Как сдать ЕГЭ по литературе?

О том, как подготовиться к экзамену по литературе и получить наивысший балл, «Учёбе.ру» рассказала Анна Азаркова, студентка 2 курса филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

1 комментарий

Moyan Brenn / Flickr / CC BY 2.0

Как сдать ЕГЭ по литературе?

Я училась в физико-математическом лицее № 18 в Калининграде. В старших классах углубленно изучала экономику, которая в нашей школе тоже преподавалась на хорошем уровне, наравне с физикой и математикой. Однако я не сдавала на ЕГЭ ни один из своих профильных предметов.

В один прекрасный момент я осознала, что искренне не желаю посвящать четыре года обучения в университете экономике, и тогда встал вопрос: что же еще я могу? С начальной школы я изучала иностранные языки, а в последнее время начала увлекаться русской классической литературой, вот и получилось, что передо мной как будто сама открылась дорога на филологический факультет.

Поскольку я приняла решение по поводу выбора дальнейшего направления обучения только ближе к концу 10 класса, на подготовку у меня оставался ровно год, то есть практически весь 11 класс.

Я начала с того, что пошла в местный книжный магазин и накупила книжек по ЕГЭ за этот и прошлые годы (задания в них те же, но их продают со скидкой). Я начала выполнять задания так, как некоторые люди разгадывают кроссворды.

У меня не было теоретической базы, необходимой для написания сочинений, но я составляла планы, где тезисно набрасывала, что должна включать в себя та или иная тема. Позже эта привычка стала навыком, которым я пользуюсь до сих пор.

Вскоре от своей знакомой я узнала, что наш областной университет проводит курсы по подготовке к ЕГЭ по всем предметам, и, хоть и с опозданием, начала их посещать. Занятия проводились один раз в неделю, по два часа, но работы было невпроворот. Целую неделю, каждый день по чуть-чуть приходилось заниматься, очень много писать, читать, изучать, чтобы прийти на урок подготовленной.

Также мне очень помогала моя учительница литературы — Ольга Михайловна Коршунова, — которая снабжала меня важным теоретическим материалом и бесценными личными замечаниями опытного педагога. Ведь она уже давно была со мной знакома и могла подсказать, что нужно делать именно мне, чтобы эффективно подготовиться к экзамену.

Если честно, последний год в школе у меня ассоциируется именно с литературой: я прочитала тонны книг, писала как никогда много и грузила друзей, родных и знакомых информацией о великих писателях и проблемами русского историко-литературного процесса. И, знаете, увлекала их своими рассказами.

Что касается того, какие разделы предмета были для меня наиболее трудными, то здесь невозможно разделить темы по сложности. Каждый вариант ЕГЭ специально построен таким образом, чтобы достичь некоего равновесия.

Если тестовая часть простая, то будет сложное сочинение, и наоборот. К тому же, и в заданиях с кратким ответом нужно держать ухо востро, ведь можно запросто ошибиться по невнимательности или не заметить «подковырку».

В школе мы писали несколько «пробников», которые проверяли наши учителя, зачастую не высчитывая баллы, а просто исправляя ошибки. По количеству красной пасты в моих «рукописях» я понимала, что мне еще очень далеко до совершенства.

Всегда находились хотя бы мелкие недочеты. На самом деле, скажу это еще раз, я очень благодарна своей учительнице: она требовала от меня беспрекословно идеальных работ, и это не давало мне расслабиться.

Я рассчитывала баллов на 90 — примерно столько мне нужно было для поступления.

Когда я увидела свой вариант на ЕГЭ, он меня полностью устроил, поскольку все темы в нем были мне хорошо знакомы. Но слово «простой» здесь не очень подходит, потому что покорпеть на экзамене в любом случае придется.

Сочинение я писала по «Капитанской дочке» — опять же, хорошо знакомой многим книге, которой посвящен не один урок в школе.

На мой взгляд, это подходящее произведение для анализа: тут можно блеснуть и историческими, и литературоведческими знаниями.

Я до сих пор помню, как вышла из здания школы, в которой мы писали литературу, и увидела, что многие мои знакомые девочки плачут. Все наперебой хныкали, что им не хватило времени, что попалось что-то, чего они не знали или не доучили… И я начала тоже переживать, судорожно вспоминать, что и где я написала. Но от пессимистичных мыслей меня спасла неожиданная встреча.

Одной из сопровождающих учителей была мама моего друга, которая узнала меня и, лукаво прищурясь, спросила: «Ну что, 100 баллов?». Я только посмеялась, ответила, что мне, наверно, и 150 или даже 200 баллов поставят. Перемолвившись несколькими словами с ней, я совершенно перестала переживать.

В последующие дни я не думала о конкретном результате, просто ждала дня, когда его объявят.

В день объявления баллов мы с мамой весь вечер в нетерпении по очереди обновляли сайт с результатами ЕГЭ. И вдруг на экране выскакивает цифра 100. Я молча смотрела на это число секунд 10, обновляла несколько раз — ничего не менялось.

Я пошла и сказала родителям — мама чуть не запрыгала от радости, папа сказал, что этого от меня и ожидал, не зря же, мол, я весь год так усердно занималась. А сама я, если честно, даже на следующее утро проверяла, не изменили ли мой балл, все не могла в него поверить.

Наверное, отчасти так было из-за того, что в школе нам постоянно твердили, будто стобалльники — это мифические существа и сдать экзамен так хорошо практически невозможно.

Я подавала документы на филологические и лингвистические направления в БФУ им. Иммануила Канта (собственно, по месту жительства), в СПбГУ и в РГУ им. Герцена. Во все три университета я прошла в первую волну. В итоге выбрала СПбГУ, куда изначально и хотела поступить. Но не потому, что «влюблена в Питер» или жажду престижа.

Мне пришлось проделать немалую работу, прежде чем я остановилась именно на этом учебном заведении: я спрашивала знакомых, родных, писала на форумах в интернете, пытаясь узнать, где могу получить действительно «высшее» образование, где моими преподавателями будут люди науки, любящие и превосходно знающие свое дело, где не получится халтурить на занятиях и где в учебе будут действительно заинтересованы и преподаватели, и студенты. СПбГУ — именно такое место.

Как сдать ЕГЭ по литературе на 100 баллов? Личный опыт: советы, рекомендации, материалы, задания с реального экзамена 2021

Ну вот и пришёл черёд этой статьи)) Очень давно не писала, т.к. буквально с января затянула школьная жизнь, подготовка к экзаменам, вступительным, репетиции, встречи с друзьями и лечение, которым и сейчас занимаюсь. На данный момент очень жду результатов творческого конкурса и в принципе конкурсных списков.

Держите за меня кулачки!)) Так вот, сегодня речь пойдёт о том, как я сдавала ЕГЭ по литературе, как я вообще к нему готовилась, что мне попалось, что бы порекомендовала будущим выпукникам и как я сдала его на … ????!!

Честно, до сих пор не знаю с чего начать, потому что материала реально очень много! Хватило бы целого сюжета для YouTube)) Начну я, пожалуй, с общих рекомендаций, а потом уже перейду к материалам. Погнали!

Совет 1: Начинайте подготовку как можно раньше!

Думаю, это вам точно понадобиться)) Источник – Умскул, советую подписаться хотя бы на их телеграмм, много полезной, а главное, бесплатной информацииДумаю, это вам точно понадобиться)) Источник – Умскул, советую подписаться хотя бы на их телеграмм, много полезной, а главное, бесплатной информации

Да, да, казалось бы, самое банальное, что говорят выпускники из года в год???? Но это в действительности так! Сразу укажу на очень важную деталь: если вы всю школьную жизнь читали произведения, хоть немного знаете биографии авторов, учили стихотворения, всегда хорошо писали сочинения, а может даже ВАМ НРАВИТСЯ литература, то можно спокойно подготовиться на сотку за год! Со мной так и было. Однако, если вам вдруг захотелось сдавать литературу, но вы ничего не читали, никогда не учили стихотворения и всегда списывали сочинения, то, в принципе, за год и вы можете подготовиться на высокий балл, НО! при условии, что ВЕСЬ ГОД будете работать как лошадь! Серьёзно. Литература – это огромный объём материала! Даже я, которая казалось бы всё знала, на какой-то момент хотела зарыдать от такого кол-ва информации, которую надо ещё усвоить и не забыть! Но опять же, если вы всю школьную жизнь не просто так сидели на уроках литературы, то за год неторопливой, но эффективной подготовки, добьётесь наивысшего результата!

Совет 2: Читайте!

Задание: прочитать весь кодификатор, чтобы понять, что здесь происходит))Задание: прочитать весь кодификатор, чтобы понять, что здесь происходит))

Как бы это прискорбно не звучало, если хотите сдать литературу на 100 баллов, надо читать! Только так вы действительно начнёте думать, поймёте произведение (хотя не факт, что сразу и с первого раза) и, главное, научитесь анализировать! Оказывается, это умеют далеко не все. Я всю жизнь читала, пыталась сама дойти до сути. Пусть это не всегда получалось и я делала явные ошибки (но что вы ещё хотите от ребёнка, который читает взрослую литературу? Привет, школьная программа), но я заставляла свой мозг думать и анализировать. А это самое главное в ЕГЭ, пусть и говорят, что на этом экзамене не надо думать???? Чтобы вы поняли, насколько краткого содержания и сухого общего понимания произведения не хватает, чтобы заработать максимум, приведу в пример реальное 8 сочинение из моего варианта.

Итак, был дан отрывок из драмы А.Н. Островского “Гроза”.

Сейчас я вам его добавлю, чтобы вы при желании попробовали сами ответить на вопрос и заодно проверить, насколько вы готовы к ЕГЭ по литературе уже сейчас)) В конце приложу ответ, оценённый на максимум.

Вопрос: Какие качества характера Кудряша раскрываются в данном отрывке?

Кулигин сидит на скамье и смотрит за реку. Кудряш и Шапкин прогуливаются.

Кулигин (поет). «Среди долины ровныя, на гладкой высоте…» (Перестает петь.) Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу.

Кудряш. А что?

Кулигин. Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется.

Кудряш. Нешто́!

Кулигин. Восторг! А ты: «нешто́!» Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита.

Кудряш. Ну, да ведь с тобой что толковать! Ты у нас антик, химик!

Кулигин. Механик, самоучка-механик.

Кудряш. Все одно.

Молчание.

Кулигин (показывая в сторону). Посмотри-ка, брат Кудряш, кто это там так руками размахивает?

Кудряш. Это? Это Дико́й племянника ругает.

Кулигин. Нашел место!

Кудряш. Ему везде место. Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит.

Шапкин. Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет.

Кудряш. Пронзительный мужик!

Шапкин. Хороша тоже и Кабаниха.

Кудряш. Ну, да та хоть по крайности все под видом благочестия, а этот как с цепи сорвался!

Шапкин. Унять-то ею некому, вот он и воюет!

Кудряш. Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили.

Читайте также:  Современные стихи о любви: читать стихотворения современных поэтов 21 века

Шапкин. А что бы вы сделали?

Кудряш. Постращали бы хорошенько.

Шапкин. Как это?

Кудряш. Вчетвером этак, впятером в переулке где-нибудь поговорили бы с ним с глазу на глаз, так он бы шелковый сделался. А про нашу науку-то и не пикнул бы никому, только бы ходил да оглядывался.

Шапкин. Недаром он хотел тебя в солдаты-то отдать.

Кудряш. Хотел, да не отдал, так это все одно что ничего. Не отдаст он меня: он чует носом-то своим, что я свою голову дешево не продам. Это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею.

Шапкин. Ой ли!

Кудряш. Что тут: ой ли! Я грубиян считаюсь; за что ж он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.

Шапкин. Уж будто он тебя и не ругает?

Кудряш. Как не ругать! Он без этого дышать не может. Да не спускаю и я: он — слово, а я — десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану.

Кулигин. С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть.

Кудряш. Ну, вот, коль ты умен, так ты его прежде учливости-то выучи, да потом и нас учи! Шаль, что дочери-то у него подростки, больших-то ни одной нет.

Шапкин. А то что бы?

Кудряш. Я б его уважил. Больно лих я на девок-то!

Проходят Дико́й и Борис. Кулигин снимает шапку.

Шапкин (Кудряшу). Отойдем к стороне: еще привяжется, пожалуй.

Отходят.

Скрин моего варианта Вот такой отрывок. Честно, на экзамене я немного испугалась, что попался именно Кудряш, т.к. этого героя я толком не разбирала, а этот отрывок (с самого начала произведения взят) выветрился из памяти)) Единственное, что я помнила, так это песни Кудряша, которые являлись частью фольклорных мотивов в произведении???? Поэтому пришлось прям на экзамене вчитываться и пытаться самой понять, какие там у него качества)) Ответ на вопрос на картинке.

Как видите, читать стоит не только, чтобы понимать произведение, но и научиться анализировать и действовать даже в критических ситуациях.

Совет 3: честно пишите сочинения, найдите того, кто их будет проверять.

Это я и Булгаков????

  • Сколько бы в вашей голове не было теории, практика не менее важна. Помните, всё то, что вы пытаетесь удержать в сознании, все прочитанные произведения, это ради сочинений. И понимайте, даже если в школе ваши сочинения всегда оценивали на максимум, то на ЕГЭ за них могут поставить ноль баллов! Серьёзно. Только в декабре я это осознала. Сейчас вкраце расскажу самые главные правила, по которым надо играть на ЕГЭ:
  • Вашего мнения никто не спрашивает! Пожалуй, самая главная ошибка в моих сочинениях в начале подготовки, это излишний субъективизм. К сожалению, вас не просят вносить свою лепту в историю, поэтому прошу оставить свои мысли при себе???? Только факты, то, как считает автор, большинство и литературное сообщество. Максимум, вы можете косвенно, как бы ни при чём, упомянуть, что существует и другое мнение, но вы его не придерживайтесь.
  • Никакой воды! Ни одно слово не должно быть лишним!

Спешу развеить миф, что в ЕГЭ по литературе всё так просто, что можно всего лишь налить водички и получить максимальный балл. Это чистая неправда! Во-первых, у вас на экзамене даже времени не будет “налить водички”. Во-вторых, так делают только те, кто хочет получить ноль баллов или ему нечего сказать. Вы должны отвечать чётко на поставленный вопрос, никаких общих сведений о произведении, только то, что спрашивают! Единственное место, где вы можете немного блеснуть своими общими знаниями о произведении, поговорить о системе образов, критике и тд, так это вступление в 17 сочинении. И то, оно не должно быть излишне большим, ведь вам ещё 3 тезиса и вывод прописывать! Так что, пожалуйста, забудьте на время ЕГЭ про огромные сочинения в 8 листов!

  • Никаких “красивых” оборотов речи!

На время ЕГЭ вам также придётся забыть про оценочную лексику, фразеологизмы, намеренный повтор слов, громкие слова по типу “ужасный”, “прекрасный”, “самый”, “великолепный” и прочее. Такое эксперты не любят. С чего это вы взяли, что для Маши Мироновой смерть родителей являлась самым ужасным моментом в её жизни? И за такое могут снять…

  • Очень внимательно следите за словами, а в частности за тавтологией, канцеляризмом и плеоназмом!

Да, да, какие страшные слова)) Я и сама не замечала, как часто повторяю слова или употребляю известные обороты речи, которые в действительности являются неправильными! (Может даже сейчас, вы уж извините????).

Поэтому обращайте внимание на такую мелочь! Это самая опасная, коварная и надоедливая ошибка! Избавиться от неё можно только с опытом и многократной интервальной проверкой сочинений.

Как совет, читайте сочинение с конца, так быстрее можно найти ошибки))

  • Чётко следуйте авторской позиции!

Это не менее важное правило, которое больше уже относиться к содержанию ваших сочинений. Помните, на время ЕГЭ, автор – ваш фаворит, человек, который во всём и всегда прав! Если Л.Н. Толстой сказал, что Наташа Ростова – идеал женственности, жизнелюбия и материанства, нравственная героиня, то так оно и есть.

Не дай Бог, вам в сочинении написать, что Наташа – безнравственная, гулящая девушка, потому что она изменила Андрею Болконскому! Вы должны писать так : Наташа Ростова совершает ошибку в своей жизни, потому что она человек сердца, как и вся её семья.

Лев Толстой даёт всем своим положительным персонажам право на ошибку, чтобы показать их неидеальность и естественность…

Вот самые главные правила, по которым вы должны писать сочинения! Следуйте им, и всё будет отлично!

Что касается проверки, тут вопрос сложнее. У нас в 11 классе уроков литературы просто не было???? Если есть учитель, репетитор, обязательно давайте им на проверку! У меня не было такой возможности, поэтому воспользовалась онлайн-услугами.

Внимание! Это не реклама! Советую записаться на “Рулетку” от онлайн- школы Умскул. В 2021 году их было всего две, в декабре и апреле. Это такой курс по написанию сочинений.

Горячо рекомендую! Так сочинения вам никто не проверит)) И стоит всего 1000 рублей)) Фариша????

Совет 4: заранее учите отрывки из стихотворений

Первые строчки я читала громко в автобусе пока ехала до пункта проведения ЕГЭ)) Так и развлекаемся))Первые строчки я читала громко в автобусе пока ехала до пункта проведения ЕГЭ)) Так и развлекаемся))

Вот этот пункт в своё время я пропустила, но сейчас понимаю, что смогла бы сэкономить и время, и силы, и нервы)) Не надо учить полностью стихотворения!!! Только строчки из понравившихся (вообще любых, главное, чтобы русская классика). Я в своё время очень долго откладывала данный пункт, буквально за неделю до ЕГЭ взялась за голову???? Также советую учить цитаты из произведений (это не обязательно!!!). Просто, чтобы впечатлить экспертов, повысить свои шансы, да и вообще для жизни неплохо)) Я учила к нескольким произведениям и в итоге воспользовалась на ЕГЭ двумя цитатами из произведения, одной из критики. Но для стихотворений настоятельно рекомендую выучить! Хоть это необязательно ( а некоторые эксперты могут и снять, но это редко), очень поможет! Вы будете лучше запоминать содержание стихотворения, сможете круто сопоставить в 16 сочинении. Плюс лучше будете анализировать! (Для 15 сочинения). Да и вообще вам будет проще писать. Поэтому не поленитесь и выучите пару строк! И ещё! Обязательно обращайте внимание на запытые и прочие знаки препинания в строчках! За это баллы не снимают, но для внутреннего успокоения всё же лучше уметь не только вслух произнести нужные строки, но и смочь (такое слово существует?????) их грамотно написать. Я об этом заранее не позаботилась, поэтому на экзамене очень долго сидела с 16 сочинением. Как я была рада, что всё написала правильно!

Совет 5: попробуйте прочитать романы-эпопеи

Да, я серьёзно. Не так страшен чёрт как его малюют. Хотя бы попытайтесь. В кодификаторе всего два крупных произведения “Война и мир” и “Тихий Дон” ( второе мне, кстати, понравилось больше). Пусть и ругают их, особенно ВиМ, но там не больше описаний, чем в любом классическом произведении)) Единственное, военные и философские главы читать было действительно тяжело, но сюжет пушка! А как я переживала, что Андрея Болконского в конце 1 тома “убили”… В общем, почитайте)) А “Тихий Дон” так вообще любимой книгой стало! В конце 4 тома я рыдала… Хотя предупреждаю, оно не для особо впечатлительных…

Так, ребятушки, я чувствую, что статья уже получилась немаленькая, а рассказать ещё хочется многое! Поэтому я разделю данную статью на две части)) Потому что то, что я сейчас сказала, крайне важно! Искренне хочу, чтобы вы хорошо так переработали то, что уже было сказано. Не знаю, всё ли сказала по советам, могла что-то и пропустить. Про материалы, которыми я пользовалась при подготовке, расскажу в следующей статье. В общем, ребят, реально, начинайте готовиться уже сегодня! Посмотрите хотя бы задания 2021 года, если ещё не появились новые)) Читайте и перечитывайте русскую классику!???? И не забудьте поставить пальцы вверх и подписаться))

Как сдать ЕГЭ по литературе? 10 советов учителя

До экзаменов еще далеко, но это лишь иллюзия: время летит быстро, а успеть подготовиться нужно к ЕГЭ по многим предметам. Мы попросили Татьяну Наумову, преподавателя литературы, рассказать о том, как стоит готовиться к экзамену, чтобы все прошло хорошо.

1. Сконцентрируйте внимание на основных текстах

Хорошая новость в том, что большую часть из списка ЕГЭ по литературе к 11 классу вы уже читали. Плохая — вы не сможете прочесть все за год, если литература не была сферой ваших интересов.

Читайте также:  Может ли сострадание к людям быть проявлением эгоизма?

Подойдите к учителю, признайтесь в этом (он и так знал, но вдруг вы верите в свою хитрость) и попросите отметить тех слонов, на которых стоит русская литература.

Их, конечно, больше трех, но тут уж ничего не поделать.

2. Обратите внимание на лирику

Задания со стихотворениями — традиционно самые сложные, особенно если речь идет о сопоставлении.

Мы все в 2005 году выучили стихотворение Блока благодаря рекламе МТС, а в 2007-м Александр Васильев убедительно доказал, что Маяковский легко запоминается.

В общем, раз уж мы живем в мире аудиокниг, то призовите их себе на помощь. Лирика, прочитанная кем-то вслух, закрепляется в памяти в разы лучше.

3. Краткое содержание — ваш лучший друг

И экранизации. Да, я не оговорилась. Особенно в последние месяцы подготовки. Открыть, убедиться, что вы запомнили правильно, закрыть. Бонус — хороший пересказ опирается на ключевые моменты, а значит, вы еще раз повторите узловые точки.

Впрочем, злоупотреблять всем этим тоже не стоит. Подробный пересказ даже небольшого прозаического текста не в силах передать специфику произведения, потому что для литературы все-таки очень важно, как она написана.

Ну и проверяющие не вчера родились, понимают, когда вы читали (а когда использовали сайт с пересказами).

4. Не надо придумывать, что хотел сказать автор

У вас есть текст, есть целая книга, построенная по особым законам. Поэтому если главная героиня умирает, а действие продолжается после ее смерти, то это что-то да значит. Если у вас сложности с литературоведческим анализом, то советую посмотреть книгу «Как читать художественную литературу как профессор: Проницательное руководство по чтению между строк» Томаса Фостера.

5. Поиск по ключевым словам может сработать

Подойдите к выбору аргументов чуть более формально. Каждый год дети мучительно вспоминают книги, где были чиновники. Каждый год я предлагаю вспомнить «Смерть чиновника». Испуг: «Разве это не слишком очевидно?» Умение мыслить системно при сдаче ЕГЭ очень ценится.

6. Используйте таймер

Время экзамена сильно ограничено. А писать надо сразу и много, поэтому дома тренируйтесь писать с таймером и без перерывов. Это Пушкин мог себе позволить «и погулять, и отдохнуть», а потом как-нибудь закончить текст. У вас будет 3 часа 55 минут и экзаменационный мандраж, а значит, уже в апреле вы должны уверенно укладываться в отведенное время.

7. Высыпайтесь и поддерживайте организм в тонусе

Представьте, что вам нужно пробежать марафон. Это очень сложно сделать, если вы не спали, ели кое-как и не выходили на улицу. Поэтому тренируйте интеллект, но и о физическом здоровье не забывайте: переутомление и истощенность не помогут вам сдать экзамен лучше.

8. Литература — это классно. Не забывайте об этом

Попробуйте понять, за что многие люди любили и любят все эти пыльные тома. Представьте, что они были бестселлерами (а это зачастую правда). Очень здорово подумать, что когда-то никто не знал, как закончится «Анна Каренина».

Я с большой долей вероятности могу сказать, что к экзамену вы разлюбите абсолютно всех писателей, потому что они там писали что-то, бродили по аллеям, томились, а вам теперь сдавать ЕГЭ.

Но если во время подготовки вам будет интересно, то станет чуть менее тяжело.

9. Не нервничайте

Нет, правда. Экзамен — очень важно, вы много готовились, и сдать нужно на максимальный балл, но если все пойдет не по плану, то друзья и близкие вас не станут меньше любить, это уж точно. И вы свой труд тоже не обесценивайте — при любом исходе дела.

10. Сдать ЕГЭ хорошо — очень даже возможно

Я понимаю, что вы посмотрели на список литературы, который необходимо осилить к экзамену, и ужаснулись. Но все эти книги действительно можно освоить, а ЕГЭ — сдать. Системность, аккуратность, отдых, поддержка близких — и все получится.

Татьяна Наумова

Как сдать ЕГЭ по литературе на 95+. Советы выпускников 2020

Скоро начнется новый учебный год: будущим выпускникам пора закатать рукава и приступить к упорной работе. Экзамены — это ответственно и не всегда просто, и успех закладывается заранее. Я поговорила с ребятами, которые уже сдали единый экзамен. Они охотно поделились своим опытом, потому что понимают все страхи и проблемы тех, кому он еще только предстоит.

Кодификатор ЕГЭ по литературе выглядит необъятным. Одна «Война и мир» как всех пугает. Стоит ли все читать? Как поглотить большой объем лирики?

Анастасия Шереметьева, 100 баллов:

— Самой большой ошибкой будет учить все 148 стихотворений. Никогда так не делайте! Нужно выделить часто встречающиеся на ЕГЭ темы по лирике и найти любимые или универсальные стихотворения.

Обязательно запомните название и автора. Также прочитайте несколько разборов к каждому стихотворению, чтобы на экзамене не ошибиться в анализе.

С прозаическими произведениями придётся помучиться, потому что их нужно знать все. 

Артем Князьков, 100 баллов:

— При подготовке лучше выбрать для себя два периода в истории русской литературы. Один как основной: вы должны знать все произведения от корки до корки; второй как запасной, если вдруг одна из тем в 17 задании не устроит. Лучше всего подойдет начало и конец 19-го века.

Произведения этого времени изучите особенно внимательно. Что касается стихотворений, учить всё не обязательно. Найдите основные темы, которые могут встретиться вам, подберите по три стихотворения для каждой и выучите их полностью, либо отрывки. Также есть всеобъемлющие лирические произведения, поднимающие много тем.

Их стоит отыскать и запомнить — точно пригодятся. 

Виктория Михайленко, 100 баллов:

— Учить все стихи и знать все произведения необязательно, это может даже сбить с верного пути, так как вся информация перепутается в голове.

Я сдала на 100 баллов, хотя более половины произведений не прочитала.

Советую рассматривать произведения с литературоведческой точки зрения, пытаться понять позицию автора, выделить основные проблемы, темы, характеры. В этом помогут анализы или критические статьи. 

Самое сложное — начать. Многие откладывают подготовку, потому что боятся ошибиться: «Я же не умею, я же не знаю». Ребята рассказали о сложностях в подготовке и о том, как с ними бороться:

Артем Князьков, 100 баллов:

— На меня наводили ужас обилие цитат и необходимость учить стихотворения. Но самое трудное — соблюдение речевой грамотности в сочинениях. Мы так привыкли говорить в повседневной жизни как колхозники, что иногда такие огрехи попадают и в сочинения. Мой совет — будьте внимательнее, изучите все виды речевых ошибок, и какие часто встречаются у вас. Ведь обидно терять баллы из-за мелочей. 

Анастасия Кукнерик, 97 баллов:

— Было сложно распределить время. Мне приходилось устраивать самой себе пробники, чтобы понимать, успеваю ли я все сделать, если буду писать сочинения в черновик, а потом в чистовик. Не получилось, поэтому училась работать сразу в бланках. 

Основной упор в подготовке к ЕГЭ по литературе нужно делать на отработку сочинений. Так ли страшно, если до этого ты не умел их писать?

Анастасия Шереметьева, 100 баллов:

— Если разобраться с шаблонами, критериями, то написание сочинений не составит никакого труда. Чем больше пишешь, тем лучше получается. Первое 17 сочинение я написала на 9 баллов, в конце года всегда получалось на 14/14. Создайте для себя шаблон, чтобы не испугаться белого листа на экзамене. Придумайте введение и заключение в 8,9 и 15,16 заданиях.

В 17 не забывайте о терминах. За их отсутствие могут снять баллы. Перед тем, как писать сочинение, выпишите себе список понятий в черновик, которые можно было бы использовать. При проверке следите, чтобы не было речевых и фактических ошибок. Я заводила отдельный блокнот, куда записывала ошибки из сочинений.

Пролистывала его раз в неделю и запоминала, как делать нельзя.

Помимо сочинений в КИМе есть еще и тест, который проверяет знания теории литературы. Как не потерять баллы на нем?

— Он простой, вопросы повторяются. Порешаете пару десятков раз и уже будете во всём разбираться. Термины из теста пригодятся вам еще и в сочинениях. Лирика без них плохо анализируется, а в 17 сочинении даже критерий особый есть. Так что вам в любом случае нужно ими владеть, чтобы  показать свой литературоведческий уровень подготовки. (Артем Князьков, 100 баллов)

Без системы тяжело идти к хорошему результату. Ребята поделились, в каком режиме они готовились

Анастасия Шереметьева, 100 баллов:

— Литературой я занималась каждый день: в школе, после школы, на выходных. В понедельник, среду и воскресенье у меня были вебинары в «Умскул» с Фаришей Князевой. В другие дни я делала домашние задания: писала сочинения, решала тестовую часть, читала анализы произведений, учила цитаты.

В онлайн-школе мы за год прошли кодификатор три или четыре раза. Сначала была теория литературы. Затем изучали произведения так же, как они даны в кодификаторе. Вместе с ними проходили алгоритм написания сочинений в порядке их расположения в КИМе. Все это три раза, с сентября по май.

Про эту систему можно сказать: «Повторение — мать учения». И она для меня оказалась лучшей. 

Артем Князьков, 100 баллов:

— Ходил к репетитору 2 раза в неделю, каждый день писал либо 8 и 9, либо 15 и 16, либо 17 сочинение. Это программа минимум, чаще я делал больше. Вдобавок старался каждый день учить либо стихотворение, либо отрывок из него, либо цитаты.

Вместо роликов на YouTube под вкусный обед смотрел вебинары по литературе. В самые продуктивные дни я занимался с перерывами часов 8. Но это очень выматывает морально и физически, поэтому такого темпа работы не хватало надолго.

Так и выходило, что день занимаюсь усердно и два дня валяюсь на диване, пописывая одно сочинение. 

Читайте также:  Герой нашего времени, темы сочинений, 9 класс

Кристина Михайлова, 97 баллов:

— Усердно заниматься я начала где-то с января и уделяла литературе по 4–5 часов в день. У меня была система, но я не всегда ее придерживалась. Однако старалась заниматься каждый день: читала произведения и анализы, учила стихотворения. За неделю до экзамена повторила весь пройденный материал. 

Анастасия Кукнерик, 97 баллов:

— Я занималась литературой с декабря по 3 июля включительно. Зимой это было что-то ознакомительное, а с начала весны— серьезное. Готовилась  усиленно, тратила около 10 часов в день: писала сочинения, читала краткие пересказы, решала тесты, смотрела вебинары и разборы вариантов, советовалась с куратором, решала пробники. 

Виктория Михайленко, 100 баллов:

— Я брала крупные произведения на полный обзор в том порядке, в каком они располагаются в кодификаторе. Составляла план анализа произведения, выписывала важные цитаты, которые можно применять в сочинениях. Также готовилась к 17 сочинению. Искала на «Решу ЕГЭ» все задания по конкретному произведению, смотрела темы сочинений и составляла план к каждому. 

Как успеть за 4 часа написать 5 сочинений? Ребята говорят, что это сложно, но реально

Анастасия Шереметьева, 100 баллов:

— На тестовую часть стоит отвести не более 3–4 минут. На мини-сочинения я уделяла полчаса: 20 минут для написания в черновик, 10 на переписывание в бланк и проверку.

На самом экзамене не везде получалось так, поэтому иногда я писала часть сразу в чистовик, что-то набрасывала на черновик.

Все оставшееся время у меня ушло на 17 сочинения и на прогулку по коридору для «проветривания» мозгов, которая длилась минуты две. 

Артем Князьков, 100 баллов:

— На экзамене по литературе катастрофически мало времени, поэтому его придётся экономить. Всё, кроме семнадцатого, пишется сразу в чистовик. У меня была система, по которой я должен был потратить 25–30 минут на 8,9,15,16 и час на 17. Ещё час остаётся на проверку и форс-мажоры. Если следовать этому плану, то времени окажется предостаточно. 

История успеха заряжает. Однако никто никогда до конца не уверен в своем высшем балле. Ребята переживали различные чувства после экзамена и такой результат стал для них большим сюрпризом:

Анастасия Шереметьева:

— Я знала, что напишу на 90+, потому что готовилась весь год, но 100 баллов я не ожидала. Мне не понравилось моё 17 сочинение, я могла бы лучше, но спасибо проверяющему, который дал мне шанс и поставил максимум. 

Кристина Михайлова:

— Я выходила из аудитории с чувством, что сделала все, что зависело от меня. Не идеально, но я показала все свои знания. В итоге я получила 97 баллов. Если честно, я была готова к такому результату, но думала, что получу меньше. 

Артем Князьков:

— После экзамена хотелось то ли чаю выпить, то ли повеситься. Склонялся ко второму. Рассчитывал баллов на 80, так как не был уверен в твердости аргументов 17 задания и из-за нехватки времени не успел перепроверить сочинения. 

К егэ готовятся долго: год или даже два. этот период проверяет на прочность, самостоятельность и ответственность. ребята получают не только знания, но и жизненные уроки. 

Анастасия Шереметьева:

— Экзамен научил меня, что ничего в мире не стоит моих нервных клеток. Нужно было больше спать и есть. Даже где-то наслаждаться последними занятиями в школе и ловить ностальгическую волну. Я это упустила из-за боязни не сдать и выбрала подготовку.

Но сейчас не жалею, ведь 100 баллов помогают пройти во многие вузы, а поступить в университет я хотела больше, чем гулять с одноклассниками и спать по 9 часов в сутки. Стоит расставить все приоритеты ещё в сентябре, чтобы потом не жалеть. Экзамен — это о работе, об усердной подготовке.

Не стоит надеяться на удачу или помощь свыше.

Кристина Михайлова:

— Я поняла, что если хочешь добиться высоких результатов, то нужно прикладывать много усилий для их достижения, ничего не даётся просто так. И, конечно, важно следить за временем и правильно его распределять. 

Главные советы выпускников:

Пишите. Самое первое сочинение дастся кровью и потом, но с практикой все будет получаться. Главное выработать структуру, чтобы избежать страха белого листа на самом экзамене.

Готовьтесь в комфортном режиме. Один день вам захочется потратить все время на подготовку к ЕГЭ, на другой вы можете устать и ничего не хотеть. Это нормально. Главное — придерживайтесь плана, чтобы успеть пройти весь материал

.

Следите за речью и фактами. Такая мелочь может отнять у вас три вторичных балла. Узнайте, какие речевые ошибки встречаются, а затем, выясните, какие делаете именно вы. Запомните их, периодически повторяйте, чтобы не ошибаться снова.

Не учите все стихотворения полностью. Лирику в экзамене нужно освоить рационально. Подобрать по три стихотворения на основные темы или заучивать по выборочным строчкам.

Уделяйте время анализам. Они помогут понять общепринятую авторскую позицию, основные темы и мотивы. Ваш абсолютно новаторский взгляд на произведение не захотят понимать. Это все же экзамен, где проверяются знания, а не олимпиада с творческими заданиями.

Научитесь распределять время заранее. На экзамене важно все успеть написать. На тест уходит всего лишь пара минут. Мини сочинения (8,9, 15, 16 задания) лучше сразу писать в чистовик. На них уделите примерно 20–30 минут. На 17 сочинение оставьте час. Оставшееся время — для проверки и форс-мажоров.

Прислушайтесь к этим советам. Они помогут вам понять, как подойти к проблемам и нюансам экзамена. Не бойтесь ЕГЭ. Все по силам. Истории высокобалльников доказывают это.

Со мной ты сдашь литературу на 100 баллов

Литература — особенный экзамен, потому что один первичный балл в нем может стоить до десяти вторичных! Допустишь всего две-три ошибки, и о топовом вузе можно забыть! Поэтому особенно важно сдать ЕГЭ по литературе на 100 баллов.

Что нужно знать для сдачи ЕГЭ по литературе на 100 баллов?

Несмотря на строгость разбалловки и субъективность заданий, процент стобалльников по литературе достаточно высокий. И в их число может войти абсолютно каждый, если научится четырем принципам успешной подготовки. И Фариша Князева, преподаватель Умскул по литературе, знает их все!

Начните подготовку как можно раньше

Во-первых, конечно же, нужно начать подготовку к ЕГЭ по литературе на 100 баллов как можно раньше. Список литературы к экзамену просто огромен, и прочитать все за неделю до дня Х явно не получится. Одни «Война и мир» с «Тихим Доном» чего стоят!

А ведь для подготовки к ЕГЭ по литературе на 100 баллов нужно не только прочитать эти произведения, но и детально их разобрать, проанализировать, написать по ним сочинения и решить несколько тестов. Без внушительного запаса времени справиться со всеми этими задачами просто не выйдет.

Правила эффективного чтения литературы

Чтение состоит не только из пролистывания книжки, но и из понимания этих хитросплетенных букв.

Поэтому первое правило ЕГЭ по литературе на 100 баллов — анализируйте! Много и самостоятельно, разбирайте каждую главу на предложения, а предложения — на слова.

Проводите параллели, отслеживайте связи между героями, их сходства и различия. Это позволит развить нужное критическое мышление.

Но второе правило — читайте классические анализы. Русская классика — это действительно взрослые книги, и понять их до конца бывает нереально сложно. Так почему бы не воспользоваться благами цивилизации, чтобы не потерять ни одного балла? Найдите уже готовые анализы и разберите их на мельчайшие детали.

И третье правило ЕГЭ по литературе на 100 баллов — запоминайте. Запоминайте полезные и содержательные цитаты, чтобы аргументировать ими свои мысли. Запоминайте детали: внешность, профессии, пресловутые синие занавески.

Практикуйтесь писать сочинения

Лучший способ запомнить как можно больше анализов и деталей — использовать их на практике. Проходите тесты на знание содержания произведений, а главное — пишите сочинения по разным темам на основе пройденного материала, используйте детали и цитаты.

При этом, сочинения обязательно отдавать на проверку профессионалам — преподавателям, экспертам, кураторам. Так вы сможете получить объективную оценку работы, ее разбор по критериям и понять, что нужно еще подтянуть.

Заучивайте отрывки из стихотворений

Особое внимание нужно уделить стихотворным цитатам — их лучше заучивать целыми отрывками. При этом, стихотворения лучше запоминать тематическими группами: например, стихотворения о природе Серебряного века, Золотого века и др. Так вы сможете сопоставить произведения разных авторов, разнопланово аргументировать тему в сочинении и получить за ЕГЭ по литературе 100 баллов.

Перед экзаменом ЕГЭ по литературе

Со своевременной подготовкой ЕГЭ по литературе на 100 баллов можно написать без проблем. При этом, перед экзаменом нужно немного расслабиться и без зазубривания повторить материал: например, с помощью вебинаров, документальных фильмов, экранизаций, рисунков и пр.

Как и что делать на самом экзамене для получения ста баллов по литературе?

Чтобы написать ЕГЭ по литературе на 100 баллов, нужно сохранять самообладание. Паника — главный враг знаний. К экзамену вы уже сделаете все возможное, чтобы получить максимальный результат. Будьте уверены в своих силах!

В первую очередь быстро прорешайте тестовую часть, сделайте пометки к понятным и знакомым заданиям. Сочинения пишите сразу на беловик, так как времени будет не так много. Обязательно все перепроверьте перед сдачей работы.

Если вдруг задание кажется вам абсолютно незнакомым, постарайтесь ответить на него чисто логически, вспомнить похожие произведения, провести аналогии. Субъективность критериев здесь может сыграть вам на руку: возможно, эксперты поставят вам какой-нибудь балл, если вы будете достаточно убедительны.

Таким образом, сдать ЕГЭ по литературе на 100 баллов возможно со своевременной подготовкой: правильно читайте и анализируйте, пишите сочинения. Тогда отличный результат вам обеспечен!

Ссылка на основную публикацию