Аргументы на тему «месть и великодушие» в романе «мастер и маргарита» (м.а. булгаков)

Аргументы на тему «Месть и великодушие» в романе «Мастер и Маргарита» (М.А. Булгаков)Сочинение месть и великодушие
Аргументы на тему «Месть и великодушие» в романе «Мастер и Маргарита» (М.А. Булгаков)

Анна Чайникова, учитель русского языка и литературы школы № 171

Иллюстрация: Лудовико Маркетти «Отелло обвиняет Дездемону»

Комментарий ФИПИ

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

Словарная работа

МЕСТЬ

Намеренное причинение зла, неприятностей с целью отплатить за оскорбление, обиду или страдания. Желание отомстить. (Толковый словарь русского языка Ушакова, 2012).

ВЕЛИКОДУШИЕ

Свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами. (Толковый словарь русского языка Ушакова, 2012).

Аспекты рассмотрения тематического направления

  • Месть (причины и последствия мести; ее влияние на самого мстящего и объект мести; месть-возмездие).
  • Великодушие (прощение и христианские ценности; как прощение меняет человека). 
  • Выбор между местью и прощением (тяжелый нравственный выбор; сила или слабость; представления о добре и зле).
  • Месть и великодушие на войне, отношение к врагу, предателю.
  • Кровная месть как социально-историческое явление.

О жажде мести и великодушии, милосердии и жестокости, силе духа и прощении размышляет в романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстой, рассказывая историю отношений Андрея Болконского, Наташи Ростовой и Анатоля Курагина.

Можно ли проявлять великодушие к врагу, обидчику, прощать ему оскорбление? Не будет ли это проявлением слабости характера, поступком, недостойным мужчины?

Насколько трудно найти в себе силы для того, чтобы отказаться от мести? Всеми этими вопросами перемучивается князь Андрей

Анатоль Курагин становится злейшим врагом Болконского после того, как начинает ради забавы ухаживать за невестой князя Андрея, Наташей Ростовой, и даже пытается под покровом ночи увезти ее из дома и тайно с ней обвенчаться.

Душа князя Андрея жаждет отмщения: он хочет во что бы то ни стало наказать Курагина за его низкий поступок, совершенный по отношению к Наташе, и за свою поруганную честь. Жажда мести так сильна, что Болконский на протяжении долго времени ищет личной встречи со своим обидчиком, чтобы найти повод для дуэли и вызвать его, не компрометируя при этом Ростову.

Однако разыскать Курагина не так-то просто: князь Андрей едет за обидчиком сначала в Петербург, потом в Молдавскую армию, куда был отправлен на службу Курагин, а затем прибывает в Турецкую армию, где, по последним данным, находился Анатоль.

Всюду Болконский отстает от него буквально на шаг, но он твердо знает, что обидчик будет наказан, сколько бы времени ни прошло: «Не найдя Курагина в Турции, князь Андрей не считал необходимым скакать за ним опять в Россию; но при всем том он знал, что, сколько бы ни прошло времени, он не мог, встретив Курагина, несмотря на все презрение, которое он имел к нему, несмотря на все доказательства, которые он делал себе, что ему не стоит унижаться до столкновения с ним, он знал, что, встретив его, он не мог не вызвать его, как не мог голодный человек не броситься на пищу. И это сознание того, что оскорбление еще не вымещено, что злоба не излита, а лежит на сердце, отравляло то искусственное спокойствие, которое в виде озабоченно-хлопотливой и несколько честолюбивой и тщеславной деятельности устроил себе князь Андрей в Турции». Все существо Болконского подчинено мысли о мести, она отнимает покой и силы, гирей висит на ногах, не давая жить.

Прежде чем отбыть в армию, Андрей Болконский приезжает в Лысые Горы к семье. Княжна Марья, тонко чувствующая переживания брата, которые он старался скрыть, заводит разговор о мести и прощении.

Понимая, как ему тяжело носить в себе обиду и злобу к Курагину, она просит брата простить Анатоля, ведь люди не имеют права наказывать, это только во власти Бога.

«И ты поймешь счастье прощать», – говорит она, но князь Андрей глух к ее словам, ему пока не понять этой христианской добродетели, в нем говорит попранная гордость и обида:

«Ежели бы я был женщина, я бы это делал, Marie. Это добродетель женщины. Но мужчина не должен и не может забывать и прощать»

По мнению Болконского, в прощении и смирении проявляется отнюдь не сила человека, а слабость, неумение защитить то, что дорого.

Однако наступает момент, когда гордый и упрямый князь Андрей понимает радость прощения, дарующую ему самому свободу. После тяжелейшего ранения, полученного в бою, он оказывается на одном перевязочном пункте с Анатолем Курагиным, которому отнимают ногу.

На пороге смерти Болконский иначе смотрит на все: ненужное, ложное, суетное уходит, отравлявшая жизнь жажда мести стихает, остается только то, о чем толковала ему когда-то сестра, христианское прощение и милосердие.

Видя беспомощного и жалкого Курагина, рыдающего на операционном столе, князь Андрей не испытывает удовлетворения от его страданий, он больше не видит в нем своего врага. «Он вспомнил теперь ту связь, которая существовала между им и этим человеком… Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце».

Именно в этот момент к нему приходит осознание простых истин: счастье не в мести, а в прощении, в сострадании и любви к ближним. По-настоящему силен и свободен тот, кто может найти в себе силы простить врага, а не носит в себе злость, копит обиды, ждет момента, когда сможет нанести ответный удар. 

Примерные формулировки темы

  • Сила или слабость человека проявляется в великодушии?
  • Почему важно уметь прощать?
  • Как связано великодушие с умением прощать?
  • Чем великодушие отличается от благородства?
  • Чем великодушие отличается от доброты?
  • Способны ли любовь и прощение изменить человека?
  • Всегда ли «примирение» означает «прощение»?
  • Могут ли великодушные люди мстить?
  • Можно ли оправдать месть?
  • Что значит достойно пережить поражение?
  • Кому свойственна мстительность?
  • Как соотносится понятия мстительность/великодушие с силой/слабостью характера?
  • Всегда ли мстят только жестокие люди?
  • Как соотносятся понятия «месть» и «закон»?
  • Как связаны месть и жажда справедливости?
  • Может ли жажда мести стать смыслом жизни?
  • Может ли отмщение принести счастье кому-либо?
  • Может ли месть принести разочарование?
  • Как связаны понятия месть и саморазрушение?
  • Согласны ли вы с утверждением Г. Хаггарда: «Месть сладка, и все же… это стрела, которая часто поражает того, кто ее выпустил»? 
  • Может ли мстительный человек быть счастливым?

Афоризмы и высказывания известных людей

  • Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушия, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке (Дж. Б. Шоу).
  • Прощать более мужественно, чем наказывать. Слабый не может прощать. Прощение есть свойство сильного (М. Ганди).
  • Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершенном, тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом (А. Дюма).
  • Если гениальность — величие ума, то великодушие — гениальность души (Э. А. Севрус).
  • Тот, кто замышляет месть, растравляет свои раны, которые иначе уже давно бы исцелились и зажили. Поистине, совершая месть, человек становится вровень со своим врагом, а прощая врага, он превосходит его (Ф. Бэкон).
  • Учитель Будда всегда говорил мне, что прощение дарует жизнь. И я согласна. Прощение дарует жизнь — тому, кто прощает (Д. Митчелл).
  • Между местью и наказанием есть разница: наказание производится ради наказуемого, а мщение ради мстящего, чтобы утолить его гнев (Аристотель).

Список литературы

  1. А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Выстрел», «Пиковая дама», «Дубровский».
  2. М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Герой нашего времени».
  3. Н. В. Гоголь «Тарас Бульба», «Страшная месть».
  4. Л. Н. Толстой «Война и мир» (Болконский и Курагин; Винсент Боссе).
  5. А. П. Чехов «Месть», «Попрыгунья».
  6. А. И. Куприн «Поединок».
  7. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита».
  8. М. Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон».
  9. Б. Васильев «А зори здесь тихие».
  10. В. А. Закруткин «Матерь человеческая».
  11. У. Шекспир «Гамлет», «Отелло».
  12. А. Дюма «Граф Монте-Кристо».

Как проявляется месть и ее великодушие поступках героев романа « Мастер и Маргарита » ? – по русскому языку и литературе

Месть – это действия, приносящие вред, и направлены они, конечно же, в сторону обидчика. Злость, обида всегда вызывают самые. неприятные чувства. Человек, ощущая их, чаще всего хочет отомстить обидчику. У личности, которую охватила месть, есть два пути решения этой проблемы: обидеть в ответ или простить.

Прощение – это поступок умного человека в данной ситуации, но иногда месть положительно влияет на людей, потому что отомстив, они успокаиваются. Великодушным человеком быть сложно. Данная черта выражается в уступчивости, в способности жертвовать чем-то ради интересов других, а также в отсутствии злопамятства.

В произведении ” Мастер и Маргарита ” одна из главных героинь – Маргарита столкнулась с таким качеством на месть. Девушка решила воспользоваться кремом, которой дал ей Воланд.

Намазав на себя этот крем, она резко помолодела и превратилась в ведьму. Также у нее появилась новая способность, девушка научилась летать. Маргарита полетела над городом. Она чувствовала себя свободной. Во время полета главная героиня заглядывала в окна домов.

Маргариту привлекает ” Дом Драмлита ” и решила подлететь к нему. Когда она узнает, что здесь проживает Латунский, человек, который погубил Мастера, ведьма решает отомстить. Маргарита, залетев в его квартиру. начинает там все рушить.

Но она останавливается, когда в другом окне видит маленького мальчика. Девушка летит к нему.

Великодушие в этом произведении проявляет Мастер.

Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Когда Берлиоз лишается головы от трамвая, Иван Бездомный сразу же заподозрил иностранца, с которым разговаривал в этот же день литератор. Иван пытается поймать его, но все его принимают за больного и отправляют на лечение в психбольницу. Он переживает за то, что оказался в этом месте. От Ивана все отворачиваются.

Мастер приходит на помощь незнакомцу. В больнице Бездомный общается с главным героем. Мастер говорит ему о себе, а также просит Ивана рассказать, как он оказался здесь. Бездомный доверился ему и все рассказал. Мастер поддержал Ивана и поведал ему, что тот виделся с сатаной. После общения с Мастером Ивану стало лучше.

Читайте также:  Смысл песни Наутилуса «Прогулка по воде»

Итак, мы увидели, как проявляется месть и великодушие в поступках героев романа ” Мастер и Маргарита “

Полезный материал по теме:

Аргументы на тему «Месть и великодушие» в романе «Мастер и Маргарита» (М.А. Булгаков)

Как проявляется месть и ее великодушие поступках героев романа « Мастер и Маргарита » ?Булгаков МихайлСтр. 1

Аргументы к итоговому сочинению 2016-2017 года по произведению "Мастер и Маргарита"

Подробности Категория: Образцы сочинений ЕГЭ по литературе
Аргументы на тему «Месть и великодушие» в романе «Мастер и Маргарита» (М.А. Булгаков)

Итоговое сочинение 2016-2017: аргументы по произведению “Мастер и Маргарита” для всех направлений

  • – Честь и бесчестие;
  • – Победа и поражение;
  • – Ошибки и опыт;
  • – Разум и чувства;
  • – Дружба и вражда.

Герои: Воланд, Мастер, Маргарита

Литературный пример. Ложь, страх и бесчестие  пронизывают роман насквозь. Все лгут, страшатся и лукавят. Воланд и его свита выводят «на чистую воду» завравшихся горожан, но тут же обманывают всех собравшихся в варьете, мастерски играя на их страстях.

Обманывает он и Мастера с Маргаритой, не дав им прожить и дня обещанной счастливой жизнью  в подвальчике. Сделка с дьяволом -грандиозный обман, увенчанный гибелью.

Оба героя, сослужив службу нечистому и получив от него обещание исполнения желаний, отравлены по его указанию в тот же день, они так и не успели насладиться свободой.

Назад

Герои: Понтий Пилат

Литературный пример: Во сне прокуратор производит впечатление абсолютно другого человека. Пилат соглашается с мыслью Иешуа о том, что они теперь всегда будут вместе. Прокуратор перестает испытывать отвращение, которое возникало у него по отношению ко всему, что было связано с учением Иисуса.Стоит человеку обрести богатство, как сразу же он начинает бояться его потерять.

Сон позволяет Пилату сделать то, на что он не мог решиться в жизни. Зачастую литературные критики оценивают сон Пилата, его прогулку по «лунной дороге» как высшую победу человека над самим собой.

Назад

Герои: Понтий Пилат

Литературный пример: Пилат не смеет пойти против воли Синедриона, с ощущением совершения непоправимой ошибки он объявляет свое решение толпе. После этого рокового поступка в голове игемона проносятся страшные мысли: “Бессмертие… Пришло бессмертие… Чье бессмертие пришло?” Героя обрекли на вечные страдания.

После казни ни в чем не повинного Иешуа Пилат мучается страшными угрызениями совести. Он ясно чувствует свою ошибку, но уже не в силах что-либо исправить: “Ему ясно было, что сегодня днем он что-то безвозвратно упустил, и теперь он упущенное хочет исправить какими-то мелкими и ничтожными, а главное, запоздавшими действиями”.

Назад

Герои: Мастер, Маргарита

Литературный пример: Любовь между Мастером и Маргаритой вспыхнула, как только они увидели друг друга: «Так поражает молния! Так поражает финский нож!». Героиня любит мастера всем своим сердцем, вдыхает жизнь в его квартирку. Свою внутреннюю силу и энергию она отдает роману своего возлюбленного.

Герои очень разные. Мастер спокоен, задумчив. Маргарита же сильная и резкая. Мастер воплощает в себе раздумье, мысль, Маргарита – действие. Они настолько близки духовно, что просто не могут существовать раздельно. Будучи безумно одинокими до своей встречи, герои обретают понимание, поддержку, искренность и тепло.

Назад

Герои: Мастер, члены МАССОЛИТа

Литературный пример. По вине членов МАССОЛИТа -представителей литературной элиты -роман Мастера не издан. Из-за них он сжег произведение, которое так долго создавал. И именно они виновны в том, что Мастер находится в клинике для душевнобольных.

У него после тщетных попыток не осталось ничего. Иван Бездомный является типичным представителем элитного литературного мира. И мир этот ненавистен не только герою романа, но и самому автору.

Мастером овладевает апатия, и, ненавидя проявленных врагов, он не стремится противостоять врагам сущностным, он вполне одержим.

Назад

Проблемы в романе «Мастер и Маргарита» / Блог / Справочник :: Бингоскул

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» до сих пор остается не разгаданным до конца, волнует воображение читателя, не дает покоя критикам. Широта проблематики произведения впечатляет.

Уникальность проблематики в том, что все проблемы завязаны на одной главной, обозначенной в эпиграфе, – проблеме добра и зла, если говорить шире – света и тьмы.

Говорим ли мы о нравственных терзаниях героев, постоянной необходимости взвешивать и делать выбор, о проблеме любви и одиночества, все зависит от того, какую сторону принимает герой – свет или тьму, добро или зло.

Проблема выбора

Каждый участник действий, разворачивающихся в Москве 30-х годов или в историческом романе, написанном Мастером, стоит перед проблемой выбора. Каждый на своем уровне. Позариться на деньги, падающие с неба, квартиру соседа или остаться порядочным человеком.

Даже эпизодические персонажи постоянно решают, быть или не быть, взять или не взять. Мелочные подленькие проявления все больше погружают мир во тьму.

На уровне героев первого плана происходят главные сражения тьмы и света, от выбора здесь зависит не временное благополучие, а жизнь и смерть, судьба, любовь, торжество истины.

Мастер

Так, Мастер, отказавшись от борьбы за свое детище, за роман всей его жизни, от борьбы за любовь, делает свой выбор и оказывается в психбольнице. Но и здесь он остается Мастером, передавая свои знания, опыт, смирение, мудрость молодому поэту, переворачивая его мировоззрение. Из больницы Иван Бездомный выйдет совсем другим человеком и понесет в мир свет, добро. Он свой выбор уже сделал.

Маргарита

  Личность и образ Гончарова: проблема мистификаций писателя

Маргарита – женщина, измученная тоской, одиночеством, отсутствием любви – получает все, о чем мечтала, на что уже не надеялась, встретив Мастера. С этого момента каждую минуту ей приходится делать выбор.

На бытовом уровне – смена роскошных апартаментов на подвальное помещение, измена мужу, даже авантюрное предложение от Азазелло – выбор дается героине легко, потому что она ведома любовью. Все, что дает ей шанс быть рядом с любимым, не подвергается сомнению и принимается без оглядки.

Главное испытание Маргариты – бал сатаны. Согласиться быть королевой бала – не самое страшное, что предстояло женщине. Выбор – просить для себя или для несчастной Фриды – рубеж, который решил все. Нравственный выбор героини был вознагражден.

Понтий Пилат

Выбор этого героя – спасти Иешуа, погубив себя, или казнить бродячего философа, отодвинув тем самым собственные проблемы, – одна из кульминаций всего романа.

Именно на этом поле боя свет и тьма, добро и зло, совесть и бесчестие, сошлись лицом к лицу в своих высших проявлениях.

Страх и слабость прокуратора не позволили ему сделать выбор по совести, навсегда лишив его покоя при жизни и еще на две тысячи долгих лет после смерти.

Есть в романе герои, освобожденные от необходимости принимать решения. Это те, кто знает Истину, служит ей. Иешуа Га-Ноцри несет истину людям, проповедуя добро. Однажды сделанный им выбор определяет его дальнейшую судьбу, поэтому без колебаний он принимает все, что ему уготовано.

Как ни странно, той же истине служат высшие силы Тьмы в лице Воланда и его свиты. Парадоксальность роли сатаны и его спутников обозначена еще в эпиграфе к роману: «…вечно хочет зла и вечно совершает благо». Служителям Истины не надо делать выбор, потому что они орудие в ее руках.

Борьба добра и зла

Все мы привыкли разделять зло и добро как две силы, управляющие человеком. В религии есть Бог, который выступает на стороне добра и Дьявол, или Сатана, который считается символом зла. Булгаков привлекает в своем произведении и того и другого. Но вот понятия «зло» и «добро» автор видит несколько иначе.

Он пытается донести до читателя, что эти силы уравновешивают друг друга, а быть добрым или злым решает только сам человек. Воланд и его свита, казалось бы, несут зло, представляя собой Дьявола и его отряд. Но в романе они скорее являются воплощением справедливости, лишь наказывая людей за их проступки, предоставляя им выбор, а не склоняя на свою сторону.

Бог представлен в романе в виде персонажа по имени Иешуа. Он является воплощением Иисуса.

Мастер в своем романе описывает его как обычного человека с философскими идеями и нестандартным взглядом на жизнь. Он принимает всех людей и утверждает, что злых не существует – существуют обиженные. В качестве судьи выступает Понтий Пилат.

Ему предстоит сделать сложный выбор между правдой и карьерой. Он выбирает последнее, за что и оказывается наказан на веки. В одной из бесед Воланд задает интересный вопрос: «…что было бы твое добро, если бы не существовало зла?».

В этом выражается мысль Булгакова о противоборстве этих двух сил.

Нравственные проблемы

Нравственная сторона поступка, слова, выбора как основа человеческого существования подчеркивается в произведении на всех уровнях.

В историческом романе Мастера центральные фигуры с точки зрения проблемы нравственности – это не только Понтий Пилат, но и Иуда из Кириафа. Очень красивый молодой человек обуревает двумя страстями.

Он встречается с замужней женщиной, но больше всего он любит деньги. Безнравственность в ценностях и отношениях приводят молодого человека к предательству, подлости и гибели.

В романе четко прослеживается линия возмездия за сделки с совестью. Кто-то лишается жизни, кто-то ума, кто-то покоя. Безнравственность рядовых москвичей нарисована общими красками, например, зрительская масса в зале варьете, или имеет портретное описание: пустая болтовня Бенгальского, алчность Андрея Фокича – простого буфетчика, корысть Алоизия Могарыча. Каждый из них понес свое наказание.

Население Москвы 30-х годов, погрязшее в воровстве, зависти, доносительстве, подлости, лизоблюдстве, вызывает отвращение не только у Воланда, но и у читателей романа. Но насколько стали лучше люди XXI века по сравнению с согражданами, жившими сто лет назад? Стали ли мы добрее, совестливее? Именно этот вопрос должен волновать читателей и 100, и 200 лет спустя после написания романа.

Проблема творчества

Все грани проблемы творчества раскрываются в романе на примере трех ярких образов. Номенклатурная богема, бюрократия, бездарность, пошлость воплощаются в общей картине Дома литераторов и ярком портрете Берлиоза, председателя Массолита.

Цель этого псевдотворческого болота – отхватить побольше, удержать покрепче. А чтобы дух свободного писательства не поколебал завоеванных интригами позиций, молодых литераторов следует поставить на те же рельсы: восхищаться, восхвалять, воспевать.

Читайте также:  Отзыв о поэме «Медный всадник» (А.С. Пушкин)

Иван Бездомный – тот редкий представитель «творческой» молодежи, кому посчастливилось, правда, при активной помощи нечистой силы, прозреть, оценить свое творчество и прикоснуться к истинным ценностям. Став учеником Мастера, молодой поэт не сможет творить по заказу, выполнять план, как его бывшие товарищи по писательскому цеху.

Высшее проявление творческого начала – Мастер. Для него роман – это не путь к славе, положению, деньгам. Мастер изначально знает, что этот роман наоборот лишит его всех возможных благ: не укладывается он в общую концепцию Массолита. Роман для Мастера – смысл жизни, сама жизнь.

Проблема любви

Линия главных героев, Мастера и Маргариты, – это тема всеобъемлющей, самоотверженной и бескорыстной любви.

Только встретив друг друга, он, успешный писатель, и она, не знающая ни в чем отказа жена очень обеспеченного специалиста, обрели смысл жизни.

Герои поняли, что такое счастье, перестали быть одинокими при былой успешности. Только после того, как любовь поразила их обоих, они начали жить, словно до этого жизни вовсе не было.

Великий дар проходит великие испытания. Расставание, безвестность о судьбе любимого человека не погасили любви Мастера и сподвигли Маргариту на отчаянную борьбу.

Отстаивая право на счастье, Маргарита пережила угрызения совести перед мужем, который не виноват в том, она встретила свою любовь, пошла сделку с дьяволом, вынесла невероятные физические муки на балу у сатаны.

Роман – гимн любви, яростной и милосердной, верной, вечной. Имена главных героев стали символом людей, которых не в силах разлучить даже смерть.

  Сочинение на тему: «Чему учат сказки?» – примеры текстов

Как проявляется месть и ее великодушие поступках героев романа « Мастер и Маргарита » ?

Месть — это действия, приносящие вред, и направлены они, конечно же, в сторону обидчика. Злость, обида всегда вызывают самые. неприятные чувства. Человек, ощущая их, чаще всего хочет отомстить обидчику. У личности, которую охватила месть, есть два пути решения этой проблемы: обидеть в ответ или простить.

Прощение — это поступок умного человека в данной ситуации, но иногда месть положительно влияет на людей, потому что отомстив, они успокаиваются. Великодушным человеком быть сложно. Данная черта выражается в уступчивости, в способности жертвовать чем-то ради интересов других, а также в отсутствии злопамятства.

В произведении » Мастер и Маргарита » одна из главных героинь — Маргарита столкнулась с таким качеством на месть. Девушка решила воспользоваться кремом, которой дал ей Воланд.

Намазав на себя этот крем, она резко помолодела и превратилась в ведьму. Также у нее появилась новая способность, девушка научилась летать. Маргарита полетела над городом. Она чувствовала себя свободной. Во время полета главная героиня заглядывала в окна домов.

Маргариту привлекает » Дом Драмлита » и решила подлететь к нему. Когда она узнает, что здесь проживает Латунский, человек, который погубил Мастера, ведьма решает отомстить. Маргарита, залетев в его квартиру. начинает там все рушить.

Но она останавливается, когда в другом окне видит маленького мальчика. Девушка летит к нему.

Великодушие в этом произведении проявляет Мастер.

Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Когда Берлиоз лишается головы от трамвая, Иван Бездомный сразу же заподозрил иностранца, с которым разговаривал в этот же день литератор. Иван пытается поймать его, но все его принимают за больного и отправляют на лечение в психбольницу. Он переживает за то, что оказался в этом месте. От Ивана все отворачиваются.

Мастер приходит на помощь незнакомцу. В больнице Бездомный общается с главным героем. Мастер говорит ему о себе, а также просит Ивана рассказать, как он оказался здесь. Бездомный доверился ему и все рассказал. Мастер поддержал Ивана и поведал ему, что тот виделся с сатаной. После общения с Мастером Ивану стало лучше.

Итак, мы увидели, как проявляется месть и великодушие в поступках героев романа » Мастер и Маргарита «

Полезный материал по теме:

  1. Кто из героев романа «Мастер и Маргарита» становится жертвой свиты Воланда и почему?
  2. Кто из героев романа «Мастер и Маргарита» наказан Воландом наиболее жестоко и почему?
  3. О современности романа «Мастер и Маргарита»
  4. О мотивах создания романа «Мастер и Маргарита»
  5. Немного о философии романа «Мастер и Маргарита»

Проблема одиночества

Проблема одиночества – одна из магистральных в романе. Центральные образы этой темы – Понтий Пилат, Маргарита, параллельные линии Иешуа и Мастера, Левия и Бездомного. Каждый из них, находясь в гуще исторических событий, в окружении людей, чувствует оторванность от мира, чуждость всему, неприкаянность, даже бездомность.

Понтий Пилат – временщик, ему неуютно в роскошном дворце. Единственное живое создание, кому он может доверить свой сон, – собака. Одиночество увидел Мастер в глазах женщины с желтыми цветами в руках.

Сам Мастер до встречи с Маргаритой был настолько одинок, что даже не припомнит имени бывшей жены. Иешуа, бродяга-философ, не помнит своего отца, у него нет соратников, единомышленников. Лишь Левий Матвей следует за ним тенью – еще один странник без роду и племени.

Апогей этой бездомности – Иван Понырев, взявший себе красноречивый псевдоним. Бездомна послереволюционная Россия, пережившая гражданскую войну, которая разрушила семейные связи, кровные узы.

Эта бездомность озлобила граждан, одних толкала на хитрость, других на подлость. Не зря Воланд заметил, что «квартирный вопрос» испортил москвичей.

М.А. Булгаков оставил потомкам в назидание роман-исповедь, роман-откровение, роман-пророчество, главные проблемы которого всегда будут актуальны. Вечная борьба добра и зла, света и тьмы будет многие поколения москвичей и других граждан мира проверять на веру, совесть, честь, верность.

Смотри также:

  • Рукописи не горят: смысл фразы из романа «Мастер и Маргарита» Булгакова
  • Жанровое своеобразие романа «Мастер и Маргарита»: определение жанра

Любовь

Немаловажная вечная тема, которая никогда не утихнет в сердцах людей – это любовь. Настоящая любовь между Маргаритой и Мастером, ради которой можно на многое пойти и все стерпеть. Маргарита уходит от мужа, принимает сторону Воланда ради жизни с Мастером.

Примечательно, что Дьявол не обманул ее, как принято на стороне зла. Он наградил ее за честный труд и самоотверженность вечным покоем рядом с Мастером.

Но фоне развивающихся «гражданских браков» и замужеств по расчету, настоящая любовь Мастера и Маргариты – редкость.

Поднимаемые Булгаковым темы – вечны и всегда будут заботить людей. Данная статья поможет написать сочинение «Проблематика романа «Мастер и Маргарита», выявить основные вечные темы, о которых говорит автор в своем произведении.

Как проявляется месть и ее великодушие поступках героев романа « Мастер и Маргарита » ? – по русскому языку и литературе

  • Сочинения
  • По литературе
  • Булгаков
  • Всепобеждающая сила любви в романе Мастер и Маргарита

Тема любви весьма ярко представлена в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».

Автор произведения длительное время писал свой шедевр – он начал его в конце 1920-х годов и продолжал вплоть до своей смерти.

Более того, свою первую версию Булгаков уничтожил в 1930 году, а редактирование и сведение воедино произведения осуществляла жена писателя после его смерти. Произведение было опубликовано лишь в 1966 году и имело невероятный успех, сразу став шедевром русской литературы.

Мистика и любовная лирика довольно плотно пересекаются в произведении, а вкупе с раскрытием острой социальной проблемой финансов произведение становится шедевром для всех слоев населения.

Мастер и Маргарита – два персонажа одноименного романа, в лице которых так ярко раскрыта сила любви. Мастер – худой и небритый блондин с острым носом и отдельной прядью волос. У него проницательный и немного грустный взгляд, кажется, что он постоянно о чем-то думает. У него отрешенный взгляд, а простые социальные проблемы его не интересуют.

Мастер – нервный и тревожный человек, который сложно сходится с людьми, поэтому удивителен его роман с Маргаритой. Это лишь подтверждает великую силу любви, благодаря которой Мастер изменил свой привычный уклад, заведя роман с Маргаритой. Образ Мастер списан с Гоголя внешне, а по манере поведения, по образу жизни он имеет сходство с Булгаковым.

Маргарита – молодая, яркая, эксцентричная девушка, которая несчастна в личной жизни. Ее чувства горячи, а в красивых глазах отражается необыкновенное одиночество. Маргарита и внешне похожа на ведьму, поэтому не столь удивительно было увидеть ее в этом образе в романе.

Однако образ ведьмы здесь не предусматривает отрицательность персонажа Маргариты. Она яркая, искрометная, всегда добивается своей цели и идет на все для осуществления своих идей. Но в то же время она добрая и чувствительная, она жалеет даже критика Латунского, чья статья погубила Мастера. Она без ума от Мастера и считает его роман великим.

Неслучайно именно Маргарита назвала своего возлюбленного Мастером.

Великая сила любви творит настоящие чудеса с главными персонажами романа, но наиболее ярко это проявляется на Маргарите.

Она не привыкла решать бытовые проблемы, в ее квартире всегда работу выполняла домохозяйка, а в доме своего возлюбленного Маргарита сразу же принялась за уборку.

Благодаря любви она становится заботливой и внимательной, высокие чувства к Мастеру раскрывают ее душу, меняют привычный ритм жизни, а сама девушка расцветает.

До встречи с Мастером Маргарита жила довольно скучно, отсутствие любви притупили все положительные качества героини. Сейчас же она стремится к справедливости в поисках редакции, которая опубликует шедевр Мастера. Любовь возрождает Маргариту, она становится той, которой была до встречи с Мастером.

Маргарита готова отдать душу дьяволу лишь за весть о Мастере. Она соглашается стать королевой бала у Воланда во имя спасения Мастера. Любовь заставляет Маргариту вступать в связь с нечистой силой, что подобно смерти.

Маргарита понимает, что отныне ее жизнь никогда не будет прежней, но без сомнения соглашается на сделку. Сила любви затмевает страх в душе Маргариты. Это лишь подтверждает высокие чувства девушки по отношению к Мастеру.

Читайте также:  Как сдать ЕГЭ по литературе?

И сам Мастер без страха возвращается к прежней жизни с Маргаритой, осознавая, что это произошло с помощью нечистой силы. Ему также неведом страх перед нечистой силой, ведь Мастер со временем и сам вступает с ней в сговор. Он становится решительным и смелым, без оглядки прощаясь с прошлой жизнью, хотя и по-прежнему остается мудрым и спокойным.

Булгаков весьма ярко описал мистическую силу любви, тем самым показав, что жизнь жалка и бессмысленна без высоких чувств. В то же время автор показал, что взаимная любовь в конечном итоге побеждает.

Любовь у Булгакова проста, но в то же время довольно мистична.

Именно яркая любовная линия, великая силы любви в сочетании с мистикой, комедией и серьезными социальными проблемами сделали роман столь популярным.

Сочинение «Проблема нравственного выбора в прозе М. А. Булгакова. По роману «Мастер и Маргарита»»

«Мастер и Маргарита» — лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда является преодолением бесчеловечности, порывом к свету и добру.

Все, что пережил Михаил Афанасьевич Булгаков на своем веку, и счастливого, и тяжелого, — все свои главные мысли и открытия, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. “Мастер и Маргарита” — творение необыкновенное, невиданное доселе в русской литературе.

Булгаков писал “Мастера и Маргариту” как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и о людях, и потому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. Писатель не случайно выбирает жанр романа-мифа.

Миф воплощает все повторяющееся в жизни человечества, представляет собой живую картину. Каждая эпоха и каждый человек оказываются в таком мифе в экстремальной ситуации и получает по заслугам и делам своим.

В романе одни герои находят подлинные нравственные ценности, например, Иван Бездомный, который обретает Дом и становится профессором истории, другие совершают первые шаги к нормам человеческого поведения, а третьи — ведуг прежнюю жизнь, не задумываясь о морали и нравственности.

  • Автор подводит читателя к выводу, что борьба света и тьмы, черных туч и огня завершится победой света.
  • Что в этом поражении зла заложена суть мироздания.
  • Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” — это роман об ответственности человека за все добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненного пути, ведущего к истине и свободе, о всепобеждающей силе любви и творчества.

Несмотря на все недостатки человечества, на непосильный груз, возложенный на его плечи, писатель утверждает, что благополучный исход и есть великая тайна жизни. Так в роман входит тема любви к людям и милосердия.

Важно

Дьяволиада, один из любимых авторских мотивов, в “Мастере и Маргарите” играет роль вполне реалистическую.

«Путь «от мщения к прощению»»

Роман «Мастер и Маргарита» Булгаков писал до последних дней своей жизни. Над этим произведением он работал очень долго, полных двенадцать лет. Последние страницы этого романа он диктовал своей жене. Но Булгаков при жизни так и не увидел свой роман изданным. Впервые его напечатали в 1966-1967 годах в журнале «Москва».

То, что над этим произведением проделана огромная работа, видно из того, что Булгаков не сразу пришел к названию «Мастер и Маргарита». Первым названием было «Черный маг», вторым — «Копыто инженера». И только в конце тридцатых годов Михаил Булгаков остановился на названии «Мастер и Маргарита».

Познакомившись с этим романом, читатель может узнать бродячего философа Иешуа Га-Ноцри; заразиться упоительным чувством свободы, которым была охвачена Маргарита, паря над землей по пути на Великий Бал Сатаны; осознать убожество быта, в который не может проникнуть свет настоящей любви и подлинного добра; испытать вместе с Мастером тот страх, которым он заболел, когда вышел к людям со своим мудрым творением и был встречен злобой и яростью; позабавиться вместе с озорными ассистентами Воланда над «подведомственными» Сатане большими и мелкими пакостниками, мошенниками.

Булгаков писал роман «Мастер и Маргарита» как достоверную книгу о своем времени и его людях. И в то же время это произведение обращено в будущее, является книгой на все времена. Этот роман — «лебединая песня» писателя. В нем есть мистические герои, которые и должны были судить этот город — Москву, это время, этих людей.

Воланд — специалист по черной магии, как он представился Бездомному и Берлиозу, — прибыл со своей свитой в Москву. Но та жизнь, которую представила их взору Москва, очень не понравилась магу. И он решает наказать этих людей, не оправдавших доверия Сатаны. Воланд устраивает представление в варьете, в котором он должен был показать фокусы черной магии.

Здесь он хотел увидеть, как изменился народ за то время, пока его не было в Москве. Он открыл прямо на сцене женский магазинчик, в котором можно было получить новую одежду, но только в обмен на старую.

Поначалу все боялись этого обмена, но после того, как на сцену вышла первая посетительница магазина, одетая полностью во французскую одежду, все женщины без стеснения побежали в этот магазин. И Воланд увидел всю сущность этих людей. Они оказались все очень жадными. Поэтому Сатана решил их проучить.

Он сделал так, что через некоторое время с них исчезла одежда, которую они взяли в магазинчике Сатаны. И по улицам начали бегать обманутые в одних панталонах. Воланд без сожаления расправился с людьми.

Одним из служителей варьете был Варенуха. Он очень любил врать по телефону. Он притворялся и говорил, что Варенуха, то есть он сам, сейчас отсутствует и подойти к телефону не сможет. Он проделывал такие шутки всегда. И Воланд в наказание превратил его в вампира.

Но проходит некоторое время, и наказание сменяется прощением. Сатана, вершивший суд в Москве, отпускает Варенуху, но при условии, что тот всегда будет отвечать на телефонные звонки и никогда не будет обманывать.

Воланд понял, что этот человек уже достаточно наказан, и поэтому простил его.

В своем романе автор показывает, как ради личной выгоды люди готовы на все. Ведь, как только квартиру покойного Берлиоза опечатали, в домоуправление начали поступать бесконечные записки.

В одних говорилось о недостатке жилплощади, другие жаловались на беспокойных соседей, а были и такие, где девушки признавались в тайной беременности.

Но все эти люди преследовали только одну цель — заполучить квартиру Берлиоза, хоть о ней и ходила дурная слава: оттуда постоянно исчезали люди.

Воланд прибыл в Москву как справедливое возмездие. Он вместе со своей свитой хотел проучить людей, которые того заслуживали. Но этого хотел не только Сатана. Это желание было присуще и людям.

Маргарита, став ведьмой, первым делом полетела к дому, где жил критик Латунский, который всю жизнь погубил Мастеру своей статьей о романе «Понтий Пилат». Маргарита мстила за человека, которого она любила.

Она разрушила все в доме Латунского, и критику очень повезло, что его в это время не было дома, а то неизвестно, остался бы он жив после этого или нет. Но когда Воланд предлагает Маргарите послать кого-нибудь из своей свиты к Латунскому, она отказывается от этого.

Маргарита решает простить его, потому что видит, что этот человек и без того ничтожен и жалок. Маргарита проходит эту свою дорогу «от мщения к прощению».

Понтий Пилат — могущественный римский прокуратор. В его руках жизнь и смерть жителей Иудеи. Но свободы он не знает. Он раб кесаря, своей должности и своей карьеры.

Он понимает, что Иешуа Га-Ноцри не заслуживает смерти. И очень хочет спасти его, но переступить через цепи этого рабства — свыше его сил.

Понтий Пилат видит, что он виноват в смерти бродячего философа Иешуа Га-Ноцри, и поэтому ждет прощения свыше.

Воланд появляется в Москве, чтобы «испытать» героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим верность друг другу и любовь, покарать взяточников, лжецов, предателей. Суд над ними вершится не по законам добра, они предстают перед судом преисподней. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации со злом следует бороться силами зла, чтобы восстановить справедливость.

Воланд прощает людям пороки, за которые они уже достаточно поплатились. Он награждает Мастера и Маргариту покоем, о котором они так давно мечтали. У Булгакова дьявол — это не только вершитель зла, это одухотворенное существо, которому не чуждо ничто человеческое. Поэтому Воланд многим героям дарует прощение, достаточно наказав их за пороки.

Прощать — это главное, чему должен научиться человек в своей жизни.

Материалы для вступления

  1. Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» — одно из самых интересных явлений не только в русской, но и в мировой литературе. В произведении органично сплетается множество сюжетных линий, пластов повествования. Проблемы, которые затрагиваются в романе, — вечные. Это творец и общество, свет и тьма, свобода и рабство. Но одной из главных становится проблема взаимоотношений личности и власти в современной писателю России, которую можно рассмотреть на примере судьбы Мастера и его возлюбленной Маргариты.
  2. Писатели XX века нередко задавались вопросами, касающимися взаимоотношения человека и окружающего мира, личности и власти и т.д. И это неудивительно, ведь в мире, в котором политические системы сменяли одна другую очень быстро, когда мир охватывали войны, а многие люди подвергались репрессиям и гонениям, вопросы о том, как человеку выжить в этом мире, как правильно взаимодействовать с властью были особенно актуальны. Одним из самых ярких произведений, посвященных этой проблеме, является роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
  3. Роман «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, официально увидевший свет только в восьмидесятые годы XX века, является одним из самых ярких произведений русской и мировой литературы двадцатого столетия. В этом уникальном романе удивительным образом переплетаются прошлое и настоящее, вечное и земное, свет и тьма. Через призму этих понятий автор рассказывает читателям о темах, которые он считал особенно актуальными. Среди них выделяется проблема взаимодействия человека и власти, которая показывается на примере Москвы двадцатых годов XX века и Ершалаима I века нашей эры.
Ссылка на основную публикацию