Сочинение: История создания рассказа В.Г. Короленко «Дети подземелья»

Повесть «Дети подземелья» написал известный писатель В. Короленко в 1884 году. Изначально произведение называлось «В дурном обществе». Идея произведения – показать, как жизненные обстоятельства влияют на характеры главных героев.

Сочинение: История создания рассказа В.Г. Короленко «Дети подземелья»

Анализ повести «Дети подземелья»

В своем произведении В. Короленко хотел показать жизнь во всей ее многообразии. Идея произведения – показать, как жизненные обстоятельства влияют на характеры главных героев.

Маленький мальчик Вася рано потерял мать, и воспитывается, вместе с сестренкой Соней,  строгим отцом. Отец холоден к мальчику и поэтому Вася растет как «пугливый зверек». Мальчик страдает от одиночества и непонимания.

Однажды он знакомится с бродягами, которые жили за городом: мальчиков Вальком, примерно одного возраста с Васей, его сестрой – четырехлетней Марусей и их приемным отцом Паном Тыбурцим. Бродяги жили в заброшенной часовне рядом с кладбищем, а в город ходили воровать еду.

Когда Вася пришел к ним в гости, он не поверил своим глазам. Как дети могут жить в темном, сыром подвале? Так Вася узнал, что такое несправедливость. После увиденного он больше не осуждал воров бродяг. И чем больше Вася общался с бродягами, тем больше он ощущал социальное неравенство и тем больше портились его отношения с отцом.

Мальчики много времени проводили вместе, что не нравилось отцу Васи. Однажды Маруся тяжело заболела. Она лежала в подземелье на сырых холодных камнях и никак не могла вылечиться.

Вася очень переживал за Марусю, дети стали близки, и решил сделать ей приятно, порадовать ее. Он подарил девочке куклу сестры, которую подарила покойная мать. Девочка была в восторге, ей даже стало ненадолго лучше. Отец Васи был в ярости, он никак не мог понять сына. Маруся вскоре умерла, кукла была возвращена, а бродяги ушли в другой город.

Вася и отец открыли для себя новый этап в отношениях, холод сменился на теплоту и любовь.

В данном произведении автор хотел показать, что мир может быть жестоким и несправедливым. Но даже в таком мире нужно иметь такие качества, как доброта, милосердие, понимание и человечность. Автор говорит о том, что нельзя быть равнодушным к проблемам других людей.

Мне понравилось повесть В. Короленко «Дети подземелья». Эта повесть интересная и поучительная.

Сочинение по рассказу Дети подземелья

Меня впечатлил рассказ Короленко «Дети подземелья». И впечатления не всегда приятные, но всегда сильные. Если бы все было просто приятно и красиво, то это была бы сказка. Здесь все слишком похоже на реальную жизнь, которая бывает и жестокой.

Само название навевает мысли о чем-то страшноватом, хотя, все-таки, сказочном. Сам замок, который стоял на одном из насыпных островов около городка, имел страшную славу. Говорили, что в подземельях закопаны сотни пленных, которые и строили замок. Это были турки. Я так и представлял, когда читал, как всем в книге казалось, что раздаются стоны несчастных из-под земли.

В замке, понятно, жили только те, кому терять нечего. Смешно, что выражение “он живет в замке” получило обратное значение, то есть он не богатый граф, а нищий. Мне было непонятно только, почему этим и так несчастным не жилось спокойно!

Они постоянно ругались, дрались, даже устроили войну нищих, в результате которой половину бедняков выгнали из замка. Остались там, а еще на паперти у церквей лишь “благопристойные” бедняки, например, безобразные старухи в чепцах. В общем, подземелья были, во всех смыслах, страшным местом.

Но главного героя они не пугали, а привлекали. Мне понравился характер этого мальчишки. Вася смелый и свободолюбивый. Вот только в тяжелых условиях рос, конечно. Мама его умерла молодой. Отец (судья) ее очень любил. При ее жизни детей не особо замечал из-за своего счастья, а после смерти — из-за горя.

Хотя нет, маленькую сестру он иногда вспоминал, так как она была похожа на мать, а вот сына забыл. Тому даже не разрешала няня играть с сестрой! Поэтому он стал рано утром уходить из дома, бродить целый день, только ночевать дома. И то редко.

Все считали его бродягой, ругали… Суровый отец иногда начинал воспитывать, но просто потому, что должен был. Любви или хотя бы горя своего не показывал.

Так вот, переломный момент рассказа, я думаю, знакомство с двумя нищими детьми — в подземелье. Приятели испугались — бросили Васю среди “чертей”, убежали. А он, неожиданно, нашел настоящих друзей: Валек — сын “главного” нищего и его сестра Маруся.

Она из-за бедности и холода болела, а подарок нового друга (кукла сестры) ее немного утешил. Отец решил, что он ее украл у родной сестры. И, наверное, продал. Но тут в доме судьи появился отец Валека, поблагодарил мальчика, вернул куклу, так как несчастная Маруся умерла.

Думаю, что судье стало стыдно. Только такой шок смог его повернуть к родному сыну.

О чем повесть короленко – сюжет

Наполненное трагичности и мировоззренческой оценки справедливости действий повествование Владимира Короленко «Дети подземелья» в самом деле, можно называть примером реальных дружеских отношений и сострадания.

Главной вопросом, поднятым в произведении, является нужда, как физическая, так и внутренняя. Будучи литературным творцом-филантропом, Короленко немало уделяет строк этому общественному вопросу в литературной работе, принуждая каждого подумать над своими предпочтениями в этом проблеме.

Сюжет начинается в польском городе XIX столетия. Подросток Василий, сынок судьи проживает мирной и благоустроенной жизнью, только одной бедой в которой оказывается безразличие папы, который являлся объективным и добросовестным судьей, абсолютно незаслуженно изолируется от сына после кончины его мамы, сосредоточив свою заботу именно на дочке Софии, потому как она была очень похожа на нее.

Василий проживает жизнью отшельника в свой духовной оболочке, которая рассыпается именно в тот временной отрезок, когда он сталкивается лицом к лицу с бездомными — Вальком и Марусей, которые вынуждены попрошайничать и заниматься воровством, для того чтобы как-то прожить на некоторое время. Их обычный день — борьба за существование. Он начинается с пещеры, стужи и недостатка пищи.

Подросток на первых порах воспринимает контакт с «нехорошим людьми» как незнакомое развлечение. Потом понемногу изменяется его восприятие насущных процессов и житейских законов, и в моменте наивысшего напряжения болезненного состояния и кончины Маруси, открывается его новое восприятие что белое, а что черное.

Осознавая, что кража — это дорога в один конец, он, однако, на глазах папы «крадет» куклу для Маруси (сувенир мамы, полученный с разрешения сестрички).

Когда папа узнает, где находится потерянная кукла, которую отдает обратно Тибальций после кончины Маруси, он понимает всю серьезность выходки родного отпрыска, который преподнесший в виде подарка больной и обездоленной девчонке преподнес ей хоть какой-то восторг в один из дней её жизни.

Папа просит прощения перед сыном и в конце концов этим самым ломает невидимый барьер между ними. Совокупность проблем душевного потрясения, изоляции в этом месте раскрывается по типу «клин клином»: бездна и безысходность созданная одной драмой сглаживается следующий драмой.

Главным внутренним побуждением писателя в этой литературной работе оказывается то, что безденежье олицетворяет собой весь общественный слой проблем, так или иначе тревожащих и психологическую область любой личности.

Писатель рекомендует заняться преображением мира к хорошему, и начать нужно с себя, демонстрируя сострадание и милосердие. Не быть бесчувственным к трудностям остальных людей, ведь на самом деле это духовная бедность личности.

Тема нищеты (Дети подземелья)

Наш классный руководитель дал прочитать нам очень грустную книгу «Дети подземелья». Ее автор В.Г.Короленко поднял в этой книге тему нищеты.

В книге главный герой – маленький мальчик, его зовут Вася. Он жил в захудалом городке под названием Княжье-Вено. Однажды Вася из любопытства полез в старую часовню и встретил там мальчика по имени Валек маленькую девочку Марусю, которые в дальнейшем стали его лучшими друзьями.

Валек – мальчик лет семи, как и Вася. Он одет в лохмотья. Маруся – девочка всего лет четырех. У нее красивые волосы, она очень бледна и одета в такие же лохмотья, как и Валек.

Валек и Маруся были нищие и поэтому не могли учиться в школе. Они не доедали, у них не было одежды не было игрушек, и вообще, у них не было ничего, кроме сырой пещеры и любящего отца – пана Тыбурция.

Иногда Валек воровал для того, чтобы выжить и прокормить любимую сестру. Еще ко всему прочему все нищие, Валек, пан Тыбурций скрывались от полиции и судьи. Многие нищие умирали от недостатка еды, от того что нет нормального дома.

И Марусю постигла такая же участь – она умерла еще совсем маленькой. Мне очень жалко, что она умерла, ведь она могла жить и жить, и радоваться жизни, но вместо радости получила смерть.

Мне не понравилась эта книга, но наверное, автор хотел, чтобы мы больше внимания обращали на бедных. В общем, это хорошая книга, но очень и очень грустная.

Сочинение-размышление про Детей подземелья

Русский писатель В.Г. Короленко является автором огромного количества замечательных повестей, рассказов, очерков. В своем произведении «Дети подземелья» писатель рассказывает о трудной жизни бедных людей, о детской дружбе, а также протестует против неравенства и несправедливости.

Владимир Галактионович и сам не понаслышке знал, что такое нужда, когда в возрасте пятнадцати лет перенес смерть отца.

Всю свою жизнь Короленко боролся за правду, против зла и насилия. Повесть «Дети подземелья» я читала с большим волнением. По названию повести мне показалось, что она о каких-нибудь увлекательных приключениях где-то в заброшенном замке. На деле же все оказалось очень грустно.

Заброшенный замок в повести стал домом для многих бездомных людей. Страшно, когда у человека нет дома. Этим людям приходилось каждый день бороться за свою жизнь, добывая себе пропитание. В числе жителей замка оказались герои произведения мальчик Валек, четырехлетняя малышка Маруся и взрослый мужчина Тыбурций.

Встреча с ними навсегда изменила сознание жителя Княж-городка сорванца Васи, а также, восстановила его отношения с отцом, которые разладились после смерти мамы Василия.

Эта тяжелейшая утрата оттолкнула друг от друга отца и сына. Каждый из них по-своему переживал свое горе.

Мальчику хотелось любви и внимания отца, но при виде угрюмого и строгого лица последнего, ребенок замыкался в себе и робел.

С маленькой сестренкой Васе не разрешала играть нянька, и мальчик, никому не нужный, начал бродяжничать. Дружба с Вальком и Марусей заменила Васе общение с семьей. Ему хотелось хоть чем-то помочь новым знакомым, и он носил им яблоки из сада и другие лакомства.

Мальчик сравнивал Марусю со своей сестрой, и не мог понять, почему малышка такая худенькая и бледная, почти не смеется, не бегает и не играет. Ему очень хотелось развеселить её, но она только плакала. Василия очень удивили слова Валька о том, что «серый камень высосал из Маруси жизнь».

Когда девочка заболела очень серьезно, Вася от отчаяния и беспомощности решается принести ей куклу сестры. И это действительно помогло, но ненадолго. Когда читаешь строчки про болезнь Маруси, так хочется, чтобы произошло чудо, и девочка выздоровела, но чуда не произошло.

Отец Василия был честным и справедливым судьей, но только после слов Тыбурция мальчик понял это. И только благодаря этому же человеку пан судья узнал, что его сын – добрый и хороший мальчик, сочувствующий несчастным людям.

Марусе наверно можно было помочь, вылечив ее, но жители города жили своей жизнью, им не было дела до несчастных жителей заброшенного замка.

Княжна Мэри – характеристика из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Повесть «Дети подземелья» написана В.Г. Короленко очень давно, но и в наше время существуют люди, у которых по каким-либо причинам нет дома. Писатель осуждает общество равнодушных к чужому горю людей. Он призывает оглянуться вокруг и помочь тем, кто нуждается в помощи.

Сочинение по рассказу Дети подземелья Короленко

«Дети подземелья» – эта повесть написана писателем В.Короленко достаточно давно. Но читая ее, в разные времена, разные люди не могли остаться равнодушными. В повести рассказывается не только о нищете и безразличии, но и о милосердии и сострадании.

В развалинах замка, на одном из островов многочисленных прудов Княж – города обитали нищие и разные загадочные личности. Живущие там, в нищете дети однажды по воле случая знакомятся с мальчиком Васей. Он из обеспеченной семьи, но после смерти мамы стал чувствовать себя ненужным. Младшую сестренку опекала няня, а Вася все чаще убегал из дома погулять.

Читайте также:  Образ Алексея Швабрина в «Капитанской дочке» А. Пушкина

Так уж получилось, что новые друзья, а они быстро подружились, стали Васе очень близкими. Он стал часто бывать у них в подземелье. Мальчик хотел хоть как то помочь своим друзьям – Вальку и маленькой Марусе. Он угощал их яблоками из своего сада и сладости.

Вася впервые сталкивается так близко с нищетой, а тут еще и возникла дружба между детьми. Он очень жалел Марусю, она была такая же маленькая как его сестра. Но из-за условий, в которых они жили, она была всегда бледная и грустная.

Валек как – то сказал, что в этом подземелье «серый камень высосал из нее жизнь».

Детей в подземелье опекает взрослый – Тыбурций. Эму совсем не нравится, что дети подружились с сыном судьи. Но он любит Валька и Марусю и, видя как радуются дети дружбе, не запрещает им встречаться.

Всегда голодная малышка Маруся к осени совсем слегла. Вася не зная как помочь несчастной девочке, решил попросить у сестры куклу. Хотя бы на время. Великолепная игрушка придала сил больной девочке, вдохнула в нее капельку радости.

А у Васи начались неприятности. Пропажа куклы открылась. Мальчик был вызван к отцу и буквально допрошен. Вася стойко вынес все обвинения в воровстве. Но вернуть куклу у них с Вальком не получилось. Тихие Марусины слезы остановили их. Не смогли они забрать у нее последние крохи радости.

Васю поместили под домашний арест – запретив ему выходить из дома.

Но появление в их доме Тыбурция с куклой изменило мнение отца Василия. Узнав о благородном поступке своего сына, судья устыдился своего поведения. Он разрешил Васе попрощаться с умершей девочкой и даже дал денег неимущим.

Спустя некоторое время Валек и Тыбурций исчезли не только из замка, но и из города. А Вася и его сестра Соня стали часто ходить на могилку к Марусе.

Это грустное событие помогло не только Васе открыть то, что в мире существуют настоящие человеческие ценности. Понять, что душевное тепло и сострадание имеют большую силу.

Не нужно считать себя лучше других только потому, что твой папа занимает высокий пост.

Сочинение 2

Короленко как автор, да и как человек, был весьма богат на эмоции и выражение своих чувств. Всё что угодно могло вывести его из состояния равновесия в практически в любое эмоциональное состояние, что также очень сильно отразилось на самих произведениях автора.

В своих произведениях автор очень часто обращался к темам человеческой натуры и её составляющей – эмоций, в большинстве своём добрых.

Он часто говорил, и в своих произведениях также отмечал, что на данное время наблюдается сильный спад в эмоциональности людского общества, из-за чего люди забывают о самых простых человеческих радостях, и думают лишь о материальной составляющей жизни. Примером такого произведения послужит “Дети подземелья”.

В произведении “Дети подземелья” автор знакомит нас с нескольких детьми, которые несут в себе ту или иную тему произведения.

Судьба каждого из них весьма незавидна, и потому читатель начинает сочувствовать им, по мере развития сюжета произведения. В произведении также задеваются достаточно сильные в эмоциональном плане для читателя темы.

Это темы социального плана, которые, так или иначе, присутствуют в нашей жизни, которые автор хотел бы донести до своего читателя.

Основной темой в произведении является то, что очень часто люди забывают о своём сердце, начиная руководствоваться только холодным расчётом, из-за чего они также начинают испытывать боль и раздражение.

Он говорит о том, что материальная составляющая нашей жизни отнюдь не самое важное в ней, и потому важно помнить о том, что существуют вещи более возвышенные, чем просто получение дохода и устройство своего материального благосостояния.

Также он указывает ещё одну проблему произведения, которая присутствует в нескольких персонажах произведения.

Он говорит о том, что очень часто люди с трудной судьбой могут вылечить чьё либо сердце, ведь они знают, что по настоящему ценно, потому как им пришлось столкнуться с достаточно трагичными событиями, которые, так или иначе, оставили след в их характере.

Они смогли пройти через достаточно сложный отрезок в своей жизни, чтобы впоследствии стать сильнее.

Таким образом, автор показывает, что человек пройдя какие-либо невзгоды, становится лишь сильнее, и потому может назвать себя достаточно сильной личностью лишь потому, что ему пришлось пройти через плохие вещи, может даже ужасные.

`

По рассказу Дети подземелья

Популярные сочинения

Как «Дети подземелья» спасли писателя Владимира Короленко

Ровно век назад, в 1920 году, Владимир Короленко (1853-1921) написал наркому просвещения РСФСР Анатолию Луначарскому отчаянные и опасные письма с критикой большевизма. Из-за них классик оказался на обочине русской литературы.

Его статус понизился до детского писателя, но он не был вычеркнут из истории русской литературы. Спасли Короленко «Дети подземелья» — сокращённый вариант повести «В дурном обществе».

Рассказ вошёл в школьную программу и советский литературный канон, а главный герой — мальчик Вася — встал в один ряд с Тимуром и его командой, Мишей Поляковым из «Кортика» и другими иконами советской детской литературы.

Эпистолярный поединок

В своих бескомпромиссных письмах к Анатолию Луначарскому Короленко фактически апеллировал к высшему руководству страны. Жанр «писем к вождю» — не просто неформальный диалог с властью. Это дело чести, поединок. В нем трудно, практически невозможно победить, но цель не в этом. Главное — четко озвучить свою позицию и повлиять на ход событий в стране.

Короленко верил в силу своего слова. Он имел колоссальный авторитет в обществе — не только как писатель — властитель дум, но и как народный заступник, правозащитник. И в царской, и затем в Советской России Короленко ходатайствовал за арестованных. Его называли «поэтом русской интеллигентской совести» — за справедливость и прямоту.

Максим Горький говорил о своем «непоколебимом доверии» к Короленко. Обычно язвительный Иван Бунин сравнивал коллегу с «титаном, которого не могут коснуться отрицательные явления». А Антон Чехов сказал о Короленко кратко и ёмко: «Очень хороший человек».

Короленко, как и Лев Толстой, «не мог молчать». Ему, одному из «праотцов» революции, прошедшему аресты и ссылки, важно было объяснить большевикам, в чем их ошибки и преступления. Наивная вера в свой авторитет.

В шести эпистолах писатель раскритиковал большевиков за нетерпимость к инакомыслию, репрессии ЧК и экономические просчеты: «Вы победили капитал. Вы не заметили только , что убили также производство». Директивно «внедрить коммунизм» нельзя. Еще одна ошибка — идея диктатуры пролетариата: готов ли сам народ к руководящей роли в своем государстве?

Все происходящее сам Короленко называл «экспериментом». «Вы допустите, вероятно, что я не менее любого большевика люблю наш народ, — обращается он к Луначарскому. — Допустите и то, что я доказал это всей приходящей к концу жизнью. Но я люблю его не слепо, как среду, удобную для тех или иных экспериментов, а таким, каков он есть в действительности». 

И, наконец, Короленко осуждал максимализм и схематизм большевистских программ: «Вы не представляете себе ясно сложность действительности». Вывод был безапелляционный: «В преследовании этой своей схемы вы довели страну до ужасного положения».

Обращение классиков

Десятилетием позже Короленко с его «несвоевременными мыслями» точно причислили бы к врагам народа. И его революционные корни не помогли бы. Но это была заря 1920-х, когда еще существовала политическая полемика, и можно было спорить.

Также читайте

Как Аркадий Гайдар в детской книге критиковал сталинизм

Выбор Луначарского в качестве собеседника был не случаен. С одной стороны, он терпеливо выслушивал несогласных, а это предмет отдельного уважения. С другой стороны, и сам нарком с пиететом относился к Короленко. Отсюда — и надежда писателя на диалог.

Но Луначарский старался обращать интеллигенцию в правильную «веру». По-видимому, Ленин поставил перед наркомом эту задачу и применительно к Короленко. Новой власти были нужны авторитетные союзники: писатели, философы, ученые, художники. Кого только не советизировали в 1920-е – 1930-е годы! Так, в 1939 году, например, это произошло даже с Шекспиром!

Также читайте

Как британский классик оказался среди советских писателей

Впрочем, ставить классиков мировой литературы под правильные знамена было принято и в дореволюционной России. Такие метаморфозы происходили, например, с Артуром Конан Дойлом.

В конце XIX – начале XX века он сначала значился в русской прессе «британским колонизатором», а затем — другом и союзником России. Советизировалась и русская литература: в школах писали сочинения на тему «Богатыри старорусские и богатыри СССР».

А тему «Поэзия Некрасова» проходили с привлечением советского фольклора и даже сталинской конституции. «Правильным» классиком должен был стать и Короленко.

Трагический постскриптум

Находясь в Полтаве, где жил тогда Короленко, Луначарский предложил ему письменно изложить свои взгляды на происходящее и обещал опубликовать переписку. Но в итоге на послания писателя нарком так и не ответил.

Короленко передал копии писем за границу, и в 1922 году их опубликовали в Париже. Это издание вскоре появилось у Ленина. Так, окольным путём, письма дошли до высочайшего адресата. Но Короленко к тому моменту уже не было в живых. Он умер в Полтаве в 1921 году от воспаления легких.

Дерзкие письма к советской власти, порочащие молодое государство за рубежом и нашедшие живой отклик в эмигрантской среде, могли навсегда вычеркнуть Короленко из истории русской литературы ХХ века. Но неожиданно писателя спасли «Дети подземелья» — сокращенная версия повести «В дурном обществе» (1885), которую сам Короленко при жизни не любил.

В 1916 году в письме С.Я. Елпатьевскому Короленко писал: «Есть у меня некоторое предубеждение против специальных изданий для юношества: ведь это нужно заручаться специальными одобрениями «для школьных библиотек».

«В дурном обществе», например, так и идет в десятках тысяч экземпляров дешевых изданий в сокращенном и обкромсанном виде.

А я совершенно не понимаю, почему юношество должно сначала знакомиться с писателем в этом обкромсанном виде, а уже потом получать его в полном».

И хотя оба варианта произведения в течение всего ХХ века издавались параллельно, для многих читателей Владимир Короленко так и остался прежде всего автором детских рассказов, таких как «Дети подземелья» — щемящей, загадочной и незабываемой истории о малышах, живших в склепе. Как это произошло, и каким образом «Дети подземелья» «реабилитировали» Владимира Короленко перед советской властью исследовал филолог Михаил Иткин.

Развалины замка и часовни. Призраки пленных турок. Крики филина. Кладбище со вспыхивающими на могилах огнями. Люди, живущие в кладбищенских подземельях. Антураж настоящего готического романа! Его не всегда легко переносят не только дети, но и взрослые. Слишком тяжелые впечатления.

Жуткий мир и образы, иллюстрирующие его. Много некросимволики: с трупами сравниваются разрушенный замок и часовня, упоминаются гробы, черепа и белые «истлевшие кости». Иногда кажется, что классик перестарался в сгущении красок.

Да и готика в русской литературе в конце XIX века уже считалась архаикой.

Готический роман «ужасов» появился во второй половине XVIII века в Европе, прежде всего — в Англии. Мистико-фантастический сюжет с привидениями, страшными тайнами, преступлениями и родовыми проклятиями разворачивался в готическом замке. Отсюда — и название. С другой стороны, готика отсылала к «ужасам» Средневековья.

В русской литературе готические произведения встречались, в основном, в первой половине XIX века. Из самых известных — «Страшная месть» Николая Гоголя, «Остров Борнгольм» Николая Карамзина, «Кровь за кровь» Александра Бестужева-Марлинского, «Семья вурдалака» Алексея Толстого и другие.

Также читайте

Что такое Даурская готика и как она возникла в Забайкалье

Но для писателя с социальным пафосом, каким был Короленко, готики в повести оказалось многовато, хотя она и была во многом художественно оправдана. «Жизнь в заброшенном склепе, погруженном во мрак, является отображением крайней степени нищеты и, по сути, становится причиной кончины Маруси», — поясняет Михаил Иткин.

Издатели краткой версии повести решили не слишком травмировать хрупкую юную психику. В «Детях подземелья», вышедших в 1886 году в детском журнале «Родник», готика и мистика были сильно сокращены, но одновременно из повести убрали и значительную часть «дурного общества».

Утраченные натуры

В оригинальном варианте повести Короленко немало рассказывает о потерянных, опустившихся, оказавшихся вне закона людях. Похожие персонажи появятся и в пьесе Горького «На дне». Собственно, это и есть «дурное общество».

Читайте также:  Сочинение 15.3 «Что такое неуверенность в себе» по тексту Крамера

Его представителям сочувствует главный герой — мальчик Вася. Однако издатели решили пожертвовать сомнительными персонажами — они не подадут детям хороший пример.

Взрослую повесть максимально упростили, сделали историю для детского чтения, где большое количество персонажей излишне. 

Объёмная, многослойная история стала плоской, картонной. В остальном фабула осталась прежней.

Повествователь рассказывает о своем детстве, в котором он, сын судьи, подружился с нищими бездомными ребятишками, Валеком и Марусей. Их опекун, пан Тыбурций, не в ладах с законом.

Но Вася не осуждает его, видя, как тяжело приходится его семье. Мальчик остро переживает их бедствия, пытается помочь безнадежно больной Марусе.

У издателей была своя логика. Гимназисты реагировали прежде всего на взаимоотношения маленьких героев. Многие плакали, особенно из-за смерти Маруси. Описательные же пассажи, часто готические, вызывали меньше интереса. В итоге в последующих дореволюционных хрестоматиях историю упрощали все больше, сосредотачиваясь на эпизоде смерти девочки.

Любовь писателя к людям, его сентиментальность в духе Чарльза Диккенса в сокращённой версии, конечно, остались. Однако вместе с готической «водой» редакторы выплеснули весьма колоритных персонажей. Короленко называл их «проблематическими натурами».

Приглаженное «дно»

В повести целая галерея таких натур: полубезумный «профессор», отставной чиновник Лавровский, «генерал» Туркевич, штык-юнкер Заусайлов. Большинство из них — типичные маленькие люди, дошедшие «до дна». Исключение — пан Тыбурций, явно отличающийся от остальных интеллектом, образованностью и харизмой.

У каждого персонажа — своя легенда. Так, «профессор» получил свое прозвище, потому что когда-то был гувернером. История Лавровского тоже малопонятна, но сам он рассказывает о собственных злодействах (что убил свою семью, хотя местные жители это отрицают).

Пану Тыбурцию приписывают колдовские способности. Он сродни некоторым персонажам Гоголя из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (как колдунам, так и бурсакам; например, он прекрасно знает латынь). В нем проглядывают и «достоевские» черты (от Свидригайлова, Мармеладова, Смердякова).

Он часто актерствует, юродствует.

Также читайте

Как складывалась мифологема юродства

Этот персонаж явно гипнотизирует читателя, особенно тогда, когда приходит в дом судьи и спасает Васю от отцовского гнева.

Он играет роль чудесного помощника — благодаря его объяснениям сближаются отец с сыном. Он открывает глаза сыну на — порядочность и благородство отца, а отцу — на сердечность и доброту сына.

Однако в детском варианте истории этот важнейший персонаж уходит из центра внимания.

В оригинале повести мир подземелий дан в двух плоскостях. Есть детское сочувственное восприятие, а есть взрослое: «Теперь, умудренный прозаическим опытом жизни, я знаю, конечно, что там был мелкий разврат, грошовые пороки и гниль». Но это переключение повествования, взгляд с дистанции в короткой версии исчезает. Остается только детское восприятие.

Даже само пространство в «Детях подземелья» становится беднее. Вместо города — один только замок, да и тот уже не устрашающе-готический, а полусказочный.

Репутационные издержки

«Дети подземелья» неоднократно переиздавались, но не включались в школьную программу по литературе вплоть до 1937 года. Тем не менее, всё литературное наследие Короленко трудно было игнорировать, и в первые советские программы все же был включен ряд его произведений: «Сон Макара», «Река играет», «Без языка». 

В 1930-е годы статус обеих версий сюжета Короленко изменился. В 1933-1935 годах повесть «В дурном обществе» была в разделе внеклассного чтения для 9-го, а затем для 7-го класса. В 1937 году для внеклассного чтения пятиклассникам были рекомендованы уже «Дети подземелья». И, наконец, в 1939 году этот рассказ закрепился в списке обязательной литературы.

Каноничность произведения в 1930-е годы напрямую зависела от статуса, приписываемого автору. Одно дело — «бесспорные» Некрасов или Горький. Другое дело — «сомнительный» Короленко, известный критикой большевизма. 

Его положительная репутация была связана с «красотой слога», «душевной ясностью» и «подлинностью любви» (все это — определения Анатолия Луначарского). Его отрицательное восприятие — чисто политическое — «мелкобуржуазный идеалист». Не отклонялись от линии партии и критики: «не дорос до понимания современности», но «как художник он представляет крупную величину».

Двойственная репутация мешала признанию. Публично изменить её попыталась дочь писателя Наталья Короленко-Ляхович. В 1948 году она подготовила новую редакцию произведения отца.

Промежуточный вариант

Новый вариант стал компромиссом между изначальной повестью и вариантом «Родника». Содержательно и стилистически редакция Короленко-Ляхович больше опиралась на оригинал. В ней максимально восстанавливается социальный план. Спустя время эта версия становится основной.

Короленко-Ляхович вернула в текст «Детей подземелья» часть готики. Но теперь у нее была социальная окраска. Она акцентировала «ужасные условия жизни в развалинах».

Восстановлены были и сатирические моменты, которые смущали издателей в дореволюционную эпоху. Например, в главе «Осенью» возвращён портрет ксендза: «У него брюхо, как настоящая сороковая бочка, и, стало быть, объедение ему очень вредно». А в главе «Знакомство продолжается» вновь появляется рассказ о графе-взяточнике, которого «засудил» Васин отец.

Советский идеологический контекст благоприятствовал «реабилитации» этих эпизодов. Обличения «богатого попа» и «аристократа» оказались уместны. А отец Васи, честный судья, выглядел как борец за социальную справедливость.

В команде с тимуром 

Новая версия подправила репутацию Короленко. Тем не менее, он так и остался «понижен» до детского писателя.

Половинчатое признание повлияло на закрепление в школьном каноне его произведений о детях («Слепой музыкант», «Дети подземелья», «Парадокс»).

Эти рассказы, не слишком нагруженные идеологически, должны были служить примером для пионеров, поскольку содержали такие ценности, как сочувствие к бедным, героизм, самопожертвование.

Сын судьи Вася по возрасту, происхождению и убеждениям, конечно, не дотягивал до безупречного героя Павки Корчагина из канонического романа Островского «Как закалялась сталь», но он в какой-то мере был его «попутчиком». Как и в советских книжках для юношества, благородный герой в ходе сюжета взрослел, выносил из жизни серьезные уроки, а значит мог быть примером для юных читателей.

Необходимость воспитать нового советского человека была провозглашена главной задачей школы. Ну а литература должна дать образцы «правильного» мышления и поведения. Книжные герои воспринимались как живые люди: «хороших» любили, словно друзей, «плохих» ненавидели, будто реальных врагов.

В послевоенные годы советские критики акцентировали «правильность» Васи. Важно было, что он нашел «черты человечности в людях “дна”», получил «первые уроки гражданского самосознания».

А то, что мальчик общался с «деклассированными элементами», свидетельствовало о гуманизме произведения.

Тем самым, Вася встраивался в ряд канонических персонажей: «Тимура и его команды» Аркадия Гайдара, Миши Полякова из «Кортика» и «Бронзовой птицы» Анатолия Рыбакова, а позднее — героев книг Владислава Крапивина.

Но важнее то, что сегодняшние подростки читают в школе изначальный вариант «В дурном обществе». А он производит гораздо более сильное впечатление и намного больше рассказывает о людях, чем трогательные, щемящие, но всё же упрощенные «Дети подземелья».
IQ
 

Автор исследования:

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 8 июня, 2020 г.

Подпишись на IQ.HSE

2034. Анализ рассказа Короленко Дети подземелья Русский язык

Данную повесть В. Г. Короленко начал писать будучи заключенным. Вернувшись в Петербург он окончил писать ее.

Много можно рассуждать о этой повести, взятой из жизни писателя. Перед нами открывается нищета, воровство, бродяжничество, голод. Но не смотря ни на что при этом присутствует удивительная и крепкая дружба, которая помогает выжить в таких условиях.

  • Доброта заставляет переживать и сочувствовать детям, лишенным дома, привыкшим выживать самостоятельно, занимаясь бродяжничеством и воровством.
  • Автор данной повести хочет донести до нас, что нельзя оставаться равнодушным и черствым к проблемам других людей. Короленко дает понять, что необходимо дорожить дружбой,
  • Милосердие и доброта могут спасти немало людей нуждающихся в нашей помощи.
  • Сюжет
  • Все события этой повести происходят в небольшом польском городке, где главным героем является мальчик- Вася, росший в семье местного судьи.

Судью считали честным и добропорядочным человеком, поэтому и наш герой рос, не принимая дурных привычек. Он рос со своими понятиями о жизни.

Но после смерти матери у Васи все изменилось. Отец охладел к нему, занимался воспитанием дочери, так как она была похожа на мать.

Вася остался совсем один , окутанный своим психологическим коконом. Все изменилось после знакомства с нищими бродягами Валеком и его сестрой Марусей. Прежде Василий презирал нищих, но дружба связавшая его с этими детьми изменила взгляд на жизнь.

Если раньше для него воровство было неприемлемо, то теперь глядя на Марусю, как она ест ворованное мясо он радовался вместе с ней. Он осознавал, что это необходимо для этих детей, чтобы выжить в том мире в котором они находятся.

Общаясь с Валеком и Марусей, он сам стал совершать такие поступки, которые раньше мог назвать аморальными. Он украл куклу из дома, для того, что бы подарить ее умирающей девочки.

Понимая, что доставит ей хоть немного радости в ее короткой жизни.

Не раз показывает в своей повести Короленко доброту и честность наших героев.

Отец Васи не наказывает Тыбурцева, принесшего куклу после смерти Маруси, но и приветствует поступок своего сына. Этим он устраняет преграду в отношении с сыном.

Анализ 2

Рассказ Виктора Короленко «Дети подземелья» можно назвать автобиографическим, потому что многие образы взяты, что называется, «с натуры», а место действия так и вовсе в точности списано с города, где автор проходил обучение – с города Ровно, который в книге назван Княжье-Вено.

Сюжет разворачивается в конце XIX века. Автор знакомит читателя с жизнью социального дна данного города. В городе есть заброшенный замок, где нашли приют нищие и бездомные. Самое печальное, что среди них обретаются и дети.

Главный герой – мальчик по имени Василий – из хорошей семьи, живущей в достатке. Но в этой семье несчастье – в результате болезни умирает его мать. Его отец – судья. Он сильнейшим образом подавлен утратой своей супруги, и почти не обращает внимания на сына.

Он сосредоточил любовь на дочери, сестре Васе, поскольку та напоминает его покойную жену. Это отталкивает Василия от дома, он начинает бродяжничать и знакомится с другими бродяжничающими детьми и взрослыми. Те живут в подземелье на старом кладбище.

Тема рассказа – жизнь нищих детей и взрослых, трагическая судьба бездомной девочки, взаимоотношения главного героя с членами его семьи.

Главный герой – мальчик Вася. У него есть друг по имени Валек – бродяжка, приёмный сын бродяги по имени Тыбурций. Тыбурций – образованный человек с хорошими лидерскими и ораторскими качествами. У него также есть приёмная дочь Маруся – слабая, болезненная девочка, которая умирает в конце повествования.

Есть и второстепенные персонажи: один из лидеров бродяг Януш, отец главного героя – суровый, но справедливый судья, сестра главного героя – Лиза, полусумасшедший старик по кличке «Профессор». Для Васи общение с этими людьми сначала кажется игрой, но, когда он сталкивается с больной девочкой, проблемы нищих становятся и его проблемами.

Любопытным сюжетным ходом является то, что «благополучный» мальчик оказывается в «неблагополучной среде», где зарабатывают на жизнь кражами и подаяниями.

Краеугольным камнем произведения является трагизм, который порождается живописанием бедности, и порождёнными ею людскими страданиями. Речь идёт не только о материальной бедности, но и о бедности духовной, которая рождает безнравственность, которая в свою очередь влечёт за собой дополнительные страдания.

Духовным обнищанием является и равнодушие благополучных жителей города к проблемам бедных. Трагизм заключается и в смерти бедной девочки, и в пропасти между главным героем, и его отцом.

В конце повествования стена отчуждения между Васей и его отцом рушится, когда Вася возвращает в дом дорогую куклу, которую он выпросил у сестры, и которую отец-судья счёл украденной.

Все сочинения

«Дети подземелья» краткое содержание для читательского дневника по повести Короленко (5 класс) – главная мысль, отзыв, сюжет

Краткое содержание «Дети подземелья» для читательского дневника

ФИО автора: Короленко Владимир Галактионович

Название: Дети подземелья

Число страниц: 72. Короленко В. Г. «Дети подземелья». Издательство «АСТ». 2021 год

Жанр: Рассказ

  Анализ образа и характера Митрофана в комедии «Недоросль»

  • Год написания: 1885 год
  • Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
  • Кучминой Надеждой Владимировной.
  • Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

План для пересказа

Это произведение разделено автором на главы. Для удобства его также можно разделить на несколько частей, составив план для краткого пересказа «Дети подземелья»:

  1. Взаимоотношения Васи с отцом.
  2. Старый замок и городские изгои.
  3. Тыбурций Драб.
  4. Знакомство с Валеком и Марусей.
  5. Тайные посещения и крепкая дружба.
  6. Болезнь Маруси.
  7. Кукла.
  8. Замеченная пропажа.
  9. Смерть Маруси.
  10. Прощание и развязка.
Читайте также:  Сочинение нужно ли анализировать свои ошибки

Устный пересказ позволяет лучше понять сюжет и его смысл.

Главные герои

  1. Вася – добрый, отзывчивый, сострадательный мальчик, сын судьи, рано лишившийся матери.
  2. Валёк – девятилетний мальчик, сирота, нищий, грязный оборвыш, очень самостоятельный, добрый, заботливый.
  3. Маруся – младшая сестра Валёка, слабенькая, больная, грустная девочка.

  4. Отец Васи – судья, справедливый и честный человек, которого сломила смерть любимой жены.
  5. Соня – младшая сестра Васи, весёлая, милая девочка.
  6. Пан Тыбурций – бродяга, но при этом прекрасно образованный, начитанный мужчина средних лет.

  7. Обратите внимание, ещё у нас есть:
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Дети подземелья»
  • для самых компанейских — Главные герои «Дети подземелья»

Описание персонажей

В рассказе Короленко тонко описана жизнь «детей подземелья», они нищие, но сильные духом и благородные. Описание главных героев:

  1. Василий. Это сын судьи. Малыш любопытен, ему нравится исследовать разные места. Он не подвержен предрассудкам. Герой не перестал приходить к Марусе и Валеку, когда узнал, что они бедные. Василий не рассказывает никому о новых знакомых. Помимо этого, он наделен сочувствием и добродушием. Мальчик хотел сделать все, чтобы поднять настроение больной Марусе. При этом Вася одинок: отец бросил воспитывать сына из-за моральной травмы после смерти жены.
  2. Маруся. Это спокойная, сдержанная и немного странная девочка. У нее почти нет радостей. Но она преображается, когда Василий принес ей игрушку. Маруся стала немного веселей и счастливей. Но слабый организм ребенка не выдержал жизни в подземелье.
  3. Валек. Это довольно выносливый и умный мальчик для своих 9 лет. Юноша полностью доверяет Тыбурцию. Этот герой добрый и заботливый, хоть вначале может казаться задиристым и бездушным. Он переживает за Марусю, всячески хочет ее порадовать.
  4. Судья. Образ отца Василия неоднозначен. Читателю понятно, что он служит закону, ставит горожан в установленные правила. Даже Тыбурций хорошо отзывался о работе этого героя. Но при этом судья так сильно погрузился в свое горе, что забыл о сыне. Он не следил за тем, что тот делал, не пробовал сблизиться с мальчиком. Отец настолько поглощен трагедий, что не осознает, что ребенок также переживает смерть матери. Только через некоторое время судья сделал первый шаг к примирению с Василием.
  5. Тыбурций. Предводитель «дурного общества» — это умный и рассудительный человек. Он всегда точно понимает, каким людям можно довериться. Для Маруси и Валека этот герой — безусловный авторитет. Он заботлив, помогает Василию, когда мальчик не смог объяснить судье, зачем взял куклу у Сони. Именно он примирил отца с сыном.

Сюжет

Васе было всего шесть лет, когда умерла его мама. Отец очень страдал и как будто забыл о существовании сына. Лишь изредка он проявлял интерес к его младшей сестрёнке, Соне, и то только потому, что она была похожа на мать.

Вася, почувствовав свою «ненужность», избегал отца и всё больше времени проводил на улице. В то время их семья жила в крошечном городке Княжье-Вено. Главной его достопримечательностью был полуразрушенный старинный замок и часовня.

Эти развалины облюбовало местное «дурное общество» – бездомные, нищие, бродяги, словом, все те, кому пришлось пережить на своём веку немало невзгод. Жители городка старались избегать этих людей, к которым относились с презрением.

Однажды Вася решил исследовать замок и часовню и увидел там мальчика и девочку. Вася заговорил с ними и узнал, что это были родные брат и сестра – Валёк и Маруся. Их приёмным отцом был пан Тыбурций – местный нищий, добрый и заботливый мужчина.

Вася подружился с ребятами и старался как можно чаще навещать их. Однажды он узнал, что Валёк вынужден воровать еду, чтобы прокормить свою четырехлетнюю сестрёнку, которая была ослаблена какой-то болезнью. С тех пор Вася каждый раз приносил друзьям какие-то гостинцы: кусок пирога, яблоки, печенье.

Маруся была очень слабенькой, грустной девочкой, которая плохо ходила. Валёк объяснил другу, что это оттого, что они вынуждены жить в сыром, холодном подземелье. Вася невольно сравнил Марусю со своей весёлой, жизнерадостной сестрёнкой Сонечкой и поразился, какая между ними была большая разница.

Тыбурцию поначалу не очень нравилось, что их убежище навещает сын судьи. Но когда он увидел, что мальчик сдружился с его подопечными и никому не собирался рассказывать об этих встречах, то успокоился.

С приходом осени состояние здоровья Маруси ухудшилось. Девочка с каждым днём становилась все худее и бледнее и вскоре уже не могла выходить из подземелья. Чтобы как-то поднять ей настроение, Вася тайком принёс ей самую красивую куклу Сони. При виде чудесной куклы Маруся оживилась, однако болезнь всё никак не отступала.

Узнав о том, что сын стащил игрушку младшей сестры, отец запретил выходить ему на улицу. Спустя несколько дней пришёл печальный Тыбурций. Он вернул куклу и рассказал судье, что Маруся умерла, а его сын был очень добр к маленьким нищим. Отец попросил прощения у сына и отпустил его к часовне, передав немного денег Тыбурцию.

После смерти Маруси часовня опустела: нищие разбрелись кто куда. Вася и Соня часто навещали могилку маленькой девочки и, когда пришло время навсегда покинуть город, произнесли над ней свои обеты.

Анализ 2

Рассказ Виктора Короленко «Дети подземелья» можно назвать автобиографическим, потому что многие образы взяты, что называется, «с натуры», а место действия так и вовсе в точности списано с города, где автор проходил обучение – с города Ровно, который в книге назван Княжье-Вено.

Сюжет разворачивается в конце XIX века. Автор знакомит читателя с жизнью социального дна данного города. В городе есть заброшенный замок, где нашли приют нищие и бездомные. Самое печальное, что среди них обретаются и дети.

Главный герой – мальчик по имени Василий – из хорошей семьи, живущей в достатке. Но в этой семье несчастье – в результате болезни умирает его мать. Его отец – судья. Он сильнейшим образом подавлен утратой своей супруги, и почти не обращает внимания на сына.

Он сосредоточил любовь на дочери, сестре Васе, поскольку та напоминает его покойную жену. Это отталкивает Василия от дома, он начинает бродяжничать и знакомится с другими бродяжничающими детьми и взрослыми. Те живут в подземелье на старом кладбище.

Тема рассказа – жизнь нищих детей и взрослых, трагическая судьба бездомной девочки, взаимоотношения главного героя с членами его семьи.

Главный герой – мальчик Вася. У него есть друг по имени Валек – бродяжка, приёмный сын бродяги по имени Тыбурций. Тыбурций – образованный человек с хорошими лидерскими и ораторскими качествами. У него также есть приёмная дочь Маруся – слабая, болезненная девочка, которая умирает в конце повествования.

Есть и второстепенные персонажи: один из лидеров бродяг Януш, отец главного героя – суровый, но справедливый судья, сестра главного героя – Лиза, полусумасшедший старик по кличке «Профессор». Для Васи общение с этими людьми сначала кажется игрой, но, когда он сталкивается с больной девочкой, проблемы нищих становятся и его проблемами.

Любопытным сюжетным ходом является то, что «благополучный» мальчик оказывается в «неблагополучной среде», где зарабатывают на жизнь кражами и подаяниями.

Краеугольным камнем произведения является трагизм, который порождается живописанием бедности, и порождёнными ею людскими страданиями. Речь идёт не только о материальной бедности, но и о бедности духовной, которая рождает безнравственность, которая в свою очередь влечёт за собой дополнительные страдания.

Духовным обнищанием является и равнодушие благополучных жителей города к проблемам бедных. Трагизм заключается и в смерти бедной девочки, и в пропасти между главным героем, и его отцом.

В конце повествования стена отчуждения между Васей и его отцом рушится, когда Вася возвращает в дом дорогую куклу, которую он выпросил у сестры, и которую отец-судья счёл украденной.

Другие сочинения: ← Анализ рассказа Короленко Парадокс↑ ДругиеАнализ повести Короленко Слепой музыкант →

Толкование непонятных слов

  • Пан – это форма вежливого обращения, применяемая в некоторых славянских языках: польском, чешском, словацком, украинском, белорусском.
  • Обыватель – ограниченный человек с мещанскими взглядами.
  • Дукат – устаревшая денежная единица большинства европейских государств.
  • Лакей – слуга в господском доме, трактире, гостинице.
  • Часовня – небольшая христианская постройка культового назначения с иконами, не имеющая особого помещения, где бы располагался алтарь.

Сочинение: История создания рассказа В.Г. Короленко «Дети подземелья»

Рассказ «Дети подземелья» или «В дурном обществе» — произведение, созданное Владимиром Короленко в ссылке в Якутии в течение трех лет.

Этот рассказ стал знаковым в писательской карьере автора. Данное произведение во многом основано на реальных событиях, например, город, в котором разворачиваются действия, некоторые персонажи, их прототипами послужили реальные люди. История создания рассказа тоже весьма занятная и интересная. Во многом, именно сам процесс создания повлиял на получившееся произведение.

Образ мальчика Васи писатель создал, взяв за основу свое детство и воспоминания о тех местах, где жил до ссылки – южных краях.

Отец его был судьей уездного масштаба, за которым закрепилась репутация честного, справедливого и разумного судьи. А сын брал с него пример и гордился тем, каков его отец, стремился быть похожим на него.

Сам писатель с юных лет начал заниматься юриспруденцией и деятельностью правозащитника.

Однако, будучи студентом, парень часто принимал участие в различных революционных мероприятиях, конфликтовал с представителями государственной власти, и в результате чего его, как оппозиционера, отправили в Сибирь.

Там, в Якутии, он прожил около трех лет, занимаясь художественной деятельностью. Кроме того, поднимал различные острые темы в своих рассказах, потому что ни с кем обсудить он их не мог.

По этой причине у произведения «В дурном обществе» имеется направленность, которая носит оппозиционный характер – писатель подвергает критике тех, кто является представителями власти, и которые игнорируют бедственное положение нищих.

Кроме того, порой он самолично наблюдает, насколько несправедливо относятся к беднякам. А история полуразрушенного замка с часовней, из которых прогнали нищих, не имевших своего дома, имеет реальную основу, по словам самого писателя.

Прототипом замка, в котором нашли до поры свое пристанище бедняки, стал дворец Любомирских, что в Ровно. Писатель прожил в Ровно свое детство, и стал свидетелем того, как общественность прогнала из этих развалин ютившихся там бедняков. Какое-либо другое место для нищих городские власти не стали искать. Эта история описана в рассказе.

Опубликовали рассказ в 1886 году. Он вошел в сборник очерков и рассказов, после чего его в сокращенном виде стали издавать в детском журнале, однако он был переименован в «Дети подземелья», что вызвало негодование писателя.

Короленко считал, что из-за такого сокращения и смены названия читатель не так поймет мысль и смысл произведения.

Кроме того, он считал, что детям не следует давать сокращенные варианты произведений, ведь в юности или уже в зрелом возрасте они прочтут исходные варианты.

С той поры произведение неоднократно печаталось в обеих версиях, однако не теряло интереса со стороны читателей. Писатель обнажил людей, которые потеряли все, но не лишились души и чувств – они могут любить и испытывать сострадание.

В то время, как люди, у которых в жизни многое благополучно, порой просто проходят мимо нищих, абсолютно равнодушно, не проявляя никаких чувств. Автор был одержим желанием изменить такой уклад и пытался показать, что нищим нужна помощь, абсолютно любая.

Его произведение понравилось массам и привлекло к его правозащитной деятельности внимание людей.

Популярные сочинения

  • Сочинение Хлестова в комедии Горе от ума (характеристика и образ) Произведение «Горе от ума» написал А. С. Грибоедов. Прототипов его Анфисы Ниловны Хлестовой, была московской барыни Наталья Дмитриевна Офросимова, её же брал прототипом и Л.Н. Толстой в свой роман «Война и мир».
  • Причины Великой Отечественной Войны (1941-1945) Существует множество факторов, способствовавших началу Великой Отечественной войны. На исход событий повлияли и желание Гитлера к правлению во всем мире, нескончаемые противоречия между системами
  • Чудесный доктор — сочинение по произведению Куприна 6 класс Рассказ «Чудесный доктор» Куприна повествует нам о реальной истории одной из семьи. Действие рассказа происходит примерно в середине декабря, перед Рождеством. Об этом нам говорит окружение
Ссылка на основную публикацию