Сочинение: Жизненное предназначение женщины в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)

Сочинение: Жизненное предназначение женщины в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)

В романе Толстого «Война и мир» огромное количество интереснейших женских образов. Образы женщин в романе раскрываются и оцениваются автором с помощью его излюбленного приема — противопоставления внутреннего и внешнего.

Перед вами сочинение на тему «Женские образы в романе Л.Н. Толстого ВОЙНА И МИР» для 10 класса. Надеюсь, сочинение поможет вам подготовится к уроку русской литературы.

Женские образы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

В знаменитом романе Л.Н. Толстого изображено множество человеческих судеб, разных характеров, плохих и хороших. Именно противопоставление добра и зла, нравственности и безрассудства лежит в основе романа Толстого.

В центре повествования находятся судьбы любимых героев писателя — Пьера Безухова и Андрея Болконского, Наташи и Марьи Болконской.

Всех их объединяет чувство добра и красоты, они ищут свой путь в мире, стремятся к счастью и любви.

Но, конечно, у женщин есть свое особое предназначение, данное самой природой, она прежде всего мать, жена. Для Толстого это бесспорно. Мир семьи — это основа человеческого общества, и хозяйка в нем — женщина. Образы женщин в романе раскрываются и оцениваются автором с помощью его любимого приема -противопоставления внутреннего и внешнего образа человека.

Мы видим некрасивость княжны Марьи, но «прекрасные, лучистые глаза» освещают это лицо удивительным светом. Полюбив Николая Ростова, княжна в минуту встречи с ним преображается так, что мадемуазель почти не узнает ее: в голосе появляются «грудные, женские ноты«, в движениях — грация и достоинство.

«В первый раз вся та чистая духовная работа, которую она жила до сих пор, выступила наружу» и сделала лицо героини прекрасным.

Никакой особой привлекательности во внешнем облике мы не замечаем и у Наташи Ростовой.

Вечно изменчивая, в движении, отзывающаяся бурно на все происходящее вокруг, Наташа может «распустить свой большой рот, сделавшись совершенно дурною», «зареветь, как ребенок», «только от того, что Соня плакала”, она может постареть и неузнаваемо измениться от горя после смерти Андрея. Именно такая жизненная изменчивость в Наташе и симпатична Толстому потому, что ее облик — отражение богатейшего мира ее чувств.

В отличие от любимых героинь Толстого — Наташи Ростовой и княжны Марьи, Элен — это воплощение внешней красоты и одновременно странной неподвижности, окаменелости. Толстой постоянно упоминает ее «однообразную”, «неизменяющуюся» улыбку и “античную красоту тела«. Она напоминает прекрасную, но бездушную статую.

Недаром автор совсем не упоминает о ее тазах, которые, напротив, у положительных героинь всегда привлекают наше внимание. Элен хороша внешне, но она является олицетворением безнравственности и порочности. Для красавицы Элен брак — это путь к обогащению. Она изменяет мужу постоянно, животное начало преобладает в ее натуре. Пьера, ее мужа, поражает ее внутренняя грубость. Элен бездетна.

«Я не такая дура, чтобы иметь детей«, — произносит она кощунственные слова. Не будучи разведенной, она решает проблему, за кого ей выйти замуж, не в состоянии выбрать одного из двух ее поклонников. Загадочная смерть Элен связана с тем, что она запуталась в собственных интригах. Такова эта героиня, ее отношение к таинству брака, к обязанностям женщины.

А ведь для Толстого, это самое важное в оценке героинь романа.

Княжна Марья и Наташа становятся прекрасными женами. Не все доступно Наташе в интеллектуальной жизни Пьера, но душой она понимает его поступки, помогает мужу во всем. Княжна Марья пленяет Николая духовным богатством, которое не дано его несложной натуре.

Под влиянием жены смягчается его необузданный нрав, впервые он осознает свою грубость по отношению к мужикам. Марья не понимает хозяйственных забот Николая, даже ревнует к ним мужа. Но гармония семейной жизни и заключается в том, что муж и жена как бы дополняют и обогащают друг друга, составляют одно целое.

Временное непонимание, легкие конфликты разрешаются здесь примирением.

Марья и Наташа — прекрасные матери, но Наташа больше хлопочет о здоровье детей (Толстой показывает, как она занимается младшим сыном). Марья же удивительно проникает в характер ребенка, заботится о духовном и нравственном воспитании.

Мы видим, что героини схожи в главных, самых ценных для автора качествах, — им дана способность тонко чувствовать настроение близких людей, разделить чужое горе, они самоотверженно любят свою семью. Очень важное качество Наташи и Марьи — естественность, безыскусственность. Они не способны играть роль, не зависят от постороннего взгляда, могут нарушить этикет.

На своем первом балу Наташа выделяется именно непосредственностью, искренностью в проявлении чувств. Княжна Марья в решающий момент ее отношений с Николаем Ростовым забывает, что хотела держаться отчужденно-вежливо. Она сидит, горько задумавшись, потом плачет, и Николай, сочувствуя ей, выходит за рамки светского разговора.

Как всегда, у Толстого окончательно все решает взгляд, выражающий чувства свободнее, чем слова: «и далекое, невозможное вдруг стало близким, возможным и неизбежным«.

В своем романе «Война и мир» писатель передает нам свою любовь к жизни, которая предстает во всей прелести и полноте. И, рассматривая женские образы романа, мы еще раз убеждаемся в этом.

Сочинение: Роль женщины в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой) | Литрекон

(521 слово) Одним из наиболее известных произведений Льва Николаевича Толстого является роман-эпопея «Война и мир». Выдающийся писатель показал жизнь простого русского народа в сложное для страны время — исторические события с 1805 по 1820 годы. Лев Николаевич поднял очень много важных и актуальных до сих пор проблем.

Среди них можно отметить проблемы взаимоотношений поколений, отношения человека к военным событиям, отношений отдельной личности и власти, истинных и ложных человеческих ценностей. Кроме того, в своем произведении автор поднимает такую важную тему, как жизненное предназначение женщины.

Рассмотрим, в чем заключается роль женщины в понимании Льва Толстого.

Известно, что Лев Николаевич трудился над написанием своего романа в первые годы семейной жизни. Таким образом, изображая семьи своих персонажей, писатель создаёт модели семейного поведения для себя и своей супруги. Как можно заметить, удел женщины, по мнению автора, состоит в создании семьи и домашнего очага. 

«Женщина, старающаяся походить на мужчину, так же уродлива, как женоподобный мужчина», — высказался однажды Лев Николаевич. 

Из этого высказывания можно сделать вывод, что у женщины, как и у мужчины, существуют определённые обязанности, которые определяются половыми признаками. По мнению Толстого, сама природа дала женщине особое жизненное предназначение быть женой и матерью. Как считает автор, основой общества, безусловно, является мир семьи, и хозяйка в этом мире — женщина. 

Противопоставляя внешнее и внутреннее, Толстой раскрывает женские образы в своем произведении. Так, Марья Болконская не обладала красивой внешностью, однако автор обращает особое внимание на ее «лучистые глаза», подчёркивая богатый внутренний мир героини. Марья очаровывает Николая Ростова духовностью, благородством и скромностью.

Благодаря супруге у героя получается смягчить свой необузданный нрав. Обретя любовь с Николаем Ростовым, Марья становится женственной и раскрывает весь свой потенциал заботы, любви, ответственности. Такую же роль писатель отвел Наташе Ростовой. Она обладает весёлой и жизнерадостной натурой, умеет чувствовать и восхищаться красотой природы.

Именно эта простота и естественность отражает богатый мир ее чувств, которому так симпатизирует писатель. Ростова наконец обретает семейное счастье в браке с Пьером Безуховым. Героиня стремится оказать помощь своему супругу во всем и поддержать его. Она становится замечательной матерью и хозяйкой.

В образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской автор изображает жен и матерей, для которых любовь к семье является главным талантом.

Образам Марьи Болконской и Наташи Ростовой автор противопоставляет образ Элен Курагиной. Данная героиня, несмотря на свою внешнюю красоту, олицетворяет духовную пустоту и безнравственность. Для Элен вступление в брак представляет собой личное обогащение.

Героиня без зазрения совести изменяет супругу и тратит его деньги на свои увеселения. Безухов поражается ее внутренней грубости и черствости. Для Курагиной чужды материнские ценности. «Я не такая дура, чтобы иметь детей», — заявляет Элен. В итоге, героиня путается в собственных интригах и умирает в одиночестве.

Образ Элен Курагиной символизирует безответственное отношение к институту брака и роли женщины в обществе. Нетрудно догадаться, что в образе Элен Курагиной автор показал читателю самые худшие качества женщины, противопоставляя этот образ Наташе Ростовой и Марье Болконской.

Для писателя очень важной является семейная гармония, именно ее Толстой и показал в своем романе. Семьи Ростовых и Болконских олицетворяют взаимопонимание и уважение в браке. 

Можно утверждать, что в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской Лев Николаевич воплотил истинное предназначение женщины, а в образе Элен Курагиной автор показал последствия пренебрежения этой ролью. Описывая женские образы, писатель передал читателю свою мудрость и научил его правильной расстановке приоритетов.

Виктория Комарова

Роль образа женщины в романе “Война и мир”

На первый взгляд тема звучит явным анахронизмом. Действие романа Толстого разворачивается в эпоху наполеоновских войн, а женский вопрос – явление 60-х годов прошлого столетия и никоим образом не ставится в “Войне и мире”. Но вспомним, что “Война и мир” писалась и печаталась в 60-е годы, как раз в эпоху бурного обсуждения женской эмансипации и прочих “вопросов”.

Читайте также:  Сочинение: Анна Шерер в романе Льва Толстого «Война и мир»

Всецело поглощенные семьей и так называемой личной жизнью любимые героини Толстого пришли к читателю почти одновременно с героинями Тургенева, Гончарова, Чернышевского.

Героинь Толстого сравнивали с “тургеневскими девушками”, ставили вопрос о сходстве княжны Марьи и Лизы Калитнной, о сатирических принципах Тургенева и Толстого в обрисовке Кукшиной и светского общества (например, кружка Элен).

Но нашей задачей будет попытка лишь рассмотреть отношение автора “Войны и мира” к вопросу о назначении женщины, безусловно волновавшему в. то время Толстого.

И не только под влиянием времени волновавшему, но и потому, что период написания “Войны и мира” совпал с первыми годами семейной жизни, и Толстой, рисуя семьи своих героев, как бы пишет программу семейного поведения для себя и своей жены.

В 1906 году Толстой написал послесловие к рассказу А. П. Чехова “Душечка”. Рассказ этот так нравился Толстому, что он включил его в составленный им “Круг чтения”.

“Без женщин – врачей, телеграфистов, адвокатов, ученых, сочинительниц мы обойдемся, – пишет в этом послесловии Толстой, – но без матерей, помощниц, подруг, утешительниц, любящих в мужчине все то лучшее, что есть в нем, и незаметным вниманием вызывающих и поддерживающих в нем все это лучшее, – без таких женщин плохо бы было жить на свете”. В героине Чехова Толстой увидел именно такую женщину – самоотверженную, любящую. Ясно, что Толстой даже не считает женский вопрос “.вопросом” 60-х годов XIX века.

В эпилоге “Войны и мира” Толстой говорит об эпохе 20-х годов: “Толки и рассуждения о правах женщин, об отношениях супругов, о свободе и правах их, хотя и не назывались еще, как теперь, вопросами, были тогда точно такие же, как и теперь; но эти вопросы не только не интересовали Наташу, но она решительно не понимала их.

Вопросы эти и тогда, как и теперь, существовали только для тех людей, которые в браке видят одно удовольствие, получаемое супругами друг от друга, то есть одно начало брака, а не все его значение, состоящее в семье”.

Может показаться, что, по Толстому, настоящие женщины – это женщины типа чеховской Душечки и Наташи Безуховой.

Но, во-первых, и в XIX, и в нашем веке, увы, не так уж много людей, которые доросли до толстовского понимания брака; видимо, это дело будущего.

Не удостоив пресловутый женский вопрос внимания, Толстой был не позади, а впереди и своего, и нашего времени.

Во-вторых, Толстой вовсе не делает Наташу, опустившуюся и бросившую все свои таланты, образцом и рупором своих идей. Наташино перерождение закономерно для ее психологического склада.

Другая и, конечно, самая любимая героиня Толстого – это княжна Марья. Женский вопрос так же мало интересует ее, как и Наташу, но уж ей-то нельзя отказать в твердости характера и духовной самостоятельности. Если уж кто и играет роль Душечки в браке Марьи и Николая Ростовых, то это скорее Николай Ростов.

Он смотрит на мир глазами жены, так что Толстой вовсе не за подчинение женщины мужчине, не за домострой, в чем поспешила обвинить автора “Войны и мира” критика демократов-“шестидесятников”.

В семье Николая Ростова, которую Толстой рисует едва ли не с большим восхищением, чем семью Пьера (вспомним, что общественную деятельность Пьера писатель не одобряет, зато хвалит Николая за его умение хозяйствовать и понять крестьянский мир), дело обстоит следующим образом: посмеиваясь над Душечкой-Наташей, Николай “забывал, что слово в слово то же, что он говорил о Наташе, можно было сказать о нем в отношении его жены”.

И вот эта ведущая роль женщины в семье Ростовых, видимо, и способствовала тому достижению гармонии с окружающим миром, которым вознаграждены Николай и Марья и которого не достигли Пьер и Наташа.

Так что на фоне этого “вопросы” и “эмансипация” действительно выглядят праздной игрой отвлеченного умствования. Не забудем также, что прототипами Николая и Марьи Ростовых были родители писателя.

Сказанное, конечно, не умаляет значения семьи Пьера.

Мир двух этих семей любимых героев в эпилоге книги – толстовская модель будущего общества. Некоторая полемика с идеями Чернышевского ощущается в обрисовке Сестры Наташи – Веры Ростовой. Вера, может быть, не случайно названа Верой (перекличка с именем героини “Что делать?”).

Эгоистичные и недалекие Вера и Берг – тоже по-своему гармоничная пара. Но живая жизнь и единение с людьми закрыты для них навсегда.

Убийственным сарказмом звучат слова Толстого о том, что супруги не желали иметь детей, объясняя это необходимостью жить “для общества”.

(Вспомним тургеневскую Кукшину, увлеченную химией и эмбриологией и восклицающую: “Слава Богу, у меня нет детей!”) Вера Ростова тоже, как все говорят, умна и рассудительна. Но и Вера для Толстого и Кукшина для Тургенева – пустые куклы, а не женщины.

И авторы предоставляют им право толковать о свободе женщин и эмансипации – это удел подобных нравственных уродов. Нельзя не согласиться с выводами этих двух писателей.

Светская львица Элен, ничего не любившая, как говорит Пьер, кроме своего тела, тоже имела репутацию чрезвычайно умной женщины, влиятельной в высших сферах.

Она тоже заявляет, что она не такая дура, чтобы иметь детей, и эмансипируется не только от семьи, но и от нравственных принципов вообще.

Удивительно, как критики-“шестидесятники” прошли мимо такого великолепного примера эмансипированной женщины, ведь они должны были восхищаться тем, что Элен удалось достигнуть полной свободы и независимости.

И уж Элен-то никогда не опустилась бы и не стала бы, как Наташа, показываться растрепанной на людях. Что же вы не восхищаетесь, господа критики, недовольные образом Наташи в эпилоге?

Несколько особняком стоит в ряду женских образов “Войны и мира” образ Лизы Волконской. “Самая обворожительная женщина Петербурга”, она не была ни Элен, ни Наташей.

И все-таки ее любовь к князю Андрею и преданность ему несомненны (не мог же любимый герой Толстого жениться на нелюбимой и не любящей его женщине!).

Беда Лизы в том, что она пыталась обворожительность для всех и жизнь для общества соединить с материнством и преданностью мужу. Может быть, это в конце концов и привело к ее трагической гибели.

И здесь напрашивается аналогия с другим рассказом Чехова – “Именины”, героиня которого, светская и обворожительная, живущая “для общества”, потеряла ребенка. Накануне родов она была слишком утомлена спорами о “суде присяжных, о печати и о женском образовании”.

Подведем итоги. Женский вопрос, по Толстому, выдуман дураками или неудачниками. Он не является какой-то специфической приметой 60-х годов, ибо во все времена находились женщины, не желавшие нести заботы о семье и прикрывающие это рассуждениями о заботах общественных.

Женские образы в романе Толстого Война и мир

Лев Николаевич Толстой, стал великим писателем русской литературы. Его работы, стали  известны как в России, так и за рубежом. Наиболее популярная работа «Война и мир», принесла автору, большую славу.

Этот роман, стал обсуждением для критиков, которые знали о войне России с Наполеоном, лишь понаслышке. В силу всех обстоятельств, Толстой писал, конкретно то, что чувствовал народ и он сам. Так как, сам автор жил на Руси, он воспевал её в своих произведениях.

Он красочно описывал природу, жителей и особенно лиц, женского пола. И эта тема, несомненно, имеет большое значение в этом романе.

Наташа Ростова

Главной фигурой в произведении, является, темноглазая и смелая девчонка, Наталья Ростова. Автор ярко описал все её черты характера и внешности, с малого возраста до её зрелых лет.

Героиня, с детства была, отчаянной, открытой и смелой девочкой, худощавого телосложения. В силу того, что воспитание у девочки не было строгим, она считала, что вся жизнь и весь мир, она практически покорила. Бог подарил ей, шикарную внешность, и сама девочка, умела подчеркнуть её своим прекрасным гардеробом.

 Манеры и грациозность походки, она вырабатывала уже с детства, и когда она шла по улице, многие мужчины тайком, обращали на неё внимание. Особенно ярким моментом в романе, писатель, выражает её идущей по улице, в светлом платье с кружевными краями. Помимо этого, девочка. С ранних лет, была талантливой натурой, её желание петь и танцевать, возвышали Наталью в обществе.

Главной чертой героини, оказывается её самоуверенность и недоступность.

Спустя годы, простая жизнь Натальи закончилась, и однажды на балу, она встречает прекрасного кавалера. Не разобравшись в своих чувствах, девушка признаётся в любви Андрею Балканскому.

Этот роман продлился не долго, и девушка, в силу своего возраста и неопытности, понимает, что это не любовь, и засматривается на других мужчин.

Читайте также:  Кратчайшее содержание повести «Бедная Лиза» для читательского дневника (Н.М. Карамзин)

Посетив очередной бал, она поддаётся влиянию флирта Анатолия Курагина, и тем самым, рушит все отношения с Болконским.

Все эти действия, начинают происходить на фоне войны с Наполеоном, и это сильно закаляет чувства и жизнь девушки. Она становиться более терпеливой, и мудрой. Она уже не подаётся своим фантазиям и мечтам. И в этом тяжёлом времени, её судьба сводит с Андреем Болконским.

На неё нахлынули настоящие чувства любви, она понимала, что на тот момент причинила ему, огромную душевную боль. Сам Болконский, находился в тяжёлом состоянии. Наталья, всячески за ним ухаживала, и понимала, что это её настоящая любовь, которую она скоро потеряет. В итоге так и происходит, но это не последняя её потеря. Фон войны, забирает у неё брата и дом.

В отчаянных чувствах, девушка становиться сильнее духом, и продолжает жить. На её жизненном пути, встречается мужчина, с которым он понимает, что семья и любимый человек, это самое дорогое в отношениях. Этим человеком стал Пьер Безухов. С ним, Наталья, становиться типичной семейной дамой, у которой уже нет тех красивых форм, она не горит чувствами к жизни.

Именно с этим человеком, девушка переросла в сильную женщину. Они оба понимали, что быть вместе, это их счастье.

Марья Болконская

Другим женским персонажем в данной работе, является, Болконская Марья. Это полный противоположный персонаж от Натальи. Эта особа, является полностью духовной чистотой, любящей всё живое. Марья, была тихая и замкнутая фигура в обществе. Она не имела светских манер, и судьба была не лёгкой.

Занимаясь воспитанием племянника, девушка ухаживала за стареньким отцом. Тяготы жизни, изматывали героиню, но она держалась из последних сил. Война, сильно закалила характер героини, но в отличие от Натальи, она обрела настоящую духовную любовь, без пылких эмоций и страстей. Николай Ростов, именно так звали человека, с которым свела судьба Марью.

В знак благодарности, судьба подарила ей душевный покой. (Подробнее)

Элен Курагина

Несомненно, в романе фигурирует и другой женский персонаж, такой как, Элен Курагина по мужу Безухова. Это разница, между Наталей  и Марьей.

В этом персонаже, автор заложил, женскую хитрость, сочетаемую с  роскошными одеждами. В силу своего статуса в обществе, девушка, живёт слухами, мало во что вникает.

Её измена мужу, чревато оказывается последствиями, и она в скором времени уходит в мир иной.

Все три особы, и стали «начинкой» романа. Лев Николаевич, старался указать на тот идеал женщины, который мог бы сочетать  в себе, частички этих трёх героинь.  Возможно таким, он видел идеал настоящей русской женщины, с флиртом, с чувством, и с переживаниями. (Подробнее)

2 вариант

Женщин в романе много. Толстой любит их, потому что некоторых он писал со своих родных и близких ему женщин. Так Наташу Ростову он писал с собственной жены. Марию Болконскую – с родной матери. Мама Наташи Ростовой почти копия бабушки Льва Николаевича.

Любимая женщина Толстого – Наташа. В начале романа мы видим её девочкой, которая танцует после охоты. Восхищается красотами ночной луны. К концу романа – она жена, мать прелестных троих детишек, которая любит своего неуклюжего, похожего на большого плюшевого медведя, мужа Пьера Безухова.

Именно с ней он понял, в чём смысл жизни. Ощутил себя главой семейства и отцом. По описанию Толстого, Наташа-ребёнок – не красавица. Она явно проигрывает холёной, холодной кукле Элен. Но в ней столько детской непосредственности, наивности, очарования, что не влюбиться в неё просто не возможно.

У неё чистая душа. И пусть она иногда ошибается, но она своей душой чувствует другие души. Она спорит с матерью из-за телег для раненых солдат. Она практически возвращает к жизни свою мать, заставляет её жить ради других детей, когда погибает самый младший сын Петя.

Мать. У матери нет такого сильного характера, как у дочери. И откуда он взялся? Вроде вот только была восторженная девочка, а тут противоречит матери. Мать борется за своих детей, за их счастье так, как умеет. Не даёт им делать глупости. Наташу не пускает к Борису Друбецкому, а Николаю не разрешает жениться на Соне.

Совсем не понятно, как в этой семье живёт старшая дочка Вера. Она красивая, но у неё холодная, как льдинка душа. Она эгоистка – не любит младших братьев и сестёр, они её раздражают. Она выходит замуж за полковника Берга, такого же эгоиста, как она сама. Как говорится: «Два сапога – пара».

Сестра князя Андрея Болконского – княжна Мария. Она вынуждена безропотно терпеть выходки старого деспотичного князя Болконского. Отец считает её не красивой. Он сам обучает её наукам. Но Толстой пишет, что у неё были особенные глаза – большие, глубокие, лучистые.

Они, как два маяка в бушующем страшном море жизни. И на их свет пришёл Николай Ростов. Вместе они составили чудесную пару. Они спасли  друг друга из пучины войны. Он её от одиночества, а она семью Ростовых от финансового краха. Она воспитывает дочку своего брата Андрея, который погиб, а её мать умерла при родах девочки.

Это положительные образы женщин. В романе есть ещё и отрицательные. Анна Шерер, хозяйка петербургского салона. Насквозь лживая и фальшивая.

Жена князя Андрея, которая, выйдя замуж, остановилась в своём развитии. Она не замечает, что князь подустал от её легкомысленного тона .

Возможно, это была одна из причин, по которой Болконский отправляется на войну, передав её, беременную отцу и сестре.

Элен Курагина, которая женила на себе Пьера Безухова.  Лживая, бесчеловечная, она ломает судьбы других людей, как спички. Сломала жизнь Пьеру. Потом Наташе Ростовой и князю Андрею. Именно она помогает своему брату в соблазнении юной и наивной Наташи.

Перед читателем проходит вереница женских образов. Толстой описывает их, кого с любовью и благоговением, как Наташу Ростову. Показывает низость и беспринципность других женщин.

Сочинение Женские образы в романе Война и мирТолстого

Л. Н. Толстой написал  одно из самых известных и уникальных творений  русской литературы,  в нем были затронуты   все «вечные» аспекты бытия: добро и зло, любовь и ненависть, честь и низость. Автор  освещает жизнь, ярко описывая все контрасты  и тонкости. В этом эпохальном романе Толстой создает целую галерею образов.

В произведении насчитывается более 550 героев и у каждого собственные, исключительные  особенности  характера. Кому то Толстой уделяет больше внимания и описывает их более тщательно, их радости и горести, взлеты и падения. Читателю раскрываются множество и женских образов в произведении.

Исключительно тонко и точно передает Толстой мысли и чувства героев на страницах произведения.

Толстой являлся мастером изображать людские души. Поэтому очень тонко чувствовал психологию юной Натальи Ростовой, когда она сломала куклу, а также взрослой героини, когда она потеряла сына. Все чувства и мысли читатель видит глазами героев. Одним из  яркий дамских образ достался Наталье Ростовой.

Толстой объединил в героине  исключительные черты характера, контрастно сыграв на невзрачной ее внешности. Он не изображал ее расчетливой и умной, бездушной и приспособленной к судьбе, как  другой женский образ – Элен Курагину.

  Наталья простая и одухотворенная, что придает ее большей привлекательности, чем красотке Элен, с ее светскими манерами и острым умом.

Полной противоположность Наталья стала Мария Болконская, она также не отличается привлекательной внешностью, но не вызывает таких теплых чувств у автора, у нее хороши только газа говорит он.

Также в романе присутствуют такие образы как Элен Курагина и Жюли Курагина, эти образы очень схожи между собой. Жюли – светская личность, завидная и богатая невеста России, богатство она получила после гибели  братьев.

На ее лице всегда маска благополучия и непоколебимости. Она меланхолична и кажется разочарованной во всем, она  говорит, что у нее нет ни в  дружбу, ни в любовь и только “там” ее ждет успокоения.

Борис очень озабочен поисками  невесты с достатком, но и он  уверен в ее искусственности, наигранности  поведения.

Анна Павловна один из женских образов произведения.

Ее характерная черта – стабильности  и действий, и дум и поведения: “Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может, не находит нужным избавляться”. За таким описанием  героини автор тщательно прятал свою иронию и неприязнь к ней.

Л.Н.Толстой рисует в произведении свой идеал женского образа. Идеал объединяет в себе некоторые черты Марии и Натальи и  даже капельку Элен Курагиной.

В приоритете у автора духовность и чуткость среди человеческих качеств. Именно такая женщина может, подарить  гармонию и счастье, не смотря на трудности жизни.

Читайте также:  Басни крылова: читать все басни для детей ивана андреевича крылова - список стихов

Забывая о душе, создавая благополучную картинку существования, презирает Толстой и видит в этом путь, ведущий  в пропасть.

← Тема народа в романе Война и мир
← Исповедь↑ Толстой ЛевЖизненный путь Пьера Безухова в романе Война и мир →
Особенности жанра романа Война и мир →

  • Образ и характеристика Лихонина в рассказе Яма Куприна сочинение
    В одной из самой знаменитой повести «Яма» Александра Ивановича Куприна, написанной в период с 1909 по 1915 года, одним из центральных героев является Василий Васильевич Лихонин.
  • Айвазовский
    Имя Ивана Константиновича Айвазовского у каждого из нас в первую очередь ассоциируется с картинами моря. Айвазовский изображал морскую пучину то грозной и бушующей, то спокойной и умиротворённой
  • Сочинение Любите книгу!
    В детстве я просто терпеть не могла читать, только уселась – уже в сон клонит, а буквы становятся лишь чередой непонятных закорючек, в которых я ну никак не могла увидеть хоть какой-то смысл
  • Репин
    Известный на весь мир художник Илья Репин первые шаги по творческому пути уже начал в 13 лет. После оттачивал своё мастерство в академии художеств, которая возродила в душе Репина героизм революционного движения
  • Сочинение Образ Вареньки в рассказе Человек в футляре Чехова
    Варенька Саввишна Коваленко – героиня рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре». Ей тридцать лет, не замужем. Она приезжает с братом Михаилом в город, где живут Беликов и Буркин.

Женские образы в романе «Война и мир»

Многие женские образы в романе «Война и мир» Толстова имеют прототипы в реальной жизни автора. Это, например, Мария Болконская (Ростова), ее образ Толстой писал со своей матери, Волконской Марии Николаевны.

Ростова Наталья старшая очень похожа на бабушку Льва Николаевича – Пелагею Николаевну Толстую. Наташа Ростова (Безухова) имеет даже два прототипа, это жена писателя, Софья Андреевна Толстая и ее сестра, Татьяна Андреевна Кузьминская.

Видимо, поэтому Толстой с такой теплотой и нежностью создает этих персонажей.

Поразительно, с какой точностью он передает чувства и мысли людей в романе. Автор тонко чувствует и психологию тринадцатилетней девочки – Наташи Ростовой, с ее сломанной куклой, и понимает горе взрослой женщины – графини Натальи Ростовой, потерявшей младшего сына. Толстой словно показывает их жизнь и мысли так, что читатель как будто видит мир глазами героев романа.

Несмотря на то, что писатель рассказывает о войне, женская тема в романе «Война и мир» наполняет произведение жизнью и разнообразием человеческих взаимоотношений. Роман полон контрастов, автор постоянно противопоставляет друг другу добро и зло, цинизм и великодушие.

Причем, если отрицательные персонажи остаются постоянными в своем притворстве и бесчеловечности, то положительные герои совершают ошибки, терзаются муками совести, радуются и страдают, вырастая и развиваясь духовно и нравственно.

Наташа Ростова – одна из главных фигур романа, чувствуется, что к ней Толстой относится с особой нежностью и любовью. На протяжении всего произведения Наташа постоянно меняется. Мы видим ее сначала маленькой бойкой девочкой, потом смешливой и романтичной девушкой, и в конце – это уже взрослая зрелая женщина, мудрая, любимая и любящая жена Пьера Безухова.

Она совершает ошибки, порой заблуждается, но при этом внутреннее чутье и благородство помогают ей понимать людей, чувствовать их душевное состояние.

Наташа полна жизни и очарования, поэтому даже при весьма скромной, как описывает Толстой, внешности она привлекает к себе своим радостным и чистым внутренним миром.

Старшая Наталья Ростова, мать большого семейства, добрая и мудрая женщина, кажется очень строгой на первый взгляд. Но, когда Наташа утыкается в ее юбки, мать «притворно сердито» строжится на девочку и все понимают, как сильно она любит своих детей.

Зная, что подруга находится в тяжелом материальном положении, графиня, стесняясь, дает ей денег. «Annette, ради бога, не откажи мне, — сказала вдруг графиня, краснея, что так странно было при ее немолодом, худом и важном лице, доставая из-под платка деньги».

При всей внешней свободе, которую она предоставляет детям, графиня Ростова готова идти на многое ради их благополучия в будущем. Она отваживает Бориса от младшей дочери, мешает браку сына Николая с бесприданницей Соней, но при этом совершенно понятно, что все это она делает только из любви к своим детям. А материнская любовь – самое бескорыстное и светлое из всех чувств.

Немного особняком стоит старшая сестра Наташи – Вера, красивая и холодная. Толстой пишет: «улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно».

Ее раздражают младшие братья и сестра, они ей мешают, главная забота для нее – она сама. Эгоистичная и погруженная в себя, Вера не похожа на своих родных, она не умеет любить искренне и бескорыстно, так как они.

К ее счастью, полковник Берг, за которого она вышла замуж, очень подходил ей по характеру, и они составили прекрасную пару.

Запертая в деревне со старым и деспотичным отцом, Марья Болконская предстает перед читателем некрасивой грустной девушкой, боящейся отца. Она умна, но не уверена в себе, тем более что старый князь постоянно подчеркивает ее некрасивость.

В то же время Толстой говорит о ней: «глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты.

Но княжна никогда не видела хорошего выражения своих глаз, того выражения, которое они принимали в те минуты, когда она не думала о себе. Как и у всех людей, лицо ее принимало натянуто-неестественное, дурное выражение, как скоро она смотрелась в зеркало».

И после этого описания хочется приглядываться к Марье, наблюдать за ней, понять, что же творится в душе у этой робкой девушки.

На самом деле княжна Марья – сильная личность со своим сложившимся взглядом на жизнь. Это хорошо видно, когда она вместе с отцом не хочет принимать Наташу, но после смерти брата все-таки прощает и понимает ее.

Марья, как многие девушки мечтает о любви и семейном счастье, она готова выйти замуж за Анатоля Курагина и отказывается от брака только ради сочувствия к мадмуазель Бурьен. Благородство души спасает ее от подлого и мерзкого красавца.

К счастью Марья встречает Николая Ростова и влюбляется в него. Сложно сразу сказать, для кого этот брак становится большим спасением. Ведь он спасает Марью от одиночества, а семью Ростовых от разорения.

Хотя это и не так важно, главное, что Марья с Николаем любят друг друга и счастливы вместе.

В романе «Война и мир» женские образы рисуются не только в прекрасных и радужных тонах. Толстой изображает и весьма неприятные персонажи. Он всегда косвенно определяет свое отношение к героям повествования, но никогда не говорит о нем прямо.

Так, оказываясь в начале романа в гостиной Анны Павловны Шерер, читатель понимает, насколько она фальшива со своими улыбками и показным гостеприимством. Шерер «… преисполнена оживления и порывов», ведь «быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением…».

Кокетливая и глупая княгиня Болконская не понимает князя Андрея и даже боится его: «Вдруг сердитое беличье выражение красивого личика княгини заменилось привлекательным и возбуждающим сострадание выражением страха; она исподлобья взглянула своими прекрасными глазками на мужа, и на лице её показалось то робкое и признающееся выражение, какое бывает у собаки, быстро, но слабо помахивающей спущенным хвостом». Она не хочет меняться, развиваться, и не видит, как наскучил князю ее легкомысленный тон, нежелание задумываться над тем, что она говорит и что делает.

Элен Курагина, циничная самовлюбленная красотка, лживая и бесчеловечная. Не задумываясь, ради развлечения, она помогает брату соблазнить Наташу Ростову, разрушив не только жизнь Наташи, но и князя Болконского. При всей своей внешней красоте Элен уродлива и бездушна внутренне.

Раскаяние, муки совести – все это не про нее. Она всегда найдет себе оправдание и тем более аморальной она предстает перед нами.

Читая роман «Война и мир», мы окунаемся в мир радостей и печалей вместе с персонажами, гордимся их успехам, сопереживаем их горю. Толстому удалось передать все те тонкие психологические нюансы человеческих взаимоотношений, которые составляют нашу жизнь.

Заканчивая сочинение на тему «Женские образы в романе «Война и мир», мне хочется еще раз обратить внимание на то, как точно и с каким пониманием психологии выписаны женские портреты в романе. С каким трепетом, любовью и уважением относится Толстой к некоторым женским персонажам. И как безжалостно и четко показывает безнравственность и фальшь других.

В ответ на отношение автора его героини освещают страницы романа особым светом, иногда ярким и режущим глаз, но чаще теплым и согревающим душу.

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Ссылка на основную публикацию