Уроки Мармеладова в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Главная страница » Русские классики » Федор Достоевский

Меню статьи:

Раскольников – пожалуй, наиболее известный персонаж в творчестве Федора Михайловича. Однако, чтобы понять мир Достоевского, необходимо обратиться к второстепенным героям. Таким, как Мармеладов. Мужчина сыграл важную роль в развертывании сюжета произведения. Далее мы проанализируем особенности образа Мармеладова и его характерные черты.

Кто такой Мармеладов?

Господин Мармеладов является одним из самых ярких персонажей знаменитого романа “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского, хотя его и нельзя назвать героем первого плана. Этот второстепенный герой сыграл важную роль в развертывании сюжета произведения.

Родион решился совершить злодеяние именно из-за Мармеладова. Федор Михайлович, хоть и поместил Семена сзади ключевых действующих лиц, все же наделил своего героя яркостью. Понять специфику образа Мармеладова поможет обращение непосредственно к тексту и к цитатам.

Тема бедности

Образ Семена Захаровича тесно связывается с темой бедности. Автор разделяет, в частности, бедность и нищету. Так, бедность – понятие духовное, без негативных коннотаций. Нищета же – понятие материального характера.

Отсутствие денег, крайняя нужда – негативные условия человеческой жизни. Мармеладов представляется отцом Сони. Мужчина служил в чине титулярного советника. Писатель упоминает, что Семену Захаровичу перевалило за пятьдесят лет.

Федор Михайлович описывает своего героя как пьяницу: отекшее, желто-зеленое лицо, припухшие веки, крошечные глазки-щелочки.

Ум в Мармеладове удивительно сочетался с безумием.

После сокращения кадров Семен Захарович лишился работы. Героя ожидала нищенская жизнь, нужда. Отчаяние толкнуло мужчину в объятия бутылки. Мармеладов сам рассказывает читателю историю своей жизни. Герой – дважды женат.

Вторая супруга бывшего титулярного советника – хорошая, но несчастная женщина, Катерина Ивановна. Героиня лишилась всех своих вещей – Мармеладов заложил платья жены за бутылку. Слабость и безответственность мужчины толкнула Соню на скользкий путь «легкого поведения».

Однако беспомощность, ничтожность собственной личности тревожили Мармеладова. Герой раскаивался в пороках, греха, недостатках. При этом, осознание неправоты не заставляло Семена менять жизнь. Слабости характера мужчина представлял драмой мирового масштаба.

Поведение Мармеладова отличалось театральностью, искусственностью. Желая жалости, герой отрицал это. Семена Захаровича ждала бесчестная смерть под копытами повозки.

Как описывает Мармеладова автор?

Познакомившись с героем, следует углубить свои знания о нем. Так, первый шаг к этому – анализ авторского описания Мармеладова. Что говорит о своем персонаже сам Достоевский?

  • Семен Захарович – чиновник в отставке; ранее герой служил в невысоком чине (титулярный советник); внешне Мармеладов действительно напоминал чиновника, бюрократа.
  • Герой – слабый человек, не сумевший пережить карусели жизни; вот уже пятый год Мармеладов не может вытащить себя из бутылки; выпивка – чуть ли не единственная сильная страсть персонажа.
  • Мармеладову перевалило за пятьдесят лет.

Внешность героя

Что же известно о внешности персонажа? Мармеладов отличался средним ростом, плотным телосложением. В волосах героя виднелась проседь, а на макушке – большая лысина. Постоянное пьянство сделало лицо мужчины желтовато-зеленым, опухшим. Веки тоже опухли.

Глаза – красные, крошечные, похожие на «щелочки». Семен Захарович следовал чиновничьей «моде», выбривая лицо. Однако после потери работы мужчина себя заметно запустил: перестал бриться, обзавелся сизой щетиной.

В повадках Мармеладова тоже просматривалось нечто солидное, чиновничье.

Одежда Мармеладова

Костюм – необходимая составляющая внешности. Автор подчеркивает, что первое впечатление от Мармеладова – неприятное. Писатель детально описывает одежду героя. Так, Семен Захарович выбирает старые, оборванные и сильно поношенные фраки.

Уроки Мармеладова в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Одеяния Мармеладова такие ветхие, что пуговицы стали даже рассыпаться. На фраке с трудом удерживалась всего одна пуговица. Автор подчеркивает, что одежда на Мармеладове полностью не разрушалась «из приличий». В одежде мужчины просматривалась небрежность: торчащие из-под жилетов манишки, скомканная и грязная ткань.

Действительно, Семен Захарович не заботился о чистоте вещей. Мужчина давно не мыл волосы: среди волосинок встречались стебельки сена. Герой неделями мог не раздеваться и не мыться. Руки Мармеладова – грязные, пожирневшие, красноватые. Ногти на пальцах отросли и загрязнились. Сам Семена называл свою одежду «лохмотьями».

По внешнему виду героя окружающие люди понимали: в прошлом этот человек относился к «благородному сословию».

Семья Семена Захаровича

Мармеладов женился дважды. От первого брака мужчина растил дочь – Соню. Вторую супругу звали Катериной Ивановной. У женщины тоже были дети от предыдущего брака: целых трое. Союз Семена Захаровича с Катериной длился пятый год. Между супругами – большая разница в возрасте: двадцать лет.

В основе семьи лежала отнюдь не любовь. Мармеладов попросту пожалел несчастную женщину, оказавшуюся на грани выживания. И вновь Федор Михайлович затрагивает одну из ключевых тем произведения – бедность (нищета). Мармеладов потерял первую супругу, когда дочери исполнилось четырнадцать.

Мужчина не мог наблюдать страдания Катерины, поэтому предложил героине брак.

Моральные качества героя

Писатель наделяет Мармеладова добротой, благородством, доверчивостью. Именно такую характеристику дает Семену Захаровичу Катерина. Женщина упоминает, что мужчина любит и уважает семью.

Единственный крупный минус героя – слабость. Мягкость, доброта, слабохарактерность толкает мужчину доверяться «развратным» особам, пить с ненадежными людьми.

Это описания наталкивает на вывод, что Мармеладов за всю свою жизнь не научился разбираться в людях.

Происхождение Мармеладова

Автор намекает, что Семен Захарович – малообразованный человек. Мармеладов происходил из простой, обычной, не благородной семьи. Социальное положение героя и Катерины Ивановны отличается. Вторая супруга мужчины – женщина, получившая хорошее образование и воспитание.

Катерина происходила из известного рода. Мармеладов сравнивает себя со зверем (так герой подчеркивает свою неотесанность). Семен Захарович упоминает, что отец Катерины – штаб-офицер. Мужчина удивляется, почему столь благородная особа согласилась на такое замужество.

Мармеладов подчеркивал, что жена – благородная женщина с «высоким сердцем».

Испытания семьи Мармеладовых

Ситуации, описанные автором, наводят на мысль об уме Мармеладова. Писатель подмечает, что глаза героя «светились умом». Во взгляде Семена Захаровича просматривались восторженность, осмысленность, интеллект – в сочетании с безумием. Четыре года до описываемых событий семья Мармеладовых проживала в провинциальном городке.

Семен Захарович продержался год: работал на совесть, не выпивал, вел себя достойно. Но потом Мармеладов лишился должности и бросился в пьянство. Начался период странствий, бедствования. Семья переезжает в столицу спустя полтора года. Семену Захаровичу предложили новую должность.

Однако страсть к выпивке не позволила герою продержаться на работе.

Алкоголизм героя приводит к страшной нищете семьи. Еды не хватало. Отчаяние толкнуло Соню получить «желтый билет», заняться «непристойными делами». Девушка зарабатывала средства, чтобы прокормить всю семью. Мармеладов с каждым разом вел себя все хуже и хуже: обманывал родных людей, крал вещи из дома. Героя влекло лишь одно дело – выпивка.

«Исправление» героя

Мармеладов – не совсем потерянный для общества человек. Так, герой осознает свои недостатки, неправильность и низость поведения. Семен Захарович слишком слаб, чтобы бороться с пороками своей личности. Однако мужчине удалось «взяться за ум». Это случилось пять недель назад: до событий, открывающий роман Достоевского.

Семен Захарович обратился к начальству, которое дало бывшему чиновнику второй шанс. Наконец, приходит день долгожданного жалованья – 23 рубля и 40 копеек. Семья Мармеладовых радуется, надеясь на лучшую жизнь и перемены. Но чуда не случилось: Семен украл деньги, ушел в запой, забросил службу.

Пять дней герой бродит по столице, не появляется дома.

Знакомство с Раскольниковым

Это символический момент. Семен Захарович встречает Раскольникова в период своего окончательного падения. Примечательно, что Родион тоже стоял на распутье – перед выбором. Студента мучила мысль о совершении убийства.

Грех помогает решить проблемы? Писатель намекает: падение – не решение проблем, а игра в прятки с совестью. Оба героя – слабы, не способны справиться с жизненными трудностями.

Уровень греха у Раскольникова с Мармеладовым разный: убийство – у первого героя, пьянство, кража – у второго персонажа.

Уроки Мармеладова в романе Достоевского «Преступление и наказание»
На шестой день пьяных странствий по столице, в кабаке Мармеладов познакомился с Раскольниковым. Бывший студент сочувственно отнесся к Семену Захаровичу. Родион провожает нового знакомого домой. Отставной чиновник знакомит Родиона с членами семьи. Мармеладов мысленно благодарит Раскольника за человечное, доброе и сочувственное отношение. Родион слушает историю жизни своего нового знакомого. Семен Захарович искренне и открыто раскрывает Раскольникову душу. Студент узнал о материальных трудностях семьи Мармеладовых. Однако больше всего Родиона впечатлила жертвенность Сони. Мысли о девушке убеждают героя, что убийство старушки – правильный поступок.

Философия Мармеладова

Встреча Семена Захаровича с Раскольниковым – повод рассказать также о философии Мармеладова. Писатель говорит о герое как о человеке религиозном и верующем. Семен Захарович излагает мысли насчет Страшного Суда и исхода человечества. Через героя автор передает собственные представления о христианстве.

Характер произведения Федора Достоевского «Подросток» отличается тем, что волей-неволей задумаешься не только об абстрактном смысле жизни, но собственном положении, своем душевном состоянии на сегодня. Предлагаем читателям ознакомиться с его кратким содержанием

Мармеладов – своеобразный микрокосм, воплощающий вероятную судьбу человечества. Федор Михайлович латентно рисует путь духовного развития человека. Мармеладов – антагонист на тропе возрождения главного героя, Родиона. Дочь, Соня, – наоборот, протагонист.

Достоевский считал, что его роман «Неточка Незванова» сможет произвести фурор в литературном мире. Но этого так и не случилось. Прежде чем роман был окончен, писателя арестовали. Чтобы подробнее узнать об этой истории, предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения

Мармеладов «разрабатывает» свой вариант Страшного Суда. Речь Семена Захаровича – переплетение народного говора и облагороженного языка. В монологах герой проводит параллели между христианством и народными верованиями.

Речь Мармеладова напоминает эсхатологические пророчества. Разговор с Родионом утомляет героя: Достоевский намекает, что Мармеладов ощущает подъем сил, пока присутствует дух. Критики отмечают трагикомичность описанной ситуации.

Цель рассуждений Мармеладова – самозащита и самооправдание.

Взгляд на христианство

В уста Мармеладова Федор Михайлович вкладывает собственное понимание религии. Семен Захарович рассуждает о грешниках. Так, герой «разработал» своеобразную классификацию грешных людей:

  • особы, которых Христос простил и призвал;
  • люди, которым суждено еще пострадать на земле.

Первая категория – «праведные» грешники, а вторая – люди, провинившиеся более тяжело. Противоречивость умозаключений героя заставляет подумать, что писатель считает грешниками всех людей. Разница между ними состоит лишь в степени тяжести греха.

Цель рассуждений Мармеладова

Семен Захарович – личность амбивалентная. Так, герой заявляет, что не желает жалости. С другой же стороны, рассуждения Мармеладова предполагают стремление оправдаться. Прибегая к мировоззренческим манипуляциям, герой оправдывает подобных себе грешников. Человек – собственный судья. Люди судят себя до прихода Страшного Суда. Ключевое значение здесь принадлежит свободной воле человека.

Смысл фамилии героя

Амбивалентность персонажа, связь с религиозной позицией автора просматривается и в фамилии Мармеладова. Писатель явно трактует фамилию мужчины двояко:

  • намек на сладость, мармелад в фамилии героя;
  • характеристика тяжести жизни и судьбы персонажа.
Читайте также:  Рецензия на книгу Рэя Брэдбери «451° по Фаренгейту»

В этом прослеживается контраст между сладостью и горечью. Автор, таким образом, сводит историю Семена Захаровича к судьбе. Герой – жертва глобальных сил, не социальных коллизий.

Корни алкоголизма героя

Почему же Мармеладов так зависит от выпивки? Герой признается: корни пьянства – не в желании веселья, а в горе, скорбь. Алкоголь – попытка эскапизма, бегства от проблем, способ забыться. Мужчина жаждет получить сострадание и «чувство».

Дочь героя зарабатывает деньги с помощью «унизительного», «непристойного» труда. Соня продолжает работать по «желтому билету». Отец девушки осознает, что тянет деньги из дочери, толкая несчастную Соню на скользкий путь.

Соня ощущает к отцу жалость, не отказывает в средствах, отдает последние деньги.

Уроки Мармеладова в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Алкоголизм заставляет героя потребительски относиться не только к дочери, но и к супруге. Катерина Ивановна часто обнаруживает пропажу личных вещей (чулок, платьев, косынок). Виной тому Мармеладов.

Грех вызывает в герое страшные муки совести. Пьянство, безделье, слабость – ключевые пороки Семена Захаровича. Осознавая это, мужчина все же никак не борется с грехами.

Мармеладов уничижается, одаривает себя унизительными кличками: «свинья», «зверь», «скот» и т. д.

Отношения Мармеладова с людьми

Автор описывает Семена Захаровича как жалкого, но не плохого человека. Пороки героя не мешают Мармеладову любить и уважать семью. Писатель подчеркивает преданность мужчины семье. Любовь Семена к родным людям – болезненная, восторженная, уважительная. Герой не разделяет детей на своих и чужих.

Мармеладов одинаково любил Соню и приемных ребятишек. Приемные дети называли Семена Захаровича «папочка», «папаша». Мармеладов обучал детей читать и разбираться в грамматике, а также в святом Писании. Особенной нежностью отличались отношения героя с младшей дочерью – Лидочкой.

Даже в пьяном забытьи мужчина не забывал о детях: покупал для ребят пряничные петушки.

Возвращение пьяного Мармеладова домой сопровождается скандалами. Катерина, отчаявшаяся женщина, бьет супруга. Муж терпит избиения, осознавая вину. Страх на Семена Захаровича нагоняет не жена и побои, а красные глаза, нездоровое дыхание больной супруги, детский плач. Заботы о семье легли на плечи Сони. Мармеладов подчеркивает, что Катерина «дерет» ему волосы от горя и «жалости сердца».

Смерть героя

Семен Захарович встретил свою смерть через некоторое время после встречи с Родионом. Пьяного чиновника в отставке сбила повозка с лошадьми. Мармеладов переходил улицу и попал под копыта животных. Травмы героя оказались не совместимыми с жизнью.

Вечером Семен Захарович умер на руках у дочери. Катерину Ивановны мучили приступы чахотки. Кончина супруга – ужасный удар для несчастной, измученной женщины. Отбыв похороны Семена Захаровича, Катерина упала и умерла от кровотечений.

Сирот Мармеладовых определили в детдом.

Мармеладов Семён Захарович — образ и характеристика героя романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Темы унижения, бедности, безысходности, характерные для произведений Фёдора Михайловича Достоевского, присутствуют и в романе «Преступление и наказание». Раскрытию их способствует, в числе других, образ Мармеладова, второстепенного, но значимого персонажа.

Внешность, манера поведения, речь

Семёну Захаровичу Мармеладову за пятьдесят лет. Это человек плотного телосложения, среднего роста. У него волосы с проседью, большая лысина. От постоянного пьянства лицо отёкшее, жёлтое, даже зеленоватое. Веки припухшие, глаза маленькие и красноватые. Взгляд его одушевлённый, осмысленный, но в то же время немного безумный.

Одет этот герой неряшливо и очень бедно, на нём старый чёрный фрак, на котором сохранилась одна пуговица.

Несмотря на то, что Семён Захарович отставной чиновник, общаясь с людьми, он ведёт себя по-чиновничьи солидно. Говорит он витиевато, видно, что привык занимать своими разговорами собутыльников.

Знакомство с Раскольниковым

Встреча Раскольникова с Мармеладовым произошла в кабаке, куда Семён Захарович пришел на пятый день своего запоя. Угадав в Родионе образованного человека, он рассказал ему о своих несчастьях.

Его мучит раскаяние в своих грехах. Исповедь Мармеладова — это страшный рассказ о том, как человек из-за алкоголизма опустился на дно, как мучаются от нищеты его жена и дети.

На Раскольникова рассказ нового знакомого произвёл гнетущее впечатление.

Черты характера

Из исповеди героя читатель узнаёт характер Мармеладова. Это абсолютно безвольный человек, подчинившийся своему пороку — пьянству.

Он осознаёт всю свою ничтожность и огромную вину перед женой и детьми, голодными и холодными из-за его пьянства.

Семён Захарович понимает, что пропивает деньги, которые нужны для еды детям, понимает, что стыдно жить на деньги, которые даёт Соня, страдает от этого, но продолжает пить.

Семён Захарович — человек добрый, на Катерине Ивановне он женился, потому что пожалел её, оставшуюся с маленькими детьми в страшной нищете. Он уважает свою жену, добр к приёмным детям, учит их грамматике, чтению.

Семья Мармеладовых

История семьи Мармеладовых началась четыре года назад, когда Семён Захарович, будучи вдовцом, женился на Катерине Ивановне из жалости. Эта молодая женщина осталась с тремя малолетними детьми (двумя дочками и сыном) без средств к существованию после смерти первого мужа. Мармеладов характеризует Катерину Ивановну как образованную, благородную женщину.

История жизни Мармеладова — это история несчастий. После смерти первой жены Семён Захарович остался с четырнадцатилетней дочерью Соней. Через год после женитьбы на Катерине Ивановне он потерял службу в результате сокращения и с горя стал пьянствовать.

В Петербург Семён Захарович перебрался из провинции вместе с семьёй полтора года назад и начал там служить. Но скоро из-за пьянства лишился этого места. Он стал вместе с женой и малолетними приёмными детьми жить на деньги Сони, решившей из-за жалости к голодным детям пойти на панель.

За пять недель до встречи с Раскольниковым глава семьи взялся за ум и нашёл работу. Через месяц на радость всей семье он принёс жалование, но уже на другой день украл эти деньги у жены.

Пять дней не показывался он дома, пил в кабаках, в одном из них и произошла встреча Раскольникова с Мармеладовым. Выслушав исповедь Мармеладова и историю его семьи, Раскольников проводил пьяницу к нему домой.

Он увидел там нищую обстановку, троих детей и больную несчастную жену Мармеладова.

Семён Захарович осознаёт своё ничтожество, «…черта моя наступила», — говорит он. Смерть Мармеладова наступила после того, как пьяным он попал под лошадей. От чахотки умерла Катерина Ивановна, а дети попали в детский дом.

Вывод

Образ Мармеладова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — это образ несчастного человека, сделавшего несчастными и своих близких людей. История семьи Мармеладовых производит угнетающее впечатление и помогает ощутить безвыходность и нищету, которые окружали Родиона Раскольникова.

Характеристика образа Мармеладова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Урок 35. «их воскресила любовь». образ сони мармеладовой – Литература – 10 класс – Российская электронная школа

  • Литература
  • 10 класс
  • Урок № 35

«Их воскресила любовь». Образ Сони Мармеладовой.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

  1. Определение места Сони Мармеладовой в романе Достоевский и тема униженных и оскорблённых.
  2. Характеристика героини, взаимоотношения с Раскольниковым и сходство судеб.
  3. Развитие образа Сони Мармеладовой и проблемы нравственного идеала автора.
  1. Глоссарий по теме
  2. Художественный образ — это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение.
  3. Нравственный идеал — представление людей о совершенной личности, воплощающей в себе лучшие моральные качества и являющейся образцом для подражания, эталоном поведения, целью, на достижение которой должны быть направлены усилия человека.
  4. Роман — прозаическое произведение, которое отражает сложный жизненный процесс, большой круг жизненных явлений, показанных в их развитии.
  5. Система образов — совокупность и принципы организации образов автора, персонажей, повествователя, рассказчика.
  6. Основная литература:

Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная литература:

Маханова Е. А., Госсман А. Ю. Цитаты из произведений. 9-11 классы. Р.-на-Д.: Феникс, 2017.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Тема униженных и оскорблённых в романе «Преступление и наказание» раскрывается и в образе Сони Мармеладовой. Совершив преступление, Раскольников направляется к ней с мыслями: «Почему она так слишком уже долго могла оставаться в таком положении и не сошла сума?».Чтобы спасти от голодной смерти брата и сестёр, больную мачеху и пьяницу-отца, девушка торгует телом.

Раскольников осуждает подобную жизнь. Он молча, «стараясь не глядеть на Соню, поскорее проходит вперёд и бесцеремонно осматривает её комнату».

Мысли девушки в этот момент: «Ей было и тошно, и стыдно, и сладко…». Молодой человек ведёт себя самоуверенно, задаёт бесцеремонные вопросы.

Соня же демонстрирует кротость, отвечает смиренно, в ней чувствуется какая-то беззащитность: она слишком открыта и уязвима для зла.

Во время первой встречи Соня раскрывается перед Раскольниковым как человек любящий, с чуткой и отзывчивой душой. Родион понимает, что «настоящий разврат не проник ни одною каплей в её сердце…». Герой задаётся вопросом: «Да скажи мне наконец, какой этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются?».

Раскольникову кажется, что «справедливее, тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить». Ответ Сони обескураживает его: «А с ними-то что будет?».

Её взгляд, в котором он читает, до какой чудовищной боли истерзала её мысль о позорном положении, заставляет Раскольникова понять, что «значили для неё эти бедные, маленькие дети-сироты и эта жалкая, полусумасшедшая Катерина Ивановна, с своею чахоткой».

Молодой человек спрашивает в недоумении: «Так ты очень молишься богу-то, Соня?». И она даёт ему ответ: «Что же бы я без бога-то была?». И героиня мгновенно превращается из тихой и покорной девушки в решительную, гневную, сильную и уверенную.

«С новым, странным, почти болезненным, чувством всматривался он в это бледное, худое и не правильное угловатое личико, в эти кроткие голубые глаза, могущие сверкать таким огнём, таким суровым энергическим чувством, в это маленькое тело, ещё дрожавшее от негодования и гнева, и все это казалось ему более и более странным, почти невозможным».

Герой проникается человеколюбием Сони, он склоняется перед ней и целует её ногу: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился».

Религиозность девушки влияет на Раскольникова, он просит прочитать притчу о воскрешении Лазаря. Чудо воскрешения он ждёт теперь и от неё: «У меня теперь одна ты… пойдём вместе… Я пришёл к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдём. Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила… смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь… свою (это всё равно!)».

Читайте также:  Как сдать ЕГЭ по литературе?

Соня готова перенести любые страдания во имя любви к близким людям. Её жизнь строится по законам самопожертвования. И даже испытывая позор и унижения, она сохраняет отзывчивую душу. Она не возмущается, не протестует, а смиряется и страдает.Раскольников же протестует, он не хочет принимать жизнь такой, какая она есть. Выношенная им теория толкает его на путь насилия.

Вторая встреча Раскольникова происходит с Соней, когда он приходит рассказать о страшном убийстве. Он чувствует её нравственную силу, поэтому считает, что она выдержит его признание. Во время этого свидания сталкивается правда Раскольникова и правда Сони. Пытаясь оправдать своё преступление, Родион называет несколько причин, которые разбиваются о христианские принципы.

Соня следует вместе с ним на каторгу. Арестанты проникаются её поступком, снимают шапки, кланяются: «Матушка Софья Семёновна, мать ты наша, нежная, болезная». Они любят её и хвалят, даже не осознавая за что. Раскольникова же не любят и избегают.

Со временем любовь девушки отогревает Родиона: «как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к её ногам. Он плакал и обнимал её колени». Достоевский отмечает: «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные истоки жизни для сердца другого».Под подушкой у Раскольникова теперь лежит Евангелие. Так для героя начинается новая жизнь.

  • Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
  • Соотнесите события встреч Сони и Раскольникова.
  • Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
1-я Раскольников просит Соню читать Евангелие. Раскольников падает перед ней на колени.
2-я Раскольников признаётся в убийстве старухи-процентщицы. Просит совет, как поступить.
3-я Герой просит надеть крест, Соня крестит Раскольникова.

Подсказка: «…Соня молча вынула из ящика два креста, кипарисный и медный, перекрестилась сама, перекрестила его и надела ему на грудь кипарисный крестик…».

2. Ребус – соответствие.

Соотнесите героя и описание комнаты, в которой он живёт.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Комната Раскольникова «Это была крошечная клетушка, шагов в десять длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими пыльными и всюду отстававшими обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко».
Комната Сони «Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь…другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели».
Жилище Мармеладовых «Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной… Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеёнчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол… на краю стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике».

Подсказка: «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырёхугольника, и это придавало ей что-то уродливое».

Образ и характеристика Мармеладова — героя романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Образ Мармеладова, второстепенного персонажа романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», является, тем не менее, значимым, так как помогает раскрыть тему бедности и унижения, которая характерна для произведений этого писателя.

Портрет: описание внешности, манеры поведения, характеристика речи

Семён Захарович Мармеладов — человек, которому уже за пятьдесят лет. У него средний рост, плотное телосложение, большая лысина, волосы с проседью. Лицо от постоянного пьянства отёкшее, жёлтое, даже зеленоватое. Из-под припухших век смотрят маленькие, красноватые глазки, в которых заметны одушевление и смысл, но и какое-то безумие.

Одет Мармеладов бедно, неряшливо. Чёрный фрак его очень стар, оборван, на нём осталась только одна пуговица, на неё он и застёгивает фрак, стараясь выглядеть прилично.

Семён Захарович уже не служит чиновником, но сохранил солидные повадки в общении с людьми.

Говорит он, не затрудняясь, любит самоуничижаться, понимая, что в своих бедах виноват сам. Речь его довольно витиевата, вероятно, от того, что герой часто беседует в кабаках с незнакомцами, изливает перед ними свою душу.

Встреча Раскольникова с Мармеладовым

Главный грех Семёна Захаровича — пьянство. Он является завсегдатаем кабаков, где ведёт с собутыльниками нескончаемые разговоры.

Встретив в кабаке Раскольникова, он понял, что этот человек не пьяница, и завязывает с ним разговор. Он рассказывает свою историю Раскольникову, потому что его гложет раскаяние в своих грехах.

Исповедь Мармеладова производит на главного героя гнетущее впечатление.

История семьи Мармеладовых

Семья Мармеладовых состояла из шести человек: глава семейства, жена Мармеладова Катерина Ивановна, трое детей от её первого брака (девочка лет шести, мальчик лет семи и старшая девочка лет девяти), Соня, дочь Семёна Захаровича от первого брака.

Мармеладов имеет невысокий чин — титулярный советник, но сейчас он не служит. Жена моложе его на двадцать лет. Женился он из жалости: первый муж Катерины Ивановны умер, не оставив ей и детям никаких средств к существованию, так как был заядлым игроком. Мармеладов характеризует Катерину Ивановну как женщину благородную.

История жизни Мармеладова полна несчастий. Его первая жена умерла, оставив ему четырнадцатилетнюю дочь Соню. Четыре года назад он женился на Катерине Ивановне, находившейся тогда в страшной нищете. Через год из-за сокращения Семён Захарович потерял работу и стал пьянствовать.

Полтора года назад он с семьёй переехал из провинциального города в Петербург, нашёл место на службе, но быстро его лишился из-за пьянства. Из жалости к голодным детям Соня стала заниматься «непристойной работой», и вся семья жила на её иждивении.

За пять недель до встречи Раскольникова с Мармеладовым Семён Захарович «берётся за ум» и устраивается на службу.

На следующий день после получения жалования он украл деньги из сундука жены, ушёл в запой и пять дней бродяжничал. Затем произошла встреча Раскольникова с Мармеладовым в кабаке.

После того, как молодой человек услышал исповедь Мармеладова и историю его семьи, он проводил пьяницу домой и увидел, в какой нищете живёт его семья.

Характер

Мармеладов — слабохарактерный, безвольный человек. Он понимает, что его пьянство — причина горя для его семьи, но не может преодолеть тягу к алкоголю. Семён Захарович понимает и то, что нехорошо жить на деньги Сони, пропивать одежду жены, но продолжает это делать. «Пью, ибо страдать хочу!» — говорит он, но почему же должна страдать и его семья?

Семён Захарович — человек по натуре добрый. Он женился на Катерине Ивановне из сострадания, видя, в какой страшной нищете оказалась она с малолетними детьми после смерти первого мужа. Он любит и уважает Катерину Ивановну, своих приёмных детей он учит чтению и грамматике.

Семён Захарович осознаёт свою вину перед семьёй и смиренно терпит, когда Катерина Ивановна бьёт его, пьяного, «дерёт вихры». Несмотря на то, что его порок довёл семью до нищеты, Мармеладов считает главным пороком нищету, а не пьянство.

Он осознаёт свою ничтожность и безвыходность положения, справедлив по отношению к себе, не требует жалости, понимает, что виноват в несчастьях близких.

О своём теперешнем состоянии Семён Захарович говорит: «…черта моя наступила»; «Некуда идти человеку». Смерть Мармеладова наступила после того, как он попал в пьяном виде под лошадей. Умирает и его жена, больная чахоткой, а детей определяют в детский дом. Так закончилась история семьи Мармеладовых.

Заключение

Образ Мармеладова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» помогает погрузиться в атмосферу нищеты, безысходности, которая окружала главного героя романа Родиона Раскольникова, понять, почему в такой атмосфере возникает у некоторых людей антигуманные идеи.

Характеристика образа Мармеладова, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Характеристика семьи Мармеладовых (Преступление и наказание)

Отбывая срок на каторге, Достоевский задумал роман «Пьяненькие». Тяжелый быт, соответствующее окружение, рассказы заключенных — все это натолкнуло писателя на мысль описать жизнь обедневшего простого петербуржца и его родных.

Позднее, уже на воле он начал писать другой роман, куда и вписал задуманных ранее персонажей. Образы и характеристика членов семьи Мармеладовых в романе «Преступление и наказание» занимают особое место среди других действующих лиц.

Семейство это — знаковый образ, характеризующий жизнь обычных простых людей, собирательный — людей, живущих практически на грани окончательного падения нравственного, морального, однако, несмотря на все удары судьбы, сумевших сохранить чистоту и благородство своих душ.

Семейство Мармеладовых

Мармеладовы занимают практически центральное место в романе, очень тесно связаны с главным героем. Они в судьбе Раскольникова сыграли очень важную роль почти все.

На момент знакомства Родиона с этим семейством, оно состояло из:

  1. Мармеладов Семен Захарович — глава семьи;
  • Катерина Ивановна — его супруга;
  • Софья Семеновна — дочь Мармеладова (от первого его брака);
  • дети Катерины Ивановны (от ее первого брака): Поленька (10-ти лет); Коленька (семи лет); Лидочка (шести лет, еще звалась Ленечкой).
  • Семья Мармеладовых — типичное семейство обывателей-мещан, опустившихся практически на самое дно. Они даже не живут, они – существуют.

    Достоевский описывает их так: словно они даже не пытаются выжить, а просто обитают в беспросветной нищете — такой семье «идти больше некуда».

    Страшно даже не столько то, что и дети оказались в таком положении, сколько то, что взрослые словно смирились с таким своим статусом, не ищут выхода, не стремятся выбраться из такого тяжелого существования.

    Мармеладов Семен Захарович

    Глава семейства, с которым Достоевский знакомит читателя в момент встречи Мармеладова с Раскольниковым. Затем постепенно писатель раскрывает жизненный путь этого персонажа.

    Мармеладов когда-то служил титулярным советником, однако спился, остался без работы и практически без средств к существованию. У него дочь от первого брака – Соня. На момент встречи Семена Захаровича с Раскольниковым Мармеладов уже четыре года состоял в браке с молодой женщиной Катериной Ивановной. У нее самой было трое детей от первого брака.

    Читатель узнает, что женился-то на ней Семен Захарович не столько по любви, сколько из жалости и сострадания. И все они живут в Петербурге, в который переехали полтора года назад.

    Вначале Семен Захарович находит здесь работу, причем вполне достойную. Однако из своего пагубного пристрастия к питию чиновник очень скоро ее теряет.

    Так по вине главы семейства вся семья нищенствует, оставшись без средств к существованию.

    Достоевский не рассказывает — что же произошло в судьбе этого человека, что надломилось однажды в его душе так, что он начал пить, в итоге – спился, чем обрек детей на нищенство, Катерину Ивановну довел до чахотки, а его родная дочь стала проституткой, чтобы хоть как-то зарабатывать и прокормить трех малолетних деток, отца и больную мачеху.

    Читайте также:  Анализ поэмы «Мцыри» (М. Лермонтов)

    Слушая пьяные излияния Мармеладова, невольно, однако, читатель проникается сочувствием к этому павшему на самое дно человеку. Несмотря на то, что он обворовывал свою жену, клянчил деньги у дочери, зная, как она их зарабатывает и для чего, его терзают муки совести, он противен сам себе, душа его болит.

    Вообще многие герои «Преступления и наказания», даже весьма неприятные вначале, в итоге приходят к осознанию своих грехов, к пониманию всей глубины своего падения, некоторые даже раскаиваются. Нравственность, вера, внутренние душевные страдания характерны и для Раскольникова, и для Мармеладова, и даже для Свидригайлова. Который не выдерживает мук совести и кончает с собой.

    Вот и Мармеладов: он слабоволен, не может справиться с собой и бросить пить, однако он чутко и точно чувствует боль и страдания других людей, несправедливость по отношению к ним, он искренен в своих добрых чувствах к ближним и честен к себе и другим. Семен Захарович не очерствел в этом своем падении — любит жену, дочь, детей своей второй супруги.

    Да, он не добился много на службе, на Катерине Ивановне женился из сострадания и жалости к ней и ее трем детям. Он промолчал, когда его жену избили, молчал и терпел, когда родная дочь пошла на панель, чтобы прокормить детей, мачеху и отца. И реакция Мармеладова была безвольная:

    «А я… лежал пьяненькой-с». Даже ничего не делать, только пить он не может в одиночестве — ему нужна поддержка, ему надо исповедоваться перед кем-то, кто его выслушает и утешит, кто его поймет.

    Мармеладов молит о прощении — собеседника, дочь, которую считает святой, жену, ее детей. На самом деле его мольба обращена к более высшей инстанции – к Богу.

    Только просит прощения бывший чиновник Его через слушателей, через родных — это такой откровенный крик из глубины души, что вызывает в слушателях не столько даже жалость, сколько понимание и сочувствие.

    Семен Захарович сам казнит себя за свое слабоволие, за свое падение, за неспособность бросить пить и начать работать, за то, что смирился с нынешним своим падением и не ищет выхода.

    Печален итог: Мармеладов, будучи в сильном подпитии, умирает, попав под лошадь. И, возможно, это и оказывается для него единственным выходом.

    Мармеладов и Раскольников

    Герой романа встречается с Семеном Захаровичем в трактире. Мармеладов привлек к себе внимание бедного студента противоречивой внешностью и еще более противоречивым взглядом;

    «светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл, и ум, — но в то же время мелькало как будто и безумие». Раскольников обратил внимание на пьяненького маленького человечка, выслушал в итоге исповедь Мармеладова, который рассказал о себе, о своей семье. Слушая Семена Захаровича, Родион еще раз понимает, что его теория верна. Студент сам во время этой встречи находится в каком-то странном состоянии: он решился на убийство старухи-процентщицы, движимый «наполеоновской» теорией о сверхлюдях.

    Вначале студент видит обычного пьяницу-завсегдатая распивочных. Однако, слушая исповедь Мармеладова, Родион испытывает любопытство к его судьбе, затем проникается сочувствием, причем не только к собеседнику, но и к членам его семьи. И это в том лихорадочном состоянии, когда студент сам сосредоточен только на одном: «быть либо не быть».

    Позже судьба сводит героя романа с Катериной Ивановной, Соней. Раскольников помогает несчастной вдове с поминками. Соня же своей любовью помогает Родиону раскаяться, понять, что не все потеряно, что можно еще познать и любовь, и счастье.

    Катерина Ивановна

    Женщина средних лет, ей около 30-ти. У нее трое малолетних детей от первого брака. Однако на ее долю выпало уже достаточно страданий и горя, испытаний. Но Катерина Ивановна не утратила гордости.

    Она умна и образованна. В молодости девушкой она увлеклась пехотным офицером, влюбилась в него, убежала из дома, чтобы выйти замуж. Однако муж оказался игроком, в итоге проигрался, его судили и вскоре он умер.

    Так Катерина Ивановна осталась одна с тремя детьми на руках. Ей отказались помогать родственники, доходов у нее не было. Вдова с детьми оказались в полной нищете.

    Однако женщина не сломалась, не сдалась, смогла сохранить свой внутренний стержень, свои принципы. Достоевский так характеризует Катерину Ивановну словами Сони:

    она «… справедливости ищет, она чистая, она так верит, что во всем справедливость должна быть, и требует… И хоть мучайте ее, а она несправедливого не делает. Она сама не замечает, как это все нельзя, чтобы справедливо было в людях, и раздражается… Как ребенок, как ребенок!».

    В крайне бедственном положении вдова встречает Мармеладова, выходит за него замуж, неустанно хлопочет по дому, ухаживая за всеми. Такая тяжелая жизнь подрывает ее здоровье — она заболевает чахоткой и в день похорон Семена Захаровича сама умирает от туберкулеза.

    Осиротевших детей отправляют в детский дом.

    Дети Катерины Ивановны

    Мастерство писателя проявилось высочайшим образом в описании детей Катерины Ивановны — так трогательно, подробно, реалистично он описывает этих вечно голодных детей, обреченных жить в нищете.

    “…Самая маленькая девочка, лет шести, спала на полу, как-то сидя, скорчившись и уткнув голову в диван. Мальчик, годом старше ее, весь дрожал в углу и плакал. Его, вероятно, только что прибили. Старшая девочка, лет девяти, высокенькая и тоненькая как спичка, в одной худенькой и разодранной всюду рубашке и в накинутом на голые плечи ветхом драдедамовомбурнусике, сшитом ей, вероятно, два года назад, потому что он не доходил теперь и до колен, стояла в углу подле маленького брата, обхватив его шею своею длинною, высохшею как спичка рукой. Она… следила за матерью своими большими-большими темными глазами, которые казались еще больше на ее исхудавшем и испуганном личике…” — это трогает до глубины души. Кто знает — возможно то, что они в итоге попадают в детский дом, более лучших выход, чем остаться на улице и попрошайничать.

    Соня Мармеладова

    Родная дочь Семена Захаровича, 18-ти лет. Когда ее отец женился на Катерине Ивановне, ей было только четырнадцать. Соне в романе отведена значительная роль — девушка оказала на главного героя огромное влияние, стала для Раскольникова спасением и любовью.

    Характеристика

    Соня не получила достойного образования, однако она умна, честна. Ее искренность и отзывчивость стали для Родиона примером и пробудили в нем совесть, раскаяние, а затем — любовь и веру.

    Девушка немало настрадалась в своей столь недолгой жизни, натерпелась от мачехи, но зла не затаила, не обиделась. Несмотря на малообразованность, Соня совсем не глупенькая, она читает, она умница.

    Во всех испытаниях, выпавших на ее долю за столь короткую пока жизнь, она сумела не потерять себя, сохранила внутреннюю чистоту души, собственное достоинство.

    Девушка оказалась способна на полное самопожертвование ради блага ближних; она наделена даром чувствовать чужое страдание как свое. И тогда она менее всего думает о себе, но исключительно о том, как и чем она может помочь тому, кому очень плохо, кто страдает и нуждается еще более, чем она сама.

    Соня и ее родные

    Судьба словно испытывала девушку на прочность: сначала она стала работать швеей, чтобы помогать своему отцу, мачехе и ее детям. Хотя в то время было принято, что семью должен содержать мужчина, глава семьи, однако Мармеладов оказался абсолютно к этому неспособен. Мачеха болела, ее детки были совсем маленькие. Доход швеи оказался недостаточен.

    И девушка, движимая жалостью, состраданием и желанием помочь, идет на панель, получает «желтый билет», становится «блудницей». Она сильно страдает от осознания своего внешнего такого падения.

    Но ни разу Соня не упрекнула пьяницу-отца или больную мачеху, которые отлично знали, кем теперь работает девушка, но сами ей помочь оказались неспособны.

    Соня отдает свой заработок отцу и мачехе, прекрасно понимая, что отец эти деньги пропьет, зато мачеха сможет хоть как-то накормить малых своих деток.

    Для девушки очень много значила

    «мысль о грехе и они, те… бедные дети-сироты и эта жалкая полусумасшедшая Катерина Ивановна со своею чахоткой, со стуканьем об стену головою». Это удержало Соню от желания покончить с собой из-за столь позорного и бесчестного занятия, которым она оказалась вынуждена заниматься. Девушка сумела сохранить свою внутреннюю нравственную чистоту, сохранить свою душу. А ведь далеко не каждый человек способен сохранить себя, остаться человеком, проходя через все испытания по жизни.

    Любовь Сони

    Писатель не случайно уделяет столь пристальное внимание Соне Мармеладовой — в судьбе главного героя девушка стала его спасением, причем не столько физическим, сколько нравственным, моральным, духовным. Став падшей женщиной, чтобы суметь спасти хотя бы детей своей мачехи, Соня спасла Раскольникова от падения духовного, что еще страшнее, чем падение физическое.

    Сонечка, искренне и слепо верующая всем сердцем в Бога, не рассуждая и не мудрствуя, оказалась одна способна пробудить в Родионе человечность, если не веру, но совесть, раскаяние в содеянном. Она просто спасает душу бедного студента, заблудившегося в философских рассуждениях о сверхчеловеке.

    В романе четко видно противопоставление смирения Сони бунтарству Раскольникова. И не Порфирий Петрович, а именно эта бедная девушка оказалась способна направить студента на путь истинный, помогла осознать ошибочность его теории и тяжесть содеянного преступления. Она подсказала выход — покаяние. Именно ее послушался Раскольников, признавшись в убийстве.

    После суда над Родионом девушка последовала за ним на каторгу, где стала работать модисткой. За доброе сердце, за способность сострадать другим людям ее любили все, особенно заключенные.

    Духовное возрождение Раскольникова стало возможным только благодаря самоотверженной любви бедной девушки.

    Терпеливо, с надеждой и верой Сонечка выхаживает Родиона, больного не столько физически, сколько духовно и душевно. И ей удается пробудить в нем осознание добра и зла, пробудить человечность.

    Раскольников, если пока и не принял умом веру Сони, сердцем своим принял ее убеждения, поверил ей, в итоге он девушку полюбил.

    В заключении следует отметить, что писатель в романе отразил даже не столько социальные проблемы общества, сколько в большей степени психологические, нравственные, духовные. Весь ужас трагедии семьи Мармеладовых в типичности их судеб.

    Светлым лучом здесь стала Соня, сумевшая сохранить в себе человека, достоинство, честность и порядочность, чистоту души, несмотря на все выпавшие ей испытания. И сегодня все проблемы, показанные в романе, не утратили своей актуальности.

    Ссылка на основную публикацию