Краткая биография Казакова Ю.П.

Родился: 8 августа 1927 г., Москва, РСФСР, СССРУмер: 29 ноября 1982 г., Москва, РСФСР, СССР

Юрий Павлович Казаков — русский советский писатель и сценарист.

Родился 8 августа 1927 в Москве в семье рабочего, выходца из крестьян Смоленской губернии.
В Автобиографии (1965) писал: «В роду нашем, насколько мне известно, не было ни одного образованного человека, хотя талантливы были многие».

Отрочество Казакова совпало с годами Великой Отечественной войны. Воспоминания об этом времени, о ночных бомбежках Москвы воплотились в незавершенной повести “Две ночи” (др. назв. “Разлучение душ”), которую он писал в 1960–1970-е годы.

Пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке – сначала на виолончели, потом на контрабасе. В 1946 поступил в музыкальное училище им. Гнесиных, которое окончил в 1951.

Найти постоянное место в оркестре оказалось трудно, профессиональная музыкальная деятельность Казакова была эпизодической: он играл в неизвестных джазовых и симфонических оркестрах, подрабатывал музыкантом на танцплощадках.

Сложные отношения между родителями, тяжелое материальное положение семьи также не способствовали творческому росту Казакова-музыканта.

В конце 1940-х годов Казаков начал писать стихи, в т.ч. стихотворения в прозе, пьесы, которые отвергались в редакциях, а также очерки для газеты «Советский спорт».

Дневниковые записи тех лет свидетельствуют о тяге к писательству, которая в 1953 привела его в Литературный институт им. А.М.Горького.

Во время учебы в институте руководитель семинара, по воспоминаниям Казакова, навсегда отбил у него охоту писать о том, чего не знаешь.

Еще студентом Казаков начал публиковать свои первые рассказы. Вскоре вышла его первая книга Арктур – гончий пес (1957). Рассказ стал его излюбленным жанром, мастерство Казакова-рассказчика было бесспорным.

Литературные критики сходились на том, что в современной литературе Казаков – один из лучших продолжателей традиций русских классиков, в частности И.Бунина, о котором он хотел написать книгу и о чем беседовал с Б.Зайцевым и Г.Адамовичем во время поездки в Париж в 1967.

Для прозы Казакова характерен тонкий лиризм и музыкальный ритм. В 1964 в набросках Автобиографии он написал о том, что в годы учебы «занимался альпинизмом, охотился, ловил рыбу, много ходил пешком, ночевал, где придется, все время смотрел, слушал и запоминал».

Уже по окончании института (1958), будучи автором нескольких прозаических сборников, Казаков не потерял интереса к путешествиям. Побывал в псковских Печорах, в Новгородской области, в Тарусе, которую называл «милым художническим местом», и в других местах.

Впечатления от поездок воплотились и в путевых очерках, и в художественных произведениях.

Особое место в творчестве Казакова занял русский Север.

Казаков писал о том, что ему «всегда хотелось пожить не на временных становищах, не на полярных зимовках и радиостанциях, а в деревнях – в местах исконных русских поселений, в местах, где жизнь идет не на скорую руку, а постоянная, столетняя, где людей привязывает к дому семья, дети, хозяйство, рождение, привычный наследственный труд и кресты на могилах отцов и дедов».

Герой прозы Казакова – человек внутренне одинокий, с утонченным восприятием действительности, с обостренным чувством вины. Чувством вины и прощанием особенно проникнут последний рассказ “Во сне ты горько плакал” (1977), главным героем которого, помимо автобиографического рассказчика, является его маленький сын.

При жизни Казакова было издано около 10 сборников его рассказов. Казаков писал очерки и эссе, в том числе о русских прозаиках – Лермонтове, Аксакове, поморском сказочнике Писахове и др. Особое место в этом ряду занимают воспоминания об учителе и друге К.Паустовском.

В переводе на русский язык, выполненном Казаковым по подстрочнику, был издан роман казахского писателя А.Нурпеисова. В последние годы жизни Казаков писал мало, большинство его замыслов осталось в набросках.

Некоторые из них после смерти писателя были изданы в книге “Две ночи” (1986).

Умер Казаков в Москве 29 ноября 1982. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Голубое и зелёное, 1956
Тедди, 1957
Арктур — гончий пес, 1958
Маника, 1958
На полустанке, 1959
Вон бежит собака! 1961
По дороге, 1961
Голубое и зелёное, 1963
Ночлег, 1963
Плачу и рыдаю, 1963
Проклятый Север, 1964
Двое в декабре, 1966
Осень в дубовых лесах, 1961, 1969, 1983
Северный дневник, 1977
Во сне ты горько плакал, 1977
Оленьи рога, 1980
Поедемте в Лопшеньгу, 1977, издано в 1983
Избранное, 1985
Две ночи, 1986
Снова вспомни Ленинград // «Звезда», 1990, №1.

Долгие крики, Иркутск: Издатель Сапронов, 2008

  • Краткая биография Казакова Ю.П.
  • Краткая биография Казакова Ю.П.
  • Краткая биография Казакова Ю.П.
  • Краткая биография Казакова Ю.П.
  • Краткая биография Казакова Ю.П.
  • Краткая биография Казакова Ю.П.
  • Краткая биография Казакова Ю.П.
  • Краткая биография Казакова Ю.П.
  • Краткая биография Казакова Ю.П.
  • Краткая биография Казакова Ю.П.

1968 — «Любить» (реж. Михаил Калик). Одна из новелл по мотивам рассказа «Осень в дубовых лесах».
1969 — «Король Манежа» (реж. Юрий Чулюкин). По рассказу «Тедди».
1970 — «Голубое и зелёное» (реж. Виктор Гресь). Экранизация одноимённого рассказа.

1981 — «Великий самоед» (реж. Аркадий Кордон). Казаков выступил соавтором сценария[2]
1992 — «На полустанке» (реж. Тамара Павлюченко). Экранизация одноимённого рассказа.
1995 — «Арктур — гончий пёс» (реж. Галина Самойлова)[3]. Телеспектакль.

1999 — «Послушай, не идёт ли дождь…» (реж. Аркадий Кордон). Биографический фильм.

В честь Юрия Казакова учреждена литературная премия, которую присуждают за лучший рассказ.

Премия имени Юрия Казакова — литературная премия журнала «Новый Мир», учреждённая журналом в честь Юрия Казакова, по случаю 75-летия со дня его рождения и двадцатилетия со дня смерти. Позиционируется как премия за лучший рассказ года и присуждается авторам московских толстых журналов.

Казаков Юрий Павлович — краткая биография

Краткая биография Казакова Ю.П. Содержание:

  • Детство и юность
  • Краткая биография
  • Личная жизнь
  • Вклад писателя

Детство и юность

Юрий Павлович Казаков – русский советский писатель, прозаик. Родился 8 августа 1927 г. в Москве, в семье простых рабочих, выходцев из крестьян. Родители переехали сюда жить из Смоленской губернии.

Краткая биография Казакова Ю.П.

С родителями

В 1933 г. отца, Павла Гавриловича репрессировали, и семья испытывала материальные сложности. Его мать, Устинья Андреевна, работала нянькой в разных семьях, дополнительно подрабатывая на заводе подсобной рабочей.

Краткая биография Казакова Ю.П.

В юности и молодости

Краткая биография

  • 1942 г. — Юрий выбирает обучаться музыке. Осваивает игру на виолончели и контрабасе.
  • 1946 г. заканчивает строительный техникум; поступает в муз. Училище им. Гнесиных.
  • 1951 г. — Заканчивает муз. Училище; принят в состав оркестра музыкального театра им. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко.
  • 1952 г. – Печатаются первые рассказы Казакова «Новый станок», «Первое свидание», «Обиженный полисмен», «Тысяча долларов», «Голубое озеро».
  • 1953 г. — Юрий Казаков поступает в литературный институт им. Горького. Экзаменационной работой является сюжет о девушке, провожающей на полустанке своего парня. Юрий успешно справляется с поставленной задачей.
  • 1954 г. – Во время учёбы Юрий Казаков пишет «Тихое утро».
  • 1955 г. – Публикуется рассказ «Дом под кручей».
  • 1956 г. – Новые рассказы «Голубое и зелёное», «Некрасивая», «На охоте», «Странник»,
  • 1957 г. — «Тедди», «Поморка».
  • 1958 г. — «Арктур – гончий пёс», «Манька», «На острове».
  • 1958 г. — Он заканчивает институт. В этом же году Юрий Павлович Казаков принят в творческий Союз Писателей СССР.
  • 1958 г. — Под влиянием прочитанных Бунинских рассказов выходит в печать рассказ Казакова «Старики».
  • 1959 г. — Писатель дорабатывает и издаёт свою работу, написанную при поступлении в институт «На полустанке». Также написаны «Трали вали», «В тумане».
  • 1960 г. – Поездка на Север. Юрий Павлович заводит «Северный дневник», который будет написан полностью в 1977г. Пишутся произведения «В город», «Вон бежит собака», «По дороге».
  • 1961 г. – Публикуется «Нестор и Кир».
  • 1962 г. – После путешествий по стране созданы рассказы «Калевала», «Лёгкая жизнь», «Двое в декабре», «Адам и Ева».
  • 1963 г. – Казаков продолжает писать. Появляется «Ночлег», «Плачу и рыдаю»
  • 1964 г. — «Проклятый Север»
  • 1965 г. — «Запах хлеба»
  • 1966 г. — «Двое в декабре»
  • 1967 г. – Поездка во Францию с целью ближе познакомиться с жизнью и творчеством И. А. Бунина.
  • 1969 г. – Написана «Осень в дубовых лесах».
  • 1970 г. – В Италии Юрий Павлович Казаков получает премию Данте.
  • 1973 г. – Выходит в печать знаменитый рассказ «Свечечка», написанный в уединении, на даче.
  • 1977 г. – Не менее известный рассказ «Во сне ты горько плакал».
  • 1982 г., 29 ноября – Юрий Казаков умер от сердечного приступа в возрасте 55 лет. Был похоронен на Ваганьковском кладбище.
  • 1986 г. – Посмертно издана книга «Две ночи», где собраны незаконченные и не опубликованные произведения писателя.

Краткая биография Казакова Ю.П.

Личная жизнь

Юрий ещё в детстве остро нуждался в общении со своим отцом. Около 20 лет у них были лишь мимолётные встречи. Дело в том, что, когда Павел Гаврилович был в Тамбове, рабочие устроили бунт против коллективизации. Отец Юры не разделял эту позицию, но на рабочих не донёс. За это и был арестован.

Мальчику тогда исполнилось 6 лет. С этого времени его воспитывала только мама. С ней он делил нужду и, став постарше, много вместе с ней работал. Несмотря на сложное материальное положение, его мать, Устинья Андреевна, сумела дать Юре хорошее образование.

Читайте также:  Смысл жизни в рассказе «Матренин двор»

Признательность и любовь к матери писатель пронесёт всю свою жизнь.

Повзрослев, Юрий много учится, меняя направления своей будущей профессии, пока не находит своего призвания. И, увлечённый литературным творчеством, начинает много путешествовать. Его привлекает лес, деревни, другие города, другие страны. Везде он находит тему и сюжеты для своих будущих работ.

Особо нравятся писателю семьи, живущие в русских избах, имеющие свою землю. Человек, выросший в Московском доме на Арбате начинает мечтать о своей собственной семье, о доме с усадьбой.

30 мая 1960 г., на похоронах Б. Л. Пастернака Юрий Казаков встречается с переводчицей Мариной Литвиновой, восхищенной его талантом. Их романтические отношения продолжаются около 5 лет.

С Мариной Юрий совершает совместные поездки, получает её одобрение и вдохновение в своём творчестве. Она его первый советчик в написании «Северного дневника».

Её образ, характер, их чувства друг к другу отразились на страницах некоторых рассказов.

Отношения Юрия и Марины особенно подробно описаны в рассказах «Двое в декабре» и «Розовые туфли»

Писатель всерьёз мечтает о крепкой семье и о собственном сыне. Возникает идея написать о близких отношениях сына и отца. Но, к сожалению, что-то мешает их дальнейшим отношениям с Мариной Литвиновой.

В 1965 г. Юрий Павлович знакомится с Тамарой Судник, и, женившись на ней, приобретает желаемый семейный очаг.

Гонорар, полученный за перевод трилогии А. К. Нурпеисова «Кровь и пот» потрачен семьёй на приобретение дачи в Абрамцево.

Давнишняя мечта Юрия иметь свой дом с усадьбой наконец реализована! Там, в сентябре 1967 года у них рождается сын Алёша – ещё одна мечта Юрия.

К сожалению, мальчик часто болеет, но это не мешает, а может быть даже подстёгивает Юрия Казакова горячо любить своего сына.

«Семейный очаг» у Юрия Казакова со своей женой не складывается. С Тамарой он расстаётся и позволяет ей забрать с собой Алёшу. Частые с сыном переписки поддерживают их доверительные и дружеские отношения. Не реализованная любовь Юрия к своему отцу теперь с болью переносится на острую потребность общаться со своим ребёнком.

Это отражается в рассказах писателя «Свечечка» и «Во сне ты горько плакал».  Автор высказывает свою любовь к Алёше. Говорит, что даже не желает видеть мальчика взрослым, чтобы сохранить те же нежные отцовские чувства, которые он испытывает сейчас.

А пока мальчик растёт, Юрий продолжает жить со своей тогда уже ослепшей матерью на даче в Абрамцево. Писатель перестаёт путешествовать и теперь уже пишет мало, часто болеет и начинает много пить. Нереализованные планы так и остаются в виде набросков и незаконченных произведений.

Юрий Павлович Казаков действительно, так и не увидел взросления своего сына. Мастер русской прозы умирает, едва только Алёше исполняется 15 лет.

Краткая биография Казакова Ю.П.

Вклад писателя

Вдова писателя, Тамара Михайловна Судник-Казакова с сыном Алексеем сделали из дома в Абрамцево мемориальный дом-музей. Там была собрана замечательная библиотека, картины, привезённые Юрием с Севера.

В этом доме стали собираться критики, писатели и художники. В юбилейный год, — 80 лет со дня рождения Казакова, в доме планировались встречи и мероприятия.

Но именно в этот, 2007 год, неизвестные сожгли всё, оставив на месте дома голое пепелище.

Особенно Юрий Казаков при жизни любил заботиться о своих самых маленьких читателях. В печать были выпущены серии книжек «Тропики на печке», «Красная птица», «Как я строил дом». Ю.П.Казаков состоял в редколлегии журнала «Мурзилка», где также печатались его детские рассказы.

Глобальный успех Юрия Казакова заключается в том, что он, как и хотел, продолжил традиции русских классиков, оживил русскую советскую прозу разнообразием сюжетов, частной жизнью человека.

С 2000 по 2012 год в России была учреждена премия им. Юрия Казакова за лучший рассказ года в России. Наш современный классик переводится на европейские языки, по сюжетам его книг ставятся постановки в театрах, снимаются фильмы.

Юрий Казаков. Подробная биография

Краткая биография Казакова Ю.П.

Юрий Павлович Казаков родился 8 августа 1927 года в Москве. Долгое время жил на Арбате. Его отец Павел Гаврилович и мать Устинья Андреевна смолоду перебрались в столицу со Смоленщины. Отец, рабочий-плотник, в 1933 был осужден за «нелояльные разговоры» и несколько лет провел в ссылке. Мать нянчила детей в чужих семьях, работала подсобницей на заводе, выучилась на медсестру. Военная Москва, бомбежки, гибель людей на улицах, нищета — главные впечатления детства, нашедшие отражение в неоконченной повести «Две ночи» (1962-1965).

С 15 лет Казаков пристрастился к музыке. После 8-го класса средней школы поступал в архитектурно-строительный техникум, потом окончил Музыкальное училище им. Гнесиных (1951) по классу контрабаса. Играл в джазовых и симфонических оркестрах; подрабатывал в газетах.

Ранние литературные опыты Казаков — сохранившиеся в архиве стих, в прозе, короткие пьесы, очерки для газеты «Советский спорт» и рассказы «из иностранной жизни» — относятся к 1949-53.

Первой публикацией Казакова стала одноактная пьеса «Новый станок» в «Сборник пьес для кружков художественной самодеятельности» (М., 1952), первый напечатанный рассказ — «Обиженный полисмен» (Московский комсомолец. 1953. 17 янв.).

С поступлением в Литературный институт им. М. Горького (1953) Казаков всерьез обращается к прозе.

В рассказах 1956-1958, появившихся в журнале «Октябрь», «Знамя», «Москва», «Молодая гвардия» и сразу замеченных критикой и читателями, он заявил о себе как уже сложившийся мастер.

В 1958 Казаков защитил диплом и был принят в СП (с рекомендациями В. Пановой и К. Паустовского).

В 1959 в Москве был издан сборник рассказов «На полустанке», который автор считал своей первой полновесной книгой после двух книжечек: «Тедди» (1957) и «Манька» (1958), выпущенных в Архангельске.

Казаков пришел в литературу на волне общественных иллюзий второй половины 1950-х, в период «оттепели», став представительной фигурой поколения «шестидесятников».

Он придерживался позиции принципиального традиционалиста: воспринимал современника как продолжателя вековой историко-культурной эволюции, уповал на христианские идеалы, интересовался живой стариной больше, чем сомнительной новью, за что неоднократно подвергался нападкам официозной критики.

Казакова обвиняли в идеализации прошлого, в «нытье» и бездумном эпигонстве, упрекали за преклонение перед эмигрантом И. Буниным (покорившим молодого писателя «ястребиным видением человека и природы»), за интерес к К. Гамсуну и Э. Хемингуэю.

Между тем Казаков не только перенимал у классиков пластику слова, учился языку, но и наследовал их духовную проблематику, чувствуя нерасторжимое родство с Лермонтовым (о нем написал рассказ «Звон брегета», 1959) и Л.Толстым, с Буниным, Чеховым и Пришвиным.

Показателен юный герой рассказа «Голубое и зеленое» (1956), лирический двойник автора, первый в ряду наивных московских мечтателей, грезивших охотой и путешествиями.

Со столкновения подобных героев («Некрасивая», 1956; «Ни стуку, ни грюку», 1960; «Легкая жизнь», 1962) с их прагматичными деревенскими сверстниками начинается постижение писателем парадоксов русского характера.

Инфантильные горожане и грубые сельские парни отличались темпераментом и внешней повадкой, но их соперничество имело глубокие социально-исторические корни: конфликт между ними касался взгляда на природу и предназначение человека.

Поиск ответов на «вечные вопросы» веры и совести, потребность в творческом самоопределении привели Казакова на Русский Север.

Еще мальчишкой в конце 1940-х он попал впервые в вятскую деревню (в тех краях отбывал ссылку его отец) и сразу влюбился в стародавние избушки и «мужика с лукошком» — «пришельца из бунинского века», а уже студентом Литературного института (1956) отправился в командировку по следам Пришвина, бродившего по Беломорью 50 лет назад. Там, вкусив вольной лесной жизни и окунувшись в поток натуральной живой речи, молодой писатель, по его словам, «родился второй раз». Дикая природа, цельные, под стать ей люди, суровый поморский быт в первых северных рассказах Казакова («Никишкины тайны», 1957; «Поморка», 1957; «Арктур — гончий пес», 1957; «Манька», 1958) увидены зорким неравнодушным взглядом, их пронизывает ощущение прозрачной временной бездонности.

Позднее маршруты писателя пролегли по Кольскому полуострову, Карелии и Двине, вдоль побережья Ледовитого океана, через Мурманск, Архангельск, Мезень, Нарьян-Мар, Соловки.

В результате сложился «Северный дневник» — книга, которую Казаков пополнял очередными главами более 10 лет (1960-1972).

Путевые впечатления, пейзажи, портреты рыбаков и охотников спаяны здесь с лирическими воспоминаниями и экскурсами в историю.

Писатель словно погружался внутрь исторического времени и убеждался: вековечный крестьянский уклад, опиравшийся на старозаконную веру, православные обычаи и частную собственность, терпит на Русском Севере крах.

Его удручали драматические судьбы поморов («Нестор и Кир», 1961), тяготило чувство вины за порядки, уничтожавшие честных тружеников.

Было стыдно наблюдать загаженные руины старинного монастыря, превращенного в 1920-е в концлагерь, а потом разрушенного («Соловецкие мечтания», 1966). Поэзия вечности вместе с жестокой правдой современности взывала к бережному сохранению культуры.

Читайте также:  Когда победа не приносит радости и удовлетворения?

Среди персонажей «Северного дневника» — сказочник С.Писахов и «дикарь XX века», национальный герой ненцев, художник Тыко Вылка (о нем Казаков написал позже, в 1972-1976, повесть «Мальчик из снежной ямы»).

Противостояние недоступного в своей идеальной чистоте Севера и срединной, обжитой России определяет сюжеты многих казаковских рассказов, в т.ч. и рассказов о любви. Страсть — неотъемлемое качество таланта Казакова.

И любовь к женщине сопряжена с приливом энергии и вдохновения, становясь побудительным импульсом к творчеству и принося житейский покой в жертву «тайне своего самоосуществления» («Осень в дубовых лесах», 1961; «Адам и Ева», 1962).

Любовь у Казакова, яростная («Манька»), мечтательная («Голубое и зеленое»), вовсе несостоявшаяся («Ночлег», 1963),— ранима, требовательна и щедра.

И непутевый бакенщик Егор («Тра-ли-вали», 1959), и его антипод, интеллигент-москвич («Двое в декабре», 1962), каждый по-своему обретает душевное равновесие, когда возле них оказываются преданно любящие женщины.

К центральной России, Оке и Тарусе (там он подолгу живал) Казаков был привязан еще крепче, чем к Северу. Красота среднерусской равнины, человек на земле и здесь давали писателю повод для творческих раздумий.

В альманахе «Тарусские страницы» (Калуга, 1961) он напечатал рассказы «В город» (1960), «Ни стуку, ни грюку» (1960), «Запах хлеба» (1961), где одним из первых в те годы, предвосхищая «деревенскую прозу», поднял тему ухода крестьянина из деревни. Бросая родительский кров, его неутешные герои убегали на сибирские стройки («По дороге», 1960), прельщались «легкой жизнью» и городскими соблазнами, будучи не в состоянии понять истинную причину своей тоски. Трагедия беспаспортного сельского жителя, измученного произволом властей, виделась Казакову зловещим симптомом духовного обнищания страны.

И природа, подобно исчезающей деревне, воспринималась Казаковым как «уходящий объект».

Традиционный охотничий рассказ он возвысил до философской новеллы («Плачу и рыдаю», 1963) — о величии жизни и смерти, об ответственности человека за будущее всего живого на земле, в том числе и за самого себя.

Прозорливое художественное зрение Казаков предполагало и возможность взгляда «из природы»: глазами леса, медведя, гончего пса. Этот взгляд требовал мудрости и сострадания, отзываясь в казаковских рассказах провидчески щемящей нотой покаяния («Белуха», 1963-1972).

В 1960-х Казаков много путешествовал. Помимо Арктики, бывал на Псковщине («В первый раз попал я в Печеры…», 1962), в Прибалтике и Закарпатье, в Сибири и Казахстане. Довелось ему посетить ГДР, Румынию, Болгарию. За рубежом его охотно печатали: в Англии и Дании, Индии и Югославии, Испании и Голландии, Швейцарии и США.

В Париже присудили премию за лучшую книгу года, переведенную на французский язык. (1962), в Италии удостоили Дантовской премии (1970). Незабываемой стала поездка во Францию весной 1967, там Казаков собирал материалы для книги о Бунине, встречался с Б. Зайцевым, Г. Адамовичем и др.

писателями-эмигрантами «первой волны».

В 1968 Казаков прочно обосновался в подмосковном Абрамцеве.

В 1970-х печатался мало, но два рассказа — «Свечечка» (1973) и «Во сне ты горько плакал» (1977) — убедительно свидетельствовали о неувядаемости его таланта.

Тема дома и бездомья, чувство семейного рода, уязвленное драмами минувших десятилетий, отличает эти классически строгие рассказы, представляющие собой «разговор двух душ» — отца и сына.

Загадка младенчества и поиск истины на границе жизни и смерти, фатальность судьбы и спасительность веры, единство отца и сына как условие бессмертия нации, народа и человечества — эти вечные проблемы поднял Казаков в своих скорбных и мажорных рассказах.

Казаковский «роман рассказчика» остался незавершенным. Однако ресурсы «внутренней биографии» писателя не были исчерпаны.

Эволюция казаковского лирического героя прослеживается не только по книгам («По дороге», 1961; «Голубое и зеленое», 1963; «Запах хлеба», 1965; «Двое в декабре», 1966; «Во сне ты горько плакал», 1977), но и по замыслам, оставшимся в набросках («Разлучение душ», «Ангел небесный», «Старый дом», «Девятый круг», «Смерть, где жало твое?» и др.). Большинство своих рассказов Казаков написал на исходе 1950-х — вплоть до середины 1960-х, их хронология часто не совпадала с последовательностью публикаций. Фрагменты, включенные в посмертный сборник «Две ночи» (1986), существенно корректируют общую картину казаковского творческого пути.

Последние годы Казаков уединенно провел в Абрамцеве. Завершал начатый в 1964 перевод трехтомной эпопеи казахского прозаика А. Нурпеисова «Кровь и пот». Сочинял детские рассказы для журнал «Мурзилка», в редколлегии которого состоял.

Книжки для маленьких читателей («Тропики на печке», 1962; «Красная птица», 1963; «Как я строил дом», 1967 и др.) были предметом его особой заботы.

В качестве сценариста Казаков участвовал в постановке на «Мосфильме» 2-серийной картины «Великий самоед» (1982, реж. А. Гордон) — о Тыко Вылке.

Юрий Казаков умер 29 ноября 1982 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Биография

Произведения

  • Во сне ты горько плакал
  • По дороге
  • Свечечка

Критика

Юрий Казаков — фото, биография, личная жизнь, причина смерти, писатель

Мастер малых литературных форм родился 8 августа 1927 года в Москве. Детство и отрочество Юрия прошли в 15-метровой комнате в коммунальной квартире, расположенной в доме № 30 на Арбате.

Родители писателя — выходцы из крестьян Смоленщины, но, по семейному преданию, прабабушку Юры по материнской линии за красоту взяли горничной в барский дом, где девушку соблазнил князь Мещерский. Если легенда правдива, то прозаик приходился дальним родственником Николаю Карамзину.

Отец Павел Гаврилович подростком перебрался в Москву и начал трудовую биографию учеником наборщика, однако впоследствии работал плотником и сантехником. Мужчина был добрым и рукодельным человеком, оторвавшимся от крестьянских корней, но страдающим пристрастием к алкоголю.

Юрий Казаков в молодости / Тамара Судник-Казакова, Российская газета

В начале 30-х годов XX века Павла Гавриловича на 3 года высылали из Москвы в Вятскую губернию: выпивший Казаков в компании упомянул о бунте на Тамбовщине. После войны отец семейства жил в Солге — поселке при железнодорожной станции в Архангельской области, лишь иногда гостя у жены и сына в Москве.

  «Карлик Нос» – краткое содержание для читательского дневника

Мать писателя Устинья Андреевна до революции работала в Москве няней в господских домах, затем была подсобной рабочей на заводе и, наконец, выучилась на медсестру.

В отличие от мужа, женщина осталась верной смоленскому говору и сельским суевериям. В семье Устинья верховодила, а когда ее племянница осиротела, взяла девочку жить в единственную комнату.

От приезжавших в Москву братьев матери Юра слушал рассказы про крестьянскую жизнь и как будто не узнавал что-то новое, а вспоминал давно забытое.

Устинья Андреевна гордилась музыкальностью единственного сына. Еще в детсадовском возрасте мальчик, услышав песню по радио, без труда подбирал мелодию на балалайке. Позже он овладел баяном.

Мать поощряла музыкальные упражнения сына, полагая, что это всегда обеспечит парня куском хлеба. К чтению и сочинительству Устинья относилась как к пустой трате времени. С книгами Юрий в детстве знакомился в читальных залах библиотек. Особенно мальчику нравились рассказы и повести об охоте, которая в зрелом возрасте стала настоящей страстью писателя.

Во время войны мать и сын соглашались на черную работу — чистили лед на Крымском мосту, разгружали баржи с картофелем и капустой на Москве-реке. Юра тушил «зажигалки» на крышах.

При взрыве бомбы в соседнем дворе подростка контузило, и всю оставшуюся жизнь Казаков заикался.

По другой версии, обнародованной в документальной повести Игоря Кузьмичева «Жизнь Юрия Казакова», писатель стал заикаться в 6 лет: провожая отца в ссылку, испугался агрессивного лая овчарки.

С 1942 года Юрий начал учиться в музыкальной школе по классу виолончели, но вскоре перешел на требующий меньшей гибкости пальцев контрабас. В 1944-м юноша поступил в Московский архитектурно-строительный техникум, а в 1946-м — в музыкальное училище имени Гнесиных.

По свидетельству многолетней музы Юрия Павловича — переводчицы Марины Литвиновой, Казаков не окончил общеобразовательную школу, а купил аттестат на рынке в Мытищах.

Получив диплом «Гнесинки», Юрий стал контрабасистом оркестра Театра имени Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко. Подрабатывал и в джазовых коллективах, но вскоре понял, что музыка — не его колея. 20 ноября 1952 года он уволился из оркестра. В 1953-м экс-музыкант поступил в Литературный институт, выдержав конкурс 100 человек на место.

Юрий Казаков

Роль и место в литературе

Юрий Павлович Казаков был превосходным автором, подарившим читателям замечательные рассказы, вошедшие в такие сборники как «Во сне ты горько плакал», «Голубое и зеленое», «Тихое утро» и многие другие.

Ворвавшись в литературу в период «оттепели», он быстро занял свое место в ряду таких маститых литераторов, как Евтушенко и Окуджава.

Но потом как-то быстро оказался в тени, во многом из-за того, что намеренная политизированность творчества «шестидесятников» оказалась ему не по душе.

Он принципиально оставался на позициях последователя литературных традиций, живая старина интересовала его гораздо больше неопределенной новизны. Критики жестко осуждали его за лакировку прошлого, за восхищение эмигрантом Буниным и заинтересованность Хемингуэем.

Читайте также:  Михаил зенкевич - гибель дирижабля "диксмюде": читать стих, текст стихотворения поэта классика

Прежде всего, Казаков старался не отходить в своих произведениях от духовности, перенимал проблематику, язык и изящество слога, ощущая нерасторжимую связь с Толстым, Чеховым, Лермонтовым, Пришвиным.

Детство

Будучи, по сути, народным писателем, Казаков и писал о том, что действительно интересно рядовому читателю. Его произведения наполнены искренностью, заинтересованностью в решении той проблемы, которую он в данный момент описывал.

Увлекательный сюжет, описание родной природы, яркие характеры героев, широта масштаба, все это говорит о том, что автор, от всего сердца был заинтересован жизнью народа. Причем, очень часто он не просто описывал ту или иную проблему, но и старался указать на недостатки и ненавязчиво предлагал пути их искоренения.

Настоящие ценители таланта Юрия Казакова видели его истинное место в литературе, да и сам автор тоже осознавал свою ценность. Его лучшие рассказы переводились в Европе, а в 1970 году его талант был отмечен присуждением высшей литературной премии Данте в Италии.

Происхождение и ранние годы

Юрий Казаков родился в столице 8 августа 1927 года. Отец, Павел Гаврилович был плотником, его арестовали в 1933 году и приговорили к нескольким годам ссылки за «нелояльность».

Мать, Устинья Андреевна, была простой работящей женщиной, служила нянькой, присматривая за чужими детьми, была подсобной рабочей завода, впоследствии окончила курсы медсестер.

Родители Юрия – не коренные москвичи, до переезда в столицу они проживали у себя на Смоленщине.

Образование

Музыкант Юрий Казаков

Когда Юрию исполнилось пятнадцать лет, он вдруг страстно полюбил музыку. Сначала он учился играть на виолончели, затем перешел на контрабас. Но, окончив восьмилетку, сначала поступил в строительный техникум, а уже после его окончания, в 1946 году – в музыкальное училище им. Гнесиных на класс контрабаса.

После его окончания в 1951 году Юрий периодически играл в джазовых и симфонических оркестрах, на танцах, так как найти постоянное место в оркестре было проблематично. Одновременно с этим он подрабатывал написанием материалов для газет.

В 1953 году он поступил в Литературный институт и в 1958 году успешно его окончил.

Творчество

В 1952 году Юрий окончательно определился с выбором профессии и, оставив музыку, вплотную занялся сочинительством. В 1952 году им был написан «Сборник пьес для художественной самодеятельности». Еще в студенческие годы появились его первые произведения. В 1957 году вышел, прославивший его сборник «Арктур – гончий пес», за ним последовали «На полустанке», «По дороге».

Уже первые произведения Казакова выделили его из общей массы молодых литераторов. На первых порах критики называли его подражателем Ивану Бунину и А.П. Чехову. Они не находили в его работах самостоятельности, указывали на влияние К. Паустовского, который преподавал в то время в Литературном институте.

С К.Г. Паустовским

Но, со временем, мнение о молодом авторе поменялось.

Все чаще с положительной интонацией оценивалось то, как Казакову удается изобразить в своих рассказах настоящую жизнь, человеческие характеры, наделенные чистыми помыслами и духовной красотой.

Когда издательство «Советский писатель» выпустило его рассказы, тираж которых составил сто тысяч экземпляров, сопровождением к ним стала прекрасная аннотация.

В 1958 году советские писатели К. Паустовский и В. Панова дали Юрию Казакову блестящую рекомендацию для вступления в Союз Писателей СССР.

Сам Казаков в одном из своих писем признавался, что его мечтой было возрождение жанра русского рассказа. Этой цели он достиг в течение десяти лет работы. Практически подряд выходили сборники его рассказов.

Замечательная книга с очерками о Севере под названием «Северный дневник» вышла в 1961 году.

Она постоянно пополнялась новыми рассказами и продемонстрировала прекрасное знание автором особенностей сурового русского севера.

Юрий Казаков

При жизни писателя свет увидели около десяти его сборников, среди которых «Осень в дубовых лесах», «По дороге», «Двое в декабре» и другие. Кроме рассказов, Юрий Павлович писал очерки, новеллы и эссе. Некоторые из них посвящены М.Ю. Лермонтову, С.Т. Аксакову, и, конечно же, его учителю К.Г. Паустовскому.

Главные произведения

Среди лучших произведений писателя выделяется рассказ «Во сне ты горько плакал». В нем говорится о том, как отец мучительно ищет ответ на вопрос, о чем думает его сын, что он знает такое, что не известно ему, взрослому мужчине. Казакова в этом рассказе беспокоит, прежде всего, внутреннее, душевное состояние ребенка.

В рассказе «Голубое и зеленое» автор мастерски описывает городской пейзаж, на фоне которого, «на дне глубокого двора» происходит знакомство героев. Автор показывает, как романтическая встреча изменила взгляды главного персонажа, в описании героини ограничиваясь лишь двумя деталями об ее грудном голосе и маленькой ручке.

Дом в Абрамцеве

В рассказе «Тихое утро» (1954 г.) писатель рассказывает историю двух мальчиков, подружившихся, благодаря опасной ситуации, возникшей во время рыбалки.

Автор говорит о том, что все временные чувства, такие как зависть, злость, раздражение ни в какое сравнение не идут с ценностью самой жизни.

Оказавшись перед лицом смерти, ребята по-настоящему поняли, что такое настоящая дружба и взаимовыручка.

Последние годы

Последние годы жизни Юрий Павлович провел уединенно на даче в Абрамцеве, о которой он мечтал долгое время. Писал он уже мало, его практически не публиковали. Этот период стал одним из самых нелегких в его жизни – у него умер отец, он расстался с женой и сыном и остался лишь с матерью.

Крест на могиле

Он продолжал заниматься переводом трехтомного романа казахского писателя А. Нурпеисова «Кровь и пот», периодически писал для детских журналов рассказы, которые часто публиковала «Мурзилка». У писателя было еще много замыслов, но большинство из них так и остались нереализованными. Некоторые из них, в частности, книга «Две ночи» были изданы уже после его смерти.

За выдающийся вклад в развитие современной литературы Юрий Казаков был представлен к международной Дантовской премии в 1971 году.

Юрий Павлович умер 29 ноября 1982 года. Похоронили писателя в Москве, на Ваганьковском кладбище.

Хронологическая таблица (по датам)

Год (годы) Событие
1927 Год рождения писателя
1933 Арест отца
1942 Окончание восьмого класса. Поступление в техникум
1946 Окончание строительного техникума
1951 Окончание училища им. Гнесиных
1952 Вышел «Сборник пьес для кружков худ. самодеятельности»
1953 Поступление в Литературный институт
1956 Выход рассказа «Голубое и зеленое»
1958 Окончание института
1959 Выход сборника «На полустанке»
1960-1972 Написание «Северного дневника»
1961 Публикация рассказа «Нестор и Кир»
1966 Выход рассказа «Соловецкие мечтания»
1967 Поездка во Францию
1970 Вручение Дантовской премии
1973 Выход рассказа «Свечечка»
1977 Выход рассказа «Во сне ты горько плакал»
1982 Написание сценария к фильму «Великий самоед»
1982 Не стало Юрия Павловича Казакова
1986 Выход посмертного сборника «Две ночи»

Интересные факты

  • любимым писателем Казакова был И. Бунин;
  • Казаков окончил училище им. Гнесиных;
  • писать Юрий Павлович начал из-за того, что практически не мог говорить из-за заикания, которое началось у него после того, как его испугала овчарка;
  • в школьные годы занимался альпинизмом, охотой и рыбалкой;
  • очень любил путешествовать по стране и зарубежью;
  • музой писателя была переводчица Марина Литвинова.

Память о писателе

  • Юрию Казакову посвящено стихотворение Евгения Евтушенко «Долгие крики».
  • В честь писателя была учреждена литературная премия журнала «Новый Мир».
  • На Арбате, на доме № 30 размещена мемориальная доска писателю Юрию Казакову.

Жизни писателя посвящён фильм «Послушай, не идёт ли дождь» (1999 г.).

Ссылки

https://www.kinopoisk.ru/film/40942/ Фильм «Послушай, не идет ли дождь»

https://www.belousenko.com/wr_kazakov.htm Подборка публикаций о Юрии Казакове

https://www.rummuseum.ru/portal/node/2023 Юрий Казаков: мгновения русской души

Личная жизнь

В Литинституте Юрий дружил с Тамарой Жирмунской, однако в 1963 году однокурсница Казакова вышла замуж за сценариста и режиссера Павла Сиркеса.

Роман с Мариной Литвиновой у прозаика разгорелся в начале лета 1960 года и продолжался 5 лет. Переводчица вдохновила его на написание «Северного дневника». Любовь к Марине нашла отражение в рассказах Казакова «Двое в декабре» и «Розовые туфли».

В июне 1965 года влюбленные, вместе читавшие книги и ездившие в творческие командировки на Русский Север, расстались. Через полгода Юрий предложил Марине встретиться и сказал, что им надо возобновить отношения, иначе он женится на хорошей девушке, с которой встречается. Литвинова ответила, что согласна на предложение Казакова при условии, что он начнет лечиться от алкоголизма.

Ссылка на основную публикацию