Анализ поэмы а. блока «двенадцать» («12»)

Поэма «12» Блока была написана в январе 1918 года. Произведение стало откликом писателя на события Октябрьской революции. Это произведение является одним из самых ярких в русской литературе эпохи символизма.

Анализ поэмы А. Блока «Двенадцать» («12»)

Анализ поэмы «12»

События поэмы “Двенадцать” разворачиваются в революционном Петербурге зимой 1917–1918 гг. При этом сам город в произведении является олицетворением всей России.

Краткий анализ

  • Год написания – январь 1918 года.
  • История создания – толчком к написанию поэмы послужили революционные события.
  • Тема – революция.

Композиция – зеркальная. Поэма делится на 12 глав, представляющие собой экспозицию, завязку, развитие действия, развязку и эпилог.

Жанр – поэма с элементами других жанров, указывающих на динамичность и стихийность событий.

Направление – символизм с реалистическими чертами.

Полный анализ

История создания

А. А. Блок начал работу над поэмой «Двенадцать» в процессе революционных событий. Именно они стали поводом для написания произведения. А. А. Блок работал интенсивно: всего за несколько дней была написана целая поэма, а редактировалась она около одного месяца.

18 февраля 1918 года поэма «Двенадцать» была напечатана в газете «Знамя труда», а уже в мае была издана отдельной книгой.

Тема

В поэме А. А. Блока «Двенадцать» отчетливо звучит тема революции. Все образы связаны с противопоставлением нового мира и мира старого, которому больше нет места на земле.

Композиция

Поэма «Двенадцать» содержит в себе 12 глав. Композиционно произведение имеет экспозицию, завязку, развитие действия, развязку и эпилог. С помощью экспозиции читатель помещается в атмосферу революционного времени.

Во второй главе, являющейся завязкой, читатели знакомятся с основными героями поэмы, судьбы которых узнаются в следующих главах. Кульминацией является шестая глава, в которой происходит убийство Катьки.

Особенность композиции «Двенадцати» заключается в ее зеркальности. Идет перекличка по главам как сюжетно, так и образно.

Жанр

Сам А. А. Блок кратко определяет свое произведение как поэму. Однако в нем есть признаки и других жанров, что помогает раскрыть авторский замысел: подчеркивается стихийность событий, их хаотичность, противоречия революции.

В поэме «Двенадцать» наблюдаются жанры романсов, песен, маршей, декламаций, частушек, лозунгов, молитв. Сочетание религиозных, народных и революционных жанров позволяет говорить о том, что жанровое своеобразие заключается в стилистическом приеме оксюморона.

Направление

Анализ поэмы «Двенадцать» невозможен без понимания такого литературного направления, как символизм. В произведении А. А. Блока ярко отразились основные черты данного направления: использование большого количества образов-символов, олицетворяющих как революцию в целом (метель, ветер, вьюга, ураган), так и новый мир (красноармейцы, плакаты) со старым миром (буржуи, «пес паршивый»).

Прослеживаются в поэме и черты реалистического направления, так как автор изображает события исторического характера.

Вывод

В поэме «Двенадцать» Блок противопоставляет отряд из двенадцати красногвардейцев другим  встречающимся на улицах города персонажам – старушке, буржую, барыне, товарищу попу и остальным. Они являются частью «старого мира».

Отряд из двенадцати – представители «нового мира», за которыми плетется, скаля зубы, «старый мир» в образе пса. Фигура Христа в поэме неоднозначна – даже сам Блок не мог до конца объяснить сложную символику этого образа.

О чем поэма «12» Блока – сюжет

Действие в поэме А. Блока «Двенадцать» происходит в 1917 – 18 г.г. В центре изображения революционный Петроград, где человеческая трагедия достигла космических масштабов. Блок как яркий представитель символизма использовал художественные средства, характерные для этого направления.

Природа отражает всеобщую сумятицу. Холодно, темно, ветер сбивает с ног, скользкие дороги. Революции и война влияют на человека так же: привычный ход жизни нарушен, люди не знают, что теперь делать, куда идти, как «устоять на ногах».

По городу идет отряд из 12 человек. Цифра выбрана не случайно: Блок проводит параллель между отрядом большевиков и апостолами Христа.

В отличие от апостолов этим 12 больше подошел бы бубновый туз на спину, эти люди далеки от святых, они преступники. Диалог защитников революции раскрывает их сущность.

Они обсуждают жизнь Ваньки, который гуляет по кабакам, вспоминают любовницу Петрухи. Как лозунг звучат слова: «Запирайте етажи, нынче будут грабежи». Они отказались от Бога и погрязли в грехах.

В завершающей 12 главе появляется два символичных образа. За отрядом увязался шелудивый пес, символизирующий старый мир. Перед отрядом смутно виднеется фигура Христа, символ надежды на возрождение России.

Поэма «12» сочинение

Для полного восприятия творчества Блока необходимо погрузится во время, в котором жил автор. Между 1917 и 1918 годами Блок во многом переосмыслил свою жизнь и естественно это заметно в его работах. Поэт хотел передать все качества и пороки людей тех времен. Произведение писалось легко и автор утверждает, что это лучшая его работа.

Поэма очень хорошо передает реальность тех лет. Сюжет, по сути, незамысловат. 12 красноармейцев контролируют соблюдение порядка в город. Солдаты входят в состав патруля. Простота сюжета, благодаря деталям перерастает вполне четкую передачу постреволюционного времени.

Поэма берет свое начало со строк, в которых автор возносит ветер. Ветреная стихия легко разносит препятствия и преграды, которые попадаются на пути. Немного позже становится ясно, что ветер это революция. Автор пытается сказать, что старый режим и правила уходят. Приход нового порядка тесно связан с образами красноармейцев.

Блок описывает их довольно суровыми и темными личностями. Оружие с черными ремнями, картуз и сигарета в зубах. Также автор подчеркивает, что на их спине должен быть туз бубновый. Эти строки можно понять так, что жизнь до революции у красноармейцев была темная, но все же они несут надежды на новое будущее.

Основой произведения является контраст. Автор красит ветер в черный цвет, а снег соответственно в белый. Роль ветра упомянутого в начале поэмы это разрушить грань между двумя образами.

Мир до революции автор показывает светлым тоном, а вот новый порядок ассоциируется с темнотой и злобой.  Но эта злоба не просто пришла с революцией, она зародилась до нее. Люди устали от рабства и издевательства над собой.

Блок показывает, что будущее у того народа, который идет вперед и без всяких запретов. Нет больше ничего святого. Бога нет для людей. Но вот в конце автор вводит совершенно неожиданный образ Иисуса Христа.

Ни один критик и специалист творчества Блока не может понять и объяснить, почему автор ввел в поэму данный образ. С одной стороны, если Блок хотел придать революции черты светлого и святого, то это невозможно исходя из смысла поэмы. А с другой стороны ставить бога в вершине преступников тоже неверно.

Каждый должен лично расценить идею данного произведения. Ведь кто-то верующий, а для кого закона нет и бога нет. Литература является бессмертной, поэтому наверно каждое поколение расценит по- своему данную поэму.

Сочинение о стихотворении Блока

Поэма «Двенадцать» — это поистине великое и уникальное произведение, оно является апогеем творчества А.А. Блока. Многие считают, что поэма посвящена переменам, коренным переломам, происходившим в стране, что это некий реквием по государству, по его устоям.

Поэма очень интересна по своей композиции, она представляет собой кольцо. Также неоднозначно и необычно толкуется название поэмы. В произведении есть религиозный подтекст, число 12 использовано не просто так, идет отсылка к 12 апостолам.

Блок пытается донести до читателя простую мысль, революция в России – это начало освобождения всех угнетенных и рабов по всему миру, как Христос пришел когда-то со своими учениками, так и здесь красноармейцы идут давать свободу, уничтожать старый строй и наконец водворять царствие Божие.

В произведении всего 12 глав, каждая из них является важным звеном из всей цепочки, без которого не сложится полная картина того времени.

Автор обезличивает героев, по отдельности они – ничто, а вот вместе они настоящая сила, разрушительная, но в тоже время объединяющая народ, который также поднялся во имя свободы. Таким образом, Блок изображает единство, которое охватило страну.

Нужно отметить и многообразие тем и проблем, которые подняты в произведении. Конечно же, это тема революции.

По мнению автора любой переворот обладает сильной разрушительной силой, именно поэтому показаны в произведении образы вьюги и ветра, представители всего старого не знают куда деваться, им нет места в новом мире. «Буржуй» здесь равен бездомному псу, он также никому не нужен.

Тема смены нравственных установок также обсуждается автором. В произведении описываются сборища проституток, которые собираются установить единогласные расценки на обслуживание своих клиентов.

В русской литературе такие темы вообще запретны, а здесь Блок даже не осуждает это. Автор поражает своей честностью, новый мир – новые правила, оковы сняты, нет цензуре.

В поэме религия – это старая традиция, которой нет места в будущем, поэтому она и подлежит уничтожению. А с другой стороны, существует версия, что народ воспринимал Христа вне церкви, поддерживающей царизм, т.е. его учение было изуродовано и направлено против людей. А теперь Христос пришел снова, чтобы уже сделать мир справедливым.

Поэма А.А. Блока – это поистине грандиозное произведение, поражающее своим реализмом, сюда вкраплены песни, разговоры, агитационные речи, образы и картины. С первых строк читателей поражает хаотичность действующего миропорядка, контрасты, но также воодушевление и сила простого народа.

Эссе по поэме Двенадцать

Александр Блок – величайший писатель и поэт, крупнейший представитель символизма, творивший в XX веке. Его работы были наполнены трагизмом, свойственным для того опасного времени, назревания будущей революции.

Изначально же, до смутных времен, А. Блок писал стихи о своей Прекрасной Даме, в которую был по-настоящему влюблен. Однако времена начали меняться. Менялось и творчество Блока.

Основой произведения является конфликт самой революции, противостояние старых устоев с обновленными. Исход этого противостояния ясен.

Непримиримость сторон отлично показана автором, стороны очень контрастны. Каждая из них стоит на своем, однако общее в них то, что они не готовы смириться со своей участью и не готовы принять перемены, которым революция подвергает общество.

Поэма хорошо сочетает в себе реализм с нотками романтизма. Произведение имеет говорящее название, являющееся отсылкой к 12 апостолам-ученикам Иисуса Христа. Однако более реалистичное объяснение название таково: это красногвардейцы, чей отряд состоял из как раз таки 12 человек.

Сюжет является последовательным, в нем присутствуют психологические нотки, нежели фабульные. Двенадцать — являются врагами старого мира, его старинных устоев, хотя они сами являются его частью.

Автор пытается это показать символически, называя старый народ “псом безродным”, который все же не отстает от молодых, следуя за ними. В нем чувствуется что-то темное, опасное.

Сила созидания не была описана Блоком четко. Однако он отмечает, что борьба придает героям силы, они начинаю осознавать свое место и предназначение в этом мире. Она очистила их мысли от всего лишнего и помогает сконцентрироваться на своем долге родине.

Поэма “Двенадцать” показала настоящее значение революции в русской литературе, подчеркнула ее масштабы. Это событие оказало огромное влияние на людей, разбудило их светлые стороны, пробудило в них способность любить, и А. Блок смог это показать.

Читайте также:  Сочинение: Почему Хлестаков, герой комедии Николая Гоголя, не был разоблачен?

В поэме “Двенадцать” Блоку удалось передать масштаб социального противостояния, описать его с помощью драматических и контрастных образов.

Можно утверждать, что “Двенадцать” — один из самых реалистичных, сложных и поучительных шедевров русской литературы начала XX века.

Образы героев поэмы «Двенадцать»

В поэме А. Блока «12», написанной по впечатлениям от революции, использованы яркие образы и символы. Они помогают нарисовать картину революционного Петрограда, понять авторское восприятие революции.

Образы двенадцати красноармейцев вызывают ассоциации с апостолами Христа. Красноармейцы выступают апостолами революции. Они защищают дело революции без креста. Им больше подходит бубновый туз на спину, потому что они проливают кровь, совершая убийства.

Блок раскрывает тему вседозволенности, хаоса революции. Поэт проводит мысль, что революция невозможна без насилия.

Особенно выделяется образ Петрухи, который убил Катьку. Злодейство совершается походя и быстро забывается. Революционные события следуют своим чередом, человеческие страсти, чувства руководят поступками человека.

С помощью второстепенных образов Блок показывает отношение разных слоев населения к историческому события. Для бабки политика не имеет значения, она не хотела перемен, боится революции, обращаясь за помощью к божьей матушке. Поп и буржуй переживают за свою судьбу.

Образ Христа в конце поэмы выражает надежду Блока на благоразумие людей, веру в лучшие человеческие начала. Христос сопровождает людей в этот нелегкий период.

Ночь исцеления – сочинения и анализ рассказа Екимова.

В своем произведении Блок применяет символы и принципы контраста. Чтобы усилить восприятие событий, он даёт сравнительные характеристики своим героям.

Блок верит в созидание, и не зря в последней главе появляется образ Христа. Этим автор подчёркивает святость и справедливость революции. Идут вперёд «державным шагом» двенадцать апостолов – красногвардейцев … «И в белом венчике из роз, впереди Иисус Христос».

Поэт считает, что у русского народа хватит сил и мудрости преодолеть разрушения и возродить Россию.

Разбор и Анализ Поэмы Александра Блока "12"

Для многих иследователей “12” это не просто поэма,а прямо нечто невероятное,лучшее что Блок писал за долгое время,но также есть и другие люди,коим так не кажется.Для них 12 это худшая работа Александра Блока,будто бы не достойная его авторства.Тащемта мне 12 нравится,но не мог бы я сказать,что данная поэма-магнум опус Блока,скорее экспериментальное виденье ситуации в стране,изменение строя,власть советов,всяческие красные лозунги и прочее.И все в это в холодную зиму.Я не раз говорил что работа поэта озвучивать своим художественным языком те события,что происходят вокруг него,что окружает всех из нас.Блока на тот момент окружало непонимание,как для самого себя,так и для всего народа России.Что будет после?Будет ли вообще это После?

Блок же просто описал это все,окончив странными строчками:

“В белом венчике из розВпереди Исус Христос”

В конце я ещё обращусь к данным строчкам.Теперь же пойдем по каждой части поэмы,а всего их,как не сложно догадатся 12.Что же перейдем.

Первая часть

Тут предстает перед нами Чёрный,как пишет Блок вечер.Заснеженные улицы и нескончаемый ветер,сбивающий с ног.На зданиях плакаты “Вся власть учередительному собранию!”Все вокруг в поэме пронизано видами реального города.

После эйфории двух революций,входа в Первую Мировую и уже наступавших войск на Петроград,это вся разруха,грязь,ужас и пустота города и показана тут.

Бабушка смотрит на плакат и понимает,что вместо него можно было бы портянок наделать,ведь народ страны обеднел,ситуация в стране все хуже и хуже…А они плакаты делают когда:

А всякий — раздет, разут…

Старушка уходя от плакатов,перешагнув сугроб сказала что большевики их в гроб загонят.Собсна так в итоге все и будет…эх

Тут Блок дает некоего метафизического писателя,который говорит:

— Предатели!— Погибла Россия!

Слова кои крутятся на языках многих людей в то время,ведь непонятно что будет дальше.Из-за гражданской войны,первой мировой и революций уже вообще нечего было не понятно людям.Притом Писатель наверняка сам помогал писать революционные плакатики и прочее,но тем не менее произошедшей революции он не рад.

Тут же Блок высмеивает попа,которой уже не идет вперед крестом на пузе,а просто повесил нос,ведь и к нему скоро придут.Все слои общества почувствуют изменения и интелегенция,в лице писателя и буржуи и попы.

Вторая часть

Вторая часть открывается перед нами солдатами.12 человек идут с винтовками,курят,шутят и разговаривают.

Обсуждают некую Катьку и то,что она кутит с неким Ванькой в кабаке,один из солдат на это немного вздымается,ведь кто не с ними это уже ПРОТИВ НИХ:

— Ну, Ванька, сукин сын, буржуй,Мою, попробуй, поцелуй!

Они идут своим “РЕВОЛЮЦИОННЫМ ШАГОМ”,как говорит Блок,а после доносится одна из интересных фраз:

Товарищ, винтовку держи, не трусь!Пальнем-ка пулей в Святую Русь —В кондовую,В избяную,В толстозадую

Собсна это и были все идеи революционно настроенных того времени,лишь бы снести импереализм и церковность с первого плана,да и вообще с любого плана.По поэме эти солдаты не защитники страны,это главные её враги,они сами готовы её разрушить,а не метафизические враги,о коих они тоже упоминают.Они сами прекрасно справяться.

Третья часть

Третья часть это некая песня этих самых 12 ребят солдат.Они идут и поют,что они вступили в Красную Армию,что служат там.Что назло всем буржуям они раздуют мировой пожар.Собсна в этом и вся поэма 12,она была написана,как раз в период крови,пожара страны и прочего,все это устроили пришедшие большевики.

Красные пришли и разрушили импереализм,как казалось им,а получилось, что разрушили они всю страну.Но при этом строчки оканчиваются так:ГОСПОДИ БЛАГОСЛАВИ.Что уже дает немало вопросиков,ведь вроде вы против этого?Вы же пришли изменить,что же вы тут креститесь то?

А тут все круто.

Блок тут сравнивает цель солдат-Мировой Пожар в крови,который они хотят раздуть с мыслью самого Иисуса Христа-сменить веру в душах людей.Принести новое.Ведь по факту Иисус то тоже не просто так был распят,революционер как никак,те же идеи разрушения старых догматов,пусть и не силовым методом.

Тащемта тут и скачет вся песня,от военного маршевого стиля к молитве в конце.Глубоко то как.

  • Четвертая часть
  • Это уже рассказ Блока о той самой Катьке и Ваньке.Они несутся по городу:

Он в шинелишке солдатскойС физиономией дурацкойКрутит, крутит черный ус,Да покручивает,Да пошучивает…

Ванька все заговаривает и обимает Катеньку.Видно пытается благодаря своему солдатству получить Катеньку собсна.Эта часть одна из самых маленьких,по моему мнению,но тем не менее она продолжается в пятой.

Пятая часть

Продолжается прогулка Ваньки и Катьки,она как Соня у Раскольникова.Существует только ради него.Ради таких как Катя делалась революция,ради такой как Соня-Родион убил старуху.Она собсна существует как персонаж,чтобы ей пользовались.Жизнь Катеньки в глобальном плане не меняется.Как не смешно изменяются только её клиенты:

С юнкерьем гулять ходила —С солдатьем теперь пошла?

Шестая часть

Она трагична,Катенька с Ванькой летят все так же по улице,но на них напали те самые 12 солдат.Там стрельба,Ваня убежал,а Катя погибает.Один из солдат подходя к ней говорит:

Что Катька, рада? — Ни гу-гу…Лежи ты, падаль, на снегу!

И бестрепетно перешагивают через нее, устремляясь вперед, на встречу с таинственным и неугомонным врагом, ибо Катька – не враг, она случайная жертва, предусмотренная теорией уличных жертв и теорией больших красных чисел. Через нее перешагнули и забыли.Как перешагнут через многих других,как забудут многих других.Зато после кое какой войны они резко не забудут никого.ТЬФУ

Седьмая часть

Один из солдат-Петруха вспоминает о Катьке живо трепетно и телесно, его слова очень уж проникновенные,прямо настоящие,живые,не то что у блока в лирике,но вообще в лирике:

Ох, товарищи, родные,Эту девку я любил…

Но другим солдатам эта тема не нравится,в несколько строк они убивают всю любовь,чувства и прочее:

Не такое нынче время,Чтобы няньчиться с тобой!Потяжеле будет бремяНам, товарищ дорогой!

Полностью пренебрегая к личности женщины,пусть даже и проститутке,которую собсна они и сами убили.

Восьмая часть

Скучное время,пустое пространство.Человек в ней вне всего вокруг.

Уж времячко проведу проведу…Как говорил МАЭСТРО БУНИН “Петербург погребен под слоем семечек”Поэтому далее следует строчка про семечки полушу полушу…

А после выходит солдат и говорит иррациональным и непривычным голосом:

Ты лети, буржуй, воробышком!Выпью кровушкуЗа зазнобушку,Чернобровушку…

А после куда более механически молится:

Упокой, Господи, душу рабы Твоея…

Девятая часть

Не слышно шуму городского,Над невской башней тишина,И больше нет городового —Гуляй, ребята, без вина!

Эта самая пустынная часть поэмы.Это безысходный романс за авторством Блока.Тащемта идем дальше.

Десятая часть

Солдаты идут в страшную вьюгу.Снова обсуждают смерть Катьки.Один говорит другому,что руки в крови у них у всех.Собственно это значит,что теперь они все связаны друг с другом кровью.Они единомышленники.

Одинадцатая часть

И идут без имени святогоВсе двенадцать — вдаль.Ко всему готовы,Ничего не жаль…

Все Солдаты идут дальше,они идут все ближе к цели.Цедб которую они уже обозначили до этого.Эта цель страшная и зловещая – неизбежность встречи с лютым и неугомонным врагом.

Двенадцатая часть

Финал.Громкий.Неясный,но тем не менее это финал поэмы.Новые солдаты-с красным флагом в руках встречают сначала призрак прошлого,ввиде собаки.В которую они даже стреляют.А после они встречают Иисуса.Собсна встреча с Иисусом в какой то степени и есть там встреча с врагом.

Они променяли веру на красный флаг,для них теперь Иисус это и есть самый страшный и главный враг.Собсна в него они и пришли стрелять.

В итоге после стрельбы именно Иисус идет с красным флагом.Он забирает всю кровь и ужас от солдат и берет все это себе.Это громко и пророчески.

Несмотря на то,что мы или же солдаты перестали верить в Иисуса,он не перестал верить в людей и простил этих солдат,взял кровь с их рук,взял их кровавый стяг и пошел с ним сам,в непонятное и необъятное будущее.А за ним,все люди и бродячий пес-прошлое,что ползло за ним долгое время.

Да и сейчас ползет.

Итог

Блок показывает революцию.Показывает правду.В полном объеме и с полным ужасом.Но тем не менее Блок,ни встает на сторону революционеров,оправдывая её,но и не стоит против.Он занял позицию простого наблюдателя и чуть более сложного оратора.Он говорит о революции,пользуется метафорами,непонимание того,что будет дальше.Всем эти пропитано 12,поэтому конечно можно заявлять,что произведение это магнум опус,пусть даже так и не есть на самом деле.Блок видит в конце старый мир.Его призрак и он добавляет Иисуса как образ который в очередной раз простит все грехи людей и поведет за собой.И людей и призрак старого мира.

  • Подписывайтесь на канал в ЯндексДзене(жмяк),а также на канал в Телеграме(тык сюда)
Читайте также:  Короткие стихи твардовского, которые легко учатся: небольшие, легкие стихотворения александра твардовского

«Двенадцать» (А. Блок)

Цитата: «В белом венчике из роз — / Впереди — Исус Христос».

История создания

Поэма была написана через два месяца после Октябрьского переворота. Все находились тогда в каком-то лихорадочном предчувствии новой жизни, желая её и в то же время пугаясь. Будучи гениальным поэтом, Александр Блок острее других ощущал дух времени и чувствовал необходимость отразить его. Закончив поэму, он записал в дневнике: «Сегодня я — гений».

Проблематика:

  • противостояние стихии и культуры (Хаоса и Космоса, беспорядка и порядка);
  • этическая проблематика (моральные устои нового и старого мира);
  • путь России.

Смысл названия: название даёт нам сразу несколько ключей к пониманию поэмы:

  • «Двенадцать» состоит из двенадцати частей;
  • двенадцать (часов) — это полночь, время ухода старого дня и наступления нового (что следует понимать иносказательно — как намёк на прощание со старым порядком и принятие нового);
  • наконец, в поэме фигурируют двенадцать красноармейцев, которые в некотором смысле выполняют функции двенадцати апостолов (учеников Иисуса Христа) из Библии;
  • кроме того, двенадцать — это некое совершенное число, символизирующее золотое сечение, универсум.

Литературное направление: модернизм (символизм).

Литературный жанр: поэма.

Жанровые особенности: «Двенадцать» можно было бы назвать исторической поэмой, однако здесь важно учитывать, что Александр Александрович Блок создавал свои произведения, руководствуясь эстетикой символизма. Таким образом, нам представлен не событийный ряд, как это было бы, к примеру, в реалистической поэме, а некая музыка того времени, из которой мы, возможно, узнаём больше, чем из хроники.

Время и место действия: действие поэмы происходит в Петербурге (Петрограде) после революции 1917 г. В городе комендантский час, и двенадцать красноармейцев патрулируют территорию.

Действующие лица

Персонажей поэмы можно условно разделить на представителей старой жизни («дополуночной», жизни до двенадцати) представителей нового времени. Представители старой жизни все представлены читателю в первой главе. Это:

  • Старушка.
  • Буржуй.
  • Писатель.
  • Священник («товарищ поп»).
  • Представительница состоятельного в прошлом сословия («барыня в каракуле»).
  • Проститутки (пять женщин).
  • Бродяга.
  • Пёс.
  • Итого — двенадцать персонажей.
  • Им противопоставлены представители нового времени — двенадцать патрульных красноармейцев.
  • Не относятся ни к старому, ни к новому миру такие персонажи, как Катька и Ванька (они из вневременного пространства любви).

В поэме очень много загадок, но мы всё же не можем не упомянуть, что впереди красноармейцев — Иисус Христос. Превращает он золотое число «12» в роковое «13» или нет, ответить сложно.

Краткое содержание

Глава 1

В Петрограде холодно, снежно. Людей валит с ног свирепый ветер. Упоминаются все двенадцать представителей старого мира. Они ругают большевиков и новый мир не принимают.

Глава 2

По улице идут двенадцать красноармейцев. Они готовы бороться за новый мир, пусть даже старый при этом будет разрушен.

По дороге красноармейцы обсуждают знакомого Ваньку, у которого роман с состоятельной Катей, и ругают его за то, что всё время проводит в кабаках.

Глава 3

Вся глава — это песня, которую, по всей видимости, исполняют красноармейцы. Речь в песне идёт фактически о них — о ребятах, которые вернулись после войны, ничего за плечами не имея, и стремятся уничтожить буржуазию в огне мирового пожара.

Глава 4

Описывается влюблённая пара: Ванька и Катька. Они весело несутся на извозчике по Петрограду.

Глава 5

Тональность разговора Ваньки с Катей меняется. Он припоминает женщине, что в прошлом та была проституткой, намекает на убийство некоего офицера.

Глава 6

Экипаж Ваньки и Катьки сталкивается с двенадцатью красноармейцами. Из контекста ясно, что один из красноармейцев, Петруха, в прошлом состоял с Катькой в близких отношениях. Красноармейцы угрожают Ваньке как разрушителю отношений Петрухи и Катьки и стреляют в него. Но Ванька бежит, а вот Катя убита.

Глава 7

Отряд идёт дальше. Петруха печалится и тоскует по Катьке, но его осаживают товарищи: «не такое нынче время». Пётр веселеет: в отряде идут разговоры о будущих грабежах и гулянках.

Глава 8

Представляет собой ход мыслей Петрухи (достаточно запутанный): Пётр горюет из-за смерти Кати и почему-то собирается отомстить за эту смерть буржуям.

Глава 9

Представляет собой песню о разрушении старого мира. Важный образ этой песни — буржуй, который мёрзнет на перекрёстке вместо городового (городовой — символ старого мира; обнищавший буржуй — нового). Рядом с буржуем — бродячий пёс (символ старого мира).

Глава 10

Петруха упоминает Бога, говоря о метели. Красноармейцы напоминают ему, что на Петрухе уже грех Катькиной смерти, а значит, о Боге разговора быть не может.

Глава 11

Красноармейцы движутся вперёд, несмотря на вьюгу. Их шествие становится словно бы бесконечным.

Глава 12

За красноармейцами увязывается тот самый пёс, который упоминался в главах 1 и 9 (символ старого мира). Они пытаются отогнать пса, но тот не уходит. Внезапно отряд замечает какую-то фигуру впереди. Они стреляют в этого человека, но он продолжает идти перед красноармейцами.

Автор отмечает: «позади — голодный пёс, впереди — Исус Христос».

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Назовите литературное направление, приверженцем которого был Александр Блок и которое нашло отражение в поэме «Двенадцать».

Ответ. Символизм.

Какой персонаж поэмы символизирует старый мир?

Ответ. Бродячий пёс.

Поделиться ссылкой

Поэма А.Блока "Двенадцать"

Слайд 1

«Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию!» А. Блок.

Слайд 2

Время создания поэмы В январе 1918 г. по горячим следам событий, которые потрясли мир. Начал 8 января, перерыв, дописал 17 и 28 января. Поэма «Двенадцать» навеяна революционными событиями: последние месяцы 1917 и январь 1918г.

были неделями апокалипсическими – Брестский мир, красный террор, начало Гражданской войны, обстрел Кремля, погромы и самосуды, поджоги усадеб и убийства помещиков, слух о поджоге Михайловского и родного Шахматово.

Поэма, написанная менее чем за месяц, на высшем взлете творческих сил, остается памятником кратчайшей эпохи первых недель революции 1917 года. Закончив ее, Блок сказал: «Сегодня я – гений».

Слайд 3

Смысл названия 1) 12 красноармейцев, патрулирующих революционный Петербург; 2) 12 апостолов Христа- разносчики учения Христа. 3) Содержит 12 глав.

Слайд 4

Жанр, стиль и композиция поэмы «Двенадцать» « Двенадцать» – эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета.

Выразительность картинок, составляющих поэму, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах.

– Есть ли в поэме лирические мотивы? Как проявляет себя автор? Автор не является героем поэмы, его позиция проявляется косвенно в том, что и как он изображает; в начальной картине-пейзаже, в конце поэмы.

Слайд 5

Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. «Слушайте музыку революции», – призывал Блок. В поэме звучит эта музыка. Музыка революции – это метафора, выражение, звучание жизни.

Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом разнообразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом. В поэме звучат интонации марша: В очи бьется Красный флаг. Раздается Мерный шаг.

Вот – проснется… Лютый враг (гл. 11).

Слайд 6

«Музыка революции» В поэме звучат интонации марша . Слышен городской романс . Часто встречается частушечный мотив . Прямо процитирована революционная песня . Бросаются в глаза лозунги : « Вся власть Учредительному Собранию!»

Слайд 7

Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер – На всем божьем свете! Завивает ветер Белый снежок. Под снежком – ледок.

Скользко, тяжко, Всякий ходок Скользит – ах, бедняжка! Контраст чёрного и белого цвета. Чёрный вечер, Белый снег… (« Белый снег » – символ чистоты и надежды) Но Под снежком – ледок.

Скользко, тяжко, Всякий ходок Скользит – ах, бедняжка! Что символизирует « ледок »? 1 глава

Слайд 8

Образ ветра -всё действие поэмы развёртывается на фоне разгулявшихся природных стихий: Ветер, Ветер На всё божьем свете! «Ветер хлёсткий», он « гуляет », « свищет », « и зол и рад », « разыгралась чтой-то вьюга », « ох, пурга какая, спасе !» « Вьюга долгим смехом Заливается в снегах » Образ ветра бы комментирует происходящее : одних с бивает с ног, другим кажется « весёлым », он « рвёт, мнёт плакат про « Учредительное собрание », когда появляются к расногвардейцы , он радостно « гуляет ». Ветер срастается с петроградским пейзажем и Революцией.

Слайд 9

Персонажи 1-й главы. Старушка: образное сравнение : « старушка, как курица, / кой-как перемотнулась через сугроб».

Буржуй: «…на перекрёстке в воротник упрятал нос» Хлёсткий эпитет и оксю́морон: « А вон и долгополый – / Сторонкой за сугроб… / Что нынче не весёлый, / Товарищ поп ?» Вития: « А это кто? – Длинные волосы И говорит вполголоса: -Предатели! – Погибла Россия!» оратор, человек, искусный в красноречии (устар.

или иронич.). Витиеватый, замысловатый (о слоге, стиле речи, почерке) Поп: « брюхо » «А вон долгополый – Сторонкой – за сугроб… Что нынче невесёлый, Товарищ поп? Барыня: «в каракуле» Бродяга: «сутулится»

Слайд 10

Можно ли согласиться с тем, что Блок сатирически изображает старый мир? Какие художественные особенности использует автор в обрисовке старого мира? Эпитеты : длинные волосы, долгополый ирония: “ что нынче невеселый товарищ поп? “ Помнишь, как бывало, Брюхом шел вперед, И крестом сияло брюхо на народ; Просторечная лексика: Поскользнулась и – бац – растянулась Только ли старый мир изображается сатирически? Как Вы понимаете следующие строчки? И у нас было собрание … Вот в этом здании … … Обсудили – Постановили: На время – десять, на ночь двадцать пять … И меньше – ни с кого не брать … (Это представительницы древнейшей профессии разрешают возникшие проблемы по примеру “ строителей новой жизни ” .)

Слайд 11

2 глава – образ свободы без креста Во 2 главе на авансцену выходят 12 . Значимость этого числа подчёркивается названием поэмы Как они появляются в поэме? – на фоне многоголосия (обилие диалогов) – чёткий маршевый ритм – реплики анархического толка … идут двенадцать человек.

Читайте также:  Фраческо петрарка и лаура: анализ «книги песен»

Винтовок черные ремни, Кругом – огни, огни, огни … В зубах – цигарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз! Это городская беднота, бывшие каторжники.

Их внешность олицетворяет духовный облик: Свобода, свобода, Эх, эх без креста! Они безбожники, слишком ясно несут на себе следы той жизни, которую они прожили, жизнь, в которой ,чтобы уцелеть ,надо было стать такими.

Слайд 12

Реплики 2 главы: Свобода, свобода, Эх, эх, без креста! Тра-та-та! Холодно, товарищи, холодно! Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнём-ка пулей в Святую Русь… Эх, эх, без креста! Лозунги : Вперёд, вперёд, вперёд, Рабочий народ! (6) Товарищ! Гляди В оба! (10) Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг! (2)

Слайд 13

12 говорится о них как о потенциальных каторжниках . Их облик и повадки непривычны и даже отпугивают. «Словеса» изобилуют грубым просторечием и руганью, мысли и побуждения низменны: не без зависти говорят 12 о своём былом товарище, удачливом в житейских и любовных делах Ваньке. Новый мир, как и старый, не идеализирует. Не выпрямляет, не идеализирует своих героев.

Слайд 14

это внутренний, психологический портрет «товарищей», их коллективное сознание («наши», «мы»). Но это и размышление Блока о необходимости преодоления противоречия между внешним и внутренним. Чтобы революция оправдалась, мало спалить буржуев мировым пожаром. Надо, чтобы этот пожар был в крови. Но по старой привычке за благословением на этот шаг они обращаются к Господу.

Слайд 15

4-7 главы – история Катьки За что убили Катьку? В чем ее вина? Фактически Катька является невинной жертвой: даже если считать, что ее вина перед революцией в том, что раньше она проводила ночки с красноармейцем Петрухой, а теперь с буржуем Ванькой, то не слишком ли сурово за такую вину наказание? – убийство без суда и следствия, а потом глумление над трупом? А Катька где? – Мертва, мертва! – Простреленная голова! Что Катька, рада?- ни гу-гу… Лежи ты, падаль, на снегу!”

Слайд 16

Обратите внимание на нравственную оценку совершенного поступка. Петруха переживает потому, что “ Эту девку … любил Ночки черные, хмельные с этой девкой проводил”. 7 глава Но переживания Петрухи лишены нравственной основы.

Его товарищи не переживают вовсе: в их системе ценностей то, что они совершили, является поступком обыденным, не заслуживающим переживания.

Их “сочувствие” Петрухи весьма своеобразно: в оказании моральной поддержки они пытаются обратить Петьку к великой идее революции: “ Что ты, Петька, баба что ль… Поддержи свою осанку! Над собой держи контроль! Не такое нынче время, Чтобы нянчиться с тобой! Потяжеле будет время Нам, товарищ дорогой!

Слайд 17

8 глава В 8 главке пустота души героя толкает его на вакханалию. «Скучно» – абсолютная внутренняя пустота. Когда нет духовного и душевного «содержания » своей жизни, то и чужая ничего не стоит. Эгоизм революционного своеволия социально направлен в «етажи», к буржуям.

Однако кровное возмездие не принесло удовлетворения Петрухе. Нельзя заполнить пустую душу чужой кровью, и поэтому герой остается в прежнем состоянии.

Композиционно главка закольцована словом «Скучно!» 8 строк создают жуткую картину бездуховности: явлениями одного порядка предстают и семечки лущит, и темечко почесать, и ножичком полоснуть.

Слайд 18

9 глава-буржуй на перекрестке сравнивается с голодным псом Начало главы – романс о декабристах.

Случайно ли образ буржуя дан на перекрестке? Что такое перекресток? Только ли 4 дороги, ли это еще и крест? Может ли хоть одна из дорог привести в ту жизнь, где он станет самим собой? Как вы понимаете образ «человек-вопрос»? К кому обращается этот вопрос? Можно ли на него ответить? Кто мог бы на него ответить? Почему человек-вопрос застыл там, где находится сердце распятого Христа? В 9 главе Блок рисует страшную по своей безысходности картину страданий человека, обреченного на гибель не в силу каких-то личных качеств, а потому, что мир, в котором он мог бы быть человеком разрушен теми самыми «двенадцатью», которые продолжают свое победное шествие «Гуляй, ребята, без вина!».

Слайд 19

10 глава-вьюга усиливается… Перекресток заметает пурга , и в этой тупиковой ситуации Петруха, смущенный предложением буржуя, пытается опереться на прежние, привычные ценности: «Ох, пурга какая, спасе!» Спас – Спаситель – другое имя Иисуса Христа. «Товарищи» Петрухе возражают: – Петька! Эй, не завирайся! От чего тебя упас Золотой иконостас? Бессознательный ты, право, Рассуди, подумай здраво – Али руки не в крови Из-за Катькиной любви?

Слайд 20

11 глава Первая строфа утверждает свершившееся: И идут без имени святого Все двенадцать вдаль… Обратим внимание на слово «все». Они обрели единство, которое символизировано маршевым музыкальным ритмом. В этот момент внешние стихии утрачивают свою власть – «И вьюга пылит им в очи», – но движение вперед продолжается.

К концу поэмы меняется и едва ли не окольцовывает ее мотив движения. Сопоставим три словосочетания: «Идут двенадцать человек»; «Идут без имени святого»; «Вдаль идут державным шагом». Изменилось внутреннее содержание движения? Безусловно. Державность – это исполнение государственной миссии.

В этом исполнении они осознают свое предназначение. Выполнила революция свою задачу – «переделать все»? Да. Такой Блок ее «услышал» в январе 1918 года. А в реальности? В реальности она была более страшной, кровавой и сложной. Блок это скоро поймет: музыка звучать перестанет .

– Почему эта строфа отделена от предыдущей и последующих многоточием? Значит ли это, что Блок придает ей особое значение?

Слайд 21

12 глава В завершающей главе командные слова и интонации. «Товарищи» вступают в свои права и от слов переходят к «делу». Сюжет поэмы завершаются кровавой строфой: Трах-тах-тах! Трах-тах-тах… И многоточием, говорящем о продолжении кровопролития.

Убив Катьку, они осознали свое право безнаказанно убивать других… Вот с этого-то момента и начинается реальная революция. Картина, нарисованная в последней главе, – двенадцать красноармейцев и позади голодный пес, олицетворение старого мира.

Блок понимал, что прошлое и будущее на таких крутых поворотах истории, как революция, неразрывно связаны между собой.

Слайд 22

Последняя строфа, завершающая поэму, многосмысленна. Во-первых, начавшись с отголоска маршевой интонации, она почти мгновенно ее утрачивает, и возникает напевная, молитвенная мелодия, личная мелодия Блока, возвращающая нас к его циклам «Снежная маска», «Фаина».

Во-вторых, поэт в образах-символах высказал свое понимание исторического движения человечества: от «позади» к «впереди». Схематично его следует представить так: П 12 И.Х.

« П » обозначает пса, прошлое во всех его проявлениях; дьявольское начало; двенадцать символизирует человечество, движущееся к Истине, Красоте, Добродетели, которые олицетворяются в христианстве Иисусом Христом. Пес и Христос – рифмуются. Если есть добро, то есть и зло.

Но если « Пес » в композиции строфы поставлен рядом с идущими, то от Христа они отдалены громадным расстоянием – в двадцать значимых слов! Дойдут ли они до Него?

Слайд 23

Случайно ли появление Христа в последней главе? Появление Христа нельзя считать неожиданным: начиная с первой строфы образ Творца постоянно присутствует в поэме. Вспомним, что изначально христианство- религия обездоленных, стремящихся к лучшей судьбе.

Возможно, Христос в финале поэмы потому берет в руки кровавый флаг и оказывается с теми, кому он не нужен, что Он не волен в самом себе, ибо не вправе оставить слабое и несовершенное творение- человека – наедине с тем миром злобы, который этим же человеком и создан… Ибо если Он с ними, то есть пусть ничтожная, но все же надежда на то, что смута и тьма в душах людских уступят миру света, добра… Без Него такой надежды быть не может. Наверное поэтому поэма заканчивается все-таки белым : « В белом венчике…»

Слайд 24

Какое значение имеет образ Христа в поэме? Одни воспринимают образ Христа как попытку освятить дело революции, Появление Христа может быть залогом света, символ лучшего, справедливости, Любви, знак веры. Он и «от пули невредим», и он мертвый – «в белом венчике из роз». «Двенадцать стреляют в него, пусть и «невидимого». Другие воспринимают этот образ как кощунство

Слайд 25

Христос упомянут в поэме несколько раз. «Господи, благослови!» – восклицают революционеры, не верящие в Бога, но призывающие его благословить раздуваемый ими «мировой пожар». К Спасителю обращается и Петруха: « Ой, пурга какая, Спасе».

И уже в заключительном эпизоде – явление Христа с кровавым флагом в руке. Эта концовка не давала покоя и самому Блоку: «Чем больше я вглядывался, тем явственнее я видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, именно Христос».

Но Блок писал и том, что с красногвардейцами должен идти не Христос, а Другой. Кто же все-таки появляется в конце поэмы?

Слайд 26

Кто там машет красным флагом? По-разному трактуется этот образ. М. Волошин, например, считал, что Христос преследуется красногвардейцами. И это преследование заканчивается стрельбой по нему. Можно предположить и другое: Христос здесь Спаситель грешных душ людей, заблудившихся в политическом мраке.

Они не ведают, что творят. Вернуть их к Богу – назначение Христа. Как же тогда объяснить красный флаг в руке Христа? Блок по этому поводу высказывался неопределенно: «Христос с флагом – это ведь – «и так и не так». Поэт сказал все, что мог.

В те январские дни ему казалось, что стихия революции созидательна, а она оказалась разрушительной.

Слайд 27

Какой бы ни хотел Блок видеть революцию, изобразил он ее объективно, следуя своему призыву «всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию». Он услышал ее в январе 1917 и в январе же понял ее и… замолчал.

Лишь однажды еще, 11 февраля 1921 года прозвучали его новые стихи «Пушкинскому дому» – стихи тому, кто был для Блока воплощением России духа ее народа. «Нет.

Пушкина убила не пуля Дантеса, – скажет Блок, – его убило отсутствие воздуха, у него отняли тайную свободу». «Отсутствие воздуха» убило и Блока.

Слайд 28

Таким образом, в революции А. Блок увидел стихию, согласился с ее закономерным характером, но при этом разглядел ее жестокое лицо, во многом предугадал ее гибельные последствия. Приветствуя революцию как радикальный способ изменения жизни к лучшему, поэт романтически представлял ее силы более разумными и гуманными, чем они оказались на самом деле.

Ссылка на основную публикацию