Анализ эпизода встречи Раскольникова и Мармеладова в трактире

Раскольников зашел в Трактир. Среди посетителей обращал на себя внимание человек, похожий на отставного чиновника, который тоже был в не котором волнении. Раскольников почувствовал к этому человеку невольный интерес. Чиновник смотрел на всех со скукой и высокомерным пренебрежением.

Лицо его было отекшим от постоянного пьянства, а во взгляде светилась восторженность, были смысл и ум, но в то же время и безумие. Одет он был в старый оборванный черный фрак с единственной оставшейся пуговицей, жилет и запачканную мятую манишку. Он тоже обратил внимание на Раскольникова и подсел к нему.

Представившись титулярным советником Семеном Захаровичем Мармеладовым, он вдруг начал рассказывать о себе.

Мол, снимает угол у хозяйки Амалии Федоровны Липпевехзель и живет там с женой Катериной Ивановной и ее тремя малолетними детьми. Жена его воспитывалась в губернском дворянском институте, получила золотую медаль и похвальный лист. Ей предсказывали блестящее будущее, но она сбежала с молодым офицером.

Мужа она любила чрезмерно, но тот начал играть в карты, попал под суд, а потом умер. Женщина осталась одна  с тремя детьми без средств к существованию, родители от  нее отказались, а она была чересчур горда.

Вот тогда он,  вдовец с четырнадцатилетней дочерью Сонечкой, из сострадания попросил ее руки. Через год он лишился должности и запил. долго они ездили с места на место и вот уже полтора года живут в Петербурге.

Здесь Мармеладов нашел место, а потом опять запил и место потерял. Жить стало совсем не на что. Сонечка ради семьи решила пойти на панель, хотя очень от этого страдала. Хозяйка сказала, что не желает жить под одной крышей с проституткой.

и девушке пришлось получить желтый билет и снять себе комнату. К ним она заходит только поздно вечером, дает деньги. Катерина Ивановна, несмотря на свое благородное воспитание, сама стирает и штопает, только рука у нее тяжелая — достается и ему, когда пьяный, и детям, если вздумают заплакать.

А теперь она заболела, кашляет, на щеках появились красные пятна.

Пять недель назад Мармеладову посчастливилось найти место. Жена и дочь справили ему приличный костюм, на цыпочках ходили, когда он спал. Он отработал месяц, получил жалованье и все деньги до копеечки принес жене.

 Та поверила, что все у них теперь будет хорошо, и даже приласкала его. А на другой день он украл у жены ключ от сундука, где лежали деньги, вынул все, что осталось от жалованья, и пропил. А после пропил и всю новую одежду. Было это пять дней назад.

А сегодня он ходил к дочери, просил денег на похмелье, и она дала ему тридцать копеек.

Мармеладов допил водку и попросил Раскольникова помочь ему добраться до дому. Он сказал, что боится домашних, но не побоев, а красных пятен на щеках жены и детского плача. Идти было недалеко.

Комната была очень бедная, душная, к тому же проходная; дверь в следующие помещения была приоткрыта и оттуда доносились шум и волны табачного дыма. Кашляя, Катерина Ивановна ходила взад и вперед, глаза ее блестели, но взгляд был неподвижен.

Видно было, что у нее чахотка. Самая маленькая девочка, скорчившись, спала на полу, мальчик годом старше плакал в углу, его утешала старшая девочка в платьице, из которого давно выросла. Мармеладов, войдя в комнату, сразу встал на колени.

Жена начала кричать на него, а потом досталось и Раскольникову. Тот поспешил уйти, но оставил на окне немного медных денег.

Идя по улице, он думал, что подлец человек ко всему привыкает, а если не подлец, то все остальное — предрассудки, а человеку нет никаких преград — все дозволено.

Анализ эпизода: встреча Раскольникова с Мармеладовым из романа «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский)

Раскольников посещает трактир, где знакомится с Семеном Захаровичем Мармеладовым, который жаждал с кем-нибудь поговорить. Именно в этой сцене герой узнает о семье Сони Мармеладовой и о судьбе самой девушки.

Ее отец в первую встречу с Раскольниковым выглядел неопрятно и неподобающе: он давно не мылся, несколько ночей провел на улице, его костюм был мятый и порванный; лицо стало желто-зеленым, а глаза – красными, в них еще сохранялся ум, но уже вместе с безумством. Мармеладов стал рассказывать о своей жизни.

Раньше он работал чиновником, однако потерял место из-за пьянства. От первого брака у него есть дочь Соня, второй раз он женился на вдове Катерине Ивановне с тремя детьми – как он признался, из жалости.

Из-за голода и плохих условий для проживания жена заболела чахоткой, а родная дочь вынуждена была пойти на панель, чтобы хоть как-то помочь семье.

Мармеладов признает, что он слабовольный и падший человек, который стал только обузой для родных. Он говорит, что не хочет появляться дома, потому что боится осуждающих взглядов жены, жалкой и гнетущей домашней обстановки, голодных детей.

Родион провожает мужчину до дома, чтобы тот не упал где-нибудь по пути. Увидев мужа, Катерина Ивановна стала его бить и причитать, что он пропил их последние деньги.

Раскольников наблюдал за детьми: худые, одетые не по погоде, они выглядели очень болезненно. Мальчик плакал, его успокаивала сестра, а самая маленькая девочка спала на полу.

Перед уходом главный герой оставляет Мармеладовым немного денег, чтобы хоть как-то помочь несчастным людям.

Преступление и наказание встреча раскольникова и мармеладова

Глава 1. Родион Раскольников, бедный молодой человек, бросил из нищеты университет и жил в Петербурге в убогой каморке, за которую сильно задолжал квартирной хозяйке. От невзгод и одиночества он целиком ушёл в себя. (См. статьи Жизнь Раскольникова до преступления, Путь Раскольникова к преступлению, а также: Достоевский «Преступление и наказание» – читать по главам.)

  ПОЗДРАВЛЕНИЯ С 8 МАРТА НА АНГЛИЙСКОМ С ПЕРЕВОДОМ НА РУССКИЙ

Однажды в июльский день Раскольников вышел на душную улицу и побрёл к старухе-процентщице Алёне Ивановне. Он собирался заложить у неё отцовские серебряные часы – и вместе с тем сделать пробу предприятию, о котором думал всё последнее время.

Злая, сварливая старушонка Алёна встретила Раскольникова неприветливо. За часы она дала ему лишь грошовую плату. Раскольников внимательно осматривал квартиру процентщицы, а выйдя от неё на улицу, вдруг остановился и произнёс: «Какой ужас мог прийти мне в голову! Как это всё отвратительно и грязно!» От голода и расстройства нервов его потянуло его зайти в распивочную.

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 1 серия

Глава 2. С Раскольниковым разговорился сидевший в распивочной оборванный пожилой человек. Он представился бывшим чиновником Мармеладовым и рассказал грустную историю своей жизни.

После первого брака Мармеладов взял в супруги Катерину Ивановну, женщину благородного происхождения, но бедную. Семейство вскоре впало в нищету: Мармеладов лишился службы по сокращению штатов, от этого стал пить и не мог найти другого места уже из-за пьянства.

Катерина Ивановна заболела чахоткой. Троих её маленьких детей от другого мужа было не на что содержать. В жертву родным поневоле принесла себя Соня, дочь Мармеладова от первой жены: чтобы спасти отца, мачеху и её детей, она пошла в проститутки.

Несколько недель назад Мармеладов поступил на службу, но потом опять запил. Стыдясь идти домой, он ночевал среди бродяг, а сегодня ходил на квартиру к Соне просить на похмелье.

Раскольников и Мармеладов. Рисунок М. П. Клодта, 1874

Раскольников отвёл Мармеладова домой. В его жалком жилище он увидел Катерину Ивановну с оборванными детьми и красными, недужными пятнами на щеках. Эта вспыльчивая женщина от отчаяния стала таскать пропившего последние деньги Мармеладова за волосы. В порыве сострадания Раскольников незаметно оставил им на подоконнике милостыню из своих последних медных денег и ушёл.

Глава 3. На следующий день Раскольников проснулся дома голодный. Из жалости ему принесла чаю и щей хозяйкина служанка Настасья.

Она рассказала Раскольникову, что хозяйка хочет донести на него в полицию за долги. Отдала и письмо, пришедшее ему вчера от оставшейся в провинции матери. Мать писала, что по неимению средств почти не может помогать Родиону.

Жившая с ней сестра Раскольникова, Дуня, чтобы высылать брату хоть немного денег, поступила гувернанткой в дом местных помещиков – господина Свидригайлова и его жены Марфы Петровны. Свидригайлов стал домогаться красавицы Дуни. Узнав про это, Марфа Петровна ославила её на весь город.

Девушка долго была предметом насмешливых сплетен, но потом Марфа Петровна нашла письмо Дуни к Свидригайлову, где та твёрдо отвергала его домогательства – и сама стала восстанавливать её репутацию, читая письмо во всех домах.

К Дуне посватался состоятельный родственник Марфы Петровны, Петр Петрович Лужин, 45-летний деловой человек, тяжебщик, «враг предрассудков» и сторонник «убеждений новейших поколений». Лужин намеревался открыть в Петербурге адвокатскую контору и объяснил, что хочет взять за себя девушку честную, но без приданого, чтобы, узнав смолоду бедственное положение, она потом всю жизнь считала мужа за благодетеля.

Мать писала, что Дуня приняла предложение Лужина и мечтает увидеть брата Родиона помощником в его конторе, а может быть и компаньоном. Лужин уже выехал в Петербург, вызвав к себе и невесту с матерью. Они вскоре приедут в столицу, где смогут повидаться и с Родионом, хотя бережливый жених даже не оплатил им дорогу и вряд ли согласится, чтобы после его брака с Дуней мать жила с ними.

Глава 4. Раскольников вышел на улицу, с волнением думая о материнском письме. Он понял: идя за Лужина, Дуня приносит себя в жертву – надеется устроить брату карьеру при помощи будущего супруга. Ради того же на брак соглашается и мать, которая хорошо понимает скупого жениха.

Раскольников решил противиться этому замужеству. Однако он понимал, что в ближайшие годы у него не будет способа помочь сестре и матери – и даже если сейчас расстроить сватовство Лужина, то потом Дуне всё равно предстоит ничуть не лучшая участь. «Что же делать? – думал он.

– Смириться с жалкой, постыдной участью или побыстрее решиться на что-то смелое?»

На бульваре Раскольников заметил молоденькую пьяную девушку в разорванном платье, которую выслеживал шедший сзади молодой развратник. Вспомнив про историю собственной сестры со Свидригайловым, Раскольников едва не бросился на уличного фата.

Начинавшуюся драку разнял пожилой городовой с добрым, смышлёным лицом. Раскольников отдал городовому последние деньги на наём для девушки извозчика домой, однако это первое душевное движение в следующий момент показалось ему смешным.

Оно не совпадало с его новой теорией о праве сильного, по которой выходило: да пусть бы франт и позабавился!

Глава 5. Блуждая, Раскольников добрался до дачных Островов и заснул там под кустом от голодной и нервной слабости.

Ему приснился сон, будто гуляя ребёнком с отцом на окраине родного городка, он видит, как пьяный мужик Миколка насажал в большую телегу хмельных друзей и стал вместе с ними хлестать кнутами запряжённую в неё худую кобылёнку, чтобы та пошла вскачь. Слабая лошадка едва трогалась с места.

Рассвирепевшие седоки стали сечь её по глазам, потом Миколка начал бить её ломом – и уходил насмерть. Ребёнок Родя, жалостно крича, бросился целовать окровавленную лошадиную морду… (См. Первый сон Раскольникова – о забитой кляче.)

Проснувшись, Раскольников воскликнул: «Боже! Да неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове… буду скользить в липкой крови, взламывать замок и дрожать, залитый кровью. » Он молил, чтобы Бог избавил его от «проклятой мечты».

Но, идя назад домой через Сенную площадь, Раскольников вдруг увидел младшую сестру процентщицы, Лизавету, которую какой-то мещанин приглашал завтра к себе домой, к семи вечера, по торговому делу.

Неожиданное известие, что старуха завтра в семь останется дома одна, показалось ему знаком судьбы!

Глава 6. Раскольникову вспомнилось и ещё одно странное совпадение. Месяца полтора назад, как раз по пути домой после своего первого визита к Алёне Ивановне, он зашёл в трактир и случайно услышал разговор про ту же процентщицу студента и офицера, игравших на бильярде.

Читайте также:  Краткий анализ романа "доктор живаго"

Студент рассказывал, как скупая, безжалостная Алёна тиранит свою забитую сестру Лизавету, и возмущался: «С одной стороны, глупая, ничтожная, злая старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная… С другой – молодые, свежие силы, тысячами пропадающие вокруг без поддержки.

Убей её и возьми её деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству: не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?» Слушая разговор, Раскольников страшно волновался, ибо те же мысли прямо перед этим пришли в голову ему самому… (См.

статью Теория Раскольникова.)

…Почти весь следующий день после встречи с Лизаветой на Сенной он проспал, а, пробудившись, увидел, что уже вечер. В возбуждении он вскочил в постели, пришил к одежде изнутри петлю, чтобы незаметно нести топор, смастерил из двух деревяшек «заклад», завернул его в бумагу и перевязал шнурком.

https://www.youtube.com/watch?v=nZ1cWDu7yVA\u0026t=7s

Был уже седьмой час. Раскольников выбежал на улицу. Топор он незаметно своровал внизу, в открытой каморке дворника. По пути к дому процентщицы он, чувствовал, как будто его ведут к эшафоту. На его звонок вначале ответа не было, но потом за дверью послышался лёгкий шорох, и начали снимать запор.

Глава 7. Войдя в квартиру, Раскольников отдал Алёне Ивановне «заклад». Старуха долго путалась в замысловато намотанном вокруг него шнурке.

Когда она в досаде сделала движение повернуться в сторону Раскольникова, тот вынул из-под одежды топор и несколько раз ударил её по голове. Старуха рухнула на пол. Раскольников вынул у неё из кармана связку ключей и побежал в спальню.

Под кроватью он нашёл сундучок с заложенными вещами, открыл его и стал набивать карманы первым, что попадалось под руку.

Сзади вдруг послышался шорох. Раскольников выбежал из спальни и увидел, что над телом сестры стоит вернувшаяся домой Лизавета. Он бросился на неё, ударил по голове топором – и в ужасе заметил, что входная дверь в квартиру оставалась незапертой!

Иллюстрация к «Преступлению и наказанию» художника Н. Каразина

Второе убийство было непредвиденным. Раскольников торопился уходить, но кто-то стал подниматься снизу по подъездной лестнице. Раскольников едва успел запереть дверь.

Неизвестный подошёл к ней, стал настойчиво звонить, дёргать ручку двери и кричать, чтобы старуха открывала.

Вскоре подошёл ещё один, по голосу молодой, и заметил, что дверь отстаёт при дёрганьи – значит, она заперта не на замок, а на крючок изнутри! Почему же не открывают?

Оба решили, что дело неладно! Молодой побежал вниз за дворником. Первый вначале остался у двери, но, подождав, тоже спустился к подъезду. Раскольников вышел за ним. Навстречу уже поднимались снизу несколько человек.

Раскольников терял надежду ускользнуть незамеченным, но вдруг заметил, что одна квартира, в которой он, идя к старухе, видел красивших рабочих, сейчас распахнута и пуста. Он скользнул в неё, выждал, когда те, другие, прошли наверх и быстро вышел из дома.

На своём дворе он подбросил топор на старое место – и забылся дома на диване в полубреду…

rushist.com

Образы и символы

  • Образ Мармеладова достаточно типичен для такого типа героев, как «маленький человек»: он всегда работал на низких должностях, получая скудное жалование мелкого чиновника; безвольный и бесхарактерный, он понимает чудовищное положение своей семьи, но все равно оправдывает свое пьянство.
  • В символике романа большую роль играют числа, часто отсылающие к Библии, и данный эпизод не исключение. Например, число три – это символ Святой Троицы, воскрешение было через три дня. С ним связаны предательство и надежда. Мармеладов рассказывает, что раза три к ним в квартиру наведывалась полиция, у Катерины Ивановны три ребенка, дети «по три дня корки не видят» и т.д. Иуда, согласившись выдать Христа, получил тридцать серебряников, Соня от первого клиента получила тридцать целковых, которые отдает мачехе. Тридцать копеек выносит отцу бедная девушка, когда он приходит просить у нее денег на похмелье.
  • Число одиннадцать – символ мученичества и отчаяния. Одиннадцать с половиной рублей смогли достать Соня и Катерина Ивановна, чтобы купить Мармеладову костюм для новой работы, который он впоследствии пропил. В одиннадцать вечера Раскольников приводит своего собеседника домой к жене, где мужчину ждут побои и справедливые упреки.
  • Цветовая символика также очень важна в романе. В эпизоде встречи Раскольникова с Мармеладовым присутствует много черного: черный жилет, черные сухари, черный фрак, черные ногти, темная лестница (хотя в ту пору в Петербурге были белые ночи). Достоевский с помощью этого цвета создает у читателя ощущение грязи, безысходности. В противовес этому Мармеладов описывает Соню как белокурую и бледненькую. Белый в христианстве обозначает чистоту, невиновность, и героиня действительно соответствует этому, несмотря на путь, который ей пришлось избрать. После первого грехопадения девушка по возвращении домой легла на кровать и укрыла лицо зеленым платком. Этим цветом Достоевский подчеркивает ее святость, так как зеленый – это символ Богородицы. Соня в какой-то мере находится под ее защитой. У самого Мармеладова желтое, даже зеленоватое лицо с красными глазами; кроме этого, его руки тоже красные. Все это говорит о его болезненном состоянии.
  • Трактир, в котором встретились герои, был грязный и душный, в нем неприятно пахло закусками. Хозяин заведения щеголял сапогами с красными отворотами и засаленным атласным жилетом, видимо, пытался выглядеть барином. В качестве работников он держал подростков. Когда Мармеладов рассказывал свою историю, посетители трактира собрались вокруг него послушать и посмеяться. Самого героя они называли «забавником», и никто не жалел его несчастных родных.

Значение и роль

Сцена встречи Раскольникова и Мармеладова нужна в романе для раскрытия характеров героев – в первую очередь, самого Родиона и Сони.

Молодой человек, который задается вопросом, к какой из категории людей он принадлежит («тварь я дрожащая или право имею?») помогает людям, относящимся как раз к «тварям дрожащим».

Работа Сони оказывается оправдана нуждами семьи: ее никуда не пристроят и нигде не будут платить достаточно хорошо. Но даже грехопадение не портит девушку, она продолжает поддерживать родных и не винит мачеху за то, что та отправила ее на панель.

Из истории мужчины видно, насколько жестоко обращаются те, у кого есть хоть какая-то власть, с теми, у кого ничего нет. Хозяйка, которая сдает Мармеладовым квартиру, требует выгнать Соню из-за ее работы, потому что их сосед не хочет делить крышу с опороченной девушкой.

Бедную вдову, оставшуюся с тремя детьми, никто не поддержал после смерти мужа, и ей приходится выйти замуж за мелкого чиновника, который делает ей предложение из жалости. Сосед избил Катерину Ивановну, но никто не заступился за женщину.

Все это только укрепило в Раскольникове уверенность в том, что он поступит правильно, осуществив свой замысел.

Меню сайта

Встречи Раскольникова и Сони Мармеладовой являются одними из важных эпизодов в романе “Преступление и наказание” Достоевского.

Как известно, Раскольников и Соня много раз встречаются в ходе повествования, однако среди этих эпизодов есть три главные встречи, которые заслуживают особого внимания.

В этой статье представлено описание первой встречи Раскольникова и Сони Мармеладовой в романе “Преступление и наказание” (первый визит, посещение). В романе этот эпизод представлен в части 4 главе IV.

Смотрите:Все материалы по “Преступлению и наказанию”

Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Одним из ключевых эпизодов, проливающих свет на совершение главным героем убийства, в романе «Преступление и наказание», вышедшего из-под пера Ф.М. Достоевского, является эпизод встречи Раскольникова с Мармеладовым в трактире. Эту сцена открывается перед читателями во второй главе первой части произведения.

В данном эпизоде автор поднимает проблему «униженных и оскорбленных», повествует об их человечности и бесчеловечных условиях жизни, в которых им придется оказаться, приводящих к неразрешимым ситуациям, душевным тупикам. Примечательно и то, что первоначальная версия романа была посвящена именно этой теме и называлась «Пьяненькие».

Семья Мармеладовых играет далеко не второстепенную роль в романе и окажет больше влияние на развитие сюжета произведения. Ведь именно Соня станет единственным спасением для Раскольникова, лишь она будет способна оживить и возродить главного героя.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Первая встреча Мармеладова и Раскольникова состоялась в трактире, в месте, где люди, уже достигшие «дна», пытаются утопить все свои горести в спиртном, в месте, где «все до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным».

Семен Захарович Мармеладов сразу привлек внимание Родиона Раскольникова: «Во взгляде его светилась как будто даже восторженность, – пожалуй, был и смысл и ум, но в то же время мелькало как будто и безумие».

Но и сам главный герой заинтересовывает чиновника, он видит в Раскольникове человека, способного понять его беду, человека, который не осудит за проступки.

Нельзя не отметить отношение Родиона к Мармеладову: в начале эпизода он видел в нем лишь опустившегося человека, живущего в нищете, а впоследствии сочувствует ему.

Важную роль в эпизоде играет монолог Мармеладова, своеобразная исповедь о своей загубленной жизни.

Из уст чиновника мы узнаем о бедственном положении его семьи, что он хочет обеспечить ее, но не может из-за непреодолимой тяги к спиртному, на которое потратил все последние гроши.

«В бедности вы еще сохраняете благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету…метлой выметают из компании человеческой…»

«Некуда пойти» и его жене, Катерине Ивановне, больной чахоткой и много бед вынесшей на своих плечах.

Быть может, ей приходится труднее всех из семейства, ведь она «особа образованная и урожденная штаб-офицерская дочь» и жила раньше в достатке, но за неимением денег вышла замуж за Мармеладова и попала в оковы еще большей нищеты.

«Скатившись» на социальное дно «сверху», из благополучной прежде семьи, Катерина Ивановна все равно пытается доказать благородство своего происхождения и не может смириться со своей бедностью.

Противоположным образом Катерины Ивановны, на мой взгляд, является образ Сонечки, дочери Мармеладова.

В отличие от своей мачехи, Соня всегда принимает оскорбления и не пытается от них защититься, в ней нет властности, грубости или гордыни, она не умеет сердиться.

И, несмотря на то, что ей пришлось вступить на путь падшей женщины, чтобы не дать умереть с голоду детям Катерины Ивановны, Сонечка сумела сохранить свет и чистоту своей души.

Но почему Раскольников не только выслушивает исповедь Мармеладова, но и проникается доверием к нему, отдает последние деньги, не задумываясь, что, возможно, самому завтра нечего будет есть, его семейству? Думаю, этот эпизод раскрывает читателю новые черты в Раскольникове: сострадание, добродушие, бескорыстное желание помогать людям. Невольно вспоминается сцена, когда главный герой вступается за девочку на бульваре и отдает городовому двадцать копеек, в которых сам нуждался, чтобы тот отвел ее домой.

По моему мнению, эпизод встречи Раскольникова с Мармеладовым не только дает читателю лучше понять образ главного героя, но и показывает трагичный мир «маленьких людей», ведь семья Мармеладовых не была уникальной, многие мелкие чиновники Петербурга жили в таком же бедствии и нищете.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id30536

Анализ эпизода: встреча Раскольникова с Мармеладовым из романа «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский)

  • Сочинения
  • По литературе
  • Достоевский
  • Их воскресила любовь Соня и Раскольников

«Преступление и наказание» — это философский роман Федора Достоевского, в котором автор рассматривает такие проблемы как поиск жизненного пути, решение вопроса истины. Однако, не упускает автор и любовную проблему, ведь любовь — это основа христианства, бытия человека, жизни.

Читайте также:  Сочинение в чём различие между ошибкой и преступлением

Главный герой романа — Родион Раскольников. Это молодой человек, который страдает от бедности. Он был вынужден бросить университет из-за нехватки денег. Родион Раскольников не имел постоянной работы и перебивался временными заработками, поэтому часто пользовался услугами старуха-процентщицы.

В один момент герой создал философию, согласно которой есть люди великие и обыкновенные. Он убил старуху, у которой закладывал драгоценности, чтобы проверить свою теорию. Родион Раскольников понял, что совершил ошибку. Герой страдал и не мог выбраться из лжи. Но ему помогла Соня Мармеладова.

Соня Мармеладова — образец самопожертвования. Это чистая, светлая, искренняя девушка. Ее семья жила в бедности, поэтому она была вынуждена стать проституткой, чтобы обеспечивать мачеху и ее детей. Соне не нравилась ее работа, поэтому девушка искала утешение в религии. Соня знала что такое настоящая любовь, понимала ее ценность и значимость.

Со временем они все чаще общаются и узнают друг друга больше. Родион понял, что из всех своих друзей и близких может доверять лишь Соне, ведь она действительно хочет помочь ему.

Он рассказал девушке правду. Соня пришла в ужас от мыслей Раскольникова. Она считала, что никто не имеет право убивать другого человека.

Девушка настаивала, чтобы он признался в содеянном — так будет проще загладить свою вину.

Затем герои полюбили друг друга тогда, когда Раскольников был осужден, а Соня поехала за ним. Любовь, вспыхнувшая между ними, заставила их высвободиться от грязи обыденного мира и двигаться дальше. Именно это чувство побудило их измениться и стать лучше. После освобождения героя они соединились и больше не расставались.

  Краткое содержание Замятин Мы для читательского дневника

Любовь помогла Соне и Родиону познать истину, ведь она, любовь, и является правдой жизни. Это единственное благо, за которое стоит бороться и которое стоит защищать в этом мире.

Когда человек познает настоящее чувство, то все остальное теряет для него смысл. Теперь для него важна лишь любовь, которая требует поддержания. Так случилось и с Родионом Раскольниковым и Соней Мармеладовой, героями романа «Преступление и наказание».

Чиновник Семен Захарович Мармеладов и его семья играют важную роль в развитии сюжета и проблематике романа «Преступление и наказание». Впервые с этим героем мы встречаемся в эпизоде его беседы с Раскольниковым в трактире. Именно из этого отрывка мы узнаем историю жизни Мармеладова, знакомимся с его женой и дочерью, узнаем об их жизненной трагедии.

Итак, Раскольников после очередного визита к старухе-процентщице идет в трактир. Его привело в это место то же желание залить свое горе, то же ощущение пустоты и душевной тошноты, что и остальных посетителей. Достоевский показывает, что кабак – это обитель несчастных, обиженных жизнью людей.

Они дошли «до грани» своего нравственного падения, совершенно опустились и превратились в скотов. Люди приходят сюда, опускаются еще ниже, пропивают последнее, обижают самых близких людей и, мучаясь от осознания своей ничтожности, снова приходят в трактир. Получается замкнутый круг, разорвать который этим несчастным не под силу.

Все это Раскольников, да и мы, понимаем из рассказа Мармеладова. Этот человек сразу привлек внимание Родиона. В его глазах «светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл и ум, — но в то же время мелькало как будто и безумие». Мармеладов тоже выделил Раскольникова из круга постоянных посетителей трактира.

Он искал человека, которому можно было рассказать о своей жизни, как бы исповедаться, облегчить душу. Такого человека, образованного, способного понять и не осудить сразу, Семен Захарович увидел в Раскольникове. Внешность Мармеладова выдавала в нем опустившегося, пьющего человека, живущего в нищете. Но, как выясняется дальше, когда-то это был титулярный советник.

Он овдовел и женился второй раз на Катерине Ивановне. Автор подчеркивает, что Мармеладов сделал это исключительно из жалости и сочувствия к женщине, которая осталась вдовой с тремя детьми и жила в полнейшей, беспросветной нищете.

Выйти замуж за героя Катерине Ивановне было не так-то легко: помимо ее гордого и самолюбивого характера, в ней говорило и благородное происхождение, и возвышенное воспитание. Но нищета ломает людей, делает из них рабов, принуждает к несчастью. Так произошло и с этой женщиной. Выйдя за Мармеладова, она попала в еще большую нищету и унижение.

Герой начал пить и пропивать все, отнимая последнее не только у своей дочери Сонечки, но и у трех маленьких детей своей жены. От постоянного недоедания и волнений Катерина Ивановна заболела чахоткой, и состояние ее постоянно ухудшалось – она «начала харкать кровью». Мы видим, что Мармеладов признает свою вину, а вина его велика.

Пока он заливал свое горе и беспомощность вином, с его родными происходили страшные вещи. Лебезятников избил Катерину Ивановну за то, что она вступилась за бедную Сонечку. От такого унижения женщина слегла, оставив детей практически без присмотра. Ведь Соня теперь приходила домой только в сумерки, что бы никто не увидел ее.

Ей нельзя было зайти в родной дом, потому что жила она по желтому билету, так как стала уличной женщиной. Трагедия Сонечки обыденна и от того еще более страшна. Девушка зарабатывала на жизнь шитьем, но однажды ей не заплатили денег за работу, а «затопав ногами и обозвав неприлично, под видом будто бы рубашечный ворот сшит не по мерке и косяком», выгнали.

А дома мачеха, измотанная страшной жизнью, вгорячах послала девушку на панель. И Сонечка решилась, переступила через свою душу ради спасения жизней близких. Страшно описание ее первого возвращения с «работы». Девушка молча положила на стол заработанные деньги, накрылась большим зленным платком с головой и легла на кровать.

И только плечики ее и все тело подрагивали под этим «укрытием». Тогда Катерина Ивановна осознала, на что она толкнула падчерицу: «подошла к Сонечкиной постельке и весь вечер в ногах у ней на коленках простояла, ноги ей целовала, встать не хотела, а потом так обе и заснули вместе, обнявшись».

И, рассказывая обо всех несчастьях своей семьи, Мармеладов добавлял: «а я… лежал пьяненькой-с». Мы видим, что этот герой ругает себя за свое скотское состояние, но от слабости характера, ничего поделать с этим не может. Раскольников встречает его в тот момент, когда Семен Захарович пьет уже пятый день. И это при том, что в их семье только недавно блеснула надежда на улучшение, – Мармеладов нашел себе место и даже ходил на службу два дня. И эти два дня были самыми счастливыми за многие годы жизни его семьи. Но счастье продолжалось недолго – герой пропил все, что было у него. Он просит Раскольникова довести его до дома. Этот момент является финалом данного эпизода, вводящего в роман Мармеладова и его семью.

Анализ эпизода: встреча Раскольникова с Мармеладовым из романа «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский)

Раскольников посещает трактир, где знакомится с Семеном Захаровичем Мармеладовым, который жаждал с кем-нибудь поговорить. Именно в этой сцене герой узнает о семье Сони Мармеладовой и о судьбе самой девушки.

Ее отец в первую встречу с Раскольниковым выглядел неопрятно и неподобающе: он давно не мылся, несколько ночей провел на улице, его костюм был мятый и порванный; лицо стало желто-зеленым, а глаза – красными, в них еще сохранялся ум, но уже вместе с безумством. Мармеладов стал рассказывать о своей жизни.

Раньше он работал чиновником, однако потерял место из-за пьянства. От первого брака у него есть дочь Соня, второй раз он женился на вдове Катерине Ивановне с тремя детьми – как он признался, из жалости.

Из-за голода и плохих условий для проживания жена заболела чахоткой, а родная дочь вынуждена была пойти на панель, чтобы хоть как-то помочь семье.

Мармеладов признает, что он слабовольный и падший человек, который стал только обузой для родных. Он говорит, что не хочет появляться дома, потому что боится осуждающих взглядов жены, жалкой и гнетущей домашней обстановки, голодных детей.

Родион провожает мужчину до дома, чтобы тот не упал где-нибудь по пути. Увидев мужа, Катерина Ивановна стала его бить и причитать, что он пропил их последние деньги.

Раскольников наблюдал за детьми: худые, одетые не по погоде, они выглядели очень болезненно. Мальчик плакал, его успокаивала сестра, а самая маленькая девочка спала на полу.

Перед уходом главный герой оставляет Мармеладовым немного денег, чтобы хоть как-то помочь несчастным людям.

Значение образов

Образ семьи Мармеладовых в романе «Преступление и наказание» играет большую роль в повествовании. Каждый из членов семьи (кто-то больше, кто-то меньше) оказал влияние на главного героя – Родиона Раскольникова.

Он видит бедное положение семейства Мармеладовых и все больше убеждается в своей теории.

Возможно, встреча с Семеном Захаровичем, а затем и Катериной Ивановной стала поводом для проверки своей идеи – убийства старухи-процентщицы ради блага таких вот бедных людей, какими были Мармеладовы.

Образ Сони в судьбе Раскольникова тоже очень велик, она направляет его на путь истинный.

Семья была собирательным образом всех тех людей, которые не жили, а просто существовали из-за нищеты.

Для автора произведения семья Мармеладовых была значима еще тем, что смогла раскрыть отдельную линию, трагичную судьбу целой семьи, находящейся в бедственном положении. Первоначально Ф. М.

Достоевский хотел написать роман про обедневшего жителя Петербурга и его семье.

Так, писатель имел замысел произведения «Пьяненькие», однако впоследствии данную историю он поместил в роман «Преступление и наказание», чтобы показать поводы формирования теории Раскольникова.

Данная статья даст характеристику семье Мармеладовых, ее значение в повествовании, а также поможет написать сочинение «Семья Мармеладовых».

Образы и символы

  • Образ Мармеладова достаточно типичен для такого типа героев, как «маленький человек»: он всегда работал на низких должностях, получая скудное жалование мелкого чиновника; безвольный и бесхарактерный, он понимает чудовищное положение своей семьи, но все равно оправдывает свое пьянство.
  • В символике романа большую роль играют числа, часто отсылающие к Библии, и данный эпизод не исключение. Например, число три – это символ Святой Троицы, воскрешение было через три дня. С ним связаны предательство и надежда. Мармеладов рассказывает, что раза три к ним в квартиру наведывалась полиция, у Катерины Ивановны три ребенка, дети «по три дня корки не видят» и т.д. Иуда, согласившись выдать Христа, получил тридцать серебряников, Соня от первого клиента получила тридцать целковых, которые отдает мачехе. Тридцать копеек выносит отцу бедная девушка, когда он приходит просить у нее денег на похмелье.
  • Число одиннадцать – символ мученичества и отчаяния. Одиннадцать с половиной рублей смогли достать Соня и Катерина Ивановна, чтобы купить Мармеладову костюм для новой работы, который он впоследствии пропил. В одиннадцать вечера Раскольников приводит своего собеседника домой к жене, где мужчину ждут побои и справедливые упреки.
  • Цветовая символика также очень важна в романе. В эпизоде встречи Раскольникова с Мармеладовым присутствует много черного: черный жилет, черные сухари, черный фрак, черные ногти, темная лестница (хотя в ту пору в Петербурге были белые ночи). Достоевский с помощью этого цвета создает у читателя ощущение грязи, безысходности. В противовес этому Мармеладов описывает Соню как белокурую и бледненькую. Белый в христианстве обозначает чистоту, невиновность, и героиня действительно соответствует этому, несмотря на путь, который ей пришлось избрать. После первого грехопадения девушка по возвращении домой легла на кровать и укрыла лицо зеленым платком. Этим цветом Достоевский подчеркивает ее святость, так как зеленый – это символ Богородицы. Соня в какой-то мере находится под ее защитой. У самого Мармеладова желтое, даже зеленоватое лицо с красными глазами; кроме этого, его руки тоже красные. Все это говорит о его болезненном состоянии.
  • Трактир, в котором встретились герои, был грязный и душный, в нем неприятно пахло закусками. Хозяин заведения щеголял сапогами с красными отворотами и засаленным атласным жилетом, видимо, пытался выглядеть барином. В качестве работников он держал подростков. Когда Мармеладов рассказывал свою историю, посетители трактира собрались вокруг него послушать и посмеяться. Самого героя они называли «забавником», и никто не жалел его несчастных родных.
Читайте также:  Образ Ноздрева в поэме «Мёртвые души» (Н. В. Гоголь)

Значение и роль

Сцена встречи Раскольникова и Мармеладова нужна в романе для раскрытия характеров героев – в первую очередь, самого Родиона и Сони.

Молодой человек, который задается вопросом, к какой из категории людей он принадлежит («тварь я дрожащая или право имею?») помогает людям, относящимся как раз к «тварям дрожащим».

Работа Сони оказывается оправдана нуждами семьи: ее никуда не пристроят и нигде не будут платить достаточно хорошо. Но даже грехопадение не портит девушку, она продолжает поддерживать родных и не винит мачеху за то, что та отправила ее на панель.

Из истории мужчины видно, насколько жестоко обращаются те, у кого есть хоть какая-то власть, с теми, у кого ничего нет. Хозяйка, которая сдает Мармеладовым квартиру, требует выгнать Соню из-за ее работы, потому что их сосед не хочет делить крышу с опороченной девушкой.

Бедную вдову, оставшуюся с тремя детьми, никто не поддержал после смерти мужа, и ей приходится выйти замуж за мелкого чиновника, который делает ей предложение из жалости. Сосед избил Катерину Ивановну, но никто не заступился за женщину.

Все это только укрепило в Раскольникове уверенность в том, что он поступит правильно, осуществив свой замысел.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников в романе «Преступление и наказание»

Роман «Преступление и наказание» написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску.

Поиски правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта о «счастье человечества» в этот период сочетались в характере писателя с неверием в насильственную переделку мира.

Убежденный, что ни в каком устройстве общества невозможно избегнуть зла, что зло исходит из души человека, Достоевский отвергал революционный путь преобразования общества. Поднимая вопрос лишь о нравственном усовершенствовании каждого человека, писатель обратился к религии.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова – два главных героя романа, предстающие как два встречных потока. Их мировоззрение составляет идейную часть произведения. Соня Мармеладова – нравственный идеал Достоевского. Она несет с собой свет надежды, веры, любви и сочувствия, нежности и понимания.

Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек. Соня олицетворяет собой правду Достоевского. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Она твердо убеждена в том, что никто не может добиваться счастья, как своего, так и чужого, путем преступления.

Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах. Они, как два противоположных полюса, но не могут существовать друг без друга. В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони – идея смирения. Но каково содержание и бунта, и смирения – тема многочисленных споров, не прекращающихся и в настоящее время.

Соня – высоконравственная, глубоко верующая женщина. Она верит в глубокий внутренний смысл жизни, ей непонятны идеи Раскольникова о бессмысленности всего существующего. Она видит во всем предопределение Бога, верит, что от человека ничего не зависит. Ее истина – Бог, любовь, смирение. Смысл жизни для нее заключается в великой силе сострадания и сочувствия человека человеку.

Раскольников же страстно и беспощадно судит мир разумом горячей бунтарской личности. Он не согласен мириться с жизненной несправедливостью, и отсюда его душевные мучения и преступление.

Хотя Сонечка, также как и Раскольников, переступает через себя, она все же переступает не так, как он. Она приносит в жертву себя другим, а не губит, не убивает других людей.

И в этом воплотились мысли автора о том, что человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть, и через страдание достигать истинного счастья.

По мысли Достоевского, человек должен чувствовать ответственность не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот почему Соня чувствует, что и она виновата в совершенном преступлении Раскольникова, вот почему так близко к сердцу она принимает его поступок и разделяет его судьбу.

Именно Соне открывает Раскольников свою страшную тайну. Ее любовь возродила Родиона, воскресила его к новой жизни. Это воскрешение выражено в романе символически: Раскольников просит Соню прочитать из Нового завета евангельскую сцену воскрешения Лазаря и смысл прочитанного соотносит с собой.

Тронутый сочувствием Сони, Родион второй раз идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом.

В этом совете Сони отражена мысль самого автора, стремящегося подвести своего героя к страданию, а через страдание – к искуплению вины.

В образе Сони автор воплотил самые лучшие качества человека: жертвенность, веру, любовь и целомудрие.

Находясь в окружении порока, вынуждаемая жертвовать своим достоинством, Соня смогла сохранить чистоту души и веру в то, что «нет счастья в комфорте, счастье покупается страданием, человек не родится для счастья: человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием».

Соня, «преступившая» и загубившая душу свою, «человек высокого духа», одного «разряда» с Раскольниковым, осуждает его за презрение к людям и не принимает его «бунта», его «топора», который, как казалось Раскольникову, был поднят и во имя нее.

Героиня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало, русскую стихию: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку и Богу. Столкновение Раскольникова и Сони, мировоззрение которых противопоставлено друг другу, отражает внутренние противоречия, тревожившие душу писателя.

Соня надеется на Бога, на чудо. Раскольников же уверен, что Бога нет и чуда не будет. Родион беспощадно раскрывает перед Соней тщетность ее иллюзий.

Он говорит Соне о бесполезности ее сострадания, о безрезультатности ее жертв. Не позорная профессия делает Соню грешницей, а напрасность ее жертвы и ее подвига.

Раскольников судит Соню с иными весами в руках, чем господствующая мораль, он судит ее с иной точки зрения, чем она сама.

Загнанная жизнью в последний и уже совершенно безвыходный угол, Соня и перед лицом гибели пытается что-то предпринять. Она, как и Раскольников, действует по закону свободного выбора.

Но, в отличие от Родиона, Соня не разуверилась в людях, она не нуждается в примерах, чтобы установить, что люди по природе своей добры и заслуживают светлой доли. Только Соня способна сострадать Раскольникову, так как ее не смущает ни физическое уродство, ни уродливость социальной судьбы.

Она проникает «сквозь коросту» в суть людских душ, не спешит осуждать; чувствует, что за внешним злом таятся какие-то неизвестные или непонятные причины, приведшие ко злу Раскольникова и Свидригайлова.

Соня внутренне стоит вне денег, вне законов терзающего ее мира. Как сама, по своей воле, пошла она на панель, так сама же, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук.

Перед Соней вставал вопрос о самоубийстве, – она обдумала его и выбрала ответ. Самоубийство, в ее положении, было бы слишком эгоистическим выходом – оно избавило бы ее от позора, от мучений, оно бы вызволило ее из зловонной ямы.

«Ведь справедливее, – восклицает Раскольников, – тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить! – А с ними-то что будет? – слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению».

Мера воли и решимости у Сони была выше, чем это мог предположить Родион. Чтобы удержаться от самоубийства, ей нужно было больше стойкости, больше опоры на саму себя, чем для того, чтобы броситься «головой в воду». От воды ее удерживала не столько мысль о грехе, сколько «о них, своих».

Соне разврат был горше смерти. Смирение не предполагает самоубийства. И это показывает нам всю силу характера Сони Мармеладовой.

Натуру Сони можно определить одним словом – любящая. Деятельная любовь к ближнему, способность отзываться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делают образ Сони «идеальным». Именно с позиций этого идеала в романе и произносится приговор.

В образе Сони Мармеладовой автор представил пример всеобъемлющей, всепрощающей любви, заключенной в характере героини. Любовь эта не завистлива, не требует ничего взамен, она даже какая-то невысказанная, ведь Соня никогда не говорит о ней.

Она переполняет все ее существо, но никогда не выходит наружу в форме слов, только в виде поступков. Это безмолвная любовь и от этого она еще прекрасней.

Даже отчаявшийся Мармеладов преклоняется перед ней, даже сумасшедшая Катерина Ивановна падает перед ней ниц, даже вечный развратник Свидригайлов уважает Соню за это. Не говоря уже о Раскольникове, которого эта любовь спасла и исцелила.

Герои романа остаются верны своим убеждениям, несмотря на то, что вера их различна. Но оба они понимают, что Бог един для всех, и он укажет истинный путь каждому, кто ощутит его близость.

Автор романа, путем нравственных исканий и размышлений, пришел к мысли о том, что каждый человек, который приходит к Богу, начинает по-новому смотреть на мир, переосмысливает его.

Поэтому в эпилоге, когда происходит нравственное воскрешение Раскольникова, Достоевский говорит о том, что «начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

Справедливо осудив «бунт» Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше страдание, чем насилие, – страдание очищает.

Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности. В наше время, вероятнее всего, Соня стала бы изгоем. И не каждый Раскольников в наши дни будет мучиться и страдать.

Но совесть людская, душа человека жили и будут жить всегда, пока «мир стоит». В этом и заключается великий бессмертный смысл сложнейшего романа, созданного гениальным писателем-психологом.

Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:

  • Биография писателя
  • История создания произведения
  • Сюжет и проблематика
  • Своеобразие произведения
  • Сны в романе
  • Мир героев «Преступления и наказания»
  • Петербург в романе
  • Критики о романе «Преступление и наказание» и творчестве Ф.М. Достоевского

Сочинения

  • Идея Раскольникова и ее крушение
  • Мир «униженных и оскорбленных» в романе «Преступление и наказание»

Перейти к оглавлению книги «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Краткое содержание. Особенности романа. Сочинения

Смысл

Раскольников слышит чудовищную историю жизни одной семьи, но многим ли она будет отличаться от историй других таких же семей? Трагедия как раз и заключается в том, что это обыденная проблема того времени.

Нищие и жалкие, никому не нужные взрослые и дети брошены на произвол судьбы. Они пытаются выжить в грязи удушающего Петербурга, в то время как другие, у которых есть средства, ни за что не протянут руку помощи.

Достоевский осуждает подобное устройство общества. В какой-то мере он оправдывает поступок Раскольникова, хотя сам автор не одобряет его, конечно. Но писатель показывает кошмары жизни нищих, от которых проще отречься, чем помочь. Родион, как и большинство жителей Петербурга, загнан в жесткие и жестокие условия существования, но он пытается выбраться из этих рамок и не сдается.

Альбина Исмаилова

Ссылка на основную публикацию