Образ Ноздрева в поэме «Мёртвые души» (Н. В. Гоголь)

Главная страницаМертвые Души

Образ Ноздрева в поэме «Мёртвые души» (Н. В. Гоголь)
«Знаем мы, как вы плохо играете!».
Художник А. Лаптев

Помещик Ноздрев является одним из самых ярких образов в поэме “Мертвые души” Гоголя. 
Ноздрев появляется в 1-ой главе на обеде у полицмейстера. Описание усадьбы Ноздрева представлено в 4-ой главе. В этой статье представлен цитатный образ Ноздрева в поэме “Мертвые души”: описание внешности и характера персонажа.

Смотрите:
– Все материалы о Ноздреве
– Все материалы по поэме “Мертвые души” 

Возраст помещика Ноздрева – 35 лет:

Образ Ноздрева в поэме «Мёртвые души» (Н. В. Гоголь)
Ноздрев.
Художник А. Лаптев

“… Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и двадцать: охотник погулять…”
О внешности Ноздрева известно следующее:

“… Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами…” 
Ноздрев – свежий и румяный на вид мужчина:

“… его свежие, румяные, как весенняя роза, щеки…” 

“… Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его…” 

Помещик Ноздрев является разбитным человеком, способным на все:

“… Горазд он, как видно, на все …”

“… Чичиков… познакомился с помещиком Ноздревым, человеком лет тридцати, разбитным малым, который ему после трех-четырех слов начал говорить «ты»..”

У Ноздрева бойкий характер:

“… неугомонной юркости и бойкости характера…”

Господин Ноздрев громко говорит и смеется:

“… слова его о покупке мертвых душ были произнесены во всю глотку и сопровождены таким громким смехом …”

Помещик Ноздрев любит подраться: 

“… Ноздрев размахнулся рукой…” (на Чичикова) 
Господин Ноздрев любит париться в бане:

“… Пустяки, пустяки! мы соорудим сию минуту банчишку…” 
Ноздрев любит веселиться:

“… как покутили мы в первые дни!.. Эх, братец, как покутили!…” 

“… Уж так покутили!.. После нас приехал какой-то князь, послал в лавку за шампанским, нет ни одной бутылки во всем городе …”
Помещику Ноздреву, судя по всему, нравятся балы и праздники:

“… волокита Кувшинников! Мы с ним были на всех почти балах…” 

Господин Ноздрев любит выпить:

“… Какого вина отпустил нам Пономарев! […] Шампанское у нас было такое – что пред ним губернаторское? просто квас. […] И еще достал одну бутылочку французского под названием: бонбон…”

“… вина были перепробованы, но гости всё еще сидели за столом…”

Ноздрев – расточительный человек. Он не любит экономить деньги:

“… я вовсе не какой-нибудь скалдырник* …” (скалдырник – жадный человек)

“… прокурор и все губернские скряги в нашем городе, которые так и трясутся за каждую копейку…” (Ноздрев осуждает скряг-чиновников)
Ноздрев является любопытным человеком:

“… Ох, какой любопытный! ему всякую дрянь хотелось бы пощупать рукой, да еще и понюхать!…” 
Непоседливый Ноздрев не может сидеть дома больше одного дня:

“… Дома он больше дня никак не мог усидеть…”
Помещик Ноздрев является дураком (по мнению автора):

Образ Ноздрева в поэме «Мёртвые души» (Н. В. Гоголь)
Ноздрев.
Художник М. Далькевич

“… Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека…” (автор о Ноздреве)

Помещик Ноздрев – ненадежный человек:

“… дело совсем не такого роду, чтобы быть вверену Ноздреву…”

“… расстроивал свадьбу, торговую сделку и вовсе не почитал себя вашим неприятелем…”
Господин Ноздрев любит играть в карты:

“… Чичиков заметил в руках хозяина неизвестно откуда взявшуюся колоду карт…”

“… продулся в пух! Веришь ли, что никогда в жизни так не продувался…” 

“… если б ты знал, как я продулся! Поверишь ли, что не только убухал четырех рысаков* – всё спустил. Ведь на мне нет ни цепочки, ни часов…” (*- коней)
Играя в карты, Ноздрев ведет себя нечестно:

“… В картишки […] играл он не совсем безгрешно и чисто, зная много разных передержек и других тонкостей…”

“… ты не так играешь, как прилично честному человеку…” (Чичиков Ноздреву)

“… полицеймейстер и прокурор чрезвычайно внимательно рассматривали его взятки и следили почти за всякою картою, с которой он ходил…”
Ноздрев является лгуном и выдумщиком:

“… Что Ноздрев лгун отъявленный, это было известно всем, и вовсе не было в диковинку слышать от него решительную бессмыслицу…” 

“… Ноздрев лгун, что ему нельзя верить ни в одном слове, ни в самой безделице…”
Господин Ноздрев любит привирать и преувеличивать:

“… Веришь ли, что я один в продолжение обеда выпил семнадцать бутылок шампанского…” (это неправда)
Помещик Ноздрев не держит свое слово:

“… нечестно с твоей стороны: слово дал, да и на попятный двор…” (Чичиков о Ноздреве)  
Ноздрев – несдержанный человек:

“… тут он и спохватился было […] но языка никак уже не мог придержать…”
Ноздрев – сильный и грубый мужчина:

“… Вот посмотри нарочно в окно! – Здесь он нагнул сам голову Чичикова, так что тот чуть не ударился ею об рамку…”
Помещик Ноздрев любит грубо выражаться, говорить “казарменным языком”:

“…Всему есть границы, – сказал Чичиков с чувством достоинства. –  Если хочешь пощеголять подобными речами, так ступай в казармы…” (Чичиков упрекает Ноздрева в его “казарменном языке”) 
Ноздрев – скандалист. Находясь в нетрезвом виде, он ведет себя неприлично в обществе людей:

“… Ноздрева давно уже вывели; ибо… поведение его чересчур становилось скандалезно. Посреди котильона он сел на пол и стал хватать за полы танцующих, что было уже ни на что не похоже…”
Из-за своего хулиганства Ноздрев даже попадает под суд:

“– … вы находитесь под судом до времени окончания решения по вашему делу.
– Что за вздор, по какому делу? – сказал Ноздрев… 

– Вы были замешаны в историю, по случаю нанесения помещику Максимову личной обиды розгами в пьяном виде…”
Из-за игры в карты Ноздрев иногда остается без денег:

“… догадался купить, когда были еще деньги…” 

“… У меня нет ни копейки в кармане…”
Оставаясь без “копейки в кармане”, помещик Ноздрев просит деньги в долг у окружающих – например, у Чичикова:

“… ты должен мне дать три тысячи взаймы. Нужны, брат, хоть зарежь!…” (просит в долг у Чичикова)
Господин Ноздрев является плохим отцом для своих двоих детей:

“… жена скоро отправилась на тот свет, оставивши двух ребятишек, которые решительно ему были не нужны. За детьми, однако ж, присматривала смазливая нянька…”
При этом Ноздрев очень любит собак и заботится о них большем, чем о своих детях:

“… Ну так купи собак. Я тебе продам такую пару, просто мороз по коже подирает!..” 

“.. Вот посмотри-ка, Чичиков, посмотри, какие уши, на-ка пощупай рукою…”

Характеристика Ноздрева в поэме Гоголя "Мертвые души", описание отрицательного персонажа

Главная страница » Русские классики » Николай Гоголь

Меню статьи:

Помещик Ноздрев из повести Н.В. Гоголя – еще один характерный тип помещиков того времени. Он является собирательным образом, который обличает характерные недостатки и особенности поведения нескольких людей, объединенных схожими чертами личности и характера.

Семья Ноздрева

Ноздрев – один из помещиков города N. На момент повествования ему 35 лет. Он некогда был женатым человеком, но его супружеская жизнь продлилась недолго.

Вскоре жена его умерла, повторно Ноздрев не женился, вполне вероятно, потому, что не был предрасположен к семейной жизни.

В браке с женой у них родилось двое детей, однако их судьба и воспитание не интересуют Ноздрева – он больше интересуется личностью няни его детей, обладавшей смазливой внешностью, чем самими детьми.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с образом Плюшкина, описанным в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”.

Складывается такое впечатление, что Ноздрева интересует все, кроме его детей он даже к своим собакам относится намного лучше, чем к ним.

Ноздрев не был единственным ребенком в семье – у него есть еще сестра. Известно, что она замужняя женщина. Ее муж – некий господин Мижуев.

Он приходится Ноздреву не только родственником, но и лучшим другом. В его компании Ноздрев часто появляется на ярмарках, с ним они вместе заняты кутежами.

По словам зятя Ноздрева, его жена совсем не похожа по характеру на своего брата – она милая и хорошая женщина.

Образ Ноздрева в поэме «Мёртвые души» (Н. В. Гоголь)
Мижуев часто обличает ложь Ноздрева, но все же не выходит из разряда друзей – общая страсть у выпивке и кутежам их роднит и не дает рассориться.

Внешность

Помещик Ноздрев выгодно отличался внешностью в сравнении со всеми остальными помещиками округа N – он был видным и привлекательным мужчиной. У Ноздрева было круглое румяное лицо, щеки его были по-детски полные.

Когда Ноздрев заливался смехом, щеки его забавно дрожали. У него были белые, подобно снегу зубы и темные волосы. Лицо Ноздрева выгодно обрамляли черные, как смола, бакенбарды.

Время от времени его бакенбарды жестоко страдали в отчаянных схватках с карточными «друзьями», но, после потасовки отрастали все такие же густые.

  • Тело помещика также было покрыто волосами – на его груди они были такие же густые, как и на голове и больше напоминали бороду.
  • Рост Ноздрева был средний, а тело его нельзя было назвать атлетическим, но и не было обрюзглым.
  • Несмотря на его неуравновешенный жизненный график, Ноздрев казался воплощением здоровья – и был человеком «кровь с молоком»: «здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».

Об особенностях гардероба Ноздрева Гоголь особо не распространяется. Известно, что помещик предпочитал кафтан кавказского кроя, который представлял собой национальную одежду горских народов – архалук. Кроме того, дома он ходит в халате. Обыкновенно халат он носил на голое тело. Одет он был небрежно, поэтому, можно было увидеть без стараний его густо заросшую волосами грудь.

Крестьяне и деревня Ноздрева

Об условиях жизни крестьян и состоянии деревни Николай Васильевич мало что говорит. Исходя из образа жизни самого Ноздрева, можно предположить, что он имеет неплохой доход из своего имения – настолько неплохой, что может позволить себе жить на широкую ногу и не заниматься делами. У Ноздрева есть приказчик – именно он и занимается всеми делами помещика.

Образ Ноздрева в поэме «Мёртвые души» (Н. В. Гоголь)

Так как Ноздрев очень любил похвалиться всем, чем только мог, тот факт, что он не сделал такого же и по отношению к своей деревне или крестьянам, говорит о том, что не все было так хорошо в его имении, а тот факт, что у него много «мертвых душ» еще раз подтверждает эту мысль.

На нашем сайте мы предлагаем вам узнать характеристику Плюшкина в произведении Н. В. Гоголя “Мертвые души”, проследить за его характером и описанием внешности.

Читайте также:  Кратчайшее содержание произведения «записки сумасшедшего» для читательского дневника (н. в. гоголь)

Когда Чичиков приезжает к Ноздреву – тот показывает ему свое хозяйство: сначала помещик показывает своих лошадей.

Здесь особо похвастаться не получилось – Ноздрев проиграл некоторых лошадей в карты, поэтому часть стоил была пуста. Среди лошадей Чичикову показали двух кобыл и жеребца невзрачного вида, но, по словам хозяина очень дорогого.

Следующей диковинкой в поместье Ноздрева был волк, которого хозяин держал на привязи и кормил сырым мясом.

Образ Ноздрева в поэме «Мёртвые души» (Н. В. Гоголь)

За волком последовал пруд, с невероятной по размеру рыбой. Чичикову, правда, не удалось посмотреть на эту необычайную рыбу, по Ноздрев уверял, что не для того, чтобы вытащить рыбу из пруда порой требовалось два человека – настолько она была велика.

Самой большой гордостью и слабостью Ноздрева были собаки – разных пород и расцветок.

Их у Ноздрева было огромное множество, помещик любил и лелеял их до такой степени, что их можно было приравнять к полноценным родственникам: «Ноздрев был среди их совершенно как отец среди семейства; все они, тут же пустивши вверх хвосты, зовомые у собачеев правилами, полетели прямо навстречу гостям и стали с ними здороваться».

В его имении находится водяная мельница и кузница. Вполне вероятно, что крестьяне Ноздрева умелые работники и мастера, так как помещик хвалится, что ему всегда удается продать свой товар на ярмарке по самой высокой цене.

На этом хозяйство Ноздрева не заканчивалось, но заканчивались поводы для хвастовства – дороги в его поместье были ужасно запущены, поля располагались настолько низко, что вода «чавкала» из грунта:

«Во многих местах ноги их выдавливали под собою воду, до такой степени место было низко. Сначала они было береглись и переступали осторожно, но потом, увидя, что это ни к чему не служит, брели прямо, не разбирая, где большая, а где меньшая грязь».

Из всех его крепостных читатель может познакомиться только с некоторыми представителями. Больше всего внимания в повествовании уделено повару, который судя по всему не отличался кулинарными умениями – он смешивал совершенно несовместимые ингредиенты, казалось, что в его блюда попадают то, что первое попадает под руку.

В повести можно увидеть скудное описание слуги Порфирия, который под стать своему хозяину носит архалук, однако же, его, кафтан находится в плачевном виде и уже порядком заношенный.

В столовой можно было увидеть его двоих крепостных – они были заняты побелкой комнаты, однако их детального описания внешнего вида и особенностей состояния костюма Гоголь не подает.

Известно, что они выполняли свою работу под пение какой-то однообразной и, казалось, бесконечной, песни.

Можно предположить, что Ноздрев не отличался авторитарностью по отношению к своим крепостным – его дом не отличался чистотой, а в столовой кроме всеобщего запустения можно было увидеть остатки еды и крошки.

Усадьба Ноздрева

Николай Васильевич не подает наружное описание усадьбы Ноздрева. Внутреннее состояние также не подвергается детальному изображению.

В целом Ноздрев не был хорошим хозяином, он пренебрежительно относился к своей усадьбе и хозяйству, ему нравилось пользоваться плодами, но обеспечивать свое будущее и будущее своих детей не стремился. В его доме чувствовалось отсутствие женской руки – безвкусное оформление дома дополнялось всеобщим беспорядком и мусором.

Ноздреву такое положение вещей не предоставляло неудобства – для него это было привычное дело.

Кабинет Ноздрева был мало похож на классические рабочие кабинеты – здесь не было ни бумаг, ни книг. Да и для помещика это было лишнее – делами его поместья занимался управляющий, а досуг Ноздрев привык проводить за другими видами, например, за карточной игрой. Кабинет Ноздрева был полон разнообразного оружия два ружья, сабли, кинжалы.

Кроме оружия, в кабинете также можно было увидеть коллекцию трубок для курения – разной формы и материала, они окончательно превращали кабинет помещика в мини-музей.

Также в кабинете была шарманка из красного дерева, которую Ноздрев принялся демонстрировать – однако, шарманка не была в идеальном состоянии – время от времени она давала сбой, ее игра была похожа больше на попурри – песни переходили одна в одну не последовательно, после окончании композиции, а играли фрагментарно кусками вперемешку. Шарманка еще некоторое время играла сама по себе, после того, как Ноздрев оставил ее в покое: «Уже Ноздрев давно перестал вертеть, но в шарманке была одна дудка очень бойкая, никак не хотевшая угомониться».

Столовая Ноздрева, на момент посещения Чичикова подвергалась ремонтным работам – два крестьянина белили ее, стоя на козлах: «Посередине столовой стояли деревянные козлы, и два мужика, стоя на них, белили стены, затягивая какую-то бесконечную песню».

Несмотря на ремонтные работы, заметить халатность в отношении уборки можно было невооруженным взглядом– в столовой можно было заметить крошки и остатки вчерашней еды: «В комнате были следы вчерашнего обеда и ужина; кажется, половая щетка не притрагивалась вовсе. На полу валялись хлебные крохи, а табачная зола видна даже была на скатерти».

Судя по тому, как отреагировал сам Ноздрев на такое положение вещей, можно предположить, что ни крошки, ни еда, ни всеобщий мусор в его доме ему не мешали, а точнее он их в упор не замечал. Он был крайне неприхотлив в вопросах обустройства дома.

Характеристика личности

В первую очередь в образе Ноздрева бросается в глаза его желание стать «своим» для человека. Он быстро переходит в общении с человеком на «ты», чем особенно неприятно впечатлил Чичикова, так как, по мнению Павла Ивановича, такой переход был незаслуженный и выходил за рамки этикета, однако Ноздрева это не смущает.

Он часто отступает от норм этикета, а вполне вероятно, что о некоторых особенностях и правилах никогда не слышал и даже не подозревает не только то, что он нарушает эти правила, но и то, что такие правила и нормы вообще существуют. Так, например, в его привычки входит очень громко говорить и смеяться.

Когда Чичиков совершает сделку с Ноздревым, то с удивлением обнаруживает, как он громко обсуждает нюансы купли-продажи, как будто это было самое обыденное дело.

Пожалуй, такой развязный тон в некой мере связан с его веселым характером и привязанности к выпивке. Ноздрев не упускает возможности похвалиться, какое необычное вино он пробовал, а шампанское, которое обычно подают в доме губернатора, по сравнению с ним просто квас.

Ноздрев любит кутежи и всяческие развлечения (в его понимании одно неотрывно от первого), он не представляет, как можно жить, лишая себя таких хороших вещей и приятного времяпровождения. Ноздрев не понимает, как некоторое помещики могут безвылазно сидеть дома – он не может больше одного дня задержаться в своем поместье – ему скучно и он не знает, чем себя занять.

Ноздрев не ценит своих денег. Он презирает скряг, которые не решаются потратить лишнюю копейку.

Вполне вероятно, что такое его отношение к деньгам сформировалось потому, что сам Ноздрев работает крайне мало – только в тех случаях, когда без его вмешательства дело не сможет продвигаться.

Он не знает цену, которую ему приходится заплатить за то или иное его развлечение – деньги к нему легко приходят и также легко уходят.

Особой страстью Ноздрева стали карты – он завсегдатай карточного стола. Однако играть честно не в правилах помещика – во время игры он постоянно жульничает и обманывает. Окружающие уже давно прознали такое его отношение к карточной игре, поэтому всегда во время игры с ним внимательны.

Время от времени Ноздрев был замечен в махинациях за карточным столом и тут же подвержен критике и даже побоям с выдиранием волос, в частности его густых бакенбардов.

Такое положение вещей не смущает Ноздрева – бакенбарды его быстро отрастают, а обиды забываются раньше, чем заканчивается драка.

Спустя день Ноздрев уже готов сесть за стол для игры в карты вместе с недавними спорщиками, как ни в чем не бывало.

В целом же Ноздрев плохой и бесчестный человек. Он часто становится причиной неприятностей и проблем в жизни других людей – Ноздрев с легкостью может расстроить свадьбу и стать причиной отмены сделки.

Помещик никогда не видит в своих поступках чего-то дурного или нехорошего. Причиной этому становится его пристрастие к выдумкам и сплетням. Ноздрев часто врет, даже по самым безобидным причинам.

«Ноздрев человек-дрянь, Ноздрев может наврать, прибавить, распустить черт знает что, выйдут еще какие-нибудь сплетни».

Ноздрев обладает взрывным и несдержанным характером – ему ничего не стоит нагрубить кому-либо или же стать участником драки.

Таким образом, Ноздрев в повести Гоголя показан как невоспитанный человек, который не умеет ценить то, что у него есть. Он плохой хозяин, плохой отец и плохой друг. Ноздрев отдает предпочтение не своим детям, а собакам, которых он холит и лелеет. Ноздрев постоянный участник кутежей, сплетен и ссор.

  • Характеристика героев поэмы “Мертвые души”: список персонажей
  • «Повесть о капитане Копейкине»: мистика гоголевского мира
  • «Нос», Гоголь и атмосфера иронии и мистицизма
  • Символизм образа брички из гоголевских «Мертвых душ»: буквальность, метафоричность и… современный мир
  • Краткое содержание “Ревизора” Гоголя
  • Характеристика Плюшкина в поэме “Мертвые души”: описание внешности и характера
  • «Портрет» пера Николая Гоголя: повести родом из Петербурга
  • «Мертвые души»: герои сатирической поэмы о злободневном
  • Краткое содержание “Мертвых душ” Гоголя, содержание по главам и героям
  • Сыновья Тараса Бульбы в произведении Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
  • Образ и характеристика городничего из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
  • Образ Собакевича в поэме “Мертвые души”: описание внешности и характера в цитатах
  • Образ и характеристика Остапа Бульбы в повести “Тарас Бульба” Гоголя: описание внешности и характера
  • Лирические отступления в поэме “Мертвые души” по главам (список, таблица с цитатами)
  • Биография Чичикова в поэме “Мертвые души”: история жизни Павла Ивановича Чичикова
  • Образ Плюшкина в поэме “Мертвые души”: описание внешности и характера в цитатах
  • Образы и характеристики помещиков в “Мертвых душах” в таблице: описание характера, усадьбы, крестьян
  • Характеристика Коробочки в поэме “Мертвые души”: описание внешности и характера в цитатах
  • Семья Ноздрева в поэме “Мертвые души”: описание в цитатах
  • Характеристика Собакевича в поэме “Мертвые души”: описание внешности и характера в цитатах
  • Плюшкин в поэме “Мертвые души”: анализ героя, образ и характеристика
  • Образ и характеристика Акакия Акакиевича в повести «Шинель»: описание внешности и характера, портрет в цитатах
  • Характеристика Тараса Бульбы в повести “Тарас Бульба” Гоголя: описание внешности и характера
  • Собакевич в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”: анализ героя, образ и характеристика
  • Образ Чичикова в поэме «Мертвые души»: описание внешности и характера с цитатами
  • Чичиков в повести Н.В. Гоголя «Мертвые души»: анализ героя, образ и характеристика
  • «Невский проспект» – краткое содержание рассказа Н. В. Гоголя
  • Краткое содержание “Тараса Бульбы” Гоголя
  • “Майская ночь или утопленница” Гоголя
  • Краткое содержание “Вия” Гоголя
  • Краткое содержание “Страшной мести” Гоголя
  • Краткое содержание “Шинели” Гоголя
Читайте также:  Итоговое сочинение: Время идет, память остается

Ноздрев – Мёртвые души

Образ Ноздрева в поэме «Мёртвые души» (Н. В. Гоголь)

Ноздрев третий помещик, к которому Чичиков обратился с весьма деликатным предложением – Ноздрев.  Автор его описывает как молодого и энергичного мужчину тридцати пяти лет.

Слова: «говорун, кутила, лихач» тоже обращены к нему.  Его всегда переполняют эмоции, он всегда в поисках чего-то необычного, чего-то интересного, в поисках приключений. Ноздрев без особой причины может насолить лучшему другу. Он очень азартен, любит пощекотать свои нервы.

Его главенствующие качества, вносящие в ясность во все вышеперечисленные вещи – «яркость и бойкость». Все его поведение объясняется этими двумя качествами. Ноздрев не знает слова «планировать», он ничего не задумывает, ничего не планирует. Он просто идет и делает. И в своих делах он не ведает границ.

Один из эпизодов ярко описывают эти его качества. По пути к своему другу, Собакевичу, в трактире, Ноздрев перехватывает ошарашенного Чичикова и почти насильно везет в свое имение.

Но там он устраивает большой скандал.

Ноздрев сильно ссорится с Чичиковым из-за того, что последний не хочет играть в карты на мертвые души, и приобрести жеребца «арабских кровей» и получить в несколько мертвых душ в придачу.

Ноздрев – разбитной, легкомысленный человек. Он легко проигрывает в карты. Этот человек легко может предать, ему неизвестно такое понятие, как крепкая дружба. У него есть двое детей, которых он вообще никак не воспитывает. Это говорит о его безответственности. Ноздрев – мастер “лить пули”. Он лгун, но он лгун по принуждению. Он сознательно навязывает одну ложь на другую.

Возможно, таким образом он пытается привлечь внимание к своей персоне. Ноздрев любит хвастаться и преувеличивать. Он чуть ли не клялся Ч-ву, что в своем пруду ловил огромную рыбу.

Общество губернского города относилось к Ноздреву и его выходкам с неким равнодушием. Но и без Ноздрева они тоже не могли. Ведь жители города зовут именно Ноздрева, когда хотят узнать, кто же такой Ч.

на самом деле.

Ноздрёв – человек “темного и скромного происхождения”, плут и хитрец. 

“Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалась, так и прыскало с лица его.” У Ноздрёва были чёрные густые волосы, полные румяные щеки, белые, как снег, зубы, чёрные, как смоль, бакенбарды. Был он среднего роста, недурно сложен. В лице видно что-то открытое, прямое, удалое. Говорун. Говорил быстро, не думая, придумывал на ходу. Быстро менял своё мнение.

Любимое слово Ноздрёва, которым он называл и своего зятя и Ч. – фетюк (слово, обидное для мужчины). Был он “разбитным малым”, с детства слыл за хорошего товарища, всегда быстро знакомился, дружбу заводил, казалось, навек, но всегда, подружившись с кем-то, дрался с ним в тот же вечер. Всегда охотник погулять, даже женитьба его не изменила.

Жена у него умерла, дети стали не нужны. Дома не мог усидеть больше дня. “Имел страстишку к картишкам”. Играл не совсем безгрешно и чисто, за это его часто колотили. Также имел страсть нагадить ближнему, иногда без причины. Был человеком на все руки. В обществе его терпели, но когда он переходил границы дозволенного, его выгоняли прочь (например, ну балу у губернатора). Ч.

прекрасно понимал, что Ноздрёв – “человек-дрянь”. 

Гоголь иронически называет его “историческим человеком”. И говорит, что нескоро исчезнут в России “Ноздрёвы”.

Характеристика Ноздрева (Мертвые души)

Самым ярким персонажем в галерее помещиков, с которыми знакомится Чичиков, можно считать Ноздрева.

Образ и характеристика Ноздрева в поэме «Мертвые души» позволяют представить тех помещиков, которые вели разгульный образ жизни.

Внешность героя

Ноздрев – свежий молодец 35 лет. Автор описывает внешность так, как будто любуется помещиком. Но оказывается впоследствии, что только внешний вид останется в персонаже поэмы положительным. Все остальное далеко от идеала. Какие черты привлекают в помещике:

  • густые волосы;
  • недурное сложение;
  • полные щеки с румянцем;
  • белые, как снег, зубы;
  • черные, как смоль, усы-бакенбарды.
  • Автор пишет, что пышные бакенбарды отрастали быстро, после очередной драки и таскания помещика за волосы, они наутро цвели своей густотой, казались лучше прежних.

    Ноздреву дан яркий эпитет – кровь с молоком. Здоровье «прыскало с лица его». Лицо удалое, открытое и прямое. Он небрежен в одежде и в поведении, но привлекателен и заметен в любом обществе.

    Лицо помещика сразу становится знакомым. Создается впечатление, что его уже когда-то встречал, где-то видел.

    Характер персонажа

    Герой поэмы сразу сходится с человеком на «ты». Он не принимает ранги, чины. Для него одинаково равны полицейский и прокурор. Для такого уровня общения никто не подает повода, но и оспаривать не хочется, понимая, что можно вызвать злость и споры. Любому легче уступить, чем начать пререкаться. Автор дает такие отрицательные характеристики персонажу:

  • Сплетник;
  • Лгун;
  • Говорун;
  • Кутила;
  • Лихач.
  • Ноздрев не понимает ценности дружбы. Он быстро сходится, получает тумака, забывает и снова общается как с лучшим другом. Молодец обладает даром «унюхать» предстоящее мероприятие за несколько сот верст. Он является туда, где его не ждут.

    Вносит «сумятицу». Решительность характера имела особенность. Помещик никогда не сомневался в своих действиях. Он не мог быть робким и неуверенным. Врал не задумываясь.

    Ложь не имела границ: у лошадей голубая или розовая шерсть, покупка земли соседних имений.

    Личность Ноздрева

    О помещике никто не отзывается лестно. Чаще можно услышать только негативные характеристики:

    «…родного отца хотел продать…»;

    «…родного отца хотел…проиграть в карты…»;

    «… Экой скверный барин!».

    Помещик не задумывается, как провести день, чем заняться. Он совершает поступки спонтанно, в одну секунду может решиться поехать неизвестно куда.

    Ноздрев имел странную страсть гадить ближнему. Причем, чем ближе он начинал общаться с человеком, тем хуже старался ему сделать. Он сочинял небылицы, мешал торговым сделкам, расстраивал свадьбы.

    Помещик не смог сохранить семью. Его безудержный характер привел к тому, что жена быстро умерла, как живут его дети неизвестно. Есть только сведения о няньке, которой Ноздрев возит с ярмарок подарки.

    Автор предупреждает, что характер типа Ноздрева не исчезает, а, наоборот, их становится все больше.

    «Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами…». Классик видит их под разными одеждами, в любом обществе.

    Интересы помещика

    Ноздрев не меняет своих интересов. Чем увлекался в 17-18 лет, те же предпочтения остались в 35. Он любит покутить, погулять и порезвиться.

    Какие увлечения имеет Помещик:

    Игра в карты. Ноздрев не придерживается правил. Для него в игре главное обмануть и выиграть любым способом, чаще нечестным. Он знает множество «грязных» способов игры. Завершением обманных действий Ноздрева были: «поколачивание его сапогами», подергивание его за густые бакенбарды.

    Попойки. Ноздрев пьет много, он может это делать без закуски. В пьяном виде помещик смешон и опасен: он смеется без причины, врет самым жестоким образом, лезет в драку. Помещик, находясь чаще в пьяном виде, «…нес полу трезвую речь…». Даже в обычные напитки (чай) он добавлял алкоголя.

    Раскладывание карт. Ноздрев мог находиться в квартире две недели без выхода на улицу. Он получал обед в окно, позеленел и исхудал. В чем заключалось его занятие. Он подбирал карты одной талии, с меткой, которая могла помочь ему в игре.

    Обмен. Помещик готов обменяться всем: ружье, собака, лошадь. Смысла в обмене не было. Выиграв на ярмарке, Ноздрев быстро накупает всякой ерунды бездумно, берет все, чтобы потом обменять на еще большую нелепость. Проиграть может даже повозку «с коляской и кучером». Домой добирается с каким-нибудь знакомым или приятелем.

    Общение с Чичиковым

    Павел Иванович удивился обеду у буйного хозяина. Еда не имела смысла у помещика, поэтому все было пригоревшее, недоваренное. Понять, как готовилось блюдо, было сложно. Казалось, повар укладывал в кастрюлю все, что было под рукой.

    Основное требование обеда – быть горячим. Ноздрев налегает на вина. Они были все разные, просто появлялись на столе и разливались по стаканам: портвейн, го-сотерн, мадера. Но Чичикову показалось, что бутылки были одинаковые, только названия разные.

    Вкус напитков не соответствовал.

    Прислуга не обращала внимания на оформление стола, посуду и чистоту. Все стояло без определенного порядка, как и сам хозяин.

    Другие материалы по поэме «Мертвые души»

    • Краткое содержание
    • История создания
    • Краткая биография Чичикова
    • Образ и характеристика Чичикова
    • Образ и характеристика Ноздрева
    • Образ и характеристика Манилова
    • Образ и характеристика Собакевича
    • Образ и характеристика Плюшкина
    • Образ и характеристика Коробочки
    • Образы помещиков
    • Образ России в поэме
    • Образ и характеристика города NN
    • Крестьянская русь в поэме. Сочинение
    • Роль лирических отступлений в поэме. Сочинение

    Образ и характеристика Ноздрёва — героя поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

    Образ Ноздрёва представлен в четвёртой главе поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души». С этим помещиком Чичиков случайно встретился в придорожном трактире, когда направлялся от Коробочки к Собакевичу.

    Портрет: описание внешности, речь и манеры

    Ноздрёву 35 лет. Портрет его напоминает фольклорного добра-молодца. «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».

    Зайдя в трактир, Ноздрёв сбросил на стол свой картуз, молодцевато взъерошил рукой свои густые чёрные волосы и, увидев Чичикова, расставил руки и вскричал: «Ба, ба, ба! Какими судьбами? Куда ездил?» Затем сразу, не дождавшись ответа, сказал, что едет с ярмарки с зятем Мижуевым, и начал рассказывать о своих кутежах на ярмарке.

    К Чичикову он обращался на «ты», как к старому знакомому, хотя видел его раньше только один раз, называл его «брат», «братец». Речь его восторженная, со многими восклицаниями, он нисколько не сомневается, что его разглагольствования о кутежах интересны Чичикову. Его фамильярность дошла до того, что он назвал Чичикова свинтусом за то, что тот не приехал на ярмарку.

    Узнав, что тот едет к Собакевичу, Ноздрёв звонко расхохотался и затем предложил: «Послушай, братец: ну к чёрту Собакевича, поедем ко мне!»

    В речи Ноздрёва много бранных слов, жаргонизмов лошадника и картёжника.

    Читайте также:  Тема маленького человека в произведении «Станционный смотритель»

    Описание усадьбы, деревни и дома

    Привезя Чичикова и зятя к себе в гости, Ноздрёв повёл их осматривать свою деревню. Они осмотрели конюшню, пруд, псарню, водяную мельницу, кузницу. Хозяин привёл гостей к самой границе, где оканчивалась его земля.

    Эта экскурсия показала, что собакам здесь живётся привольно, комфортно. Ноздрёв их очень любит, они заменяют ему семью: жена его умерла, а двумя детьми, за которыми присматривает нянька, помещик совсем не интересуется.

    В столовой дома Ноздрёва был ремонт — мужики белили стены. В кабинете гости увидели не книги и бумаги, а множество трубок, сабель, кинжалов, и два ружья. Там была и неисправная шарманка.

    Обед у Ноздрёва был невкусный, видно было, что он не составлял главного в его жизни, зато хозяин больше обращал внимание на разнообразные вина.

    Характер

    Одним определением обозначить характер Ноздрёва трудно, пожалуй, и невозможно. Казалось бы, этот человек имеет замечательные качества — энергию, удаль, но у него они чрезмерны и, главное, бесцельны, поэтому стали пародией на русское богатырство. Понятия чести, совести, человеческого достоинства, а также жизненные цели у Ноздрёва полностью отсутствуют.

    Этот помещик в 35 лет остался таким же, как в 18:

    • он непоседа, не может усидеть дома больше дня (поэтому своё хозяйство совершенно запустил, в отличном состоянии у него только псарня);
    • очень общителен, быстро знакомится, начинает говорить новому знакомому «ты» и зачастую, в этот же день подерётся с ним на дружеской пирушке;
    • кутила, «охотник погулять»;
    • буян — ни одно собрание, где он присутствовал, не обходилось без истории: либо его выведут, либо он напьётся, либо «проврётся»;
    • хвастун и враль, причём врёт часто без всякой нужды;
    • любитель карточной игры, шулер;
    • мот, любит менять что угодно на что угодно, но не для того, чтобы что-то выгадать: это происходит из-за «неугомонной юркости и бойкости характера». Над ним нет власти денег и собственности. Если ему удавалось на ярмарке выиграть в карты деньги, он покупал на них всё, что попадалось ему на глаза, но редко свои покупки довозил до дома, так как в этот же день мог проиграть их.

    Отношение Ноздрёва к предложению Чичикова

    Реакция на просьбу Чичикова перевести умерших крестьян Ноздрёва на его имя, у Ноздрёва была соответствующей его характеру. Он принялся выпытывать у гостя, для чего это ему нужно.

    Когда тот назвал выдуманные причины, Ноздрёв воскликнул: «Врёшь, врёшь!» — и обозвал его мошенником.

    Тогда Чичиков предложил купить эти души, на что Ноздрёв назвал его подлецом и не согласился, так как был уверен, что тот хочет купить их дёшево.

    Вдохновившись, Ноздрёв стал предлагать Чичикову купить жеребца и в придачу обещал отдать души бесплатно. Чичиков отказался, тогда неутомимый Ноздрёв стал предлагать купить кобылу, затем собак, шарманку.

    Получив отказы, он назвал Чичикова двуличным человеком и предложил играть на души в карты.

    Получив и тут отказ, он снова обозвал гостя подлецом, но поужинал с ним вместе, сказав однако, что не хочет желать ему доброй ночи.

    Наутро хозяин, как ни в чём не бывало, по-дружески приветствовал гостя и предложил играть на души в шашки. Чичиков, недурно игравший в шашки, согласился. Увидев, что Ноздрёв плутует, Чичиков отказался кончить партию.

    Дело дошло до того, что хозяин чуть не влепил гостю пощёчину, но тот успел схватить его за руки. Тогда Ноздрёв призвал двух дюжих слуг и исступлённо закричал: «Бейте его!» Он кричал таким голосом, будто призывал солдат взять крепость.

    Если бы, на счастье Чичикова, в это время не приехал капитан-исправник, он был бы изрядно побит. Капитан-исправник объявил Ноздрёву, что он находится под судом за то, что нанёс помещику Максимову личную обиду розгами в пьяном виде.

    Мятежный Ноздрёв закричал, что капитан врёт, и Чичиков поскорее вышел вон, «сел в бричку и велел Селифану погонять лошадей во весь дух».

    Отношение Чичикова к Ноздрёву

    Эти люди познакомились в городе, и Ноздрёв сразу стал говорить Чичикову «ты», хотя тот не подавал никакого повода к такой фамильярности. Встретив помещика в придорожном трактире, Чичиков решил принять его предложение и заехать к нему, так как надеялся выпросить у такого разбитного человека мёртвые души даром.

    Когда Ноздрёв принялся в ответ на его просьбу настойчиво предлагать купить всякие не нужные для Чичикова вещи, и только тогда дать в придачу мёртвые души, Чичиков стал досадовать на себя. Он жалел, что предложил ему сомнительную сделку, ведь «Ноздрёв человек-дрянь», он может распустить сплетни.

    Такое безрассудство Чичикова чуть не стало причиной того, что его чуть не побили дюжие слуги Ноздрёва, разъярённого тем, что он отказался играть в шашки, уличив его в плутовстве.

    Вся эта история с поездкой к Ноздрёву показала непростительное безрассудство Чичикова, он и сам понял, что заговорив с этим помещиком о своём деле, «поступил неосторожно, как ребёнок, как дурак».

    Заключение

    Гоголь в повести «Мёртвые души» подчеркнул, что образ Ноздрёва, одного из основных её героев, во многом типичен, так как среди русских людей нередко можно встретить таких разбитных малых.

    «В их лицах всегда видно что-то открытое, прямое, удалое», многие из них действительно обладают открытой душой.

    Особенность Ноздрёва состоит в том, что, несмотря на его неугомонный, бойкий характер, у него мёртвая душа, поэтому он превратился в какую-то пародию удалого и боевого доброго молодца.

    Характеристика образа Собакевича, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

    Ноздрёв — образ и характеристика героя поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

    Следуя логике названия поэмы Николая Васильевича Гоголя, основной её темой является исследование омертвения души, утраты человеком понимания жизни, как созидательного процесса. Герои поэмы «Мёртвые души» становятся своеобразными иллюстрациями этой мысли.

    Каждый из них перестаёт быть носителем созидающего человеческого начала, превращается в бессмысленного потребителя, существо, которому не суждено оставить хоть какой-то след на земле.

    Характеристика образа Ноздрёва прибавляет галерее карикатурных образов необычные краски, поскольку этот герой представляется самым живым, беспокойным, деятельным из них.

    Фамилия

    Гоголь любит давать персонажам «говорящие» фамилии. Однако фамилия Ноздрёв не носит оценочного характера. Ноздри — выразительная, но не самая приятная деталь человеческого лица.

    С ними связано представление о нечистоплотности, грубости нрава, бескультурье. Ноздри непроизвольно раздуваются в момент возбуждения, когда человек тяжело, напряжённо дышит. Возможно, тут и скрыта ассоциативная связь.

    Ноздрёв действительно груб, несдержан, не умеет себя вести и постоянно находится в возбуждённом, взвинченном состоянии.

    Внешний вид

    Если бы не манеры, внешний вид Ноздрёва производил бы благоприятное впечатление. Среднего роста, крепкого сложения, он движется энергично, проворно, молодцевато. В его жестах чувствуется скрытая сила, но не тяжеловесная и неуклюжая, как у Собакевича, а уверенная и деятельная.

    Его румяное лицо, с полными щеками и белоснежными зубами излучает здоровье. В нём видно «что-то открытое, прямое, удалое». На фоне неповоротливого Собакевича, расслабленного, ленивого Манилова, а тем более потерявшего человеческий облик Плюшкина этот персонаж выглядит почти положительным.

    Но на что направлены его энергия и силы, чему служит переизбыток физического здоровья?

    Манеры, речь

    Особенность манеры общения Ноздрёва — в необыкновенно быстром сближении с любым человеком. С первых минут знакомства и уже навсегда человек становится закадычным другом персонажа, что даёт тому сомнительное право «тыкать» и хамить новому приятелю, свысока похлопывать по плечу и выдумывать про него всякую чушь.

    В обществе Ноздрёв на редкость бесцеремонен, и это порождает немало неприятностей. Гоголь называет своего героя «историческим человеком». Где он появляется, там не обходится без скандальной истории.

    Его бьют, выгоняют за двери, называют шулером, обличают во вранье и клевете. Но жизнерадостность персонажа преодолевает всё.

    На следующий же день он встречается со вчерашними обидчиками как ни в чём не бывало.

    Речь Ноздрёва вполне соответствует его залихватскому поведению. Выражается он всегда эмоционально, сплошными восклицаниями. В доказательство своей правоты часто использует выражения «бьюсь об заклад» или «держу пари».

    В общем, его речь бессодержательна, хотя и многословна. В ней много эмоций, но нет смысла. В основном герой говорит о себе: своих проигрышах, выигрышах, потерях, находках, покупках, неудачах.

    Много бранится, много хвастается и, конечно, очень много врёт.

    Хозяйство, усадьба, семья

    Всё, что имеет Ноздрёв, почти разрушено. Дети заброшены, жена умерла. Хозяйство запущено, мужики живут сами по себе, не ощущая господского присмотра. Беспорядок в доме, наполненном случайными и бесполезными вещами, вполне соответствует беспорядочному образу жизни хозяина.

    В поэме Гоголя вещи намного больше говорят о своих владельцах, чем их слова и поступки. Поэтому автор так внимателен к описанию обстановки в домах своих героев. Но в случае с Ноздрёвым дело обстоит несколько иначе.

    О сущности его натуры свидетельствует не то, что у него есть, а то, что ему представляется. Его дом наполнен призраками несуществующих богатств. В пустых стойлах когда-то стояли великолепные лошади.

    Старая, слепая собака раньше была замечательной гончей, а щенок непременно станет первоклассным псом. Пистолеты и кинжалы в кабинете сплошь турецкой или английской работы. В пруду водятся гигантские щуки.

    Враньё Ноздрёва во время прогулки по поместью и усадьбе достигает невиданных размеров. Лес, растущий за границей его владения, помещик не только присваивает себе, но мгновенно изобретает обстоятельства покупки.

    Суть персонажа

    Ноздрёв вовсе не хочет обмануть собеседника, показаться богаче, значительнее, чем он есть. Герой действительно верит в только что сочинённые им небылицы. Так он рассказывает о своей школьной дружбе с Чичиковым, который из доносчика незаметно превращается в фальшивомонетчика, шпиона, едва ли не в Наполеона.

    Особенность этого человека состоит в том, что он живёт в своём, каждый раз мгновенно, под влиянием ситуации создаваемом им мире. Его глупое враньё и хулиганство — от избытка сил, энергии, желания, чтобы всё было интересным, увлекательным, необычным, чтобы люди были азартны, смелы, беспечны, щедры душой и деньгами.

    Удаль, сверхъестественная энергия персонажа могли бы своротить горы, будь они направлены в нужное русло. Суть образа Ноздрёва в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» заключается в том, что весь его огромный потенциал бесполезен и даже вреден при омертвевшей, не сознающей своих желаний душе.

    Кипучая деятельность героя порождает только пустоту.

    Характеристика образа Ноздрёва может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

    Ссылка на основную публикацию