Краткий анализ произведения «Есть в осени первоначальной…» Ф.И. Тютчева

Анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной» поможет сделать разбор произведения на уроке и составить краткий план.

Учащиеся поймут, о чем желал сказать литератор, используя чувственные образы. Произведение о величественности окружающего мира никого не способно оставить равнодушным.

Стих заставляет задуматься не только о том, что порой остается незамеченным, но и о собственных тайных желаниях.

История создания

Федора Ивановича Тютчева можно с уверенностью назвать истинным гением, описывающим красоту природы и меняющим привычные убеждения.

Его творения напоминают безупречные портреты, на которых запечатлены узоры, оставляемые морозом на стекле, лазурь, легкий летний бриз, ласкающий кожу, нежная акварель весны и прелестная золотая осень, упоминаемая автором с благоговением и трепетностью. Становится очевидно, что это любимое время года поэта, о котором он жаждет рассказать больше.

Краткий анализ произведения «Есть в осени первоначальной…» Ф.И. Тютчева

Начиная рассуждать о намеках и основных проблемах, представленных в стихотворении, важно вспомнить, что Тютчев, словно таинственный странник, не имеющий пристанища, неустанно исследовал окружающий мир и оценивал величие необъятных просторов Родины, не желая отдыхать. Работа вышла в свет в 1857 году по завершении знойной летней поры.

Вместе с дочерью автор отправился в Москву и в пути обрел вдохновение. Это случилось неожиданно, литератор не помышлял о творческом порыве и создании стихотворной лирики.

Он делал записи, отчаянно игнорируя препятствия на дороге. Девушка, сопровождавшая его, заметила, что отец не может сконцентрироваться, поэтому быстро дописала произведение, внимательно слушая поэта.

Спустя год состоялась торжественная публикация шедевра в журнале «Русская беседа».

Основная мысль

Поэт намеревался объяснить читателям, что они едины с природными воплощениями, пусть и не у каждого из них осталась надежда на лучшее. Он знал, что:

  • горожане скептически относятся к любым новшествам и не приемлют чудес;
  • крестьяне устали от смены времен года, начиная весной заниматься земледелием постепенно, а летом уставая от непосильного труда.

Покладистые натуры осень считают периодом застоя, упадка сил и безмерной изможденности. Поэт же более оптимистичен: пора представляется ему благотворной и расценивается, как отрада перед наступлением суровой зимы. Природа в эти мгновения чарующе прекрасна. К ней прикованы все взгляды.

Тематика и идея произведения

После прочтения стихотворения «Есть в осени первоначальной», анализ которого сделать несложно по плану, невозможно поверить в то, что когда-то автор сравнивал осень с моментом неминуемой смерти, считал тоскливой, бессмысленной и навевающей невыносимую хандру. Но он не желает упоминать о своей ошибке и утверждает, что в это время природа словно замирает во всей своей непревзойденности, мужественно и терпеливо ожидая прихода беспощадной зимы.

Разговор ведется о характерных особенностях осенней природы.

Принципы лирики Тютчева основываются на его стремлении не только отобразить великолепие окружающего мира, но и вспомнить о рассуждениях и намерениях людей, о которых не свойственно задумываться в будничной обстановке. Это лишь один из важных вопросов, обсуждаемых в произведении. Их несколько и каждый заслуживает обсуждения:

Краткий анализ произведения «Есть в осени первоначальной…» Ф.И. Тютчева

  1. Сопоставление человека с силами природы. Когда начинается осень, появляется надежда на беззаботное и перспективное будущее, но мысли о тяжелой зиме не исчезают навсегда. Взрослея, люди приобретают опыт, однако не могут забыть о безмятежных юношеских годах и совершенных ошибках.
  2. Влияние упорного труда на просветление личности. Работа тех, кто не наделен титулом и богатством, поистине тяжела, но без нее жизнь превращается в тоскливое существование и лишается осмысленности.
  3. Предназначение отдельной личности. Осенью подводятся итоги жаркого лета, становится ясно, какие ошибки необходимо исправить. Появляются мысли о грандиозных целях и скрытых талантах, неведомых окружающим.

Делая анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной», стоит выделить и то, что автор негативно воспринимал наступление осени, вспоминая, что жизнь не может быть вечной и беззаботной.

Даже вдохновленная натура может увянуть, словно зачахший цветок. Но проигнорировать незабываемые моменты времени года поэт не смог: ему казалось недопустимым молчать об изяществе природы, готовой к нещадным морозам.

Проблематика стихотворения

Автор пытается уделить внимание нескольким проблемам и делает видимый акцент на некоторых моментах. Их можно разделить на несколько тем:

Краткий анализ произведения «Есть в осени первоначальной…» Ф.И. Тютчева

  1. Отношение человека к природным силам. Наступление осени не менее очаровательно, чем пора юности и невинности, поэтому умиротворенная личность чувствует единение с природой. В произведении литератор упоминает о скорби и сожалении, восхищается красотой окружающего мира и в то же время тоскует по одурманивающей молодости.
  2. Смысл жизни каждой отдельной личности. Осенью, независимо от чьей-либо воли, происходит осмысление случившегося, изменение приоритетов, возникновение новых проблем, требующих незамедлительного решения. Близится не старость, а зрелость. Люди обретают уверенность и становятся расчетливыми. В стихотворении делается акцент на размеренности жизни.
  3. Труд, влияющий на жизнь. Автор с уважением относится к работе крестьян, поскольку она не является простой. Это не радостные хлопоты, а тяжелый труд, который проницательные работники считают благотворным и привычным. Закончив дела, можно расслабиться и отдохнуть.

Все пункты автор раскрывает в своих четверостишиях. Он говорит трепетно, чтобы читатель проникся строками. Стих «Есть в осени первоначальной» короткий, но чувственный.

Жанровое направление и композиция

Стихотворение относится к философской и пейзажной лирике. Тютчев рассматривает искусство, а не общественные проблемы, о которых распускаются сплетни. Его не интересуют материальные потребности и жизнь «блестящих» слоев социума.

Он приверженец реализма (упоминание о жизни крестьян в определенный временной период) и романтизма (философские размышления, повествование в стиле наблюдения). Автор точно описывает окружающий мир, рассказывая о собственном состоянии.

Структуру стихотворения составляют строфы, написанные разностопным ямбом, придающим динамичность и непредсказуемость.

Каждую из них можно считать уникальным эскизом удивительной картины: «весь день стоит, как бы хрустальный», «отдыхающее поле». Иллюстрации к стихотворению передают настроение поэта.

Догадаться о намерении литератора получится, если прочитать произведение целиком.

Краткий анализ произведения «Есть в осени первоначальной…» Ф.И. Тютчева

В первых двух строфах применяется перекрестный вид рифмовки, в последней — опоясывающий, что делает произведение нестандартным.

Мужские и женские рифмы комбинируются, что создает ощущение определенного ритма и алгоритмичности. Чередование строк, различающихся по длине, служит намеком на непредсказуемость природы.

Творение представляется как сочетание трех предложений с повторяющимися многоточиями, придающими ощущение загадочности.

Средства выразительности

Автор отдал предпочтение не только эпитетам, но и метафорам, антитезам, сравнениям, олицетворениям, синекдохам. Они используются в единственном числе, что создает впечатление массовости и величественности.

Краткий анализ произведения «Есть в осени первоначальной…» Ф.И. Тютчева

Многоточие, завершающее первую строфу, словно намекает, что описать природу несколькими словами невозможно, даже если говорить станет вдохновленный поэт, настоящий мастер речей. Об этом можно размышлять до скончания времен. В то же время есть возможность подумать о многом и осмыслить собственную жизнь, осознав действия.

Стихотворения Тютчева позволяют по-новому воспринять привычные обороты и сочетания слов. Литератор помогает читателям представить красоту окружающего мира, словно талантливый художник. Его творения подталкивают к размышлениям и разрушают наскучившие стереотипы, заставляя активно думать над повествованием.

Есть осени первоначальной тютчев анализ стихотворения

Краткий анализ произведения «Есть в осени первоначальной…» Ф.И. Тютчева

История написания
Стихотворение написано в августе 1857 году, когда поэту было уже за 50- время, в которое человек пытается подвести некоторые итоги своей жизни. Опубликовано стихотворение в журнале «Русская беседа» в 1858 году.Поэт не любил осень, писал о ней немного. Часто осенью он уезжал за границу, чтобы не видеть грустного увядания природы.Данное стихотворение — одно из немногих об осени, но осени в её самом начале — прекрасной поре года.
Род литературы. Лирика Жанр Лирическое стихотворение. Пейзажная , философская лирика
Литературное направление Ф.Т.Тютчев принадлежал к поэтам «чистого искусства», считающим, что в поэзии не должно быть места социальным вопросам. Так и это стихотворение — о природе, чувствах человека. В нём сочетается реализм с его точным воспроизведением картин природы, вплоть до мельчайших деталей, с романтизмом— с его восторженностью, чувственностью, эмоциональностью.
Размер стиха Ямб, рифма перекрёстная в первой- второй строфах и опоясывающая в 3-ей строфе; чередование женской и мужской рифм.
Тема, идея, проблемы
Ф.И.Тютчев не любил осень. Она всегда напоминала ему о быстротечности жизни, о её увядании. Но восхититься некоторыми прекрасными мгновениями её просто не мог. Поэтому и в данном стихотворении изображён миг осени, когда она вдруг словно застыла в свой красоте, а природа готовится к долгой зиме. Тема стихотворения — осенняя природа во всей её красоте. Правда, осень ещё только-только наступает, но её присутствие в средней полосе России чувствуется уже в конце августа. Однако вся пейзажная лирика Ф.Тютчева всегда отражает и размышления поэта о жизни, о человеке, о его месте в этом мире. Так и данное стихотворение сочетает в себе элементы философской лирики. Поэтому второй темой здесь является размышление о жизни. Проблемы. Проблема взаимосвязи человека с природой. Как начало осени прекрасно, так и пора человеческой жизни, когда молодость уже позади, а старость ещё не наступила,- тоже прекрасна. Хотя уже чувствуется сожаление о прошедшем. Так и в стихотворении, наряду с восхищением прекрасными картинами яркой, разноцветной природы(«Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора -Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера» , автор передаёт грусть, появляются тягостные нотки(«Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все — простор везде, -Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде».) Красота природы заставляет почувствовать человека, как тесно он связан с ней, что является единым целым. Проблема труда человека, который даёт жизнь, наполняет смыслом жизнь. Да, можно выделить и эту проблему, ведь автор с таким уважением пишет о крестьянском труде. За строчками мы понимаем, как непростой была уборочная пора. Но она доставляла радость крестьянам, ведь это их благосостояние, это их существование : «Где бодрый серп гулял и падал колос…» и борозда уже « праздная», отдыхающая. Люди закончили свои сельхозработы и могут немного отдохнуть, как отдыхает природа после жаркого лета, готовясь к холодам, которые нелегко пережить. Проблема смысла жизни. Данный период осени — прекрасное время для переосмысления пройденного, подведения итогов, может, для переоценки жизненных ценностей. Поэт всегда ассоциировал осень не с приближающейся старостью, а со зрелостью, мудростью, жизненным опытом. Поэтому в стихотворении нет трагических ноток, всё тихо, спокойно, настраивает на размышления о себе.
Художественные средства
Эпитеты — именно они помогают передать всё восхищение поэта осенней природой: «дивная» пора, день «хрустальный», вечера «лучезарны»; а эти эпитеты предают нежное, почти трепетное отношение к земле, к труду крестьян: «бодрый» серп, «праздная» борозда, «отдыхающее» поле.
Метафора: воздух «пустеет», лазурь «льётся».
Метонимия, её разновидность — синекдоха ( когда единственное число употреблено вместо множественного, что подчёркивает предметы, придаёт им весомость): серп « гулял», колос « падал».
Антитеза: «Где бодрый серп гулял и падал колос- Теперь уж пусто всё»,- особенно подчёркивающая изменения , происходящие вокруг.
Сравнение: «…день стоит как бы хрустальный»( хрусталь красив, но очень хрупок; так и миг природы прекрасен, но его так быстро может изменить холод, дождь , поэтому так нежен он и очарователен.
Многоточие в конце первой строфы словно подчёркивает, как много ещё можно описывать эту красоту природы, просто невозможно остановиться. И в то же время оно позволяет понять, как природа настраивает человека на размышления, словно он тоже остановился, застыл, как она, начал думать о своей жизни.
Читайте также:  Рецензия на постановку «Маленький принц» в «Новом балете»

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной» Тютчева

Краткий анализ произведения «Есть в осени первоначальной…» Ф.И. Тютчева

  • Средняя оценка: 4.8
  • Всего получено оценок: 70.
  • Средняя оценка: 4.8
  • Всего получено оценок: 70.

Фёдор Иванович Тютчев – признанный мастер лирики о природе. Его произведения напоминают красочные зарисовки изменений в окружающем мире: зимние узоры, тёплый летний ветерок, дивная осенняя пора, когда природа только начинает увядать. О последней поэт говорит с особой трепетностью и умиротворением. Познакомившись с кратким анализом «Есть в осени первоначальной» по плану, ученики 6-го класса смогут оценить мастерскую передачу чувств и ощущений посредством русского поэтического языка. Краткий разбор произведения поможет им легко справиться с заданиями по лирике Тютчева на уроках литературы.

Краткий анализ произведения «Есть в осени первоначальной…» Ф.И. Тютчева

Краткий анализ

  1. Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Есть в осени первоначальной.
  2. История создания: стихотворение написано в 1857 году во время поездки из Овстуга в Москву.

  3. Тема стихотворения: осенняя пора и размышления о жизни.
  4. Композиция: стихотворение состоит из трёх четверостиший.
  5. Жанр: лирическое стихотворение.

  6. Стихотворный размер: размер стихов – ямб, рифма — перекрёстная.
  7. Метафоры: «И льётся чистая и тёплая лазурь».
  8. Эпитеты: «бодрый серп», «отдыхающее поле».

  9. Сравнения: «…день стоит как бы хрустальный».
  10. Олицетворения: «…серп гулял…».
  11. Синекдоха: «…падал колос».

История создания

Говоря об истории создания произведений Тютчева, нужно вспомнить, что поэт много времени проводил в пути, что давало ему возможность постоянно любоваться красотой и изменчивостью русской природы. Стихотворение было написано в 1857 году в августе, когда всё живое готовится к наступлению осени.

Тютчев с дочерью направлялся из Овстуга в Москву, когда его настигло вдохновение. Он стал набрасывать стихи на листке со списком дорожных затрат. Дочь, заметив, что руки отца дрожат от нетерпения, а ухабы на дороге не дают сосредоточиться, дописала вторую часть только что родившегося стихотворения под его диктовку.

Впервые это произведение было опубликовано спустя год в журнале «Русская беседа».

Стихотворение «Есть в осени первоначальной» относится к пейзажной лирике.

Прочитав стихотворение «Есть в осени первоначальной», трудно поверить, что его автор недолюбливал осень. Тютчеву это время года навевало тоску от осознания, что жизнь – явление быстротечное. Но в данном стихотворении поэт изображает чудесный миг, когда природа ещё только готовится попасть под власть холодной зимы и словно замерла во всём своём великолепии.

Тема произведения — осенняя природа. Но пейзажной лирике Тютчева свойственно параллельное отражение размышлений о жизни и месте человека в ней. Поэтому в данной работе есть и вторая тема — размышления о жизни.

Стихотворение озвучивает ряд проблем:

  • Взаимосвязь человека и природы. Начало осени прекрасно, но впереди морозная зима. Период зрелости в жизни людей тоже прекрасен, но юные годы остались позади, а впереди неумолимо приближение старости.
  • Труд и человек. Нелёгок труд крестьянина, но он наполняет жизнь смыслом.
  • Смысл жизни. Наступление осени благоволит подведению итогов уходящего года, оценке его со стороны.

Композиция

Стихотворение состоит из 3-х четверостиший, каждое из них выступает в качестве самостоятельной пейзажной зарисовки. Однако законченность и истинный смысл четверостишия обретают лишь при прочтении всего стихотворения как единого целого.

Стих написан разностопным ямбом. В первых двух четверостишиях рифмовка перекрёстная, а в третьем — кольцевая. Чередуются мужская и женская рифмы. Так создаётся впечатление музыкального звучания. Длинные строки сменяют короткие, характеризуя непостоянство и быстротечность состояния природы.

Это лирическое стихотворение, здесь яркое эмоциональное начало. В нём отражены мысли и чувства лирического героя, его восхищение тихими тёплыми осенними днями и вечерами.

Тютчев — поэт «чистого искусства», не понимающий в поэзии преобладания социальных вопросов. В этом произведении, как и во многих других его работах, сочетаются два художественных направления: реализм и романтизм.

Поэтому его строки окрашены точными картинами окружающей природы в сочетании с эмоциональным состоянием автора.

Средства выразительности

Тютчев известен использованием изысканных средств выразительности богатого на поэтику литературного русского языка. Для создания в стихотворении доподлинного ощущения постоянной связи человека и природы поэт использует следующие художественные средства:

  • Изящные эпитеты: «…лучезарны вечера», «…бодрый серп…», «…на праздной борозде» , которые с точностью передают высшую степень восхищения окружающей природой.
  • Метафоры: «И льётся чистая и тёплая лазурь», «…паутины тонкий волос».
  • Олицетворения: «…отдыхающее поле…», «…серп гулял…» .
  • Сравнения: «…день стоит как бы хрустальный» , то есть прозрачный, хрупкий, неосязаемый и для поэта, и для его читателя.
  • Синекдоху: «…падал колос»

В произведении дважды встречаются многоточия, которые создают ощущения недосказанности и возможность «додумать» , представить любому из читателей собственную картину «первоначальной» осенней поры.

Источник

Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной…» (Ф.И. Тютчев)

Тютчев Ф. "Есть в осени первоначальной"

Жанр: стихотворение

Читайте анализ других стихотворений Федора Тютчева:”Декабрьское утро”

Главные герои стихотворения “Есть в осени первоначальной” и их характеристика

  1. Автор, лирический герой. Любуется осенью, восторгается красотой природы.

План пересказа стихотворения “Есть в осени первоначальной”

  1. Короткая пора
  2. День хрустальный
  3. Лучезарны вечера
  4. Серп
  5. Простор
  6. Паутина
  7. Борозда
  8. Птиц не слышно
  9. Зимних бурь
  10. Теплая лазурь
  11. Отдыхающее поле

Главная мысль стихотворения “Есть в осени первоначальной”Радуйся тому, что имеешь.

Чему учит стихотворение “Есть в осени первоначальной”

Стихотворение учит любить природу, ее красоту. Учит любить осень и находить прелесть в этом времени года. Учит образному мышлению.

Отзыв на стихотворение “Есть в осени первоначальной”

Мне очень нравится это стихотворение. Автор создал удивительную картину запустения, характерного для осени, но при этом отличающуюся необыкновенной красотой. Стихотворение очень торжественное, спокойное, она дарит чувство умиротворения. 

Анализ стихотворения “Есть в осени первоначальной”

  • Стихотворение было написано Федором Тютчевым в 1857 году.
  • Жанр: пейзажная лирика.
  • Тема: осень.

Стихотворение состоит из трех строф, каждая из которых рисует свою особенную картину и создает свое особое настроение. В первой строфе автор любуется красотой ранней осени, называя ее дивной порой.

Во второй поэт описывает пустоту полей, которая кажется навевает грусть на него. Только тонкий волос паутины остался от буйного лета. Но в заключительной строфе автор полон надежды.

Он говорит, что зима придет не скоро, и надо радоваться короткому периоду отдыха и спокойствия.

Это очень красивое стихотворение, в котором заметно философское размышление о смысле жизни, о том, что надо радоваться тому что имеешь и не требовать большего от природы.

Стихотворный размер ямб, рифмовка перекрестная АВАВ, в последней строфе кольцевая АВВА.

Средства художественной выразительности в стихотворении “Есть в осени первоначальной”

Читайте также:  Краткое содержание «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина

Эпитеты: осени первоначальной, дивная пора, лучезарны вечера, бодрый серп, тонкий волос, праздной борозде, чистая и теплая лазурь.Метафоры: день стоит, паутинки волос, пустеет воздух, льется лазурь.Сравнения: день как бы хрустальный.Олицетворения: серп гулял, отдыхающее поле.

Пословицы к стихотворению “Есть в осени первоначальной”

  1. Осеннее тепло обманчиво.
  2. Осень пришла, урожай принесла.
  3. Тот дурак, кто пирогу не рад.
  4. Не радуйся нашедши, не плачь потерявши.

Душевное спокойствие лучше богатства. Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения “Есть в осени первоначальной”

В ранней осени есть очень красивая, но короткая пора. В это время дни кажутся хрустальными, а вечера лучезарными.

Поля опустели, нигде не гуляет серп и не падает колос. Только паутинка сверкает в борозде.

Но зимние бури настанут еще не скоро. И чистая лазурь льется на отдыхающее поле.

Рисунки и иллюстрации к стихотворению “Есть в осени первоначальной”

Краткий анализ произведения «Есть в осени первоначальной…» Ф.И. ТютчеваСлушать актёрское чтение стихотворения “Есть в осени первоначальной”

Читать стихотворение “Есть в осени первоначальной”
Есть в осени первоначальной 

  • Короткая, но дивная пора — 
  • Весь день стоит как бы хрустальный, 
  • И лучезарны вечера… 
  • Где бодрый серп гулял и падал колос, 
  • Теперь уж пусто всё — простор везде,- 
  • Лишь паутины тонкий волос 
  • Блестит на праздной борозде. 
  • Пустеет воздух, птиц не слышно боле, 
  • Но далеко ещё до первых зимних бурь — 
  • И льётся чистая и тёплая лазурь 

Есть в осени первоначальной… ???? краткое содержание, о произведении

  • Есть в осени первоначальной
  • Короткая, но дивная пора –
  • Весь день стоит как бы хрустальный,
  • И лучезарны вечера…
  • Где бодрый серп гулял и падал колос,
  • Теперь уж пусто всё – простор везде,–
  • Лишь паутины тонкий волос
  • Блестит на праздной борозде.
  • Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
  • Но далеко ещё до первых зимних бурь –
  • И льётся чистая и тёплая лазурь
  • На отдыхающее поле…

Краткое содержание

Осень не была любимым временем года Федора Ивановича Тютчева, она навевала на него грустные мысли об угасании и неизбежном конце всего живого.

Но, как и любой поэт, наделенный художественным воображением, он умел видеть и ценить прекрасное.

Его не могло не восхищать золотое убранство лесов, переливающихся на солнце паутинок, разноцветье шуршащих под ногами листьев, ласковое тепло осеннего солнца.

Краткий анализ произведения «Есть в осени первоначальной…» Ф.И. Тютчева

«Золотая осень». Художник В. Поленов

Невероятно красивая и удивительная пора – конец августа. В народе она получила название бабье лето, когда погода еще балует последними теплыми деньками перед наступлением холодов.

Тютчев очень выразительно характеризует этот период: «Весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера».

И, хотя на календаре еще лето, но уже не так заливисто поют птицы, поля не колосятся, потому что урожай собран, на водную гладь опускаются вечерние туманы, которые и придают вечерам ту самую лучезарность.

Именно в это переходное время возникают мысли о свободе, ведь героя окружает немыслимый простор. Поля тоже опустели, но эта пустота не вызывает грусти.

Отдыхающее поле означает то, что люди на нем потрудились на славу и сняли богатый урожай. Все освещено мягкими, теплыми солнечными лучами, которые еще больше подчеркивают отдельные детали. Особенно радует наступление вечера.

Все затихает, ни легкий ветерок, ни моросящий дождик не могут омрачить красоту осеннего пейзажа.

Слова поэта «далеко еще до первых снежных бурь» говорят о том, что он сознательно пропускает самую унылую осеннюю пору со слякотью, дождями, пронизывающими ветрами и оголенными деревьями. Он не хочет разрушать то праздничное впечатление, которое сложилось у читателя при виде золотого осеннего великолепия.

Анализ

История создания

Федор Иванович много времени проводил в разъездах, во время этих долгих путешествий у него была возможность созерцать окрестную природу. Но русскую осень он видел очень редко, потому что этот сезон обычно приходился на его пребывание в Европе.

Поэтому увиденная им красота так вдохновила его.  22 августа 1857 года поэт со своей дочерью, покинув поместье Овстуг, возвращался в столицу.

Окружающий пейзаж настолько восхитил поэта своей нетронутой, первозданной красотой, что он тут же достал блокнот и начал делать наброски будущего стихотворения.

Тютчев так торопился запечатлеть это великолепие, что от волнения у него дрожали руки, к тому же, ухабы на дороге не позволяли сосредоточиться. Тогда дочь взяла карандаш, и под диктовку Федора Ивановича сама записала текст стихотворения.

Оно получилось необыкновенно легким и, словно, прозрачным. Поэту удалось уловить ту тонкую грань, которая разделяла два времени года – уходящее лето и наступающую осень. Это произведение было напечатано в 1858 году, в журнале «Русская беседа».

Персонажи и образы

В трех строфах стихотворения автор рисует картину умиротворенной, спокойной осенней природы, которая является центральным персонажем произведения. Здесь нет выраженного лирического героя, присутствует лишь его незримый образ, передающий читателю свои впечатления.

Сначала идет погружение в общую атмосферу осенней поры, возникают вызываемые ею, чувства и ассоциации.  Чистый прохладный воздух, мягкие тона остывающего солнца, скрывающегося за горизонтом – всем этим явлениям автор дает меткое определение – «дивная пора!»

Далее взгляд автора переносится на опустевшее поле, уже отдавшее свой урожай, и теперь спокойно отдыхающее от суеты полевых работ. Не звенят серпы и косы, еще недавно взметавшиеся над ним, и только одинокая паутинка, поблескивает в лучах заходящего солнца.

После этого приходит осознание, что вся эта красота преходяща и скоро исчезнет. Но, пока зима еще не накрыла все своей снежной шалью, можно наслаждаться этой недолгой прекрасной порой, дарящей последнее солнечное тепло.

Композиция

Композиция стихотворения линейная, последовательная. Структура определена тремя строфами, состоящими из одного длинного предложения. Каждая строфа представляет собой самостоятельную законченную зарисовку. Несмотря на это, целостность произведения ощущается только при полном его прочтении.

Жанр

Жанровое направление стихотворения – пейзажная и философская лирика.

Тютчев, будучи представителем поэзии «чистого искусства» не допускал даже мысли о том, что в поэтическом тексте могут присутствовать какие-либо социальные вопросы или общественные проблемы.

Это произведение принадлежит сразу к двум литературным направлениям – реализму и романтизму. В нем представлены очень реалистичные картины окружающей природы, наполненные эмоциями самого автора.

Размер и средства художественной выразительности

В этом стихотворении Тютчев использует разностопный ямб. В первой и второй строфе рифма перекрестная, в третьей – опоясывающая. Мужские и женские рифмы чередуются друг с другом. Также наблюдается чередование длинных и коротких строчек, что создает ощущение непостоянства и скоротечности природных явлений.

Широко применяются поэтом средства художественной выразительности.

Восхищение природой передают изящные эпитеты: «лучезарны вечера», «бодрый серп», «на праздной борозде»; метафоры: «и льется чистая и теплая лазурь», «паутины тонкий волос»; олицетворения: «день стоит», «серп гулял»; сравнения: «день стоит как бы хрустальный».

Многоточия в конце первого и последнего четверостишия говорят о недосказанности, автор как бы предлагает читателю самому додумать и нарисовать собственную картину прекрасной осенней поры.

Проблематика и основная идея произведения

Данное стихотворение содержит несколько проблем. Во-первых, это тема смысла жизни. Осень – завершение года, в это время принято подводить итоги и планировать будущее, анализировать допущенные ошибки и делать соответствующие выводы.

Во-вторых, это связь человека с природой. Несмотря на то, что осень – это великолепное время года, ее, так или иначе, сменит зима. Если провести параллель с человеческой жизнью, на смену юности также приходит зрелость, которую сменяет неизбежная старость.

Третья тема – крестьянский труд, о котором очень уважительно отзывается Тютчев. Труд наполняет жизнь человека смыслом и, хотя, он нередко бывает очень тяжелым, его плоды приносят человеку радость и удовлетворение.

Наступающая зима уже не будет голодной, потому что собранный урожай прокормит крестьянина до следующей весны. К тому же, бабье лето – это традиционное время для свадеб, появляются новые семьи, рождаются дети, все это говорит о продолжении жизни, человеческого рода.

Стихотворение наполнено радостью и умиротворением, теми чувствами, которые автор испытал от созерцания осеннего пейзажа, и которыми захотел поделиться с читателем.

«Есть в осени первоначальной» – анализ стихотворения Ф.И. Тютчева

Время на чтение: 11 минут

Есть в осени первоначальной

Написано произведение в августе 1857 года в незабываемую осень. Красно-жёлтые деревья, листопады, прохладный и освежающий дождик, дети с букетами для учителей — всё это про одну из прекраснейших пор года. Также есть множество красивых видов, которые меняются из года в год. Однако Тютчев был не из тех, кому этот сезон был по душе.

Фёдор Иванович восхищался и вдохновлялся природой, но осенняя пора навевала грусть, тоску, задумчивость и одиночество. Неровно дышал автор только к её началу и концу. Стих создавался в «бабье лето», когда повсюду можно было увидеть много сплетённой паутины.

История создания

Фёдор Иванович Тютчев родился в усадьбе Овстуг 23 декабря 1803 года.

Читайте также:  Мой любимый герой в романе «Война и мир» (Л. Н. Толстой)

Как-то раз, направляясь со своей дочкой из Овстуга в Москву, он обратил внимание на превосходные пейзажи и настолько ими вдохновился, что сразу же принялся записывать строки стихотворения.

Автору хотелось поскорее изложить мысли на бумаге, от этого его руки подёргивались. Ему удалось написать только первую часть, а вторую под его диктовку дописывала дочь. Сам стих настолько же красив, как и его история.

Жизнь поэта также имеет множество интересных и малоизвестных фактов. Например, в молодости у Фёдора было огромное количество девушек, к которым он испытывал притяжение. В порыве горячих чувств по отношению к ним каждой был посвящён стих. Автор был женат достаточно много раз, от каждого брака у него оставался ребёнок. Всего их было девять и все были от разных дам.

В детстве писателя считали одним из одарённых детей. В своём довольно юном возрасте он уже хорошо владел иностранными языками. Мальчику покорились немецкий, русский, латиница. Молодой человек начинал свой путь с перевода текстов и это увенчалось немалым успехом.

Тютчев занимался самообразованием, при этом в четырнадцать смог поступить в университет. Свою творческую деятельность он начинал с написания стихов. Сочинять юноша умел не только на русском. Писатель хорошо владел немецким языком, поэтому также создавал на нём свои произведения.

Его творчество было скорее философского направления, но со временем он начал увлекаться природой и её прекрасными видами. Фёдор с трудом представлял себя, как автора, с которого можно брать пример, так как сам себя не считал хорошим поэтом.

К сожалению, Тютчев частенько болел. В более зрелом возрасте у него уже проявлялась болезнь, которая была смертельной. Он жаловался на частые боли в голове и слабость. На фоне этих симптомов, которые были довольно протяжённое время, Фёдор Иванович постепенно переставал чувствовать левую руку.

Медицина в те времена не была настолько продвинутой, как сейчас. Смерти людей происходили от разных инфекций, которые медики не знали, как и с помощью чего лечить. Они могли чуть замедлить процесс распространения заболевания, однако полностью вылечить не могли.

В период слабости Тютчева его последняя жена ухаживала за ним. Из-за того, что он не чувствовал руку и ужасно болела голова, поэту всё сложнее и сложнее давалось написание произведений. Фёдор знал, что его конец уже близок.

Однако этот факт не помешал ему подарить миру более четырёхсот непревзойдённых стихов. Пусть писатель и считал себя неумелым в написании, но его тексты, пропитанные чувственностью, говорят совершенно об обратном. Он навсегда останется в сердцах его читателей, потому что действительно заслуживает уважения.

Анализ стихотворения

Стихотворение наполнено различными средствами выразительности. Например, эпитетами, которые добавляют индивидуальность и непревзойдённую эмоциональную палитру. Основной идеей было показать неповторимость природы в период «бабьего лета». Тютчев был влюблён в незабываемые пейзажи и большинство его сочинений именно про великолепие русских видов.

Темой поэт выдвигает раннюю осеннюю пору. Автор рассказывает про момент перехода от её начала, когда ещё тепло, до середины, когда листва опадает. Фёдор использует различные олицетворения, метафоры, метонимии, сравнения, чтобы при прочтении у читателя в голове сложился подробный рисунок.

Стихотворный размер — звуковая организация стиха и его ритмическая форма. Единицей этого размера является стопа. Они состоят из нескольких слогов. Один из них ударный, а остальные безударные.

Стопы бывают:

  • двухсложные (хорей, ямб);
  • трёхсложные (дактиль, анапест, амфибрахий).

В хорее ударение падает на первый слог стопы (_/_). В ямбе — на второй (_ _/). В дактиле оно приходится на первый слог (_/_ _). В анапесте — на третий (_ _ _/). Амфибрахий — акцент на второй слог (_ _/_).

  • Разбор стиха:
  • -/—–/-
  • -/—/—/
  • -/-/—/-
  • —/—/
  • -/-/-/-/-
  • -/-/-/-/-/
  • —/-/-/-
  • -/-/—/

Строфой называется небольшая группа стихов, похожих по своей структуре, которая повторяется. По второй строчке можно увидеть, что произведение «Есть в осени первоначальной» — ямб. Рифма у него перекрёстная (через строку).

Жанр стиха Тютчева — пейзажная лирика. Она характеризует то, что человек может видеть вокруг себя. Также через иллюстрирование природы могут описывать не только виды вокруг, но и характер, душевное состояние лирического героя.

Краткая характеристика

Произведение Тютчева достаточно осмысленное и логическое. Несмотря на то что автор лишь кратко обрисовал пейзажи, которые ему довелось наблюдать, текст получился гармоничный и лёгкий к прочтению. Ему удалось передать и мимолётную радость и лёгкую грусть.

Краткий анализ стиха «Есть в осени первоначальной»:

  • создание — 1857 год;
  • тема стиха — начало осенней поры;
  • основная идея — показать красоту природы в начале осени;
  • композиция — три четверостишья;
  • жанр — пейзажная лирика;
  • стихотворный размер — ямб, перекрёстная рифма;
  • олицетворения: «…серп гулял…»; «…день стоял…»;
  • сравнения: «…день стоит как бы хрустальный…»;
  • метонимии: «…падал колос…»;
  • метафоры: «и льётся чистая и тёплая лазурь»; «…паутины тонкий волос…»;
  • эпитеты: «…лучезарны вечера…»; «…осени первоначальной…»; «…дивная пора…»; «…бодрый серп…»; «…тонкий волос…»; «…праздной борозде…»; «…первых зимних бурь…»; «…тёплая лазурь…»; «…отдыхающее поле».

Выразительность мыслей

При написании этого произведения автор использовал большое количество разнообразных средств выразительности, благодаря которым раскрывается всё восхищение Тютчева русской природой. Таким способом он передаёт не только превосходный вид пейзажа, но и настроение той поры.

При прочтении стихотворения в голову приходят разные картины, которые вызывают определённые ощущения внутри. Поэт умело передал в небольшом тексте красоту слова, тем самым «управляя» эмоциональным состоянием читателя.

В начале стиха вселяется радость и восторг от дивной поры, а после показываются с помощью средств выразительности изменения, которые происходят. День у автора хрустальный, а далее Тютчев описывает пустеющее со временем поле.

Поражает различие между началом осенней поры и её средней частью. Показывается это в строках, где говорится, что не слышно птиц и пустеет воздух, однако до зимних бурь ещё далеко. В этот момент в чувствах радости у Тютчева промелькает небольшая нотка грусти.

В тексте упоминается про чистую и тёплую лазурь. Само слово лазурь означает светлую синеву. Через него автор пытался описать небесный цвет, который можно увидеть в начале осенней поры, пока небо не затянулось серыми тучами.

Про великолепное творчество Фёдора Ивановича Тютчева можно не только написать сочинение, но и говорить часами. Его стихотворение «Есть в осени первоначальной» это доказывает.

То, как он передаёт с помощью средств выразительности мельчайшие детали и эмоциональную палитру, не может не удивить. Сам стих имеет не только глубокий смысл.

Большое разнообразие эпитетов, метафор, метонимий, олицетворений и сравнений делает его по-настоящему впечатляющим.

Еще материалы по творчеству Ф.И. Тютчева:

Краткий анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной»

Есть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора —Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

  • Где бодрый серп гулял и падал колос,Теперь уж пусто всё — простор везде,-Лишь паутины тонкий волос
  • Блестит на праздной борозде.
  • Пустеет воздух, птиц не слышно боле,Но далеко ещё до первых зимних бурь —И льётся чистая и тёплая лазурь
  • На отдыхающее поле…
  • Пейзажное лирическое стихотворение, посвящённое тому периоду времени, когда ещё тепло, но уже явственно чувствуется дыхание осени.

Тютчев не любил осень, считая её временем умирания. Тот кусочек бабьего лета, который автор так красиво преподнёс в своём стихотворении, можно метафорически рассматривать не как начало старости, а как наступление мудрости. В жанровом отношении стихотворение сближается с элегией.

  1. Автор использует эпитеты («в осени первоначальной», «лучезарны вечера»), метафоры («паутины тонкий волос», «льется чистая и тёплая лазурь»), сравнения («день стоит как бы хрустальный»), олицетворение («день стоит», «бодрый серп гулял и падал колос», «на праздной борозде», «пустеет воздух», «на отдыхающее попе»), антитезу («Короткая, но дивная пора»).
  2. Стихотворение написано трёхстопным амфибрахием, рифмовка перекрёстно-кольцевая.
  3. Жанр: элегия (вид лирики — пейзажная).
  4. КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ Стихотворение делится на три строфы.
  5. 1-я строфа Поэт рисует красивую картину короткого бабьего лета:
  6. Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера …
  7. 2-я строфа Подчёркивается взаимосвязь природы и человека, осознание важности окончания полевых работ:
  8. Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё — простор везде …
  9. З-я строфа Последняя строфа с ноткой светлой грусти, напоминанием о грядущей зиме: «Пустеет воздух, птиц не слышно боле … »
  10. ИДЕЙНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ⦁ Тема: красота ранней осени.

⦁ Идея: красота при роды помогает человеку ощутить свою принадлежность к этому миру. А смена сезонов влияет на настроение, даёт возможность задуматься, подвести итоги.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

⦁ Эпитеты: чистая и тёплая лазурь, лучезарны вечера, день как бы хрустальный, бодрый серп. ⦁ Метонимия: падал колос и серп гулял.

⦁ Метафоры: пустеет воздух, льётся лазурь.

Ссылка на основную публикацию