Тема любви в «Асе» Тургенева

Тургенев Иван Сергеевич родился 28 октября (9 ноября) 1818 года.

Произведения И.С. Тургенева – одни из самых лиричных и поэтичных произведений в русской литературе.

В начале своего творческого пути Тургенев находился под влиянием романтизма. В 40-е годы, в результате сближения с В.Г. Белинским и редакцией журнала “Современник”, Тургенев переходит к реализму.

Этот поворот Тургенева уже отразился в его ранних поэмах “Параша” (1843), “Разговор”, “Помещик” (18456-1846), драматических произведениях “Неосторожность” (1843), “Безденежье” (1845).

В них Тургенев показал быт и нравы помещичьей усадьбы, чиновничий мир, трагедию “маленького человека”.

В цикле рассказов “Записки охотника” (1847-1852) Тургенев раскрыл высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина, произвол крепостников и их управляющих, поэзию русской природы Курляндская Г.Б. Тургенев и русская литература. – М., 1999. .

Творчество великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева – это гимн высокой, вдохновенной, поэтической любви. Достаточно вспомнить романы “Рудин”, “Дворянское гнездо”, “Накануне”, “Ася”, “Первая любовь” и многие другие произведения.

Любовь, по мнению Тургенева, таинственна. “Есть такие мгновения в жизни, такие чувства. На них можно только указать – и пройти мимо”, – читаем в финале романа “Дворянское гнездо” Тургенев И.С. Дворянское гнездо. – М.: Издательство: Детская литература, 2002.

– 237 с..

Все тургеневские герои проходят “испытание любовью”, своего рода проверку на жизнеспособность. Любящий человек, по мнению Тургенева, прекрасен, душевно окрылен.

В романах Тургенева отражены противоречия и переломы исторического развития России, сложное движение общественного и художественного сознания.

Тургеневские повести говорят о важнейших нравственных ценностях, они побуждают задуматься о честности и порядочности, об ответственности за свои поступки и за те чувства, которые человек внушает окружающим, – и о проблемах более глобальных: о цели и смысле жизни, о формировании личности, о взаимосвязи человека и природы.

Любовная интрига составляет основу большинства произведений в русской классической литературе. Истории любви героев привлекали многих писателей. Особое значение они имели в творчестве Тургенева.

Сюжет произведения

Иван Сергеевич Тургенев обладал способностью ясно видеть и глубоко анализировать противоречия той психологии и той системы взглядов, которая была близка ему самому, а именно – либеральной. Эти качества Тургенева – художника и психолога – проявились в повести “Ася”, которая была напечатана в первом номере “Современника” за 1858 год.

Тургенев говорил, что писал эту вещь “горячо, чуть не со слезами” Тургенев И.С. Ася. – М.: Издательство: АСТ, 2002. – 271 с..

“Ася” – это повесть о любви. Герой полюбил девушку очень самобытную и смелую, с чистой душой, без тени искусственного жеманства светских барышень. Его любовь не осталась без ответа. Но в минуту, когда Ася ждала от него решительного слова, он стушевался, чего-то испугался, отступил.

На момент создания повести “Ася” (1859 год) И.С. Тургенева уже считали автором, оказывающим существенное влияние на общественную жизнь в России.

Общественная значимость творчества Тургенева объясняется тем, что автор облачал даром усматривать в заурядных событиях актуальные общественные и нравственные проблемы.

Такие проблемы затронуты писателем и в повести “Ася”. Повесть “Ася” писалась около пяти месяцев.

Сюжет “Аси” крайне прост. Некий господин знакомится с девушкой, влюбляется в неё, грезит о счастье, но сразу не решается предложить ей руку, а, решившись, узнает, что девушка уехала, навсегда исчезнув из его жизни.

Описанная в “Асе” история несостоявшейся любви начинается в Германии. Н.Н.

– молодой человек лет двадцати пяти, дворянин, привлекательный и богатый, путешествует по Европе “без всякой цели, без плана”, и в одном из германских городов он случайно слышит русскую речь на празднике.

Он знакомится с симпатичной молодой парой – Гагиным и его сестрой Асей, милой девушкой, лет семнадцати. Ася пленяет рассказчика своей детской непосредственностью, эмоциональностью.

В дальнейшем он становится частым гостем у Гагиных. Брат Аси вызывает у него симпатию: “Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая. ” Тургенев в современном мире. – М., 1997. .

Он пытается заниматься живописью, однако ни один из его этюдов не закончен (хотя в них “много жизни и правды”) – Гагин объясняет это отсутствием дисциплины, “проклятой славянской распущенностью”.

Но, подсказывает автор, возможно, причина в другом – в неспособности доводить начатое до конца, в некоторой лености, в склонности подменять дела разговорами.

Ася не похожа на Гагина. В отличие от брата, которому, по замечанию рассказчика, не хватало “цепкости и внутреннего жара”, у нее ни одно чувство не было “вполовину”. Характер девушки во многом объясняется се судьбой.

Ася – побочная дочь Гагина-старшего от горничной. После смерти матери девочка жила с отцом, а когда умер и он, перешла на попечение брата. Ася болезненно воспринимает свое ложное положение.

Она очень нервна, ранима, особенно в том, что может задеть ее гордость.

Если Ася, но характеру отличается от брата, то в рассказчике, напротив, есть черты сходства с Гагиным. В любви Н.Н. к Асе, с его колебаниями, сомнениями, страхом ответственности, как в незаконченных этюдах Гагина, видятся какие-то узнаваемые признаки “славянского” внутреннего хаоса.

Вначале героя, очарованного Асей, мучит подозрение, что она не сестра Гагину. Затем, когда он узнает историю Аси, ее образ озаряется для него “пленительным светом”. Однако его смущает и приводит в замешательство прямой вопрос Асиного брата: “Но. ведь вы не женитесь на ней?”. Героя пугает “неизбежность.

решения”, к тому же он не уверен в том, что готов связать с этой девушкой свою жизнь.

Кульминационный момент в повествовании – сцена свидания Н.Н. с Асей. Здравый смысл не позволяет г-ну Н.Н. сказать слова, которых ждет от него влюбленная девушка. Узнав наутро, что брат с сестрой покинули город 3., герой чувствует себя обманутым.

В решающий момент своей жизни герой оказался неспособным на нравственное усилие, обнаружил свою человеческую несостоятельность. В повести автор прямо не говорит об упадке русского дворянства, его неспособности взять па себя ответственность за будущее страны, но современники писателя почувствовали в рассказе звучание этой темы.

Однако содержание “Аси” не исчерпывается психологическим исследованием определенного социального явления. В повести затронуты также проблемы, имеющие вневременной, внесоциальный характер, и, прежде всего – проблема истинных и ложных ценностей.

Воспитание Аси имеет корни в русских традициях. Она мечтает пойти “куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг”. Образ Аси очень поэтичен. Некрасов после прочтения “Аси” написал Тургеневу: “…она прелесть как хороша.

От нее веет душевной молодостью, вся она – чистое золото поэзии. Без натяжки пришлась эта прекрасная обстановка к поэтическому сюжету, и вышло что-то небывалое у нас по красоте и чистоте” Тургенев в воспоминаниях современников. – М.

, 1983. Т.1-2. .

“Ася” могла бы быть названа повестью о первой любви. Эта любовь закончена для Аси печально.

Тургенева увлекла тема о том, как важно не пройти мимо своего счастья. Тургенев показывает, как зарождается прекрасная любовь у семнадцатилетней девушки, гордой, искренней и страстной. Показывает, как все оборвалось в одно мгновение.

Ася сомневается, за что ее можно полюбить, достойна ли она такого прекрасного юноши. Ася стремится подавить в себе зародившееся чувство. Она переживает, что дорогого ей брата любит меньше, меньше, чем человека, которого и видела-то всего один раз.

Причину несостоявшегося счастья Тургенев объясняет безволие дворянина, который в решительный момент пасует в любви.

Тема любви в повести “Ася”

Итак, повесть И.С. Тургенева “Ася” затрагивает любовно-психологические вопросы, которые волнуют читателей. Произведение позволит также поговорить о таких важнейших нравственных ценностях, как честность, порядочность, ответственность за свои поступки, о цели и смысле жизни, о выборе жизненного пути, о формировании личности, о взаимосвязи человека и природы.

В повести Тургенева “Ася” писатель выражает свои нравственные искания. Все произведение удивительно чистое и светлое, и читатель поневоле проникается его великолепием. Сам городок 3.

показан удивительно прекрасным, в нем царит праздничная атмосфера, Рейн кажется серебристо-золотым. Тургенев создает в своей повести удивительно яркий, насыщенный колорит.

Какое великолепное изобилие красок представлено в повести – “блестящий пурпуром воздух”, “девушка Ася, облитая солнечным лучом”.

Повесть внушает оптимизм и радостную надежду. Но развязка оказывается на удивление суровой. Влюбленные друг в друга господин Н.Н. и Ася молоды, свободны, но, как оказалось, судьба не может их соединить.

Судьба Аси очень сложна, и во многом причиной того является ее происхождение. Также характер девушки нельзя назвать заурядным, она, безусловно, очень сильная личность.

И вместе с тем Ася – девушка довольно странная.

любовь роман базаров тургенев

Любовь к странной, но очень привлекательной девушке немного пугает молодого человека. К тому же “ложное” положение Аси в обществе, ее воспитание и образование также кажутся ему слишком необычными. Переживания героев в повести показаны очень правдиво и ярко: “Неизбежность скорого, почти мгновенного решения терзала меня.

мне предстояло. исполнить трудную обязанность. мысль, что я безнравственный обманщик. так и звенела у меня в голове.” Юноша стремится взять свои эмоции под контроль, хотя это у него получается достаточно плохо. У Аси происходит в душе что-то невообразимое.

Любовь оказывается для нее настоящим потрясением, настигает ее, словно гроза.

Тургенев показывает чувство любви во всей красоте и силе, и человеческое чувство у него кажется похожим на природную стихию. Он говорит о любви: “Она не развивается постепенно, в ней нельзя сомневаться”. Действительно, любовь переворачивает всю жизнь. И человек не находит в себе сил, чтобы с ней бороться.

В результате всех сомнений и душевных терзаний Ася оказывается навсегда потерянной для главного героя. И только тогда он понял, насколько сильным было чувство любви, которое он испытывал к этой странной девушке. Но, увы, уже поздно, “у счастья нет завтрашнего дня.”.

Тема любви в повести Ася Тургенева сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Тургенев
  • Тема любви в повести Ася

Повесть Тургенева «Ася» — это одно из моих любимых произведений. Его не только интересно читать, но оно является ещё и очень поучительным. Оно учит тому, что не нужно бояться своего счастья, а нужно идти к нему навстречу, не раздумывая, иначе потом может быть поздно.

Читайте также:  Футурист, о котором вам не рассказывали

В этой прекрасной повести рассказывается о любви главного героя и девушки по имени Ася. События происходили в одном из маленьких городов на немецкой реке Рейн. К сожалению, господин Н., герой повести, не сразу осознал, что это была истинная любовь, а понял это только тогда, когда лишился её.

Почему же он не сразу узнал это прекрасное чувство? Возможно, он думал, что Ася ему нравится, потому что она отличается от всех остальных молодых девушек того времени. Он видит её настоящей, живой, не способной на обман и притворство. Его влечёт к ней на интуитивном уровне, душой, но он привык всегда жить умом, а не поддаваться чувствам.

Именно умом он понимает, что их брак не возможен в ближайшем будущем. А причина в юном возрасте героини и непростом характере, как ему кажется.

Асе же хватает смелости, чтобы раскрыть свои чувства и сделать признание, но к сожалению, она не слышит того же в ответ. Сделав это, произнеся такие короткие, но важные слова, герой мог обрести настоящее счастье и осчастливить юную героиню. Но он не сказал этих главных слов в нужный момент.

Да, через мгновение он понял, что испытывает ответные чувства, что совершил ошибку, и наивно полагает, что возможно исправление этой ошибки. Но, к сожалению, жизнь не прощает нам наших ошибок и редко даёт второй шанс. Герой приходит на следующий день в дом, где жила Ася, чтобы совершить признание в любви, но не находит там девушку.

Их встрече больше не суждено состояться. Никогда…

Пока Господин Н. , конечно, не осознаёт невозвратности ситуации, всей важности этой любви. Это поймёт он гораздо позже, по прошествии многих и многих лет, подводя итоги своей жизни. Настоящей семьи у него так и не получится. А воспоминания об Асе и маленькие символы любви он будет хранить всю жизнь.

Эта история также научила меня тому, что лучше жалеть о том, что сделал, чем о том, что мог сделать, но не сделал из-за внутренней слабости и трусости.

Любовь в произведении Ася

Этот рассказ показывает своему читателю о том, как важно обратить свое пристанное внимание на те чувства, которые он испытывает, как важно испытать первую любовь и сделать ей навстречу первый шаг.

Действия происходят на основе сюжета, который разворачивается вокруг одной пары, имена этих молодых людей, Ася и господин Н.Н. которые по счастливой случайности встретились в городе Рейне. После и встречи, господин Н.Н.

далеко не сразу понял что испытывает свои первые и самые искренние чувства, он был нерешителен, он просто не понимал от какого счастья сам себя отталкивал, возможно сам того не осознавая.

Но осознание пришло к нему у слишком поздно, а именно в ту самую минуту, когда осознал, что разрушил все, что потерял свою единственную возможность на счастье с любимой женщиной, на тот момент девушкой.

На тот самый момент Асе было всего лишь семнадцать лет, она была юна, полна сил и решимости. Но не только это манило господина, он испытывал влечение к ее искренности и естественности.

Ничего подобного он не испытывал ни к одной из тех барышень с которыми ранее был знаком, с теми которые когда-то танцевали с ним в высшем свете. Главным препятствием, была его осторожность, он считал единственно верным способом выбора, точный расчет, он привык полагаться на здравый рассудок.

Однако он не может понять, что в глубине своей души он очень любит эту юную девушку и готов даже жениться на ней.

Однако его останавливают некоторые мысли, он считает, что девушка все же юна, ведь ей всего лишь 17 лет, к тому же у девушки далеко не самый легкий характер, не сахар. От этих мыслей, он понимает, что не готов жениться.

В ту самую важную, роковую минуту, когда она раскрыла перед ним свои искренние чувства, у него не нашлось слов, однако от поистине большого счастья его разделяло одно слово.

Но не нашлось, этого слова он так и не смог произнести и рассказать ей о своих чувствах, он не расстроился, ведь было завтра, именно завтра он ей откроется и они обретут огромное счастье, они поженятся и станут мужем и женой.

Но не судьба, этого не случилось, в ту саму минуту, когда он упустил свой шанс, он потерял любовь всей своей жизни.

Несмотря ни на что Ася не стала терять времени и тут же убежала, но не просто сбежала, она уехала с Гагиным. Таким образом, господин Н.Н.

потерял свою любимую, и даже спустя много лет осознав какую он совершил ошибку он не смог себя простить, ведь имена эти чувства наложили отпечаток на всю его жизнь.

Тема любви в повести «Ася»

Как нам кажется, «Ася» — одна из самых лиричных повестей И. С. Тургенева. Часто ее издают вместе с повестями «Первая любовь» и «Вешние воды» под общим названием «Повести о любви».

«Ася» была написана в 1857 году, то есть почти полтора столетия назад, ее появление знаменовало собой выход Тургенева из глубокого душевного кризиса. Опубликованная впервые в 1858 году в журнале «Современник», она вызвала многочисленные отклики.

К этому произведению может быть применена характеристика Тургенева как художника, данная Добролюбовым: «Тургенев… рассказывает о своих героях, как о людях близких ему, выхватывает из груди их горячее чувство и с нежным участием, с болезненным трепетом следит за ними, сам страдает и радуется вместе с лицами, им созданными, сам увлекается той поэтической обстановкой, которой любит всегда окружать их… И это увлечение заразительно: оно неотразимо овладевает симпатией читателя, с первой страницы приковывает к рассказу мысль его и чувство, заставляет и его переживать, перечувствовать те моменты, в которых являются перед ним тургеневские лица». С этими словами критика любопытно сопоставить признание самого Тургенева о его работе над «Асей»: «…Я писал ее очень горячо, чуть не слезами…»

Писатель действительно внес в повесть много своего, личного, им самим пережитого и перечувствованного. Замечательно в этом смысле одно место в конце четвертой главы, когда герой повести по пути домой внезапно останавливается, пораженный редким в Германии запахом конопли.

«Ее степной запах мгновенно напомнил мне родину и возбудил в душе страстную тоску по ней. Мне захотелось дышать русским воздухом, ходить по русской земле».

«Что я здесь делаю, зачем таскаюсь я в чужой стране, между чужими?» — спрашивает он себя, и читатель ясно различает в этих словах выражение чувств самого писателя, с его страстной, душевной любовью к родине, которой он посвятил всю свою жизнь.

Наибольшую известность приобрела статья Н. Г. Чернышевского «Русский человек на rendez-vous». В школьной программе по литературе советского периода была зафиксирована именно точка зрения Чернышевского, который в полемике с либерализмом, актуальной для того времени, подчеркнул в тургеневском герое типические черты дворянского либерала: дряблость натуры, неспособность к решительной борьбе.

Статья проникнута мрачноватым пафосом разночинного интеллигента, отравленного глубокой неприязнью к «бездельникам» дворянам.

Чернышевский видит в слабохарактерности тургеневского Н. Н. знамение времени, черту целого ряда литературных героев (Рудина, Бельтова из романа Герцена «Кто виноват?», отчасти героя поэмы Некрасова «Саша»), а вслед за ними и всей либеральной дворянской интеллигенции.

Критик указывает на ее несостоятельность в той самой области, которую она издавна считала «своей» — в сфере любви, рыцарских отношений к даме. Чернышевский убежден, что рыцарство давно сменилось подлостью, трусостью, малодушием. Отчасти так оно и было.

Но Чернышевский намеренно сгущает краски, его оценка повести Тургенева — не только отклик на литературный текст, но и аргумент в идеологической борьбе времени.

Обратившись спустя почти полтора века к работе знаменитого критика, мы ясно видим, во-первых, тенденциозность (пристрастность, необъективность) произведенного Чернышевским разбора повести, во-вторых, эмоционально-оценочный характер эпитетов, направленных в адрес главных героев (господин Н. Н. — «дряннее отъявленного негодяя», Ася — «существо зависимое, существо оскорбляемое»). Но несмотря на свою отчетливую тенденциозность, статья содержит интересные и вполне справедливые наблюдения.

Отзывы других литераторов того времени тоже основаны на эмоциях. В. П. Боткин писал, что «Ася» далеко не всем нравится. По его мнению, лицо Аси не удалось. П. В. Анненков и Салтыков-Щедрин восторгались повестью, Некрасов тоже восхищался, но сцену свидания хотел изменить, «смягчить и поубавить» упреки Н. Н. в адрес Аси.

Приведенные сведения помогают нам понять, как воспринималась повесть современниками.

Некоторые исследователи творчества Тургенева (П. В. Анненков) пишут о «тайном» психологизме автора.

Они пишут: «Своеобразие и сила тургеневского анализа, его неповторимость и сохраняющееся очарование заключаются в том, что Тургенева более всего привлекали те зыбкие настроения и впечатления, которые, сливаясь, должны вызвать у человека ощущение полноты, насыщенности, радости от ощущения своей слиянности с окружающим миром».

Эта направленность тургеневского психологизма, обнаруживалась в его ранних повестях и отчетливо прослеживается на протяжении всего творческого пути писателя. В этой сфере психологии он проявил себя большим мастером, улавливавшим действительно тончайшие, зыбкие движения души, почти не переводимые в логические категории».

  • Чтобы определить, о какой любви писал Тургенев, нужно еще раз внимательно вчитаться в текст повести, пытаясь понять, что же произошло между главными ее героями.
  • Автобиографическая основа повести
  • В основе повести «Ася» автобиографические сведения.

В 1842 году у Тургенева от крепостной крестьянки Авдотьи Ермолаевны родилась внебрачная дочь — Пелагея (Полина впоследствии). Долгое время девочка жила в имении Тургеневых, в Спасском. Положение ее было унизительное и жалкое. Мать Ивана Сергеевича сдала свою внучку на руки одной из крепостных прачек. Дворня называла Полю злорадно «барышней».

Читайте также:  Анализ стихотворения Е. Баратынского «Муза»

В 1859 году Иван Сергеевич вывез свою дочь в Париж, к Полине Виардо, которая воспитывала затем маленькую Полю вместе со своими детьми. То есть дочь Тургенева получила вполне приличное дворянское воспитание — словом точь-в-точь история Аси, история ее странной жизни, сотканной из противоречий.

Основная тема повести

Повесть «Ася» — о любви и только о любви, которая, по мнению Тургенева, «сильнее смерти и страха смерти» и которою «держится и движется жизнь». Эта повесть имеет необыкновенное поэтическое обаяние, красоту и чистоту.

Главная тема повести — любовь. Все о ней, о любви, о серьезном и строгом, о сокровенном и важном… В основе сюжета — история любви, закончившаяся разлукой не из-за каких-то внешних обстоятельств, а по внутренней несостоятельности героя, который не сумел взять на себя ответственность за судьбу и счастье полюбившей его девушки.

Любовь… Это, наверное, самое загадочное из всех человеческих чувств, а Тургенев, как, пожалуй, один из немногих писателей, с поэтическим трепетом воспринимающим рождение вечно юного чувства — любви.

Как справиться с сердечной болезнью? Как одолеть печаль? Безответная любовь — что это? Как первой сказать «люблю» человеку, в котором ты не совсем уверена? Как пережить страдания отвергнутой любви и оскорбленного чувства? И вообще, как совершается это таинство любви, как происходит чудо: мир волшебно меняется для того, кто полюбит! Краски становятся ярче, звуки отчетливее! Ведь полюбив, человек тоньше чувствует, острее видит, сердце его открывается для красоты, добра.

Вопросы и вопросы… Прямых ответов на них мы не найдем у Тургенева, но все тургеневские герои проходят испытание любовью, своего рода проверку на жизнеспособность. Один из исследователей творчества Тургенева П. Анненков писал, что повести и рассказы Тургенева объединяет одна черта — в каждой из них есть «психологическая загадка».

Вот нам и предстоит попытаться разгадать эту психологическую загадку, понять, какими средствами пользуется писатель для того, чтобы открыть нам тайны душевных переживаний; проследить, как знакомство Н. Н.

с Гагиными перерастает в историю любви, которая оказалась для героя источником как сладостных романтических волнений, так и горьких терзаний, которые потом, с годами, хоть и утратили вою остроту, обрекли героя на судьбу бобыля.

Будучи сосредоточенной на вопросах любовно-психологических, повесть эта не может не вызвать интереса.

Сочинение 4

В повести Тургенева «Ася» идет речь о внезапно вспыхнувших чувствах двух молодых людей. Их роман продлился не долго, тому виной является их нерешительность, боязнь последствий.

Ася или Анна в силу своей неопытности испугалась нового чувства, которое она испытала вскоре после знакомства с гражданином Н.Н.. Поведав об этом своему сводному брату, она разделила свой страх, но от этого ей не стало легче. Девушку терзали чувства сомнения по поводу ее происхождения. Она всячески занижала свои достоинства, ввиду заниженной самооценкой, заложенной с самого детства.

В обществе не признавали незаконнорожденных детей, поэтому Анну увезли за границу, где о ее происхождении никому не будет известно.

Брат Аси строго хранил тайну, тем не менее, когда он заметил возникшие чувства между молодыми людьми, поспешил признаться гражданину Н.Н. о том, кем приходится ему Ася.

Н.Н. никогда не задумывался о серьезных намерениях создать семью, поэтому для него было неожиданностью услышать утверждение Гагена о том, что он никогда не женится на Асе. Данное утверждение только прибавило сомнений Н.Н.

Именно сомнения в собственных чувствах тормозили развитие событий. Асе, молодой и наивной девушке, хотелось быстрого ответа, Н.Н., оценивая ситуацию, тянул с ответом.

Даже после неудавшегося романа Н.Н. не пожалел о расставании с Асей, он до сих пор думал, был бы счастлив в этом союзе. Возможно, нет. Проанализировав жизнь Н.Н., мы убеждаемся в том, что он не стремился к семейной жизни.

Вероятнее всего, жажда к путешествиям и свободной жизни, сделали свое дело. Он так и остался одиноким мужчиной. Высушенный цветок герани, подаренный однажды Асей, и так свято хранимый Н.Н.

,служит подтверждением того, что в его жизни любовь к Асе была единственной.

Влюбленные люди стали заложниками общества. Девушка никогда не получит признания на своей родине, где важнее родовое происхождение, нежели сам человек как личность. Молодой человек, понимая всю ответственность, решил отступить.

Я считаю, что главная причина расставания двух молодых людей, стала нерешительность молодого человека, страх перед осуждением. И Н.Н.в последнем разговоре с Асей, обвинял ее в поспешности и неумении хранить тайны.

По его словам, это она убила развивающуюся любовь. На самом деле это была лишь оборона и страх перед неизвестностью. Он решил использовать нападение.

Это ранило сердце девушки, и она приняла окончательное решение поставить точку в отношениях, которых в принципе не было.

Урок литературы в 8-м классе "История одной любви" (по повести И.С. Тургенева "Ася")

Цели и задачи урока:

  1. формирование чувства прекрасного через поэтический текст повести, музыку;
  2. познакомить учащихся с литературным произведением 19 века, изучая с точки зрения понятия историзма в литературе;
  3. учить восьмиклассников текстуальному анализу повести и анализу эпизода произведения, видеть и понимать значение детали в литературном произведении;
  4. учить ребят понимать «психологизм» повести, разбираться в средствах выразительности языка.

Оборудование:

  1. портрет И.С.Тургенева;
  2. на доске записи: – тема урока; – эпиграф «А счастье было так возможно» (А.С.Пушкин);

    – «У счастья нет завтрашнего дня…У него есть настоящее – и то не день – а мгновение» (И.С.Тургенев);

  3. «театральная декорация»: одна половина доски оформляется как окно с подоконником; на подоконнике – горшок с цветущей геранью, подсвечник, раскрытая книга, на ней засушенная веточка герани, рядом пожелтевшие листочки бумаги, свернутые записками.

Ход урока.

Любовь, любовь – загадочное слово. Кто мог бы до конца тебя понять? Всегда во всём старо ты или ново?

Томленье духа или благодать?

Урок, посвящённый повести И.С.Тургенева «Ася», я начала с этих стихотворных строк неслучайно. Как вы думаете, почему? Да, главное в повести – любовь. Всё о ней, о любви, о серьёзном и строгом, о сокровенном и важном…

Любовь… это, наверное, самое загадочное из всех человеческих чувств, а Тургенев, как пожалуй, один из немногих писателей, с поэтическим трепетом воспринимал рождение вечно юного чувства – любви.

Как справиться с сердечной болезнью, как одолеть печаль? Безответная любовь – что это? Как первой сказать «люблю» человеку, в котором ты не совсем уверена? Как перенести страдания отвергнутой любви и оскорблённого чувства? И вообще, как совершается это таинство любви, как происходит чудо: мир волшебно меняется для того, кто полюбит.

Краски становятся ярче, звуки отчётливее! Ведь полюбив, человек тоньше чувствует, острее видит, сердце его открывается для красоты, добра…

Вопросы, вопросы… прямых ответов мы не найдём у Тургенева, но все тургеневские герои проходят «испытание любовью», своего рода проверку на жизнеспособность. Любящий человек, по мнению Тургенева, прекрасен, духовно окрылён. Один из исследователей творчества И.С. Тургенева , П.

Анненков, писал, что повести и рассказы Тургенева объединяет одна черта – в каждой из них есть «психологическая загадка».

Вот нам и предстоит сегодня попытаться разгадать эту психологическую загадку, понять, какими средствами пользуется писатель для того, чтобы открыть нам тайну душевных переживаний; проследить, как знакомство Н.Н.

с Гагиными перерастает в историю любви, которая оказалась для героя источником как сладостных романтических томлений, так и горьких терзаний, которые потом, с годами, хоть и утратили свою остроту, обрекли героя на судьбу бобыля.

Итак, обратимся к тексту повести.

– Какую форму повествования выбирает автор?

Повесть написана в форме рассказа Н.Н. о том, как много лет назад он путешествовал по Европе и в небольшом немецком городке встретился и подружился с русскими: Гагиным и его сестрой Асей. Рассказчик сообщает не только о событиях, беседах, описывает обстановку, но, главное, воспроизводит историю своей любви, вновь переживает былое.

– Что вы можете сказать о Н.Н. , от лица которого ведётся рассказ? Как он воспринимал окружавший мир?

Н.Н. – богатый дворянин, художник в душе; он одержим стремлением наблюдать, особенно людей; он праздный путешественник, наблюдатель.

– Чем поразили Гагины Н.Н. при первом знакомстве?

Н.Н. воспринимает брата и сестру как людей разных психологических уровней, а портретные характеристики поражают читателя точностью и краткостью. Рассказчик отметил явное несходство и внутренний контраст Гагиных. Это ещё больше обострило его любопытство и восприимчивость.

Верный привычке наблюдать людей и читать в их душах по выражению их лиц, по непроизвольным жестам, рассказчик при первом же знакомстве с Асей отмечает что-то своё, особенное в чертах её смугловатого лица, в её причёске, в манерах держаться.

Он подробно описывает поведение Аси, целиком отдаётся наблюдению за её движениями, взглядом, улыбкой.

– Рассказ о первом дне знакомства с Гагиными завершается лирическим пейзажем; прочитайте его. (Чтение текста повести сопровождается вальсом Штрауса «Над голубым Дунаем»).

– Соответствует ли этот пейзаж настроению Н.Н.?

Пейзажная миниатюра становится средством выражения романтических возвышений героя. Встреча с Гагиными обострила его внимание к прекрасному. Поэтому он весь отдаётся созерцанию и возвышенному настроению.

– Каково состояние души Н.Н. после первого дня знакомства?

Г-н Н.Н. весь разнежен сладким томлением и ожиданием счастья.

– Где встретили Н.Н. с Гагиным Асю на второй день знакомства?

На уступе стены на развалинах феодального замка прямо над пропастью сидела Ася. Это говорит о романтическом характере героини.

– Какое чувство вызывает Ася у Н.Н.? Подтвердите текстом повести? (Неприязнь, досада.)

По словам брата, Ася «вольница, сумасшедшая». Н.Н. она представляется полу загадочным существом, «хамелеоном».

– Какие «роли» играет Ася? Почему она так поступает? Может ли Н.Н. ответить сейчас на этот вопрос?

Она сыграла роль солдата, марширующего с ружьём, и этим шокировала чопорных англичан; за столом она сыграла роль благовоспитанной барышни; на другой день представилась простой русской девушкой, чуть ли не горничной… Ответить на вопрос, почему Ася так себя ведёт, Н.Н. ещё не может, так как не понял ни Аси, ни самого себя.

Читайте также:  Понятия и термины современного литературоведения с примерами

– Как заканчивается второй день знакомства?

Герой не отдаёт себе отчёта в том, что с ним происходит. Он ощущает то какое-то смутное беспокойство, которое вырастает в непонятную ему тревогу, неприятную досаду; то ревнивое подозрение, что Гагины – не родственники.

– Как нравственно-психологическое состояние героя передаётся через пейзаж?

Какие то неясные тёмные силы врывались в сознание героя, оставаясь смутными, тревожными и даже раздражающими. Непонятная герою «мертвенная» тяжесть как первые всплески неосознанного чувства разрешилась в сознании героя в горькое жгучее волнение, в тоску по родине.

– Прошли две недели ежедневных встреч, Н.Н. всё более огорчался ревнивыми подозрениями и хотя в полной мере не догадывался о своей любви к Асе, но она постепенно овладевала его сердцем. Он оказался во власти этого чувства. Какое настроение было доминирующим в этот период?

Настойчивое любопытство и некоторая досада на загадочное поведение девушки, стремление понять её внутренний мир. (Зачитать начало 6 гл.)

– Каким образом подтверждается подозрение Н.Н. о том, что Гагин и Ася – не брат и сестра? (Подслушанный разговор в беседке)

– Какие чувства овладевают героем после этого?( конец 6 – начало 7 гл.)

Сам герой не находит определения своим чувствам. Но мы, читатели, понимаем, что его уже захватило глубокое и тревожное чувство любви. Именно от неё он уходит в горы, а когда возвращается, то, прочитав записку от Гагина, на другой день же отправляется к ним.

– Что же узнал Н.Н. об Асе из рассказа Гагина? (Выборочный пересказ истории Аси).

– Как меняется душевное состояние героя?

Он мгновенно обретает утраченное равновесие и так определяет своё состояние: « Я почувствовал какую-то сладость, – именно сладость на сердце: точно мне втихомолку мёду туда налили. Мне стало легко после гагинского рассказа.»

– После разговора об Асе последовала новая фаза любовных отношение тургеневских героев: теперь наступило взаимное доверие и сближение. Что же открыл Н.Н. для себя в Асе? Чем она ему нравилась?

Успокоенный, Н.Н. понял, что странная девочка привлекла его не одной толь полудикой прелестью, но её душа ему нравилась.

– Всё вокруг влюблённых освещается волшебным светом: «Я глядел на неё, всю облитую ясным солнечным лучом, всю успокоенную и кроткую.

Всё радостно сияло вокруг нас, внизу, над нами – небо, земля и воды; самый воздух, казалось, был насыщен блеском». (9 гл.

) Ася говорит любимому: «Если бы мы с вами были птицы – как бы мы взвились, как бы полетели. Так бы и утонули в этой синеве…». Как понимать эти слова?

Любовь окрыляет человека, поднимает его гад обыденностью. Литературовед М.Гершензон писал: «Вот образ любви, по Тургеневу (он любил аллегорические сцены): любовь налетает на человека, как гроза в ясный день, и в ошеломляющем вихре её у души внезапно вырастают крылья, человек превращается в птицу, со стремительным полётом птиц, с их неукротимой волей».

– Что почувствовал Н.Н. в этот день после гагинского сообщения истории сестры, весёлого вальсирования с Асей и её призыва вообразить, что у них выросли крылья?

Н.Н. почувствовал, с одной стороны, тайное беспокойство на сердце, с другой, – упоение радостью сближения; в нём загорелась жажда счастья.

– Как Тургенев помогает нам, читателям, понять психологическое состояние героя в этот момент?

Через пейзажную зарисовку. (Художественное чтение отрывка из 10 гл. на фоне звуков вальса Штрауса) Пейзаж как бы вбирает в себя психологическое состояние человека, становясь «пейзажем» души.

Отравленный сладким ядом закипающего чувства, герой-романтик во всём находит тревожное ожидание, беспокойство: «в небе не было покоя», в « тёмной, холодной глубине» реки с тихим журчанием воды за кормою, в шёпоте ветра – повсюду чудилось тревожное оживление.

Именно в этот момент слияния с природой во внутреннем мире героя совершается новый скачок: то, что было смутным, тревожным, вдруг оборачивается несомненной и страстной жаждой счастья, которая связывается с личностью Аси, но которую герой ещё не смел назвать по имени.

Время как бы останавливается для героя, переполненного ожиданием счастья, и лишь после горького признания Аси, что «крылья у неё выросли, да лететь некуда» (а что скрыла под этими словами Ася, как их понять?), наш герой решается подумать над вопросом: «Неужели она меня любит?»

– А сам-то герой , что чувствует, что происходит в его душе?

Собственное чувство его развивалось « в полусне сознания», по его собственным воспоминаниям. Сладость на сердце, радость доверия и жажда счастья ещё оставляют героя в полусознательном созерцании.

Герой предпочитает безумно отдаваться набегающим впечатлениям: «Я не только о будущем, я о завтрашнем дне не думал, мне было очень хорошо».

Психология созерцателя, постигающего красоту, переживающего романтическую любовь, предполагает замедленный темп и внутреннюю остановку, углубление в себя, рефлексию.(размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психологического состояния).

А Ася? Близкая к «земле», страстно и цельно чувствующая, она не могла удовлетвориться беспредметными мечтаниями. И вот, без мысли о последствиях, без расчёта и осторожности, она назначает любимому свидание. «Другая бы умела всё скрыть и выждать, но не она,» – по верному пониманию брата (14 гл.)

– В каком состоянии шёл Н.Н. на свидание с Асей? (Сомнение, колебания)

– И вот она, самая волнующая сцена повести – сцена свидания. (Выборочное чтение сцены учителем).

Понравился ли вам Н.Н. в этой сцене?

  • – Чем не понравился?
  • – В чём он обвиняет Асю?
  • В чём хочет оправдать себя?

Поведение героя в сцене свидания представлялось многим критикам – современникам Тургенева возмутительным. Однако, не оправдывая героя и не осуждая его, попробуем понять. Сцена свидания – образец тургеневского психологизма. Автор сосредоточивает внимание на развитии, изменении психологического состояния героя.

– Зачем Н.Н. пришёл на свидание?

Рассудив благоразумно, Н.Н. пришёл на свидание с тем, чтобы расстаться с Асей навсегда. «Я не могу на ней жениться. Она не узнает, что и я полюбил её.

» Однако что-то трогательное, беспомощное в робкой неподвижности Аси так трогает героя, что он отдаётся порыву естественного чувства и этим самым вступает в противоречие с принятым решением и с тем словом, которое он дал Гагину.

Подспудно он понимает, что решение расстаться с Асей не соответствует правде его чувств (помните, «я ещё сам не знал, чем свидание могло разрешиться»?). герою искренне казалось, что его чувство находится в стадии созревания, а ситуация требовала немедленного решения.

Отсюда его досада на откровенность и поспешность Аси и Гагина. Он осуждает в душе то, что говорит Асе при свидании, так как слова не соответствуют его чувствам. Одновременно герой вместе с автором пытается понять состояние другого человека, однако улавливает лишь внешние проявления чужого «я».

– Как ведёт себя Ася во время отповеди Н.Н.?

Н.Н. хотел терзать девушку выяснением своего отношения к ней. Ему, созерцателю, требовалось время, остановка и раздумья о своих переживаниях. И он был удивлён реакцией Аси на отповедь.

Итак, герой сам пришёл к своему несчастью: там, где требовался порыв самозабвенной любви, он отдаётся рефлексии ( 17 гл.).

– А когда же к герою приходит осознание того, что он любит?

Позже, после свидания, когда он ищет Асю, когда пугается, что возможно несчастье, что Ася может убить себя.(19 гл.).

– Почему Н.Н., услышав от Гагина, что Ася нашлась, не настоял на разговоре тут же? Как автор относится к такому поведению героя?

Тургенев осуждает своего героя. Да и сам Н.Н. с сарказмом говорит о своём решении быть счастливым – завтра ( 20 гл.).

– Но это слова человека на двадцать лет старше того, юного Н.Н., о котором мы говорим сейчас. А тогда, в каком состоянии возвращается Н.Н. домой? (конец 20 гл.)

– Что же произошло на следующий день? Понял ли Н.Н. свою ошибку, осудил ли себя? (конец 21 гл.).

– Почему же не состоялось счастье героев? Почему они разошлись?

Потому что душевная жизнь у Аси и Н.Н. протекала по-разному. Ася пережила кульминацию чувств при свидании, а Н.Н. в тот момент был готов только наслаждаться романтическим созерцанием, он тогда не чувствовал в себе того , что снимает благоразумие и осторожность. Осознание чувства любви пришло к нему позднее.

Причина жизненной драмы героев кроется в разности их психологического склада, их темпераментов. Н.Н.

– романтик с созерцательным отношением к миру; это в некоторых ситуациях не позволяет герою вовремя осмыслить отношение к людям и даже разобраться в себе; это же не позволяет ему и совершить верное действие. Ася живёт непосредственным движение сердца: в ней ни одно чувство не бывает наполовину.

Итак, мы проследили развитие чувств героя, пережили вместе с ним психологические изменения его души.

– Какими способами автор помогает нам открыть душу героя? (Выбор формы повествования от первого лица, портретные характеристики, «психологический» пейзаж.)

– Любовь – тайна. С ней пришлось столкнуться рассказчику, до конца осознавшему своё чувство у Асе лишь тогда, когда всё было потеряно, потеряно из-за несказанного вовремя слова. Но чувства не забылись: двадцать лет прошло, а Н.Н. помнит всё до мелочей, свято хранит «священные реликвии» любви. (Обращаемся к театральной декорации урока: засушенная веточка герани, записочки…)

Первой любви не сотрётся печать. Будем друг друга всю жизнь вспоминать; Общие сны будут сниться обоим; Разум обманем и сердце закроем – Но о прошедшем тоска не умрёт, А уж любовь не придёт, не придёт –

Нет, уж любовь не придёт! В.С.Курочкин

15.05.2011

Ссылка на основную публикацию