Тема маленького человека в произведении «Станционный смотритель»

Пушкин один из первых поднял в своем творчестве тему маленького человека.

«Станционный смотритель» — повесть, якобы принадлежащая перу покойного помещика Белкина, выдержана в стиле сентиментализма, но узнаваемость ситуации более присуща такому литературному направлению, как реализм.

Повествование ведется от лица титулярного советника А. Г. Н., который был знаком с главным героем истории коллежским регистратором Самсоном Выриным и его дочерью.

Тема маленького человека в произведении «Станционный смотритель»

Большая трагедия местного масштаба

В своем прозаическом произведении великий русский поэт акцентирует внимание современников на проблеме бесправного положения мелких служащих, критикуя выработанную обществом систему отношений — «чин чина почитай». Образ маленького человека в повести «Станционный смотритель» не ограничивается рамками служебного состояния. Автор раскрывает духовный мир героя, всю глубину его чувств и переживаний.

Самсон Вырин — маленький человек, «мученик четырнадцатого класса»:

Тема маленького человека в произведении «Станционный смотритель»

  • мирный и услужливый,
  • способный легко налаживать отношения с людьми разного склада,
  • скромный и нетребовательный,
  • не имеющий чрезмерного пристрастия к деньгам,
  • знающий много любопытного и поучительного.

Любопытство проезжего было крайне возбуждено, и он пригласил хозяина разделить с ним трапезу, сдобренную чаем и ромом. Выпив пунша, старик несколько расслабился и даже сделал вид, что узнал гостя. Смотритель поведал историю, которая «заняла и тронула» молодого человека.

Все случилось четыре года назад, когда на станцию приехал молодой военный, требовавший немедленно предоставить ему сменных лошадей. Узнав, что все лошади в разъезде, проезжий разгорячился, принялся ругать смотрителя и уже взялся за ногайку, но, увидев Дуню, которая предложила ему «чего-нибудь покушать», сразу успокоился и повеселел.

После обеда проезжий сказался больным. Два дня гусар лежал на кровати, которую ему уступил добрый хозяин, а Дуня ухаживала: делала на голову повязки с уксусом и подавала кружку с лимонадом.

На третий день больному сразу стало лучше, и он засобирался в дорогу. Гость много разговаривал и шутил, насвистывал мелодии и был чрезвычайно любезен с хозяином, которому уже было жаль расставаться с полюбившимся постояльцем.

Отъезжая, гусар предложил подвезти Дуню, которая собиралась в церковь. Видя ее нерешительность, отец посмеялся над смущенным видом дочери и посоветовал прокатиться. Теперь он проклинал свою доверчивость и «ослепление».

За блудной овечкой

Возвратившийся ямщик поведал, что девушка «отправилась далее» вместе с гусаром. Смотритель «не снес несчастия», занемог и слег в горячке.

Тема маленького человека в произведении «Станционный смотритель»

Оправившись, он решает искать дочь. Вырин знает, со слов ямщика, что хотя Дуня и ехала «по своей охоте», но непрестанно плакала. Ему нестерпимо жалко дочь, совершившую опрометчивый поступок, по собственной молодости и его опрометчивости.

Смотритель берет отпуск и отправляется в Петербург, куда судя по записи в подорожной, направлялся ротмистр Минский. Прибыв в столицу, Вырин останавливается у бывшего сослуживца. Ему удается узнать, где остановился Минский. Во время встречи смотритель:

  • не произносит укоризны, хотя «сердце закипело»,
  • слезно умоляет вернуть дочь,
  • просит не губить Дуню окончательно.

Изображение автором неутешного отца вызывает сочувствие и переживание. Не выдержав удара судьбы, смотритель начал сильно выпивать, эта привычка и послужила причиной его преждевременной кончины.

Разбитое сердце становится большим

Непросто кратко и доходчиво объяснить, почему Самсон Вырин — маленький человек с большим сердцем. Сочинение или презентацию на эту тему ученики пишут в 7−9 классе. В этом возрасте еще сложно понять всю трагическую глубину событий, описанных в повести.

Тема маленького человека в произведении «Станционный смотритель»

Кто-то усмотрит только предательство дочери, оставившей стареющего отца, а для кого-то и вовсе не найдется причин для беспокойства. Современность учит, что в сожительстве вне брака нет ничего дурного, а забота о родителях — дело рук самих родителей.

Но во времена описываемых событий женщин такого типа принято было называть содержанками. Они не имели никаких прав. В любой момент мужчина-покровитель мог без объяснения причин выставить любовницу на улицу, где без поддержки и средств женщина легко могла опуститься. Такого конца для Дуни отец очень боялся и предпочитал, что тогда уж лучше ей умереть.

Образ маленького человека в повести Пушкина «Станционный смотритель»

Повести Белкина — это истории, которые писатель пишет в период Болдинской осени в 1830 году. Читатель знакомится с разными историями, что рассказаны Белкиным и кажется, что все это из реальной жизни, а сюжеты не выдуманные, а продиктованы жизнью.

Как раз Станционный смотритель является одним из произведений, что вошло в цикл Повести Белкина. Это повесть, хотя вполне могла бы сойти за роман. В ней автор показал много характеров, а главное раскрыл в Станционном смотрителе образ маленького человека.

Образ маленького человека

Изучив повесть Станционный смотритель для читательского дневника, мы познакомились с обычным человеком, что жил привычной для него жизнью, пока в нее не вмешались обстоятельства.

Образ маленького человека Пушкин раскрывает с помощью станционного смотрителя, который был мелким чиновником по рангу находящегося на последних местах. Это жертва несправедливости и частых побоев.

Смотрителя постоянно во всем обвиняют, а он не протестует, так как и права на это не имеет. Да и характер его не позволяет, ведь маленькие люди всегда себя недооценивают, считая что у них меньше прав.

Словом, типичный маленький человек, который также имел право на существование и вносил определенную лепту в жизнь общества, выполняя свои обязанности. Вот только обидно, что работа маленького человека не ценится и их не уважают.

Однако своим произведением писатель пытается достучаться до читателя, показав нам, что и маленькие люди заслуживают уважения и нужно хотя бы перестать их ругать, выливая на них недовольство.

Работа смотрителя сложная, однако он выполняет ее исправно в любую погоду, встречая и провожая экипажи. У него одна отрада — дочь Дуня, однако у Вырина и ее отбирают, ведь уезжает она с богатым гусаром Минским, с которым невозможно было соперничать, ведь по положению тот был выше. Не нашел смотритель у себя сил для борьбы, поэтому и возвращается ни с чем домой.

Если раньше Вырин принимал свою жизнь с ее невзгодами, как полагается, то теперь он понимает всю пропасть, что разделяет чины. Теперь смысл жизни потерян, и заливая свое горе, герой начинает пить. Вырин предстает перед читателем уже пропащим человеком, которого тяготит жизнь.

Самое страшное, что такие маленькие люди беззащитны, ведь им могут такие вот Минские причинить боль и при этом никто не будет из них наказан. Маленькому же человеку остается лишь влачить свое существование, несмотря на обиду и оскорбления.

Но Вырин не смог пережить жизненную трагедию, спившись, он умирает.

Чуть позже дочь приедет к отцу. Это уже богатая дама. Она приедет, чтобы просить прощения, но будет поздно. Ей останется с детьми только посетить отцовскую могилу и жить дальше, несмотря на угрызения совести, которые будут теперь терзать ее душу всю жизнь. Ведь прощения она так и не получила.

Проект "Особенности маленького человека в произведении А.С. Пушкина "Станционный смотритель"

  • Школьная научно – практическая конференция «Мы исследуем мир»
  • Ханты – Мансийский автономный округ – Югра
  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
  • «Средняя общеобразовательная школа №4»
  • Проект

«Станционный смотритель и одноименное произведение А.С. Пушкина. Особенности маленького человека в произведении А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

  1. Выполнил: Зинуров Динислам Радомирович,
  2. ученик 8д класса.
  3. Руководитель: Беспалая Александра Сергеевна,
  4. учитель русского языка и
  5. литературы
  6. Мегион, 2017 г.
  7. Введение.

Нами для исследования была выбрана тема «Должность «станционный смотритель» и особенности «маленького человека» в одноимённом произведении А.С.Пушкина».

Путешествуя по Петербургской области, я посетил музей «Дом станционного смотрителя». Я узнал, что в России существовала такая должность, и что Пушкин создал одноимённое произведение. Полученные знания позволили мне правильно понять текст. Я решил поделиться этим со своими сверстниками.

Объектом нашего исследования является должность «станционный смотритель» и образ «маленького человека» в литературе.

Предметом исследования является образ «маленького человека» в произведении А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

Целью исследования является раскрытие особенностей образа «маленького человека» в произведении Пушкина.

Для реализации данной цели был поставлены следующие задачи:

  1. Дать определение должности «станционный смотритель» и выявить и описать его обязанности.

  2. Раскрыть особенности образа «маленького человека» в литературе.

  3. Проанализировать произведение А.С.Пушкина «Станционный смотритель» и раскрыть особенности образа главного героя.

В начале работы была сформулирована гипотеза: если читатель познакомится с особенностями жизни станционного смотрителя как реального существовавшего человека, он сможет понять и объяснить мысли, поступки главного героя произведения А.С.Пушкина «Станционный смотритель» ( + понять авторское отношение к герою ).

Для решения поставленных задач были применены такие методы исследования, как изучение теоретической литературы, классификация, обобщение и анализ художественного произведения.

Глава 1. Должность «станционный смотритель».

В Википедии понятие «станционный смотритель» имеет синоним «коллежский регистратор».«Колле́жский регистра́тор или Станцио́нный смотри́тель» – низший гражданский чин 14-го класса в Табели о рангах в России XVIII — XIX веков, а также чиновник, обладавший таким чином, начальник почтовой станции. (1)

(Табель о рангах. Чины гражданские: 1.Канцлер. 2.Действительный тайный советник. 3.Тайный советник.

4.Действительный статский советник.

5.Статский советник. 6.Коллежский советник. Военный советник. 7.Надворный советник. 8.Коллежский асессор. 9.Титулярный советник. 10.Коллежский секретарь. 11.Корабельный секретарь. 12.Губернский секретарь. 13.Провинциальный секретарь. Сенатский регистратор. Синодский регистратор. Кабинетский регистратор.

14. Коллежский регистратор.) (2)

Издания Манифеста от 11 июня 1845 года чин давал право на личное дворянство, затем – только почётное гражданство. Погоны или петлицы данных чиновников имели один просвет и одну звёздочку 11,2 мм, там же дополнительно закреплялась эмблема служебного ведомства.

Формой титульного обращения к коллежскому регистратору было выражение «Ваше Благородие». Оклад пенсии коллежскому регистратору из государственного казначейства по чинам в военном и морском ведомстве составлял 215 рублей, что являлось небольшой суммой.

В Петербургской области, в деревне Выра, есть первый в России музей «Дом станционного смотрителя», посвященный литературному герою. Место музея выбрано неслучайно, так как в деревне Выра располагалась третья от северной столицы почтовая станция. ( Брошюра стр.2)

Путешествия по почтовым трактам были медлительные, с неизбежными задержками на станциях, они были для современников Пушкина важными событиями в жизни и, естественно, отражались в русской литературе. Характер путешествия позволяет понять состояние путешествующего и его отношения к смотрителю станции.

В музее обстановка почтовой станции воссоздана по архивным документам и повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Она представлена комнатой для господ, комнаткой Дуни, местом самого смотрителя, ямщицкой половиной, а также конюшней, почтовым уголком и местом для гужевого транспорта.

Читайте также:  Эпоха возрождения кратко

«Чистая половина для господ путешествующих» – это продолговатая гостиница. Большая часть помещения предназначалась для ожидания лошадей проезжающими. Она рассчитана на долгое сидение: залавок, подобие дивана, скамейки, обитые кожей банкетки, – типичная мебель почтовых станций. «Здесь прибрано, уютно.

Стены украшены лубочными картинками «История блудного сына». На окнах горшки с бальзаминами, будто выращенные самой героиней», – писал А.С.Пушкин в повести «Станционный смотритель».

На стене помещены правила и постановления: «Для всеобщего сведения касающиеся», «Какому чину и по скольку выдавать лошадей», «О подорожных и сборе с оных», «В какое время и по скольку лошадей и в какие экипажи запрягать должны». У окон дорожные вещи, которые брали с собой путешествующие, отправляясь в дальний путь.

Путники ожидали перемены лошадей у голландской печи за столом, на котором стоит чайная посуда. В красном углу – рабочий стол станционного смотрителя. На нём бронзовый подсвечник, чернильница с гусиным пером, книга для записи подорожных, здесь же копия подорожной А.С.

Пушкина от 5 мая 1820 года, в которой говорится, что «коллежский секретарь Александр Пушкин отправлен по надобностям службы к главному попечителю колонистов южного края России генерал-лейтенанту Инзову».

За перегородкой комнатка Дуни- это девичья светёлка. У окна – столик для рукоделия, сундук для приданого. За пёстрой занавеской аккуратно прибранная девичья кровать. На спинке кровати – платье, на двери комнаты – подкова на счастье. На комоде портреты литературных героев в стиле альбомных зарисовок пушкинского времени.

Глава 2. Образ «маленького человека» в литературе.

Известно, что в произведениях литературы существует образ «маленького человека». Само понятие «маленький человек» появляется в литературе раньше, чем складывается сам тип героя. Вначале так называли людей третьего сословия, которое стало интересовать писателей ввиду демократизации литературы.

“Маленький человек” – ряд разнообразных персонажей в русской литературе 19 века, объединённых общими признаками: низкое положение в социальной иерархии, бедность, незащищённость, что обуславливает особенности их психологии и сюжетную роль – жертвы социальной несправедливости и бездушного государственного механизма, часто персонифицированного в образе «значительного лица».

Им свойственны страх перед жизнью, приниженность, кротость, которая, однако, может соединяться с ощущением несправедливости существующего порядка вещей, с уязвлённой гордостью и даже кратковременным бунтарским порывом, как правило, не приводящим к изменению сложившейся ситуации. Тип «маленького человека», открытый А. С. Пушкиным («Медный всадник», «Станционный смотритель») и Н. В.

Гоголем («Шинель», «Записки сумасшедшего»), творчески, а порой и полемически по отношению к традиции, переосмысляли Ф. М. Достоевский (Макар Девушкин, Голядкин, Мармеладов), А. Н. Островский (Бальзаминов, Кулигин), А. П. Чехов (Червяков из «Смерти чиновника», герой «Толстого и тонкого»), М. А. Булгаков (Коротков из «Дьяволиады»), М. М. Зощенко и другие русские писатели 19–20 вв.

(3)

Таким образом, «маленький человек» – тип героя в литературе, чаще всего это бедный незаметный чиновник, занимающий маленькую должность, судьба его складывается трагично.

В ХIХ веке образ «маленького человека» становится одной из сквозных тем литературы. Понятие “маленький человек” ввел в употребление В.Г. Белинский в статье 1840 года  «Горе от ума».

Первоначально оно обозначало человека «простого».

С развитием психологизма в русской литературе этот образ обретает более сложный психологический портрет и становится самым популярным персонажем демократических произведений второй половины XIX века.

Глава 3. Особенности маленького человека в произведении А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

В повести очень заметно чувство «соразмерности», так свойственное Пушкину-художнику и большим художникам вообще. Здесь нет злых и недобрых (как это чаще всего бывает в сентиментальных повестях), по существу, здесь нет и прямого зла – но оттого горе простого человека не становится меньшим, оно обретает все черты истинно трагического. (2, стр.144)

Станционный смотритель, «маленький» человек, нарисованный Пушкиным с огромной достоверностью и глубоким сочувствием, открыл длинный ряд «униженных и оскорблённых» героев в русской литературе.

Пушкин первый обратил внимание читателей на то, что, несмотря на  свое невысокое происхождение, человек все равно остается человеком и ему присущи все те же чувства и страсти, что и людям высшего общества.

   Повесть   «Станционный смотритель» учит уважать и любить человека, учит умению сочувствовать, заставляет думать о том, что мир, в котором живут станционные смотрители, устроен не лучшим образом. (3, ????)

А.С.Пушкин начинает повесть «Станционный смотритель» с выражения отношения путешествующих к коллежским регистраторам: «Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто… не требовал от них…» (4, 216) Такое отношение позволяет современному читателю сделать вывод о том, что оно было привычным, общепринятым в ту эпоху, которую описывает А.С.Пушкин.

Автор дает свое определение понятию «станционный смотритель», ключевым словом в котором является слово «мученик»: « Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, ограждённый своим чином токмо от побоев, и то не всегда…»(4,217).

Автор, рисуя образ станционного смотрителя заставляет читателя проникнуться состраданием: «Вникнем…, и наше сердце исполнится искренним состраданием».(4, 217).

Рассказчик отмечает, что обществу представлены смотрители в самом ложном виде, и обращает внимание, что они «люди мирные», «услужливые», «скромные», «не слишком сребролюбивые», да и разговоры их интересны.

Рассказчик объясняет, по какому принципу в России выстраиваются отношения между людьми, – «чин чина почитай».

Читатель может увидеть обстановку жилища смотрителя: оно отличалось чистотой и скромностью. Стены украшали картинки, среди которых была история блудного сына. Это не случайно, эта пушкинская деталь подготавливает читателя к финалу произведения и показывает, что у Дуни был «знак», которым она не воспользовалась.

А.С.Пушкин называет ещё одну черту характера смотрителя – общительность («…мы втроём начали беседовать, как будто век были знакомы»).

Дуня покидает своего отца, и наступают изменения не только в его внутреннем мире, но и во внешнем облике жилища: «…на окнах уже не было цветов, и всё кругом показывало ветхость и небрежение», а «…бодрый мужчина превратился в хилого старика».(4, 220) Теперь смотритель отвечал не дружелюбно, а угрюмо.

Смотритель считает уезд Дуни своим горем, хотя она повзрослела и вышла замуж. Когда дочка смотрителя была с отцом, то ему удавалось избегать многих неприятностей (ею дом держался, при ней и разговаривали мягко).

Приезжий гусар был вовсе не болен, смотритель догадывался об этом, но не нашёл в себе силы сказать об этом и противостоять такому ухаживанию за Дуней.

При этом гусар «полюбился» смотрителю и отец сам просит Дуню сопроводить гусара до края деревни.

Таким образом, Пушкин раскрывает ещё одну черту смотрителя – чрезмерная доверчивость, даже легкомысленная (гусар был всё-таки посторонним человеком, более того смотритель уже убедился в его лукавстве о болезни).

Пушкин показывает, как обеспокоен смотритель пропажей Дуни. Самсон Вырин поспешил в церковь, и, узнав оттуда, что Дуня проехала это место, начал надеяться на лучшее – что она поехала к своей крёстной матери. Но дочь так и не вернулась.

После этого бедного смотрителя сразила болезнь. То ли от осознания того, что теперь Дуня не «защитит» своего отца своей красотой, ведь, как мы знаем, посетители станции были мягки при разговоре со смотрителем и с Дуней, так как были поражены красотой этой молодой девушки.

Или от потери родительского характера, ведь ни один родитель не отдаст своё дитя чужому человеку и не отпустит его в незнакомое, полное тайн место («Старик не снёс своего несчастия; он тут же слёг в ту самую постель, где накануне лежал молодой обманщик»; «Бедняк занемог сильной горячкой …»). (2; 223)

В подорожной гусара было написано, что тот направлялся из Смоленска в Петербург. Туда-то и отправился наш герой. Ямщик сказывал смотрителю, что «всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте».

(2; 224) Здесь автор доносит до нас мысль, что Дуня тоже была по характеру «маленьким человеком». Видимо, плакала она всё-таки оттого, что обманом взял её гусар. Ведь Дуня думала, что она и правда доедет только до церкви, а не пустили её домой.

Она могла противостоять желанию Минского, но у неё не хватило силы отказать ему.

Но мы возвращаемся к нашему герою. Остановившись в доме своего старого сослуживца, отставного унтер-офицера, Самсон начал поиски. Он узнал, что ротмистр Минский проживает в Демутовом трактире. Попытаясь войти в пристанище гусара, его остановили и сказали, что барин спит и велел никого не принимать до одиннадцати часов.

Смотритель вернулся в назначенное время и его встретил Минский. Тут же смотритель начал умолять гусара вернуть ему дочь. И опять Пушкин показывает в Самсоне «маленького человека». Так ведёт себя человек слабый духом, человек же имеющий данную черту характера не побоялся бы и с твёрдыми намерениями явился бы к барину и потребовал вернуть своё дитя.

И не какие бы преграды не помешали бы этому сильным духом человеку. Даже брак с этим барином.

(Маленькие люди –  небогаты, незаметны, судьба трагична, они беззащитны.

Пушкин «Станционный смотритель». Самсон Вырин.

Труженик. Слабый человек. Теряет дочь – её увозит богатый гусар Минский. Социальный конфликт. Унижен. Не может постоять за себя. Спился. Самсон потерялся в жизни.

Сочувствие автора. Бедный станционный смотритель. Из бодрого мужчины превратился в хилого старика. Унижение. Смирение. Одинокая старость. Смерть). (3)

Источники:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80

  1. http://www.madamam.ru/blog/kto-takoi-stantsionnyi-smotritel-materialy-k-izucheniyu-povesti-aspushkina-stantsionnyi-smotrit

  1. Е.А. Маймин «Пушкин. Жизнь и творчество» – М.- «Наука», 1982

  1. http://charushina-lit.ucoz.ru/load/obraz_malenkogocheloveka_v_russkoj_literature/1-1-0- 1

  1. А.Пушкин. Драматические произведения, романы, повести. ООО «Издательство АСТ», 2000

Тема «маленького человека» в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»

    В 1830 году, в период, названный позднее «Болдинской осенью», А. С. Пушкин написал цикл «Повести Белкина». Рассказчиком историй является некий Белкин, который много путешествует, встречается с разными людьми, которые рассказывают ему о реальных событиях, произошедших в реальной жизни.

За счет этого Пушкин создает впечатление, что развязки сюжетов обусловлены не литературной традицией или фантазией писателя, а их автором выступает сама жизнь. Незамысловатость повествования, простота языка, которым написаны повести — это одинаково необычно как для Пушкина, так и для литературных произведений того времени.

Это та Россия, о которой неправильно писать высоким поэтическим слогом – герои будут выглядеть фальшиво и нереалистично.

    Одним из сильнейших произведений цикла является повесть «Станционный смотритель». Сюжет этой повести мог бы стать романом, поскольку действие продолжительно по времени, включает множество характеров и емких картин из жизни. Гениальность автора позволила передать все это в повести. Это повесть о человеке, живущем простой жизнью, в которую неожиданно вмешались обстоятельства.

     Кто такой станционный смотритель в пушкинские времена? Это мелкий чиновник одного из последних рангов, «сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев».

Читайте также:  Анализ романа Льва Толстого «Воскресение»

Он часто бывает жертвой несправедливости, его обвиняют во всем, пользуясь тем, что он не имеет права ответить. И он действительно не имеет для этого возможности и характера.

Вырин — типичный «маленький человек», и даже данное ему автором имя Самсон, которое носил библейский герой, выглядит насмешкой.

    Так зачем же Пушкин поднимает тему «маленького человека»? Просто он хочет показать, что такие люди тоже существуют и выполняют свое нужное, но незаметное дело в обществе. Автор призывает читателя если не перестать их ругать, то хотя бы относиться к ним снисходительнее. Пушкин много путешествовал, видел много станций и смотрителей, и нередко находил в них добрых, умных и чутких людей.

    Однако вернемся к Вырину. Некоторые выводы можно сделать на основании описания его жилища. Конечно же, первым делом мы обращаем внимание на картинки по библейской притче о блудном сыне, которым Вырин, кажется, придает особое значение. В какой-то мере они отображают мировоззрение Самсона. Он надеется, что все обойдется, что все будет хорошо, так же как и в библейской притче.

    Что еще видно в жилище героя? Например, в начале его дом выглядит уютным, опрятным, прибранным… На окнах стоят цветы — символ мещанского благополучия в те времена. Везде видна аккуратность, забота дочки смотрителя. Все это исчезает с ее уходом — Вырин не наводит порядок, считая, что Дуня скоро вернется, воспринимая это как должное – и так и не дожидается этого.

    Самсон Вырин создал свой маленький, ограниченный мирок, полностью отгородившись от мира внешнего. Там ему комфортно и уютно, он не думает о возможных изменениях в своей жизни.

В этом мирке вместе с ним живет его четырнадцатилетняя красавица-дочь, которая, возможно, тяготится таким существованием и рвется в большой мир. Но всего этого герой не желает видеть и думать об этом, т. к.

любые изменения его пугают.

    Еще более ярко все качества Самсона Вырина проявляются при общении с Минским. Приехав в Петербург, он идет к Минскому и униженно просит его вернуть ему дочь.

Он готов простить его за поруганную честь дочери, лишь бы вернуть прежнее положение вещей.

Желая вернуть дочь, Вырин думает больше не о ней, а о себе, тем самым демонстрируя свою привязанность к определенному образу жизни, боязнь перемен и нежелание что-либо менять даже ради счастья своей дочери.

    Когда Самсон получает от князя деньги, первым его чувством является негодование. Но даже это негодование он не способен выразить непосредственно своему обидчику, и вместо того, чтобы бросить деньги Минскому в лицо, он бросает их на землю.

Это еще раз демонстрирует нам, что да — внутри «маленького человека» бушуют большие страсти, но соответствующих поступков и действий он не совершает, он просто к ним не способен. Причем история с деньгами на этом не заканчивается.

«Большие страсти» быстро улеглись, и, вследствие своей практичности, Вырин решает вернуться и деньги забрать, но даже здесь он опоздал и не погнался за похитителем. Именно это несоответствие между эмоциями и поступками привело Самсона к пьянству и, в дальнейшем, к смерти. 

    Итог истории Самсона Вырина предопределен: долгие годы человек выстраивал искусственный мирок, огораживал его от внешнего мира, но эти стены рухнули от первого же ветра перемен. И Вырин оказался неспособным ни защитить то, что ему дорого, ни приспособиться к новой реальности.

    Итак, повестью «Станционный смотритель» А. С. Пушкин поднял новую для русской литературы тему «маленького человека». Отказавшись от парадной витиеватой речи и сюжета из жизни высшего общества, Пушкин взял за основу своей повести историю о жизни незаметного человека, каких миллионы.

Простыми словами он поведал читателям историю незамысловатой жизни, которая вместила в себя любовь, радости, горести, трагедию, все то, в чем тогдашние его читатели таким людям отказывали. Вырисовывая нового героя, Пушкин не призывает ни с чем бороться, ни за что выступать, он просто описывает существующую ситуацию, обращает внимание читателя на «маленького человека», живущего рядом.

Рассказывая о Самсоне Вырине, Пушкин ведет обычное повествование. Лишь сквозит в его словах легкая грусть. 

    Тема «маленького человека», поднятая Пушкиным нашла свое продолжение в русской литературе. Эту тему использовали многие великие русские писатели, как, например Гоголь и Чехов. Сегодня эта тема не теряет своей актуальности, т. к. и сегодня вокруг нас живет множество маленьких людей, часто беззащитных и наивных, но добрых, делающих свое небольшое но нужное дело.

Тема «маленького человека» в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Станционный смотритель / Тема «маленького человека» в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»

  Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    В 1830 году, в период, названный позднее «Болдинской осенью», А. С. Пушкин написал цикл «Повести Белкина». Рассказчиком историй является некий Белкин, который много путешествует, встречается с разными людьми, которые рассказывают ему о реальных событиях, произошедших в реальной жизни.

За счет этого Пушкин создает впечатление, что развязки сюжетов обусловлены не литературной традицией или фантазией писателя, а их автором выступает сама жизнь. Незамысловатость повествования, простота языка, которым написаны повести — это одинаково необычно как для Пушкина, так и для литературных произведений того времени.

Это та Россия, о которой неправильно писать высоким поэтическим слогом – герои будут выглядеть фальшиво и нереалистично.
    Одним из сильнейших произведений цикла является повесть «Станционный смотритель». Сюжет этой повести мог бы стать романом, поскольку действие продолжительно по времени, включает множество характеров и емких картин из жизни.

Гениальность автора позволила передать все это в повести. Это повесть о человеке, живущем простой жизнью, в которую неожиданно вмешались обстоятельства.
     Кто такой станционный смотритель в пушкинские времена? Это мелкий чиновник одного из последних рангов, «сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев».

Он часто бывает жертвой несправедливости, его обвиняют во всем, пользуясь тем, что он не имеет права ответить. И он действительно не имеет для этого возможности и характера. Вырин — типичный «маленький человек», и даже данное ему автором имя Самсон, которое носил библейский герой, выглядит насмешкой.

    Так зачем же Пушкин поднимает тему «маленького человека»? Просто он хочет показать, что такие люди тоже существуют и выполняют свое нужное, но незаметное дело в обществе. Автор призывает читателя если не перестать их ругать, то хотя бы относиться к ним снисходительнее.

Пушкин много путешествовал, видел много станций и смотрителей, и нередко находил в них добрых, умных и чутких людей.
    Однако вернемся к Вырину. Некоторые выводы можно сделать на основании описания его жилища. Конечно же, первым делом мы обращаем внимание на картинки по библейской притче о блудном сыне, которым Вырин, кажется, придает особое значение.

В какой-то мере они отображают мировоззрение Самсона. Он надеется, что все обойдется, что все будет хорошо, так же как и в библейской притче.
    Что еще видно в жилище героя? Например, в начале его дом выглядит уютным, опрятным, прибранным… На окнах стоят цветы — символ мещанского благополучия в те времена. Везде видна аккуратность, забота дочки смотрителя.

Все это исчезает с ее уходом — Вырин не наводит порядок, считая, что Дуня скоро вернется, воспринимая это как должное – и так и не дожидается этого.
    Самсон Вырин создал свой маленький, ограниченный мирок, полностью отгородившись от мира внешнего. Там ему комфортно и уютно, он не думает о возможных изменениях в своей жизни.

В этом мирке вместе с ним живет его четырнадцатилетняя красавица-дочь, которая, возможно, тяготится таким существованием и рвется в большой мир. Но всего этого герой не желает видеть и думать об этом, т. к. любые изменения его пугают.
    Еще более ярко все качества Самсона Вырина проявляются при общении с Минским.

Приехав в Петербург, он идет к Минскому и униженно просит его вернуть ему дочь. Он готов простить его за поруганную честь дочери, лишь бы вернуть прежнее положение вещей. Желая вернуть дочь, Вырин думает больше не о ней, а о себе, тем самым демонстрируя свою привязанность к определенному образу жизни, боязнь перемен и нежелание что-либо менять даже ради счастья своей дочери.

    Когда Самсон получает от князя деньги, первым его чувством является негодование. Но даже это негодование он не способен выразить непосредственно своему обидчику, и вместо того, чтобы бросить деньги Минскому в лицо, он бросает их на землю.

Это еще раз демонстрирует нам, что да — внутри «маленького человека» бушуют большие страсти, но соответствующих поступков и действий он не совершает, он просто к ним не способен. Причем история с деньгами на этом не заканчивается.

«Большие страсти» быстро улеглись, и, вследствие своей практичности, Вырин решает вернуться и деньги забрать, но даже здесь он опоздал и не погнался за похитителем. Именно это несоответствие между эмоциями и поступками привело Самсона к пьянству и, в дальнейшем, к смерти.

    Итог истории Самсона Вырина предопределен: долгие годы человек выстраивал искусственный мирок, огораживал его от внешнего мира, но эти стены рухнули от первого же ветра перемен. И Вырин оказался неспособным ни защитить то, что ему дорого, ни приспособиться к новой реальности.
    Итак, повестью «Станционный смотритель» А. С. Пушкин поднял новую для русской литературы тему «маленького человека». Отказавшись от парадной витиеватой речи и сюжета из жизни высшего общества, Пушкин взял за основу своей повести историю о жизни незаметного человека, каких миллионы. Простыми словами он поведал читателям историю незамысловатой жизни, которая вместила в себя любовь, радости, горести, трагедию, все то, в чем тогдашние его читатели таким людям отказывали. Вырисовывая нового героя, Пушкин не призывает ни с чем бороться, ни за что выступать, он просто описывает существующую ситуацию, обращает внимание читателя на «маленького человека», живущего рядом. Рассказывая о Самсоне Вырине, Пушкин ведет обычное повествование. Лишь сквозит в его словах легкая грусть.

Читайте также:  Смысл песни Скриптонита «Вечеринка»

    Тема «маленького человека», поднятая Пушкиным нашла свое продолжение в русской литературе. Эту тему использовали многие великие русские писатели, как, например Гоголь и Чехов. Сегодня эта тема не теряет своей актуальности, т. к. и сегодня вокруг нас живет множество маленьких людей, часто беззащитных и наивных, но добрых, делающих свое небольшое но нужное дело.

Добавил: KaulleN

161616 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Урок литературы по теме: "Образ маленького человека" в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель"

Цели:

1. Дать понятие типа «маленького человека» в литературном произведении. 2. Показать особенности изображения «маленького человека» в повести .

3. Охарактеризовать Самсона Вырина как «маленького человека».

Наглядность и оборудование

: портрет художника Тропинина «А.С.Пушкин»; фотографии экспозиции музея «Дом станционного смотрителя»; иллюстрации Добужинского к повести; музыка И. Шварца к фильму «Станционный смотритель».

Ход урока

I.

– Ребята, запишите названия предметов, которые ассоциируются у вас со словом «маленький» (Шарик, домик, котенок, ребенок и т.д.) Запишите синонимы к слову «маленький». (Крошечный, мелкий, карликовый, миниатюрный) – Выразите словами чувства, желания, которые возникают у вас, когда вы слышите слова «маленький шарик…»

  • (Учитель в колонку записывает на доске предложенные учениками варианты)
  • II. Новый материал
  • В русской литературе существует выражение «маленький человек». (Напротив существительных учитель пишет слово «человек»)

– Какое значение имеет это понятие? – Каковы особенности изображения «маленький человека» в художественном произведении?

  1. – Какие чувства вызывает у читателя этот образ?
  2. На эти и другие вопросы мы постараемся найти ответ на нашем уроке.

А для этого мы вновь обращаемся к повести Пушкина «Станционный смотритель». В русской литературе она занимает особое место. Именно в ней впервые были изображены жизненные невзгоды, боль и страдания «маленького человека». С неё в русской литературе начинается тема «униженных и оскорбленных», тема «бедных людей», которая затем привлечёт внимание Гоголя, Достоевского, Чехова.

Итак, тема нашего урока «Образ «маленького человека» в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

Как известно, Пушкин много путешествовал. Около 34 тысяч верст проехал он по дорогам России, сотни почтовых станций довелось ему посетить, со многими смотрителями встречаться.

Не менее 13 раз был он и на Вырской станции. Предполагают, что и имя главному герою повести он дал от названия этой станции. Местные легенды также утверждают, что именно здесь жил герой повести, что будто бы отсюда проезжий гусар увез его дочь Дуню и что С. Вырин и похоронен на местном кладбище.

Сейчас здесь располагается музей « Дом станционного смотрителя». Это первый в нашей стране музей литературного героя. Планировка интерьера музея воссоздана по архивным документам и повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Посетить этот музей я вас сейчас и приглашаю.

(Звучит фрагмент романса «Я ехал к вам». Подготовленный ученик проводит «экскурсию» по музею).

Переступив порог музея «Дом станционного смотрителя», мы попадаем в обстановку типичной почтовой станции пушкинского времени.

Из небольших сеней, освещенных фонарем со свечой,- вход на «чистую» половину для приезжающих (она же и смотрительская). Это большая продолговатая горница в четыре окна. На стене при входе – правила, указы, постановления.

Большая часть помещения предназначена для ожидания лошадей «господами проезжающими». Здесь чисто, уютно. На окнах – горшки с бальзамином, стены украшены лубочными картинками.

Путешественники, ожидая лошадей, располагались за большим столом. Смотрители держали для проезжих чай, кофе, сахар, сливки, баранки и другие продукты. В случае ночлега спать можно было на широких лавках, а если путник заболел в дороге, то по правилам, смотритель обязан был приютить его и предоставить даже свою постель.

Войдя в горницу, путешественник мог сразу обратиться к смотрителю станции. Стол смотрителя помещался в «красном» углу. На столе вы видите бронзовый подсвечник, чернильница с гусиным пером, ящик для денег, книги для записи подорожных.

Здесь же с большой сургучной печатью копия подорожной А.С.Пушкина, согласно которой 5 мая 1820 года поэт отправился из Петербурга в Кишинев.

Над столом висят правила. Главное из них – «Какому чину по скольку выдавать лошадей». Согласно этому циркуляру, Пушкин, чином 10 класса, мог рассчитывать лишь на пару коней. В то время как особы первого класса получали по 20 лошадей.

Рядом еще одно Постановление. В одном из пунктов говорится: «Путешествующим запрещено чинить станционному смотрителю притеснения, оскорбления или побои.»

И далее…» Станционные смотрители в ограждение от обид пользуются по высочайшей воле 14-м классом».

«В граждение от обид» смотрители носили форменную одежду – зеленый сюртук и треугольную шляпу. Но если не было лошадей, то их не спасал от гнева раздраженного проезжего чин коллежского регистратора – 14 класс, самый маленький чин в России.

Из чистой половины входим в небольшую комнатку Дуни. Все здесь говорит о героине повести. Мы видим старинный комод, скромное зеркальце, небольшую шкатулку, пяльцы, вязанье. Есть также и рукодельный столик с начатой работой. Все это воскрешает в памяти строки пушкинской повести.

– В музее литературных героев Пушкина словно оживают все образы повести: голубоглазая красавица Дуня, молодой, стройный гусар Минский и Самсон Вырин, станционный смотритель, «маленький человек», – главный герой повести и нашего урока.

Работа с текстом повести.

– Когда-то существовала эпиграмма: Коллежский регистратор – чуть-чуть не губернатор. Эти слова сразу напоминают нам эпиграф к повести (зачитайте).

Так шутливо назвал станционного смотрителя князь Вяземский. Справедливы ли эти слова, а что думает об этом рассказчик? (Зачитать, стр. 235, 236)

– В начале повести автор упоминает «общеудобное» правило: чин чина почитай. Что оно значит?

– Как относится автор к сложившемуся порядку? За что надо ценить человека?.

– С этой мысли: Человека ценят за ум, за личные достоинства начинается грустная история Самсона Вырина, «маленького человека». Давайте с ним познакомимся поближе.

– Найдите портрет, интерьер. (Зачитайте).

– Что можно сказать о главном герое? (Беден, вдовец, живет с дочерью, любит её).

– Какие детали помогли вам сделать такой вывод?

Всё говорит о том, что в доме покой, счастье, хотя должность станционного смотрителя никак не назовешь легкой и спокойной. Но он счастлив. Счастлив прежде всего своей любовью к дочери. В ней он видит смысл жизни. Но вот счастье разрушено.

– Как изменилось всё? Найдите еще один портрет, интерьер. Выделите детали, подчёркивающие горе, страдание С. Вырина.

– Как называется этот прием?

Лишь одна деталь интерьера осталась неизменной. Какая? (лубочные картинки). А знаете ли вы, что такое лубок? (Сообщение ученика).

Лубок – труд безымянных мастеров – был самым массовым видом искусства. Картинки не имели рам и прибивались к стене гвоздиками. Картинки напоминали героев и декорации народного театра. Когда читались надписи под ними, картинки словно оживали. В народе их называли “потешными”.

– Не удивительно, что в доме Самсона Вырина были эти картинки. Расскажите, что было изображено на них.

– Случайно ли автор дважды их упоминает и так подробно описывает эти картинки? (Повторяют историю Дуни). И поэтому Самсон Вырин, хорошо знавший содержание этих картинок, воспитанный на них, ждёт свою дочь, свою Дуню.

Ждёт, что она несчастная, глубоко раскаявшаяся, вернётся домой. Он ждёт свою дочь, свою “заблудшую овечку”. Он готов простить её, как простил отец своего заблудшего сына. Но Дуни нет.

Самсон Вырин не может с этим смириться и пешком отправляется за своей дочерью.

– С какой мыслью уходит он из дома? “Авось, – думал смотритель,- приведу домой заблудшую овечку мою”.

  • (В этом “авось” и неуверенность, и надежда. Попытка вернуть Дуню – это протест, хотя и очень робкий )
  • – И вот Самсон Вырин в Петербурге.
  • Задание классу:

Поработайте самостоятельно. Найдите эпизоды встречи Самсона Вырина и Минского. Подчеркните в тексте слова, фразы, которые помогают понять душевное состояние Самсона Вырина и Минского. Зачитайте их. На чьей стороне ваши симпатии?

Каким мы увидели Самсона Вырина в этом эпизоде?

(Робкий, слабый, забитый, беспомощный, униженный, бесправный; но нежный и любящий с чувством собственного достоинства. Учитель в таблицу на доске дописывает слова «робкий, бесправный и т.д.

-Как можно охарактеризовать поступок Минского?

-А теперь посмотрите на иллюстрацию. (На экране появляется иллюстрация

«Самсон Вырин у дома Минского»). Какой эпизод изобразил художник Добужинский? Сумел ли он передать чувства героя? Можно ли, глядя на иллюстрацию, сказать, что перед нами робкий, неуверенный человек? Какие чувства вызывает он у вас? (Сочувствие, сострадание, жалость… Учитель ниже в таблицу дописывает и эти слова)

-А теперь, глядя на нашу запись на доске, сделайте вывод. Какой тип литературного героя мы называем “маленьким человеком”? (Это герой литературного произведения, относящийся к среднему и низшему социальному слою, а потому робкий, униженный, забитый, но обладающий высокими душевными и духовными качествами).

-Самсон Вырин возвращается домой, но чувство тревоги за дочь не покидает его. Почему? Ведь он видел: Дуня счастлива с Минским. Неужели только под воздействием лубочных картинок смотритель решил, что Дуня должна погибнуть?

– Как объяснить его слова?

(«Не её первую, не её последнюю сманил проезжий повеса…» и т.д. по тексту)

(Вырин понимает, что Дуня и Минский принадлежат к разным социальным слоям, и это грозит трагедией).

-Но трагичной оказывается судьба самого Самсона Вырина. Не вынеся разлуки с дочерью, Самсон Вырин спивается и умирает.

( Звучи музыка. На экране иллюстрация Добужинского «Дуня на могиле отца».

На фоне музыки учитель читает отрывок из повести « Мы пришли на кладбище…»

– Самсон Вырин умер, так и не дождавшись своей Дуни. Умер, глубоко убеждённый в том, что Дуня не может быть счастлива с Минским. И в этом его трагедия и трагедия таких, как он, маленьких людей, живущих в жестоком, несправедливом мире, с очень «удобным » правилом: чин чина почитай.

III. Вывод

IV. Итог.

13.02.2006

Ссылка на основную публикацию