Смысл жизни в рассказе «Матренин двор»

У современных школьников оно, как правило, вызывает гнетущее впечатление: те, кому удается его дочитать, воспринимают рассказ как один сплошной поток негатива.

Но картины жизни советской послевоенной деревни, написанные Солженицыным, заслуживают более внимательного взгляда.

Ключевая задача учителя литературы — сделать так, чтобы учащиеся не ограничились формальным заучиванием финала, а прежде всего разглядели в темной и печальной истории то, что спасает человека в самых бесчеловечных условиях, — свет сохраненной души.

Это одна из ведущих тем советской литературы 60-х — 70-х: опыт индивидуального существования человека среди тотального съезжания государства и общества вниз.

В чем суть?

В основу рассказа положены реальные события — судьба и смерть Матрены Захаровой, у которой автор, освободившись после десятилетнего заключения и трехлетней ссылки, поселился в деревне Мильцево Гусь-Хрустального района Владимирской области (в рассказе — Тальново).

Его желанием было — уйти как можно дальше от назойливо гремящих репродукторов, затеряться, оказаться как можно ближе к нутряной, глубинной России.

На деле, Солженицын увидел беспросветную нищету народа и наглую безответственность власти на местах — то, что приводит человека к нравственному оскудению, обесцениванию добра, бескорыстия и благородства. Панораму этой жизни и воссоздает Солженицын.

В рассказе «Матренин двор» мы видим сборище пошлых, жадных, злобных людей, которые, вероятно, могли бы быть совсем другими в иных условиях, если бы не бесконечные бедствия: две мировые войны (эпизод про замужество), хроническое недоедание (ассортимент магазина и «меню» рассказчика), бесправие, бюрократия (сюжет про пенсию и справки), вопиющая бесчеловечность власти на местах (про работу в колхозе)… И эта беспощадность проецируется на отношения между людьми: немилосердны друг к другу не только близкие, сам человек к себе беспощаден (эпизод болезни Матрены). Человеку здесь никто ничего не должен, никто не друг и не брат… а он — должен?

Легкие ответы — «да» или «нет». Но они не про Матрену Васильевну Григорьеву, единственную, кто до конца своих дней сохранил свою личность, внутренний стержень и человеческое достоинство.

Матрена только кажется бесхребетной безответной рабой, хотя именно такой ее видят корыстные соседи, родственники, наглая жена председателя колхоза — те, кому невдомек, что труд может согревать человека изнутри, что добро — это не имущество, а состояние души, а сбережение души важнее внешнего благополучия.

Матрена сама знает, что и зачем делать, кому что должна, а себе — в первую очередь: выживать, не творя зла, отдавать, не жалея. Это и есть «ее двор», место «жизни не по лжи». Выстроился этот двор посреди ущербного неряшливого быта с мышами и тараканами, вопреки несправедливо жестокой женской судьбе, в которой спасаться — значит от много отказаться.

Рассказ — о том, что Двор этот обречен, что «добрые люди» его постепенно раскатывают по бревнышку, и вот уже становится не в чем и негде жить душе после непостижимого людского варварства. Сама природа замерла перед значительностью смерти Матрены (эпизод ночного ожидания ее возвращения). А люди продолжают пить водку и делить имущество.

Смысл жизни в рассказе «Матренин двор»

Что взять для проработки?

Портрет безбытности. Описание Матрениной избы вызывает у нас отталкивающее впечатление, однако рассказчик остается здесь жить и даже не слишком противится найденной у себя в супе тараканьей лапки: «не было в этом никакой фальши». Что в связи с этим вы думаете о рассказчике?

Неравная битва. Матрена постоянно находится в трудах, постоянно действует, но действия ее напоминают сражение с ужасной непобедимой силой. «Притесняют меня», — так говорит она о себе. Собирать торф, чтобы топить печь зимой, запрещено: поймают и под суд отдадут.

Раздобыть траву для козы — только нелегально. Огороды обрезали, и кроме картошки ничего нельзя вырастить — а на отнятой земле растет бурьян. Матрена больна, но беспокоить врача стесняется.

Матрене никто не помогает — но зато и соседи, и колхоз призывает ее на помощь (саму-то ее из колхоза исключили как инвалида). Она никому не отказывает и денег не берет.

Но почему же? Почему она не даст отпор, не откажет, не огрызнется ни разу на своих мучителей, а продолжает позволять себя использовать? И как назвать эту непобедимую силу, которая не может победить (унизить, растоптать) Матрену? В чем сила Матрены? А слабость?

Не стоит село без праведника. Это — первое авторское название рассказа. Твардовский, говоря об этом рассказе, называл его «Праведница», но отвергал название как прямолинейное.

Потому что читателю надо дойти до финала, чтобы понять, что вот эта ущербная Матрена и есть та праведница, которую обещало заглавие. Заметим: никакого отношения к религии Матрена не имеет; в рассказе нет Бога как высшей силы, поэтому не может быть и праведника в полном смысле слова.

А есть обычный человек, который выживает за счет труда, незлобивости и гармонии с собой: «Матрена все время занята трудом, делами, а поработав, возвращается в свою неустроенную жизнь свежая и сияющая». «Ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда»…

«Год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала… ни рубля. Потому что пенсии ей не платили… А в колхозе она работала не за деньги — за палочки».

Застенчивая, доброжелательная, жертвенная, никого не осуждающая (единственное ее ругательство «паразиты несочувственные», да и то в адрес властей) — она, как ни крути, — маргинал, живущий на краю жизни большинства. Как/почему связаны праведник и маргинал?

Люди, испорченные жизнью. При жизни Матрена всегда одна, один на один со всеми бедами. Но когда она умирает, оказывается, что у нее есть сестры, деверь, племянница, золовка — и все они ни минуты не пытались ничем ей помочь. Не ценили, не любили, даже после смерти отзываются о ней «с презрительным сожалением». Словно они с Матреной из разных миров.

Взять слово «добро»: «Как так случилось у нас, что добром народ называет имущество?» — вопрошает рассказчик. Ответьте ему, пожалуйста, пользуясь фактами из рассказа (после смерти Матрены все окружение начинает делить между собой ее добро, позарившись даже на старый забор.

Золовка пеняет: отчего Матрена не держала в хозяйстве поросенка? (А мы-то с вами догадываемся, почему?).

Особое внимание стоит обратить на образ Фадея, нарочито демонизированного автором. После катастрофы на железнодорожных путях деверь Матрены Фадей, только что ставший свидетелем ужасной смерти нескольких человек, включая собственного сына, больше всего печется о судьбе хороших бревен, которые теперь пустят на дрова. Жадность, доводящая до потери не только духовности, но и разума.

Но точно ли виной всему тяжелые условия жизни людей и бесчеловечный режим? Только ли поэтому люди портятся: становятся алчными, недалекими, подлыми, завистливыми? Быть может, духовная деградация и сдача человеческих позиций — удел массового человека в любом обществе? Что такое «массовый человек»?

Что обсудить на классном часе?

По Солженицыну, тяжелые жизненные условия и бесчеловечность, возведенная в ранг государственной политики, рождают чудовищ.

С этим сложно поспорить, но ведь известны случаи, когда в суровые времена люди, наоборот, находили в себе силы сохранить добрые, теплые отношения, помогали друг другу, сохраняли присутствие духа.

Попросите учеников расспросить родителей, бабушек и дедушек: удавалось ли им или их знакомым прожить в тесноте и бедности, но не в обиде и не в злобе — в коммунальной квартире, в годы дефицита, во время войны или коллективизации? Каждая такая история — драгоценность, потому что, обсудив ее, мы сможем понять, что именно не дает человеку озвереть. Это может быть работа, как у Матрены, или общая традиция, сила духа одного человека, который поддерживает всех вокруг, музыка, идея — все что угодно. Это сложная, «взрослая» тема — но она действительно важна, и когда еще взяться за нее, как не при чтении Солженицына.

Смысл жизни в рассказе «Матренин двор»

Что обсудить в контексте литературного мастерства?

Красноречивые детали.

Этот рассказ был высоко оценен современниками не только с точки зрения содержания (январский журнал НМ за 1963 год нельзя было достать несколько лет подряд), но и с художественной стороны: о безукоризненном языке и стиле текста сразу по прочтении писали Анна Ахматова и Лидия Чуковская, дальше — больше.

Точные и образные детали — конек Солженицына-художника.

Эти брови Фадея, которые сходились и расходились, как мосты; стена на кухне Матрены будто шевелится от обилия тараканов; «толпа испуганных фикусов» в час смерти Матрены; мышами «овладело безумие», «отдельный сруб горницы разобрали по ребрышкам»; сестры «слетелись», «захватили», «выпотрошили», и еще: «…пришли громко и в шинелях». То есть — как пришли? Страшно, бесцеремонно, властно? Интересно поискать и повыписывать образные детали и соотнести их с «сигналами», которые подает текст: опасность, безбытность, безумие, фальшь, расчеловечивание…

Это задание хорошо выполнять в группах, рассматривая сразу несколько тем-настроений. Если вы пользуетесь сервисом «Классная работа» платформы LECTA, вам будет удобно не тратить время урока, а задать работу над текстом на дом.

Разбейте класс на группы, создайте рабочие кабинеты для каждой группы и следите за тем, как ученики заполняют таблицу или презентацию. Сервис позволяет работать не только с текстом, но и с иллюстрациями, аудио и видеоматериалами.

Попросите учеников из разных групп поискать иллюстрации к рассказу или просто релевантные визуальные ряды — например, полотна Питера Брейгеля старшего, известного певца деревенского средневекового быта.

Литературные аллюзии. Их в рассказе очень много. Начать с Некрасова: ученики могут сами без труда вспомнить Матрену Корчагину из «Кому на Руси жить хорошо» и знаменитый отрывок из поэмы «Мороз-красный нос»: что похоже, что разное? Возможно ли подобное воспевание женщины в европейской культуре… почему… а какое там принято?

Неявный мотив «маленького человека» из гоголевской «Шинели»: Матрена, получив с трудом добытую пенсию, сшила себе пальто из железнодорожной шинели и зашила в подкладку 200 рублей на черный день, который вскоре и настал.

К чему отсылает аллюзия с Башмачкиным? «Не жили хорошо, не надо и начинать»? «Кто в бедности родился, тат в бедности умрет»? — эти и другие пословицы русского народа поддерживают психологию покорности и смирения.

Можно ли думать, что и Солженицын поддерживает?

Толстовские мотивы неизбежны; портрет Льва Николаевича висел у Солженицына над тумбочкой. Матрена и Платон Каратаев — оба круглолицые, нерефлексирующие, но обладающие верным инстинктом жизни. Матрена и Анна Каренина — мотив трагической смерти на железной дороге: при всем несходстве героинь, обе не могут ни принять сложившуюся ситуацию, ни изменить ее.

Тема метели как руки судьбы (пушкинская): до роковой катастрофы на путях две недели мела метель, отсрочивая перевозку бревен, но никто не образумился. После этого у Матрены пропала кошка. Странная отсрочка — и зловещее предсказание.

А еще про безумие много — в каком смысле и почему персонажи рассказа сходят с ума? В здравом ли уме читатель, написавший в отзыве «доброта и довела Матрену Васильевну до гибели»?

#ADVERTISING_INSERT#

Смысл жизни в понимании героев рассказа «Матренин двор». – по русскому языку и литературе

«Матренин двор» – рассказ о жизни патриархального российского села, где процветающие эгоизм и хищность обезображивают Россию.

В ходе повествования мы знакомимся со многими второстепенными персонажами, они сменяют друг друга, рассказывают о чем-то своем, но все равно остаются частью серой, отталкивающей и бездушной массы. Борьба за жизнь, о смысле которой они не задумываются, делает их ожесточенными, завистливыми и изворотливыми.

Жители села Торфопродукт пытаются улучшить свой быт, они работают, копят, покупают и воруют, потому что счастье видится им лишь в материальных ценностях.

Именно поэтому на их фоне так ярко выделяются два главных персонажа: герой-рассказчик, которого все называют Игнатич, и пожилая одинокая женщина Матрена Васильевна.

Школьный учитель, бывший заключенный, приехавший в далекое село, не ищет ни денег, ни легкой жизни. Он, проведя многие годы вдали от родины, вернувшись, желает лишь обрести покой в русской глубинке.

Его смысл жизни заключен в созерцании окружающего мира, в ежедневном честном труде.

Живя в доме Матрены, рассказчику кажется, что он узнает ее все лучше: ее характер, распорядок дня, историю жизни, полную потерь и разочарований.

Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Он восхищается ее готовностью к труду и самопожертвованию. Но лишь после смерти Матрены, Игнатич ловит себя на мысли о том, что знал, но никогда до этого не понимал эту женщину.

Скорее всего, он воспринимал ее поступки как следствие слишком доброго нрава, но за этим стояли более глубокие причины. Смысл жизни в понимании Матрены Васильевны это не накопление, а отдача всего, что возможно, другим.

На протяжении всей своей трудной судьбы она жертвовала своим здоровьем и силами, отказываясь даже от вознаграждения, она отдавала всю свою любовь и сострадание, не требуя ответных чувств.

Матрена жила, радуясь каждому дню, с благодарностью принимая и отдавая то, что ей преподносила жизнь. В конце повествования рассказчик говорит о том, что «она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Этот рассказ А.И. Солженицына заставил меня задуматься о многом. Очень просто быть щедрым и добрым, живя в достатке, но возможно ли сердцу не зачерстветь, когда несчастья толпятся на твоем пороге?

Полезный материал по теме:

Читайте также:  Сочинение: История создания рассказа В.Г. Короленко «Дети подземелья»

Смысл жизни в рассказе «Матренин двор»

Смысл жизни в понимании героев рассказа «Матренин двор».Солженицын А. И.Стр. 1

Смысл рассказа "Матренин двор" | Какой Смысл

«Матренин двор» — это второй рассказ Александра Солженицына. Он появился в 1959 году и был опубликован в журнале «Новый мир». Изначально произведение имело название «Не стоит село без праведника». Однако во избежании проблем с цензурой оно было изменено на более приемлемое.

Это произведение положило начало теме деревенской прозы, которое затем широко использовалось в советской литературе. Печать этого рассказа сильно затянулась, потому что многие писатели, которые прочли этот рассказ, уверяли Солженицына, что не стоит этого делать.

Однако после успеха «Одного дня Ивана Денисовича» писатель твердо решил, что произведение увидит свет. Рассказ вызвал волну оживленных споров. Они улеглись лишь к 1989 году, и работа была напечатана в журнале «Огонек».

Но Солженицын не давал своего согласия на это действие, потому посчитал публикацию нечестной.

Смысл названия рассказа «Матренин двор»

Осталось ли хоть немного духовности и нравственности в людях? Это главный вопрос, который задает Солженицын своим читателям. Действие рассказа происходит в 1956 году. Всего несколько лет назад закончилась война, страна еще не отошла от ужаса и потрясений.

Когда мы видим название, в голове сразу возникает образ маленького сельского домика, а Матрена представляется нам добродушной старушкой, которая готова рассказать сказку и накормить своих внуков пирогами.

Если вспомнить историю, то все больше людей переезжало в города, а таких милых старушек становилось все меньше. Люди замыкались, попросту начинали думать только о себе.

А такие качества, как любовь к окружающим, готовность помочь по первому зову и открытость души становятся практически смешными. Да и в селах начинало происходить то же самое. Главная героиня, несмотря на окружающие перемены, не боится оставаться доброй и искренней.

Именно поэтому Солженицын называет ее праведником, говорит, что на плечах таких людей и держится вся страна. Пока живы такие образцы для подражания, общество еще может «излечиться» от эгоизма.

Смысл произведения «Матренин двор»

Солженицын рассказывает нам, как, вернувшись из ссылки, устраивается на работу учителем. Жить ему приходится в доме у милой старушки Матрены Васильевны. Он много узнает об этой женщине. Это завязка, в которой нас просто вводят в курс дела.

Постепенно герой начинает общаться с ней и узнает о нелегкой судьбе Матрены. Еще в Первую мировую войну на фронт ушел ее жених Фаддей. На фронте он пропал, но девушка все ждала его.

Когда надежды ни у семьи парня, ни у самой невесты не осталось, было решено женить ее на младшем брате жениха Ефиме. Он любил ее, никогда не бил, но вот сама Матрена относилась к нему скорее по-дружески.

Но через несколько лет возвращается Фаддей, который был готов зарубить топором и брата, и бывшую невесту. С горя он решает жениться на другой, которую тоже зовут Матрена.

Она родила ему шестерых детей. А вот у нашей героини все дети умерли. Она взяла на воспитание Киру, дочь Матрены. А в это время Ефим ушел на войну и там пропал, да так и не вернулся. И тогда герой понимает — на таких людях и держатся все села и города. Матрена никогда не жила для себя.

Она помогала соседям, колхозу, бралась за всякую работу, даже за самую тяжелую. При этом женщина оставалась доброй и отзывчивой. Имея внутренний стержень, она смогла прожить свою жизнь так, что ее назвали «праведником». В старости она сама тянула все хозяйство, при этом не жалуясь, что ей тяжело.

Героя поразила эта женщина, ведь в городе такую встретить просто невозможно.

Смысл финала рассказа «Матренин двор»

Рассказ заканчивается довольно грустно. Матрена погибает, помогая Фаддею перетаскивать часть своей же избы, которую женщина завещала Кире. Виноват в этой смерти Фаддей — он решил не ждать, пока его бывшая возлюбленная умрет и отдать наследство Кире уже сейчас, когда девушка выходит замуж. На ее похоронах все, конечно же, плачут.

Но в головах у них лишь одно — как бы поскорее поделить все имущество Матрены. Их слезы — не больше, чем игра на публику. А виновник смерти женщины и вовсе не появился на похоронах. Фаддей — единственный человек, который просто не смог прийти из- за мук совести. Он и правда понимал, что к смерти причастен он.

И если бы не его жадность, Матрена продолжала бы жить.

Герою приходится переехать из этого дома. Он наслушался многих слов о Матрене: многие называли ее странной, а некоторые и вовсе считали ее доброту неправильной. Также он понимает, что чем больше гибнет таких старушек, тем быстрее погибнет старая деревня: уютная, добрая, с маленькими домиками и отзывчивыми людьми. От этого герою становится по-настоящему печально.

Аргументы. ОГЭ 15.3 Матренин двор

Рассказ «Матрёнин двор» был написан в 1959г., напечатан в 1963 году в журнале «Новый мир».Рассказ достоверен, автобиографичен.

Матрёна Васильевна Григорьева — главная героиня рассказа, хозяйка дома, в которой живёт автор , приехавший в глубинную деревню  Тальново( ближе к Москве его просто не брали на работу : 10 лет отсидел в сталинских лагерях).

Трагична личная судьба: любимый человек – Фаддей, пропал без  вести на фронте в Первую мировую. По настоянию родственников вышла замуж за нелюбимого брата Фаддея — Ефима. А потом вдруг и Фаддей вернулся ( был в венгерском плену) , женился на женщине с таким же именем- Матрёна( уж очень он любил героиню)

Все шестеро детей Матрёны умерли во младенчестве. Тогда она взяла на воспитание одну из дочек Фаддея ( у того тоже было шестеро детей) – Киру. Но та выросла, вышла замуж  и уехала в соседний посёлок.

Трагичен конец произведения: Матрёна завещала свою избу Кире. Но Фаддей не захотел  дожидаться смерти Матрёны, решил избу ещё при её смерти перевезти на новое место. Матрёна помогала ему в этом, но , перетаскивая по рельсам брёвна, попала под поезд и погибал.

О чём же рассказ « Матрёнин двор»? Какие проблемы поднимает в нём автор? О чём заставляет задуматься читателей?

При всей простоте сюжета, в произведении подняты очень многие важные проблемы. Разберёмся в них.

Размышления по поводу некоторых тем и проблем произведения

Тема: «Смысл жизни»
Проблема выбора жизненного  пути.

Как прожить жизнь? Посвятить её только  себе или жить, помогая другим, быть нужными им? Каждый сам отвечает себе на этот вопрос.

Матрёна — главная героиня рассказа  Солженицына А.И., сделала  свой выбор. Всю доброту сердца она отдаёт людям. Словно живёт для других, а не для себя. Воспитала дочку когда-то любимого ею мужчины Фаддея ( своих-то детей Бог прибирал к себе  ещё во младенчестве), всегда помогала другим: то картошку посадить — собрать, то тяжести какие-то перенести. Никто в деревне и не думал, что Матрёна может отказать им — во всём помогала, да и денег не брала. Удобно соседям.

А Матрёна и не обижалась ни на кого. Всё делала от души, с радостью. Оказывать людям безответную помощь — вот нравственный выбор, который сделала Матрёна .Она не ждёт в ответ даже простой благодарности, привыкла, что люди вокруг грубые, корыстные. Но продолжает делать добро. Это суть её характера, её души, она не может без этого.

О многом заставляет задуматься рассказ. Как нужно прожить жизнь? И ответ автора однозначен: нельзя жить эгоистично, корыстно, любя только себя и думая лишь о своих проблемах. Чем больше будет таких людей, как Матрёна, тем радостнее будет жизнь.

Надо делать свой выбор в жизни, очень важно, чтобы он был нравственно правильным.

Тема: « Красота души человека»
Проблема нравственной красоты человека.

В чём истинная красота человека? Какие  нравственные качества делают человека прекрасным?

Матрёна внешне очень простая, ничем не выделяющаяся крестьянская женщина, всю жизнь занимающаяся тяжёлым деревенским трудом. Трудно жилось Матрёне, как и всем жителям деревни: и купить-то им нечего  в магазине, и еда у них очень скудная и скромная- картошка одна. И дом Матрёны такой ветхий, словно рассыплется на щепочки. Мыши и тараканы соседствуют с героиней. А она уже  и привыкла к ним.

Но как красива  душа героини! Доброта, трудолюбие, отзывчивость, стремление помочь, понять другого — всё это делаёт её прекрасной.

Её не надо было просить о помощи, достаточно было сказать, чтобы завтра пришла помогать собирать картошку. И Матрёна бросала все свои дела и шла помогать, да ещё искренне радовалась за соседей, если картошка уродилась крупная.

Прожив тяжёлую жизнь, она не озлобилась на людей, не обижалась даже на то, что, проработав четверть века в колхозе, не получала пенсии, так как пенсия полагалась только заводским рабочим. Была она больна — но считалась инвалидом. Словно государство просто забыло о том, что живёт такая женщина, никому не дела до неё. Еле-еле в конце жизни смогла Матрёна выхлопотать для себя пенсию за мужа,  но сколько зависти появилось сразу у односельчан и родственников: куда ей столько денег.

А Матрёна не переставал дарить тепло людям. Как уютно и хорошо чувствовал в её доме рассказчик. Легко было с Матрёной, по -домашнему спокойно.

«Не живёт село без праведника» – таким было первое название рассказа. И действительно, именно такие люди, как Матрёна, праведники, то есть живущие по правде, делают жизнь чище, добрее, своей жизнью показывая, что ценно на этой земле: не материальные вещи, а человеческие отношения, взаимопонимание и уважение, Не надо опускаться до того, чтобы  перевозить разобранный дом Матрёны  ещё при её жизни, как  это сделал некогда любимый ею мужчина Фаддей. Гибель героини под колёсами поезда во время перевозки через рельсы брёвен – страшное предупреждение людям о том, что надо ценить в жизни. Со смертью героини словно опустела деревня, не стало такой доброй и отзывчивой Матрёны.

Но ужасно то, что люди- то и не заметил , что ушла из жизни такая прекрасная женщина. Поминки стали лишь поводом напиться. А в конце даже песни запели. Вот она, нравственная деградация людей. Даже родственникам безразлична смерть Матрёны.

И только рассказчик искренне жалеет её. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село .Ни город. Ни вся земля наша».

Человек красив душой, своими поступками, своим отношением к людей. Именно этот вывод можно сделать, прочитав рассказ Солженицына А.И.

Солженицын в рассказе «Матренин двор» рассказывает о быте жителей русской деревни, о системе взаимоотношений власть-человек, о высоком смысле бескорыстного труда в царствии эгоизма и алчности.

Из этого всего ярче всего показана тема труда. Матрена – человек, который не просит ничего взамен, и готов отдать себя всего на благо другим.

Её не ценят и даже не пытаются понять, а ведь это человек, переживающий каждый день трагедию: поначалу ошибки юности и боль утраты, после – частые болезни, надрывный труд, не жизнь, а выживание. Но от всех проблем и тягот Матрена находит утешение в работе.

И, в конце концов, именно работа и непосильный труд приводят её к смерти. Смысл жизни Матрены – именно это, а ещё забота, помощь, желание быть нужной. Поэтому деятельная любовь к ближним – основная тема рассказа.

Так же важное место в рассказе занимает проблема нравственности. Материальные ценности в селе превозносятся над человеческой душой и ее трудом, над человечностью вообще.

Понять глубину характера Матрены второстепенные герои просто неспособны: алчность и желание обладать большим застилает им глаза и не позволяет видеть доброту и искренность.

Фадей потерял сына и жену, зятю грозит заключение, но мысли его занимает то, как уберечь брёвна, которые не успели сжечь.

Помимо этого, в рассказе есть тема мистики: мотив неопознанного праведника и проблема проклятых вещей – которых касались люди, полные корысти. Фадей сделал горницу избы Матрены проклятой, взявшись валить её.

Вышеупомянутые темы и проблемы в рассказе «Матренин двор» направлены на то, чтобы раскрыть глубину чистого мировоззрения главной героини. Обычная крестьянка служит примером тому, что сложности и потери только закаляют русского человека, а не ломают его. Со смертью Матрены всё то, что она фигурально выстраивала, рушится.

Её дом растаскивают, остатки имущества делят между собой, двор остаётся пустым, бесхозным. Поэтому жизнь ее выглядит жалко, потери никто не осознает. Но не то же ли самое случится с дворцами и драгоценностями сильных мира сего? Автор демонстрирует бренность материального и учит нас не судить окружающих по богатству и достижениям.

Истинное значение имеет нравственный облик, который не меркнет даже после смерти, ведь остается в памяти тех, кто увидел его свет.

Может, со временем герои заметят, что не хватает очень важной части их жизни: неоценимых ценностей.

Зачем же раскрывать глобальные нравственные проблемы в таких убогих декорациях? И в чем тогда заключается смысл названия рассказа «Матренин двор»? Последние слова о том, что Матрена была праведницей, стирают границы её двора и раздвигают их до масштабов всего мира, делая тем самым проблему нравственности общечеловеческой.

Солженицын рассуждал в статье «Раскаяние и самоограничение»: «Есть такие прирожденные ангелы они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи, нис­колько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Ка­ждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это — праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, — и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину».

Матрену от остальных отличает способность сохранить человечность и твёрдый стержень внутри. Тем, кто бессовестно пользовался её помощью и добротой, могло бы показаться, что она безвольная и податливая, но помогала героиня, исходя только из внутренней бескорыстности и нравственного величия.

Автор подчеркивает  ее доброту, безграничную любовь к людям

А сколько “тепла”, “чуткости”, “задушевности” чувствуется в описании скромного жилища Матрены и его обитателей: “Иногда ела кошка и тараканов, но от этого ей становилось нехорошо.

Единственное, что тараканы уважали, — это черту перегородки, отделявшей устье от… чистой избы… в кухоньке по ночам кишели…

— пол весь, и скамья, и даже стена были чуть не сплошь бурыми и шевелились…” 

На мой взгляд, автор любит описывать чьи-то обиды и неудачи (имеется в виду данный рассказ): “…много было у Матрены обид…” Опять обиды.

И жалость. Рассказчик давит на жалость. Он пытается задеть за живое (так как лично меня он больше ничем не смог тронуть). Но жалость жалости — рознь… 

“Нет Матрены. Убит родной человек. И в день последний я укорил ее за телогрейку”. Автор хочет показать нам, какой он чувствительный и жалостливый. Однако внутри он человек жесткий и сухой. У меня едва хватило сил прочитать описание мертвой Матрены, ее изуродованного тела. 
 Люди  бездушные,

Анализ рассказа «Матренин двор» Солженицына: смысл, проблематика

Рассказ Александра Исаевича Солженицына «Матренин двор» впервые был опубликован на страницах журнала «Новый мир». Он основан на реальных событиях.

В этой работе писателя все внимание направлено на человека. В рассказе «Матренин двор» повествуется о нелегкой сельской жизни пятидесятых годов.

Анализ произведения поможет при подготовке к ЕГЭ, а также в работе на открытом уроке по литературе.

История создания и критика

Солженицын в рассказе четко передаёт говор Курловского района, особенности быта деревенских обитателей, обряд похорон и народные плачи.

В этом произведении отображена жизнь русской деревни, а в судьбе героини — эпоха страны.

Автору понадобился один год для написания рассказа (1959). Потом Солженицын сталкивается с проблемой публикации, потому что первоначальное название — «Не стоит село без праведника» — цензура сочла слишком религиозным. Вскоре работа получила имя «Матренин двор». В жанре значилось — «монументальный рассказ».

Однако опубликовать сразу его не получилось, так как Твардовский, который был на тот момент редактором журнала «Новый мир», сомневался в возможности выхода в свет подобной работы.

Но как только огромный успех получило другое произведение Солженицына — повесть «Один день Ивана Денисовича», все опасения пропали и рассказ был напечатан.

Только вот люди смогли прочитать его лишь в момент перестройки в 1989, когда в СССР вступил принцип гласности.

  Сочинение на тему: Воскресная прогулка на лыжах

Произведение очень оценили современники. Рассказ удивил сюжетом и своим содержанием (январский журнал НМ за 1963 год нельзя было достать несколько лет подряд). Он поразил всех и с художественной стороны: о безукоризненном языке и стиле текста мгновенно по прочтении писали Анна Ахматова и Лидия Чуковская, дальше — больше.

Основная идея

В своём рассказе Солженицын отобразил быт русской деревни середины двадцатого века без каких-либо прикрас со всей его бездуховностью и жестокостью. Этой деревне противопоставлена Матрёна, живущая жизнью настоящего христианина.

По мнению писателя, именно за счёт таких самоотверженных личностей, как Матрёна, и живёт вся страна, забитая нищетой, войной и политическими просчетами. Смысл рассказа «Матренин двор» заключается в приоритете вечных христианских ценностей (доброты, отзывчивости, милосердия, щедрости) над «житейской мудростью» жадных и погрязших в быту крестьян.

Свобода, равенство и братство не смогли заменить в сознании народа простых истин — необходимости духовного развития и любви к ближнему.

Главная мысль в рассказе «Матренин двор» — необходимость правиднечества в повседневной жизни. Люди не смогут жить без моральных ценностей — доброты, милосердия, щедрости и взаимовыручки. Даже если все теряют их, должен быть хотя бы один хранитель сокровищницы души, который будет напоминать всем о важности нравственных качеств.

Композиция произведения

Эта работа Солженицына о судьбе людей послесталинских времен. Повествование идет от лица Игнатича, он рассказывает историю, как бы глядя на нее со своей стороны. Само произведение поделено на три смысловые части.

Первая повествует о том, что Игнатич — бывший заключенный — вернулся в Россию для спокойной жизни. Человеку после ссылки во времена Сталина найти себе новое рабочее место было невозможно. Но после его смерти очень многие интеллигенты пошли в преподаватели, так как профессия была в дефиците.

Получается так, что Игнатич становится постояльцем у пожилой женщины по имени Матрена. Они достаточно быстро находят общий язык, да и вообще рассказчик обретает в том доме спокойствие. Даже несмотря на то, что избушка у Матрены бедная, в ней было тепло и уютно. Конечно, в деревне есть места и побогаче, но в доме женщины им было хорошо в ту осень и зиму.

Вторая часть — история Матрены. Юность героини уже была трагична. Она любила Фаддея.

В процессе повествования читатель узнает, что его забрали на войну, и он пропадает безвести. Однако девушка не могла в это поверить и ждала его еще 3 года. Потом пришлось принять мысль о его гибели.

Тогда она выходит замуж за его брата, потому что жена Ефима умерла, а на руках у него остались дети. Вот и пожалела их, хотя ни капельки не любила его.

А Фаддей вернулся, увидел, что Матрена замужем за братом, и не смог принять эту мысль.

Матрене детей своих вырастить не удалось, всех шестерых похоронила. Однако это не смогло искоренить в женщине доброту.

Вскоре Матрена погибает не своей тихой смертью, а из-за жадности, алчности и чёрствости Фаддея. Она помогает перевозить через железнодорожные пути часть дома, которую она завещала своей преемнице Кире.

Но леса зацепляются за рельсы, она вместе с трактористом и сыном Фаддея попадает под поезд.

Третья часть повествует о похоронах женщины. И читатель узнает, что все окружающие, которые пришли на поминки Матрены, никак не печалятся о ее смерти.

Они довольны тем, что предстоит раздел имущества. В их планы входит набрать всего и побольше. Автор корит себя за то, что слишком поздно осознал всю широту души этой женщины.

Первая глава является экспозицией всего рассказа, здесь происходит знакомство с его персонажами. Вторая — это завязка, читатель узнает о героине и видит основной конфликт, который постепенно нарастает в кульминацию и разрешается в третьей.

Суть: о чём?

Повествование начинается с того, что рассказчик, проведя десять лет в ссылке в трудовом лагере, селится в деревне Торфопродукт, в доме Григорьевой Матрёны Васильевной.

Постепенно главный герой узнаёт всю историю жизни Матрёны, о её неудачном замужестве, о смерти детей и мужа, о её конфликте с бывшим женихом – Фаддеем, о всех трудностях, через которые ей пришлось пройти. Рассказчик проникается уважением к старушке, видя в ней ту опору, на которой держится не только местный колхоз, но и вся Россия.

  По картине И.Э. Грабаря «Ясный осенний вечер»

В конце рассказа Матрёна под давлением семьи Фаддея отдаёт его дочери Кире, которую она воспитывала, как свою часть своей избы, завещанной ей. Однако, помогая перевозить разобранную горницу, погибает. Родственники Матрёны грустят лишь напоказ, радуясь возможности разделить наследство старухи.

Проблематика рассказа

Эта работа Солженицына учит многому. Проведя краткий анализ произведения, читатель понимает, что автором в рассказе поднимается большое количество проблем. Вот некоторые из них:

  1. Тяжелая жизнь русской женщины.
  2. Проблема эгоизма и жадности людей.
  3. Отношения простого народа и власти.

Каждая из них — это беда не только станции Торфопродукт. Солженицын повествует о всеобщей трагедии страны, а эта история является собирательной. Читатель видит, что Матрена всю жизнь трудилась за «палочки», и за всю свою многолетнюю работу она не получает пенсии.

В произведении видна вся мерзость бюрократии. Читатель наблюдает за людьми — рабочими конторы, которым абсолютно все равно на проблемы простого народа.

Они позволяют относиться к своей работе халатно: могут поставить неправильно печать, даже не задумываясь, что таким образом губят простого человека.

Ведь последние месяцы жизни Матрены ушли на сбор бумажек, чтобы выбить себе хоть небольшие копейки на существование.

Какими же в рассказе представлены обитатели деревни? Они думают только о своем достатке и им все равно друг на друга. У них нет понятия о нравственных ценностях. А ведь Матрена как раз и нуждалась в этом понимании, женщина не жила, она существовала, каждый день сталкиваясь с трагедий.

Юность — потеря любимого человека и боль от этой утраты, которая повлекла за собой ошибку. Потом надрывный труд, болезни и смерть. Смысл ее жизни заключался только в том, чтобы быть нужной. Деятельная любовь к своим ближним — такая тема также является одной из основных в произведении.

Чему учит?

Рассказ «Матренин двор» пропагандирует христианское смирение и самопожертвование, которые продемонстрировала Матрёна. Он показывает, что такая жизнь не каждому под силу, однако подчёркивает, что именно так и должен жить настоящий человек. Это и есть мораль, заложенная Солженицыным.

Солженицын осуждает жадность, грубость и эгоизм, царящие в деревне, призывает людей быть добрее друг к другу, жить в мире и согласии. Такой вывод можно сделать из рассказа «Матренин двор».

Главные персонажи

Матрена Васильевна Григорьева — пожилая женщина, которая по своему состоянию здоровья была освобождена от работы в колхозе. Когда ее сокращают, у нее забирают часть участка земли. Это светлый, праведный человек, который был готов помогать всем, даже чужим людям, хотя никто из них не ценил этой помощи. Так, она берет к себе в квартиранты Игнатича — рассказчика.

У автора было свое восприятие быта женщины, он говорит о том, что богатством ее были:

  • фикусы;
  • старая кошка;
  • мыши и тараканы;
  • коза.

Она никогда не искала достатка, заработка и не наживалась на том, на чем бы могла.

Рассказчик Игнатич — прототип самого автора. Он отбыл ссылку в Азии и возвратился в Россию. Остановился на станции Торфопродукт, нашел свое пристанище у Матрены. Он добрый человек, но не любит большого скопления людей и радио, рассказчик ищет тихую жизнь.

С Матреной у них как-то все по-родственному выходило. Она уважала его, помогла ему стать частью коллектива в поселке. Игнатич переживал за эту женщину, которая трудилась не покладая рук. Но даже он не смог понять всю суть и смысл жизни Матрены.

Его глаза открылись только после ее трагической смерти.

Фаддей — возлюбленный Матрены. Читатель видит его уже шестидесятилетним мужиком, который все еще не мог простить ей предательства. Старость Фаддею незнакома, он до сих пор здоров, и седина его не тронула. Своей наглостью доводит Матрену до смерти. Даже когда ее не стало, мужчина не отступился от своего и в день поминок пришел за частью имущества.

Мария. Нельзя пропустить эту фигуру. Хоть Маша появляется только эпизодично, все же играет большую роль. Она единственная настоящая подруга Матрены. Тот человек, который действительно ее очень ценил и понимал.

Нравственная проблематика рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор»

В начале 20 века Россия подвергалась тяжелым испытаниям. Война и голод, бесконечные восстания и революции оставили свой отпечаток на судьбах людей. Бедам и радостям русского народа посвящено все творчество А.И. Солженицына. В своем рассказе «Матренин двор» (1959) он описал положение русской деревни в послевоенные годы.

С уверенностью можно сказать, что этот писатель был одним из первых, кто открыл правду о судьбе крестьянства, изобразил трагическую жизнь русского человека и причины его несчастья. Жители деревни Тальново, в которой происходит действие рассказа, существуют в ужасных условиях. У них отсутствует электричество, больницы, магазины.

Вот как описывает Солженицын дом главной героини: «Изгнивала щепа, почернели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие, и проредилась их обвершка», «темноватая изба с тусклым зеркалом, в которое совсем нельзя было смотреться, с двумя яркими рублевыми плакатами о книжной торговле и об урожае, повешенными на стене для красоты».

Сюжет рассказа концентрируется вокруг события, происшедшего «на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по ветке, что идет к Мурому и Казани». Рассказчик прошел путь к Матрениному двору «из пыльной горячей пустыни». Судьба привела его к «одинокой женщине лет шестидесяти», бедной и измотанной «черным недугом».

Именно в этой «темноватой избе» рассказчик находит не только желанную тишину, уют, но и особую жизнь («безмолвная, но живая толпа» фикусов, заполняющая «одиночество хозяйки»). В рассказе «Матренин двор» автор изобразил народный характер, сумевший сохранить себя в страшной смуте 20 века.

Жизнь Матрены была нищенской: «…Год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала…ни рубля. Потому что пенсии ей не платили… А в колхозе она работала не за деньги – за палочки». «Много было у Матрены обид», с ней «наворочено было много несправедливостей». Но, привыкнув, героиня остается «простодушной», «доброжелательной», «лучезарной», «просветленной».

Главным в образе Матрены является доброта («доброе расположение духа», «добрая улыбка»), побеждающая в ее душе все тяготы и заботы. Никакие враги («…воровали раньше лес у барина, теперь тянули торф у треста», «Из канцелярии в канцелярию…гоняли ее два месяца…») не могли надолго «омрачить» настроения героини. «Верным средством вернуть» внутренний свет была для нее работа.

Матрена работала для колхоза, «для любой родственницы дальней или просто соседки». Все это она делала бескорыстно («Не берет она денег»). Солженицын показывает, что крестьянство не могло пользоваться продуктом своего труда. Все доставалось государству: «рычали кругом экскаваторы на болотах, но не продавалось торфу жителям, а только везли начальству».

Бабы вынуждены были воровать торф, чтобы выжить зимой. Государство отрезало огороды у тружеников, лишало их платы за тяжелый труд. Поэтому в народе к нему не было доверия: «А что – пенсия? Государство – оно поминутное. Сегодня, вишь, дало. А завтра отымет».

Героиня в рассказе оказывается в центре вечного противостояния добра и зла, пытаясь «совестью своей», самой жизнью соединить края пропасти. Кульминацией является момент гибели Матрены на переезде во время перевоза сруба своей горницы: «На переезде – горка, въезд крутой. Шлагбаума нет.

С первыми санями трактор перевалил, а трос лопнул, и вторые сани… застряли… туда же… понесло и Матрену». Трагические события предвещают и страх Матрены перед поездом («Боялась… больше всего почему-то…»), и пропажа котелка на водосвятие («…как дух нечистый его унес»), и то, что «в те же дни кошка колченогая сбрела со двора…».

Даже природа противится перевозу – двое суток кружит метель, после чего начинается оттепель: «Две недели не давалась трактору разломанная горница!» Среди своих односельчан Матрена остается «непонятой», «чужой».

Но, если ранее в речи героев использовались пословицы, отразившие горький опыт народной жизни («Незнайка на печи лежит, а знайку на веревочке ведут…», «Две загадки в мире есть: как родился – не помню, как умру – не знаю»), то в финале рассказа народная мудрость становится основой для оценки героини: «…она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село».

В чем суть праведности Матрены? В том, что жизнь ее строится на правде. Матрена испытывает на себе все трудности советской сельской жизни 1950-х годов: проработав всю жизнь, вынуждена хлопотать о пенсии не за себя, а за мужа, пропавшего с начала войны. Не имея возможности купить торф, который добывается везде вокруг, но не продается колхозникам, она, как и другие, вынуждена брать его тайком. Но, несмотря ни на что, эта героиня сохранила все самое светлое, сохранила свою душу. Создавая этот характер, Солженицын ставит его в самые обыденные обстоятельства того времени, с его бесправием и пренебрежением к обычному человеку. И от того еще ценнее становится характер Матрены. Праведность этой героини состоит в ее способности сохранить свое, человеческое, в столь недоступных для этого условиях.

Главные герои и их характеристика

Система образов в рассказе «Материнин двор» изложена Многомудрым Литреконом в формате таблицы.

герои рассказа «материн двор» характеристика
матрёна обычная русская крестьянка. добрая, отзывчивая и покорная старушка, всю свою жизнь жертвовавшая собой ради других. после того, как её жених – фаддей, без вести пропал, под давлением семьи вышла за муж за его брата – ефима. к сожалению, все её дети умерли, не прожив и трёх месяцев, так что многие начали считать матрёну «порченной». тогда матрёна взяла на воспитание киру – дочь фаддея от второго брака, и искренне полюбила его, завещав ей часть своей избы. она работала задаром и посвящала всю свою жизнь людям, довольствуясь малым.
кира простая деревенская девушка. до замужества воспитывалась матрёной и жила вместе с ней. единственный человек, кроме рассказчика, который искренне скорбит по погибшей. она благодарна старушке за любовь и доброту, а вот к своей семье относится холодно, ведь ее просто отдали как щенка чужой женщине.
фаддей шестидесятилетний русский крестьянин. был любимым женихом матрены, но попал в плен во время войны, и долгое время о нём ничего не было слышно. после возвращения возненавидел матрену за то, что та не дождалась его. женился во второй раз на женщине, которую также звали матрена. авторитарный глава семейства, не стесняющийся использовать грубую силу. жадный человек, стремящийся к накоплению богатств любой ценой.
рассказчик игнатьич добрый и отзывчивый человек, наблюдательный и образованный, в отличие от деревенских жителей. сначала в деревне его не принимают из-за сомнительного прошлого, но матрена помогает ему влиться в коллектив и найти пристанище. автор неслучайно указывает точные координаты села, подчеркивая, что ему запрещено было приближаться на к городу на расстоянии 100 км. это отражение самого автора, даже отчество его похоже на отчество героя — исаевич.
Ссылка на основную публикацию