Как раскрыть тему «Между прошлым и будущим»

Как раскрыть тему «Между прошлым и будущим»

Жизнь – это чудесное приключение, достойное того, чтобы ради удачи терпеть неудачи. Большинство из нас живут либо в прошлом, либо в будущем, не понимая главного: жизнь — это настоящий миг. И этот миг нельзя проживать как черновик, так как он неповторим.

Если внимательно присмотреться, то можно обнаружить, что люди либо застревают в прошлом, либо захвачены вечными «крысиными бегами» и ориентируются только на будущее. И именно пребывание либо в прошлом, либо в будущем наполняет жизнь стрессами и страхами, что само собой подрывает уверенность в себе.

Давайте разберемся, как это происходит

Если постоянно копаться в прошлом, то это наполняет жизнь чувством вины и разочарованиями. Назад оглядываться нет смысла – там все без изменений. Анализируя прошлый опыт, вы снова и снова запускаете заезженную пластинку мыслеформ: «Почему я не сделала так», «А что, если бы я поступила иначе», «Если бы я тогда решилась, то….»

Скажите, какой смысл этой ментальной жвачки? Что изменится от выполнения ритуала проигрывания ситуаций, которые уже случились и повлияли на ваше настоящее? Ничего, кроме чувства вины и сожаления это не привносит в вашу жизнь.

Чувство вины усиливает неуверенность в своих возможностях: ведь если вы тогда не справились с ситуацией так, как вам бы хотелось, то почти наверняка, по вашему мнению, в настоящем тоже не будет 100% уверенности в правильности своих поступков.

У вас нет опыта переживания своего успеха, так как вечное проигрывание ситуаций прошлого как раз и доказывает, что тогда вы поступили неправильно.

А что если переместить фокус внимания не на результат, который вы имеете сейчас, а на приобретенный опыт? Ведь тогда, в прошлом, вы были совершенно другим человеком и действовали исходя из того опыта. Сейчас все иначе. Вы стали опытнее, узнали больше, сделали нужные выводы и в теперешней ситуации уже бы поступили иначе.

Это значит, что неудач не существует, есть лишь наше отношение к произошедшему. Гораздо экологичней считать себя не неудачником, а опытным человеком. Правда же? Уверенности в себе, в своих действиях становится больше, а значит, и жизнь становится ярче.

Как постоянное мечтание о будущем влияет на вашу уверенность?

Подумайте сейчас и послушайте отклик в вашем сердце при упоминании о будущем.

Будущее рисуется весьма неопределённо, и никто из нас не знает, что ждет завтра. Такая неопределенность многих пугает. Получается, что долго думая о будущем, мы обрекаем себя на страх и стресс. Большинство наших страхов о будущем не имеет объективных предпосылок к свершению, но это не останавливает мозг рисовать картинки вероятных бед.

Мысли о будущем чаще начинаются фразами: «А вдруг» — вдруг муж уйдет, дети разочаруют, с работы уволят, денег не хватит и т.д. Будущее видится в мрачных тонах, а грядущие перемены — самой нежелательной вещью. Пусть уж будет кое-как, чем непонятно как. Все новое – страшно. А в новой ситуации человек действует осторожно, неуверенно. Он предпочтет отложить решение на завтра.

Как раскрыть тему «Между прошлым и будущим»

Но завтра никогда не наступает. Каждый новый день – это всегда сегодня. И только в сегодняшнем моменте можно быть уверенным на 100%. Вы с уверенностью можете сказать, что вы чувствуете, что делаете, что думаете только сейчас.

Жизнь – это не пункт назначения, это сам маршрут. И от того, какие решения вы принимаете сейчас, будет зависеть оценка вашего прошлого и картина для будущего.

У нас не так много времени, чтобы растрачивать его впустую. В жизни есть только два дня в году, когда можно ничего не делать – это вчера и завтра. А так как завтра никогда не наступает, значит единственное время для жизни – это сегодня и сейчас. И отравлять сегодняшний день отсутствием уверенности — это преступление.

Вы никогда не сможете узнать, правильно вы поступаете или нет, пока не сделаете. Только после этого можно давать оценку сделанному. А до тех пор – это просто домыслы и предположения.

Я не открою вам секрет, что уверенность приобретается в действии, когда есть знания и опыт. И чем больше этого, тем выше уверенность. Повторюсь, все, что новое – пугает, так значит нужно сознательно идти на новизну и расширять горизонты своих знаний и опыта.

Не бойтесь ошибиться. Побеждает не тот, кто никогда не падает, а тот, кто сумел подняться и пойти дальше.

В завершении хочу вам дать четыре вопроса, которые стоит задать самому себе, чтобы обрести внутренние силы и почувствовать прилив уверенности в сегодняшнем дне.

Какое самое значительное событие повлияло на формирование вашей личности? Это хорошая история или плохая? Можно ли ее переписать на хорошую, чтобы это событие давало вам силы, вместо того, чтобы забирало их?
Напишите письмо самому важному человеку в вашей жизни.

Расскажите о вашей преданности своей мечте и ради чего стоит ее достичь.
Вспомните, что в вашей жизни вам удалось? Благодаря чему вы это сделали? Наверняка, вы фокусировались на успехе, а не на страхе. Сделайте это для своих новых целей.
Составьте два списка.

Первый – это список привычек, внедрение которых будет продвигать вас к намеченным целям и укреплять уверенность в себе. Например, чтобы стать хорошим танцором латиноамериканских танцев нужно ежедневно разучивать новые танцевальные движения.

Второй список – это привычки, от которых следует избавиться, такие, которые удерживают вас от успеха и ограничивают вашу уверенность в себе.

  • Вера в себя способна творить такие же чудеса, как и вера в Господа Бога.
  • C верой в вас
  • Татьяна Сарапина
  • Тренер умных женщин
  • Сложный выбор: между прошлым и будущим

В настоящий момент – между прошлым и будущим

Как раскрыть тему «Между прошлым и будущим»Настоящий момент между прошлым и будущим – это единственная реальность. Жизнь человека – череда разного рода напряжений и расслаблений. В напряжении мы погружаемся в сон, чтобы не ощущать себя в настоящий момент, потому что напряжение создает страдание, и тогда иллюзия сна милей, чем такая реальность. То есть, это своего рода замкнутый круг: напряжение создает страдание, которое принуждает бежать от реальности в грезы. Но эта беготня как раз и является основной причиной нашего напряжения. Поэтому в какой-то момент, чтобы выйти из замкнутого круга, необходимо одно тотальное, решительное «действие», в котором мы проходим через себя.

Путь сводится к тому, чтобы принять свободу настоящего момента – между прошлым и будущим. Пути нет, потому что настоящее всегда здесь и сейчас. Мы всегда пребываем в настоящем. Непрерывная спешка ума погружает в сон, в котором нам грезится путь. Созерцание – это последняя ступень, переход с грубого напряжения повседневного мира мысли к тонкому напряжению мира сознания. От беспробудного сна – к сновидению, где есть самосознание. Чтобы оставить сон полностью – нет пути, нет метода. Как прийти туда, где ты и без того уже пребываешь здесь и сейчас? Как стать собой, если ты – это итак ты? Как оказаться в настоящем моменте, между прошлым и будущим, если ты никогда не покидал его?

Читайте также:  Любовная лирика маяковского: письмо татьяне яковлевой

Приятие настоящего может быть относительным – сознание расслабляется и проживает реальность глубже и ясней на разных уровнях. В этой плоскости такие понятия как правильность, гениальность, красота и святость представляют собой одно целое. Они словно бусины нанизываются на нить времени, каждая, приближаясь к настоящему чуть ближе.

Правильность – это когда поступки ощущаются как правильные, и тогда сознанию чуть легче принять то, что есть, потому что оно ощущается как правильное. Гениальность и красота – это также, лишь моменты пробуждения, в которые, оценив происходящее этими эпитетами, ум «соглашается» с тем, что есть, приближаясь к истине настоящего момента.

Возможно, истинные святые, живущие по законам совести близки к истине, потому что они всей душой принимают тот чистый мир, который их сознание творит и проецирует во вне.

Почему святой преображается? Потому что в своей святости ему легче и проще принять то, что есть – пространство света его собственного сознания. Легко принять настоящий момент, когда  в нем преобладает блаженство.

Если сознание затуманено шелухой внутренних противоречий, появляется сопротивление тому, что есть и погружение в иллюзию времени – побег от реальности здесь и сейчас.

Но когда возникает искусственный образ того, как нужно себя вести – будь то правильно, красиво, или свято – это может породить очередной внутренний конфликт. Искусственный образ для подражания диктует, что правильно, и осуждает то, что есть. Тогда человек неизбежно отрицает настоящее. С одной стороны, таким образом, мы можем двигаться и меняться.

С другой стороны, такое движении с избеганием настоящего становится болезненным и утомительным. Постоянное неприятие себя, как не похожего на идеальный искусственный образ, порождает страдание. Поэтому с самого начала лучше видеть все как есть. Ты – есть сознание настоящего, ты всегда им являешься без сопротивления.

Приятие себя само собою, спонтанно устраняет все лишнее, грубое, иллюзорное с наименьшим сопротивлением.

Суть – не в том, чтобы вести себя правильно или свято, а в том, чтобы именно ощущать, что все происходящее в настоящем – уже правильно и не может быть иначе.

Никто и ничто не может быть иначе – все на своих местах.

Если есть подлинный опыт проживания настоящего, тогда святость становится спонтанным следствием пребывания в истине, в реальности момента здесь и сейчас – между прошлым и будущим.

Иногда может возникать ощущение, что на этом пути, ты чего-то ждешь, словно всегда мог стать счастливым, но постоянно, год за годом отодвигал этот момент, чтобы еще немного насладиться игрой. Осознание истины происходит в одно мгновение.

Возникает переживание, что ты есть то, что есть и так было и будет всегда, и никто, ничего с этим сделать не сможет – и это свобода. Неважно, что ты делаешь, о чем думает ум. Важно, что это всегда происходит в настоящем.

Сколько бы ум не избегал его, ты все равно остаешься в своей истинной природе здесь и сейчас.

  • Игорь Саторин
  • Статья «В настоящий момент — между прошлым и будущим» написана специально для progressman.ru
    При использовании материалов обязательна активная ссылка на источник
  • Другие статьи по этой теме:
  • Страх эго
  • Эго и Высшее сознание
  • Предупреждение

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными “спасибо”, а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

Рассказать друзьям: Progressman.ru на Youtube:

«Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»: как раскрыть тему

24.09.2020

Разбираем детально благодаря чему можно раскрыть тему в итовогом сочинении 2020-2021 по направлению «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения».

Для начала надо знать:

  • Структуру итогового сочинения
  • Критерии проверки
  • Примеры сочинений 2020-2021

Далее обратимся к определения и тезисам «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения».

Аспекты направления «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»

Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира.

Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире.

О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.

Как можно раскрыть тему:

  1. Герой XXI века. Портрет современного человека, его жизненная позиция. Духовные ценности и нравственные ориентиры молодежи.
  2. Связь поколений: сходства и различия.
  3. Культурные запросы и потребности современного человека: кино, музыка, театр, литература, массовая культура.
  4. Литературные пристрастия современного читателя. Герои и антигерои в современной литературе.
  5. Влияние технологий на современность. Поколение Z (зумеры)
  6. Молодежь 21 века. Влиянии молодого поколения на формирование будущего мира.

Определения по направлению «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»

Зумеры (поколение Z) – поколение, родившееся после 1994 года, живущее в совсем ином мире по сравнению со своими предшественниками. Зачастую термин «поколение Z» рассматривается в качестве синонима термина «цифровой человек».

Для них цифровые сервисы и технологии — это неотъемлемая бытовая часть жизни.

Эти подростки отдают предпочтение престижным занятиям, для которых чаще всего необходим высокий уровень подготовки и высшее образование (предпринимательство, программирование, юриспруденция, маркетинг, массмедиа).

Методические рекомендации МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

Тематическое направление «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения» оставляет широкий простор для размышлений. Точка отсчета, на наш взгляд, здесь одна: портрет поколения сегодняшних выпускников, то есть людей, рожденных в XXI веке.

Читайте также:  Краткое содержание пьесы «маскарад» по действиям (м.ю. лермонтов)

В связи с этим определяется и круг произведений, которые могут быть использованы в качестве литературных аргументов.

«Мое поколение» в этом аспекте – это поколение, сформированное ценностями нынешнего века, поэтому, как бы ни казались привлекательными образы молодых людей литературы XIX-XX веков, они могут и должны быть дополнены героями новейшей русской литературы.

Комментарий к направлению допускает возможность «дискуссионного характера» авторской позиции и «возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики». Кроме того, обратим внимание, что порассуждать над судьбами и ценностями поколения XXI можно, опираясь не только на художественные, но и на публицистические произведения.

Дополнительный материал по направлению «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»

  • Примерные темы
  • Список литературы
  • Примеры сочинений
  • Аргументы и цитаты

Жизнь – это миг между прошлым и будущим

  • Жизнь – это миг между прошлым и будущим
  • Но поскольку с чисто практической точки зрения в окружающем нас мире «однонаправленность» времени («стрела времени») реально существует, то каждое мгновение, в которое мы живем, – есть граница между прошлым и будущим, то есть та грань, на которой будущее превращается в прошлое.
  • Таким образом, в действительности мы всегда ограничены всего лишь одним мгновением. И не имеем никакой возможности ни вернуться в прошлое, ни попасть в будущее…
  • Но если мы не можем, по крайней мере пока, переместиться назад или вперед во времени чисто физически, то человеческая мысль время от времени все же опережает время. Или пытается это сделать…

Вспомним, что наши далекие предки за разного рода «прорицаниями» обращались в храмы. Например, древние евреи в Иерусалимском храме имели специального оракула, и в случае необходимости священник с помощью этого оракула обращался за советом к Богу Яхве с тем, чтобы узнать его волю.

Различные способы прорицания для того, чтобы узнать волю Бога или богов, использовались во всех первобытных обществах.

Однако с течением времени подобная «практика» была постепенно не только забыта, но перешла в ведение всевозможных магов и колдунов и превратилась в «темное» и презираемое занятие.

Тем не менее над проблемой «мысленного проникновения в будущее» задумывались крупнейшие умы человечества, пытаясь обосновать подобную возможность с позиций науки и не только психологии, но и естествознания.

Так, взгляд на мир, утверждающий принципиальную возможность «прорицания», пытался в свое время сформулировать К. Юнг, введя для этого понятие «синхронии».

В одной из своих работ он четко формулирует различие между так называемым каузальным и синхронистическим мышлением. Каузальное мышление, по Юнгу, носит «линейный характер». При каузальном подходе человек пытается мысленно представить себе последовательность событий, их взаимосвязанность и порождающие их причины и следствия.

Но как мы теперь знаем, с точки зрения современной физики каузальность уже нельзя считать абсолютным законом.

Мы уже говорили о том, что, например, в мэоне, который является одной из разновидностей физического вакуума, не существует привычной нам последовательности событий во времени – здесь прошлое, настоящее и будущее существуют как бы синхронно.

А это значит, что каузальность позволяет мысленно охватывать некоторую совокупность физических явлений, но не дает доступа к глубинным основам законов природы.

Что же касается синхронистического мышления, то его можно назвать «пространственным»; оно как бы центрированно относительно времени, то есть речь идет об определенном комплексе событий, совершившихся в определенный момент времени.

Каузальное мышление проводит четкую границу между физическими и психическими явлениями. До XIX века в науке бытовало представление о том, что физические явления могут вызываться только физическими причинами, а психические явления – только психическими причинами.

Но возникает закономерный вопрос: существует ли причинная взаимосвязь между психическими и физическими явлениями в действительности? Что касается каузальной связи между различными психическими явлениями – то она бесспорно существует, скажем, одно психическое явление способно вызвать другое. Но существует ли причинно-следственное взаимодействие между физическим и психическим, в особенности воздействие психического на физическое – этот вопрос до сих пор остается открытым.

С этой точки зрения, очень важно наблюдать за обеими сферами реальности – физической и психической – с тем, чтобы выяснить, происходят ли одновременно (синхронно) с психологическими событиями (например, мыслями или снами) какие-либо внешние физические события. И если это так, то, следовательно, может иметь место своеобразный комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных физических и психологических (психических) событий.

При этом синхронистический способ мышления выделяет некоторый ключевой момент времени, который является фокусирующей точкой для определенного комплекса событий.

В частности, математической базой синхронистического мышления при осуществлении тех или иных прорицаний служит натуральный ряд чисел. Наиболее простейшая форма – чет или нечет. Например, при бросании монеты выпадение орла или решки. На этом основании выбирается способ действия и принимается соответствующее решение.

Возможны и более сложные системы, но в их основе все равно фактически лежит принцип – чем пли нечет.

Особенно популярны подобные прорицания были в Древнем Китае, где две выдающиеся личности – легендарный король Вэну и князь Чу сумели превратить примитивного оракула в стройное философское мировоззрение, получившее название «системы И Цзин» и существовавшее вплоть до эпохи Мао Цзэдуна.

Интересно, что Карл Юнг наряду с каузальным порядком признавал и существование порядка акаузального. И именно такой порядок, по его мнению, обусловливает синхронистические события.

Эти события – не просто случайные, а укладывающиеся в особый вневременной порядок.

И потому в отличие от обычных, следующих друг за другом и потому предсказуемых событий, синхронистические события, происходящие в рамках акаузального порядка, являются единичными, спорадическими и непредсказуемыми.

После опубликования работы Юнга в научных кругах обсуждался вопрос о возможности выявления закономерности синхронистических событий, которая сделала бы их предсказуемыми.

Иными словами, позволила бы вычислять вероятности таких событий в тех или иных случаях.

Но поскольку подобные попытки не принесли желаемого результата, то Юнг после долгих раздумий пришел к заключению, что прогнозировать синхронистические события принципиально невозможно.

В глубокой древности, когда отсутствовало ясное, отчетливое понимание подлинной природы вещей, наши предки все же пытались делать подобные предсказания, в действительности смешивая каузальное и синхронистическое.

Однако если внимательно проанализировать результаты различных прорицаний, то можно заметить, что даже в случаях их совпадения с событиями исполнение не было точным, что прогнозировалось не само событие в определенный конкретный момент времени, а только его общий характер, примерный момент времени и вероятность осуществления.

Читайте также:  От модернизма к постмодернизму: соотношение понятий

У вечности в гостях

В Московском музее современного искусства в Ермолаевском переулке открыта выставка Александры Митлянской «Между прошлым и будущим», сделанная куратором Владимиром Левашовым. Это выставка о времени, но в ней нет ничего сиюминутного, так что назвать ее лучшей выставкой современного искусства в текущем сезоне как-то неловко — может быть, это лучшая выставка на долгие времена

По образованию Александра Митлянская — художник-график, иллюстратор, причем график едва ли не лучшей из существовавших в СССР школ — Полиграфического института, откуда, как принято считать, и к началу 1980-х не выветрился окончательно дух ВХУТЕМАСа.

Нет, конечно, художник-график Митлянская умеет все, что умеет современное искусство,— от рисунка и фотографии до поэзии и перформанса, а лет двадцать назад она занялась видео, и видео постепенно стало ее основным медиумом.

Но к ее видео так и просятся «графические» слова «зарисовка», «набросок», «эскиз» — пустячные, мало весящие на весах старой художественной системы ценностей слова, какими невозможно обозначить типологическую принадлежность видеофресок Билла Виолы или видеоопер Уильяма Кентриджа, художников «большого стиля» и большой продолжительности видео.

Куратор Владимир Левашов выбрал из всего корпуса видеозарисовок, сделанных за двадцать лет, около сорока работ, и два этажа музея в Ермолаевском превратились в какой-то нездешний музей современного искусства, может быть, голландский или французский, только вместо «Дуглас Гордон», «Эйя-Лииса Ахтила» или «Анри Сала» на афише неожиданно возникло русское имя.

Оказалось, в Москве, где — кто гласно, кто втайне — так тоскуют о «настоящем» и «западном» искусстве, оно в лице Александры Митлянской тихо существует по меньшей мере двадцать лет, но в какой-то параллельной московской институциональной жизни реальности, не претендуя на национальный павильон в Джардини, хотя Венецианская биеннале была бы для него самой подходящей рамой.

Между прошлым и будущим, как поется в известной песне, есть только миг, и видеоработы, взятые на выставку, длятся в среднем минуты три, но ощущения кратковременности не возникает, напротив, время как будто бы застывает здесь навсегда, позволяя зрителю «в одном мгновенье видеть вечность».

Картинка, представляющая собой, как и положено наброску, зарисовке, один мотив, кажется скорее статичной, даже когда она полна движения, так что порой экран с видео можно спутать с фотографией в лайтбоксе: повторяющееся действие закольцованного фрагмента уравнивается с мнимым бездействием фрагмента в линейном развитии.

Видимо, поэтому в кадре так часто появляется вода, в которую, как известно, нельзя войти дважды, всегда одна и та же и вечно новая.

Тонкая струя какого-то кавказского водопада, снятая сверху и положенная в кадре набок, будет бесконечно течь из ниоткуда в никуда; волны будут бесконечно ласкать ножки скамейки, погрузившейся в воду то ли по воле прилива, то ли по головотяпству благоустроителей пляжа; «наблюдатель», усевшись на теннисный стол, будет бесконечно следить за кордебалетом парусников, скользящих по глади бухты; группа не то рабочих, не то бездельников, «разбрасывающих камни», будет бесконечно смотреть на тающий в море горизонт. Нередко закольцованное практически невозможно отличить от линейного: мячик, беспрестанно вылетающий в коридор откуда-то из глубины комнат, вроде бы то и дело меняет траекторию и скорость, а раскачивающиеся шары-люстры в метро — темп и характер колебаний, но как знать, сколько степеней свободы движения даны им гравитацией, архитектурой и прочими внешними обстоятельствами.

Миг между прошлым и будущим, если верить известной песне, называется жизнь, и искусство, сделавшее своим предметом время между сиюминутностью и вечностью, неизбежно приходит к философским размышлениям и вопросам.

Например, это искусство ставит под сомнение старинную оппозицию живого и мертвого, обнаруживая внутреннее движение жизни в по определению неживой натуре.

Так, рука, вдетая в ручки пластикового пакета, словно в кандалы, неподвижна, как у покойника, пакет же незаметно шевелится, дышит под ветром, а когда в нем зазвонит мобильный телефон, станет и вовсе похож на неведому зверушку с прозрачной кожей и бьющимся сердцем.

Мертвое часто притворяется живым: кукла медленно поворачивает голову и автоматически раскрывает пугающе живой пластмассовый глаз, статуя в парке — может быть, Венера с Амуром, а может, аллегория милосердия,— оживает под струями дождя, превращаясь в «Жадную мать», по капле цедящую живительную влагу в подставленные ручки ребенка.

Человеческое же притворяется растительным или животным, спускаясь на более низкую ступень в иерархии тварного мира: рыжий кудрявый одуванчик посреди зеленого луга, услышав оклик «Вера!», оборачивается, чтобы застенчиво улыбнуться; пушистая кошка играет с пушистыми волосами девушки, трется о них спинкой, теребит лапами, так что волосы начинают жить своей отдельной — биологической или вещной — жизнью; «молодой человек» смотрит в камеру затравленными глазами овец «в толпе». Социальное в животном и человеческом мире устроено сходным образом — клетки птичника и жилые ячейки в панельной многоэтажке обнаруживают печальное сродство. И в ночи многоквартирный дом с непредсказуемым алгоритмом зажигающегося и гаснущего света в окнах выглядит одновременно социальным, живым и компьютерным организмом.

Искусство, сделавшее своим предметом время между жизнью и смертью, неизбежно приходит к вопросу о свободе. И не только в политическом смысле, хотя, казалось бы, этим далеким от сиюминутности и тяготеющим к метафизике видеозарисовкам с политическим не по пути.

Байковое одеяло на столе и утюг, разглаживающий алую повязку дежурного и кружевные манжеты с воротничком, что надлежит пришить к школьному платью, ритуальный автоматизм ежедневной процедуры — трудно представить себе более тонкий и точный портрет повседневности брежневского застоя, чем видео «1973-й».

Иногда эти ритуалы повседневности можно воспринять в феминистском ключе — скажем, видео «Маленькие радости»: шесть минут, за которые рука привычно вдевает в мочку уха серьгу, то одну, то другую, кажутся бесконечностью, как любая пытка, даже если это добровольная пытка ради соответствия гендерному стереотипу.

Но искусство Александры Митлянской тем и прекрасно, что умеет подниматься над актуальной повесткой и над барочным символизмом, к какому тяготеет, потому что тема времени, vanitas и memento mori связаны узами художественной традиции. Подниматься к экзистенциальным высотам.

И «Волчок», славный сторожевой пес, далекий потомок волка, скачущий по клетке заводным волчком, представляет собой метафору, совершенно не нуждающуюся в ученых толкованиях.

Александра Митлянская «Между прошлым и будущим». Московский музей современного искусства в Ермолаевском переулке, до 18 июня

Ссылка на основную публикацию