Что такое романтизм: кратко и понятно

Романтизм – это прежде всего культурное направления. Он отразился в нескольких направлениях искусства, таких как литература и живопись. Первым его пристанищем смело можно назвать Европу, так как романтизм впервые появился именно там. Толчком в его рождении, стало развитие и изменение культуры старого света.

Некоторые люди считают, что романтизм появился в ответ классицизму. Отчасти это так и есть, потому что романтизм не шел параллельно классицизму. Романтизмом можно назвать отрицательный классицизм. Романтизм окончательно сформировался в 1790 году. В этот же год романтизм принял участие в немецкой поэзии и Европейской философии.

Литературный романтизм всегда ставил на передний план внутренний мир человека и его положительные стороны. Он всегда использовал самовыражение и искренние истинные качества персонажа произведения. После появления романтизма пришел закат рационализму практицизму, так как читатели предпочли выделения чувств героя, чем его моральное состояние.

Романтизм в основном пришелся по душе молодому поколению, так как они взрослели и совершенствовались вместе с этим литературным направлением. Пожилое население не приняло это направления, так как стали приверженцами старым порядков и обычаев. Как раз в эпоху романтизма повысилось количество писателей, так как все пытались попробовать себя в новом направлении.

Благодаря романтизму на свет появилась картина Странник над морем тумана.

Романтизм также широко применялся и в художественном искусстве. За небольшой период, количество романтических картин возросло до нескольких тысяч. Известность благодаря романтическим работам пришла  многим художником.

Такой быстрый рост связан с уникальностью инновационного направления в искусстве. Самыми известными романтическими художниками являются Жерико, Делакруто и другие.

Эти художники в основном изображали холмы и горные массивы, а также и руины старых разрушенных городов.

Европейские романтические писатели начали использовать в своих произведениях древние легенды и поверья.  Благодаря этому на свет появились интересные сказки и рассказы и интересным закрученным сюжетом.

К такой работе можно отнести произведения «Буря и натиск» германского автора. Также во Франции появились произведения, в которых параллельно шли романтизм и противизм. Эти произведения сразу получили огласку и широкомасштабную популярность.

Сюда можно отнести баллады, романы и романсы.            

В романтизме не было четко установленных правил. В этом направлении была полная свобода действий. Здесь можно было в одном произведении применять несколько жанров и литературных приемов.

 Все эти произведения были основаны на выдуманном сюжете, который вряд ли мог повториться в реальной жизни. Все персонажи были яркими личностями с положительным и веселым характером.  Также важным фактором этих произведений было место действия основной сюжетной линии.

Очень часто действия разворачивались за рубежом, где условия проживания сильно отличались.

Доклад №2

Романтизм относится к художественному и идейному направлению в период с конца 18 и начала 19 века.

Что собой представляет романтизм?

Романтизм является одним из главных идейных и художественных направлений, которое возникло на рубеже 18-19 века в европейском и американском культурном обществе.

Романтизм является, своего рода, реакцией на классицизм. Впервые романтизм был открыт немецкими поэтами и философами в 1790 году.

Позднее данное направление можно было встретить в стихах и книгах поэтов других европейских стран (Англия, Франция и т.д.).

Отличительные черты романтизма

  1. Романтизм происходит от французского слова Romantique. Отличительной особенностью данного течения в поэзии и философии являлось отрицание рационализма и практицизма и открытие в человеке новых качеств. Романтизм – это один из способов самовыражения, раскрытия внутренних качеств, таких как искренность, естественность и раскованность. Главным для представителей этого направления являлось эмоциональное самовыражение.

Главным представителем романтизма являлась, конечно же, молодежь.

Именно благодаря романтизму молодые парни и девушки стремились в полной мере раскрыть свою индивидуальность и неповторимость, ведь на этом этапе жизни они много учились и многому могли научиться.

Вдохновленные идеями самосовершенствования, они прославляли свободу и отрицали рационализм. Главный символ Европы в процветании романтизма – это великолепная картина под названием «Странник над морем тумана».

Самыми ярыми сторонниками романтизма являлись такие великие художники как Делакруа, Фузели, Мартина и т.д. На своих полотнах они изображали светотень, насыщенный колорит и объемную пространственность. Самым любимым мотивом художников являлось изображение старинных пейзажей или руин.

Литература и отличительные черты романтизма

  1. Яркость в характерах главных героев произведений.
  2. Возможность в полноте выражать свои мысли и творческие взгляды.
  3. Описание фантастических и необычных событий.
  4. Многообразие жанров.

Романтизм можно поделить на два направления:

  1. Элегический (пассивный) романтизм. В качестве русского представителя течения выступал В.А. Жуковский. Из зарубежных авторов можно выделить Г.Х. Андерсена.
  2. Революционный или прогрессивный романтизм. Представители данного направления – М.Ю. Лермонтов, В. Гюго, Ж. Санд, К. Рылеев.

Романтизм – это не что иное, как поиск своеобразного идеала, отрицание действительности и яркое выражение индивидуальности и самосовершенствования.

Что такое романтизм: кратко и понятно

Популярные темы сообщений

  • О домашних животных
    Разнообразие животного мира на нашей планете так огромно, что едва поддаётся описанию. Домашние животные играют большую роль в жизни человека, они являются неотъемлемой частью его существования. Со времён первобытно-общинного строя,
  • Дубровский Владимир
    Владимир Дубровский является героем романа “Дубровский”, автором которого является Пушкин. Именно он и является главным героем. Владимир – сын помещика и офицера гвардии. Очень рано остался без матери. Воспитывался в Петербурге в кадетах.
  • Город Прокопьевск
    Прокопьевск является одним из старейших городов Кемеровской области. В нем проживает около 196000 тысяч человек, а также можно добавить, что город был центром угледобычи в стране, и насчитывал целых 16 угольных шахт,

Романтизм в литературе — основные черты, признаки и жанры направления

О таких литературных направлениях как классицизм и сентиментализм я уже рассказывала. Теперь пришло время остановиться на романтизме, который пришел им на смену в первой половине 19 века.

Я расскажу о появлении романтизма вообще и в русской литературе в частности. Назову представителей этого направления, приведу примеры произведений.

Вы узнаете об основных особенностях (чертах) романтического произведения, а также романтического героя.

История возникновения и определение

Грандиозные исторические события в конце XVIII века сначала обрадовали европейское общество, которое боролось за равенство и свободу. Однако через какое-то время люди разочаровались в новой культуре. Мир уже не представлялся идеальным и справедливым. Во всех сферах жизни начали появляться противоречия и контрасты. Творческие натуры говорили о духовном опустошении личности.

В начале XIX века философы открыто выражали сомнения в идеальности преобразованного мира. Они пытались осмыслить происходящее и в то же время уйти от действительности, что привело к формированию нового идейного направления — романтизма. Это определение возникло в Германии. С 1798 года немецкие писатели стали применять новое понятие в своих произведениях.

Слово «романтизм» происходит от французского romantisme, что в переводе означает «романтика», «романтичный». В XVIII веке понятие использовали, чтобы описать что-то странное и фантастическое. Именно эти слова отражали суть новой эпохи.

Романтизм быстро распространился по всей Европе и Америке. Этому способствовали кризис классицизма и излишняя публицистичность Просвещения. Писатели отошли от культа разума к культу чувств. Между классицизмом и романтизмом был плавный переход в виде сентиментализма.

В этом направлении чувства становились рациональными и естественными. Сентиментализм стал своеобразным истоком романтизма, представители которого пошли дальше и полностью погрузились в свои размышления.

Романтики нередко замыкались в себе и своих переживаниях.

Целью нового направления было изображение внутреннего мира человека. Романтики, разочарованные настоящим, начинали искать духовную опору в истории. В этом им помогали мотивы прошлого, культурные традиции, народная жизнь, песни и сказания.

Романтизм также стал жанром живописи. Выбравшие это направление художники обычно изображали на картинах человека и разбушевавшуюся стихию. С помощью музыкальных средств композиторы выражали глубину и богатство внутреннего мира личности.

Временные рамки

Прежде чем определять основные черты романтизма, следует разобраться в том, когда же он был основным направлением в искусстве. Эстетика, характерная для этого периода, возникла в результате реакции на строго нормированный классицизм.

Если говорить о временных рамках, стиль романтизм возник и утвердился во второй половине 18-го века. Как и другие направления, рассматриваемое нами начало формироваться в Европе, а именно в Германии, откуда распространилось на Англию, Францию, Италию и в конце концов Америку.

После того как эстетика романтизма сформировалась окончательно, направление распространилось практически по всему миру.

Главные черты

Романтизму, если говорить кратко, характерно утверждение ценности духовной и творческой личности человека. Некоторые считают, что направление было своеобразным бунтом против разума, однако это не так. С помощью своих литературных произведений романтики боролись с узким прагматизмом и обывательским материализмом.

Главные признаки романтизма:

  • Культ индивидуализма. Основной характеристикой романтических произведений выступил конфликт между главным героем и остальными людьми. Индивидуальность личности противопоставлялась обществу.
  • Романтическое двоемирие. Романтики приводили сравнения идеального и реального миров. Действительность была скучной и жестокой. А воображаемый совершенный мир выступал убежищем от тяжёлой и мрачной жизни. Романтический герой пытался достичь идеала, но реальность тянула его обратно.
  • Сильные чувства. Для романтиков была важна страсть. Высокие чувства выражались в любви, а низкие — в зависти, честолюбии и жадности. Тайные движения души и всепоглощающие страсти проходили через творчество всех романтиков.
  • Изображение природы. Естественный мир помогал отразить душевное состояние героя. Иногда природу описывали как враждебную силу, с которой человеку приходилось бороться. Это могло быть море, небо, горы или иная природная стихия. Культ природы чётко прослеживается в работах изобразительного искусства.
  • Эскапизм. Уйти от реальности романтикам помогли фантастические миры. Они погрузились в мистику, фольклор, мифы или экзотику, которые противостояли серым будням. Эта особенность сделала романтизм экспериментальным направлением.

Романтизм характеризуется созерцанием эстетики и возвышенного. Романтики старались переосмыслить религию. Они называли её ощущением бесконечности. Приверженцы новой эпохи ставили необъяснимость необычных явлений выше атеизма.

Стремление к неизвестности

Признаки романтизма в литературе проявляются в нескольких аспектах. Прежде всего, следует подчеркнуть постоянное противостояние истинных творцов, свободных, возвышенных натур и так называемых филистеров.

Искусство данного периода превозносит творчество, ставит его превыше любых других жизненных реалий. Этим и определяется классический герой произведений эпохи романтизма. Это всегда личность, конфликтующая с остальным миром, чуждая ему, стремящаяся вырваться из цепких лап повседневной серой и ограниченной жизни.

Литературный герой

В литературе мировоззрение романтиков отражено в образе героев. Главное действующее лицо представлено сложной личностью с глубоким внутренним миром и стремлением к свободе. Яркая натура противостояла мрачной реальности. В этом проявлялся образ «лишнего человека» и раскрывалась тема одиночества.

В романтических произведениях авторы призывали восстановить единство человека с природой. Образ «благородного дикаря» иллюстрировал естественную добродетель и чувства. Герой, не испорченный цивилизацией, характеризовался простодушием и самоотверженностью.

Он также мог быть сильной личностью с необузданной энергией. В произведениях такая натура выступала против несправедливого общества, которое она считала «мировым злом». Но судьба таких личностей обычно заканчивалась трагично: им приходилось подчиняться законам мира, чтобы выжить.

Следует отметить, что романтический герой не обязательно выступал положительным персонажем. Это могла быть персона, вызывающая неприятие, однако её личность всё равно отражала тоску по идеальному миру.

Отношение к авторству

Если в эпоху Возрождения автор был поставлен на пьедестал и возведен в статус творца, то классицизм такого не признавал.

Лирика была беспощадно отодвинута на второй план и уступила место эпическим и драматическим произведениям. Основная черта романтизма заключается в том, что данную эпоху можно смело назвать индивидуально-авторской.

В литературу возвращается лирика, в музыку – чувство, экспрессия, а в живопись – динамика, эмоция, определенный нерв.

Кроме того, кардинально изменилась и тематика произведений искусства, однако об этом следует сказать несколько позже.

  Раковый корпус – Солженицын Александр Исаевич – Страница 1

Основные жанры

Писатели и поэты отражали в своих работах духовный мир и психологию человека, что повлекло за собой развитие литературы. Поскольку романтизму были характерны определённые темы и образы, потребовалось создание и новых жанров. Речевой стиль романтических произведений отличался предельной экспрессией, изобилием символов и принципом контраста на уровне экспозиции.

Читайте также:  Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Мать и материнская любовь

Основные жанры романтизма:

  • новелла;
  • роман;
  • элегия;
  • идиллия;
  • баллада;
  • фантастическая повесть.

Ведущим жанром направления можно назвать новеллу. Но большим художественным открытием новой эпохи стал исторический роман. Его основоположник — В. Скотт. Работы романиста отличались средневековыми сюжетами, народными мотивами и любовью к старине.

Поскольку в начале XIX века возрос интерес к народным обычаям, обрядам и национальной истории, писатели опубликовывали множество романтических сказок.

От фольклорных произведений их отличало то, что они принадлежали конкретному автору. Известными представителями этого жанра были братья Вильгельм и Якоб Гримм.

Немецкие лингвисты выпустили немало произведений, которые сегодня известны во всём мире:

  • «Бременские музыканты»;
  • «Белоснежка и семь гномов»;
  • «Волк и семеро козлят»;
  • «Горшочек каши» и др.

Люди, которые писали сказки, воспринимались обществом как народные гении. Во Франции литературная сказка как жанр была связана с именем Шарля Перро. Известные примеры его работ — «Спящая красавица», «Красная шапочка» и «Мальчик-с-пальчик».

Во второй половине XIX века понятие жанра романтической сказки было расширено немецким писателем и поэтом Людвигом Тиком. В своих работах он показал связь между человеком и природой, реальностью и фантастикой.

Позже из направления выделился жанр под названием тёмный романтизм. Его представители тяготели ко всему иррациональному, гротескному и демоническому. В произведениях тёмных романтиков было заметно их увлечение меланхолией и безумием, а повествование окутано теневой атмосферой.

Яркими представителями тёмного романтизма стали Э. А. По., Н. Готорн и Г. Мелвилл. В их трудах главные герои страдают от склонности к совершению ошибок и греховных поступков. Романтики описывали человеческую природу с помощью символических образов демонов и иных тёмных созданий.

Философская основа

Как и любое явление в мировой культуре, романтизм опирался на определенные взгляды в философии. В Германии, откуда направление распространилось по всему земному шару, в качестве такого фундамента выступили работы Готлиба Фихте и Иммануила Канта.

Во главе основных учений этого периода стояла проблема творческих возможностей разума.

Несмотря на то что вышеназванные труды легли в основу эстетики, с ними постоянно велась полемика, благодаря которой романтическое искусство открывало перед собой все больше возможностей.

Занимавшие прежде ведущие места концепции Бенедикта Спинозы, Джона Локка и Рене Декарта практически сразу отошли на второй план и подверглись жесткой критике. Всепоглощающий рационализм и обожествление человека как существа разумного стали для развивающегося направления неприемлемыми и уступили место воспеванию человека чувствующего.

Столь удачное немецкое направление заметил Кольридж, благодаря которому стиль романтизм проник в Англию и дальше во Францию.

Известные представители направления

Первыми представителями романтизма стали писатели и философы Йенской школы в Германии: В. Г. Ваккенродер, братья Ф. и А. Шлегели, Новалис. Философия направления была отражена в работах Ф. Шеллинга и Ф. Шлегеля.

В дальнейшем немецкие романтики тяготели к мифологии и сказкам, что выразилось не только в работах братьев Гримм, но и в трудах Э. Гофмана. Г.

Гейне тоже начинал своё творчество в рамках романтизма, однако позже раскритиковал это направление.

Развитие литературы в Германии повлияло и на английских поэтов Кольриджа и Вордсворта, которые относились к Озёрной школе. Когда они познакомились с философией и чертами романтизма, то установили свои рамки для этого художественного метода.

Западноевропейские романтики интересовались проблемами общества. В своих произведениях они воспевали природу и простые чувства, а также критиковали современное буржуазное общество.

Яркие представители английского романтизма:

  Доклад на тему творчество михаила юрьевича лермонтова

  • Д. Байрон;
  • П. Шелли;
  • У. Блейк;
  • Д. Китс.

Романтизм стал популярным в Италии. В рамках этого направления писали Леопарди, А. Мандзони, Н. Фосколо. В Польше известными романтиками в литературе были А. Мицкевич, З. Красинский, Ц. Норвид, Ю. Словацкий.

Среди французов, которые писали в романтическом стиле, следует отметить В. Гюго, П. Мериме, Ж. Санда, А. Дюма, Ф. Шатобриана и А. Ламартина. Писатель Стендаль тоже относил себя к романтикам, но он понимал новое направление иначе.

Он выбрал реалистичное исследование характеров и поступков людей. Стендаль был против преувеличенной эмоциональности.

Он считал, что она привносит в искусство элемент субъективизма, когда литературные произведения должны быть просты и понятны читателю.

Также было много достойных писателей-романтиков в США. Самыми популярными считаются Э. По, У. Брайант, Н. Готорн, Г. Лонгфелло, В. Ирвинг, Ф. Купер и Г. Мелвилл.

Реакция протеста против нормативности

Как уже говорилось ранее, представители романтизма писали свои произведения для несогласия с эстетикой классицизма, которой было подвержено искусство в тот период.

Все дело в том, что всю предыдущую эпоху (с культурологической точки зрения) в мире наблюдалась отчетливая тенденция к нормализации, сведению к образцу.

В отношении жанровой системы действовали чрезвычайно строгие каноны, а содержание произведений определялось исключительно проблемой выбора между сердцем и долгом. Такого рода рамки в существенной мере ограничивали как творческий потенциал, так и проблематику.

К тому же общество этого периода сделало существенный скачок вперед, что потребовало глобальных перемен в эстетической системе и сформировало отличительные черты романтизма.

Человечество внезапно осознало свою хрупкость, беззащитность перед универсумом и мгновенно отреагировало на это открытие совершенно новым, революционным творчеством. Основная черта романтизма и состоит в этом самом протесте укладу, нормативности и полнейшему подавлению личности писателя, поэта, художника или композитора.

Русские писатели-романтики

Некоторые произведения русских поэтов, которые были выпущены в последнем десятилетии XVIII века, относят к раннему романтизму. Писатели отказались от сложившихся в обществе установок и использовали новые черты и элементы в своих произведениях.

Главным отличием русского романтизма было то, что он развивался параллельно с классицизмом, причём эти направления противоречили друг другу не так резко, как это было в других странах.

Романтики создали много баллад и романтических драм, которые способствовали появлению драматургического стиля в литературе.

В русском романтизме писатели утвердили новую сущность и значение поэзии, которая стала самостоятельной областью искусства. В произведениях выражались высшие стремления и идеалы личности. Поэзия уже не казалась простым и забавляющим развлечением. Этот вид искусства начали воспринимать серьёзно, когда русские поэты начали писать об одиночестве и страданиях главных героев.

Основоположником романтизма в России стал В. А. Жуковский. В этом направлении также писали К. Н. Батюшков, Н. М. Языков, Е. А. Баратынский. Нотки романтизма характерны для ранней поэзии А. С. Пушкина и трудов Н. В.

Гоголя. Вершиной этого направления в России считались работы М. Ю. Лермонтова, которого называли «русский Байрон». Философские лирические произведения Ф. И. Тютчева завершили романтическую эпоху в русской литературе.

Романтизм захватил практически все виды искусства, включая архитектуру. Интерес писателей к природе, историческому прошлому своей страны и традициям помог разнообразить мировую литературу новыми жанрами и интересными произведениями. Работы писателей-романтиков заставили общество признать чувства и мысли отдельного человека высшей ценностью жизни.

В середине XIX века романтизм уступил место реализму. Однако до конца этого столетия многие литераторы продолжали писать в жанрах этого направления. К началу XX века сформировался неоромантизм.

Это течение в искусстве стало реакцией на реализм и натуралистические тенденции.

Неоромантизм продолжил традиции романтической эпохи, отрицая обыденность и обращаясь к иррациональному, но уже на новых, глубоко личных основаниях.

Романтизм в живописи

Основоположник романтизма в живописи — французский художник Теодор Жерико (1791–1824). Он рано погиб, упав с лошади, и при жизни не получил признания. В его картинах остро чувствуется характерные признаки романтизма — конфликтность мира и глубина человеческих переживаний.

*Самая известная картина Теодора Жерико «Плот «Медузы» стала символом Франции, переживающей одновременно и надежду, и отчаяние

Чтобы понять, что такое романтизм в изобразительном искусстве, нужно обратить внимание на два жанра, наиболее ярко раскрывшихся в этот период — портрет и пейзаж.

Романтический портрет всегда предпочитает внешней красоте внутренний огонь, духовное богатство человека. Это не просто замершая фигура, в ней чувствуется динамика внутренней жизни.

*Франсиско де Гойя, эскиз к картине «Портрет Карла IV с семейством», 1789–1800 гг.

Пейзаж в романтизме отражает душу самого мироздания, и она тоже дается в динамике. Природа для романтика — это стихия, изменчивая и непокорная.

*Каспар Давид Фридрих, «Прогулка в сумерках», 1837–1840 гг.

Она отражает внутреннее состояние героя или призвана вызвать сильные эмоции у зрителя. Художник-романтик любит в красках живописать бури, грозы, шторма. Милые сердцу любого романтика иррационализм и мистика находят отражение в ночных пейзажах.

Романтизм — что это такое в литературе, музыке и живописи

Обновлено 22 июля 2021 «Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм». Эдуард Асадов, советский поэт

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Романтика ассоциируется с любовью, страстными порывами, звездным небом и туристическими походами по нехоженым тропам.

Сама суть романтизма в том, чтобы чувства переполняли, душа звала на подвиги (это что?), а ты ощущал себя частью удивительной природы. Так было в XIX веке, ничего не изменилось и сейчас.

Романтизм — это культурное течение, возникшее на стыке XVIII и XIX веков как оппозиция классицизму (что это такое?). На смену разуму просветителей пришли чувства романтиков.

  Как эпиграф помогает понять идею. Значение слова «эпиграф

Романтизм с реализмом (что это?) — еще и два основных творческих метода XIX века в искусстве, которые до сегодняшнего времени не сдают позиций, и в этом раскладе вряд ли что-то поменяется.

«В жизни много больших романтических моментов. И ради них стоит жить. Но есть одна проблема: моменты проходят. И из-за угла этих моментов уже выглядывает жестокий, небритый засранец, имя которому — реальность». «Как я встретил вашу маму», американский сериал

История и определение термина «романтизм»

  • В словаре Даля, который был составлен в середине XIX века, дано определение романтизма «по горячим следам» — так, как его понимали живые участники событий:
  • «Романтизм, романтический говорится об изящных сочинениях: вольный, свободный, не стесненный условными правилами, подражающий быту, либо природе, противоположное: классицизм, классический».
  • Любопытно, что романтизм Даль не выводит отдельной словарной статьей, а дает вместе со словами РОМАН, РОМАНИСТ, РОМАНС.
  • Французское слово romantisme корнями уходит к средневековой итальянской героической песне-романсу и к понятию «роман» — так в XVII веке называли легкое чтиво, написанное на романских языках, в противовес настоящей литературе на классической латыни и древнегреческом.

Рождение нового культурного течения связано с грандиозной перестройкой общества, которая началась во время Великой французской революции 1789–1794 гг. и сотрясала Европу всю первую половину XIX века.

  1. Романтики — мечтатели, люди с активной гражданской позицией — хотели борьбы, перемен, не могли мириться с существующим положением вещей, стремились к свободе.
  2. *Эжен Делакруа, Свобода ведущая народ, 1830 г.
  3. «Романтики перекраивают мир, а реалисты думают только о своей утробе». Ирвинг Стоун, американский писатель

Популярные темы сообщений

  • Профессия ветеринар Ветеринар – профессия достаточно древняя. С тех пор как люди начали одомашнивать животных, появилась необходимость в людях, которые о них будут заботиться, ухаживать и лечить.
  • Октябрьской революции 1917 года причины В советской историографии это событие называли Великой Октябрьской Революцией. Но по факту, то что, случилось в октябре 1917 года, было переворотом. Власть Керенского была смещена без сопротивления. К власти пришли большевики.
  • Цветок Альстрёмерия Альстромерия – это многолетнее цветущее растение. Относится к семейству Альстромерии. Родиной цветка принято считать Южную Америку. Еще древние индейские племена наделяли цветок магическими свойствами.

Особенности, признаки и черты романтизма в искусстве

Романтизм в разных национальных культурах проявляет себя по-своему, тем не менее прослеживаются общие черты, характерные для этого направления:

  1. интерес к противоречивому внутреннему миру человека;
  2. отказ от иерархии стилей, полная свобода творческого воображения;
  3. романтический герой — одиночка, бунтарь, дикарь с трагическим восприятием мира;
  4. единение человека и природы;
  5. томление героя по идеальному миру и свободе, неприятие обыденной жизни;
  6. сильные эмоции.
Читайте также:  Краткое содержание рассказа «Старый гений» (Н.С. Лесков)

Основная идея романизма — противостояние человека и общества, причем настоящий романтический герой одинок, не принимается социумом, витает в высоких мирах, стремится оторваться от скучной рутины обыденной жизни.

Романтику не интересна простая жизнь вокруг, его мятежная душа «ищет бури», пытается вырваться из оков повседневности. Душевный надлом, сильные переживания, даже психические расстройства становятся предметом искусства.

В живописи расцветает портретный жанр, где наиболее остро выражен интерес к личности человека.

*Теодор Жерико, Старуха, страдающая манией зависти, 1822-23 гг.

Представители романтизма в попытках бегства от действительности пошли в противоположную от классицизма сторону. Если классики искали идеал в античности, то романтики черпают вдохновение в фольклоре (что это такое?), средневековом искусстве, рыцарской культуре, мистике.

Легенды, предания, народные песни, баллады (что это?), а особенно сказки становятся популярными жанрами произведений романтизма.

На этой волне Амадей Гофман пишет свои знаменитые сказки «Крошка Цахес», «Щелкунчик, или Мышиный король», Вильгельм Гауф «Каменное сердце», «Калиф-аист», «Маленький Мук».

*Иллюстрация к сказке Гофмана «Щелкунчик, или Мышиный король», Петер Клар Гайслер, 1840 г.

Еще одной манящей реальностью становится мир востока. В начале XVIII века французский востоковед Антуан Галлан издает свой перевод сборника арабских сказок «Тысяча и одна ночь».

*Джон Фредерик Льюис, Иллюстрация к «Тысяче и одной ночи», 1857 г.

В XIX веке книга неимоверно популярна, переводится на другие европейские языки, становится предметом фальсификаций (это что?) и подражаний. К тому же романтики обожают путешествовать, и многие самостоятельно открывают для себя экзотику восточных стран.

Что такое романтизм в литературе

Романтизм в литературе — это, во-первых, литературное направление начала XIX века, пришедшее на смену классицизму и подавленное позже реализмом, и, во-вторых, художественный метод, который особым образом переосмысливает и изображает действительность.

Романтический метод напоминает юношеский максимализм. Мир романтика, как и мир подростка, полярен и замешан на борьбе противоположностей.

Бог и дьявол, возвышенное и низменное, истина и ложь, свобода и зависимость, исключительность и обыденность — у романтика нет золотой середины, он стремится к идеалу, но идеал этот абсолютен, а поэтому недостижим.

Трагедия романтика в том, что он не может примирить идеальный замысел с неидеальным воплощением. На этом строится двоемирие романтизма.

Рождение романтизма связано с немецким городом Йеном. Здесь в 1798–1802 годах образовался кружок молодых писателей: братьев Шлегелей, Новалиса, Вильгельма Вакенродера, Людвига Тика. На их взгляды повлияли философские концепции (что это такое?) идеализма Фихте и Шеллинга (см. что такое идеализм).

«В понятии человека заложено, что его последняя цель должна быть недостижимой, а его путь к ней — бесконечным». Иоганн Готлиб Фихте, немецкий философ

Вторая волна немецкого романтизма делала ставку на фольклор. Гейдельбергская школа знаменита собирателями народных сказок братьями Вильгельмом и Якобом Гримм. Жанр сказки взлетает на немыслимые доселе высоты.

*Братья Гримм

Поздний романтизм в Германии — это налет безысходности и ощущения внутреннего разлада. Мечта об идеале вдребезги разбивается о суровую реальность.

Яркие представители позднего романтизма в немецкой литературе драматург и автор новелл (что это?) Генрих фон Клейст, сказочники Эрнст Теодор Амадей Гофман, Вильгельм Гауф, Адельберт фон Шамиссо.

Черты романтизма в английской литературе намечаются в мистической поэзии Уильяма Блейка, в готических романах Горация Уолпола, но не выстраиваются в однородную систему.

Английский романтизм — это и воспевание простых чувств, красоты природы Уильяма Вордсворта, и настроения протеста Джорджа Байрона, и средневековые исторические сюжеты Вальтера Скотта.

Во Франции романтизм сложился позднее, т.к. традиции классицизма здесь были наиболее сильны. Французский романтизм опирается на философию Жан-Жака Руссо с его культом чувств и страстей «естественного человека».

Самые громкие имена французских писателей-романтиков — Шатобриан, Жермена де Сталь, Виктор Гюго, Жорж Санд.

Романтизм в русской литературе развивался на фоне бурной деятельности разнообразных литературных кружков и объединений. Первыми поэтами-романтиками становятся В.А.Жуковский и К.Н.Батюшков, хотя их поэзию трудно сравнивать, настолько отличается она по темпераменту.

Меланхоличный (это какой?) и лирический Жуковский близок к сентиментализму (что это?), а взрывной Батюшков отдается сильным чувствам, причем как радостным, так и печальным. Видимо, это его и сгубило — поэт в 35 лет сошел с ума.

  • *Константин Батюшков
  • Романтические идеи были близки раннему Пушкину, но работая над «Евгением Онегиным», он становится реалистом, а Ленского — символ поэта-романтика — безжалостно убивает, показывая читателю, что у романтизма нет будущего.
  • Повести Гоголя имеют яркие черты романтизма:
  1. мистичность,
  2. полярность добра и зла,
  3. стремление к мечте,
  4. тоска одиночества,
  5. обращение к национальной культуре.

Кульминация (что это?) романтизма в России — творчество М.Ю.Лермонтова, недаром его называют «русским Байроном», хотя сам поэт попытался откреститься от этого звания в своем стихотворении-пророчестве:

«Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой…» 1832 г.

Закат литературного направления романтизма в России связан с философской поэзией Ф.М.Тютчева.

Известные представители направления

Первыми представителями романтизма стали писатели и философы Йенской школы в Германии: В. Г. Ваккенродер, братья Ф. и А. Шлегели, Новалис. Философия направления была отражена в работах Ф. Шеллинга и Ф. Шлегеля.

В дальнейшем немецкие романтики тяготели к мифологии и сказкам, что выразилось не только в работах братьев Гримм, но и в трудах Э. Гофмана. Г.

Гейне тоже начинал своё творчество в рамках романтизма, однако позже раскритиковал это направление.

Развитие литературы в Германии повлияло и на английских поэтов Кольриджа и Вордсворта, которые относились к Озёрной школе. Когда они познакомились с философией и чертами романтизма, то установили свои рамки для этого художественного метода.

Западноевропейские романтики интересовались проблемами общества. В своих произведениях они воспевали природу и простые чувства, а также критиковали современное буржуазное общество.

Яркие представители английского романтизма:

  • Д. Байрон;
  • П. Шелли;
  • У. Блейк;
  • Д. Китс.

Романтизм стал популярным в Италии. В рамках этого направления писали Леопарди, А. Мандзони, Н. Фосколо. В Польше известными романтиками в литературе были А. Мицкевич, З. Красинский, Ц. Норвид, Ю. Словацкий.

Среди французов, которые писали в романтическом стиле, следует отметить В. Гюго, П. Мериме, Ж. Санда, А. Дюма, Ф. Шатобриана и А. Ламартина. Писатель Стендаль тоже относил себя к романтикам, но он понимал новое направление иначе.

Он выбрал реалистичное исследование характеров и поступков людей. Стендаль был против преувеличенной эмоциональности.

Он считал, что она привносит в искусство элемент субъективизма, когда литературные произведения должны быть просты и понятны читателю.

Также было много достойных писателей-романтиков в США. Самыми популярными считаются Э. По, У. Брайант, Н. Готорн, Г. Лонгфелло, В. Ирвинг, Ф. Купер и Г. Мелвилл.

  Томас Мор, “Утопия” – краткое содержание с цитатами

Романтизм в живописи

Основоположник романтизма в живописи — французский художник Теодор Жерико (1791–1824). Он рано погиб, упав с лошади, и при жизни не получил признания. В его картинах остро чувствуется характерные признаки романтизма — конфликтность мира и глубина человеческих переживаний.

*Самая известная картина Теодора Жерико «Плот «Медузы» стала символом Франции, переживающей одновременно и надежду, и отчаяние

Чтобы понять, что такое романтизм в изобразительном искусстве, нужно обратить внимание на два жанра, наиболее ярко раскрывшихся в этот период — портрет и пейзаж.

Романтический портрет всегда предпочитает внешней красоте внутренний огонь, духовное богатство человека. Это не просто замершая фигура, в ней чувствуется динамика внутренней жизни.

*Франсиско де Гойя, эскиз к картине «Портрет Карла IV с семейством», 1789–1800 гг.

Пейзаж в романтизме отражает душу самого мироздания, и она тоже дается в динамике. Природа для романтика — это стихия, изменчивая и непокорная.

*Каспар Давид Фридрих, «Прогулка в сумерках», 1837–1840 гг.

Она отражает внутреннее состояние героя или призвана вызвать сильные эмоции у зрителя. Художник-романтик любит в красках живописать бури, грозы, шторма. Милые сердцу любого романтика иррационализм и мистика находят отражение в ночных пейзажах.

Романтизм в музыке

  1. Романтики боготворили музыку, считая ее высшим видом искусства, так как именно она наиболее полно выражает чувства и движения души.
  2. И если в литературе и живописи романтизм вытесняется реализмом к середине XIX века, то в музыке он обосновался до самого конца столетия.

  3. Музыка романтизма — это:
  1. мотив одиночества;
  2. напряженный конфликт личности с окружающим миром;
  3. двоемирие;
  4. автобиографичные темы;
  5. образы лирической любви;
  6. новый подход к фантастическим и сказочным сюжетам.

Композиторы-романтики тоже обращаются к фольклору — народные песни, баллады, эпос (что это за жанр?) обогатили авторские музыкальные произведения.

  • *Франц Шуберт (1797–1828), первый композитор-романтик
  • Романтизм связан с именами величайших композиторов.
  • Шуберт, Лист, Григ, Вагнер, Брамс, Мендельсон, Штраус, Паганини, Верди, Бизе, Берлиоз, Шопен, Мусоргский, Чайковский, Римский-Корсаков — музыка этих композиторов-романтиков до сих пор собирает полные залы и не теряет популярности.

Жанры романтических произведений, примеры

Писатели-романтики творили, чаще всего, в следующих жанрах:

  • роман (в том числе исторический);
  • повесть (в том числе фантастическая);
  • новелла;
  • сказка;
  • идиллия;
  • баллада;
  • лиро-эпическая поэма;
  • элегия;
  • лирическое стихотворение.

Примерами романтических произведений могут служить исторические романы «Айвенго» Вальтера Скотта и «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго; новелла «Кармен» Проспера Мериме, сказка «Городок в табакерке» Владимира Одоевского, волшебная повесть «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского, «Идиллия» Антона Дельвига, «Элегия» Евгения Баратынского, баллады «Светлана» и «Людмила» Василия Жуковского, поэма «Мцыри» Михаила Лермонтова и его же лирическое стихотворение «Парус».

И. Айвазовский «Девятый вал «

Романтизм

Сама
этимология понятия «романтизм» отсылает
к области художественной литературы.
Первоначально слово romance в Испании
означало лирическую и героическую песню
— романс; затем большие эпические поэмы
о рыцарях; впоследствии оно было
перенесено на прозаические рыцарские
романы. В 17 в.

эпитет «романтический»
(фр. romantique) служит для характеристики
авантюрных и героических произведений,
написанных на романских языках, в
противоположность тем, которые написаны
на языках классических. В Европе романтизм
начал свое распространение с двух стран.

Двумя «родинами» романтизма стали
Англия и Германия.

В
18 в. это слово начинает употребляться
в Англии применительно к литературе
Средневековья и Возрождения. Одновременно
понятие «romance» стали использовать для
обозначения литературного жанра,
подразумевающего повествование в духе
рыцарских романов.

Да и в целом во второй
половине этого же столетия в Англии
прилагательное «romantic» описывает все
необычное, фантастическое, таинственное
(приключения, чувства, обстановку).

Наряду с понятиями «живописное»
(picturesque) и «готическое» (gothic) оно обозначает
новые эстетические ценности, отличные
от «универсального» и «разумного»
идеала прекрасного в классицизме[1].

Хотя
прилагательное «романтический» начинает
использоваться в европейских языках,
по меньшей мере, с 17 в., существительное
«романтизм» первым ввел в обиход Новалис
в конце 18 в. В конце 18 в. в Германии и в
начале 19 в. во Франции и ряде других
стран романтизм становится названием
художественного направления,
противопоставившего себя классицизму.

Как обозначение определенного
литературного стиля в целом его
концептуализировал и популяризовал А.
Шлегель в лекциях, которые он читал в
конце 18 — начале 19 в. в Йене, Берлине
и Вене («Лекции об изящной литературе
и искусстве», 1801—1804). В течение двух
первых десятилетий 19 в.

идеи Шлегеля
распространяются во Франции, Италии и
Англии, в частности, благодаря
популяризаторской деятельности Ж. де
Сталь. Закреплению этого понятия
способствовала работа И. Гёте «Романтическая
школа» (1836). Возник романтизм в Германии,
в литературно-философских кругах
«йенской школы» (братья Шлегель и
др.).

Яркие представители направления
Ф. Шеллинг, братья Гримм, Гофман,
Г. Гейне.

В
Англии новые идеи восприняли
В. Скотт, Дж. Китс, Шелли, У. Блейк.
Самым ярким представителем романтизма
стал Дж. Байрон. Его творчество
оказало большое влияние на распространение
направления, в том числе в России.
Популярность его «Путешествия
Чайльд-Гарольда» привела к возникновению
явления «байронизм» (Печорин в
«Герое нашего времени» М. Лермонтова).

Французские
романтики – Шатобриан, В. Гюго, П. 
Мериме
, Жорж Санд, польские –
А. Мицкевич, американские – Ф. Купер,
Г. Лонгфелло и др.

Термин
«романтизм» обрел в это время и более
широкое философское истолкование и
познавательное значение. Романтизм в
период своего расцвета создал собственное
направление в философии, теологии,
искусстве и эстетике. Особенно ярко
проявившись в этих областях, романтизм
не миновал также историю, право и даже
политэкономию.

Романтизм
– это художественное направление, которое
возникает в начале XIX в Европе и
продолжается до 40-х годов XIX века.
Романтизм наблюдается в литературе,
изобразительном искусстве, архитектуре,
поведении, одежде, психологии людей. ПРИЧИНЫ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ РОМАНТИЗМА.

Непосредственной
причиной, вызвавшей появление романтизма,
была Великая французская буржуазная
революция. Как это стало возможно? До
революции мир был упорядочен, в нем
существовала четкая иерархия, каждый
человек занимал свое место.

Революция
перевернула “пирамиду” общества, новое
еще не было создано, поэтому у отдельного
человека возникло чувство одиночества.
Жизнь – поток, жизнь – игра, в которой
кому- то повезет, а кому- то нет.

В эту
эпоху возникают и приобретают огромную
популярность азартные игры, в всем мире
и в частности в России возникают игорные
дома, публикуются руководства по игре
в карты. В литературе возникают образы
игроков – людей, которые играют с судьбой.

Можно вспомнить такие произведения
европейских писателей, как “Игрок”
Гофмана, “Красное и черное” Стендаля
(а красное и черное – это цвета рулетки!),
а в русской литературе это “Пиковая
дама” Пушкина, “Игроки” Гоголя,
“Маскарад” Лермонтова.

РОМАНТИЧЕСКИЙ
ГЕРОЙ – это игрок, он играет с жизнью и
судьбой, ведь только в игре человек
может почувствовать силу рока. Основные
черты романтизма: Необычность в
изображении событий, людей, природы. Стремление к идеалу, совершенству. Близость к устному народному творчеству
по сюжету, сказочным образам. Изображение
главного героя в исключительных
обстоятельствах. Очень яркий, красочный
язык, использование разнообразных
выразительных и изобразительных средств
языка.

Главные
идеи романизма:
Одной из основных
идей является идея движения. Герои
произведений приезжают и снова уезжают.
В литературе возникают образы почтовой
кареты, путешествий, странствий.
Достаточно вспомнить, например,
путешествие Чичикова в дилижансе или
Чацкого, который в начале откуда-то
приезжает “Лечился, говорят, на кислых
он водах .

”) , а потом вновь куда-то
уезжает (“Карету мне, карету!”). Эта
идея отражает существование человека
в постоянно меняющемся мире. ОСНОВНОЙ
КОНФЛИКТ РОМАНТИЗМА.
Основным является
конфликт человека с миром. Возникает
психология бунтующей личности, которую
наиболее глубоко отразил Лорд Байрон
в произведении “Путешествие
Чайльд-Гарольда”.

Популярность этого
произведения была так велика, что
возникло целое явление – “байронизм”,
и целые поколения молодых людей старались
подражать ему (таков, например, Печорин
в “Герое нашего времени” Лермонтова).
Романтических героев объединяет чувство
собственной исключительности. “Я” –
это осознается как высшая ценность,
отсюда эгоцентризм романтического
героя.

Но сосредоточившись на себе,
человек вступает в конфликт с
действительностью. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
– это мир странный, фантастический,
необыкновенный, как в сказке Гофмана
“Щелкунчик”, или уродливый, как в его
сказке “Крошка Цахес”.

В этих сказках
происходят странные события, предметы
оживают и вступают в пространные беседы,
основной темой которых становится
глубокий разрыв между идеалами и
действительностью. И этот разрыв
становится основной ТЕМОЙ лирики
романтизма. ОТЛИЧИЕ РУССКОГО И
ЕВРОПЕЙСКОГО РОМАНТИЗМА.

Основной
литературной формой европейского
романтизма стали сказки, легенды,
фантастические повести. В романтических
произведениях русских писателей
сказочный мир возникает из описания
повседневности, бытовой ситуации. Эта
бытовая ситуация преломляется и
переосмысливается как фантастическая.

Наиболее ярко эту особенность произведений
русских писателей-романтиков можно
проследить на примере “Ночи перед
Рождеством” Николая Васильевича Гоголя.
Но главным приизведением русского
романтизма по праву считается “Пиковая
дама” А.С.Пушкина. Сюжет этого произведения
значительно отличается от сюжета
знаменитой оперы Чайковского с тем же
названием.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОВЕСТИ:
Гусарская пирушка-расказ о тайне трех
карт, открытой г-ном Сен-Жерменом русской
графине в Париже-обрусевший немец
Германн-инженер – мечтает узнать тайну
– находит старую графиню-у нее воспитанница
Лиза – пишет ей письма, которые списывает
из любовных романов – проникает в дом,
когда графиня на балу – прячется за
портьерой – графиня возвращается –
поджидает момента, когда она останется
в комнате одна – пытается заполучить
тайну трех карт – графиня умирает –
Генманн в ужасе от случившегося – Лиза
выводит его через черный ход – графиня
является Германну во сне и открыват
тайну трех карт “тройка, семерка, туз”
– Германн собирает все свои накопления
и идет в игорный дом, где с ним садится
играть владелец игорного дома г-н
Чекалинский – Германн ставит на тройку
и выигрывает, на семерку и выигрывает,
на туза и в этот момент достает из колоды
пиковую даму – сходит с ума и оказывается
в Обуховской больнице, а Лиза получает
наследство, выходит замуж и берет себе
воспитанницу. “Пиковая дама” – глубоко
романтическое и даже мистическое
произведение, воплотившее в себе лучшие
черты русского романтизма. До наших
дней это произведение пользуется
недоброй славой среди театральных
артистов и режиссеров и окружено многими
мистическими историями, происходящими
с теми, кто ставит на сцене или играет
в этом произведении. Черты романтизма
проявляются в творчестве В. Жуковского
и получают развитие у Баратынского,
Рылеева, Кюхельбекера, Пушкина («Евгений
Онегин»), Тютчева. А произведения
Лермонтова, «русского Байрона», считают
вершиной русского романтизма.

Особенности
русского романтизма
. Субъективный
романтический образ заключал в себе
объективное содержание, выражавшееся
в отражении общественных настроений
русских людей первой трети XIX века —
разочарования, предчувствия перемен,
неприятия как западноевропейской
буржуазности, так и русских деспотически
самодержавных, крепостнических устоев.

Стремление
к народности. Русским романтикам
казалось, что, постигая дух народа, они
приобщались к идеальным началам жизни.
При этом понимание «народной души» и
содержание самого принципа народности
у представителей различных течений в
русском романтизме было различным.

Так,
у Жуковского народность означала
гуманное отношение к крестьянству и
вообще к бедным людям; он находил ее в
поэзии народных обрядов, лирических
песен, народных примет, суеверий,
преданий. В творчестве романтиков-декабристов
народный характер не просто положительный,
но героический, национально-само- бытный,
который коренится в исторических
традициях народа.

Такой характер они
обнаруживали в исторических, разбойничьих
песнях, былинах, богатырских сказках.

Была
выдвинута идея национальных
типов романтизма
.
К «классическому» типу отнесено
романтическое искусство Англии, Германии,
Франции. Романтизм Италии и Испании
выделен в особый тип: здесь замедленное
буржуазное развитие стран сочетается
с богатейшей литературной традицией.

Особый тип представляет романтизм
стран, ведущих национально-освободительную
борьбу, где романтизм приобретает
революционно-демократическое звучание
(Польша, Венгрия). В ряде стран с замедленным
буржуазным развитием романтизм решал
просветительские задачи (например, в
Финляндии, где появилась эпическая
поэма Ленрота «Калевала»).

Вопрос о
типах романтизма остается недоста­точно
изученным.

Романтизм
в европейской литературе

Европейский романтизм 19 века замечателен
тем, что по своему большинству произведения
его имеют фантастическую основу. Это
многочисленные сказочные легенды,
новеллы и повести. Основными странами,
в которых романтизм как литературное
направление проявился наиболее
выразительно, являются Франция, Англия
и Германия.

Данное художественное
явление имеет несколько этапов: 1801-1815
годы. Начало формирования романтической
эстетики. 1815-1830 годы. Становление и
расцвет течения, определение основных
постулатов данного направления. 1830-1848
годы. Романтизм облекается в более
социальные формы.

примеры романтизмаКаждая
из вышеперечисленных стран внесла свой,
особенный вклад в развитие означенного
культурного явления. Во Франции
романтические литературные произведения
имели более политическую окраску,
писатели были враждебно настроены по
отношению к новой буржуазии. Это общество,
по мнению французских деятелей, губило
целостность личности, ее красоту и
свободу духа.

В английских преданиях
романтизм существовал уже достаточно
давно, однако до конца XVIII века не
выделялся в качестве отдельного
литературного направления. Английские
произведения, в отличие от французских,
наполнены готикой, религией, национальным
фольклором, культурой крестьянского и
рабочего обществ (в том числе и духовного
толка).

Кроме того, английские проза и
лирика наполнены путешествиями в дальние
страны и исследованиями чужих земель.
В Германии романтизм как литературное
направление сформировался под влиянием
идеалистической
философии. Основами стали индивидуальность
и свобода человека, угнетаемые феодализмом,
а также восприятие вселенной как единой
живой системы.

Почти каждое немецкое
произведение пронизано размышлениями
о бытии человека и жизни его духа.
Развитие романтизма в разных национальных
литературах шло разными путями. Оно
зависело от культурной ситуации в
конкретных странах, и не всегда те
писатели, которым отдавали предпочтение
читатели на родине, оказывались значимыми
в общеевропейском масштабе.

Так, в
истории английской литературы романтизм
воплощают прежде всего поэты “Озерной
школы” Вильям Вордсворт и Сэмюэль
Тейлор Кольридж, однако для европейского
романтизма самой важной фигурой среди
английских романтиков был Байрон.

Английский
романтизм

Первый
этап английского романтизма (90-е годы
XVIII в.) наиболее полно представлен так
называемой Озерной школой. Сам термин
возник в 1800 г., когда в одном из английских
литературных журналов Вордсворт был
объявлен главой Озерной школы, а в 1802
г. Колридж и Саути были названы ее
членами.

Жизнь и творчество этих трех
поэтов связаны с Озерным краем, северными
графствами Англии, где много озер.
Поэты-лейкисты великолепно воспели
этот край в своих стихах.

В произведениях
Вордсворта, родившегося в Озерном крае,
навсегда запечатлены некоторые живописные
виды Кэмберленда – река Деруэнт, Красное
озеро на Хелвелине, желтые нарциссы на
берегу озера Алсуотер, зимний вечер на
озере Эстуэйт. Основоположником
английского романтизма стал Дж.Г.Байрон
с его поэмами о Чайлд-Гарольде.

Такой
романтизм впоследствии стали называть
свободолюбивым, поскольку главная его
тема это жизнь нестандартной талантливой
личности в трудных условиях, в обществе,
которое не желает понимать и принимать
такого человека.

Герой
стремится к свободе не столько фактической,
сколько духовной однако далеко не всегда
может ее достичь. Как правило, такой
герой становится «лишним человеком»,
поскольку у него нет ни единого выхода
и возможности для самореализации.

Последователями
байронической традиции в России были
Пушкин и Лермонтов, чьи главные герои
являются типичными «лишними людьми».
Поэмы Байрона сочетает в себе и скорбь,
и тоску, и скепсис, и лирику таким образом,
его творчество стало образцом для
подражания для многих поэтов-романтиков
в будущем. В России его идеи продолжали
Пушкин и особенно Лермонтов.

Немецкий
(германский) романтизм

В
Германии же первым признанным произведением
романтизма стала драма Клингера «Буря
и натиск», опубликованная в конце
восемнадцатого века. Это творчество
воспевало свободу, ненависть к тиранам,
культивировало независимую личность.

Однако
настоящим символом немецкого романтизма
стало имя Шиллера, с его романтическими
поэмами и балладами. Немецкий романтизм
называют мистическим, т.к. главные его
темы это борьба духа и материи,
эмпирического и осязаемого.

Согласно
принципам романтизма, дух априори выше
материи: в поэмах Шиллера зачастую
сталкиваются жизнь и смерть, явь и сон.
Многое в романтизме это грань между
потусторонним и реальным; в поэмах
Шиллера появляются элементы вроде
оживших мертвецов и вещих снов.

Его
идеи в России продолжил Жуковский в
своих балладах «Светлана» и «Людмила»,
которые наполнены фольклорными элементами
«потустороннего» мира. Шиллер тоже
стремится к свободе, однако, по его
мнению, для незрелого человека может
быть только злом.

Поэтому
его романтическое творчество, в отличие
от Байрона, делает акцент на том, что
идеальный мир это не свобода от общества,
а мир на грани сна и яви. В отличие от
Байрона, Шиллер верил, что человек может
существовать в гармонии с окружающим
миром не в ущерб своей личной свободе,
поскольку главное для него это свобода
духа и помыслов.

Вывод:
Романтизм как литературное направление
оказал достаточно сильное влияние на
музыкальное, театральное искусство и
живопись – достаточно вспомнить
многочисленные постановки и картины
тех времен.

Произошло это главным образом
из-за таких качеств направления, как
высокая эстетичность и эмоциональность,
героизм и пафосность, рыцарство,
идеализация и гуманизм.

Несмотря на то
что век романтизма был достаточно
недолгим, это нисколько не повлияло на
популярность книг, написанных в XIX веке,
в последующие десятилетия – произведения
литературного искусства того периода
любимы и почитаемы публикой и по сей
день.

Ссылка на основную публикацию