Взгляды Толстого на смысл жизни

Взгляды Толстого на смысл жизни

Лев Николаевич Толстой известен всем, как великий русский писатель. Но не все знают, что он выступал против официальной Церкви, считая ее учения ложью; государственной власти, обвиняя в порабощении народа; был пацифистом и проповедником нравственности.

Его философско-религиозные взгляды шли вразрез с идеями правящего класса. В наше время Толстого назвали бы оппозиционером. Однако рассуждения писателя о высших человеческих ценностях, воспитании детей, смысле жизни и Боге очень глубоки и заслуживают внимания. Предлагаем с ними ознакомиться.

Педагогические идеи

Педагогическая теория Толстого был основана на принципе свободного воспитания. Он считал, что ребенок от рождения совершенен, добр и правдив. Воспитывать его – всё равно, что портить, поскольку нравственность взрослых значительно ниже, чем у детей. Задача воспитателя, по Толстому, – создать благоприятные условия для полного раскрытия потенциала ребенка.

Философия свободного воспитания предполагала отказ от целенаправленного воздействия на детей со стороны родителей и учителей, которое рассматривалось, как насильственное навязывание своих взглядов, убеждений и воли.

Толстой был против школ, организованных правящим классом, и выступал за создание самими крестьянами народных школ. В 1859 году писатель основал Яснополянскую школу для детей крестьян. Политика учебного заведения была удивительной: дети могли не ходить на занятия, если пропадало настроения, и не слушать педагога, если становилось скучно.

Особое внимание уделялось индивидуальным особенностям детей. Педагоги и сам писатель с трепетом относились к потребностям, интересам и любознательности каждого ученика. Активно культивировалось раскрытие творческих талантов, для этого Толстой применял различные нетривиальные методы обучения.

Лев Николаевич считал важным не только взращивать в детях нравственность и эстетический вкус, но и с ранних лет приучать их к посильному труду и самообслуживанию. Писатель отрицал телесные наказания.

Отношение к семье

Мать Толстого умерла, когда писателю было 2 года, отец скончался спустя 6 лет. Мучительные мытарства по тетушкам и опекунам, тоска по родительской любви нашли отражение в творчестве Толстого. Многие его произведения имеют автобиографические истоки.

В своих воспоминаниях Лев Николаевич признавался, что мечтал создать семью с 15 лет. Будучи состоявшимся писателем, он начал целенаправленно искать жену. В невестах побывали и соседка по имению, и дочь поэта Фёдора Ивановича Тютчева, и племянница высокопоставленного научного деятеля. Но все они по разным причинам не устраивали Толстого.

Позже писатель познакомился с Софьей Андреевной Берс, которая впоследствии и стала его женой. Историки до сих пор спорят, был ли этот выбор наилучшим. Ведь после венчания с Софьей Толстой написал в своем дневнике: «Не она».

С дневником Толстого связана печальная история, которая не прошла бесследно для семейного благополучия Толстых. Писатель принял решение показать свои откровенные записи молодой супруге.

Дневник содержал детальные описания любовных похождений Толстого, а также информацию о внебрачном сыне, который был рожден от служанки.

Софья Андреевна восприняла эти сведения крайне болезненно, они не давали ей покоя на протяжении всей жизни.

Несмотря на это, первые 15 лет брака были счастливыми и плодотворными. Толстой всегда хотел иметь много детей (всего в семье Толстых родилось 13 детей, пятеро умерли в младенчестве). Он был преданным мужем и зажиточным помещиком, сосредоточенным на преумножении богатства семьи.

В конце 1870-х годов в жизни Толстого случился духовный переворот, который изменил ценностные ориентиры. Писатель понял, что стяжательство, деньги, имущество – это зло.

Он отписал всю собственность на имя жены и детей, отказался от гонораров и авторских прав на произведения, написанные после 1881 года. Толстой принял решение жить скромной жизнью во благо всех людей.

Софья Андреевна не была готова к подобным переменам, что приводило к многочисленным конфликтам между супругами.

Кризис на пике благополучия

Толстой часто задумывался о смысле жизни, задавая себе вопрос: зачем что-то создавать, если в конечном итоге всё закончится смертью? Неотвратимость смерти сводила его с ума, и превращала человеческое существование в бессмыслицу. Иногда печальные мысли были настолько едкими, что Толстой видел единственный выход – самоубийство.

Однако, оглянувшись по сторонам, великий русский писатель замечал, что вопрос смысла бытия других людей не тревожит.

И он решил понять: зачем люди живут, где находят для этого силы? Начались годы кропотливого поиска смысла жизни.

Толстой обратился к церкви, став смиренным прихожанином, выучил иврит, чтобы изучать святые писания на языке оригинала, перечитал философские трактаты Сократа, Шопенгауэра, Сенеки, Спинозы.

Толстой обратился за ответами к простым людям. Он начал сближаться с простолюдинами, чья вера давала силы для жизни. Из графа и достопочтенного представителя высшего сословия Толстой превратился в благочестивого христианина, кающегося грешника, стыдливо прячущего свое богатство и семейное благополучие.

Историки теряются в догадках, что послужило причиной кризиса писателя. Многие сходятся во мнении, что отправной точкой стал возраст. 50 лет – экватор жизни. Эйфория заканчивается, вопрос неотвратимости смерти повисает в воздухе.

Экзистенциальный кризис случился, когда Толстому было около 50-ти. Он имел все, о чем мечтает каждый человек: богатырское здоровье, крепкую семью, писательскую славу, уважение и почитание в обществе.

Однако все это казалось Льву Николаевичу пустым.

Есть ли смысл?

Толстой пришел к выводу, что считать жизнь бессмысленной – нелогично и неэтично. Во-первых, вывод о бессмысленности жизни возникает в человеческом мозге, который сам является проявлением жизни. А значит, доверять такому выводу нельзя.

Во-вторых, считать жизнь бессмысленной  то же самое, что сравнивать её со злом, которое нужно пресекать немедленно.

Получается, моралисты, типа, Шопенгауэра, Соломона или Будды должны были покончить с собой, вместо того, чтобы философствовать и развивать свои концепции.

Рассуждая дальше, Толстой понял: чтобы найти смысл объективно конечной жизни, нужно покинуть ее границы. Главный помощник в этом – разум, при помощи которого человек способен осознать бесконечность мира.

Две человеческие особенности привели Толстого к идее о бесконечности мира: возможность понять конечность бытия конкретного индивида на фоне бескрайности и непрерывности жизни в целом, и осознание своей неспособности к полной реализации потенциала.

Религия и Бог

По Толстому, отношение человека к миру, его бесконечности – и есть религия. Поэтому не существует человека без религии, как не существует человека без сердца.

Толстой выделял три типа суждений о религии:

  • теологический, где религия рассматривается, как дар, пророчество;
  • атеистический, который считает религию притворством и суеверием;
  • прагматический, принимающий религию за полезный обман, способный воспитать в людях дисциплину.

Великий писатель не считал эти представления о религии истинными, полагая, что они являются заблуждениями, удобными для человеческого ума.

Согласно воззрениям Толстого, Бог является символом религии. Он олицетворяет безграничность мира. Человек способен допустить существование Творца, но не может делать какие-либо содержательные утверждения о нем. Бог – предел человеческого знания, указывающий на ограниченность нашего понимания.

Человек может допустить существование Бога, но не может сказать, в какой форме он воплощен. Толстой был уверен: если человек не способен чего-то объяснить – это не значит, что его ум работает неправильно. Это говорит о том, что разум имеет естественные пределы.

Религия человека и отношение к Богу формируют веру, которую Толстой считал основой жизни. Вера – есть неосознанное знание о смысле человеческой жизни.

Нравственные аспекты жизни

Продолжая рассуждать на тему смысла жизни, Толстой выделял два подхода к существованию человека в мире: жизнь ради себя и жизнь для Бога. Под жизнью ради себя писатель подразумевал достижение земных целей, характерных для конечного бытия. Жизнь для Бога – это жизнь во благо, ради человеческого существования в бесконечном его продолжении.

Толстой считал, что жизнь ради себя – это путь в никуда, который предполагает насилие и унижение других ради собственного благополучия. Лев Николаевич видел смысл жизни в отречении от своей личности ради познания и исполнения воли Бога.

Жить не так, как хочешь ты, а так, как хочет Бог – значит пожертвовать собой, отдать все, чем владеешь, другому человеку – такова формула нравственности, по мнению Толстого. Отказ от своеволия, эгоцентированности – есть отказ от насилия.

Можно выделить три ключевых момента, которые вкладывал Толстой в понятие нравственности:

  1. Человек несет абсолютную ответственность за свою жизнь, которая выражается в соблюдении разумной воли. Главная задача бытия – забота о бессмертной душе.
  2. Основной движущей силой и ориентиром человека должна быть любовь. Она проявляется в гуманном отношении к окружающим.
  3. Философия ненасилия предполагает не только отказ от физического доминирования и принуждения к своей воле, но и борьбу против эгоизма во всех сферах человеческой деятельности.

Именно в этике ненасилия Толстой нашел смысл своего существования.

Отношение к государству

По мнению Толстого, деятельность правителей государства основана на насилии и желании властвовать над людьми, подчиняя их своей воле. Писатель выделял три способа порабощения, которые применяет правящий класс по отношению к простому народу:

  • прямая угроза жизни;
  • терзание голодом (конфискация земель, имущества);
  • денежное рабство.

Армию Толстой считал главным инструментом, при помощи которого государство осуществляет насилие. Потому правительства всех стран так озабочены формированием мощной армии.

Лев Николаевич видел возможность освобождения от рабства государства через самосовершенствование, духовное пробуждение и отказ от насилия. Пока люди ставят власть государства выше нравственных принципов, до тех пор и останутся они рабами, утверждал Толстой.

Критика Церкви

Произошедший со Львом Николаевичем духовный переворот на фоне осмысления жизни изменил его отношение к Церкви, как к социальному институту.

Толстой считал, что Церковь перестала быть нравственным руководителем общества, поскольку не предъявляет к христианину никаких моральных требований.

Скорее наоборот, Церковь подстроилась под исторически сложившийся уклад жизни, признав рабство и войны, разводы и суды.

По мнению Толстого, религия стала оправданием государственного порядка, который проявляется, как главенство одних над другими. А Церковь – лишь приманка. С ее помощью можно легко управлять, подавлять и властвовать над людьми.

Писатель считал глупой историю о грехопадении первого человека, не принимал понятие Троицы, отрицал существование ада и рая. Он считал церковные таинства «собранием суеверий и колдовства». После смерти писатель завещал ни в коем случае не подпускать к его мертвому телу священнослужителя и не совершать традиционных церковных обрядов.

Читайте также:  Почему важно уметь мечтать?

В итоге Толстой пришел к полному отрицанию Церкви и всех ее догм, считая, что этот институт не имеет права навязывать свои указания людям. В ответ Священный Синод отлучил графа Льва Николаевича Толстого от Православной Церкви, опубликовав соответствующее Послание в газете в 1901 году.

Споры о «правильности» воззрений Толстого идут до сих пор. Мы считаем, что из его философии нужно взять лучшее и руководствоваться в своей жизни идеями доброты и ненасилия, гуманности и любви. Благотворность их влияния неоспорима. Будьте милосердны, друзья. Пусть в вашей душе живет гармония!

Учение Л. Толстого о смысле жизни, нравственном самосовершенствовании и ненасилии

Творчество Толстого (1828 – 1910) оказало существенное влияние на мировую культуру именно своей обращенностью к проблемам психологии души, религиозной нравственности и самосовершенствования.

Вопрос о смысле жизни был для Толстого «главным», определяющим судьбу и духовный рост личности. Наиболее яркие произведения посвящены именно этой проблеме: «Исповедь», «В чем моя вера?», «Царство божие внутри вас» и др.

он снова и снова ставил и пытался решить вопрос: «Для чего живет человек?».

Он обращается к художественным образам, сказкам и притчам, к научному знанию и мудрецам всех эпох с одним единственным вопросом: Есть ли смысл жизни человеческой? А если есть, то в чем? И если нет, то почему люди живут? … И так до бесконечности.

Его удручало, что люди заняты суетой и повседневностью (процессом жизни, как он говорит) и совсем не думают о главном – зачем они живут? Вопрос о смысле жизни был связан для Толстого с проблемой жизни и смерти, был заострен до предела. Свидетельством тому явилась повесть «смерть Ивана Ильича».

Вопрос о смысле жизни переплетается у Толстого с проблемой нравственного совершенствования и типологии личностей. Нравственное совершенствование и духовный рост он считал присущими человеку от природы.

Здесь может бытии разный выбор – религиозный или светский – важно, однако, чтобы человек не оставался на ступеньке «растительной» или «животной жизни» («жизни в теле»), а жил духовной, нравственной жизнью.

Истинная религия для него та, которая основана на правилах нравственной жизни.

С этими требованиями нравственности были связаны и социально- политические взгляды Толстого. Центральным принципом в этом отношении являлся принцип ненасилия. Для Толстого не было политики вне морали.

Он отвергал идеи классовой борьбы, потому что они разделяли людей, а не объединяли, противопоставляли их и озлобляли. Но «злом нельзя пресечь зло». Оно породит еще большее зло и насилие, чем то, что есть теперь. Насилием не устранить насилие.

Всякое насилие безнравственно. Что ему противопоставить? – Ненасилие.

Толстой считал ненасилие не разновидностью покорности и смирения (квиетизма), а средством преодоления насилия, средством сопротивления насилию. Ему знакомо было то, чем завершаются все революции, и он искал другие пути устранения социального зла.

Толстой разработал целую программу неучастия в государственном (и ином) насилии. И эту программу в значительной мере применил затем на практике выдающийся лидер индийского освободительного движения – М. К. Ганди, считавший себя учеником Толстого.

Толстой называл свою социальную концепцию религиозным анархосоциализмом, центральной идеей которого был отказ от всех форм насилия, государственных структур (неизменно приводящих к насилию); аппеляция к крестьянской общине как основе общества, построенного на принципах добра и любви.

Метафизика «всеединства» Вл. Соловьева

Владимир Сергеевич Соловьев ( 1853 – 1900 ) был сыном известного русского историка С. М. Соловьева.

Владимир Соловьев получил высшее образование в Московском университете, где проучился почти четыре года на физико-математическом факультете, оставил учебу, а через короткое время сдал экзамены за полный курс историко-филологического факультета.

В период подготовки к экзаменам слушал лекции по богословию и философии в Московской духовной академии. В 1874 году с блеском защитил магистерскую диссертацию на тему: «Кризис западной философии» в Петербургском университете. В этом же году был избран доцентом кафедры философии Московского университета.

Через пол года он отправился в научную командировку в Лондон, откуда внезапно уехал в Египет. Возвратившись в Москву, Соловьев продолжил преподавательскую деятельность в университете, но в начале 1877 года оставил службу и переехал в Петербург.

Здесь он работал в Ученом комитете при мин6истерстве народного просвещения, читал лекции в университете и на Высших женских курсах. В 1880 году Соловьев защитил как докторскую диссертацию свою работу «Критика отвлеченных начал». В 1881 году он прекращает свою преподавательскую деятельность, занимается теоретическими исследованиями и публицистикой.

Взгляды Толстого на смысл жизни

Соловьев создал оригинальную философскую систему, в которой пытался соединить немецкую классическую философию, научный эмпиризм и христианско-платоническое миросозерцание.

Основу его учения является идея всеединства, состоящего в признании Бога как идеального абсолютного начала и цели мирового развития.

Искомое состояние мира и его первообраз воплощается у него в образе Софии – Премудрости Божией.

  • Всеединство Соловьев рассматривал в трех аспектах:
  • · Гносеологическом – как единство трех видов знания: эмпирического, рационального и мистического. При этом под эмпирическим знанием он понимал научное знание, под рациональным – философское, а под мистическим – знание, получаемое не в результате познавательной деятельности, а с помощью религиозной веры и интуиции;
  • · Социально-практическом – как единство государства, общества, и церкви на основе слияния католицизма, протестантизма и православия;
  • · Аксиологическом – как единство трех абсолютных ценностей: добра, истины и красоты, при непременном условии примата добра.

Соловьев выступал за воссоединение христианских церквей и всемирной теократии, за рост национального самосознания, против национализма и религиозной нетерпимости. Преодоление несовершенств жизни и победу истины, добра и красоты над пороками он видел в «богочеловеческом процессе», главное в котором – вера в Бога, служение абсолютному добру и стремление укоренить Царство Божие.

Основные произведения Соловьева: «Духовные основы жизни», «История и будущность теократии», «Россия и Вселенская церковь», «Красота в природе», «Смысл любви», «Теоретическая философия», «Оправдание добра» и др.

Подтверждением высокого духа гуманизма, которым была наполнена русская религиозная философия, является и экзистенциальная философия Бердяева.

Самое короткое выражение смысла жизни, к которому пришел Лев Толстой к концу жизни

О смысле жизни в разные времена рассуждали многие писатели и философы. Людей всегда интересовал вопрос о том, для чего они пришли в этот мир, каково их предназначение. Адаму и Еве Богом были даны все указания на данный счёт. Он поселил их в райском саду, где звери и гады не кусались и не жалили.

фото взято с яндекс.картинкифото взято с яндекс.картинки

Землю возделывать не было необходимости, растения самостоятельно росли и давали растительную пищу. И попросил Господь свои создания только об одном. Им нельзя было вкушать плоды с дерева познания добра и зла. И Адам, и Ева знали своё предназначение, но им этого стало мало. Соблазнённые змеем они вкусили запретный плод. Бог узнал о предательстве.

Он выгнал первых людей из рая и поставил при воротах Ангела. С тех пор женщины в муках рожают своих детей, а мужчины тяжёлым трудом возделывают землю и зарабатывают на жизнь. Адам с Евой раскаялись в своём поступке, но их потомки уже были отравлены грехом.

Во времена праведного Ноя население совсем забыло страх и совесть. Люди открыто грешили, убивали друг друга и блудили. В итоге Господь решил очистить землю от этих злодеяний. Но благодаря Своей доброте сжалился над семьёй Ноя и послал ему идею о создании ковчега. Население обновилось, но со временем снова впало в грех.

Тогда Бог решился отправить Своего Сына на страдания. Иисус Христос боролся со страстями и победил смерть. Его Воскрешение — это обновление духовной жизни людей.

фото взято с яндекс.картинки фото взято с яндекс.картинки Спаситель во время странствования по земле, учил народ нравственному поведению. Он раскрыл им смысл существования. Объяснил, что любой человек приходит в этот мир неслучайно. У каждого есть своя цель. Поскольку люди наделены правом выбора и разумом, они должны добровольно принимать христианскую веру. Некоторые к этому важному решению приходят лишь в финале своего жизненного пути. В Евангелии прописаны все заповеди для людей. Их исполнение поможет наследовать Царствие Небесное. Но человеку всегда хочется познать что-то большее. Поэтому он активно ищет смысл своей жизни. Особенно не обошли стороной данные размышления талантливых людей. Музыканты, писатели, учёные, философы написали немало работ на эту тематику.

В русской художественной литературе выделяется творчество известного писателя Льва Николаевича Толстого. Он создавал не только романы, но и маленькие рассказы для детей. Все они наполнены глубоким смыслом и нравственным содержанием. Рассмотрим одну из цитат Льва Николаевича Толстого.

Автор говорит читателю о постоянном движении мира. Человек — маленькая его частичка, которая вынуждена находиться в подчинении и постоянном содействии окружающей действительности. Таким образом он ощущает свою важность. Человеку необходимо о ком-то заботиться и вносить свой вклад в определённую сферу деятельности.Он реализует себя не только как семьянин и родитель, но и как профессионал. Развитие личностных качеств тоже является важным аспектом в жизни людей. Но и забывать о духовном мире не стоит. Ведь земной путь — это лишь короткий период перед вечностью.

Каждый человек сам решает, в чём заключается смысл его жизни. Все личности разные, запросы и желания у них тоже различаются. Кому-то важна крепкая семья и дети, кто-то стремится построить карьеру, кого-то интересуют лишь материальные ценности. Но всех объединяет одно — никто не избежит воздаяния за свои поступки.

Читайте также:  Анализ поэмы а. блока «двенадцать» («12»)

Спасибо! Подписывайтесь на канал МУДРОСТЬ ЖИЗНИ. И ставьте:????

Л.Н. Толстой о смысле жизни

Л.Н. Толстой о СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

…чтобы познать смысл жизни человека, надо прожить не менее 600 лет…Китайская пословица 

       На протяжении многих веков люди «бились» над вопросом о смысле жизни.  Для чего мы живем? Неужели жизнь – это только потребление? Жить, чтобы умереть?  Эти и подобные им вопросы во все времена занимали самое пристальное внимание как самых ярких и выдающихся, так и самых простых здравомыслящих людей своего времени.

      Частично мы имеем ответы на эти вопросы в философских трудах и художественных произведениях величайших гениев человечества. На страницах великих книг Л.Н. Толстого  начали жизнь его герои, ищущие, думающие над важнейшими вопросами: о жизни и смерти, о назначении человека на земле, об осознании собственного «Я».

Сюжеты произведений Толстого  и строятся вокруг поиска смысла жизни героями  и самого автора.

Жизненный путь  любимых героев «Войны и мира» Толстого-  Наташи Ростовой, князя Андрея Болконского и Пьера Безухова – это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Князь Андрей, например, мечтает о славе, подобной славе самого Наполеона, мечтает совершить подвиг.

Но эти мечты не похожи на мечты штабного карьериста Жеркова,  потому что слава для Андрея Болконского – «та же любовь к другим. Желание сделать для них что-нибудь». Ради своей мечты он идет в действующую русскую армию,  совершает свой подвиг во время Аустерлицкого сражения, получает тяжелое ранение.

 Но  там же, на поле Аустерлица, к  нему приходит понимание всей ничтожность его прежней мечты, разочарование  и, как следствие,   духовный  кризис.  И только встреча с Пьером  вновь пробуждает его к  жизни. Он  возвращается в общество, принимает участие в деятельности комиссии Сперанского,  возвращается в армию, но уже не в поисках славы, а для защиты Отечества.

И там, в полку, Андрей находит наконец свое призвание – служить Родине, заботится о своих солдатах и офицерах.      Путь князя Андрея завершается тем, о чем он мечтал в начале романа, – славой, славой настоящего героя, защитника Отечества. Это достойный конец его жизненного пути, его поиска смысла жизни.Судьба Пьера Безухова складывается по –  другому.

Он не знает, какой дорогой надо идти,  мечется, совершает ошибки, но всегда его действиями руководит одно желание – «быть вполне хорошим». Поиск смысла жизни приводит Пьера к вступлению в масонскую ложу. Он стремится стать другим и помочь остальным людям измениться к лучшему.

Это стремление к благу других приводит Пьера к мысли пожертвовать собой и убить Наполеона, как главного источника всех бед и страданий.Два месяца, проведенных в плену, позволили Пьеру узнать и понять русский народ, его взгляды на жизнь изменились. Он осознал, что любая благотворительность не способна накормить всех бедных.

Пьер принимает непосредственное участие в восстании декабристов и потом отправляется на долгие годы в Сибирь, откуда он вернется через тридцать лет уже старым человеком, но не изменившим своих взглядов и идеалов.

Так завершается поиск смысла жизни Пьером Безуховым.  Наташа Ростова смысл своей жизни видит в семье, муже, материнстве.

В романе «Воскресение» главный герой князь Нехлюдов  увидел свою личную вину в падении Катюши Масловой и вину своего класса в падении миллионов таких Катюш.

“Бог, живший в нем, проснулся в его сознании”, и Нехлюдов обрел ту точку обзора, которая позволила по-новому взглянуть на жизнь свою и окружающих и выявить ее полную внутреннюю фальшь.

Толстой показывает превращение Нехлюдова из барина, легкомысленного  прожигателя жизни,  в искреннего христианина.

Герои Толстого идут по разным жизненным дорогам, по- разному видят смысл своей жизни: для кого-то это выгодная женитьба, успех в светском обществе, военная или придворная карьера, а  для кого-то смысл жизни заключается совсем в другом. Почему? Ответ на этот и многие другие  вопросы можно найти в книге Л.Толстого «Путь жизни».  

Читая это удивительное произведение, вместе с Л.Н. Толстым открываешь такую простую и понятную истину, находишь ответы на самые важные вопросы: «Кто я?», «Зачем я?», «Как надо жить?», «Что такое жизнь? И в чем её смысл?», «Что правит миром?».   Л.Н.

Толстой писал: «Для доброй жизни нужен свет разума. А для того, чтобы разум был светел, нужна добрая жизнь. Одно помогает другому. А потому, если разум не помогает доброй жизни, это не настоящий разум. И если жизнь не помогает разуму, то это не добрая жизнь».

В книге отчетливо прослеживается мысль: души человеческие, отделенные телами друг от друга и от Бога, стремятся к соединению с тем, от чего отделены, и достигают этого соединения с душами других людей – любовью и с Богом – сознанием своей божественности заключается смысл человеческой жизни.

Это чувствуют герои Л.Н. Толстого.

    Именно в годы юности предпринята попытка определить цель жизни человека. «Я бы был несчастливейшим из людей, – писал Л.Н. Толстой 17 апреля 1847 года, – ежели бы я не нашел цели для моей жизни – цели общей и полезной» (Л.Н.

Толстой, т. 46, стр. 31). Служение людям… Позднее в своей знаменитой книге Л.Н.

Толстой напишет: «Всякий старается сделать себе как можно больше добра, а самое большое добро на свете в том, чтобы быть в любви и согласии со всеми людьми».

«Путь жизни» – плод мучительных раздумий над смыслом жизни. Л.Н. Толстой превратил себя в объект наблюдения, а цель одна: помочь людям. Какая сила духа! Стремление уберечь людей от злых помыслов, направить силы на добрые поступки. Работа велась на протяжении всей жизни.

Не в каждом молодом человеке возникает желание создавать правила, которые нашли отражение в «Журнале ежедневных занятий». Вот одна из записей: «Будь верен своему слову. Ежели ты начал какое бы то ни дело, то не бросай его, не окончив…» (Л.Н. Толстой, т. 46. стр. 266-267).

Мудрое правило. Просто и лаконично. Может быть, следуя собственному совету, Лев Толстой создал произведения, восхищающие людей всего мира? Позднее, в книге «Путь жизни», великий писатель создал правило и для нас: «Для того, чтобы человеку хорошо прожить свою жизнь, ему надо знать, что он должен делать и чего не должен делать.

Для того, чтобы знать это, ему надо понимать, что такое он сам и тот мир, среди которого он живет. Об этом учили во все времена самые мудрые и добрые люди всех народов». К таким людям принадлежал и сам Л.Н. Толстой.

Всю свою жизнь достаточно долгую по человеческим меркам, он пытался перенять то, что накопило человечество за долгий период существования; особенно интересовали мысли, в которых нашла отражение вечная тема: добро и зло.

Из «Голосов безмолвия» пришла в книгу браминская мудрость: «Дорожи добрыми мыслями своими и чужими, когда узнаешь их. Ничто не поможет тебе столько, сколько помогут добрые мысли для исполнения истинного дела твоей жизни».

        Ведь именно в юности и надо определяться, что правит миром, что правит твоей душой? Добро или зло? И где та грань, которую нельзя переступить? Иначе погибнет душа…

       Может ли человек что-нибудь сделать или все уже предписано? В книге Л.Н. Толстого можно найти примерно такой ответ: «Человек просит, чтобы ему помогли люди или Бог, а помочь ему никто не может, кроме его самого, потому что ему может помочь его добрая жизнь.

А это может сделать только он сам» (Саади). По мнению Л.Н. Толстого, человек может решить сам свою судьбу, определить, что он будет делать в жизни, как поступать.

Мудрый писатель предупреждал: «Если бы только мы чаще вспоминали о том, что никогда не вернешь потерянного времени, никогда не переделаешь сделанного зла, мы бы больше делали добра, меньше делали бы зла». Как просто сказано о сложном.

Но почему так живуче зло? Почему нельзя его искоренить раз и навсегда? Тогда не было бы войн, революций, армий, государств, границ. Но люди живут по другим законам.

        Л.Н. Толстой, наблюдая за человеческими поступками, писал: «Люди говорят, что можно воздавать злом за зло для того, чтобы исправлять людей! Это неправда! Люди обманывают себя. Люди платят злом за зло не для того, чтобы исправлять людей, а для того, чтобы мстить. Исправлять зло нельзя тем, чтобы делать зло».

Как поступать? Причинили зло тебе, твоим близким, твоему народу… А как дальше? Терпеть? Молчать? Не замечать? Самому совершать зло, назвав это справедливостью? Л.Н. Толстой приводит в своей книге размышления Паскаля: «Чтобы быть всегда добрым, надо приучать себя к этому». Невольно задаешь вопрос: «Как стать добрым?».

Вывод один: надо помогать людям, не требуя от них благодарности. Добро всегда бескорыстно.

С точки зрения самого Л. Н. Толстого,  вопрос о смысле жизни – противоречие,  между неотвратимостью смерти и присущей человеку жаждой бессмертия. Этот вопрос  можно выразить так: «Есть ли в моей жизни такой смысл, который не уничтожался бы неизбежно предстоящей мне смертью?»

 Толстой считает, что жизнь человека наполняется смыслом в той мере, в какой он подчиняет ее исполнению воли Бога, а воля Бога дана нам как закон любви, противостоящий закону насилия. Закон любви полней и точней всего развернут в заповедях Христа.

Чтобы спасти себя, свою душу, чтобы придать жизни смысл человек должен перестать делать зло, совершать насилие, перестать раз и навсегда и прежде всего тогда, когда он сам становится объектом зла и насилия.

Не отвечать злом на зло, не противиться злу насилием – такова основа жизнеучения Льва Николаевича Толстого. 

Читайте также:  «beat generation» (разбитое поколение) феномен явления

Всегда ли он считал именно так? Был ли поиск  истины?

    Сознательная жизнь Толстого – если считать, что она началась с 18 лет -подразделяется на две равные половины по 32 года, из которых вторая отличается от первой как день от ночи. Речь идет об изменении, которое является одновременно духовным просветлением,  – о радикальной смене нравственных основ жизни.

В сочинении “В чем моя вера?” Толстой пишет: “То, что прежде казалось мне хорошо, показалось дурно, и то, что прежде казалось дурно, показалось хорошо. Со мной случилось то, что случается с человеком, который вышел за делом и вдруг дорогой решил, что дело это ему совсем не нужно, – и повернул домой.

И все, что было справа, – стало слева, и все, что было слева, – стало справа”.

     Первая половина жизни Льва Толстого, по всем общепринятым критериям, сложилась очень удачно, счастливо. Граф по рождению,  получил хорошее воспитание,   богатое наследство. В жизнь он вступил как типичный представитель высшей знати. У него была буйная разгульная молодость. В 1851 годах служил на Кавказе, в 1854 годах участвовал в обороне Севастополя.

Однако его основным занятием стала писательская деятельность. Хотя повести и рассказы приносили славу Толстому, а большие гонорары укрепляли состояние, тем не менее его писательская вера стала подрываться.

Он увидел, что писатели играют не свою собственную роль: они учат, не зная, чему учить, и непрерывно спорят между собой о том, чья правда выше, в труде своем они движимы корыстными мотивами в большей мере, чем обычные люди, не претендующие на роль наставников общества.

Не отказавшись от писательства, он оставил писательскую среду и после полугодового заграничного путешествия (1857) занялся педагогической деятельностью среди крестьян (1858). В течение года (1861) служил мировым посредником в спорах между крестьянами и помещиками. Но ничто не приносило Толстому полного удовлетворения.

Разочарования, которые сопровождали каждую его деятельность, стали источником нарастающего внутреннего смятения, от которого ничто не могло спасти. Нараставший духовный кризис привел к резкому и необратимому перевороту в мировоззренческих взглядах Толстого. Этот переворот явился началом второй половины жизни. Вторая половина сознательной жизни Л. Н.

Толстого явилась отрицанием первой. Он пришел к выводу, что он, как и большинство людей, жил жизнью, лишенной смысла – жил для себя. Все, что он ценил – удовольствия, слава, богатство, – подвержено тлену и забвению. “Я, – пишет Толстой, – как будто жил-жил, шел-шел и пришел к пропасти и ясно увидал, что впереди ничего нет, кроме погибели”.

Ложными являются не те или иные шаги в жизни, а само ее направление, та вера, точнее безверие, которое лежит в ее основании. А что же не ложь, что не суета? Ответ на этот вопрос Толстой нашел в учении Христа. Оно учит, что человек должен служить тому, кто послал его в этот мир – Богу и в своих простых заповедях показывает, как это делать.

    Толстой пробудился к новой жизни. Сердцем, умом и волей он принял программу Христа и посвятил свои силы целиком тому, чтобы следовать ей, обосновывать и проповедовать ее. Вопрос о том, чем была обусловлена столь резкая перемена жизнеустоев Л. Н. Толстого не имеет удовлетворительного объяснения, однако некоторые предположения можно сделать. 

       Внешним толчком к духовному преображению Толстого мог послужить 50-летний рубеж жизни. 50-летие – особый возраст в жизни каждого человека, напоминание, что жизнь имеет конец. И Толстому оно напоминало о том же самом. Толстой давно стал задумываться над общим смыслом жизни, соотношении жизни и смерти. Теперь эта тема  стала основной:  смерть воспринималась как скорый и неизбежный конец. И тут Толстой обнаружил, что его жизнь, его ценности не выдерживают проверки смертью. “Я не мог придать никакого разумного смысла ни одному поступку, ни всей моей жизни. Меня только удивляло то, как мог я не понимать этого в самом начале. Все это так давно всем известно. Не нынче завтра придут болезни, смерть (и приходили уже) на любимых людей, на меня, и ничего не останется, кроме смрада и червей. Дела мои, какие бы они ни были, все забудутся – раньше, позднее, да и меня не будет. Так из чего же хлопотать?”. Это слова Толстого из “Исповеди”.  Он ясно понял, что только такая жизнь может считаться осмысленной, которая способна утверждать себя перед лицом неизбежной смерти, выдержать проверку вопросом: “Из чего же хлопотать, ради чего вообще жить, если все будет поглощено смертью?”. Толстой поставил перед собой цель – найти то, что не подвластно смерти. Что скрыто за вопросом о смысле жизни?

     Причиной многих несчастий в жизни и неустройств, говорил Л.Н. Толстой, является то, что мы не живем согласно своим убеждениям, а совершаем много сделок с совестью. Нужно сохранять моральную чистоту, стремиться к самоусовершенствованию, а путь компромиссов не для этого.

      Совесть – одно из выражений нравственного самосознания личности. Так называемая моральная личность имеет глубокое чувство неудовлетворенности собой, неукротимо ее стремление к совершенствованию, такая личность берет на себя вину за моральную неустроенность мира. Такой человек никогда не может быть спокойным, ибо он признает свой долг и ответственность за то, что происходит вокруг.

      Духовная глубина такой личности дает нам пример того, каковыми должны мы быть, идеал Человека. Жизнь показывает, что без чувства совести хотя бы у большинства людей, цивилизация, построенная нами, обречена.

«Начинайте с себя, – говорит Л.Н. Толстой, – нет в жизни никого и ничего сильнее человека, когда он захочет быть свободным и сильным. Быть собой, по-своему верить и думать – разве это так трудно, разве это невозможно? …Борьба с собой и есть радость в жизни. Каждая маленькая над собой победа – шаг вперед. …Упади раз, два, три, но поднимись. И еще раз упади, но все равно поднимайся».

Смысл жизни в романе Льва Толстого "Война и мир" | Какой Смысл

В великом произведении Толстого «Война и мир» рассказывается о десятилетии жизни многих людей во время важных исторических событий. Роман описывает разные события в истории России и судьбы героев. Смысл жизни в романе описан особым философским способом, затрагивая все важнейшие истины.

Смысл жизни в романе «Война и мир»

Вопрос о смысле жизни является актуальным как и для многих литературных произведений, так и для обычных людей. Смысл жизни можно найти как раз изучив известные творения русских гениев. Одним из таких источников поиска философских изречений является известный роман Льва Толстого.

Смысл жизни человека, а именно его так называемое предназначение, описывается практически в каждом эпизоде романа. Каждый герой романа самостоятельно ищет пути поиска смысла. Известный герой Пьер Безухов, судьба которого оказалась ключевой в романе, показывает оказывается человеком думающим и глубоко страдающим. Князь Андрей Болконский в свою очередь некоторыми предстает в ином амплуа.

Поведение Пьера в романе всегда навеивает непонимание общества. Всегда открыто выражает свои мысли и является искренним человеком. Он оказывается особо смелым человеком и его взгляды являются крайними. Является высокообразованным человеком.

В своей жизни он проходит несколько этапов, разочаровывается и восхищается. Пройдя несколько таких этапов Пьер приходит к глубокой любви к людям, также мечтает совершить подвиг. Люди особенно отмечают его искренность. Он не хочет зря проживать свою жизнь.

Образ Андрея имеет также свою философию. Он долго не мог понять свое предназначение. Благодаря своим многочисленным рассуждениям пришел к выводу, что человек должен быть в гармонии с природой.

Он также жаждал совершить подвиг и даже восхитил самого Наполеона. Однако об истинном значении человеческого существования он стал задумываться прямо перед смертью.

Толстой в этот момент дает понять, что каждый ищет свой смысл жизни на протяжении всей жизни, но понимает ее суть только лишь перед своей смертью.

Наташа Ростова в начале произведения кажется читателю немного наивной девушкой. Она не видит фальши в действиях народа и верит в доброту и искренность. Она хочет ощущать дружбу и любовь, в связи с чем она часто ошибается и делает глупые вещи.

В дальнейшем в ее жизни происходят события, которые по иному открывают для нее настоящий смысл человеческого существования. Во время войны в девушка помогает раненым, в том числе и Андрею. В таком образе Наташа кажется любящей искренно свою родину.

Уже в конце Наташа показана другой девушкой, не такой беззаботной и веселой, а взрослой женщиной,матерью и женой. Она больше не следит за своим внешним обликом, за прической и одеждой.

Скорей всего повзрослев и пережив много событий она приходит к пониманию смысла жизни.

Практически все герои Толстого в романе стремились к обновлению духовного рода. Каждый герой хочет быть полезным и нужным.

В тяжелые времена для всей страны и моменты бедности проявляются лучшие человеческие и национальные черты. Смысл жизни видится в служении людям, но только лишь человеческая смерть убирает все нравственные поиски.

Толстой показывает каждый личный пример поиска смысла жизни. Писатель показал и уловил всю трагедию текучести жизни.

Ссылка на основную публикацию