах» является повестью А. П. Чехова, написанной в 1893 году и впервые изданной в журнале «Артист». Произведение философское, отчасти мистическое, в нем рассказывается история жизни человека, страдающего от своей гениальности и мании величия.

Краткая характеристика персонажей

Перед прочтением краткого содержания произведения «Черный монах» важно ознакомиться с его действующими лицами:

  • Коврин Андрей Васильевич – магистр философских наук, автор многочисленных работ;
  • Песоцкий Егор Семенович – бывший опекун Коврина, именитый садовод;
  • Песоцкая Татьяна – дочь Егора Семеновича, а затем жена Коврина;
  • черный монах – призрак, видимый только главным героем.

Остальные персонажи рассказа – гости семейства Песоцких, работники в саду, вторая жена Андрея Васильевича, не имеют слов в произведении и лишены примет, описания внешнего вида. Считается, что для Чехова отсутствие таких деталей нетипично.

Далее последует краткое содержание произведения Чехова «Черный монах».

Краткое содержание рассказа

Краткий пересказ можно начать с того, что по рекомендации доктора главный герой повести Андрей Васильевич Коврин уезжает на летний отдых в деревню подлечить нервы.

Его бывший воспитатель со своей дочерью пригласили его в усадьбу в Борисовке, где хозяин, Егор Семенович Песоцкий, много лет занимался садоводством.

Взрослая дочь Песоцкого, Татьяна, живет с отцом в усадьбе и оказывает ему помощь в уходе за огромным садом и парком в английском стиле.

Содержание рассказа не передает подробного описания дома и сада Песоцких, однако становится понятно, что Егор Семенович очень дорожит своими плодовыми деревьями. Он обладает необходимыми знаниями в области селекции и переживает, что никто не сможет позаботиться о таком хозяйстве после его смерти.

Для семьи Песоцких приезд Коврина стал потоком свежего воздуха. Старик старался лишний раз не выезжать за пределы имения, поскольку переживал за сад.

Он для него был такой же радостью, как его воспитанник и родная дочь Таня. Каждый день он проводит в заботе о плодовых культурах.

Несмотря на наличие рабочих, которые занимались садом, Егор Семенович много трудился и сам, иногда не спал по ночам, сохраняя деревья от мороза.

Песоцкая Татьяна – красивая молодая девушка, весьма образованная и утонченная, но все свои юные года провела в имении отца, помогая ему заботиться о саде. Коврин видел Таню последний раз, когда она была довольно нескладной девочкой. Теперь, во время очередной встречи, в беседах по вечерам, прогулках по саду, он ловит себя на мысли, что мог бы влюбиться в нее.

Между тем Коврин продолжает вести в деревне тот же образ жизни, что и в городе. Он много курит, пьет вино, усердно работает и отмечает, что очень мало спит, но при этом полон энергии. Ему по душе жизнь в Борисовке, однако, его гнетет некая приземленность окружающих. Коврин сетует, что здесь он не находит для себя достойного собеседника.

Как-то вечером Андрей Васильевич услышал серенаду в исполнении одного из гостей Песоцких о девушке с больным воображением. После этого, беседуя с Татьяной на балконе, он поделился с ней некой легендой о монахе в черной одежде, который тысячи лет ходил по земле, а затем вышел за пределы атмосферы и теперь блуждает во Вселенной.

Краткое содержание рассказа Антона Чехова «Черный монах» по главам

Прогуливаясь в одиночестве после разговора с Татьяной, Коврин замечает в далеке огромный столб, который, приблизившись к нему, принял очертания Черного монаха.

Философ обратил внимание на седую голову, босые ноги и черные брови странника. Это полностью совпадало с описанием монаха из легенды. Коврин замечает, что, пролетая мимо него, монах приветливо улыбается ему.

В дом Песоцких Андрей Васильевич возвращается в приподнятом настроении.

Вечером у Коврина и старика Песоцкого состоялся важный деликатный разговор, касающийся Татьяны и его хозяйства. Егор Семенович признается, что мечтает выдать дочь за него замуж, чтобы быть уверенным за их будущее, а заодно и будущее своего сада. Песоцкий заявляет, что мечтает о внуке, который мог бы продолжить дело деда.

Коврин и сам понимает, что ближе и дороже Татьяны и ее отца у него никого нет и не будет. Размышляя на эту тему, он замечает Черного монаха, который подтверждает, что существует исключительно в воображении философа. Однако убеждает Коврина в его исключительности. В этот же вечер Андрей Васильевич делает предложение Тане.

Во время свадебной подготовки, Коврин ощущает себя абсолютно счастливым человеком. Но это никак не связано с предстоящим событием. Он рад тому, что нашел прекрасного собеседника. Со временем, в процессе этих разговоров, Коврин окончательно убеждается в собственной гениальности.

Краткое содержание рассказа Антона Чехова «Черный монах» по главам

Вскоре после свадьбы Татьяна уговаривает мужа лечиться, поскольку стала свидетельницей разговора Андрея с неким невидимым собеседником. При этом присутствовал и Егор Семенович, гостивший у них в городе. Коврину страшно, и он соглашается на лечение, понимая, что сходит с ума.

Лечение проходит весьма успешно. Он получает в свое распоряжение самостоятельную кафедру, проводит теплое время года у тестя в деревне, мало работает и ведет здоровый образ жизни.

Однако ему скучно, он упрекает жену в том, что вынудила его обратиться к врачу. Коврин считает, что, несмотря на манию величия и галлюцинации, он был бодр, весел, интересен всем и довольно оригинален. Подобные обвинения стали частыми в их семье.

Наблюдая за таким поведением зятя, Песоцкий старел на глазах.

Прошло время. Коврин уже не жил с Татьяной. Свой брак он считал большой ошибкой. Его новая спутница жизни, Варвара Николаевна, была старше философа на два года и ухаживала за ним, словно за младенцем. Работать Коврин пока не мог – у него часто шла кровь горлом.

Как-то отдыхая в Крыму, он получил письмо от бывшей жены, которое ему трудно было открыть и прочитать. Вспоминалось, сколько гадких слов было сказано в ее адрес и как много боли он ей принес. Решившись, Коврин прочитал, что отец Тани умер от горя и переживаний, сад пропадает и в нем хозяйничают посторонние люди. В письме Татьяна проклинала его и желала скорейшей смерти.

Коврину стало больно от того, что из талантливого ученого он за несколько лет превратился в обычного человека.

Выйдя на балкон, Коврин замечает Черного монаха, который с некоторой укоризной, но ласково спрашивает его, почему он не поверил ему тогда. Странник заявляет, что жизнь философа была бы совсем другой, не такой скудной.

Слушая монаха, Коврин замечает, что у него снова пошла кровь. Он падает, хочет позвать Варвару Николаевну, но почему-то зовет Таню, сад, сосны…

Утром его застают мертвым с блаженной улыбкой на лице.

Главная идея рассказа

Сам автор, отвечая на вопрос, о чем идет речь в повести, говорил, что произведение о мании величия. Ведь герой рассказа очень трудолюбивый, талантливый человек.

Он переживает, что окружающие признают его ум и успехи, но в полной мере не могут оценить его как личность и ученого. В этом главная боль Коврина, поскольку там, где нет конкуренции, теряется тяга к саморазвитию личности.

В итоге главный герой умирает в гордыне, считая себя избранником.

Краткое содержание «Чёрный монах»

Андрей Васильевич Коврин, магистр, заболевает расстройством нервов. По совету приятеля-доктора решает поехать в деревню. Это решение совпадает с приглашением в гости от подруги детства Тани Песоцкой, проживающей вместе с отцом, Егором Семенычем, в имении Борисовка. Апрель.

Читайте также:  Современные стихи о любви: читать стихотворения современных поэтов 21 века

Описание громадного разрушающегося дома Песоцких со старинным парком на английский манер. Егор Семеныч страстный садовод, посвятивший жизнь своему саду и не знающий, кому перед смертью передать свое хозяйство.

В ночь, когда приезжает Коврин, Егор Семеныч с Таней спят поочередно: следят за работниками, которые спасают деревья от заморозков. Коврин с Таней идут в сад, вспоминают детство.

Из разговора легко догадаться, что Таня неравнодушна к Коврину и что ей скучно с отцом, который знать не хочет ничего, кроме сада, а её превратил в покорную помощницу. Таня тоже нравится Коврину, он предполагает, что может всерьез увлечься, но эта мысль скорее смешит, чем всерьез занимает его.

В деревне он ведет такую же нервную жизнь, как и в городе: много читает, пишет, мало спит, часто курит и пьет вино. Он крайне впечатлителен. Однажды он рассказывает Тане легенду, которую не то слышал, не то вычитал, не то видел во сне. Тысячу лет назад одетый в черное монах шел по пустыне в Сирии или Аравии.

За несколько миль рыбаки видели другого черного монаха — мираж, который двигался по поверхности озера. Потом его видели в Африке, в Испании, в Индии, даже на Дальнем Севере… Наконец он вышел из пределов земной атмосферы и теперь блуждает во Вселенной, его, возможно, видят на Марсе или на какой-нибудь звезде Южного Креста.

Смысл легенды в том, что через тысячу лет после первого появления монах должен снова явиться на землю, и вот это время пришло… После беседы с Таней Коврин идет в сад и вдруг видит черного монаха, возникающего из вихря от земли до неба. Он пролетает мимо Коврина; тому кажется, что монах ласково и лукаво улыбается ему.

Не пытаясь объяснить странное явление, Коврин возвращается в дом. Его охватывает веселье. Он поет, танцует, и все находят, что у него особенное, вдохновенное лицо.

Вечером этого же дня в комнату Коврина приходит Егор Семеныч. Он заводит разговор, из которого понятно, что он мечтает выдать Таню замуж за Коврина. чтобы быть уверенным в будущем своего хозяйства. «Если бы у тебя с Таней сын родился, то я бы из него садовода сделал». Таня и отец часто ссорятся.

Утешая Таню, Коврин однажды понимает, что более близких людей, чем она и Егор Семеныч, у него нет в целом свете. Вскоре его вновь посещает черный монах, и между ними происходит разговор, в котором монах признается, что он существует лишь в воображении Коврина.

«Ты один из тех немногих, которые по справедливости называются избранниками божьими. Ты служишь вечной правде». Все это очень приятно слушать Коврину, но он опасается, что психически болен. На это монах возражает, что все гениальные люди больны. «Друг мой, здоровы и нормальны только заурядные, стадные люди».

Радостно возбужденный Коврин встречает Таню и объясняется ей в любви.

Идет подготовка к свадьбе. Коврин много работает, не замечая сутолоки. Он счастлив. Раз или два в неделю встречается с черным монахом и подолгу беседует. Он убедился в собственной гениальности. После свадьбы Таня и Коврин переезжают в город.

Однажды ночью Коврина вновь посещает черный монах, они беседуют. Таня застает мужа разговаривающим с невидимым собеседником. Она напугана, как и Егор Семенович, гостящий в их доме. Таня уговаривает Коврина лечиться, он в страхе соглашается.

Он понимает, что сошел с ума.

Коврин лечился и почти выздоровел. Вместе с Таней проводит лето у тестя в деревне. Работает мало, не пьет вина и не курит. Ему скучно. Он ссорится с Таней и упрекает её в том, что она заставила его лечиться. «Я сходил с ума, у меня была мания величия, но зато я был весел, бодр и даже счастлив, я был интересен и оригинален…».

Он получает самостоятельную кафедру. Но в день первой же лекции извещает телеграммой, что читать не будет по болезни. У него идет горлом кровь. Он уже живет не с Таней, а с другой женщиной, старше его на два года — Варварой Николаевной, которая ухаживает за ним, как за ребенком.

Они едут в Крым и по дороге останавливаются в Севастополе. Ещё дома, за час до отъезда, он получил письмо от Тани, но читает его лишь в Севастополе. Таня извещает о смерти отца, обвиняет его в этой смерти и проклинает. Им овладевает «беспокойство, похожее на страх». Он ясно понимает, что он — посредственность.

Выходит на балкон и видит черного монаха. «Отчего ты не поверил мне? — спросил он с укоризной, глядя ласково на Коврина. — Если бы ты поверил мне тогда, что ты гений, то эти два года ты провел бы не так печально и скудно». Коврин опять верит, что он избранник божий, гений, не замечая, что из горла идет кровь.

Зовет Таню, падает и умирает: «на лице его застыла блаженная улыбка».

«Черный монах» краткое содержание рассказа Чехова – читать пересказ онлайн

Рассказ «Черный монах» Чехова был написан в 1893 году. В произведении описываются перемены в душевном состоянии человека, склонного к мании величия. Неуёмная гордыня, трансформировавшаяся в образ загадочного чёрного монаха, в итоге стала причиной распада семьи главного героя и его гибели.

Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Черный монах» по главам. Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Краткое содержание

Глава 1

Магистр Андрей Васильевич Коврин «утомился и расстроил себе нервы», и знакомый доктор посоветовал ему на весну и лето отправиться в деревню. К месту пришлось и письмо от Тани Песоцкой, дочери старого знакомого, с приглашением погостить в Борисовке.

Коврин навестил родную Ковринку, а затем отправился в Борисовку, к своему опекуну и воспитателю, известному на всю Россию садоводу Егору Семёнычу Песоцкому. Самым впечатляющим местом в имении Песоцких был, безусловно, сад, в котором хозяин проводил свои опыты по селекции растений. С раннего утра и до позднего вечера здесь «как муравьи, копошились люди с тачками, мотыками, лейками».

Большой помощницей Песоцкого была его дочь Татьяна. Сразу по приезду Коврин всю ночь провёл с девушкой в саду — ожидались заморозки, и повсюду жгли костры, чтобы спасти растения. Молодые люди много говорили о прошлом, о будущей жизни. Коврину показалось, что он вполне может влюбиться в Татьяну.

  «Нос» — читательский дневник по повести Н. Гоголя

Глава 2

Даже в деревне Коврин мало спал и усердно работал. Однажды вечером, когда у Песоцких были гости, он рассказал Татьяне старинную легенду, главным героем которой был чёрный монах.

Согласно старинному преданию, тысячу лет назад «где-то в Сирии или Аравии» объявился монах, одетый во все чёрное.

Вскоре от этого монаха стали образовываться миражи, которые распространялись по всему свету — чёрного монаха «видели то в Африке, то в Испании, то в Индии, то на Дальнем Севере».

Выйдя за пределы атмосферы, призрак отправился блуждать по Вселенной. Но на днях чёрный монах должен вновь посетить Землю.

Коврин в одиночестве отправился прогуляться по полю. Неожиданно мимо него пронёсся «монах в чёрной одежде, с седою головой и чёрными бровями, скрестив на груди руки». Убедившись в правдивости легенды, Коврин в приподнятом настроении вернулся в дом.

Глава 3

Когда уехали гости, Песоцкий завёл с Ковриным откровенный разговор. Он признался, что переживает о будущем, и что после его смерти сад «не продержится и одного месяца». Татьяна не могла в полной мере уследить за садом, особенно, если выйдет замуж.

Песоцкий очень боялся, что хозяином его детища станет чужой человек, и выразил надежду, что Коврин станет супругом Татьяны. Он высказал это «прямо, без жеманства, как честный человек», потому что любил Коврина как своего сына и мечтал о таком муже для единственной дочери.

Глава 4

Однажды Егор Семёныч и Татьяна о чем-то повздорили. Они не разговаривали друг с другом уже целый день, и «томление хозяев отражалось на всем доме, даже на людях, которые работали в саду».

Почувствовав большую неловкость, Коврин решил выступить миротворцем и мягко убедил Татьяну, что оба были неправы.

Утешая плачущую Таню, он «думал о том, что, кроме этой девушки и её отца, во всём свете днём с огнём не сыщешь людей, которые любили бы его, как своего, как родного».

Спустя некоторое время Коврин заметил, как Татьяна с отцом гуляли по парку и мирно беседовали, как ни в чём не бывало.

Глава 5

Коврин отправился прогуляться по парку и в вечерних сумерках заметил уже знакомого чёрного монаха. Он заговорил с ним, и монах ответил, что он является призраком, продуктом возбуждённого воображения магистра.

Коврин заметил, что старик смотрит на него с восхищением, и монах признался, будто магистр — «один из тех немногих, которые по справедливости называются избранниками божиими». Коврин принялся обсуждать со старцем вопросы о смысле жизни. Когда видение исчезло, он радостно засмеялся — «то немногое, что сказал ему чёрный монах, льстило не самолюбию, а всей душе, всему существу его».

Вернувшись в дом, Коврин признался Татьяне в любви и сделал ей предложение.

Глава 6

Узнав о предстоящей свадьбе, Песоцкий очень обрадовался. Свободного времени ни у кого не было: в саду начали вызревать фрукты, и все были заняты с утра до вечера. Кроме того, полным ходом шли приготовления к свадьбе, и было много возни «с приданым, которому Песоцкие придавали немалое значение».

Кривин по-прежнему много работал и регулярно виделся с чёрным монахом. Общение с ним вдохновляло Коврина, заставляло поверить в собственную исключительность.

После Успенского поста сыграли свадьбу, которую «по настойчивому желанию Егора Семёныча, отпраздновали «с треском», то есть с бестолковою гульбой, продолжавшеюся двое суток».

Глава 7

После свадьбы молодожёны переехали в Москву, и Татьяна плохо спала «от непривычки жить в городе». Однажды ночью Коврин вновь принялся общаться с монахом: он «говорил, обращаясь к креслу, жестикулировал и смеялся: глаза его блестели и в смехе было что-то странное».

Читайте также:  Почему предательство обычно ищет для себя оправдание?

В таком виде его застала проснувшаяся Татьяна и очень испугалась. Она уже давно заметила, что душа мужа «расстроена чем-то». Коврин нашёл в себе мужество признаться, что он и в самом деле нездоров. Едва дождавшись утра, он отправился к доктору.

Глава 8

Летом Коврин вновь переехал в деревню. К тому времени он «уже выздоровел, перестал видеть чёрного монаха, и ему оставалось только подкрепить свои физические силы». Однако поведение Коврина, его жизненный настрой кардинально поменялись — мужчина стал вялым, раздражительным, апатичным.

После прогулки по полю, где год назад он впервые повстречал чёрного монаха, Коврин обвинил тестя и жену в том, что они испортили ему жизнь. Если раньше магистра преследовала мания величия, то теперь он стал жалкой посредственностью, а былую радость бытия сменила скука и уныние.

Татьяну удивляли перемены, которые произошли с её мужем. Между супругами всё чаще стали возникать ссоры и взаимные укоры.

Глава 9

«Коврин получил самостоятельную кафедру», но приступить к лекциям так и не смог из-за тяжёлой болезни. У него шла горлом кровь, но доктора убеждали, что болезнь не особенно серьёзная, и нужно лишь не волноваться и следить за своим самочувствием.

К тому времени Коврин жил уже не с Татьяной, а с другой женщиной, Варварой Николаевной, которая «ухаживала за ним, как за ребёнком». Она предложила возлюбленному поехать в Крым, чтобы тот смог поправить здоровье.

Коврин получил письмо от Тани и распечатал его только в Севастополе. Он искренне считал большой ошибкой свою женитьбу на Татьяне и совершенно не чувствовал угрызений совести в том, что два года вымещал на невинном человеке «свою душевную пустоту, скуку, одиночество и недовольство жизнью».

Коврин вспомнил отвратительную сцену: в припадке раздражения он сказал Тане, что её отец уговорил его жениться на ней. Егор Семёныч случайно услышал это и от сильнейшего возмущения и отчаяния не мог вымолвить и слова. Таня же, «глядя на отца, вскрикнула раздирающим голосом и упала в обморок».

В письме Таня сообщила, что умер отец, а сад отдан чужим людям. Она призналась, что всем сердцем ненавидит Коврина, ставшего источником всех её бед и страданий, и пожелала ему скорой смерти.

Письмо взволновало Коврина, и он, желая успокоить расшалившиеся нервы, сел за работу. Однако привычный монотонный труд не смог отвлечь его от назойливых мыслей. Выйдя на балкон, Коврин увидел «чёрный высокий столб, похожий на вихрь или смерч», из которого вышел знакомый монах. Он напомнил магистру, что тот — «избранник божий и гений».

У Коврина из горла потекла кровь. Он вспомнил «свою чудесную науку, свою молодость, смелость, радость, звал жизнь, которая была так прекрасна». Умер Коврин со счастливой улыбкой на устах.

Красавицы — Антон Чехов

Помню, будучи еще гимназистом V или VI класса, я ехал с дедушкой из села Большой Крепкой, Донской области, в Ростов-на-Дону. День был августовский, знойный, томительно скучный.

От жара и сухого, горячего ветра, гнавшего нам навстречу облака пыли, слипались глаза, сохло во рту; не хотелось ни глядеть, ни говорить, ни думать, и когда дремавший возница, хохол Карпо, замахиваясь на лошадь, хлестал меня кнутом по фуражке, я не протестовал, не издавал ни звука и только, очнувшись от полусна, уныло и кротко поглядывал вдаль: не видать ли сквозь пыль деревни? Кормить лошадей остановились мы в большом армянском селе Бахчи-Салах у знакомого дедушке богатого армянина. Никогда в жизни я не видел ничего карикатурнее этого армянина. Представьте себе маленькую, стриженую головку с густыми низко нависшими бровями, с птичьим носом, с длинными седыми усами и с широким ртом, из которого торчит длинный черешневый чубук; головка эта неумело приклеена к тощему горбатому туловищу, одетому в фантастический костюм: в куцую красную куртку и в широкие ярко-голубые шаровары; ходила эта фигура, расставя ноги и шаркая туфлями, говорила, не вынимая изо рта чубука, а держала себя с чисто армянским достоинством: не улыбалась, пучила глаза и старалась обращать на своих гостей как можно меньше внимания.

«Чёрный монах» за 5 минут. Краткое содержание рассказа Чехова

Андрей Васильевич Коврин, магистр, заболевает расстройством нервов. По совету приятеля-доктора решает поехать в деревню. Это решение совпадает с приглашением в гости от подруги детства Тани Песоцкой, проживающей вместе с отцом, Егором Семенычем, в имении Борисовка. Апрель.

Описание громадного разрушающегося дома Песоцких со старинным парком на английский манер. Егор Семеныч страстный садовод, посвятивший жизнь своему саду и не знающий, кому перед смертью передать своё хозяйство.

В ночь, когда приезжает Коврин, Егор Семеныч с Таней спят поочерёдно: следят за работниками, которые спасают деревья от заморозков. Коврин с Таней идут в сад, вспоминают детство.

Из разговора легко догадаться, что Таня неравнодушна к Коврину и что ей скучно с отцом, который знать не хочет ничего, кроме сада, а её превратил в покорную помощницу. Таня тоже нравится Коврину, он предполагает, что может всерьёз увлечься, но эта мысль скорее смешит, чем всерьёз занимает его.

Продолжение после рекламы:

В деревне он ведёт такую же нервную жизнь, как и в городе: много читает, пишет, мало спит, часто курит и пьёт вино. Он крайне впечатлителен. Однажды он рассказывает Тане легенду, которую не то слышал, не то вычитал, не то видел во сне. Тысячу лет назад одетый в чёрное монах шёл по пустыне в Сирии или Аравии.

За несколько миль рыбаки видели другого чёрного монаха — мираж, который двигался по поверхности озера. Потом его видели в Африке, в Испании, в Индии, даже на Дальнем Севере… Наконец он вышел из пределов земной атмосферы и теперь блуждает во Вселенной, его, возможно, видят на Марсе или на какой-нибудь звезде Южного Креста.

Смысл легенды в том, что через тысячу лет после первого появления монах должен снова явиться на землю, и вот это время пришло… После беседы с Таней Коврин идёт в сад и вдруг видит чёрного монаха, возникающего из вихря от земли до неба. Он пролетает мимо Коврина; тому кажется, что монах ласково и лукаво улыбается ему.

Не пытаясь объяснить странное явление, Коврин возвращается в дом. Его охватывает веселье. Он поёт, танцует, и все находят, что у него особенное, вдохновенное лицо.

Брифли существует благодаря рекламе:

Вечером этого же дня в комнату Коврина приходит Егор Семеныч. Он заводит разговор, из которого понятно, что он мечтает выдать Таню замуж за Коврина. чтобы быть уверенным в будущем своего хозяйства. «Если бы у тебя с Таней сын родился, то я бы из него садовода сделал». Таня и отец часто ссорятся.

Утешая Таню, Коврин однажды понимает, что более близких людей, чем она и Егор Семеныч, у него нет в целом свете. Вскоре его вновь посещает чёрный монах, и между ними происходит разговор, в котором монах признается, что он существует лишь в воображении Коврина.

«Ты один из тех немногих, которые по справедливости называются избранниками божьими. Ты служишь вечной правде». Все это очень приятно слушать Коврину, но он опасается, что психически болен. На это монах возражает, что все гениальные люди больны. «Друг мой, здоровы и нормальны только заурядные, стадные люди».

Радостно возбуждённый Коврин встречает Таню и объясняется ей в любви.

  «Сказки» Салтыкова-Щедрина как пример утонченной сатиры

Идёт подготовка к свадьбе. Коврин много работает, не замечая сутолоки. Он счастлив. Раз или два в неделю встречается с черным монахом и подолгу беседует. Он убедился в собственной гениальности.

После свадьбы Таня и Коврин переезжают в город. Однажды ночью Коврина вновь посещает чёрный монах, они беседуют. Таня застаёт мужа разговаривающим с невидимым собеседником. Она напугана, как и Егор Семенович, гостящий в их доме. Таня уговаривает Коврина лечиться, он в страхе соглашается.

Он понимает, что сошёл с ума.

Коврин лечился и почти выздоровел. Вместе с Таней проводит лето у тестя в деревне. Работает мало, не пьёт вина и не курит. Ему скучно. Он ссорится с Таней и упрекает её в том, что она заставила его лечиться. «Я сходил с ума, у меня была мания величия, но зато я был весел, бодр и даже счастлив, я был интересен и оригинален…»

Продолжение после рекламы:

Он получает самостоятельную кафедру. Но в день первой же лекции извещает телеграммой, что читать не будет по болезни. У него идёт горлом кровь. Он уже живёт не с Таней, а с другой женщиной, старше его на два года — Варварой Николаевной, которая ухаживает за ним, как за ребёнком.

Они едут в Крым и по дороге останавливаются в Севастополе. Ещё дома, за час до отъезда, он получил письмо от Тани, но читает его лишь в Севастополе. Таня извещает о смерти отца, обвиняет его в этой смерти и проклинает. Им овладевает «беспокойство, похожее на страх». Он ясно понимает, что он — посредственность.

Выходит на балкон и видит чёрного монаха. «Отчего ты не поверил мне? — спросил он с укоризной, глядя ласково на Коврина. — Если бы ты поверил мне тогда, что ты гений, то эти два года ты провёл бы не так печально и скудно». Коврин опять верит, что он избранник божий, гений, не замечая, что из горла идёт кровь.

Зовёт Таню, падает и умирает: «на лице его застыла блаженная улыбка».

«Черный монах», анализ повести Чехова, сочинение

Повесть «Черный монах» была написана А. П. Чеховым в 1893 году. Считается, что Чехов давно хотел написать про манию величия, к которой может привести гениальность. Черный монах — идея, пришедшая к писателю во сне.

  • И, как оказалось, именно эта идея выделила повесть из всех остальных, поставила ее особняком, который сложно было критиковать.
  • Главный герой — Андрей Васильевич Коврин, является современником Чехова. Через этот образ автор пытается нам показать, что человек, устремленный к своей цели, имеющий свою идею и свои приоритеты
  • в жизни, обречен на гибель
Читайте также:  Тема природы в романе Шолохова «Тихий Дон»

Чехов выделяет своего главного героя из толпы всех остальных. Если люди, которые окружают Коврина, достаточно просты и примитивны, то Андрей Васильевич обладает тонкой натурой, любовью к искусству, внутренней красотой. Он трудится, он верен своему делу — философии. И он умеет получать удовольствие от того, что он делает.

Именно эту черту Чехов и называет талантом.

Коврин — человек легкий и интересный. Именно за это его так любит Егор Семеныч Песоцкий и его дочь, Таня.

События развиваются в большом и красивом доме Песоцких. Автор много времени уделяет мелочам, описывая быт.

Очень много в первых частях повести пейзажей, увиденных глазами Андрея.

Таким способом А. П. Чехов показывает праздность и легкость в душе Коврина, радость от встречи с этим местом.

Песоцкий — известный садовод, и именно его сад является смыслом его жизни. По сути, у него было всего три радости в жизни: сад, дочь и воспитанник Коврин. Коврин нечасто приезжал в дом Песоцких, последний раз был давно, когда Татьяна была еще смешным и тощим подростком. Но в этот раз в голову Коврину пришла мысль о том, что, возможно, он полюбит это повзрослевшее и такое милое дитя.

Так оно и случается и в скором времени Коврин делает Татьяне предложение. Песоцкие счастливы, отец Тани говорит о том, что Коврин будет прекрасным наследником. Но параллельно этой идиллии происходят очень странные вещи.

В Коврину приходит черный монах из какой-то песни. Монах убеждает Коврина в том, что Коврин — гений, избранный, что он относится к тем немногим, которые ведут народ в счастливое будущее, к бессмертию. Коврин понимает, что монах — это плод его воображения, мощная галлюцинация.

Однако, по словам того же монаха, человек с нормальным сознанием — стадное и примитивное существо. И если Коврин хочет остаться избранным, он должен смириться с такой жертвой, как психическое здоровье.

Многие отождествляют эту мысль с теорией Ломброзо, что гениальность идет рука об руку с сумасшествием, что это родственные понятия. И А. П. Чехов, возможно, хотел доказать нам именно эту теорию.

Хотя вполне возможно, что автор вовсе не придерживался этой теории, а просто пытался показать, что искать оправдания своим низким, антиморальным и неправильным поступкам с помощью философии — вовсе не выход.

Дальнейший ход событий крутится вокруг бесед Коврина с черным монахом. Герой понимает, что монах говорит те вещи, которые давно сидят в голове у Коврина, но которые он не осмеливался воспроизвести.

Черный монах быстро становится для него личностью, которая вселяет в Коврина надежду и уверенность, после бесед с ним герой всегда бодр, весел и счастлив.

Эти беседы ведутся как бы параллельно остальным событиям: проблемами с садом и подготовкой к свадьбе.

Коврин счастлив в своем безумстве.

Он наслаждается красками, которые его окружают, он безумно любит свою жену, много работает и ждет каждой встречи с монахом, который все быстрее выращивает в Коврине манию величия.

Однажды черный монах приходит к Коврину домой, пока Таня спит. Они ведут разговоры на философские темы, как вдруг Татьяна просыпается, видит, что Андрей разговаривает с пустым креслом и окончательно понимает, что ее супруг — сумасшедший. Они с отцом убеждают Коврина поехать на лечение.

Проходит некоторое количество времени. Коврина вылечили и отпустили домой. От прежнего весельчака и сияющего счастьем и уверенностью человеком не осталось ничего.

Если раньше Коврина могли захватить прекрасный закат или мелодия, то в дом Песоцких возвращается человек, потерявший смысл в жизни, раздражительный, нервный и ненавидящий людей, которые лишили его встреч с монахом. Между супругами все чаще вспыхивают ссоры, от прежних чувств не осталось ничего, как и от благодарности к ее отцу.

Коврин был счастлив в своем безумии. Оно придавало Коврину уверенности в себе и своих силах, он чувствовал, что все, что он делал — величайшее дело. Только с монахом Коврин мог поговорить на темы, которые недоступны обычным людям, только монах помогал установить истину в вечных философских вопросах, которым Андрей посвятил свою жизнь.

Его семья, лишив Коврина безумия, лишила его смысла жизни.

И в конце концов это приводит к Коврина к новой женщине, она старше его и оберегает Коврина, как мать. Автор уделяет этой женщине очень немного внимания, словно показывая ее незначительность и в жизни героя. У Коврина появляется тяжелое заболевание, то самое, от которого когда-то умерла его мать.

В роковой вечер Коврин решается открыть письмо от Татьяны. Оно все пропитано ненавистью, Татьяна пишет о том, что ее отец умер, что сад теперь принадлежит чужим людям и что все это — заслуга Коврина. В письме она желает ему смерти.

Коврин осознает, что он — всего лишь посредственность. И что он в свои сорок лет стал профессором — равный обмен, произведенный судьбой на все те беды, которые происходили с ним. Коврин ставит себя на одну планку с остальными людьми, он больше не верен своим прежним убеждениям.

  Краткая биография Бунина Ивана Алексеевича

Случайно услышав ту самую песню, про черного монаха, Коврин чувствует приятное волнение, к нему приходят воспоминания о том самом доме, о том самом саде, о тех самых людях, которые делали его счастливыми. И здесь происходит встреча с монахом. Однако Коврин умирает, он не может сказать монаху даже несколько слов от слабости.

Но перед смертью он слышал именно то, что он так хотел услышать: что он посланник Бога, гений, призванный внести вклад в спасение человечества. И этим самым вкладом оказалась его собственная жизнь. Коврин умер, чувствуя себя счастливым, нужным человечеству.

И монах, разрушивший жизнь Коврина, подарил ему легкую и желанную смерть.

Повесть написана в двух стилях: в прозаическом и эвфонистическом. При этом обычные радости жизни, те повседневные моменты, которые окружают героев, описаны в прозаическом стиле. Эвфония же используется в разговорах Коврина с монахом. Именно поэтому блоки повести, в которых описано общение Коврина с галлюцинацией, так ярко бросаются в глаза.

В то же время, все те глупости, которые говорит монах, серьезно воспринимаются Коврину именно благодаря некой благозвучности его речей.

У повести достаточно интересная композиция. Начало — яркое, радостное. Много внимания уделяется саду, словно он является олицетворением жизни Коврина. Однако есть и небольшой предвестник беды: Песоцкого слишком сильно расстраивают даже самые маленькие неприятности, произошедшие с садом.

Это как бы добавляет тревогу в общее ощущение праздности. Второй тревожный звонок — песня о сумасшедшей девушке. С помощью этой песни автор словно предупреждает нас о грозящей беде. Именно здесь единство реального мира прекращается.

Коврин встречает с монахом и обретает мнимую мечту, мнимую цель. Постепенно ирреальность все больше вытесняет реальность. И когда близкие Коврина замечают это и возвращают его в свой мир — мнимые идеалы падают и Коврин теряется в реальности, тоскуя по себе прежнему. Здесь же автор возвращает нас в сад — тот самый, наполненный жизнью и красками. Но теперь они недоступны Коврину.

И завершается повесть все той же песней. Таким образом, повести присуща некая цикличность, на протяжении текста повторяются одни и те же моменты, одни и те же фразы. И именно они и являются предшественниками новой трагедии.

Краткое содержание Чехов Чёрный монах – в сокращении читать онлайн

Рассказ Антона Павловича Чехова повествует читателю о жизни магистра Андрея Коврина. В связи с заболеванием он приезжает в деревню к подруге Тане Песоцкой. Она проживает вместе со своим папой, с главным героем они знакомы еще с ранних лет.

Автор увлеченно рассказывает о жизни отца и дочери, о том, как они занимаются работой в саду. Оказывается, Татьяна уже несколько лет влюблена в Андрея Васильевича и довольно серьезно настроена относительно его персоны. У Коврина тоже зародилось некое чувство к девушке, но он относится к этому, как к небольшой, ничего не значащей интрижке.

В один из вечеров Коврин рассказал девушке весьма странную историю о существовании некого черного монаха, который однажды появился на Земле и в скором времени должен объявиться вновь. После этого разговора наш главный герой в действительности увидел черного монаха, но это не произвело на него колоссального впечатления и он, как ни в чем не бывало, принялся заниматься своими делами.

Тем же вечером отец девушки стал предлагать Коврину жениться на дочери. После этого разговора к Коврину вновь наведывается черный монах. Он говорит ему о том, что он лишь плод его воображения. Монах говорит о том, что Андрей Васильевич избран Богом и имеет уникальную возможность служить в правде. Он убеждает его в том, что Коврин поистине гениален.

Главный герой готовится к свадьбе, периодически он общается с черным монахом. После переезда в город во время очередного разговора с несуществующим собеседником он обнаруживает, что Татьяна все слышит. Она понимает, что ему необходима квалифицированная помощь. Она отправляет Коврина на лечение.

После прохождения лечения он перестал общаться с невидимым другом, но при этом он расстался  с Татьяной, и жизнь его стала скучна и однообразна.

Он нашел себе другую женщину – Варвару Николаевну, которая безмерно любила его, как собственное дитя. в один из вечеров в Севастополе он читает письмо от Татьяны, которая извещает его о смерти отца. В этом она винит Коврина.

Он, не понимая, что происходит, отправляется на балкон, вновь видит черного монаха и умирает.

Главная мысль

Данный рассказ призывает читателя с трепетом и вниманием относится к собственному психологическому состоянию. Ведь черный монах – это всего лишь воображение, плод больной фантазии. Ошибка главного героя в том, что он культивировал в себе свое же сумасшествие, тогда как он нуждался в незамедлительном лечении и помощи.

Ссылка на основную публикацию