Тема искусства в повести Гоголя «Портрет»

Настоящее искусство

Тема искусства в повести Гоголя «Портрет» делится на 2 части. На первой стороне чистое творчество, которое должно приносить удовольствие. Настоящей усладой является именно идея. От нее идет настоящий талант. А вот искусство для заработка является пустым и не представляет никакой ценности. И заниматься им не стоит никому.

Главным героем повести Гоголя «Портрет», сочинение по которому пишут на выпускном, является Чартков. Это талантливый и подающий надежды молодой человек. Дальнейшая сюжетная линия развивается таким порядком:

  • В самом начале учитель в классе предупреждает Чарткова о том, что нужно сохранить свой талант и писать работы для души.
  • Если заниматься творчеством для заработка, то теряется истинное предназначение художника, это ложный путь.
  • Герой сначала следует этому принципу и жил как творец.
  • Но со временем он оказывается в нищете, ему не хватало средств ни на что. Ему хотелось разбогатеть и жить в нормальных условиях.

В итоге он начал использовать искусство как способ заработка. Но когда мечты сбылись, все оказывается не тем. Реальное искусство уходит от него окончательно, и означает гибель его таланта во всех смыслах.

Выбранные идеалы

Когда судьба дарит герою произведения внушительную сумму, то он решил потратить ее на развитие таланта. Чартков вложился в рекламу и обеспечил себе приход множества богатых клиентов. Но оказалось, что есть и темная сторона медали, которая отнюдь не радует художника и оборачивается проблемами.

Пытаясь угнаться за славой и заработком, он теряет весь талант. Для него написание портретов превращается исключительно в ремесло, которое потихоньку становится все более надоедливым и скучным. А возвращение к истинному творчеству уже не представляется возможным по причине боязни потерять стабильный доход от заказов.

То есть, у Чарткова остался исключительно навык, с помощью которого он зарабатывает деньги. При этом подлинное искусство навсегда закрыло перед ним свои двери.

Это становится настоящим ударом, один портрет сломал его жизнь. Теперь он всего лишь ремесленник, которому не суждено вернуться к истокам, Чартков попал в настоящую ловушку.

Неутешительные итоги

Судьба героя сочинения по повести Гоголя «Портрет» оказывается неутешительной. По сути, он продал собственный талант. Гоняясь за большими деньгами, он полностью утратил веру в свои идеалы, и это легко увидеть:

  1. У него есть средства, но теперь никакой цели нет.
  2. Кисть не приносит удовлетворения, а всего лишь пустоту денег, которые делают его несчастным.
  3. Рассматривая работы друга, Чартков понимает, что уже никогда не станет настоящим художником.
  4. Внутри поселяется злоба и подлинная зависть.

В результате герой начинает скупать картины настоящих творцов. Но делает это с одной целью — уничтожить их. Его окончательно съедает тоска по истинному творчеству, и в финале повести Чартков умирает, предварительно сойдя с ума от бессилия и злобы. Его роль оказалась трагической, он не нашел себя снова.

Чартков в рассказе не смог вовремя понять, что есть подлинное искусство, какое движет творцом. Никакие богатства не могут заменить духовные идеалы, радость от имеющегося таланта.

Богатая жизнь со временем становится пресной и скучной. Герою не хватило настоящего творчества, что привело к трагическому исходу.

Сочинение на тему «Портрет» Гоголя остается актуальной темой художественного цикла. В нем можно подробно рассказать кратко собственное мнение о том, каким именно должно быть искусство и почему заработок на нем является ложным идеалом.

Аргументом может служить то, что со временем Чартков соскучился по настоящим шедеврам и от тоски сошел с ума. Гоголь предостерегает использовать творчество как способ заработка, потому что в итоге останется навык без души у творца.

И это настоящее рассуждение, которое способно подарить это произведение литературы на сегодняшний момент.

Сочинение: Тема искусства в повести «Портрет» (Н.В. Гоголь) | Литрекон

(403 слова) В повести Н. В. Гоголя искусство является одним из основных сюжетообразующих элементов. Причем, в повествовании оно проявляется в двух ипостасях. С одной стороны, истинное искусство, которое опирается на талант и живет за счет вдохновения.

Такого рода искусство существует во имя самой идеи, и именно оно является наиболее ценным. С другой стороны, читатель сталкивается вялым подражанием мастерству, во главе которого стоит лишь заработок.

Деньги – вот и все, на чем зиждется такое творчество, однако они же, безусловно, обезличивают все прекрасное, лишают его смысла. 

Главный герой повести – молодой художник Чартков. Он талантлив, но ужасно беден, и практически нищенское существование его угнетает.

Несмотря на то, что в свое время учитель объяснял Чарткову, что писать картины нужно исключительно для души, а не для заработка, Чартков мечтает о богатстве.

Конечно, тяжело винить человека в том, что он стремится жить в лучших условиях, тем не менее, погоня за деньгами всегда противоречит реализации истинного таланта. 

Когда Чартков чудесным образом богатеет, он начинает строить свою карьеру заново. Казалось бы, он добился всего: состоятельные клиенты заказывали у него портреты, он снял модную квартиру на Невском, накупил щегольской одежды и стал достаточно известен в определенных кругах.

Однако беда заключалась в том, что богатство не принесло реализации творческого потенциала. Чартков лишился своего таланта, когда предпочел прибыль искусству. Те, кто знали его прежде, даже отмечали, что раньше работы художника были куда достойнее.

В конце концов, и сам Чартков это понимает. 

Художник осознал, что труды его резко обесценились. Причем, дело далеко не в деньгах. Работа больше не приносила творческого удовлетворения, он осознавал свою бездарность и сильно мучился от этого.

Чартков пренебрег уроками своего наставника и утратил связь, которая существовала между ним и миром искусства. Гонимый завистью и бурлящей злобой, он принялся скупать картины других художников, но лишь затем, чтобы уничтожить их.

Так Чартков и проводит остаток своей жизни, а в конечном итоге он лишается рассудка и умирает. 

Настоящее искусство всегда существует вне жажды материального благополучия. Да, финансовый успех может стать следствием большого таланта, и в этом, пожалуй, нет ничего зазорного. Однако самое трудное в карьере художника – это оставаться верным самой идее. Важно жить тем, что ты делаешь, верить в свои работы.

Настоящее искусство не имеет цены. Чартков в свое время забыл об этом, поддавшись жажде наживы и лучшей жизни. Искусство ответило ему тем, что покинуло его. Если утратишь талант, вернуть его уже едва ли возможно. Чартков не выдержал своего творческого падения, поэтому он и не смог сохранить ясный рассудок.

Искусство не прощает тех, кто от него отвернулся. 

Яна Москаленко

Проблема и тема искусства в повести Портрет Гоголя

Произведение «Портрет» учит тому, что искусство (равно, как и идея) не продается за деньги, оно не может быть куплено.

Чем же является само искусство и творчество в данном произведении? Во-первых, примером того, что может быть утрачено, если ставить собственное обогащение выше духовного.

Гоголь показывает, что свои способности не стоит зарывать в землю, нельзя распылять, и, конечно же, нельзя забывать про него в погоне за приличным состоянием. Оно словно ориентир жизни.

Можно сказать, что искусство в понимании Гоголя, преломляется на две половины. Одна – это чистые порывы, которые рождает талантливая личность. Главное удовольствие для таких, особенных людей – идея.

Зачастую именно подобные личности называются творцами и живут ради того, чтобы реализоваться, сделать этот мир краше, чище за счет своих произведений. А вот вторая категория – это люди, для которых творчество – это работа.

Соответственно, здесь нет души, есть лишь монотонное проделывание идентичных действий, подобное конвейеру.

Конечно же, автор дает понять, что творчество ради гонораров не стоит и ломаного гроша. Что касается Чарткова, даже собственный учитель предупреждает его о том, что лучше бы творить для души, а не для заработка. Поскольку так можно погубить талант. Ведь нельзя расходовать его попусту.

Герой следует этой, правильной доктрине, но нужда вынуждает его начать зарабатывать на своем искусстве. Ситуация в его семье нормализуется, денег уже хватает на достойное существование. Но возникает и минус – прежняя радость  от творчества навсегда покидает героя.

Осуществляя гонку за наживой, человек растратил все свои идеалы, амбиции и мечты. Его уже не будоражит то, во что он верил… Ему скучно.. Неимоверно скучно… А после приходят злоба и зависть. В итоге герой сходит с ума от тоски по искусству.

На мой взгляд, проблематика творения в том, что Чартков слишком поздно понимает, что никакое состояние не заменит ему прежнего удовлетворения и радости, того чувства, что испытывает настоящий творец. Возможно, изначально он также не знает, что такое «настоящее творчество» и осознает это несколько позднее, чем стоило бы.

Бедность зачастую вызывает желание стать богатым. Но для творческой единицы эти границы размыты. Главное – возможность творить для души, а не ради славы и богатства.

С одной стороны, Чарткова нельзя обвинять. Он начал продавать свое творчество ради того, чтобы иметь кусок хлеба. Но, возможно, чтобы не утратить творческого начала и идеалов, ему стоило прекратить погоню за состоянием несколько раньше, чтобы жажда наживы не убила в нем все, что он ранее ценил.

2 вариант

Повесть “Портрет” Николая Гоголя делится на две части. Первая часть рассказывает историю молодого художника, который случайно увидел прекрасный портрет старика, на котором необычно изображены глаза – они казались Чарткову живыми. После покупки, портрет оказывается дома у художника.

У него создаётся впечатление, словно весь портрет старика живой, и он готов сойти с холста. Ночью Чарткову снится странный сон, где тот самый старик показывает ему мешок с деньгами. Художник успевает незаметно спрятать одну купюру, а поутру находит ее в реальном мире.

Читайте также:  Тема войны в рассказе Шолохова «Судьба человека»

Деньги – главная мечта Чарткова.

И после этого странного сна дела его действительно идут в гору. Он продает свои картины и стает известным художником. Но появляется одна проблема – его работы теряют весь шарм и индивидуальность.

В какой-то момент он понимает, что совершил ошибку, так как променял свой талант на деньги. Чтобы вернуть все, Чартков скупает все известные картины талантливых художников, чтобы сжечь их.

Однако, ничего не меняется, а лишь везде мерещатся те самые глаза старика. В конце художник умирает, не оставив ничего после себя.

Вторая часть повести вновь начинается с этой удивительной картины. Теперь она продается на аукционе. Множество людей, которые находятся там, хотят купить эту картину, но тут выступает один человек, который хочет купить ее. Он объясняет, что ищет данную картину в течении долгого времени.

Человек рассказывает удивительную историю, где петербургский ростовщик мог ссудить абсолютно любую сумму денег. Но была одна проблема – все, кто сотрудничал         с ним, заканчивали свою жизнь очень печально. Однажды, ростовщик приходит к отцу покупателя, который был художником, и просит изобразить его.

Художник выполняет заказ, хоть и испытывает ужасное отвращение к работе. Ростовщик утверждает, что теперь он будет жить в портрете, и тем же вечером умирает у себя дома. К сожалению, сам портрет вновь оказывается проклятым и приносит лишь несчастья.

В конце истории все обращают взор на картину, но она вновь пропадает.

Искусство – довольно сложное понятие. Сам автор спрашивает читателей, является ли данный портрет искусством, подразумевая негативный ответ.

Это понятно, так как нельзя называть искусством то, что несет лишь плохое, имеет лишь материальную ценность и не более.

С другой стороны, автор показывает, что не всегда одна сторона жизни показывает истинное положение вещей, все может быть абсолютно по-другому.

Сочинение 3

Николай Васильевич Гоголь был гениальным писателем, который поистине мог своими произведениями произвести на читателя невероятный эффект. Все его истории довольно необычны и мистически.

Этот человек был полностью поглощён какой-то неизведанной магией, о которой никто и в помине не мог знать. Жаль, конечно, что так рано Николай Васильевич ушёл.

Возраст 33-х лет — это возраст Христа, ещё можно было столько всего написать и затронуть сколько умов, молодых и старших, глупых и умных. Чтобы ещё мог придумать этот гениальный писатель? Этого нам уже не узнать.

В повести «Портрет» затронута одна из вечных тем- это тема Искусства. Искусство никогда не даёт унывать человеку, а порой и спасает от гибели. Автор большое значение отдаёт искусству, а если по сути то боготворит его.

В сюжете произведения рассказывается история молодого дарования – это художник Чартков, который не может представить и дня без искусства. Учитель ещё в самом начале предостерегает ученика, чтобы тот не стал одним из модных художников, чтобы сохранил свой уникальный талант.

Однако, задушенной вечной бедностью Чартков променивает свой талант на успех и богатство. Просто, на тот момент деньги, которые парень нашёл, стали спасением и вроде бы немного денег не помешало, при нынешних условиях. Только вот Чартков не сумел пройти испытания на прочность.

Он окончательно продал себя, талант за деньги, которые сегодня могут быть, а завтра их уже нет.

Но спустя время, понимает, что картины, которые написал это абсолютная бессмыслица и от таланта уже след простыл. Теперь остаётся завидовать другому талантливому юноше. Правда, ненависть съедала изнутри главного героя.

Таким образом, работа под портретами людей из светского общества оказалась материально выгодной, но душевно главный герой очерствел и по сути предал искусство, которым раньше восхищался. Это отразилось и на душе.

Наступила невероятная пустота, которую ничем не заполнить. Вот к чему может привести погоня за славой и деньгами. Не стоит продаваться за золотые монеты. Ведь есть что-то намного ценнее денег и славы.

Да, без денег не проживёшь, но если следовать зову сердца, то обязательно можно найти выход из любой ситуации.

← Главные герои повести Вий
← Образ Петербурга в повести Портрет↑ ГогольСудьба художника в повести Портрет →
Мой любимый герой в произведении Тарас Бульба →

  • Сочинение Мое любимое стихотворение Есенина
    «Черный человек» Данное великое произведение было написано в 1923 году, а опубликовано в 1926 году. В некоторых источниках говорится о том, что первоначальное произведение было длиннее
  • Характеристика и образ Кирилла Троекурова в романе Дубровский Пушкина сочинение
    Кирила Петрович Троекуров – один из центральных персонажей романа А.С.Пушкина «Дубровский». В образе героя собраны и отражены пороки дворянского общества 19 века.
  • Кто является героем для молодежи? Итоговое декабрьское
    Герой нашего времени – эта тема волновала людей всегда, во все века. Так называли людей, выражавших идеи, мысли, проблемы, которыми жили поколения. В годы войны это были герои, совершавшие подвиги
  • Сочинение на тему Смысл жизни человека
    Человек в чем-то подобен стреле, пущенной из материнского лона по направлению к лону земли. Так или иначе, практически каждого ожидает практически идентичный естественный исход, который завершает земной путь
  • Анализ рассказа Красный цветок Гаршина
    В рассказе Гаршина Всеволода Михайловича Красный цветок раскрывается и исследуется тема безумие в полной мере. Немного почитав о произведении, можно понять, что оно это частично автобиографично.

Тема искусства в повести Гоголя “Портрет”, настоящее и истинное – сочинение по теме – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Содержание

  • Чистое искусство
  • Выбор идеалов
  • Искусство для заработка

Чистое искусство

Тема искусства в повести Гоголя «портрет» делится на две части. С одной стороны- искусство чистое, которое идет от таланта. Для такого искусства идея – главная услада. Жизнь творца подчинена искусству. Вторая сторона той медали – искусство для заработка. Тогда само по себе искусство никакой ценности не представляет. Оно является пустым и бессмысленным.

Чартков – талантливый, подающий надежды художник. Еще в самом начале его творческого пути учитель предупреждает молодого художника о том, что очень важно сохранить талант, писать для души, а не для заработка. Иначе свой талант можно растратить попусту, продать его. В начале Чартков и жил по этому принципу.

Но нищета заставляла его сетовать на жизнь. Ему не хватало на нормальное существование. Он мечтал о том, чтобы разбогатеть раздобыть хоть много денег, чтобы позволить себе жить в нормальных условиях. Но когда его мечта сбывается, все оказывается не совсем так, как предполагал художник.

Истинное искусство ускользает от него навеки.

Выбор идеалов

Получив от судьбы внушительную сумму, Чартков решает потратить ее на развитие собственного таланта. Он вкладывает ее в рекламу, которая приносит ему много богатых клиентов. Но в погоне за заработком, богатством и славой Чартков теряет свой талант.

Ему становится скучно писать портреты, а вернуться к истинному искусству он уже не может. Ведь ему наскучило держать кисть, он стал обычным ремесленником, у которого просто был навык. А настоящее искусство навсегда закрыло от него свои двери.

Так один портрет сломал всю жизнь художника.

Искусство для заработка

Получается, что Чартков «продал» собственный талант. В погоне за заработком он растратил все, во что верил. Теперь у него есть деньги, но нет цели в жизни. Его кисть больше не служит удовлетворению его душевных порывов, принося лишь пустые деньги, которые не делает его жизнь счастливой.

Оценивая работу приятеля, Чартков понимает, что ему уже никогда не стать настоящим художником. В его душе поселяется злоба и зависть. Он начинает скупать картины настоящих творцов, тех художников, которые не предали искусство. Эти картины он уничтожает.

В итоге от тоски по искусству Чартков сходит с ума и умирает.

Чартков слишком поздно понимает, что такое настоящее искусство, и что никакие богатства не заменят духовных идеалов, таланта, радости творчества. Богатая жизнь оказывается бессмысленной. Чарткову не хватает настоящего искусства, без него он теряет цель в жизни.

Данная статья поможет написать сочинение на тему «Искусство в повести Гоголя «Портрет», описать роль искусства и его предназначение в жизни главного героя.

ПредыдущаяСледующая

Сочинение на тему: Искусство в повести Портрет, Гоголь

­Искусство

Повесть Н. В. Гоголя “Портрет” была написана в первой половине 19-го века и состоит из двух почти равнозначных частей.

Не последнее место в творчестве этого автора занимает тема мистики, поэтому и в данном произведении она проявляется со всей силой. В нем автор рассказал об одном портрете, обладающем сверхъестественными способностями.

В то же время он раскрыл более глубокие социально значимые проблемы, например, добра и зла, назначения искусства, власти денег и т. д.

Особенно трепетно он описал свое отношение к искусству.

В обеих частях мы знакомимся с молодыми, талантливыми художниками, которые по-разному смотрят на жизнь. Если в первой части, петербуржец Чартков буквально продает свою душу и талант за материальное благополучие, то во второй части Художник Б. пытается наоборот искупить добром грех, случайно совершенный его Отцом.

Первое, что мы узнаем, читая произведение, это образ жизни А. П. Чарткова.

Художник бедно живет и еле сводит концы с концами. Поэтому, когда ему неожиданно попадает в руки портрет, из рамы которого выпадают деньги, он безмерно радуется и решает полностью изменить свою жизнь. Если раньше он много трудился, развивал свой талант, жертвуя временем и усилиями, то теперь он стал рисовать только посредственные портреты под копирку и брать за это большие деньги.

Он стал ревностно относиться к работам других художников, завидовать им и при возможности порочить их доброе имя.

Читайте также:  Русская журналистика 19 века

Все эти перемены произошли с героем после обнаружения клада в портрете. Во второй­ части автор дает разъяснение случившемуся. Оказывается, человек, изображенный на портрете, и при жизни приносил людям беды.

Он был злостным Ростовщиком, который одалживал деньги на якобы выгодных условиях, а затем брал с людей вдвое больше. Хуже всего, что все его должники становились несчастными. Та же участь теперь преследовала владельцев его портрета.

Что же хотел сказать этим автор?

В этой повести Гоголь подвергает сомнению суть искусства. Он яро осуждает этот портрет, не считая его искусством, а только материальной ценностью, от которой лучше быстрее избавиться.

Искусство для него, это то, что вначале создавал Чартков, вкладывая в свои работы всю душу. Это то, как до встречи с ростовщиком расписывал храмы отец художника Б.

Искусство должно идти от души и не противоречить моральным принципам человека.

Каждый художник несет ответственность за то, что создает.

Именно так автору виделось назначение искусства, что он и хотел передать читателям. Он сам в каком-то смысле был художником, создающим литературные шедевры. При этом в свои произведения он вкладывал глубокий смысл, делая их интересными для чтения.

(1 votes, average: 5.00

Тема искусства в повести «Портрет» (Н. В. Гоголь)

Литеровед представляет краткое сочинение «Тема искусства в повести Н. В. Гоголя «Портрет», которое раскрывает проблему самореализации художника.

Повесть Н. В. Гоголя «Портрет» впервые была опубликована в сборнике «Арабески». Потом автор изменил ее, ослабив фантастическую сторону, и включил в сборник «Петербургские повести».

Пять повестей, входящих в сборник, объединены одной идеей, характерами героев, мировоззрением писателя и образом Петербурга. Город поразил Гоголя картинами глубоких социальных контрастов.

Здесь искажены отношения, гибнут таланты и вдохновение, торжествует пошлость. Личные впечатления автора легли в основу «Петербургских повестей».

Повесть «Портрет» рассказывает о трагедии художника, который пожертвовал талантом и искусством в угоду золотому тельцу. Главный герой повести – художник Чартков. Это молодой человек благородного происхождения, но живет небогато. В начале произведения мы видим его одетым в старую шинель, немодное платье. Гоголь характеризует его как человека, который предан искусству.

Он живет на Васильевском острове, в одном из беднейших районов Петербурга. Его небольшая квартирка с низкими потолками одновременно играет роль студии. У него есть помощник Никита, который подметает пол, оттирает краску, является его натурщиком. Жилье Чарткова холодное с замерзавшими окнами, но он не обращает внимания на неудобства.  Он всецело поглощен искусством.

Чартков – талантливый художник, но пока не нашедший свой стиль. Его кисть отличается наблюдательностью, соображением.  Профессор отмечает в нем нетерпеливость и предупреждает, чтобы он не превратился в «модного» художника. Человек, имеющий талант, должен его развивать, а не отвлекаться на сиюминутные удовольствия.

Талантливые произведения требуют много труда и времени, только тогда им обеспечена долгая жизнь. Когда художник начинает писать за деньги, он часто выполняет чужие замыслы и теряет себя, а вместе с тем и талант. Он начинает писать быстро, поверхностно, безыдейно, желая заработать все больше денег. Профессор замечает в ученике желание развлекаться, модно одеваться.

  Ему не хочется, чтобы Чартков утратил мастерство.

Когда молодой художник брался за кисть, он забывал обо всем на свете. Увлеченный работой, он не думал ни о еде, ни о воде. В такие дни он отрывался от работы как «от прекрасного прерванного сна». Он изучал искусство именитых художников Рафаэля, Тициана, наблюдал за их манерой письма. Благодаря ежедневным занятиям у него развивался вкус.

Когда же нужно было платить за квартиру, кончались кисти и краски, он завидовал богатым художникам. Именно в такое время он зашел в картинную лавку. Среди старых полотен, валявшихся на полу, он нашел портрет старика.

Казалось, что живописец подметил выражение его лица в минуты какого-то судорожного движения. Чартков понял, что это работа художника высокого класса.

Складывалось впечатление, что картина не окончена, но глаза, смотрящие на него с портрета, были живыми, они словно заглядывали в душу.

Чартков купил этот портрет за бесценок. Хозяин словно хотел избавиться от него, а художник потом удивился, зачем он его купил. Это было какое-то наваждение. Он истратил на него последние деньги.

Придя домой, он корил себя за покупку. Ночью ему привиделось, что старик с портрета ожил и, считая деньги, потерял один сверток, который тут же подобрал Чартков.

Утром оказалось, что за рамкой картины действительно были спрятаны червонцы.

Жизнь бедного художника с того дня переменилась. Случилось то, чего так опасался профессор: Чартков стал модным художником. У него отбоя не было от богатых клиентов. Он обзавелся великолепной мастерской и забыл о нужде. Только одновременно он забыл и о настоящем искусстве.  

Однажды на выставке он увидел картину своего старого товарища, который остался предан искусству и усердно работал, оттачивая мастерство. Картина была великолепна.

Когда Чарткова попросили высказать свое мнение о ней, он ничего не смог сказать и со слезами выбежал из зала. Перед ним ожили картины его молодости. Он вспомнил трудную жизнь, пересмотрел свои творения, подтвердившие наличие таланта.

Нашелся и страшный портрет, который Чартков считал виновником своей не сложившейся  карьеры. Он велел выбросить его, но легче не стало.

Чартковым овладела лютая зависть ко всем талантливым живописцам. Все накопленные средства он тратил на покупку лучших полотен. Принося домой, он их зверски уничтожал. Он стал злобным, желчным. Старые знакомые избегали встречи с ним. Он перестал что-то понимать и чувствовать, кроме душевной боли, которая терзала его ежечасно. Это была духовная смерть. Вскоре его постигла смерть физическая.

Чартков стал жертвой жажды наживы. Свою лепту в его нравственное падение внесло и общество, которому не нужны талантливые полотна. Чартков, подчинившись его влиянию, отказался от искусства ради бездушного ремесла. Он не смог противиться этому. Такова была судьба многих талантливых людей в Петербурге. Город завлекал их яркой жизнью и потом не отпускал.

Чарткову было немало отпущено природой, он мог бы стать великим живописцем, он и сам понимал это. Овладевшее им корыстолюбие подавило в нем стремление к прекрасному. Он утратил интерес к искусству, желание творить. «Все чувства и порывы обратились к золоту», — говорит автор.

Служение искусству требует не только таланта, но и силы, стойкости, мужества. Художник должен понимать, что он не просто пишет картины, он несет ответственность за свои творения перед обществом.

У Чарткова не было моральной основы, что послужило причиной того, что он разменял свой талант на мелкую монету.

Деньги доставили ему почет и славу, но лишили вдохновения, свободы, творчества, а вместе с этим радости и счастья.

Тема творчества в повести Н.В. Гоголя «Портрет». Сочинение по литературе

Главная тема повести «Портрет» — тема искусства, художественного творчества. Повесть начинается с описания картинной лавочки на Щукином дворе, где продаются картины, в которых видно только

тупоумие, бессильная дряхлая бездарность, которая самоуправно встала в ряды искусств, тогда как ей место было среди низких ремесел…

Итак, первая проблема, с которой мы сталкиваемся, — это проблема противостояния ремесла и искусства. Художник Чартков, человек, наделённый талантом, он стремится следовать природе искусства. Он пытается достичь высоты, но ему не хватает ремесла, «рисунок не строг, а подчас и вовсе слаб, линия не видна».

Попытка добиться скорейшего результата толкает его следовать за модой. Внезапно разбогатев, он уже не хочет терять всего, что имеет, что его и губит. Погнавшись за деньгами и славой, он постепенно теряет свой талант. Для того чтобы писать портреты, удачно реализуемые за хорошие деньги, не надо быть творцом, надо быть циником.

И вот Чартков, забывши о творчестве, «сделался модным живописцем»:

Кто хотел Маркса, он в лицо совал Маркса; кто метил в Байрона, он давал ему байроновское положение и поворот.

В итоге повести Чартков вышел в тираж, растерял талант. Он предпочел конъюктуру, деньги, творчеству, дающему духовное удовлетворение. Он не выполнил свое назначение в этом мире и был наказан нравственной гибелью, его сожгли собственные страсти.

Гоголь дает нам и другой тип художника, художника, сумевшего сохранить и возвеличить свой талант, написавшего картину, так поразившую Чарткова. Этот человек «всем пренебрегал, все отдал искусству», и талант его претворился в гений.

Чартков слепо копировал природу, этот же человек — творец.

И стало ясно даже непосвященным, какая неизмеримая пропасть существует между созданием и простой копией с природы.

И, наконец, третий, высший тип художника — художник, написавший портрет ростовщика. Он, в отличие от двух первых, занимался не светской живописью, а религиозной. В этом есть глубокий смысл, ведь искусство призвано отражать высшую реальность.

Но в этой высшей реальности наряду с добром существует и зло; пропустив его через себя, невольно заражаешься им. Чтобы изображать духовные реалии, надо обладать огромной силой духа, иначе зло подчинит человека.

Этот художник, написав портрет, на некоторое время потерял чистоту творчества.

В картине…, точно, есть много таланта, но нет святости в лицах; есть даже, напротив того, что-то демонское в глазах, как будто бы рукою художника водило нечистое чувство.

Человек, изображая зло, как бы дает ему возможность влиять на наш мир, открывает ему окно и тем самым совершает грех.

Чтобы искупить этот грех и чтобы действительно подготовить свою душу для религиозного искусства, художник уходит в монастырь и ведет там жизнь подвижника.

И только очистившись многолетними подвигами, он решается снова взяться за кисть, но служит уже не своему таланту и тщеславию, но Богу. И Бог помогает ему:

Читайте также:  Анализ стихотворения «Жираф» (Н.С. Гумилев)

Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая, высшая сила водила твоею кистью, и благословение небес почило на труде твоем.

Этот человек в самой последней части повести выступает в качестве резонера и высказывает тот взгляд на творчество, который был характерен для самого Гоголя:

Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится.

Повесть «Портрет» – это творческое кредо самого писателя, и Гоголь высказывает мысль о том, что творчество — дело прежде всего духовное, и если ты встал на стезю, забудь о наживе, тщеславии, руководствуйся только провидением, следуй указаниям божьей искры.

Тема искусства в повести Гоголя Портрет сочинение

Тема искусства в повести Н.В.Гоголя «Портрет» играет доминирующую и связующую роль. В «Портрете» Гоголь поднимает вопрос, чтό есть подлинное искусство и чтό – только видимость искусства, а само таковым не является.

Художник и его жизнь, его место в обществе, его цели в искусстве и его карьера; художник и черты его характера, его душевный облик, его духовность, стиль его работы и стиль его жизни – таков круг вопросов, поставленных Гоголем.

И все эти вопросы объединяются темой искусства.

В повести рассказывается об истории одного портрета. В повествовании присутствуют характерные для гоголевского стиля мистические элементы, которые тесно переплетаются с элементами реалистическими.

Текст содержит достаточно много небольших отступлений в виде рассуждений по теме искусства. Эти рассуждения носят философский и философско-религиозный характер, хотя язык прост и легок для восприятия.

В конце повести автор подводит всем этим рассуждениям окончательный итог.

Состоит повесть из двух частей. В первой части рассказывается о том, как молодой, подающий большие надежды, но чрезвычайно бедный художник, по фамилии Чартков, случайно приобрел портрет, который круто изменил и всю его жизнь, и его самого.

Портрет дал Чарткову все, о чем нищий, никому не известный художник мог только лишь мечтать: деньги, признание в обществе, славу, комфортные условия жизни и т.д. Но он забрал у художника главное – его талант. Заканчивается первая часть на трагической ноте: портрет приводит Чарткова к безумию и гибели.

Во второй части описаны жизнь и творческий путь другого художника – того, кто создал этот роковой портрет. Здесь же поднимается и тайна завесы над тем, кто был изображен на портрете. Человек с широкими скулами, чьи глаза на портрете получились, как живые, и которые несли несчастье людям, при жизни был ростовщиком.

Этот ростовщик обладал огромными деньгами. Вместе с деньгами, которые он ссужал, к людям приходили беды и несчастья. Незадолго до смерти он возжелал быть запечатленным на портрете и выбрал для этой цели бедного талантливого художника.

Ростовщик считал – и в этом он, как это следует из содержания повести, ничуть не ошибался, и в этом его мнение явно совпадает с позицией автора, – что сила искусства настолько велика, что оно может сделать его бессмертным. Так оно и получилось.

Ростовщик продолжил свою жизнь на портрете, и, как был он сущим демоном при жизни, так и остался им на полотне, и, как приносил он людям несчастья при жизни, так и продолжал приносить их, будучи уже лишь собственным художественным изображением. 

Художнику, написавшему его портрет, ростовщик денег, кстати, не заплатил. Но само присутствие портрета повлияло на художника так, что он сделался завистливым, и из-за завистливости чуть не загубил и себе, и одному из своих учеников и жизнь, и карьеру. Но, в отличие от Чарткова, он сумел выбраться из трясины греха.

Потеряв жену и дочь, в чем автор тоже явно усматривает пагубное влияние портрета ростовщика – произведения искусства, гениально изображающего самое низменное, пагубное, демоническое, что может быть в человеке, – художник уходит в монастырь и принимает постриг.

Через десяток лет сын художника, посетивший его в монастыре, обнаруживает отца и внешне, и внутренне совершенно преображенным. Художник спасся от проклятия написанного им портрета.

Почему же тогда не удалось спастись Чарткову? Чартков нашел деньги, спрятанные в раме портрета, принял их, а вместе с ними он мало-помалу принял и всю ту злую энергию, которую заключали портрет и неправедно нажитые деньги. Один за другим пришли пороки: лень, алчность, чревоугодие, сребролюбие и гордыня.

Чартков внутренне оказался слабее, он не смог противостоять этим порокам, потому печальный конец, если следовать авторской логике, был неизбежен. Разбогатев, Чартков стал ленивым и жадным, он начал стремиться к большим барышам, использовать в работе шаблонные приемы, дешевые эффекты. Иными словами, он превратил искусство в ремесло.

Он опустился на такую низкую ступень, что полностью потерял талант, и вернуть этот талант обратно было уже невозможно.

Позиция Гоголя в вопросах связи искусства с нравственностью творца близка пушкинской. Между строк «Портрета» явно прочитывается крылатая фраза из «Моцарта и Сальери» Пушкина: «Гений и злодейство – вещи несовместные». Гоголь развивает и углубляет эту мысль, перенося ее на искусство в целом.

Вариант 2

Поветь «Портрет» была написана Н.В.Гоголем в 1834 году. Основной темой произведения является тема искусства. В повети оно отражено в двух противопоставленных друг другу областях: чистое творчество, данное человеку свыше и корыстное искусство, направленное на обогащение. 

В первой части повести автор рассказывает о судьбе молодого художника Чарткова. Герой подает большие надежды, учитель Чарткова предостерегает молодого художника, чтобы он не растратил свой талант в пустую. Главный герой живет не богато. Однажды на последние деньги он покупает картину с изображением ростовщика.

В раме картины Чартков находит спрятанный там клад. Перед героем встает выбор: посвятить себя творчеству, продолжить развитие своего таланта или прославится, делая работы на заказ. И герой выбирает второй путь.

Вскоре Чартков рисуя посредственные портреты, похожие друг на друга, смог разбогатеть, прославить свое имя и, кажется, добиться от жизни всего, о чем мечтал. Но однажды герой увидел полотно своего талантливого друга-художника. Товарищ Чарткова развивал свой талант, достиг совершенства в написании картин.

Главный герой чувствует всю бездну своего падения. Он пробует снова вернуться к творчеству, но оказывается слишком поздно. Вскоре герой умирает.

Совсем по-другому сложилась судьба художника, который написал зловещий портрет. Этот человек был очень талантливым и вот однажды он решил изобразить на своем полотне духа тьмы, воплощение которого он видел в соседе-ростовщике.

Ростовщик давал людям деньги на выгодных, как изначально казалось, для них условиях. Однако когда сумма подлежала возврату, то возрастала «неимоверно». Трагично складывалась и судьба людей после сделки с ростовщиком.

Художник приступил к написанию портрета соседа, но закончить работу он не смог. Им овладевали тягостные чувства, художник стал замечать перемены в себе: завидуя таланту своего ученика, он начал портить его картины.

  После трагедии случившейся с семьей художника он отправляется в монастырь, где ищет способы самоотвержения. Наконец художник снова берет в руки кисть, пишет рождество Иисуса. Его творение – чудо, наполненное святостью.

Таким образом, в повести тема искусства раскрывается с двух противоположных сторон. Чарткова и неизвестного художника судьба заставляет сделать выбор, посылая героям испытания. И если первый герой отнесся к своему таланту, как к способу материального обогащения. То неизвестный художник напротив, не нажив больших богатств, сумел сохранить душу, обретя в своем творчестве спасение.

Сочинение Искусство в повести Портрет

Поскольку главный герой первой части этой повести — молодой художник Чартков, искусство в ней играет очень большую роль. Или, точнее, речь идет о двух его видах, о двух разных искусствах.

В самом начале мы видим героя подающим большие надежды, но бедным. Залюбовавшись в лавке одной из картин, портретом неизвестного старика, он не может даже заплатить назначенные за нее хозяином 75 копеек. Впрочем, тот, чтобы не терять уходящего покупателя, уступает и отдает за двугривенный.

Принеся картину домой и повесив на стену, художник в ту же ночь видит кошмарный сон: старик будто бы ожил, вышел из рамы, расположился в его комнате и считает золотые монеты. Это золото очень привлекает Чарткова, втайне мечтающего о богатстве.  А на следующий день в портрете случайно обнаружился тайник, и из него выпал сверток с червонцами, точь-в-точь такой же, как во сне. 

Часть полученных денег Чартков использует для публикации в газете заказной статьи об его талантах. Статья привлекает множество состоятельных заказчиков. И он поддается тому самому соблазну, от которого ранее предостерегал его профессор: становится модным живописцем.

Богатство и успех радуют художника в течение многих лет. Но однажды, увидев доставленную из Италии картину одного из друзей своей молодости, Чартков будто прозревает. По-настоящему гениальное произведение показывает ему, что он предал истинное искусство ради коммерческого, погубил свой талант, лишился возможности когда-нибудь написать такой же шедевр.

Попытки вернуться к прежнему стилю оказываются тщетными. И тогда, мучимый завистью, несостоявшийся творец начинает скупать лучшие, самые талантливые картины исключительно для того, чтобы их уничтожить. Потратив на свою борьбу против настоящего творчества весь имеющийся капитал, Чартков мучительно умирает с явными признаками безумия.

Из второй части мы узнаем предысторию всего случившегося. Таинственный старик, оказывается, был ростовщиком, причем его деньги каким-то таинственным образом разрушали жизнь всех заемщиков. Опасаясь адских мук, этот ростовщик обратился к одаренному самоучке для написания портрета, чтобы затем каким-то мистическим образом перенести свою душу в этот портрет, и жить в нем даже после смерти.

Здесь автор, прибегнув к гротескному преувеличению, вновь подчеркивает исключительную силу искусства и его способность менять человеческие судьбы.

Несколько интересных сочинений

Ссылка на основную публикацию