Конфликт в пьесе «Вишнёвый сад» (А. П. Чехов)

История создания пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад»

«Вишневый сад» называют главным произведением в жизни самого известного русского сатирического писателя XIX-XX столетия — Антона Чехова. И это не удивительно: в произведении заложено множество философских мыслей, которые, вероятно, у автора просто не вышло бы оформить в полноценное произведение в начале писательской карьеры

Конфликт в пьесе «Вишнёвый сад» (А. П. Чехов)

Отец Антона Павловича имел небольшую лавку, располагавшуюся на первом этаже дома Чеховых, на втором жила семья.

Однако с 1894 года дела в магазине шли все хуже и хуже, и в 1897 году отец разорился окончательно, вся семья была вынуждена после продажи имущества, переехать в Москву, в которой уже обосновались к тому времени старшие дети.

Поэтому с ранних пор Антон Чехов узнал, что такое, когда приходиться для расплаты с долгами расставаться с самым дорогим – своим домом. Уже в более зрелом возрасте Чехов не раз сталкивался со случаями продажи дворянских имений на аукционах «новым людям», а современным языком – бизнесменам.

Оригинальность и своевременность

Творческая история «Вишневого сада» начинается в 1901 году, когда Чехов впервые в письме своей супруге сообщает о том, что задумал новую пьесу, непохожую на те, что были написаны им раньше. С самого начала он задумывал ее как некий комедийный фарс, в котором все было бы очень легкомысленно, весело и беззаботно.

Сюжетом пьесы стала продажа старинного помещичьего имения за долги. Эту тему Чехов уже старался раскрыть ранее в «Безотцовщине», но на это ему потребовалось 170 страниц рукописного текста, а пьеса такого объема не могла бы вместиться в рамки одного спектакля. Да и не любил Антон Павлович вспоминать свое раннее детище.

Отточив мастерство драматурга до совершенства, он вновь взялся за нее.

Ситуация продажи дома была близка и знакома Чехову, и после продажи отчего дома в Таганроге он был заинтересован и взволнован психическим трагизмом подобных случаев.

Таким образом, основой пьесы стали и его собственные тягостные впечатления, и история его знакомого А.С Киселева, имение которого так же ушло с аукциона, а он стал одним из директоров банка, и именно с него во многом был списан образ Гаева.

Так же перед взором писателя прошли многие заброшенные дворянские усадьбы в Харьковской губернии, где он отдыхал. Действие пьесы происходит, кстати, именно в тех краях.

Такое же плачевное состояние имений и положение их хозяев Антон Павлович наблюдал и в своем имении в Мелихове, и будучи гостем в усадьбе К.С. Станиславского. Наблюдал он за происходящим и осмысливал происходящее более 10 лет.

Конфликт в пьесе «Вишнёвый сад» (А. П. Чехов)

Основные конфликты в пьесе «Вишневый сад»

Основной конфликт пьесы – противоречия между поколениями. На смену дворянству приходит новое прогрессивное общество. Молодые люди хотят воплотить самые смелые мечты в жизнь. Смело смотрят в будущее, желая перемен для страны.

Представителями старых устоев в пьесе выступают Раневская Любовь Андреевна и Гаев Леонид Андреевич. Они беспечны и беспомощны перед новым укладом жизни. Их пугают перемены. Но они бессильны перед грядущими изменениями.

Любовь Андреевна не желает продавать поместье и вместе с ним Вишнёвый сад. Ведь это напоминание о беззаботном детстве и беспечной жизни. Понимая, что от продажи сада зависит дальнейшее будущее, долгое время упрямится, но все же сдаётся под натиском домочадцев.

Лопахин представляет буржуазию, пришедшую на смену дворянству. Этот персонаж умен, красноречив. Он смело говорит о том, что нужны перемены и даже знает, что для этого нужно сделать.

Ермолай Алексеевич выступает главным оппонентом Раневской и Гаева. Он предлагает продать сад, разделив на участки. Приняв это решение, Любовь Андреевна сможет рассчитаться с долгами. Но все уговоры тщетны, старые дворяне не хотят прощаться с призраком прошлого.

В отличие от Гаева и Раневской, Лопахин знает, как достать денег. Он привык полагаться на свой ум и свои силы. Но сам Чехов не считал его главным действующим лицом. Этот человек хочет только обогатиться, а России нужны новые люди, способные своими идеями сдвинуть страну с мертвой точки.

К новому поколению писатель относит Аню Раневскую и Петю Трофимова. Это молодые, амбициозные люди. В их глазах горит огонь свершений. Анна мечтает окончить гимназию и пойти работать, чем расстраивает мать. В этом их отличие: страстная, молодая Аня, желающая обеспечивать себя сама, и Любовь Андреевна, принимающая деньги от тётки и надеющаяся на то, что кто-то решит её проблемы.

Образ революционной России показан через Петю Трофимова. Первые ростки революции прорастали среди студентов. Петр какое-то время скрывался в поместье Раневской. Он осуждает дворянство, призирает буржуазию. Он горд, независим от мнения общества, уверен, что новая жизнь близко. Через убеждения Трофимова, Чехов показывает, какой путь приведёт Россию к светлому будущему.

Не являясь революционером, Антон Павлович не нашёл правильного выхода из сложившегося конфликта. Герои покинули Вишнёвый сад, каждый оставшись при своём мнении.

Конфликт в пьесе «Вишнёвый сад» (А. П. Чехов)

"Вишневый сад": конфликт в пьесе Чехова А.П. – Чехов А.П. Литература 19 века

Историко-социальный аспект конфликта «Вишнёвого сада» (1904) связан со сменой социальных укладов. Дворянское поместье переходит в руки купца-предпринимателя. Ситуация осложнена тем, что новым владельцем усадьбы становится внук крепостного поме­щиков Гаевых.

На аукционе Лопахин пусть непреднамеренно и азар­тно, но все-таки принимает «хищное» решение. Однако историко­-социальный аспект общего конфликта пьесы предстает далеко не традиционно: нет хозяйственно-имущественной конкуренции между героями, социальная разница между действующими лицами не акцентируется.

Зритель не воспринимает отношения между героями как противоборство.

В ко­медии «Вишнёвый сад» за небольшим эпизодом из жизни людей, со­бравшихся в усадьбе весной и покидающих ее осенью, просматри­вается объективный ход истории. Буржуазная культура сменяет дво­рянскую, свершается необратимый ход вещей, и потеря сада неиз­бежна.

В конфликте «Вишнёвого сада» важен нравственно-философский аспект. Он связан с образом сада, с темой памяти, с темой нераз­рывного единства времени — прошлого, настоящего, будущего. Куль­турная память у героев пьесы различна. У Лопахина она — по срав­нению с Раневской и Гаевым — не широка.

Лопахин, движимый са­мыми добрыми чувствами, искренней благодарностью в том числе, дает сугубо практический совет Раневской, как спасти имение: «виш­невый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать по­том в аренду под дачи», предварительно снести старые постройки и барский дом, «вырубить старый вишневый сад».

Ранев­ская и Гаев, отказываясь от предложения Лопахина, отстаивают свое понимание жизни, ее непреходящие ценности, ее единство. Между практически выгодной вырубкой сада и разорением они выбирают последнее. Вместе с тем Гаев и Раневская, оказавшиеся перед лицом исторической необходимости, не изменились, оба так и остались привержены своим слабостям и привычкам.

Они не пережили тех чувств, мучений, из которых сложился бы духовный опыт, соотно­симый с масштабом перемен.

Нравственно-психологический аспект — еще одна «составляю­щая» конфликта «Вишнёвого сада». Противоречие между объектив­ным ходом истории, движением жизни как таковой и субъективны­ми представлениями героев пронизывает собою все произведение.

Крайняя степень несовпадения реально происходящих событий и действий персонажей предстает в третьем акте. Чеховские герои «вы­падают» из реальной жизни: наняли музыкантов — платить им не­чем, в городе идут торги — в имении бал.

Играет музыка, все танцу­ют, Шарлотта демонстрирует свои удивительные фокусы, возникают комические неурядицы (Варя замахнулась с угрозами на Епиходова, а ударила Лопахина).

Неслучайно третье действие «Вишнёвого сада» в большей степени, чем другие, ориентировано на театральную тра­дицию комедии, водевиля, фарса.

Читайте также:  Сочинение: История создания романа Александра Пушкина «Капитанская дочка»

Действующие лица переживают разлад между представлениями о жизни, раздумьями о лучшем времени (оно для героев или в буду­щем или прошлом) — и настоящей жизнью, протекающей от репли­ки к реплике на глазах зрителей. Этот разлад от начала до конца пье­сы питает не «внешнее действие» (действия и противодействия пер­сонажей), а действие «внутреннее».

Каждый из первых трех актов заканчивается словами о лучшем будущем, однако все участники финала отправляются всего лишь на поезд в уездный город. Раз и навсегда всеми утрачен объединяющий их дом, все разъезжаются в разные стороны.

Немаловажно, что Ра­невская возвращается в Париж к нуждающемуся в ее заботе челове­ку, прощая ему и измены, и то, что он растратил ее деньги, но не менее важно и то, что в заколоченном доме впопыхах оставляют Фирса. Однако надвигающаяся смерть Фирса, вырубка старых вишневых деревьев не делают финал трагичным: старое отмирает, новое нарождается, свершается естественный ход жизни.

Жизнь людей предстает в ситуации освобождения от всего старого, все герои — каждый по своему — находятся на пороге на пороге серьезных пере­мен.

Образ вишневого сада в художественной системе произведения неотъемлем и от движения «внешнего», событийного сюжета, и от развития «внутреннего», лирического. Этот образ сопрягает между собой все «составные» конфликта пьесы.

Он становится ключевым образом в смысловой структуре произведения. В культурной памяти он прочно закрепился за коренными переменами, происходившими на рубеже XIX—XX вв., и в XX в. обрел «статус национальной мифо­логемы» (В. Б.

Катаев).

Источник: История русской литературы XIX века: в 3 т. Т. 3 / под ред. О.В. Евдокимовой. – М.: “Академия”, 2012

Мечты и реальность — основной конфликт пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»

В пьесе «Вишневый сад», как и в других произведения А.Чехова, явного конфликта не усматривается, противоречия намеренно скрыты, разногласия между героями выявляются в процессе погружения в сюжет. Конфликт еще как таковой незрим, но он уже витает над участниками происходящего.

В ходе действия пьесы раскрываются жизненные сложности главных действующих лиц. Хозяева имения погрязли в долгах и не в состоянии предпринять каких-либо конструктивных мер по исправлению ситуации, Они испытывают острую нужду в деньгах, поместье выставлено на продажу, но Раневская теплит надежду, что все уладится.

Лопахин дает полезный совет, вырубить вишневый сад, построить на освободившейся земле дачи и сдавать их, появится стабильный доход. Но Любовь Андреевна и ее брат настолько легкомысленны и беспечны, что не в состоянии принять верное решение.

Они предаются бесполезным воспоминаниям, сожалениям, пребывают в состоянии тоски, меланхоличной грусти. Они не умеют мыслить рационально, практичность им неведома. Господам невдомек, какие трагичные последствия могут наступить после потери имения.

Около пяти лет хозяйка дома провела в Европе, ее жизнь никак не назвать успешной. Уже немолодая женщина, она все никак не устроит свою личную жизнь.

Время неумолимо, с годами ее шансы на семейное счастье становятся все более призрачными. Возможно, по этим причинам она держится за негодяя, который ничего не может ей дать, только горечь разочарования.

Ее брат такой же неприкаянный, повеса, бездельник.

Жизнь дворянства начала двадцатого века ничем не примечательна. Они сконцентрированы на собственных эгоистичных желаниях.

Такие вещи как забота о ближних, сострадание, слишком сложные вещи для их понимания, поскольку эти люди не могут и о себе позаботиться, у них абсолютно отсутствует воля.

Раневская сознает, что позволяет себе расточительство, в то время как Варя в целях жесткой экономии вынуждена, держать домочадцев на молочном супе. Любовь Андреевна присваивает деньги и, бросив дочь, возвращается к прохвосту-любовнику.

В суете никто не вспомнил про старого преданного Фирса, он брошен на произвол судьбы в господском доме. Вопрос об устройстве старика обсуждался, но дальше разговоров дело так не продвинулось. Одни пустые слова. Серая, унылая, безрадостная жизнь вырождающегося сословия.

Сам автор свое произведение называл комедией, даже фарсом, никак не драмой. Чехов уже предчувствовал назревающие в обществе перемены, и таким уничижительным отношением к героям пьесы, пытался донести публике новый взгляд на жизнь, новые веяния, еще не оформленные окончательно, еще только зарождающиеся, но уже остро волнующие.

Автор не может согласиться с хроническим неудовлетворение жизнью, которым страдают хозяева имения. Не вишневый сад умирает под ударами топора, которые слышны за сценой, а их жизнь подходит к своему трагическому завершению.

Конфликт в пьесе «Вишнёвый сад» (А. П. Чехов)

(357 слов) Творчество А.П. Чехова навсегда изменило всю отечественную драматургию, задав ей новый стандарт качества. В своих пьесах он подошёл вплотную к точному воспроизведению реальной жизни.

Его персонажи не делятся на отрицательных и положительных, его действие лишено вычурности и экспрессивности. Даже основной конфликт и идея скрываются от зрителя, заставляя его внимательно анализировать увиденное, оценивая происходящее с разных точек зрения.

Отчётливый пример чеховского конфликта мы можем видеть в пьесе «Вишнёвый сад».

На первый взгляд, всё кажется очевидным. Перед нами предстают представители дворянского сословия — Любовь Раневская и Леонид Гаев — избалованные, оторванные от реальной жизни мечтатели, заинтересованные только в своём собственном благополучии.

С другой стороны, мы видим Ермолая Лопахина — честного предпринимателя-прогрессиста, разумного и исполнительного, поднявшегося с самых низов. Казалось бы, конфликт понятен. Устремлённый в будущее купец против помещиков-паразитов, застрявших в прошлом. Но Чехов не может позволить себе столь односторонне глядеть на эту ситуацию.

Писатель раскрывает образы дворян, которые оказываются добрыми, чувственными людьми с тонкой душой. Их вина состоит лишь в том, что они родились слишком поздно, оказавшись в мире, где идеалы, которые им внушали с раннего детства, оказались устаревшими.

Выглядя смешными и жалкими перед рациональным Лопахиным, они несут в себе дух настоящей благородной аристократии, тогда как сам Ермолай Алексеевич, потомок крестьянина, оказывается неспособным сбросить с себя цепи многовекового рабства и почувствовать себя полноценным человеком. Сами персонажи общаются друг с другом на равных, отмечая как недостатки, так и достоинства друг друга.

Таким образом, Раневская, Гаев и Лопахин конфликтуют не между собой, а с самой эпохой, в которой они живут, с течением истории, которое сделало их такими, какие они есть.

Любовь и Леонид, пытаясь спасти своё поместье, вступают в безнадёжный бой с будущим, чтобы защитить своё счастливое прошлое, а Лопахин, напротив, покупая имение с целью разрушить его, пытается победить свою родословную раба, чтобы с уверенностью двигаться в будущее. Но в этой войне все они терпят поражение, дом покупает Лопахин, но и сам прогрессивный предприниматель, став хозяином положения, боится признаться в своих чувствах приёмной дочери Раневской, Варе, понимая, что никогда не сможет почувствовать себя равным ей.

В этой пьесе Чехов отразил всё противоречие своего времени, когда Россия, оказавшись на перекрёстке истории, отчаянно искала саму себя, разрываясь между привычным, но невозвратимым прошлым и неясным, тревожным будущим.

Михаил Щепин Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Основной конфликт пьесы Чехова «Вишневый сад»»

Тогда человек станет лучше, когда

мы покажем ему, каков он есть.

Как понятны были конфликты в классических пьесах до Чехова: Гамлет и Клав­дий, Чацкий и Фамусов, Катерина и Кабанова. У Чехова все не так. Не знаешь, кому сочувствовать. Все они вроде бы неплохие люди: Раневская, Лопахин, Трофимов.

Но почему же они не понимают друг друга? Кто виноват, что их хорошие чув­ства, душевное расположение друг к другу не согревают, не радуют, а жизнь так и остается серой, грязной, пошлой и несчастной? Нет виноватых, как нет и прямых противников в пьесе. Чехов не любит противопоставлять друг другу своих героев.

Читайте также:  Итоговое сочинение: что может помешать дружбе?

Они живут сами по себе. Не любит он и открытого морализаторства. Никогда бы Чехов не написал в конце пьесы: «Вот злонравия достойные плоды!» Это пусть зритель скажет, автор же только помогает читателю разобраться в произведении.

Трудно понять Раневскую? Посмотрите на ее слуг. Дуняша пытается копиро­вать свою госпожу, получается карикатура. Но к Дуняше Чехов еще снисходите­лен. Все ее попытки казаться образованной вызывают только смех. Но не хочется смеяться, глядя на Яшу. Трудно найти в творчестве Чехова образ, обрисованный с таким откровенным презрением.

Не смешон, а гадок Яша, когда читает пропове­ди плачущей Дуняше: «Что же плакать? Ведите себя прилично, тогда и не будете плакать». Конторщик Епиходов более симпатичен, но настойчивая демонстрация «образованности» раздражает и тревожит. Чехов подводит к мысли: надвигается грозная опасность бездуховности.

Вот пропойца-прохожий цитирует стихи из Надсона, Некрасова; Лопахин коверкает имя шекспировской героини («Охмелия!»), Епиходов, пародируя Гамлета, размышляет: «Жить мне али застрелиться. » А тут еще Дашенька, дочь Симеонова-Пищика, утверждает, что «величайший.

знаме­нитейший» философ Ницше говорит, будто фальшивые бумажки делать можно. Все это вовсе не смешно.

К героям своим Чехов относится чрезвычайно требовательно. Лучшие герои Че­хова — люди душевно тонкие и деликатные, они живут глубокой и сложной внут­ренней жизнью, а главное — несут в себе высокую культуру. В «Вишневом саде» нет ни одного положительного героя.

Его нет и в знаменитом гоголевском «Ревизоре», но Гоголю было жаль, что никто не заметил честного лица в его пьесе: «Это честное, благородное лицо был — смех». У Чехова единственным положительным героем выступает символический образ вишневого сада.

Главный конфликт пьесы строится вокруг него. Вишневый сад олицетворяет собой красоту, счастье, родину, культур­ные ценности, которые надо сохранить. Развертывая действие на фоне вишневого сада, Чехов как бы взвешивает, достойны ли его герои окружающей красоты.

Попут­но возникает другой конфликт, связанный с прошлым и будущим.

Для Раневской и Гаева, представителей прошлого, вишневый сад — это единствен­ное место на земле, где они еще могут чувствовать себя дома. Здесь они счастливы. Здесь привиделась Раневской покойная мать. В пьесе Чехова призрак покойной ма­тери видится только Раневской.

Только она способна уловить в белом вишневом дерев­це что-то знакомое, напоминавшее о материнской ласке, неповторимом детстве, о кра­соте и поэзии. Кажется, образ матери для того и является, чтобы напомнить о прошлом и предупредить катастрофу. Но тщетно.

Именно Раневская и потратила на любовни­ка все те деньги, которые должны были пойти на уплату процентов. Мало того, она и сейчас забирает в Париж все деньги, присланные бабушкой для Ани.

«Да здрав­ствует бабушка!» — это восклицание не красит Раневскую, в нем слышится не толь­ко отчаяние, но и открытый цинизм.

Время настоящее представляет в пьесе Ермолай Лопахин. Ему тоже нравится имение, «прекрасней которого ничего нет на свете». Но зачем Лопахину поэзия? Главное для него — личное самоутверждение и выгода. И он приказывает рубить сад, не дождавшись даже отъезда бывших хозяев.

  Анализ романа Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея»

Аня и Петя Трофимов, молодые представители будущего, оставляют вишневый сад без сожаления, надеясь, что посадят новый, еще более прекрасный. Однако у читателя закрадывается сомнение: где, когда и за какие деньги они это сделают? По отношению к вишневому саду все герои — по различным причинам — выступа­ют как единая сила, губящая красоту.

Со дня первой постановки «Вишневого сада» прошел не один десяток лет, а пьеса эта не сходит со сцены театров. Русская классика помогает нам противостоять безду­ховности, сытому довольству, обожествлению материального достатка. Было бы очень хорошо, если бы девизом всех людей стали известные чеховские строчки: «В челове­ке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Лопахин – центральный персонаж в раскрытии главного конфликта пьесы

Почему Чехов делал основной упор на роли Лопахина, говоря, что если его образ не удастся, то и всю пьесу ждет провал? На первый взгляд именно противостояние Лопахина легкомысленным и пассивным владельцам сада является конфликтом в его классической интерпретации, а торжество Лопахина после покупки его разрешением.

Однако именно такого истолкования и опасался автор. Драматург много раз говорил, опасаясь огрубления роли, что Лопахин это купец, но не в традиционном его понимании, что он человек мягкий, и доверять его изображение «крикуну» ни в коем случае нельзя.

Ведь именно через правильное раскрытие образа Лопахина становиться возможным понимание всего конфликта пьесы.

Так в чем же заключен основной конфликт пьесы? Лопахин пытается подсказать хозяевам имения как можно спасти свою собственность, предлагая единственный реальный вариант, но они не внемлют его советам.

Чтоб показать искренность его желания помочь, Чехов дает понять о нежных чувствах Лопахина к Любови Андреевне. Но несмотря на все попытки образумить и повлиять на хозяев, Ермолай Алексеевич, «мужик мужиком» становиться новым владельцем прекрасного вишневого сада.

И он рад, однако это веселье сквозь слезы. Да он купил. Он знает, что делать со своим приобретением, чтоб получать прибыль.

Но почему Лопахин восклицает: «Скорее бы это все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь!» И именно эти слова служат указателем на конфликт пьесы, оказывающимся в большей степени философским – несоответствие потребностей душевной гармонии с миром и действительностью в переходной эпохе и как следствие не совпадение человека с самим собой и с историческим временем. Во многом именно поэтому этапы развития основного конфликта пьесы «Вишневый сад» выделить практически не возможно. Ведь он зародился еще до начала действий, описываемых Чеховым, и своего разрешения так и не нашел.

Мечты и реальность – основной конфликт пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»

    «Вишневый сад» — последняя пьеса Чехова, его «лебединая песня». В этом произведении всех основных действующих лиц драматург соединил в вишневом саду, который сделал символом прекрасного, неизменного и неуничтожаемого в жизни. Вишневый сад – символ России. 

    Пьеса была написана в 1903 году, на рубеже эпох. В это время автор полон ощущения того, что Россия находится в преддверии кардинальных перемен. Как любой человек, Чехов мечтал о будущем, о новой жизни, которая принесет людям что-то светлое, чистое и прекрасное. Именно этот мотив ожидания лучшей жизни звучит в пьесе. 

    Драматург чувствовал, что старая жизнь постепенно уходит, а новая — лишь только зарождается. Каким видел будущее Чехов? О каком будущем он мечтал? Ответить на эти вопросы помогут герои «Вишневого сада».

    В пьесе Чехов выразил свои надежды на будущее. Поэтому лейтмотивом здесь проходит мысль о столкновении мечты и реальности, о разладе между ними. За обычными разговорами героев произведения, за их спокойным отношением друг к другу мы видим непонимание происходящих вокруг событий.

Читатель часто слышит от персонажей реплики невпопад, чувствует отрешенные взгляды. Они не слышат друг друга, находятся каждый в своем мире, мечтают и страдают в одиночку.

Показателен финал пьесы, когда старого слугу просто забывают, закрывают его в имении и оставляют, быть может, на голодную смерть… 

Читайте также:  Краткий анализ произведения «Есть в осени первоначальной…» Ф.И. Тютчева

     Так и прошлое в пьесе – откинуто, забыто и не осмыслено.

    Потому основной конфликт пьесы «Вишневый сад» можно охарактеризовать так – непонимание поколения поколением. Кажется, будто в пьесе пересеклись в одной точке прошлое, настоящее и будущее. Эти три поколения живут каждый в своем времени, но они только говорят и ничего не могут сделать для изменения жизни.

    К старшему поколению относятся Гаев, Раневская, Фирс. К настоящему – Лопахин, а представителями будущего являются Петя Трофимов и Аня. 

    Любовь Андреевна Раневская, кровная дворянка, постоянно говорит о своих лучших молодых годах, проведенных в старом доме, в красивом и роскошном вишневом саду.

Да и все старое поколение в этой пьесе мыслит так же. Никто из них не пытается ничего изменить.

Они говорят о «прекрасной» старой жизни, но сами, кажется, смиряются с настоящим, пускают все на самотек, уступают без борьбы за свои идеи. 

    Раневская живет только воспоминаниями о прошлом, ее не устраивает настоящее, а о будущем она и думать не хочет или не может… Читателю кажется смешным ее пессимизм. Мы понимаем, что к прошлому возврата нет, да и надо ли туда возвращаться? Но Любовь Андреевна и её брат этого понять не хотят. Их мечты так и останутся мечтами… И поэтому Чехов осуждает их.

    Лопахин – представитель буржуазии, герой настоящего. Он живет сегодняшним днем. Нельзя не отметить, что его идеи умны и практичны. Он ведет оживленные беседы о том, как изменить жизнь к лучшему, и как бы знает, что делать.

Но все это только слова. Поэтому и Лопахин не является идеальным героем. Мы чувствуем его неуверенность в себе.

И в конце действия у этого героя будто опускаются руки, и он восклицает: «Скорее бы изменилась наша нескладная, несчастливая жизнь!» 

    Принято считать, что Аня и Петя Трофимов являются надеждой автора на будущее.

Но разве может такой человек, как Петя Трофимов, «вечный студент» и «облезлый барин», изменить эту жизнь? Ведь выдвинуть новые идеи, войти в будущее и повести за собой остальных могут только умные, энергичные, уверенные в себе люди, “люди действующие”. А Петя, как и другие герои пьесы, больше говорит, чем действует, он вообще ведет себя как-то нелепо. 

    Аня еще слишком молода, она еще не знает жизни, чтобы ее изменить. И все же, Аня – это образ весны, нового, светлого будущего. Именно она, как мне кажется, воплощает чеховскую мечту о новой жизни.

Ее тонко чувствующая душа способна перевернуть жизнь, потому что она сможет уловить малейшие колебания окружающего мира.

Пусть это немного наивно и смешно, но если кто и сможет дойти вместе со всем человечеством до высшей правды, до высшего счастья, то это Аня Трофимова: «Прощай, старая жизнь. Здравствуй, новая жизнь!..»

    Таким образом, вопрос о соотношении мечты и реальности в пьесе «Вишневый сад» отразился ещё и в спорах о жанре. Известно, что сам Чехов назвал пьесу комедией, но Станиславский поставил ее как драму.

И все-таки прислушаемся к мнению автора. Данная пьеса – это скорее грустная дума о судьбе России, чем революционный призыв, как ее иногда пытаются представить.

То, что изобразил автор смешным, на самом деле достойно самых горьких слез, но оно смешно, как смешно все жалкое. 

    Итак, основной трагизм пьесы состоит не только в продаже сада и имения, в котором люди провели свою молодость, с которым связаны их лучшие воспоминания, но и в неспособности этих самых людей что-либо изменить для улучшения своего положения. Они мечтают, но ничего не делают для исполнения мечты, так как не чувствуют этот мир.

Своеобразие конфликта в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»

Своеобразие конфликта
В пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»

Антон Павлович Чехов написал пьесу «Вишневый сад» в 1903 году. Она до сих пор вызывает споры. Сам автор отмечал, что в театре ее играют как драму, а он назвал ее комедией. В своей драматургии Чехов продолжил традиции русской реалистической комедии, заложенные еще в творчестве Гоголя, Грибоедова, Островского.

В пьесе «Вишневый сад» отсутствует деление персонажей на положительные и отрицательные, а для классических комедий такое деление героев обязательно. В каждом персонаже чеховских пьес сочетаются как положительные, так и отрицательные качества.

Например, в Раневской мы видим и эгоизм, и лень, и безволие, и барство, но в то же время Раневская искренна, добра, в какой-то степени умна.
Все персонажи пьесы смешны, комичны (за исключением Ани), конечно, по-своему. Гаев — бильярдными терминами и своей бестолковой привычкой на любой вопрос отвечать: «Кого?».

Раневская — своей рассеянностью и манерой выражаться, Петя Трофимов — своим «недотепством», Варя чрезмерной хозяйственностью и слезливостью.

Пьесу «Вишневый сад» можно справедливо назвать «комедией характеров». Но вместе с комичностью поведения мы видим и драматический характер переживаний героев. Раневская, жалуясь на свою жизнь, вспоминая о прошлом, вызывает у нас чувство жалости к ней, сочувствие.

Своеобразие конфликта в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» воплотилось и в системе образов и персонажей. Безусловно, центральным образом пьесы является вишневый сад. Все проблемы, переживания строятся вокруг него. Все мысли, воспоминания героев связаны с ним.

Обличительной особенностью сюжета является отсутствие ярко выраженного конфликта, действие не сквозное, а внутреннее. Все события происходят в одном имении с постоянными персонажами. Внешний конфликт в пьесе заменен на драматизм переживаний героев.

Отсутствие внешнего возбудителя в пьесе наводит на мысль, что Чехов хочет показать нам неизбежность и естественность смены времен и поколений. Старый мир крепостной России олицетворяют образы Гаева, Раневской, Вари, Фирса. Мир сегодняшний, мир деловой буржуазии олицетворяет Лопахин, мир неопределившихся тенденций будущего — Аня и Петя Трофимов.

Противостояние между прошлым и настоящим, между Раневской и Лопахиным, в общем-то, отсутствует. Лопахин хочет помочь Раневской, дает советы по спасению имения, он даже предлагает взять на себя хлопоты по устройству дел, но Раневская отказывается.

Усиление психологизма пьесы достигается Чеховым за счет «подводного течения» (термин Станиславского). Суть этого приема состоит в том, что Чехов выносит за пределы сцены главное событие — продажу имения на аукционе. О том, что имение продано, что покупатель — Лопахин, мы узнаем лишь по отдельным репликам персонажей.

Основное Чехов показывает через призму частностей, мелочей, через «ерунду». Так, о психологическом состоянии героев мы можем судить по их эмоционально окрашенной речи.

В начале пьесы настроение у всех приподнятое, радостное, затем постепенно нарастает тревога за имение, обстановка «накаляется», а после продажи имения у всех чувство тревоги исчезает и появляется чувство ожидания нового, светлое чувство.

Важную роль в пьесе играет художественная деталь. При помощи символической детали Чехов передает эмоциональное состояние, показывает авторскую позицию.

Примеры символической детали — звук лопнувшей струны, город, который виден только в ясную погоду, случайный прохожий.

При помощи такой детали, как стук топора, вырубка вишневого сада, Чехов показывает смену эпох: вырубается сад, прошлое освобождает место для будущего.

Сочетание комического и лирического в поведении героев, внутренний драматизм переживаний и чувств создают тот неповторимый жанр комедии, который создал Чехов-драматург,— жанр лирической комедии. Умелое использование «подводного течения» и художественной детали подняли «низкий» жанр комедии на недосягаемую высоту. И в этом великая заслуга Чехова.

Ссылка на основную публикацию