Анализ романа Льва Толстого «Воскресение»

История создания

В истории романа «Воскресение» имеются интересные факты – так, писатель задумал роман на реальных событиях – от знакомого юриста по фамилии Кони он узнал об одной трагической истории.

Суть ее была такова – присяжный, принимавший участие в суде над проституткой, неожиданно для себя узнал в ней девушку, которую в свое время соблазнил.

Он захотел сгладить вину перед женщиной, взяв ее в жены, тем самым облегчить жизнь, однако, не дано тому было произойти – обвиняемая скончалась в тюрьме.

Анализ романа Льва Толстого «Воскресение»

Вторым занимательным фактом является то, что Толстой специально ради этого романа посещал Бутырскую тюрьму, чтобы наиболее реалистично и правдиво описать тяготы жизни и быт людей, отбывающих там наказание. Всего он потратил на написание произведения около десяти лет – но это, если учитывать перерывы в написании.

Жанр

Роман можно отнести к жанру реализма, поскольку атмосфера и персонажи в произведении максимально жизненны и имеют в своей основе реальных людей и их судьбы.

Натуралистической картине также способствует подробная детализация всех событий в романе, начиная от быта и заканчивая местоположением.

И так становится понятно, что сюжет очень оригинален – он основан на логике мира реалистичного, а не вымышленного.

Сюжет романа охватывает продолжительный отрезок времени, в котором принимают участие множество людей, которые подробно и тщательно описаны. Именно это и создает ту непередаваемую трагическую атмосферу.

Характеристика главных героев

В романе широкая, разветвленная система персонажей, но центральными являются Екатерина Маслова и Дмитрий Нехлюдов.

Анализ романа Льва Толстого «Воскресение»

Екатерина – молодая девушка приятной наружности, ее матерью была дворовая женщина, отцом – проезжий цыган, воспитывалась она тетками и жила у них.

Дмитрий Нехлюдов, приехавший в гости соблазнил девушку и уехал. Она оказалась в положении, была вынуждена уйти из дома. Рожденный ребенок вскоре умер, а Катя опускалась все ниже, на дно жизни и в итоге стала простой уличной девкой, грязной и циничной, озлобленной на все и всех.

На протяжении романа Катя меняется, она прощает Нехлюдова, не желая его жертвы, и старается устроить самостоятельно свою жизнь.

Дмитрий Нехлюдов – дворянин, слабохарактерный, поддающийся чужому влиянию, вел странный для окружающих образ жизни, потому что отдал свое имение крепостным. Оказавшись в среде военных, он еще больше опустился, вел разгульный образ жизни. Увидев Катерину, он соблазнил ее и уехал.

Когда на суде он узнал ее и ее историю жизни, он старался помочь ей и искупить свою вину. Все больше общаясь с девушкой, Дмитрий становился чище и честнее, он стал с пониманием и вниманием относиться к окружающим. На него все больше снисходит прозрение, и он приходит к выводу, что самое главное в жизни – это любовь к людям и прощение.

Суть

В члены жюри окружного суда по делу об убийстве был назначен Дмитрий Нехлюдов, из дворянского сословия, живущий безнравственно и аморально. Судят трех человек за убийство, и из этих трех Дмитрий узнал знакомую девушку Катерину Маслову, соблазненную им еще в молодости, когда он был офицером.

Анализ романа Льва Толстого «Воскресение»

На суде вскрывается все равнодушие и безалаберное отношение к человеческой жизни судебной системы в целом. Большинство присяжных сочувствуют и понимают Маслову, стремятся вынести ей оправдательный приговор. Но из-за халатного и бесчеловечного отношения к делу юридических лиц невиновную девушку проговорили к каторге. А истинных виновников наказали более легко – назначили им тюремные сроки.

Дмитрий неожиданно почувствовал тяжесть своей вины перед девушкой, и решает бороться за ее свободу и жизнь – нанять защитника, попутно подав апелляцию. Заодно он задумал многое поменять в своей жизни – лишить ее праздности, и закончить вести распутный образ жизни.

Но его старания успехом не увенчались, и он пошел на радикальные меры. Он собирается сочетаться браком с девушкой и уехать вместе с ней в Сибирь. Но Катерина не верит в раскаяние Дмитрия и не дает ему согласия.

Впрочем, через время она соглашается на его предложение – ей пришлось многое повидать после того, как он обманул ее.

Ее изгнали из дому, она терпела голод и издевательства, оскорбления и предательства тех, кто хотел ее доверия.

По дороге в Сибирь они полностью изменились – Катерина простила Дмитрия за содеянное, вновь обретя веру в себя и в то, что сможет начать жить заново. И чтобы не погубить Дмитрия, она решила сочетаться браком с сосланным по политической статье мужчиной, Симонсоном.

Дмитрий, простившись с Катериной, обрел то, о чем так мечтал – покой на душе и осознал – в жизни главное – уметь прощать.

Анализ романа Льва Толстого «Воскресение»

Проблемы

Проблемы, описанные в романе, носят сугубо злободневный характер.

В книге поднята тема социального неравенства – в ней осуждена и подчеркнута огромная бездна, которая разделяет жизненный быт дворян, которые изнежены и порочны от богатства, и быт обычных людей, живущих в нищете и в бедности.

Остро стоит женский вопрос – у женщин в ту пору было сложное положение. Они не имели возможности официально учиться и жить в обществе полноценно. Им приходилось либо сживаться с условиями царящего патриархата, либо опускаться на дно, утрачивая человеческие черты.

Писатель отрицательно относится к легкомыслию, которое характерно для дворянского сословия, привыкшего к привилегиям. Они живут в своем личном мире, отвернувшись от реального, чем приносят в свой народ лишь страдания. Толстой это осуждает.

Так же отрицательно автор пишет о несправедливости, которая властвует в обществе. Она везде – в отношениях, в государственном управлении, в церкви, которая это все разрешает.

Также важной темой в произведении является равнодушие, которое является и главной проблемой всего мира.

И именно равнодушие людей к людям писатель выделяет особенно четко – на пример Катерины, которая из-за равнодушия была обречена, и ей пришлось продолжительное время влачить жалкое существование в виде уличной проститутки. Из-за равнодушия же девушка отправилась на каторгу. И именно равнодушие портит жизнь большинству людей.

Анализ романа Льва Толстого «Воскресение»

Основная тема

Смысловая нагрузка произведения такова – человек, который пал, может и должен возродиться заново. В романе писатель поднял много проблем общества, которое существовало в империи столетиями. Впрочем, оно существует и сейчас.

Писатель отрицательно относится к различным людским порокам и системе, при которой эти пороки порождают беды. Однако любой человек может встать против этого и очистить себя, идя против течения. Разумеется, речь идет не о решении масштабных проблем, а тех, что портят жизнь нам и нашим близким.

Поэтому роман имеет особую душевность и глубину. Ведь он повествует о том, что любой человек, как бы тяжело ему не пришлось, может побороться за свою жизнь и счастье. Что и является мыслью произведения.

Источник.

Анализ романа Льва Толстого «Воскресение»

Анализ романа "Воскресение" Толстого: суть, смысл, идея

Анализ романа Льва Толстого «Воскресение»
Лев Толстой.
Художник И. Е. Репин

“Воскресение” является последним романом великого русского писателя Льва Толстого. В этой статье представлен анализ романа “Воскресение” Льва Толстого: суть, смысл, идея произведения.
Смотрите:
Все материалы по роману “Воскресение”
Все материалы по творчеству Льва Толстого

(Н. К. Гудзий, “Лев Толстой: Критико-биографический очерк”, 1960 г.)

Выход в свет «Воскресения» был основным поводом к отлучению Толстого синодом в 1901 году от церкви.

В основу сюжета «Воскресения» лег… случай, рассказанный Толстому А. Ф. Кони… «Коневская повесть», как первоначально называл свой будущий роман Толстой, задумана была, как и «Анна Каренина», в плане только морально-психологическом и должна была ответить на вопрос о нравственной ответственности мужчины-соблазнителя перед жертвой его плотской необузданности.

…В 1898 году, Толстой взялся очень энергично за переработку повести… В процессе этой переработки… она превратилась в большой злободневный роман, характеризующийся широкой политической и социальной тематикой, показавший обнищавшее крестьянство, тюремные этапы, мир уголовных, русское сектантство, сибирскую ссылку и ее жертв — революционеров, содержащий в себе обличение суда, церкви, администрации, аристократической верхушки русского общества и всего государственного и общественного строя царской России. Психологически малоправдоподобный эпилог романа, в котором дело кончалось женитьбой Нехлюдова на Катюше, был заменен гораздо более реалистичным, показавшим действительное нравственное воскресение Катюши, соединившей свою судьбу со ссыльным-революционером. Обличительный пафос «Воскресения»… объясняется и тем, что наиболее интенсивная работа Толстого над ним падает на вторую половину 90-х годов, когда в России явственно обнаружилось нарастание революционного движения, захватившего не только рабочий класс, но и крестьянство. Живя и творя в атмосфере революционного подъема, Толстой не мог не испытать по-своему его воздействия и не мог не отразить этого воздействия в своем злободневном романе. Раздвигая постепенно рамки романа, Толстой превратил его в широкое полотно, захватившее многообразные животрепещущие вопросы современной автору русской жизни. Вся история отношений Нехлюдова к Катюше Масловой и судьба Катюши после ее падения и судебного обвинения в процессе длительной работы над романом рассматривалась… как следствие порочной системы, характерной для всей политической и моральной обстановки самодержавной России. История мировой литературы не знает другого произведения, в котором с такой взволнованностью, с таким высоким этическим пафосом и в такой широте были бы показаны зло и вопиющая ненормальность самодержавно-полицейского государственного уклада, как это сделано в «Воскресении». Все, что до тех пор писал Толстой как проповедник-обличитель, все, против чего он выступал как моралист и публицист, нашло в «Воскресении» свое наиболее художественное выражение. Ни одно из предшествующих художественных созданий Толстого не было проникнуто таким страстным протестом против современной ему капиталистической действительности, как «Воскресение». В «Воскресении», больше чем во всех других своих художественных произведениях, Толстой подошел к критике современного ему общественного строя с позиций многомиллионной крестьянской массы. Толстой вывел в романе людей из самых разнообразных социальных слоев: тут и дворянская верхушка русского общества, и столичная бюрократия, и духовенство, и сектантство, и английские миссионеры, и крестьянская масса, и купечество, и военная среда, и мастеровые, рабочие, адвокаты, судейские чиновники, тюремное начальство. Тут широко показан уголовный люд, темный, забитый, в большинстве случаев невинно страдающий в ужасающих условиях царского тюремного режима и им же развращаемый; тут выведена и группа революционеров, в большей своей части изображенная Толстым с явной симпатией к ним и с сочувствием к их борьбе с самодержавным произволом и насилием. Нужно сказать, впрочем, что Толстой симпатизирует лишь революционерам-народникам, выходцам из интеллигентной и крестьянской среды, в той или иной степени близким ему по своим идеалистическим взглядам, революционерам, политическая деятельность которых направляется в значительной степени отвлеченными моральными побуждениями. Таковы в романе Марья Павловна, Симонсон, Крыльцов, Набатов. Единственный фигурирующий в «Воскресении» революционер из рабочих — Маркел Кондратьев, с большим прилежанием изучающий первый том «Капитала» Маркса, изображен Толстым снисходительно-иронически, как человек недалекий, лишенный духовной самостоятельности. Место действия «Воскресения» — обе столицы, нищая, разоренная деревня, помещичья усадьба, тюрьма, тюремная больница, пересыльные этапы, судебные учреждения, аристократические гостиные, кабинеты сановников и адвокатов, церковь, ложа театра, трактир, полицейский участок, вагон третьего класса, покойницкая и т. д.

Читайте также:  Топ-10 книг перед Рождеством

Завязка «Воскресения» — преступление Нехлюдова по отношению к Катюше Масловой — обусловливает собой введение в роман всех прочих эпизодов, которые тесно связаны с этим основным, определяющим все другие, эпизодом.

Отсюда — органическое единство сюжетной линии «Воскресения» в отличие от того, что мы имеем в «Войне и мире» и «Анне Карениной», построенных по принципу параллелизма и переплетения в значительной мере самостоятельных сюжетов.

Отсюда также большая, чем там, динамичность и напряженность фабулы. Толстой здесь меньше, чем в «Войне и мире» и «Анне Карениной», прибегает к детальному психологическому анализу, к тому, что Чернышевский называл «диалектикой души».

Зато здесь больше, чем там, таких персонажей, которые резко и смело зарисованы иногда двумя-тремя очень выразительными штрихами.

Портретная галерея «Воскресения» исключительно богата. Толстой как бы стремится захватить возможно больше лиц, фактов, событий и происшествий, используя все это для наиболее полной и убедительной иллюстрации основной идеи романа. При этом он очень часто прибегает здесь к приему контрастных сопоставлений: отправление измученной Масловой, жертвы животной страсти Нехлюдова, из тюрьмы в суд и пробуждение в богатой квартире избалованного жизнью Нехлюдова, думающего о том, что он должен жениться на дочери богатого и знатного Корчагина; судебное заседание, окончившееся приговором к каторжным работам для Масловой, и изысканный обед у Корчагиных, на котором присутствует Нехлюдов после суда над Катюшей; надругательство над душой Катюши, над ее святая святых… шествие арестантов по городу и встреча их с коляской богача; вагон с решетками, за которыми сидят арестанты, и тут же поблизости вокзальный зал, уставленный бутылками, вазами, канделябрами; те же арестанты и замученные, забитые рабочие, а рядом с ними праздное, сытое и самодовольное семейство Корчагиных; ужасы тюремной обстановки в Сибири, и на фоне их — изобилие, довольство и семейная идиллия в доме начальника края и т. д. В «Воскресении» сильнее, чем в предшествующих художественных произведениях Толстого, обнаруживаются авторское вмешательство, субъективная авторская оценка действующих в романе персонажей и их поступков и различных, особенно отрицательных, явлений окружающей жизни. Для того чтобы соблюсти художественную меру, Толстой свои собственные мысли приписывает Нехлюдову. Моралистическая тенденция сводится в романе к проповеди нравственного самосовершенствования как единственного средства борьбы со злом. После того как у Нехлюдова при встрече его с Катюшей в зале суда громко заговорила дремавшая до тех пор совесть, у него открылись глаза на все вообще зло окружающей его действительности; он понял, что его преступление и судьба Катюши — неразрывное звено в цепи тех кричащих изъянов, которыми переполнена вся жизнь людей. Но Нехлюдов не вступает с ними в активную борьбу. Вместо активной деятельности, направленной к политическому и социальному переустройству жизни своей страны, он замыкается в рамки исключительно внутренней работы личного самосовершенствования и филантропической деятельности. Он приходит к убеждению, что достаточно людям исполнять евангельские заповеди всепрощения, любви, плотского воздержания, чтобы люди достигли наибольшего доступного им блага на земле. Все дело жизни для «воскресшего» Нехлюдова определяется евангельским наставлением: «Ищите царства божия и правды его, а остальное приложится вам». «Воскресение» Катюши Масловой, происшедшее главным образом вследствие ее сближения с революционерами, совершается если не в религиозном, то все же только в личном нравственном плане. Да и те, выведенные в романе, революционеры, которым особенно симпатизирует Толстой, в своей политической борьбе стремятся, как сказано выше, к осуществлению прежде всего высокого нравственного идеала. Толстой по всему складу своего мировоззрения не сделал и не мог сделать тех выводов из своих посылок, которые неизбежно сами собой из них вытекали.

(Н. К. Гудзий, “Лев Толстой: Критико-биографический очерк”, 1960 г.)

«Воскресение»: история создания, анализ и значение романа – Толстой Л.Н. Литература 19 века

«Воскресение» — роман Л.Н. Толстого. Начат в 1889, завершен в 1899 г. Публиковался (с цензурными изъятиями) в 1899 г. еженедельным петербургским журналом «Нива», одновременно В.Г. Чертковым в Англии (полный текст). В 1900 г.

появились отдельные русские издания, переводы на основные европейские языки (переводы тоже выходили с купюрами). Вскоре новое сочинение Толстого читалось, обсуждалось во всем мире.

В архиве сохранилось более семи тысяч листов автографов, копий, корректур.

Замысел романа «Воскресение»

Исток замысла — история, рассказанная в Ясной Поляне летом 1887 г. известным судебным деятелем А.Ф. Кони.

Когда Кони был прокурором Петербургского окружного суда, к нему обратился молодой человек из аристократического общества: как присяжный заседатель он участвовал в суде над Розалией Онни, соблазненной им, а теперь обвиненной в краже у пьяного «гостя» в публичном доме ста рублей. Молодой человек решил жениться на ней и просил передать ей в тюрьму письмо.

Вскоре Розалия умерла от сыпного тифа, дальнейшую историю ее соблазнителя Кони не знал. Толстой горячо советовал написать об этом повесть для «Посредника»: «сюжет прекрасный». Но Кони не собрался, и спустя два года писатель попросил отдать ему тему.

История создания

Первая редакция — рассказ о Валерьяне Юшкине и совершенном им грехе (фамилию Юшкова носила в замужестве тетка Толстого). Рукопись доведена до приезда в окружной суд. Конец действительной истории казался Толстому слишком «простым»: важно было показать путь раскаяния и новой жизни.

Уже в следующем автографе появилось окончательное заглавие «Воскресение» и эпиграф из Евангелия от Иоанна: «Я есмь воскресение и жизнь». Герой назван Аркадием Неклюдовым, потом Дмитрием Нехлюдовым. Эта фамилия — Нехлюдов — была хорошо знаком читателям Толстого по «Юности», «Утру помещика», рассказу «Люцерн».

Очевидно, что в образе Нехлюдова воплотились многие автобиографические моменты

В романе Толстой намеревался, по его собственным словам, показать «два предела истинной любви с серединой ложной». «Истинная» — это юношеская любовь и затем христианская любовь «воскресшего» Нехлюдова к Масловой; «ложная» — чувственное влечение к ней. Без намерения жениться и сознания каких-либо обязательств, кроме «красненькой», сунутой на прощанье.

Начиная с 1891 г. Толстой мечтал о романе «большого дыхания», где бы все изображенное освещалось «теперешним взглядом на вещи». Такой роман начал получаться только после творческого решения, возникшего четыре года спустя: главное — не история Нехлюдова, а жизнь Катюши Масловой.

Новое «Воскресение» не только было начато с Масловой, суда над нею, но, в сущности, весь сюжет подчинился истории ее жизни. Одна из главных мыслей романа: «очень уж обижен простой народ».

(Катюша и говорит эти слова в последней, третьей части), и потому естественно, с полным правом, на полотно ложились сцены и картины народной обиды, люди, в ней виновные, пользующиеся всеми благами жизни за счет угнетенного положения жертв.

Конечно, Нехлюдов, его личная вина остается в завязке сюжета; его нравственное прозрение служит компасом, ориентиром в оценке всего, что он видит; но его собственная духовная жизнь и судьба все же уходят в тень. Сердце создателя романа отдано «обиженной» Катюше, а не кающемуся дворянину.

Нехлюдов нарисован холодно, как-то рассудочно, иногда в самом деле иронично. Это хорошо почувствовал А.П. Чехов, один из вдохновенных, безграничных ценителей искусства Толстого, но, вместе с тем, и один из трезвых судей.

«Воскресение» (Толстой): анализ романа

Создатель «Воскресения» говорил, не без полемического задора, что весь роман написан для того, чтобы люди прочли его последние страницы. Евангелие — важнейший источник всей книги. Толстой дорожил истинами, открывающимися Нехлюдову за чтением вечной книги (поразительно, как этот финал напоминает, повторяет конец «Преступления и наказания» Ф. М Достоевского).

Однако сам удивлялся и радовался тому, как много удалось сказать о несправедливости существующего строя жизни. Целая галерея лиц, протестующих против этой несправедливости, «народные заступники» (если употребить слово Некрасова), неизбежно ворвалась на страницы «Воскресения».

Толстой не принимал революционных методов, особенно террора, и ввел много отрицательных черт в образы революционеров (таких, как Новодворов, Кондратьев, Грабец); но вместе с тем сочувственно писал о побудительных мотивах их борьбы с властью, их самоотверженности и нравственной чистоте.

Воскресение Катюши происходит, в конечном итоге, не из-за раскаяния Нехлюдова, а от общения ее с «политическими». В конце романа происходят два «воскресения» — Нехлюдова и Катюши, и неясно, какое из них подлиннее и надежнее.

Довольно долго, работая над «Воскресением», Толстой именовал его «коневской повестью»; потом согласился на предложение издателя А.Ф. Маркса назвать сочинение романом. Но к жанровому определению всегда приходится добавлять пояснительно слово. Применительно к «Воскресению» уместны, видимо, два: «обозрение» и «проповедь».

Широчайшая панорама русской жизни в последнюю треть прошлого века развертывается перед читателем, создавая как бы художественное обозрение; но многие страницы отданы прямой проповеди добра и прямого же обличения зла. Самый зачин романа звучит как начало проповеди.

Читайте также:  Сочинение: Анна Шерер в романе Льва Толстого «Война и мир»

Дальше говорится о весне, она «была весною даже и в городе» — той весне, которая с «Юности» символизирует в мире Толстого возможность обновления, нравственного роста души человека. Неудивительно, что позднейшая инсценировка романа (спектакль МХАТа) потребовала звучания со сцены «голоса автора» (в превосходном чтении В.И.

Качалова). Да и кинопостановки не обходились без него («закадровый голос»).

Лаконизм описаний свойственен стилю «Воскресения» больше даже, чем «Анне Карениной». «Пушкинский» принцип изображения душевной жизни, отвергнутый Толстым в начале его литературного пути («повести Пушкина голы как-то»), сыгравший такую большую роль в «Анне Карениной», в романе «Воскресение» стал главенствующим.

Определение дано самим художником (в письме В.Г. Черткову, 1899 г.): «душевная жизнь, выражающаяся в сценах».

Не «диалектика души» с ее «подробностями чувств», пространными внутренними монологами и диалогами, снами, воспоминаниями, а показ душевной жизни такою, какою она предстает во внешнем проявлении, поступке, «сцене», движении, жесте.

Рассказ о душевном перевороте, о той «страшной ночи», когда Маслова перестала верить в Бога и добро, занимает три страницы, всего три — в главе XXXVII первой части и повествует о том, как она озябшей рукой стучала в окошко поезда, потом бежала и бежала за уходящими вагонами, потеряла платок с головы: «Тетенька, Михайловна! — кричала девочка, едва поспевая за нею. — Платок потеряли!» А Катюша кричит одно слово: «Уехал!» И этого достаточно, чтобы передать всю безысходность ее положения. Так же лаконично, преимущественно глаголами, фиксирующими внешнее поведение, жесты Масловой, изображена она на суде: «Сначала она плакала, но потом затихла и в состоянии полного отупения сидела в арестантской, дожидаясь отправки». «Каторжная» — с ужасом думает она, проснувшись в тюремной камере на другой день, и опять нескольких слов довольно для характеристики ее душевного состояния. Дар речи она обретает лишь в столкновениях с Нехлюдовым, к тому же выпив для храбрости; но и там все драматично, напряженно и кратко.

Своего героя Толстой заставляет не анализировать мельчайшие детали собственных внутренних переживаний, а искать ответы на коренные вопросы русской жизни.

Почему судят невинную Маслову, а он, Нехлюдов, бывший причиной ее падения, выступает в качестве судьи? Зачем сажают в тюрьму мальчика, перед которым общество гораздо больше виновато, чем он перед обществом? Почему голодают, изнемогают, преждевременно дряхлеют и умирают крестьяне? Зачем делает то, что он делает, и так озабоченно делает очевидно равнодушный ко всему важный чиновник Топоров? Зачем страдал и умер революционер Крыльцов? Зачем держали в крепости невинную Шустову? Движение чувства и мысли героя представлено обычно так: удивление, недоумение, осознание сущности, возмущение и протест. В этом смысле Нехлюдов, несомненно, очень близок автору романа. Все творчество Толстого позднего периода, в особенности могучая его публицистика, есть остро поставленный вопрос и стремление дать ответ: «Так что же нам делать?», «Для чего люди одурманиваются?», «Где выход?», «Неужели так надо?», «Богу или маммоне?», «За что?».

Мир собственников, «паразитов жизни», отрицается в «Воскресении». В художественном плане это отрицание явлено в том, в частности, что все они (за исключением Нехлюдова) представлены совершенно лишенными духовной жизни: «непромокаемы для добрых чувств, как мощеная земля для дождя».

То же и в портретных характеристиках: к внешнему виду Катюши Масловой автор возвращается много раз, особенно к ее «черным, как мокрая смородина, глазам»; о Нехлюдове мы знаем, кроме «обложившегося жиром тела», главным образом то, какие дорогие вещи окружают его, а это, в глазах создателя «Воскресения», явно отрицательный знак.

Для обитательниц же тюремной камеры, для каждой, находится какая-нибудь отличительная, личная черта. Судьи, прокурор, гости Корчагиных, сама Мисси либо отталкивающи, либо фальшивы, и эта ложь непременно разоблачается. Как художник Толстой не был сатириком, но временами в этом романе проглядывает гротеск, даже сатира. Все это достоверно воплотил Л.О.

Пастернак в живописных портретах разных персонажей. Автор романа находил картинки «прекрасными», ставил самые высокие баллы, рассматривая готовые отпечатки, о некоторых же заметил: «Да вы злее меня!».

Значение романа

«Воскресение» стало последним романом Толстого. Опубликованный за год до наступления нового века, он воспринимался современниками (да и потомками) как завещание писателя, его напутствие. Об этом с восхищением писал автору и другим лицам В.В. Стасов, выражая всеобщее чувство.

С другой стороны, «Воскресение» ускорило давно замышлявшуюся карательную акцию против Толстого — отлучение от церкви (1901 г.). Но могучее слово продолжало звучать в мире, стремясь разбудить уснувшую совесть и направить людей к нравственному «воскресению», покаянию, перемене жизни, единению.

Творчество Толстого, его критическое начало, бесспорно, содействовало краху строя, снесенного русской революцией. А.С. Суворин в своем дневнике проницательно заметил, что в России два царя: Николай II и Толстой; при этом Николай не может ничего поделать с Толстым, а Толстой не переставая колеблет его трон.

Но Толстой всегда, и в романе «Воскресение» тоже, был против насильственных, революционных способов разрушения отжившего. Он звал не к уничтожению, а к добровольному отказу и возрождению.

По мысли Толстого, для того чтобы строй жизни стал лучше, каждому человеку следует начать с себя; тогда один, многие, наконец все станут лучше, и строй изменится сам собой. Мысль, может быть, утопическая, однако не более утопическая, чем надежда добиться справедливости враждой и политическими переворотами.

Ставшие классическими иллюстрации Л.О. Пастернака воспроизводились, начиная с «Нивы», в многочисленных изданиях, русских и зарубежных. В 1951 г. роман иллюстрировал современный художник А.И. Хоршак. Инсценировки начались при жизни Толстого (1903 г., Нью-Йорк) и продолжались потом.

Особенно знаменита японская 1914 г. и спектакль Московского Художественного театра (1930 г.), поставленный В.И. Немировичем-Данченко. В разных странах созданы фильмы. Наиболее значительный — в 1960 г. по сценарию Е. Габриловича режиссером М. Швейцером. Существуют оперы итальянца Ф. Альфано(1904 г.

), словака Я. Циккера (1960 г.).

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. – М.: ВАГРИУС, 1998

Разбор романа воскресение

Разбор романа воскресение

Роман Роман «Воскресение» написан Толстым в 90-х годах «Воскоесение» в (закончен в 1899 г.), в последний период его литературной деятельности, когда писатель, порвав со своим  классом, перешёл на позиции патриархального крестьянства. В этот период, как указывает В. И.

Ленин, Лев Толстой обрушился на все современные ему государственные, церковные, общественные, экономические порядки, основанные на порабощении масс, на нищете их, на разорении крестьян и мелких хозяез вообще, на насилии и лицемерии, которые сверху донизу пропитывают всю современную жизнь.

В этой страстной критике Толстого звучал гневный голос трудового крестьянства. «Его (Толстого.- А. 3.

) горячий, страстный, нередко беспощадно-резкий протест против государства и полицейски-казенной церкви передает настроение примитивной крестьянской демократии, в которой века крепостного права, чиновничьего произвола и грабежа, церковного иезуитизма, обмана и мошенничества накопили горы злобы и ненависти» (В. И. Ленин, Сочинения, т. 16, стр. 294).

Сюжет романа характеризуется развитием двух линий: жизненной судьбы Катюши Масловой и истории переживаний Нехлюдова. Линии эти перемежаются. Путь героя-дворянина в романе изображён Толстым как путь от дворянства к народу, к слиянию с ним. Первая сюжетная линия выдвигается, таким образом, как основная, главенствующая.

Применяя художественную антитезу как основной приём развёртывания действия романа. Толстой попеременно проводит читателя то через картины жизни, взятые из социальных верхов (жизнь столичной знати, сановников), то через мрачные, душные казематы, зловонные тюрьмы, пересыльные пункты, разорённые нищие деревни.

Это противопоставление, являясь основным принципом развёртывания образов, позволяет писателю со всей силой своего художественного гения раскрыть систему лжи и насилия, характерных для дворянско-буржуазного общества, и показать во всей полноте мир угнетателей и мир угнетённых.

Помимо крестьянства и дворянства, Толстой вводит в роман революционную интеллигенцию. Так возникла третья сюжетная линия.

Показывая государственные учреждения и правительственный аппарат непосредственно от себя и через восприятие Нехлюдова, духовно близкого ему. Толстой резко подчёркивает классовый характер государственных учреждений в капиталистическом обществе.

Рисуя суд, Толстой отмечает равнодушие судей к существу дел, рассматриваемых в суде, а ещё более к личностям подсудимых, преступно-небрежное отношение к судопроизводству, занятость каждого судьи, призванного решать судьбу человека, своими личными делами, в результате чего невиновные люди осуждаются на каторжные работы. Он показывает карьеризм представителей прокуратуры, добивающихся повышения по службе количеством обвинительных приговоров, достигнутых хотя бы и ценой явной лжи и передержек (поведение товарища прокурора в процессе мальчика, обвиняемого в краже половиков).

Столкнувшись с высшими бюрократическими сферами в Петербурге, Нехлюдов видит и здесь то же самое.

Нравственному разложению людей содействует – показывает Толстой – и церковь, тесно связанная с государством, как одно из орудий насилия, именем Христа освящающая творящееся в суде насилие, тюремны» застенки (привод к присяге в суде, церковь в тюрьме, распятие Христа при входе в тюрьму). Представители церкви обманывают народ «таинством» превращения хлеба и вина в тело и кровь бога, проповедуют нестяжательство и в то же время наживают капиталы.

Главный герой романа – Нехлюдов.

Князь Нехлюдов – исключительная личность среди землевладельческого дворянства. Он многим напоминает излюбленных героев Толстого: Оленина, Безухова, Левина. Общее у Нехлюдова с названными героями – его напряжённые идейные искания, попытки прийти к «согласию с самим собой».

В заключительных строках романа мы видим Нехлюдова не протестантом против социального зла.

а моралистом, который вычитывает из евангелия нормы поведения человека, обеспечивающие установление «царства бо-жия на земле».

Так Толстой утверждает идею о непротивлении злу насилием, идею, осложнённую проповедью нравственного самоусовершенствования человека как единственного пути к радикальному изменению жизни людей.

В образе Масловой, как и в образе Нехлюдова, Толстым ставится и разрешается проблема человеческого поведения в плоскости самоусовершенствования, морального «воскресения».

Историей жизни Масловой Толстой резко разоблачает «моральные устои» буржуазного общества, рисуя картины узаконенного разврата, пьянства, цинизма.

Трудный путь на каторгу сближает Маслову с политическими ссыльными (Симонсоном, Марьей Павловной), и благодаря их высоким моральным качествам движение Катюши к «воскресению» идёт уверенно и быстро.

Читайте также:  Анализ стихотворения «во всем мне хочется дойти…» (б. л. пастернак)

В конце романа мы видим уже женщину, рассматривающую своё будущее в духе отказа от эгоистических стремлений.

Так – показывает Толстой – совершалась победа «духовного» начала над «чувственным»; так, пройдя через неверие и отчаякие, «воскресла» к новой жизни Катюша Маслова.

Тяжёлое положение крестьянства Толстой описывал уже в произведениях раннего периода («Утро помещика»). Положение это не улучшилось и через несколько десятилетий. В романе «Воскресение» Толстой открыто указывает на это.

Описывая мрачными красками положение крестьян, Толстой не мог, конечно, обойти в романе вопроса о той общественной группе, которая ставила своей задачей борьбу за народное счастье. Естественно, что идейные позиции Толстого определяли и его отношение к этой революционной группе.

Толстой выводит на страницах романа две группы революционеров: народников и социал-демократов.

К первой группе относятся Симонсоч, Марья Павловна, Крыльцов и Набатов. Образы их Толстой рисует с явной симпатией, считая, что готовность этих людей к жертвенному служению народу и неприятие ими какого бы то ни было вида насилия делает их лучшими людьми своего времени.

Наоборот, с явным несочувствнем изображает Толстой последовательных революционеров. Представителем их в романе является Новодворов. Рисуя его образ, Толстой подчеркивает в нем прежде всего «отсутствие свойств нравственных», «безграничную самоуверенность», стремление «первенствовать перед людьми».

Так отрицание революционных дел и теория непротивления злу насилием привели Толстого к неправильному изображению революционеров.

Ошибочный по своей идейной направленности, выдвигающий в качестве средства борьбы с самодержавно-буржуазным порядком нравственное самоусовершенствование человека, непротивление злу насилием, моральную проповедь любви и добра, роман «Воскресение» ценен, однако, тем, что Б нём великий писатель-реалист осветил важнейшие стороны жизни России конца XIX в., притом осветил их с точки зрения стомиллионного угнетённого крестьянства. Он нарисовал поразительные по силе художественного мастерства картины народных бедствий, дал беспощадную по глубине и страстности убеждения критику помещичье-капиталистического государства, господствовавшего класса и казённой церкви – этой верной служанки госудап-ства и воплощения лжи и лицемерия.

В. И. Ленин подчёркивал у Толстого особое искусство срывания «всех и всяческих масок». Блестящий пример этого срывания «всех и всяческих масок» мы имеем в романе «Воскресение» в описании богослужения в тюремной церкви. Здесь почти каждое слово художника – разоблачение религии.

Еще по данной теме::

  •     ЯЗЫК РОМАНА ВОЙНА И МИР   Язык романа. Стиль Толстого представляет собой дальнейшее развит…
  • ТОЛСТОЙ В ОЦЕНКЕ В. И. ЛЕНИНА   ТОЛСТОЙ В ОЦЕНКЕ В. И. ЛЕНИНА Творческая деятельность Толстого продолжалась около шестидесяти …
  •   СМЕРТЬ ТОЛСТОГО 28 октября 1910 г., в одну из тёмных, сырых  осенних ночей, 82-летний Толстой…
  •   РЕАЛИЗМ ТОЛСТОГО Горький говорил о Толстом, что произведения его «написаны со страшной, почти …
  • ПРИЕМЫ РАСКРЫТИЯ ОБРАЗА У ТОЛСТОГО   ПРИЕМЫ РАСКРЫТИЯ ОБРАЗА У ТОЛСТОГО Самые приёмы изображения героев у Толстого очень разнообраз…

«Воскресение» Лев Толстой. Правки на православие от Великого и Ужасного

Среда, четверг, пятница, суббота… Воскресения не будетОбъем: 734 web-страницы

Бог создал мир за шесть дней, а на седьмой отдыхал. Но в толстовском мире несправедливости, пошлости и духовной слепоты, описанном в «Воскресении», человеческая душа не может получить отдыха. Почему? Потому что она его не заслужила.

Говоря об этом позднем романе продуктивного классика, хочется отметить, что в отличие от его популярных работ «Войны и мира», «Анны Карениной» (выдающихся образцов художественной литературы), где главными героями являются все же люди, через которых Автор передает свои мысли, в «Воскресении» персонажи – лишь фон, декорация для внедрения взглядов Автора. Свод морализаторств, правки на православие, практически жизнеописание присутствующих на казни очередного Иисуса, конечно, невинного, и, конечно, замученного виноватыми.

Толстой потащит нас в новый путь к русской Голгофе вместе с толпой осужденных теми, кто не имеет права судить никого и даже ни о чем.

И в толпе узников мы сможем разглядеть и новую Марию Магдалину, отошедшую от дел неправедных, и новых апостолов, заточенных и сосланных «за слово», и сожалеющего разбойника, которому даровано Писателем прощение, и нового павшего Христа, одного из них, ибо все они невинны, ибо раскаяны.

Виновны все и никто конкретно

Вообще удивительно, как на старости лет живой мозг может не провалиться в консерватизм, а удариться в либерализм. Толстой ругает все: меркантильное пустое общество, нечестное продажное судопроизводство, вопиюще лицемерную церковь. В идеале рекомендует «все сжечь», чем вызывает ярую симпатию, но взамен предлагает удивительнейшую утопию, которой просто не место в реальном мире.

В романе колоссальная даже по толстовским меркам массовка, каждому персонажу из которой уделяется по пол страницы, будто в доказательство того, что суд несправедлив, тюрьма – это зло, а Бог ушел из церкви и громко хлопнул дверью. Тем не менее, судьбами главной пары проникаешься, и именно желание узнать исход их истории и заставляет с нетерпением дочитывать финал, где Автор окончательно удаляется в обличительство и морализаторство.

Что в этой книге духовного пути к воскресению хорошо, так это присутствие сарказма и некой зубасто-печальной иронии, не свойственной Толстому (по крайней мере, мной он в этом не был ранее замечен).

«…Не помню всех по именам. Ведь их там много, – сказал генерал, очевидно упрекая их за это переполнение».

  • «…людоедство начинается не в тайге, а министерствах, комитетах и департаментах…».
  • «Он там царек, такой же, как я здесь».
  • Это такая цепкая сатира, кровоточащая тоской по простой человеческой адекватности, что ее легко можно примерить на современную Россию, и она будет в пору, несмотря на 120 лет развития или, может, деградации.

Возможна ли вечная жизнь после духовной смерти

Институт церкви, изживающий себя на рубеже 19-20 столетий, в пересказе Толстого превращается в рассадник порока, причем порока заразного, как постыдное венерическое заболевание, которое можно подцепить в нездоровом обществе и незаметно стать его носителем: болеть самому и заражать других, не признавая себя больным и не желая принимать лечение.

То, что Толстой пишет о христианстве на тот момент, безусловно, сенсационно, скандально, невозможно. Писатель был отлучен от официальной церкви и в общем-то «Воскресение» стало ареной, где Толстой делится своими воззрениями на религию и особенно на ее служителей, бездумно исполняющих бессмысленные ритуалы и лгущих себе и прихожанам.

«…кусочки, положенные в вино, при известных манипуляциях и молитвах, превращаются в тело и кровь Бога», – сообщает Писатель. Довольно обширная глава в книге посвящена описанию церковной службы.

Она пропитана сарказмом и желчью по отношению к церкви, и может показаться, что все это написано атеистом, но старик Толстой глубоко верующий человек, просто именно из этого богато декорированного помещения, заполненного скучающей толпой верующих, начнется путь Нехлюдова к вере настоящей, не привязанной к алтарю, храму и попу.

«…священник унес чашку за перегородку и допил там всю находившуюся в чаше кровь и съел все кусочки тела Бога…», – нам показывают сцену с помпезной ритуальной частью, затем ведут за кулисы, где реквизит, убранный из света рамп, вновь превращается в обычную еду.

И весь роман «Воскресение» это попытка уйти с этого бездарного спектакля, разыгрываемого обществом. От молодого человека Нехлюдова, уже почти утерявшего свою душу в праздности и слепоте богатства, к старику-арестанту, уже этот путь преодолевшему и обретшему уверенность в бессмертии без условий и условностей.

Поиск смысла жизни или чего-то большего

Полагаю, книга во многом автобиографична, не в том плане, что Толстой описывает себя, его Герой Нехлюдов вроде как лик самого Автора в начале духовного поиска, и старик-арестант – тоже Толстой, только этот поиск успешно завершивший. Между ними – длинная полоса препятствий, но в финале мы ощущаем уверенность, что новый Нехлюдов уже не сможет сбиться с истинного курса, определенного для него Писателем.

«Нехлюдов надеялся, что семья и дети дадут смысл его теперь бессодержательной жизни».

Кстати, сам Толстой – многодетный отец, своим персонажам личное счастье дарует не охотно.

Младенцы гибнут, брачные союзы сплошь несчастливые, политические преступники, описываемые в книге, так и вообще по большой части существа условно бесполые, почти ангелы, готовые отдать себя идее, а если в их сердцах и вспыхивают нежные чувства, то эта любовь скорей платоническая и возвышенная, а не плотская.

Описываемые судьбы арестантов – поток крайностей, как и мысли Автора о судебной и исправительной системах.

«Не знаешь, чего тут больше – жестокости или нелепости. Но, кажется, и то, и другое доведено до последней степени», – говорит Толстой о невинно осужденном мальчике, а затем описывает другого арестанта, чуть не зарубившего пассажира топором – и тоже оправдывает его.

На мой взгляд, «Воскресение» крайне спорна в своей идеологической части.

Мы можем активно кивать, читая про аресты за книги, и возмущаться такому положению вещей, но оправдание попытки убийства с обоснованием, что это общество сделало злоумышленника таким, лично я принять не могу и не хочу.

Возможно, Нехлюдов и повлиял на падение Масловой, как и она затем повлияла на его воскресение, но в случае с социумом и тем парнем с грабежом и топором – это зависимость не работает.

В художественной части же все прекрасно, как и всегда у Толстого. Глубоко, трагично и описано превосходным Русским Языком. В целом я могу рекомендовать «Воскресение», но уж точно не как первую толстовскую работу.

«Война и мир» навсегда запятнана школьной программой, хотя я прочитала в школе и осталась довольна, а вот «Анна Каренина» именно та книга, с которой может начаться приятный во всех смыслах роман с Толстым — Львом и великим Писателем.

Приятного чтения!

Литературный диалог: ВКонтакте, в Инстаграмм

Ссылка на основную публикацию