Анализ стихотворения Е. Баратынского «Муза»

Интересным фактом является то, что поэт по имени Евгений Баратынский, был одним из известных современных поэтов времен Александра Сергеевича Пушкина. И именно эти два  великих поэта дружили между собой и поддерживали достаточно тесные и хорошие отношение.

Именно в те времена многие поэты имели в своем характере такую черту, как преподнесение своего таланта как божественного начала. Божественным началом считался тот факт, что человек умеет действительно красиво составлять рифмы, важивать в свое творение какой-то тайный смысл и посвящать его высоким чувством и силам.

Олицетворением стихов Баратынского является так называемая муза, музой была богиня, которая вдохновляла его на такие потрясающие строки.

Поэты, которые творили в девятнадцатом столетии, довольно-таки часто обращались свои мысли и рифмы к Музам, именно этих божественных существ и пытались наделить некоторыми человеческими чертами.

Неудивительно, что даже Пушкин выбирал в качестве своих Муз лиц женского пола, именно им было посвящено немало стихов. Что касается Евгения Баратынского, то в этой ситуации он не стал исключением, уже в 1829 году он решился на написании произведения, где будет создан образ Музы.

Входе размышлений, он пришел к выводу, что образ капризной дамы, не вызовет какого-либо восхищение у читателя.

Его стихотворение под названием «Муза» не было посвящено какой-то конкретной особе женского пола, скорее были описаны душевные терзания, которые бушевали в его душе, Именно поэтому стихотворение было переполнено светлыми моментами и радостными нотками.

Интересным поворотом стихотворения стал тот факт, что Муза не была удивительной красавицей, даже наоборот ее внешний облик не привлекал. Именно в этих строках поэт отдает себе полный отчет в том что, ее внешность для него не является чьим-то привлекательным и неземным.

Удивительным стал тот факт, что его избранница не было чьим-то неземным, Муза не могла преподнести себя правильно в высшем обществе и не имела каких-либо дорогих нарядов, чтобы выглядеть королевой.

Помимо этого Муза была лишена и талантов, Бог не одарила ее чем-то особенным, это было всё просто и безыскусно, именно эти черты  вызывали у окружающих людей равнодушие и даже разочарование.

Вместе с тем поэт в своем стихотворении дает полное описание Музы, именно это описание становится чем-то новым и интересным, ни один поэт до этого не решался открыть свою Музу именно в таком свете.

По плану

Анализ стихотворения Е. Баратынского «Муза»

  • Гумилев
    Николай Гумилев является одним из наилучших поэтов так называемого «серебряного века». Поэт является учеником Иннокентия Анненского. За свою жизнь Николай собрал 6 литературных сборников.
  • Анализ стихотворения Бродского Письма римскому другу
    Творчество Иосифа Александровича Бродского, постоянно вызывало множество споров, среди литературного общества. Многие, считают его труды безнравственными, грубыми и очень трудными для восприятия.
  • Анализ стихотворения Пушкина Пущину 6 класс
    Знаменитое стихотворение «И. И. Пущину» великого русского поэта Пушкина Александра Сергеевича было написано во время пребывания поэта в ссылке в селе Михайловское. Первое, с чего нужно начать анализ, так это указать,
  • Анализ стихотворения Державина Властителям и судиям 7, 9 класс
    Любая творческая личность абсолютно, всегда старается добиться намеченных высот, заполучить уважение и любовь других людей и так далее. В общем, такие люди в любое время своей жизни стараются быть в центре событий.
  • Анализ стихотворения Блока Ночь на новый год
    Стихи Блока всегда отличались своей исключительностью. К примеру, можно привести стихотворение « Ночь на новый год », написанное в 1901 году. Произведение отличается своей, довольно простой структурой, строчки читаются легко и просто,

«Муза» – анализ стихотворения Е.А. Баратынского

История создания

Стихотворение «Муза» Баратынский написал в 1829 году. К этому периоду он был уже достаточно зрелым и известным автором, он опубликовал три поэмы и сборник стихотворений.

В это время он задумался о том, что собой представляет творчество, какие именно процессы происходят в голове творца, когда он работает над созданием поэтического текста. Именно эта тема нашла свое отражение в произведении.

Поэт верит в то, что его стихи, как и у всех, создаются в божественном порядке, но муза, которая вдохновляет его, особая.

Для большинства современников Баратынского музой становилась любимая женщина, поэтому богиня — покровительница искусства в их творчестве приобретала вполне земные черты. Евгений Абрамович отказался от такого сопоставления и принижения божественного образа.

Для него она остается богиней, не имеет ничего общего с возлюбленной, матерью, женой, дочерью. Это небожительница, которая управляет судьбами и помогает поэтам обрести вдохновение. Несмотря на это, некоторые черты супруги Баратынского, Анастасии, в образе музы все же просматриваются.

Известно, что это была очень умная и образованная женщина с отличным вкусом.

Напечатан поэтический текст был в журнале «Современник» в 1835 году, спустя 6 лет после написания.

Тема и основная мысль

При проведении анализа необходимо действовать последовательно, по плану. Сначала следует рассмотреть тематику и основную мысль произведения, его жанр и композицию, основные изобразительно-выразительные средства, которые автор использует для лирического монолога. Это поможет разобраться в том, что хотел донести до читателей поэт.

Основная тема, которую затрагивает Баратынский в произведении, — кто такая муза, божество, дарующее вдохновение, чем она примечательна, какие черты можно отметить в ее образе. Он полагает, что она божественна, не имеет ничего общего с обычными земными женщинами.

Он сознательно рисует образ, лишенный привлекательности, его божество «красавицей не назовут». Но главная ее ценность — не внешнее великолепие.

Она обладает уникальной способностью наделять творческих людей умением создавать произведения искусства, которым суждено навсегда остаться в сердцах поклонников.

Основных героев в поэтическом тексте три. Это сам лирический герой, который пытается осмыслить образ, сама дарительница вдохновения, а также толпа юношей, показанная несколькими представителями, которые оказались слепы к невзрачности образа.

Главная идея, которую поэт хочет донести до своих читателей, заключается в том, что творчество — процесс сложный, не имеющий ничего общего с теми благами, которые дарует общество. Поэт часто оказывается непонятым светом из-за того, что его муза для остальных непримечательна и неинтересна.

С первых строк рисуется образ музы, которая не входит в классические каноны красоты. Она не способна влюблять в себя толпы юношей, не отличается кокетством, не ведет светские разговоры. Но всего этого лирический персонаж от нее и не ждет, она ценна для него тем, что помогает в написании произведений. Особенности образа у Баратынского:

  • Ее лицо выделяется из толпы.
  • Речи ее просты и спокойны.
  • Даже светское общество не сможет осудить ее.

Таким образом, поэт заявляет, что о самых сложных вещах нужно писать в понятной для читателя манере, тогда стихи смогут повлиять на общество и заставить людей задуматься о вечных вопросах.

Композиционно-жанровое своеобразие

Поэтический текст представляет собой монолог лирического героя, в котором невозможно выделить структурные части. Мысли его плавно текут, описывая дарующую вдохновение богиню. Постепенно, строка за строкой ее образ становится все более ярким и понятным, проявляются те черты, которые наиболее значимы для поэта. Особенности текста:

  • Отсутствует деление на строфы.
  • Жанр стихотворения — элегия. Автор размышляет о проблемах творчества и делится с читателем своими мыслями.
  • Размер стиха — пятистопный ямб.
  • Рифмовка двух видов — перекрестная и параллельная.
  • Присутствуют мужские и женские рифмы.

Баратынский был современником Пушкина, поэтому нет ничего удивительного в том, что он сравнивал себя с великим поэтом, возможно, что даже невольно.

В стихотворении негласный, невыраженный образ Александра Сергеевича присутствует.

Баратынский понимает, что добиться таких же высот в поэзии ему не суждено, но готов смириться с этим фактом и достойно занимать ту стезю, которую подготовила для него муза.

Использованные тропы

Баратынский использует простую лексику, понятную каждому читателю. Система изобразительно-выразительных средств достаточно бедна. Примеры тропов:

  • Эпитеты: спокойная простота, небрежная хвала, блестящий разговор.
  • Метафоры: не ослеплен я музою своею, игра глаз.

Стихотворение можно назвать программным. Евгений Абрамович, будучи уверенным, что писать нужно емко и кратко, сознательно отказался от сложных развернутых сравнений, антитез, аллегоричности. Его Муза проста, не отличается изысканной красотой, поэтому для ее описания используются самые простые слова, лишенные литературных украшений.

Для того чтобы понимать особенности поэтического образа, следует провести кратко сравнительно-сопоставительный анализ с текстами других поэтов и писателей.

Информация представлена в таблице.

Автор Название стихотворения/рассказа Важнейшие характеристики
Александр Блок К Музе Она страшна, способна заставлять ангелов грешить, рождает страшные образы, лишает поэта покоя. Дар творить — тяжелая ноша, почти проклятие.
Иван Бунин Муза Это реальная женщина, с которой повествователя связывают любовные отношения.
Александр Пушкин Муза Для великого поэта, настоящего баловня музы, она представляется легкой в общении, положительной девой, наполняющей сердце «святым очарованием»
Марина Цветаева Муза Она далекая, малопонятная, непредсказуемая, порой жестокая, но иногда готовая щедро одарить.

У каждого поэта своя муза, именно поэтому образ столь значим в русской литературе.

Значение в творческой эволюции

Перу Баратынского принадлежит большое количество стихов: «Признание», «Скульптор», «Поцелуй», «Последний поэт», «Безнадежность».

Но именно «Муза» является программным, в нем поэт заявляет о том, как именно он понимает вдохновение, видит свое место как творца.

Читайте также:  ОГЭ: аргументы к сочинению 15.3 «Что такое выбор?»

Важно для понимания творчества и стихотворение «Разуверение», анализ которого в сопоставлении с рассматриваемым текстом покажет перемены настроения.

«Разуверение» было написано в ранний период творчества, в 1821 году. По жанру это элегия, в которой поэт описывает свои чувства к Варваре Кучиной.

Реальная земная женщина рисуется им в ярких красках, она прекрасна, в отличие от музы, которая скромна и проста. Именно говоря о Варваре, Баратынский использует фразу, позднее ставшую крылатой «Не искушай меня без нужды».

Его земная возлюбленная совсем непохожа на ту богиню, которая дарит вдохновение.

Таковы особенности музы Евгения Абрамовича Баратынского. Она не отличается прекрасным внешним видом, не изыскана, не украсит собой светское общество. Но именно такая простая муза и важна для поэта.

«Муза» анализ стихотворения Баратынского по плану кратко – рифма, идея, жанр – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Е. Баратынский, как и другие служители пера его эпохи, пытался показать божественное начало поэтического творчества. Его мысли воплотились в строках «Музы». Это стихотворение изучают в 7 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Муза» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Муза.

История создания – произведение появилось в 1829 г., впервые его напечатали в 1835 г. на страницах «Современника».

Тема стихотворения – муза, вдохновляющая своей простотой.

Композиция – Стихотворение являет собой монолог-описание музы. По смыслу его невозможно разделить на части, ведь строки произведения постепенно раскрывают главное качество музы – ее величавую простоту.

  • Жанр – элегия.
  • Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ и параллельная ААВВ.
  • Метафоры – «не ослеплен я музою своею», «влюбленною толпой не побегут», «игра глаз», «поражен бывает мельком свет».
  • Эпитеты – «блестящий разговор», «спокойная простота», «едкое осужденье», «небрежная хвала».

История создания

Анализируемое произведение Е. Баратынский написал в 1829 г. К этому времени поэт уже успел опубликовать три поэмы и выпустить поэтический сборник.

Творческие достижения подтолкнули его к размышлениям над сущностью поэтического творчества. В эпоху Баратынского в русской литературе появилось множество стихотворений, посвященных музе.

Евгений Абрамович тоже верил в божественное начало поэзии, однако его муза отличается от «вдохновительниц» других поэтов.

Поэты-современники Баратынского создавали образы богинь искусства под впечатлением от красоты любимых женщин. Исследователи творчества Евгения Абрамовича утверждают, что его муза – прообраз душевных порывов, а не женщины. Хотя можно провести параллель между музой и женой поэта. Известно, что его супруга Анастасия не отличалась красотой, но обладала незаурядным умом и хорошим вкусом.

Стихотворение впервые увидело мир лишь спустя 6 лет после написания. В 1835 г. его напечатали в «Современнике».

Тема

В стихотворении поэт раскрыл тему музы, дарующей вдохновение. В контексте нее развивается мотив божественного начала поэтического искусства. Главная тема определила систему образов произведения: лирический герой, муза и общество (свет). Последнее является второстепенным героем.

Уже в первых стихах лирический герой заявляет, что его муза совсем не красавица. Она не влюбляет в себя юношей, не кокетничает и не поражает филигранными речами. Однако, видно, что герой любит свою вдохновительницу. Что же его привлекает?

Дело в том, что его муза «мельком» поражает выражением лица, которое выделяется из ряда других выражений. Прелести ее речам придает простота и спокойствие. Эти качества заслуживают похвалу общества. Лирический герой уверен, что его музу не осудят.

В произведении Е. Баратынский реализовал идею о том, что суть поэтического творчества в простоте и мыслях, которые заставляют читателя задуматься над вечными вопросами.

Композиция

Стихотворение являет собой монолог лирического героя. По смыслу его невозможно разделить на части, ведь строки произведения постепенно раскрывают главное качество Музы – ее величавую простоту. На строфы текст также не делится.

Жанр

Жанр стихотворения – элегия, так как автор размышляет над вечной проблемой. Стихотворный размер – пятистопный ямб. Строки объединены перекрестной АВАВ и параллельной ААВВ рифмовкой. В стихотворении есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Для того чтобы раскрыть тему и создать образ музы. В тексте есть метафоры – «не ослеплен я музою своею», «влюбленною толпой не побегут», «игра глаз», «поражен бывает мельком свет»; эпитеты – «блестящий разговор», «спокойная простота», «едкое осужденье», «небрежная хвала».

ПредыдущаяСледующая

Евгений Баратынский

Не ослеплен я музою моею:
Красавицей ее не назовут,
И юноши, узрев ее, за нею
Влюбленною толпой не побегут.
Приманивать изысканным убором,
Игрою глаз, блестящим разговором
Ни склонности у ней, ни дара нет;
Но поражен бывает мельком свет
Ее лица необщим выраженьем,
Ее речей спокойной простотой;
И он, скорей чем едким осужденьем,

Ее почтит небрежной похвалой.

Анализ стихотворения «Муза» Баратынского

Произведение Евгения Баратынского, написанное в 1829 году, посвящено музе — но не конкретной девушке или образу, как у многих поэтов всех времен и народов. Автор олицетворяет вовсе не женщину или собственные чувства к ней, а свои душевные порывы в целом.

Именно они в общей сложности представляются музой. Хотя можно провести некую параллель между произведением и женой поэта, Анастасией Баратынской — женщиной, отличавшейся не внешностью, а незаурядным умом и хорошим вкусом.

Благодаря этому сочетанию стих можно отнести к жанру элегия.

В стихотворении Евгений Абрамович раскрывает мотив божественного начала любого творчества — а именно музы. Уже в первых строках лирический герой заявляет, что его муза совсем не красавица, за которой бегали бы толпы влюбленных юношей.

Она не опускается до откровенного кокетства, игры глазами, и не поражает общество своими речами.

Удивительно то, что его избранница не была чем-то неземным, не могла преподнести себя правильно, чтобы ее восприняли в высшем свете, и не имела каких-либо дорогих нарядов, чтобы выглядеть достойной в глазах других — ей это попросту не нужно. Ведь герой любит свою вдохновительницу — и поясняет далее, за что.

Несмотря на то, что муза лишена выделяющихся талантов, не одарена чем-то особенным, ведет себя просто и безыскусно, что вызывает у окружающих людей равнодушие, а иногда и разочарование — несмотря на все это, она в своей открытости дает свету нечто новое, непривычное.

Дело в том, что его вдохновительница мельком поражает выражением лица, которое выделяется из ряда других, привычных людям выражений. Прелесть ее речи — в спокойствии и простоте, которое иногда вызывает у людей желание съязвить.

Но все же, эти качества заслуживают похвалу общества — возможно, небрежную, сказанную вскользь, но все же похвалу.

Стихотворение написано пятистопным ямбом. Стопа двусложная, с ударением на втором слоге. Рифма параллельная и перекрестная, чередуется мужская и женская рифмовка.

Большое внимание уделено метафорам — «не ослеплен я музою своею», «влюбленною толпой не побегут», «игра глаз», «поражен мельком свет».

Немалое место уделено и эпитетам — «блестящий разговор» ,»влюбленная толпа», «едкое осуждение», «спокойная простота», «небрежная хвала».

Автор подчеркивает основную тему — скромность, которой часто недоставало девушкам и женщинам, современницам поэта. Ведь и это качество, как и блестящая красота, способно тронуть души людей.

Читать стих поэта Евгений Баратынский — Муза на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

«Муза», анализ стихотворения Баратынского

Стихотворение было написано в 1829 году и под названием «Муза» впервые опубликовано в альманахе «Северные цветы на 1830 год».

Но когда пять лет спустя Баратынский издавал собрание своих стихотворений и поэм (Стихотворения Евгения Баратынского. М., 1835. Ч. 1: Стихотворения. Ч.

2: Поэмы), он напечатал данное стихотворение без названия и изменил в нём три последние строки, которые в «Северных цветах» звучали так:

… Достоинством обдуманных речей;С ней, может быть, скучает обхожденьем,

Но с похвалой относится о ней.

Во второй редакции эти строки стали и проще, и понятней, и точнее:

… Её речей спокойной простотой;И он скорей, чем едким осужденьем,

Её почтит небрежной похвалой.

Композиция, образы, тропы

Если не считать точных, незаезженных эпитетов, всегда отличающих поэзию Баратынского, то единственным тропом данного стихотворения следует признать, наоборот, вполне традиционную и даже банальную метафору (олицетворение): женский образ – Муза – олицетворяет творчество поэта, вдохновляет его на творчество и т. д.

Однако именно этот центральный образ у Баратынского как раз и является не только нетрадиционным, но и полемически направленным по отношению к подобным образам муз современных и предшествовавших ему поэтов-романтиков.

И вся композиция этого небольшого, но ёмкого стихотворения, состоящего из трёх строф-катренов, составлена таким образом, чтобы последовательно и художественно убедительно развить это противопоставление музы Баратынского музам его предшественников.

В первой строфе с первой же строки оказывается, что, в отличие от поэтов-предшественников, всецело поглощённых неизбывной прелестью своих мифических подруг, лирический герой «Музы» нисколько ею «не ослеплён».

Более того, поставив в конце первой строки объяснительное двоеточие, он не только ясно излагает то невыгодное впечатление, которое должна произвести его муза на читательскую «толпу», но и прямо соглашается с этим первоначальным читательским мнением:

Читайте также:  Природа любви в русской литературе на примере повести а.и. куприна «гранатовый браслет»

Не ослеплён я музою моею: Красавицей её не назовут, И юноши, узрев её, за нею

Влюблённою толпой не побегут.

Но неужто всё так плохо с поэтическим творчеством Баратынского? Неужто нет в нём ничего примечательного и, стало быть, замечательного? Центральная, вторая строфа даёт неожиданный ответ на эти естественно возникающие вопросы.

Оказывается, муза Баратынского не «приманивает», она не кокетка. И при этом, отнюдь не будучи и «красавицей» (т. е.

, видимо, не соответствуя стандартам красоты, принятым в её эпоху), она, как выясняется в последнем стихе этой второй строфы, неожиданно, «мельком», «поражает свет»:

Приманивать изысканным убором, Игрою глаз, блестящим разговором Ни склонности у ней, ни дара нет;

Но поражён бывает мельком свет…

Чем же? Тем, что лишь с недавних пор стало более всего цениться сперва в поэзии и лишь потом, под влиянием поэзии (и прежде всего поэзии самого Баратынского) и в женщинах.

Первая строка последней, третьей строфы, быстро ставшая и ныне остающаяся знаменитой («крылатой»), даёт неожиданный ответ на этот вопрос, который тут же подкрепляется психологически убедительной (особенно во второй редакции) характеристикой не только женщины, но и поэзии этого типа, и её взаимоотношениями с вдумчивым ценителем / читателем, которого она вот чем способна покорить:

Её лица необщим выраженьем, Её речей спокойной простотой; И он, скорей чем едким осужденьем,

Её почтит небрежной похвалой.

Тема, жанр и литературное направление

Тема данного стихотворения – лирическая исповедь поэта, его рассказ о его необычной, ни на кого не похожей Музе. Соответственно стихотворение принадлежит к такому жанру (виду) лирики, как стихи о поэте и поэзии.

Этот жанр является столь же древним, как сама лирика, и особенно он был популярен в европейской лирике эпохи Баратынского – эпохи позднего, исполненного саморефлексии, романтизма.

Но что же можно сказать о поэте, заведомо согласном на то, чтобы его Музу не считали красавицей, приманивающей публику «игрою глаз» или «блестящим разговором», однако отличали по «необщему» выражению её лица? Что сказать о художнике, способном выразить эту мысль, создав удивительный портрет удивительной женщины, и нитями тонкой иронии увязать этот портрет с традиционным образом Музы (точнее – противопоставив его традиционному образу Музы)? Очевидно, сказать можно только то, что такой художник перешагнул тупиковую грань «романтической иронии» и движется на всех парах к психологическому реализму как новому художественному методу, который именно на рубеже 20-х и 30-х годов ХІХ века зарождается не только в прозе, но и в поэзии.

Метр, ритм, особенности рифмовки

Пятистопный ямб с чередованием женской и мужской рифм создаёт ритм неспешной, раздумчивой беседы. Стихотворение состоит из трёх четверостиший (катренов). Первый и третий катрены написаны чередующимися рифмами, однако последовательная рифмовка второго катрена

(убором – разговором, нет – свет) создаёт в этой центральной строфе напряжение, которое должно разрешиться «катарсисом» в последней строфе.

Влияние на современников и потомков

Данное стихотворение живёт в сознании многих поколений читателей не только само по себе, но и во множестве цитат, скрытых и открытых. В важных случаях множество поэтов, от Пушкина до Бродского, обращались к знаменитому образу Музы Баратынского и тому главному, чем она отличалась, а именно «лица необщим выраженьем».

Всё началось с восьмой главы «Евгения Онегина», для которой «Муза» Баратынского стала чем-то вроде своеобразной лирической программы. Прочитав свежее, только что опубликованное стихотворение друга-поэта, Пушкин знаменитой Болдинской осенью 1830 года по сути деметафоризирует Музу Баратынского.

Её обратное превращение в светскую даму, которая, однако, игнорирует правила светского кокетства и, несмотря на это, не отличаясь даже особо приметной красотой, сразу обращает на себя внимание подлинных ценителей – это и есть суть пушкинской Татьяны, вышедшей замуж и заметно повзрослевшей.

А вот Иосиф Бродский, который полтора века спустя прямо назвал свою Нобелевскую лекцию цитатой из стихотворения Баратынского – «Лица необщим выраженьем», наоборот, полностью отождествил «необщее» выражение лица с творческой сутью не только поэта, но и любого человека, стремящегося к духовной свободе: «Великий Баратынский, говоря о своей Музе, охарактеризовал её как обладающую “лица необщим выраженьем”. В приобретении этого необщего выражения и состоит, видимо, смысл индивидуального существования, ибо к необщности этой мы подготовлены уже как бы генетически. Независимо от того, является человек писателем или читателем, задача его состоит в том, чтобы прожить свою собственную, а не навязанную или предписанную извне, даже самым благородным образом выглядящую жизнь, ибо она у каждого из нас только одна, и мы хорошо знаем, чем всё это кончается. Было бы досадно израсходовать этот единственный шанс на повторение чужой внешности, чужого опыта, на тавтологию – тем более, что глашатаи исторической необходимости, по чьему наущению человек на тавтологию эту готов согласиться, в гроб с ним вместе не лягут и спасибо не скажут».

По писателю: Баратынский Евгений Абрамович

«Муза» Е. Баратынский

  • Не ослеплен я музою моею:
    Красавицей ее не назовут,
    И юноши, узрев ее, за нею
    Влюбленною толпой не побегут.
    Приманивать изысканным убором,
    Игрою глаз, блестящим разговором
    Ни склонности у ней, ни дара нет;
    Но поражен бывает мельком свет
    Ее лица необщим выраженьем,
    Ее речей спокойной простотой;
    И он, скорей чем едким осужденьем,
  • Ее почтит небрежной похвалой.

Дата создания: 1829 г.

Анализ стихотворения Баратынского «Муза»

Поэт Евгений Баратынский был современником Пушкина и поддерживал с ним дружеские отношения. В то время среди литераторов было принято рассматривать свои таланты сквозь призму божественного начала.

Это означает, умение красиво рифмовать слова и привносить в стихи тайный смысл поэты приписывали не себе, а высшей силе.

Ее олицетворением чаще всего являлась Муза – богиня вдохновения, которая и вкладывала в уста поэта нужные слова.

В своем творчестве литераторы 19 века нередко обращались к ней и пытались наделить Музу человеческими чертами характера. Поэтому неслучайно, что тот же Пушкин в качестве вдохновительниц своего творчества выбирал обычных женщин, восторгаясь ими и посвящая возлюбленным стихи.

Евгений Баратынский не был в этом отношении исключением, однако в 1829 году он попытался все же воссоздать образ своей вдохновительницы и пришел к выводу, что у посторонних эта капризная особа вряд ли вызовет восхищение.

Его стихотворение «Муза» посвящено не конкретной женщине, а тем душевным порывам и чувствам, которые заставляли поэта браться за перо и создавать стихи, наполненные светом, радостью и высшим смыслом.

Муза Баратынского лишена внешней привлекательности, и поэт признается: «Не ослеплен я музою моей». Он отдает себе отчет, что внешняя привлекательность не является для него источником вдохновения, о чем нередко заявляют другие поэты. Та, что подпитывает талант автора, не может претендовать на звание прекрасной женщины, поэтому «юноши, узрев ее, за нею влюбленною толпой не побегут».

Вдохновительница Баратынского также лишена природной грации и умения преподать себя в выгодном свете, на ней не увидишь модных шляпок и платьев, она не умеет приманивать в себе окружающих «игрою глаз, блестящим разговором».

Поэт отмечает, что его муза лишена каких-либо талантов и дарований, она проста и безыскусна, что должно вызывать у посторонних людей если и не равнодушие, то некое разочарование.

В то же время поэт отмечает, что «поражен бывает мельком свет ее лица необщим выраженьем, ее речей спокойной простотой». Это – объективная оценка не только мифической музы, но и собственного творчества, которую дает Баратынский.

Он понимает, что по мастерству и таланту не может сравниться с тем же Пушкиным, поэтому не ищет для себя громкой славы и не стремиться стать модным поэтом.

Максимум, на что он рассчитывает, так это на то, что читатель почтит его стихи «небрежной похвалой».

«Муза». Анализ стихотворения Баратынского

Муза
Не ослеплен я музою моею:
Красавицей ее не назовут,
И юноши, узрев ее, за нею
Влюбленною толпой не побегут.
Приманивать изысканным убором,
Игрою глаз, блестящим разговором
Ни склонности у ней, ни дара нет;
Но поражен бывает мельком свет
Ее лица необщим выраженьем,
Ее речей спокойной простотой;
И он, скорей чем едким осужденьем,
Ее почтит небрежной похвалой.

1829 г.

Как известно из Толкового словаря русского языка, муза — это: 1) в греческой мифологии богиня — покровительница искусств и наук. Девять муз (дочери Зевса, покровительствовавшие наукам, искусствам) и 2) переносное значение. Источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество (книжн.). (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995. С.

361.)

Именно благодаря первому значению образ Музы поэта так легко поддается олицетворению. А теперь обратимся к программному стихотворению Баратынского, где он размышляет об особенностях своей Музы.

Что же необычного он в ней находит? Поэт не собирается покорять мир своими стихами, ему чуждо то сознание собственного высокого предназначения, которое читается в пушкинском «Пророке» или «Памятнике».

«Свет», если и бывает «поражён» Музой Баратынского, то лишь «мельком», как бы между делом, и благосклонно, хотя и несколько снисходительно, дарит её «небрежной похвалой».

Читайте также:  Краткое содержание «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, главы 6, 7, 8, 9, 10

Поэт не желает «приманивать» читателя «блестящим разговором» — теми красивостями изящного слога, которые были так дороги продолжателям романтической традиции (не только слабые поэты, но и, скажем, молодой Лермонтов, начинавший писать в те же годы, с трудом избавлялся от элементов «цветистого» стиля).

Главное для Баратынского — «спокойная простота речей», правда чувства, точность поэтической мысли. Эти качества и придают «необщее выраженье» облику его Музы.

Муза поэта предстаёт перед нами не столько символическим образом, сколько живой женщиной, и задаче её олицетворения подчинена вся образная система.

Начало стихотворения построено как поток отрицаний, вводимых с первой же строчки: «Не ослеплён я Музою моею…».

Баратынскому важно сразу же предупредить читателя о том, чего тот не найдёт в его стихах, чтобы затем высказать заветную мысль об «особости», своеобразии присущего ему поэтического дара. Та «простота», что декларируется поэтом, действительно пронизывает всю стихотворную структуру.

Замечательная точность и чеканность формулировок, лаконизм выражения (стихотворение содержит в себе одно предложение, т.е., по существу, одну мысль!) не могут не восхитить читателя.

Конечно же, по отношению к этому стихотворению недостаточно одной лишь «небрежной похвалы» (кстати, в приведённых словах чувствуется умело скрытая авторская ирония).

Пятистопный ямб, к тому времени только начинавший входить в русскую поэзию (он был заимствован из английского стихосложения), легко ложится на слух, придавая стихотворению редкое изящество. Нестандартно также строфическое построение текста: во втором четверостишии перекрёстная рифмовка заменяется парной.

Существенно, что Баратынский не вступает в диалог со своей Музой (как это делает, например, Ахматова — см.

её стихотворение на аналогичную тему), а даёт достаточно отстранённое описание «со стороны», что придает его творческой самохарактеристике весомость объективности.

Способность взглянуть со стороны на самого себя видна на его весьма выразительном портрете (литография неизвестного художника, сделанная в 1828 году).

Цитатой из этого стихотворения — «Лица необщим выраженьем» — И.А. Бродский озаглавил свою Нобелевскую лекцию. Известно, что Баратынский был его любимым поэтом; больше того, именно он определил окончательный жизненный выбор будущего нобелевского лауреата. Отвечая на вопрос Евгения Рейна: «А что тебя подтолкнуло к стихам?», Бродский ответил:

«Году в пятьдесят девятом… в Якутске, я помню, гуляя по этому страшному городу, зашёл в книжный магазин и в нём я надыбал Баратынского — издание «Библиотеки поэта».

Читать мне было нечего, и когда я нашёл эту книжку и прочёл её, тут-то я всё понял, чем надо заниматься. По крайней мере я очень завёлся, так что Евгений Абрамыч как бы во всём виноват». (Рейн Е., Бродский И.

Человек в пейзаже // Арион. 1996. № 3. С. 41.)

Чем же Баратынский так поразил девятнадцатилетнего Бродского? Наверное, интеллектуальной глубиной, неожиданной и трезвой философичностью поэтического мышления. Мало кто из русских поэтов в 1835 году мог написать:

Век шествует путем своим железным,В сердцах корысть, и общая мечтаЧас от часу насущным и полезнымОтчетливей, бесстыдней занята.Исчезнули при свете просвещеньяПоэзии ребяческие сны,И не о ней хлопочут поколенья,

Промышленным заботам преданы.

Анализ стихотворения Е. Баратынского «Муза»

Муза – это то, что даже трудно объяснить. Для каждого человека есть то, ради чего он это делает. В творчестве обязательно должна присутствовать муза, то есть то, или тот, которые вдохновляют писателя и поэта на подвиги в своем творчестве. Некрасов – поистине человек, способный на многое в своем творчестве. В 1852 году был написан стих, который должен был поразить многих.

Но, тем не менее, сам Некрасов весьма самокритичный человек, который не очень остался доволен своим искусством. Именно в этом произведении, написанном в 1852 году «Муза» поэт описал все свои сомнения по поводу своего творчества в литературе. Он также описал свое состояние, когда пишет стихи.

И он на протяжении всего стихотворения размышляет о свеем музе, которая всегда его вдохновляла.

Для поэта муза была не какая-нибудь красотка – пышногрудая и обольстительная.

Нет, для него муза была весьма своеобразна – обычный простой крестьянский народ, который не образован, даже невежественен, но, тем не менее – именно он являлся для Некрасова музой. То есть тем, что вдохновляло его на подвиги в литературе.

Эта муз и научил жизни писателя. Именно от нее он познал все горести, но вместе с тем, и сладости. Именно этот народ показал поэту реальность – ее неприкрытую красоту.

Анализ стихотворения Николая Некрасова «Муза»

Николай Алексеевич Некрасов – это всемирно известный поэт России, который в своей поэзии ярко и правдоподобно описывал жизнь и быт простого народа. Его по праву называют «певцом крестьян».

Некрасов всегда очень критически относился к своему творчеству. Он считал, что его произведения должны приносить обществу пользу и порой даже считал себя плохим поэтом, так как не верил в то, что его стихи способны разбудить людское сознание и способны хотя бы что-то изменить в их жизни.

Вот так вот, во время очередного «приступа» самокритичности, Некрасов в 50-х годах девятнадцатого столетия написал стихотворение «Муза», и предпринял попытку разобраться в причинах своего вдохновения.

  Сочинение по картине И.

А Тихого «Аисты»

Некрасов подчёркивает, что его муза — это не какая-то изнеженная и призрачная барышня, которая помогает ему тонко и остро видеть красоту окружающего нас мира.

Нет, его муза – это «неласковая и нелюбимая », чьи узы порой тяготят его, но и в то же время именно она смогла открыть поэту глаза на реальный мир со всеми бедами и невзгодами простого народа.

Автор считает, что его муза смогла научить его ненавидеть и именно благодаря ей он сумел забыть о мечтах своей юности, которые были прекрасны и честолюбивы и начал смотреть на жизнь другими глазами.

Порой его муза звала «начать упорный бой» против тех тиранов, которые топят Россию в крови и слезах. Но это случалось нечасто и продолжалось недолго. Чаще его муза выглядела слабой и обессиленной, как и весь русский народ, который был порабощён и бесправен. А сама муза с «поникшей головой» шепотом просила его научиться прощать своего врага.

Некрасов так за всю свою жизнь и не смог понять суть таинственной души русского человека, которая с исконной славянской покорностью позволяла вечно угнетать себя.

К тому же, Николай Некрасов в своём произведении говорит о том, что он сам не может спорить со своей музой, которая научила его «почувствовать свои страдания» и «свету возвестить о них благословила».

Каждая строчка стихотворения наполнена размышлениями автора о источнике постоянного его вдохновения и творчества. Автор мечется между двумя абсолютно противоположными позициями.

Чему посвятить своё творчество описанию возвышенных чувств или состраданию простому народу Но герой Тютчева в конце произведения всё-таки делает свой выбор и посвящает своё творчество тем.

кто испытывает нужду в подобных песнях на земле.

Очень интересно представление Некрасова о музе. Царица поэтического вдохновения становится для Не­красова постоянной спутницей. Но она не забавляет его воспеванием красоты и великолепия мира. Нет, муза Некрасова — это «печальная спутница печальных бед­няков».

Она скорбит вместе с поэтом, плачет от состра­дания к судьбе несчастных людей. Муза зовет Некрасо­ва к мщению, заставляет дать страшную клятву — посвя­тить свою жизнь служению людям.

Стихотворение «Муза» заставляет читателя задуматься о том, как вос­принимает поэт свой дар, какую обязанность берет на себя.

В стихотворении «Элегия» есть такие строчки: Шепнула муза мне: — Пора идти вперед: Народ освобожден, Но счастлив ли народ.

Эти строки ясно показывают читателю, что своим долгом поэт считал постоянную борьбу за счастье наро­да: Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру, неведомый ему, Но я ему служил — и сердцем я спокоен… Поэт искренне переживает за судьбу простых людей.

Муза заставляет поэта не только воспевать все прекрас­ное, что есть на свете.

Прежде всего муза, богиня ис­кусств, помогает Некрасову использовать свой поэти­ческий дар для того, чтобы с особой реалистичностью и остротой показать картины народных несчастий, Как бы ни хотелось забыть все, что связано с судьбой наро­да, это невозможно.

Муза заставляет Некрасова с осо­бым состраданием относиться к чужой беде. Короткое стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом» показывает, как поэт воспринимает музу. В дан­ном стихотворении крестьянка сравнивается с богиней искусств и поэзии. Муза заставляет поэта забыть обо всем и воспевать то, что производит на все права защищены 2001-2005 него особое впе­чатление.

Муза заставляет иначе взглянуть на самые обыденные явления. Поэт называет крестьянку «сест­рой Музы» именно потому, что ее образ заставил его с болью скорбеть о несчастной сдьбе простой женщины. Крестьянка унижена, сцена ее избиения — яркий при­мер бесчеловечности и жестокости общества.

Правя­щий класс порабощает тело и души своих рабов. И мно­гие относятся к этому совершенно спокойно. Только поэт искренен в проявлении собственных чувств.

Лучшие Темы сочинений :

Муза Некрасова (на основе анализа нескольких стихотворений)

Ссылка на основную публикацию