Анализ произведения «Песня о последней встрече» А.А. Ахматовой

«Песня о последней встрече» — еще довоенное произведение Анны Андреевны Ахматовой, разобраться в котором поможет полный анализ стихотворения. Команда Литеровед.ру подготовила материал, благодаря которому читателю удастся насладиться эти сентиментальным произведением великой поэтессы.

История создания

Стихотворение было написано в 1911 году и вошло в сборник «Вечер». Но остается загадкой, кому же посвятила данные строки поэтесса? Все дело в том, что все творчество Анны Андреевны обладало чрезмерной драматичностью, которую зачастую поэтесса придумывала самостоятельно. В исполнении Ахматовой это не выглядело глупым, а придавало её творчеству особую изюминку.

Стихотворение «Песня о последней встрече», как и другое творчество поэтессы, передает все человеческие чувства и слабости. Поэтессе удается передать своим лирическим героям все те чувства, которые она испытывала сама. Поэтому все её произведения получаются очень искренними, честными и так сильно трогают читателя за душу.

Любовные чувства и настроения, которые жирной чертой проходят через все стихотворения, так же были не случайны. В момент написания произведения поэтесса была замужем за Гумилевым, и её можно было назвать счастливой.

Но вот рассказ  о расставании Анна Андреевна, скорее всего, придумала, поскольку была верной женой и любила своего супруга. Чувства в семье были теплыми и взаимными, из чего можно сделать вывод, что вся история – вымысел.

Но, не смотря на это, стихотворение получилось очень глубоким, красивым и возвышенным.

Жанр, размер

Жанр анализируемого стихотворения заключается непосредственно в его названии, поэтому смело его можно отнести к элегии. Помимо названия, стихотворение так же имеет и отличительные черты данного жанра. В образе лирического героя мы видим самого обычного человека, используется поэтический параллелизм, а практически все произведение представлено в виде монолога.

Направление – столь любимый в то время поэтессой акмеизм. Это уже позже ей ближе стало направление символизма.

Интересный факт можно отметить в стихотворении «Песнь о последней встрече»: не смотря на то, что стихотворение очень невелико, тем не менее, является диметром.  Состоит произведение из четырех строф, в каждой из которых четыре строки.

Что же касается размера написания, то тут тоже не все так просто: первые две строки строфы написаны дактилем, а в двух последних строках стихотворный размер отсутствует вовсе.  Рифмовку Ахматова использует перекрестную, рифму чередует мужскую с женской.

Композиция

Стихотворение «Песня о последней встрече» делится на четыре строфы, но вот композиционно его разделить не так уж и просто.

В первой строфе стихотворения мы видим женщину, которая взволнована настолько, что путает перчатки, а мыслями находится где-то далеко-далеко. Но она пытается делать вид, что все нормально, поэтому легкой походкой направляется навстречу испытаниям.

Вторая строфа проясняет причину переживания лирической героини. Существует некий человек, мысли о котором не дают ей покоя. Она настолько растеряна, что даже вход в родной дом кажется ей бесконечным.

Показалось, что много ступеней,А я знала — их только три!Между кленов шепот осенний

Попросил: «Со мною умри!

Третья строфа окончательно раскрывает все тайны. Этот некто – возлюбленный женщины.

В четвертой строфе подводится окончательная черта – эта встреча была последней. Они любят друг друга, но вынуждены расстаться. Им двоим остаются лишь воспоминания.

Образы и символы

Главный образ произведения – это образ лирической героини. В ней поэтесса показала все: и настоящую любовь, и самопожертвование.

Образ возлюбленного так же присутствует. Его образ находится как в некотором тумане, вот-вот – и он растает полностью. Но при этом всем мы отчетливо чувствуем его душераздирающую боль расставания. Он искренен, говорит шепотом, хотя этот шепот звучит громче крика.

Еще один очень интересный образ  — это образ дома. Его поэтесса наполняет мистикой, мраком и одиночеством. Этот образ чем-то напоминает могилу. Для лирической героини он действительно становится могилой, поскольку она возвращается туда одна и понимает, что все её надежды рухнули. Но её душа находит там покой, хотя и понимает, что счастье у неё навсегда забрали.

Темы, проблемы

Тема любви, которую затрагивает поэтесса, занимала всегда центральное место в её творчестве. Все чувства, будь-то радость или горе, непременно были связаны с любовью. Вот и лирическая героиня расплачивается за свою любовь одиночеством и печалью.

Тема разлуки здесь тоже выражена очень ярко. Для самой поэтессы данная тема была уж очень близка, поэтому к ней она относилась с особым трепетом.

Так уж сложилось, что все дорогие и любимые ей люди из-за коварства судьбы находились очень далеко от неё. Поэтому Ахматова, как никто другой, знала, что такое разлука и ожидание.

Она привыкла надеяться и ждать, поэтому своей лирической героине она передает схожие эмоции и чувства.

Ахматова была уверена, что все те испытания, которые выпадают в жизни человека, это и есть его судьба. И спорить или противиться ей – бесполезно.

Основной проблемой стихотворения можно назвать взаимопожертвование и искреннюю любовь. Чувства её лирических героев искренни и взаимны. Они готовы умереть вместе – и это не просто слова, брошенные на ветер. Она показала настоящую, сильную любовь, для которой разлука страшнее смерти.

Средства художественной выразительности

Благодаря большому количеству различных троп, поэтессе удается создать мрачную атмосферу, которая как нельзя лучше передает окончание отношений.

Для максимальной выразительности своих чувств и эмоций Анна Андреевна использует метафоры, благодаря которым передает всеохватывающий страх, охватывающий каждого, кто находится в ожидании удара судьбы. Данное чувство испытывает лирическая героиня, отправляясь на последнюю встречу с любимым.

Использование эпитетов помогает Ахматовой показать всю несправедливость судьбы. Благодаря использованию синекдохи поэтесса придает произведению динамики. Так же в тексте встречается парцелляция.

Основная мысль

Основой стихотворения «Песнь о последней встрече» становится трагедия двух любящих людей, которые из-за жестокости судьбы вынуждены навсегда расстаться. Поэтесса умалчивает о то, что становится причиной расставания. Она лишь говорит о том, что все происходящее – это воля судьбы.

Читателя может удивить то, что влюбленные даже не пытаются бороться за свое счастье, молча смирившись с происходящим. Но причины могут быть различными. Спустя время поэтессе довелось самой ощутить на себе вынужденное расставание со своим собственным сыном, когда она ничего не могла сделать.

Да и вообще бывают ситуации, когда расставание – это вынужденная мера, бороться против которой человек просто не в состоянии. Действительно, бывает так, что «нельзя иначе». На все воля Божья, а вот какая она будет, неизвестно никому.

Анализ произведения «Песня о последней встрече» А.А. Ахматовой

Вам также будет интересно

Анализ стихотворения «Песня о последней встрече»

Урок №15

Тема. Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики.

Цели. Научить определять особенности поэтического мастерства Ахматовой: искренность интонаций, музыкальность стиха, глубокий психологизм лирики, научить посредством анализа стихов определять их тематику и проблематику.

Учебник. Русский язык и литература,11 класс, базовый уровень, в 2-х частях, Часть1, под ред. В.П. Журавлева, 3-е издание, М.: Просвещение, 2016 г.

  • Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение (на выбор) Ахматовой, подготовить анализ одного стихотворения:
  • џ «Песня последней встречи…»;
  • џ «Сжала руки под темной вуалью…»;
  • џ «Мне ни к чему одические рати…»;
  • џ «Мне голос был, он звал утешно…»;
  • Методический материал
  • Поэзия Ахматовой – сложный лирический роман.
  • Б. Эйхенбаум
  • …Стих Ахматовой… останавливает внимание на том, мимо чего мы в обычном состоянии способны пройти равнодушно, не оценить, не почувствовать.
  • Н. Скатов
  • Анна Ахматова для русской читающей публики в ХХ веке стала такой же легендарной, как Пушкин для XIX.
  • Как черный ангел на снегу
  • Ты показалась мне сегодня,
  • И утаить я не могу –
  • Есть на тебе печать Господня, –

так писал О. Мандельштам, передавая то потрясение, которое рождалось у современников даже при первом взгляде на Ахматову. М. И. Цветаева отметила не только эту печать испепеленной страданием чистоты, но и царственную гордость, роднящую Ахматову не только с терпением русских равнин, но и с величием гор Кавказа:

  1. Нечеловечески-мила
  2. Её дремота.
  3. От ангела и от орла
  4. В ней было что-то.

Это странное соединение хрупкости и властности С. М. Горецкий объясняет сложностью времени, в которое жила Ахматова, тем адским переплавом веков, в котором помогало выжить лишь мужество мучеников:

  • В начале века профиль странный
  • (источен он и горделив)
  • Возник у лиры. Звук желанный
  • Раздался, остро воплотив
  • Обиды, горечь и смятенье
  • Сердец, видавших острие,
  • Где в неизбежном столкновенье

Раннее творчество А. Ахматовой – крик женской души, измученной любовью. Он отразился и в стихотворении, о котором пойдет речь

  1. Анализ стихотворения «Песня о последней встрече»
  2. Анализ произведения «Песня о последней встрече» А.А. Ахматовой
  3. 2.Анализ стихотворения «Сжала руки под темной вуалью…»;

История создания – было написано в 1911 г. (ранний период творчества), когда поэт соединила себя узами брака с Н. Гумилевым.

Тема стихотворения – разрыв отношений влюбленных людей.

Композиция – Произведение условно можно разделить на 2 части: рассказ женщины о том, что она чувствовала, когда наблюдала за уходом любимого и лаконичное воспроизведение последних минут расставания. Формально стихотворение состоит из трех катренов, которые постепенно раскрывают тему.

  • Жанр – элегия.
  • Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.
  • Метафоры«я терпкой печалью напоила его допьяна», «искривился мучительно рот»,
  • Эпитеты«темная вуаль», «ты сегодня бледна».
  • 3.Анализ стихотворения «Мне ни к чему одические рати…»

Первая строфа сразу заявляет: это субъективные размышления лирической героини. Стихи, полагает Ахматова, должны быть живыми, неожиданными, преподносить свежие мысли («в стихах все быть должно некстати»).

Поэтические строки рождаются несмотря ни на что («Когда б вы знали, из какого сора // Растут стихи, не ведая стыда…»), вдохновенно и даже вопреки. Ахматова приводит удивительные сравнения этого, кажется, не зависящего от самой жизни процесса творения: стихи рождаются, «Как желтый одуванчик у забора, // Как лопухи и лебеда».

Читайте также:  Джордж арнольд стихи: читать все стихотворения, поэмы поэта джордж арнольд - поэзия

Многое в обыденном мире необычно и оттого поэтично, заслуживает быть воспетым в стихах («дегтя запах свежий», «таинственная плесень на стене»). Здесь Ахматова соглашается с любимым ею Пушкиным: творчество должно быть свободным и легким. Для передачи оптимистического настроения Ахматова выбирает популярный у русских поэтов размер ямб.

Поэтической мысли Ахматовой придает целостность и повторяющееся «мне», формирующее некую композиционную стройность. Глаголов в стихотворении мало, но действие поэтессе удается передать легко — здесь сама Жизнь действует: вот «желтый одуванчик у забора», а так пахнет деготь, стихи «растут» по весне, вместе со всей природой.

А главное предназначение поэта — простое: дарить радость всем людям.

4.Анализ стихотворения «Мне голос был, он звал утешно…»;

История создания – произведение было написано в 1917 г., в период революции. Позже было включено в сборник «Белая гвардия».

  1. Тема стихотворения – кровавые исторические события и верность Родине.
  2. Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирической героини, который по смыслу можно разделить на три части: рассказ об исторических событиях, строки, посвященные таинственному голосу, описание реакции лирической героини на услышанное.
  3. Жанр – гражданская лирика.
  4. Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.
  5. Метафоры«когда в тоске самоубийства народ гостей немецких ждал», «дух суровый византий», «приневская столица, забыв величие свое… не знала, кто берет ее», «из сердца выну черный стыд».
  6. Эпитеты«приневская столица», «край глухой и грешный», «скорбный дух».
  7. Сравнения– столица, «как опьяневшая блудница».

«Песня последней встречи» анализ стихотворения Ахматовой по плану кратко – идея, жанр

Раннее творчество А. Ахматовой – крик женской души, измученной любовью. Он отразился и в стихотворении «Песня последней встречи», в котором описывается последнее свидание лирической героини со своим возлюбленным. Школьники изучают произведение в 11 классе.

Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Песня последней встречи» по плану.

  • Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
  • Кучминой Надеждой Владимировной.
  • Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Песня последней встречи.История создания – произведение появилось в тетради поэта осенью 1911 г. в Царском Селе, опубликовано было в первом поэтическом сборнике Ахматовой «Вечер».

  Анализ стихотворения Бунина Детство метафоры эпитеты

Тема стихотворения – размолвка и разлука влюбленных.

Композиция – По смыслу стихотворение можно поделить на две части: описание того, как лирическая героиня выбегает из дома после ссоры и воспроизведение мысленного диалога с любимым. Формально стихотворение состоит из четырех катренов.

  1. Жанр – лирическое стихотворение.
  2. Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.
  3. Метафоры – «беспомощно грудь холодела», «между кленов шёпот осенний попросил», «я обманут моей унылой переменчивой, злой судьбой».
  4. Эпитеты – «шаги легки», «переменчивая судьба», «последняя встреча», «равнодушно-желтый огонь».
  5. Олицетворения– «между кленов шёпот осенний попросил».

Тема стихотворения

«Так беспощадно грудь холодела» – это исповедь обманутой женщины, которая с горечью переживает боль утраты. Ещё вчера мир был цветным и расцветал зеленью садов, а сегодня это чёрно-белая картинка унылой осени. Символичный строки:

Я на правую руку надела Перчатку с левой руки.

Они стали одним из клише Ахматовой и шли с ней по жизни всю долгую творческую жизнь. Что подразумевала поэтесса под перчатками? Возможно, всё просто – героиня встречалась и любила не того человека, она надела не ту перчатку на правую руку, руку сердца.

При этом нельзя пройти мимо и первых строк стихотворения, где лирическая героиня говорит о холодеющей груди, но лёгкости походки – это ни что иное, как остывающая в сердце любовь и лёгкость, когда, пусть через боль, избавляешься от обмана и пытаешься сделать глубокий вздох.

Есть смысл заглянуть и между строк второго куплета:

Показалось, что много ступеней, А я знала – их только три!

Какие это ступени? – Скорее всего, встреча – любовь – и разлука. Казалось, что в отношениях так много граней, а все гораздо проще: встретились, полюбили и расстались, дав сердцу горькую команду остывать.

История создания

Анализируемое произведение относится к раннему периоду творчества Анны Ахматовой. Поэтесса написала его в 1911 г., в период, когда была связана брачными узами с Н. Гумилевым.

В это время ее стихотворения наполнены мотивами разлуки, несчастной любви, любовных страданий. Поклонники этого пласта ее творчества были уверены, что женщина заводила романы на стороне. Тем не менее, они ошибались.

Анна Андреевна была верна мужу, который, кстати, помогал ей публиковаться.

«Песня последней встречи» – фантазия поэта, герои ее сотканы из наблюдений автора за окружающими. Интересно, что подобные стихотворения иногда становились причиной ссор между Н. Гумилевым и А. Ахматовой, о чем вспоминали очевидцы.

Основная идея

Смысл стихотворения «Песнь о последней встрече» — это трагедия любящего человека, гонимого роком чужих событий. Ахматова не приводит конкретных причин расставания. Все происходит “потому что нельзя иначе”. Знать бы, как выглядит это “иначе”, выходит, оно нескончаемо привлекательно, раз судьба так яро отваживает нас он него.

Герои покажутся некоторым несколько неограниченными собственной убежденностью в бессилии людьми, не предпринимающими попыток сохранить свое счастье. Они расстаются; разве так можно так просто? Можно.

Особенно прочно в этом убедится спустя годы после написания стихотворения сама Ахматова, наблюдая связанные руки ни в чем не повинного сына, раз за разом бросая горсть земли в могилы любимых людей. Именно тогда она понимала, что значит “нельзя иначе”.

Именно тогда она понимала, что не все в этом мире, увы, находится в юрисдикции человеческого сердца. Есть еще и Боги: земные и небесный, чья воля рушит жизни, крошит камень и выливает сталь: чаще на пушки, чем на колокола.

Таким образом, главная мысль стихотворения «Песнь о последней встрече» заключается в невыразимом страдании любящих сердец, обреченных судьбой на разлуку: она дала ему клятву умереть вместе с ним, и эта встреча стала последней. Возможно, именно потому, что обещание было выполнено…

Тема

В стихотворении развивается традиционная для литературы тема разрыва отношений влюбленных. Подается она через женское восприятие. В центре произведения лирическая героиня. Уже в первом стихе читатель замечает, что она очень взволнованна, от этого у нее холодеет грудь. Мысли героини где-то далеко, поэтому она путается, когда надевает перчатки.

Состояние лирической героини настолько напряженное, что три ступеньки кажутся ей длинной лестницей. Женщину преследует голос любимого, который слышится даже в кленовых листьях.

Видимо, мужчина тоже страдает, так как просит любимую умереть вместе с ним. Женщина без раздумий соглашается. В этих строках смерть понимается не как физическое, а как душевное состояние.

Мы понимаем, что оба героя ощутили, как что-то раскололось внутри.

Лирическая героиня, наконец, решается взглянуть на дом, где вспыхнула ссора. Единственное, что она увидела – «равнодушно-желтый огонь» от свечей в спальне. А. Ахматова не зря упоминает желтый цвет, традиционно символизирует разлуку.

В контексте темы поэт развивает идею о том, что настоящую любовь нельзя убить в ссоре, даже после разлуки она остается в сердцах влюбленных, только теперь не греет, а сжигает их.

Образы и символы

Самым ярким, безусловно, является образ лирической героини в стихотворении «Песня о последней встрече», отражающей суть истинной человеческой любви, в которой сентиментальная слабость дополняет решительную силу самопожертвования. Чего стоит вовсе не кажущееся в контексте стихотворения глупым: “И я тоже умру с тобой”.

Особый интерес представляет образ возлюбленного, получившийся едва ли не инфернальным. Он, обращающийся к главной героине, будто бы уже наполовину растаял, мы видим лишь остатки его экзистенции, скрывающейся от душераздирающей боли расставания: шепот, замещающий трагический надрыв, неоднозначные формулировки, замещающие самые важные слова, самую горькую правду, самую сладкую ложь.

Без преувеличения мистическим вышел образ дома, где “только в спальне горели свечи равнодушно желтым огнем”. Мрачное жилище, со своей суровой одинокостью и темнотой, напоминает метафорическую могилу.

Действительно, дом, куда возвращается теперь уже одинокая героиня, выступает в качестве склепа в одночасье разрушенных надежд, где обретет покой опустошенная душа, у которой так непринужденно, но при этом, закономерно, было отнято счастье.

Композиция

Анализируемое произведение – монолог лирической героини, который можно поделить на две части: описание того, как лирическая героиня выбегает из дома после ссоры и воспроизведение мысленного диалога с любимым. Из-за особенностей содержания монолог лирической героини прерывается диалогической речью. Формально стихотворение состоит из четырех катренов.

Стихотворный размер – трёхстопный анапест. Ахматова использовала перекрестную АВАВ рифмовку. В произведении есть и мужские, и женские рифмы.

Жанр, направление, размер

Жанровую принадлежность стихотворения «Песня о последней встрече» Ахматова выдает в его названии, значительно упрощая тем самым работу литераторов: подобное стихотворение, представляющееся фрагментом потока сознания, воспаленного высокими чувствами, нельзя точно квалифицировать.

Сойдемся на том, что рассматриваемое нами стихотворение — “песнь”, выражаясь более пафосно — элегия. Тем более, что оно имеет большинство характеризующих ее как жанр признаков:

  • простой человек в качестве лирического героя;
  • поэтический параллелизм;
  • вкрапление в виде диалога с предметом чувственного дисбаланса, побудившего лирического героя на монолог, непосредственно представляющий собой все произведение.

Что касается литературного направления, в лоне которого создавалось стихотворение, следует сказать о том, что ранняя Ахматова принадлежит к течению акмеизма. Лишь позже, с наступлением Сталинской эпохи, поэтесса вынуждена была прибегать к символизму. Если у кого был тогда акмеизм в почете, то разве что среди блатных.

Читайте также:  Сочинение: Какие человеческие пороки высмеивает Чехов в рассказе «Хамелеон»?

  Пейзажная лирика Лермонтова М.Ю: подробный анализ творчества

Так, «песнь о Последней встрече», написанная, как уже говорилось, в 1911 году, соответствует всем канонам акмеизма:

  • описывает конкретно-чувственное проявление мира (момент расставания в кленовом саду);
  • делает центром человека, природа чьих чувств требует подтверждения (героиня готова разделить с ним смерть, однако понимает, что ее клятвы в этом — пустой звук).

Говоря о стихотворном размере стихотворения «Песня о последней встрече», необходимо отметить примечательный факт: несмотря на свои малые размеры, оно является диметром (стихотворением, состоящим из трех тактов). Стихотворение состоит из четырех строф, по 4 строки в каждой.

Каждая строфа условно поделена Ахматовой надвое: первые две строки подчиняются правилам силлабо-тонической системы стихосложения, последние — правилам тонической системы.

В первых двух строках четко соблюдается стихотворный размер — дактиль, в то время как в последних строках размер как таковой отсутствует, а вот количество ударений с рифмующимися строками совпадает.

В остальном, все соответствует классическим для русской поэзии стандартам: стихотворение обладает претензией на гениальность, перекрестной рифмовкой, мужской рифмой в строках “А”, а женской — в строках “В”.

Тест по стихотворению

  • Начать тест(новая вкладка)
  • Доска почёта
  • Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
    

  • Наталья Чаркина6/8
  • Григорий Апрелов7/8

История появления на свет

Данное стихотворение увидело мир в 1911 году, автор стихотворения опубликовалась в издании «Вечер». Читатели, которые ознакомились с произведением немного позже, были уверены в том, что автор данного стихотворения провожала собственного мужа на войну. Однако если сопоставить временные рамки, то приходит понимание, что стихотворение нельзя приурочить к военным событиям.

Естественно возникает логический вопрос, о ком писала Ахматова, а самое главное, зачем? Для того, чтобы действительно докопаться до истины следует углубиться в мемуары Анны. Поэтесса сама призналась в том, что ее произведения иногда бывают излишне драматичным и сентиментальны.

Удивительно то, что она сама поддавала свое творчество критике. Однако, Ахматова виртуозно придавала своим произведениям чувственности, наполняя их искренними человеческими эмоциями, передавая слабости.

К сожалению, далеко не многим авторам действительно удалось преодолеть подобную вершину в своих произведениях.

Если рассматривать любовные нотки в произведении, то нельзя говорить о том, что автор имитировал эти чувства. В тот период Анна Андреевна была в браке и абсолютно счастлива со своим избранником. А вот, расставание, которое стало концовкой произведения, было выдумкой. Однако, именно этим действам удалось передать верность чувств, особую теплоту.

Средства выразительности

Чтобы передать внутреннее состояние влюбленных А. Ахматова использует языковые средства. Они же являются и инструментом для реализации идеи.

В тексте есть метафоры – «беспомощно грудь холодела», «между кленов шепот осенний попросил», «я обманут моей унылой переменчивой, злой судьбой»; эпитеты – «шаги легки», «переменчивая судьба», «последняя встреча», «равнодушно-желтый огонь». Сравнений автор не использует.

  1. Предыдущая
  2. Анализ стихотворений«К морю» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – стихотворный размер, жанр, кому посвящено
  3. Следующая
  4. Анализ стихотворений«Она сидела на полу» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – кому посвящено, средства выразительности, жанр

«Песня последней встречи», анализ стихотворения Ахматовой

В смутное время, когда XIX век сменялся XX, в мире, находящемся в предчувствии глобальных потрясений, вспыхнула самая яркая в литературе новой эпохи женская поэзия — лирика Анны Ахматовой. Весной 1912 г. вышел ее первый сборник стихов «Вечер».

Тираж был совсем небольшим – всего 300 экземпляров, но этого было достаточно, чтобы молодая поэтесса стала знаменитой.

Критики единодушно определили ей достойное место в ряду выдающихся русских поэтов, а почитатели (в основном, почитательницы) с нетерпением ожидали каждого нового стихотворения. Строки Ахматовой знали наизусть, записывали в альбомы и цитировали, признаваясь в любви.

Ее «перчатка с левой руки» запомнилась всем, как символ отчаяния женщины, брошенной возлюбленным. Лирика Анны Ахматовой — это лирика разлук и утраченных чувств. Поэтому главным мотивом поэзии оказываются нотки светлой грусти.

Знаменитая строка о перчатке взята из «Песни последней встречи», стихотворения выстроенного как исповедь героини после расставания с любимым человеком. Первая строфа построена на контрасте (антитезе).

Действия героини противоречат ее чувствам и мыслям: «Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки». И вот появляется небольшая, но очень красноречивая деталь: «Я на правую руку надела Перчатку с левой руки».

Отстраненность от внешнего мира, когда три знакомые ступеньки кажутся бесконечными, не оставляет сомнений, произошло нечто непоправимое. В этой антитезе иллюзии и реальности воплощен разрыв между душевным состоянием героини и ее действиями.

Ее сердце все еще рядом с любимым, а сознание подсказывает, что его нужно вычеркнуть из жизни. О «нем» уже ни слова не говорится, но «он» еще владеет всеми чувствами.

С безысходным состоянием героини гармонирует одухотворенная природа (а, может быть, это только ее иллюзия?). Мотив разрыва с любимым соединяется с мыслью о смерти, как о единственной возможности избавиться от невыносимой боли.

Это похоже на выдох облегчения и сопричастности оттого, что «злая судьба» жестока ко всему в подлунном мире. Какая нежность в словах: «Милый, милый! И я тоже. Умру с тобой…». Эти слова обращены не к человеку, а к осеннему шепоту.

Прощальный взгляд на «тёмный дом» и равнодушно-желтые огни в окнах, как осознание необратимости разрыва.

Настроение безнадежности и безысходной тоски точно передано словами: «шепот осенний», «беспомощно грудь холодела», «унылой… злой судьбой», «равнодушно-желтым огнем». Фонетика стихотворения поддерживает мелодику печали – множественное повторение звука «у», созвучного «умру».

Все глаголы в стихотворении употреблены в форме прошедшего времени, что также добавляет красок к общей картине. Лаконичность ахматовской лексики наряду с естественностью интонаций, возникающих благодаря неоднократному повторению местоимения «я», делает «Песню» близкой и понятной читателям.

Проникновенности интонациям добавляет и избранный Анной Ахматовой анапест – певучий стихотворный размер. И сбой ри, вероятно, не случаен, так выразительно он подчеркивает смятение героини.

Совсем еще молодая поэтесса А. Ахматова, обратившись к традиционной в поэзии теме, смогла развить ее своеобразно.

Всего лишь описав недлинный путь героини, расставшейся с любовью и вышедшей из дома, в котором оставался, еще совсем недавно родной, человек, а вместе с ним и минуты счастья, Анна Ахматова сумела передать драматичность ситуации.

Именно эта способность делать язык поэзии простым и воспринимаемым без усилий заставляет нас сегодня грустить, читая эти строки.

  • «Реквием», анализ поэмы Ахматовой
  • «Мужество», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сжала руки под темной вуалью…», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сероглазый король», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Двадцать первое. Ночь. Понедельник», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сад», анализ стихотворения Анны Ахматовой
  • «Родная земля», анализ стихотворения, сочинение
  • «Вечером», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Гость», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Мне голос был», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Белой ночью», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Смятение», анализ стихотворения Анны Ахматовой, сочинение
  • «Уединение», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Поэма без героя», анализ произведения Ахматовой
  • «Рыбак», анализ стихотворения Анны Ахматовой

По произведению: «Песня последней встречи»

По писателю: Ахматова Анна Андреевна

Подготовка к ЕГЭ Анализ поэтического текста. А. Ахматова Песня последней встречи 1911 год Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки, Я на. — презентация

Раннее творчество А. Ахматовой – крик женской души, измученной любовью. Он отразился и в стихотворении, о котором пойдет речь в статье. Школьники изучают его в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Песня последней встречи» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Песня последней встречи.

История создания – произведение появилось в тетради поэтессы осенью 1911 г. в Царском Селе, опубликовано оно было в первом поэтическом сборнике Ахматовой «Вечер».

Тема стихотворения – ссора и разлука влюбленных.

Композиция – По смыслу стихотворение можно поделить на две части: описание того, как лирическая героиня выбегает из дому после ссоры и воспроизведение мысленного диалога с любимым. Формально стихотворение состоит из четырех катренов.

  • Жанр – элегия.
  • Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.
  • Метафоры – «беспомощно грудь холодела», «между кленов шепот осенний попросил», «я обманут моей унылой переменчивой, злой судьбой».
  • Эпитеты – «шаги легки», «переменчивая судьба», «последняя встреча», «равнодушно-желтый огонь».

Жанр, направление, размер

Жанровую принадлежность стихотворения «Песня о последней встрече» Ахматова выдает в его названии, значительно упрощая тем самым работу литераторов: подобное стихотворение, представляющееся фрагментом потока сознания, воспаленного высокими чувствами, нельзя точно квалифицировать.

Сойдемся на том, что рассматриваемое нами стихотворение — “песнь”, выражаясь более пафосно — элегия. Тем более, что оно имеет большинство характеризующих ее как жанр признаков:

  • простой человек в качестве лирического героя;
  • поэтический параллелизм;
  • вкрапление в виде диалога с предметом чувственного дисбаланса, побудившего лирического героя на монолог, непосредственно представляющий собой все произведение.

Что касается литературного направления, в лоне которого создавалось стихотворение, следует сказать о том, что ранняя Ахматова принадлежит к течению акмеизма. Лишь позже, с наступлением Сталинской эпохи, поэтесса вынуждена была прибегать к символизму. Если у кого был тогда акмеизм в почете, то разве что среди блатных.

Так, «песнь о Последней встрече», написанная, как уже говорилось, в 1911 году, соответствует всем канонам акмеизма:

  • описывает конкретно-чувственное проявление мира (момент расставания в кленовом саду);
  • делает центром человека, природа чьих чувств требует подтверждения (героиня готова разделить с ним смерть, однако понимает, что ее клятвы в этом — пустой звук).
Читайте также:  Стихи про животных, птиц русских поэтов: читать красивые стихотворения классиков

Говоря о стихотворном размере стихотворения «Песня о последней встрече», необходимо отметить примечательный факт: несмотря на свои малые размеры, оно является диметром (стихотворением, состоящим из трех тактов). Стихотворение состоит из четырех строф, по 4 строки в каждой.

Каждая строфа условно поделена Ахматовой надвое: первые две строки подчиняются правилам силлабо-тонической системы стихосложения, последние — правилам тонической системы.

В первых двух строках четко соблюдается стихотворный размер — дактиль, в то время как в последних строках размер как таковой отсутствует, а вот количество ударений с рифмующимися строками совпадает.

В остальном, все соответствует классическим для русской поэзии стандартам: стихотворение обладает претензией на гениальность, перекрестной рифмовкой, мужской рифмой в строках “А”, а женской — в строках “В”.

История создания

Анализируемое произведение относится к раннему периоду творчества Анны Ахматовой. Поэтесса написала его в 1911 г., в период, когда была связана брачными узами с Н. Гумилевым.

В это время ее стихотворения наполнены мотивами разлуки, несчастной любви, любовных страданий. Поклонники этого пласта ее творчества были уверенны, что женщина заводила романы на стороне. Тем не менее, они ошибались.

Анна Андреевна была верна мужу, который, кстати, помогал ей публиковаться.

«Песня последней встречи» – фантазия поэтессы, герои ее сотканы из наблюдений автора за окружающими. Интересно, что подобные стихотворения иногда становились причиной ссор между Н. Гумилевым и А. Ахматовой, о чем вспоминали очевидцы.

Песня последней встречи

Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней, А я знала – их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: «Со мною умри! Я обманут моей унылой Переменчивой, злой судьбой». Я ответила: «Милый, милый! И я тоже.

Умру с тобой!» Это песня последней встречи. Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно-желтым огнем.

1911

Тема

В стихотворении развивается традиционная для литературы тема разрыва отношений влюбленных. Подается она через женское восприятие. В центре произведения лирическая героиня. Уже в первом стихе читатель замечает, что она очень взволнована, от этого у нее холодеет грудь. Мысли героини где-то далеко, поэтому она путается, когда надевает перчатки.

  Сочинение: «Чем интересно «Слово о полку Игореве»?»

Состояние лирической героини, настолько напряженное, что три ступеньки кажутся ей длинной лестницей. Женщину преследует голос любимого, который слышится даже в кленовых листьях.

Видимо, мужчина тоже страдает, так как просит любимую умереть вместе с ним. Женщина без раздумий соглашается. В этих строках смерть понимается не как физическое, а как душевное состояние. Мы понимаем, что оба героя ощутили, как что-то раскололось внутри.

Лирическая героиня, наконец, решается взглянуть на дом, где вспыхнула ссора. Единственное, что она увидела – «равнодушно-желтый огонь» от свечей в спальне. А. Ахматова не зря упоминает желтый цвет, традиционно символизирует разлуку.

В контексте темы поэтесса развивает идею о том, что настоящую любовь нельзя убить в ссоре, даже после разлуки она остается в сердцах влюбленных, только теперь не греет, а сжигает их.

«Песня последней встречи» А.Ахматова

«Песня последней встречи» Анна Ахматова

Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней, А я знала — их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моей унылой Переменчивой, злой судьбой». Я ответила: «Милый, милый — И я тоже. Умру с тобой!»

Это песня последней встречи. Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно-желтым огнем.

Анализ стихотворения Ахматовой «Песня последней встречи»

Не секрет, что произведения многих поэтов являются автобиографичными. В них они по новой переживают свои наиболее сильные чувства и впечатления, переосмысливают их и порой даже снабжают философскими ми.

Анна Ахматова в этом отношении является исключением. Вся ее лирика раннего периода – фикция, выдумка, полет необузданной женской фантазии.

Возможно, именно поэтому начинающая поэтесса так легко предавала бумаге сокровенные мысли и чувства женщин, потому что они не были ее собственными.

Поклонники раннего творчества Анны Ахматовой были убеждены, что она легко заводит романы с мужчинами, изменяя своему мужу, поэту Николаю Гумилеву. И именно стихи Ахматовой все чаще и чаще становились причиной семейных ссор, во время одной из которых, по воспоминаниям очевидцем, Гумилев воскликнул: «Ну зачем ты все это выдумала?».

Стихотворение «Песня последней встречи», написанное Ахматовой в 1911 году и вошедшее в ее первый поэтический сборник, также относится к разряду фантазий автора и не имеет ничего общего с ее реальной жизнью. К этому моменту Ахматова уже состоит в браке с Гумилевым, их первые годы совместной жизни протекают достаточно счастливо и безмятежно.

Именно Николай Гумилев является одним из первых читателей и критиков стихов своей супруги, а также помогает ей их публиковать. Поэтому сложно предположить, что на фоне семейной идиллии начинающая поэтесса вдруг заводит роман на стороне, окрашенный трагизмом и безысходностью.

Тем не менее, в стихотворении «Песня последней встречи» представлены именно такие отношения. Между героиней этого произведения и ее возлюбленным происходит разрыв отношений, который явно выбивает женщину из колеи. «Я на правую руку надела перчатку с левой руки», — пишет Ахматова от первого лица, отождествляя себя с героиней стихотворения.

Спускаясь по знакомой и исхоженной лестнице, она ловит себя на мысли, что этот путь является бесконечным, хотя и знает, что там всего три ступеньки, преодолеть которые не составляет труда. Именно эти незначительные детали уверяют читателей в том, что Анна Ахматова действительно прочувствовала и пережила все то, о чем пишет в своих произведениях.

И этот уникальный дар является характерной особенностью ранней любовной лирики поэтессы, наполненной трагизма и печали.

В стихотворении «Песня последней встречи» страдания героини возведены в абсолют. Даже в шелесте кленовых листьев ей чудится шепот возлюбленного, который просит: «Со мной умри!».

И женщина, с которой отождествляет себя Ахматова, с готовностью откликается на этот призыв, подразумевая не смерть в физическом плане, а гибель души, которая испепелена страданиями и неизбежной разлукой.

Еще один очень важный штрих, которому поэтесса уделяет особое внимание в этом произведении, заключается в том, чтобы подчеркнуть равнодушие окружающего мира, которому нет никакого дела до личной драмы двух людей.

Поэтому поэтесса отмечает, что последний взгляд, брошенный героиней стихотворения на такой знакомый темный дом, открывает перед ней картину, наполненную тоской и безразличием. «Только в спальне горели свечи равнодушно-желтым огнем», — отмечает поэтесса.

Стоит сказать, что подобных по настроению и мировосприятию стихов в раннем творчестве Анны Ахматовой достаточно много, однако это – лишь незначительная часть произведений из знаменитой синей тетради, которые сама поэтесса считала глупыми, детскими и наивными.

Поэтому после того, как вышел ее первый поэтических сборник «Вечер», Ахматова сожгла тетрадь, о чем впоследствии сильно сожалела и даже пыталась по памяти восстановить некоторые произведения.

По словам поэтессы, стихотворение «Песня последней встречи» значилось в этой тетради под номером 211.

Средства выразительности

Чтобы передать внутреннее состояние влюбленных А. Ахматова использует языковые средства. Они же являются и инструментом для реализации идеи.

В тексте есть метафоры – «беспомощно грудь холодела», «между кленов шепот осенний попросил», «я обманут моей унылой переменчивой, злой судьбой»; эпитеты – «шаги легки», «переменчивая судьба», «последняя встреча», «равнодушно-желтый огонь». Сравнений автор не использует.

  1. Предыдущая
  2. Анализ стихотворений«К морю» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – стихотворный размер, жанр, кому посвящено
  3. Следующая
  4. Анализ стихотворений«Она сидела на полу» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – кому посвящено, средства выразительности, жанр

Композиция

Как уже говорилось, стихотворение «Песня о последней встрече» состоит из четырех строф, однако не имеет столь явного композиционного деления: место действия и эксплицитный психоэмоциональный фон героини не меняется.

Меняются лишь образы, наблюдаемые читателем:

  1. В первой строфе он видит чрезвычайно взволнованную героиню, которая “на правую руку надела перчатку с левой руки” — до того она, погруженная в мысли о Главном, отвлечена от мира условностей. Ее грудь беспомощно холодеет, но она обманывает себя, легко шагает, решительно встречая зреющий удар судьбы.
  2. Вторая строфа проясняет причины душевного тремора героини: есть некто, с кем она прочно связана нитями судьбы. Рефлексия настолько охватывает ее, что давно знакомые ступеньки родного дома кажутся бесконечными: пространство растягивается, время тянется тяжело и муторно (“Показалось, что много ступеней, а я знала — их только три!”). Именно этот некто между кленов осенним шепотом просит: “Со мною умри”. С какой это радости?
  3. Все становится ясно в третьей строфе — некто продолжает держать речь: “Я обманут моей унылой, переменчивой, злой судьбой». Некто, как многим из нас покажется, мямлит, но для героини эти слова ясны как день. До того, что она готова разделить участь обманутого судьбой возлюбленного (мы уже можем его так назвать). Он вторит ему: “И я тоже. Умру с тобой”.
  4. Четвертая строфа дает разъяснение чувствам, изложенным выше: “Это песня последней встречи”. Драма героини и ее возлюбленного становится до конца понятной: два любящих сердца бесповоротно расстаются, вопреки своим чувствам и желаниям. Читатель провожает героиню в опустевший теперь дом, темный и мрачный, оставляя ее наедине с тлеющей свечой и нетленными воспоминаниями.
Ссылка на основную публикацию