Дети в романе Достоевского «Преступление и наказание»

  • Уразалиева Неля Ибрагимовна
  • учитель русского языка и
  • литературы
  • Чаганской ОСОШ
  • Теректинского района
  • ЗКО
  • Русская литература 10 класс

Тема: Дети в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.

Цель: показать изображение детей на страницах романа; через отношение Раскольникова к детям показать его гуманизм и укрепление уверенности в правильности своей теории;

через судьбы детей в романе показать преступность общества, покидающего в беде детей- свое будущее; отрабатывать навык работы с художественным текстом; развивать речь учащихся.

Оборудование: текст романа «Преступление и наказание»; репродукции картин В. Перова «Тройка»; В. Маковского «Свидание»; Н. Богданова «У дверей школы»; Б. Кустодиева «Школа в Московской Руси»; сборник стихов Некрасова

  1. Словарная работа: уточняются значения слов: «гуманизм», «мораль», «актуальность»
  2. Ход урока:
  3. I. Оргмомент
  4. II 1) Запись: Семнадцатое марта
  5. Классная работа

Дети в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

  • 2) Цели и задачи урока:
  • – проследить, как автор изображает детей на страницах романа;
  • – через отношение Раскольникова к детям показать его гуманизм и укрепление
  • – уверенности в правильности своей теории;
  • – через судьбы детей в романе показать преступность общества, покидающего в беде
  • детей – своё будущее;
  • – воспитывать чуткость и сострадание к чужой беде.
  • 3)Вступительное слово учителя

На прошлом уроке мы говорили о судьбе автора, об «униженных» героях романа, о судьбе «маленького человека» в литературе 19 века. Трагично рисует Достоевский и судьбы детей. Большинство своих маленьких героев писатель ставит в тяжелые ситуации, посылает на их долю «взрослые» страдания и испытания.

4)Экскурсия в картинную галерею.

Судьба детей всегда была актуальна. О жизни детей в условиях капиталистического города, об их горькой доле писали и современники Достоевского- художники Перов, Кустодиев, Богданов, Маковский.

  1. Краткий экскурс по картинам этих художников проведет Максотова А.
  2. ( ученица рассказывает об истории создания картин, о персонажах картин, о судьбах обездоленных детей в царской России)
  3. Вывод: художники осуждали строй, который делал детей бесправными, беззащитными.
  4. 5)Поэты о судьбах обездоленных детей.
  5. Не оставалась равнодушна к судьбам детей во все времена и русская литература. Послушаем стихотворение Некрасова «Плач детей» (читает Аида Султангалиева)
  6. Вывод: детский труд подвергался эксплуатации на фабриках и в России, поэтому стихотворение было актуально.
  7. 6) а)Словарная работа:
  8. Вслед за своими современниками Достоевский в романе много горьких страниц посвящает детям, потому что эта тема волновала писателя и характеризует его как великого писателя-гуманиста своей эпохи.
  9. Словарная работа: гуманизм, гуманист
  10. б) Беседа по тексту:
  11. В: Когда мы впервые на страницах романа встречаемся с детьми?

(зачитывается отрывок – учебник стр.211, текст стр.23)

В: Что можно сказать об авторе этих строк через такое описание детей?

Вывод: На Раскольникова эта встреча с детьми Мармеладовыми сильно подействовала. Что болезненное и страшное мы ощущаем в позах и внешности детей. Вид этих детей заставляет Раскольникова отдать Катерине Ивановне последние деньги.

В: Что происходит с героем до этой встречи? Какая страшная мысль закрепляется в его душе? Кого он обвиняет? (Мысль – «преступить», т.е. совершить преступление против буржуазного общества, которое заставляет детей лить слезы, потому что «маленькому» человеку «некуда больше идти»

В: Прочитаем разговор Раскольникова с Соней о детях. Какая мысль постоянно

волнует его? О чем он думает и к какому выводу приходит?

(учебник с.222 – А с ними- то что будет? )

Вывод: За все несправедливости в жизни в первую очередь страдают дети, как самые незащищенные существа. В том, что льются детские слезы проявляется преступность общества. Эта судьба многих детей в тогдашней России. Их страдания вызвали его бунт против несправедливости и преступности этого общества. В этой мучительной любви к детям наиболее раскрывается гуманизм Раскольникова.

В: Встреча Раскольникова с детьми Мармеладова, история Сони очень болезненно повлияла на героя. Но подобные сцены он наблюдал и на улицах Петербурга.

(прочитаем отрывок об обманутой и опозоренной девочке на бульваре, за которой охотился жирный франт) текст стр.40-41.

Вывод: этот случай – судьба многих детей России той поры. Сострадания к этому ребенку и ненависть к преступникам снова тяжким грузом ложится на душу Раскольникова и снова подталкивает- «преступить».

В: Как вы понимаете значение фамилии Раскольников?

7) а) Детские образы Достоевского.

Детский образ- один из идеалов автора. В романе чувствуется авторская позиция- писатель с жалостью, с нежностью изображает несчастных маленьких героев. Кроме того, Соню Мармеладову и Лизавету сравнивает с детьми.

Соня всё время робеет, как ребенок, на её лице появляется «детский испуг», как у испуганных детей. Такой же взгляд был у Лизаветы перед смертью. Если Достоевский наделяет своих любимых героев какими-то детскими чертами, эта детскость означает святую душу и чистоту.

Почему же страдают дети в романе? Их страдания- жертва, которую необходимо принести этому миру.

Впечатления от встреч с несчастными детьми обостряют ненависть Раскольникова к окружающей действительности. Буржуазная мораль общества укрепляет в нем уверенность его теории: в обществе, где царит зло, разрешается пролитие крови по совести- во имя искоренения этого зла.

ІІІ Ассоциация «Дети в романе Достоевского»

  • бедные униженные
  • Дети в романе
  • «Преступление и наказание»

без светлого

будущего бесправные

лишенные беззащитные

детства

В: Как вы думаете, должны ли судьбы детей волновать общество? Почему?

В: Актуален ли роман в наши дни? Как сегодня живется детям в нашей стране?

  1. (Актуален. В нашем мире насилия, «властелинов» и «тварей дрожащих»
  2. развенчание идеи о праве сильной личности очень актуально).
  3. ІҮ. Выводы урока
  4. Ү.Итоги

ҮІ.Домашнее задание: сочинение-рассуждение «Актуальность романа «Преступление и наказание» в наши дни».

Приложение к уроку

В.Перов «Тройка»

Дети в романе Достоевского «Преступление и наказание»

В.Маковский «Свидание»

Дети в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Н.Богданов «У дверей школы»

Дети в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Б. Кустодиев «Школа в Московской Руси»

Дети в романе «Преступление и наказание»

  • Уразалиева Неля Ибрагимовна
  • учитель русского языка и
  • литературы
  • Чаганской ОСОШ
  • Теректинского района
  • ЗКО
  • Русская литература 10 класс

Тема: Дети в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.

Цель: показать изображение детей на страницах романа; через отношение Раскольникова к детям показать его гуманизм и укрепление уверенности в правильности своей теории;

через судьбы детей в романе показать преступность общества, покидающего в беде детей- свое будущее; отрабатывать навык работы с художественным текстом; развивать речь учащихся.

Оборудование: текст романа «Преступление и наказание»; репродукции картин В. Перова «Тройка»; В. Маковского «Свидание»; Н. Богданова «У дверей школы»; Б. Кустодиева «Школа в Московской Руси»; сборник стихов Некрасова

  1. Словарная работа: уточняются значения слов: «гуманизм», «мораль», «актуальность»
  2. Ход урока:
  3. I. Оргмомент
  4. II 1) Запись: Семнадцатое марта
  5. Классная работа

Дети в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

  • 2) Цели и задачи урока:
  • – проследить, как автор изображает детей на страницах романа;
  • – через отношение Раскольникова к детям показать его гуманизм и укрепление
  • – уверенности в правильности своей теории;
  • – через судьбы детей в романе показать преступность общества, покидающего в беде
  • детей – своё будущее;
  • – воспитывать чуткость и сострадание к чужой беде.
  • 3)Вступительное слово учителя

На прошлом уроке мы говорили о судьбе автора, об «униженных» героях романа, о судьбе «маленького человека» в литературе 19 века. Трагично рисует Достоевский и судьбы детей. Большинство своих маленьких героев писатель ставит в тяжелые ситуации, посылает на их долю «взрослые» страдания и испытания.

4)Экскурсия в картинную галерею.

Судьба детей всегда была актуальна. О жизни детей в условиях капиталистического города, об их горькой доле писали и современники Достоевского- художники Перов, Кустодиев, Богданов, Маковский.

  1. Краткий экскурс по картинам этих художников проведет Максотова А.
  2. ( ученица рассказывает об истории создания картин, о персонажах картин, о судьбах обездоленных детей в царской России)
  3. Вывод: художники осуждали строй, который делал детей бесправными, беззащитными.
  4. 5)Поэты о судьбах обездоленных детей.
  5. Не оставалась равнодушна к судьбам детей во все времена и русская литература. Послушаем стихотворение Некрасова «Плач детей» (читает Аида Султангалиева)
  6. Вывод: детский труд подвергался эксплуатации на фабриках и в России, поэтому стихотворение было актуально.
  7. 6) а)Словарная работа:
  8. Вслед за своими современниками Достоевский в романе много горьких страниц посвящает детям, потому что эта тема волновала писателя и характеризует его как великого писателя-гуманиста своей эпохи.
  9. Словарная работа: гуманизм, гуманист
  10. б) Беседа по тексту:
  11. В: Когда мы впервые на страницах романа встречаемся с детьми?

(зачитывается отрывок – учебник стр.211, текст стр.23)

В: Что можно сказать об авторе этих строк через такое описание детей?

Вывод: На Раскольникова эта встреча с детьми Мармеладовыми сильно подействовала. Что болезненное и страшное мы ощущаем в позах и внешности детей. Вид этих детей заставляет Раскольникова отдать Катерине Ивановне последние деньги.

Читайте также:  Почему Гоголь назвал поэму «Мёртвые души»?

В: Что происходит с героем до этой встречи? Какая страшная мысль закрепляется в его душе? Кого он обвиняет? (Мысль – «преступить», т.е. совершить преступление против буржуазного общества, которое заставляет детей лить слезы, потому что «маленькому» человеку «некуда больше идти»

В: Прочитаем разговор Раскольникова с Соней о детях. Какая мысль постоянно

волнует его? О чем он думает и к какому выводу приходит?

(учебник с.222 – А с ними- то что будет? )

Вывод: За все несправедливости в жизни в первую очередь страдают дети, как самые незащищенные существа. В том, что льются детские слезы проявляется преступность общества. Эта судьба многих детей в тогдашней России. Их страдания вызвали его бунт против несправедливости и преступности этого общества. В этой мучительной любви к детям наиболее раскрывается гуманизм Раскольникова.

В: Встреча Раскольникова с детьми Мармеладова, история Сони очень болезненно повлияла на героя. Но подобные сцены он наблюдал и на улицах Петербурга.

(прочитаем отрывок об обманутой и опозоренной девочке на бульваре, за которой охотился жирный франт) текст стр.40-41.

Вывод: этот случай – судьба многих детей России той поры. Сострадания к этому ребенку и ненависть к преступникам снова тяжким грузом ложится на душу Раскольникова и снова подталкивает- «преступить».

В: Как вы понимаете значение фамилии Раскольников?

7) а) Детские образы Достоевского.

Детский образ- один из идеалов автора. В романе чувствуется авторская позиция- писатель с жалостью, с нежностью изображает несчастных маленьких героев. Кроме того, Соню Мармеладову и Лизавету сравнивает с детьми.

Соня всё время робеет, как ребенок, на её лице появляется «детский испуг», как у испуганных детей. Такой же взгляд был у Лизаветы перед смертью. Если Достоевский наделяет своих любимых героев какими-то детскими чертами, эта детскость означает святую душу и чистоту.

Почему же страдают дети в романе? Их страдания- жертва, которую необходимо принести этому миру.

Впечатления от встреч с несчастными детьми обостряют ненависть Раскольникова к окружающей действительности. Буржуазная мораль общества укрепляет в нем уверенность его теории: в обществе, где царит зло, разрешается пролитие крови по совести- во имя искоренения этого зла.

  • ІІІ Ассоциация «Дети в романе Достоевского»
  • бедные униженные
  • Дети в романе
  • «Преступление и наказание»
  • без светлого
  • будущего бесправные
  • лишенные беззащитные
  • детства

В: Как вы думаете, должны ли судьбы детей волновать общество? Почему?

В: Актуален ли роман в наши дни? Как сегодня живется детям в нашей стране?

  1. (Актуален. В нашем мире насилия, «властелинов» и «тварей дрожащих»
  2. развенчание идеи о праве сильной личности очень актуально).
  3. ІҮ. Выводы урока
  4. Ү.Итоги

ҮІ.Домашнее задание: сочинение-рассуждение «Актуальность романа «Преступление и наказание» в наши дни».

Приложение к уроку

В.Перов «Тройка»

Дети в романе Достоевского «Преступление и наказание»

В.Маковский «Свидание»

Дети в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Н.Богданов «У дверей школы»

Б. Кустодиев «Школа в Московской Руси»

Образ ребенка и его значение в романе Ф.Н. Достоевского «Преступление и наказание» – Сочинения по русскому языку и литературе для 1-11 классов

В романе Ф.Н. Достоевского образ ребенка используется несколько раз. Этот образ мы видим во сне Раскольникова и снах Свидригайлова, в образе детей Мармеладовых, в образе Сони и в образе Лизаветы.

Роль образа ребенка в романе велика потому, что дает возможность понять психологические состояния героев. Этот образ показывает беззащитность, душевную чистоту героев. Мы знаем, что Раскольников в своем сне о лошади видит себя в образе ребенка.

В этом эпизоде романа Раскольников еще не совершил преступления, и его подсознание подсказывает ему, что он чисто психологически не способен на это.

Он возникает в образе ребенка, потому что он еще чист нравственно и внутри себя бунтует против своей мысли об убийстве.

Затем мы узнаем, что Лизавета, сестра старухи, тоже представляет собой беззащитного ребенка. Сводная сестра бьет ее и отбирает все деньги. Лизавета перед ней совершенно беззащитна.

Лиза не совершила ничего незаконного, она ребенок, который вырос физически, но не психологически. В ней есть частица ребенка – ее душа, она даже ведет себя, как ребенок, когда видит Раскольникова с топором.

Лиза закрывается руками от опасности, как это делают маленькие дети, когда они чем-то напуганы.

В следующий раз мы видим образ ребенка в Соне Мармеладовой, когда она приходит к Раскольникову домой. Он видит перед собой восемнадцатилетнюю девушку с чертами ребенка. Соня в душе ребенок. Она и ведет себя, как ребенок, смотрит испуганно, очень робкая и готова убежать в любой момент, как маленький ребенок.

В романе есть не только образ ребенка, но и представители этого возраста – дети Мармеладовых. Они робки, беззащитны, все время чего-то бояться. Эти дети представляют собой чистоту, которая в дальнейшем может стать грязью и позором.

Образ ребенка в снах Свидригайлова возникает два раза. Первый раз мы видим образ мертвой девочки в пустом доме. Образ этой девочки – воспоминание Свидригайлова, призрак загубленной им души. Я думаю, что у этого образа есть еще одна сторона.

Ребенок представляет собой похороненную навсегда хорошую сторону Свидригайлова. Второй раз образ ребенка возникает в другом сне Свидригайлова, когда ему снится, что он увидел внизу гостиной маленькую девочку, сбежавшую из дома, потому что она разбила чашку матери.

Буквально на глазах Свидригайлова маленький ребенок теряет свой детский образ и из ангела превращается в дьявола. Это был бердовый сон, но, возможно, именно в нем Свидригайлов увидел свое превращение. Это было быстро прокручено перед ним как кино, которое показало жизнь его души.

В реальности этот процесс мог длиться несколько лет, а может, несколько минут.

Я считаю, что образ ребенка есть еще в одном герое этого романа, хотя открыто он там не появляется. Этот образ появляется иногда в Разумихине. Я так считаю, потому что Разумихин ведет себя расковано, много говорит. Он ребенок, большой ребенок, который взрослеет буквально на глазах. За время суда над Раскольниковым, образ ребенка затух в Разумихине окончательно.

Зачем же был нужен образ ребенка в этом романе? Какова его роль?

Он был нужен для полноты психологической картины романа. Этот образ представляет собой неотъемлемую часть романа. Он – одна из красок, использовавшаяся для изображения романа. Без него произведение вышло бы совсем другим и уже не было бы настолько сильным.

Что такое образ ребенка в этом романе? Это все доброе, светлое, что есть только в героях и жителях этого выдуманного Петербурга.

Поделись сочинением с друзьями!

Похожие сочинения:

Сочинение: Дети в романе "Преступление и наказание"

Дети в романе “Преступление и наказание”

В теории Раскольникова, позволившей ему пойти на убийство, главным аргументом становится обвинение общества в жестокости. Те самые люди, которые на словах признают необходимость любви к ближнему, равнодушны к реальным страданиям окружающих.

Именно из этого , причем самого по себе действительно верного наблюдения, и делает Раскольников вывод о двойственности, лицемерии общепринятой морали, о необходимости “крови по совести” для преодоления зла. Но, обвиняя мир в жестокости, Раскольников прежде всего говорит о детях.

В этой мучительной, горячей любви к детям раскрывается с особенной силой умение главного героя романа сострадать чужому горю.

Дети – беззащитны, они не могут сопротивляться беспощадному давлению жизни. Они не виновны в горе окружающих, и поэтому их страдания особенно несправедливы.

Если общество “топчет” тех, кто ни в чем не виновен, значит, его устройство безнравственно, ненормально.

Впечатления от встреч с несчастными детьми обостряют ненависть Раскольникова к окружающей действительности и укрепляет уверенность в правильности своей теории.

Раскольников слышит звуки надтреснутого семилетнего голоска – в трактире, среди пьяных криков и брани. Эти звуки дополняют трагический рассказ Мармеладова. Следующее впечатление – встреча с Катериной Ивановной и ее детьми.

Вид этих несчастных детей заставляет Раскольникова отдать Мармеладовым едва ли не последние свои гроши.

В его измученной душе закрепляется страшная мысль : “И нет никаких преград…” А далее еще одно впечатление толкает Раскольникова на решение “переступить” : он видит обманутую и опозоренную девочку на бульваре.

Раскольников с негодованием думает о тех ученых, которые утверждают, что известный процент людей должен погибнуть, и считают это нормальным.

Для него за этим успокоительным словом “процент” стоит живой человек, и мириться с гибелью хотя бы одного ребенка Раскольников не хочет и не может. И вот здесь автор и его герой оказываются рядом, но только в этом.

Нравственное негодование диктует им принципиально разные выводы – это ясно отражено в романе.

Достоевский видел в детях ту нравственную чистоту, доброту души, которые утрачены взрослыми. Не случайно все лучшее, что свойственно взрослым героям романа, связано с миром ребенка. Нельзя говорить о теме детства в “Преступлении и наказании”, имея в виду только детей Катерины Ивановны.

Читайте также:  О каких вечных проблемах бытия размышляет в своём поэтическом творчестве Ахматова?

Как ребенок, слабый, беспомощный, с детски чистой, наивной и светлой душой, рисуется Соня. Она похожа на ребенка в своих чувствах, в своих поступках – искренностью и добротой. Чистый и справедливый мир детской души открывается и во сне Раскольникова. Именно ребенок протестует против жестокости взрослого мира в этом сне.

Та непосредственная, недумающая доброта, которую неоднократно проявляет Раскольников – вопреки собственной теории – неразрывно связана с мальчиком Родей, с тем нравственным “запасом”, который сохранился в герое романа с детства. Убив беспомощную, по детски беззащитную Лизавету, Раскольников словно поднял руку на самого себя.

Именно детям, искупая свои грехи, помогает в “Преступлении и наказании” Свидригайлов.

Достоевский, безусловно, следует и христианскому пониманию. Дети в Евангелиях символизируют нравственную близость человека к Богу, чистоту души, способной поверить – и устыдиться.

Раскольников двойственен в романе: природная, данная Богом, доброта героя “затемнена” гордыней и озлоблением взрослого человека. Весь роман ребенок в Раскольникове борется со взрослым, доброта – с жестокостью и самолюбием.

Нравственный перелом, произошедший в душе Раскольникова в эпилоге “Преступления и наказания”, означает окончательную победу доброты,возвращение героя к себе самому – ребенку, возвращение к Богу.

И здесь автор романа, пройдя рядом со своим героем его долгий, мучительный и противоречивый путь, впервые, наконец, “встречается” с ним “лицом к лицу”, как встречаются люди одной веры, одного понимания жизни…

Дети в романе Преступление и наказание Достоевского – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Несмотря на то, что Родион Раскольников доведен до крайней степени нервного напряжения и словно пребывает в психологическом тупике, он все же способен проявлять сострадание и жалость к тем, кто слабее и беспомощнее его. К слову, это отвечает выведенной им же доктрине.

Потому, герой очень трепетно и заботливо относится к детям. Это открывает его весьма робкую и трепетную натуру.

Автор показывает читателю, что главный герой, по сути своей, неплохой человек и возможно, если бы обстоятельства сложились иначе, он никогда не пошел бы на смертоубийство.

Да вот только судьба сложилась так, что эмоции в данном случае достигли пика, и юноша просто – напросто не смог взять себя в руки, совладать с ними и найти более мирный и законный выход из ситуации.

Что же касается самого Достоевского, для него малышня не просто милый образ – это отображение всего страдающего от несправедливости человечества. Он словно дает понять, что невозможно достигнуть гармонии и жить беззаботно в мире, где плачет хотя бы один ребенок.

Дети в романе символизируют духовную чистоту, непорочность, отсутствие грехов. Это симбиоз всего лучшего и светлого. Раскольников крайне расположен к детям Мармеладова, и даже 18-летняя Сонечка входит в их число, ведь, несмотря на совершеннолетие, выглядит еще совсем ребенком.

Герою больно видеть не только общечеловеческие, но и детские страдания – причем, последние кажутся ему куда более тяжкими. В его понимании причиняющий боль таким чистым существам – не человек. И, несомненно, его позицию можно понять и даже принять.

Нравственная высота детей считается «точкой отсчета» для всего человечества. В одном из кошмаров юноша видит свое детство, он сам страдает от убийства, потому понимает, как тяжело ребенку переносить горести и страдания.

Нет! Ему совершенно не жаль старуху. А вот детей – жаль. Искренне и по-человечески. Можно сказать, даже по-христиански. Хоть Родиона и нельзя назвать убежденным христианином.

Примечательно, что в разговоре с матерью, герой вспоминает о своей покойной невесте и говорит о ней как о ребенке (точнее, применительно к тому времени, когда она была ребенком), сокрушается о том, что она почти всегда была сильно больна, но, несмотря на это он любил ее, а если бы у нее выискался еще какой изъян (горб или хромота), то он бы испытывал к ней еще большую привязанность и еще более сильное чувство.

Но нельзя сказать, что любовь для Раскольникова – это просто жалость. Как нельзя сказать, что и дети для него – только лишь объект для жалости. Дети для героя нечто высшее, божественное, сродни ангелам, спустившимся с небес, чтобы сделать мир чище.

Потому, он и относится к ним с трепетом и благоговением. Мало того, герой ловит себя на мысли, что рядом с детьми чувствует себя счастливым. С одной стороны, можно расценивать это как проявление отцовских чувств.

Но, на самом деле, это не совсем так. Вероятно, рядом с детьми, Раскольников сам вспоминает, как был ребенком, чистым и непорочным, ему дорого то ощущение безмятежности и беззаботности, которое он некогда испытывал.

Как и любому взрослому, ему хотелось бы вернуть те дни, когда можно было ни о чем не беспокоиться, а предаваться играм и забавам. Но увы…Этих дней не вернуть…Никогда…

Образы детей и их роль

Роман «Преступление и наказание», который написан Федором Михайловичем Достоевским, является одной из самых читаемых книг не только в России, но и во всем мире. Главным героем является Родион Раскольников, который по сюжету совершает преступление.

Система образов в романе является очень богатой и насыщенной. Среди нее особое место уделяется детским образом. Безусловно, Достоевский дал им определенные роли. Потому в «Преступлении и наказании» несколько детским образов, созданных автором.

Дети в романе являются второстепенными персонажами, потому раскрыты не до конца, но все же они есть и это важно для всей идеи произведения.

К этим образам относятся дети Катерины Ивановны, Дуня, утопившаяся девочка, снящаяся главному герою, пьяный ребенок с улицы – данные образы нельзя оставить без должного внимания.

Невзирая на свой мелкий уклад в оборот сюжетных линий, они имеют определенное значение. Тема детского возраста и детей присутствует в данном произведении.

Для начала рассмотрим детей Сониной мачехи.

Катерина Ивановна сошлась во второй раз с Мармеладовым после смерти своего супруга, являвшегося офицером пехоты. Она сбежала с ним из родного дома. С ним у нее родилось трое детей. это дочки Поля и Лена, еще сын Коля. Дети одевались плохо, выглядели вечно худыми и голодным, что закономерно от такой жизни. Но мать пыталась заботиться о них, несмотря на постоянную нехватку денег и недоедание.

Соня приходилась падчерицей. Невзирая на способ заработка денег, автор подарил ей тоже не мало детских черт: высокий голосок, милое личико, нежность, которые свойственны больше детям, чем взрослым. Такая бедная жизнь и бедственное положение семьи, жалость к сводным братьям толкнули Сони пойти в проститутки. Но Достоевский совсем не осуждает девушку, а показывает ее как заложницу ситуации.

Героиня беззащитна, верит в чудо и Бога, обладает чистой, наивной, бескорыстной душой, потому ее легко можно обмануть и подставить.

Через образы Детей Катерины автор показывает, что Мармеладов все-таки думал о них. Он ведь пытался брать себя в руки и не пить некоторое время.

Еще одним ребенком в произведении является Дуня Раскольникова. Через нее Достоевский показывает, какие бывают испорченные, гнилые и развратные люди на примере Свидригайлова.

Дети вынуждены страдать из-за слабостей своих родителей и окружающих их.

Картинка к сочинению Дети в романе Преступление и наказание

ПредыдущаяСледующая

Образы детей и их роль в романе Достоевского "Преступление и наказание"

  • «Слушай, если все должны страдать, чтобы страданием купить вечную гармонию, то при чём тут дети,
  • скажи мне, пожалуйста?
  • Совсем непонятно, для чего были должны страдать и они и зачем им покупать страданиями гармонию?
  • Не стоит она слезинки хотя бы одного только замученного ребёнка…»
  • Иван Карамазов, «Братья Карамазовы».

Система персонажей романа «Преступление и наказание» включает в себя большое количество действующих лиц, обладающих своим характером, положением и ролью в романе. Родион Раскольников является главным героем; Соня, Дуня, Пульхерия Александровна, Свидригайлов, Лужин также являются заметными и потому понятными нам персонажами. Но существуют и персонажи второго плана, о которых мы можем узнать меньше.

Среди всех второстепенных героев следует выделить детей, влияние собирательного образа которых мы можем проследить на протяжении всего романа: это и дети Катерины Ивановны, и невеста Свидригайлова, и девочка-утопленница, которая снится ему во сне, это и пьяная девочка, встретившаяся Раскольникову на бульваре – все эти герои не могут остаться без внимания, потому что, несмотря на их небольшое участие в развитии действия в романе, они играют важную роль, как и вся тема ребёнка и детства.

Читайте также:  Сочинение на тему: Жизнь Обломова (Гончаров)

Рассмотрим образ детей Катерины Ивановны.

О том, что жена Мармеладова Катерина Ивановна вышла за него замуж с тремя детьми, мы узнаём из разговора Мармеладова с Раскольниковым. Отцом детей был первый муж Катерины Ивановны, пехотный офицер, с которым она убежала из дома.

Когда муж умер, Катерина Ивановна осталась одна с тремя малолетними детьми. «Вышла замуж за первого мужа, за офицера пехотного, по любви, и с ним бежала из дома родительского. Муж…в картишки пустился, под суд попал, с тем и помер….

И осталась она после него с тремя малолетними детьми в уезде далёком и зверском…»

У Катерины Ивановны было две дочери: Полечка и Лена – и сын Коля. Так их описывает Ф.М.Достоевский: «старшая девочка, лет девяти, высокая и тоненькая как спичка, …с большими-большими тёмными глазами, которые казались ещё больше на её исхудавшем и испуганном личике» (Полечка), «самая маленькая девочка, лет шести» (Лена), «мальчик годом старше её» (Коля).

  1. Дети были плохо одеты: Полечка была одета в «ветхий бурнусик, сшитый ей, вероятно, два года назад, потому что он не доходил теперь о до колен», и «худенькую разодранную всюду рубашонку», Коля и Лена были одеты не лучше; у всех детей было только по одной рубашке, которые каждую ночь стирала Катерина Ивановна.
  2. Хотя мать старалась заботиться о детях, они нередко бывали голодными, так как семье не хватало денег; младшие часто плакали и были забиты и запуганы: «…Ибо Катерина Ивановна такого уж характера, и как расплачутся дети, хоть бы и с голоду, тотчас же их бить начинает».
  3. В облике Сони, падчерицы Катерины Ивановны и дочери Мармеладова, несмотря на то, что она намного старше всех детей и зарабатывает деньги таким путём, мы тоже видим много детского: «безответная она, и голосок у ней такой кроткий… белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое,… угловатое, …нежная, болезная, …маленькая, кроткие голубые глаза».

Именно стремление помочь Катерине Ивановне и её несчастным детям и заставило Соню преступить через себя, через нравственный закон. Она пожертвовала собой ради других.

«И тут только понял он, что значили для неё эти бедные, маленькие дети-сироты и эта жалкая, полусумасшедшая Катерина Ивановна, с своею чахоткой и со стуканием об стену».

Она тяжело переживает, сознавая своё положение в обществе, свой позор и грехи: «Да ведь я …бесчестная…я великая, великая грешница!», «…до какой чудовищной боли истерзала её, и уже давно, мысль о бесчестном и позорном её положении».

Не будь судьба её семьи (а Катерина Ивановна и дети действительно были единственной Сониной семьёй) такой плачевной, жизнь Сонечки Мармеладовой сложилась бы по-другому.

А если бы Сонина жизнь была другой, то Ф.М.Достоевский не смог бы осуществить своего замысла, не смог бы показать нам, что, будучи погружённою в порок, Соня сохранила свою душу чистой, потому что спасалась верой в Бога. «Да скажи же мне, наконец,… как этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются?» – спрашивал её Раскольников.

Здесь Соня ребёнок, беззащитный, беспомощный человек со своей детской и наивной душой, который, казалось бы, погибнет, находясь в губительной атмосфере порока, но Соня помимо детской чистой и невинной души обладает огромной моральной стойкостью, сильным духом и поэтому она находит в себе силы спасаться верой в Бога, поэтому она сохраняет свою душу. «Что ж бы я без бога-то была?»

Доказательство необходимости веры в Бога было одной из главных целей, которые Достоевский ставил перед своим романом. Поэтому мы видим, что образ детей был необходим писателю для раскрытия образа Сони и достижения своего замысла.

Дети Катерины Ивановны сыграли свою определённую роль в судьбе каждого из основных персонажей произведения.

С помощью образа детей писатель показывает нам, что Мармеладов, причинявший столько горя и боли своей семье, всё-таки думал о жене и детях, и это заключалось в том, что он хоть какое-то время пытался не пить. Когда его раздавило повозкой, и он умер, в кармане у него нашли пряник, который он нёс детям: « …в кармане у него пряничного петушка нашли: мёртво-пьяный идёт, а про детей помнит».

Таким образом, писатель использует образ детей, чтобы показать нам, что в душе Мармеладова, человека, причинявшего горе себе самому и своей семье, жили ещё любовь, забота и сострадание. Поэтому мы не можем рассматривать проявление душевных качеств отставного чиновника только как сугубо отрицательное.

Образ же Свидригайлова становится только ещё более загадочным и непонятным, когда мы видим, что пошлый, развратный человек, для которого не существует нравственных законов, совершает благородный поступок и тратит свои деньги на то, чтобы устроить детей Катерины Ивановны в пансион. И здесь писатель снова вплетает в ткань романа образ детей.

Но даже такой благородный поступок не может затмить собой все грехи Свидригайлова.

На протяжении всего романа мы можем видеть всё самое низкое в нём, в его душе, все худшие качества: жестокость, эгоизм, способность перешагнуть через человека для удовлетворения своих интересов, в том числе способность на убийство (своей жены, Марфы Петровны, потому что, судя по всему, можно сказать, что Свидригайлов убил свою жену, выдав за апоплексичный удар), вся низость натуры Свидригайлова проявляется в эпизоде с Дунечкой, когда она тайно встречалась с ним в последний раз, для того, чтобы узнать о брате. « Разве возможно то, что вы пишете? Вы намекаете на преступление, совершённое будто бы братом. …Вы обещали доказать: говорите же!» – негодует Дуня.

Свидригайлов привёл Дуню к себе, запер дверь и начал целовать и обнимать её, но затем открыл дверь, поняв, что Дуня ненавидит его и никогда не полюбит.

Это было тяжёлым испытанием для Дуни, но она, по крайней мере, знала, что за человек Свидригайлов, и если бы не любовь к брату, никогда бы не пошла к этому человеку.

Это доказывают Дунины слова: «Вот мы уже поворотили за угол, теперь нас брат не увидит. Объявляю вам, что я не пойду с вами дальше».

Но ещё более раскрывает всю глубину разврата, в которой погрязла душа Свидригайлова, история с глухонемой племянницей мелкой процентщицы, приятельницы Свидригайлова, немки Ресслих.

В Петербурге ходил слух, что девочка покончила жизнь самоубийством из-за того, что была жестоко оскорблена Свидригайловым. Хотя он сам всё отрицает, но в ночь перед самоубийством ему снится сон: «…а посреди залы, на покрытых белыми атласными пеленами столах, стоял гроб.

Гирлянды цветов обвивали его со всех сторон. Вся в цветах лежала в нём девочка, в белом тюлевом платье, со сложенными и прижатыми на груди, точно выточенными из мрамора руками. Но распущенные волосы её, волосы светлой блондинки, были мокры; венок из роз обвивал её голову.

Строгий и уже окостенелый профиль её лица был тоже как бы выточен из мрамора, но улыбка на бледных губах её была полна какой-то недетской, беспредельной скорби и великой жалобы. Свидригайлов знал эту девочку; ни образа, ни зажжённых свечей не было у этого гроба и не слышно было молитв.

Эта девочка была самоубийца-утопленница.

Ей было только четырнадцать лет, но это было уже разбитое сердце, и оно погубило себя, оскорблённое обидой, ужаснувшею и удивившею этот молодое детское, сознание, залившею незаслуженным стыдом её ангельски чистую душу и вырвавшею последний крик отчаяния, не услышанный, а нагло поруганный в тёмную ночь, во мраке, в холоде, в сырую оттепель, когда выл ветер…»

  • Свидригайлов с его вседозволенностью, с полным отсутствием каких бы то ни было моральных принципов и нравственных идеалов, посягнул на самое святое, по мнению Достоевского на душу ребёнка.
  • Этим эпизодом и, особенно, сном, писатель хотел показать на примере Свидригайлова (именно на примере, потому что, хотя Аркадий Иванович имеет конкретное имя, это собирательный образ многих десятков похожих Свидригайловых таких же безнравственных и развратных людей), что такие аморальные люди, действуя лишь во благо своих (почти всегда гнусных) интересов, губят невинные души.
  • В образе девочки здесь заключен образ всех тех, кто чище, невиннее, светлее всех других в этом мире и потому слабее, и потому над ним из
Ссылка на основную публикацию