Анализ рассказа Булгакова «Морфий»

Рассказ М. Булгакова «Морфий» — история болезни человека, описанная писателем с медицинской тщательностью, чтобы предупредить молодых людей, которые могут опрометчиво увлечься наркотическими веществами и убить себя.

Автор в бытность врачом пристрастился к наркотику, но, к счастью, смог побороть недуг.

Анализ рассказа Булгакова «Морфий» дает возможность задуматься о том, какую высокую цену порой приходится платить за сомнительное удовольствие.

Анализ рассказа Булгакова «Морфий»

История создания

Во многом автобиографичное произведение «Морфий», которое некоторые исследователи творчества Булгакова причисляют к жанру повести, впервые было напечатано в периодическом издании «Медицинский работник» в 1927 году. Судя по названию рассказа, он вполне мог быть включен в сборник «Записки юного врача», однако писатель решил этого не делать.

Булгаков занимался медицинской практикой и по страшному стечению обстоятельств стал наркозависимым. Пребывая в Никольском, где он работал в местной больнице, Михаил Афанасьевич обследовал пациента, зараженного смертельно опасным заболеванием — дифтерией.

Анализ рассказа Булгакова «Морфий»

Булгакову показалось, что он заразился от больного, поэтому срочно ввел себе противодифтерийную сыворотку, после чего у него:

  • появился сильнейший зуд;
  • распухло лицо.

Чтобы купировать болевой синдром, писатель прибегнул к помощи наркотического анальгетика. Ему стало значительно лучше, и писатель, боясь возвращения боли, раз за разом стал повторять инъекции морфия, что в конечном счете вылилось в привыкание к наркотику.

Дурманящее вещество давало забвение и даже ощущение творческого всплеска, рождало фантастические грезы, позволяло убежать от реальности, однако сильно подтачивало и без того слабое здоровье автора.

Все психические и физические метаморфозы, происходящие с попавшим в капкан наркотика, нашли отражение в его знаменитом рассказе «Морфий».

Автор попытался предостеречь людей, играющих с огнем, от своих ошибок.

Предыстория событий

Повествование ведется от лица доктора Владимира Михайловича Бомгарда, ранее занимавшего должность фельдшера в небольшом населенном пункте Горелове, а затем перебравшегося в больницу уездного города, где его назначили педиатром. Если раньше под его присмотром находились абсолютно все пациенты, то теперь ему не нужно отвечать за каждого больного. Врач безмерно счастлив от того, что с его плеч свалился огромный груз ответственности.

Анализ рассказа Булгакова «Морфий»

Незаметно пролетело несколько месяцев. Тяжелые мысли о старом захудалом участке, керосиновом светильнике, непроходимых сугробах и одиночестве постепенно стали покидать Бомгарда. Лишь изредка, когда долго не мог заснуть, он думал о начинающем специалисте, которого отправили в эту глушь вместо него.

Однажды, неся ночное дежурство, Владимир Михайлович получил странное письмо, написанное на больничном бланке и содержащее информацию о том, что его университетский приятель Сергей Поляков, призванный заменить Бомгарда на Гореловском участке, тяжело болен и просит помощи.

Встревоженный педиатр никак не мог взять в толк, почему товарищ ничего не сказал о самом недуге и его симптоматической картине, но все же решил прийти ему на выручку. Бомгарду не пришлось ехать в далекий Горелов, поскольку больной врач свел счеты с жизнью, застрелившись из пистолета. В руки Владимира попал дневник с

Дневники Полякова

Далее повествование представляет собой пересказ дневниковых записей Полякова.

Первая запись в дневнике датирована 20 января 1917 года. После институтского распределения молодой врач Поляков оказался в забытой Богом сельской больнице. Сергея нисколько это не смутило, наоборот, ему требовалось сбежать в глушь, чтобы как можно скорее забыть неудачный роман с оперной певицей.

Анализ рассказа Булгакова «Морфий»

Вместе с Поляковым в земском медпункте работали:

  • женатый фельдшер, живший во флигеле;
  • акушерка Анна Кирилловна, муж которой попал в немецкий плен.

15 февраля 1917 года герой ощутил острую боль в эпигастральной области. Мешавшие работать болевые ощущения не стихали, и акушерка впрыснула врачу однопроцентный раствор морфия.

После инъекции наркотического обезболивающего Полякову впервые за долгое время хорошо спалось. С того рокового дня он уже не мог обходиться без уколов.

Пытаясь облегчить душевные страдания, сам того не замечая, врач превратился в наркомана.

Акушерка Анна кляла себя за то, что вовремя не настояла, чтобы Поляков отказался от опасного обезболивающего. В периоды, когда действие наркотического зелья прекращалось, и врачу становилось невыносимо плохо, он понимал, что ходит по тонкому льду, однако после очередного укола наступала эйфория и желание бороться с зависимостью тотчас же отпадало.

Анализ рассказа Булгакова «Морфий»

По стране прокатилась мощная революционная волна, пал царский режим, но морфинисту эти события были совершенно безразличны.

Из-за регулярных уколов на теле доктора появились незаживающие язвы, а псевдогаллюцинации, преследовавшие его круглые сутки, сводили с ума.

Чтобы достигнуть нужного состояния, дозу наркотика приходилось постоянно увеличивать, началась рвота, больной сильно исхудал и уже не мог передвигаться без трости.

Он добровольно пришел в психиатрическую клинику, откуда, впрочем, быстро сбежал, украв несколько ампул с морфием.

Не выдержав наркотической ломки, покончил с собой, оставив в дневнике последнюю запись. В 1927 году Бомгард опубликовал откровения коллеги, считая, что его печальный опыт знакомства с наркотиками будет полезен и поучителен для других.

Тот, у кого нет возможности прочитать книгу целиком, может ознакомиться с рассказом Булгакова «Морфий» в кратком содержании.

Анализ произведения

В центре сюжета рассказа — врач, поведавший свою трагическую историю борьбы с наркотической зависимостью. Герой транслирует основную мысль автора: наркомания — верный путь к смерти.

Каким же образом Булгаков раскрывает идейный замысел произведения? Писатель использует излюбленную композиционную структуру — рассказ в рассказе. О происходящем в ключевом эпизоде читатель узнает из дневниковых записей, представляющих собой хаотичные заметки, что явно свидетельствует о крайне удручающем состоянии человека, сломленного наркотиками.

Образ доктора Полякова является центральным, так как на его примере писатель рассматривает такой острый вопрос, как нравственная деградация наркозависимого. Исповедь несчастного врача показывает трагедию отдельной личности, не нашедшей в себе сил бросить вызов пагубному пристрастию и спасовавшей перед лицом смерти.

Анализ рассказа Булгакова «Морфий»

Толчком к первой дозе наркотика становятся самые разнообразные причины, начиная от банального желания испытать острые ощущения и заканчивая глубокими психологическими травмами. В случае, описанном в рассматриваемом произведении, речь идет о симбиозе внутренних и социальных факторов.

Что касается первой причины, то здесь имеет место душевное опустошение героя после разрыва с любимой женщиной, из чего вытекает следующий провоцирующий механизм.

Пытаясь скрыться от собственных переживаний, врач уезжает в непривычную для себя среду, полностью отгораживается от внешнего мира.

В таких условиях его психическое состояние становится еще более уязвимым, развиваются нервные расстройства и физические недомогания, что, в свою очередь, приводит к первой инъекции морфия, поставившей крест не только на его карьере, но и на жизни.

По большому счету, это произведение о смерти, тень которой появляется уже на первых страницах и преследует героя до тех пор, пока не одержит над ним скорбную победу.

Идейный замысел и проблематика

Анализ рассказа Булгакова «Морфий»

В рассказе затронуто немало глубоких психологических проблем, актуальных для любого времени, например, страх боли и смерти. Испугавшись физического недуга и его потенциальных последствий, человек обрекает себя на нравственное разложение.

Главный герой оказывается загнанным в угол, потому что ему недостает мужества. По этой же причине он не может прекратить принимать морфий. Он боится осуждающих взглядов и потери должности, поэтому всячески скрывает свою слабость, максимально дистанцируясь от близких, хотя они могли бы ему помочь.

Сжигая ведущие к спасению мосты, герой убивает себя сам, и даже наркотик здесь играет второстепенную роль: он лишь обличил безволие и слабохарактерность мужчины. Лишь он сам виноват в том, что встал на путь саморазрушения.

Поляков не предпринимал попыток разнообразить свою жизнь, чтобы забыть о несчастной любви, а полностью поддался унынию и скуке.

Не подумав о других, о том, что в нем нуждаются больные, герой с легкостью погрузился в наркотический дурман.

Нуждаются ли люди в таких произведениях? Стоит ли рассказывать об этой мрачной стороне жизни? Булгаков положительно отвечает на эти вопросы.

Наркомания — страшный бич современности. Человек, который употребляет наркотики, сам себе роет могилу. Полная драматизма глава жизни врача Полякова, завершившаяся трагично, должна послужить всем, особенно молодежи, уроком.

Представив свое сочинение на суд общественности, Булгаков проявил высочайший гуманизм и смелость, ведь далеко не каждый может открыто говорить о такой проблеме, как наркомания, тем более автор сам долго сражался с этой болезнью.

Писатель думал не о себе, а о тех, кто может вступить на эту скользкую дорожку.

«Вокруг Булгакова»: писатель и морфий

Тут, однако, никакой загадки нет — это рассказ «Морфий», который относится к тому же хронологическому и тематическому слою, что «Записки юного врача». То, что рассказ этот вполне автобиографичен, признала первая жена писателя Татьяна Лаппа и подтвердил Леонид Карум (прототип Тальберга из «Белой гвардии»).

Естественно, всякая автобиографичность натянута. В «Морфии» у доктора Полякова нет жены (Татьяна Николаевна вообще из творчества Булгакова как-то выпала) и он кончает жизнь самоубийством. Булгаков выжил, причём выжил в значительной степени за счёт поддержки жены.

Впрочем, с наркотиками было связано три эпизода жизни Булгакова.

«Вокруг Булгакова»: пять врачей «Белой гвардии»Анализ рассказа Булгакова «Морфий»

Развлечение

Попробовать наркотик — достаточно типичный жизненный опыт молодого человека, что в начале XX, что в начале XXI века.

Сейчас, например, по данным исследований, наркотики хоть раз в жизни пробовали порядка 10% населения как Украины, так и России. Естественно, в большинстве случаев этот опыт разовый и никаких последствий не имеет.

Тем не менее, на Украине около полумиллиона человек, которые периодически употребляют наркотики, в том числе — до 200 тыс. наркозависимых.

Не стал исключением и Булгаков. По воспоминаниям Татьяны Николаевны, «однажды, не то в 1913, не то в 1914 году (ему было 22 или 23 года. — Авт.) Михаил принёс кокаин. Говорит: „Надо попробовать. Давай попробуем”. (…) У меня от кокаина появилось отвратительное чувство. Отвратительное. Тошнить стало. Спрашиваю: „А ты как?” — „Да спать я хочу”. В общем, не понравилось нам».

«Надо попробовать»… Достаточно типичная мотивация. Чего уж тут.

Кстати, сестра Михаила Афанасьевича Надежда позже писала Татьяне Николаевне: «Я помню, что очень давно (в 1912-1913 годах), когда Миша был студентом, а я первокурсницей-курсисткой, он дал мне прочитать рассказ „Огненный змей” — об алкоголике, допившемся до белой горячки и погибшем во время ее приступа: его задушил (или сжёг) вползший к нему в комнату змей».

Есть, разумеется, соблазн связать приём наркотика и начало литературной деятельности. Скорее, всё же рассказ появился на основе прослушанных в университете лекций.

Необходимость

«Наркомания по необходимости» возникла у Булгакова летом 1917 года, когда он уже работал земским врачом в селе Никольское.

По версии, которая описана в рассказе «Морфий» и в воспоминаниях Татьяны Николаевны, «привезли ребенка с дифтеритом (…) Михаил стал пленки из горла отсасывать и говорит: „Знаешь, мне, кажется, пленка в рот попала. Надо сделать прививку”. Я его предупреждала: „Смотри, у тебя губы распухнут, лицо распухнет, зуд будет страшный в руках и ногах”.

Но он все равно: „Я сделаю”. И через некоторое время началось: лицо распухает, тело сыпью покрывается, зуд безумный… А потом страшные боли в ногах. Это я два раза испытала. И он, конечно, не мог выносить. Сейчас же: „Зови Степаниду”. Я пошла туда, где они живут, говорю, что „он просит вас, чтобы вы пришли”. Она приходит.

Он: „Сейчас же мне принесите, пожалуйста, шприц и морфий”. Она принесла морфий, впрыснула ему. Он сразу успокоился и заснул. И ему это очень понравилось. Через некоторое время, как у него неважное состояние было, он опять вызвал фельдшерицу. Она же не может возражать, он же врач… Опять впрыскивает. Но принесла очень мало морфия.

Он опять… Вот так это и началось».

Вокруг Булгакова. 100 лет писателю, пережившему душевный кризисАнализ рассказа Булгакова «Морфий»© А.П. Остроумова-Лебедева, «Портрет Михаила Булгакова», 1923 гМорфий в то время был основным обезболивающим средством (он и сейчас так используется). Есть, кстати, версия, что морфий Булгаков мог попробовать ещё весной 1916 года — на фронте. Однако никаких подтверждений этому нет.

Любопытную информацию опубликовала Ольга Жук в статье «М. Булгаков и Де Квинси: история одного сюжета»: «Наркозависимость среди врачей и медицинского персонала явление нередкое, более того, привычное и вполне понятное, легко объяснимое. Немецкий врач и фармаколог профессор Луис Левин в 1924 году приводил данные о морфинизме среди европейских медиков: это 40,4% врачей и 10% их жён. С одной стороны, врачи понимают, что они делают, понимают они и как лучше использовать терапевтический потенциал наркотика. Но врачи ещё в большей степени, чем остальные, имеют склонность к самообману, полагая, что они контролируют ситуацию (наркотик), а не наркотик контролирует их. С другой стороны, неограниченный и даже ограниченный доступ к наркотикам — этически, научно и фактически позволяет проводить эксперименты и манипуляции на себе».

Читайте также:  Сочинение: Жизненное предназначение женщины в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)

Кстати, Татьяна Николаевна тоже принимала морфий в Никольском — Булгаков ей дал, когда у неё были сильные боли в животе. Но: «я отвратительно себя чувствовала после этого. Не то чтобы возбуждение какое-то, сонливость. И началась рвота. А он — прекрасно».

В общем, в Киев Булгаков вернулся законченным наркоманом. Выглядел очень плохо, был вспыльчивым, постоянно требовал от жены морфий. Даже пытался стрелять в неё.

Лечением (не прямым — косвенным, через жену) Булгакова занялся друг семьи, а в будущем — отчим писателя, доктор Иван Воскресенский. Он предложил разбавлять морфий дистиллированной водой.

Удивительно, но этот нехитрый приём привёл к позитивному результату — весной 1918 года (по другим предположениям — весной 1919-го) Булгаков от наркомании полностью вылечился и смог открыть венерологическую практику.

Понятно, что просто замена наркотика водой привести к такому эффекту не могла. Булгаков сам хотел избавиться от наркомании. Он понимал, что его обманывают, и сам активно участвовал в этом обмане.

Врачи, кстати, отмечают высочайшую клиническую достоверность «Морфия». Автор всё или почти всё описал предельно честно… Есть также мнение, что наркотические элементы есть и в бреде больного тифом Турбина в «Белой гвардии», но, например, Юрий Виленский в книге «Доктор Булгаков» считает, что это не так.

Последние дни

Осенью 2015 года группа ученых из Израиля и Италии проанализировала 127 случайным образом отобранных страниц оригинальной рукописи «Мастера и Маргариты», которые были проданы на аукционе в 2014 году. В статье для журнала «Journal of Proteomics» они утверждают, что на страницах обнаружено высокое содержание морфия, который мог попасть на бумагу через пот и слюну.

Так что же, действительно правы те, кто утверждает, что Сатана являлся Булгакову в наркотических видениях?

Нет. Наибольшая концентрация морфия встречается на страницах из глав, работу над которыми мастер продолжал до последних дней жизни (порядок редактирования известен, например, по дневнику Елены Сергеевны Булгаковой).

Работу над романом Булгаков начал в 1928 или 1929 году. В первой редакции это был «Роман о дьяволе» (названия менялись) — сатирическая фантасмагория. Среди действующих лиц тогда не было ни мастера, ни Маргариты. В начале 1930 года Булгаков свой незаконченный роман сжёг.

В 1933 году он возобновил работу над романом, но в октябре, после ареста Николая Эрдмана, опять сжигает часть черновиков. Работа, однако, продолжалась, и роман был в основном закончен в мае 1939 года. Булгаков всё равно был им недоволен и продолжал редактирование до 16 января 1940 года. После этого работать он уже не мог. 10 марта Булгаков умер.

Роман так и остался незаконченным. В этом легко убедиться, если вспомнить, что в окончании романа присутствуют несколько вариантов сцены смерти мастера и Маргариты.

Так при чём же тут морфий? При том же, что и в Никольском — в сентябре 1939 года Булгаков внезапно начал слепнуть. Довольно быстро был поставлен диагноз — гипертонический нефросклероз, из-за которого умер его отец.

«Вокруг Булгакова»: Афанасий Иванович – отец Михаила АфанасьевичаАнализ рассказа Булгакова «Морфий»© commons.wikimedia.org, Public Domain

Смерть была очень мучительной. Друг писателя, драматург Сергей Ермолинский, вспоминал: «Обычные дозы снотворного перестали действовать.

И появились длиннющие рецепты, испещрённые каббалистическими латинизмами. По этим рецептам, превосходившим все полагающиеся нормы, перестали отпускать лекарства нашим посланцам: яд.

Мне пришлось самому пойти в аптеку, чтобы объяснить, в чём дело».

Сильнейшим болеутоляющим средством тогда (да даже и сейчас) являлся морфий. Булгаков принимать его не хотел, но другого выхода не было…

Однако влияния на сюжет книги вынужденный морфинизм последних дней писателя не оказал. Повторимся, что книга в целом была дописана до обострения.

Анализ рассказа Морфий Булгакова – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

История создания

Рассказ «Морфий» входил в сборник «Записки юного врача» и был опубликован в 1927 г. Рассказ автобиографичен, в нем отражен один из наиболее тяжелых периодов в жизни писателя. По образованию М.А.

Булгаков был врачом, выпускником медицинского факультета Киевского университета. Черты его биографии отражены в образах двух главных героев – врачей-однокурсников Сергея Полякова и Владимира Бомгарда.

В 2008 г. рассказ был экранизирован режиссером А. Балабановым.

Булгаков употреблял морфий?

Как и его герои, М.А. Булгаков некоторое время работал врачом в сельской глуши. Затем, по его просьбе, его перевели в районный центр Вязьму. Как и В. Бомгарду, Вязьма была для Булгакова оплотом цивилизации после жизни в селе, где даже не было электричества.

В 1917 г. М.А. Булгаков начал употреблять морфий. Первый раз это произошло, когда у него началась сильная аллергическая реакция на лекарство от дифтерии. Наркоманию писателя в своих воспоминаниях подробно описала его первая жена Т.Н. Лаппа. Она стала прообразом акушерки Анны Кирилловны в рассказе.

Следует учитывать, что в 20-х годах 19-го в. даже врачи не понимали реальный вред наркотиков. Они свободно продавались в аптеке, а в кругах интеллигенции употребление морфия и кокаина было даже модным.

О чем книга?

Книга является предупреждением против наркомании.

Один из главных героев, врач С. Поляков, застрелился, поскольку не смог победить болезненную тягу к наркотику. Первый раз морфий ему ввела Анна Кирилловна, чтобы снять мучительную боль в желудке. Морфий также помог врачу забыть о тяжелом жизненном разочаровании: его бросила жена, известная оперная певица.

Но справиться с наркозависимостью оказалось невозможно.

Проблемы

Основной проблемой произведения является распад личности вследствие употребления наркотиков. Рассказ предостерегает от попытки решить какие-либо жизненные проблемы с помощью наркотиков. Конечным результатом будет распад человеческой личности.

Девиантное поведение героя Булгакова

Вскоре после начала употребления морфина поведение С. Полякова стало противоречить всем нормам человеческой морали.

После укола он занимается лечением людей, полагая, что не может нанести им вред. У него начинаются галлюцинации, но он отказывается от лечения.

Какое-то время герой хочет излечиться от зависимости в московской клинике, но у него не хватает силы воли. Он не только сбегает из клиники, но и ворует морфий, чтобы сделать себе укол в общественном туалете.

  • Герой также попытался перейти с морфина на кокаин, но понял, что этим он только ускоряет деградацию.
  • В конце концов, понимая, что надежды на излечение нет, он кончает жизнь самоубийством.
  • Как Булгаков бросил морфий?

В отличие от своего героя, М. Булгакову удалось прекратить потребление наркотика. В борьбе с зависимостью его всячески поддерживала первая жена, Т.Н. Лаппа. Несколько раз она порывалась его бросить, но как и Анна Кирилловна из рассказа, не смогла оставить его один на один с болезнью.

Нужно ли молодежи читать эту повесть?

Молодым людям обязательно нужно читать эту книгу. Сейчас распространители наркотиков ищут своих клиентов в первую очередь в молодежной среде. Наркотик могут предложить в клубе, на концерте и даже в школе. Поэтому важно понимать, что даже однократная доза, принятая из любопытства, может стать началом пути к смерти и деградации.

2 вариант

Михаил Булгаков учился на врача и некоторое время работал по профессии. Полученный им опыт и его переживания изложены в его сборнике рассказов «Записки юного врача». Главный герой, доктор Бомгард, имеет схожие с  писателем черты.

Рассказ «Морфий» примыкает к данному сборнику, но не входит в него. Тема произведения несколько шире тематики сборника. Главный герой все тот же.

Однажды доктор Бомгард получает записку от своего старого товарища по университету, Сергея Полякова. Он тоже работает доктором в соседней деревушке. Друг попросил его приехать и оценить его состояние. Бомгард хотел было ехать, но не успел… В фельдшерский пункт прибыла повозка с трупом Сергея Полякова, который перед самоубийством попросил передать свой дневник товарищу.

Дальнейшее повествование представляет собой чтение дневника Сергея Полякова. Этот прием добавляет произведению что-то личное. Создается имитация интимной беседы с близким другом. Все это располагает читателей к автору.

Однажды у Сергея Полякова заболел живот. Тогда он принял небольшую дозу морфия и заметил благотворный эффект от инъекции. Пропало чувство тоски и угнетения маленького города. Пропало чувство потери любви любимой женщины. Тогда доктор Поляков стал регулярно принимать дозы морфия.

Когда их было четыре, Сергей Поляков, как и всякий наркоман, убеждал себя, что это ничего не значит. Он не мог признать своей зависимости. Постепенно он стал рабом морфия, рассорился с помощницей, Анной Кирилловной, общался только с пациентами.

Конечно, в его душе еще была жива надежда на выздоровление. Даже тогда, когда он покрылся язвами, сильно похудел, он не терял надежды до конца. Сергей Поляков написал другу с просьбой о помощи. Однако, через некоторое время он все-таки не сдержался. Сергей Поляков полностью разочаровался в жизни, поэтому совершил самоубийство.

Это произведение не лишено биографического подтекста. Морфинисты (так называли себя люди, принимающие морфий) с середины девятнадцатого века создавали целую субкультуру, а к началу двадцатого она достигла пика. Морфинистами были в основном врачи. Многие из них хотели проверить действие препарата на себе.

Некоторые критики считают, что Михаил Булгаков также был морфинистом, а в повести «Морфий» поделился своими впечатлениями и опытом. Это был своего рода один из возможных жизненных сценариев Булгакова, если бы он не стал писателем.

Картинка к сочинению Анализ рассказа Морфий

ПредыдущаяСледующая

Рассказ М.А. Булгакова «Морфий» написан и опубликован в 1927 году.

Перед нами — история болезни человека, прослеживаемая автором с медицинской тщательностью для того, чтобы предупредить тех молодых людей, которые могут неразумно увлечься наркотиками и окончательно погубить себя.

По существу, этот рассказ о смерти, которая, как главное действующее лицо и как тень человеческая, присутствует уже на первых страницах рассказа, сопровождает человека до конца его недолгой жизни, борется с ним и одерживает полную скорбную победу.

Герой рассказа рассчитанно близок автору: около двух лет М.А.

 Булгаков, служа врачом в земской больнице, испытывал пагубное тяготение к морфию, разрушительно действовавшему на него, и потому трагический финал рассказа можно рассматривать как возможный вариант исхода его страшного недуга. Но автор, в отличие от героя рассказа, нашёл в себе силы побороть это зло. В 1921 году он писал матери по этому поводу: “В числе погибших быть не желаю”.

  • Факт зависимости писателя от наркотика, пережитые им физические страдания и нравственные мучения обеспечили глубокий психологизм рассказа, реальность его жизненных ситуаций, его трагическую напряжённость.
  • Наши рекомендации по изучению рассказа ориентированы в первую очередь на учителей-словесников, но, имея в виду актуальность проблемы, по данной разработке могут провести воспитательную работу классные руководители средних и старших классов. В этом случае учитель может сознательно опустить некоторые специфические особенности рассказа, без которых был бы невозможен комплексный его анализ на уроках литературы, а именно:
  • характеристику исторической основы текста (хотя очень многозначителен тот факт, что действие развивается на фоне революционных событий, потрясающих Российскую империю, изменяющих и разрушающих не только государственные устои, но и миропонимание людей);
  • художественный приём болезненного, замутнённого наркотиками и, следовательно, отстранённого восприятия героем событий, которые определённым образом спровоцировали болезнь доктора;
  • анализ художественных достоинств рассказа (своеобразное построение текста в виде бессвязных записок, что является показателем болезненного состояния человека; употребление символов, связанных с состоянием природы: светлый день, ветер, метель, вьюга, грозовые ночи — как средства показа развития болезни и приближения гибели доктора Полякова, и других).
  • Главным предметом анализа следует сделать мысли писателя, которые можно назвать убеждениями, поскольку они оплачены суровым и горьким опытом его жизни.

Анализировать текст лучше всего по ходу рассказа — от одного главного эпизода к другому — методом “вслед за автором”. Основа работы на уроке — коллективная беседа (обсуждение проблемы), в ходе которой учителю необходимо следить не только за содержательной полнотой ответов учащихся, но и за чёткостью проговариваемой основной мысли, которая вытекает из обсуждаемого текстового отрывка.

Беседу можно построить по схеме: вопрос — примерный ответ.

1. Почему доктор Бомгард в начале своего рассказа так много рассуждает о счастье? В чём, по мнению автора, состоит человеческое счастье?

Покой и мир в доме, семье, душе человека являются главными и вечными ценностями для автора. Жизнь естественная, осознанная, в гармонии с людьми, природой, цивилизацией — его опора и идеал. Он счастлив тем, что может читать, думать, общаться с хорошими, достойными людьми, выполнять профессионально необходимую для себя и людей работу.

Читайте также:  Уроки Мармеладова в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Автор счастлив тем, что именно ему выпало на долю познать богатство, многообразие и красоту нашего мира. Такая жизнь приносит ему полное удовлетворение. Потому в первой части рассказа присутствуют мотивы света, смеха, спокойного сна, домашнего чая, уюта.

Итак, жизнь прекрасна! Выбери жизнь! Умей построить её разумно, сделай её счастливой! Счастье — это цель и способ жизни!

2. Кто и что нарушает счастливое течение жизни доктора Бомгарда?

Завязкой рассказа является первое письмо Серёжи Полякова, университетского товарища и коллеги доктора Бомгарда, в котором он пишет, что с ним случилась беда, просит помощи и надеется на спасение.

Не успел Бомгард собраться в путь, как ночью в его больницу привозят умирающего Полякова.

Умирая, доктор передаёт Бомгарду письмо и свой дневник, из которого становится ясной история болезни прекрасного человека и незаурядного специалиста.

Итак, болезнь человека — “тяжёлая и нехорошая” — привела к его самоубийству. Что же это за болезнь?

3. Прочитайте посмертное письмо Серёжи Полякова. О чём это письмо?

Прочитав письмо, мы сразу же понимаем, что доктор Поляков страдал наркоманией (“будьте осторожны с белыми, растворимыми в 25 частях воды кристаллами”).

Мы понимаем также, что жизнь его мучительна и он хочет умереть (“Я раздумал лечиться. Это безнадёжно”).

Трагедия доктора произошла потому, что он слишком увлёкся морфием (“кристаллы меня погубили — я слишком им доверился”).

Письмо Сергея — это исповедь доктора, прочитав которую мы начинаем понимать трагедию отдельной и единственной человеческой жизни, которая так бессмысленно и бесполезно загублена. Но, выполняя долг врача, каясь в содеянном, доктор Поляков предостерегает других (“будьте осторожны…”).

4. Почему доктор Поляков начал принимать морфий?

  1. На первый взгляд все причины этого весомы и оправданы:
  2. — доктор переживает семейную драму, ему очень тяжело; от него ушла жена, она обманула его;
  3. — доктор с трудом переносит сложности деревенской жизни (больница — “снежный гроб”, “необитаемый остров”, по его мнению).
  4. А Серёжа Поляков молод, энергичен, обладает неплохими литературными способностями; он тоскует по театру и библиотекам, а в деревне он живёт в пустоте, работает механически, страдает от одиночества и безнадёжности, без человеческого общения; неожиданные боли в области желудка, которые не удавалось ничем унять, кроме морфия.

Итак, интеллигентный человек, осознающий свою мессианскую роль в русской деревне, живёт в противоречии между своими запросами и тем, что может дать ему жизнь. Это испытание доктор преодолеть не в силах.

5. Чем он оправдывает своё увлечение морфием?

Доктор пытается оправдать свою уже тягу к морфию тем, что врач должен на себе проверить действие некоторых лекарств, чтобы понимать ощущения больных; что после укола уходят воспоминания о жене; что на первых порах увеличивается работоспособность человека, начинается прояснение мыслей, приходит глубокий сон.

Но это самообман. Процесс самоуничтожения уже начался, болезнь прогрессирует, она, как водный поток, увлекает и несёт человека всё дальше и дальше к окончательной гибели, так как у него поражены воля и ум, способность бороться за свою жизнь. И заверения доктора в том, что он — мужчина сильный, волевой, способный в любой момент распроститься с морфием, — пустой звук!

6. Какие изменения происходят с человеком, употребляющим наркотики? Каковы симптомы прогрессирующей болезни?

Наркотик не отпускает от себя человека: человек должен увеличивать его дозу, а с этим приходит страшная расплата. Минутный покой и восторг сменяются агрессией, ненавистью ко всем, физическими и нравственными мучениями.

Очень показательна сцена борьбы доктора с фельдшерицей за ключи от аптеки, где хранится морфий.

Один подбор слов, выбранный автором для описания поведения героя, доказывает степень его деградации и свершившуюся уже трагедию человека (он грубо говорит с женщиной; на него напала злость; он вырвал, оскалившись, из рук Анны Кирилловны ключи; в душе его кипела ярость, шёл в аптеку и трясся…). Это происходит, по объяснению доктора, оттого, что наркотик в крови по неизвестным законам превращается во что-то новое: смесь дьявола с кровью человека. И смерть медленно овладевает морфинистом, стоит лишь только на один-два часа лишить его морфия (“Человека нет. Движется, тоскует, страдает труп. Он ничего не хочет, ни о чём не мыслит, кроме морфия. А за этим — смерть!”). И вывод делает сам доктор Поляков: бойтесь наркотика — этой грозной штуки, привычка к которой создаётся очень быстро!

7. Как реагируют окружающие морфиниста люди на его страшную болезнь?

  • Они реагируют по-разному: одни с презрением и раздражением, другие — с жалостью и состраданием, и очень многие переживают его болезнь как собственную беду.
  • Очень стыдится доктор Поляков профессора-психиатра, к которому он приехал лечиться в Москву и который смотрит на него жалостливо (так как больной ещё очень молод, профессор боится за его жизнь, он понимает гибельную силу морфия, чувствует, что погибает хороший человек) и презрительно (видимо, потому, что болезнь позорная, провоцируемая свободным выбором человека, и что у него не хватает силы воли перенести трудности лечения, реабилитации).
  • Осуждают его коллеги-фельдшеры, которые знают о его недуге, и он постоянно чувствует на себе их тяжёлые и пытливые взгляды.

Живёт, страдая, любящая его Анна Кирилловна, которая не может преодолеть комплекс своей вины, так как именно она впрыснула доктору первую порцию морфия при желудочных болях. Она понимает, что доктор обречён, она хочет своей смерти и действительно погибает, а причина её гибели — доктор Поляков (“Доконал я её, доконал. На моей совести большой грех!” — говорит он).

Доктор испытывает стыд, глубокое чувство унижения, когда покупает кристаллы в аптеке, и фармацевт смотрит на него хмуро и подозрительно — и таких тяжёлых сцен в рассказе очень много, именно они, по существу, составляют всё его содержание.

Только простые деревенские люди приходят к доктору с открытой душой, по-прежнему доверяя ему и уважая его. И в этом таится огромная опасность, так как операции доктор делает с замутнённым сознанием, дрожащими руками. Неужели эта ситуация, опасная и типичная, стара как мир? Итак, злой наркотик разрушает все связи больного с окружающим миром и людьми вследствие распада его личности.

8. Как же описывает писатель распад личности доктора Полякова?

После позорного побега недолечившегося доктора Полякова из психиатрической лечебницы в Москве, после сознательного и свободного его выбора (“не лечиться!”), доктор окончательно обрекает себя на медленную и мучительную смерть, и этот процесс становится уже необратимым.

Симптомы распада человеческой личности страшны и убедительны:

— всё чаще и чаще посещает его безумие — грозный признак болезни наркоманов. Галлюцинации, нежизненные явления (старушонка с жёлтыми волосами и вилами в руках летит прямо на него; бледные люди в чёрных больничных окнах; монотонные, угрожающие голоса…) становятся его постоянными спутниками;

  1. — неудержимая и постоянная рвота с икотой, длительные её приступы, после которых он долго лежит слабый и больной;
  2. — доктор крадёт морфий даже в клинике профессора и пытается впрыскивать себе в грязной уборной под крики и ругань мужчин;
  3. — внешний вид доктора ужасен: он худ, бледен восковой бледностью, много потерял в весе, у него на предплечьях непрекращающиеся нарывы; фурункулы на бёдрах беспощадно мучают его.

Ситуация, в которой оказался доктор Поляков, безвыходная. Он обречён, он погибает, сломленный злым наркотиком. Он дошёл до умопомрачительной дозы и стал рабом морфия.

Острота физических страданий и нравственных мук достигли огромных размеров.

Потеряна естественная радость жизни: разрушена врачебная карьера (“он лежит дома, в больницу не ходит”), произошёл полнейший распад его личности (сила воли, разум отсутствуют, профессиональные знания исчезают, тёплые связи со всеми людьми, даже которые его любят, стараются спасти, уничтожены, здоровье потеряно). Это действительно труп, и сам он приходит к трагическому выводу: это мученье, а не жизнь!

К доктору приходит запоздалое сожаление, отчаяние, раскаяние (он плачет по ночам, но он бессилен вернуть прошлое и понимает, что возврата к прежней жизни нет, потому к нему приходит решение — умереть (“Позорно было бы хоть минуту длить свою жизнь, такую — нет! Нельзя!”).

На этом заканчивается повествование, страшное, трагическое, о гибели прекрасного человека и врача.

Но вполне очевидно, что необходим ещё разговор по вопросам, которые могут возникнуть у учеников в ходе обсуждения текста и ответы на которые станут естественным продолжением работы. Тогда звучание проблемы будет перенесено на выяснение личностной оценки её и личностного её понимания. Главное в этом разговоре для учителя — создать эмоционально-тревожную атмосферу обсуждения.

1. Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ? (жалость, страх, болезнь, сочувствие, печаль, понимание…) Почему?

2. Кто виноват? Можно ли было избежать этого страшного зла для себя и горя для близких людей?

3. Что делать, если это зло начинает овладевать человеком всё сильнее? Есть ли шансы на спасение?

4. Была ли возможность спасения у доктора Полякова? Почему он ею не воспользовался?

5. Какие ценности жизни вам кажутся истинными? Почему?*

__________________

* Чтобы усилить неприятие учащимися поступка доктора Полякова, учитель может воспользоваться текстом второй части романа «Плаха», в котором Ч.Айтматов описывает тех, кто добывает страшное зелье.

Рассказ «Морфий» Булгаков краткое содержание с цитатами

Михаил Булгаков родился в Киеве. В 1891 году окончил гимназию, после чего поступил на медицинский факультет. Выбор профессии объяснялся просто: оба брата матери – Николай и Михаил – были практикующими докторами. Один работал в Москве. Другой – в Варшаве. Зарабатывали оба неплохо. Михаилу Булгакову врачебная практика принесла лишь беды.

Несколько лет он проработал доктором в Смоленской губернии. Участь земского врача была тяжела, о чём свидетельствует многие ранние работы писателя, в том числе «Морфий» Булгакова. Краткое содержание рассказа представлено в данном материале.

В 1916 году молодой врач вернулся в Киев. Здесь начал частную практику. Однако вскоре записался добровольцем в офицерские дружины. Начало литературного творчества приходится на начало двадцатых годов.

Остальные факты из биографии прозаика освещать не будем.

Приступаем к знакомству с кратким содержанием «Морфия» Булгакова – классика русской литературы, произведения которого не принимала цензура, но очень любил Иосиф Сталин.

Анализ произведения

В центре сюжета рассказа — врач, поведавший свою трагическую историю борьбы с наркотической зависимостью. Герой транслирует основную мысль автора: наркомания — верный путь к смерти.

Каким же образом Булгаков раскрывает идейный замысел произведения? Писатель использует излюбленную композиционную структуру — рассказ в рассказе. О происходящем в ключевом эпизоде читатель узнает из дневниковых записей, представляющих собой хаотичные заметки, что явно свидетельствует о крайне удручающем состоянии человека, сломленного наркотиками.

Образ доктора Полякова является центральным, так как на его примере писатель рассматривает такой острый вопрос, как нравственная деградация наркозависимого. Исповедь несчастного врача показывает трагедию отдельной личности, не нашедшей в себе сил бросить вызов пагубному пристрастию и спасовавшей перед лицом смерти.

Толчком к первой дозе наркотика становятся самые разнообразные причины, начиная от банального желания испытать острые ощущения и заканчивая глубокими психологическими травмами. В случае, описанном в рассматриваемом произведении, речь идет о симбиозе внутренних и социальных факторов.

Что касается первой причины, то здесь имеет место душевное опустошение героя после разрыва с любимой женщиной, из чего вытекает следующий провоцирующий механизм.

Пытаясь скрыться от собственных переживаний, врач уезжает в непривычную для себя среду, полностью отгораживается от внешнего мира.

В таких условиях его психическое состояние становится еще более уязвимым, развиваются нервные расстройства и физические недомогания, что, в свою очередь, приводит к первой инъекции морфия, поставившей крест не только на его карьере, но и на жизни.

По большому счету, это произведение о смерти, тень которой появляется уже на первых страницах и преследует героя до тех пор, пока не одержит над ним скорбную победу.

Самоубийство Полякова

27-летний врач Владимир Бомгард наконец получает направление в уездный город. По сравнению с сельской больницей, новое место ему представляется раем. Однажды доктор получает письмо от университетского друга Полякова, занимающего прежнее место Бомгарда. Это довольно сомнительная послание. Его автор просит о помощи, пишет, что тяжко болен, практически безнадежен.

Читайте также:  Итоговое сочинение: «Белые вороны» — кто они?

Бомгард принимает решение следующим же утром отправиться на помощь другу. Однако поездка отменяется. В эту ночь привозят Полякова. Он стрелял себе в голову.

Краткое содержание «Морфия» Михаила Булгакова изложить непросто. Дело в том, что большая часть произведения представляет собой дневниковые записи Полякова.

Предыстория событий

Повествование ведется от лица доктора Владимира Михайловича Бомгарда, ранее занимавшего должность фельдшера в небольшом населенном пункте Горелове, а затем перебравшегося в больницу уездного города, где его назначили педиатром. Если раньше под его присмотром находились абсолютно все пациенты, то теперь ему не нужно отвечать за каждого больного. Врач безмерно счастлив от того, что с его плеч свалился огромный груз ответственности.

Незаметно пролетело несколько месяцев. Тяжелые мысли о старом захудалом участке, керосиновом светильнике, непроходимых сугробах и одиночестве постепенно стали покидать Бомгарда. Лишь изредка, когда долго не мог заснуть, он думал о начинающем специалисте, которого отправили в эту глушь вместо него.

Однажды, неся ночное дежурство, Владимир Михайлович получил странное письмо, написанное на больничном бланке и содержащее информацию о том, что его университетский приятель Сергей Поляков, призванный заменить Бомгарда на Гореловском участке, тяжело болен и просит помощи.

Встревоженный педиатр никак не мог взять в толк, почему товарищ ничего не сказал о самом недуге и его симптоматической картине, но все же решил прийти ему на выручку. Бомгарду не пришлось ехать в далекий Горелов, поскольку больной врач свел счеты с жизнью, застрелившись из пистолета. В руки Владимира попал дневник с

Знакомство с морфием

Перед смертью Поляков успел сказать несколько слов. Он упомянул тетрадь, к чтению которой приступил в тот же день Бомгард. Поляков, как оказалось, передумал лечиться. А тетрадь, о которой он сказал другу, раскрыла причину самоубийства. О чем же рассказал в своем дневнике самоубийца?

Поляков получил место сельского доктора. За его спиной любовный роман, который закончился глубоким разочарованием. Поляков в депрессии, его ничто не радует.

Он работает в глуши, в маленькой больнице, которую называет «снежным склепом». Однажды ночью доктора начинают мучить сильные боли. Он обращается за помощью к фельдшерице, и та вспрыскивает ему морфий.

Так происходит знакомство доктора с препаратом, который впоследствии будет медленно и мучительно убивать его.

  Вопросы и ответы к поэме А. С. Пушкина «Полтава»

Кратко содержание «Морфия» Булгакова можно изложить следующим образом: человек становится морфинистом, поначалу пытается избавиться от тяжёлого недуга, но позже понимает, что единственный выход — самоубийство.

Содержание «Морфия» М. Булгакова

Повесть М. Булгакова Морфий — ни что иное, как мир, показанный нам через восприятие врача.

Главные герои повести — Бомгард, врач, от лица которого ведется повествование, и еще один враг, коллега, Сергей Поляков.

Действие происходит в 1917 году, время смуты, революции, надежд и потерь. Повесть начинается с рассказа доктора Бомгарда, неожиданно переведенного с глухого участка без электричества в маленький городок с более оснащенной больницей.

Радости Бомгарда нет предела: я больше не нес на себе роковой ответственности за все, что не случилось, за грыжи, воспаления, неправильные положения при родах. Однако ему снится его прежний участок, стоны больных, и он задумывается о том, кто же сейчас на его месте, в злополучном, захолустном участке?!

Однажды во время дежурства сиделка приносит Бомгарду письмо. Судя по штемпелю, письмо оказывается из прежнего участка Бомгарда. Автор письма – коллега и бывший сокурсник Бомгарда — Поляков, просит срочно приехать Я тяжело и нехорошо заболел. Помочь мне некому, да и я не хочу не у кого искать помощи, кроме Вас.

Бомгард решает ехать, даже отпрашивается у главного врача, ложась спать, мучается сомнениями, чем же болен Петров: рак? Сифилис? Всю ночь Бомгард не спит, а на утро… привозят тело застрелившегося доктора Полякова. В предсмертной записке, которую находят, Поляков пишет, что не будет дожидаться Бомгарда, он раздумал лечиться.

В письме – записке он предостерегает прочих: Будьте осторожны с белыми, растворимыми в воде кристаллами. Рядом с письмом находят общую тетрадь, которая оказывается дневником. Бомгард читает дневник Полякова, о чем М. Булгаков повествует далее.

Из дневника Полякова читатель узнает, что Поляков поехал в глухой участок оттого, что ему опротивели все люди, а больше других – его жена Амнерис, оперная певица, бросившая его после года совместной жизни. Люди, окружающие доктора Полякова и в участке, тоже, абсолютно не вызывают его симпатий, он постоянно хмур и молчалив.

Более других ему нравится фельдшерица Анна Кирилловна, он ее называет очень милой. Как-то ночью у него случается невыносимый приступ желудочной боли, хотя он здоров он зеленеет и Анна Кирилловна впрыскивает Кириллу морфий. Боль проходит, а доктор мысленно называет благодетель того, кто первый извлек из маковых головок морфий.

На следующий день боль повторяется, и Поляков решается вновь впрыснуть себе остаток морфия. Потом, как только его начинает мучить досада по поводу поступка его жены, он вновь обращается к морфию. Вскоре Анна Константиновна становится тайной женой Полякова. Поляков начинает привыкать к морфию, а Анну успокаивает тем, что говорит, будто у него очень сильная воля.

Но Анна отказывается разводить доктору морфий – он же сам этого делать не умеет; она прячет от него ключи от кладовой, где хранятся наркотические вещества, но Поляков выманивает ключи. Доза морфия увеличивается с каждым днем. Количество инъекций тоже. Причем сам Поляков убежден, что способен бросить это в любую минуту.

Вес его падает, он становится бледным, а в периоды между дозами Поляков невыносимо зол, ненавидит всех и все. Стоит только принять морфий, как наступает блаженство и покой. Поляков боится одного: узнают остальные врачи по трясущимся рукам и расширенным зрачкам. Но это неизбежно происходит.

  Характеристика Соловья Разбойника из былины (7 класс)

Его отправляют в лечебницу, из которой он сбегает, предварительно украв из незапертого шкафа несколько склянок с морфием, возвращается в участок, продолжает колоть морфий. К этому времени доктора начинают посещать галлюцинации: слышатся голоса, мерещатся тени, а однажды он видит летающую старушку в желтой юбке.

В тоже время он все больше осознает, как врач, что излечиться не в силах. Предпоследняя запись в дневнике гласит: Люди! Кто-нибудь поможет мне? А в последней записи Поляков сам себе признается: Позорно было бы хоть минуту длить свою жизнь.

В пятой и заключительной части повести Морфий М.Е.Булгаков пишет, что записки доктора были опубликованы Бомгардом через десять лет после его смерти, но свое значение и силу сохранили.

Эйфория

Поляков создавал впечатление человека хмурого. Но таким он был не всегда. Нелюдимым, замкнутым его сделала личная драма. Но вдруг доктор нашел средство от хандры. Впрыскивая себе регулярно морфий, он перестал думать о бывшей возлюбленный. Жизнь обрела краски.

Краткое содержание «Морфия» Булгакова на «Брифли» или любом другом сайте не дает полного представления о состоянии героя, ставшего зависимым. Тем более что каких-либо определенных событий почти не происходит. Поляков всего лишь делится своими мыслями и впечатлениями с дневником.

Черт в склянке

Вскоре Поляков начал замечать, что иллюзия блаженства, которую создает морфий, слишком уж зыбкая. Состояние спокойствия быстро сменяется ужасом, страхом, тьмой. Доктор понимает, что морфий — это не что иное, как «дьявол в склянке». В эти минуты приходит осознание: вернуться к прежней жизни уже не удастся.

Однако после очередного впрыскивания Поляков снова делает в своей тетради оптимистичные записи. Морфинизм отнюдь не мешает врачебной практике.

Доктор уверен, что его зависимость не принесет вреда пациентам. Правда, вскоре придется ехать в уезд за препаратом, и в разговоре с заведующим склада пережить несколько неприятных минут.

Полякову всё чаще кажется, что окружающие догадываются о его пороке.

Проходит несколько месяцев. Молодой доктор уже не хочет ничего. Он ни о чём не может думать, кроме морфия. О его зависимости знает лишь фельдшер – женщина добрая, отзывчивая. Она корит себя за то, что тогда, в ту злополучную ночь, приготовила впервые Полякову раствор. Прототипом этого персонажа является первая жена писателя — Татьяна Лаппа.

Поляков предпринял несколько попыток избавиться от недуга. Он наивно полагал, что отказаться от морфия ему удастся путем постепенного сокращения дозы. Как уже известно из начала произведения, избавиться от зависимости ему не удалось.

Анализ рассказа Морфий Булгакова

История создания

Рассказ «Морфий» входил в сборник «Записки юного врача» и был опубликован в 1927 г. Рассказ автобиографичен, в нем отражен один из наиболее тяжелых периодов в жизни писателя.

По образованию М.А. Булгаков был врачом, выпускником медицинского факультета Киевского университета. Черты его биографии отражены в образах двух главных героев – врачей-однокурсников Сергея Полякова и Владимира Бомгарда.

В 2008 г. рассказ был экранизирован режиссером А. Балабановым.

Булгаков употреблял морфий?

Как и его герои, М.А. Булгаков некоторое время работал врачом в сельской глуши. Затем, по его просьбе, его перевели в районный центр Вязьму. Как и В. Бомгарду, Вязьма была для Булгакова оплотом цивилизации после жизни в селе, где даже не было электричества.

В 1917 г. М.А. Булгаков начал употреблять морфий. Первый раз это произошло, когда у него началась сильная аллергическая реакция на лекарство от дифтерии. Наркоманию писателя в своих воспоминаниях подробно описала его первая жена Т.Н. Лаппа. Она стала прообразом акушерки Анны Кирилловны в рассказе.

Следует учитывать, что в 20‑х годах 19-го в. даже врачи не понимали реальный вред наркотиков. Они свободно продавались в аптеке, а в кругах интеллигенции употребление морфия и кокаина было даже модным.

О чем книга?

Книга является предупреждением против наркомании.

Один из главных героев, врач С. Поляков, застрелился, поскольку не смог победить болезненную тягу к наркотику. Первый раз морфий ему ввела Анна Кирилловна, чтобы снять мучительную боль в желудке. Морфий также помог врачу забыть о тяжелом жизненном разочаровании: его бросила жена, известная оперная певица.

Но справиться с наркозависимостью оказалось невозможно.

Проблемы

Основной проблемой произведения является распад личности вследствие употребления наркотиков. Рассказ предостерегает от попытки решить какие-либо жизненные проблемы с помощью наркотиков. Конечным результатом будет распад человеческой личности.

Девиантное поведение героя Булгакова

Вскоре после начала употребления морфина поведение С. Полякова стало противоречить всем нормам человеческой морали. После укола он занимается лечением людей, полагая, что не может нанести им вред. У него начинаются галлюцинации, но он отказывается от лечения.

  Короткий переказ – МАЗЕПА – ДЖОРДЖ ГОРДОН БАЙРОН – 9 КЛАС

Какое-то время герой хочет излечиться от зависимости в московской клинике, но у него не хватает силы воли. Он не только сбегает из клиники, но и ворует морфий, чтобы сделать себе укол в общественном туалете.

Герой также попытался перейти с морфина на кокаин, но понял, что этим он только ускоряет деградацию. В конце концов, понимая, что надежды на излечение нет, он кончает жизнь самоубийством.

Как Булгаков бросил морфий?

В отличие от своего героя, М. Булгакову удалось прекратить потребление наркотика. В борьбе с зависимостью его всячески поддерживала первая жена, Т.Н. Лаппа. Несколько раз она порывалась его бросить, но как и Анна Кирилловна из рассказа, не смогла оставить его один на один с болезнью.

Нужно ли молодежи читать эту повесть?

Молодым людям обязательно нужно читать эту книгу. Сейчас распространители наркотиков ищут своих клиентов в первую очередь в молодежной среде. Наркотик могут предложить в клубе, на концерте и даже в школе. Поэтому важно понимать, что даже однократная доза, принятая из любопытства, может стать началом пути к смерти и деградации.

Ссылка на основную публикацию