Проблематика в произведении «прощание с матерой» (в. распутин)

Проблематика в произведении «Прощание с Матерой» (В. Распутин)

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 556.

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 556.

Началось строительство новой гидроэлектростанции на Ангаре, и многие деревни, стоящие на её пути, должны были исчезнуть с лица земли. Таково решение правительства.

О том, как относятся к этому старожилы, живущие в этих деревнях, и написал своё произведение Валентин Распутин. Как ведёт себя человек в таких ситуациях, какие нравственные ценности в нем преобладают, покажет анализ произведения.

Этот материал может использоваться на уроках литературы в 11 классе.

Год написания – 1976 г.

История создания – Валентин Распутин как писатель, пишущий о деревне, сам родившийся и выросший в сибирском селе, испытывал большую тревогу за будущее исчезающих поселений, за сохранение древних традиций. Когда началось строительство ГЭС на Ангаре и стали уничтожать маленькие деревни, писатель не мог остаться в стороне и написал «Прощание с Матёрой».

Тема – Вымирание деревни, связь поколений, совесть, семейные отношения.

Композиция – Повесть выстроена в форме диалогов и воспоминаний жителей. Происходит знакомство с главной героиней Дарьей, жителями деревни. Вся деревня живет в ожидании переезда, начинают жечь дома и перевозят жителей.

Жанр – Повесть.

Направление – Реализм.

Анализ произведения «Прощание с Матёрой» начинается с истории создания.

В 1960-х годах началось строительство Братской ГЭС. Жители маленьких деревень должны были переселяться в другие места, а сами деревни подлежали затоплению.

Писатель за основу сюжета взял реальную историю, когда в результате строительства жители покидали обжитые места, что оказалось для них очень тяжёлым испытанием. Год написания повести – 1976, время упадка и разрухи советских деревень, неперспективных для государства.

Маленькие населённые пункты, которые были признаны государством неперспективными, попросту уничтожались, государство мыслило более глобально, никто не задумывался о поломанных судьбах людей, на глазах которых рушилась связь поколений, уничтожались традиции крестьянской жизни.

Прозаики, пишущие о деревнях, забили тревогу, одним из таких писателей был Валентин Распутин.

Тема повести Распутина «Прощание с Матёрой» – вырождение деревень, включающая в себя нравственную проблематику. Писатель описывает, как ведут себя люди в сложной ситуации: кто остаётся человеком, а кто превращается в «петруху». Автор затрагивает проблемы взаимосвязи поколений, человеческую совесть, вечный поиск смысла жизни.

Матёра – небольшая деревня – должна быть затоплена. Жителям об этом известно, но пока ещё всё идёт по-старому, герои повести на что-то надеются: вдруг ситуация изменится и всё пойдёт по-прежнему и они останутся жить на своей земле.

Переломный момент в сознании старожилов начинается тогда, когда они узнают о том, что чужие люди разрушают деревенское кладбище, на котором похоронены родные и близкие. Теперь аборигенам становится ясно, что ничего уже изменить и исправить нельзя.

Наступает переломный момент в нравственности каждого человека. Молодежь рада покинуть глухую деревню, им хочется новой, городской жизни. В них нет ничего святого, молодежь без сожаления жжет свои родные дома, лишь бы поскорее перебраться в новые квартиры.

Старики и старухи по-другому относятся к такому переломному моменту своей жизни. Для них здесь всё своё, родное. На кладбище покоятся останки близких им людей.

Старики чувствуют себя предателями по отношению к покойным. Чувствуют себя виноватыми в том, что не сумели сохранить последнее место упокоения своих родителей.

Старики считают кощунством надругательство над деревенским погостом, они бросаются на его защиту.

Высокая идея нравственности, затронутая автором повести, определяет душевную чистоту этих людей.

Пример тому: ради получения денег Петруха Зотов сжигает свой дом, бросив мать на соседей, а Дарья, главная героиня, перед отъездом убирает свой дом, как перед большим праздником. Она белит потолок и стены, чистит и моет его.

Этим она показывает свое уважение и почтение дому, который всю жизнь был её защитой, в нём она прожила всю свою долгую жизнь.

Старикам тяжело прощаться со своим прошлым, они корнями вросли в эту землю. Поэтому и старик Егор, переехавший в город, потерял покой и сон, потерял свою связь с прошлым и не выдержал, умер в первые недели после переезда.

Молодые стремятся к будущему, мечтают о новой, счастливой жизни и легко расстаются с родными местами, где их ничего не держит.

С первых строк повести начинается знакомство с деревней Матёрой, стоящей на одноимённом острове. Происходит знакомство с главной героиней, настоящей хранительницей старых традиций.

Происходит завязка повести. Все живут в ожидании прощания с родной деревней. Страшным кульминационным моментом является разрушение кладбища. Именно здесь выясняются нравственные ценности человека.

Дарья считает, что только люди, в которых нет совести, способны на такие кощунственные действия. Она осуждает молодежь, готовую легко покинуть родные места. Она свято хранит и чтит память предков.

В её речь писатель вкладывает слова о том, что у того, кто потерял память, предал своё прошлое, у того нет и жизни.

Печальна и развязка повести, где Павел, сын Дарьи, осознаёт неправильность такого решения. Он начинает понимать, что человек, вырванный с корнем со своей родной земли против воли, на другом месте, каким бы он ни был хорошим, будет лишь квартирантом.

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Прощания с матёрой».

Жанр произведения «Прощание с Матёрой» – повесть. Повесть “Прощание с Матёрой” относится к такому пласту литературы, как «деревенская проза». Эту повесть можно назвать и притчей, наполненной философским содержанием реалистического направления.

Деревенская проза включала в себя описание жизни и быта простых сельских жителей. В ней описывались насущные проблемы человека, их незатейливые запросы.

Вместе с этим писатели поднимали огромные проблемы по сохранению старых традиций, касающиеся памяти прошлого, связь поколений.

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 556.

А какую оценку поставите вы?

Гость завершил

Тест «Олеся»с результатом 12/12

Гость завершил

Тест «Отцы и дети»с результатом 11/15

Гость завершил

Тест «Старуха Изергиль»с результатом 8/11

Гость завершил

Тест «Агафья Пшеницына»с результатом 4/5

Гость завершил

Тест на тему “Алканы”с результатом 6/10

Гость завершил

Тест «Биография Пушкина»с результатом 9/14

Гость завершил

Тест «Чистый понедельник»с результатом 8/12

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Проблематика повести В. Распутина «Прощание с Матерой»

    «Прощание с Матерой» было написано в 1976 году, и уже через год ее опубликовали в журнале «Наш современник».

Повесть сразу же привлекла к себе внимание, так как она поднимала как актуальные проблемы своего времени, так и вечные вопросы существования человека.

Это и проблема экологических последствий научно-технического прогресса, наступление «городского» уклада жизни на немногие оставшиеся уголки «деревенского», нетронутого цивилизацией, быта людей.

    В повести раскрываются и вечные проблемы: отношений поколений, жизни и смерти, памяти, поиска смысла человеческого существования, совести, любви к Родине.

    В небольшом по объему произведении Распутин сумел показать нам глобальные проблемы человеческого существования на земле и в обществе. Он показал различия городского и деревенского укладов жизни, разрушение традиций молодым поколением, отношение народа к власти.

    В повести экологическая проблема сплетается со многими другими. Но именно с нее и начинает разворачиваться клубок нравственно-философских размышлений героев. Наука и техника добрались до глухого сибирского села и требуют, чтобы оно вообще было стерто с лица земли.

Все мы понимаем, что затопление Матеры объясняется целями, направленными на улучшение благосостояния всего народа. На Ангаре создается ГЭС, которая будет вырабатывать электроэнергию для всей страны.

Но при этом река разольется, затопит многие пойменные луга, земли, здесь изменится экологическая обстановка.

    С другой стороны, переселение с острова, который затопится, в новые необжитые места – трагедия для старожилов деревни.

И не только потому, что в городе все чужое, непривычное, но и потому, что на этом острове придется оставить «на потопление» могилы предков.

На глазах у героев начинают разорять могилы, сжигать кресты, так объясняя это: «Вы знаете, на этом месте разольется море, пойдут большие пароходы, поедут люди. Туристы и интуристы поедут. А тут плавают ваши кресты».

    «Административные люди» не понимают чувств жителей Матеры, для которых кладбище является «домом» ушедших на тот свет родных.

Это место, где вспоминают предков, разговаривают с ними, и это то место, куда принесли бы их после смерти. Всего этого жителей Матеры лишают, да еще и на их же глазах.

Люди понимают, что затопление все равно произойдет, но «можно было бы эту очистку под конец сделать, чтобы нам не видать…». Так в повести встает проблема власти и народа.

    Получается, общегосударственная цель требует человеческих жертв, на первом месте стоит благо всего народа, а не отдельных личностей. Но ведь именно из отдельных людей и состоит народ. И получается, что государство, власть заботится не о членах своего общества, а о самом себе.

В принципе, так всегда было и будет. Поэтому-то и возникают столкновения власти и народа. Власть хочет перенести людей, всю жизнь проживших в деревне, в городские условия.

А деревенский житель не приспособлен к такой «нелегкой» жизни, где и вода, и свет, и газ есть в доме, и никуда не надо даже выходить. В квартире он чувствует свою бесполезность, свою непричастность к жизни. А ведь человек не может долгое время ощущать себя бесполезным.

Не случайно дед Егор, переехавший на «квартиру», умирает там через несколько месяцев. Так его извела тоска по дому, по любимому острову, по труду.

    Писатель показывает, как от поколения к поколению ослабевают связи с Матерой. Сын Дарьи Павел уже не уверен, правы ли старики в яростной защите острова, а его сын Андрей ведет с бабушкой спор о техническом прогрессе.

Он не видит смысла в дальнейшем существовании острова и согласен отдать его «на электричество», отрекаясь тем самым от дома, от родины и объединяясь с «официальными лицами», для которых жители Матеры – «граждане затопленные».

    Автор совсем не против прогресса, но он видит, что за ним человек теряется, его уже не видно в полный рост. Недаром Распутин выкладывает в уста Дарьи слова: «Себя вы и вовсе растеряете по дороге».

Эта героиня видит, что уже не машины служат людям, а люди машинам. И что человек, гоняясь за прогрессом, очень изменился. Раньше людей было мало, совести на всех хватало, а теперь – лишь бы не забыть это слово вообще, лишь бы на словах объяснить.

А люди все спешат, им некогда об этом даже задуматься.

    В “Прощании с Матерой” затрагивается также проблема жизни и смерти. Для чего живет человек? Автор уверен, что человек живет ради того, чтобы подготовить жизнь новых поколений, оставить им духовный опыт.

И умирает человек ради того, чтобы дать жить потомкам. Это естественный процесс природы. Люди живут полноценной жизнью, только если ощущают связь с предыдущими поколениями.

Вот почему старики Матеры желают смерти сейчас, пока живут на своей земле, в своем доме, со знакомыми людьми.

    Итак, мы видим, что Распутин поднимает в повести проблемы, волнующие людей во все времена. Но он только показывает их, решать эти проблемы придется нам, молодому поколению.

Проблематика в произведении Прощание с Матерой Распутина

Данная повесть поднимает ряд проблем и актуальных тем. Произведения быстро привлекла к себе внимание людей того времени. Здесь всё начинается с экологической проблемы, которая переплетается с другими и создает очень непростую ситуацию. Городской жизненный уклад пытается сжить со свету деревенские понятия.

Читайте также:  Краткое содержание произведения «гранатовый браслет» по главам (а. и. куприн)

Люди привыкли жить просто, у них есть свой уклад и быт. Однако, они мешают тому, чтобы в эти места пришла цивилизация. Здесь также отчетливо виден конфликт поколений: молодежь хочет уехать в большие города, потому как в деревни невозможно реализоваться.

Что тут можно делать? Разве что заниматься выращиванием овощей, да пасти скот. Для молодежи такие перспективы выглядят непривлекательно. Для взрослого поколения, а особенно, пожилого вся жизнь связана с Матерой. Они здесь провели все свои годы и на пороге смерти не имеют желания покидать родные края.

Это их земля, их малая родина. Зачем пожилым людям крупные мегаполисы со своими правилами, где старики никому не нужны.

После поднимаются темы памяти, жизни и смерти. Вся жизнь пожилых людей была здесь, в последние годы жизни им не нужны изменения. Эти перемены травмируют стариков, что может приблизить их кончину. Чиновники не задумываются, а точнее, их ни капли не волнуют, что сейчас чувствуют пожилые люди.

Уклад города и деревни отличается коренным образом. Город переполнен новыми событиями, изменениями и движениями. Деревня же живет спокойной и размеренной жизнью, где каждый друг друга знает и может рассчитывать на помощь соседа. В городе же каждый сам по себе, в трудную минуту никто не поддержит.

Молодое поколение не осознало важность памяти и сохранения традиций. В этом есть и вина предыдущего поколения, значит, оно не объяснило и не научило этому. В произведении чётко видно, как власть относится к своему народу и наоборот.

Экопроблема породила и помогла высветиться многим другим вопросам. Герои, каждый в своем статусе и положении, начинают размышлять о лучшей для себя жизни. Как только цивилизация добралась до Матеры, она потребовала того, чтобы поселок был стерт с лица земли. Затопляя Матеру, власти хотят улучшить состояние народа. Власти хотят построить ГЭС.

Однако, никто не думает, что изменение естественного повлечет за собой более глобальные проблемы. Никто не думает о том, что затопление поселка приведет к подтоплению ближайших участков: полей, лугов.

Как потом это исправлять? Вследствие этого появятся экологические проблемы? В будущем территория может постоянно затапливаться, принося серьезный вред и опасность для людей.

Для жителей еще страшно то, что здесь похоронены их родные. Память о них будет изглажена с лица земли. Мало того, на глазах родственников разоряют могилы и срывают кресты, обуславливая это тем, что ведь здесь будут туристы. Такое отношение властей озлобляет народ.

← Анализ произведения Домби и сын Диккенса
← Анализ произведения Большие надежды Диккенса↑ ДругиеАнализ произведения Ворон (Эдгар По) →
Характеристика Соловья Разбойника из былин →

  • Сочинение Любимые герои Толстого в романе Война и мир
    В эпическом романе Л.Н. Толстого «Война и мир» очень много действующих лиц. Безусловно, кто-то из них является положительным героем, а кто-то отрицательным. Каждый читатель проникается историей одного из персонажей
  • Образы футлярных людей в рассказах Чехова сочинение
    Чехов один из лучших писателей, особенно когда дело касается символизма и различных аллегорий и сравнений. В своих произведения он явно даёт понять свою точку зрения, ставя себя на места своих героев
  • Улыбка в жизни человека сочинение
    Как часто в жизни мы встречаем улыбчивых людей? Но стоит нам увидеть знакомого или родного человека и улыбка озаряет наше лицо.
  • Сочинение Анализ рассказа Дурочка Бунина
    В этом мире существуют разные проявления любви. Иногда чувство проявляется как нечто возвышенное и бескорыстное, иногда как просто инстинкт, который может взять власть над человеком.
  • Анализ произведения Каин Байрона
    Жанровая направленность произведения представляет собой мистерию, основной тематикой которой является описание жизни героя в образе романтического Фауста, который овладевает секретом бессмертия, при этом разочаровавшись в человеке, его знаниях.

Нравственные проблемы в повести В.Распутина "Прощание с Матерой"

В. Г. Распутин – писатель, который в своих произведениях раскрывает понятия, во все времена не утратившие своей актуальности и первостепенной важности : нравственность, человечность, милосердие, целеустремленность. (слайд 2)

У каждого человека есть своя маленькая родина, тот кусочек Земли, который остается на вечную память в сердце человека. Такой “кусочек” есть и у Распутина – это родная его деревня Аталанка близ Ангары. Природа, такая знакомая с детства, оживает в его книгах. (слайды 3-4)

  • В 1972 году Распутин написал очерк «Вверх и вниз по течению». Герой очерка плывёт на теплоходе в деревню к родителям. Правда, родной деревни, где он вырос, нет: она затоплена, осталась на дне рукотворного моря вместе с кладбищем, огородами, лугами. Очерк автобиографичен: в нём идёт речь о Аталанке. Её судьбу он и воплотил в повести «Прощание с Матерой» (слайд 5)

Повесть была опубликована на страницах журнала «Современник» в 1976 году. (слайд 6)

Распутин признавался:«Я не мог не написать «Матеру», как сыновья, какие бы они ни были, не могут не проститься со своей умирающей матерью. Эта повесть в определенном смысле рубеж в писательской работе». (слайд 7)

Основные нравственные проблемы в повести:

  • проблема благодарности человека за сделанное прошлыми поколениями и ответственности за будущее;
  • проблема молодежи, не чувствующей себя частью единой цепи поколений;
  • проблема истинного патриотизма;
  • проблемы совести, нравственности и чести.
  • Проблемы сохранения традиций.
  • Поиска смысла человеческого существования и человеческой памяти.

Матёра – это и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали этот уголок Земли русские крестьяне. Распутин пишет: «Тот, кто первым открыл Матеру, решил, что лучше этой земли не сыскать». Земли здесь отменные, богатые, плодородные, урожайные.

Неторопливо, без спешки, идет жизнь на этом острове, и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливыми Матера. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо вскармливала детей своих, и дети отвечали ей любовью. Но уходит Матера, уходит и душа этого мира.

(слайды 8-12)

Последние дни доживает Матера, последнее лето своего существования. Пошли слухи, что строят плотину для электростанции, затопят многие земли ( и в первую очередь Матеру), а жителей перевезут в строящийся новый поселок.(слайды13-15)

Гибель Матеры- тяжелое время для жителей деревни. А тяжелое время- это всегда испытание для человека, характер, душа обнажается в такие моменты, становится понятно, кто есть кто. Для писателя важно отношение человека к родной земле, малой родине, своим корням.

Какое же это горе для стариков. Прожив всю жизнь в родной Матере, теперь им нужно покидать свою родину, оставить все то, с чем они жили столько лет.

Душа бабки Дарьи обливалась кровью, ведь в Матере не только она выросла. Это – родина ее предков, а сама Дарья считала себя хранительницей традиций своего народа.

Она искренне верит, что “нам Матеру на подержание только дали… чтобы обихаживали мы ее с пользой и кормились”.

Так ли уж необходимо затапливать плодородные земли, срывать людей с насиженных мест, переворачивать их души? Казалось бы, ГЭС возводят для блага людей, в интересах государства, наше государство народное. Но могут ли быть оправданы любые цели? Преобразования ведутся варварскими методами.

Обратимся к очень важному эпизоду- сцена разорения кладбища. (слайд 16) Первым о разорении узнал дед Богодул. С одной стороны старики и старухи- единственные, кто встает на защиту того, что им дорого, что свято, на защиту памяти, а с другой – так называемые официальные лица и бездушные исполнители их приказов.

Прочитаем реплики каждой из сторон. Поражает душевная черствость, равнодушие этих людей и официальных лиц. Благо для миллионов и кощунство над десятками – вещи несовместимые!

Писатель наделяет официальных лиц едкими характеристиками: Воронцов – турист, т.е. человек, беззаботно шагающий по земле; Жук- цыган – человек без родины, без корней, перекати – поле.

  • Слова литературного критика Ю.Селезнева: « Если земля – территория, то и отношение к ней соответственное. Землю, родную землю, Родину – освобождают, территорию захватывают. Хозяин – на земле; на территории – завоеватель, покоритель. Человека, видящего в земле только «территорию», не слишком интересует, что было до него, что останется после него…
  • Так кто же нам эта земля: землица – кормилица или территория? Кто мы на этой земле: хозяева или временные пришельцы? Пришли, побыли и ушли сами по себе – ни прошлое нам не нужно, ни будущего у нас нет? Взяли всё, что могли, а там хоть потоп , маленький , «материнский» или всемирный…» (слайд 17)

К великому сожалению, Матёре остались преданны лишь старики и старухи. Молодежь живет будущим и спокойно расстается со своей малой родиною. Печально, что совесть так легко испаряется, утрату которой герои Распутина связывают напрямую с отрывом человека от земли, от своих корней, от вековых традиций, от своего родного.

О тех материнцах, которые живут по принципу: «Лишь бы прожить сегодняшний день»,- автор говорит иронично и осуждающе, называя их ёмким словом – «обсевки».

Это прежде всего 40-летний сын Катерины Никита Зотов, за пьянство, разгильдяйство, никчемность прозванный в народе Петрухой. Пределом его падения станет издевательство над родной матерью и сожжение родного дома. Мать оставил без крыши, без корки хлеба, любимый её самовар превратился в оплавленный слиток.(слайды 18-20)

Катерина, прибежав, закричала, заголосила, протягивая руки к горящей избе, в рыданиях наклоняясь, кланяясь в ее сторону… Когда верх избы рухнул и не стало избы, внимание людей к огню ослабло.

По какому-то точно наущению они оглянулись на Петруху. Они оглянулись и на Катерину, которая всхлипывала, пожалели ее уже большей жалостью, но на Петрухе они задержали глаза. Как он? Что он делает? Что испытывает теперь? Доволен или испуган? Петруха стоял, теребя руками голую грудь и неспокойно подергивая головой; пытливые взгляды людей обозлили его. Его давно уже, с

  • той поры как прибежала мать, терзало, что она не подошла к нему, не спросила и не обругала, не пристыдила, она будто совсем забыла о нем, отказалась от него, поэтому Петруху подмывало подойти самому и напомнить, что он здесь, посмотреть, как поведет себя мать. И теперь, обозлившись, он решился и,подойдя, сказал – да такое и так нахально, грубо, что и сам испугался:
  • – Мать, дай закурить.
  • Она непонимающе и все еще всхлипывая, подняла на него лицо.

Без сожаления готова спалить за деньги родной дом, где жили отец ее и дед, Клавка Стригунова. Она клянет Матеру и материнцев, которые цеплялись за деревню. «Давно надо утопить»,- говорит она.

Это и Павел, сын старухи Дарьи. Да, он переживает, душа противиться, хотел бы помочь, предотвратить, но смиряется. Он так и не нашел времени, чтобы выполнить просьбу матери : перенести, перезахоронить останки предков деда и бабки.

Надо – значит, надо, но, вспоминая, какая будет затоплена земля, самая лучшая, веками ухоженная и удобренная дедами и прадедами и вскормившая не одно поколение, недоверчиво и тревожно замирало сердце: а не слишком ли дорогая цена? Не переплатить бы?

“Нет, старею, видно,- ставил себя Павел на место.- Старею, если не могу понять. Молодые вон понимают. Им и в голову не приходит сомневаться. Как делают – так и надо. (слайд 21)

Читайте также:  Проблема искусства в повести «Портрет»

И его сын Андрей, внук Дарьи, он воспринимает жизнь поверхностно. Похвально его желание работать на стройке века, быть на переднем крае. Избу он сжигать не будет , но и остров ему не дорог. Нельзя быть Иванами, не помнящими родства!

Поговорим о тех, для кого земля – кормилица. Её надо сберечь, сохранить потомкам. Они чувствуют себя хозяевами, поэтому всё, что растет на этой земле, для них свое, родное, кровное. Нельзя не убрать картофель, (слайд 22) нельзя не скосить траву (слайд 23)

И работали с радостью, со страстью, каких давно не испытывали. Махали литовками так, словно хотели показать, кто лучше знает дело, которое здесь же, вместе с этой землей, придется навеки оставить.

Намахавшись, падали на срезанную траву и, опьяненные, взбудораженные работой, подтачиваемые чувством, что никогда больше такое не повторится, подзуживали, подначивали друг друга старым и новым, что было и не было.

И молодели на глазах друг у друга немолодые уже бабы, зная, что сразу же за этим летом, нет, сразу за

этим месяцем, который чудом вынес их на десять лет назад, тут же придется на десять же лет и стариться.

Гомонили, играли, дурили, как маленькие… Это был горький,но праздник, когда бросались друг к другу двое, не видевшиеся много лет, успевшие уже и потерять, забыть друг друга, и, встретившись, найдясь, обнявшись среди улицы, вскрикивали и рыдали до опустошения, до того, что отказывали ноги.

Матери и отцы, бабушки и дедушки везли с собой ребятишек, зазывали и вовсе посторонних людей, чтобы показать землю, из которой они вышли и которую позже будет уже не увидеть и не сыскать.

Нельзя без душевного трепета читать страницы отъезда Егора и Настасьи. Она не находит себе места, мечется по избе, кидается к каждой вещи со словами оправдания, ласки.

«После этого она стала наговаривать чуть не всему, к чему прикасалась. “А ты поедем, поедем, не прячься. Тебя я не оставлю, без тебя я как без рук. И не просись, не оставлю. Это так я бы и сама осталась, а нельзя”.

“Ой, а про тебя совсем забыла. Ты тоже полезай, тут место есть. Полезай, полезай”. “Я бы рада, а как? Как я тебя возьму? Оно хорошо бы взять, дак не выйдет. Оставайся – че ж делать! Я приеду – мы с тобой ишо повидимся”.

Наконец, Дарья – человек удивительной души. (слайд 24)

Она настолько чувствует святость кладбища, что прийти сюда с неспокойной душой не может. Она приходит сюда, чтобы поговорить с отцом и матерью, получает наказ обмыть избу, проводить, обрядив, как покойника, в самое лучшее. Дарья белит избу, моет пол, подоконники. Окна. Всю ночь Дарья оплакивала свою избу, и изба словно понимала…(слайд 25)

Что для нее изба? Это её связь с отцом и матерью, с прошлым. Она отказывается от помощи подруг, это её долг перед памятью предков. Её действия непонятны пожогщикам.

  • Когда они ушли, Дарья села на завалинку и, прислонясь к избе, чувствуя спиной ее изношенное, шершавое, но теплое и живое дерево, вволю во всю свою беду и обиду заплакала – сухими, мучительными слезами: настолько горек и настолько радостен был этот последний, поданный из милости день. Вот так же, может статься, и перед ее смертью позволят: ладно, поживи еще до завтра – и что же в этот день делать, на что его потратить? Э-эх, до чего же мы все добрые по отдельности люди и до чего же безрассудно и много, как нарочно, все вместе творим зла! Но это были ее последние слезы. Проплакавшись, она приказала себе, чтоб последние, и пусть хоть жгут ее вместе с избой, все выдержит, не пикнет. Плакать – значит напрашиваться на жалость, а она не хотела, чтобы ее жалели, нет. Перед живыми она ни в чем не виновата – в том разве только, что зажилась. Но кому-то надобно, видать, и это, надобно, чтобы она была здесь, прибирала сейчас избу и по-свойски, по-родному проводила Матеру. (слайды 26-29)

Автор на стороне таких людей, как Дарья, Настасья, Егор, Богодул.

Под запись:

«Прощание с Матерой» – повесть о том, как погибает по вине людей , покорителей природы, Матера, остров и деревня, более трехсот лет существовавшая на острове. Это повесть о разрушенном и затопленном доме.

Забыли люди вековые заповеди, душу свою потратили – не заметили, как потеряли. Свою память и историю. Любовь к Родине, к могилам родителей. Дарья уверена, что правда в памяти. У кого нет памяти – нет жизни.

Повесть заканчивается трагически. Катер, который должен был забрать последних обитателей Матеры, заблудился в густом тумане. (слайды 30-32)

  1. Под запись:
  2. Творя расправу над природой, люди уничтожают самих себя: память, нравственность, душу.
  3. Повесть Распутина звучит как предупреждение !(слайд 33)
  4. (слайд 34)

Проблематика повести Валентина Распутина "Прощание с Матерой" | Какой Смысл

Повесть «Прощание с Матерой» — многогранное произведение, в котором автор охватывает множество проблем. Книга написана в 1976 году, но эти проблемы актуальны и в наше время. Старинная сибирская деревня, расположенная на острове, подлежит затоплению.

Это не прихоть высокого начальства, а настоятельное требование времени – строится плотина для электростанции, которая поднимет воду в большой реке, малых речках. Приходится жертвовать 70-ю населенными пунктами, остров Матера тоже вот-вот уйдет под воду.

Можно ли избежать затопления? Это вопрос к ученым. Прогресс режет по живому – по людям и земле. Но, возможно, был способ получить необходимую электроэнергию другим путем. Слишком дорого обходится строительство плотины.

Люди лишаются привычного места жительства, рушится многовековой уклад крестьянской жизни, русскую деревню насильственно, с корнем выворачивают из земли.

Без этих корней все мгновенно становится каким-то легковесным, однодневным, ничего не стоящим.

Жители Матеры готовятся в переселению на «большую Землю», в совхоз. Молодежь радуется переменам, старый уклад жизни на острове не прельщает ее, кажется заскорузлым, давно отжившим. Люди среднего возраста по-разному относятся к переменам.

Бригадир Павел слишком измотан, чтобы оценить открывшиеся перспективы, а его жена Соня с встречает их с удовольствием. Но хуже всего старикам, которые не рассчитывали доживать свой век на чужбине. Они не видят себя в новой жизни.

Недаром так скоро уходит в иной мир Егор, перебравшийся в город.

Однако и это не главное – стариков терзает мысль о том, что такая родная, привычная, благодатная земля, где исхожена каждая тропка, уйдет под воду. Кладбище с родными могилами тоже окажется под водой, для стариков это – настоящая трагедия.

Чувства жителей Матеры не берутся в расчет, начальству главное – уложиться в сроки, отведенные для затопления. Действия рабочих, разоряющих кладбище, спиливающих тумбочки, кресты, вызывают бунт в деревне.

Санитарная уборка кладбища необходима, но ее вполне можно было сделать, когда с острова съедут все жители.

Что предлагает власть взамен родимой Матеры, острова, который когда-то с такой любовью выбрали, обжили предки? Совхоз на неплодородной земле, на камнях и глине, где на огород в полторы сотки придется возить чернозем. Дома здесь благоустроенные, но поставлены бездумно – в подпольях стоит вода.

На крохотном участке невозможно держать корову, там есть место только для куриц и свиньи. Это тоже большой удар для колхозников, привыкших к своему молоку, сметане, творогу. Даже самые отважные материнцы расстаются с коровами, на новом месте нет ни пастбищ, ни выгулов, ни места для косьбы.

Люди на острове разные – одни с кровью, с болью, отрывают себя от родной земли, избы. Есть такие, которым ничего не жалко – Петруха, Клавка Стригунова, им не терпится получить деньги за свои дома.

Непутевый Петруха сам поджигает свою избу, памятник деревянного зодчества, о перевозке которой сотрудники Академии наук как-то забыли. Но старая Дарья распорядилась своим жилищем по-другому – она побелила, обрядила ее в последний путь, украсила веточками лиственницы.

Она проводила свое жилище, как уважаемого человека, со всеми положенными почестями.

Петруха, никчемный бобыль, за сорок лет жизни не научился ни думать, ни работать. В деревне его называют пустозвоном. Его мать Катерина, дожив до преклонных лет, не может рассчитывать на спокойную старость.

Она, потерявшая всякую надежду образумить непутевого сына, рассуждает о правильном воспитании детей.

Катерина кажется, что от личности воспитателя, твердости его характера мало что зависит, приводит в пример беспутную Клавку Стригунову, дети которой ласковы и послушны.

Но дети той же Дарьи – хорошие, порядочные люди, которые относятся к матери с глубоким уважением. Саму же Дарью можно назвать совестью деревни, настолько она рассудительна, тверда, мудра.

Значит, на самом деле от личности взрослого зависит все, Катерина просто нашла удобное объяснение собственным промахам. Она тешит себя надеждой, что ее сын женится.

ее мечты о женитьбе сына нереальны, Петруха дважды пытался устроить свою личную жизнь, но женщины, узнав его поближе, сбегали с острова. Ленивые мужчины-пустозвоны никогда не пользовались спросом у противоположного пола.

Павел, сын Дарьи, не хочет расставаться с Матерой, его не устраивает новое место.

Чтобы жизнь здесь стала по-настоящему благоустроенной, надо будет много поработать, государству это влетит в большую копеечку.

Стоило ли ради этого пускать под воду удобную во всех отношениях Матеру? На старой плодородной земле веками снимали отменные урожаи, здесь было место для покосов, охоты, рыбалки, для сбора грибов, ягод.

Павел жалеет мать, понимая, что в новом поселке все будет ей чуждо, немило. А Дарья чувствует вину перед усопшими родственниками за то, что не сумела сберечь Матеру, передать ее в пользование детям и внукам. Но разве Дарья, Павел, другие материнцы виноваты, разве от них что-нибудь зависело? Расплачиваться же за решение высокого начальства придется всем следующим поколениям.

Повесть В. Распутина «Прощание с Матерой». Проблематика повести. Конфликт. Система персонажей. Символика

Действие книги происходит в 1960-х годах в деревне Матёра, расположенной на одноимённом острове посередине реки Ангары. В связи со строительством Братской ГЭС деревня должна быть затоплена, а жители переселены.Многие люди не хотят оставлять Матёру, в которой провели всю свою жизнь.

Это преимущественно старики, принимающие согласие на затопление деревни как измену предкам, похороненным в родной земле. Главная героиня, Дарья Пинигина, белит свою избу, которую через несколько дней предаст огню санитарная бригада, и не соглашается, чтобы сын перевёз её в город. Старушка не знает, что будет делать после гибели деревни, боится перемен.

В аналогичной ситуации находятся другие старики, которые уже не в состоянии привыкнуть к городской жизни. Сосед Дарьи, Егор, вскоре после отъезда в город умирает, а его жена, Настасья, возвращается в Матёру .Гораздо легче переносит прощание с родной землёй молодёжь — внук Дарьи, Андрей, или её соседка, Клавка.

Молодое поколение верит, что в городе найдёт лучшую жизнь, не ценит родной деревни. Книга повествует о борьбе старой и новой жизни, традиций и современной техники.

Старую жизнь символизирует фантастический персонаж — Хозяин Острова, «маленький, чуть больше кошки, ни на какого другого зверя не похожий зверёк», дух, который охраняет деревню и гибнет вместе с ней, а также царский листвень, мощное дерево, которое санитары-поджигатели так и не смогли ни свалить, ни сжечь.

Читайте также:  Список полезных книг для детей

 «Прощание с Матерой» можно отнести к «деревенской прозе». Эту повесть можно назвать и притчей, наполненной философским содержанием реалистического направления. Повесть выстроена в форме диалогов и воспоминаний жителей. Происходит знакомство с главной героиней Дарьей, жителями деревни. Вся деревня живет в ожидании переезда, начинают жечь дома, и перевозят жителей.

Писатель за основу сюжета взял реальную историю, когда в результате строительства крупных индустриальных объектов, жители покидали обжитые места, что оказалось для них очень тяжелым испытанием. Год написания повести – 1976, время упадка и разрухи советских деревень, неперспективных для государства.

Прозаики, пишущие о деревнях, забили тревогу, одним из таких писателей был Валентин Распутин.

Проблематика повести.Это проблемы и вечные, и современные. Сейчас особенно актуальны проблемы экологии. Это касается не только нашей страны.

Все человечество волнует вопрос: каковы будто последствия научно-технического прогресса, цивилизации в целом? Не приведет ли прогресс к физической гибели планеты, к исчезновению жизни? Глобальные проблемы, поднятые писателями (не только В. Распутиным), исследуются учеными, принимаются во внимание практиками.

Сейчас уже всем ясно, что главная задача человечества — сохранить жизнь на земле. Проблемы защиты природы, охраны окружающей среды неразрывно связаны с проблемами «экологии души».

Важно, кем себя чувствует каждый из нас: временщиком, желающим у от жизни кусок пожирнее, или человеком, осознающим себя звеном в бесконечной цепи поколений, не имеющим права порвать эту цепь, чувствующим благодарность за сделанное прошлыми поколениями и ответственность за будущее.

Поэтому так важны проблемы отношения поколений, проблемы сохранения традиций, поиск смысла человеческого существования. В повести Распутина ставятся и проблемы противоречий между городским и деревенским укладами, проблемы отношения народа и власти. Писатель изначально ставит на первый план проблемы духовные, неизбежно влекущие за собой проблемы материальные.)

Конфликт повести.Конфликт в повести относится к категории вечных: это конфликт старого и нового. Законы жизни таковы, что новое неизбежно побеждает.

Другой вопрос: каким образом и какой ценой? Отметая и разрушая старое, ценой нравственной деградации или беря то лучшее, что есть в старом, преобразуя его?«Новое в повести поставило цель пополам переломить старое ,вековые устои жизни. Начало этого перелома было положено еще в годы революции.

Революция дала права людям, которые за устремленностью к новой жизни не хотели и не могли оценить то, что было создано до них. Наследники» революции, прежде всего, разрушают, творят несправедливость, выказывают свою недальновидность и недалекость.

По специальному постановлению у людей отнимают дома, построенные их предками, добро, нажитое трудом, отнимают саму возможность работать на земле. Здесь извечный русский вопрос о земле решается просто. Он состоит не в том, кому должна принадлежать земля, а в том, что эта земля попросту выводится из хозяйственного оборота, уничтожается. Таким образом конфликт приобретает социально-исторический смысл.

Развитие конфликта .Система персонажей Частный конфликт — уничтожение деревни и попытка отстоять, спасти родное, возвышается до философского — противостояние жизни и смерти, добра и зла. Это придает особую напряженность действию.

Жизнь отчаянно сопротивляется попыткам убить ее: поля и луга приносят обильный урожай, они полны живых звуков — смеха, песен, стрекота косилок. Запахи, звуки, краски становятся ярче, отражают внутренний подъем героев.

Давно уехавшие из родной деревни люди снова ощущают себя дома, в тутошней жизни» .

Главная героиня повести — старая Дарья Пинигина, патриарх деревни, обладающая «строгим и справедливым» характером. К ней тянутся «слабые и страдательные», она олицетворяет народную правду, она носитель народных традиций, памяти предков.

Ее дом является последним оплотом «обжитого» мира в противоположность «недуми, нежити», которые несут с собой мужики со стороны. Мужики присланы, чтобы сжечь дома, из которых уже выселены люди, уничтожить деревья, порешить кладбище. Им, чужим людям, не жаль то, что дорого для Дарьи. Эти люди — лишь тупое орудие, без жалости рубящее по живому.

Таков же председатель бывшего «сельсовета, а теперь поссовета в новом поселке» Воронцов. Он представитель власти, а значит, несет ответственность за происходящее. Однако ответственность перекладывается на вышестоящие органы, которые действуют в масштабах всей страны.

Благая цель — промышленное развитие края, строительство электростанции — достигается ценой, которую платить безнравственно. Уничтожение деревни лицемерно прикрывается словами о благе народа.

Драматизм конфликта в том, что Дарье, ее любовному, бережному отношению к Матере, противопоставлены и ее собственные сын и внук — Павел и Андрей. Они перебираются в город, отходят от крестьянского образа жизни, косвенно участвуют в разрушении родной деревни: Андрей собирается работать на электростанции.

Причины происходящего, по мнению Дарьи, с болью наблюдающей за уничтожением Матеры, заключаются в душе человека: человек «запутался, вконец заигрался», мнит себя царем природы, думает, что перестал быть «маленьким», «христовеньким», слишком возомнил о себе.

Рассуждения Дарьи лишь с виду наивны. Они выражены простыми словами, но, по сути, очень глубоки. Она считает, что Бог молчит, «устав спрашивать с людей», и на земле воцарилась нечистая сила».

Люди, размышляет Дарья, потеряли совесть, а ведь главный завет прадедов — «совесть иметь и от совести не терпеть».

Дарья — воплощение совести, народной нравственности, ее хранительница. Для Дарьи несомненна ценность прошлого: она отказывается от переезда из родной деревни, по крайней мере, до тех пор, «покуль могилки» не перенесут.

Она хочет забрать «могилки… изродные» на новое место, хочет спасти от кощунственного уничтожения не только могилы, но и саму совесть. Для нее память предков является святой. Мудрым афоризмом звучат ее слова: «Правда в памяти.

У кого нет памяти, у того нет жизни».

Распутин показывает нравственную красоту Дарьи через отношение к ней людей. К ней идут за советом, к ней тянутся за пониманием, теплом. Это образ праведницы, без которой «не стоит село»Раскрывается глубина образа Дарьи и в общении с природой.

В основе миропонимания героини лежит свойственный русскому человеку пантеизм, осознание неразрывной, органичной связи человека и природы.Речевая характеристика героини занимает большое место в повести.

Это и размышления Дарьи, и ее монологи, и диалоги, которые постепенно складываются в простую, но стройную систему взглядов народа на жизнь, представлений о жизни и месте человека в ней.)

ПЕРСОНАЖИ.

Старушка Дарья Васильевна Пинигина – коренная жительница Матеры. Ей больше 80 лет. Она прожила трудную жизнь. Дарья – мудрая старушка с сильным характером. Местные старики часто собираются у нее, пьют чай и говорят о жизни. Дарья любит свою родную Матеру и остается на ней до последнего дня.

Андрей Пинигин – младший сын Павла Пингина, внук старушки ДарьиПинигиной. Андрей – молодой парень в возрасте 21-22 лет. Он недавно пришел из армии. Андрей мечтает работать на каком-нибудь грандиозном объекте, например, на ГЭС и т.д. Андрею не нравится жизнь в деревне. Он хочет быть среди передовой молодежи. Андрей не грустит о затоплении Матеры и смело смотрит в будущее. 

Старик Богодул много лет живет на Матере. Он часто бывает у старухи Дарьи в гостях. Ходят слухи о том, что Богодул был судим за убийство. На МатереБогодул живет в заброшенном здании. Он похож на лешего или снежного человека и ходит босой круглый год. Богодул вместе с другими стариками остается на Матере до последнего.

Настоящее имя Петрухи – Никита Зотов. Петруха – один из жителей Матеры. Петрухе около 40 лет. У него есть мать, старушка Катерина. Петруха – беспутный, ленивый и безответственный человек. Петруха – пьяница. Он живет одним днем и не помогает бедной, одинокой матери.

Старушка Катерина Зотова – мать Петрухи, милая и добрая женщина. Катерина – жительница Матеры, подруга Дарьи Пинигиной. Катерина вместе с Дарьей и другими стариками остается на Матере до последнего дня.

Старуха Настасья и ее муж Егор – жители Матеры, соседи Дарьи Пинигиной. У стариков было 4 детей, но все они умерли. Настасья и Егор переезжают с Матеры в город раньше других стариков. Вскоре дед Егор умирает от тоски по Матере. Тогда Настасья приезжает на Матеру. Вместе с другими стариками Настасья находится на Матере до последнего. 

Старуха Сима с внуком Колей – жители Матеры. Сима – приятельница Дарьи Пинигиной. Сима живет на Матере уже 10 лет. У нее есть немая дочь, которая не занимается сыном. Сима воспитывает внука сама. Старушка Сима и ее внук Коля остаются на Матере с другими стариками до последнего.

Борис Андреевич Воронцов – председатель совхоза. Воронцов отвечает за переселение жителей Матеры в поселок. Воронцов – начальник Павла Пинигина по совхозу.

Хозяин Матеры – невидимое, сказочное существо, которое охраняет остров. Каждую ночь Хозяин выходит, чтобы осмотреть свою Матеру. Для людей Хозяин невидим. Но при этом сам он видит и знает все, что происходит на острове.

Символика.Распутин использует один из традиционных символов жизни — дерево. Старая лиственница — «царский листвень» — является символом мощи природы.

Ни огонь, ни топор, ни современное орудие — бензопила — не могут справиться с ним.

В повести много традиционных символов. Однако иногда они приобретают новое звучание. Образ весны знаменует не начало расцвета, не пробуждение («опять запылала по земле и деревьям зелень, пролились первые дожди, прилетели стрижи и ласточки»), а последнюю вспышку жизни, конец «нескончаемого ряда дней Матеры — ведь совсем скоро Ангара по воле строителей электростанции затопит землю водой.

Символичен образ Дома. Он изображен одухотворенным, живым, чувствующим. Перед неизбежным пожаром Дарья убирает Дом, как убирают покойника перед похоронами: белит, моет, вешает чистые занавески, топит печь, убирает углы ветками пихты, молится всю ночь, «виновато смиренно прощаясь с избой».

С этим образом связан и образ Хозяина — духа, домового Матеры. Накануне затопления слышится его прощальный голос. Трагическим завершением повествования является ощущение конца света: герои оставшиеся последними на острове, чувствуют себя «неживыми», брошенными в разверстой пустоте».

Ощущение потусторонности усиливает образ тумана, в котором скрывается остров: Кругом были только вода и туман и ничего, кроме воды и тумана».Не менее символичной оказывается концовка произведения, из которой непонятно, утонули ли оставшиеся жители Матёры или всё же есть надежда на их спасение.

Когда сын Дарьи пытается найти стариков в тумане, единственное, что ему остаётся делать – по-детски звать маму. Таким образом, Валентин Распутин показывает, что в сложных ситуациях человеку всё равно свойственно возвращаться к своим истокам, в первую очередь, к родителям.

При этом конфликт поколений никогда не может завершиться чьей-то победой: каждая из сторон всё равно что-то потеряет. Подводя итог, всегда нужно прислушиваться друг к другу и идти на компромиссы, даже если на них трудно решиться.

Главный же символ является читателю уже в заглавии. «Матера» — это и название деревни, и острова, на котором она стоит (этот образ ассоциируется и со Всемирным потопом, и с Атлантидой), и образ матери-земли, а метафорическое название России, родной страны, где «от края до края… хватало… и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре».)

Ссылка на основную публикацию