Анализ повести «гробовщик» (а. с. пушкин)

Смыслы: Путеводитель по внутреннему миру

Повесть «Гробовщик» тем более невозможно пересказать — гробовщик увидел страшный сон про то, как к нему в гости пришли мертвецы, а утром обрадовался, что это всего лишь сон.

Гробовщик

Лекция №15.

Напомню обстоятельства написания болдинских рассказов. Жизнь в Михайловском перевернула внутренний мир Пушкина, пробудила в нем христианина. Пушкин стоял передлицом возможной смерти, готовясь к по-настоящему опасной дуэли с Ф.И.Толстым.

Болдинские рассказы, написанные в Михайловском, -размышления о жизни и смерти, о грехе и спасении души, о правде и чести, но размышления столь гениально тонкие, не выпирающие через ткань повествования, а словно прикрытые одеждами обычной жизни.

Анализ повести «Гробовщик» (А. С. Пушкин)

Краткое содержание рассказа Гробовщик таково.Гробовщик Адриан Прохоров переехал из одного района Москвы в другой и был вскоре приглашен вместе с дочерями соседом, немцем-сапожником Шульцом, в гости на празднование серебряной свадьбы.Угощение было обильным, а еще обильней лилось вино и полушампанское.

Собрались в основном немцы-ремесленники, пили за здоровье всех по очереди гостей, потом за Москву и немецкие города, и, наконец, за здоровье клиентов. Дошла очередь и до Адриана, и будочник Юрко, сосед гробовщика по столу, предложил в шутку выпить за здоровье клиентов гробовщика, за мертвецов. Шутка понравилась немцам и вызвала всеобщий хохот.

Адриан же обиделся, вернулся домой в плохом настроении. Ложась спать, несмотря на причитания прислуги, побожился, что завтра же устроит пир для своих клиентов, православных мертвецов. На следующий день (который оказался в реальности сном) приехали от купчихи Трюхиной с известием, что она скончалась. Адриан уже более года ждал ее смерти в надежде поправить дела с ее похорон.

Похлопотав целый день, усталый, он вернулся в дом и застал у калитки незнакомца. Вошел в дом, который был полон гостей. Гостями оказались его клиенты-покойники. Один полез обниматься, Адриан оттолкнул его, тот упал и рассыпался. Мертвецы возмутились, Адриан потерял присутствие духа, упали лишился чувств.

Проснувшись, он ожидал неприятного разговора о вчерашних происшествиях, и не сразу поверил, что все это был сон. Обрадованный гробовщик воспрянул духом,заказал чаю и позвал дочерей.

Как мог родиться у Пушкина замысел такого, на первый взгляд, не совсем обычного рассказа? Предположим, в один из своих приездов в Москву…

Анализ повести «Гробовщик» (А. С. Пушкин)

Едет Александр Сергеевич по Большой Никитской в экипаже, рассеянно всматриваясь в мокрые фасады домов, яркие буквы надписей над мелкими лавками и вдруг его внимание привлекает странная полинялая вывеска, словно привезенная из бедных предместий. Пушкин вчитывается.

Слова на ней так непривычны, что не могут не зацепиться за здравый смысл внимательного наблюдателя и не вступить с ним в столкновение. При всем том, несвежестью красок и какой-то обыденной практичностью вывеска словно настаивает, что она не призвана эпатировать прохожих, а решает утилитарную задачу привлечения клиента.

Вот ее текст: «Здесь продаются и обиваются гробы простые и крашеные, также отдаются напрокат и починяются старые».

Как могут гробы отдаваться напрокат? Неужели пользователь гроба, как обычный живой челоек, взявший напрокат экипаж или платье,через время, когда нужда отпала, может его преспокойно вернуть в лавку? Кто тот сумасшедший, который мог такое придумать, да еще и выставить у всех на виду, не замечая своего помешательства? Что у него за жизнь, и что за мысли, о чем он думает и чем живет?

Анализ повести «Гробовщик» (А. С. Пушкин)

Воображение художника постепенно воспроизводит быт владельца вывески, висящей над воротами лавки, его переезд из лачуги на окраине в новый район, знакомство с соседями-лавочниками. Пушкин представляет их беседы.

Вот пришел сапожник Шульц пригласитьсоседа на юбилей своей свадьбы и заводит разговор о самом главном, о ремесле, жалуется на трудности, ничуть не смущаясь некоторой странностью заказчиков гробовщика, хвалит ремесло соседа, сравнивая со своим: «… живой без сапог обойдется, а мертвый без гроба не живет».

Гробовщик Адриян ему возражает, сетуя на нищих клиентов, которым полагается товар без оплаты: «…однако ж, если живому не на что купить сапог, то, не прогневайся, ходит он и босой; а нищий мертвец и даром берет себе гроб».

Лавочники как будто не замечают существенной разницы между покупателями: одни еще живы, а другим уже должна быть безразлична и услуга и качество товара.

Но разве предпринимателю интересно такой малозначимое свойство покупателя, как то, жив он или мертв, если и живой и мертвый одинаково способны совершить покупку? Сапожнику важен размер ноги и кошелек в кармане. Для гробовщика в живом человеке вообще нет ничего интересного, кроме тела.

Да и тело, пока находится в рабстве у души и во всем ей подчиняется, не может стать ни его приятелем, ни клиентом. Адриян и сам-то во всем уподобился своим клиентам. Общаясь с мертвецами, как живыми, и с живыми как мертвецами, он был всегда угрюм и задумчив, прерывая молчание только для торговли за преувеличенную цену на товар или чтобы пожурить дочерей. Привыкнув так жить, он когда-то написал вывеску, ничуть не забавляясь и не шутя,и не увидел в ней ничего странного.

Анализ повести «Гробовщик» (А. С. Пушкин)

Писателю, как видим, не пришлось прилагать больших усилий, чтобы воссоздать из нескольких слов на доске всю незатейливую жизнь лавочника.

Но оставлять своего героя в таком жалком виде ему просто так не хотелось!Разве какая-нибудь встряска не способна вывести его из состояния помрачения ума? Может ли подобный ему мертвец осознать себя мертвецом и проснуться, воскреснуть к жизни? Этот вопрос, несомненно, был интересен и важен Пушкину. И вот, он отправляет Адриана на шумную вечеринку к соседу Шульцу.

Пили много и шумно и, наконец, когда подняли бокалы за здравие клиентов, будочник Юрков веселии закричал: «Что же? Пей, батюшка, за здоровье своих мертвецов». Неожиданная шутка Юрко на миг приоткрыла Адрияну особенность его ремесла и некоторую странность клиентов.

Как ему выпить за здоровье клиентов, если они мертвы? Что за насмешка? Веселый гогот немцев не понравился Адрияну, он почел себя обиженным.

И в самом деле, «чем мое ремесло нечестнее прочих!» – рассуждал он, – И так ли велика разница между моими клиентами и их? Хотя она и есть, но вовсе не значительна, чтобы выставлять их на позор! Адриан почувствовал несправедливость смеха немцев над его «православной» клиентурой: для всех прочих гостей разве имело значение, живы их клиенты, или мертвы? Адриян чувствовал, что нет, не имело. Случайно обстоятельства сложились так, что немцы обслуживали живых: не могли же эти «басурмане» в православной стране готовить к похоронам «православных покойников» – вот и взялись за прочие ремесла!

Анализ повести «Гробовщик» (А. С. Пушкин)

Рассуждения о вывеске постепенно приводят нас вслед за писателемк картине более печальной, чем психическая или мировоззренческая проблема одного мелкого лавочника.

Это незаметное для всех помешательство – привычка общаться не с живой личностью, а с полезной ее стороной, когда оказывается доведенной до абсурда, вдруг удивляет. А когда подобное умственное расстройство так ярко не проявлено – оно не вызывает ни у кого не малейшего недоумения.

Как-то в суете жизни не замечается, что некий атрибут, чаще всего деньги, присущий что живым, что мертвым, заменяет в общении всего человека. В этом суть делового общения, к которомусведена бывает нынче вся жизнь людей.

Покупатели, клиенты, которым улыбаются и за здоровье которых пьют на вечеринках, могут быть мертвыми, или куклами, или кем угодно. Главное, чтобы им были нужны сапоги, например, или, скажем булочки или пиво.

Такие размышления не могли не привести Пушкина к безрадостному заключению о распространенности явления.

Нет сомнения, что вспоминая балы и приемы, на которых он регулярно бывал, и от которых у него почти всегда оставалась невыносимая тоска и дурное настроение,Пушкин нашел своего рода гробовщика и его клиентов среди обитателей высшего света.

Может быть, поэтому следующим сюжетным поворотом рассказа становится гротескная сцена великосветского приема мертвецов в новом «дворце» Адрияна. Такого сатирического накала русская литература достигла вновь только в творчестве Гоголя и Салтыкова-Щедрина, а позднее у М.Булгакова.

Анализ повести «Гробовщик» (А. С. Пушкин)

Начинается этот поворот так. Наследующий после застолья у немца день, как будто, умерла купчиха Трюхина. Пока душа ее была в мире, никому купчиха Трюхина была не нужна и неинтересна. Только умерла и вот: «У ворот покойницы уже стояла полиция и расхаживали купцы, как вороны, почуя мертвое тело.

Около ее теснились родственники, соседи и домашние». Как узнает впоследствии читатель, смерть Трюхиной приснилась Адрияну. Но прибытие гостей и сам светский раут в доме гробовщика описан Пушкиным с таким реализмом, что воспринимается не как сон, а как реальное событие.

Кстати, Трюхина отсутствовала на приеме, так как, по-видимому, оказалась чрезвычайно занята отпеванием и другими хлопотами перед своим погребением. Сон был очень реален, до такой степени, что проснувшись, Адриян не сразу поверил, что все происходило не наяву. Здесь бы Адрияну и призадуматься о своей жизни.

Совершенно сверхъестественные события по замыслу Пушкина могли бы как-то его встряхнуть и обратить его внутренний взор к миру живых, вернуть к смыслу жизни, к любви, идеалам, хотя бы намекнуть, что он еще пока жив и мог бы провести остаток дней с пользой для своей души.

Но художественная честность не позволяет так завершить повествование – такой конец был бы неправдой. Приговор ясен. В известной евангельской притче один богач, который провел жизнь в заботах о своей плоти, после смерти просит Авраама прислать к братьям своим умершего Лазаря, чтобы увидели, уверовали и покаялись.

Но получил ответ, что если кто из мертвых воскреснет – не уверуют. Адриян в своем сверхъестественном сне живет и действует так же, как жил бы, случись все это и взаправду.

Также и неуведомленные о сне читатели вряд ли увидели художественную натяжку в том, что общение с уже реальными мертвецами,не обличенными в живую плоть как раньше, но уже вполне откровенно мертвыми, лишь немного смутило Адрияна. Ровно настолько, чтобы вздохнуть с облегчением, когда выяснилось, что все было сном. И он спокойно продолжил свой путь пока еще живого гражданина царства мертвых.

Идея рассказа перекликается с той, которую, как известно, подарил Пушкин Гоголю, а Гоголь превратил ее в роман Мертвые души. Покупать и закладывать умерших крестьян – это так естественно для персонажей из Гробовщика.

Читайте также:  Краткая биография Р. Рождественского: жизнь и творчество

Рейтинг:5,00/5 звезд2 голоса

Анализ повести «Гробовщик» (А. С. Пушкин) | Литерагуру

Творчество Александра Сергеевича Пушкина поистине бесценно и наследие его огромно, и поэтому сегодня наш разговор пойдет об одном из знаковых произведений великого русского писателя — повести «Гробовщик». Данная книга была написана первой и открывала собой цикл «Повести Белкина», состоящий из пяти произведений. Попробуем проанализировать ее и открыть для вас кое-что новое о данной работе.

История создания

Повесть «Гробовщик» была создана А. С. Пушкиным 9 сентября 1830 года в селе Большое Болдино (во время Болдинской осени, наиболее продуктивного периода в творчестве писателя). Остальные четыре книги были созданы вскоре вслед за первой.

Образ гробовщика имеет реального прототипа – напротив дома, в котором жила невеста Пушкина, находилась лавка гробовщика Адриана.

Жанр, направление

Жанр данного произведения определяется как повесть, то есть средний жанр, где повествование хроникально, а события даны в их естественной последовательности.

Стоит отметить, однако, что по утверждению Б. Эйхенбаума, в «Гробовщике» наблюдается игра с фабулой при помощи ложного движения: развязка возвращает читателя к тому моменту, с которого началась фабула, и уничтожает ее, превращая рассказ в пародию.

Направление «Повестей Белкина» в целом определяется как реализм. В них изображены житейские ситуации, которые могли произойти в реальной жизни.

Суть

Повесть «Гробовщик» рассказана приказчиком Б. В. Произведение повествует о жизни гробовщика Адрияна Прохорова. Сама история напоминает собой шутку или анекдот.

Изначально автор описывает нам быт гробовщика, говорит о том, что герой запрашивал большую цену за свои услуги. Мы видим, что Адриян Прохоров довольно скупой человек, так как он все ожидает смерти старой купчихи Трюхиной, чтобы «выместить убыток» от пополнения запасов гробовых костюмов на ней.

К гробовщику заходит познакомиться его сосед, сапожник Готлиб Шульц, который приглашает героя по-приятельски отобедать у себя дома. В ходе разговора о прибыли Адриян жалуется на то, какая тяжелая жизнь у гробовщиков, и что это ремесло приносит одни убытки (что, как мы уже убедились, не совсем верно).

Основные события разворачиваются в ночь после ужина. Это страшный сон гробовщика, в котором герой приглашает мертвецов, которых он некогда обслужил, на новоселье. Чем-то это напоминает поминовение усопших, когда поужинать приглашаются умершие предки семьи. Вспомним также мотив страшного сна в поэме В. А.

Жуковского «Светлана», где появляется образ мертвеца-жениха. Итог таких сновидений один – все оказывается мороком, наваждением. Но так ли все просто на самом деле в «Гробовщике»? Этот сон никак не провозглашается, то есть поначалу создается впечатление, что все происходит наяву.

Переход от правдоподобного действия в мир снов никак не отмечается; напротив – он тщательно скрыт в повести от читателя. Сновидение вводится словами: «На дворе было еще темно, как Адрияна разбудили».

Покойники, приглашенные Адрияном Прохоровым наяву, приходят к герою на новоселье, и лишь утром все возвращается на круги своя, и мы понимаем, что видели сновидение.

Купчиха Трюхина является, с точки зрения исследователя В. Узина, своеобразной «пиковой дамой» Прохорова. Она исполняет желание гробовщика, позволяя ему нажиться на ее смерти, однако все это оборачивается настоящим ужасом, когда на него наступают мертвецы, возмущенные тем, что Адриян нечаянно погубил их товарища; и гробовщик наутро радуется, что Трюхина не умерла.

Главные герои и их характеристика

Среди главных героев мы можем выделить собственно гробовщика Адрияна Прохорова, сапожника Готлиба Шульца, купчиху Трюхину (находящуюся при смерти). Остальные персонажи могут быть охарактеризованы как второстепенные (дочери гробовщика — Акулина и Дарья, дочь Шульца Лотхен и его жена, будочник Юрко, работница Аксинья).

Мы видим, что Адриян Прохоров олицетворяет собой ремесленника, который стремится всеми силами получить для себя максимальную выгоду, обслуживая бедняков и богачей, и часто не скупится обирать тех, кто оказался в тяжелом положении. Зависть и злость Адрияна на более удачливых коллег — «басурман» заставляют его позвать на пир своих «клиентов», и только купчиха Трюхина предстает своеобразным мерилом совести данного героя.

Ему противопоставлен Готлиб Шульц, который, как можно судить, честно работает и зарабатывает, чтобы обеспечить свою семью. Раз он в состоянии устроить обед для своих друзей, то Готлиба Шульца вполне можно назвать обеспеченным человеком. Это добрый, гостеприимный и приветливый мужчина.

Темы и проблемы

Основная тема данного произведения – деградация человеческой натуры. Из-за рутины многие люди забывают о духовной жизни и сосредотачивают все свои силы на накопительстве. Им важно заработать любой ценой, поэтому они не скупятся лишь на обман своих клиентов.

Главный герой настолько погряз в скопидомстве, что перестал придавать значение жизни и смерти. Он желал  человеку гибели, дабы нажиться на его похоронах. Так автор показывает крайнюю степень разложения человеческой души, поэтому к гробовщику приходят именно мертвецы.

Его душа мертва.

Проблематика повести весьма разнообразна. Проблемы, которые поднимаются в данном произведении – это совесть, зависть, цинизм человека, его отношение к смерти, а также рабская зависимость от денег. Автор указывает на недостатки людей, которые всю свою жизнь посвящают заработку денег.

Главная мысль

Основная идея повести – каждый из нас должен стараться не умереть духовно, став грубым и черствым человеком, каким стал Адриян Прохоров. Цинизм мертвой души автор показывает через ее общение с миром усопших.

Герой своим поведением отделяет себя от людей: они хотят жить, а он хочет, чтобы они умерли. Поэтому его спутниками могут быть только мертвецы, которые являются источником заработка. Но сам скупец не рад такой компании и наутро понимает, что в своем стремлении к наживе слишком далеко зашел.

Сребролюбие никого никогда не доводило до добра, не довело оно и гробовщика.

Сон, явленный герою – это всего лишь предупреждение, намек на то, чтобы герой исправился, стал честно работать и брать за свой труд назначенную плату, не требуя себе ничего лишнего. Это спасет его душу от разложения, он перестанет желать смерти ради собственного обогащения. Смысл авторского посыла прост: жить и трудиться нужно ради людей, а не ради денег.

Чему учит?

Произведение учит нас быть скромнее, мудрее и понимать, что всякий труд довольно труден, при этом не стоит забывать о том, что чем больше трудишься, тем больше ты в состоянии заработать.

История Адрияна Прохорова поучительна в том смысле, что мы понимаем, как это низко – наживаться за счет горя других людей, требовать платы сверх меры тогда, когда они не могут отказать.

Мораль такова: человек падает до определенного уровня, а уже на дне его настигает духовная смерть. Чтобы миновать ее, нужно вовремя одуматься и признать свои ошибки.

Мы понимаем, что героя постигла нравственная смерть, за которую неизбежно наступает возмездие, и поэтому возникает повод задуматься: нужно ли стремиться к излишествам ценой собственной духовной жизни? Неужели мы так мало стоим в сравнении с материальными благами? Вывод А. С. Пушкина прост и оптимистичен: только человек является наивысшей ценностью, и ни одно богатство не сравнится с его многогранной и богатой душой.

Маргарита Гуськова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ повести Пушкина Гробовщик

Гробовщик является одной из пяти «Повести Покойного Ивана Петровича Белкина». Написана она была в 1830 году 9 сентября, в период Болдинской Осени, которую считают одним из самых творческих периодов в жизни писателя.

«Гробовщик» была написана первой, но при издании Пушкин поставил ее третьей по счету. Изданы произведения были анонимно. Образ гробовщика был не придуман, а взят из реальной жизни писателя.

Напротив дома невесты писателя находилась лавка гробовщика Адриана.

Жанр

Жанр определяется как повесть, что в современном литературоведение зовется рассказом.

Сюжет

Все начинается с того, что Адриан Прохоров вместе со своими дочерьми переезжает с Басманной улицы на Никитскую, в домик, который давно уже присматривал. На новом месте он открывает похоронную лавку, где ему помогают дочери.

Позже к нему приходит познакомиться сосед, сапожник Готлиб Шульц, который приглашает его на свою серебряную свадьбу. Главный герой принимает приглашение. На следующий день Адриан вместе с дочерьми приходят в дом Шульца, куда были приглашены все его друзья немцы-ремесленники со своими супругами и подмастерья.

Во время разговора, Гробовщик жалуется на то как трудно ему живется и что его дело приносит только убытки.

Гости распивают и пьют за тех, на кого работают. Адриану говорят « Пей, батюшка, за здоровье своих мертвецов». Прохорова это очень разлило и он объявляет, что приглашает на новоселье тех, кого хоронил.

Празднование закончилось, и гробовщик ушел спать. Ночью Прохорова разбудили с известиями о том, что скончалась купчиха Трюхина. Адриан наскоро оделся и приехал на место.

Встретив племянника Трюхиной, герой договаривается о том, что обеспечит гроб, свечи и все необходимое, после чего уезжает.

Вернувшись домой, гробовщик чуть не упал с ног, комната была наполнена мертвецами. Адриан с ужасом узнал в них людей погребенных его стараниями. Мертвецы приняли его приглашение и поднялись на новоселье.

Один из мертвецов, похороненный Адрианом самым первым, поздоровался с героем, напомнив ему о обмане (некогда гробовщик продал сосновый гроб, выдав его за дубовый) и распахнул свои костлявые объятия, но гробовщик оттолкнул его, и тот рассыпался.

Мертвецы пришли в негодование, Прохоров уже ждал смерти, как свет солнца разбудил его. Становится понятно, что это был просто сон и Трюхина жива, что очень обрадовало главного героя.

Тема

 Пушкин в очередной раз  напоминает об ответственности за свои поступки. Рано или поздно в любом человеке просыпается совесть. Так же как и Адриан Прохоров, на протяжении долгого времени обманывал заказчиков, брал больше денег, чем требовалось. Кошмарный сон заставил героя пересмотреть отношение к своим клиентам и  живым людям.

Главные герои

  • Адриан Прохоров- нечестный гробовщик
  • Дочери гробовщика- две молодые девушки, помогающие отцу в его лавке
  • Готлиб Шульц- немец-сапожник, сосед Прохорова
  • Мертвецы- те, кого когда то похоронил Адриан
Читайте также:  История любви Мастера и Маргариты (по одноименному роману М. А. Булгакова)

2 вариант

Основная мысль и проблема.

Основной проблемой произведения является цинизм и зависимость от денег. Эту проблему характеризует гробовщик, который жаждал смерти людей, чтобы получить прибыль от их похорон. Душа такого человека мертва, имена поэтому на его новоселье приходят мертвецы.

Основной мыслью произведения можно назвать стремление к духовной жизни. Адриян сам отгородил себя от людей, так они хотели жить, а он хотел их смерти и богатства. В связи с этим основной его компанией можно назвать мертвецов, однако гробовщик отвергает этих людей. Проснувшись наутро, он осознает, что перешел границу дозволенного в своем стремлении к богатству.

История гробовщика учит читателей зарабатывать честно и не использовать чужое горе. Пока человек идет по жизненному пути, он может падать, но когда падать больше некуда. Человек умирает нравственно.

Характеристики главных героев

Главным героем повести является Адриян Прохоров, который по профессии – гробовщик. В начале повести он переезжает на новое место, и его сосед, по имени Готлиб Шульц, приглашает к себе на обед. Суть произведения появляется в ночь после этого обеда.

Адрияну снится, что его будят с известием о смерти богатой купчихи Трюхиной. Далее он приглашает на новоселье всех своих клиентов. То есть мертвецов. После попытки одного из них обнять Адрияна, гробовщик отталкивает его, тот падает и ломается. Это событие послужила поводом для натиска мертвецов на главного героя.

После этого он просыпается. А читатели узнют, что это был лишь сон.

Как говорилось ранее Адриян Прохоров – главный герой повести. Также весомую роль в произведении имеет тоже уже названный – Готлиб Шульц.

Адриян Прохоров.

Этот герой представляется читателю, как скупой и жадный человек. Он старается из всего извлекать максимальную выгоду, даже если у его клиентов тяжелая жизненная ситуация. Адриян запрашивал очень большую цену за свои услуги. Также доказательством его скупости является ожидание смерти купчихи богатой Трюхиной. Что впоследствии сыграло с ним злую шутку.

Готлиб Шульц.

Сосед Адрияна является его противоположностью. Он работает и зарабатывает честным путем для своей жены и дочерей. Готлиб достаточно обеспеченный человек, поскольку он в состоянии пригласить несколько людей на обед. В противопоставление гробовщику он очень добр и приветлив.

← Любовная лирика Пушкина
← Отзыв о поэме Пушкина Медный всадник↑ ПушкинМое любимое произведение Пушкина →
Отзыв о романе Евгений Онегин →

  • Сочинение Анализ сказки Вяленая вобла Салтыкова-Щедрина (Идея, тема, суть и смысл)
    В духе писателя Салтыкова-Щедрина было создание рассказов на злободневные темы в духе сатирического гротеска. При жизни автора некоторые подобные произведения не могли быть опубликованы
  • Основные темы и мотивы творчества Ахматовой (лирики, поэзии) сочинение
    Лирика Ахматовой – это пример выражения своих подлинных чувств великого человека, оставившего огромный след в поэзии. Мастерство Ахматовой оставляет неизгладимые впечатления в душе каждого человека
  • Моя семья в годы Великой Отечественной войны сочинение эссе
    Минует уже семьдесят третья годовщина со дня окончания Великой Отечественной Войны. Обо всех этих событиях я знаю только по рассказам своих родных.
  • Сочинение на тему Зимний день 4, 5, 6, 7, 8 класс
    Белые просторы, вокруг, припорошенные дома белым кружевом и обжигающий холод свежего воздуха – это зима, друг, настоящий зимний день. Солнце ослепительно яркое
  • Сочинение по картине Саврасова Проселок 3, 7 класс
    На полотне Алексея Саврасова изображен простой, непримечательный пейзаж русской природы, показанный во время распутицы. В нижней части картины находится фрагмент проселочной дороги размытой дождем

«Гробовщик», анализ повести Александра Пушкина

Повесть «Гробовщик» – одна из пяти «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина», написанных в 1830 г. в так называемую Болдинскую осень.

Пушкин издал их анонимно, потому что они очень отличались от привычных романтических повестей и знаменовали начало нового направления – реализма. Первой была написана повесть «Гробовщик». Готовя повести к изданию, Пушкин сделал «Гробовщика» третьим по счёту.

Писатель вводит образ повествователя Белкина, не тождественного личности самого Пушкина. В каждой повести тридцатилетний Пушкин ищет смысл человеческого существования.

Проблематика

«Гробовщик» – самая странная из пяти повестей Пушкина. Решая проблему страха смерти, Пушкин изображает героя, постоянно с ней сталкивающегося.

Смех перед лицом смерти – защитная реакция человека на пугающую неизвестность.

С первого же предложения поставлена основная проблема: как живёт человек, ежедневно наблюдающий смерть? Меняет ли это человека? Потому ли угрюм Адриян, что у него в кухне и гостиной помещаются гробы?

С тостом на серебряной свадьбе соседа сапожника Шульца связана другая проблема повести. Один из гостей предлагает выпить за здоровье мертвецов.

Если гробовщик живёт за счёт мёртвых, то может ли он радоваться смерти человека, наживаться на ней? Гробовщик так благодарен своим мертвецам, похоронами которых он разбогател, что даже зовёт их на пир.

Когда мертвецы к нему приходят (во сне), у Адрияна подкашиваются ноги.

Ужас достигает крайней точки, когда гробовщик встречается с первым своим покойником – отставным сержантом гвардии Петром Петровичем Курилкиным, превратившимся в скелет (как будто оживает поговорка «жив курилка, жив»). Даже первого своего покойника гробовщик похоронил нечестно, продав ему сосновый гроб как дубовый. Какие потрясения должен пережить человек, чтобы перестать жить обманом?

Герои повести

Гробовщик Адриян – главный герой повести. Несмотря на новоселье в давно желанном жёлтом домике, гробовщику грустно. Вся его жизнь – сплошное беспокойство. Он волнуется, не позовут ли наследники умирающей купчихи Трюхиной другого гробовщика.

А прибыль его нечестная, о чём говорят его сны. В первом сне гробовщику привиделось, что купчиха Трюхина всё-таки умерла.

Гробовщик обещал обо всём похлопотать и не брать лишнего, но при этом он многозначительным взглядом обменялся с приказчиком, то есть как раз собирался взять лишнее.

У героя две дочери, воспитанные в строгости, которые ничуть не страдают от зловещей профессии отца.

В повести много эпизодических персонажей: сапожник Шульц, пригласивший в гости гробовщика с семьёй, чухонец будочник Юрко, предлагавший гробовщику в гостях выпить за здоровье мертвецов, скелет отставного сержанта Курилкина. Последние два героя подталкивают гробовщика к пробуждению совести, но результат остаётся неизвестным.

Жанр

«Гробовщик» входит в цикл «Повестей Белкина».

Во времена Пушкина повестью называлось то, что сегодня мы зовём рассказом: небольшое прозаическое произведение с малым количеством героев, повествующее об одном событии в одной сюжетной линии.

Так что с точки зрения современного литературоведения «Гробовщик» – это рассказ. В середине 19 в. мистическая тематика с последующим пробуждением была распространена.

Сюжет и композиция

Повесть «Гробовщик» условно можно разделить на две части: первая повествует о переезде гробовщика, знакомстве с соседом и праздновании его серебряной свадьбы. Там все порядочно захмелели и пили за здоровье тех, на кого работают.

Вторая часть – сны гробовщика. Первый, о смерти и погребении купчихи Трюхиной, очень реалистичен. И читатель, и гробовщик воспринимают его как жизнь. Гробовщику снится, что после утомительного дня похорон купчихи он возвращается домой. И тут начинается вторая часть сна, фантасмагорическая: к гробовщику приходят все похороненные им (и обманутые) мертвецы.

От смерти его спасает только пробуждение. Нападение мертвецов – момент наивысшего напряжения, кульминация. Экспозиция – рассказ о переезде, развитие действия – пирушка у сапожника, сны гробовщика, развязка – счастливое пробуждение. В кольцевой композиции всё заканчивается тем же, чем и начиналось – семейными хлопотами. Все мистические предупреждения забыты.

  • «Гробовщик», краткое содержание повести Пушкина

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина

  • «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина

  • «Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина

  • «Туча», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина

  • «Метель», анализ повести Пушкина

  • «Скупой рыцарь», анализ пьесы Пушкина

  • «Пир во время чумы», анализ пьесы Пушкина

  • «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина

  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина

  • «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина

  • «Дубровский», анализ романа Александра Пушкина

  • «Кавказский пленник», анализ поэмы Пушкина

  • «Каменный гость», анализ пьесы Пушкина

  • «Бесы», анализ стихотворения Алексадра Пушкина

  • По произведению: «Гробовщик»
  • По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

3268. Анализ произведения Гробовщик Пушкина Русский язык

«Гробовщик» – первая повесть из цикла произведений «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Рассказ написан в 1830 году, прообразом главного героя стал гробовщик Адриян, который жил напротив дома невесты А.С. Пушкина.

В связи с тем, что  рассказ отличался от привычных романтических повестей, и был написан в жанре реализма, то А.С. Пушкин принял решение издать его анонимно.

Но в готовом варианте «Гробовщик» стал третьей частью цикла «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина».

Жанр: рассказ

Сюжет и тема:

Гробовщик Адриян Прохоров переезжает с двумя дочерьми в дом, о котором давно мечтал. Адриян отличался угрюмостью и задумчивостью.

В городе пошел слух о том, что купчиха Трюхина около года находится при смерти. Услышав эту новость, гробовщик мечтал стать ее заказчиком. Его мысли прервал стук в дверь. Это был сосед Готлиб Шульц. Он пригласил гробовщика с дочками на обед в честь серебряной свадьбы Готлиба.

На обеде разгорелась ссора из-за того, что Адриян Прохоров отказался выпить за здоровье своих мертвецов. Он вернулся домой злой. Гробовщик никак не мог прийти в себя. Ему казалось, что все насмехались над его ремеслом.

Гробовщик в отчаянии заявил, что на свое завтрашнее новоселье пригласит только мертвецов.

Адриян уснул, но его разбудили  известием о смерти купчихи Трюхиной. Он стал заказчиком покойной, как того и хотел. После похорон Адриян вернулся и обнаружил у себя целый дом мертвецов. Это были его бывшие клиенты.

В комнате находился и первый клиент гробовщика – отставной сержант гвардии Курилкин. Мертвецы обвиняли Адрияна в том, что он обманным путем наживался на них. Тут гробовщик проснулся в испуге. Рядом была его работница Аксинья, которая сказала, что Адриян вернулся пьяный и уснул.

Купчиха Трюхина не умерла. От радости гробовщик велел принести чаю и позвать своих дочерей.

Тема – автор хотел показать на примере Адрияна, насколько может человек упасть духовно ради денег, и к чему это может привести. Рано или поздно муки совести настигнут тебя за твои нечестные поступки.

Главные герои:

  • Адриян Прохоров – гробовщик
  • Акулина и Дарья – дочки Адрияна
  • Аксинья – работница гробовщика
  • Готлиб Шульц – сосед Адрияна
  • Трюхина – купчиха
  • Мертвецы – бывшие клиенты Адрияна

Композиция:

Рассказ условно можно разделить на две части: мир реальный и мир потусторонний. В первой части автор описал о переезде гробовщика, о знакомстве с соседом и праздновании свадьбы. Во второй – сон Адрияна о смерти купчихи Трюхиной. После погребения он возвращается домой и застает у себя мертвецов, которые были его клиентами.

  1. Экспозиция – переезд Адрияна Прохорова
  2. Развитие действия – обед у соседа Готлиба Шульца, сон гробовщика
  3. Кульминация – нападение мертвецов
  4. Развязка – конец сна Адрияна, его пробуждение

Композиция – кольцевая: начало и конец рассказа повествуют нам о домашних хлопотах. Все забыли о мистических предупреждениях.

Вариант 2

Данная повесть является первой из цикла пяти «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина», написанных Александром Сергеевичем Пушкиным осенью 1830, проведенной в его поместье в Большом Болдино. Главный герой, а точнее его образец, однако, был найден писателем в Москве. Им послужил некий гробовщик Адриан, державший свою лавку напротив дома невесты Пушкина на Большой Никитской.

Как и все остальные «Повести Белкина», «Гробовщика» отличает его реализм, свойственный для выбранного жанра, поскольку именно это отличает повести – возможность реального существования событий и последовательность их изложения.

Начинается произведение с описания быта гробовщика по имени Адриана Прохоров, который переезжает с одной улицы на другую, открывая там свою лавку.

Там он знакомится со своими новыми соседями, семьей сапожника Готлиба Шульца, который почти сразу приглашает героя прийти на небольшое празднование.

Там, порядочно выпив, участники начинают пить «за здоровье» своих клиентов, что вызывает у гробовщика Адриана злобу и неприязнь, но он говорит, что готов устроить такую же пирушку своим клиентам.

С возращением Адриана домой и последующим сном начинается вторая условная часть, на которую разделяется произведение. Сначала ему снятся похороны купчихи, семью которых он хотел «обслужить» еще давно.

После этого он возвращается домой, и там его встречают обманутые им мертвецы и, после кульминации с пиром мертвых, герой мгновенно просыпается.  Герой возвращается к домашним хлопотам, закольцовывая сюжет: быт-пир-сон-быт.

Однако, это не только сюжетный приём, но и дань моде, поскольку произведения с сюжетом, построенным на реалистичном описании жутких событий, неожиданно оказывающихся сном, были довольно популярны в литературе 19-ого века.

Основная проблематика произведения раскрывается как раз через реплику пьяных «профессионалов» на пирушке у Шульца, и через реплики уже на пирушке мертвецов. Пушкин ставит вопрос – как изменится человек, который по своей профессии не только постоянно следует за смертью, но еще и наживается на ней?

Особенно сильно и показательно для нас жажда наживы проявляется в повести на сюжетной линии первого клиента Адриана – сержанта гвардии Курилкина, который предстаёт перед нами в виде скелета.

Так же как и других своих клиентов, гробовщик обманул его, продав ему вместо дубового гроба более дешевый сосновый. После подобного нам даже не удивительна «охота» гробовщика за купчихой, смерти которой Адриан выжидает с самого начала произведения.

Кольцевая же композиция как бы намекает нам, что никакие жуткие сны не изменят циничной натуры Адриана.

Рассуждение

Данная повесть отличается своеобразностью. Автор поднимает тему смерти, о которой задумывается каждый человек. Главный герой Александра Сергеевича постоянно сталкивается со смертью в разных проявлениях.

Если человек начинается смеяться перед смертью, это говорит о том, что его психика пытается защитить себя от неизвестности.

Сначала произведения поднимается тема: каково человеку, который постоянно наблюдает старуху с косой? Как этот факт может изменить индивида? Адриян отличается угрюмостью и задумчивостью по той причине, что в его гостиной и кухне стоят гробы?

Читая произведение, можно заметить следующую проблему. Гость на свадьбе предлагает выпить за здоровье покойных. Ведь человек, изготовляющий гробы, живет за счет покойников. Тут возникает вопрос: «Радуют ли его смерти других людей?» Ведь их деньги составляют бюджет работника. По сути наживается на смертях. Гробовщик очень благодарен людям, которые его «содержат».

Он решает созвать их на пир. Покойники решают прийти к Адрияну во сне. У гробовщика от этого факта подкашиваются ноги. Наступает крайняя точка потрясения: Адриян встречается со своим первым мертвецом, которым был сержант в отставке Курилкин. Даже здесь не обошлось без обмана. Адриян продал сосновый гроб вместо дубового.

Как надо потрясти человека, чтобы он перестал наживаться через обман, причем на чужом горе.

Гробовщиком является Адриян. Он главный герой, человек, который всё делает нечестно. Нагло наживается на чужом горе и боли. Берет лишние деньги, бессовестно обманывает. По этой причине живет в постоянном напряжении и беспокойстве.

Из-за его грешков во сны постоянно являются покойники. Он опасается, что где-то могут позвать другого гробовщика. Герой очень боится потерять свою прибыль. Готов говорить что угодно, лишь бы ему больше заплатили. Он может обещать, что лишнего не возьмет.

Однако, это неправда.

Будочник Юрко и покойник Курилкин пытаются пробудить совести героя и донести до него, что он поступает неправильно и подло.

Данная повесть делится на две части. Первая сообщает о переезде Адрияна и знакомства с жителями деревни. Всё дошло до того, что все хорошо напились и начали выпивать за здоровье своих клиентов.

Вторая часть повествует о снах Адрияна. Покойники приходят к нему и хотят отомстить, однако, герой просыпается. Во сне он испытывал сильнейшее потрясение, но после пробуждения всё забывает благополучным образом. Для героя чуждо такое понятие, как честность. Он заботится только о том, как больше заработать и не важно каким образом.

Все сочинения

Смысл рассказа "Гробовщик" Пушкина | Какой Смысл

Рассказ «Гробовщик» был написан в сентябре 1930 года, в период, который называют Болдинской осенью. В это время царствовала эпидемия холеры и все самоизолировались на карантин в своих имениях в Большом Болдино. Этот период был весьма творчески плодотворным для многих авторов, в том числе и для А.С. Пушкина.

«Гробовщик» — один из пяти рассказов цикла, попавших в сборник под названием «Повести Белкина». Изначально авторство этого рассказа не было указано. История, описанная в произведении, реальна и прообразом героя стал гробовщик Адриан, который проживал близ дома невесты писателя.

Повествование начинается с того, что Адриан Прохоров перебирается с дочерьми в новый домик, который давно уже облюбовал. Он открывает свою похоронную лавку. Перед читателем он предстает скупым и жадным человеком. К нему приходит знакомиться сосед Шульц — сапожных дел мастер и по случаю вручает приглашение на свою серебряную свадьбу.

Шульц же антипод Адриана, поскольку он честен, приветлив и хорошо зарабатывает своим трудом. Ему хватает денег на то, чтобы устроить званый прием. Адриан принимает приглашение и вместе с дочерьми идет на вечер. Компания собирается разношерстная. Гробовщик во время чинных разговоров начинает жаловаться насколько худо идут у него дела и как они неприбыльны.

Гости же распивают за здоровье своих знакомых и тех, кто платит им за работу. И гробовщику предлагают сделать то же, только выпить за здоровье мертвецов. Прохорова подобное предложение сильно оскорбило и он в сердцах объявил, что приглашает всех, кого хоронил, отметить свое недавнее новоселье.

На этом празднование серебряной свадьбы для гробовщика закончилось, он отправился домой и уснул.

Ночью его разбудили новостью, для многих печальной, что купчиха Трюхина скончалась. Для гробовщика же означало, что есть заказ и будет доход. Он съездил на место события и договорился о гробе, свечах, словом, обо всем необходимом.

Адриан обомлел от страха, вернувшись домой. Его дом оказался наполнен мертвецами, которых он когда-то похоронил. Выходит что они приняли его предложение приехать на новоселье?! Был даже самый первый, чье тело гробовщик помог упокоить.

Он с распростертыми объятиями надвигался на гробовщика, приговаривая, что не стоило бы обманывать, потому что гроб, который Адриан продал как дубовый оказался сделан из сосны. Адриан отмахнулся от него, и мертвец рассыпался. Остальные пришли в негодование.

Адриан уже приготовился и сам умереть, но свет солнца прервал его кошмар и он проснулся. Он понял, что это был сон на хмельную голову и что Трюхина жива, чему несказанно обрадовался.

А.С. Пушкин этой историей хотел в очередной раз напомнить об ответственности за свои деяния и поступки. Он убежден, что рано или поздно в каждом человеке просыпается совесть и ему нестерпимо хочется повернуть все вспять, чтобы изменить свои корыстные и спонтанные действия. Но время не вернешь и ничего изменить не получится. Придется жить с этим всю жизнь.

Прохоров не чурался того, чтобы нажиться на чьем-то горе. Он брал больше денег, чем следовало, делал гроб из дешевой породы дерева, выдавая ее за более дорогую и еще всячески выкручивал ситуацию так, чтобы побольше заработать. Но этот сон заставил его пересмотреть свое отношение и к живым, и к мертвым. Он понял, что переступил границу дозволенного в своей погоне за прибылью.

Гробовщик характеризует своей личностью понятие цинизма. Вполне возможно предположить, что он даже раздумывал кому скоро предстоит отправиться на тот свет, чтобы подсчитать свои возможные доходы. И вот ожидание смерти купчихи Трюхиной, сыграло с ним жестокую шутку. Он жаждал много смертей, чтобы хорошенько нажиться на этом.

Душа такого человека черна и безжизненна, именно поэтому к нему на новоселье и пришли мертвецы. Из этой мысли можно сделать выход, что автор просит заботиться и о своем духовном мире. А главный герой словно сам себя отгородил от людей, желая видеть их только мертвыми.

Ведь мертвый человек для него звенит монетой, а с живого и взять нечего.

История гробовщика говорит о том, чтобы люди зарабатывали свои деньги честно. В своих стремлениях разбогатеть можно падать в грязь очень много раз, но когда и это становится невозможным, то человек падает уже нравственно.

Ссылка на основную публикацию