Анализ стихотворения «сон» (м. ю. лермонтов)

Стихотворение Лермонтова «Сон», анализ которого представлен кратко и по плану, — пророческое произведение, связанное со смертью автора. Подробный разбор творения поэта расскажет, что он предчувствовал свою скорую гибель, а также покажет, как специфический жанр разместился в литературном наследии Михаила Юрьевича. Краткий анализ подойдет для объяснения творчества поэта в 7 классе.

Анализ стихотворения «Сон» (М. Ю. Лермонтов)

История написания

Анализ стихотворения «Сон» (М. Ю. Лермонтов)

Друг поэта Владимир Одоевский, чтобы подбодрить товарища, который отправлялся в очередное изгнание на Кавказ, преподнес ему тетрадку. Он попросил его во время ссылки заполнить ее стихами. Дабы выполнить наказ, Лермонтов, находясь в ссылке, много писал. В блокноте собраны все произведения автора, написанные им перед гибелью. В творческое наследие того периода входит и стихотворение «Сон», датированное 1841 годом.

В стихотворении использованы эпитеты. Природа — яркая, наглядная декорация, на фоне которой смерть героя выглядит нелепо.

Читатель лишь может скорбеть об утрате и посочувствовать юной даме, которая не только не дождется возлюбленного, но даже не будет знать, где почтить его память.

Юноша, в свою очередь, навеки останется узником своей внутренней пустыни, не открыв двери своей души для любви.

Главная идея

Лермонтову удалось воспроизвести в стихотворении волшебную связь между двумя влюбленными, которая сформировалась на подсознательном уровне.

При помощи сна главным героям открывается картина, что больше они никогда не увидятся. Основной замысел поэта — показать, что смерть не властна над любовью.

Светлые чувства всегда найдут способ возвыситься над реальностью, даже если это произойдет во сне.

Анализ стихотворения «Сон» (М. Ю. Лермонтов)

Влюбленный юноша при жизни не смог воссоединиться с близким человеком. Умирает он в одиночестве, не понятым, но душевная близость с девушкой, думающей о нем даже во время пира, не вмещается в рамках реальности.

Размер, жанр, направление

Стихотворение «Сон» наполнено мистическим смыслом, в нем описана нереальная картина, но так, словно все это произошло в действительности, будто Михаил Юрьевич на самом деле стал свидетелем своей гибели, которая произойдет в скором времени. В то же время сон, о котором рассказывает автор, обретает совершенно таинственное значение. В первой части — это переход героя в другую реальность, во второй — предощущение, предвидение, состояние прострации.

Стих «Сон» создан Лермонтовым с использованием перекрестной рифмы, пятистопным ямбом. Михаил Юрьевич часто писал об одиночестве, отрешенности, тоске и городской скуке. Поэт неоднократно себя ассоциировал с лирическим героем. Как и в произведении «Сон», автор пишет о себе, ведь на душе у него необъяснимое беспокойство и смятение.

Анализ стихотворения Лермонтова Сон 10 класс

Произведение М.Ю. Лермонтова «Сон», было создано им в 1841 году. В момент написания автор находился на Кавказе в ссылке. Это одно из заключительных стихотворений поэта. Он как будто, предчувствовал свою приближающуюся гибель. Ранее, в произведениях М.Ю. Лермонтова, мистицизм не наблюдался.

Стихотворение «Сон», наполнено трагизмом, лирикой и мистикой. В нем, как и во многих творениях М.Ю. Лермонтова, раскрывается тема отчужденного героя и его внутреннего мира, который покидает мир живых, в одиночестве. Не понятно, почему он один? Если это солдат, то где его сослуживцы? Напрашивается мысль о мести, или дуэли. К сожалению, этот вопрос остался без ответа.

Стихотворение «Сон» нельзя назвать обычным, или заурядным произведением. Несмотря на то, что сцена смерти описывается всего в нескольких предложениях, и автор не использует возвышенных слов, читателю передаётся детальное представление о происходящем.

Из первых строк, становится понятно, что умирающий находился в долине, среди гор, не по своему желанию. На это размышление, читателя наталкивает враждебный пейзаж: жгуче солнце, нагромождение скал, горячий песок. Все это вызывает муку у главного героя.

В произведение описан медленный переход от жизни к смерти. Тема сна, наиболее сильно раскрывает его. Человек ещё жив, но медленно душа покидает его тело.

Можно почувствовать, как горечь и тоска, медленно и необратимо поглощает ещё живое сознание человека.

Возникает ощущение, что главный герой не видит сон, а это его душа устремилась в родные края, что бы в последний раз увидеть родных и близких людей.

Вторая часть стихотворения начинается достаточно позитивно. В ней описан пир, на котором присутствуют девушки. Они веселы и ведут разговоры о главном герое. Но есть одна которая не весела. Её душа погружена в сон, практически полностью повторяющий первую часть стихотворения. Только видит она не умирающего, а труп.

В произведении отражена связь двух людей, мысли их переплетаются. Возможно эта девушка возлюбленная главного героя, или сестра, которая знает где он находится, и предвидит беду.

Именно поэтому не участвует в веселых разговорах с другими девушками. Одиночество умирающего отходит, в этот миг он не один. Она рядом, хотя и далеко.

Из стихотворения ясно, что эта девушка очень дорога умирающему, так как в последние минуты своей жизни, он тянется именно к ней.

Повтор одной и той же картины, в начале и в завершении – придаёт произведению законченность. Читателю ясно – благополучный исход не возможен, все определено. Никто не придёт и не спасёт главного героя. Девушка и юноша никогда больше не встретятся.

Анализ стихотворения Сон Лермонтова

Многие стихотворения Михаила Лермонтова окутаны ореолом трагичности и писимизма. Почти все стихотворения были  построены, но основе этих чувств, где они являлись основной темой и мыслю произведения.

Так же стоить учитывать еще один характер творчества Лермонтова, который относиться к способности поэта предчувствовать грядущие события, как к примеру свою смерть. Все эти качества можно наглядно рассмотреть в одном из последних произведений писателя, под названием « Сон ».

В этом стихе идет повествование, о лирическом герое который видит себя в качестве убитого трупа. Но помимо этого есть видимая параллель между ним и некой невесты, который видится сон, где герой лежит убитый в долине Дагестана.

В этом непростом произведение Лермонтова, ощущается особая грусть, основанная на предчувствие скорой гибели и особенно ее детализации. Автор очень подробно описывает происходящее и не скрывает прямого отношения к самому себе.

И это создает такой особый эффект, от которого мы проникаемся сожалением о погибшем персонаже. Помимо всего в первой части стихотворения, присутствуют множество элементов сопутствующие развитию чувства одиночества.

Это особо прослеживается в природной обстановке, как например жаркая погода, и пустынный песок, и посреди пустыни лежит одинокий труп. Вокруг него нет, переживающих утрату, друзей или родственников, да и само место далеко от родного дома. Все говорит о некой сиротливости и одиночестве лирического героя.

Вторая часть стихотворения ведает нам о том, как спящий мертвым сном герой видит в родном краю, пиршество на котором одна из многих видит неравнодушного ей человека, убитого в долине.

Эта часть особо добавляет трагизма в стихотворение, так как создается как бы духовная связь между двумя людьми и один из них чувствует смерть ближнего. Тем более обстановка, соответствует празднику, где все веселятся под мирным небом, и они говорят о том, кто уже погиб. Такое соотношение контраста трудно не заметить.

Обобщая вышенаписанное, хочется сказать относительно стихотворения, что оно очень глубокое и лирическое. А прямая связь с гибелью Лермонтова и сюжетом произведения, придает особую загадку. В этом произведение очевиден итог всей  жизни писателя. Стих мне очень понравился.

Вариант №3

Стихотворение «Сон» М. Ю. Лермонтов написал в 1841 году незадолго до своей смерти. Поэт предчувствовал свою трагическую гибель и отождествлял себя с лирическим героем произведения. Этот факт неудивителен, ведь поэт и до этого писал стихотворения, которые можно счесть пророческими.

Героем стихотворения является человек, лежащий в долине Дагестана с простреленной грудью. По тому, как героя угнетает пейзаж, становится ясно, что в этом месте он оказался не по своей воле. Здесь прослеживается параллель с судьбой автора: на момент написания произведения М. Ю. Лермонтов пребывал в ссылке на Кавказе.

Герой умирает, и в последние минуты жизни ему видится сон о родных землях. Лирическому герою снится пышный вечерний пир, где о нем непринужденно говорят молодые девушки. Эта част произведения резко контрастирует с образами, описанными в начале.

Однако одна из девушек не наслаждается празднеством. Она погружена в тревожный сон, в котором видит смерть своего возлюбленного в Дагестане.

Повторение одного и того же образа в начале и в конце стихотворения создает кольцевую композицию произведения, укрепляя в читателях осознание безнадежности и трагичности описанной ситуации.

Стихотворение «Сон», как и большинство произведений автора, пронизано чувством одиночества. Герой умирает один, возле него ни души, неизвестно, почему его оставили в предсмертные минуты. А его любимая осталась вдовой, не успев стать женой.

Однако в образе невинной девушки, потерявшей любимого, можно увидеть несбыточную мечту самого автора. М. Ю. Лермонтов всю жизнь остро страдал от одиночества и непонимания окружающих, поэтому можно предположить, что поэт хотел искренней и чистой любви. В отличие от героя стихотворения, которого в родных краях ждала невеста, поэт был никому не нужен.

10 класс кратко, по плану, Тема идея

Анализ стихотворения «Сон» (М. Ю. Лермонтов)

  • Анализ стихотворения Бальмонта Я буду ждать
    У каждого поэта чувство любви, имеет высочайшую ценность, они превозносят ее, вдохновляются ею, а когда она настигает, то излишки чувств выплескивают на белый лист бумаги. Но не всем везет встретить свою любовь. Поэтому ее ожидание бывает еще,
  • Анализ стихотворения Фета Венеция ночью
    Небольшое, всего двенадцать строчек, стихотворение. Венеция – город влюблённых и путешественников. Побывать там хоть раз в жизни – мечта любого человека. Город полный романтики, стоящий на воде, где вместо улиц – каналы,
  • Майков
    Известный поэт Аполлон Майков был потомком старинного дворянского рода, к которому принадлежали и многие другие талантливые люди. Например, отец его был живописцем. А сам Аполлон долго не мог выбрать между поэзией и художественным искусством.
  • Анализ стихотворения Есенина Листья падают листья падают
    Стихотворение «Листья падают, листья падают» было создано Есениным в 1925 году. В этот период в произведениях поэта царят депрессивные настроения. Он запутался в том, как относиться к себе, к миру и людям. Кроме того,
  • Анализ стихотворения Батюшкова Пилигримы
    Бродский Иосиф Александрович – поэт, который, считаясь в Советском Союзе тунеядцем, в жизни увидел и пережил очень многое, даже больше, чем те, кто были «работящими». Поэт был осуждён, отправлен в ссылку, он успел полежать в психиатрической лечебнице,
Читайте также:  Анализ стихотворения «Луга мутило жаром лиловатым…» (Б. Л. Пастернак «В лесу»)

Полный анализ стихотворения «Сон» (М.Ю. Лермонтов)

Делая полный анализ стихотворения «Сон», которое написал Михаил Юрьевич Лермонтов, команда Литеровед.ру расскажет историю создания, поможет разобраться со средствами выразительности, которые использовал автор, а так же раскроет основный смысл, переданный поэтом.

История создания

Не зря стихотворения Лермонтова были названы пророческими. Это отмечали и люди того времени, и наши современники. Ряд стихотворений Михаила Юрьевича предсказывает не только его личную судьбу, но и судьбу государства. Его труды пронизаны глубиной и смыслом. В каждой строчке мы можем заметить переживания и эмоциональное настроение самого автора.

Стихотворение «Сон» он написал незадолго до своей гибели в 1841 году. Именно в этом стихотворении он и предсказывает свою скорую смерть.

Текст стихотворения Михаил Юрьевич записал в свой блокнот – подарок перед ссылкой, который сделал ему его близкий друг.

Делая подарок, товарищ высказал пожелание, чтобы обратно Лермонтов привез его весь заполненный стихотворениями. К сожалению, назад автор привезти его не смог, поскольку был убит в июле.

Как и несколько других работ, стихотворение «Сон» было опубликовано уже после смерти автора.

Жанр, размер

Если говорить о жанре данного произведения – то, безусловно, это лирика. Направление – романтизм. В стихотворении «Сон» Лермонтов использует ямб, где каждая стопа состоит из двух гласных.

Смысл названия

Назвал стихотворение «Сон» Михаил Юрьевич так не зря. В названии можно увидеть сюжет данного произведения. Сон проглядывается в образах и самого героя, а так же в образе его любимой.

Здесь у понятия «сон» используется оба смысла. Первый – в прямом смысле этого слова, когда речь заходит за видение возлюбленной. Второй же смысл, который вложил в него автор, это вечный сон героя.

  Автор пытается показать то, что время сна – это недолгая смерть, когда человек попадает в совершенно иной мир. Как раз в этом ином мире и встретятся в последний раз герои произведения. Благодаря сну, их души смогли соединиться.

Девушка пусть и мысленно смогла попасть туда, где её возлюбленный заснул навсегда.

Композиция

Композиционно стихотворение делится на две части.

Первая часть включает в себя две строфы, где показана смерть лирического героя.

  • В полдневный жар в долине Дагестана
  • С свинцом в груди лежал недвижим я;
  • Глубокая еще дымилась рана,
  • По капле кровь точилася моя.
  • Лежал один я на песке долины;
  • Уступы скал теснилися кругом,
  • И солнце жгло их желтые вершины
  • И жгло меня — но спал я мертвым сном.

Здесь мы видим, что герой погиб недавно, поскольку его рана еще дымиться. К концу же сток он засыпает навечно.

Вторая часть включает в себя три строфы, в которой автор описывает свою родину и образ любимой.

  1. И снился мне сияющий огнями
  2. Вечерний пир в родимой стороне.
  3. Меж юных жен, увенчанных цветами,
  4. Шел разговор веселый обо мне.
  5. Но в разговор веселый не вступая,
  6. Сидела там задумчиво одна,
  7. И в грустный сон душа ее младая
  8. Бог знает чем была погружена;
  9. И снилась ей долина Дагестана;
  10. Знакомый труп лежал в долине той;
  11. В его груди, дымясь, чернела рана,
  12. И кровь лилась хладеющей струей.

 Там, на его далекой родине, ещё не знают, что его уже нет в живых. Это и является центральной частью композиции. Далее автор нас знакомит с возлюбленной героя, которая начинает чувствовать приближающееся горе. Далее во сне она видит то, что случилось с её любимым, переносится туда. Именно это и показывает ту связь, которую смогли обрести влюбленные в загробном мире.

Главной композиционной особенностью считается то, что конец стихотворения переносит нас обратно в начало произведения, тем самым замыкая его.

Образы и символы

В описании пейзажа автор использует Дагестан. Показывая скалы, Михаил Юрьевич подчеркивает свою отчужденность и отгороженность от внешнего мира. Он показывает то, что в момент смерти человек находится один, вдалеке от всех людей и общества.

В пророческом образе героя мы видим самого автора, который при помощи сна пытается поведать нам о своем душевном состоянии и переживаниях.

Так же поэт использует антитезу, когда речь заходит о солнце – символе жизни, которое освещает мертвое тело. Этим он показывает, что со смертью героя ничего не изменилось кардинально. Солнце продолжает светить.

В образе лирического героя мы можем увидеть сильного и смелого мужчину, который был очень одинок. Лишь умерев, он попадает в идеальный мир, где всем правит любовь.

Темы и проблемы произведения

Одна из тем произведения – это, конечно же, одиночество лирического героя. То, что он находится в далеком и скалистом Дагестане, только лучше подчеркивает то, что находиться там он не имеет ни малейшего желания. Он одинок и печален, и именно эта самая отчужденность накладывает на героя отпечаток грусти.

Второй темой смело можно назвать тему смерти. Именно она и является основной проблемой произведения, в котором вплотную переплетается с любовью. Это как вечное соседство добра и зла, которые не смогут существовать по одиночке. Это и выступает основной мыслью стихотворения «Сон».

Так же автор через описание пейзажа и природы передает все настроение произведения. Описание одиноких скал показывает настроение лирического героя, подчеркивая его одиночество.

Солнце, которое продолжает светить высоко в небе, выступает противовесом самой смерти. Все стихотворение пронизано трагичностью и одиночеством. Автор доносит то, что человек в самые ответвлённые моменты своей жизни находится всегда один.

Приходит в этот мир и уходит из него он в полном одиночестве. Даже любовь приходит только во сне.

Средства выразительности

Михаил Юрьевич Лермонтов использует большое количество различных средств выразительности, тем самым делая текст ярким и контрастным.

В стихотворении «Сон» он использует большое количество эпитетов и метафор, благодаря которым он сумел передать все настроение автора. Так же поэт использует антитезу, чтобы провести резкий контраст между живым и мертвым.

Основная идея произведения

 Главной мыслью произведения представлена любовь двух героев, которой не смогла помешать даже смерть героя. Смерть героя наступает в полном одиночестве, и о его гибели никто не знает.

Но любящее сердце не обманешь, поэтому героиня, находясь на большом расстоянии от него, почувствовала, что с её любимым произошла беда.

В своем предчувствии она убеждается во время сна, где видит все то, что произошло с лирическим героем в далеком Дагестане.

Так же основной мыслью можно назвать то, что даже смерть не смогла разорвать ту невидимую связь, которая навсегда связала два любящих сердца. Они встречаются в последний раз, хоть и во сне. Их души сплетаются в единое целое, перед чем даже смерть не страшна.

Мысль, которую заложил автор в произведении, дает нам возможность подумать о смерти и её неминуемом приходе. Ведь рано или поздно с ней суждено встретится абсолютно каждому человеку. Это позволяет попытаться найти смысл своей жизни.

Пересмотреть свои взгляды и поступки, чтобы не оказаться в последний день жизни таким же одиноким, как и лирический герой произведения.

И пока ещё есть время, есть возможность постараться изменить свою жизнь в лучшую сторону и стать счастливым.

Краткий анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сон»

1. История создания

Стихотворение «Сон» было создано поэтом незадолго до гибели, в 1841 году.

Уезжая во вторую ссылку на Кавказ, М.Ю. Лермонтов предчувствует свою гибель. Тем не менее, он вдохновенно пишет стихи, наполняя ими альбом, подаренный В. Одоевским перед отъездом. Среди последних произведений оказалось стихотворение «Сон».

Произведение было напечатано в журнале «Отечественные записки» в 1843 году, спустя два года после смерти автора.

2. Литературное направление

Стихотворение «Сон» относится к романтическому направлению. Об этом говорит мистическое содержание произведения, вопросы жизни и смерти, любви и одиночества.

3. Род

Произведение М. Ю. Лермонтова «Сон» — синтез любовной и философской лирики. В нем поднимаются вечные вопросы человеческого бытия.

4. Жанр

Жанр: мистическое стихотворение.

Сон, предчувствия и реальность соединяются в нем воедино, создавая фантастическую картину происходящего.

5. Проблематика

В стихотворении поднимается несколько важных для каждого человека проблем.

  1. Проблема одиночества. Состояние главного героя противоестественно. Он умирает в одиночестве, вдали от родного края, друзей и любимой.
  2. Проблема смерти. Близкая смерть не страшит героя, а воспринимается им как некая неизбежность.
  3. Проблема любви. Между любящими людьми существует незримая прочная связь. Именно поэтому, теряя сознание, герой видит в забытьи любимую, а она представляет себе картину трагической смерти возлюбленного. Любовь оказывается сильнее смерти.

6. Тема

Стихотворение посвящено теме одиночества и смерти. Поэт, чувствуя себя одиноким при жизни, рисует грустную картину своей гибели.

Он с поразительной точностью описывает детали приближающихся трагических событий: южное палящее солнце, вершины гор и свинцовая пуля в груди поэта.

7. Идея

Основная идея стихотворения: смерть — неизбежность, которую надо понять и принять. Но человек не должен покидать этот мир в одиночестве.

8. Пафос

Стихотворение проникнуто пафосом грусти и печали. Судьба героя вызывает жалость и сочувствие.

9. Система образов

В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Сон» два главных образа:

  1. Герой – рассказчик, который, умирая, видит сон.
  2. Приснившаяся ему грустная девушка, которой снится «знакомый труп».

Главным персонажам противопоставляются второстепенные герои. «Юные девы», собравшиеся на «вечерний пир», красивы, веселы и беспечны.

Образный ряд продолжается образом природы. Полдневный жар, горячий песок, желтые вершины гор, палящие лучи солнца — детали пейзажа дополняют общую картину трагических событий.

10. Центральные персонажи

Центральными персонажами являются рассказчик и девушка.

Рассказчик, молодой человек, умирающий в «долине Дагестана». Читателю почти ничего не известно об этом герое, волею судьбы принимающем смерть в чужом краю. Он одинок, несчастен и влюблен. Находясь между жизнью и смертью, молодой человек вспоминает самое дорогое: родные края, друзей, любимую. К ним стремится покидающая землю душа героя.

Читайте также:  Анализ произведения Э.Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»

Молодая девушка грустна и печальна. Она не разделяет праздничное настроение подруг «увенчанных цветами». Ее душа далеко отсюда. Страшное предчувствие беды погружает ее в «грустный сон». Любовь помогает понять и увидеть трагические события: смерть близкого человека.

11. Лирический герой

Лирический герой стихотворения, неведомый рассказчик, судьба которого будто предвосхищает судьбу самого автора. М.Ю. Лермонтов проявил мистическое предвидение, рассказывая об обстоятельствах своей гибели устами лирического героя.

Совсем скоро несчастный поэт, так же как и его лирический герой, будет лежать «с свинцом в груди» далеко от Родины. А в далеком северном городе будет страдать в разлуке Варвара Лопухина, любимая девушка М. Ю. Лермонтова.

12. Сюжет

Сюжетная линия стихотворения развивается последовательно.

Истекающий кровью человек лежит «на песке долины», истекая кровью. На его груди зияет глубокая рана. Умирающему снится странный сон.

Далее следует содержание сна. Герой видит родную сторону, праздник, огни, веселящихся людей, вспоминающих о нем в разговоре. И только одна девушка грустна и печальна. Ее душа, погруженная в «грустный сон», тоскует о любимом.

Последняя часть стихотворения передает содержание жуткого сна красавицы.
Сюжет стихотворения «Сон» статичен. События не развиваются: все происходит в одно и то же время.

13. Композиция

Произведение состоит из пяти четверостиший, и делится на три смысловые части:

  1. Первая и вторая строфа рисуют погибшего от пули молодого человека.
  2. Вторая и третья переносят читателя на «сияющий огнями вечерний пир», где сидит одинокая грустная девушка.
  3. Пятая рассказывает содержание сна юной незнакомки, который возвращает мысли читателя к картине смерти человека.

Подобную композицию можно назвать зеркальной. Герой видит во сне девушку, во сне которой отражается реальная картина происходящих с ним событий.

14. Художественное своеобразие произведения

Жуткая картина смерти в стихотворении М Ю. Лермонтова не воспринимается как трагедия. Мы чувствуем, что герой переходит в некое состояние вечного покоя.

В тексте нет ни восклицательных предложений, ни риторических вопросов. Герой умирает в одиночестве, а читатель слышит скупые короткие фразы: «лежал один я», «и солнце…жгло меня», «спал я мертвым сном». Ни боли, ни негодования, ни отчаяния.

Далее изображается веселый пир, и опять поражает отсутствие эмоциональности: «Шел разговор веселый обо мне».

Влюбленная девушка, увидевшая во сне труп возлюбленного, не рыдает и не бьется в истерике. Ее сон поэт называет просто «грустным».

Плавность повествования и тщательно отобранная лексика создают у читателя ощущение сна, после которого наступит пробуждение.

15. Размер, рифма, строфика

Глубокое по содержанию произведение написано поэтом самым обычным ямбом. Перекрестная рифмовка и чередующаяся женская и мужская рифмы делают речь размеренной и плавной.

16. Средства художественной выразительности

Достаточно сложный смысл произведения выражается автором минимальным количеством средств художественной выразительности. Однако каждый троп наполнен глубоким содержанием.

Поэт использует тропы:

  • эпитет: «грустный сон», «мертвый сон»;
  • олицетворение: «уступы скал теснилися кругом»;
  • метафору: «и в сон душа…погружена»;
  • метонимию: «с свинцом в груди», «в полдневный жар».

17. Значение произведения

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Сон» помогает понять личность великого поэта. В образе лирического героя перед нами предстает его одинокая ранимая душа.

18. Актуальность

Любое талантливое произведение существует вне времени, оно вечно. Так и стихотворение «Сон» сохраняет актуальность и в наше время. Ведь в нем говорится о бессмертии души, о любви, способной чувствовать любимого, несмотря на расстояние.

19. Мое отношение

Основное событие произведения — смерть человека. Однако стихотворение не оставило тяжелого осадка у меня в душе. Я ощутила грусть, печаль и надежду. Ведь умирает тело героя, а души влюбленных стремятся навстречу друг к другу.

20. Чему учит

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Сон» содержит глубокий философский смысл. Оно учит нас не бояться смерти, не жалеть о бренном теле, а думать о бессмертии души.

Михаил Лермонтов

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана;
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины

И жгло меня — но спал я мертвым сном.

  • И снился мне сияющий огнями
    Вечерний пир, в родимой стороне.
    Меж юных жен, увенчанных цветами,
  • Шел разговор веселый обо мне.
  • Но в разговор веселый не вступая,
    Сидела там задумчиво одна,
    И в грустный сон душа ее младая
  • Бог знает чем была погружена;
  • И снилась ей долина Дагестана;
    Знакомый труп лежал в долине той;
    В его груди дымясь чернела рана,
  • И кровь лилась хладеющей струей.

Анализ стихотворения «Сон» Лермонтова

Стихотворение «Сон» (1841 г.) является одним из последних произведений Лермонтова. Многие считают его удивительным пророчеством о собственной участи. Поэт не скрывал, что сознательно искал смерти. Этим мотивом проникнуто все его позднее творчество. Образ смерти, подобной сну, могут быть навеян Лермонтову одной из песен гребенских казаков, которыми он интересовался на Кавказе.

Автор описывает свою смерть, которая была обычным явлением в условиях непрерывной войны. Очевидцы утверждают, что в военных столкновениях Лермонтов проявлял безрассудную храбрость и буквально сам лез под вражеские пули. Война так и не смогла избавить поэта от мучительного одиночества.

Чувство постоянной опасности очень скоро притупилось. Первые впечатления быстро утратили всю свою свежесть и остроту. Лермонтов вновь ощущал неудовлетворение. Оно обострялось размышлениями о смысле войны. Большинство офицеров никогда не задумывались об этом, они стремились лишь к славе и победам.

Одинокий романтик с возвышенными идеями и здесь оказался чужаком.

Поэтому автор подчеркивает свою ненужность – «лежал один». Либо он был убит, находясь в одиночестве, что маловероятно на войне, либо его смерть осталась совершенно незамеченной в пылу сражения.

Свою гибель автор сравнивает с мертвым сном. Он уже распрощался с реальным миром, в котором так и не нашел понимания. Но душа поэта волшебным образом смогла вернуться на родину. Лермонтов мечтает, что еще остались люди, которые вспоминают его и ведут о нем «веселый разговор».

Но среди всех друзей и близких для поэта важнее узнать о состоянии девушки, в которую он до конца жизни был влюблен. Точно не установлено, кого именно имеет в виду Лермонтов, вероятнее всего, В. Лопухину. Поэт считает, что его смерть естественным образом отзовется в родственной душе. Несмотря на огромное расстояние, любимая почувствует его гибель.

В таком же таинственном сне ей представится реальный облик «знакомого трупа».

Лермонтов не указывает конкретно, чья же пуля оборвет ему жизнь. Не описывает он и сражения с врагами. Поэтому стихотворение «Сон» действительно можно расценивать как детальное предсказание собственной смерти.

Странное поведение поэта на дуэли, когда он просто поднял пистолет дулом вверх и даже не выстрелил, окутала его гибель романтическим ореолом.

Даже глядя смерти в глаза, Лермонтов шел против всех правил и умер в гордом одиночестве.

Слушать аудио-стихотворение:

Читать стих поэта Михаил Лермонтов — Сон на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

В чем особенности композиции стихотворения сон лермонтов

Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор произведения М.Ю. Лермонтова «Сон» по плану. Здесь он отразит идейно-тематические особенности стихотворения, его место в творчестве поэта, а также приведет примеры средств художественной выразительности и обозначит главные черты уникального стиля автора.

История создания 

Лермонтов был прозван поэтом-пророком его современниками и нашим поколением. Такие стихотворения, как: «Выхожу один я на дорогу…», «Предсказание», «Сон», — предсказывают не только судьбу самого поэта, но и будущее царской России. Работы автора до сих пор поражают глубиной чувственности и точностью передачи эмоций  и переживаний Михаила Юрьевича. 

Пророческое стихотворение «Сон» было написано накануне его смерти — в 1841 году. В этом произведении поэт буквально пересказал свою смерть. Стихотворение было записано в блокнот, который был подарен его приятелем Владимиром Одоевским. Друг дал его, когда поэт отправлялся во вторую ссылку на Кавказ.

К блокноту он дал наказание: заполнить все страницы стихотворениями и привезти обратно. К сожалению, только первое условие договора было выполнено. В этой ссылке Лермонтов был убит на горе «Машук» в июле.

Эта работа, как и некоторые другие, была напечатана посмертно в 1843 году в журнале «Отечественные записки». 

Жанр, направление, размер

Род – лирика. Жанр – лирическое стихотворение. Литературное направление произведения «Сон» – романтизм. 

  • К чертам этого художественного метода можно отнести детальное воплощение идеального мира лирического героя. В его представлении та самая гармония с возлюбленной достигается именно благодаря духовному воссоединению, несмотря ни на что, будь это смерть или другие преграды. Любовь способна одолеть все, что угодно, она помогает героям воссоединиться. Именно сон является иллюстрацией романтической мечты лирического «я» поэта. 
  • Горная местность тоже является маркером романтизма. Ведь именно экзотический пейзаж наделяет произведение атмосферой мистики и неизвестности. Экзотика в романтизме сравнима с неведомым миром в мыслях самого героя, его иллюзией или даже призрачным воплощением.

Размер стихотворения – ямб. Каждая стопа состоит из двух гласных. Ударение в каждой стопе падает на вторую гласную. Это можно проследить по ударным гласным в словах первых двух строчек. Жирным шрифтом выделены ударные гласные:

В полднев/ный жар/ в доли/не да/геста/наС свинцом/ в груди/ лежал/ недви/жим я;

Смысл названия

Название стихотворения «Сон» напрямую связано с лирическим сюжетом произведения. Сон фигурирует как в образе героя, так и его возлюбленной. Название является одним из основных элементов романтического начала стихотворения.

Сон в стихотворении Лермонтова означает не только свое прямое значение (то, что привиделось девушке), но и смерть — «мертвый сон» лирического героя. Таким образом, временный уход из реального мира — это маленькая смерть, которая переносит человека в паранормальный мир, где уже не действуют законы мироздания.

Читайте также:  Сочинение: Воскрешение Лазаря в романе «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский)

Именно в этом мире суждено в последний раз встретиться нашим героям. Сон соединяет их души и сливается воедино: она мысленно оказывается там, где он заснул мертвым сном. 

Композиция

Композиция стихотворения «Сон» условно делится на две части. 

  1. В первых двух строфах перед читателем раскрывается картина смерти лирического героя. Он лежит на «уступе скалы» со свежей раной от выстрела, которая продолжает «дымиться», а «кровь точиться» на пыльную землю Дагестана. Дым от раны указывает на недавнюю смерть героя. В конце этой части он погружается в «мертвый» сон. 
  2. Вторая часть обрамлена тремя строфами. Она начинается радостно с картин описания его родины, куда еще не донеслись вести о гибели героя. Это композиционный центр стихотворения. Здесь появляется образ лирической героини, его возлюбленной. Она будто чувствует неладное, ощущает грусть, которая крепко засела в ее груди. Перед читателем предстает форма повествования «сон во сне». Теперь героине снится, что случилось с ее возлюбленным. Она видит «знакомое» тело на кровавой земле в «долине Дагестана». В этот момент возлюбленные обретают крепкую духовную связь. 

Особенность композиции в стихотворении «Сон» заключается в том, что она кольцевая: последняя строфа вновь возвращает нас к первой.

Образы и символы

Как уже было сказано, экзотический  пейзаж предстает в образе скалистого Дагестана. Именно образ отдаленного места, обгороженного горами символизирует отрешенность от общества, мотив изгнания. «Уступы скал теснилися кругом», — этими строчками герой отдаляет себя от мира людей, обрекая на смерть в одиночестве. 

Образ сна героя – явный знак пророчества, которому суждено сбыться. Такой прием писатели и поэты часто используют в своих работах. При помощи снов протагонистов они раскрывают душевное состояние героя, его желание и мысли и зачастую их судьбу. 

Кроме того, в этой мрачной картине находятся и другие образы–символы, которые задают настроение и тему стихотворения.

Солнце является символом всего живого. Но, играя на антитезе, оно продолжает щедро ослеплять своими лучами мертвое тело. Тем самым показывая, что от его смерти мир не пошатнулся, ничего не поменялось. Солнце, как светило, так и продолжает. 

Образ лирического героя окрашен всеми потернами романтизма: это одинокий, отважный и отвергнутый всем миром человек, который, наконец, покинул грешную землю и ушел в идеальный мир, где есть место только любви.

Темы, настроение и проблемы

Тематика и проблематика стихотворения «Сон» будут дополнены, если в этом есть необходимость, о которой стоит сообщить Многомудрому Литрекону в х.

  • Работы поэта пронизывает одиночество, которое является лейтмотивом и одновременно одной из тем произведения «Сон». Описание палящего солнца, чувство отчужденности от общества за пластами гор и скал, — все это указывает на нахождение героя в Дагестане против своей воли. Скорее всего он находится в ссылке, как и сам Лермонтов.  
  • Смерть выступает основной темой произведения «Сон». Она напрямую связана с темой любви. Существуя вместе, они будто символизируют добро и зло. Первое всегда побеждает второе, но без зла мира бы не было. Именно с этой идеей примиряется герой, полностью осознавая и принимая свою смерть. 

Настроение стихотворения «Сон» задается не только внутренними переживаниями героя и героини, но и в первую очередь пейзажем. Природа в стихотворении представляет собою острые голые и такие же одинокие как сам герой скалы.

Над ними возвышается солнце, выжигающее все живое. Мертвый и сухой пейзаж передает характер лирического «я» Лермонтова. Чувство обреченности и безысходности из всего букета эмоций умирает последним вместе с дымящимся телом.

Этим и ознаменовывается трагический пафос стихотворения. 

Проблема одиночества человека остается неразрешенным открытым вопросом. Герой рождается и умирает совершенно один. Даже любимой нет рядом, он лишь в ее сне, но не с ней. 

Основная идея

Главная мысль в произведении «Сон» завязывается на духовной нерушимой связи двух влюбленных. Даже смерть неспособна пресечь чувство любви, простирающееся на километры. Герой умирает не на руках лирической героини, а в одиночестве. Никто еще и не знает о его гибели. Но даже при этом их таинственная интимная связь выходит за рамки понимания сущности любви. 

Смысл стихотворения «Сон» можно истолковать и по-другому: любовь и смерть сталкиваются между собой, и добро побеждает зло, ведь даже мертвый сон не смог отделить главного героя от героини. Они встречаются в последний раз, но все же искренние чувства отвоевали им право на эту встречу у самой смерти.

Средства выразительности

Поэтика произведения «Сон» богата и насыщена средствами выразительности и художественными оборотами. 

  • Эпитеты наполняю атмосферу произведения чувством одиночества  безысходности:  «полдневный жар», «хладеющей струей», «желтые вершины», «грустный сон».
  • Метафоры раскрывают душевное состояние, весь спектр эмоций героя накануне смерти. «Дымилась рана», «чернеет рана», «по капле точилась кровь», — герой будто смотрит на себя со стороны и пересказывает все то, что видит и ощущает. Скалы можно сравнить со стервятниками, которые выжидают смерти героя, чтобы навсегда забрать его без остатка: «уступы скал теснилися кругом». 

  Сон красить ногти лаком на руках

Мысль, заложенная в работе, позволяет читателю окунуться с головой в атмосферу смерти и обреченности. Вот, что будет с нами, когда закончится наш путь. Это осознание наталкивает на поиски смысла в нашем существовании. Это необходимо, чтобы не закончить так же одиноко и печально. Ведь еще не поздно все изменить, повернуть сюжетную линию нашей жизни в другую сторону, обрести счастье.

Полина Борискина

М.Ю.Лермонтов "Сон". В мыслях о родной душе

Слайд 1

В мыслях о родной душе М.Ю.Лермонтов «Сон»

Слайд 2

За несколько месяцев до смерти, в 1841 году, на Кавказе М.Ю.Лермонтов написал пророческое стихотворение «Сон».

Слайд 3

В полдневный жар в долине Дагестана С свинцом в груди лежал недвижим я; Глубокая еще дымилась рана, По капле кровь сочилася моя. Лежал один я на песке долины; Уступы скал теснилися кругом, И солнце жгло их желтые вершины И жгло меня – но спал я мертвым сном . И снился мне сияющий огнями Вечерний пир, в родимой стороне.

Меж юных жен, увенчанных цветами, Шел разговор веселый обо мне. Но, в разговор веселый не вступая, Сидела там задумчиво одна, И в грустный сон душа ее младая Бог знает чем была погружена : И снилась ей долина Дагестана: Знакомый труп лежал в долине той: В его груди, дымясь ,чернела рана, И кровь лилась хладеющей струей.

Слайд 4

Зимой 1841 года, оказавшись в отпуске в Петербурге, Лермонтов пытался выйти в отставку, мечтая полностью посвятить себя литературе, но не решился сделать это, так как бабушка была против, она надеялась, что её внук сможет сделать себе карьеру и не разделяла его увлечение литературой. Поэтому весной 1841 года он был вынужден возвратиться в свой полк на Кавказ. Историческая справка Памятник на месте дуэли М. Ю. Лермонтова

Слайд 5

Почему стихотворение называется «Сон»? Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты (Кавказский вид с саклей). 1837. Картина М. Ю. Лермонтова. Картон, масло.

Слайд 6

В творчестве М. Ю. Лермонтова наряду с мотивами тоски и одиночества присутствуют темы сна, забвения как способы уйти от той безысходности и как душевное состояние, ставшее приметой современной поэту эпохи.

Попытке проанализировать состояние человека, находящегося между жизнью и смертью, представить читателю тему сна в форме потока сознания посвящено стихотворение Лермонтова «Сон». М.Ю. Лермонтов. Кавказский вид с Эльбрусом.

Масло. 1837

Слайд 7

Кто видит сон в этом стихотворении? М.Ю. Лермонтов. Воспоминание о Кавказе. Масло. 1838

Слайд 8

В произведении нет четкого указания на конкретного рассказчика: с одной стороны, повествование может вестись от лица человека, видящего сон, с другой стороны, в роли повествователя может выступать умирающий человек, которого постепенно оставляет жизнь. М.Ю. Лермонтов. Перестрелка в горах Дагестана. Масло. 1840–1841

Слайд 9

Сон видит лирический герой, лежащий под палящим солнцем «в долине Дагестана»: ему снится «вечерний пир в родимой стороне», «юные жены, увенчанные цветами», весело говорящие о нём, и та единственная, которая задумчиво грустит. М.Ю. Лермонтов. Пейзаж с двумя березами. Акварель 1828–1832

Слайд 10

Сон видит героиня: ей снится погибающий лирический герой. М.Ю. Лермонтов. Пляска грузинок на плоской кровле. Итальянский карандаш. 1837

Слайд 11

Состояние человека между жизнью и смертью, испытание жизни «в минуты роковые» характерно для творчества Лермонтова.

И в данном произведении сон тоже выступает словно бы предтечей смерти, это так называемый сон в кубе, как бы 3 сна: сон умирающего, в нем еще один сон о девушке (следующие две строчки третьей строфы и четвертая строфа) и сон самой девушки (последняя строфа).

Все эти три сна несут в себе значение видения или предвидения происходящего где-то очень далеко, поэтому сон обретает новый смысл, становясь грезами утомленного сознания раненого человека.

Слайд 12

Как вы думаете, почему лирический герой и героиня в эту минуту видят друг друга во сне? Что такое внутреннее зрение, предчувствие? М.Ю. Лермонтов. Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой. Масло. 1835

Слайд 13

В чём драматизм стихотворения? Что, с вашей точки зрения, привело лирического героя к трагическому исходу? М.Ю. Лермонтов. При Валерике . Похороны убитых. Акварель. 1840

Слайд 14

Где-то есть родная душа, кто-то не просто думает о тебе, но в час твоей кончины пророчески видит её внутренним оком, однако, существование такого человека не только не приносит счастья – «я» убит, – но лишь усугубляет трагизм происшедшего. «Я» теряю вместе с жизнью её, она теряет его, и оба в грёзах видят друг друга: мёртвый – живую, живая – мёртвого.

Слайд 15

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №20 им.А.А.Хмелевского» г.Курска Мальцева Ольга Николаевна Спасибо!

Ссылка на основную публикацию