Анализ пьесы «Ревизор» (Н.В. Гоголь)

Иллюстрация к «Ревизору»: YouTube / InternetUrok

В перерыве от написания «Мертвых душ» Николай Гоголь создал выдающуюся комедию «Ревизор». Краткое содержание пьесы производит впечатление: история реалистична, а идеи автора актуальны спустя столетия. Ознакомившись с сюжетом комедии «Ревизор» кратко, сможете оценить гениальный замысел Гоголя.

«Ревизор»: краткое содержание

Одно из знаковых произведений, которыми прославился Гоголь, — «Ревизор». Краткое содержание знаменитой комедии вдохновит на прочтение произведения целиком. Благодаря насыщенной речи, чувству юмора и ремаркам автора читать пьесу легко и весело. А тем, кто уже прочел комедию «Ревизор», краткое содержание по главам — отличное подспорье для глубокого анализа идей, заложенных Гоголем.

«Ревизор» в кратком содержании представлен далее:

  • «Ревизор» Гоголь: неожиданное известие о ревизоре.

Иван Александрович Хлестаков — молодой и недалекий петербургский чиновник самого низкого ранга. По вызову отца вынужден отправиться в Саратов со своим слугой Осипом. По пути они попадают в один уездный городок, где чинуша проигрывает в карты все деньги.

Тем временем у начальства городка, погрязшего в коррупции, переполох: городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский узнал, что к ним инкогнито направляется ревизор с тайным поручением.

Предчувствуя неладное, городничий созывает всех местных чиновников и велит навести порядки в делах, а почтмейстеру — просматривать все письма во избежание доноса (впрочем, он и раньше так делал, но для собственного развлечения).

Помещики Бобчинский и Добчинский докладывают городничему о неизвестном человеке, поселившемся в гостинице: он за всеми наблюдает, денег не платит, но и не уезжает. Кто это, если не ревизор? Подумав немного, Антон Антонович лично едет к гостю на поклон.

  • «Ревизор» в кратком содержании: визит городничего к «ревизору».

Хлестаков с Осипом живут в самом маленьком и дешевом гостиничном номере под лестницей. Пытаясь добыть немного еды, Иван Александрович посылает слугу просить бесплатный обед, а когда получает желаемое, то бранится: еды мало и она не вкусная.

Приезд городничего удивляет Хлестакова: он думает, что на него пожаловался хозяин гостиницы за неуплату.

Он откровенно рассказывает об отце и цели путешествия, однако городничий воспринимает рассказ как хорошо продуманную легенду ревизора. Антон Антонович предлагает взятку и просит приезжего остановиться в его доме.

Отправив жене записку, чтобы та готовила комнату для гостя, городничий зовет Хлестакова посетить местные заведения.

  • Комедия Гоголя «Ревизор»: Хлестаков в доме городничего.

Городничий и Хлестаков возвращаются домой. Изрядно подвыпивший гость, увидев дам — жену городничего Анну Андреевну и их дочь Марью Антоновну, — хвастается своими придуманными успехами в Петербурге.

Он рассказывает, как пишет оперы для «Московского телеграфа», устраивает фешенебельные балы, тесно дружит с Пушкиным и как его уговаривали стать руководителем департамента, отправляя к нему домой тридцать пять тысяч курьеров.

А вскоре его вовсе должны назначить фельдмаршалом!

Оставив мужчин в страхе, а дам в изумлении, пьяный Хлестаков отправляется спать. Тем временем городничий ставит на крыльце полицейских: нельзя впустить в дом никого, кто хотел бы пожаловаться ревизору.

Анализ пьесы «Ревизор» (Н.В. Гоголь)Иллюстрация к «Ревизору»: Wikipedia / Д. Н. Кардовский

  • «Ревизор»: краткое содержание — сбор денег и побег Хлестакова.

На следующее утро, едва проснувшись, Хлестаков обнаруживает очередь из местных чиновников, желающих дать ему взятку. Однако сам Хлестаков считает, что берет в долг, поскольку истратился в дороге. Позже к нему пробиваются купцы и другие просители, жалуясь на беспредел городничего. У них Хлестаков тоже берет деньги, а у некоторых — вино и сахар: в дороге пригодится.

Встретив Марью Антоновну и окончательно завравшись, Хлестаков целует ее и просит руки и сердца. Изумленный городничий, не до конца понимая, что происходит, благословляет парочку.

Осип уговаривает хозяина скорее покинуть город, пока обман не раскрыли. Хлестаков успевает написать своему другу Тряпичкину письмо о произошедшем курьезе. Слуга отправляет послание с местного отделения почты, а сам Хлестаков обещает семье городничего, что уедет на один день к дяде.

  • «Ревизор» в кратком содержании: обман вскрылся.

Проводив гостя, городничий предается мечтам о повышении, а его жена Анна Андреевна — о жизни в Петербурге. Антон Антонович наводит страх на купцов, которые на него жаловались, однако отпускает их, когда те обещают щедрые угощения на помолвку Марьи Антоновны.

В дом городничего прибывают чиновники с семьями, чтобы поздравить с удачным породнением. Но в разгар торжества появляется почтмейстер со вскрытым письмом Хлестакова и рассказывает об обмане.

Не успевает подавленный Антон Антонович прийти в чувства, как прибывает жандарм с неожиданным известием: петербургский чиновник, остановившийся в гостинице, срочно требует городничего к себе, после чего следует немая сцена.

«Ревизор»: анализ произведения

В комедии «Ревизор» сюжет разворачивается в коррумпированном провинциальном городке, которых много и сейчас. Яркие и порой утрированные образы, созданные автором, существуют и в современном обществе.

Как Гоголю удалось создать комедию на все времена? Общее представление об этом дает ее краткий пересказ. «Ревизор» не так прямолинеен, как может показаться. В чем истинный замысел автора и как создавалась знаменитая пьеса, расскажу далее:

  • История создания: «Ревизор» — выдумка или реальный случай?

Считается, что идею для пьесы «Ревизор» Гоголь почерпнул из личных рассказов Пушкина. В 1835 году, когда Николай Васильевич поставил на паузу написание «Мертвых душ», он обратился за вдохновением к другу-поэту.

Пушкин поведал Гоголю о реальном случае в городе Устюжна: проезжавший через него господин представился большим чиновником и обобрал местных жителей. Пушкин и сам был героем подобной истории: в Нижнем Новгороде, где поэт собирал информацию о пугачевском бунте, его приняли за ревизора. Гоголь оценил комичность ситуации и в октябре-ноябре того же года написал «Ревизора».

Пока Николай Васильевич работал над своей комедией, подобные сюжеты появлялись и у других авторов, что его огорчало. Пушкин уговорил писателя закончить работу, и Гоголь зачитал свое произведение на литературном вечере у Жуковского. Работу приняли с восторгом, но к разочарованию автора его истинный замысел не поняли.

Комедия Гоголя «Ревизор» показалась всем типичной пьесой с обычными персонажами, однако чувство юмора автора оценили высоко. Не сразу «Ревизор» появился и в театрах: его разрешили к показу только после личных уговоров императора Жуковским.

Анализ пьесы «Ревизор» (Н.В. Гоголь)Гоголь читает «Ревизора»: Wikipedia / В. А. Табурин

  • Тема, жанр и композиция «Ревизора».

Николай Васильевич создал социально-сатирическую комедию, поместив ее в рамки реалистического письма. Как признавался сам Гоголь, «Ревизор» собрал все самое низменное и безнравственное, что было в российском обществе.

В произведении нет ни единого положительного персонажа: все герои завязли в собственных пороках. И единственный выход из сложившихся обстоятельств — каждому начать меняться, в чем и заключается основной посыл пьесы.

Комедия «Ревизор» состоит из пяти действий и имеет кольцевую структуру: она начинается и заканчивается одним и тем же известием — едет ревизор. Еще одна особенность произведения — отсутствие экспозиции: автор сразу бросает нас в гущу событий.

В комедии «Ревизор» главные герои олицетворяют пороки и слабости целого общества:

  1. Автор высмеивает провинциальных чиновников, которыми движет жажда наживы, желание удержать власть и страх перед более могущественными чиновниками.
  2. Главный герой Хлестаков и его слуга Осип оказываются в сложившихся обстоятельствах случайно, но быстро под них подстраиваются, извлекая выгоду.
  3. Даже мелкие исполнители вроде почтмейстера, не имеющие реальной власти, действуют подло ради забавы и относятся к обязанностям безответственно.

Образы, созданные Гоголем, встречаются в обществе любой эпохи, а его замыслы актуальны и сейчас. Если хотите глубже усвоить сюжет и идеи комедии «Ревизор», фильм советского режиссера Владимира Петрова 1952 года окунет вас в события гоголевского уездного городка.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1871849-revizor-kratkoe-soderzanie-analiz-komedii/

Анализ «Ревизор» Гоголь

Анализ пьесы «Ревизор» (Н.В. Гоголь)

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 4807.

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 4807.

Пьеса Гоголя “Ревизор” совершила своеобразную революцию в русской драматургии в композиционном и содержательном плане. Её успешному изучению на уроках литературы в 8 классе поможет подробный анализ произведения по плану, который вы найдёте в статье.

История создания комедии, её первая постановка, проблематика и художественные особенности пьесы рассмотрены ниже. Анализ “Ревизора” предусматривает знание исторических и социальных условий описываемой эпохи.

Гоголь всегда верил в будущее России, поэтому пытался “излечить” общество с помощью искусства.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ревизор.

Год написания – 1835 год, последние правки в пьесу Н. В. Гоголь внёс в 1842 году – это окончательный вариант.

История создания – идею для сатирической пьесы подарил Гоголю А. С. Пушкин, который рассказал историю о П. П. Свиньине (издателе журнала “Отечественные записки”), которого приняли за высокопоставленное лицо, приехавшее с ревизией.

  • Тема – пороки общества, чиновничество и его бездеятельность, лицемерие, духовная бедность, общечеловеческая глупость.
  • Композиция – Кольцевая структура, отсутствие экспозиции, “психологичные” авторские ремарки.
  • Жанр – комедия социально-сатирической направленности.
  • Направление – реализм (типичность, свойственная 19 веку).
Читайте также:  Сочинение: Характеристика персонажей рассказа Андрея Платонова «Юшка»

В 1835 году, прервав работу над “Мёртвыми душами”, Николай Васильевич просит у Пушкина идеи для написания сатирической пьесы, которая бы высмеивала общественные недостатки, жизнь высших чинов. Пушкин делится с Гоголем историей о П. П.

Свиньине, которая случилась в Бессарабии. Также он сообщает, что однажды сам попал в подобное положение в Нижнем Новгороде, когда приехал собирать материал о Пугачёве.

Ситуация, действительно, комичная: она понравилась Гоголю, и в течение октября-ноября 1835 года он написал пьесу.

В этот период похожие темы фигурируют у нескольких писателей-современников Гоголя, его это расстраивает, теряется интерес к замыслу.

В своих письмах к Пушкину, он говорит о желании бросить работу, но Александр Сергеевич убеждает его не останавливаться, закончить своё произведение. Наконец, комедия была зачитана автором в гостях у В.

Жуковского, где собрались известные литераторы и писатели. Присутствующие восприняли её с восторгом, но суть комедии ускользнула от слушателей, что расстроило автора.

“Ревизора” посчитали обычной классической пьесой с типичными персонажами и выделяющейся из себе подобных только благодаря чувству юмора автора.

Сцена обрела пьесу далеко не сразу (первая постановка была в 1836 году в Александринском театре), сам Жуковский уговаривал императора разрешить постановку произведения, уверяя его в благонадёжности сюжета и идеи.

Само драматическое действие оказало двоякое впечатление на правителя, но пьеса ему понравилась.

Реализм Гоголя помещал типичную личность в типичные обстоятельства, но результат, которого хотел добиться драматург, должен был донести до зрителя нечто большее, чем пьесу о пороках.

Автор делал несколько попыток в надежде донести до актёров и постановщиков основную мысль пьесы, писал сопровождающие комментарии и рекомендации к постановке.

Гоголю хотелось раскрыть конфликт настолько полно, насколько это возможно: подчеркнуть комизм, абсурдность ситуации.

Главная тема пьесы – проблемы и пороки общества, глупость и лицемерие чиновничества, показ моральной и духовной стороны жизни этого сословия. Язык комедии острый, сатирический, язвительный. У каждого персонажа своя неповторимая речевая манера, характеризующая и обличающая его же самого.

Среди героев пьесы нет положительных персонажей, что достаточно ново для жанра и направления, в котором работал автор.

Двигателем сюжета является страх: проверяющие высокого ранга могли решить судьбу любого таким образом, что он мог лишиться положения в обществе и понести серьёзное наказание.

Гоголю хотелось вскрыть огромный пласт пороков общества, тем самым излечив его от них. Автор планировал поднять всё самое подлое, несправедливое и безнравственное, что творится в современном обществе.

Идея, которая реализована автором в пьесе – показать бездуховность, пошлость и низость жизненного уклада русского чиновничества. То, чему учит произведение, находится на поверхности: остановить ситуацию можно, если каждый начнёт с себя. Странно, что автор хотел адекватного восприятия пьесы от зрителей, которые являлись фактически прототипами его действующих лиц.

Особенностью композиции является то, что пьеса не имеет экспозиции, а начинается с завязки. В произведении присутствует кольцевая структура: оно начинается и заканчивается сообщением о том, что “приехал ревизор”. Хлестаков оказывается в центре событий совершенно случайно, некоторое время не понимая, отчего в городе так хорошо его встречают.

После он принимает условия игры, поддерживая роль, которую ему навязали. Впервые в литературе главный герой – лживый, беспринципный, низкий и отвратительно изворотливый персонаж. Произведение хорошо воспринимается в форме пьесы при чтении благодаря авторским ремаркам и замечаниям, которые раскрывают психологию героев, их внутренний мир.

Гоголь создал удивительную коллекцию образов в одной небольшой пьесе, многие из них стали нарицательными.

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Ревизора», а для основных подготовили отдельные страницы:

Гоголя можно назвать основателем сатирического драматического жанра в русской литературе. Именно он вывел главные закономерности комедии, которые стали классическими. Он ввёл в драматургию приём “немой сцены”, когда действующие лица безмолвствуют.

Именно Николай Васильевич привнёс в комедию сатирический приём гротеска. Чиновничество изображено не просто глупым, а чудовищно ограниченным. В комедии нет ни одного персонажа нейтрального или положительного, решительно все действующие лица погрязли в пороках и собственной глупости.

Жанр произведения – социально-сатирическая комедия в духе реализма.

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 4807.

А какую оценку поставите вы?

Гость завершил

Тест на тему “Азот”с результатом 5/10

Гость завершил

Тест на тему “Азот”с результатом 7/10

Гость завершил

Тест на тему “Азот”с результатом 6/10

Гость завершил

Тест «Биография Рылеева»с результатом 8/10

Гость завершил

Тест на тему “Азот”с результатом 9/10

Гость завершил

Тест 4 том «Война и мир»с результатом 11/11

Гость завершил

Тест Аммиак (9 класс)с результатом 3/10

Гость завершил

Тест на тему “Азот”с результатом 10/10

Гость завершил

Тест на тему “Азот”с результатом 10/10

Гость завершил

Тест на тему “Азот”с результатом 8/10

Гость завершил

Тест Аммиак (9 класс)с результатом 4/10

Гость завершил

Тест «Биография Чехова»с результатом 6/12

Гость завершил

Тест на тему “Азот”с результатом 2/10

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Анализ комедии "Ревизор" Гоголя: анализ сюжета и героев произведения

Сходны с ним во многом и другие представители уездной администрации, выведенные в пьесе: все они взяточники и казнокрады, все совершенно одинаково относятся к службе, начальству, к личным интересам.

Попечитель богоугодных заведений нисколько не заботится о больных: они ходят у него в грязных колпаках и походят по одежде на кузнецов. Судья таков же: у него в передней суда сторожа заводят домашних гусей с маленькими гусенятами…

Но есть у чиновников и такие черты, которые несколько отличают их друг от друга. Почтмейстер Шпекин ужасно любит узнать, что нового есть на свете и преспокойно распечатывает и читает чужие письма, приходящие в контору… 

Судья Ляпкин-Тяпкин слывет за уездного либерала: он “собственным умом” дошел до таких мыслей и разговоров, от которых, по выражению городничего, волосы дыбом становятся. Смотритель богоугодных заведений – любитель доносов.

Галерея типов уездных обывателей прекрасно дополняется типами жены и дочери городничего и городских помещиков Бобчинского и Добчинского.

Анна Андреевна – это тип уездной кокетки: она пресерьезно спорит с дочерью о том, в каких платьях лучше всего явиться им обеим перед Хлестаковым, заискивает с последним и, забывая свое положение матери, бесцеремонного, с апломбом заявляет, что она понравилась Хлестакову, что он больше поглядывал на нее, чем на дочь.

Марья Антоновна – образец провинциальной русской барышни тридцатых годов, она – любительница альбомных стихов, существо безответное и в высшей степени наивное. 

Бобчинский и Добчинский … это городские шуты, уездные сплетники: их все знают, как дураков, и обходятся с ними или с видом презрения, или с видом покровительства. Они бессознательно это чувствуют, и потому изо всей мочи перед всеми подличают, и, чтобы их терпели…, всем подслуживаются новостями и сплетнями, составляющими … жизнь уездных городков. Вообще с ними обращаются без чинов, как с собаками и кошками: надоедят – выгоняют. Их дни проходят в шатании и собирании новостей и сплетней. Бобчинский несколько отличается от Добчинского. Он заражен мелким и глупым тщеславием.

Так очерчена Гоголем картина современного ему уездного общества. Пустота и пошлость – его главнейшие черты… Чиновники смотрят на службу как на источник личного обогащения и потому не считают дурным обкрадывать казну, купцы плутуют и мошенничают заодно с управителями, делясь с ними полученными барышами, дамы, а за ними мужчины, подобные Бобчинскому, занимаются сплетничеством. 

Вот какого рода людей изображает автор в своей комедии. Их невежество, наивность, их взгляды и понятия невольно поражают образованного читателя: некоторыми казалось даже, что все это – одна карикатура, что ничего подобного в действительности не бывает. 

Но комик изобразил не случайные, исключительные характеры; действующие лица комедии – это живые, в высшей степени оригинальные типы: по ним, как по историческим документам, современный читатель может легко воссоздать картину того нравственного и умственного состояния, в котором находилась русская провинция в тридцатых годах …[XIX] столетия.

В противоположность провинциалам Гоголь в лице Хлестакова изображает человека из совершенно другой среды и обстановки. Типы уездных чиновников – это продукт захолустного быта…; они, благодаря успехам образованности и развитию общественной жизни, пожалуй, уже и невозможны в настоящее время. Черты же, представленные в Хлестакове, можно встретить и теперь…

Хлестаков – столичный франт и щеголь, пустейший человек из самых бестолковых; чтобы занять свою пустоту и удовлетворить чувство мелкого тщеславия, он мотает деньги, присылаемые ему отцом, и зачастую доходит до того, что пускает в оборот платье, за бесценок продает его на рынке.

Хлестаков … вовсе не надувает уездных чиновников; он не лгун по ремеслу; он сам забывает, что лжет, и уже сам почти верит, тому, что говорит. Он развернулся, он в духе, видит, что все идет хорошо, его слушают, и поэтому одному он говорит плавнее, развязнее, говорит от души…  

Читайте также:  Образ России в «Ревизоре» Н. В. Гоголя

…Хлестаков принадлежит к тому разряду людей, которые не могут думать, которые, действуя и говоря без всякого соображения, не в состоянии остановить внимания на какой-нибудь самой простой мысли. Вот почему Хлестаков долго не понимает своего положения среди уездных чиновников, не сразу соглашается с предложением лакея Осипа уезжать из города…

Казнокрадство, взяточничество, произвол, низость и подлость, прикрытые маской благопристойности, плутовство и образцовое невежество – вот те черты и пороки, против которых направлена сатира автора. …идеальной личности в Ревизоре нет. Писатель хотел остаться верным жизненной правде.  

…в комедии Гоголя … является все-таки одно честное лицо, которое сразу незаметно. Это честное лицо есть смех.  

…в комедии Гоголя затронут был один из важнейших общественных вопросов, вопрос об отношении тогдашних должностных лиц к своим обязанностям и к закону. В этом заключается, главным образом, истинный смысл комедии, ее общественное значение.”

(Источник: С. З. Бураковский, книга “Ревизор Н. В. Гоголя. 1836-1886 г.”, 1886 г.)

«Ревизор» (Н. Гоголь)

Цитата: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор».

История создания

Как-то раз беседовали Гоголь и Пушкин. Гоголь сказал, что видит за комедией как жанром большое будущее. А Пушкин рассказал забавную историю из жизни — о том, как лжеревизор приехал в город и обобрал всех жителей. История Гоголю понравилась — и он написал комедию «Ревизор».

Проблематика:

  • беззаконие и произвол;
  • взяточничество;
  • ханжество и лицемерие;
  • отсутствие положительного героя.

Смысл названия: действие комедии действительно обращается вокруг мнимого ревизора Хлестакова и подлинного, так на сцене и не появившегося. Однако смысл названия шире: все преступления, мошенничества, обманы рано или поздно будут раскрыты. Ничто не сходит с рук, и образ ревизора — это напоминание о неминуемой ответственности за свои поступки.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: комедия.

Жанровые особенности: главной жанровой особенностью «Ревизора» является трагикомический характер. Смех в данном случае — сатирический, не всегда весёлый.

Время и место действия: действие происходит в период царствования Николая I в маленьком провинциальном городке.

Действующие лица

  • Иван Александрович Хлестаков — неприглядный юноша, высокого мнения о себе.
  • Осип — пожилой слуга Хлестакова. Разумный и осторожный человек.
  • Антон Антонович Сквозник-Дмухановский — глава города.
  • Анна Андреевна Сквозник-Дмухановская — жена городничего, пожилая кокетка, глупая и мелочная.
  • Марья Антоновна Сквозник-Дмухановская — дочка городничего, недалёкая девушка, имеющая все предпосылки в будущем стать копией маменьки.
  • Пётр Иванович Бобчинский и Пётр Иванович Добчинский — два очень похожих человека, говорят наперебой и всегда держатся вместе.
  • Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин — судья, «образованный человек» — несколько книг прочёл. Охотник, поэтому берёт взятки борзыми щенками.
  • Артемий Филиппович Земляника — попечитель богоугодных заведений (то есть всяких благотворительных заведений — приютов, больниц), хитрец и мошенник.
  • Иван Кузьмич Шпекин — почтмейстер, простодушный, но любопытный человек.
  • Лука Лукич Хлопов — смотритель училищ, трусливый и ограниченный человек.
  • Христиан Иванович Гибнер — лекарь. По-русски не говорит.

Краткое содержание

Действие 1

Городничий собирает чиновников и объявляет: в город тайно едет ревизор. А ведь в городе безобразие и взяточничество — необходима хотя бы видимость порядка. Кстати, для порядка городничий просит почтмейстера вскрывать и читать все письма (тот охотно соглашается и говорит, что давно это делает из любопытства).

  • Бобчинский и Добчинский говорят, что ревизор, по всей видимости, уже приехал: это Иван Александрович Хлестаков из Петербурга, который уже больше недели живёт в трактире и ни за что не платит.
  • Городничий приказывает немедленно обеспечить видимость деятельности и спешит познакомиться с Хлестаковым.
  • Жена и дочь городничего посылают служанку поглядеть на Хлестакова и узнать, хорош ли он собой.

Действие 2

Слуга Хлестакова Осип лежит на кровати и рассуждает, как хозяин все деньги промотал, а теперь не может даже пообедать. Приходит Хлестаков.

Он посылает Осипа взять в долг табаку, но Осип отказывается: в долг уже не дают. Хлестаков всё же требует обед в кредит.

Размышляет, что можно продать костюм и отдать часть долгов (но лучше не продавать и в костюме домой вернуться). Осип приносит обед, Хлестаков ругается (обед невкусный), но ест.

К Хлестакову приходит городничий. Хлестаков пугается, угрожает, что будет жаловаться министру. Городничий тоже паникует, пытается дать Хлестакову взятку. Хлестаков взятку не берёт, но в долг 200 рублей — с радостью.

Городничий подсовывает 400. Хлестаков честно признаётся, что едет в деревню к отцу, но этому городничий не верит.

Он приглашает «ревизора» пожить в своём доме, пишет записку жене, чтобы та подготовилась, и передаёт с Добчинским.

Действие 3

Жена городничего получает записку. Они с дочкой тут же начинают выбирать платья. Тем временем Осип приносит чемоданы Хлестакова, и его хорошо кормят.

Хлестаков объехал с чиновниками весь город, всё посмотрел, вкусно поел. Узнаёт, где бы в городе поиграть в карты — ему отвечают, что в карты ни в коем случае нигде не играют.

Прибыв в дом городничего и познакомившись с его женой и дочкой, Хлестаков начинает фантазировать: и с Пушкиным он дружит, и суп ему из Франции возят… Его рассказ совершенно неправдоподобен, но все ему верят.

Хлестаков уходит отдохнуть, а все в ужасе: какой большой человек! Городничий на всякий случай даёт взятку Осипу и просит квартальных караулить, чтоб к Хлестакову никто не пришёл с жалобами.

Действие 4

Чиновники по очереди посещают Хлестакова и дают ему взятки. Хлестаков берёт «в долг». Он догадывается, что его приняли за какого-то важного человека, и описывает эту историю в письме своему другу — журналисту Тряпичкину.

К Хлестакову приходят с просьбами и жалобами, а сам он заигрывает то с дочкой городничего, то с его супругой. В результате делает предложение дочке городничего (что служит поводом одолжить ещё денег).

Действие 5

Жена и дочь городничего мечтают о жизни в столице и о богатстве. Все приносят городничему поздравления. Городничий упивается будущей властью.

Приходит почтмейстер и читает письмо Хлестакова. Все кричат, что Хлестаков ни капли не был похож на ревизора, обвиняют во всём Бобчинского и Добчинского… Входит жандарм и объявляет, что в город прибыл ревизор. Немая сцена.

Экранизации

«Ревизор» (СССР, 1933); «Ревизор» (СССР, 1952); «Инкогнито из Петербурга» (СССР, 1977); «Ревизор» (СССР, 1982; телеспектакль); «Ревизор» (Россия, 1996).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Кто приносит новость о том, что ревизор уже приехал?

Ответ. Пётр Иванович Бобчинский и Пётр Иванович Добчинский. Они прибегают к городничему со словами: «Бобчинский. Чрезвычайное происшествие! / Добчинский.

Неожиданное известие!» — и рассказывают о неком молодом человеке, который уже вторую неделю в городе и «престранно себя аттестует: другую уж неделю живёт, из трактира не едет, забирает всё на счёт и ни копейки не хочет платить».

Хлестаков вовсе не пытается убедить чиновников, что он является ревизором. Почему его всё-таки принимают за ревизора?

Ответ. Чиновники города N знали, что за ними много прегрешений, и боялись разоблачения. Поэтому когда Бобчинский и Добчинский выдвинули теорию о том, что Хлестаков и есть ревизор, городничий им легко поверил. Хлестаков быстро понял, что его принимают за другого, и решил этим воспользоваться.

Образ Хлестакова во многом перекликается с образом главного героя другого произведения Гоголя. Укажите фамилию этого героя.

Ответ. Чичиков.

Главный герой «Мёртвых душ» гораздо более хитрый и деятельный, нежели Хлестаков. Но по сути они похожи: Хлестаков позволяет считать себя ревизором, Чичиков скупает фиктивную собственность, и оба героя — мошенники.

Поделиться ссылкой

Краткий анализ пьесы «Ревизор» Н. В. Гоголя

Пьеса Гоголя раскрывает в своем содержании те проблемы общества, которые актуальны во все времена и всегда близки и понятны любому русскому читателю. Вера писателя в великую будущность России все время была сильной и неизменной.

Его твердые убеждения в силу искусства были непоколебимы, с помощью своих гениальных произведений автор старался вскрыть пороки общества, которые не должны иметь место в жизни людей. Ниже приведен анализ сатирической комедии автора.

Краткий анализ пьесы Ревизор

Год написания — Пьеса была создана в 1835 году, в 1842 она была доработана и приобрела конечную редакцию

История создания — Сюжет для написания своей пьесы Н. В. Гоголь почерпнул из истории о человеке, принятого обществом за высокое должностное лицо. История была рассказана автору А. С. Пушкиным.

  • Тема — Беззаконие властей, духовная убогость, глупость и лицемерие чиновничьего класса.
  • Композиция — Комедия состоит из пяти действий, в ней присутствует кольцевая структура, наличие авторских ремарок.
  • Жанр — Сатирическая комедия.
  • Направление -комедия имеет реалистическое направление.
Читайте также:  Краткое содержание романа «война и мир» по главам: том 4

История создания произведения пьесы Ревизор

Писатель работал над «Мертвыми душами», когда ему в голову пришла мысль создать пьесу, обличающую пороки того времени.

Он отложил работу над романом и обратился к Пушкину с просьбой подсказать идею комедии, которая бы остро высмеивала жизнь и быт высокопоставленных должностных лиц.

Пушкин поделился с Николаем Васильевичем парой историй, участником в одной из которых был сам Александр Сергеевич. Абсурдный комизм описанных ситуаций пришелся по душе Гоголю, и осенью 1835 года он создал «Ревизора».

Готовую пьесу автор прочитал в присутствии известных писателей, находясь в доме В. Жуковского. Пьеса была принята благожелательно, но автора расстроил тот момент, что собратья по перу упустили из внимания суть произведения.

Впервые пьеса была поставлена в 1836 году. Сначала комедия была принята как обычная пьеса, и только позже обрела огромную популярность и до сих пор является величайшим актуальным произведением, востребованном во все времена.

Тема пьесы Ревизор

В свое произведение автор внес новшество: в пьесе совершенно отсутствуют положительные герои, их нет как на сцене, так и за ее пределами. Все персонажи, показанные Гоголем, имеют свои пороки и недостатки. В каждом из них живет лицемерие и трусость.

Все чиновничество настолько погрязло во лжи и беззаконии, что, хотя они и боятся всего, но продолжают творить несправедливость и подлость.

Острым языком сатиры и сарказма Гоголь пытался вскрыть этот огромный «нарыв» пороков того времени и общества, чтобы вылечить его от этих недостатков.

Писатель показывает духовное обнищание, пошлость и лицемерие русского чиновничьего класса.

Он призывает к реальному выходу из сложившейся ситуации: все возможно исправить в загнившем обществе, если каждый начнет искоренять пороки и недостатки в себе, очистится от скверны.

Гоголь высмеивает лизоблюдство и чинопочитание, во всем городе творится беспредел и беззаконие, и это считается нормой жизни.

В городок приезжает Хлестаков, и создается абсолютно абсурдная ситуация — никто ничего не проверяет, все жители безоговорочно верят двум городским сплетникам и глупцам, сообщившим известие о том, что в гостинице остановился ожидаемый чиновниками ревизор.

Даже имеющие мизерную власть, должностные лица бросаются ублажать этого страшного «начальника», давая ему взятки, не удосужившись проверить документы, все слепо верят в его высокое положение.

И когда мнимый ревизор покидает это «гостеприимное общество», город остается наказанным за свою беспросветную глупость, а их ожидает еще большая беда — приезжает настоящий ревизор.

Композиция пьесы Ревизор

Пьеса состоит из пяти действий, не имеет экспозиции, она сразу начинается с завязки. В комедии присутствует кольцевая структура: и в начале, и в конце пьесы звучит сообщение о приезде ревизора.

Волей судьбы и благодаря глупости жителей города, коллежский регистратор Хлестаков оказывается в эпицентре событий. Его принимают за высокопоставленное лицо, и он, вжившись в эту роль, в полной мере выказывает свою порочную и беспринципную натуру.

Ремарки автора помогают глубже понять психологию описываемых персонажей, их извращенное понятие о правильном образе жизни.

Жанр пьесы Ревизор

Николай Васильевич ввел в жанр комедии новые приемы и закономерности, ставшие классическими нормами. Впервые в пьесе был выведен прием «немой сцены», когда своим молчанием действующие лица передают всю суть произведения, подчеркивая его основные и значимые моменты. «Ревизор» написан в жанре социально-сатирической комедии, направление — реализм.

Пьеса Гоголя, ставшая классикой, вскрывающая пороки общества, является важнейшим вкладом в русскую литературу, не теряющая своей актуальности и всеобщего признания.

Гоголь Н.В. "Ревизор", краткий анализ

Окончательный вариант дорабатываемой 3 года комедии вышел в 1842 году. В поисках идеи для сюжета Гоголь обратился к Пушкину.

Александр Сергеевич рассказал талантливому писателю случай, положивший начало произведению.

Самоуправство и поиск личной выгоды среди чиновников были широко распространены в XIX веке, поэтому данную тему затрагивали многие авторы. Попробовал раскрыть эту тему и Гоголь, желавший создать нечто особенное.

Проблемы, идеи и темы произведения

Основу комедии составляют личностная и социальная темы:

  • Первая видна невооруженным взглядом: заняв место на государственной службе, чиновники начинают извлекать личную выгоду любыми средствами. Вместо заботы о нуждах населения городка, каждый пользуется своим положением для получения материальных благ, не забывая требовать к себе уважения.
  • Вторая тема менее очевидна, и, по мнению Гоголя, не была замечена читателями сразу. В описаниях чиновников скрываются пороки, присущие обществу того времени. Не только государственным служащим, но и простым людям свойственны жадность, невежество, любовь к сплетням и отсутствие сострадания. Как и в других произведениях Гоголь делает упор на социальную тематику, желая привлечь внимание читателя не только к проблемам организации государства, но и к собственным недостаткам.

Композиция, сюжет и жанровая принадлежность

В комедии «Ревизор» описывается уездный городок N, являющийся собирательным образом небольших городов России. Повествование начинается описанием собрания чиновников. Городничий сообщает остальным о приезде в N ревизора из Петербурга. Он должен инкогнито приехать в ближайшее время для осмотра уезда.

Секретные сведения, полученные от надежного лица, взволновали городничего. Описывая его указания чиновникам, Гоголь дает читателю понять, насколько запущены дела города N.

: в подвластных чиновникам учреждениях царит беспорядок и самоуправство; присутствующие на собрании не скрывают, что берут взятки деньгами и товарами, пренебрегают обязанностями.

В следующем действии появляется Хлестаков – один из главных героев комедии. Глуповатый и беспечный, он, промотав практически все деньги, останавливается в уезде по дороге домой. Случай сталкивает его с чиновниками Бобчинским и Добчинским.

Под напором впечатлений от рассказа городничего они принимают нового знакомого за таинственного ревизора. Бобчинский и Добчинский сообщают свои домыслы в виде непреложной истины остальным. Сплетня быстро распространилась, привлекая всеобщее внимание к Хлестакову.

В погоне за собственной выгодой каждый старается понравиться влиятельному человеку, в якобы ненавязчивой форме оказывая ему всяческие услуги.

Хлестаков искренне не понимает причину такого расположения. Однако такое повышенное внимание вселяет в него веру в собственную неотразимость. Желая поддержать образ, он придумывает подробности своей успешной жизни. По мере повествования его персона обрастает все новыми званиями и заслугами. Своим поведением Хлестаков невольно подтверждает сплетню Бобчинского и Добчинского.

Ни у кого не осталось сомнений в личности ревизора. Запоздало поняв ошибочность ситуации, Хлестаков решает извлечь максимальную выгоду из положения. Пользуясь сложившийся репутацией, он занимает деньги и оказывает знаки внимания женщинам: жене и дочери городничего. В конце повествования Хлестаков просто уезжает из городка, оставив чиновников перед лицом настоящего ревизора.

Система персонажей

Персонажи пьесы также являются обобщенными образами людей того времени. Данные им качества присущи многим членам высшего общества:

  1. Городничий – Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – умен и расчетлив. Именно он решает, как выгоднее показать уезд “ревизору”. Городничего нельзя назвать человеком бессердечным, его главным недостатком является возвышение собственных интересов над всем остальным. Попытайся Антон Антонович больше заботиться о судьбе доверенного ему городка, и N пришел бы к процветанию. Однако интересы собственной семьи для него превыше всего. Взяточничество городничий оправдывает заботой о близких, не забывая упомянуть о своей набожности.
  2. Анна Андреевна и Мария Антоновна – жена и дочь Антона Антоновича – совмещают в себе образы обеспеченных женщин. Лишенные какого-либо забот и какого-либо дела, они мучаются от скуки. В приезде ревизора женщины видят возможность развлечь себя, общаясь с новым человеком. Анна Андреевна охотно откликается на выказанное Хлестаковым внимание, хоть вовсе не нуждается в замужестве. Общение с молодым человеком из высшего общества льстит ей. Поведение Марии Антоновны мало чем отличается, хоть в силу возраста ей это более простительно.
  3. Остальные чиновники олицетворяют корысть и глупость, неумело заискивая перед ревизором. Каждый из них ищет собственной выгоды. Сам Хлестаков, ничем не выделяющийся в Петербурге, охотно пользуется оказываемым вниманием. Поведение чиновников льстит ему, заставляя считать успех собственной заслугой. Собственная ложь кажется ему недалекой от истинного положения дел. Поняв ошибку чиновников, Хлестаков решает извлечь как можно больше до раскрытия обмана. Получив все возможное, он просто покидает город N.

Замечание 1

Сюжет произведения, таким образом, по своей сути, выступает вольным или невольным столкновением различных порочных типов.

Произведение написано в жанре комедии. Смехом автор пытается раскрыть абсурдность человеческого поведения. Погоня за выгодой, лишенная всяких мыслей о морали и совести, кокетство ради уверенности в собственной привлекательности, ложь для признания другими – все это высмеивается Гоголем, чтобы заставить читателя задуматься о своем поведении.

Идея комедии не потеряла своей актуальности и в наши дни. Читая произведения Гоголя о глупости и невежестве персонажей, необходимо задуматься, так ли далек художественный образ от собственной натуры. Пьеса «Ревизор» предшествовала роману «Мертвые души» и помогла писателю глубже понять представленную тему.

Ссылка на основную публикацию