Сочинение: Гибель вишневого сада в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»

Антон Павлович Чехов во многих своих произведениях описывает родину, и мы видим Россию его глазами. Автор за свою такую недлинную жизнь написал более трехсот произведений. Он всегда работал упорно, и своими врагами называл лицемерие и ложь.

Произведение “Вишнёвый сад” поднимает много проблем, таких как деградация дворянства, угасание “дворянского гнезда”, перерастание феодальных отношений в капиталистические. Одной из ключевых тем является будущее родины. Автор пишет: “Вся Россия – наш сад”.

На страницах пьесы мы видим героев, которые олицетворяют разные этапы становления России, Лопахин является представителем настоящего, Раневская и Гаев – прошлого, а Аня с Петей – будущего. В само первом акте мы видим Раневскую, являющуюся женщиной довольно пустой, не видящий вокруг себя совсем ничего.

Она лишь стремится к красивой и беззаботной жизни. Раневская бездумно раздает золотые, а при этом на кухне старикам дают один горох. Она говорит о материнских чувствах, вспоминает погибшего сына, а при этом оставляет дочь на попечение дяди.

Брат Раневской, Гаев, считает себя аристократом из самого высшего круга. Он пытается поставить на место “этого хама” Лопахина, любит разглагольствовать.

Старый слуга Фикс тоже является человеком из прошлого, он очень любит своих хозяев и готов им слепо поклоняться, и когда они уезжают, он теряет смысл жизни, ложится и умирает. Лишаясь дома, бывшие хозяева даже и не пытаются ничего сделать, а просто плывут по течению.

Лопахин представляет собой настоящее России. Он расчетливый и продумывающий хоть что-то наперед. Сейчас он – предприниматель, по его словам можно судить, что дела идут неплохо. Лопахин – человек своего времени, ухвативший идею устройства страны на данный момент. Он живет сегодняшним днем.

Аня и Петр олицетворяют будущее страны. Трофимов вроде бы смотрит на многие вещи верно, однако его призывы к работе, к свободе носят лишь мечтательный характер. Он только говорит, а до дел пока ничего и не доходит. Он выступает, как революционер будущего.

Автор верил в наступление лучшего будущего, и новое поколение считал творцами этого будущего. Однако революция прошла, а жизнь народа не улучшилась.

У Чехова в пьесе много различных героев, каждый образ может что-то сказать об устройстве страны, к сожалению, сейчас все больше становится таких людей, как лакей Яша, стремящихся лишь к праздной красивой жизни.

Пример 2

“Вишнёвый сад” — это прощальная песня по дворянской России, с её родовыми усадьбами, огромными наделами земли, с вековыми устоями быта.

С началом XX века в мире происходят необратимые перемены. Машины заменяют ручной труд, поезда — почтовых лошадей, прагматичные дельцы приходят на смену расточительным помещикам.

Примером уходящей эпохи становится цветущий вишнёвый сад. Брат и сестра, Любовь Любовь Андреевна Раневская и Леонид Андреевич Гаев, приезжают в родной дом, чтобы попытаться спасти его от продажи с аукциона за долги. Они совершенно не приспособлены к решению таких проблем.

Она ужасно расточительна и ветрена, мы знаем, что не так давно её обобрал любовник. Брат образован и интеллигентен, но в современных реалиях так и не прижился: живет в долг, играет в бильярд, беседует с половыми в ресторане об декадентстве завести. Эти люди — символы уходящей России. Они порядочные, воспитанные, утонченные.

У них высокие нравственные идеалы. Но они никогда не работали, они беспечны, не умеют задумываться о будущем, не могут позаботиться ни о своих детях, ни о себе. Все что у них есть из материального — родовое имение, с содержанием которого не справились, и иссякшее наследство.

 Раздобыть денег, по их мнению, можно, выдав Аню замуж или получив помощь от тетушки из Ярославля.

С вишневым садом связана вся жизнь Раевской: воспоминания о детстве, о маме, о маленьком сыне. Когда-то и доход с сада был хороший. Теперь его выставили на аукцион за долги.

Рядом проложили железную дорогу, а значит вместо сада можно разбить сотни дачных участков. О таком кощунство Раневская и слышать не хочет, а Гаев дачные участки называет пошлостью. Это обеспечило бы всей семье стабильный доход, но для Раневской это неприемлемо.

 Вырубить прекрасный цветущий сад — значит лишить ее лучших воспоминаний, всей жизни!

Символично, что выкупает сад купец Лопахин. Его дед и отец были крепостными в этом поместье, а теперь их потомок поверить не может в такое счастье: «Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню…»

Мне кажется, что Чехов сочувствует своим растерянным героям. Они оказались на разломе жизни, они не знают, что делать дальше. Любовь автора к родному, исконному, фамильному переносится и на персонажей.

Он видит их недостатки и знает, что уход дворянской России в прошлое неизбежен. Вряд ли кто-то из бывших приспособится, как-то доживут свой век, потому что не так стары, как Фирс.

Старого и немощного слугу просто забыли в имении.

Образ времени и смена поколений в пьесе "Вишневый сад" (сочинение) – Чехов А.П. Литература 19 века

В пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад», казалось бы, нет ярко выраженного конфликта. Между героями не происходит открытых ссор и столкновений. И всё же за их обычными репликами чувствуется наличие скрытого (внутреннего) противостояния.

С моей точки зрения, основной конфликт пьесы — это несовпадение времён, несоответствие человека эпохе, в которой он проживает. В пьесе присутствуют три плана времени: прошлое, настоящее и будущее. На первый взгляд, олицетворением прошлого являются Гаев и Раневская, герой сегодняшнего дня — Лопахин, а люди будущего — это Аня и Петя Трофимов. Но так ли это?

Действительно, Гаев и Раневская бережно хранят память о прошлом, любят свой дом, вишнёвый сад, который в произведении является и конкретным садом, и образом, символизирующим нечто прекрасное, а также Россию. Вся пьеса пронизана грустным чувством от лицезрения гибели вишнёвого сада, гибели красоты.

Гаев и Раневская, с одной стороны, обладают чувством прекрасного, кажутся людьми изящными, утончёнными, излучающими любовь к окружающим. С другой стороны, фактически именно Раневская привела к краху своё имение, а Гаев «проел состояние на леденцах».

На поверку оба они оказываются людьми, которые живут лишь воспоминаниями о прошлом. Настоящее их не устраивает, а о будущем они и думать не хотят.

Поэтому и Гаев, и Раневская так старательно избегают разговоров о реальном плане спасения вишнёвого сада, не принимают всерьёз дельных предложений Лопахина — иными словами, они надеются на чудо, не пытаются ничего изменить.

В жизни человека прошлое — это корни. Поэтому о нём необходимо помнить. Но тот, кто, живя прошлым, не думает о настоящем и будущем, вступает в конфликт со временем. Вместе с тем человек, забывший о прошлом, не имеет будущего — такова, как мне кажется, основная мысль автора. Именно таким человеком предстаёт в пьесе Чехова новый «хозяин жизни» — Лопахин.

Он целиком погружён в настоящее — прошлое его не касается. Вишнёвый сад интересует его лишь постольку, поскольку из него можно извлечь прибыль.

О том, что цветущий сад символизирует связь прошлого с настоящим, он, разумеется, не задумывается, и в этом заключается его главная ошибка.

Таким образом, у Лопахина тоже нет будущего: забыв о прошлом, он вступил в конфликт со временем, хотя и по другой причине, чем Гаев и Раневская.

Остаются, наконец, молодые люди — Аня и Петя Трофимов. Можно ли назвать их людьми будущего? Не думаю. Оба отказались и от своего прошлого, и от настоящего, живут только мечтой о будущем — конфликт времён очевиден.

Что у них есть, кроме веры? Ане не жаль сада — по её мнению, впереди целая жизнь, полная радостного труда на общее благо: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого».

Однако ни «вечный студент» Петя, ни совсем молоденькая Аня не знают подлинной жизни, смотрят на всё слишком поверхностно, пытаются переустроить мир на основе одних только идей и, разумеется, не имеют представления о том, скольких трудов стоит вырастить в действительности (на деле, а не на словах) настоящий вишнёвый сад.

Можно ли доверить Ане и Пете будущее, о котором они так красиво и беспрерывно говорят? На мой взгляд, это было бы опрометчиво. Я думаю, что и автор не на их стороне. Петя даже не пытается спасти вишнёвый сад, а ведь именно эта проблема волнует автора.

Таким образом, в чеховской пьесе присутствует классический конфликт — как у Шекспира, «прервалась связь времён», что символически выражается в звуке лопнувшей струны. Автор не видит ещё в русской жизни героя, который мог бы стать настоящим хозяином вишнёвого сада, хранителем его красоты.

Источник: Школьные сочинения на “пятерку”. Для школьников и абитуриентов. – М.: ООО “Мир книги”, 2004

Кто виноват в гибели вишнёвого сада (по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад») -Школьное -История русской литературы

Библиографическая запись: Кто виноват в гибели вишнёвого сада (по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»). — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//russian_literature/shkolnoe/kto-vinovat-v-gibeli-vishnyovogo-sada-po-pese-ap-chexova-vishnyovyj-sad/ (дата обращения: 29.10.2021)

Читайте также:  Анализ стихотворения «к другу» к. н. батюшкова

Кто виноват в гибели вишнёвого сада (по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»)

Для Раневской и Гаева гибель вишневого сада стано­вится настоящей трагедией — ведь они выросли здесь, лю­бовались красотой сада с детства, с ним была связана вся их жизнь. Вишневый сад, как и все родовое имение, ста­новится олицетворением не только детства и юности этих героев, но также и их мечтаний, надежд, переживаний.

    Помещица Раневская и ее брат Гаев очень любят свой дом, который выставлен на продажу за долги. Во время всего действия пьесы они только и говорили о том, что нужно спасти вишневый сад, на деле же – пальцем не пошевелили, чтобы этого добиться.

    Раневская легкомысленна и беспомощна в житейских делах. Она все пускает на самотек либо полагается в решении бытовых вопросов на других. Героиня понимает, что поступает неправильно: грешит, сорит деньгами. Она привыкла жить роскошно, ни в чем себе не отказывая, и теперь не может и не хочет что-либо изменить.

Вишневый сад дорог Раневской как воспоминание о детстве и молодости, как символ Родины, символ дворянства. Она не хочет понимать всей серьезности происходящих перемен. Раневская не верит, что может лишиться сада. Из сентиментальности она не слушает советов Лопахина сдать сад в аренду дачникам: «Дачи и дачники – это так пошло».

Героине кажется, что все образуется само собой…

 В то же время представители мо­лодого поколения, изображенные в пьесе, — Аня и «веч­ный студент» Петя Трофимов — переживают прощание с вишневым садом куда как проще и легче: для них он не является настолько весомым символом, как для предста­вителей старшего поколения.

Они более энергичны, про­ще смотрят на жизнь, устремлены в будущее — поэтому расставание с прошлым для них не становится трагедией. Ермолай Лопахин рассматривает вишневый сад всего-на­всего как торговый объект.

Он создал себе образ человека, не склонного к сантиментам, и в его сознании вишневый сад не ассоциируется с чем-либо метафизическим.

Наступает момент торжества героя: он, сын мужика, «малограмотный Ермолай», становится владельцем дворянского имения, где его «отец и дед были рабами»! В этот момент Лопахин уже не задумывается о чувствах бывших хозяев вишневого сада, он счастлив, он смеется и радуется…

Никто из персонажей пьесы так и не предпринимает того решительного шага, который смог бы изменить судь­бу вишневого сада и спасти его от гибели. Может быть, в существующих условиях такой исход дела был бы прос­то невозможен? Автор считает иначе. И мы понимаем, что можно было спасти вишневый сад.

Но никто из пер­сонажей пьесы не смог этого сделать — по разным при­чинам. Раневская, Гаев — они больше всех переживают о судьбе сада, но неспособны заставить себя предпринять практические шаги для его спасения. Аня, Трофимов и Лопахин не считают, что за жизнь вишневого сада во­обще следует бороться.

Именно поэтому в гибели сада так или иначе виноваты все герои.

Кто виноват в гибели вишнёвого сада (по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад») -Школьное -История русской литературы

  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Кто виноват в гибели вишневого сада?

Антон Павлович Чехов является автором произведения Вишневый сад. В своём произведении, он описывает сложный период в российском обществе.

Именно в это время разрушаются старые устои общества, а зарождаются неизведанные, новые. Главным олицетворением российского общества в те времена, служил Вишневый сад, он показывал, какие люди были в те времена.

Но главный вопрос который должен возникнуть у каждого читателя, это вопрос, что же привело к гибели Вишневый сад.

Самые главные героини произведения является Любовь Раневская. После многих лет проживания в Париже, она возвращается на свою историческую родину. Также у неё есть брат по фамилии Гаев. Двое этих персонажей являются представителями старшего поколения, они считают что сад в котором они выросли, необходимо чтить и любить.

Однако несмотря на всё это, именно они виноваты в том что их родное имение, забрали за долги. Представители старшего поколения сильно виноваты в том что совершенно не принимали, никаких действий для того, чтобы спасти их родной и любимый сад.

Например, Раневская, любила на протяжении всей своей жизни совершать абсолютно ненужные, пустые траты денег.

Отказывать себе в удовольствии купить ту или иную ненужную вещь, она не привыкла.

И даже, для того чтобы спасти свою фамильное гнездо, в котором она родилась, прожила и воспитала своих детей, а позже именно здесь она потеряла своего единственного сына, даже это не заставило её, чем-то пожертвовать ради того, чтобы спасти свой любимый дом.

Несмотря на свою слабость, она очень глубоко переживала из-за потери этого имения, а когда знакомым купец предложил ей снести весь Вишневый сад, а после сдать свободные участки земли под аренду земледельцам, она была искренне удивлена и расстроена. Так как она понимала что не способна изменить себя и свое будущее.

Брат главной героини является большим мечтателем. Спустя какое-то время, Он придумывает гениальный план, как спасти Вишневый сад, в котором вырос и в котором он провел всю свою жизнь.

Однако всего лишь вымышленный план, который не даст никаких результатов, так как у него не хватит силы воли для того чтобы его осуществить.

Он мало чем отличается от своей нерешительной сестры, он, как и она, боится принимать что-то новое и менять свою жизнь.

В то же самое время для молодого поколения, продажа Вишневого сада не является концом жизни. Наоборот, они считают что продажа сада, откроет для них двери, для новой жизни.

Кто виновен в гибели вишневого сада? (По пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»)

Тема «Вишневого сада» — тема гибели старых дворянских усадеб, переход их в руки буржуазии и судьба последней в связи с появлением на арене общественной жизни России новой социальной силы — передовой интеллигенции. В пьесе показана неизбежность ухода с исторической сцены дворянства — уже отжившего, неприспособленного класса.

Центральное место в пьесе занимают образы помещиков-дворян Раневской и Гаева. Они — потомки богатых владельцев великолепного поместья с прекрасным вишневым садом. В былые времена их имение приносило доход, на который жили его праздные хозяева.

Привычка жить трудами других, ни о чем не заботясь, сделала Раневскую и Гаева людьми неприспособленными к какой-либо серьезной деятельности, безвольными и беспомощными.

Раневская, внешне обаятельная, добрая, простая, непосредственная, является в своей основе олицетворением паразитизма и легкомыслия.

Она искренне обеспокоена неустроенностью своей приемной дочери Вари, жалеет верного слугу Фирса, запросто целует после долгой разлуки горничную Дуняшу. Но ее доброта — результат изобилия, созданного не своими руками, следствие привычки тратить деньги не считая.

Раневская эгоистична, и отсюда привычка к тому, чтобы все преклонялись перед ее богатством, восхищались ее красотой и выполняли ее прихоти.

Ничего не умеющая, ничего не делающая, ни о чем серьезно не думающая (прислуге нечего есть — она устраивает никому не нужный бал), Раневская видит жизнь лишь в праздниках, неопределенно меняющихся личных удовольствиях, сердечных увлечениях, в любви, понимаемой ею, видимо, лишь чувственно.

С удивлением она говорит Трофимову: «В ваши годы не иметь любовницы?» Еще меньше привлекательных черт в брате Раневской — Гаеве. Абсолютная праздность, отсутствие серьезных интересов в жизни сделали из него фразера, празднослова. Он произносит напыщенные, но лишенные всякого подлинного чувства речи.

Единственный его интерес — бильярд. Гаев по-барски высокомерен и груб с людьми, которых считает ниже себя по положению. Гаев так же безволен, как и его сестра, его чувства еще менее глубоки, чем чувства Раневской. …Приближается срок продажи заложенного имения.

Гаев и Раневская растерянно ищут пути спасения, рассчитывая то на помощь богатой ярославской тетушки, то на заем под вексель, но решительно отвергают выход, предложенный Лопахиным: разбить вишневый сад на участки и сдавать их в аренду дачникам.

Это средство кажется им недопустимым, оскорбительным для их чести и фамильных традиций, противоречащим их классовой этике.

Поэзия вишневого сада, все, что с ним было связано, заслоняют жизнь и требования практического расчета. «Дача и дачники — это так пошло, простите», — говорит Раневская Лопахину. Эти слова можно трактовать как брезгливо-высокомерные.

Однако, с другой стороны, то, чем был для Раневской вишневый сад, и дачники — это действительно несовместимо и пошло.

И это, к сожалению, не понять Лопахину — представителю нарождающейся буржуазии («легкомысленными, неделовыми, странными людьми» называет он Раневскую и Гаева).

Лопахин — энергичный, трудолюбивый человек, по-своему добрый, умный, не лишенный даже некоторого эстетического чувства. Однако он, новый хозяин вишневого сада и бывший крепостной Гаевых, — хищник… И Чехов видит, что на смену «дворянским гнездам» приходят именно такие, как Лопахин.

И если представителям дворянства в пьесе не хватает чувства реальности, практичности, то таким, как Лопахин, — умной и чуткой души. И поэтому автор «не отдает» будущее России в их руки.

Их роль, по мнению Чехова, должна быть однозначной: «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен», — говорит Лопахину Трофимов.

Читайте также:  Вера звягинцева - я пишу, как дышу: читать стих, текст стихотворения поэта классика

Россия будущего в пьесе представлена в образах Пети Трофимова и Ани. Петя Трофимов — представитель так называемой трудовой, передовой интеллигенции, думающей, чувствующей и вместе с тем — не лишенной здравого смысла и практичности.

Он верит в будущее России, завоеванное трудом, и заражает своей верой Аню — семнадцатилетнюю дочь Раневской. «Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь…»- говорит Аня матери.

По мнению Чехова, Аня и Петя Трофимов — это молодая Россия, Россия будущего, которая придет на смену России Гаевых и Лопахиных. Как ни удивительно, «Вишневый сад» Чехова очень созвучен нашему времени.

И сейчас все «ожидают» прихода некой «третьей» силы, которая соединяла бы в себе ум, интеллигентность, порядочность и способность к деятельным растерянность людей, подобных Гаеву и Раневской. преобразованиям, отрицая при этом душевное хамство Лопахиных и безмолвие.

Для студента Трофимова вишневый сад — воплощение крепостного уклада жизни: «Подумайте, Аня, ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостниками, владевшие живыми душами…» Трофимов не разрешает себе любоваться красотой сада, без сожаления расстается с ним и внушает юной Ане такие же чувства.

Чехов показывает в герое черты, которые сближают его с жизненной установкой Гаева и Раневской.

Он часто произносит слишком громкие, отвлеченные общие фразы: «Мы идем неудержимо к яркой звезде…» Автор иногда ставит Трофимова в комическое положение: Петя падает с лестницы, постоянно ищет старые галоши.

Определения-характеристики: «чистюлька», «смешной урод», «недотепа», «облезлый барин» снижают образ Трофимова, вызывают насмешку.

Неловкий, нескладный, неухоженный Петя вызывает к себе снисходительную жалость. «Очки», «негустые волосы» — эти детали дополняют портрет «вечного студента».

Пристрастие Пети к звонкой фразе, поучениям, рассеянность, категоричность суждений осложняют его отношения с окружающими.

Варя говорит ему: «Студенту надо быть умным». Петя заявляет: «Мы выше любви». Это высказывание подчеркивает нравственную ущербность, неразвитость героя.

Не случайно Раневская говорит ему: «Вы не выше любви, а просто, как говорит наш Фирс, вы недотепа». Трофимов не выглядит героем. В определении-характеристике «вечный студент» заключена мысль о том, что Петя не сможет быть достойным вишневого сада.

Его роль — пробуждение сознания молодых людей, которые уже сами будут искать пути борьбы за будущее.

Поэтому Аня восторженно впитывает в себя идеи Трофимова. Она не ставит себе целью выйти замуж за богатого человека, стремится к высшим идеалам.

У Трофимова в суждениях содержится позитивное начало, жизнь его может вызвать в какой-то степени уважение, но он способен только указать путь, а сам остается «вечным студентом».

Настоящее время, по Чехову, требует не восклицаний и восторгов, не полного отрицания прошлого, а поступков и решений для спасения красоты, духовности.

Кто виновен в гибели вишневого сада?

    «Вишневый сад» – последняя и одна из самых известных пьес Антона Павловича Чехова. Впервые она была показана зрителям в 1904 году и с тех пор не сходит с театральных подмостков всего мира.

    В своей пьесе Чехов отобразил важный период в истории России. После отмены крепостного права русское дворянство постепенно стало вымирать, уходить в прошлое. Ему на смену пришло новое поколение людей с новыми принципами и взглядами на жизнь, ценностями, резко отличающимися от дворянских.

    В центре внимания произведения находится образ вишневого сада, который олицетворяет собой дворянскую Россию. На протяжении всей пьесы решается вопрос: смогут ли Раневская и Гаев сохранить этот прекрасный сад, или же он будет вырублен по проекту Лопахина?

    Помещица Раневская и ее брат Гаев очень любят свой дом, который выставлен на продажу за долги. Во время всего действия пьесы они только и говорили о том, что нужно спасти вишневый сад, на деле же – пальцем не пошевелили, чтобы этого добиться. 

    Раневская легкомысленна и беспомощна в житейских делах. Она все пускает на самотек либо полагается в решении бытовых вопросов на других. Героиня понимает, что поступает неправильно: грешит, сорит деньгами. Она привыкла жить роскошно, ни в чем себе не отказывая, и теперь не может и не хочет что-либо изменить. Вишневый сад дорог Раневской как воспоминание о детстве и молодости, как символ Родины, символ дворянства. Она не хочет понимать всей серьезности происходящих перемен. Раневская не верит, что может лишиться сада. Из сентиментальности она не слушает советов Лопахина сдать сад в аренду дачникам: «Дачи и дачники – это так пошло». Героине кажется, что все образуется само собой…

    Брат Раневской, Гаев, считает себя либералом и говорит, что пострадал за свои убеждения. Этот герой очень переживает по поводу продажи имения. Чтобы скрыть это, он «защищается» рассеянным поведением и словечками вроде «Кого?», «От шара направо в угол».

Гаев – идеалист и романтик, совершенно неприспособленный к жизни, особенно в новых условиях. Он строит нереальные планы спасения вишневого сада: вдруг кто-нибудь оставит им наследство, вдруг Аня выйдет замуж за богача, вдруг тетушка из Ярославля даст денег? Но он ничего не сделал, чтобы действительно спасти свое имение.

Мы понимаем, что Гаев на это не способен – у него нет ни силы воли, ни хватки, чтобы сохранить свою «родину».

    Попытаться спасти вишневый сад Раневской помогает Лопахин – богатый купец, многим обязанный Любови Андреевне. Он предлагает ей разбить сад на участки и сдавать в аренду под дачи.

Но для этого нужно вырубить все деревья! Для Лопахина это – в порядке вещей, он не испытывает по поводу вишневого сада никаких ностальгических чувств, это не его прошлое.

Ермолай Алексеевич лишь замечает, что сад «большой».

    В конце концов, видя, что Раневская не хочет спасать свое имение, Лопахин покупает его. Наступает момент торжества героя: он, сын мужика, «малограмотный Ермолай», становится владельцем дворянского имения, где его «отец и дед были рабами»! В этот момент Лопахин уже не задумывается о чувствах бывших хозяев вишневого сада, он счастлив, он смеется и радуется…

    Таким образом, Чехов показывает, как постепенно хозяевами России становятся другие люди: малообразованные, но хваткие, трудолюбивые и целеустремленные. Им чужды дворянская культура и мировоззрение. Они насаждают свои порядки и ценности. Мне видится, что драматург с сожалением и тоской пишет об этом.

    Спасти вишневый сад могли бы молодые люди, живущие в имении – дочь Раневской Аня, студент Петя Трофимов. Эти герои молоды, полны сил и энергии, но они увлечены совершенно другими идеями – преобразить целый мир, создать прекрасное будущее для всего человечества.

Что им старый вишневый сад! Для Ани он является символом всего старого и косного, к имению матери она не испытывает никаких тёплых чувств. Девушка считает, что русское дворянство виновато перед простым народом и должно искупить свою вину.

Именно этому Аня и хочет посвятить свою жизнь вместе с Петей Трофимовым.

    Трофимов ругает все то, что тормозит развитие Росси, – «грязь, пошлость, азиатчину», критикует российскую интеллигенцию, которая ничего не ищет и не работает.

Но герой не замечает, что сам он – яркий представитель такой интеллигенции: красиво говорит, ничего при этом не делая. Характерная для Пети фраза: «Дойду или укажу другим путь, как дойти…» до «высшей правды».

Ему тоже нет дела до вишневого сада. Планы Трофимова гораздо масштабней – осчастливить все человечество!..

    Мы убедились, что в пьесе нет героя, способного спасти вишневый сад – символ уходящей России. Можно сказать, что в его гибели виновны все: и Раневская с Гаевым, и Аня с Петей Трофимовым, и Лопахин.

Но, в то же время, – чья вина, что эпоха вишневых садов безвозвратно ушла? Раневская и Гаев, люди уходящей жизни, не виноваты в том, что жили беспечно и легкомысленно, ничего не решая. Аня и Петя не виноваты в том, что их увлекают другие идеи – веяния нового времени.

Лопахин абсолютно прав с точки зрения своих ценностей и представлений о том, что хорошо и что плохо.

    Я считаю, что Антон Павлович Чехов показал в своей пьесе неизбежный процесс: на смену одной эпохе приходит другая. Таков закон жизни. По большому счету, человек ничего не в силах изменить, ему остаются только воспоминания и ностальгия по ушедшему времени.

Читайте также:  Проблемы в творчестве и. бунина

Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. Чехова «Вишневый сад»

Пьеса «Вишневый сад» была написана А. П. Чехо­вым в 1904 году. Для России это время связано с наме­чающимися глобальными переменами.

Поэтому и ос­новными темами данного произведения стали гибель дворянского гнезда, воплотившаяся в победе пред­приимчивого купца-промышленника над отживаю­щими свой век раневскими и гаевыми, и тема будущего России, связанная с образами Пети Трофимова и Ани.

Все содержание пьесы заключается в прощании молодой, новой России с прошлым, с отжившим свой век укладом и в устремленности страны к завтрашне­му дню, к неизведанным далям.

Россия отжившего прошлого представлена в пьесе образами Раневской и Гаева. Этим героям вишневый сад дорог как память, как воспоминания о детстве, молодости, благополучии, о своей легкой и изящной жизни. Дворянское гнездо для А. П. Чехова нераз­рывно связано с очагом культуры. И поэтому в пред­ставленной автором дворянской усадьбе мы в первую очередь видим культурное гнездо.

Раневская — это душа прекрасного дома, его хозяйка. Именно поэтому к ней постоянно тянутся люди несмотря на все ее по­роки и легкомыслие. Возвращается хозяйка, и дом тут же оживает, в него приезжают даже те кто, кажет­ся, навсегда покинул его стены. Раневская и Гаев сильно расстроены из-за потери любимого сада, но именно они своим непониманием жизни и загубили его, отдали под топор.

Своей неприспособленностью к настоящему, своим легкомыслием и безволием хозяй­ка довела усадьбу до полного разорения, до продажи имения с торгов. Чтобы как-то спасти имение, Лопахин, предприимчивый купец-промышленник, пред­лагает реальный выход из сложившейся ситуации — разбить вишневый сад под дачи.

И хотя хозяйка про­ливает реки слез по поводу своего плачевного положе­ния, восклицая, что жить без него не может, она все-таки  отказывается  от  предложения  Лопахина спасти усадьбу. Она надеется на маловероятную по­мощь богатой ярославской тетушки, отвергая тем са­мым реальный план спасения своего положения.

Ра­невской кажутся оскорбительными и недопустимыми варианты о продаже или сдаче участков сада в аренду. Для хозяев дома такой выход означает измену самим себе, своим привычкам, жизненным ценностям, идеа­лам. И поэтому они молчаливо отвергают предложе­ние Лопахина и идут навстречу своему социальному и жизненному краху.

Страдания Раневской и Гаева со­вершенно искренни, хотя и принимают некоторую фарсовую форму. Жизнь Раневской не лишена драма­тизма: у нее умирает муж, трагически гибнет малень­кий сын, ее бросает любовник. Любовь Андреевна признается, что не в силах бороться со своими чувст­вами даже тогда, когда понимает, что обманута люби­мым.

Она полностью сконцентрирована на собствен­ных переживаниях, отстранена от чужих пережива­ний и страданий. О смерти своей старой няни она говорит просто за чашкой кофе. А брат ее, Леонид Ан­дреевич Гаев, гораздо мельче своей сестры. Он жал­кий аристократ, спустивший все свое состояние.

Имение выставляется на торги, и покупателем ока­зывается сам Лопахин. Усадьба продана, бывших хо­зяев дома настигла непоправимая потеря. Но, как оказалось, никакой беды для хозяйки вишневого сада нет. Раневская не переживает никакой драмы по это­му поводу.

Она возвращается в Париж к своей неле­пой любви, к которой, видимо, она и без того бы верну­лась, несмотря на все ее громкие слова о невозможно­сти жить далеко от родины.

Раневская не испытывает никаких серьезных переживаний, она легко может переходить от состояния беспокойства, озабоченно­сти к веселому и беззаботному оживлению. Так про­изошло и на этот раз. Она быстро успокоилась по пово­ду постигшей ее утраты и даже сделала признание: «Нервы мои лучше, это правда».

Для бывших хозяев имения и их окружения — Раневской, Вари, Гаева, Пищика, Шарлотты, Дуняши, Фирса — с гибелью вишневого сада заканчивается привычная жизнь, а что будет дальше — весьма неопределенно.

И хотя они и продолжают делать вид, что ничего не изменилось, такое поведение кажется смешным, а в свете сложив­шейся ситуации,— даже глупым и неразумным. Тра­гедия этих людей не в том, что они потеряли вишне­вый сад, разорились, а в том, что их чувства стали весьма измельченными.

Настоящее в пьесе представлено образом удачливо­го купца-промышленника Лопахина. В среде русско­го купечества конца девятнадцатого века появились люди, явно не соответствующие традиционному поня­тию о купцах.

Двойственность, противоречивость, внутренняя неустойчивость этих людей ярко переда­ны А. П. Чеховым именно в образе Лопахина. Этот че­ловек довольно странен и необычен.

Противоречи­вость этого образа особенно остра еще и потому, что положение в его обществе чрезвычайно неоднознач­но.

Ермолай Лопахин — сын и внук крепостного кре­стьянина. Ему в память навсегда врезались слова Ра­невской, сказанные избитому отцом мальчику: «Не плачь, мужичок, до свадьбы заживет…» Он ощущает на себе словно несмываемое клеймо от этих слов: «Му­жичок… Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках..

. а если подумать и разо­браться, мужик мужиком…» Лопахин глубоко стра­дает от этой двойственности. Он вырубает вишневый сад, и может показаться, что грубый, необразованный купец уничтожает красоту, не задумываясь над тем, что он делает, только лишь ради своей прибыли.

Но на самом деле он это делает не только для наживы и не ради нее. Есть другая причина, намного важнее собст­венного обогащения — это месть за прошлое. Он выру­бает сад, прекрасно осознавая, что это «имение, луч­ше которого нет ничего в мире».

Но таким поступком он надеется убить память, которая против его воли по­стоянно напоминает ему, что он «мужик», а разорив­шиеся владельцы вишневого сада — «господа». Ему любыми способами, всеми своими силами хочется стереть эту грань, отделяющую его от «господ».

Он единственный из персонажей, кто появляется на сце­не с книгой, хотя и признается, что все равно в ней ни­чего не понял. В Лопахине просматриваются черты хищного зверя. Деньги и власть, приобретенная вме­сте с ними, калечат его душу. «За все могу запла­тить!» , — заявляет он.

На торгах Лопахин оказывает­ся во власти купеческого азарта, здесь-то в нем и про­сыпается хищник. Именно в азарте он и становится владельцем вишневого сада. И, несмотря на просьбы Ани и самой Раневской, вырубает сад еще до отъезда его прежних хозяев.

Трагедия Лопахина в том, что между его помысла­ми и поступками лежит непроходимая пропасть. В нем живут и борются два человека: один — «с тонкой, нежной душой», другой — «хищный зверь». Автор­ские ремарки помогают нам пристальнее взглянуть на неоднозначность характера Лопахина.

Сначала он ведет спокойный деловой разговор о ходе торгов, он радуется своей покупке, даже гордится ею, а потом вдруг сам же конфузится, относится с горькой ирони­ей к самому себе. Ему свойственны взлеты и падения, постоянные перемены.

Его речь может быть эмоцио­нальной и удивительной: «Господи, ты дал нам гро­мадные леса, необъятные поля, глубочайшие гори­зонты, и, живя тут, мы сами должны быть по-настоя­щему великанами…» У него есть стремления, он не может жить только в мире барышей и чистогана, но ему не известно, как можно жить иначе.

Он восклица­ет: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы измени­лась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь…».

И тут же мы слышим как бы слова совсем другого человека: «Идет новый помещик, владелец вишневого сада! За все могу заплатить!» В Лопахине одновременно уживаются совершенно противоречивые качества, странное сочетание мягкости и грубо­сти, интеллигентности и невоспитанности, отсюда и его глубочайший трагизм.

Глубоко несчастной в пьесе представлена моло­дежь. Двадцатисемилетний Петя Трофимов считает себя «выше любви», хотя именно этого чувства так ему и не хватает. Он идеалист и мечтатель, причину его неустроенности в жизни точно определяет Ранев­ская: «Вы не выше любви, а просто, как говорит наш Фирс, вы недотепа».

Его красивым призывам верит только Аня, но ее извиняет молодость. У нее, в силу того же малолетства, самое неопределенное и радуж­ное представление о будущем. Она согласна уехать с Петей в Москву, полностью следовать его советам. Другие персонажи пьесы просто посмеиваются и иро­низируют над ним.

Трофимов и Аня даже в какай-то мере рады продаже сада, по их мнению, это дает им шанс начать новую жизнь и вырастить свой сад. Ка­кое будущее ожидает эту молодежь, нам не известно из пьесы. А. П. Чехов всегда был далек от политики.

Но нас, знающих о последующих событиях в России, слова Пети, его мечты о совершенно новой жизни, и подхваченное Аней пламенное желание насадить дру­гой сад, все это нас приводит к более серьезным выво­дам о сущности образа Пети Трофимова.

Этот пассив­ный мечтатель и идеалист, может в будущем оказать­ся человеком, воплотившим в жизнь мечты о равенстве, братстве и справедливости. Эти молодые люди полны надежд, испытывают небывалый прилив сил и полны неудержимого желания трудиться на благо других.

Пьеса «Вишневый сад» стала итоговым произведе­нием в творчестве А. П. Чехова. Это прошлое, настоя­щее и будущее России.

Ссылка на основную публикацию