Анализ стихотворения «бородино» (м. ю. лермонтов)

Главная › Стихи › Гражданская лирика

01.04.2019

Анализ стихотворения «Бородино» (М. Ю. Лермонтов)Стихотворение «Бородино» написано М. Ю. Лермонтовым удивительно простым, народным языком. Это произведение было создано в 1837 году и опубликовано в журнале «Современник». Оно приурочено к 25-летнему юбилею Бородинского сражения.

Тема, идея, главная мысль произведения

Тема стихотворения заложена в самом названии – ход и итог бородинского сражения. Идея заключена в героизме русского народа, его патриотизме и любви к родной земле. Главная мысль скрыта в повторяющихся строчках этого произведения:

Анализ стихотворения «Бородино» (М. Ю. Лермонтов)

Работая над темой Бородинского сражения, Лермонтов отклонился от излюбленного романтизма. Это произведение полностью реалистичное и даже народное. В. Г. Белинский писал:

Анализ стихотворения «Бородино» (М. Ю. Лермонтов)

Историки до сих пор спорят, выиграл Кутузов сражение или проиграл. Если рассуждать с точки зрения военной тактики, Наполеон битву выиграл. Он получил Москву. А с точки зрения реалий того времени, Наполеон войну проиграл. И его мнимая победа при Бородино стратегического значения не имела. Он увяз в России, как в омуте.

Засев в Москве, Наполеон оказался отрезанным от внешнего мира. Вокруг – недружественные русские, которые колотили разрозненные группы оставшейся армии. Он упустил время для благополучного отхода из России. Кутузов не допустил, чтобы Наполеон изменил маршрут, заставив его отходить по Смоленской дороге, разоренной самими же французами во время наступления.

Впрочем, мы немного отвлеклись от анализа стихотворения, вернемся к нашей теме.

Жанр и композиция

По жанру это стихотворение – баллада. Построено в форме рассказа русского солдата спустя много лет. Баллада-воспоминание.
Это эпическое произведение, в целом имеет классическую композицию:

  • Пролог – вопрос молодого солдата – 1-я строфа.
  • Вступление и заключение повторяются, закольцовывая произведение.
  • Экспозиция занимает 2 строфы – 4-5;
  • Основное действие – 4 строфы – 6-9; В этих строфах показывается подготовка к сражению и его начало. Событие нарастает.
  • Кульминация – 10-11-я строфы.
  • Развязка – 12-13 строфы.

Стихотворение «Бородино» начинается вопросом молодого солдата к участнику боевых событий:

Анализ стихотворения «Бородино» (М. Ю. Лермонтов)

Вторая и последняя строфы закольцовывают произведение. В стихотворении события героического дня преподносятся с позиций солдата, видевшего только ту часть боя, в которой участвовал сам. Но через частное читатель видит общую картину боя. На глазах солдата погибает командир, призвавший своих подчиненных постоять за матушку Москву.

«Мы долго молча отступали». В этом отступлении крылась стратегия Барклая де Толли и Кутузова. Он заманивал французов вглубь страны, тянул время. Рядовые солдаты и нижние офицерские чины не понимали, этой стратегии и потому ворчали.

И только перед Москвой Кутузов решился дать французам бой, чтобы поддержать боевой дух русской армии и окончательно измотать французов. Два дня ушло на подготовку решающего сражения. Одну строфу поэт посвятил командиру редута. Историки предполагают, что это был прообраз Петра Ивановича Багратиона.

Три строфы стихотворения посвящены непосредственно самой битве.

В этом произведении читатель видит трех литературных героев: молодой солдат, задавший вопрос, старый солдат и командир. Здесь есть эпизодические безымянные герои: старики, ворчавшие на бесконечные отступления:

  • Кто кивер чистил весь избитый,
  • Кто штык точил, ворча сердито,
  • Кусая длинный ус.

И, конечно, армии. С одной стороны русская, с другой – армия французов.

Средства художественной выразительности

Обычно сдержанный в средствах художественной выразительности, Лермонтов в этом произведении использовал их в полной мере. И все они призваны выразить живость народного языка народной речи, показать героизм русского народа.

В стихотворении автор применил народные поговорки, словечки: ушки на макушке, разгуляться на воле, бой удалый, басурманы. мусью, безделка.

Инверсия, или перестановка слов подчеркивает народность повествования: чужие изорвать мундиры, Есть разгуляться где на воле.

Тропы тоже вносят свои краски в это произведение:

  • Эпитеты — спаленная, боевые, нынешнее, грозной, ночная, сырой, летучий, пестрыми, конскими, удалый, рукопашный;
  • Сравнения – знамена, как тени; земля тряслась — как наши груди. В этом сравнении просматривается гипербола;
  • Метафоры – утро осветило, помнит вся Россия, леса синие верхушки, рожден был хватом, сражен булатом, носились знамена;
  • Синекдохи – Москва французу отдана, постоим головою;
  • Гипербола – пойдем ломить стеною, двинулись, как тучи, гора кровавых тел, смешались в кучу кони, люди.

Строение стиха

Стихотворение состоит из 14 строф по 7 стихов в каждой строфе. В первых двух стихах рифма параллельная, 3-я и 7 строки рифмуются перекрестно. Четвертая, пятая и шестая строки также рифмуются параллельно.

Параллельные рифмы женские, перекрестные – мужские, то есть ударные. Схематично рифмовка выглядит так: ааБвввБ. Эти 4-я и 7-я строки выделяются и ритмом трехстопного ямба.

Этот стихотворный размер, чередуясь с четырехстопным ямбом остальных строк, формируют своеобразную живость и энергетику этого произведения.

Несмотря на прошедшие почти 200 лет, стихотворение Лермонтова «Бородино» читается с интересом, и по-прежнему любимо образованной Россией.

«Бородино» — анализ стихотворения Лермонтова Ссылка на основную публикацию Анализ стихотворения «Бородино» (М. Ю. Лермонтов) Анализ стихотворения «Бородино» (М. Ю. Лермонтов)

Михаил Лермонтов ~ Бородино ("Скажи-ка, дядя, ведь недаром…") (+ Анализ 3 варианта)

Анализ стихотворения «Бородино» (М. Ю. Лермонтов) «Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые?
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!»

– Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют что ли командиры
Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки –

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат, мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою

За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи

Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Всё шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом;
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
– И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали

Мы в бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась – как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны –
И отступили басурманы.
Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы.
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля.
Когда б на то не божья водя,

Не отдали б Москвы!

Анализ стихотворения «Бородино» (М. Ю. Лермонтов) Написано, по всей вероятности, в январе 1837 г., в связи с исполнявшимся в этом году двадцатипятилетием Отечественной войны 1812 г.

Бородинская битва давно привлекала внимание Лермонтова. Среди юношеских произведений поэта (1830–1831) имеется сходное по замыслу стихотворение «Поле Бородина» (рассказ участника событий).

В 1837 г. Лермонтов основательно переработал свое раннее стихотворение. Повествование, лишенное индивидуальных черт рассказчика, в новой редакции заменено живой, народной, характерной речью старого солдата, образ которого и стал центральным в стихотворении.

Читайте также:  Аргументы на тему: искусство и ремесло в зарубежной литературе

Ум, беззаветная храбрость, действенный патриотизм русского народа – вот качества, которые, по мысли Лермонтова, обусловили победу над Наполеоном.

Говоря о конкретном историческом событии, которое изображено почти с документальной точностью, Лермонтов проводит идею, имевшую злободневное звучание: он противопоставляет богатырей духа, героев недавнего прошлого дремлющему в бездействии поколению своих современников.

Анализ стихотворения «Бородино» (М. Ю. Лермонтов)
Ещё по теме:  Михаил Лермонтов ~ Приветствую тебя, воинственных славян…

Традиционно произведение «Бородино” М. Ю. Лермонтова изучается на уроках литературы в 5 классе. В нашей статье вы сможете найти полный разбор и краткий анализ «Бородино” по плану.

Анализ стихотворения «Бородино» Лермонтова Вариант 1

Краткий анализ

История создания – написано в 1837 году в честь 25-летнего юбилея победы в Отечественной войне 1812 года.

Тема – подвиг русского народа в Бородинской битве. Композиция – 14 строф в форме повествования лирического героя солдата-очевидца событий. Жанр – лирическое стихотворение, баллада, народная ода. Стихотворный размер – разностопный ямб со смешанным способом рифмовки.

 Метафоры – «постоим головою”, «ломить стеною”, «пала тень”, «отец солдатам”, «спит в земле сырой”, «гора тел”. Эпитеты – «грозной сечи”, «кровавых тел”, «удалый бой”, «протяжный вой”, «могучее, лихое племя”. Синекдоха – «ликовал француз”, «рука бойцов”, «изведал враг”, «французу отдана”.

 Олицетворение – «картечь визжала”, «звенел булат”, «затрещали барабаны”. Сравнение – «земля тряслась, как наши груди”, «французы двинулись, как тучи”, «носились знамена, как тени”.

 Гипербола – «рука бойцов колоть устала, и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел”, «земля тряслась…”, «смешались в кучу кони, люди и залпы тысячи орудий…”, «тогда считать мы стали раны”.

История создания

Стихотворение написано к 25-летию Отечественной войны 1812 года в 1837 году. В этом же году оно было опубликовано в журнале «Современник”. Идея написания произведения возникла у автора ещё в 1832-34 годах.

Решающую роль сыграли воспоминания родственника поэта – Афанасия Алексеевича Столыпина, который был братом бабушки Лермонтова. Многие детали заимствованы из его рассказа, и сама личность повествователя есть в стихотворении.

Знаменитый образ полковника без имени из стихотворения по некоторым данным – списан с личности Петра Багратиона, выдающегося полководца, проявившего себя в боях с французами.

Тема

Стихотворение написано ярким образным народным языком, оно раскрывает субъективный взгляд на бой в деревне Бородино, который имел решающее значение во всей русско-французской войне. Тема стихотворения – показ мужественного подвига русского народа на войне.

Именно Лермонтов впервые подчеркнул значимость простых солдат, русского народа в борьбе с захватчиками.

Художественно выразительно и документально точно он описывает события легендарного сражения, добавляя ему бытовых деталей, человеческих характеров, эмоциональную окраску и атмосферу всеобщего патриотизма. Главная мысль произведения – сила России в народе, патриотическом духе.

Смысл и идея стихотворения – показать героическое прошлое своей страны. Лирический герой рассказывает о событиях сражения простым понятным языком, без сложных терминов и пафосных фраз.

Композиция

Стихотворение написано в форме рассказа пожилого солдата, который был очевидцем и участником событий Бородинской битвы. Состоящее из 14 строф, лирическое повествование в содержательном план делится на описание подготовки к бою и самого сражения.

Кольцевая композиция определяется тем, что стихотворение начинается и заканчивается словами старого солдата, его отношением к современному поколению и событиям того решающего дня. «Бородино” написано разностопным ямбом в сочетании с особой рифмовкой строф (парная+кольцевая ААБВВБ), это придаёт повествованию подобие народных сказаний.

Такой стих легко воспринимается и запоминается на слух, что обусловило быстрое распространение произведения в народе.

Ещё по теме:  Михаил Лермонтов ~ К *** (Я не унижусь пред тобою…) (+Анализ)
Жанр

Жанром «Бородино” принято считать лирическое стихотворение. Многие исследователи определяют его как балладу или народную оду. Близость балладе доказывает наличие повествовательного характера, народной оде – воспевание славы и патриотизма русских солдат.

Стихотворение пестрит приёмами звукописи, которые красочно передают картины сражения, звуки ударов, выстрелов, рукопашных схваток.

Специальная лексика, использованная в стихотворении подчёркивает реалистичность повествования и знание рассказчиком военных тонкостей: «»булат”, «лафет”, «редут”, «картечь”, «кивер”.»

Средства выразительности

Всё повествование состоит из ярких образов, сочных выражений и колоритных сравнений. Гипербола в стихотворении – самый яркий пример выразительности и средства образного описания картин сражения: «»Рука бойцов колоть устала, и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел”, «земля тряслась…”, «смешались в кучу кони, люди и залпы тысячи орудий…”, «тогда считать мы стали раны”. «

Полной картину боя делают эпитеты: «»»грозной сечи”, «кровавых тел”, «удалый бой”, «протяжный вой”, «могучее, лихое племя”. «

Встречается в повествовании олицетворение «»картечь визжала”, «звенел булат”, «затрещали барабаны”». Оно создаёт эффект участия в сражении даже неодушевлённых предметов. Живописные сравнения «»земля тряслась, как наши груди”, «французы двинулись, как тучи”, «носились знамена, как тени”» подчеркивают масштабность действия.

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» Вариант 2

Стихотворение «Бородино» – настоящий гимн русскому оружию, это апология русского солдата – бесстрашного и непритязательного одновременно, готового на любые жертвы ради защиты Отечества.

Композиционно произведение выстроено в форме диалога двух солдат – новобранца и бывалого, прошедшего горнило войны 1812 года, ключевым сражением которого стало Бородинское сражение, прославившее небольшую подмосковную деревушку. И приходится признать, что старый солдат невысоко оценивает боевую выучку и мотивацию сражаться солдат следующего призыва. Вывод «богатыри – не вы» повторяется в стихотворении дважды.

Автор использует огромное количество выразительных средств:

  • беспрецедентное количество риторических восклицаний – «…были схватки!», «не отдали б!.. », «есть разгуляться где…!», «ушки на макушке!», «угощу … друга!», «…постоим за родину!..», «Пора добраться …!», «Ребята! Умремте ж …!», «Ну … был денек!», «Вам не видать … сражений!..», «…наш … бой!» – отражающее патриотический порыв говорящего;
  • риторические вопросы – «Что ж мы? на зимние квартиры?», «… не смеют изорвать?», «что толку?», которые позволяют автору придать изложению дискуссионный характер;
  • инверсию – «схватки боевые», «помнит Россия», «не смеют командиры», «забил я», «пала тень», «ликовал француз», «бивак открытый», «шумно вдруг зашевелилось», «полковник наш», «в земле сырой», «молвил он», «умереть мы обещали», «дым летучий», «носились знамена», «звучал булат», «бой удалый», – обеспечивающую гармоничную рифмовку;
  • синекдоху – «отдана французу», «ликовал француз», «сражен булатом», «звучал булат», «считать раны» – придающую речи краткость и образность;
  • эвфемизм – «немногие вернулись с поля», то есть остались на нем, погибли; «изорвать мундиры о штыки» – то есть сразиться, «есть где разгуляться» – так говорят о возможности свободных действий; «спит в земле сырой» – то есть погиб и похоронен; «добраться до картечи (снарядов, начиненных круглыми пулями)» – означает ввести в бой артиллерию;
  • фразеологизм – «ушки на макушке» – означает готовность отразить нападение в любую минуту, быть начеку;
    умолчание – «немногие вернулись…»;
  • эпитеты – «синие верхушки», «грозная сечь», «кровавые тела», «русский удалый бой», «протяжный вой», «могучее, лихое племя», украшающие речь;
  • архаизм – «очи»;
  • устаревшее слово «бусурманы» – искаженное «басурманы» – в контексте речи это бранное слово;
    ирония – «угощу … друга» – автор имеет в виду не угощение, и, уж конечно, не считает французов друзьями; «брат мусью» – искаженное, принятое у простого народа французское обращение «месье» в сочетании со словом «брат» вносит ноту пренебрежения;
  • лексические повторы – «уж мы пойдем, уж постоим»; «все промелькнули, все побывали»;
  • синтаксический параллелизм – «кто… чистил, кто … точил…»;
  • метафора – «постоим головою» – подчеркивает готовность умереть, рискнуть головой (то есть жизнью);
  • цитирование – «Пора добраться до картечи!» – отражает солдатские, полные энтузиазма настроения;
  • аллитерация (повторение однородных согласных) – «сверкнул за строем строй» – создает ощущение тревоги и предельного напряжения;
  • сравнения – «умремте, как браться наши», «двинулись, как тучи», носились, как тени», «тряслась, как наши груди»;
  • олицетворения – «булат звучал», «картечь визжала», «земля тряслась», «барабаны затрещали» – позволяют точнее обрисовать картину происходящего, приблизить ее к читателю;
  • кольцо – «считать … стали раны, товарищей считать», «бой удалый, наш … бой» – позволяет выделить ключевые слова;
  • гипербола – «гора тел».
Читайте также:  Анализ романа Драйзера «Американская трагедия»

Ещё по теме:  Михаил Лермонтов ~ Поцелуями прежде считал…(+Анализ)

Некоторые военные термины требуют пояснения. «Редут» – это укрепление, «лафет» – часть артиллерийского орудия, «бивак» – военный лагерь под открытым небом, «кивер» – военный головной убор, «рожден хватом» – значит, был расторопным, находчивым и удалым, склонным к риску человеком.

Анализ стихотворения Бородино Михаила Лермонтова Вариант 3

Стихотворение «Бородино» было написано Лермонтовым в честь 25-летнего юбилея Бородинской битвы (1837). Многие русские поэты и писатели, независимо от политических и идеологических взглядов, с чувством глубокого уважения относились к победе русских войск. Бородинское сражение показало силу народного духа и значительно повысило патриотические настроения.

«Бородино» Лермонтова занимает особое положение. В то время было принято писать о войне либо с позиции стороннего наблюдателя, либо от лица полководца. «Бородино» создано в оригинальном стиле – в форме рассказа бывалого солдата, лично участвовавшего в героической битве. Поэтому в нем нет фальшивых выражений и псевдопатриотических заявлений.

Стихотворение воспринимается как непосредственная передача фактов простым человеческим языком. Этим Лермонтов значительно повышает эмоциональное воздействие произведения. Неторопливый рассказ солдата о страшных картинах сражения затрагивает душу читателя. Невольно чувствуется гордость за тех, кто не жалел своей жизни ради спасения Родины.

Солдат не приукрашивает своих заслуг, что делает рассказ максимально правдивым и искренним. Он отдает дань уважения всем погибшим и уверенно утверждает, что сдача Москвы – «божья воля».

Люди были готовы погибнуть под ее стенами, но не допустить врага до сердца России. Героический призыв полковника «…не Москва ль за нами?» не вносит в произведение излишнего пафоса.

Он органически вписывается в текст и является кульминационной точкой.

Большое значение имеет структура стихотворения, его стилистические особенности. Оно написано разностопным ямбом со сплетенной рифмой. Это придает произведению музыкальный характер. Оно напоминает семидольный размер народных песен-сказаний.

Лермонтов подчеркивает связь с национальными корнями путем употребления просторечных выражений: «ушки на макушке», «брат мусью», «отступили бусурманы».

Вместе с тем он применяет особые выразительные средства для усиления значимости сражения: метафоры («ломить стеною», «отец солдатам»), сравнения («перестрелка» — «безделка», «двинулись, как тучи»).

Анализ стихотворения «Бородино» (М. Ю. Лермонтов)

М. Ю. Лермонтов «Бородино» полный анализ стихотворения

Произведение Михаила Юрьевича «Бородино» — это одно из величайших произведений автора, поэтому полный анализ стихотворения поможет разобраться во всех тонкостях и нюансах. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, который поможет в подготовке к предстоящему уроку.

История создания

Данную поэму Михаил Юрьевич посвятил двадцатипятилетнему юбилею битвы. Поэту удалось осветить моменты битвы глазами простого народа, а не правительства. Когда в 1837 году победа отмечалась на государственном уровне, был заложен Храм Христа Спасителя, который находился в Москве.

В этот год почитали память погибших участников сражения. Михаил Юрьевич не остался в стороне, а так же решил воспеть великий подвиг в своей поэме «Бородино». Первый выход «в свет» данного произведения был в журнале «Современник». Именно в нем работал главным редактором Александр Сергеевич Пушкин. Именно благодаря Александру Сергеевичу произведение было напечатано и актуально по сей день.

Так случилось, что родной брат бабушки поэта являлся участником тех самых боевых действий, которые описывает Михаил Юрьевич. Благодаря рассказам Афанасия Столыпина автор знал о реальной ситуации из первых уст.

Он не утаивал того, что происходило на самом деле, и показывал войну такой, какая она есть – жестокой, тяжелой и страшной.

Именно данные рассказы деда и помогли поэту создать это бессмертное произведение, которое отличается правдоподобностью и искренностью.

Жанр, размер

На то, к какому жанру принадлежит поэма «Бородино», ответы весьма разные. По мнению одних – это народная ода, других – баллада, третьи же считают данное произведение батальной поэмой.

Все же, анализируемое произведение правильнее всего будет отнести к поэме, поскольку мы можем наблюдать описание эпических событий, которые имеют четкую сюжетную линию, имеющую значение весьма глобальное в истории.

Баллада затрагивает больше личную жизнь. Одой назвать данное произведение так же сложно, поскольку манера изложения выбрана разговорная.

Что же касается направления произведения, то это реализм. В поэме описаны события 1812 года, которые происходили на самом деле. Так же «Бородино» было написано со слов очевидца, принимавшего участие в данном сражении.

Присущи в произведении и черты романтизма, так как мы видим неподдельное восхищение поэта героями, которые бесстрашно сражались за свою Родину.

В произведении Михаил Юрьевич использует трехстопный и четырехстопный ямб.

Композиция

В поэме «Бородино» Лермонтов использует кольцевую композицию – он начинает и заканчивает произведение словами восхищения, которые относятся к участникам боевых действий.

Здесь мы видим некий рассказ, который находится внутри другого рассказа. Рассказ о великих подвигах ведется от лица ветерана, который выступает в противовес той поэзии, к которой мы привыкли. Обычно авторы прославляют командиров и генералов, здесь же речь идет о непомерном вкладе простых бойцов.

Образы и символы

Данное произведение очень сильно отличается от произведений того времени. Весь рассказ исходит от реального участника боевых действий. Он в возрасте, груб и прямолинеен.

Свою историю он рассказывает современнику того времени. Он неустанно подчеркивает победу русского народа в той непростой битве. Ведь столь желанную победу пришлось заплатить слишком большую цену.

Многим, очень многим она стоила жизни.

— Да, были люди в наше время,Не то, что нынешнее племя:Богатыри — не вы!Плохая им досталась доля:Немногие вернулись с поля…Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

  • В данных словах чувствуется все: и горечь от того, что пришлось отдать Москву, но на то была воля Божья; и сетование о том, что сейчас люди не имеют столь сильного и волевого характера, которым обладали солдаты на тот момент; и боль потери – ведь очень многим пришлось остаться в поле навечно.
  • Лермонтов полностью разделяет данную позицию, потому что так же считает нынешнее общество не способным на подвиги.

Лермонтов далеко не первый автор, который в своих произведениях прославлял ту или иную битву. Но все дело в том, что большинство из них прославляло командирский состав, восхищаясь их смелостью и отвагой.

Но вся беда в том, что основная тяжесть в данной битве легла на плечи обычного народа, о котором всегда забывают. Лермонтов же в своем произведении в первую очередь показал подвиг обычных солдат.

Именно они достойны уважения.

Благодаря этому данная поэма вызвала шквал эмоций у общества. Людям стало интересно узнать правду, которая исходила от очевидца, и описывала реальные события без маски. Солдатам пришлось повидать многое – страх, боль, смерть товарищей. Но они смогли победить, не взирая ни на что.

Данное стихотворение, благодаря своей музыкальности, было положено на музыку и исполнено в военном ансамбле.

Темы, проблемы

Главной темой произведения, естественно, является битва 1812 года. В анализируемом стихотворении мы видим то, что русский народ одержал в первую очередь духовную победу.

Что же касается потерь, которые случились в бородинском сражении, то наши потери значительно превышают потери соперника. Но даже этот факт не смог сломить сильный дух патриотов Родины.

Они добились своего, собрав все силы и волю в кулак, и смогли изгнать врагов со своей земли.

Так же остро поднимается тема патриотизма русских солдат. Они не жалеют своих жизней. Вступая в самоотверженный бой с соперником.

Тема героизма, несомненно, так же присутствует в поэме «Бородино». Автору удалось показать настоящих героев, которые обычно остаются в тени. Он восхищается их мужеством и стойкостью. Силы изначально были не равны, но наши солдаты все равно шли в бой. Полковник отдает свою жизнь за Родину, не отступая ни на шаг от заветной победы.

Так же воспета тема дружбы, которая занимает далеко не последнее место. На войне нет социальных слоев и неравенств. Не играло роли, кто ты – полковник или рядовой солдат. Бойцы смогли настолько сплотиться, что стали одним единым.

Что же касается проблем произведения, то здесь их так же несколько. Первая проблема – это проблема поколений. Автор показывает как изменились люди с того времени.

И изменения эти произошли далеко не в лучшую сторону. Не стало того  железного характера и выдержки, сила духа так же уже далеко не та.

Для Лермонтова это была реальная проблема, так как в нынешнем поколении он давно был разочарован.

Читайте также:  Итоговое сочинение: Человек и война

Второй проблемой является проблема самой войны. Наполеон со своим войском бросил вызов русскому народу, которому пришлось бороться за свою Родину. Но русский человек не мог смириться с тем, что «Москва отдана французу».

Основная мысль

Основной смысл произведения заключался в том, чтобы показать ту разницу, которая отделяет нынешнее поколение от прошлого. Перевелись настоящие «богатыри», пропал дух и характер, появилась лень и трусость. Воины, принимавшие участие в бородинском сражении не пожалели своих жизней, чтобы отстоять свободу государства.

Им было тоже страшно и больно, но они нашли в себе силы, чтобы идти дальше в бой. Здесь показана честь, отвага, героизм и мужество. Всеми этими качествами Лермонтов искренне восхищается, ведь именно благодаря им битва была выиграна.

Поэт безумно гордится великим подвигом своих предков. Он показывает, насколько люди сумели стать одним целым и объединиться перед лицом опасности. У всех одна цель – победа, к которой они идут, не взирая не на что.

Так же хорошо видно то, что Лермонтов очень огорчен тем фактом, что настоящие герои остались в прошлом. Нынешнее же поколение не способно на великие дела.

Средства выразительности

Здесь читатель может наблюдать большое количество разнообразных троп. Автор не скупиться на использование эпитетов, речевых оборотов. Так же используются образные выражения. Большая часть которых в последствии превратилась в крылатые выражения.

Анализ стихотворения «Бородино» (М. Ю. Лермонтов)

Вам также будет интересно

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Бородино» по плану

1. История создания

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» было создано поэтом в 1837 году. Поводом для рождения произведения послужила 25 годовщина великого Бородинского сражения под Москвой.

2. Литературное направление

Реализм — основное литературное направление стихотворения «Бородино» (правдивое изображение исторических событий).

Присутствуют элементы романтического направления (русские солдаты показаны богатырями, совершившими героический подвиг).

3. Род

Стихотворение относится к гражданской лирике.

4. Жанр

Жанр произведения — историческая баллада.

5. Проблематика

В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» поднимается целый ряд важных проблем:

  • патриотизм русского народа;
  • героизм и стойкость русского характера;
  • связь между прошлым и настоящим;
  • роль народных масс в развитии истории;
  • нерешительность высшего руководства армией.

6. Тематика

Тема стихотворения — отображение исторических событий. В произведении рассказывается об участии простых солдат в великом Бородинском сражении.

7. Идея

Основная мысль стихотворения: показать роль народа в победе над французскими захватчиками. Идея патриотизма выражается в героизме и доблести русских солдат.

8. Пафос

В стихотворении звучит пафос гордости и восхищения подвигом русского народа. Слышатся нотки досады и раздражения, вызванные бездействием офицеров: «Досадно было, боя ждали…».

9. Система образов

Образный ряд состоит из двух главных героев (рассказчик и молодой солдат) и эпизодических персонажей.

Перед глазами читателя также возникают усталые солдаты, бравый полковник и непобедимые французы.

10. Центральные персонажи

Главные действующие герои произведения — это участники диалога: молодой солдат и старый воин.

Представитель юного поколения появляется только в первой строфе стихотворения, чтобы расспросить боевого товарища о Бородинском сражении.

Искренний интерес, гордость и сочувствие звучат в словах молодого воина: «Ведь были ж схватки боевые, да, говорят еще какие!». Читатель понимает, что тот любит свою Родину и переживает за ее судьбу.

Основное внимание автор уделяет рассказчику. Его монолог занимает большую часть произведения.

Старик ничего не рассказывает о своих подвигах, но из его скупых реплик становится понятно, что перед нами храбрый солдат, который не отделяет себя от товарищей по оружию.

В своей речи он употребляет местоимения «мы», «наш», «нам». Он часть великого народа, совершившего подвиг ради спасения Родины.

11. Лирический герой

В роли лирического героя произведения выступает рассказчик, старый солдат, переживший войну 1812 года.

Его незамысловатый рассказ о Бородинском сражении не только воспроизводит события прошлого, но и выражает чувства и переживания участников. Гордость за боевых товарищей («Могучее, лихое племя: богатыри…») передается читателю.

12. Сюжет

Сюжетная линия построена на реальных исторических событиях войны 1812 года. Она движется от настоящего к прошлому.

Первая строфа — вступление. «Скажи – ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?», — спрашивает молодой солдат.

Со второй по двенадцатую — описание боя. Его условно можно разделить на две части:

  • напряженное ожидание: «Мы ждали третий день»;
  • изображение битвы с французами: «Ну ж был денек!».

Последняя строфа — заключение. Старый солдат сожалеет о том, что Москву пришлось уступить врагам: «Когда б на то не божья воля, не отдали б Москвы!».

13. Композиция

Стихотворение «Бородино» — это рассказ в рассказе. Подобная композиция помогает автору связать воедино прошлое и настоящее.

Произведение построено в форме диалога молодого солдата и старого воина и подразделяется на две основные части.

1. Реплика солдата — вопрос, обращенный к старшему товарищу.
2. Ответ участника героических сражений. Воспоминания о Бородинском сражении.

Первая строфа стихотворения является своеобразным вступлением.

Рассказ о страшном бое — основной частью, который обрамляется своеобразным повтором: «Да были люди в наше время…». Поэт использует кольцевую композицию.

Последняя строфа — заключение.

14. Художественное своеобразие

Глубина содержания отражается в художественном своеобразии стихотворения. В нем необычайно гармонично сочетаются противоположные пласты лексики.

Рядом с просторечными выражениями («постой – ка, брат мусью!», «что тут хитрить», «вздремнуть», «ворчал», «что толку в этакой безделке») соседствуют слова высокого стиля («клятву верности», «слуга царю, отец солдатам», «Москва, спаленная пожаром», «умремте ж под Москвой»).

На протяжении текста меняется настроение. Речь рассказчика то спокойная размеренная («но тих был наш бивак открытый»), то воодушевленная и торжественная («И умереть мы обещали и клятву верности сдержали мы в Бородинский бой», «Ну ж был денек!»).

Повторяющиеся в начале и в конце повествования строки: «Да были люди в наше время…», — помогают читателю за насыщенным сюжетом не упустить главную мысль: «Люди, совершившие беспримерный подвиг, настоящие былинные богатыри»!

15. Размер, рифма, строфика

  • Стихотворение, написанное трехстопным и четырехстопным ямбом, делится на 14 строф, каждая из которых состоит из семи стихов.
  • Необычна рифмовка произведения: между собой в каждой строфе параллельно рифмуются 1 – 2, 4 – 5 – 6 строка, и перекрестно 3 – 7 строки (ААБВВВБ).
  • Используется как женская, так и мужская рифма.

16. Средства художественной выразительности

Большая часть стихотворения — рассказ простого русского солдата, речь которого наполнена яркими народными высказываниями. Эмоциональность создается с помощью разнообразных тропов:

  • эпитеты: «сырая земля», «бой удалый», «дым летучий», «могучее, лихое племя»;
  • сравнения: «французы двинулись, как тучи», «земля тряслась, как наши груди», «носились знамена, как тени»;
  • метафоры: «пойдем ломить стеною», «постоим головою»; «спит в земле сырой»;
  • гиперболы: «гора кровавых тел», «залпы тысячи орудий слились в протяжный вой», «смешались в кучу кони, люди»;
  • фразеологизмы: «ушки на макушке», «тут как тут»;
  • метонимия: «помнит вся Россия», «зимние квартиры»;
  • олицетворения: «звучал булат, картечь визжала».

Большое количество восклицательных предложений, риторических вопросов, обращений делают читателя участником событий.

17. Значение произведения

Невозможно переоценить значение стихотворения, темой которого стало великое событие в истории нашей Родины. Оно вызывает у читателя чувство гордости и восхищения подвигом русского народа.

18. Актуальность

Мы свободные граждане свободной страны. Чтобы по заслугам оценить это, надо знать, какой ценой досталась свобода и независимость.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова сохраняет свою актуальность. Ведь, чтобы не совершать ошибок в настоящем, надо хорошо знать прошлое.

19. Мое отношение

Я люблю поэзию Лермонтова, а стихотворение «Бородино» занимает в моем сердце особое место. Читая строки этого произведения, забываешь об окружающем мире, полностью погружаясь в прошлое.

Яркие картины боя сменяют друг друга, не дают опомниться. Ты чувствуешь запах дыма и гари, видишь сверкающего глазами полковника, сочувствуешь раненым, вместе со всеми сражаешься с врагом.

20. Чему учит

Стихотворение М. Ю. Лермонтова учит нас беззаветной любви к Родине, готовности пожертвовать жизнью ради спасения Отечества.

Ссылка на основную публикацию