Сочинение: Анна Шерер в романе Льва Толстого «Война и мир»

Шерер Анна Павловна – одна из тех, кто встречает нас на первых страницах произведения «Война и мир». Сорокалетняя женщина, являющаяся фрейлиной императрицы Марии Фёдоровны. Хозяйка модного дома.

Встречает читателя в своём салоне. Свободно говоря на французском, мило улыбается князю Василию и обсуждает с ним политическую обстановку в мире. Умная, начитанная женщина, следящая за своим имиджем.

Женщина очень преданна и верна своей императрице. По крайней мере, так могло показаться на первый взгляд, ведь она старательно показывала это всем своим видом. Но Шерер ловка и хитра, имеет большое влияние при дворе и падка на дворцовые интриги.

Её отношение к человеку зависит от его придворного и светского положения. Но, немного понаблюдав за поведением женщины, можно заметить, что далеко не все её поступки были искренне, не носящие под собой свою собственную выгоду. Шерер всегда беспокоилась о себе и своём положении в обществе.

Анна Павловна всем своим видом показывала преданность родине и государю.

Шерер  очень болтлива и всегда в курсе последних новостей. Каждого своего гостя она не обделяет какой-нибудь сплетней или свежей новостью.

Можно сказать, что смысл жизни сорокалетней Шерер– успешная жизнь её салона, а остальное, казалось, не таким важным и меркло на фоне её любимого дела. Салон являлся не только её работой, но и особенным для неё занятием.

Очень лицемерная женщина, относящая к людям в зависимости от их положения в обществе. Если в вашем кармане толстая пачка денег и порция власти, то Анна Павловна встретит вас с распростёртыми объятиями и расскажет вам львиную долю последних новостей.

Но если у вас отсутствует всё выше сказанное, то не надейтесь на благосклонность Шерер. Собственные мысли не возникают в голове у женщины, всё образовывается благодаря окружающей её обстановке. Совсем неслучайно Толстой показывает две сцены в салоне Анны Павловны.

В начале романа, когда об опасности ещё никогда не говорил, и её аромат совсем немного чувствовался в воздухе. И в конце, когда Москва практически пропала. Поведение Шерер в обоих случаях совершенно одинаково.

Она всё так же без конца говорит, обсуждает последние новости и треплет о любви к родине.

Анна Павловна, законодательница мод, очень специфическая личность. С одной стороны, она всегда приветлива к тебе и готова поведать всё то, что она знает. Но с другой, сделает она это только если в твоём кармане будут золотые и поддержка светского общества. К обычным людям она никогда не отнесётся с той же улыбкой, что и к знати.

Сочинение Шерер Анна Павловна

В романе Льва Николаевича Толстого соединяются судьбы и жизни людей, разных по характеру, темпераменту, общественному положению. Но все герои претендуют на, более пристальное внимание, чтобы увидеть более обширный сюжет всего этого произведения. В этом сочинении будет идти беседа, об второстепенной героине произведения – Анны Павловны Шерер.

С первых страниц произведения её имя часто попадается читателю на глаза. Анна Павловна была владелицей модного помещения. Совсем не каждый человек имел возможность побывать в ее салоне. Кроме этого, Анна была доверенным лицом императрицы.

Вначале может показаться, что Анна Павловна является одной из наиболее верных фрейлин российской императрицы. Ее высказывания были наполнены любовью к Отчизне. Спустя некоторое время выясняется, что это всего лишь хорошо продуманная роль.

Для нее самым важным было её существование, дело которым она занималась, доставляло ей огромную радость. Да и она очень хорошо исполняла роль заботливой хозяйки.

Она владела чувством меры, остроумием, которые присущи сливкам общества, сообразительностью и другими очень важными.

О двойственности ее личности показывает то, как она себя ведёт тогда, когда Пьер Безухов приходит в её салон и очень искренне интересуется событиями, которые происходили вокруг, что слишком напрягло женщину.

Лишь, когда Пьер покидает салон, она смогла немного расслабиться. Также в произведении, Анна Павловна возникает перед началом великой Бородинской битвы. Шерер с наслаждением сообщала гостям о последних слухах.

Анна Павловна Шерер слишком лукавая и двуличная женщина, она совсем не имеет своей личной точки зрения, уважения, все это становится заметным только тому, кто с ней беседует в данный момент, она хочет сказать то, что приятно услыхать собеседнику.

На каждого из своих гостей она сплетничает с другими гостями, все ее патриотичные рассуждения о любви к Родине лживы. Лев Николаевич показывает российскую знать в лице Анны Павловны. Главная роль в победе над французами принадлежит обычным людям.

Благодаря его искреннему участию к судьбе Родины, Россия выстояла в войне и одержала победу над своими врагами.

← Образ и характеристика Полковника в рассказе После бала
← Характеристика и образ Платона Каратаева в романе Война и мир↑ Толстой ЛевХарактеристика и образ Сони Ростовой →
Образ и характеристика Дины в рассказе Кавказский пленник →

Сочинение: Характеристика Анны Шерер в романе «Война и мир» (+ таблица с цитатами) | Литрекон

Самый Зелёный · 21.09.2021

(585 слов) Одним из самых грандиозных произведений мировой литературы является роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Он позволяет читателю подробно узнать о жизни русского общества во времена кровопролитных войн с Наполеоном. Известно, что первоначально писатель хотел создать повесть о декабристах.

Но в процессе работы замысел кардинально поменялся. Писатель изменил временные рамки и добавил новых персонажей. В итоге он сумел создать книгу эпического размаха. Лев Николаевич изобразил интересных и многогранных героев с противоречивыми характерами. Очень запоминается публике образ Анны Шерер.

Рассмотрим поподробнее характеристику данной героини. 

С Анной Павловной читатель знакомится в самом начале произведения. На момент повествования героине за сорок лет. Анна является хозяйкой светского салона. Конечно же, не все имели право посетить салон Шерер, — фрейлины императрицы Марии Федоровны. Это место для избранных, и Анна обладает определенным политическим влиянием, ведь она окружена исключительными людьми.

Читателю может показаться, что Анна Шерер является очень преданной фрейлиной императрицы. Создаётся впечатление, будто героиня искренне выражает все свои эмоции. Читатель замечает, что ее высказывания наполнены искренним восхищением, патриотизмом и верой в справедливость. Однако позже выясняется, что внешняя благожелательность, высокопарные речи и приятная натура являются обманчивыми.

Анна готова говорить все что угодно, лишь бы поддержать салон на плаву. Ведь его деятельность доставляла героине большое наслаждение. Анне Шерер очень шла роль хозяйки этого салона. Поэтому ее мнение было подобно флюгеру: оно менялось по ветру и зависело от обстоятельств. Она говорила и делала все, что было выгодно в данный момент.

Этим объясняется, например, ее странное отношение к Пьеру: пока он не унаследовал состояние, Анна общалась с ним чуть ли не брезгливо, без особого энтузиазма, но большие деньги тут же изменили ее расположение. Вот поэтому салон Анны Шерер – это самое популярное место Петербурга среди светского общества. Именно здесь происходит обсуждение свежих новостей, судеб и сплетен.

Смело можно сказать, что салон героини является средоточием интриг и светской фальши.

Анне Шерер были свойственны прекрасное чувство юмора, чувство такта, живой ум. Героиня просто обязана соответствовать обществу, которое она принимает в своём салоне. Можно заметить, что стремление быть всегда на высоте одержало верх над человеческими качествами Анны Шерер.

Она постоянно лицемерит, лжет, проявляет алчность и зависть, глупость и пошлость, но все это оправдывается общественным одобрением и выгодой. Героиня, будучи очень подверженной собственному салону, утрачивает свои настоящие человеческие качества. Читатель видит, как умело Анна подстраивается под общество.

Героиня готова пойти на все, чтобы угодить своей публике. Анна Шерер стремится казаться воспитанной и тактичной просто потому, что ей необходимо соответствовать окружению. Кроме того, особое внимание героиня акцентирует на собственной патриотичности. Однако и это качество является показным.

Стараясь продемонстрировать свою личность с лучшей стороны, Анна Шерер показывает свои переживания за Москву. Однако эти эмоции фальшивы. Она ничем не помогает соотечественникам и даже не прекращает своих приемов во время войны. Люди в ее доме продолжают веселиться и танцевать, пока народ идет под пули.

Автор противопоставляет обитателям этого салона образы таких героев, как Андрей Болконский и Пьер Безухов. Они демонстрируют свой патриотизм в деле, пока многие столичные дворяне, как и Анна Шерер, просто говорят то, что стоит сказать в таких обстоятельствах.

Им все равно, они и при Наполеоне будут также собираться и болтать по-французски. Можно предположить, что если бы русская армия проиграла бы войну, то салон Анны не претерпел бы существенных изменений. Возможно, изменились бы только темы для разговоров. 

Образ Анны Шерер является собирательным, ведь он правдоподобно показывает всю суть светского общества, помешанного на роскоши, иностранной культуре и самолюбовании.

Уже с первых страниц произведения читатель оказывается в фальшивом мире светских интриг. В нем лицемерную, эгоистичную и алчную личность Анны превозносят, не замечая ее истинной природы.

Но таково истинное лицо аристократии начала девятнадцатого столетия.

Черты характера Анны Шерер Цитаты
Наигранный и фальшивый энтузиазм Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожиданий людей, знавших ее, делалась энтузиасткой…»
Ловкость и тактичность «…Анна Павловна, с свойственною ей придворною и женскою ловкостью и быстротою такта…» 
Талант организатора «…вечера, как и прежде, и такие, какие она одна имела дар устраивать…» 
Влиятельность и известность .Вот что указывал политический термометр на вечере Анны Павловны 
Общительность, знание и понимание людей подходила к замолкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением опять заводила равомерную, приличную разговорную машину.»- 
Эмоциональность, всегда положительный настрой «…И она улыбнулась своею восторженною улыбкой…» 
Невежество и неумение разбираться в политике, но желание говорить о ней Ах, не говорите мне про Австрию! Я ничего не понимаю, может быть, но Австрия никогда не хотела и не хочет войны.
Максимально лояльная политическая позиция Они не поняли, они не могли понять самоотвержения нашего императора, который ничего не хочет для себя и все хочет для блага мира. 

Виктория Комарова

Сочинение на тему: САЛОН ШЕРЕР КАК МОДЕЛЬ ВЫСШЕГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ НАКАНУНЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА (Л. Н. Толстой. «Война и мир»)

Меню статьи:

  • Прототип образа
  • Краткая характеристика личности
  • Встречи в салоне Анны Павловны Шерер
  • Июнь 1805года
  • Начало 1806 года
  • Конец 1806 года
  • Июль 1812 года
  • Август 1812 года
Читайте также:  Стихи пушкина о религии и боге: читать красивые стихотворения

Салон Анны Павловны Шерер становится важным элементом в светской жизни. В салоне Анны Павловны вершатся судьбы как главных, так и второстепенных персонажей романа-эпопеи. Благодаря своей энергичности и предприимчивости, женщине удается долгое время удерживать интерес аристократов к ее салону. Мысль о том, что у нее в гостях собираются самые влиятельные люди, тешит самолюбие женщины.

Сочинение Шерер Анна Павловна

В романе Льва Николаевича Толстого соединяются судьбы и жизни людей, разных по характеру, темпераменту, общественному положению. Но все герои претендуют на, более пристальное внимание, чтобы увидеть более обширный сюжет всего этого произведения. В этом сочинении будет идти беседа, об второстепенной героине произведения – Анны Павловны Шерер.

С первых страниц произведения её имя часто попадается читателю на глаза. Анна Павловна была владелицей модного помещения. Совсем не каждый человек имел возможность побывать в ее салоне. Кроме этого, Анна была доверенным лицом императрицы.

Вначале может показаться, что Анна Павловна является одной из наиболее верных фрейлин российской императрицы. Ее высказывания были наполнены любовью к Отчизне. Спустя некоторое время выясняется, что это всего лишь хорошо продуманная роль.

Для нее самым важным было её существование, дело которым она занималась, доставляло ей огромную радость. Да и она очень хорошо исполняла роль заботливой хозяйки.

Она владела чувством меры, остроумием, которые присущи сливкам общества, сообразительностью и другими очень важными.

О двойственности ее личности показывает то, как она себя ведёт тогда, когда Пьер Безухов приходит в её салон и очень искренне интересуется событиями, которые происходили вокруг, что слишком напрягло женщину.

Лишь, когда Пьер покидает салон, она смогла немного расслабиться. Также в произведении, Анна Павловна возникает перед началом великой Бородинской битвы. Шерер с наслаждением сообщала гостям о последних слухах.

Анна Павловна Шерер слишком лукавая и двуличная женщина, она совсем не имеет своей личной точки зрения, уважения, все это становится заметным только тому, кто с ней беседует в данный момент, она хочет сказать то, что приятно услыхать собеседнику.

На каждого из своих гостей она сплетничает с другими гостями, все ее патриотичные рассуждения о любви к Родине лживы. Лев Николаевич показывает российскую знать в лице Анны Павловны. Главная роль в победе над французами принадлежит обычным людям.

Благодаря его искреннему участию к судьбе Родины, Россия выстояла в войне и одержала победу над своими врагами.

Июль 1812 года

После удачного бракосочетания Елены Курагиной с Пьером Безуховым у Анны Павловны появляется конкурент на поприще светской жизни – молодая Безухова также активно ведет светскую жизнь и организовывает свой салон.

Некоторое время салоны враждовали, но затем вернулись к своему привычному ритму. Военные события с Наполеоном предоставляли значительную базу для дискуссий и разговоров. В салоне Анны Павловны активно поддерживается патриотическая направленность разговоров, при этом новости с фронта обставляются самым обнадеживающим образом.

Экранизации

Роман часто выбирают для экранизации советские, российские и зарубежные постановщики, видя в нем пример нетленной классики, плацдарм для визуализации образов и раскрытия многогранных характеров.

Первые три фильма по сюжету произведения Толстого были немыми: два из них принадлежали режиссеру Петру Чардынину. Спустя большой период времени режиссер Кинг Видор снял первую цветную ленту со звуком. В фильме «Война и мир» Наташу Ростову играла Одри Хепберн. Образ Анны Шерер, как и в предыдущих лентах, не был раскрыт полноценно.

В ленте 1959 года «Тоже люди» режиссера Георгия Данелия подобный персонаж отсутствовал.

В ленте Сергея Бондарчука «Война и мир» впервые образ Анны Шерер получил заслуженное внимание благодаря Анне Степановой, воплотившей героиню на экране. Барбара Янг сыграла фрейлину императрицы в британском сериале режиссера Джона Дейвиса, вышедшем на экраны в 1972 году.

  • Ангелина Степанова и Джиллиан Андерсон в роли Анна Павловны Шерер
  • В сериале 2007 года, снятом Робертом Дорнхельмом и Бренданом Доннисоном, образ Анны Шерер отсутствовал, и вместо салона соответствующее действие разворачивалось в доме Ростовых.
  • Сериал Тома Харпера, вышедший в 2020 году, в полной красе представил образ Анны Шерер в исполнении Джиллиан Андерсон.

Салон Анны Шерер

Делом всей жизни Анны Шерер является салон. Она действительно живет только им. Ради успеха в делах она готова положить свою индивидуальность в угоду публике, быть такой, какой требует общество, а не такой, какой она является по-настоящему.

Салон действительно является лучшим и самым популярным местом для светского общего всего Петербурга. Здесь обсуждаются судьбы, вершатся дела, расходятся самые свежие новости, рождаются самые интригующе сплетни.

Сало Анны Шерер можно назвать главным местом светской фальши и интриг.

Противопоставлением этому месту являются такие персонажи как Андрей Болконский и Пьер Безухов. Эти личности занимают различные позиции, и через отношение к ним личность Анны Павловны видна как на ладони. Болконский является «почетным» членом светского общества. Ему Анна не может высказывать знаки неуважения, даже если он ей не нравится.

Но появляется Пьер, и она относится к нему явно пренебрежительно, едва удостоив его поклоном, который относится к самым низшим иерархиям. В течение всего вечера она с тревогой наблюдает за Пьером – как бы этот персонаж не нарушил привычный ход вещей в ее обители.

Так или иначе, Пьер со своими честным и открытым нравом все же выбивает атмосферу вечера из привычного положения.

История создания

«Война и мир» – востребованный роман, снискавший успех сразу после издания. Отрывок произведения был опубликован в 1865 году в журнале «Русский вестник», а в 1866 году читатели ознакомились с тремя последующими частями романа. Позднее были опубликованы еще два эпизода.

Лев Толстой пишет «Войну и мир»

  Составте по картине словесный портрет Дмитрия Донского.

Характеристика произведения как романа-эпопеи неслучайна. Замысел автора поистине масштабен.

В книге описаны биографии персонажей, среди которых встречаются реальные персоналии и вымышленные образы.

Толстой описывал героев со свойственной ему психологической достоверностью, и литературоведы всегда стремились найти прототипы, использованные им в создании литературных портретов.

Исследователи «Войны и мира» утверждают, что, прорабатывая образы героев, Толстой отталкивался от описаний деловых способностей, поведения в романтических отношениях, от вкусов.

В дальнейшем персонажи распределялись по семействам, становясь Ростовыми, Курагиными или Болконскими.

Характер каждого героя прописывался отдельно, подвергаясь корректировке в соотношении с достоверностью относительно эпохи, психологией общества того времени и исторической действительностью.

Анна Шерер (кадр из фильма)

Литературоведы наблюдают привязку некоторых образов к реальным людям. Аристократка, владелица петербургского салона Анна Шерер входит в число таких героев.

В книге ее детище являет собой антипатриотическое творение. Здесь на приемах проявляется лицемерие ее гостей.

Анна Шерер предстает образцом лживости и фальши, демонстрируя чопорность и черты характера, соответствующие среде, которую она формирует в салоне.

Любопытно, что поначалу Толстой отводил героине иную роль. Прорабатывая образ героини, он хотел назвать ее Аннета Д. и сделать приветливой миловидной дамой из высшего общества.

Современники находили в финальном варианте портрета Шерер сходство с фрейлиной Александрой Андреевной Толстой, родственницей писателя, которую он любил.

Финальный вариант персонажа претерпел серьезные изменения и стал полной противоположностью прототипа.

Глава 3

«Вечер был пущен». Анна Шерер всем представляла виконта Монтемара («угощала им своих гостей»).

О красоте Элен: «Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно и победительно действующую красоту». Она шла, «блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь». Элен села рядом с виконтом.

Сравнение Ипполита с сестрой Элен: «то же лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брезгливость, а тело было худощаво и слаб.» Говорил он очень самоуверенно. «Из-за самоуверенности, с которою он говорил, никто не мог понять, очень ли умно или очень глупо то, что он сказал».

Все ведут пустые разговоры. Виконт рассказывает анекдоты о Наполеоне.

Вошёл князь Андрей Болконский. Всё это общество надоело ему. « Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами.

Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой.

Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно».

Он очень обрадовался увидеть здесь Пьера.

Первое впечатление Пьера от Элен: «Пьер смотрел почти испуганными, восторженными глазами на эту красавицу, когда она проходила мимо его».

Роль эпизода «Салон А. П. Шерер в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Роман «Война и мир» Льва Николаевича Толстого начинается со сцены «Салон А. П. Шерер». Именно в этом эпизоде происходит наше знакомство с большинством главных героев произведения. Здесь и зарождаются основные проблемы романа: красота истинная и ложная, общение, любовь, патриотизм, проблема возможности мира во всем мире. Всех своих героев Толстой разделяет на любимых и нелюбимых.

Автор открыто показывает свое отношение к ним. Попадая в салон, мы окунаемся в самый центр всех событий и в жизнь героев. Сцена в салоне Шерер рисует нам

все дворянское общество, высший свет. Описывая героев, Толстой использует прием антитезы. Рассмотрим это на конкретных примерах.

  Искусство и ремесло: темы к итоговому сочинению 2018-2019

Хозяйка салона — Анна Павловна Шерер. Смысл ее жизни заключается в содержании своего салона. Она обладает всеми качествами, чтобы быть успешной светской дамой.

Анна Павловна имеет свой шаблон, по которому она действует. Дама обладает чувством юмора, умом, она преподносит новые «лица» своим гостям, чтобы сделать интереснее свой вечер: «в нынешний вечер Анна Павловна сервировала своим гостям сначала Виконта, потом Аббата, как что-то сверхъестественно утонченное». Весь вечер

в салоне Шерер Толстой сравнивает с прядильной машиной. Она, как и все остальные, играет свою роль: «Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением». Еще одна дама — Элен Курагина.

Она очень хороша собой, что заменяет ей внутреннюю красоту, которая у нее совершенно отсутствует. В портрете Толстой выделяет одну запоминающуюся деталь и часто указывает на нее при описании данного персонажа.

Читайте также:  Общество для человека или человек для общества?

Для Элен это ее мраморные плечи и улыбка, которая никогда не изменяется. Даже при описании ее одежды все указывает на ее холодность и похожесть на статую.

Что касается мужских образов, то вся семья Курагиных тоже увлечена своей игрой.

Князь Василий втягивает в это своих детей. Он пришел сюда по личным интересам. Главное для него — богатство.

В его планах получить наследство от умирающего князя Безухова. Его сын — Ипполит. Он всегда ведет себя неестественно, сначала говорит, а потом думает.

Из-за его маски все считают, что он умен, раз говорит столь самоуверенно. Совершенно не вписывается в салонную обстановку Пьер Безухов. Он только что приехал из-за границы и впервые попал на подобный вечер, поэтому Пьер ведет себя не так как все остальные. Мы видим в нем естественность и желание быть откровенным.

Анну Павловну совсем не радует то, что начинает происходить: «в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чего-нибудь слишком огромного и несвойственного месту».

Она боялась, что своим детским желанием поделиться своими мыслями со всеми, вступить в ненужные споры не умеющий жить Пьер испортит ей весь вечер. Толстой симпатизирует Безухову, сравнивая его с ребенком, у которого разбегались глаза, как в игрушечной лавке.

Есть еще один герой, который тоже не совсем вписывается в обстановку. Это Андрей Болконский.

Возможно, молодой князь когда-то увлекался подобными вечерами, но по его поведению мы видим, что все это ему надоело, он разочарован в свете. Даже его жена подчинена законам высшего общества и не может жить в другой среде. Здесь она также играет свою роль, подыгрывая Анне Павловне.

Маленькая княгиня умела очаровать всех своими недостатками. Все, что она делала, радовало ее: «будто все, что она ни делала, было увеселением для нее и для всех ее окружающих». Даже дома с мужем Лиза продолжала играть эту роль.

Светские вечера, сплетни, богатство, балы — это все чем они живут. Толстому противно все, что здесь происходит. Все здесь — фальшь, маска, скрывающая эгоизм, равнодушие ко всему, кроме собственных интересов. Все здесь происходит подобно спектаклю в театре.

Почти каждый скрывается под маской, которую хотят видеть на нем окружающие и делают не то, что хочется, а то, что нужно делать. Их речь, жесты, слова определяются правилами светского поведения. Цель их жизни — быть богатым и знаменитым. Во всем этом Толстой видел мертвое начало, ведь эти герои не изменяются на протяжении всего романа.

Данный эпизод играет большую роль во всем произведении, ведь именно отсюда начинают завязываться сюжетные линии и намечаются основные проблемы произведения.

Глава 4

Княгиня Друбецкая просит князя Василия поговорить с государем и перевести сына Бориса в гвардию. Князь понимает, «что ежели бы он стал просить за всех, кто его просит, то вскоре ему нельзя было бы просить за себя».

Но он именно отцу княгини был обязан первым своим шагам по службе. Князь, зная, что княгиня от него не отстанет, пообещал сделать всё возможное.

После отъезда князя Друбецкая сидела уже равнодушная ко всему, так дело своё она сделала, применив все свои средства («улыбку молодой кокетки»).

В салоне шёл разговор о Наполеоне. Пьер поддержал его, считая, что «Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее — и равенство граждан, и свободу слова и печати, — и только потому приобрел власть». «Революция была великое дело».

С ним многие были не согласны, ведь произошло цареубийство. Виконт: «Мы хотели свободы, а Бонапарте уничтожил ее».

«Война и мир»: Анна Павловна Шерер, ее образ в романе, характеристика

Анна Павловна Шерер в «Войне и мире» – хозяйка модного салона, где собирается все светское общество Петербурга. Это дама за 40, главным делом жизни которой является ее салон. По долгу «службы» ей положено соответствовать обществу, которое она принимает на своих вечерах.

Тем не менее, каждый сам выбирает, каким человеком ему быть. В случае с Анной Павловной стремление вести дело превысило человеческие качества. Анна Шерер слишком подвержена своему салону – чтобы успешно вести дела, она перестает быть настоящей.

Она подстраивается под свою публику, делает все, чтобы угодить ей.

Анна Павловна пытается выглядеть тактичной и воспитанной. Но этот такт напускной, ведь ей важно «держать лицо» перед публикой и не более того. Большое значение Анна Павловна придает своей патриотичности. Но со временем читатель понимает, насколько эта патриотичность напускная.

Это заметно по тому факту, что в день, когда опасность над Москвой висит лишь формально разговоры ведутся точно также, как и в день, когда над Москвой висит реальная угроза. Получается, что Анна не переживает за Россию искренне, она делает это лишь для того, чтобы показать себя с лучшей стороны.

Персонаж является любимой фрейлиной императрицы, она не замужем в свои годы.

Образ героини

Анна Павловна Шерер — владелица модного салона, собирающая в своем заведении представителей светского общества Петербурга. Пожилая дама всю жизнь занималась развитием собственного дела.

Учитывая специфику салона, ей приходится постоянно соответствовать гостям из высшего света. Перед каждым человеком всегда остается выбор, каким быть.

Анна поставила жизнь на кон ведения собственного бизнеса, поэтому утратила положительные качества, которыми обладала когда-то.

Подстраиваясь под приходящую публику, женщина старательно угождает гостям. Она старается проявлять такт и воспитанность, но от этого складывается впечатление, что общество ее раздражает. Вся вежливость просто напускная, так сказать, для «поддержки марки».

Анна Павловна постоянно говорит о своей патриотичности, но и эта черта характера в ней лишь «маска». Наиболее четко это просматривается в описании, когда над Москвой нависает реальная угроза. Но в салоне Анны Павловны Шерер звучат все те же разговоры, светские беседы.

Благодаря напускным переживаниям о России, героиня становится любимой фрейлиной императрицы.

Салон Анны Шерер

Делом всей жизни Анны Шерер является салон. Она действительно живет только им. Ради успеха в делах она готова положить свою индивидуальность в угоду публике, быть такой, какой требует общество, а не такой, какой она является по-настоящему.

Салон действительно является лучшим и самым популярным местом для светского общего всего Петербурга. Здесь обсуждаются судьбы, вершатся дела, расходятся самые свежие новости, рождаются самые интригующе сплетни.

Сало Анны Шерер можно назвать главным местом светской фальши и интриг.

Противопоставлением этому месту являются такие персонажи как Андрей Болконский и Пьер Безухов. Эти личности занимают различные позиции, и через отношение к ним личность Анны Павловны видна как на ладони. Болконский является «почетным» членом светского общества. Ему Анна не может высказывать знаки неуважения, даже если он ей не нравится.

Но появляется Пьер, и она относится к нему явно пренебрежительно, едва удостоив его поклоном, который относится к самым низшим иерархиям. В течение всего вечера она с тревогой наблюдает за Пьером – как бы этот персонаж не нарушил привычный ход вещей в ее обители.

Так или иначе, Пьер со своими честным и открытым нравом все же выбивает атмосферу вечера из привычного положения.

Вариант 2

В произведении “Война и мир” Лев Николаевич Толстой создал замечательный самобытный мир персонажей, каждый из которых является олицетворением чего-то из нашей жизни, и Анна Павловна Шерер не стала исключением.

Анна Павловна является женщиной в возрасте, которая обожает проводить аристократические приёмы и знакомиться с новыми людьми.

Она часто проводит время в знатной компании, дабы нажить себе хорошие связи, которые в будущем, возможно, помогут ей в том или ином деле.

В общем и целом, в её образе явно проглядываются нотки аристократичной личности старого типа, который известен тем, что для людей этого типа нет ничего важнее того, что о них думают люди, в каком они предстают свете.

Анна Павловна именно из такого разряда людей. На своих вечерах она часто обсуждает с гостями темы от самых примитивных, до возвышенных, хотя абсолютно в них ничего не понимает, что заставляет задуматься о лицемерной стороне её личности.

Также можно видеть, как сначала одному человеку она говорит одно, а затем следующему говорит что-то совершенно противоположное по смыслу сказанному ранее.

Она привыкла обманывать людей для своих личных эгоистичных целей, достигая их всеми возможными способами.

Я считаю, что из неё Лев Николаевич Толстой сделал как бы олицетворение проявления аристократии девятнадцатого века. В ней он раскрыл все те греховные вещи, губящие человека и его личность в целом. Это явно проглядывается, как и в образе персонажа, так и во всём произведении в целом. Толстой явно делал упор именно на этом.

Также в её образе автор раскрыл иные темы, которые касаются нашей простой человеческой бытовой жизни. Такие темы как патриотизм, смысл жизни, тема любви и преданности, все эти темы нашли своё место в образе Анны Павловны Шерер. Та же тема патриотизма раскрывается в ней совсем с иной стороны.

Хоть она и произносит пламенные речи, прославляющие государя на своих приёмах, всё это является прикрытым лицемерием, так как на самом деле она в корне не согласна с ним и его принципами и действиями. Тема любви раскрывается в ней, как совсем её не волнующая, так как она привыкла быть одна. А тема смысла жизни раскрывается на протяжении всего произведения.

Для неё смыслом является строительство своей собственной жизни, которую она хочет сделать наиболее простой и лёгкой для себя.

Роль салона Шерер для романа

Образ Анны Павловны в «Война и мир», как и образ ее заведения полностью собирает в себе всю суть светского общества. Именно здесь начинается роман. Автор вводит читателя в фальшивый мир светского общества. Здесь царят бессмысленность и излишний пафос, показуха и наигранность. Салон Шерер, как и сама Анна Павловна – лицо светского аристократического общества того времени.

На ярком контрасте искренности главных героев и фальши светского общества, салона Анны Павловны и самой Шерер Толстой говорит с читателем о том, что войну помог выиграть настоящий патриотизм, а отсиживаясь в салонах и прикрываясь своим происхождением выиграть войну невозможно. Ведь, если бы война была проиграна, в салоне вряд ли бы что-то изменилось, кроме тем для разговоров.

Читайте также:  Кратчайшее содержание пьесы Островского «Гроза» для читательского дневника

Данная статья поможет написать сочинение на тему «Анна Павловна Шерер («Война и мир»).

Образ Анны Павловны Шерер в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Роман-эпопея «Война и мир» — одно из самых сложных и глубоких произведений в мировой литературе. В нем затронуто очень много тем и проблем. Писатель раскрывает как социальные вопросы, характеризующие эпоху начала 19 века, так и вечные, глобальные проблемы, интересующие человека во все времена.

Обозначить все эти темы и выявить авторскую позицию в романе Толстому позволяют многочисленные герои «Войны и мира». Первой героиней, встречающей нас на страницах произведения, является Анна Павловна Шерер. В своем салоне на великолепном французском языке она обсуждает с князем Василием Курагиным политическую обстановку в мире в связи с действиями нового «антихриста» — Наполеона.

Анна Павловна была хозяйкой самого модного в Петербурге великосветского салона, посещать который считалось среди петербургской знати хорошим тоном. Кроме того, Шерер являлась фрейлиной и приближенной императрицы Марии Федоровны. На первый взгляд, Анна Павловна казалась преданнейшей из подданных.

Всем своим видом она показывала, «что ни она, никто другой не могут судить про то, что угодно…императрице». Обсуждая политические действия России в связи с победами Наполеона, Шерер выказывала себя истинной патриоткой: «Россия должна быть спасительницей Европы… Я верю в одного бога и в высокую судьбу нашего милого императора. Он спасет Европу!..

» Но, наблюдая за поведением этой сорокалетней женщины, ловко управляющей «запустившимися веретенами» вечера, мы понимаем, что все ее слова и поступки были неискренни.

Начнем с того, что Анна Павловна создавала ложное представление о себе в глазах других людей: «Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожиданий людей, знавших ее, делалась энтузиасткой». Всем окружающим Шерер казалась преисполненной «оживления и порывов».

Смысл жизни Анны Павловны заключался в успешном существовании ее салона. «Верчение этой машины» было для нее и работой, и любимым занятием, и целью существования. Она обладала всеми необходимыми качествами, чтобы быть успешной хозяйкой самого модного светского салона Петербурга. Шерер была ловка, тактична, мила, обладала поверхностным, но быстрым умом, светским чувством юмора и т. д.

Жизнь салона осуществлялась по определенным законам, негласно принятыми всеми ее членами. Петербургская знать приходила сюда, чтобы узнать последние новости, политические и неполитические, услышать последние сплетни, посмотреть или поучаствовать в интригах, послушать новое лицо, поданное им в качестве «десерта».

Ни о каких искренних чувствах, собственных мнениях, живых искренних беседах здесь речи быть не могло. Отношение к событию или человеку определялось последними политическими, придворными или светскими соображениями. Следить за соблюдениями этих законов, обеспечивая «полноценный отдых» своих гостей, и была призвана Анна Павловна.

Теперь нам понятно, почему появление в салоне Пьера Безухова вызвало недовольство и опасения госпожи Шерер. Ведь Пьер был «несветским» человеком, то есть вел себя естественно, говорил то, что думал, искренне интересовался темой разговора и т. д.

Конечно, такое поведение считалось в салоне плохим тоном, поэтому Анна Павловна была весь вечер в большом напряжении и вздохнула с облегчением, когда Пьер откланялся. В следующий раз мы встречаемся с Анной Павловной и гостями ее салона в день Бородинского сражения. Здесь царило все то же псевдопатриотическое настроение.

Анна Павловна занимала гостей, пока не собрались все нужные люди для чтения письма патриарха государю. Шерер рассказывала последние сплетни. Грязные подробности она маскировала приличными словами, и все считали ее образцом такта и хорошего воспитания. Наконец, письмо было прочитано.

Анна Павловна слушала с неимоверным вниманием уже известные ей слова, всем своим видом показывая преданность родине и государю. У нее было «хорошее предчувствие»: в день рождения государя (помнить о патриотизме!), сражение закончится в пользу России. Гости салона побеседовали о положении России и довольные разошлись, чтобы тут же забыть обо всем.

Таким образом, в лице Анны Павловны Шерер Толстой рисует нам законодательницу мод столичной светской знати. Через образ ее и ее салона писатель показывает истинное лицо, нравственный портрет русской аристократии начала 19 века. Главной чертой Анны Павловны является, на мой взгляд, неискренность и лицемерие. Никаких искренних привязанностей или собственных мыслей эта женщина не имеет.

Ее благосклонность определяется сиюминутной модой. Ее чувства поверхностны. Шерер цинична. Людей она рассматривает как очередное интересное «блюдо» для гостей своего салона. И патриотичность Анны Павловны, как и ее гостей, наиграна. Неслучайно Толстой дает две сцены в салоне Шерер. В начале романа, когда опасность, угрожавшая России, еще только витала в воздухе, и в конце, перед Бородинской битвой, когда Москва была на волоске от гибели. Никаких изменений в разговорах, поведении, мыслях Анны Павловны и ее гостей мы не видим. Все тот же светский треп и лицемерные разговоры о любви к родине на изящном французском языке. Нет сомнений, что если все изменится и Москву займут французы, салон Шерер будет продолжать спокойно существовать, в нем будут вестись все те же «патриотические» беседы, разве лишь темы для обсуждения немного изменятся. Учитывая такой настрой русской знати, мы понимаем, что Россия победила Наполеона благодаря лишь истинному патриотизму простого русского народа и лучших представителей аристократии, близких к нему.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Война и мир»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Война и мир»
  • для самых компанейских — Главные герои «Война и мир»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Война и мир»
  • для самых любопытных — Анализ «Война и мир» Толстой

Тест по произведению

Роль эпизода «Салон А. П. Шерер»

Роман «Война и мир» Льва Николаевича Толстого начинается со сцены «Салон А. П. Шерер». Именно в этом эпизоде происходит наше знакомство с большинством главных героев произведения. Здесь и зарождаются основные проблемы романа: красота истинная и ложная, общение, любовь, патриотизм, проблема возможности мира во всем мире.

Всех своих героев Толстой разделяет на любимых и нелюбимых. Автор открыто показывает свое отношение к ним. Попадая в салон, мы окунаемся в самый центр всех событий и в жизнь героев. Сцена в салоне Шерер рисует нам все дворянское общество, высший свет. Описывая героев, Толстой использует приём антитезы. Рассмотрим это на конкретных примерах. Хозяйка салона – Анна Павловна Шерер.

Смысл её жизни заключается в содержании своего салона. Она обладает всеми качествами, чтобы быть успешной светской дамой. Анна Павловна имеет свой шаблон, по которому она действует.

Дама обладает чувством юмора, умом, она преподносит новые «лица» своим гостям, чтобы сделать интереснее свой вечер: «в нынешний вечер Анна Павловна сервировала своим гостям сначала Виконта, потом Аббата, как что-то сверхъестественно утонченное». Весь вечер в салоне Шерер Толстой сравнивает с прядильной машиной.

Она, как и все остальные, играет свою роль: «Быть энтузиасткой сделалось её общественным положением». Еще одна дама – Элен Курагина. Она очень хороша собой, что заменяет ей внутреннюю красоту, которая у неё совершенно отсутствует. В портрете Толстой выделяет одну запоминающуюся деталь и часто указывает на неё при описании данного персонажа.

Для Элен это её мраморные плечи и улыбка, которая никогда не изменяется. Даже при описании её одежды все указывает на её холодность и похожесть на статую. Что касается мужских образов, то вся семья Курагиных тоже увлечена своей игрой. Князь Василий втягивает в это своих детей. Он пришел сюда по личным интересам. Главное для него – богатство.

В его планах получить наследство от умирающего князя Безухова. Его сын – Ипполит. Он всегда ведет себя неестественно, сначала говорит, а потом думает. Из-за его маски все считают, что он умен, раз говорит столь самоуверенно. Совершенно не вписывается в салонную обстановку Пьер Безухов.

Он только что приехал из-за границы и впервые попал на подобный вечер, поэтому Пьер ведет себя не так как все остальные. Мы видим в нем естественность и желание быть откровенным.

Анну Павловну совсем не радует то, что начинает происходить: «в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чего-нибудь слишком огромного и несвойственного месту». Она боялась, что своим детским желанием поделиться своими мыслями со всеми, вступить в ненужные споры не умеющий жить Пьер испортит ей весь вечер.

Толстой симпатизирует Безухову, сравнивая его с ребенком, у которого разбегались глаза, как в игрушечной лавке. Есть еще один герой, который тоже не совсем вписывается в обстановку. Это Андрей Болконский. Возможно, молодой князь когда-то увлекался подобными вечерами, но по его поведению мы видим, что все это ему надоело, он разочарован в свете.

Даже его жена подчинена законам высшего общества и не может жить в другой среде. Здесь она также играет свою роль, подыгрывая Анне Павловне. Маленькая княгиня умела очаровать всех своими недостатками. Все, что она делала, радовало её: «будто всё, что она ни делала, было увеселением для неё и для всех её окружающих». Даже дома с мужем Лиза продолжала играть эту роль.

Светские вечера, сплетни, богатство, балы – это все чем они живут. Толстому противно все, что здесь происходит. Все здесь – фальшь, маска, скрывающая эгоизм, равнодушие ко всему, кроме собственных интересов. Все здесь происходит подобно спектаклю в театре. Почти каждый скрывается под маской, которую хотят видеть на нём окружающие и делают не то, что хочется, а то, что нужно делать. Их речь, жесты, слова определяются правилами светского поведения. Цель их жизни – быть богатым и знаменитым. Во всем этом Толстой видел мертвое начало, ведь эти герои не изменяются на протяжении всего романа. Данный эпизод играет большую роль во всем произведении, ведь именно отсюда начинают завязываться сюжетные линии и намечаются основные проблемы произведения.

Ссылка на основную публикацию