Анализ рассказа «Белый пудель» (А.Куприн)

  • Сочинения
  • По литературе
  • Куприн
  • Анализ рассказа Белый пудель

Чаще всего, кто имеет животных, относится к ним как друзьям. Рассказ Куприна подтверждение этому.

В повествовании заложен глубокий смысл. Рассказ «Белый пудель» не придуман, автор его взял из жизни. С бродячими артистами, про которых написал, Куприн познакомился в Крыму.

Много историй артисты поведали автору, вот одна из них.

Трое бродячих артистов, мальчик Сережа, старик Лодыжкин, и пес Арто давно уже работали вместе. Старик взял мальчика на воспитание, родственными отношениями они не были связаны. Взаимоотношения между ними были дружеские, несмотря на то, что Арто был псом, к нему относились как к члену маленькой семьи.

И старик, и мальчик были, по сути, чужими людьми друг другу, но за время их трудовой деятельности они не просто сблизились, стали почти родными. Суровая жизнь бродяг обязывала заботиться друг о друге, иначе выжить не возможно.

Мальчик снисходительно относился к старику и часто молча, соглашался с ним, хотя был и против его решений. Только к псу они одинаково относились, не просто хорошо, а как к помощнику, другу. Для них он был больше чем собака, а предать того кто близок просто невозможно.

Такие отношения могут быть только у людей без крова и постоянно находящихся в труде. Богатым, изнеженным этого не понять.

Так и случилось одним летним днем. Бродячая труппа, увидав шикарный дом, решила, что здесь можно заработать и начала представление. Никто не знал чем все закончиться. Маленькому избалованному барчуку понравилась собачка. И слуги, потакая ему, пошли на подлость выкрали Арто.

Что не сделаешь, если обещаны деньги или надо выслужиться. У богатых нет принципов, жалости и сострадания. Это другой мир, и они не понимают, что можно жить по-другому. Для них не только животные, но и люди это игрушки без желаний и потребностей. Они не понимают, что могут своим поведение доставить людям неприятности.

У них на первом месте «Я», кроме него ничего больше нет.

Для чего нужна была собака мальчику? Поиграть и выбросить. Он и его окружение не способно понять, что это не просто пес, а артист помогающий зарабатывать на хлеб. Без него будет трудно.

В рассказе все закончилось хорошо. Даже начинаешь верить в справедливость и верность, умение прийти на помощь в нужный момент.

Сочинение по произведению Белый пудель

Куприн известен как автор многих произведений для детей и взрослых. С помощью своих рассказов он учит маленьких читателей правильной взаимосвязи с людьми, закладывает понятие о морали, добре и зле. Одним из таких рассказов является «Белый пудель».

Сюжет рассказа автор взял из собственной жизни. Был случай, когда к Куприну на дачу заезжали бродячие артисты, хозяин приглашал их на чай. Команда артистов состояла из старика с шарманкой, мальчика и белого пуделя. Этот мальчик и рассказал историю о том, как одна богатая дама пожелала выкупить пуделя для своего сына, но артисты отказали ей в этом, после чего барышня разгневалась.

В 1903 году в свет выходит рассказ «Белый пудель», который раскрывает две важные темы для любого времени: социальное неравенство и чистая, бескорыстная дружба между человеком и животным. Поэтому рассказ стал «вечной классикой» для детей и читается по сей день.

Главным конфликтом рассказа является существенном различии мировоззрений. И восприятие друга меньшего. Для богатой барышни и ее сына белый пудель – это игрушка, а для бедных бродячих артистов — это друг, ради которого можно и рискнуть жизнью.

Персонажи обозначены очень четко, видно каждую черту и склад характера, а положительных и отрицательных героев видно сразу. Например. Трилли равнодушно и холодно относится к природе, в то время как Сережа восторгается и удивляется ее красоте и особенности.

Сын богатой барышни неженка, который не привык добиваться чего-либо сам, поэтому и тело его неуклюжее, а Сережа напротив храбрый, ловкий мальчишка. Многое можно узнать из речи героев, например Трилли часто употребляет такие фразы, как «Хочу», «дай» и тому подобное.

Маленький артист говорит предложениями, полными смысла и мудрости.

Действие рассказа не затянуто, без затейливых переплетений судеб. Время, происходящее в нем короткое, но разделён на 6 эпизодов, которые имеют свое логическое начало и законченность.

Благодаря этому соблюдается главная цель рассказа: показать маленьким читателем, что дружба должна быть чистой, честной и бесценной.

Ведь именно дружба самое главное богатство человека в жизни, а эгоизм не всегда поощряется получение желаемого.

Нужно понимать, что в жизни не всегда может быть такой же счастливый конец, как в рассказе «Белый пудель». Важно научиться просто ценить дружбу и дорожить ей, а как сложится судьба дело каждого случая.

Образ и характеристика Серёжи (Белый пудель)

Серёжа – герой рассказа Куприна «Белый пудель». Он стал сиротой, когда был ещё совсем малышом и оказался под опекой какого-то пьяницы. С ним Серёже жилось плохо, ведь опекун обходился с ним грубо и бил. К счастью, сострадание к мальчику проявил шарманщик Мартын. Он решил выкупить мальчика, так как просто так отказаться от опеки алкоголик не захотел.

Сначала Серёжа не доверял Лодыжкину, так как привык, что его никто не слушает и его мнение никому не интересно. Но позже они смогли найти общий язык и оказалось, что мальчик весьма любознателен и заинтересован окружающим миром. Он стал много разговаривать с Мартыном и задавать ему вопросы. Он больше не был одинок.

Серёжа – очень сострадательный и добрый ребёнок. Он всегда готов протянуть руку помощи близким. Но больше он жалеет животных, так как братья наши меньшие гораздо более беспомощны и не всегда могут за себя постоять. А вот пострадать от плохого обращения могут.

Из-за своей доброты и отзывчивости Серёжа сам страдал от злых людей, но не ожесточился и смог сохранить свою светлую душу. Также в его характере прослеживается смелость, и умение противостоять трудностям и собственным страхам. Его сложная жизнь дала ему определённую закалку и силу характера, но не отняла умения сострадать.

На контрасте с избалованным Трилли, сыном помещиков, очень хорошо видно, что Серёжа умеет ценить то, что имеет. Он благодарен за проявленную к нему доброту, за крышу над головой, за еду. Большего ему и не надо. Трилли же принимает все подарки судьбы, как должное и требует всё больше и больше. Не умеет радоваться простым мелочам, благодарить и давать что-то взамен.

Эти различия в характерах автор подчеркнул особенно ярко, донося до читателя идею о том, как важно ценить то, что имеешь. И что не важно, из какого слоя общества человек, важно, как он воспитан, какие у него моральные качества.

Серёжа рискуя жизнью находит и спасает пуделя Арчи, из сострадания к собачке и из понимания, что Лодыжкин очень расстроен из-за потери друга. Он совершает доброе дело. Персонаж Серёжи показывает, каким человечным может быть мальчик «из низов», в то время, как богатые люди жестоки и лишены сострадания.

Это очень положительный персонаж, показывающий хороший пример. И если Трилли вырастет несамостоятельным, избалованным человеком, то Серёжа обязательно станет достойным мужчиной. Нужно стремиться к тому, чтобы стать таким, как Серёжа.

Cочинение Куприн «Белый Пудель»

Я прочитал рассказ А. И. Куприна « Белый Пудель», и там есть пудель Арто. Окраса белого, пострижен как лев, дрессирован. Он бродил вместе со своими товарищами по Крыму, зарабатывая этим на жизнь, как бродячие артисты. Они были один раз на даче «Дружба», где жила одна барыня.

Она была нервная, а её сын ещё хуже. Он хотел иметь Арто при себе. Барыня предложила за него от 10 до 300 рублей, но даже при этом артисты не согласились продать Арто. Барыня думала, что он — вещь, потому что она была богатая и могла купить всё что угодно.

А Серёжа думал, что он друг, потому что с его помощью они могли заработать с дедушкой Лодыжкиным денег на пропитание. Серёжа даже ради Арто рисковал собой! Арто не продаётся, потому что дружбу нельзя купить и, наверное, поэтому и сочинена такая поговорка: «Не всё, что продаётся, покупается».

Я думаю, что Арто все таки друг, и, наверное, барыня не знала такую поговорку.

 Зачем нужно учиться?

Каждого человека с раннего детства готовят к тому, что надо учиться. Когда подросток приходит в школу, его захватывает интересная жизнь. Он узнает целое море слов, шумный океан речи подхватывает его за широкими дверями школы.

Сквозь живые беседы учителей, страницы сотен книг впервые видится ему необъятно-сложная вселенная. На черной доске класса резко белеет строгая формула математики. Через слово мы узнаем то, чего не видели и не знали никогда.

На уроках русского языка мы узнали, что изучать строение слова — это увлекательное занятие. На уроках литературы летит радостная и горькая песня стиха

«Что лучше: истина или сострадание?» (по пьесе Горького «На дне»)

Она, правда-то, может, обух для тебя… Лука По-моему – вали всю правду, как она есть! Бубнов. Что лучше: истина или сострадание, правда или лож во благо? На этот вопрос пытались и попытаются ответить многие философы, мыслители, литературоведы, писатели.

Да и каждый из нас хоть раз в жизни задумывался над этой дилеммой. Но однозначного ответа не найдено до сих пор. Вопрос о том, что лучше: горькая правда или сладкая лож во благо, весьма непрост. Поэтому отношение к правде у всех людей разное. Весьма ярко это проявляется в пьесе А. М.

Горького «На дне», своеобразном калейдоскопе судеб, надежд и

Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого «Войнам мир». Смысл их противопоставления

Народное торжество на Бородинском поле, победа над Наполеоном осмысляется писателем с морально-философской точки зрения как победа справедливости, человечности над злом.

В сущности, основная тема нравственно- философского плана эпопеи — это поражение всего “наполеоновского”: как определенной философии, определенного принципа жизни. Философия эта глубоко антипатична Л. Н.

Толстому: он расценивает ее как нечто фальшивое, искусственное, а потому несвойственное русскому человеку. Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” начинается с описания приема у Анны Павловны Шерер. Между гостями салона это

Душевная драма Катерины (по пьесе А.Н.Островского «Гроза») — сочинение

Характер состоит в способности действовать по принципам. А. Н. Островский написал много пьес из жизни купечества. Они настолько правдивы и ярки, что Добролюбов назвал их “пьесами жизни”.

Читайте также:  Рецензия на фильм «Общество мертвых поэтов»

В этих произведениях жизнь купечества описывается как мир затаенной, тихо вздыхающей скорби, мир тупой, ноющей боли, мир тюремного гробового молчания. А если и появляется бессмысленный ропот, то он замирает уже при своем рождении. Свою статью, посвященную разбору пьес Островского, критик Н. А.

Добролюбов назвал “Темное царство”. Он высказал мысль о том, что самодурство купечества держится только на невежестве

Моя любимая игрушка

Когда мне было пять лет, в день рождения мне подарили фарфорового тигренка. Он был очень маленький, мог поместиться на ладошке. я захотел взять его и поиграть, но мама сказала, что это не игрушка. Его поставили в шкаф на верхнюю полку рядом с хрустальной вазой. я заплакал, но и это делу не помогло.

Через некоторое время сестра взялась перемывать все в посудном шкафу, и достала моего тигренка. я уже мог дотянуться до него. я схватил тигренка и стал бегать с ним по квартире. Мама и сестра пытались меня поймать. я споткнулся, упал и выронил тигренка.

Он разбился, и я по-настоящему почувствовал гоСейчас смотрят:{module Куприн:} Похожие сочинения

  • «Белый пудель», анализ рассказа Куприна
  • А.И. Куприн «Белый пудель» (рассказ от лица Сережи)
  • Арто — сочинение по произведению Куприна «Белый пудель»
  • Белый Пудель сочинение по произведению Куприна
  • Куприн «Белый пудель» — сочинение «Куприна «Белый Пудель» «
  • Рассказ Куприна «Белый Пудель» сочинение
  • Тема дружбы в рассказе А.И. Куприна «Белый пудель»

Краткое содержание рассказа «Белый пудель» Куприна

Произведение поделено на 6 глав, но из-за небольшого количества действующих героев, узкого временного отрезка, описанного в произведении, и сравнительного малого объема (чтение произведения полностью займет не более 1,5-2 часов), все же относится к жанру рассказа.

Небольшая бродячая труппа путешествует пешком по Крыму, где заходит в богатые дома или просто выступает на улицах, таким образом зарабатывая на жизнь.

Всего в компании три актера: это 12-летний Сергей, выступающий с акробатическими номерами и дрессирующий второго члена труппы — пуделя Арто, и старик Мартын Лодыжкин, несущий на спине старую шарманку.

Музыкальное сопровождение выступления организуется как раз этим пожилым инструментом, на котором можно сыграть только простой вальс и галоп.

Компания вышла к дачному поселку, дома в котором выглядели богато и внушительно, однако день не задался для труппы, почти со всех дворов их выгоняли, а если где и смотрели, то не платили.

Деньги им дали лишь два раза, да и то второй раз был очень возмутительным: взрослая дама с повышенным интересом наблюдала за выступлением, потом задавала много вопросов, и Мартын с Сергеем ожидали от нее щедрой платы.

Она ушла в дом, чтобы принести деньги и с великим торжеством вручила труппе всего 2 гривня, да и те дырявые.

Наконец, артисты дошли до последней дачи в поселке, носившей красивое имя «Дача Дружба», и хотя день явно выдался сегодня неудачным, на этот двор у труппы были особенные надежды.

Выступление привлекло внимание хозяев дома, особенно сыну господ понравился Арто, он требовал у родителей, чтобы те договорились с артистами на продажу собаки и оставили дрессированного пса ему, Трилли.

Однако Мартын был непреклонен, он сразу ответил, что собака не продается, ведь он приносит им основной заработок, никакие уговоры хозяев сада не помогли, тогда дворник просто выгнал выступающих со двора.

По дороге их нагнал дворник и предложил внушительную сумму за умную собачку, но Мартын ни за какие деньги не желала расставаться с другом, все это время дворник подкармливал Арто кружочками колбасы.

Сергей и старик остановились на привал после долгого и непростого дня и незаметно уснули, а когда проснулись, увидели, что Арто нет с ними, а на земле остались кусочки колбаса.

Артистам стало ясно, что это тот самый дворник с последней дачи увел собаку, пока труппа спала в тени деревьев.

Мальчик уговаривал старика вернуться в тот дом, потребовать собаку, а если откажут, обратиться даже в мировой суд, но Мартын сообщил, что живет по ненастоящему паспорту, а потому ему обращаться в судебные органы нельзя. Грустно побрели товарищи до постоялого двора, где решили провести ближайшую ночь. Сергей никак не мог оставить мысль, что с ними поступили очень несправедливо, а потому решился ночью на вылазку до Дачи «Дружба».

Ищите нас здесь

Едва он подошел к саду, как услышал жалобный вой Арто и понял, что собака здесь, но главное, что обращаются новые хозяева с ним не ласково. Сергей позвал друга, Арто сразу услышал его и, видимо, захотел побежать на зов, но вместо того получил сильный удар и завыл еще сильнее.

Мальчика на столько возмутило и привело в негодование такое отношение с его товарищем, что он стал звать пса еще громче. Наконец, Арто выбежал с болтающейся порванной веревкой на шее, а за ним гнался разъяренный дворник.

Сергей подсадил пса и переправил его через забор, а затем и сам перепрыгнул. Погони не было, но друзья не могли идти спокойно, а потому бежали до самого постоялого двора.

Радостный Арто сразу набросился на спящего Мартына, тот удивился, увидев пропавшего пса, но потребовать объяснений от мальчика не смог, так как тот уже сладко спал, устав от насыщенного дня и ночи.

«Белый пудель» краткое содержание для читательского дневника по рассказу Куприна (3 класс) – отзыв, суть, главная мысль

Краткое содержание «Белый пудель» для читательского дневника

ФИО автора: Куприн Александр Иванович

Название: Белый пудель

Число страниц: 240. Александр Куприн. «Белый пудель». Издательство «Детская литература». 2014 год

  • Жанр: Рассказ
  • Год написания: 1904 год
  • Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
  • Кучминой Надеждой Владимировной.
  • Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Сочинение по произведению Белый пудель

Куприн известен как автор многих произведений для детей и взрослых. С помощью своих рассказов он учит маленьких читателей правильной взаимосвязи с людьми, закладывает понятие о морали, добре и зле. Одним из таких рассказов является «Белый пудель».

Сюжет рассказа автор взял из собственной жизни. Был случай, когда к Куприну на дачу заезжали бродячие артисты, хозяин приглашал их на чай. Команда артистов состояла из старика с шарманкой, мальчика и белого пуделя. Этот мальчик и рассказал историю о том, как одна богатая дама пожелала выкупить пуделя для своего сына, но артисты отказали ей в этом, после чего барышня разгневалась.

В 1903 году в свет выходит рассказ «Белый пудель», который раскрывает две важные темы для любого времени: социальное неравенство и чистая, бескорыстная дружба между человеком и животным. Поэтому рассказ стал «вечной классикой» для детей и читается по сей день.

Главным конфликтом рассказа является существенном различии мировоззрений. И восприятие друга меньшего. Для богатой барышни и ее сына белый пудель – это игрушка, а для бедных бродячих артистов — это друг, ради которого можно и рискнуть жизнью.

Персонажи обозначены очень четко, видно каждую черту и склад характера, а положительных и отрицательных героев видно сразу. Например. Трилли равнодушно и холодно относится к природе, в то время как Сережа восторгается и удивляется ее красоте и особенности.

Сын богатой барышни неженка, который не привык добиваться чего-либо сам, поэтому и тело его неуклюжее, а Сережа напротив храбрый, ловкий мальчишка. Многое можно узнать из речи героев, например Трилли часто употребляет такие фразы, как «Хочу», «дай» и тому подобное.

Маленький артист говорит предложениями, полными смысла и мудрости.

Действие рассказа не затянуто, без затейливых переплетений судеб. Время, происходящее в нем короткое, но разделён на 6 эпизодов, которые имеют свое логическое начало и законченность.

Благодаря этому соблюдается главная цель рассказа: показать маленьким читателем, что дружба должна быть чистой, честной и бесценной.

Ведь именно дружба самое главное богатство человека в жизни, а эгоизм не всегда поощряется получение желаемого.

Нужно понимать, что в жизни не всегда может быть такой же счастливый конец, как в рассказе «Белый пудель». Важно научиться просто ценить дружбу и дорожить ей, а как сложится судьба дело каждого случая.

Главные герои

  1. Серёжа – мальчик двенадцати лет, добрый, смелый, жизнерадостный, немного наивный, акробат.
  2. Дедушка Мартын Лодыжкин – старый шарманщик, честный, добрый и принципиальный.
  3. Арто – белый пудель, настоящий верный друг.
  4. Трилли – десятилетний мальчик, капризный и избалованный.
  5. Мать Трилли – важная, надменная дама.

  6. Дворник – подлый человек, вор.

  7. Обратите внимание, ещё у нас есть:
  • для самых рациональных — Краткое содержание «Белый пудель»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Белый пудель»
  • для самых компанейских — Главные герои «Белый пудель»
  • для самых крутых — Читать «Белый пудель» полностью

Анализ рассказа «Белый пудель» (А.Куприн)

Творчество Александра Ивановича Куприна несет в себе любовь к людям, к природе. В своих произведениях он показывает нам ценность человеческих качеств и как тонкий психолог, ненавязчиво позволяет самим определиться между тем, как поступать правильно.

Одним из подобных примеров является рассказ «Белый пудель». Его сюжет прост и понятен, и вместе с тем надолго останется в памяти после прочтения, потому что подобные ситуации мы можем наблюдать и в своей жизни.

Повествование ведется о нелегкой жизни старика и мальчика, чье одиночество скрашивает умная и талантливая собака и верный друг – пудель Арто. Именно с любовью к животному и связана кульминационная часть и идея произведения.

Выступая на дачах Крыма, дружная компания худо-бедно зарабатывает на жизнь. В один из дней герои попадают в неловкую ситуацию, когда становятся заложниками капризов избалованного ребенка из богатой семьи.

У мальчика Сергея, не имеющего за душой ничего, кроме его любимой собаки, крадут Арто ради прихоти барского сына, перед семьей которого бродячие артисты давали представление.

Чтобы вызволить друга из беды, Сережа совершает рискованный поступок.

А.И .Куприн открывает нам пример настоящей дружбы не только между людьми, но и с животными, в которой нет места предательству. Ценность человеческих отношений ставится выше материальных благ.

Диалоги со стариком отражают мудрость старшего поколения. В то же время, мы видим, что сирота, познав уже немало в жизни, многому научился и сам радует старика рассуждениями, мудрыми не по годам.

Пудель Арто, вокруг которого и закручивается сюжет, как индикатор проявления истинных качеств, позволяет увидеть, что каждый из персонажей произведения из себя представляет.

Типаж трудолюбивого, зарабатывающего уже в двенадцатилетнем возрасте на жизнь Сережи прямо противоположен капризному и не знающему меры сыну хозяина дачи Трилли.

На их сравнении поднимается вопрос не только социального неравенства.

Читайте также:  Стихи про моряков: красивые стихотворения классиков о моряках

Эгоизм Трилли и его потребительское отношение не только к вещам, но и к живым людям особенно ярко проявляется на фоне бескорыстной дружбы и душевных качеств главных героев.

Нельзя не отметить описания мест, о которых идет речь в повествовании. Читая рассказ, проникаешься не только чистотой помыслов и непритязательностью жизни артистов, но и красотой Крымского полуострова.

Только открытый миру, добрый и чуткий ребенок может так искренне радоваться окружающей природе. Его удивляет все – теплое море, зеленые годы, сады и виноградники. Местные жители равнодушны к окружающей их идиллии и гармонии.

Этим приемом автор еще раз подчеркивает закостенелость сердец одних и жизнелюбие других.

Рассказ не оставляет равнодушным прочитавших его. В сердце врезается образ трогательного ребенка, который в силу жизненных обстоятельств не по годам мудр и способен принимать взрослые решения. Его возвращение за собакой было опасным, но он не мог по-другому. Потому что друзей в беде не бросают. В конце концов доброта и любовь победила над жестокостью и глупостью.

Сюжет

По Крыму путешествовала маленькая бродячая труппа: старый шарманщик Мартын Лодыжкин, мальчик Серёжа и красивый белый пудель Арто. Переходя из города в город, они давали небольшие цирковые представления и жили на вырученные деньги.

В один из летних дней труппа не смогла ничего заработать. Они упорно переходили от одного богатого дома к другому, но всё было безрезультатно. Когда артисты оказались возле дачи «Дружба», им навстречу выбежал капризный мальчик с прислугой.

Мальчику очень понравился Арто, и бродячих артистов пригласили во двор для показа представления. После его окончания избалованный наследник потребовал, чтобы пудель остался с ним.

Его мать предложила Мартыну большую сумму за собаку, но тот отказался, и артистов выгнали со двора, ничего не заплатив им за представление.

Вечером хозяйский дворник отыскал бродячую труппу и вновь предложил им деньги за пуделя, но получил очередной отказ. В этот вечер и люди, и животное ложились спать голодными. Утром обнаружилось, что Арто исчез: его украл дворник. Однако Мартын не мог обратиться в полицию, потому что у него был фальшивый паспорт.

Шарманщик не представлял, как они дальше будут выступать без Арто, которого очень любила публика. Но больше всего страдал Серёжа, для которого пудель был настоящим другом. Поздним вечером он отправился к даче, где отыскал Арто и помог ему выбраться на волю.

Сюжетная линия

Все начинается с того, как бродячая труппа проходила мимо южного берега Крыма. Впереди бежала собака по кличке Арто, чуть дальше от нее шел мальчик Сережа и сзади, еле передвигая ногами, плелся дед Лодыжкин. Старик нес за спиной шарманку, которая едва издавала звуки. На инструменте можно было сыграть только устаревший вальс и галоп.

Когда артисты добрались до графского парка, где располагались дачи, начали заходить в каждый дом. Сегодня им практически не везло, их отовсюду выгоняли. Заплатили только в двух домах.

Старика удивила одна дама, которая долго смотрела представление и обо всем расспрашивала, а в конце заплатила лишь один гривенник.

Труппа обошла, все дома в округе остался лишь один особняк, на котором было написано «Дача Дружба».

Артисты зашли в сад, Сережа расстелил под балконом коврик. Только они хотели начать, как на крыльцо выбежал мальчик и начал громко кричать. За ним следом гналась прислуга и большой, лысый дядька. Они старались успокоить сорванца, но у них ничего не получалось.

Мартын Лодыжкин отдал приказ начать выступление. Старик играл на шарманке, Сережа выполнял акробатические трюки. Хозяева дома начали прогонять артистов, но мальчика потребовал, чтобы их не трогали. После того как Сережа закончил свое выступление, Лодыжкин достал хлыст и пес Арто начал выполнять его приказы.

Увидев пуделя, капризный Трилли начал требовать собаку. В этот момент его мать начала спрашивать о том, за сколько старик продаст пуделя. Но Лодыжкин сказал, что он не продается. От этих слов мальчик начал еще больше кричать и плакать. Дама готова была заплатить любые деньги, но хозяин пса не соглашался. Тогда дворник прогнал артистов за ворота.

Когда мальчик, собака и старик дошли до моря их догнал дворник барыни. Он начал кидать собаке колбасу и предлагать триста рублей за пуделя. Лодыжкин решительно отказывался от любой суммы.

Путники продолжили путь. К вечеру они решили присесть отдохнуть и перекусить. После приема пищи старик задремал и начал что-то оживленно болтать во сне. Из его слов было понятно, что он хочет купить себе розовое трико обшитое золотом и розовые туфли.

Пока старик и мальчик спали, кто-то украл собаку. По откусанной колбасе Мартын понял, что это сделал дворник. Сережа очень расстроился и решил пойти в дом богачей с требованием отдать им собаку. А если они откажут нужно идти к мировому. Но старик сообщил, что нельзя им никуда обращаться, так как он живет по чужому паспорту. На самом деле он обычный крестьянин — Иван Дудкин.

Не проронив ни слова, артисты добрались до турецкой кофейни, в которой решили остаться на ночлег. Ночью мальчик незаметно оделся и отправился к дому барыни. Он перелез через чугунные ворота и начал обходить дом.

Из-за двери подвала послышался стон, Сережа позвал собаку по имени и она начала громко лаять. Затем мальчик услышал мужской голос и какой-то стук. Он понял, что пуделя ударили и стал кричать о том, чтобы даже не смели прикасаться к собаке.

В это время из подвала вышел дворник в руках у него был кусок веревки, к которому привязали Арто. Сереже удалось выхватить ее, и он вместе с псом побежал к забору. Сначала мальчик перекинул пуделя, а затем и сам перелез через ворота.

Хотя мужчина не стал устраивать погоню мальчик с Арто долго бежали. Они пришли в кофейню, собака очень обрадовалась и начала облизывать спящего Мартына. Когда он проснулся, то был удивлен. Старик хотел попросить объяснений от Сережи, но тот уже крепко спал.

Автор своим повествование наталкивает маленьких читателей на мысль, что каждый должен ценить друзей и не предавать их. На примере Сережи он показал, как важно заботиться о животных, которые зависят от людей.

В рассказе пудель был не средством заработка бродячих артистов, он стал членом их маленькой семьи.

Анализ рассказа «Белый пудель» Куприна А.И

Александр Иванович Куприн (1870 – 1938) известен как автор многочисленных произведений, в которых особое внимание уделено анализу людских взаимоотношений. Большой интерес писатель проявлял и к юным читателям. Он автор широко известных рассказов для детей и о детях – «Детский сад», «В недрах земли», «Чудесный доктор» и других. Его произведения пользуются особой любовью у юных граждан.

Сюжет рассказа «Белый пудель» Куприн практически срисовал с натуры. На дачу писателя в Крыму заходили бродячие артисты, которых Александр Иванович приглашал иногда пообедать.

Среди частых гостей были старик с шарманкой, мальчик-акробат по имени Сережа и белый пудель. Сережа и поведал историю о том, как богатая барыня настойчиво просила продать собаку. Пудель очень понравился ее маленькому сыну.

Но старик с мальчиком сделать это отказались, за что навлекли на себя гнев богатой дамы.

Эта история очень заинтересовала Куприна. Писатель увидел в простом сюжете две очень важные темы. Во-первых, тему социального неравенства, а, во-вторых, бескорыстной дружбы и заботы о «братьях наших меньших». В 1903 году рассказ Куприна «Белый пудель» вышел в свет.

Александр Иванович вообще симпатизировал детям «из низов». Его подкупала душевная простота этих ребят, их способность совершать благородные поступки. Таков бродячий артист Сережа в «Белом пуделе», воспитанный старым шарманщиком Лодыжкиным. Им противостоит совершенно другой мир, который олицетворяют богатая барыня и ее избалованный сын Трилли.

На различном мироощущении этих людей и построен конфликт рассказа. Для богатых господ собачка – всего лишь забавная вещь, которую можно купить и продать. Для старика и мальчика их Артошка больше, чем друг. Ради его спасения Сережа даже рискует жизнью.

Персонажи в «Белом пуделе» вырисованы Куприным очень четко, а с учетом детского восприятия даже слегка нарочито. Это обстоятельство позволяет четко обозначить контраст между детьми.

Трилли воспринимает природу с полным равнодушием, тогда как Сережа с восторгом. Сын барыни изнежен, неуклюж, в то время как Сережа силен и ловок.

Речь Трилли – это набор потребительских слов типа: «мне», «хочу», «дай»… Слова юного артиста свидетельствуют о его выдержке, адекватном восприятии действительности.

Куприн очень грамотно и без затей выстраивает композицию рассказа. События происходят в течение короткого времени, все подчинено главной цели – на примере истории с пуделем показать, что верность и дружба – главные богатства в жизни человека. Вместе с тем каждая часть рассказа (всего их шесть) – логически законченный эпизод.

У «Белого пуделя» счастливый конец, хотя в реальной жизни могло быть по-другому. Но Куприн тонко чувствует детскую душу, поэтому вселяет в юного читателя оптимизм. Ребенок должен верить, что справедливость восторжествует. Так писатель формировал нравственное начало в детях.

«Белый пудель» краткое содержание для читательского дневника по рассказу Куприна (3 класс) – отзыв, суть, главная мысль

Главные герои «Белого пуделя» – старик Лодыжкин, мальчик Сережа, и пудель Арто. В незатейливом сюжете рассказа Куприна, описывается история взаимоотношений людей и животных, их верность и преданность.

Сюжет произведения также захватывает тему социального неравенства.

Этот рассказ был написан писателем с натуры, по истории, которой с ним поделился мальчик, заходивший со своим дедом на дачу Куприна, поэтому в «Белом пуделе» герои имеют своих прототипов.

Краткое содержание «Белый пудель» для читательского дневника

ФИО автора: Куприн Александр Иванович

Название: Белый пудель

Число страниц: 240. Александр Куприн. «Белый пудель». Издательство «Детская литература». 2014 год

Жанр: Рассказ

  Л. Андреев «Кусака». Нравственные проблемы рассказа

Год написания: 1904 год

Краткое содержание по главам

Читателю необходимо ознакомиться не только с пересказом, но и с кратким содержанием произведения А. Куприна «Белый пудель», описанным по главам. Рассказ состоит из шести глав, завязка сюжета начинается в третьей главе, развязка произведения – в последней.

Глава 1 В рассказе «Белый пудель» Александр Иванович Куприн знакомит читателей с основными героями и взаимоотношениями между ними. Дедушка Лодыжкин – шарманщик, относящийся к своему инструменту почти так же, как и к Сергею с Арто.

Сережа – мальчик двенадцати лет. Лодыжкин забрал ребенка пять лет назад у пропойцы-сапожника, «взял напрокат». После смерти сапожника паренек остался с бродячим артистом. Сережа – доверчивый, любознательный мальчишка, выступающий с гимнастическими номерами перед богатыми людьми.

Читайте также:  Исторические события в романе «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин)

Арто – любимец Мартына Лодыжкина и Сергея. Это белый пудель, обученный различным фокусам.

Дедушка Лодыжкин и Сережа идут к дачам

Глава 2 Бродячим артистам не везет. На улице дикая жара, дачники не желают смотреть на выступление, прогоняя труппу отовсюду. Старик Лодыжкин со спутниками рискует остаться без ужина: им не удалось выручить денег за сегодняшний день.

Любуясь местными красотами и отвечая на наивные вопросы Сережи, шарманщик подходит к одной из дач.

Владелица – миловидная женщина, она с удовольствием смотрит выступление артистов, расспрашивает Сережу о его жизни, а потом скрывается в доме.

Дедушка Лодыжкин надеется на хорошее вознаграждение: «уж я-то все знаю» – говорит он Сергею. Но дама насмешничает над артистами, дав им всего лишь затертый грош старого образца.

Глава 3 Краткое описание главы начинается с того, что Лодыжкин сетует на обман богатый дамы, а Сергей беззлобно подшучивает над проницательностью старика («все-то ты, дедушка, знаешь»). Труппа набредает на роскошную дачу «Дружба», заходит во двор и начинает готовиться к выступлению.

Внезапно на балкон выбегает кричащий ребенок, а за ним – мама и целая толпа нянек. Мальчика уговаривают принять микстуру, но тот не слушается, бьется в истерике и кричит дурным голосом.

Мать ребенка, завидев бродячих артистов, приказывает выставить их прочь. Однако, Трилли – так зовут мальчика – требует себе Арто. Богатая дама начинает торговаться с дедушкой Лодыжкиным, приказывая продать собаку.

Тот категорически отказывается и дворник, работающий на даче, по приказу богатой дамы выгоняет труппу.

Выступление Арто

Глава 4 Сережа в недоумении от увиденного, но вскоре забывает об этом и предлагает дедушке Лодыжкину искупаться в море. Старик не против, Сережа купается сам и заставляет Арто поплавать.

Искупавшись и выйдя на берег, бродячие артисты видят уже знакомого дворника. Того послала богатая дама, приказав выкупить собаку для своего Трилли за любые деньги.

Сначала дворник рассказывает дедушке Лодыжкину, как богаты его господа (барин – инженер, дороги строит). Трилли – единственный ребенок, ему покупают все, чего только пожелает.

Мальчик требует собаку, изводя окружающих своей истерикой.

Лодыжкин отказывает дворнику, старик друзей не продает. Тот начинает угрожать и оскорбляет бродячего шарманщика, но дедушка Лодыжкин насмешливо реагирует на происходящее. Они с Сергеем собираются уходить, старик видит, как дворник прикармливает Арто колбасой и запрещает делать это.

Глава 5 Усталые артисты решают немного вздремнуть после тяжелого дня. Во сне Лодыжкин слышит, как Арто рычит, но не придает значения этому.

  Краткое содержание и анализ повести А. Н. Толстого «Гадюка»

Старик просыпается от того, что Сережа бегает по берегу и ищет собаку.

Выясняется, что Арто увел дворник, о чем свидетельствуют остатки колбасы, найденные Лодыжкиным на земле. Сергей в ярости, он требует справедливости и предлагает дедушке идти к Мировому (судье).

Оказывается, что у старика фальшивый паспорт, поэтому поход к судье становится невозможным.

Расстроенные артисты отправляются в дальнейший путь, но у Сережи зреет план, как спасти Арто.

Глава 6 Мартын и Сережа останавливаются в турецкой ночлежке, старик засыпает, а мальчик убегает спасать пса. Ребенок возвращается на дачу «Дружба», перелазит через забор, зовет собаку. Арто лает, но он заперт в подвале. Своим лаем, собака будит дворника, тот открывает подвал и Арто выбегает оттуда с обрывком веревки на шее.

Сергей и Арто убегают от дворника, возвращаются в ночлежку. Разбуженный дедушка Лодыжкин хочет потребовать от мальчика объяснений, но тот уже спит, широко разметав руки.

Главные герои

  • Сережа – мальчик двенадцати лет, добрый, смелый, жизнерадостный, немного наивный, акробат.
  • Дедушка Мартын Лодыжкин – старый шарманщик, честный, добрый и принципиальный.
  • Арто – белый пудель, настоящий верный друг.
  • Трилли – десятилетний мальчик, капризный и избалованный.
  • Мать Трилли – важная, надменная дама.
  • Дворник – подлый человек, вор.
  • Обратите внимание, ещё у нас есть:
  • для самых рациональных — Краткое содержание «Белый пудель»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Белый пудель»
  • для самых компанейских — Главные герои «Белый пудель»
  • для самых крутых — Читать «Белый пудель» полностью

Очень краткий пересказ

Дедушка Лодыжкин, как ласково зовет его Сережа, сам мальчик и пудель Арто – бродячие артисты. Труппа зарабатывает на жизнь выступлениями: старик играет на шарманке, Сережа показывает гимнастические трюки, а собака – забавные фокусы.

Однажды странники попадают на дачу с говорящим названием «Дружба».

Там Лодыжкин и Сережа сталкиваются с избалованным мальчишкой Трилли, который потребовал Арто в качестве игрушки («Навсегда хочу! Сам играть!»).

Мать ребенка, богатая дама, предлагает труппе выкупить у них собаку. Но Мартын Лодыжкин отказывается продавать пса. Дворник, работающий в этом доме, по приказу хозяйки прогоняет артистов.

В скором времени тот же дворник разыскивает дедушку Лодыжкина и Сергея, упрашивая продать собаку. Маленький барин Трилли «ревет как теля», требуя живую игрушку. Дворник предлагает 300 рублей за Арто, но снова сталкивается с отказом в весьма жесткой форме.

Тогда мужчина выкрадывает Арто. Сергей первым обнаружил пропажу и стал требовать от дедушки Лодыжкина похода к мировому (судье). Но у старика оказался фальшивый паспорт на чужое имя, он вынужден признаться Сереже, что вовсе не Мартын Лодыжкин, а крестьянин Иван Дудкин.

  Проблематика произведения О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Тогда мальчик принимает решение самостоятельно вернуть пса. Сережа ночью возвращается на «Дружбу», вызволяет Арто и убегает вместе с ним.

Сюжет

По Крыму путешествовала маленькая бродячая труппа: старый шарманщик Мартын Лодыжкин, мальчик Сережа и красивый белый пудель Арто. Переходя из города в город, они давали небольшие цирковые представления, и жили на вырученные деньги.

В один из летних дней труппа не смогла ничего заработать. Они упорно переходили от одного богатого дома к другому, но все было безрезультатно. Когда артисты оказались возле дачи «Дружба», им навстречу выбежал капризный мальчик с прислугой.

Мальчику очень понравился Арто, и бродячих артистов пригласили во двор для показа представления. После его окончания избалованный наследник потребовал, чтобы пудель остался с ним.

Его мать предложила Мартыну большую сумму за собаку, но тот отказался, и артистов выгнали со двора, ничего не заплатив им за представление.

Вечером хозяйский дворник отыскал бродячую труппу, и вновь предложил им деньги за пуделя, но получил очередной отказ. В этот вечер и люди, и животное ложились спать голодными. Утром обнаружилось, что Арто исчез – его украл дворник. Однако Мартын не мог обратиться в полицию, потому что у него был фальшивый паспорт.

Шарманщик не представлял, как они дальше будут выступать без Арто, которого очень любила публика. Но больше всего страдал Сережа, для которого пудель был настоящим другом. Поздним вечером он отправился к даче, где отыскал Арто и помог ему выбраться на волю.

История создания рассказа

А.И. Куприн очень любил Крым, и почти каждый год он ездил туда с семьей. Когда они отдыхали в Мисхоре, к ним на дачу часто заходили бродячие артисты.

Однажды появилась интересная компания: дед с шарманкой на плечах, подросток Сережа и дрессированный пудель.

Как только слышался звук шарманки, с соседних дач сбегались зрители: наемные строители, маленькие ребятишки с няньками и родителями.

После концерта старик получал заработанные ими деньги, а Александр Иванович звал труппу к столу. Они обычно отказывались садиться вместе со всеми и уходили со своими мисками на берег и там под деревьями трапезничали.

Писатель пробовал разговориться с музыкантами, но старик был не очень разговорчивым, зато мальчик охотно делился впечатлениями об увиденном. Он рассказал Куприну, как один раз его пригласили в настоящий цирк, где выступали акробаты.

С тех пор он заболел цирком и тоже мечтал стать акробатом.

Еще он рассказал историю об одной богатой барыне, которая настоятельно требовала продать ей собаку для сына.

Но они не могли расстаться со своим другом и побыстрее ушли из того города, чтобы, не дай бог, их не обвинили в воровстве или еще в чем-нибудь.

Именно эта версия, основанная на реальных событиях, послужила сюжетом, по которому Куприн написал в 1903 году свой рассказ «Белый пудель», раскрыв в нем 2 важные темы: социальной несправедливости и любви к животным.

Специфические черты «Белого пуделя» Куприна

Сюжет и идейный посыл произведения сопрягается с приемами, которые автор использовал при написании рассказа. Основной прием Куприна – антитеза. Также писатель щедро использует контраст – для того, что показать истинные нравственные ценности.

Сущность антитезы и контраста

Контрастом в литературе называется прием, который состоит в резко выраженной противоположности качеств, характеристик, свойств, черт персонажа, описываемого феномена другому персонажу или ж феномену.

Писатель противопоставляет благородство духа, способность к самоотверженности, человечности, доброте, честности и искренности черствости и бездушие. Власть и богатство портят человеческие души – это не секрет. Дружба – это истинное, крепкое чувство.

Это означает умение заботиться, оберегать друг друга, заступаться за товарища, не оставлять в трудной ситуации. Доброта сопряжена с чуткостью, сердечностью, отзывчивостью, умением пожалеть, сочувствовать и сострадать.

Антитеза – это случай, литературный прием, порождающий специфический стиль произведения. При антитезе возникает резкое противопоставление определенных образов или понятий.

Куприн использует эти приемы, чтобы показать, какое поведение писатель считает нравственно положительным, а какое – нравственно отрицательным.

С другой стороны, полюсный характер «Белого пуделя» смягчается размышлениями и намеками на амбивалентность жизни, ведь даже у положительного героя шарманщика оказывается фальшивый паспорт.

Второстепенные персонажи

Здоровый мужик мрачного вида, одет в нарядную рубашку. Служит дворником у богатых господ, относится к ним подобострастно, всячески стараясь выслужиться. Рад исполнить любую просьбу хозяев. Когда ему приказали купить Арто, требует Лодыжкина продать собаку, считает, что все можно купить. С завистью рассказывает о богатых хозяевах, которые не считают денег. Не понимает, почему старик отказывается продать пуделя, ведь на такие деньги можно магазин открыть. Глупый и подлый человек, хитростью уводит собаку.
Господский сын, маленький, но избалованный и капризный. Его родители богаты, и выполняют все его капризы. Считает, что все должны плясать под его дудку. Эгоистичный, он никого не любит, потому что его этому не научили. Все ему достается легко, и он думает, что так и должно быть. Чего не получается сразу, можно добиться слезами и истерикой. Глупый, пустой и испорченный мальчишка.
Ссылка на основную публикацию