Фантастический реализм в литературе

Определиться с границами фантастического жанра в литературе и искусстве практически невозможно, потому что фантастика — это вовсе не жанр, а метод художественного творчества в целом.

Все творчество по сути своей фантастично, так как является плодом воображения творца вне зависимости от того использует ли он в качестве средств изображения явления реального мира или выдуманного.

Ведь даже если художник или писатель работает с предметами и привычными человеку явлениями, существующими непосредственно в его жизни, можно ли сказать, что художник не пользуется своим воображением для создания художественного образа?

Присутствие фантастического можно наблюдать практически в любом художественном произведении, достаточно вспомнить магриттовское «Вероломство образов», наглядно подтверждающее этот тезис. Однако есть направления, в которых оно проявилось с наибольшей интенсивностью. Итак, начнем.

Фантастический реализм в литературе

Иероним Босх, фрагмент триптиха «Страшный суд»

Северное Возрождение

Если не брать во внимание произведения искусства Древнего мира, основанные на мифологическом сознании, то корень фантастического искусства следует искать в искусстве Северного Возрождения, в частности в творчестве Иеронима Босха.

Он один из первых художников, изобразивших странных существ, не имеющих отношения ни к реальному миру, ни к миру каноничного христианского мифотворчества. Хоть тематика его полотен и остается отчасти религиозной, их образность выходит за пределы канонических изображений библейских сюжетов.

В случае Босха мы впервые можем говорить о фантастических образах, порожденных воображением автора. Достаточно посмотреть на персонажей правой части триптиха «Сад земных наслаждений».

Фантастический реализм в литературе

Иероним Босх, фрагмент триптиха «Сад земных наслаждений»

Помимо аллегорических изображений наказаний за грехи, художник вводит в свое произведение ряд фантастичных персонажей, имеющих подобие человеческого тела, но лица, напоминающие то птиц, то лягушек, то крыс.

 Босх расчленяет привычные формы, изменяет пропорции, соединяет несовместимое, переворачивает существующие взаимосвязи явлений, тем самым создавая фантастический мир, имеющий тесную связь с христианским пониманием ада.

Фантастический реализм в литературе

Иероним Босх «Страшный суд»

Романтизм

Романтизм — это больше, чем направление, это мировоззрение, завладевшее умами многих людей того времени, и оставшееся актуальным и по сей день. В первой половине XIX веке проявляется интерес к внутреннему, духовному миру человека, личность, индивидуальность выходят на первый план.

Романтизм утверждает новую систему ценностей, в которой разум уступает место воображению и чувствам. Отсюда и тенденция к двоемирию, то есть к противопоставлению внешнего и внутреннего, «духовного царства» и «эмпирической реальности», как это определял Гегель.

Таким образом, в искусстве возрастает значение фантазии и воображения, без которых невозможно изобразить невидимые глазу духовные явления жизни.

Так в произведении «Ночной кошмар» Фюссли представлено бессознательное начало, вырвавшееся наружу во время сна, иллюстрирующее собой внутреннюю, духовную жизнь человека, противопоставленную внешней, телесной.

Материализованные образы сновидения оживают на полотне Фюссли, в то время как тело человека безвольно и почти безжизненно сползает с кушетки.

Такое сочетание иррационального содержания и достоверного изображения, а также интерес к подсознательным процессам психики, предвосхитили появление сюрреализма в XX веке.

Фантастический реализм в литературе

Иоганн Фюссли «Ночной кошмар»

Один из наиболее ярких представителей романтизма — Франсиско Гойя мастерски сочетает в своем творчестве острое наблюдение жизни и гротескно-аллегорическое преобразование этих наблюдений в своих графических и живописных работах. Такова серия графических работ «Капричос», высвечивающая пороки, глупость человека и общества, в гротескно-искаженных мрачных образах.

Символизм

Направление, развивавшееся во второй половине XIX века, ключевыми темами которого был сверхчувственный мир, трансцендентная реальность, которая становится видимой с помощью символа.

Символизм также есть особое свойство мышления человека, устанавливающее связь видимого с невидимым. Стремление человека к установлению видимых связей с имманентным А.

 Ригль называл «мистической художественной волей».

Фантастический реализм в литературе

Одилон Редон «Воздушный шар с глазом»

Одним из основоположников символизма считается Одилон Редон — французский художник, увлекавшийся творчеством Гойи и Эдгара По, которого на протяжении всей его творческой деятельности «терзало воображение».

Его творчество принято относить к символизму, однако многие исследователи считают его началом сюрреализма.

В творчестве Редона ярко выражено фантастическое начало, есть предположение, что он страдал психическими расстройствами и воплощал свои кошмары в произведениях. Редон писал в своем дневнике:

Он утверждает свое основное положение, придание жизни своим выдуманным существам, и заставляет жить их по «законам правдоподобия». Именно эта связь реального с нереальным и ориентация на бессознательное психики дает право считать Редона предтечей сюрреализма. Редон считал, что искусство не должно ничего определять, но должно переносить в «зыбкий мир неопределенного».

Символизм ориентирован на представление потусторонних миров, мистической, скрытой сути явлений. Символизм — это метод изображения идей в образах, часто таинственных, неопределенных и иррациональных.

  • Фантастический реализм в литературе
  • Альфред Кубин «Путь в ад»
  • Фантастический реализм в литературе
  • Арнольд Беклин «Остров мертвых»

Сюрреализм

Данное направление начинает активно использовать достижения новой науки — психологии. В своих образах сюрреалисты стремились избавиться от рационального осмысления действительности, полностью посвятив свое творчество бессознательному.

Сюрреалисты стремились постичь реальность, находящуюся за кажущейся действительностью путем неконтролируемого творчества, методом механического письма.

В основе сюрреализма — раскрепощение подсознательных процессов как творческий метод, чистый психологоческий автоматизм.

Фантастический реализм в литературе

Ив Танги «Мама, папа ранен!»

Так художник Ив Танги с его безлюдными мистически холодными пейзажами, лишенными связи с привычными предметами реального мира, является одним из основоположников этого направления.

Танги создал собственный уникальный мир, со своей природой и образами, при этом сочетая вымысел с детальной проработкой, заставляющей ощущать подлинность этого иного фантастического мира.

Танги стремился к выражению бессознательного в пластических «реальных» формах.

  1. Многие другие представители сюрреалистического направления в живописи, например Макс Эрнст, Сальвадор Дали и Рене Магритт, в своем творчестве использовали образы реальной действительности, но преобразуя их с помощью намеренных искажений.
  2. Фантастический реализм в литературе
  3. Сальвадор Дали «Искушение святого Антония»

Таким образом, сюрреализм являет мир глубин бессознательного, тем самым затрагивая одну из самых загадочных тем в изучении человеческой психики.

В качестве художественного метода сюрреалисты использовали автоматическое письмо, гротеск, искажение пропорций и форм, сочетание частей различных предметов, игру с пространством.

При этом изображение фантастических образов сочетается с детальной реалистической проработкой, создавая тем самым иллюзию реальности сюрреалистической образности.

Фантастический реализм

Этому направлению свойственна ориентация на традиции немецкого Возрождения, в частности, на творчество Иеронима Босха.

Ключевыми характеристиками направления являются мистико-религиозный характер, вневременность, исследование потаенных, скрытых явлений как человеческой души, так и мира в целом.

Стоит отметить тесную связь фантастического реализма с символизмом, так, например, у Гигера есть свое прочтение «Острова мертвых» Беклина, а образы Брауэра визуально схожи с мистическими образами символизма.

В середине XX века Эрнстом Фуксом, Ариком Брауэром и рядом их сподвижников была основана Венская школа фантастического реализма. Арик Брауэр — один из немногих действительных членов Венской школы фантастического реализма, его творчеству присуща некая мистическая наивность образов, часто носящих религиозный характер.

Фантастический реализм в литературе

Питер Грич «Ковчег»

Питер Грич, ученик Брауэра, создает в своих произведениях безлюдные образы неизвестных миров, чаще всего представленные в виде ржавых металлических конструкций. Грич создает некий постапокалептический мир, при этом абсолютно вневременной.

  • Гигер, создатель знаменитых монстров для фильма «Чужой», в своих работах изображает мир кошмаров, неземных существ, угрожающих и жутких, однако, имеющих непосредственное отношение к нашему миру. Друг Гигера, американский психолог Тимоти Лири, писал о его творчестве (цитата из книги «ХР ГИГЕР ARh+»):
  • Ганс Гигер «Некроном IV»

Неосюрреализм

Появление этого направления связано со второй волной сюрреализма в конце 1970 годов, в эти годы появляется множество направлений, визуальная образность которых схожа с сюрреализмом, однако содержательно они относятся скорее к фантастическому или символическому искусству. Действительно, визуальный язык этого направления схож с сюрреализмом, однако оно не связанно с идеями освобождения от разума и творческого автоматизма, лежащими в основе сюрреализма. Джорж Грие — самый яркий представитель неосюррелизма, его произведениям свойственны сложные, иррациональные комбинации пространства и форм. Грие, как и многие представители этого направления, является сторонником цифрового искусства. Появление неосюрреализма связано с отходом от классических техник изображения в сторону новых технологий.

Джорж Грие «Утренний Туман»

Дальше некуда!

Крайними формами фантастического направления являются виженари-арт, представляющий из себя спонтанное изображение увиденного в измененном состоянии сознания, и ар брют — искусство маргиналов, аутсайдеров и душевнобольных. Но эти направления заслуживают отдельной статьи.

Фантастический реализм в культуре и фантастические миры Льва Карнаухова

Фантастический реализм в литературеФантастический реализм в литературе

Что общего между Уильямом Шекспиром, Львом Карнауховым и библиотекой в Каменске? «Библионочь» и фантастика. В этом году всероссийская акция в нашем городе была посвящена ей, — фантастике. Во всех ее проявлениях. Это и фэнтези, и сюрриализм, и символизм, и фантастический реализм. Вот о последнем мы поговорим подробнее.

     Фантастический реализм — термин, применяемый к различным явлениям в искусстве и литературе. Вероятно, первым, кто употребил выражение «фантастический реализм», был Фридрих Ницше, по отношению к … Шекспиру. К слову сказать, 23 апреля весь мир отмечает день рождения Уильяма Шекспира.

В 1920-е годы это же выражение использует в лекциях Евгений Вахтангов; позже оно утвердилось в отечественном театроведении как определение творческого метода Вахтангова.

Но все же в пространстве «ирреального», фантастического искусства главенствующая роль выпала кинематографу. Именно кино более всего способно сочетать в себе и массовость, и высокое качество. Достаточно вспомнить и сопоставить картины Бунюэля, Гринуэя,  Антониони, ленты Тарковского с популярными блокбастерами «фэнтези», включая целые мега-пространства «Звездных войн».

Читайте также:  Краткое содержание рассказа «Смерть чиновника» (А.П. Чехов)

Целый пласт фантастических и околофантастических реалий выпал на долю литературы.

В литературе это и Гофман, и Гоголь, и Достоевский, и Булгаков, братья Стругацкие и далее – вплоть до компьютерных игр, не говоря уже непосредственно о художниках и изобразительном искусстве.

Босх, Франсиско Гойя, знаменитая «Венская школа фантастического реализма», основанная Эрнстом Фуксом «со товарищи», Врубель, сюрреалисты – во всех этих именах и тенденциях есть нечто близкое к фантастическому реализму.

Сегодня фантастический реализм является очень популярным жанром живописи. В принципе, чтобы понять, что означает этот термин, достаточно его просто услышать. Здесь нет никаких подводных камней.

Фантастический реализм — это изображение, картина, рисунок, который изображает какую либо фантастическую тему или имеет фантастический сюжет и выполнен с большим реализмом, иногда даже с гиперреализмом.

Фантастический реализм в живописи придерживается художественной тенденции, родственной магическому реализму, включающей больше ирреальных, сверхъестественных мотивов.

Близок сюрреализму, но в отличие от последнего строже придерживается принципов традиционного станкового образа «в духе старых мастеров»; скорее может считаться поздним вариантом символизма.

Фантастический реализм, конечно, родной брат сюрреализма, но сверхъестественные мотивы, ирреальные сюжеты, густо замешанные на чувственности, выводят его в самостоятельное течение.

Именно в этом жанре творит Лев Карнаухов. Художник, чье видение окружающего мира, вернее сказать, — окружающих миров, настолько чувственное, свободное от штампов, фантастическое, ирреально-логическое, что кажется вполне реальным.

Искусство его качественно далеко от так называемой «интерьерной живописи». Мастер погружает нас в осмысленные сюжеты, созданные его воображением. И мы, проникаясь этими сюжетами и проникая в другую реальность, понимаем, — она существует. Существует независимо от того, верим мы в нее или нет.

И эта реальность гораздо ближе, чем казалось до знакомства с картинами Льва Карнаухова.

Как признается сам мастер, он не придумывает эту другую реальность, он живет в ней. Это естественное состояние, с этим родился, и иначе Карнаухов не мыслит жить, даже не представляет, как это – по-другому.

Однако, по настоящему влюбилась я в творчество этого художника, когда увидела его акварельные этюды. Они настолько хороши, легки, воздушны, мастерски исполнены, что тут же начинаешь понимать: это другая реальность. И она прекрасна!

Мастеру удается показать доселе неведомые миры так, что мы принимаем их за реальность. А зарисовки с натуры – за фантастические пейзажи. Льва Карнаухова с уверенностью можно назвать «Человек мира. Художник вселенной».

В Каменск художник привез очень малую и скромную часть своих творений, познакомиться с которыми можно в Центральной городской библиотеке имени Пушкина.

Билет №17. Фантастический реализм Вахтангова

Фантасти́ческий реали́зм — термин, применяемый к различным явлениям в искусстве и литературе.

Обычно создание термина приписывают Достоевскому; однако исследователь творчества писателя В. Н. Захаров показал, что это заблуждение.

Вероятно, первым, кто употребил выражение «фантастический реализм», был Фридрих Ницше (1869, по отношению к Шекспиру).

В 1920-е годы это выражение использует в лекциях Евгений Вахтангов; позже оно утвердилось в отечественном театроведении как определение творческого метода Вахтангова.

Думается, что “вахтанговское” – это резкий переход из века золотого – в век серебряный, из классического реформаторства Станиславского – в дерзость модерна, в беспокойный мир ретро, в особую философию, где фантазия обладает большей правдивостью, чем сама реальность.

Профессия режиссеров становилась делом интеллигентов, около Вахтангова собирались молодые врачи, бухгалтеры, инженеры, учителя, государственные служащие, девушки из приличных семейств. Театр для интеллигенции, как задумывал его Станиславский, становился театром самой интеллигенции, собранной Вахтанговым под знаменем его студии.

“Вахтанговское” – это “небоязнь” формы в любые эпохи, даже тогда, когда самым страшным словом было слово “формализм”.

Будучи, как и Станиславский, режиссером-психологом, Вахтангов просто искал свое добро в другом – психология образа раскрывалась им в театральной условности, в масках вечного житейского маскарада, в обращении к далеким театральным формам: к комедии дель арте в “Принцессе Турандот”, к мистерии в “Гадибуке”, к фарсу в чеховской “Свадьбе”, к моралите в “Чуде святого Антония”. “Вахтанговское” – это особое художественное понятие “фантастический реализм”, вне этого понятия нет, по существу, ни одного спектакля Вахтангова, как нет лучших творений его великих духовных собратьев – Гоголя, Достоевского, Сухово-Кобылина, Булгакова.

Театр Вахтангова упорно, трудно ищет свою вахтанговскую тропу, и дай Бог ему многих удач на этом пути.

Будем только помнить, что Вахтангов первым в череде блистательных русских режиссеров сказал Театру, что ему не надо ни от чего отказываться, ничего объявлять архаическим, не надо попирать условность, приветствовать один только реализм.

Театр – это все сразу: и классический текст, и вольная импровизация, и глубочайшее актерское перевоплощение, и умение видеть образ со стороны.

Театр, как думал Вахтангов, – это и принципиальное “не отражение” конкретного исторического дня, но отражение его внутренней, философической сути. Вахтангов умирал под искристый, словно шампанское, вальс из своего спектакля, он умирал под овации московской публики двадцатых годов, которая стоя приветствовала современный спектакль на глазах обретавший черты вечности.

“фантастический реализм” – Вахтангов стал искать, отталкиваясь от двух противоположных основ – Художественного театра Станиславского (кстати, надо отметить, что театр при жизни Вахтангова назывался 3-й студией МХТ) и театра Мейерхольда.

Можно сказать, что в его спектаклях – а можно сказать более конкретно – в его спектакле “Принцесса Турандот” по сказке Карло Гоцци объединены внешняя экспрессия декораций и костюмов (не совсем такая, как у Всеволода Емильевича, но все же) с психологической глубиной, свойственной постановкам МХТ.

Карнавальная зрелищность сочеталась с сильными внутренними переживаниями.

Вахтангов попробовал разъединить актера и тот образ, который актер воплощал. Актер мог выходить в обычной одежде и разговаривать на злободневные для страны темы, а потом переодевался на сцене же в фантастический наряд и перевоплощался в персонажа пьесы.

Принципы театра Вахтангова.

Все приемы давали ощущение, что это с одной стороны театр, а с другой нет. Принцип организации действия взят из театра Дель Арте, например люди, которые занимали зрителей между сценами, стремился к полной серьезности игры и не терпел лицемерия.

Сцена-это одновременно реально и безумно условно, т.е. (газета-чашка). В- был за реальные отношения 2-х людей актеров, убедительность самой игры. Станиславский считал, что излишне соединять условность и быт. Основные х-ки театра Вахтангова: 1.

Театрализация театра- театр-это праздник и для актера и для зрителя. 2. Театр- это игра, игра с предметом, деталями костюма, с партнером, вставочные номера, которые создавали общую атмосферу: (палочка, как флейта). 3. Импровизационность. 4. Речь воспринималась, как пародийная. 5.

Освещение, тоже создает атмосферу 6. Музыка тоже условна, создает общую атмосферу или передает эмоциональное состояние.

На сцене происходила театрализованная яркая, праздничная игра.

Фантастический реализм в литературе

Своего актера Вахтангов обрел в лице Михаила Чехова, в котором видел союзника своим идеям. Вахтангов утверждает приоритет личности актера над создаваемым им образом. Когда Вахтангов, захотел попробовать сыграть гл роль в своем спектакле, а ее играл Чехов, то понял, что это невозможно, т. к.

все, что у него было он отдал Чехову. Последний спектакль Вахтангова Принцесса Турандот К.Гоцци (1922) до сих пор воспринимается как самый знаковый. Турандот при всей далекости от революции звучала как “Гимн победившей революции”.

Вахтангов остро чувствовал поэтику игрового театра, его открытую условность, импровизационность. В таком театре многое от древних истоков сцены, народных игрищ, площадных и балаганных зрелищ. Игрой, кажется, заряжен воздух России 1920-х.

А парадокс состоит в том, что 1921 год, голодный и холодный, и как будто вовсе не располагающий к веселью. Но несмотря ни на что, люди этой эпохи преисполнены романтическим настроением. Принцип “открытой игры” становится принципом Турандот.

Читайте также:  Сочинение можно ли добиваться победы любыми средствами

Игра актера со зрителем, с театральным образом, с маской становится основой спектакля. Спектакля-праздника. А праздник на то и праздник, что все меняется местами. И артисты Вахтангова играют трагедию комедийными средствами.

Сам Вахтангов не считал “Турандот..” эталоном, т. к. каждый спектакль-это новая форма худ выражения.

Билет №18. Немирович-Данченко о сущности режиссерского и актерского творчества.Билет №19. Зерно спектакля и 2й план.

На всякий случай немного о творческом пути.

Н.Д. 1858-1943

Родился на Кавказе в семье военного.

Поступил в Московский Университет. Воспитывался на традициях малого театра. Был потрясен игрой Ермоловой. Что сподвигло стать театральным критиком.

Был на гастролях мюнхенского театра. Стал писать пьесы: «Цена жизни».

1896 Выдвинут на Грибоедовскую премию, отказался в пользу Чайки.

1891 Создает Студию

Видит спектакль Станиславского Отелло, его очень впечатляет.В работе со Станиславским, Н_Д высказывает свои позиции именно по драматургии пьесы.Считает , что актер-это сердце театра и все должно идти на помощь ему.

Именно он приглашает в театр Чехова.Он же найдет и Горького.

В 1910 Братья Карамазовы, ставит Юлия Цезаря, Воскресенье Толстого 1930,37 Анна КарекинаJ с Тарасовой, Любовь Яровую, 3 сестры и Король лир.

Дает сцен.жизнь романам.

Магический реализм, фантастический реализм и прочие нереалистические реализмы

Лис_Уильямс

Часть 1 

Начнем с магического реализма.

Это весьма конкретное направление в изобразительном искусстве и литературе, со своими довольно четкими критериями (которые, разумеется, существуют для того, чтобы их нарушать – но только если вы Мастер.

серьезно, если вы в первый раз пишете произведение магического реализма, напрочь игнорируя законы направления (и приема), а потом заявляете, что у вас магический реализм – не надо так. ну, это мое мнение, конечно).  

“Магический реализм предполагал такой способ повествования и изображения жизни, при котором материальный мир, предметная действительность сохраняли свой конкретный реальный облик, но вместе с тем приобретали некое потустороннее, трансцендентальное значение, лежащее за пределами повседневной, бытовой, рационально постижимой системы мер. Этой установке соответствовала и определенная поэтика. Излюбленным приемом было частичное, “пунктирное” перенесение сюжета в сферу фантасмагорических сновидений, в которых действия, лица, вещи сопрягались не по законам яви, а с нарушением логики обычной, “нормальной” жизни. Историческому времени и пространству, окружавшим происходящие события, часто придавались черты максимальной неопределенности. Действительность нередко изображалась через налагаемую на нее сеть мифов – античных, христианских, буддистских” (Фрадкин И. М. Литература первых послевоенных лет (1945–1949) // История литературы ФРГ. М., 1980).

Это, как вы видите по датам, о магическом реализме практически в самом начале, когда он только определялся как направление. Как справедливо – и не раз – замечали на сайте, времени прошло много и должно же было что-то измениться.

Забавный факт: магических реализмов много. Выделяют, например, итальянский, бельгийский, латиноамериканский, испанский… Принцип вы поняли.

Во многих странах авторы обращались к этому направлению, и практически каждый раз в произведениях проявлялась какая-то региональная специфика (которая заключалась не только в месте действия и фольклоре).

Но попробуем обратиться к более-менее основным чертам, для этого я использую цитату из книги А.А. Гугнина “Магический реализм в контексте литературы и искусства XX века: феномен и некоторые пути его осмысления” (Москва, 1998):

“Произведение магического реализма обладает характерными чертами, которые лишь в совокупности (форматирование А.А. Гугнина – прим. Лиса) достигают особого качества, позволяющего выделить тексты магических реалистов из массы во многом сходных произведений: 

  • а) специфическое использование категории времени – с целью раскрытия его субъективности и относительности
  • б) отказ от детерминированно-психологического принципа изображения человеческого сообщества, стремление изобразить функционирование этого сообщества на уровне мифического сознания
  • в) показ сосуществования и взаимопроникновения двух реальностей: “низшей”, первичной, вроде бы очевидной, но не доподлинной, и “высшей”, доподлинной, на уровне которой теряют всякий смысл и значение стереотипы поведения, пригодные для жизни в обманно очевидной реальности; 
  • г) “магическое пространство” произведения, хотя и может быть вполне конкретно очерченным, не совпадает полностью с каким-либо реальным географическим и историческим пространством, поскольку пространство магического реализма не подчиняется общепринятым формам детерминизма, а живет по своим – магическим – законам, которые, однако, не имеют ничего общего с иррациональной мистикой.

Неотъемлемая черта магического реализма – жизнеподобие, обязательное наличие конкретных и узнаваемых черт исторической реальности.

Это качество отделяет магический реализм от жанра “фэнтези”, где жизнеподобная и легко опознаваемая историческая реальность, как правило, начисто отсутствует.

Магический реализм совершенно органично использует элементы фантастики, но эти элементы играют все же подчиненную роль и по этому признаку проходит граница между магическим реализмом и научной фантастикой”.

Чтобы нам всем, может быть, стало чуточку легче разобраться, приведу “список чтения” на лето книг, написанных в духе магического реализма:

  • Э. Кройдер “Общество с чердака”
  • Г. Казак “Город за рекой”
  • А. Платонов “Чевенгур”, “Котлован” зацените отечественный продукт
  • И. Андрич “Проклятый двор”
  • Х. Рульфо “Педро Парамо”
  • Р. Арльт “Злая игрушка”, “Колдовская любовь”

“А кАк жЕ МаРКес, КарПЕНтЬЕр, АсТУриАс, КасТАнЕДА?” – спросит кто-то. Ну, ребят, это одна, конкретная грань магического реализма, к тому же, самая известная. С самыми известными произведениями давайте как-нибудь сами.

Помимо магического реализма существует целая куча разных других “нереалистических реализмов”: фантастический, мистический, духовный, трансцендентальный, метафизический, христианский и прочая, прочая (Гавриков, 2019). Каждый из них, сдается мне, заслуживает отдельного блога, и, если будут желающие о таком почитать, я, может быть, даже что-нибудь напишу. 

Часть 2

Сейчас давайте остановимся на еще одном типе “реализма” – реализме фантастическом. Почему? Ну, на мой взгляд, на нашем турнире приличная часть написанных и победивших в группах рассказов написана именно в духе фантастического реализма.

Что же это такое?

“…

иногда хочется, чтобы случилось и нечто невероятное, дивное, завораживающее — и этот читательский спрос призваны удовлетворить книги, к которым мы и приклеим ярлык «фантастический реализм».

Такие произведения в целом реалистические и строятся по правилам психологической прозы, но в них имеются те или иные фантастические вкрапления, которые почти не меняют физические законы мира, но создают особую атмосферу, придают повествованию чувственность, проникновенно показывают переживания героев — и в конце концов, действуя от обратного, подчёркивают бытовую реальность, акцентируют читательское внимание на тех деталях и чёрточках повседневной жизни, которые в противном случае остались бы незамеченными, незначащими и моментально забытыми.

Вкраплённая фантастика иногда может быть эфемерной, незаметной и даже нефантастичной — замаскированной под сладкий сон, под жаркое наваждение, под странное стечение обстоятельств.

Например, в романе Набокова «Дар» имеется фантастический сон, в головокружительном дурмане которого главный герой бежит по ночному Берлину, — и эта прогулка воспринимается читателем как правда, в то время как реальное приключение полуголого Годунова-Чердынцева видится как что-то сюрреалистическое.

Всё это есть намеренное искривление реальности, её растягивание, её офантастичивание. Такие приёмы помогают лучше раскрыть внутренний мир героя, выстроить из простых декораций многомерный пейзаж, наполнить смыслом и символизмом детали” (Микхайлов, 2009).

Да, вы все правильно поняли. При такой трактовке можно сказать, что магический реализм – это частный случай фантастического реализма. Давайте попробуем почитать еще.

“…

объединяют не столько даже неотъемлемые от них фантастические и мифологические элементы, сколько такое сочетание реальности и фантастики, при котором они “взаимопроникаются”, создавая в единстве совершенно иной масштаб и совершенно иной взгляд не только на изображаемый срез реальной действительности, но и на сущностные вопросы, загадки и проблемы человеческого бытия в целом. Фантастический реализм подобного типа, пожалуй, наиболее близок к магическому реализму по целям, которые ставят перед собой писатели, но в фантастическом реализме фантастический элемент все же слишком самостоятелен, слишком бросается в глаза, слишком очевидно и извне вторгается в мир первичной реальности. Хотя в вопросе о фантастическом реализме пока еще, можно сказать, сплошные вопросы…” (Гугнин, 1998).

Читайте также:  Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Мать и материнская любовь

И пример:

“Ведь тот же М.А. Булгаков в “Мастере и Маргарите” использует и комбинирует, по существу, несколько сюжетных линий, применяет три разных способа организации повествования.

Сюжет с Понтием Пилатом соответствует всем канонам мифологического реализма, повествование здесь в высшей степени психологизировано, учтены самые мельчайшие детали; с определенной точки зрения – это самая реалистическая часть романа. Здесь нет и тени пародии, гротеска, сатиры, иронии, интеллектуальной игры и т. д. – всего того, чем перенасыщена остальная часть романа.

Мир Воланда и мир советской действительности, хотя как будто бы представляют собой разные сюжетные линии, связаны между собой неразрывно единством повествования  не только с точки зрения сюжетных переплетений, но и в способе подачи материала, что создает ощущение тождества этих миров, их взаимонеобходимости.

Именно эта часть повествования, строго говоря, и может быть обозначена как фантастический реализм. История Мастера (четвертая сюжетная линия) по характеру психологизма ближе к истории Понтия Пилата, но это не мифологическое повествование. Это – новый миф, миф XX века, миф о судьбе Мастера в XX веке, пропущенный сквозь судьбы всех Мастеров во всех веках (Иешуа – тоже Мастер).

Ради истории Мастера роман и был написан, без Мастера он рассыпается как художественное целое (и образ Маргариты без Мастера сразу потускнеет и великолепный финал романа потеряет глубину и мощь космических координат).

История Мастера – ближе всего к принципам магического реализма, для которых важно, чтобы самое бытовое самым естественным образом обнаруживало свою чудесность, плавно переходило в другую систему координат (у Г. Гарсии Маркеса есть немало интересных рассуждений на эту тему; но реальность всегда и везде чудесна, не только латиноамериканская, только рационалисты-европейцы в большинстве своем разучились это видеть – но увидел же Андрей Платонов и разве можно ему не верить?)”. (Гугнин, 1998).

  1. И, конечно же, список чтения по фантастическому реализму:
  2. А. Кубин “Другая сторона”
  3. Г. Мейринк “Голем”

М.А. Булгаков “Мастер и Маргарита” (мы уже поняли, какая из линий)

Х. Мураками “1Q84”

А. и Б. Стругацкие “Пикник на обочине” внезапно

Интермедия о Стругацких: вообще они большинство своих произведений называли то “фантастическим реализмом”, то “реалистической фантастикой”. А давайте подумаем в х, какие еще произведения Стругацких можно, в принципе, отнести к фантастическому реализму?

Часть 3

И совсем уже безумие: давайте попробуем определить, к каким направлениям относятся рассказы текущего тура. 

Важное замечание:

Фантастический реализм – это… Что такое Фантастический реализм?

Фантасти́ческий реали́зм — термин, применяемый к различным явлениям в искусстве и литературе.

Обычно создание термина приписывают Достоевскому; однако исследователь творчества писателя В. Н. Захаров показал, что это заблуждение.

[1] Вероятно, первым, кто употребил выражение «фантастический реализм», был Фридрих Ницше (1869, по отношению к Шекспиру).

[2] В 1920-е годы это выражение использует в лекциях Евгений Вахтангов; позже оно утвердилось в отечественном театроведении как определение творческого метода Вахтангова.

С 1948 существует «Венская школа фантастического реализма» в живописи, носившая ярко выраженный мистико-религиозный характер, обращающаяся к вневременным и вечным темам, исследованиям потаенных уголков человеческой души и ориентированная на традиции немецкого Возрождения (представители: Эрнст Фукс, Рудольф Хауснер).[3]

Основание «Венской школы фантастического реализма»

Вместе с Ариком Брауэром, Вольфгангом Хуттером, Рудольфом Хауснером и Антоном Лемденом, Эрнст Фукс основывает школу, или даже скорее скорее создаёт новый стиль «Фантастический реализм». Его бурное развитие приходится на начало 60-х годов 20-го столетия.

Пятеро её ярчайших представителей Фукс, Брауер, Лемден, Хауснер и Хуттер стали основной группой всего будущего движения, вскоре появились Кларвейн, Эшер, Джофра, привнесшие из своих национальных школ каждый свою манеру и методику работы.

Паетз, Хелнвейн, Хекельман и Валь, Одд Нердрум также составляли часть общего движения. В Швейцарии работал Гигер.

Эрнст Фукс преподавал в замке Рейченау, где появились такие яркие и известные сегодня художники как Хана Кай, Ольга Шпигель, Филипп Рубинов-Якобсон, Вольфганг Видмосер, Михаэль Фукс, Роберто Веноза, Дитер Шветрбергер, известный как Де Эс. В США проходили выставки с участием Айзека Абрамса, Инго Свана и Алекса Грея.

В конце шестидесятых движение Фантастического Реализма стало интернациональным и составило как бы некий параллельный художественный мир, хотя многие художники меняли свой стиль, уходя в другие общества, другие же появлялись, приходя из совершенно других движений.

Появились галереи Джеймса Кована «Морфеус» в Беверли Хиллс, представившего Бексинского, столь впечатлившего молодое поколение, Генри Боксера в Лондоне, Карла Карлхубера в Вене и другие. Фукс участвует в первой выставке Венского Арт-клуба в Турине (Италия).

Творчество представителей «школы», впитавшее национальные традиции готики, модерна, экспрессионизма, оперирующее образами мифа и подсознания, первоначально не находило признания у австрийской публики, увлеченной в тот момент абстрактным искусством.

Фантастический реализм и Виженари арт

Сегодня, слившись с психоделикой нью-эйджевских изысканий 60-х, а также с различными традиционными религиозно-мистическими практиками, Фантастический реализм уже имеет собственное продолжение в стиле Виженари арт.

Виженари арт (англ.

Visionary art) — художественный стиль, имеющий в своей основе спонтанное изображение увиденного в изменённом состоянии сознания (Изменённое состояние сознания, ИСС), религиозного, медитативного созерцания, транса, а также «флешбэков» («англ. flash — вспышка, back — назад, обратно) — в буквальном смысле — кинематографический термин, обозначающий ретроспективную сцену, стоп-кадр»), возникающих после так называемых «трипов» (психотропных путешествий).

Виженари арт распространился по всему миру и с появлением Интернета, получил возможность создать по-настоящему международные организации.

На сайтах общества, созданного Бригид Марлин, Art of Imagination и Джона Беинарта, beinART collective, а также на тематическом сайте Данеэля Миранте Lila, представлено внушительное число, измеряющегося сотнями художников буквально со всего мира. Общество Art of Imagination проводит ежегодные выставки в Европе и США.

Парижанин Лоренс Каруана, ведущий он-лайновый журнал Виженари Ревью, написал Манифест. Кит Вигдор на своём сайте Surrealism Now обобщил всё пост Сюрреалистическое движение.

Нынешнее поколение ярко представлено деятельностью таких художников как Тристан Шен, Эндрю Гонзалес, Олег Королёв, Сергей Апарин, Петер Грик, Лори Липтон, Яцек Йерка, Маура Холден, Лукас Кандл, Герман Сморенбург, Стивен Кенни и многие другие.

Художники Фантастического реализма и Виженари арт

Утро магов

В 1959 году вышла знаменитая книга Жака Бержье и Луи Повеля «Утро магов», носившая подзаголовок «Введение в фантастический реализм». Она дала начало особому типу публицистики (non-fiction), который Мирча Элиаде определил так:

Она представляет собой любопытную смесь популярной науки, оккультизма, астрологии, научной фантастики и техники спиритуализма. Более того — она молчаливо претендует на разгадку бесчисленных жизненно важных тайн — нашей вселенной, Второй мировой войны, исчезнувших цивилизаций, одержимости Гитлера астрологией и так далее.[4]

Современная русская литература

Братья Стругацкие определяли собственный стиль, как «реалистическая фантастика» или «фантастический реализм»[5]. В манифестах российских фантастов «четвертой волны», например у Николая Романецкого[6] или Александра Тюрина[7], «фантастический реализм» — фактически синоним «турбореализма».

В наше время активно пропагандируют понятие «фантастического реализма» Вяч. Вс. Иванов[8] и Виктор Улин, хотя в данном случае это скорее ретроспективный манифест.

Родственные стили

  • Неосюрреализм
  • Виженари арт

Примечания

  1. Захаров В. Н. Концепция фантастического в эстетике Достоевского // Художественный образ и историческое сознание. — Петрозаводск, 1974. — С. 98-125.

  2. Nachgelassene Fragmente 1869—1874 Herbst 1869:

    Die griechische Tragödie ist von maßvollster Phantasie: nicht aus Mangel an derselben, wie die Komödie beweist, sondern aus einem bewußten Princip.

    Gegensatz dazu die englische Tragödie mit ihrem phantastischen Realismus, viel jugendlicher, sinnlich ungestümer, dionysischer, traumtrunkener.

  3. Фантастический реализм
  4. Элиаде М. Оккультизм, колдовство и моды в культуре
Ссылка на основную публикацию