Русская журналистика 19 века

Начало 19 века в первую очередь связано с восхождением на престол Александра 1, который пришел на смену деспоту и самодуру Павлу 1.

Многие надеялись на коренные изменения в политической и культурной жизни страны. В первые годы своего царствования Александр 1 представлялся либералом и придерживался этой политики.

Поэтому журналистика получила мощный стимул для самостоятельного развития.

Основные журналы

В 19 веке появилось множество журналов и газет, достойных внимания читателей и потомков.

Вестник Европы

В начале столетия возник знаменитый журнал «Вестник Европы». Это один из немногих русских журналов, который смог просуществовать почти 30 лет (1802 — 1830 гг. ). Задумка принадлежала московскому книгопродавцу И. В. Попову.

Он же был в числе первых издателей, предложивших оплату журналистского труда. Первым редактором стал консерватор Н. М. Карамзин. При нём журнал придерживался идей гуманного отношения к крепостным и осуждающего неприятия по отношению к жестокосердным помещикам.

Журнал был наиболее интересен для образованного общества в силу ориентации на высокие эстетические нормы.

В 1803 году после ухода Н. М. Карамзина с поста главного редактора издание потеряло свою оригинальность и живость. Ведь до этого небывалый успех журнала объяснялся исключительной способностью Карамзина улавливать современные политические события и обращать их в увлекательную письменную форму.

С 1804 года редакторы постоянно сменялись, но с 1811 М. Т. Каченовский становится бессменным редактором «Вестника Европы», однако восстановить былую популярность издания так и не удалось. Он превратился в идеал мертвенности и сухости. В 1830 году за неимением читателей издание было закрыто.

Русская журналистика 19 века

Сын Отечества

С приходом Алесандра 1 во многих сферах жизни, в том числе и в журналистике, появляются признаки либерализма.

Но в 1804 году послабления заканчиваются: вводится предварительная цензура, принимается Цензурный устав, запрещается упоминание о крепостном праве. В этом нелегком положении возникает еще один знаменитый еженедельник «Сын Отечества».

Журнал стал выпускаться в связи с войной 1812 года. Первый редактор Н. Греч подробно писал о ходе освободительной войны, героизме наших солдат и военных буднях. 

Издание пользовалось большой популярностью, но уже по окончании войны читатель медленно потерял к нему интерес.

Московский телеграф

В 40-е годы 19 века ситуация кардинально изменилась. Нарастающие крестьянские бунты породили массу вопросов по дальнейшему развитию России. В связи с этим положение российской периодической печати стало еще сложнее, но это не мешало возникновению новых изданий.

Первым среди прогрессивных журналов был «Московский телеграф» Н. А. Полевого. Начал издаваться в канун декабристского восстания и носил энциклопедический характер. Критика Полевого крайне не нравилась правительству, поэтому в 1834 году журнал был закрыт.

Телескоп

В 1831 году возник ещё один передовой журнал «Телескоп» Н. И. Надеждина. Очередная жертва цензуры, которая была закрыта уже через пять лет за резко критический пафос по отношению к самодержавной России.

Русская журналистика 19 века

Современник

В 1836 году в результате долгих и мучительных стараний А. С. Пушкина был издан литературный журнал “Современник”. Выходил он крайне редко — 4 раза в год. Читатели того времени возлагали на него большие надежды, ведь Александр Сергеевич собирался продолжать традиции “Полярной звезды”, отдавая предпочтение русским авторам. 

Однако замыслы поэта рухнули в связи с его трагической гибелью. Журнал существовал и после смерти Пушкина до 1866 года, но имел совсем иные цели и задачи.

Полярная звезда

Еще одним продолжателем декабристских идей стал альманах «Полярная звезда», одноименный изданию декабристов. Альманах выпускался с 1855 года под редактурой А. И. Герцена  в Лондоне. 

Связь с декабристами подчеркивалась самыми разными способами: название, обложка, содержание. Вышло всего семь номеров, которые по замыслу редактора должны были распространить в России свободный образ мыслей.

Виды СМИ

В первые десятилетия 19 века возникло около 80 новых изданий. Они, как и в 18 веке, делились на два направления: консервативно-монархическое («Русский вестник » С. Н. Глинки) и либерально-просветительское (оппозиционные — все перечисленные ранее издания), а также на частные и правительственные.

Русская журналистика 19 века

Вторая половина 19 века — время окончательного формирования российской журналистики. В этот период имелась достаточно разветвленная система СМИ. 

Жанры текстов

Параллельно с появлением новых изданий возникали и новые жанры, которые, безусловно, обогащали российскую журналистику. На «сцену» вышли памфлеты, фельетоны, критические статьи и другие. Жанры сатирической направленности были наиболее необходимы в эпоху избавления общества от мрачного режима павловской империи. 

Художественно-публицистические жанры были весьма популярны и потому, что за этой витиеватой литературной формой легче спрятать критику правительства. Эти жанры граничили с творчеством и говорили на эзоповом языке.

Цензорам было не за что зацепиться, когда перед ними лежала литературоведческая статья, где главным объектом исследования была книга, а не царский режим.

Только так в печать проникали вольнодумные мысли передовых авторов своего времени.

Цензура

Александр 1 критически относился к режиму России, который царил в конце 18 века, поэтому он начал своё правление с легкого послабления. Однако счастье было недолгим. Уже в 1804 году императором был утвержден первый цензурный устав. Безусловно, новый документ ограничивал деятельность журналистов, но по сравнению с эпохой Павла явное ослабление цензуры и контроля всё же было заметно. 

Александр Первый

Правление Александра 1 сопровождалось постоянными войнами. Так, после боевых действий 1812 года произошел перелом. Как известно, журналистика — то зеркало общества. Особенно ярко ее функции проявляются в годы войны, когда она оперативно и детально отражает победы и поражения России и её союзников.

Александр 1, как и любой дальновидный правитель, был крайне обеспокоен таким положением дел, поэтому в годы войны произошло усиление цензурного режима.

Социальная информация, обращавшаяся в обществе, литературный процесс, журналистика оказались под двойным контролем, который некоторое время корректировался особыми условиями, сложившимися в стране, охваченной Отечественной войной 1812 г.

В связи с этим после войны для императора наступил крайне тяжелый период; активизация общественной жизни, стремление дворян ограничить самодержавие и добиться свободы для народа, подъем национального самосознания — все это угрожало стабильности монархии.

Совокупность причин (недовольство отречением Константина от престола, назревающие, но так и не осуществленные реформы, политические события зарубежом) привела к выступлениям на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Самые ужасные опасения нового императора подтвердились.

Русская журналистика 19 века

Николай Первый

После декабрьского восстания на престол взошёл Николай 1, усиливший контроль за «направлением умов». Николай 1 учредил особую полицию – жандармов (“вооруженная инквизиция” по Герцену).

Появилась государственная тайная полиция – Третье отделение, возглавляемое Х. Бенкендорфом. Усилилась цензура – было предписано, чтобы ни в одной из газет не содержались “суждения о политических видах его величества”.

При Николае 1 был создан новый «чугунный» устав, позволивший закрыть все неугодные правительству издания.

В конце 40-х годов Европу захватила волна революций. Российские власти в целях сохранения общественного порядка ввели тотальную цензуру. Последние годы правления Николая Первого называют «мрачным семилетием». В особенности ужасным этот период стал для отечественной журналистики, которая столкнулась с массовым закрытием СМИ.

Александр Второй

На смену тотальному контролю и ограничению влияния журналистики пришёл Александр Второй с его либеральной политикой в отношении СМИ. Цензурная реформа 1865 года подарила журналистике вторую жизнь. Отмена различных запретов зародила гласность и подобие свободы слова.

Русская журналистика 19 века

Реформа печати изменила общий вид отечественной журналистики: окончательно сложился тип ежемесячного общественно-политического и литературного журнала, появились издания, ориентированные на массового потребителя, и возросло количество ежедневных изданий разного типа.

Александр Третий

Но свобода печати была подорвана после покушения на Александра 2. Правительство перешло к политике реакции, удушения всей демократической печати.

После убийства императора на престол взошёл его сын Александр 3 (1881). Он утвердил «Временные правила о печати», которые внесли существенные изменения в цензурный режим страны. Возросло вмешательство в журналистику, правительство получило более широкие возможности для закрытия антимонархических СМИ. Так, за весь период царствования Александра 3 было закрыто 15 газет и журналов.

Известные журналисты

Расцвет журналистики пришёлся лишь на конец столетия. Это было связано с развитием технологий, позволивших увеличить число иллюстрированных журналов. К концу века журналистика стала полнее отражать насущные проблемы общества, ведь появилась масса специальных, отраслевых изданий. Возросли тиражи газет.
19 век подарил истории отечественной журналистики такие имена, как:

  1. А. С. Пушкин (в журналистике его имя связано прежде всего с литературным журналом «Современник». Подробнее…), 
  2. В. Г. Белинский (революционный демократ из числа западников, активный полемист против всех противников прогресса), 
  3. Ф. В. Булгарин (основоположник новых жанров и автор множества произведений, относился к проправительственным журналистам), 
  4. Н. А. Некрасов (редактор «Современника» и «Отечественных записок». Подробнее…), 
  5. Н. А. Добролюбов (знаменитый критик, который к своих статьях развенчивал крепостничество и порицал либералов), 
  6. Д. И. Писарев (ведущий критик «Русского слова», зарекомендовавший себя в качестве союзника Чернышевского).

Краткая характеристика эпохи

Русская журналистика 19 векаЭпоха завершилась пересмотром старых представлений во многих областях жизни, отражением гражданского самосознания в печати, развитием частного сектора СМИ и увеличением количества журналов. Страна вступила на капиталистический путь развития, что отразилось и на становлении журналистики. Противоречия между старым и новым обостряли столкновения внутри страны. 

Ведущую роль в системе СМИ стали играть газеты, количество которых стремительно возросло. Под конец века они видели своё главное предназначение в максимально точном, достоверном информировании читателей о событиях внутри страны и за ее пределами.

Русская журналистика 19 векаУвеличение спроса на журналистику породило ее бурное развитие: 19 век считается «золотым» не только для литературы, но и для журналистики. Многие авторы сочетали эти виды деятельности, чтобы восполнять пробелы, выбеленные цензурой, художественными произведениями. Но были и люди, целью которых становилась исключительно журналистика (Добролюбов, Белинский, Писарев и т.д.). Впервые профессия «журналист» получила общественное признание и статус. Она щедро оплачивалась, но в то же время считалась зазорной в консервативных кругах общества (так, отец лишил Некрасова содержания за его выбор, а Чехов не хотел называть в печати настоящей фамилии). 

Цензура ослабевала, хоть и любая революция в сфере слова сопровождалась реакцией со стороны государства.

Россия оставалась монархией во всех смыслах этого понятия, но все же вставала на капиталистические рельсы и развивалась во всех смыслах.

Читайте также:  Гёте стихи: читать стихотворения иоганна вольфганга гете онлайн бесплатно - поэзия поэта классика

Интеллектуальное и сознательное общество росло, образование становилось более доступным, поэтому люди нуждались в журналистике, и даже государство не могло перекрыть им доступ к информации. 

Алена Бурдина

Корни Четвертой власти. История журналистики XIX века

К началу XIX века русская журналистика вошла в общественный обиход и определила место публицистики в развитии общественной мысли. Установилась тесная связь литературы и журналистики.

Закрепился приоритет журнала перед другими видами периодики – газетами и альманахами.

Газеты носили официально-ведомственный характер, их было мало, и они не играли заметной роли в формировании общественного мнения.

При Павле I правительство всячески стремилось подчинить прессу своим интересам. В борьбе с проявлениями свободомыслия дело доходило до абсурда. Из публицистики тех лет были изъяты слова, напоминавшие о народном возмущении, о французской революции. В крупных городах действовала впервые установленная официальная правительственная цензура, которую осуществляли управы благочиния.

Газеты носили официально-ведомственный характер, их было мало, и они не играли заметной роли в формировании общественного мнения

С приходом к власти Александра I положение прессы несколько смягчилось. Указом 1802 г. была формально уничтожена предварительная цензура. Однако вскоре начался отход от либерального курса. В 1804 г. был принят Цензурный устав – первый в России свод правил по цензуре, которая передавалась в ведение министерства народного просвещения.

Русская журналистика 19 века

Русская журналистика 19 века

Генри Миддлтон и восстание декабристов

Журналы и альманахи начала XIX в. издавались частными лицами малым тиражом и были недолговечны. Объяснялось это строгостью цензуры, небольшим числом подписчиков, отсутствием издательского опыта.

Труд журналистов не оплачивался, и это мешало превращению любительских занятий журналистикой в профессию. Редким долгожителем на этом фоне оказался либерально-консервативный журнал Н.М. Карамзина “Вестник Европы”, выходивший с 1802 по 1830 г.

Карамзин стал первым в истории русской журналистики оплачиваемым редактором.

Журнал состоял из двух отделов: “Литература и смесь” и “Политика”. В первом помещались оригинальные и переводные произведения в стихах и прозе.

Во втором отделе, который редактор сделал ведущим, – статьи и заметки политического характера, касавшиеся Европы и России. Журнал имел необычайный для своего времени успех. Его номера, как отмечал В.Г.

Белинский, составленные “умно, ловко и талантливо”, “зачитывали до лоскутков”.

Белинский разграничил понятия “газета” и “журнал”, выдвинул в качестве главного условия успеха для каждого журнала его направление и провозгласил критику ведущим отделом периодического издания

Важным фактом совершенствования структуры российской печати в начале XIX в. стало появление отраслевой периодики. Тогда обособились специализированные издания: музыкальные, театральные, детские, женские и другие. Официальная газетная периодика была представлена выходившими с конца XVIII в.

“Санкт-Петербургскими ведомостями” и “Московскими ведомостями”. В 1809 г. к ним прибавилась ведомственная “Северная почта” – орган почтового департамента МВД, на титуле которого впервые появилось слово “газета”. В 1811 г.

при Казанском университете стала выходить первая русская провинциальная газета “Казанские новости”.

Газетная печать носила официозный характер. При определенной широте информации (политика, культура), отмечал известный отечественный исследователь П.Н.

Берков, правительство через издателей, состоявших у него на службе, публикацией “именно данных сведений и именно в данном освещении как бы предписывало обществу заниматься обсуждением… только данных событий и только в том направлении, которое указано…

Такой ограниченный в интересах дворянства характер имела русская журналистика довольно долго”. Поэтому в газетах первой четверти XIX в. критика власти отсутствовала. Издание частных газет было делом убыточным. И лишь немногим приносило доходы. Например, “Северная пчела” Ф.В.

Булгарина, чья задача сводилась к “успокоению умов”, была доходной, но, как показала история, ее издатели тесно сотрудничали с Третьим отделением и получали от него деньги за “верную службу”.

Отечественная война 1812 г. содействовала росту национального самосознания. Резкое сокращение общего количества периодических изданий компенсировалось появлением журнала-долгожителя “Сын Отечества” (1812-1852) Н.И. Греча. В журнале впервые появились репортажи с театра военных действий.

Журналистская деятельность декабристов охватывает почти 10 лет. Свою литературную и политическую программу им удалось в наиболее яркой форме осуществить в альманахе под названием “Полярная звезда” (1823-1825).

Главным преимуществом альманахов было то, что на их создание не требовалось цензурного разрешения. Издателями “Полярной звезды” стали А.А. Бестужев и К.Ф. Рылеев. Политические идеи проводились авторами исключительно через литературные материалы.

Большой успех альманаха у читателей положил начало так называемому “альманачному периоду”, как назвал 1820-1830е гг. В.Г. Белинский.

После подавления восстания декабристов Николай I и его министры усилили наблюдение за журналистикой. Новый, прозванный современниками “чугунным”, цензурный устав 1826 г. и сменивший его устав 1828 г. ограничили права журналистов. Циркуляром 1836 г.

устанавливался запрет на создание новых периодических изданий. Эта мера вынудила многих русских журналистов в дальнейшем перекупать или брать в аренду хиреющие газеты и журналы. Усилились позиции правительственной печати. С 1838 г.

в 42 губерниях России начали издаваться официальные ведомости по утвержденной правительством программе.

Русская журналистика 19 века

В конце 1820х гг. центр русской журналистики переместился в Москву. Там, в канун восстания декабристов начал выходить “Московский телеграф” Н.А. Полевого. Этот журнал, по выражению Белинского, вбиравший в себя “все умственное движение страны”, представлял собой новое и очень значительное явление русской журналистики. С него, считал Н.Г.

Чернышевский, началось “ощутительное” влияние литературы на общество. В истории русской печати этот журнал остался как антидворянский орган, выразитель буржуазно-демократического направления русской общественной мысли. Будучи сам родом из купеческой семьи, Полевой считал, что купечество должно овладеть знаниями и занять в государстве место рядом с дворянами.

Почувствовав, что время чисто литературного журнала проходит, он сделал свое издание энциклопедическим. Полевой шел впереди массового читателя, воспитывал его вкус. Скованный цензурой, он не мог ввести в журнал отдел политики. Зато, отмечал А.И.

Герцен, с изумительной ловкостью пользовался любой возможностью, чтобы придать научным и литературным материалам политическую остроту. Успех “Московского телеграфа” был таков, что первые номера журнала пришлось переиздавать “вторым тиснением” – факт исключительный в истории русской журналистики. Однако усиливавшаяся критика дворянства вызывала недовольство властей.

В 1834 г., придравшись к критической рецензии на верноподданническую пьесу Н.В. Кукольника “Рука Всевышнего Отечество спасла”, власти закрыли журнал.

В числе изданий, подвергшихся гонениям, была “Литературная газета” А.А. Дельвига, где в качестве критика, рецензента и редактора принял участие А.С. Пушкин. Он был первым и единственным в то время журналистом, показавшим в подцензурной печати политическое лицо Ф.В.

Булгарина как агента Третьего отделения. Пушкин считал, что журналистика управляет общественным мнением, и не признавал монопольного права “указателей общественного мнения” за официозными газетами и журналами. Свои сатирические выступления против Булгарина поэт продолжил в журнале Н.И.

Надеждина “Телескоп”.

Это энциклопедическое издание возникло в Москве в 1831 г. Надеждин пригласил к сотрудничеству в журнале Белинского, ставшего центральной фигурой русской журналистики 1830-1840х гг. Работая в “Телескопе”, критик приступил к выработке принципов журналистики в России.

В статье “Ничто о ничем” Белинский разграничил понятия “газета” и “журнал”, выдвинул в качестве главного условия успеха для каждого журнала его направление и провозгласил критику ведущим отделом периодического издания, поскольку литература доступна широким читательским кругам и через критику. Успешное издание “Телескопа” оборвалось в 1836 г.

Журнал был закрыт правительством за появление на его страницах “Философского письма” П.Я. Чаадаева.

Русская журналистика 19 века

Что писал французский посол в Санкт-Петербурге о смерти Достоевского

В том же 1836 г. Пушкин добился права издавать собственный журнал “Современник”, который продолжил традиции “Полярной звезды”.

Стремясь привлечь к журналу лучшие литературные и научные силы и всемерно способствуя профессионализации писательского труда, Пушкин выплачивал сотрудникам высокий по тому времени авторский гонорар. “Современник” пользовался успехом, но сделать его массовым изданием Пушкину не удалось.

Широкому распространению журнала мешали его форма альманаха, редкая периодичность и отсутствие политического отдела. Трагическая смерть поэта в 1837 г. помешала осуществлению его журнальных планов.

В 1840е гг. роль и значение печати в общественной и культурной жизни России значительно возросли. Этот период стал эпохой борьбы западников и славянофилов. Каждое течение стремилось к изданию своих печатных органов. Периодика сторонников теории “официальной народности” занимала охранительную позицию.

Это были газета “Северная пчела”, журнал “Русский вестник”. Славянофилы, объединенные идеей особого пути развития России на основе православия и общинности, не были журналистами по призванию (кроме И.С. Аксакова и И.В. Киреевского), что не позволило им организовать собственный влиятельный журнал.

Они заявили о себе в журнале сторонников официальной народности “Московский наблюдатель”.

“Западники”, считавшие Россию и Европу единым культурно-историческим целым, выступали за утверждение демократических свобод. Лишенные возможности основать новый печатный орган, они использовали уже существующие журналы. Арендованные А.А.

Краевским “Отечественные записки”, в которых Белинский возглавил отдел критики и библиографии, стали рупором борьбы против крепостничества. С этого времени петербургская журналистика вновь приобрела лидерство в периодической печати России.

В 1846 г. из-за разногласий с Краевским Белинский, Н.А. Некрасов и А.И. Герцен покинули журнал. Тогда же Н.А. Некрасов c И.И. Панаевым приобрели пушкинский “Современник”. Идейным руководителем журнала стал Белинский, смерть которого в 1848 г. стала невосполнимой утратой для издания. Никто не мог заменить в журнале и эмигрировавшего Герцена.

В период “мрачного семилетия” (1848-1855) русская журналистика развивалась в условиях жесткого цензурного контроля. Постоянный комитет по делам печати, задача которого состояла в контроле над работой цензуры, возглавил генерал-майор Д.П.

Бутурлин, находивший даже в акафистах богородице “опасные выражения”. “Надо было взвешивать каждое слово, говоря даже о травосеянии или коннозаводстве, – писал известный русский литератор М.И. Лонгинов, – потому что во всем предполагалась…

тайная цель”.

Русская журналистика 19 века

Новый период в истории русской журналистики начался после поражения России в Крымской войне и смерти императора Николая I. Согласно “Временным правилам о печати” 1865 г.

от предварительной цензуры освобождались почти все столичные ежедневные газеты.

Им была предоставлена возможность обсуждения вопросов внешней и внутренней политики, легче стало получить право на учреждение новых газет и журналов.

С приходом в журнал “Современник” Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова это издание из литературного превратилось в общественно-политическое. Журнал стал центром пропаганды идей демократической революции и сыграл огромную роль в истории русской журналистики.

Читайте также:  Семья Кабановых в «Грозе» Островского

Крестьянская реформа 1861 г. способствовала развитию рыночных отношений, росту городов и промышленности. Периодическая печать из атрибута состоятельных слоев общества превращалась в прессу грамотных. Появился новый массовый читатель – купцы, ремесленники, чиновники.

Возросла роль газеты как более оперативного и доступного широкому кругу читателей органа печати. Появился новый тип газеты – массовый (“Народный листок” и другие). Распространение информации становилось выгодным коммерческим предприятием. В газеты и журналы потянулись люди, не имеющие ничего общего с литературой: купцы, банкиры.

В 1862 г. было разрешено печатать объявления всем газетам, что позволило многим из них существенно улучшить свое материальное положение. Появились Русское (1866), Международное (1872) и Северное (1882) телеграфные агентства, которые снабжали информацией провинциальные и столичные газеты.

Все агентства были частными и принадлежали А.А. Краевскому, А.С. Суворину, О.К. Нотовичу и К.В. Трубникову.

Великие русские писатели выступали в качестве редакторов и активных сотрудников этих изданий. Они обосновывали просветительскую роль журналистики, считая ее действенным средством культурного и нравственного совершенствования общества. Ф.М.

Достоевский писал, что “слово – та же деятельность”, Чернышевский признавал первостепенное значение публицистики в воздействии на общественное сознание. В 1880е гг. журналистика пополнилась новыми силами в лице таких выдающихся писателей, как А.П. Чехов, В.Г. Короленко и другие. В 1890е гг.

началась журналистская деятельность А.М. Горького.

Конец XIX столетия ознаменовался появлением в России первых рабочих газет. В 1870е гг. их пробовали издавать народники, пытаясь найти среди рабочих помощников для подготовки крестьянской революции. Но вскоре рабочие создали собственную печать, независимую от народнических организаций.

Тираж первого номера “Рабочей зари”, отпечатанный зимой 1880 г., был почти полностью конфискован, однако начало было положено. Вскоре появилась еще одна газета партии русских социал-демократов “Рабочий”.

Но отсутствие в стране массового революционного рабочего движения делало эти издания недолговременными.

Распространение информации становилось выгодным коммерческим предприятием. В газеты и журналы потянулись люди, не имеющие ничего общего с литературой: купцы, банкиры

К началу XX в. в России сложилась разветвленная структура официальной и проправительственной прессы, ядром которой была региональная, губернская печать и многочисленная группа ведомственных, специализированных изданий.

Наряду с этим активно развивалась контролируемая финансовым и промышленным капиталом частная журналистика, которая вскоре стала доминировать в количественном отношении. По оперативности и объему информации газеты далеко обогнали толстые журналы.

Большинство изданий свою главную задачу видели в том, чтобы быть проводниками определенной политики, а порой и организаторами общественного мнения в пользу национальной самостоятельности и независимости. Ведущими газетами были “Новое время”, “Русский курьер”, “Русское слово”, “Россия”.

Дешевая массовая пресса обслуживала интересы низов (“Петербургская газета”, “Московский листок”). Неграмотная часть населения снабжалась листками с лубочными картинками и назидательными текстами, которые продавались на базарах и ярмарках.

Русская журналистика 19 века

Ахмет-паша с рисунка Лермонтова. Открытие спустя полвека

Частные объявления и реклама стали обычным делом в газетах и приносили им значительный доход. Сформировались методы завоевания и расширения читательской аудитории, совершенствовались способы подачи информации, полиграфическое оформление, система распространения, жанровая палитра.

Росли тиражи газет, доходившие до сотен тысяч экземпляров. Крупные издания выходили не только утром, но и вечером.

Легальная и нелегальная печать России представляла собой широкий спектр политических взглядов и отражала сложную и противоречивую картину общественной жизни на рубеже столетий.

* Окончание. Начало: Родина 2015 №3

История отечественной журналистики 18-19 вв

Определение 1

Цензура — это система надзора за содержанием и распространением информации, печатной продукции, сценических и музыкальных произведений теле- и радиопередач и т. д.

Как индустрия информации журналистика в России возникла в начале 18 века – с момента издания первой русской печатной газеты «Ведомости». Первый номер газеты был напечатан в 1702 году. «Ведомости», являясь органом государства, в то же время стала важным фактором развития культуры.

Содержание газеты сводилось к пропаганде петровских реформ.

Особое внимание уделялось характеристике экономического потенциала страны, дипломатическим связям государства, обзору военных действий в Северной войне, а также открытию школ, фактам национальной культуры, публикации проповедей сподвижников императора.

Первая русская газета серьезно отличалась от первых европейских газет. Она не была коммерческим изданием, в отличие от первых газет европейских стран. С самого начала своего существования «Ведомости» обнаружили свои ключевые качества:

  • Быть пропагандистом, организатором общественного мнения;
  • Быть проводником определенной политики;
  • Быть защитником национальной независимости и самостоятельности.

Несмотря на то, что в газете первенствовали материалы информационного характера, ее идеологический уровень был несомненен.

В 1728 году стал издаваться первый русский журнал «Примечания». В это же время стала выпускаться газета «Санкт-Петербургские ведомости», которая пришла на смену петровским «Ведомостям».

Замечание 1

В 1755 году по инициативе М. В. Ломоносова была создана вторая русская газета – «Московские ведомости».

Следует отметить, что многие журналы 18 века были недолговечны, а газеты носили официальный характер.

Издания были стандартизированы в отборе и подаче информации – сначала шли династические новости, затем информация о придворной жизни, после сведения о наградах и чинопроизводстве, затем культурная информация.

Объявления печатались в специальных приложениях, а доход от их публикации поступал в бюджет Московского университета или Академии наук.

В середине 18 века в России появился новый тип издания – частный журнал, который формально не зависел от учреждений правительства и издавался литератором на правах частного предпринимательства.

Первым частным журналом был журнал А. П. Сумарокова «Трудолюбивая пчела».

Журнал был ориентирован на дворянскую аудиторию и симпатизировал великой княжне Екатерине Алексеевне, которая в скором времени стала императрицей Екатериной II.

Затем появились сатирические журналы:

  • «Живописец», «Трутень» Н. И. Новикова;
  • «Зритель», «Почта духов» И. А. Крылова;
  • «Друг честных людей» Д. И. Фонвизина и т.д.

Это были преимущественно литературные журналы. Но передовые журналисты того времени, такие как Крылов, Новиков, даже в литературной форме сумели поднять целый ряд острых социальных проблем.

В журналах критиковались крепостнические порядки, осуждалось жестокосердие помещиков, французомания дворян, паразитизм. Журналистика в 18 в.

, при всей ограниченности содержания изданий, была единственным источником общественной информации.

В конце 18 века в отечественной печати яркое отражение получили революционные события в Америке и Европе.

К концу 18 века сложилась достаточно гибкая систем печати, способная удовлетворить потребности читателя. Определились две главные линии – монархическая, крепостническая и антикрепостническая.

Развитие российской журналистики в 19 веке

К началу 19 столетия отечественная журналистика вошла в общественный обиход, установилась тесная связь журналистики и литературы. Закрепился приоритет журнала перед газетами и альманахами. Газет было мало, они носили официально-ведомственный характер и не играли существенной роли в формировании общественного мнения.

При Павле I правительство стремилось подчинить прессу собственным интересам. В крупных городах действовала правительственная цензура. Положение прессы несколько смягчилось с приходом к власти Александра I. Он указом 1802 года формально уничтожил правительственную цензуру. Но в скором времени начался отход от либерального курса, и в 1804 году был принят Цензурный устав.

В начале 19 века альманахи и журналы издавались частными лицами небольшими тиражами и были недолговечными. Это было связано со строгой цензурой, отсутствием издательского опыта, небольшим числом подписчиков.

Труд журналиста не оплачивался, что препятствовало превращению любительских занятий журналисткой в профессию. На этом фоне либерально-консервативный журнал Н. М. Карамзина «Вестник Европы» оказался редким долгожителем.

Карамзин стал первым в истории отечественной журналистики оплачиваемым редактором.

Издание пользовалось необычайным для своего времени успехом.

Появление отраслевой периодики стало важным фактом совершенствования структуры отечественной печати в 19 веке. В этот период обособились специализированные издания:

  • Театральные,
  • Музыкальные,
  • Женские,
  • Детские и т.д.

Официальная периодика была представлена «Московскими ведомостями» и «Санкт-Петербургскими ведомостями», выходившими с конца 18 века. В 19 веке к ним прибавилась «Северная почта» и «Казанские новости».

Отечественная война 1812 года способствовала росту национального самосознания. Появление журнала «Сын Отечества» компенсировало сокращение количества периодических изданий. В журнале впервые появились военные репортажи.

Журналистская деятельность декабристов охватывает около 10 лет. В наиболее яркой форме свою политическую и литературную программу журналисты осуществляли в альманахе «Полярная звезда». Преимущество альманахов состояло в том, что на их создание не требовалось цензурное разрешение.

В 1826 году был принят новый цензурный устав. А циркуляр 1836 года устанавливал запрет на создание новых периодических изданий.

После смерти Николая I в истории русской журналистики начался новый период. «Временные правила о печати» 1865 года освобождали от предварительной цензуры практически все ежедневные газеты.

В конце 19 века в России стали появляться первые рабочие газеты. Зимой 1880 года был напечатан тираж первого номера «Рабочей зари», однако он был практически полностью конфискован. Но начало было положено.

К концу 19 века в Росси сформировалась разветвленная структура официальной прессы, ядро которой составляла региональная печать и многочисленная группа специализированных изданий. Вместе с этим активно развивалась частная журналистика.

История русской журналистики XIX века

Неотъемлемой частью истории развития культуры является история русской журналистики. В ней отразились все изменения, которые происходили в политической, социальной и других сферах жизни. Особенно близка была к жизни, к насущным потребностям русского народа демократическая печать, несмотря на жестокие репрессии царизма. Так же присутствовала прогрессивная печать 70-80-х годов.

Вторую половина XIX века в России можно охарактеризовать бурным развитием капитализма. Крестьянская реформа 1861 года, несмотря на свой полукрепостнический характер, создала известный простор для развития производительных сил общества.

С отменой крепостного права в стране успешно начала развиваться промышленность, развернулось железнодорожное строительство, увеличился товарооборот, наметилась концентрация капитала, стали расти города и пошел процесс модернизации. Под напором товарно-денежных отношений натуральное крестьянское хозяйство превращалось в мелкотоварное.

Крестьянство разделилось на сельских рабочих с одной стороны и сельскую буржуазию с другой. Все хозяйство становилось капиталистическим. Россия вступала в буржуазный период. Однако модернизация не улучшила положения рабочих и крестьян.

Капиталисты беспощадно эксплуатировали рабочих, маскируя сущность капиталистической эксплуатации отношениями свободного найма и видимостью полной оплаты труда. Монопольная собственность на орудия и средства производства ставила наемных рабочих в полную зависимость от предпринимателей. Для общества новые порядки оказались не лучше старых.

Читайте также:  Сочинение: Пугачев в произведениях Есенина

Противоречия капиталистического способа производства проявились в России уже в конце 60-х начале 70-х годов весьма ощутимо. Численность промышленных рабочих набирала обороты. Серьезный размах принимает стачечное движение. В связи с этими событиями перед русской печатью встает много новых вопросов.

Но непосредственные производители в России в 70-80-е годы страдали не столько от капитализма, сколько от недостаточного его развития, от серьезных и многочисленных пережитков крепостничества. В этом заключалась другая, не менее важная, особенность русского развития после времен реформ.

В 1861-1863 годах правительству удалось подавить большинство выступления крестьян и прекратить национально-освободительное движение в Польше. После чего часть революционно настроенной интеллигенции, не дождавшись народной революции, перешла к тактике индивидуального террора.

Таким образом, участник одного из революционных кружков Каракозов совершает в 1866 году покушение на жизнь царя. Это событие подтолкнуло царское правительство к усилению реакции. Многие были арестованы.

Лучшие журналы того времени «Современник» и «Русское слово», сыгравшие не последнюю роль в истории русского освободительного движения, были закрыты.

Однако революционеры не сдавались и не отказались от борьбы. Причины народного гнева, питавшего демократическое движение XIX века, не были устранены реформами 60-х годов. Революционные движения не потухали.

Все время 1861 -1905 года происходила борьба и подъем революционных настроений среди широких общественных масс, которые были направлены против пережитков крепостного права и жестокой капиталистической эксплуатации.

Важную роль в освободительном движении 70-х годов сыграло народничество, которое как основное течение в русской общественной мысли оформилось значительно позднее зарождения народнических идей. Основоположниками народнической идеологии стали Герцен и Чернышевский.

Но только на рубеже 70-х годов, после отмены крепостного права, при новых условиях, когда перед русским общественным сознанием встали новые вопросы по сравнению с эпохой 40-х 60-х годов, оформляется народничество и становится господствующим направлением в русской общественной мысли.

Нельзя недооценивать влияние народнической идеологии на все стороны общественной жизни, в том числе и на печать .

Но, став в 70-е годы господствующими, народнические взгляды отнюдь не были единственными в демократической литературе и журналистике разночинского этапа освободительного движения.

Некрасов, Салтыков-Щедрин, Благосветлов и многие другие не разделяли теоретических взглядов народников. Именно они оставались наиболее верными хранителями революционно-демократического наследства 60-х годов.

Период революционного затишья в России после 60-х годов постепенно сменяется новым нарастанием революционного движения, и к середине 70-х оно становится весьма явным и ощутимым. К концу 70-х годов складывается вторая революционная ситуация.

Война с Турцией, развязанная правительством в 1877-1878 годах, не предотвратила назревания революции. Но выступление народников 1 марта 1881 года, когда был совершено нападение на Александра II, сыграло роль такого преждевременного выступления.

Вновь Россия была ввергнута в полосу мрачной политической реакции 80-х годов.

Но 80-е годы в России, несмотря на жестокую политическую реакцию, характеризуются рядом знаменательных общественных событий и явлений. Все шире и шире развертывается рабочее движение, за границей создается группа «Освобождение труда».

Лучшие представители демократической интеллигенции преодолевают народнические иллюзии, часть из них становится на позиции марксизма (Плеханов). В середине 80-х годов возникают первые марксистские кружки в России.

Одним из таких кружков явилась группа Благосветлова, которая издавала в 1885 году газету «Рабочий». В 1888 году группа «Освобождение труда» с целью пропаганды идей марксизма в России предпринимает издание периодического сборника «Социал-демократ».

В 80-е годы прогрессивная журналистика пополнилась новыми силами в лице таких выдающихся писателей и публицистов, как А. П. Чехов, В. Г. Короленко. В 90-е годы начинается журналистская деятельность А. М. Горького.

В нелегком положении оказывается русская печать на протяжении 70-х 80-х годов. По-прежнему всякое проявление свободомыслия в печати беспощадно подавлялось самодержавием.

Юридически положение прессы к началу 70-х годов определялось «Временными правилами о печати 1866 года», которые заменили все предыдущие распоряжения и законы о печати.

По этим правилам от предварительной цензуры освобождались столичные ежедневные газеты и журналы (сохранялась цензура наблюдающая), а также книги, объемом более 10 печатных листов. Под предварительной цензурой оставались иллюстрированные, сатирические издания и вся провинциальная печать.

В случае нарушения газетой или журналом каких-либо законов, в том числе и законов о печати, министр внутренних дел имел право делать издателям освобожденных от предварительной цензуры печатных органов предостережения и при третьем нарушении приостанавливать издание на срок до шести месяцев. Он имел право возбуждать судебное преследование периодических изданий. Только по суду должны были решаться дела о полном прекращении издания. Но это не помешало правительству уже в 1866 году закрыть журналы «Современник» и «Русское слово», при этом не соблюдая закона 1865 года.

Положение прессы, несмотря на восторги либералов по поводу реформы печати, не только не улучшилось, а наоборот, ухудшилось, особенно для демократических изданий. Во-первых, далеко не все журналы и газеты были освобождены от предварительной цензуры, как это было обещано во «Временных правилах о печати 1865 года».

В Петербурге, например, в 1879 году из 149 изданий 79 оставались под предварительной цензурой.

Во-вторых, в конце 60-х, в 70-е годы было издано множество общих законов и частных распоряжений по цензуре, запрещавших прессе освещать наиболее важные политические вопросы, ставивших прессу под власть царских администраторов всех рангов, от министра внутренних дел до губернатора. Даже либеральные издания вскоре стали выражать недовольство положением прессы в России.

Логическим завершением этой политики явился закон о печати 1882 года, утвердивший полный административный произвол над прессой. Совещанию четырех министров было предоставлено право прекращать издание любого периодического органа, лишать прав издателей и редакторов продолжать деятельность в случае обнаружения вредного направления.

Правительство с большой настороженностью и внимательностью относилось ко всем критическим материалам в свой адрес и на страницах иностранной печати. Случалось, что русская легальная печать в своих острожных выражениях, а нелегальная в самых резких , указывала на жестокое обращение с политическими заключенными в Сибири.

Однажды на страницах ньюйорского журнала «The Century illustrated Monthly Magazin» появились статьи американского журналиста Джорджа Кеннана «Сибирь и ссыльная система». Они были написаны им после посещения в 1885-1886 годах Сибири. Правительство попыталось опровергнуть эти факты, так как они могли пошатнуть их престиж.

Позже царская власть запретила распространение этих очерков Кеннана, которые были опубликованы как отдельная книга.

Таким образом, пытаясь скрыть критику, правительство только усилило накопление того взрывчатого революционного настроения среди масс. Объективная деятельность правительства давала, однако, более ощутимые результаты, чем его субъективные усилия.

Под напором быстрой концентрации противоречий Россия приближалась к своей первой революции 1905 года. В том году, вспоминая 80-е годы, кадетский летописец печати В.

Розенберг с горьким упреком по адресу правительства писал: «Многое из того, что заботит и занимает русское общество, что составляет для него истинную злобу дня, если и появляется в русской печати, то не иначе как потеряв интерес новизны и даже современности.

О многих событиях русской жизни, которые совершаются у всех на глазах, на улицах, в общественных собраниях и других доступных публике местах, русская печать обыкновенно дает отчет лишь по воспоминаниям современников».

Действительно, если бы власть в свое время послушала своих либеральных советчиков, то они могли бы значительно отсрочить эти революционные настрои. Однако правительство, поддерживавшие дворянское сословие, было не в состоянии принять правильные советы русских либералов. Своими действиями оно все более подтверждало взгляд марксистской печати, что спасение не в орудии критики, а в критике оружием.

Реакционная политика Александра III и его обер-прокурора Победоносцева привела после закрытия в 1884 году «Отечественных записок» и фактического прекращения издания журнала «Дело» как демократического к серьезному изменению характера всей легальной печати.

В России продолжали выходить лишь либерально-буржуазные, либерально-народнические журналы , газеты и реакционная пресса Сувориных и Катковых. Журналисты-демократы , придерживающиеся традиций 60-х 70-х годов, в 80-е годы сотрудничали с либеральными изданиями.

Характер освободительного движения и исключительно тяжелое положение легальной прессы в России заставили в 70-80-е годы революционеров наладить издание ряда нелегальных газет и журналов сначала за границей (по примеру «Колокола» Герцена и Огарева), а затем и в самой России.

Эта печать, свободная от цензурного гнета, стоит особняком в истории русской журналистики, но без нее картина развития нашей печати в 70-80-е годы была бы неполной. Но существование этой печати лишний раз иллюстрирует невыносимое положение журналистики в России, отсутствие свободы слова, за которую так горячо ратовал А.

И. Герцен в «Полярной звезде» и «Колоколе».

«Двести лет существует печать в России и до сегодняшнего дня она находится под позорным игом цензуры. До сегодняшнего дня честное печатное слово преследуется, как самый опасный враг! Сказать правду, даже намекнуть на нее всегда считалось у нас государственным преступлением.

На писателей, способных обмолвиться истиной, царское правительство всегда смотрело, как на своих личных врагов. Нет почти ни одного более или менее выдающегося писателя, который бы не подвергался царской немилости, а все лучшие из них побывали в ссылке, на каторге, в остроге.

Другие спасались только тем, что бежали за границу. Вся история русской литературы – это история постоянной борьбы царского самодержавия с правдивым и свободным словом». – писали питерские большевики в листовке «О 200-летии русской печати» 3 января 1903 года.

Этими словами можно полностью описать положение печати в царской России и могут быть целиком отнесены к 70-80-м годам XIX века.

Русская революционная демократия создала в 60-е годы замечательные по своему политическому содержанию печатные органы: «Современник», «Русское слово», «Искра». Они считались лучшими журналами XIX века. Так как сыграли важную роль в развертывании освободительной борьбы против крепостничества.

«Современник» и «Русское слово» были подлинными руководителями передового общественного мнения, воспитателями смелых борцов против самодержавия.

Их пример и традиции во многом определили развитие демократической печати 70-х 80-х годов, в первую очередь характер и направление журнала «Отечественные записки» Некрасова и Салтыкова-Щедрина.

Ссылка на основную публикацию