Анализ стихотворения тютчева «silentium»

  • Молчи, скрывайся и таи
  • И чувства и мечты свои –
  • Пускай в душевной глубине
  • Встают и заходят оне
  • Безмолвно, как звезды в ночи, –
  • Любуйся ими – и молчи.
  • Как сердцу высказать себя?
  • Другому как понять тебя?
  • Поймет ли он, чем ты живешь?
  • Мысль изреченная есть ложь.
  • Взрывая, возмутишь ключи, –
  • Питайся ими – и молчи.
  • Лишь жить в себе самом умей –
  • Есть целый мир в душе твоей
  • Таинственно-волшебных дум;
  • Их оглушит наружный шум,
  • Дневные разгонят лучи, –

Внимай их пенью – и молчи!..

Краткое содержание

Анализ стихотворения Тютчева «Silentium»

О. Редон. Безмолвие. 1900

Основное содержание стихотворения – поиск истины, подлинных чувств. Тютчев пытается найти ответы на волнующие вопросы: он то сомневается в них, то мгновенно находит подтверждение своим сомнениям.

У каждого человека имеется собственное представление о жизненных ценностях, поэтому так непросто раскрыться навстречу сердечным чувствам: не все способны их понять.

Тютчев советует нам не спешить открывать собственную душу, а побольше молчать, прислушиваясь к мнению других. Но, при этом, тайно наслаждаться собственными мыслями.

История создания

Стихотворение появилось на свет в 1830 г. Но, по мнению некоторых литературоведов, Тютчев написал его гораздо раньше. Произведение получило таинственное название «Silentium», что в переводе с латыни значит «Молчание». Автор неоднократно изменял стихотворение: оно было для него слишком личным.

Известно, что бракосочетание с Элеонорой Петерсон вдохновило Тютчева на написание данного произведения. Поэт был страстно влюблён, чувствовал себя счастливым человеком. Но, несмотря на это, его преследовало мучительное чувство тревожного беспокойства. Стихотворение посвящено осмыслению предчувствия скорой беды: автор пытается выяснить, отчего его охватывает чувство беспокойства.

Поэт был известен как человек сдержанный и закрытый. Немало дам принимали его спокойствие за надменную холодность. Чтобы убедить свою невесту Элеонору в обратном, Тютчев пишет эти исповедальные строки. Он признаётся возлюбленной, что специально утаивает эмоции и мысли, чтобы не опошлить их случайным словом. Поэт желает, чтобы будущая жена лучше понимала его робкую душу.

Жанр, направление, размер

По жанровой принадлежности это философская лирика. Первостепенную роль играет стихотворный размер: благодаря использованию четырёхстопного ямба с пиррихием, послание автора становится простым, ясным и убедительным. Наличие парной рифмовки с точной мужской рифмой делает восприятие произведения более простым для читателей.

Композиция

Произведение структурно можно поделить на три части – три строфы. Композиция у него кольцевая: поэт начинает и завершает своё послание одним и тем же призывом молчать.

Первая строфа – автор противопоставляет два мира: внешний и внутренний. Он признаётся, что в человеческой душе мысли и чувства сродни звёздам на небе.

Вторая строфа – автор утверждает, что «мысль изречённая есть ложь». В зависимости от нахождения в одном из миров, человеческие эмоции и убеждения могут менять своё качество: из красивых и таинственных они превращаются в уродливые и ложные.

Третья строфа – подводятся итоги столкновения. Поэт делает неутешительный вывод о том, что слова способны исказить мысль, а не выразить её. Если человек чем-то искренне дорожит, ему следует не говорить об этом, сохраняя молчание.

Образы и символы

Тютчев представляет нам богатую систему образов, позволяющих полноценно раскрыть идею произведения:

образ лирического героя – герой обращается к самому себе, к собственному сердцу. Начиная со второй строфы, он утверждает, что люди неспособны проникнуться чувствами и эмоциями другого человека.  В этом случае сама мысль перестаёт быть правдой: наши уста способны исказить её сакральный смысл. Герой предстаёт перед нами, как честный и зрелый мыслитель;

образ звёзд в ночи – символизируют чувства и мысли, таящиеся в глубинах души и сумерках молчания. Этот образ передаёт содержание стихотворения: днём звёзды никто не видит точно так же, как и эмоции, покинувшие пределы внутреннего мира;

образ взрыва – поэт пишет: «взрывая, возмутишь ключи». Это является отражением попытки высказать свои мысли, чувства, которые подобны взрыву.

Темы и настроение

Основная тема произведения – сохранение собственного духовного мира от чужеродного внешнего воздействия, а также противостояние окружению и сохранение сокровищ внутреннего «Я». Свой внутренний мир человек, по мнению Тютчева, может сохранить путём осознанного молчания. Следует отказаться от высказывания собственных сокровенных эмоций сторонним лицам.

Основная идея

Ключевая мысль стихотворения заключена в его названии – «Молчание». Поэт считает: именно в молчании должны храниться  самые сокровенные мечты человека.

Смысловая идея произведения заключается в том, что окружающим людям не дано проникнуться тем, что чувствует другой человек. Ведь мысли, являющиеся ценными для одного человека, для другого оказываются бессмысленными.

Мы сами часто не в состоянии грамотно высказать собственные суждения: любая попытка лишить себя внутреннего уединения оборачивается непониманием.

Средства выразительности

  1. Донести основную идею, вложенную в стихотворные строки, поэту помогают различные художественные средства выразительности:
  2. эпитеты – «в душевной глубине»;
  3. метафоры – «их оглушит шум», «встают и заходят оне», «сердцу высказать себя»;
  4. сравнения – «как звёзды в ночи», «дневные лучи»;
  5. афоризмы – «мысль изречённая есть ложь»;
  6. аллитерация –  «их оглушит наружный шум»;
  7. высокопарная лексика – «оне», «звезды».

Анализ стихотворения «Силентиум!» («Silentium!», «Молчи!») | Литрекон

Нам известно, что Федор Тютчев писал свои произведения только для себя, и таким образом он формулировал то, что чувствовал и о чем думал. Автор не стремился к литературной славе, так как долгое время был дипломатом и серьезным государственным деятелем.

Один из его приятелей настоял на том, чтобы поэт опубликовал свои стихи, считая их действительно замечательными и стоящими внимания.

Одним из первых его публикаций стало как раз произведение с названием «Silentium», которое принесло славу начинающему поэту и опытному дипломату.

История создания

Данное произведение появилось в 1830 году, но также существует мнение, что оно было написано раньше. Стихотворение носит название «Silentium», что в переводе с латинского означает «Молчание». Тютчев много раз изменял это произведение, так как для него оно было слишком личным.

Свадьба с Элеонорой Петерсон послужила вдохновением для написания этого интересного стихотворения. Поэт был действительно влюблён в свою избранницу и считал себя по истине счастливым.

Несмотря на это, его не покидало невыносимое чувство беспокойства и тревоги. Поэтому, само стихотворение посвящено именно осмыслению предчувствия приближающейся беды, попытке выяснить, почему у него появляется чувство беспокойства.

Кроме того, Тютчев был сдержанным и закрытым человеком, и многие дамы могли принять его спокойствие за холодность. Чтобы убедить невесту в обратном, он написал эту исповедь, где признался, что таит эмоции и мысли, дабы не опошлить их неосторожным словом или делом.

Так избранница лучше поняла его стеснительную душу.

Жанр, направление и размер

Произведение Тютчева «Молчи» кажется сложным для восприятия, ведь, как уже было отмечено, Фёдор Иванович писал стихи только для себя, и соответственно, только он знал смысл слов, написанных им. По жанру данное произведение имеет название «лирическое стихотворение», что означает отсутствие сюжета, действующих лиц, и выражается ясностью и краткостью содержания.

Данный текст – чистейшая философская лирика, посвященная размышлениям человека над вечной темой. В данном случае – о необходимости предохранять свой внутренний мир от внешних посягательств любопытного окружения. Чтобы жить в гармонии с собой, нужно таить чувства и мысли от посторонних.

Стихотворный размер произведения — это четырехстопный ямб (с включением анфибрахия), для его получения автор использовал парную рифмовку и небогатую рифму. В таком виде стихотворение лучше воспринимается и хорошо запоминается. Воздержанность в оформлении показывает идею автора о том, что не так важен внешний вид произведения, как внутренний посыл и смысл.

Композиция

Стихотворение по структуре делится на три части – три строфы. Композиция кольцевая: автор начинает и заключает послание одним и тем же призывом к молчанию.

Поэт противопоставляет внешний и внутренний миры: в первой строфе он описывает, что в души мысли и чувства подобны звездам, а во второй уже упоминает, что «мыль изреченная есть ложь». То есть, в зависимости от нахождения в одном из миров, наши эмоции и убеждения меняют качество: то они были красивы и таинственны, то превратились в ложь.

Третья строфа посвящена подведению итогов столкновения: слова портят мысли, а не выражают их. Если чем-то дорожишь, скрой это в своей душе.

Образы и символы

Произведение Тютчева «Силентиум» носит характер призыва героя к неоднократному действию — молчанию. Таким образом, он обращается к самому себе, к своему собственному сердцу. В первой строфе сложно понять, почему же он должен молчать и скрывать свои чувства, наоборот, их нужно показывать и ими восхищаться.

Но во второй строфе мы видим, что лирический герой откровенно противостоит окружающим. Здесь он показывает нам, что люди не способны понять чувств другого человека. Более того, сама мысль перестает быть правдой, когда наши уста искажают ее сакральную суть.

Лирический герой предстает зрелым и честным мыслителем, который познал одну из тайн бытия и теперь делится с нами ее сутью.

Стихотворение «Молчи» не богато образами, но все же они есть:

  • Звезды в ночи – мысли и чувства, скрывающиеся в недрах души и сумерках молчания. Этот образ весьма точно передает содержание, ведь звезды днем никто не видит, как и те эмоции и умозаключения, которые покинули пределы внутреннего мира.
  • Взрывая, возмутишь ключи – это отражение попытки высказать свои чувства и мысли. Они подобны взрыву, который предпринимает человек, чтобы дотянуться до подземных вод и черпать из источника. Но своими действиями он лишь портит воду, как и тот, кто пытается показать миру свою подноготную. Только у него в душе она прекрасна и правдива, но за ее пределами она опошлится и потеряет суть.
Читайте также:  Конфликт в пьесе М. Горького «На дне»

Темы и проблемы

  • Основная тема этого произведения – необходимость сохранения и защиты внутренних ощущений и мыслей от внешнего воздействия. Оборона внутреннего мира происходит путём молчания, и «невысказывания» своих сокровенных переживаний кому-либо.
  • Тютчев также пишет о том, что людей разделяет разница восприятия, то есть поднимает тему индивидуальности. Познание мира — это явление исключительно индивидуальное, и нет смысла говорить о своих познаниях другому человеку, ведь что истина для одного, то ложь для другого.
  • И еще одна тема – самодостаточность и независимость личности. Для достижения полного удовлетворения от своих внутренних ощущений, людям не нужно показывать их, делиться ими с кем-то, чтобы получить положительный отзыв, или одобрение. Человек, который уверен в своих чувствах, не нуждается в посторонних х

Проблематика этого стихотворения состоит в восприятии обществом проблем другого человека.

Во-первых, оно не в силах понять его, во-вторых, любая попытка добиться невозможного чревата замутнением внутренних источников, загрязнению самого себя ложью.

  1. Тютчев поднимает очень серьезный социальный вопрос влияния общественного мнения на личность. Оно уже ранних стадиях искажает то, что человек пытался сказать. Люди не могут понять других и будут лишь лицемерно поддакивать, тем самым снижая ценность сказанного до праздной болтовни.
  2. Несоответствие внутреннего и внешнего миров. Автор говорит о том, что не стоит выставлять свои чувства и переживания напоказ, куда лучше промолчать, ведь уже в формулировке тайны зарождается ложь: сами люди не могут высказать того, что лежит у них на сердце. Они не найдут нужных слов и лишь опошлят содержание своей души.

Основная идея

Главная мысль произведения кроется в самом названии — «Молчание». По мнению Ф.И. Тютчева, именно в нем хранятся самые тайные и сокровенные мечты, желания и чувства человека. Именно так нужно охранять душу от постороннего вмешательства, чтобы сохранить себя и свои думы от пошлости и грязи окружающего мира.

Смысл стихотворения, бесспорно, состоит в том, что окружающим не дано понять то, что чувствует другой человек.

Ведь что является верным и истинным для одного, оказывается совершенно неправильным для другого.

Кроме того, мы сами не можем правильно высказать свои убеждения, ведь внутренний мир на то и внутренний, что не может быть снаружи. Любая попытка лишить себя внутреннего уединения обернется непониманием.

Средства выразительности

В своём произведении автор использовал огромное количество средств выразительности, которые, на первый взгляд, кажутся не такими примечательными. Тропы, особенно в стихотворении подобного рода, используются для придания тексту яркости и уникальности, а в случае с Фёдором Тютчевым, для большей загадочности.

  1. В тексте используются эпитеты, например, «таинственно-волшебных дум», что придаёт красочности этому высказыванию.
  2. Так же присутствует метафоры, например, «в душевной глубине». Они показывают отношение автора к понятию души, и ее образ.
  3. Но больший смысл автор вложил в стихотворение, передав его через такое средство выразительности как сравнение. Например, «безмолвно, как звезды в ночи». Этим автор передал всю суть своего творения. Звезды светят сами по себе, и не пытаются кому-либо что-то доказать. Они прекрасны в своём роде.
  4. Также мы видим слова высокого стиля, подчеркивающие торжественность и серьезность сказанного («оне», «звезды»).
  5. Кроме того, автор использует афоризмы («Мысль изреченная есть ложь»).
  6. В качестве фонетического художественного средства выступает аллитерация («Их оглушит наружный шум»).

Критика

Основная мысль Тютчева в стихотворении «Молчи» схожа с идеей В.А. Жуковского в отрывке произведения «Невыразимое». Автор говорит о том, что художник не способен передать свои чувства, так как он способен видеть только внешнюю оболочку. Поэтому современники Тютчева были готовы к подобной теме, и стихотворение не вызвало ни особых восторгов, ни резких выпадов.

Например, В.Гиппиус писал о Тютчеве, что в его трудах описывается свобода, но она неясна и невообразима, как и произведения Тютчева, в которых не проясняются понятия «поэт и люди».

В той мифологии, которой исполнены его стихи, свое место занимает и светлая богиня Свобода… Но облик ее неясен, как неясна и вся в целом в тютчевской поэзии этих лет поэтическая тема – «поэт и люди».

И рядом с приветствием общественной свободе возникает глубоко мрачное стихотворение «Silentium!»…, в котором даны резкие формулы, отделяющие «я» не только от пушкинской «непосвященной» черни, но и от какого бы то ни было человеческого общения…

Как отмечает Н.Ф. Королева, автору удалось предельно ясно описать сущность внутреннего мира человека:

Таинственно-волшебные думы – это… романтические мечтания, оттенки состояний, подслушивать которые в себе так интересно юному романтическому воображению. В зрелом возрасте они могут вызвать улыбку, но не будут смешны, если были искренними. Соприкосновения с реальной жизнью они не выдерживают.

Марина Оганнисян

Анализ стихотворения «Силентиум» Тютчева – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Стихотворение «Silen­tium!» («Силентиум») было написано Федором Ивановичем Тютчевым в 1830 году. В переводе с латинского название означает «Молчание!». Анализ «Силентиум» можно использовать на уроке русской литературы в 10 классе, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.

Стихотворение «Silen­tium!» подвергалось огромному количеству самых противоречивых интерпретаций и до сих пор считается самым загадочным в творчестве Тютчева.

Текст «Silentium!»

  • Федор Иванович Тютчев
  • Silen­tium!
  • Молчи, скрывайся и таи
  • И чувства, и мечты свои —
  • Пускай в душевной глубине
  • Встают и заходят оне
  • Безмолвно, как звезды в ночи, —
  • Любуйся ими — и молчи.
  • Как сердцу высказать себя?
  • Другому как понять тебя?
  • Поймет ли он, чем ты живешь?
  • Мысль изреченная есть ложь —
  • Взрывая, возмутишь ключи,
  • Питайся ими — и молчи…
  • Лишь жить в себе самом умей —
  • Есть целый мир в душе твоей
  • Таинственно-волшебных дум —
  • Их оглушит наружный шум,
  • Дневные разгонят лучи —

Внимай их пенью — и молчи!..

1830 г.

Краткий анализ произведения

Стихотворение «Silen­tium!» относят к раннему периоду творчества поэта, переводится название с латинского, как “молчи”. До выхода в свет Тютчев несколько раз переделывал свою работу, из-за того, что ему казался текст слишком откровенный, а размер большой.

Несмотря на неуверенность в успехе данной работы, это стихотворение показало Тютчева, как чувственного, откровенного человека, способного философски мыслить.

  • История создания – точная дата его написания неизвестна, но приблизительно оно датируется 1830 годом. Впервые в печатном виде оно вышло спустя три года в газете “Молва”.
  • Тема стихотворения – сохранение своего духовного мира от внешнего воздействия, противостояние окружению и сохранение внутренних сокровищ.
  • Композиция – трёхчастная, причём сам Тютчев разделяет его, завершая каждую часть словами “и молчи!”.
  • Жанр – это лирическое стихотворение.
  • Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с пиррихиями.
  • Метафоры – “встают и заходят оне”, “сердцу высказать себя”, “взрывая, возмутишь ключи”, “питайся ими – и молчи”, “есть целый мир в душе твоей”, “их оглушит шум”, “внимай их пенью”.
  • Эпитеты – “в душевной глубине”
  • Сравнение – “как звёзды в ночи”.

Это стихотворение Тютчев решил написать после женитьбы на Элеоноре Петерсон. Он был очень влюблен в девушку, но всё было то, что не давало покоя. Под влиянием своих тревог и переживаний Федор Иванович и написал «Silen­tium!».

Анализ стихотворения «Silentium!» Тютчева

Тютчев не писал для публики, в основном, он писал для себя, излагая свои мысли на бумаге. В каждом стихотворении он ищет истину, правду.

Стихотворение Тютчева «Silen­tium!» было написано в 1830 году четырехстопным ямбом. Неправильное ударение некоторых слов в стихотворении объясняется тем, что для Тютчева было важнее показать правдивые чувства, а не ложь. Он обращается к вопросам жизни:

  1. Как сердце высказать себя?
  2. Другому как понять тебя?
  3. Помет ли он, чем ты живешь?
  4. Он ищет ответы на них, сомневается или, наоборот, убеждается в правильности своих мыслей.
  5. Тютчев рассуждает о том, что даже сердце порой сложно признаться в своих мыслях и предположениях, а поймет ли тебя другой человек – это вечный вопрос, потому что представления о жизни, мысли и чувства у всех людей различны и противоречивы. Тютчев советует:
  6. Молчи, скрывайся и таи
  7. И чувства, и мечты свои.

Будто в человеке рождается страх: «А поймут ли меня? Что скажут в ответ?». Но Тютчев верил в то, что будет понят человечеством.

  • Но также Тютчев призывает слушать чужие мнения:
  • Взрывая, возмутишь ключи, —
  • Питайся ими – и молчи.
  • Тем самым углублять свои знания и представления о мире.
  • Каждую свою мысль нельзя показывать свету, надо лишь самому наслаждаться ей, а также скрывать свои чувства и сдерживать эмоции, переполняющие душу.
  • Человек должен жить своим миром, своей душой, чтобы для всех это было тайной, потому что, открыв ее, он, возможно, будет не понят другими людьми и чужд тем, кто не считает его мнение и предположение верным.
Читайте также:  Сочинение: Образ Левши в рассказе Лескова «Левша»

Подробный анализ стихотворения

Не секрет, что свои ранние произведения Федор Тютчев создавал исключительно для себя, формулируя таким необычным образом свои мысли и чувства. Будучи дипломатом и достаточно известным государственным деятелем, он не стремился к литературной славе.

И лишь уговоры одного из сослуживцев, считавшего, что стихи Тютчева действительно восхитительны, заставили поэта опубликовать некоторые из них.

Среди первых произведений, которые были напечатаны в российских журналах, стоит отметить стихотворение «Silen­tium!», название которого в переводе с латинского означает «Молчи!». Это произведение претерпело несколько редакций, так как автор считал его довольно откровенным и очень личным для того, чтобы представлять на суд читателей.

Тем не менее, именно это произведение принесло начинающему поэту и состоявшемуся дипломату славу очень тонкого, романтичного и не лишенного философских мировоззрений литератора.

История создания

О точной дате написания стихотворения история создания умалчивает, но традиционно оно датируется 1830 годом. Однако у данного произведения было сразу несколько редакций – его дважды печатали в “Современнике” и один раз – в газете “Молва”.

Именно в этом издании оно и было опубликовано впервые в 1833 году. Любопытно, что при второй публикации в “Современнике” в 16‑й строфе была допущена ошибка.

Интересно, что его названию, которое переводится как “Молчание” придается ещё один оттенок смысла – именно этим латинским словом студентов немецких классических университетов призывали к порядку.

Таким образом, его можно истолковать не только как призыв к молчанию, но и как указание на необходимость слушать. Такая трактовка основана на том, что Тютчев в своё время долго жил в Германии и посещал множество лекций в главном университете Мюнхена.

Тема

Посвящено стихотворение теме, которая волновала многих поэтов – одиночеству творческого человека и необходимости оберегать свой внутренний мир, хранить его целостность. Последнюю мысль Тютчев высказывает достаточно безапелляционно, используя повелительное наклонение.

Кроме основной мысли, в стихотворении есть и другие, которые развивает автор. Так, он говорит о лжи, что можно считать темой побочной. Тютчев говорит о том, что только молчание помогает сделать мысли (а значит, и стихи) свободными от тщеславных помыслов и обычного желания понравиться, которое присуще всем людям, в том числе тем, кто пишет стихи.

Композиция

Восемнадцатистрочное стихотворение разделено на три строфы, каждая из которых может считаться и самостоятельным произведением, но тематическое единство превращает их в единое произведение, скреплённое общей мыслью. Но есть и формальное объединяющее средство – это глагол “молчи”, использованный в конце каждой строфы в повелительном наклонении.

Таким образом композиция “Silen­tium!” – трёхчастная, где первая часть является призывом лирического героя к читателю: он велит ему молчать, никому не раскрывая свою душу и свои сердечные порывы. Вторая строфа аргументирует ту позицию, которая высказана в первой – поэт объясняет своему читателю, почему именно он считает, что молчание необходимо.

Наконец, третья строфа показывает, что может произойти с человеком, который решится обнажить свою душу перед миром. Тютчев описывает все угрозы, которые его ждут и говорит о том, что лучшим выходом будет всё то же молчание, о необходимости которого говорилось в первой строфе. Таким образом, композиция своеобразно закольцовывается.

Важную роль играет и стихотворный размер: благодаря четырёхстопному ямбу с перрихиями послание поэта получается максимально простым и ясным, но в то же время убедительным. Парная рифмовка с точной мужской рифмой также значительно упрощает восприятие.

Жанр

По жанру это лирическое стихотворение. В нём явно звучат мысли и чувства лирического героя.

Средства выразительности

Раскрыть мысль, вложенную в произведение, Тютчеву помогают разнообразные художественные средства, такие, как:

  • Метафоры – “встают и заходят оне”, “сердцу высказать себя”, “взрывая, возмутишь ключи”, “питайся ими – и молчи”, “есть целый мир в душе твоей”, “их оглушит шум”, “внимай их пенью”.
  • Эпитеты – “в душевной глубине”
  • Сравнение – “как звёзды в ночи”.

Одна из строк этого стихотворения – “Мысль изреченная есть ложь“– быстро стала афоризмом, а также – настоящим авторским кредо Тютчева, который считал, что только одиночество помогает поэту творить и сохранять искренность.

Вывод

Стихотворение показалось мне неоднозначным и сложным для понимания. Однако вчитавшись в него, я увидела в нём смысл, который отвечает моим убеждениям: тому, кто сумел по-настоящему понять себя, кто научился ценить своё внутреннее богатство, суета внешнего мира не сможет помешать быть целостным и самодостаточным человеком.

Лишь пребывая в гармонии с самим собой, можно жить полной жизнью и не зависеть ни от кого.

Сочинение о стихе Силентиум

Самым интересным направлением творческой энергии Тютчева считается философская лирика. В частности, исследователей и читателей занимает трактовка знаменитого стихотворения «Silen­tium» (что в переводе означает «молчание»).

Поэт противопоставляет природу (символ внешнего мира) и внутренний мир человека. Чувствам, мечтам, мыслям, душевным движениям посвящена большая часть стихотворения.

По мнению лирического героя, человек должен сосредоточиться на своей внутренней жизни, потому что сам он — «целый мир … таинственно-волшебных дум». Явления же внешнего мира (в стихотворении их символами являются звезды в ночи, ключи, наружный шум, дневные лучи) становятся препятствием в понимании самого себя.

С одной стороны, природа выступает как символ внешнего мира, т.е. противопоставляется человеческой душе, с другой, душа, чувства человека метафорически сопоставляются с природными явлениями: душевная глубина — с бесконечностью ночного звездного неба, истина — с ключом, с дневными лучами.

Лейтмотивом стихотворения становится слово «молчи», потому что «мысль изреченная есть ложь».

Облекаясь в слова, истина ускользает. Сосредоточенность, безмолвность, невозмутимость, поиск ответов внутри себя должны привести человека к свету в шикором понимании, т.е. к знанию, к истине, к Богу. Именно эта мысль заключена в противопоставлении образов ночи и дня и движении от картин ночи к «дневным лучам».

Кроме того, в фразе «мысль изреченная есть ложь» содержится намек на библейские истины, которые гласят, что мысли человека подвластны лишь Богу, а слова способен подслушать дьявол. Обилие глаголов в повелительном наклонении усиливает побудительный характер стихотворения. Стихотворение воспринимается как совет или поучение.

Но можно понять его и как беседу лирического героя с самим собой, как попытку самовнушения, самоубеждения.

Экспрессивный характер носят риторические вопросы, которые усиливают мысль об одиночестве человека: “Как сердцу высказать себя? / Другому как понять тебя? / Поймет ли он, чем ты живешь?” Тире в стихотворении стоят не по правилам пунктуации и усиливают категоричность высказываний.

Лексический повтор и синтаксический параллелизм (“Любуйся ими — и молчи”, “Питайся ими — и молчи”, “Внимай их пенью — и молчи!..”) помогают выделить главную мысль произведения.

Лирический герой имеет в виду даже не мысли, а духовную сущность, которую невозможно передать словами. Чувство, заключенное в робу будничного разговора, будет отрывочным, неполным, ложным, ведь не будет выражено в полной мере.

Смысл стихотворения «Силентиум!» в том, что, пытаясь обрушить на людей свои откровения о жизни души, человек не достигнет цели, все испортит и опошлит.

  1. Поэт делает вывод о том, что человеческое слово бессильно: «Мысль изреченная есть ложь». Завершается стихотворение призывом жить в мире собственной души:
  2. Лишь жить в себе самом умей
  3. Есть целый мир в душе твоей…

Таким образом, это неоднозначное стихотворение учит нас лучше понимать самих себя. Поэт призывает не ожидать от других полного понимания и принятия наших мыслей. Возможно, только полностью осознав свои чувства, мы сможем максимально ясно донести их до других.

ПредыдущаяСледующая

Анализ стихотворения Тютчева «Silentium» | СуперСоч

Творчество Федора Ивановича Тютчева можно смело назвать эталонным образцом русской поэзии. Его произведения отличаются мелодичностью, плавностью языковых оборотов, певучестью.

Наибольший интерес представляет философская лирика Федора Ивановича, в которой он смог не только продемонстрировать свой поэтический талант, но и поделиться сокровенными душевными переживаниями.

Одним из ярких примеров этого направления в творчестве поэта является его стихотворение «Silentium», что в переводе означает «молчание».

История создания

Стихотворение «Силентиум» было написано Тютчевым в 1830 году, однако впервые оно было опубликовано лишь три года спустя в журнале «Молва». Еще спустя три года оно было напечатано в самом престижном литературном издании того времени – «Современник», и после удачного дебюта еще не раз там публиковалось.

Произведение Тютчева было высоко оценено его коллегами. В частности, Лев Николаевич Толстой отметил исключительную глубину мысли поэта, мастерскую подачу раскрываемой темы. Заветы Федора Ивановича были особенно близки русскому классику, который сознательно вел аскетичный образ жизни.

Большой интерес представляет история названия стихотворения. Федор Иванович приступил к работе над ним в Германии, где служил в посольстве, и в свободное время посещал лекции в Мюнхенском Университете.

  В этом храме науки преподаватели часто использовали слово «Silentium», призывая, таким образом, к тишине и порядку. Это же слово употребляли и на студенческих застольях, когда кто-то собирался сказать тост.

Тютчеву понравилась идея озаглавить этим словом свое произведение, которое также призывало читателя к молчанию, целью которого было сохранение возвышенных помыслов.

Читайте также:  Краткое содержание сказки «Золотой ключик, или Приключение Буратино» и отзыв для читательского дневника (А.Н. Толстой)

Жанр и размер

В зрелом возрасте Федор Иванович всерьез увлекся изучением трудов древнегреческих мыслителей, что, безусловно, повлияло на творчество поэта, которое приняло более философское направление.

Произведение «Silentium» написано в жанре лирического стихотворения, для которого характерна ясность, краткость, отсутствие сюжета и героев.

В центре внимания поэта – лишь его мысли, чувства и переживания.

В произведении ясно чувствуется убеждающая интонация, которая наиболее характерна для такого литературного жанра как ода.

От этого же жанра стихотворение «Silentium» вобрало в себя напор, пафос – все то, что потребовалось Тютчеву для полной реализации своего творческого замысла.

Так, после его прочтения надолго запоминается фраза «Молчи, скрывайся и таи», которая в форме приказа трижды повторяется в произведении.

Размер стихотворения – четырехстопный ямб, написано оно секстинами. Подобная форма является универсальной, поскольку как нельзя лучше помогает автору передать смысл произведения, упрощает его восприятие. Для «Силентиума» характерен также максимальный аскетизм: автор намеренно отказывается от внешней мишуры, делая акцент на богатом внутреннем содержании своего творения.

Композиция

Композиционно стихотворение «Silentium» можно разделить на три части, каждая из которых состоит из одного шестистишия.

Все секстины настолько самостоятельны в смысловом, интонационном и синтаксическом значении, что вполне могут выступать отдельными единицами.

Но при всей своей независимости эти три шестистишия объединены между собой общей лирической темой, которая формирует из них единое целое в композиционном плане.

Для того, чтобы сконцентрировать внимание читателя на самом важном, автор намеренно выбрал однородные концевые рифмы: ударные, мужские, точные.

  1. Первая строфа начинается пламенной, эмоциональной речью лирического героя, который призывает читателя стоять на страже своих искренних чувств и мыслей, которые он советует хранить глубоко в душе.
  2. В второй строфе происходит смена интонации героя с повелительной на убеждающую. Он уже не требует, но спокойно объясняет, почему настолько важно сдерживать и скрывать свои сердечные порывы. При этом в качестве основного инструмента он использует холодную, рассудительную логику.
  3. В третьей, завершающей строфе, лирический герой очень четко формулирует потенциальную угрозу всем тем, кто рискнул поделиться с миром самым сокровенным:
  • Лишь жить в себе самом умей — Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум; Их оглушит наружный шум, Дневные разгонят лучи, —
  • Внимай их пенью — и молчи!

«Таинственные думы» имеют много общего с «чувствами и мечтами», и потому напоминают первую строфу стихотворения. По сути, это и не мысли вовсе, а некие оттенки душевного состояния, переживаний, мечтаний. К ним нужно относиться с большой бережностью, поскольку их могут «разогнать» лучи и «оглушить» наружный шум.

Темы

  1. Целостность внутреннего мира является центральной темой произведения. Если человек начнет открыто высказывать свои мысли, делиться с окружающими своими мечтами, планами, душевными переживаниями, то тем самым нарушит внутреннюю гармонию.

    Поэт советует не пытаться изменить это хрупкое равновесие, чтобы как можно дольше пребывать в нем, а свои богатства души он советует демонстрировать лишь самым близким людям. Ежедневный быт, суета являются главными врагами чувственного мира человека, который так или иначе вынужден сталкиваться с грубыми реалиями окружающего мира.

    Именно поэтому так важно сохранять гармонию внутри себя, не обнажать на публику жизнь своей души.

  2. Ложь. В обществе человек часто подвергается соблазну оказать более выгодное представление о себе. Желание понравиться и произвести яркое впечатление на собеседников неизменно приводит ко лжи и лицемерию.

    Отказаться от этих пороков, порой, бывает совсем непросто, и потому автор призывает к молчанию, которое стоит на страже чистоты помыслов.

  3. Одиночество. Поэт призывает читателя к одиночеству, в котором видит единственный выход для сохранения душевной гармонии.

    Осмысленное уединение позволяет человеку оказаться на близком расстоянии от истины. Пустые же разговоры обесценивают даже самую светлую, самую правдивую мысль, превращая ее в банальность.

Основная идея

Тютчев полагает, что духовную сущность человека невозможно обличить в слова. Будничный разговор не в состоянии передать тончайшие оттенки глубинных переживаний и эмоций. Он лишь опошлит их, исказит их истинный смысл. Основная идея стихотворения заключается в том, чтобы беречь от внешнего мира самое сокровенное – жизнь человеческой души.

Авто прекрасно понимает, что одной из важных проблем социума является разобщенность людей, которую на протяжении многих лет пытаются преодолеть. Однако не стоит ради этой цели изливать душу: все люди очень разные, и есть большой риск, что откровенная исповедь может быть попросту не понята собеседником.

Прелесть этого мира как раз и заключается в удивительном многообразии людей, их характеров, привычек, жизненных ценностей. Никто не обязан понимать и принимать своего собрата. Поэтому, чтобы избежать досадных недоразумений и обид, стоит открывать свою душу лишь самым близким людям, лучшему другу или членам семьи.

Художественные средства выразительности

Как было сказано выше, в стихотворении «Silentium» Федор Иванович не делает акцент не на внешней форме, но исключительно на содержании. Ему по душе простота слога, его доступность, легкость, что обеспечивает самое главное – понимание со стороны читателя.

Безусловно, сложные витиеватые фразы были бы гораздо более эффектными, однако они не смогли бы подчеркнуть смысл столь глубокого стихотворения. Из этого можно сделать вывод, что тропы в произведении намеренно не автором облечены в яркую, притягивающую взгляд форму.

Напротив, они не бросаются в глаза, но вместе с тем позволяют подчеркнуть глубину написанного, понять авторский замысел.

В стихотворении «Silentium» можно встретить следующие художественные средства выразительности: эпитеты («таинственно-волшебных дум»), сравнения и метафоры («Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи…»).

  Кроме того, в произведении встречаются слова, принадлежащие высокому стилю («оне»), афоризмы («Мысль изреченная есть ложь»), аллитерация («Их оглушит наружный шум»).

Все средства выразительности гармонично переплетаются между собой, создавая настоящий венец поэзии – прекрасный и глубокий по смыслу.

Федор Тютчев

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,-

Любуйся ими — и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,-

Питайся ими — и молчи.

Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи,-
Внимай их пенью — и молчи!..
_______________

* Silentium — Молчание! (лат.)

Анализ стихотворения «Silentium!» Тютчева

Тютчев стал известен благодаря своим стихотворениям в жанре пейзажной лирики. Но в ранний период творчества он обращался к философским и глубоко личным темам. Эти произведения писались исключительно для себя, поэт не стремился к литературной известности и не пытался опубликовать свои творения.

Лишь поддавшись уговорам друзей, Тютчев решился издать некоторые ранние стихотворения. Одним из них было стихотворение «Silentium!», опубликованное в 1830 г. Считается, что написано оно было гораздо раньше. Стих выдержал несколько серьезных авторских правок.

Тютчев опасался передать на суд публике некоторые сугубо личные размышления.

Латинское название произведения (в пер. – «молчи», «молчание») сразу же указывает на склонность автора к романтизму, который являлся на тот момент доминирующим направлением в искусстве. Ему был присущи мотивы неудовлетворенности окружающим миром и одиночества лирического героя. Эти мотивы четко прослеживаются в стихотворении.

Автор обращается к воображаемому собеседнику с призывом скрывать свои истинные чувства от остального общества. Этот монолог можно считать откровенным разговором Тютчева с самим собой. Сокровенные мечты человека являются его высшей ценностью. Автор сравнивает их со «звездами в ночи», которыми можно только безмолвно любоваться.

Внутренний мир человека уникален и неповторим. Интимные переживания невозможно выразить в словах, а тем более передать другому. Мысли чисты и совершенны, они являются высшим даром природы.

Слова — лишь слабое отражение человеческой мысли, они значительно ее искажают и меняют первоначальный смысл на прямо противоположный («мысль изреченная есть ложь»).

Поэтому молчание – единственный выход для человека, который хочет сохранить целостность своих сокровенных размышлений.

Внутреннее душевное богатство позволяет человеку существовать независимо от окружающего мира, только этому необходимо научиться.

Способность к самосозерцанию и самосовершенствованию – особое качество человека, отличающее его от животного мира. «Наружный шум», который символизирует бессмысленную суету толпы, может повредить гармонию внутреннего мира.

Человек должен тщательно беречь свою индивидуальность. В сочетании с молчанием это откроет перед ним все тайны мироздания.

Стихотворение «Silentium!» очень важно для понимания внутреннего мира Тютчева. Можно предположить, что поэт стал по преимуществу «певцом природы» потому, что не хотел больше делиться с окружающими своими философскими размышлениями.

Читать стих поэта Федор Тютчев — Silentium (Силентиум, Молчание) на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Ссылка на основную публикацию